Психолого-педагогический аспект формирования толерантности младших школьников средствами художественной литературы
Общественные условия развития личности, степень ее социальной зрелости и активности, психический настрой, личностные качества, характер и содержание социальных противоречий, экономические и политические, культурные и бытовые условия, составляют среду становления и развития человека как социального объекта. Педагогические и дидактические условия должны обеспечивать успешность обучения и воспитания… Читать ещё >
Психолого-педагогический аспект формирования толерантности младших школьников средствами художественной литературы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Толерантность: пути формирования толерантности младших школьников средствами художественной литературы
Под толерантностью в Декларации понимается — это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека [4, с. 43].
В переводе с латинского толерантность (tolerantia) означает терпение. Если заглянуть в словарь С. И. Ожегова, то найдем три слова, близкие по значению: «терпение», «терпеть» и «терпимость». Терпение определяется с одной стороны, как способность терпеть, с другой — как настойчивость, упорство и выдержка. Терпеть — 1) безропотно и стойко переносить что-нибудь, 2) мириться с наличием чего-либо, 3) испытывать что-то неприятное, тяжелое, 4) откладывать какие-либо дела. Терпимость используется в значении терпимого отношения к кому-нибудь, чему-нибудь, к чужим мнениям, верованиям, поведению. Именно терпение считается одним из значимых качеств педагога. В педагогической работе, как ни в какой другой необходимо много терпения [36].
Согласно П. В. Степанову «Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, норм самовыражения и проявление человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений.
Толерантностьэто то, что делает возможным достижения мира и ведет от культуры войны к культуре мира"[5, с.56].
В содержании понятия «толерантность» А. Г. Асмолов выделяет три основных аспекта:
- 1) связан с устойчивостью;
- 2) связан с терпимостью;
- 3) связан с доступность [6, с. 54].
В этимологическом словаре термин «толерантность» восходит к латинскому глаголу toreloнести, держать [7, с. 224].
Проявление толерантности, которое созвучено уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Оно означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим [5, с. 59].
Вместе с понятием «толерантность» выделяются еще такие понятия как: толерантное отношение, толерантное поведение, толерантная личность.
Толерантное отношение — это терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям [8, с. 251].
Толерантное поведение — терпимое отношение к другим, их привычкам, взглядам [8, с. 251].
Толерантная личность — личность, которая уважает принципы других, относится к окружающим с уважением [9, с. 3].
На основе анализа различных подходов делаем вывод, что толерантность — это интегральная характеристика индивида, определяющая его способность в проблемных и кризисных ситуациях активно действовать с целью восстановления своего нервно-психического равновесия, успешной адаптации, недопущения конфронтации и развития позитивных взаимоотношений с собой и с окружающими [12, с. 255].
Проблема толерантности возникает не только тогда, когда один человек как-то взаимодействует с другим человеком, но и в ситуации вообще представления информации. Говорить о толерантности можно и нужно в том случае, когда две стороны стремятся к согласию. А когда одна сторона не готова меняться, то вторая сторона оказывается в очень трудной ситуации. Ведь толерантность — это взаимодействие. И взаимодействие предполагает некоторую идентификацию с партнером и взаимное уважение к ценностям и нормам другого.
Когда мы говорим о толерантности как о готовности к движению навстречу, к развитию все время переходим от феномена толерантности к толерантности как некоему качеству или свойству. Если мы говорим о феномене толерантности, нужно учитывать саму ситуацию и все стороны, участвующие во взаимодействии [11,с. 3].
Интересна трактовка толерантности группы ученыхВ.В. Глебнина, А. А. Шайгеровой, Г. У. Солдатовой. Они выступают против понимания толерантности как индифферентной терпимостью. Толерантность связывается ими с:
- 1) принятием другого;
- 2) проявлением сочувствия и сострадания к другим;
- 3) признанием ценности многообразия человеческой культуры.
Таким образом, понятие сущности толерантности базируется на признании, понимании, уважении, а также готовность к диалогу.
На основании этого можно выделить следующие критерии толерантности:
- 1) равноправие;
- 2) взаимоуважение человека или общества, доброжелательность;
- 3) терпимое отношение к различным группам;
- 4) сохранение и развитие культуры самобытности;
- 5) возможность следовать своим традициям для всех культур;
- 6) свобода вероисповедания;
- 7) сотрудничество и солидарность в решении общих проблем;
- 8) позитивная лексика в общении с другими.
Толерантность представляет собой тип морали. Реализующий концепцию прав человека на социально-психологическом уровне. Согласно данной морали, идеалом социальных отношений является кооперация, то есть добровольное взаимовыгодное сотрудничество людей и групп.
Достижению этой цели служит неукоснительное соблюдение ряда принципов:
- 1) принцип ненасилия. Все возникающие между людьми противоречия должны разрешаться мирным путем, без применения силы. Недопустимы отношения, основанные на угрозах, страхе и враждебности;
- 2) принцип плюрализма. Мы должны признавать и уважать разнообразие человеческого сообщества. Факт различий между отдельными людьми и группами не может быть основанием для дискриминации кого-либо;
- 3) право на свободу убеждений. Каждый волен в выборе своих культурных, религиозных и политических идеалов. Мы должны уважать право других иметь собственные убеждения, как бы сильно они ни отличались от наших. Речь идет о признании равноправия всех мыслей, отсутствии монополии на истину;
- 4) право на индивидуальность. Каждый человек имеет право на внешние, психологические и другие индивидуальные отличия. Расовая и этническая принадлежность, пол, возраст, социальный статус, физические и психические особенности людей не могут быть основанием для их дискриминации;
- 5) взаимоограничение в правах. Права и свободы каждого ограничения такими же правами и свободами других. Принцип плюрализма не санкционирует действий, нарушающих принципы толерантности [10, с. 25].
Категории толерантности:
- 1) мифологическая — общество терпимо относится к специфике философского мышления, поскольку оно еще не ведет к разрушению образов мифологического сознания, но в конечном итоге возникает тенденция подавления философии;
- 2) религиозноев структуре абсолютной веры толерантность невозможна в принципе, поскольку она разрушает абсолютность;
- 3) секулярноетолерантность становится реальностью в результате признания как истинных универсальных нравственных принципов [12, с. 255].
Методы воспитания толерантности — это способы формирования у детей готовности к пониманию других людей и терпимому отношению к их своеобразным поступкам.
Рожкова М.И., Байбородова Л. В. Ковальчук М.А. выделяют следующие методы воспитания толерантности:
- 1) стимулирование;
- 2) убеждение;
- 3) внушение;
- 4) метод дилемм и рефлексия [27, с. 115].
В интеллектуальной сфере необходимо формировать объем, глубину, действенность знаний о ценностях толерантности: идеалы терпимости, принципы отношений с людьми иных социальных и национальных групп. При воздействии на интеллектуальную сферу используется, прежде всего, метод убеждения. Убеждение предполагает разумное доказательство необходимого толерантного поведения.
Под внушением понимают такое психическое воздействие, словесное или образное, которое вызывает некритическое восприятие и усвоение какой-либо информации.
Процесс внушения часто сопровождается процессом самовнушения (переживания), когда ребенок пытается сам себе внушать ту или иную эмоциональную оценку своему поведению, как бы задавая себе вопрос: «Что бы мне сказал в этой ситуации учитель, или сказали родители?».
Методы воздействия на мотивационную сферу включают стимулирование, в основе которого лежит формирование у детей осознанных побуждений их жизнедеятельности [27, с. 117].
В результате стимулирования толерантного поведения должна формироваться устойчивая мотивация терпимого отношения к людям, блокирующая агрессивные поступки детей.
Метод дилемм заключается в совместном обсуждении школьниками моральных дилемм. К каждой дилемме разрабатываются вопросы, в соответствии с которыми строится обсуждение. По каждому вопросу дети приводят убедительные доводы «за» и «против». Анализ ответов полезно провести по следующим признакам: выбор, ценность, социальные роли и справедливость [26, с.41].
Соответствующим методу дилемм методом самовоспитания является рефлексия, означающая процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании.
В современной социальной ситуации проблемы воспитания толерантности у каждого члена общества приобрела особую важность.
Толерантностьискусство жить рядом с непохожими, способ решения конфликтов, искусство цивилизованного компромисса. Особая потребность в толерантности в современную эпоху обуславливается теми глобализованными процессами, которые «сжали» мир в единый социально-политический организм и поставили его существование в прямую зависимость от того, насколько успешно сумеют наладить взаимодействие и совместную жизнь люди, придерживающиеся различных, часто противоположных норм и ценностей.
В российскую школу приходят дети разных национальностей, из семей с разным социальным статусом, с разными материальными возможностями. Нужно учить младших школьников уважать не только себя, но и тех, кто находится рядом с ними. Необходимо показать им, что главноеэто личность, права человека, его самоуважение [6, с.56].
В процессе проведения соответствующей работы учителем должны решаться следующие задачи:
- 1) воспитание личности, осознающей достоинства человека;
- 2) воспитание терпимости;
- 3) воспитание гуманного человека;
- 4) формирование умения разрешать конфликты ненасильственным путем [4].
Особенно важно воспитание толерантности, культуры мира и согласия в детском возрасте. Ребенок пытается упорядочить окружающий его мир, сделать этот мир понятным, предсказуемым, не таящим угрозы. Почему героями сказок для маленьких детей чаще выступают не люди, а животные? Мир взаимоотношений между людьми очень сложен, пока во многом не понятен ребенку, а зайчик в сказках всегда хороший и немного трусливый, а вот волк злой, а лиса хитрая. На самом деле заяц не так уж и труслив, а лиса не самый хитрый зверь. Но ребенок отрабатывает понимание взаимоотношений сначала в упрощенной форме на сказочных героях, а уже потом учится понимать тонкости взаимоотношений между людьми. Он пытается защититься от «иных», противопоставляя их «своим», объединяясь со своими против чужих или просто других [13, с. 78].
Младший школьный возраст наиболее благоприятен для формирования толерантного взаимодействия, так как дети относятся к учению как к серьезной, общественно значимой деятельности, их привлекают серьезные занятия, которые требуют умственного напряжения, дают им новые знания и умения [14, с. 68].
Воспитание в духе толерантности начинается с обсуждением вопросов, в чем заключается права и свобода детей, что, с одной стороны, способствует осуществлению этих прав, а с другойукрепляет у младших школьников стремление к защите прав других детей.
Подчеркнем, что сам по себе принцип толерантности нуждается в правильном понимании. Он связан с терпимостью к злу и преступности. Нельзя быть толерантным к тем, кто своими суждениями и действиями отказывает человеку в праве на жизнь, подрывает основы общественного порядка, разжигает религиозную и национальную вражду.
Современное образовательное пространство учебного учреждения ценным и значимым признает культурную самобытность каждого, в нем открывается доступ ко всем цивилизациям мира, включая собственную, в нем происходит снятие внешних ограничений доступности к другим образовательным системам. Здесь формируется некая социокультурная и жизненная установка, каждый ощущает комфортность бытия, самодостаточность, стремление к самосовершенствованию. Однако специфика развития общества создает систему препятствий для реализации этих целей [16, с.285].
Исследование влияния этих факторов на процесс развития толерантности показало, что осознание и учет их способствуют повышению его эффективности. Умелое использование этих факторов зависит от знания условий, влияющих на становление толерантной личности, т. е. составных частей или характеристики среды, в которой развивается ребенок. Система всех факторов и условий жизнедеятельности образует среду обитания человека, которая является важным условием мировоспитания личности ребенка, ибо создает актуальный образ в сфере межличностных отношений, в основе которых лежит толерантность.
Общественные условия развития личности, степень ее социальной зрелости и активности, психический настрой, личностные качества, характер и содержание социальных противоречий, экономические и политические, культурные и бытовые условия, составляют среду становления и развития человека как социального объекта. Педагогические и дидактические условия должны обеспечивать успешность обучения и воспитания толерантности. Характер межличностных отношений, основанный на толерантности, должен обусловливать эффективное становление толерантной личности [17, с. 136].
Современные школьники должны обучаться в духе мира, терпимости, равенства, уважения к человеческим правам и свободам, которые закреплены в ряде юридических документов. Так, многие конфликты и проблемы школьной жизни помогает решать и предотвратить Декларация прав школьника, провозглашенная Генеральной Ассамблеей ООН, к соблюдению которой должны стремиться все народы и государства, чтобы обеспечить школьникам защиту их прав и свобод на территории школы.
Ученики должны понять, что мы живем в многонациональной стране. Значит, уважение к традициям, обычаям, ценностям и истории каждого народа — обязательное условие нормального общения.
Формирование толерантного отношения к окружающим людям в начальной школе также должно быть направлено на воспитание у младшего школьника чувства уверенности в себе, уважение себя и других. Эти качества составляют основу всей культуры прав человека и толерантного отношения к другим [7, с.224].
Если анализировать русскую культуру, то она складывалась как земледельческая, требовавшая совместных трудовых усилий людей в условиях суровой природы, поэтому детей воспитывали так, чтобы у них росла вера не столько в собственные силы, сколько в совместные усилия и помощь членов группы, стремление к послушанию и коллективизму. Во всех культурах, в том числе и в русской, признается «золотое правило», которое и генетически, и по существу представляет собой отрицание талиона, расставляет акценты на отношении человека к себе через его отношение к другим. Понимается, что человек необходимо должен и хочет руководствоваться нормами, которые имеют достоинство всеобщности, т. е. не разрушают связей с другими людьми, а открывают перспективу сотрудничества с ними. Для этого человеку необходимо мысленно поставить себя на место другого (других), а другого поставить на свое собственное место [5, с. 60].
Таким образом, проанализировав само понятие «толерантность», его принципы, методы, категории, мы пришли к выводу, что воспитание толерантности к не похожим на тебя людям, воспитание терпимости, понимания, интереса к другому человеку и к его видению мира становится в нашем изменяющемся обществе одной из важнейших задач, стоящих перед взрослыми людьми по отношению к подрастающему поколению. В нынешнее время, с его убыстренным ритмом, с нестабильностью, с трудностью прогнозирования будущего, с высокой неоднородностью общества, с востребованностью не одинаковых людей-«винтиков», а индивидуальных способностей каждого, без умения уважать чужие ценности, чужое мнение очень трудно жить среди людей и быть ими принятым. Наиболее важную роль в воспитании толерантной личности, уважающей и себя, и других, играют, конечно же, родители и педагоги.