Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические ценности семейного воспитания в традиционных культурах русского и адыгского народов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем конкретезированы сущность, структура и основные характеристики семейного воспитания, которые могут послужить для повышения уровня профессиональной деятельности будущего учителя с целью формирования у него методических и технологических основ воспитательной работы со школьниками. Система семейного воспитания в традиционных культурах… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ЭТНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
    • 1. 1. Семья как определяющий фактор формирования личности
    • 1. 2. Особенности семейного воспитания в русской народной педагогике
    • 1. 3. Особенности семейного воспитания в адыгской народной педагогике
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ТРАДИЦИОННЫХ КУЛЬТУРАХ РУССКОГО И АДЫГСКОГО НАРОДОВ
    • 2. 1. Средства и методы семейной педагогики русского народа
    • 2. 2. Средства и методы семейной педагогики адыгского народа
    • 2. 4. Общее и особенное в традициях семейного воспитания в рассматриваемых культурах
  • Выводы по второй главе

Педагогические ценности семейного воспитания в традиционных культурах русского и адыгского народов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Истину воспитания и образования легче познать в сопоставлении различных педагогических систем, опыта прошлого и настоящего. Сравнительное изучение традиционного педагогического опыта народов России может служить средством модернизации воспитательных систем в нашем отечестве. Сравнительная педагогика как наука призвана объективно изучать в сопоставительном плане народный опыт воспитания. Задачи отечественной сравнительной педагогики сводятся к изучению процессов, происходящих в сфере образования и воспитания, к выявлению позитивных и негативных сторон педагогических явлений и тенденций как предпосылки для дальнейших поисков совершенствования развития отечественной педагогики и школы.

Термин «сравнительная педагогика» впервые введен М. А. Жульеном Парижским В' начале XIX века. В России сравнительная педагогика выделилась в самостоятельную область педагогической науки относительно недавно. Считается, что основоположником ее является К. Д. Ушинский. Его отдельные исследования содержат в информативном плане сравнения систем образования во Франции, Англии, Германии и Северной Америке. Большой вклад в создание фундамента сравнительной педагогики внесли Л. Н. Модзалевский, П. Ф. Каптерев. Существенный интерес вызывают работы известных отечественных педагогов Б. Л. Вульфсона, Н. К. Гончарова, Н. А. Константинова, В. П. Лапчинской, З. А. Мальковой, К. И. Салимовой и других. В их трудах дан всесторонний сопоставительный анализ школы и педагогических концепций, теорий за рубежом, выделены наиболее важные общие проблемы и тенденции развития образовательных систем на национальном и региональном уровне, показаны возможности творческого использования опыта зарубежных теорий и педагогической практики в современной России. Предприняты попытки разработать теоретико-методологические основы сравнительной педагогики. В эти же годы в России усилился интерес к систематическому научному изучению проблем сравнительной педагогики.

В 70−80-е годы вышли в свет учебные пособия, монографии и сборники научных трудов по проблемам сравнительной педагогики. В них освещались основные направления реформирования зарубежных систем образования, вопросы модернизации педагогического процесса, раскрывались глобальные тенденции и национальная специфика воспитания учащихся. С середины 80-х годов исследования по сравнительной педагогике характеризуются более объективным и всесторонним сопоставительным анализом состояния школы и педагогической мысли. Предприняты успешные попытки выявления наиболее общих проблем и ведущих направлений развития образовательных систем за рубежом в целях определения возможности использования зарубежного опыта в российской действительности.

Установленные сравнительной педагогикой закономерности развития образовательных систем, обобщения и выводы о совершенствовании образования и воспитания, рекомендации о модернизации школы могут оказать существенную помощь современной педагогической науке и школьной практике. Использование положений сравнительной педагогики для сравнения воспитательных процессов различных этносов поможет познать то, что сближает представителей разных национальностей и то, что мешает пониманию их друг другом.

Педагогические ценности семейного воспитания в традиционных культурах русского и адыгского народов представляются весьма актуальными на современном этапе. Особенности семейного воспитания, проявляющиеся в литературных памятниках народа, могут успешно использоваться в воспитательной деятельности родителей.

При характеристике семьи мы использовали работы ученых А. И. Антонова, В. А. Борисова, Э. К. Васильевой, С. Я. Вульфсона, О. К. Лосевой, А. Г. Харчева и других.

В исследовании общих вопросов семейной педагогики мы опирались на труды педагогов: Ю. А. Азарова, Ю. Н. Бабанского, А. Ю. Гранкина, И. В. Гребенникова, Г. И. Куцебо, Е. И. Наседкиной, А. М. Низовой, П. П. Пивненко и других.

Касаясь вопросов формирования личности ребенка в семье мы использовали исследования психологов: К.А.Абульханова-Славской, Б. Г. Ананьева, Л. И. Божовича, С. В. Ковалева, И. С. Кона, А. И. Леонтьева, Р. В. Овчаровой, С. Л. Рубинштейна и других.

Семья является основным фактором сбережения национальной культуры, национальной духовности. На сегодняшний день становится очевидным, что каждый этнос может сохранить себя только благодаря собственной системе воспитания, в которой ведущее место отводиться семейному воспитанию.

Общетеоретические и методические выводы по проблеме этнопедагогики семьи содержат работы Ю. Д. Анчабадзе, И. А. Арабова, В. И. Ашхамахова, И. Л. Бабич, Р. И. Байчоровой, Л. Х. Балаговой, Б. Х. Бгажнокова, З. У. Блягоз, К. И. Бузарова, Г. Н. Волкова, А. Ш. Гашимова, А. Ю. Гранкина, М. Б. Гуртуевой, М. Г. Загазежева, АХ. Зафесова, А. Э. Измайлова, М. Г. Кагазежева, Х. М. Казанова, С. С. Киржинова, Я. К. Коблева, Э. Л. Коджесау, М. Кузьмина, Н. Г. Ловпаче, С. А. Ляушевой, Г. Х. Мамбетова, Р. Х. Мамхеговой, С. Х. Мафедзева, М. А. Меретукова, З. К. Меретуковой, Ш. А. Мирзоева, А. И. Мусукаева, Ю. К. Намитокова, Ф. Г. Никитиной, Я. С. Смирновой, Х. Х. Сукунова, С. Б. Узденовой, Р. Б. Унароковой, К. Х. Унежева, Е. Е. Хатаева, АФ. Хинтибидзе, Р. Г. Читашевой, АЮ. Шадже, АТ. Шеватлохова, А. Х. Шеуджен, ЭА Шеуджен, Л. М. Шовгеновой, ИА Шорова, С. И. Эфендиева, З. Якубова и других.

В условиях изменившейся социально-исторической ситуации рушится опыт семейной жизни наших предков, т.к. цивилизация и вхождение в нее неизбежно таит в себе негативные стороны, и сравнительная педагогика должна искать и находить возможные пути воздействия на подрастающее поколение. В связи с этим возникла необходимость в изучении опыта и возрождении лучших традиций народного воспитания в области семейной педагогики русского и адыгского народов.

Актуальность нашего исследования определяется необходимостью:

— более широкого внедрения в педагогический процесс методов семейного воспитания;

— решения конкретных задач повышения уровня знаний детей и их родителей о традициях и обычаях русского и адыгского народов;

— совершенствования средств педагогического воздействия, направленных на сохранение и приумножение богатств традиционной культуры семейного воспитания этносов.

В связи с вышеизложенным, возникает проблема исследования: каковы наиболее существенные черты семейного воспитания в обществах и культурах традиционного типа русского и адыгского народов.

Решение проблемы является целью исследования.

В сравнительно-сопоставительном аспекте традиционные системы семейного воспитания русского и адыгского народов не были предметом специального изучения. Это обусловило выбор темы нашего исследования: «Педагогические ценности семейного воспитания в традиционных культурах русского и адыгского народов».

Объектом исследования явилась педагогическая культура русского и адыгского народов.

Предмет исследования — специфика педагогических ценностей семейного воспитания в традиционных культурах русского и адыгского народов.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования необходимо было решить следующие основные задачи:

— определить сущность и особенности семейного воспитания на основе психолого-педагогического, исторического анализа литературы;

— выявить особенности, обусловившие специфику семейного воспитания русского народа;

— раскрыть современное состояние традиционной системы семейного воспитания адыгского народа;

— учет половозрастных особенностей детей в семейном воспитании;

— сравнить основные идеи семейного воспитания в культурах русского и адыгского народов;

— выявить наиболее важные характеристики семейного воспитания, присущие традиционным культурам русского и адыгского народов.

Методологической основой проведенного исследования явилась совокупность следующих положений:

— использование философских, гносеологических теорий в оценке культурных, духовно-нравственных и педагогических ценностей;

— признание человека высшей ценностью в обществе;

— диалектический подход к анализу исследуемых фактов, явлений- -трансформация педагогических ценностей изменениями социальноэкономических условий жизни общества и потребностями людей;

— объективность в подборе фактов, явлений, анализе исследуемых процессов.

Использовались также системный и комплексный подход к исследуемым педагогическим явлениям.

Теоретической основой исследования явились идеи, концепции, раскрывающие:

— сущность педагогического процесса (Ш.А.Амонашвили, Ю. К. Бабанский, Б. Т. Лихаяев, А. С. Макаренко, Н. Д. Никаидров, В. А. Сластенин, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, В. К. Шаповалов, Е. Н. Шиянов и др.);

— историко-педагогический процесс как составную часть культурноисторического процесса (Б.М.Бим-Бад, М. В. Богуславский, Н. К. Гончаров, В. И. Додонов, А. Н. Джуринский, П. Ф. Каптерев, Г. Б. Корнетов, В. В. Макаев, Е. Н. Медьшский, Л. Н. Модзалевский, А. И. Пискунов, З. И. Равкин, ЛЛ. Сулрунова, Ф. А. Фрадкин, М. Ф. Шабаева и др.);

— проблемы сравнительных педагогических исследований (О.Анвайлер, Б. Л. Вульфсон, М. В. Кларин, В. Кумарин, З. А. Малькова, Г. В. Микаберидзе, Н. Д. Никандров, В. Г. Разумовский, М. Л. Родионов, К. И. Салимова, В. А. Сластенин, М. А. Соколова, С. А. Тангян, А. Е. Ширинский и др.);

— психологические основы воспитания и образования (Б.Г.Ананьев, В. В. Белоус, П. П. Блонский, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, К. К. Платонов, П. М. Якобсон и др.);

— проблемы семейного воспитания и другие вопросы этнопедагогики (И.А.Арабов, Б. Х. Бгажноков, Х.Х.-М.Батчаева, Б. М. Борлакова, К. И. Бузаров, А. Ю. Гранкин, В. К. Кочисов, Ф. Т. Кущетерова, Г. Х. Мамбетов, А. И. Мусукаев, К. Б. Семенов, А. С. Семенова, Б. А. Тахохов, С.Б.Узденова-, Е. Е. Хатаев, И. А. Шоров и др.).

Методы исследования: теоретический анализ состояния исследуемой проблемыизучение первоисточниковсравнительно-исторический и ретроспективный анализобобщение и систематизация полученных результатов.

Источниками исследования явились материалы по истории, этнографии, народному творчеству, краеведению, педагогическая и документально-художественная литература, психолого-педагогические труды по исследуемой проблеме, учебные программы и учебники, методическая литература.

Основные этапы исследования.

Первый этап (2001;2003) связан с изучением состояния проблемы исследованияустановление степени научной разработанности вопросов этнопедагогики семейного воспитания в традиционных культурах русского и адыгского народовизучение архивных и библиографических источниковобработка и систематизация полевых записей.

Второй этап (2003;2004) определялся систематизацией накопленного материала, осмысливались и обобщались результаты исследования, проводилась их апробация и оформлялся текст диссертационного исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем: — рассмотрены сущностные характеристики семейного воспитания в традиционных педагогических культурах русского и адыгского народов;

— уточнены воспитательные возможности национальных педагогических культур русского и адыгского народов;

— охарактеризован сложившийся в опыте русского и адыгского народов идеал воспитания мужчины и женщины, цель воспитания (совершенный человек) и составные компоненты (задачи) воспитания: раскрытие физического и нравственного потенциала человека, обеспечение его физического и нравственного здоровья;

— обоснована историческая закономерность подготовки подрастающего поколения к семейной жизни и семейным обязанностям, соответствующих общечеловеческой нравственности;

— сопоставлены и выявлены наиболее важные педагогические ценности семейного воспитания, свойственные традиционным педагогическим культурам русского и адыгского народов.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем конкретезированы сущность, структура и основные характеристики семейного воспитания, которые могут послужить для повышения уровня профессиональной деятельности будущего учителя с целью формирования у него методических и технологических основ воспитательной работы со школьниками. Система семейного воспитания в традиционных культурах русского и адыгского народов является как бы концептуальным методологическим регулятивом, интегрирующим в себе содержательные элементы национальной культуры. Транслируясь через призму современных социальных установок, она является ориентиром образовательной политики государства, направленной на формирование национального самосознания. Единство теоретического, организационного и технологического сторон должно быть определяющим в системе возрождения педагогического наследия русского и адыгского народов.

Практическая значимость исследования. Положения и выводы, полученные в процессе исследования, могут быть включены в курсы теории и истории педагогики средних и высших специальных педагогических заведениях, в учебные пособия по семейной педагогике. Материалы могут быть использованы в курсах «Педагогика межнационального общения», «Этнопедагогика народов Северного Кавказа», специальных курсах, освещающих вопросы теории и методики семейного воспитания, а также в практике воспитательной деятельности учителей общеобразовательных школ. Теоретические положения и методические материалы представляют интерес для учителей и родителей в их воспитательной работе.

Достоверность и обоснованность результатов исследования, содержащихся в диссертации, обеспечивается его методологической основой, позволившей наметить научные подходы к исследованию проблемы, применением разнообразных и адекватных предмету, целям и задачам исследования методов, а также проверкой эффективности разработанных теоретических положений и их внедрением в воспитательную практику. На защиту выносятся следующие положения:

1. Семья является основой разностороннего гармонического формирования личности.

2. Представление русского и адыгского народов об идеале воспитания как совершенном человеке с высоким уровнем общественного сознания, обладающего богатством знаний и являющегося носителем культурноэтнических ценностей, обычаев и традиций.

3. Специфика содержания семейного воспитания в русской народной педагогике и этнические особенности адыгской семьи, обусловившие проблему воспитания детей.

4. Содержание семейного воспитания в традиционных культурах русского и адыгского народов заключается в том, что в семье происходит физическое развитие, подготовка к трудовому образу жизни, овладение родным языком, национальной культурой, формирование эстетического сознания, подготовка к семейной жизни и умению общаться в семье.

5. Целесообразность использования традиций семейного воспитания в русской и адыгской народных педагогик в современной системе семейного воспитания, в повышении уровня воспитанности детей. Апробация и внедрение полученных результатов. Апробация результатов исследования проводилась в образовательно-воспитательном процессе Карачаево-Черкесского, Кабардино-Балкарского и Адыгейского государственных университетов. Результаты исследования представлены на конференциях в гг. Магас (2004), Ростове-на-Дону (2004), Нальчике (2003,2004), Карачаевске (2004). Опубликованные материалы использовались членами кафедр педагогики Кабардино-Балкарского и Карачаево-Черкесского государственных университетов на занятиях по дисциплинам педагогического цикла, при выполнении студентами учебной и научно-исследовательской работы.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, библиографического списка литературы.

Результаты исследования позволили выявить и охарактеризовать такие основные средства семейного воспитания как общение, игра, труд, физическая подготовка, художественная деятельность детей. Спецификой общения родителей и детей являлась его высокая педагогическая культура: проявление педагогического такта, создание атмосферы доверия и любви, направленность общения на развитие природных сил и способностей, включение детей в систему отношений, желательных родителям, семье и обществу.

Формами общения являлись встречи у родного очага, костра в поле, прием гостей с соблюдением правил «Домостроя» у русских и «Адыге хабзэ» у адыгов. Большое воспитательное и образовательное значение имела ранняя посильная трудовая деятельность детей. Она обусловливала формирование трудолюбия, осознанный выбор профессии, выработку нравственности, формирование самосознания. В музыкальной культуре, которую осваивали дети, отражались требования народа к духовному становлению совершенной личности, овладению национальной культурой. Такие методы семейного воспитания, как уход за детьми, пример родителей, убеждение, упражнения, поощрения и наказания отличаются глубоким гуманизмом. Эти методы стимулировали развитие положительных черт личности. Глубокий педагогический смысл имели такие приемы воздействия на детей, как благословения родителей, благопожелания, назидания, ирония, шутка, испытания, клятва. Эти средства, методы и приемы дополнялись организацией родителями, обществом активного самовоспитания молодежи, которое семейная педагогика рассматривала в то же время как итог воспитательной деятельности. Наряду с педагогическим воздействием родителей, старших членов семьи, общества формирование личности включало в себя процесс социализации. Важнейшими как для народной педагогики русских, так и для народной педагогики адыгов средствами и методами социализации подрастающего поколения в условиях семьи выступали обряды, посвященные рождению ребенка, бытовые и семейные праздники, свадьбы, трудовые традиции семейных династий, участие детей в обрядах, связанных с похоронами. Особенностью семейного воспитания у адыгов были фамильные сборы, деятельность советов старейшин.

Традиции, положения народной педагогики о средствах, способах и приемах семейного воспитания и социализации подрастающего поколения в условиях русского и адыгского обществ являются источниками обогащения современной теории и методики семейного воспитания.

Народная педагогика воспитывает людей в духе сложившихся традиций во времени и пространстве. Все имеющиеся воспитательные институты занимают определенную территорию, пространство, где осуществляется процесс воспитания во взаимодействии между собой. Они входят в структуру тех или иных воспитательных пространств как своеобразные территориальные социально-педагогические целостности, под суммарным, обобщенным влиянием которых и происходит развитие подрастающих поколений.

Семья рассматривается как педагогическая система, в процессе функционирования которой порождается целенаправленный процесс воспитания. Семья — необходимейший • и наиболее массовый компонент педагогической действительности и воспитательных пространств как форма их существования, в то же время она сама функционирует как воспитательное пространство.

Выделяют две группы компонентов этнопедагогического пространства:

Первая из них — люди, члены семьи, среди них воспитанники, дети, нуждающиеся в педагогической заботе, и затем воспитатели, оказывающие такую заботу, — это родители, бабушки и дедушки, другие члены семьи, старшие, готовые в той или иной мере проявить эту 'заботу. Вторая группа компонентов — это предметы материального мира. Они представляют собой или специально созданные средства воспитания (игрушки, учебники, книги, орудия труда), или предметы, создающие материальные условия для воспитания (жилища для семьи, другие постройки). К ним в условиях семьи можно отнести и домашних животных, помогающих семье обеспечивать себя продуктами и в то же время требующих специального ухода за собой и со стороны детей. Эти компоненты прослеживаются и в этнопедагогике русской и адыгской семьи.

Как целостная этнически целесообразная и самобытная система воспитания педагогическая культура семьи позволяет обеспечивать на протяжении многих веков мирное сосуществование многих народов в условиях полиэнической среды. Идеи и опыт традиционных систем воспитания в семье свидетельствуют о больших возможностях в области культуры общения народов и наций в общечеловеческом аспекте.

Педагогическая культура семейного воспитания, рассматриваемых народов позволяет успешно реализовать все ведущие направления формирования личности — забота о здоровье и физическом развитии ребенка, умственная, трудовая подготовка, нравственно-эстетическая ориентация сознания, регулирование поведения каждого человека, самовоспитание и перевоспитание.

В современной практике семейного • воспитания пока еще недостаточно учитываются духовно-нравственные ценности традиционной педагогической культуры формирования личностиотсутствует целостная концепция использования данного феномена в содержании домашнего воспитания и в практике общеобразовательной школы. Использование образцов народной педагогики должно происходить в тесной связи с явлениями жизни и с содержанием учебного материала. Всегда можно найти место для примеров из народной педагогики и в учебниках на уроке. Такая связь окажет большую помощь в лучшем усвоении учащимися тех идей, которые заложены в учебном материале. Прогрессивные педагогические идеи семейного воспитания рассматриваемых народов могут и должны использоваться и в воспитательной работе учебно-воспитательных учреждений. Идею семейного воспитания в национальной школе необходимо воспринимать в контексте единого образовательного пространства России, вместе и в сравнении с достижениями общероссийской и мировой культуры.

Работа не претендует на исчерпывающее освещение вопросов семейного воспитания, она может быть ориентиром для разработки новых направлений. Для современной сравнительной педагогики, практики воспитания представляется важным дальнейшее углубленное изучение проблемы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Семейная педагогика имеет свои цели, задачи, содержание, принципы и методы, направленные на формирование личности ребенка в условиях семьи. Сравнительно-сопоставительное изучение воспитательного опыта народов России представляет интерес не только для семейной педагогики, но и для педагогической науки вообще. Россия является многонациональной. И в этом плане наша страна богата различными подходами к семейному воспитанию. Задача исследователей заключается в том, чтобы изучить и использовать эти памятники педагогической культуры народов России.

Открытость общества и школы актуализировали проблему сравнения педагогических реалий, критического использования идей, концепций, педагогических технологий народов России. Сравнительные исследования в педагогических науках расширились благодаря включению в него национально-регионального компонента.

Русский народ — древний, самобытный, который известен своими многовековыми традициями. Устойчивость традиций объясняется выверенной системой семейного воспитания. Трудовые навыки, привычки, система поведения, тесно связанные со сложнейшими социальными условиями России, формировали у русских такие черты как трудолюбие, дисциплинированность, стремление к согласованным действиям в группе.

Сложные природно-климатические условия, отсутствие развитой системы орудий труда накладывали свой отпечаток на их жизнь и деятельность. Важнейшими занятиями у адыгов были животноводство и охота, которые требовали для своего обеспечения создания четкой системы семейного воспитания. Современные адыгские семьи не являют собой традиционные, т. е. сильно изменились на протяжении последнего столетия.

Изучение процессов, происходящих в сфере воспитания и образования этих регионов, их сравнение, позволяют составить научное представление об общем и особенном в мировом педагогическом процессе, выявить закономерности, характерные для конкретной социокультурной среды, трансформировать их в современную педагогическую практику и жизнь.

Семейное воспитание охватывает почти все стороны подготовки человека к жизни и труду, оно обогащалось и развивалось вместе с развитием общества.

В исследовании рассмотрены различные структурные единицы адыгского общества, а именно: семья, потронимия, род и «братства». Так как существовали эти общества и имели детей, то обязательно существовало семейное воспитание.

Показать весь текст

Список литературы

  1. .И., Семенов В. Д. Социальная педагогика: Теория методика, опыт исследования. Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1989.- 148с.
  2. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Мн.: Университетское кн. изд-во, 1990. — 560 с.
  3. .Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1969. -339 с.
  4. В.П. Русская народная сказка. М.: Худ. литер., 1984. -176с.
  5. В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М.: Худ. литер., 1957. — 240 с.
  6. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства Х1У-ХУП вв. / Сост. С. Д. Бабишин, Б. Н. Митюров. М.: Педагогика, 1985.-363 с.
  7. И.А. Воспитание семьянина. Традиции и современность. Душанбе: Дониш, 1991. -255 с.
  8. И.А. Семья и этнокультурные традиции воспитания семьянина. -Карачаевок: изд-воКЧГПУ, 1996.- 104с.
  9. Ю. Красота вокруг нас. М.: Госместпромиздат, 1962. -175с.
  10. Ю.Н. Родственные объединения адыгов, балкарцев, карачаевцев и осетин в прошлом.- Нальчик, 1990. С. 11−40.
  11. А.Н. Древо жизни. Избр. статьи. М., 1983. — 254 с.
  12. А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. 3-х томах. -М.: Современный писатель, 1995.
  13. Батчаева Х. Х-М. Традиционная педагогическая культура карачаевскогонарода (История, теория, практика).- Казань: Изд-во Казанского Университета, 2002.- 417.
  14. Преемственность традиционных норм нравственного воспитания детей младшего школьного возраста у горских народов.- Дисс. канд.пед.наук.-Карачаевск, 2000. 222с.
  15. B.C. От былины до считалки: Рассказы о фольклоре. JL: Дет. литер., 1982. 191 с.
  16. В., Кузьмин М. Интересы этносов и государства: пути к развитию гармонии // Народное образование, 1994, № 4, с.4−8.
  17. .Х. Очерки этнографии общения адыгов. Нальчик: Эльбрус, 1983 .-229с.
  18. .Х. Адыгская этика. Нальчик: Издательский центр «Эльфа», 1999.- 96с
  19. Е.П. О национальном государственном образовании в России // Педагогика, 1998, № 3, с. З0−35.
  20. В.В., Щебетенко А. И. Человек как интегральная индивидуальность. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1996. — 203 с.
  21. В.И. Современные подходы в историко-педагоги-ческих исследованиях//Педагогика, 1999, № 6, с. 19−25.
  22. Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2-х т. М.: Искусство: ИЧП «Лига», 1994.
  23. Т.А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX -начала XX века, М., 1988.
  24. А.Т. Этикет горских народов Северного Кавказа и его влиянии на воспитание подрастающего поколения. Дисс.. канд.пед.наук. -Влади кавказ, 2002.- 182с.
  25. И. Кавказская рукопись. Ставрополь: Ставропольское кн. изд-во, 1992.-256с.
  26. И.Ф. Историческое, топографическое и статистическое описание Кавказа //Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII XIX вв. — Нальчик: Эльбрус, 1974.- С. 348−434.
  27. JI. На празднике песни и танца. М.: Детгиз, 1952. — 16с.
  28. Е. Мудрость народной педагогики // Народное образование, 1998, № 9−10, с.74−76.
  29. З.С. Влияние семейных традиций и обычаев горской семьи народов Северного Кавказа на воспитание подрастающего поколения. -Дисс. канд. пед. наук. Владикавказ, 2002.- 189с.
  30. Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести / Авт. вот. статей и ком. В. П. Аникин, Д. С. Лихачев, Т. Н. Михельсон. -М.: Дет. литер., 1989. 638 с.
  31. В.М. Народное искусство. Избр. труды о народном творчестве Х-ХХв.-М., 1974.-294 с.
  32. Ю.А., Широков А. С. Рассказы о русских народных инструментах. 2-е изд. М.: Сов. композитор, 1986. — 88 с.
  33. Ю.В., Василькова Т. А. Социальная педагогика: Курс лекций. М.: Академия, 1999. — 440 с.
  34. З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М.: Педагогика, 1983. — 144 с.
  35. К. Русские народные музыкальные инструменты. Л.: «Музыка», 1975.-280 с.
  36. В. Народная педагогика // Сибирская живая старина. -Иркутск, 1926, Вып. I.
  37. Г. Н. Неотъемлемая часть народной культуры // Советская педагогика, 1989, № 7, с.98−103.
  38. Г. Н. Этнопедагогика. М.: Академия, 1999. — 168 с.
  39. Г. Н. Этнопедагогика. Чебоксары: Чув. кн. изд., 1974. — 380с.
  40. Восхождение к гармонии / Сост. P.M. Карпанова. М.: Молодая гвардия, 1986.-381 с.
  41. .З., Иванов В. Д. Основы педагогики: Учебное пособие. М.: Изд-во УРАО, 1999. — 616 с.
  42. В.К. Гостеприимство, куначество и патронат у адыгов (черкесов) в XVII первой половине XIX в. //Советская этнография. 1964. № 1. С. 23−61.
  43. В. К. Общественный строй адыгских народов. М.: Наука, 1967. -331с.
  44. А.Ш. Азербайджанская народная педагогика. Баку, 1970.- 84с.
  45. Горький об искусстве: Сборник статей и отрывков / Сост. Е. Э. Лейтнеккер. М.-Л.: Искусство, 1940. — 277 с.
  46. М.М. Мир русской деревни. М.: Мол. гвардия, 1991.-446 с.
  47. Ю.В., Алексеев Г. Н., Бабух Л. В. и др. Национальная доктрина развития российского образования // Учительская газета, 1996. 18 октября.
  48. Л.Н. От Руси к России: очерки этнической истории. ~ М.: Экопрос, 1994. 336 с.
  49. В.И. Пословицы русского народа. М.: ОЛМА-Пресс 1997.-614 с.
  50. Н. Кавказ и его горские жители в нынешнем их положении. -М., 1846.- 192с.
  51. А.А. Воспитательный потенциал народного искусства //
  52. Советская педагогика, 1989, № 3, с.33−37.
  53. Домострой.-М.: Сов. Россия, 1990.-304 с.
  54. Древнерусские предания (Х1-ХУ1 вв.) / Сост. В. В. Кусков. М.: Сов. Россия, 1982. — 368 с.
  55. Н. Черкесы (Адыге). Краснодар. Вып. 1, 1927.-105с.
  56. Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. Т. Т Кн. 1. Санкт-Петербург, 1871.-422с.
  57. Духовность личности: Проблемы образования и воспитания (история и современность). Тезисы докладов и выступлений на XXI-" сессии Научного совета по проблемам истории образования и педагогической мысли (2−4 декабря 2001 г.) М., 2001.
  58. В.И. Ритуал и фольклор. -JL: Наука, 1991. -208 с.
  59. Л. Русский народный костюм // Наука и жизнь 1986, № 7,с.52−55.
  60. Жили-были: произведения русского устного народного творчества для детей / Сост. В. Калугин. М.: Молодая гвардия, 1988. — 367 с.
  61. М. Русский народ, его обряды, предания, суеверия и поэзия. -М., 1990. -607 с.
  62. А.Э. Народная педагогика. Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М.: Педагогика, 1991. — 256 с.
  63. А.Б. Феномен «запуки» в традиционной русской педагогике // Педагогика, 1997, № 6, с.98−102.
  64. И. Духовный смысл сказки //Встреча, 1996, № 3, с.28−32.
  65. А.С., Глинка Г. А., Рыбаков Б. А. Мифы древних славян. Велесова книга / Сост. А. И. Баженова, В. И. Вардугин. Саратов: Надежда, 1993. — 320 с.
  66. Н.М. История костюма: Учебное пособие для техникумов.- 2-е изд., перераб. М.: Легпромбытиздат, 1986. — 168 с.
  67. Н.М. Об истории государства российского. Отрывки. -М., 1994. 160с.
  68. Н.М. Предания веков / Сост. Г. П. Макогоненко. М: Правда, 1989.-768 с.
  69. П.К. Формирование у младших подростков положительного отношения к освоению этикетных норм национальной педагогики. Дис.. канд! пед.наук.- Карачаевск, 2002 — 224с.
  70. В.О. Курс русской истории. 4.1. Москва-Петроград, 1923. -464 с.
  71. В.О. Очерки и речи. Второй сборник статей.- М., 1913.-156 с.
  72. О.Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб.: Детство-пресс, 1998. — 304 с.
  73. В.П. Поселение и жилище народов Северного Кавказа в XIX—XX вв.. М.: Наука, 1968.- 248с.
  74. М.М. Современный обычай и древний закон. Т. 1,2. М., 1886.-3.42c.
  75. М.М. Родовой быт в настоящем недавнем и отдаленном прошлом. СПб, 1905.- 167с.
  76. Н.П. Книга о русском фольклоре. Л.: Наука, 1948. — 124 с.
  77. Н.П. Песни и люди. Л.: Наука, 1977. — 135 с.
  78. Ю.С. Общество и личность в православной философии. -Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1991. 186 с.
  79. В. Наряд русской крестьянки // Юный художник, 1991, № 6,с.24−26.
  80. А.А. Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. М.: Московский рабочий, 1994.
  81. Г. Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного историко-педагогического процесса. М., 1994. — 265 с.
  82. И.Б., Шиянов Е. Н. Становление и развитие гуманистической педагогики. Ростов-на-Дону: Ростовский педуниверситет, 1997.-144 с.
  83. И.Б., Шиянов Е. Н. Философские основания современной педагогики. Ростов-на-Дону, 1994.
  84. Н.И., Лазутин С. С. Русское устное народное творчество: Изд. 2-е, исп. и доп. Учебник для студ. филол. специальностей университетов. -М.: Высшая школа, 1983. 448 с.
  85. В.В. Методология педагогического исследования. Самара, 1994.-165 с.
  86. Краткая философская энциклопедия. М., 1994. — 750 с.
  87. А.В. Основы педагогической психологии. — М., 1988.
  88. Т.Ф., Батурина Г. И. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды. М.: Школа-Пресс, 1998. — 144 с.
  89. B.C., Столяренко Л. Д. Этнопедагогика и этнопсихология. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 448 с.
  90. Л.И. Доисламские верования адыгов и кабардинцев //Исследования по вопросам первобытных верований. М.: Изд-во СССР1959.-С. 298−320.
  91. Дж. А. Год среди черкесов // Адыги, балкарцы и карачаевцы Е известиях европейских авторов XIII XIX вв. — Нальчик: Эльбрус, 1974.-С.531.
  92. Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (X начало XX века). — М.: Издательский дом «Форум», 1998. — 584 с.
  93. Легенды. Предания. Бывальщины/ Сост. Н. А. Криничная. М.: Современник, 1989. 287 с.
  94. Ф.И. Адаты кавказских горцев. Вып. 2. Отд. 4. Одесса, 1883.-396с.
  95. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1977. 304с.
  96. .Т. Основные критерии педагогики // Педагогика, 1999. № 1,с.10−19.
  97. .Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. учебн, заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Прометей, 1992.-528 с.
  98. .Т. Теория эстетического воспитания школьников. М., 1985.-175 с.
  99. Д.С. Нельзя уйти от самих себя // Новый мир, 1994, № 6,с.113−121.
  100. Д.С. Очерки по философии художественного творчества.-М.: «Блиц», 1999.
  101. Г. Народные традиции жизнерадостности // Народное образование, 1998, № 9−10, с.77−78.
  102. Л.П. Энциклопедия православной обрядовой кухни: Праздники, традиции, обычаи, обряды,-М:Издат. Дом «МО», 1998.-672 с.
  103. Н.Н. Духовные ценности русской народной педагогической культуры //Педагогика, 1998, № 1, с.81−86.
  104. М. Не реликт, а средство воспитания (фольклор как часть педагогики народного воспитания) // Народное образование, 1995, № 5,с.115−118.
  105. М.Н. Русский детский фольклор. М., 1987. — 110 с.
  106. Мифологический словарь / Под ред. Е. М. Мелетинского, ~М.: Советская энциклопедия, 1991. 736 с.
  107. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. М., 1992.
  108. В.Н. Прозаические жанры русского фольклора. Хрестоматия. М., 1983. — 303 с.
  109. Мудрое слово древней Руси (XI XII вв.). — М., 1989.
  110. Мудрое слово. Русские пословицы и поговорки / Сост. А. А. Разумов. М&bdquo- 1958. — 350 с.
  111. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып. I. Младенчество- Детство / Сост., подгот. текстов, вступит, статья и коммент. В. Аникина. М.: Худож. литер., 1991. — 589 с.
  112. А.И. О Балкарии и балкарцах. Нальчик: Эльбрус,! 982.-184с.
  113. А.И. Об обычаях и законах горцев. Нальчик: Эльбрус, 1998−152с
  114. Народные русские легенды А. Н. Афанасьева. Новосибирск: Наука, 1990.-270 с.
  115. Народные русские сказки А. Н. Афанасьева. JL: Лениздат, 1983.446 с.
  116. Народные художественные промыслы России. М.: Советская Россия, 1984. — 232 с.
  117. Народный месяцеслов: Пословицы, поговорки, приметы, присловья о временах года и о погоде / Сост. и авт. ввод, текстов Г. Д. Рыженков- Вступ. ст. и слов А. Н. Розова. М.: Современник, 1991.-126 с.
  118. Нарты. Адыгский героический эпос. М., 1974.- 326с.
  119. Национальные ценности образования: история и современность. Материалы XVII сессии научного Совета по проблемам историй образования и педагогической науки. М., 1996. — 296 с.
  120. А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища: Конец XVIII начало XX века. 2-е изд., доп. — Л.:1. Искусство, 1988. 125 с.
  121. Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика, 1998, № 4, с.3−8.
  122. Н.Д. На пути к гуманной педагогике // Сов. педагогика, 1990, № 9, с .41 -47.
  123. Н.Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика, 1998, № 3, с.3−10.
  124. Ш. Б. История адыгского народа. Издание 3-е. Пятигорск. 1893 .-144с.
  125. Об образовании. Закон Российской Федерации (1992 г.) с изменениями и дополнениями, принятыми Государственной Думой 12 июля 1995 г. и одобренными Советом Федерации 5 января 1996 г. //Российская газета, 1996, 23 янв.
  126. Онежские былины, записанные А. Ф. Гильфердингом летом 1871 года. В 3-х т. -М.-Л., 1949−1951.
  127. А.П. Народные традиции и современные проблемы воспитания // Советская педагогика, 1989, № 7, с.106−111.
  128. Очерки истории культуры славян. М.: Просвещение, 1996. — 463 с.
  129. Очерки русской культуры XVI в. 4.1. Материальная культура / Под ред. А. В. Арциховского. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. — 384 с.
  130. Очерки русской культуры XVI века. 4.2. Духовная культура / Под ред. А. В. Арциховского, М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. — 445 с.
  131. Очерки русской культуры XVII века. Ч. 1. Материальна культура / Под ред. А. В. Арциховского. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. — 445 с.
  132. Очерки русской культуры XVII века. 4.2. Духовная культура / Под ред. А. В .Арциховского. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. 344 с.
  133. Очерки истории Адыгеи. Майкоп. Адыгейское кн. изд-во, 1957.-484с.
  134. И.А. Тайны русских суеверий. М.: Яуза, 1998. — 199 с.
  135. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Роспедагенство, 1996, — 603 с.
  136. Педагогика. Лекции для студентов. Экспер. учебн. пособие. Часть I / Под ред. проф. В. В. Макаева. Пятигорск: Изд-во ПГПИИЯ, 1992.-214 с.
  137. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. уч. зав. / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др. Под ред. С. А. Смирнова. М., 1998. — 512 с.
  138. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. -М., 1984. 174 с.
  139. Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре / АН СССР. Ин-т этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. М.: Наука,, 1975.-192 с.
  140. Э.Ф. Русская устная проза. М., 1985. 271 с.
  141. Пословицы. Поговорки. Загадки / Сост., авт. предисл. и ком-мент. А. Н. Мартынова, В. В. Митрофанова. М.: Современник, 1986. 512с.
  142. Пословицы и поговорки народов Карачаево-Черкесии. Майкоп, 1990.-240с.
  143. П.С. Краткое описание о кабардинских народах. М., 1957.
  144. .Н. Русская историческая песня // Народные ист" рические песни / Вступ. ст., подгот. текста и примеч. Б. Н. Путилова. М.-Л., 1962, с. З-12.
  145. З.И. Актуальные проблемы методологии историко-педагогических исследований. М.: РАО, 1993 .- 93 с.
  146. О. Народные колыбельные // Дошкольное воспитание, 1995, № 6, с. 104−114.
  147. Т.М. О профессионализме народного искусства. М.:1. Просвещение, 1985. 190 с.
  148. Религия в истории и культуре: учебник для вузов / М. Г. Писманик, А. В. Вертинский, С. П. Демьяненко и др.- под редакцией М. Г. Писманик. -М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. 430 с.
  149. А.П. Черная роза. 2-е изд., доп. — М. Современник, 1986.-318с.
  150. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. Т. 1.-М., 1993- Т.2.-М., 1999.
  151. Русские народные загадки, пословицы, поговорки / Сост.- 164 авт. вступ. ст., коммент. и слов Ю. Г. Круглов. М.: Просвещение, 1990.-335 с.
  152. Русские народные песни / Сост. JI.H. Асанов. М., 1984. -159 с.
  153. Русские: семейный и общественный быт. М.: Наука, 1989. — 336с.
  154. Русский народ: Одежда. Женский костюм. Образ домашней жизни // Мол. гвардия, 1994, № 4, с.207−211.
  155. Русский семейный и общественный быт / АН СССР. Ин-т этнографии. М.: Наука, 1989. — 336 с.
  156. Русский фольклор /Сост. В.Аникин. М.: Худож, литер., 1985.-367 с.
  157. Русское народное искусство. JL: Учпедгиз, 1959. — 96 с.
  158. Русское народное поэтическое творчество / Под ред. А. М, Новиковой. 3-е изд., испр. — М.: Высш. шк., 1986. — 398 2. с.
  159. Русское народное поэтическое творчество / Под ред. Н. И. Кравцова. М.: Просвещение, 1971. — 447 с.
  160. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия / Сост. Вавилова М. А., Василенко В. А., Игнатов В. И. М.: Высшая школа, 1987.511 с.
  161. М.А. Русская поговорка // Избранные труды. -М"1958,с.515−526.
  162. Сборник материалов и документов Министерства образования РФ за 1995 г. -М., 1995.
  163. В.Д. Социальная педагогика. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 1995. — 265 с.
  164. К.Б. Этнопедагогика горской семьи: история, теория, практика (на примере адыгского, балкарского, карачаевского народов). -Майкоп: АТУ, 2000. 307 с.
  165. К.Б. Народная педагогика Карачая и Черкессии о педагогической культуре родителей //Поликультурное образование в современной России. -Пятигорск, 1997.-С. 177−180.
  166. К.Б. Устное народное творчество горцев о воспитании детей в семье // Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру. Симпозиум VI. Пятигорск, 1998.- С. 78−80.
  167. В.А., Маратов В. Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе: Учеб. пособие / Под ред. В. А. Сластенина. -М.: Просвещение, 2000. 216 с.
  168. А.Ю. Проблемы семейного воспитания в прогрессивно-демократической педагогике народов Северного Кавказа (XVIII начало XX вв.). Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Владикавказ, 2002.- 24с.
  169. В.А., Исаев И. О., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика: Учебн. пособие для студентов пед. уч. завед. М.: Школа-Пресс, 1997.-512 с.
  170. Я.С. Положение «старшей» женщины у народов Кавказаи его историческое толкование // Кавказский этнографический сборник / Под ред. В .К. Гарданова. Вып. VIII. М.: Наука, 1984.- С. 22−37.
  171. Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа (вторая половина XIX XX вв). — М.: Наука, 1983.- 264с.
  172. И.Н. Словарь русских пословиц и поговорок. -Н.Новгород, 1996.
  173. А.И. Великорусские народные песни. СПб., 1897. -165с. Соколов Ю. М. Русский фольклор. — М., 1941. — 560 с.
  174. Э.И. Этнопедагогика чувашской семьи: история, теория, практика (19−20 вв.): Дис.. .докт.пед.наук.-М., 1998. 358с.
  175. К.Ф. Этнографический очерк черкесского народа // Кавказский сб. Тифлис, 1910. Т.21-С.135.
  176. Л.А. Философия и история образования. М., 1999. -272с.
  177. Т.А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций. Учебн. пособие для студентов, преподавателей, аспирантов.-М, 1998.-368с.
  178. Е.Н. О большой семье кабардинцев в XIX веке.- СЭ. 1950. № 2.-С.177.
  179. Л.Л. Поликультурное образование актуальная проблема современной школы // Педагогика, 1999. № 4. — С. 64−73.
  180. Л. Л., Тарасова О. А. Проблема поликультурного образования в исследованиях современных зарубежных ученых //Вестник ПГЛУ, 2000.-1.- С.74−79.
  181. В. А. Воспитание и самовоспитание // Сов. педагогика, 1965, № 12, с.30−39.
  182. В.А. Как воспитать настоящего человека (Этика коммунистического воспитания). М.: Педагогика, 1990. — 268 с.
  183. К.Х. Феномен адыгской (черкесской) культуры. Нальчик: Эльфа,'1997. — 229с.
  184. К.Д. О народности в общественном воспитании // Ушинский К. Д. Пед. соч.: В 6-ти т. /Сост. С. Ф. Егоров. М.: Педагогика, 1988. Т.1.-С.194−256.
  185. Ф.А., Плохова М. Г., Осовский Е. Г. Лекции по истории отечественной педагогики. М.: Сфера, 1995. — 160 с.
  186. Хан-Гирей. Записки о Черкесии. Нальчик: Эльбрус, 1992.- 346с.
  187. Е.Е. Народная педагогика Северного Кавказа. М.: Ассоциация «Народная педагогика», 1993. — 131 с.
  188. Е.Е. Школа и педагогическая мысль народов Северного Кавказа (вторая половина XVIII 1917 г.). Дисс. докт. пед. наук. — М., 1996. -432с.
  189. А.О. Влияние России на просвещение в Адыгее. Майкоп, 1957.-103с.
  190. Е.Л. Об уточнении понятийного аппарата этнопедагогики // Советская педагогика, 1989, № 7, с.103−106.
  191. К. Соч. в 2-х т. М., 1990.
  192. С.М. Русская ' народная педагогика о нравственном воспитании. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1999. — 152 с.
  193. А.И. Адыгская (черкесская) народная педагогика. Учебное пособие. Майкоп: Адыгское республиканское книжное издательство, 1999.-468 с.
  194. Энциклопедия русских праздников / Сост. В. Воскобойников, (Н. Голь. СПб.: Респекс, 1997. — 444 с.
  195. Юдин Ю. И, Героические былины. М.: Наука, 1975. — 120 с.
  196. Язычество древних славян. М., 1981. — 758 с.
Заполнить форму текущей работой