Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Символика выражения философемы Восток — Россия — Запад в прозе Андрея Белого: на материале романов «Петербург» и «Москва»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Еще сложнее творческая ситуация романа «Москва»: «Московский чудак», первая часть романа «Москва» (1926) — «Москва под ударом», вторая часть романа «Москва» (1926) и «Маски» (1932), первая часть второго тома романа «Москва». 1Этот романный цикл создавался после первой мировой войны, после февральской и октябрьской революций 1917 года, после тяжелейших лет 1917 — 1921 в Петрограде и Москве, после… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА II. ЕРВАЯ. Символическая образность в романе «Петербург»
    • 1. 1. Андрей Белый-Символист
    • 1. 2. Усложнение философемы Восток — Запад: образ России как амбивалентный символ слияния двух этих начал.'
    • 1. 3. Внутренний мир персонажей как символическое отражение историософской проблематики романа
  • ГЛАВА ВТОРАЯ. Динамика символов в поэтике романа «Москва»
    • 2. 1. Замысел и творческая история романа «Москва»
    • 2. 2. Москва как главный герой повествования: рождение символов из подчеркнуто реалистичной конкретики описаний
    • 2. 3. Иван Иванович Коробкин как символическое олицетворение России и как alter ego автора
    • 2. 4. Символика мирового зла — Эдуард Эдуардович Мандро
    • 2. 5. Особенности изображения первой мировой войны и революционного движения в романе «Маски»
    • 2. 6. О жанровой природе романа «Москва»

Символика выражения философемы Восток — Россия — Запад в прозе Андрея Белого: на материале романов «Петербург» и «Москва» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Россия и Запад, Россия и Восток — на протяжении многих веков проблематика этих противопоставлений, тяготений и взаимодействий составляет главный нерв всей русской культуры — истории, философии, искусства.

Ключевые моменты и этапы осознания русской национальной идеипредставления народа о себе, своей роли и предназначении — формировались в дискуссиях вокруг двухполюсной самоидентификации России. Менялись термины и аргументы — от эпохи Петра I до классического славянофильства и западничества, через почвенничество, панславизм, византизм, все виды народничества, панмонголизм, скифство, евразийство разных направленийдо современных споров о глобализации.

Нет ни одного русского мыслителя или русского писателя, который бы так или иначе не отдал дань этой проблематике. В процессах ее исторического развертывания сами собой, органически возникли обозначающие ее знаки — образы, концентрирующие многостороннее и глубокое содержание, — первичная символика самой жизни. Прежде всего это имена российских столиц, которые были не только географическими названиями, а воспринимались в антиномичности выражаемых ими западных и восточных начал.

Книга А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790), статья А. С. Пушкина «Путешествие из Москвы в Петербург» (1833), очерк В. Г. Белинского «Петербург и Москва» (1844) — эти заглавия предельно точны и одновременно символичны. Такой «непроизвольный символизм» ощущается в сюжетах и системе персонажей многих великих произведений русской литературы — в романах И. А. Гончарова «Обломов» (1859), «Обрыв» (1869), в романе Jl. Н. Толстого «Анна Каренина» (1876), где изображение поездок героев из Петербурга в Москву и из Москвы в Петербург, противопоставление петербурско-бюрократической и московско-помещичьей жизни невольно приобретают дополнительный символический оттенок как аргумент в вопросе об основах национальной подлинности.

Роман Андрея Белого «Петербург» (1911;1913) можно рассматривать в связи с этой тенденцией, но в новых художественных формах осознавшего себя символизма, нового литературного направления со своей поэтикой и своей историософией, основанной на синтезе идей Вл. Соловьева об исторической миссии России, антропософских концепций и литературной традиции.

Еще сложнее творческая ситуация романа «Москва»: «Московский чудак», первая часть романа «Москва» (1926) — «Москва под ударом», вторая часть романа «Москва» (1926) и «Маски» (1932), первая часть второго тома романа «Москва». 1Этот романный цикл создавался после первой мировой войны, после февральской и октябрьской революций 1917 года, после тяжелейших лет 1917 — 1921 в Петрограде и Москве, после трагической берлинской эмиграции с 18 ноября 1921 по 23 октября 1923 года, когда вернувшийся в Россию писатель столкнулся с необходимостью самоопределения в условиях новой русской действительности. Эти обстоятельства по-разному влияли на романы цикла, меняли их образную и жанровую природу.

Романы Андрея Белого «Петербург» и «Москва» художественно остро, с новаторских творческих позиций реализуют вековечную проблему соотношения восточных и западных начал в судьбе России. В русской литературе нет писателя, который бы совершил знаменитое радищевское путешествие таким необычным образом.

1 Во время работы над вторым томом в 1925 — 1930 г. г. Андрей Белый употреблял название «Маски Москвы»: «Хочу назвать второй том «Маски Москвы», — говорил Андрей Белый П. Н. Зайцеву и К. Н. Бугаевой. См.: Воспоминания об Андрее Белом. Сост. В. М. Пискунов. М.: Республика, 1995. С. 374.

Целью данной работы является анализ символической образности, созданной Андреем Белым для выражения философем Восток-Запад, Восток-Россия-Запад, изучение видов, структуры и художественных функций символов «Петербурга» и «Москвы». Задачи исследования:

• охарактеризовать образ города в романах Андрея Белого как образ субъекта истории: система опорных символов, цветовые ряды, литературные реминисценции.

• выявить антитезу Восток-Запад на персонажном уровне, в психологии героев: раздвоение сознания, «двубытийное существование», персонажи-символы.

• интерпретировать символы пространства и времени: «астральное пространство» Петербурга, космические образы романа «Москва».

• раскрыть особенности символико-сатирического шаржа-гротеска в обоих романах: образ толпы, символика личных имен.

• показать символику «мирового зла» в обоих романах: «мозговая игра» в «Петербурге», маски Мандро в «Москве».

• выделить творческую новизну образа профессора Коробкина, его эволюцию и роль личностно-авторского начала в структуре образа.

• проанализировать жанровую природу романа «Москва» как воплощение новаторских для прозы XX века тенденций.

Творчество Андрея Белого изучено глубоко и многосторонне, в связях с историей символизма и по мере публикации его наследия. Это работы JI.K. Долгополова «Андрей Белый и его роман „Петербург“, А. В. Лаврова „Андрей Белый в 1900;е годы: Жизнь и литературная деятельность“, Лаврова А. В. и С. С. Гречишкина „Символисты вблизи“, Л. А. Колобаевой „Русский символизм“, статья С. И. Тиминой „Последний роман Андрея Белого“, В. М. Пискунова и С. Пискуновой „Андрей Белый и другие“, В. Н. Топорова „Петербург“ и „Петербургский текст“ русской литературы», Л. А. Новикова.

Стилистика орнаментальной прозы Андрея Белого", а также работы Н. А. Кожевниковой, Е. Б. Скороспеловой, M.JI. Спивак, Дж. Малмстада, сборник «Андрей Белый: проблемы творчества», критическая антология «Андрей Белый: pro et contra», «Воспоминания об Андрее Белом» К. Н. Бугаевой, сборник «Воспоминания об Андрее Белом», сборник статей и материалов «Москва и „Москва“ Андрея Белого».

Актуальность данной работы определяется несколькими факторами. Одной из существенных задач, стоящих перед историей русской литературы на современном этапе, является восстановление единого текста русской литературы XX века, изучение творчества писателей этого периода в полном объеме. Для наследия Андрея Белого это особенно актуально: степень изученности его произведений 1900 — 1910;х г. г. значительно больше, чем произведений 1920 — начала 1930;х г. г. Последний роман писателя «Москва», возвращенный современному читателю только в 1989 году, 2 исследован недостаточно и нуждается во внимании литературоведов, историков и философов.

Актуальным представляется также обращение к романам «Петербург» и «Москва» в рамках современных дискуссий о глобализации, евразийстве и национальной идее. Роман «Москва» рассматривается в диссертации в контексте замысла трилогии Андрея Белого «Восток или Запад?» как ее своеобразное завершение. Произведения Андрея Белого дают серьезный материал для современных обсуждений и споров о русском пути.

Научная новизна представленной работы состоит в попытке раскрыть философско-символический смысл романов Андрея Белого «Петербург» и «Москва» в их образной структуре, в конфликтах, персонажах и во всеохватывающей системе символизации. В этой системе органично сосуществуют и образы-символы, созданные Андреем Белым, и широко.

2 Белый А. Москва. Сост., вступ. ст. и примеч. С. И. Тиминой. М.: Сов. Россия, 1989,(далее страницы этого издания указываются в тексте, в скобках). используемые им знаковые образы-символы русской классики, и символы-идеи философской мысли конца XX века. Символика выражения коренной философемы русской истории в романах Андрея Белого многосоставна и многослойна.

Методологической основой диссертационного исследования является целостно-системный подход к изучению литературных произведений. Поэтому в работе используется совокупность исследовательских методов структурно-семиотического анализа, элементы имманентного и интертекстуального анализа, мотивный анализ. Используются работы по теоретической поэтике символа Ф. Асмуса, С. Аверинцева, А. Ф. Лосева, Ю. М. Лотмана, М. Гаспарова, А. Ханзен-Лёве и самого Андрея Белого.

Структура и содержание работы обусловлены целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Обобщая проведенный в данной работе анализ, можно сделать следующие основные выводы.

Романы Андрея Белого «Серебряный голубь» (1910), «Петербург».

1913), «Москва» (1932) можно рассматривать как важный вклад в развитие русской национальной идеи. Андрей Белый в «Воспоминаниях об.

Александре Блоке" писал, что тема России после 1905 года стала основной для него и для Блока. Эта тема всегда была метатекстом русской культуры, существовала разработанная традиция обсуждения сущностных начал национальной жизни России, ее национальной истории и национального характера. Начало XX века обострило болевые точки этой проблематики, усилило драматизм составляющих ее противоречий: Восток-Запад, народинтеллигенция-революция. Русские философы этого времени, ставящие эти вопросы, обращались к творчеству Андрея Белого. Главный тезис Н.

Бердяева: «Много нового приоткрыл Андрей Белый в России, много такого, что не видно еще было даже величайшим русским писателям», «А. Белый поновому поставил вековечную русскую тему об интеллигенции и народе, поТУ новому поставил вековечную проблему Востока и Запада». Н. Бердяев отмечает характерную для Андрея Белого «энергию поисков синтезаправды славянофильской и правды западнической — в творческом преодолении ложного провинциализма как славянофильского, так и западнического».73.

Романы Андрея Белого «Петербург» и «Москва» раскрывают смысл философемы Восток-Россия-Запад в своей образной структуре — в конфликтах, персонажах, системе символизации, характере художественной речи. Никаких публицистических и историко-философских рассуждений и дискуссий в романах нет, но мощное дыхание внутренней проблематики.

72 Бердяев Н. А. Русский соблазн (по поводу повести А. Белого «Серебряный голубь» //Русская мысль, 1910, кн.11. С. 104,114.

73 Бердяев Н. А. Русская идея. Судьба России. М.: ЗАО «Сварог и К», 1997. С. 62. ощутимо во всем. Разлад в душах разных героев, отсутствие гармонии и цельности их характеров оказывается результатом борьбы между «западными» и «восточными» чертами личности, «Запад» и «Восток» изнутри, на глубине координируют психологию русского человека. Связи не прямые: «восточное» или «западное» не означает «плохое» или «хорошее». Шишнарфне симпатичнее, чем Липпанченко, а Исси-Нисси — чем Мандро. К своим символам Андрей Белый подсоединяет знаковые образы русской классики — А. Пушкина, Н. Гоголя, Ф. Достоевского. Символика выражения коренной философемы русской истории в романах Андрея Белого многослойна и многосоставна.

Романы Андрея Белого «Петербург» и «Москва» показывают в многозначных символических образах смысл русской истории, но это произведения не только о России. Их проблематика универсальна, касается всего человечества, как в плане его исторического развития, так и с точки зрения изображения «одиссеи сознания», веры Андрея Белого в силу и ценность человеческого духа.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Белый Андрей. Собрание сочинений: Стихотворения и поэмы. М.: Республика, 1994, 558с.
  2. Белый Андрей. Золото в лазури. М.: Прогресс-Плеяда, 2004,312с.
  3. Белый Андрей. Стихи. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996,446с.
  4. Белый Андрей. Симфонии, Серебряный голубь. М.: Лаком-книга, 2001, 416с.
  5. Белый Андрей. Петербург. М.: Наука, 1981,696с.
  6. Белый Андрей. Петербург. СПб:'Наука, 2004, 699с.
  7. Белый Андрей. Петербург. Ставропольское книжное издательство, 1988,590с.
  8. Белый Андрей. Одна из обителей царства теней. Очерк-памфлет о берлинских впечатлениях. Л., 1924,151с.
  9. Белый Андрей. Котик Летаев. Крещеный китаец. Записки чудака. М.: Республика, 1997,499с.
  10. Белый Андрей. Крещеный китаец. М.: Никитинские субботники, 1927,239с.
  11. Белый Андрей. Дневник писателя//3аписки мечтателей, 1921, № 2−3. С.113−131.
  12. Белый Андрей. Москва. М.: Советская Россия, 1989, 768с.
  13. Белый Андрей. Москва: драма в пяти действиях (1926).Пред., комм. И пуб. Т. Николеску. М.: Наследие, 1997,162с.
  14. А. Я был меж вас. Мемуарная серия «мой 20 век». М.: Вагриус, 2006,432с.
  15. Белый Андрей. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994, 525с.
  16. Белый Андрей. Почему я стал символистом и почему не перестал им быть во всех фазах моего идейного и художественного развития. Ann Arbor: Ardis, 1982,137с.
  17. Белый Андрей. Воспоминания о Штейнере// Белый А. Рудольф Штейнер и Гете в мировоззрение современности. М.: Республика, 2000. С. 256−535,719с.
  18. Белый Андрей. Критика. Эстетика. Теория символизма. В 2-х т. Вст. статья, сост. Казинф. A.JI. в Т1, Кудряшова Н. В. в Т2.М.: Искусство, 1994.
  19. Белый Андрей. Андрей Белый о Блоке: Воспоминания. Статьи. Дневники. Речи. М.: Автограф, 1997,606с.
  20. Белый Андрей и др. Памяти Александра Блока. First published in Russia 1922, this edition first published 1971, England: Letchworth (Herts), 63c.
  21. Белый Андрей. Переписка Андрея Белого и Александра Блока, 1903 -1919. М.: Прогресс-Плеяда, 2001,606с.
  22. Белый Андрей и Иванов-Разумник. Переписка. СПб: Atheneum: Феникс 1998,736с.
  23. Белый Андрей. Мастерство Гоголя. М.: Московская ассоциация лингвистов-практиков, 1996,351с.
  24. Белый Андрей. Глоссолалия: Поэма о звуке. М.: Evidentis, 2002,142с.
  25. Белый Андрей. Ветер с Кавказа. Впечатления. М., 1928,253с.
  26. Белый Андрей. Армения. Ереван: Советакан грох, 1985,206с.
  27. Белый Андрей. Поэма о хлопке. Статьи о поэме Г. Санникова «В гостях у египтян"//Новый мир, 1932, № 11. С. 229 248.
  28. Белый Андрей. Энергия. Статья о романе Ф. Гладкова «Энергия"// Новый мир, 1933, № 4. С. 273 291.1.
  29. Андрей Белый: Проблемы творчества. Сборник статей, исследований и публикаций. М.: Советский писатель, 1988, 832с.
  30. А.П. Андрей Белый//Биобиблиографический словарь в 2-х т. Т.1 под ред. Николаева П. Н., М.: «Просвещение», 1990. С. 85 91.
  31. А.П. А. Блок и русские поэты XX века. М.: Изд-во МГУ, 1990,248с.
  32. Андрей Белый. Александр Блок. Москва. Иллюстрированная альбом-биография. М.: ОАО «Московские учебники, 2005,376с.
  33. Андрей Белый: pro et contra. Личность и творчество А. Белого в оценках и толкованиях современников. Антология. Сост. и вст. ст. Лаврова А. В. Спб: РХГИ, 2004,1047с.
  34. В.Ф. Эстетика русского символизма//Асмус В. Ф. Вопросы теории и истории эстетики. М., 1968,590с.
  35. А.Н. Живая вода и вещее слово. М.: Сов. Россия, 1988,508с.
  36. С. Андрей Белый//Бавин С., Семибратова И. Судьбы поэтов серебряного века. М.: Книжная палата, 1993. С. 52 70,479с.
  37. . В.Г. «Скифское», или трагедия мировоззренческого отношения к действительности//Звезда, 1996, № 10. С. 158 166.
  38. Н.Н. Курсив мой//Воспоминания об Андрее Белом. М.: Республика, 1995. С.326−340.
  39. Н.А. Астральный роман. Размышления по поводу романа Андрея Белого «Петербург"//Бердяев Н.А. О русских классиках. М.: Высш. школа, 1993.С. 37−98.
  40. Н.А. Русская идея. Судьба России. М.: ЗАО «Сварог и К», 1997,346с.
  41. Н.А. Русский соблазн (по поводу повести А. Белого «Серебряный голубь"//Русская мысль, 1910, кн.11. С. 104 114.
  42. Н.К. Русская софиология и антропософия//Вопросы философии, 1995, № 7. С. 79 97.
  43. К.Н. Из книги «Воспоминания о Белом»//Воспоминания об Андрее Белом. М.: Республика, 1995. С.389−452, 591с.
  44. К.Н. Воспоминания об Андрее Белом. СПб: Изд-во Ивана Лимбаха, 2001,448с.
  45. В.Н. Идея преображения мира у русских символистов: Д. Мережковский, Андрей Белый, А. Блок. (Дис. д-ра филол. наук). Спб, 2004, 361с.
  46. Н.В. Два года с символистами. М.: XXI век Согласие, 2000, 382с.
  47. Н.В. Встречи с Андреем Белым//Воспоминания об Андрее Белым. М.: Республика, 1995,591с.
  48. И.Г. Трагический субъект в действии: Андрей Белый. Frankfurt на Майне: Peter Lang, 2000,212с.
  49. Владимир Соловьев и культура серебряного века. Под ред. Е.А. Тахо-Годи. М.: Наука, 2005,629с.
  50. Ц.С. Искусство непохожести. М.: Сов. Писатель, 1991,316 с.
  51. А. А. Белый (Мраморный гром)//Воронский А. Искусство видеть мир. М., 1987. С. 97
  52. Воспоминания об Андрее Белом, вст. ст. и сост. В. М. Пискунов. М.: Республика, 1995,591с.
  53. И.И. Андрей Белый и другие//Гарин И. И. Пророки и поэты в 4-х т. Т.4. М.: центр «Терра», 1994. С.415 687,688с.
  54. M.JI. Белый-стиховед и Белый-стихотворец//Андрей Белый: Проблемы творчества. М.: Советский писатель, 1988. С. 444 -460, 832с.
  55. M.JI. Поэтика серебряного века (вст. ст.)//Русская поэзия серебряного века. 1890- 1917.антология. М., 1993.
  56. Георгиева Т. С. Христианство и русская культура. М.: Владос, 2000, 239с.
  57. Т.С. Россия на пути к будущему. М.: НЦОС, 2004, 89с.
  58. В. Элементы фантастического в творчестве А. Белого, (автореферат дисс. канд. филол. н. МГПИ им. Ленина) М., 1968, 17с.
  59. Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991,573с.
  60. Две любви, Две судьбы. Воспоминания об А. Блоке и А. Белом. М.: Издательский дом XXI век Согласие, 2000, 510с.
  61. Л.К. Андрей Белый и его роман «Петербург». Л.: Сов. Писатель, 1988,416с.
  62. М.И. «Запад Восток» и Россия в художественном мире Андрея Белого, (дисс. канд. филол. н.), Коломна, 1999,209с.
  63. А.Н. Восток Запад — Россия. Ростов-на-Дону: изд-во Ростов. Ун-та, 1993,118с.
  64. А.Ф. Идейно-философские течения XIX н. XX вв.//3амалеев А. Ф. Лекции по истории русской философии. СПб: Летний Сад, 2001. С. 159 -297, 394с.
  65. Иванов-Разумник Р.В., Белый Андрей и другие. Памяти Александра Блока. Letchworth (Herts), 1971,63с.
  66. Иванов-Разумник Р. В. Андрей Белый// Иванов-Разумник Р. В. Вершины: Александр Блок. Андрей Белый. Пг, 1923. С. 105 171.
  67. Иванов Вяч. Вс. Профессор Коробкин и профессор Бугаев//Москва и «Москва» Андрея Белого. М.: Изд. Центр РГТУ, 1999. С. 11 28,512с.
  68. С.П. Русский символический роман. Аспекты поэтики. Киев: Лыбидь, 1991,168с.
  69. А.Л. Андрей Белый: начало русского модернизма (вст. ст.)// Андрей Белый. Критика. Эстетика. В 2-х т., Т.1. М.: Иск^ство, 1994. С. 6 -41,478с.
  70. Н.М. Андрей Белый и Николай Васильевич Бугаев// Москва и «Москва» Андрея Белого. М.: Изд. Центр РГГУ, 1999.С.45 57, 512с.
  71. Л.Ф. «Московский чудак» Андрея Белого: к генезису образа// Москва и «Москва» Андрея Белого. М.: Изд. Центр РГТУ, 1999. С. 137 152, 512с.
  72. В.О. О нравственности и русской культуре. М.: Институт рос. истории РАН, 1998,347с.
  73. В.Д. Глобальный гуманизм русского философа//Россия глазами русского. СПб: Наука, 1991. С.340−345,363с.
  74. Н.А. Язык Андрея Белого. М.: Институт русского языка. РАН, 1992,256с.
  75. Н.А. Улицы, переулки, кривули, дома в романе Андрея Белого «Москва»//Москва и «Москва» Андрея Белого. М.: Изд. Центр РГГУ, 1999. С.90−112, 512с.
  76. Л.А. Русский символизм. М.: изд-во МГУ, 2000. С. 238 -287,296с.
  77. Л.А. Человек и его мир в художественной системе Андрея Белого//Филологические науки, № 5,1980.
  78. А.В., Гречишкин С. С. Символисты вблизи. СПб: Скифия, 2004, 398с.
  79. А.В. Андрей Белый//Андрей Белый о Блоке. М.: Автограф, 1997. С.3−22,606с.
  80. С.В. Андрей Белый//Ломтев С. В. Проза русских символистов, (пособие для учителей) М.: Интерпранс, 1994. С.82 102,112с.
  81. Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Мысль, 1995,319с.
  82. А.Ф. Вл. Соловьев и его время. М.: Молодая гвардия, 2000,613с.
  83. Н.О. Философские идеи поэтов-символистов//Лосский Н. О. История русской философии. М.: Сварог и К, 2000. С.399 452,493с.
  84. Ю.М. Символика Петербурга//Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб.: Искусство, 2000,365с.
  85. А.И. Идея «мистерии» в эстетике Андрея Белого и синтез искусств//Мазаев А. И. Проблема синтеза искусств в эстетике русского символизма. М.: Наука, 1992. С.83 142,328с.
  86. Д.Е. О романе-поэме Андрея Белого «Петербург»// Максимов Д. Е. Русские поэты начала века. Л.: Сов. писатель, 1986. С. 240 -348,404с.
  87. Д.Е. О том, как я видел и слышал Андрея Белого// Максимов Д. Е. Русские поэты начала века. Л.: Сов. писатель, 1986. С.350−3376,404с.
  88. Дж. Белый, Андрей. Материал к биографии (интимный) //Минувшее: Исторический альманах. М., вып. 8,1992. С.430 495.
  89. Г. Н. Единство многоликого Я: стратегии преодоления нетождественности мышления и действия в символизме Андрея Белого//Маслов Г. Н. Стратегии мышления и действия в русской философии н. XX века. М.: Диалог-МГУ, 1997. С.90- 122,140с.
  90. З.Г. Симметрия асимметрия в композиции «3-я симфония» Андрея Белого//Минц З. Г. Поэтика русского символизма. СПб: Искусство -СПб, 2004. С. 131 — 138,480с.
  91. М.К. Андрей Белый//Воспоминания об Андрее Белом. М.: Республика, 1995. С.31−50, 591с.
  92. М.К. Роман и повести-симфонии Андрея Белого (вст. ст.) //Андрей Белый. Кубок метелей. М.: Изд. Центр «Терра», 1997, С. 5 24, 767с.
  93. Москва и «Москва» Андрея Белого. М.: Изд. Центр РГГУ, 1999, 512с.
  94. К.В. Андрей Белый//Мочульский К.В. А. Блок, А. Белый,' В. Брюсов. М.: Республика, 1997. С.257 372,480с.
  95. К.В. Андрей Белый. Томск: Водолей, 1997,254с.
  96. Т.Н. Андрей Белый и театр. М.: Радикс, 1995,206с.
  97. JI.A. Стилистика орнаментальной прозы Андрея Белого. М.: Наука, 1990,180с.
  98. Омри Ронен. Серебряный век как умысел и вымысел. М.: ОГИ. 2000, 152с.
  99. Пайман Аврил. История русского символизма. М.: Республика, 2002, 415с.
  100. A.M. Русская культура в канун петровских реформ. Л.: Наука: Ленинградское отделение, 1984,205с.
  101. Пинаев С. М. Близкий всем, всему чужой. Максимилиан Волошин в историко-культурном контексте серебряного века: Монография. М.: Изд-во РУДН, 1996. 239с.
  102. В.М. Советский роман эпопея. Жанр и его эволюция. М.: Сов. писатель, 1976. С. 78 — 105,366с.
  103. В.М. Андрей Белый и другие//Пискунов В. М. Чистый ритм Мнемозины. М.: Альфа М, 2005. С. 10 — 228,608с.
  104. В.М. «Второе пространство» романа Андрея Белого «Петербург»//Андрей Белый: Проблема творчества. М.: Советский писатель, 1988,591с.
  105. В.М. Становление самосознающей души//Белый Андрей. Котик Летаев. Крещеный китаец. Записки чудака. М.: Республика, 1997. С. 5 -21,544с.
  106. А.А. Культурологические аспекты русского символизма и творчество А. Белого 1900-х годов. Нальчик, 2000,33с.
  107. М.Ф. Андрей Белый (вст. ст.)//Диалог поэтов о России и революции. М.: Высш. школа, 1990. С. 5 30, 686с.
  108. Н. Возникновение евразийства//3везда, № 2, 1995. С. 29 -44.
  109. Э. Ориентализм//"Искусство-кино», № 8,1995. С. 22 27.
  110. JI. Андрей Белый и Джеймс Джойс/Zstudia slavica, 1979, t.25, p. 410−414.
  111. Символисты о символизме. Федор Сологуб, Георгий Чулков, Вячеслав Иванов//Заветы, № 2,1914. С. 71 84.
  112. Е.Б. Русская проза XX века: от Андрея Белого («Петербург») до Б. Пастернака («Доктор Живаго»). М.: ТЕИС, 2003,356с.
  113. Е.Б. Русская советская проза 20 30-х годов: судьбы романа. М.: Изд-во МГУ, 1985,261с.
  114. Л.А. Реальность и фантазия в прозе Андрея Белого//Андрей Белый. Избранное. М.: Сов. Россия, 1988. С. З 16,464с.
  115. B.C. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории. М.: Фирма «ПИК» товарищество «А. Н. Сытин и К», 1991,191с.
  116. М. Л.Андрей Белый//Спивак М.Л.Посмертная диагностика гениальности. М.: Аграф, 2001. С. 195 -314,496с.
  117. М.Л. Лейбниц, Крупп и доктор Доннер. («Кризис жизни» в «Москве» Андрея Белого)//Москва и «Москва» Андрея Белого. М.: Изд. Центр РГГУ, 1999. С.113 136, 512с.
  118. М.Л. Андрей Белый -' Рудольф Штайнер Мария Сивере//I
  119. Сугай Л.А.//Белый, Андрей. Основы моего мировоззрения//Лите-ратурное обозрение, № 4/5,1995. С. 10 12.
  120. И. Прыжок над историей. «Петербург» А. Белого (1911 1913) //Звезда, 1998, № 2. С. 226 — 234.
  121. С.И. Последний роман Андрея Белого// Белый, Андрей. Москва. М.: «Советская Россия», 1989. С. 3 16, 768с.
  122. С.И. «Диск» и судьбы русской культуры/ЛГимина С. И. Культурный Петербург. СПб: LOGOS, 2001. С.11 100,455с.
  123. Л.И. О «Масках» А. Белого//А. Белый: pro et contra. Личность и творчество А. Белого в оценках и толкованиях современников. Антология. Спб: РХГИ, 2004.С.842 849,1047с.
  124. И. Провинция в художественном мире прозы Андрея Белого. Даугавпилс: Saule, 1997,179с.
  125. Н.П. Предвозвестник будущего (вст. ст.)//Белый, Андрей. Серебряный голубь. М.: Современник, 1990. С. З 30,603с.
  126. Философия в пространстве кулыуры. Россия и Запад. Ростов н/Д: «Биос» РГУ, 2001,71с.
  127. Г. П. Три столицы.//Федотов Г. П. Лицо России. Paris: УМСА-press, 1988,328с.
  128. Г. П. Судьба и грехи России. В 2-х т. СПб: София, Т.1, 1991 (350с.), Т. 2,1992 (348с.).
  129. Ханзен-Лёве А. Русский символизм. Система и развитие поэтических мотивов. СПб: «Современная западная русистика». Академический проект, 1999, 500с.
  130. Е.Г., Коган М. С. Проблема Запад Восток в культурологии. М.: Наука, 1990,160с.
  131. Т.Ю. В глубь характера: о психологизме в современной советской прозе. Л.: Сов. писатель, 1988,253с.
  132. Вл.Ф. Андрей Белый// Ходасевич Вл.Ф. Собр. соч. в 4-х т., Т.4: Некрополь. Воспоминания. Письма. М.: Согласие, 1997. С. 42 67, 744с.
  133. Вл.Ф. Аблеуховы Летаевы — Коробкины//"Современные Записки», кн. 31-я, 1927. С. 255 — 279.
  134. Е. И. Письмо Б.Н. Бугаеву Андрею Белому//Москва и «Москва» А. Белого. М.: РГГУ, 1999. С. 453 -460,512с.
  135. Эллис (Кобылинский Л.Л.) Андрей Белый//Эллис. Русские символисты. В. Брюсов, К. Бальмонт, Андрей Белый. Томск: изд-во «Водолей», 1996.С.181 -270,288с.
  136. Энциклопедия символизма. М.: Республика, 1998,428 с.
  137. Юнг К.Г. «Йога и Запад». Львов Киев, 1994,230 с.
  138. Юрьева 3.0. Творимый космос Андрея Белого. СПб: Дмитрий Буланин, 2000,313 с.
Заполнить форму текущей работой