Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогическая диагностика нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Средний уровень нравственной воспитанности прослеживался, в вербальном поведении — положительным отношением дошкольника к чувствам сопереживания и сочувствия, выделением только реальных ситуаций неблагополучия другого, однотипным способом проявления сопереживания и сочувствияв реальном — активным эмоциональным реагированием на затруднения и неблагополучия сверстника внешнего характера… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы психолого-педагогической диагностики
    • 1. 1. Становление и развитие психолого-педагогической диагностики
    • 1. 2. Изучение и диагностика нравственной воспитанности личности
    • 1. 3. Сопереживание и сочувствие — критерий нравственной воспитанности дошкольника
  • Глава II. Экспериментальное изучение нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста
    • 2. 1. Изучение и диагностика нравственной воспитанности в вербальном поведении старшего дошкольника. 55-юо
    • 2. 2. Выявление нравственной воспитанности старшего дошкольника в реальном поведении. /г*>-лз?
    • 2. 3. Характеристика стратегии воспитательно-образовательного процесса

Педагогическая диагностика нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В настоящее время в нашем обществе царит равнодушие и бездуховность, отсутствие бережного и чуткого отношения людей друг к другу. В связи с таким положением особо актуальным является не только развитие и воспитание у детей с раннего детства гуманного отношения к «другому», но одновременно и выявление их уровня становления и проявления на каждой возрастной стадии развития ребенка. Следовательно, поднимается вопрос диагностики нравственной воспитанности детей дошкольного возраста.

Проблема диагностики заявлена достаточно давно и решается как в психологических (А. Бине, JI.C. Выготский, В. В. Давыдов, A 3. Зак, В. Штерн, Д.Б. Эльконин), так и педагогических исследованиях (A.B. Зоси-мовский, Я. Л. Коломинский, А. И. Кочетов, B.C. Ханчин и др.).

В ряде исследований под педагогической диагностикой подразумевается последовательный сбор информации обучающихся, которая при последующей объективной интерпретации позволяет наметить и осуществить программу коррекционно-недагогических мер (Л.Н. Винокуров, Д. С. Горбатов, К. Ингенкамп).

В последние года проблема педагогической диагностики актуализировалась, и в центре ее внимания оказалось: определение подготовленности ребенка к систематическому обучению (Альтхаус, Дум, Титце) — изучение школьной успеваемости (Д.С. Горбатов, Люманн, Фрик, Шотт) и школьной дезадаптации (Л.Н. Винокуров). Помимо интеллектуального аспекта личности школьника исследователями рассматривается и личностный аспект: определение воспитанности личности школьника в целом (К.Н. Голубев, А. И. Кочетов, Н. И. Монахов и др.) и нравственной воспитанности в частности (О С Богданова, Н. Е. Вфременко, М. Г. Казакина, И. С. Марьенко, В. И. Петрова, М.И. Шилова). При выявлении нравственной воспитанности школьника существенное место отводится вопросу разработки критерия нравственной воспитанности с учетом возрастных особенностей детей. Критерии нравственной воспитанности выделены у детей младшего школьного, подросткового возраста и периода ранней юности. За пределами изучения остается период дошкольного детства.

Анализ литературы свидетельствует (показывает), что применительно к детям дошкольного возраста педагогическая диагностика практически не разработана. Исключение составляет исследование И. В. Житко по частной проблеме — формирование трудолюбия у старших дошкольников в процессе педагогической диагностики.

В исследованиях наиболее полно освещена психологическая диагностика детей дошкольного возраста: познавательные и эмоциональные процессы (J1.A. Венгер. Н Е. Веракса, ОМ Дьяченко, A.B. Запорожец, Т.Д. Марцинковская) — направленность личности (Н.И. Непомнящая) — взаимоотношения личности в коллективе (ЯЛ. Коломинский).

Немало работ выполнено по проблеме морального развития и воспитания детей дошкольного возраста, где изучаются: психологические механизмы становления и развития моральных чувств, представлений и поведения (Ж. Пиаже, A.B. Запорожец, С. Н. Карпова, А. Д. Кошелева. Я.З. Не-верович, Т. А. Репина, Е.В. Субботский) — характерные особенности и закономерности морального развития дошкольника (Ж. Пиаже, Е. В. Субботский, С.Г. Якобсон) — педагогические условия и средства, способствующие формированию нравственных норм у детей (И.В. Княжева, Т. А. Маркова,.

B.Г. Нечаева, Л. Г1. Стрелкова). При изучении вопросов морального развития и воспитания дошкольников проблема диагностики нравственной воспитанности самостоятельно не выделяется, но элементы «прослеживаются» в использовании разнообразных методов и методик, направленных на выявление нравственных представлений, чувств и поведения, а также в выделении критерия нравственной воспитанности дошкольника (В.К. Котырло.

C.Ei. Пегерина). В качестве «заявленных» критериев нравственной воспитанности предложены: 1) интегративное свойство личности, обеспечивающее гармонию нравственно-мотивированных отношений к познанию, деятельности и общению (С.В. Иегерина) — 2) особенности проявления детей в момент их объединения для участия в игре (В.К. Котырло). Предлагаемые критерии трудны в применении для практических работников и недостаточно экспериментально проверены.

Практика показывает, что педагоги испытывают затруднения при определении уровня нравственной воспитанности детей дошкольного возраста из-за недостаточной разработки конкретных критериев и диагностических методик, способствующих выявлению уровня нравственной воспитанности.

Таким образом, актуальная и важная проблема недостаточно теоретически и методически разработана, что и обусловило выбор темы диссертационного исследования: «Педагогическая диагностика нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста» .

Объект исследования — нравственное воспитание детей дошкольного возраста.

Предмет исследования педаг огическая диагностика нравственной воспитанности дошкол ьн ика.

Цель исследования выделить основные педагогические условия, определяющие уровень нравственной воспитанности ребенка старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования. Педагогическая диагностика нравственной воспитанности предполагает в качестве основных критериев чувства сопереживания и сочувствия. Именно они могут служить ориентиром при определении нравственной воспитанности старшего дошкольника в силу следующих причин: старший дошкольный возраст характеризуется высокой эмоциональностью и чувствительностьюповедение дошкольника определяется часто непосредственными эмоциямиданные проявления в качестве критерия вполне доступны для их обнаружения.

Проявление сопереживания и сочувствия старшим дошкольником по отношению к другому зависит: от индивидуально-типологических особенностей личности ребенка, от личного опыта ребенка, от характера взаимодействия взрослого (педагога) с ребенком. Среди множества зависимостей степень выражения сопереживания и сочувствия у дошкольника по отношению к другому находится в прямой закономерности от характера взаимодействия взрослого (педагога) с ребенком, от характера отношений педагога к детям.

В соответствии с проблемой, предметом, объектом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. Разработать критерии и показатели уровня нравственной воспитанности старшего дошкольника.

2. Определить уровни нравственной воспитанности старшего дошкольника в вербальном и реальном поведении.

3. Определить педагогические условия, способствующие нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста.

4. Установить зависимость нравственной воспитанности детей 5 -7 лет от характера отношения «педагог ~ дети» .

Методологической основой исследования является: использование содержательных критериев при оценке результатов диагностики (Р. Глезер, Р. Ибель, Б. Попхен, Л. А. Венгер, A 3. Зак) — изучение в единстве морального сознания и поведения (Е.В. Субботский, С.Г. Якобсон) — анализ личностно-ориентированной и учебно-дисциплинарной моделей обучения и воспитания дошкольника (A.M. Виноградова, В. А. Петровский, Л.П. Стрелкова).

Для реализации поставленной цели, решения задач и проверки исходных положений использовался следующий комплекс методов: изучение и теоретический анализ психолого-педагогической литературы, экспе-рименталыю-педагогическая работа, систематическое выборочное и хронометрированное наблюдение, беседы, тестирование, анализ результатов творческой деятельности детейпроведение количественной и качественной обработки полученных данных.

Организация исследования. Исследование проводилось на базе ДОУ №№ 72 и 195 г. Тольятти. На различных этапах экспериментальной работы в исследовании принимало участие 150 детей старшего дошкольного возраста и 26 педагогов дошкольных учреждений.

Работа проводилась с 1996 по 2001 год и имела следующие этапы: 1) изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования- 2) поисковый эксперимент- 3) экспериментально-педагогическая работа- 4) обработка и оформление результатов исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что выделен основной критерий нравственной воспитанности личности старшего дошкольника в соответствии с возрастными особенностями — чувства сопереживания и сочувствияразработаны конкретные показатели для определения уровня нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста в вербальном и реальном поведении (направленность сопереживания и сочувствияхарактер ситуаций, вызывающих сопереживание и сочувствиетипы эмоциональных реакций на неблагополучие другогоспособы проявления сопереживания и сочувствия к другому) — выявлено и научно обоснована зависимость в проявлении критериально-нравственных качеств личности дошкольника — чувства сопереживания и сочувствия, где существенную роль играет характер взаимодействия педагога с ребенкомопределена зависимость педагогической работы и нравственного развития ребенкадополнены возрастные характеристики нравственного развития старших дошкольников и их индивидуальное различие.

Практическая значимость исследования заключается в разработке комплекса диагностических методик практическим работникам дошкольных учреждений для выявления сопереживания и сочувствия у детей старшего дошкольного возраста. Материалы и результаты исследования могут быть использованы при чтении лекций и проведении практических занятий по психолого-педагогическим дисциплинам.

Достоверность результатов исследования обеспечивается опорой на научную методологиюанализом и использованием достижений современной психолого-педагогической наукииспользованием комплекса методов, согласно проблеме исследованияапробацией основных положений работы в дошкольных учрежденияхкачественным и количественным анализом полученных результатов.

Положения, выносимые на защиту:

— обоснование ведущею критерия нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста — чувства сопереживания и сочувствия;

— показатели, определяющие нравственную воспитанность старшего дошкольника в вербальном и реальном поведении (направленность сопереживания и сочувствия, ситуации неблагополучия другого, типы эмоциональных реакций на неблагополучие другого, способы проявления сопереживания и сочувствия), уровни нравственной воспитанности детей 5−7 лет;

— педагогические условия, способствующие проявлению критериально-нравственных качеств личности дошкольника — чувства сопереживания и сочувствия: позиция педагога (положение принятое педагогом в системе социальных взаимоотношений «взрослый — ребенок») — отношение педагога к ребенкуособенности содержания и проведения воспитательно-образовательного процесса.

Апробация. Выводы и результаты исследования сообщались на заседаниях кафедры эстетического воспитания Московского государственного открытого педагогического университета, на научно-практических конференциях преподавателей и студентов Тольяттинского филиала Самарского государственного педагогического университета (1998, 1999 гг.), использовались в лекциях и спецсеминаре для студентов, на педагогических советах в дошкольных учреждениях №№ 72 и 195 г. Тольятти.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исходя из основных требований, предъявляемых к критерию (соответствие возрастным особенностям и социальным отношениям ребенка с другим) в качестве ведущего критерия нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста выделили чувства сопереживания и сочувствия. Выбранный критерий оправдан при определении уровня нравственной воспитанности старшего дошкольника.

С учетом возрастных особенностей ребенка и педагогических условий разработаны объективные показатели для определения уровня сопереживания и сочувствия в вербальном поведении (то есть представления и суждения) и реальном поведении (конкретные действия и поступки): направленность (по отношению к кому ребенок адресует сопереживание и сочувствие) — характер ситуаций, вызывающих сопереживание и сочувствиетипы эмоциональных реакций на неблагополучие другоюспособы проявления сопереживания и сочувствия к другому.

Только одновременное выявление представлений и реальною проявления чувства сопереживания и сочувствия позволяет целостно определить уровень нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста.

Проведенная диаг ностика свидетельствует, что старшему дошкольнику присущи следующие уровни нравственной воспитанности: высокий, средний, низкий и «отстраненный» .

Высокий уровень нравственной воспитанности характеризовался: в вербальном поведении — достаточным пониманием и осознанием дошкольником чувства сопереживания и сочувствия, выделением разного рода ситуаций неблагополучия другого («идеальных» и «реальных») и проявлением, но отношению к пострадавшему разнообразных способов сопереживания и сочувствияв реальном — способностью выделять у сверстника разные ситуации неблагополучия (внутренние и внешние) и реагировать на них активными эмоциональными реакциями, самостоятельно отбирать и применять различные способы сопереживания и сочувствия по отношению к другому, независимо от предпочтений и симпатий.

Средний уровень нравственной воспитанности прослеживался, в вербальном поведении — положительным отношением дошкольника к чувствам сопереживания и сочувствия, выделением только реальных ситуаций неблагополучия другого, однотипным способом проявления сопереживания и сочувствияв реальном — активным эмоциональным реагированием на затруднения и неблагополучия сверстника внешнего характера, однообразными и подражательными способами сопереживания и сочувствия, а также ситуативиостью и избирательностью чувств по отношению к другому.

Низкий уровень нравственной воспитанности проявлялся: в вербальном поведении — рядом затруднений — в характеристике и оценке чувства сопереживания и сочувствия в выделении типичных сигуаций неблагополучия другого, способах проявления сопереживания и сочувствияв реальном — трудностью в выявлении неблагополучия сверстника, пассивным характером эмоциональных реакций, эпизодичностью и фрагментарностью сопереживания и сочувствия по отношению к другому.

Отстраненный" уровень нравственной воспитанности характеризовался: в вербальном поведении — переводом разговора на отвлеченную тему или совсем уходом от общения и контакта с экспериментаторомв реальном поведении — способностью заметить неблагополучие и трудности сверстника, но не реагировать действенным сопереживанием и сочувствием, а, наоборот, отстраняться и удаляться от происходящего.

Выявленные уровни нравственной воспитанности детей отличаются различной степенью выраженности имеющихся представлений о сопереживании и сочувствии и их реальным соотношением в конкретных поступках.

Эксперимент доказал, что одним из условий, определяющих уровень нравственной воспитанности дошкольника, является сама организация воспитательно-образовательного процесса в группе детского сада. Уровень нравственной воспитанности дошкольника напрямую зависит от характера взаимодействия педагога с ребенком, где ведущее место занимает его позиция. «Условно-динамическая» позиция педагога способствует высокому уровню становления и развития чувства сопереживания и сочувствия, а «фактическая» — низкому и «отстраненному» .

Проведенная диагностика позволила определить, что у старших дошкольников (экспериментальных групп Л и Б) прослеживается различный опыт коллективной жизнедеятельности и общения в детском саду. В группе, А дошкольники максимально приближены друг к другу, постоянно находятся во взаимодействии, хотя не всегда в позитивном. В группе Б, наоборот, дети максимально отодвинуты друг от друга, для них характерно не взаимодействие, а индивидуальное действие, потенциальная потребность совместной деятельности прослеживается, но в большинстве случаев подавляется взрослым (педагогом).

В процессе диагностики были дополнены отдельные характерные особенности, свойственные нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста: дети старшего дошкольного возраста проще и легче замечают и выделяют неблагополучие сверстника внешнего характера (боль, дискомфорт), чем внутреннего (страх, тревогу, обиду). Легкость выделения внешнего состояния неблагополучия сверстника обусловлена наличием ярко выраженной эмоциональности. Установили, что неблагополучие сверстника внутреннего характера выделяется лишь эмоционально-чувствительными детьми, теми, кто способен перенести на себя состояние сверстника, сравнить испытываемые им переживания со своими собственными.

Выделены виды сопереживания и сочувствия, доступные старшему дошкольнику: внешние и внутренние и определены тенденции их развития. Внешнее сопереживание для большинства детей пяти — семи лет.

1А1 представляет «актуальный уровень развития», а внутреннее является «зоной ближайшего развития», так как неблагополучие другого ребенка не всегда выделяется самостоятельно, требуется, чтобы его первоначально выделил и отметил взрослый. Данное положение ставит перед педагогом задачупомочь ребенку замечать затруднения сверстника внутреннего характера через внешние особенности поведения.

Выявлено, что направленность сопереживания и сочувствия по отношению к другому в плане представлений значительно шире и более конкретизирована (к близким, друзьям, животным, малышам и т. д.), а в реальном обращена лишь по отношению к сверстнику — ровеснику. Реальное проявление сопереживания и сочувствия стеснено узостью и пределами группы, и поэтому оно нуждается в расширении границ через специально созданные ситуации.

Прослеживаются единые способы сопереживания и сочувствия по отношению к другому, независимо от вида поведения: информационно-познавательные, вербальные, практические.

Имеющийся опыт сопереживания и сочувствия детей старшего дошкольного возраста в вербальном и реальном поведении позволил определить источники его приобретения: личный опытопыт семьиобобщенный «идеальный» опыт. Среди выявленных источников преобладающим является личный опыт ребенка. Установили, что количество привлекаемых источников опыта детьми зависит от позиции педагога.

Проведенное исследование не претендует на полное и всестороннее освещение названной проблемы. Его следует рассматривать как один из подходов определения нравственной воспитанности старшего дошкольника. В дальнейшем возможно изучение половых различий в проявлении старшим дошкольником чувства сопереживания и сочувствия другому, а также изучение и диагностика чувства сорадости у детей старшего дошкольного возраста.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В. Действенная групповая эмоциональная идентификация как проявление альтруистического поведения и методы ее исследования у дошкольников // Новые исследования в психолог ии. — 1978. -№ 2. — С. 89−93.
  2. В. В. Совместная деятельность дошкольников как условие гуманного отношения к сверстникам // Вопросы психологии. 1980. -№ 5. — С. 60−70.
  3. В.В. Социальная психология детства: ребенок среди взрослых и сверстников в онто- и социогенезе // Мир психологии-1996.-№ 3. -С. 129−156.
  4. H.H., Мещерякова ?С.Ю. Вы и младенец. М., 1991.
  5. H.H. Некоторые особенности сопереживания в раннем онтогенезе // Проблемы формирования ценностных, ориентации и социальной активности личности. М., 1984. — С. 35−41.
  6. Н.И. Особенности развития готовности к сопереживанию у детей шестилетнего возраста (в детском саду и в школе). Авгореф. дисс.. .. к. псих. н. — М., 1987.
  7. H.A. Основы педологии. М., 1928.
  8. М.Я. Опыт методики психологических наблюдений и ее применение к детям дошкольного возраста. М., 1923.
  9. Ю.Басов М. Я. Проблема наблюдателя в психологических и педагогических наблюдениях за детьми // Методы объективного изучения ребенка. Л., 1924.
  10. М.Я. Педагог и исследовательская работа над детьми. Л., 1925.
  11. М.С. Педология наука о детях. М., 1928.
  12. О.С., Петрова В. И. Некоторые проблемы нравственного воспитания и развития младших школьников. М., 1972. — 104 с.
  13. М.Богданова ОС. Роль нравственных норм в поведении младших школьников // Совет, педагогика. 1973. — № 10 — С. 22−30.
  14. Е.В., Карпенко H.A. О некоторых условиях развития рефлексии у старших дошкольников // Исследование проблем дошкольного воспитания в трудах молодых ученых. ~ М., 1985. 215 с.
  15. . Воспитание как целенаправленное формирование личности ребенка // Вопросы психологии. 1974. — X" 1С. 33−39.
  16. Л.И., Конникова Т. Е. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопрос психологии. 1975. — № 1.- С. 80−86.
  17. Болдуин Духовное развитие с социологической и этической точки зрения. М., 1913.
  18. Бондарев екая ЕВ. Опыт выявления уровня воспитанности у учащихся // Советская педагогика. 1965. — № 4.- С. 122−131.
  19. Е.М. Основные тенденции развития психодиагностики. -Гуманизация образования. 1994-№ 1.
  20. Е.М. Тенденции развития современной психодиагностики. -Детский практический психолог. 1994.-№ 1.
  21. H.A., Шуберт А. М. Испытание умственной одаренности и школьной успешности. -М., 1926.
  22. А. Психическое развитие ребенка. М., 1967. — 196 с.
  23. А. Истоки характера у ребенка // Вопросы психологии. -1990.-№ 5,6.
  24. Винокуров Л И. Педагогическая диагностика и профилактика нервно-психических нарушений у дошкольников. Автореф. дисс.. д. п. н. -Кострома, 1996. — 66 с.
  25. Вопросы педагогической психодиагностики / Под ред. В. Лубовского, Д.Богоявленской. Таллин, 1976.
  26. Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960.
  27. Т.П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего и среднего школьного возраста // Вопросы психологии. 1974. ~ № 5.-С. 107−114.
  28. Н.К., Битинас Б. П. Введение в диагностику воспитания. М, 1989.- 160 с.
  29. Д.С. Критериально-ориентированное тестирование как средство диагностики учебных достижений школьников. Автореф. диес. к. п. н. — Воронеж, 1996.31 .Гурьянова Е В. Учет школьной успеваемости. М., 1926.
  30. H.A. Тесты успеваемости учащихся в советский школе 2030 годов // Методология историко-психологического исследования. -М&bdquo- 1974.
  31. Г. А. Развивающие возможности содержательной диагностики. Автореф. дисс.. к. п .н. — Томск, 1998. — 18 с.
  32. Т.М. Педагогическая диагностика как функция муниципальных органов управления образования. Автореф. дис. к. п. н. — М., 1998. -18 с.
  33. Н.Е. К вопросу об учете результатов воспитания // Совет, педагогика. 1970 — № 6.
  34. Н.Е. К исследованию проблемы учета результатов воспитания учащихся // Совет, педагогика. 1975 -№ 2.
  35. Ждан, А Н. История психологии. М., 1990.
  36. A.B., Неверович Я З. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Вопросы психологии. 1974,-№ 6.
  37. A.B. Взаимосвязь развития когнитивных и эмоциональных процессов у детей / Тезисы научных сообщений советских психологов к XXI Международному психологическому конгрессу. М., 1976. — С. 123−125.
  38. К. Педагогическая диагностика. М., 1991.
  39. М.Г. Изучение нравственной воспитанности школьников // Вопросы психологии. 1979 -№ 4.
  40. P.P. Становление нравственности в дошкольном возрасте и социальное окружение. Автореф. дис.. к. пс н. — СПб., 1999.
  41. З.И. Вопросы диагностики умственного развития школьников / О диагностике психическою развития личности. -Таллин, 1974.
  42. O.JI. Методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста «Я Ты — Мы» (Опыт работы дошкольных образовательных учреждений России). — Нижний Новгород. — 1998.
  43. Г. Тест Люшера. Психология цвета. Воронеж, 1996.
  44. И.В. Проблема репрезентативности эмпирических данных в исследовании нравственного облика первоклассника / Измерения в исследовании проблемы воспитания. Тарту, 1973.
  45. К.Н. Очерки о психологии ребенка дошкольного возраста. -М. 1917.
  46. К.Н. Очерк поведения ребенка дошкольного возраста. JI., 1927.
  47. К., Рыбникова Н., Смирнова В. Простейшие школьные психологические опыты. М., 1927.
  48. В.К., Приходько К).А. Роль эмоционального опосредования отношений дошкольников в их социальном развитии / Проблемы формирования ценностных ориентации и социальной активности личности. М., 1984. — С. 74−83.
  49. А.И. Педагогическое исследование. Рязань, 1975. — 178 с.
  50. А.И. Культура педагогического исследования. Минск, 1992. -170 с.
  51. A.A. Вопросы психологической диагностики в детской и педагогической психологии / О диагностике психологического развития личности. Таллин, 1974.
  52. Леонтьев, А Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте / Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. -М.-Л., 1948.
  53. АН., Лурия А. Р., Смирнов A.A. О диагностических методах психологического исследования // Совет, педагогика. 1968,-№ 7.
  54. А.Н. Эмоциональная жизнь дет ского коллектива. М., 1978.
  55. A.H. Эмоциональные потенциалы коллектива. М., 1988. -128 с.
  56. Л.Г. Особенности нравственных ориентаций дошкольников в игровой и реальной ситуациях / Проблемы формирования ценностных ориентаций и социальная активность личности. М., 1984. — С. 63−74.
  57. Мануйленко 3 В. Развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста.-Известия АПН РСФСР, 1948- Вып. 14.
  58. И.С. Критерии нравственной воспитанности и основы методики выявления уровней ее развития у школьников / Измерения в исследовании проблем воспитания. Тарту, 1973.
  59. Т.Д. Диагностика психического развития детей. М., 1997.
  60. Т.Д. История детской психологии. М., 1998. — 272 с.
  61. Материалы симпозиума по вопросам разработки диагностических методов определения уровня умственного развития детей. Рига, 1970.
  62. Методы объективного изучения ребенка / Сб. статей по педологии / Под ред. И. В. Эвергетова. Л., 1924. — 240 с.
  63. Н.И. Нравственное просвещение учащихся. -М., 1969.
  64. Н.И. Изучение эффективности воспитания: Теория и методика (опыт экспериментального исследования). М., 1981. — 144 с.
  65. B.C. Значение ориентации на сверстника в усвоении нравственных норм детьми дошкольного возраста. Автореф. дис. к. пс. н. -М., 1999.
  66. B.C. К проблеме социального развития ребенка // Психологический журнал. № 5. — Т. 1. — 1980. — С. 43−53.
  67. В.М. Проблемы генезиса личности. М., 1985.
  68. Научное творчество Л. С. Выготского и современная психология. М., 1981.
  69. НедоспасоваВ.А. Психологический механизм преодоления центрации в мышлении детей дошкольного возраста. Автореф. дис. к. п. н. — М., 1972.
  70. В.А. Учимся рассуждать (пособие по дошкольному воспитанию). Тольятти, 1998. — С. 76.
  71. Н.И. О методе системного изучения психического развития детей // Вопросы психологии. 1973.- № 4.
  72. Н.И., Богоявленская Д. Б. Некоторые проблемы конструирования диагностических методик / О диагностике психического развития личности. Таллин, 1974.
  73. А.П. Руководство к экспериментально-психологическому исследованию детей.-М., 1925.
  74. Нравственное воспитание дошкольников / Под ред. В. Г. Нечаевой. М., 1972.
  75. В.Г. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста / Научные основы воспитания и обучения детей дошкольного возраста в СССР. Тезисы докладов советско-американского семинара. М., 1975. с. 43−47.
  76. А.Б. Возникновение новой психодиагностики: некоторые симптомы и тенденции // Вопросы психологии. 1991.-№ 5.
  77. Отношения между сверстниками в группе детского сада / Под ред. Т А. Репиной. М., 1978.
  78. Педагогическая диагностика в школе / Под ред. А. И. Кочетова, Я. Л. Коломинского. Минск, 1988,
  79. Педология и детская психология / Под ред. А. Б. Залкинда. М., 1930.
  80. H.H. Межличностные отношения. JI., 1979. — 151 с.
  81. Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995.-357 с.
  82. C.B. Теория и методика повышения эффективности процесса нравственного воспитания в дошкольном учреждении. Автореф. дисс. д. п. н. — Л., 1991.
  83. . Теория Пиаже / История зарубежной психологии ЗО-е-60-е годы XX века. -М., 1986.
  84. Проблема управления процессов формирования личности / Под ред. A.B. Зосимовского и Л. П. Рувинского. М., 1972.
  85. Проблемы диагностики умственного развития учащихся / Под ред. З. И. Калмыковой. М., 1975. — 208 с.
  86. Проблемы нравственного воспитания / Под ред. Рувинского Л. П. М., 1977.
  87. Психология личности и деятельности дошкольника /Под ред. A.B. Запорожца и Д. Б. Эльконина. -М., 1965.
  88. Психология развивающейся личности / Под ред. В. А. Петровского. -М., 1987.
  89. Психология воспитания / Под ред. В. А. Петровского. М, 1995. -152 с.
  90. Психолог ическая диагностика, ее проблемы и методы / Сб. научных трудов. М, 1975.
  91. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. A.B. Запорожца и Я З. Неверович. М., 1986.
  92. Развитие личности ребенка / Под ред. A.M. Фонарева. М., 1987. -272 с.
  93. Т.А. От трех до семи. М., 1965.
  94. Репина Т А. Социально-психологическая характеристика групп детского сада. М., 1988.
  95. A.M. Развитие сопереживания ровесникам у дошкольников. -Автореф. дисс. к. пс. н. М., 1992.
  96. Руиинекий Л И. Нравственное воспитание личности. М., 1980.
  97. Jl.И. Психолого-педагогические проблемы нравственноговоспитания школьников. М., 1981. — 128 с. ПО. Сикорский И. А. Ход умственного и нравственного развития в первые годы жизни. — Киев, 1901.
  98. В.В. Исследования морального развития ребенка в зарубежной психологии // Вопросы психологии. № 6. — 1975. — С. 149 155.
  99. Е.В. Исследования проблемы взаимопомощи и альтруизма в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1977-№ 1. — С. 164−171.
  100. Е.В. Г енезис морального поведения у дошкольников. -Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. — 1978. -т.-С. 13−25.
  101. Е.В. Формирование морального действия у ребенка // Вопросы психологии. 1979. -№ 3.-С. 47−55.
  102. Е.В. Формирование элементов альтруистического поведения у дошкольников. Вестник Московского университета. — Серия 14. Психология. — 1979. — № 2 — С. 36−47.
  103. Е.В. Генезис личностного поведения у дошкольников и стиль общения // Вопросы психологии. 1981. — № 2. — С. 68−78.
  104. Е.В. Нравственное развитие дошкольника // Вопросы психологии. 1983. -№ 4 — С. 30−37.
  105. Е.В. Ребенок открывает мир. М., 1991. — 207 с.
  106. Сушкова И В. Формирование взаимопомощи у детей пяти лет в подвижной игре. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1994.
  107. С.А. Формирование гуманистической направленности поведения у детей пятого года жизни. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М&bdquo- 1995.
  108. Учимся общаться с ребенком / Под ред. В. А. Петровскоого, A.M. Виноградовой, Л. М. Клариной и др. М., 1993. — 191 с.
  109. Дж. Генетическая психология Ж. Пиаже. М., 1967. -623 с.
  110. К. Как научить детей сотрудничать. М., 1998.
  111. Чоросова О М. Парадигмы изучения нравственного поведения ребенка в современной психологии // Мир психологии. 1996. — № 3- С. 124−128.
  112. В.Э. Нравственная устойчивость личности. М., 1981. -208 с.
  113. Л.М. К вопросу о видах сопереживания / Проблемы формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. М., 1984. — С. 30−35.
  114. Р.Х. Самолюбие детей (дошкольный возраст). М., 1969. -176 с.
  115. Й. и колл. Диагностика психического развития. Прага, 1978.
  116. М.И. О диагностическом подходе в изучении нравственной воспитанности школьников II Советская педагогика. 1978.-№ 4.
  117. А.Ж. Школьные тесты. М., 1926.
  118. В.А. Педагогические условия воспитания милосердия у детей младшего школьного возраста. Автореф. дисс. к. п. н. — М., 1999. -18 с.
  119. В. Умственная одаренность. СПб., 1996. l?2i
  120. E.H., Серебренников А. П. К вопросу о выработке методов объективного изучения детей дошкольного возраста / Методы объективного изучения ребенка. М. 1924.
  121. Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
  122. Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития / Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития. М., 1981.
  123. Д.Б. К проблемам контроля возрастной динамики психического развития детей / О диагностике психического развития личности. Таллин, 1974.
  124. Д.Б. Проблема прогноза и коррекции в диагностике психического развития / Тезисы научных сообщений к VI съезду психологов. Ч.И. М., 1983.
  125. Д.Б. Психолого-педагогическая диагностика: проблемы и задачи / Психодиагностика и школа. Таллин, 1980.
  126. Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. Кошелевой. М., 1985.
  127. С.Г., Шур В.Г. Психологические механизмы усвоения детьми этических норм / Психологические проблемы нравственного воспитания детей. М., 1977. — С. 59−108.
  128. С.Г. Психические проблемы этического развития детей. -М&bdquo- 1984.- 144 с.
  129. С.Г., Морева Г. И. Образ себя и моральное поведение дошкольников // Вопросы психологии. 1989. -№ 6.
  130. С.Г., Прусс И. Последняя победа Буратино (Формирование морального сознания у дошкольников). М., 1983.
Заполнить форму текущей работой