Творческое наследие академика М. А. Коростовцева
Лихачев Д. С. «Память преодолевает время», Наше наследие, 1998, № 1, с.З. широко известно. Но это далеко не так. До сих пор не издано собрание сочинений ученого, многие работы его стали библиографической редкостью, а в научном наследии есть малоизученные разделы. Между тем значимость трудов ученого со временем только возрастает. Диапазон научных интересов М. А. Коростовцев чрезвычайно широк, его… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. Научная и педагогическая деятельность М.А. Коростовцева
- 1. Развитие египтологии в России в 1-ой половине XX века и место в ней М.А. Коростовцева
- 2. Научная деятельность М.А. Коростовцева
- 3. Педагогическая деятельность А. М. Коростовцева
- ГЛАВА II. Проблемы источниковедения в трудах М.А. Коростовцева
- 1. М.А. Коростовцев об этапах развития древнеегипетского языка и древнеегипетской письменности
- 2. Публикация и исследование «Путешествия Ун-Амуна в Библ»
- 3. Исторические переводы М.А. Коростовцева
- ГЛАВА III. Проблемы взаимовлияния восточной и античной культуры в трудах М.А. Коростовцева
- 1. Российские и зарубежные историки о проблемах взаимовлияния культур
- 2. Проблемы религиозного взаимовлияния восточной и античной цивилизаций на примере Египта и Греции
- 3. Некоторые аспекты взаимовлияния греческой и древнеегипетской литературы в работах академика М.А. Коростовцева
Творческое наследие академика М. А. Коростовцева (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
В настоящее время, «когда стоит проблема выживания человечества, сохранения цивилизации на пороге третьего тысячелетия. необходимо подчеркнуть, что речь должна идти не только о выживании человеческих особей, но и о сохранении человеческой культуры в ее нравственных, эстетических, научных традициях» .
Современную эпоху отличает обострившийся интерес к истории и культурному наследию. Среди имен, оставивших заметный след в культурном наследии XX века, несомненно, следует выделить действительного члена Академии наук СССР, крупнейшего египтолога современности Михаила Александровича Коростовцева.
Академик Михаил Александрович Коростовцев (1900;1980) принадлежит к плеяде учёных, которыми по праву гордится российская историческая наука. Большинство его произведений до сих пор не утратило научной ценности, а некоторые приобрели мировую известность и, по мнению специалистов, имеют все основания считаться классическими. Труды М. А. Коростовцева служат образцом строгой аргументации и глубины выводов, построены на скрупулёзном изучении конкретного исторического материала.
М.А. Коростовцев оставил необычайно богатое и разнообразное по тематике творческое наследие. Более 200 работ вышло из-под его пера. Среди них монографии, статьи по истории исторической науки, истории религии, культуры, по филологии Древнего Египта.
Может сложиться впечатление, что М. А. Коростовцев принадлежит к числу историков, чьё научно-литературное наследие.
1 Лихачев Д. С. «Память преодолевает время», Наше наследие, 1998, № 1, с.З. широко известно. Но это далеко не так. До сих пор не издано собрание сочинений ученого, многие работы его стали библиографической редкостью, а в научном наследии есть малоизученные разделы. Между тем значимость трудов ученого со временем только возрастает. Диапазон научных интересов М. А. Коростовцев чрезвычайно широк, его исследования касаются многих аспектов истории стран древнего востока.
Все вышесказанное и обусловливает выбор диссертантом темы работы, написание которой он приурочил к знаменательной дате — 100-летию со дня рождения М. А. Коростовцева.
Предмет исследования. Российскому академическому востоковедению в 2000 году исполнилось 182 года. Фундамент ориенталистского университетского образования был заложен в первой четверти 19 века. Труды первых русских востоковедов — A.B. Болдырева, JL3. Будагова, М. И. Коркунова, В. А. Дорка, О. И. Семковского, С. С. Уварова и других — широко известны в России и за рубежом.
Признанием заслуг российского востоковедения следует рассматривать проведение в Санкт-Петербурге в 1876 г. III международного конгресса ориенталистов. Для российского востоковедения конца 19 начало XX века была характерна система подготовки специалистов на базе широкого филологического образования с последующей специализацией, что создавало возможности работать как в науке, так и в педагогике с наибольшей эффективностью.
Выдающимися представителями российской ориентологии были B.C. Голенищев, Тураев Б. А., С. Ф. Ольденбург, В. М. Алексеев, И.
Крачковский, B.B. Струве. Наследником их традиции был М. А. Коростовцев.
В силу особенностей биографии этого ученого на научную деятельность ему было отведено 27 лет. За этот краткий срок ученым сделано удивительно много, особенно в области истории культуры и религии, описания и публикации источников по истории древнего Египта.
Тончайший знаток древнеегипетского языка М. А. Коростовцев перевёл на русский язык сложнейшие тексты, среди них «Путешествие Ун-Амуна в Библ» (Египетский иератический папирус № 120 Государственного музея изобразительных искусств им. A.C. Пушкина в Москве). В этом исследовании учений предстаёт перед нами не только как блестящий переводчик, но прежде всего как историк и философ. Перевод и исследование «Путешествие Ун-Амуна в Библ» — уникальное источниковедческое исследование, которое до сих пор остается непревзойденным эталоном. Ни одна работа, посвященная эпохе XXI династии или истории международных отношений на ближнем востоке в XI веке, как и история Египетской литературы в целом, не может быть написана без использования перевода Коростовцева М.А.
Имя М. А. Коростовцева остается не только в истории ориенталистики, но и более широко — в истории культуры. Монографии и статьи ученого, посвященные, культуре и религии древнего Египта содержат бесценную информацию о достижениях великой цивилизации древности — Египетской.
В 70-е годы в творчестве Коростовцева М. А. были необычно плодотворными, именно в эти годы вышли в свет многие работы по культуре и религии Египта.
Религия древнего Египта" М. А. Коростовцева — самый полный компендиум того, что в настоящее время известно об этой интереснейшей области египетской истории. Труд учёного сочетает в себе глубокие теоретические знания автора с оригинальным осмыслением особенностей религиозного древнеегипетского мировидения. Особенностью работы являются широкие исторические параллели, суждения о проблемах взаимовлияния греческой и египетской культур.
Текстуальный анализ работы подтверждает, что главы книги III-XIII «Местные боги» писались, несомненно, в период пребывания Коростовцева М. А. в Египте. Исследователь настолько детально описывает города, поселения, храмы, точно воссоздает совершенный облик творений древних зодчих, а это, несомненно, возможно только при непосредственном наблюдении на месте. Восхищение историка вызывал «Храм Исиды на острове Филе — одна из жемчужин египетской архитектуры греко-римского времени» (М.А. Коростовцев. Указ. соч. с.52). Главы 3−13 «Религии древнего Египта» имеют подзаголовок «Религиозная география» и являются совершенным образцом историко-географического и историко-культурного сочинения.
Храмы Дендеры, Тиниса, Абидоса, Саиса, Бусириса, Бехдета и Гелиополя, Мемфиса, Гермополя, Гераклеополя, Фив и.т.д описаны историком с необычайным мастерством. Лингвистическая подготовка учёного позволила представить ономастикон Египта на древнеегипетском, древнегреческом и арабском языках.
В 1976 г. коллективом автором было подготовлено издание «Культура древнего Египта», в котором 6 статей из 20 написаны М. А. Коростовцевым. Это не только статьи по религии и филологии Египта, но и статьи о театре, музыке, спорте в древнем Египте. Как и все другие работы, эти статьи содержат уникальную информацию.
В последние годы в исторической литературе развивалась тенденция изучения теоретического наследия крупных учёных, определения их вклада в развитие исторической науки и значения их творчества для современных исследований1.
Однако вне поля зрения историков осталось творчество многих представителей российской науки 20 века, в том числе академика Михаила Александровича Коростовцева.
Цель и задачи исследования
В диссертации поставлена цель проанализировать творческое наследие академика М. А. Коростовцева, в том числе его многочисленные труды, касающиеся истории Древнего Востока, филологии, исследования источников по истории Древнего Египта и проблемы взаимодействия культур Древнего Египта и Древней Греции, а также научную и педагогическую деятельность М. А. Коростовцева в Академии наук СССР и в Российском университете дружбы народов с 1969 по 1976 г.
Поставленная цель определила задачи диссертации: изучить научное наследие М. А. Коростовцева по проблемам филологии древнего Египта и исследования и публикации источников по истории Египта, а также по архивным материалам и свидетельствам современников восстановить факты педагогической деятельности М. А. Коростовцева в Российском университете дружбы народов, так как эта проблема не нашла отражения в печати.
1 Евгений Викторович Тарле — М., Наука 1977; Е. И. Гнеушева. Академик Александр Андреевич Гувер. М.: Наука, 1987; Дунаевский В. А., Цфасман А. Б. Николай Михайлович Лукин. М.: Наука, 1987; Чистякова Е. В. Михаил Николаевич Тихомиров М.: Наука, 1987; Качак Ю. М., И. В. Цветаев. М.: Наука, 1987.
Для решения поставленных задач были изучены различные группы источников, опубликованных и не опубликованных. Основные исследовательские задачи, сформулированные диссертантом, решаются на основе широкого использования фондов библиотек Москвы, а также фондов архивов: Архива Российской академии наук, Петербургского филиала архива РАН, архива Российского университета дружбы народов.
Приоритетное место в источниковой базе исследования занимают труды самого М. А. Коростовцева, написанные с 1938 по 1943 г и с 1960 по 1980 г. Среди опубликованных источников такого рода особо следует выделить статьи М. А. Коростовцева по истории египтологии: «Развитие египтологии в России». М., 1966, «Становление египтологии в России». М., 1977, «50 лет египтологии в СССР». М., 1979.
Следует также выделить сборник «Наследие древнего Египта» (1976 г.) и монографию «Религия древнего Египта» (1976 г.), в которых учёный касается в том числе и вопросов взаимовлияния египетской и греческой культур.
При подготовке диссертации были использованы и неопубликованные источники из архивов Москвы и Петербурга. Среди них следует особо выделить фонды архива РАН. Фонд 2 архива РАН содержит стенограммы и протоколы заседаний президиума АН СССР за 1974 г. по поводу избрания М. А. Коростовцева в действительные члены АН СССР.
Документальные материалы фонда 411 архива РАН состоят из подлинных биографических документов М. А. Коростовцева, а также отзывов учёных о научной работе М. А. Коростовцева. Например: «Отзыв В. В. Струве о работе младшего научного сотрудника Института истории и учёного сектора ЛОНН М. А. Коростовцева от 3 мая 1938 г.» (Архив РАН, ф. 411, оп. 3, д. 399, л. 26), «Отзыв и.о. заведующего ленинградским отделением Института истории АН СССР профессора С. Н. Валка от 11 июня 1940 г. о работе и.о. старшего научного сотрудника Института истории Коростовцева М.А.» (Архив РАН, ф.411, оп. З, д. 399, л.28), «Характеристика на старшего научного сотрудника института востоковедения доктора исторических наук профессора М. А. Коростовцева, составленная д.и.н. профессором Авдиевым В. Н. (Архив РАН, ф.411, оп. З, д. 399, л.51), «Отзыв о научных трудах д.и.н., М. А. Коростовцева, написанный членом корреспондентом АН СССР Б. Г. Гафуровым от 19 сентября 1968 г. (Архив РАН, ф.411, оп. З, д. 399, лл.65−68).
В петербургском филиале архива РАН обнаружено в фонде Тураева Б. А. неопубликованное ранее приложение к диссертации Тураев Б.А.а: «Бог Тот. Древнеегипетская религия» — «Эпитеты Тота» (ПФАРАН, ф. Ю, on. 1 д11 лл.161−181).
Документальные материалы архива Российского университета дружбы народов освещают в основном педагогическую деятельность М. А. Коростовцева в университете. Среди них: «Письмо профессора, д.и.н A.C. Протопопова ректору УДН профессору доктору технических наук C.B. Румянцеву о настоятельной необходимости пригласить на кафедру всеобщей истории видного учёного египтолога М.А. Коростовцева» от 24 ноябре 1968 г. (Архив РУДН, ф.9575, оп.6, ид. хр.225. подлинные).
Письма вице-президента академик наук СССР академика М. Д. Миллионщикова и директора Института востоковедения академика В. Г. Гафурова ректору УДН профессору Румянцеву (Архив РУДН, ф.9575, on.6, ед.хр. 180, лл 1−3). В этом фонде 9575 хранятся заявления и приказы о зачислении М. А. Коростовцева на работу в УДН с 19 марта 1969 по 30 июня 1976 г. Постановление Ученого совета историко-филологического факультета о назначении профессора М. А. Коростовцева председателем государственной экзаменационной комиссии по специальности «История» в 1972 году (Архив РУДН. Ф5795, оп. 6 ед.хр. 225 л.6). Постановление учёного совета УДН о награждении академика Коростовцева М. А. памятной медалью УДН в честь 15-летия УДН (Архив РУДН. Ф5795, оп. 6 ед.хр. 229 л.36).
Историография изучаемой темы. Хотя творчество академика М. А. Коростовцева еще не получило отражения в монографических исследованиях, ему посвящены многочисленные статьи и сообщения, изученные диссертантом в период написания работы.
Среди трудов, посвященных академику Коростовцеву М. А., особого упоминания заслуживает сборник «Древний восток» № 1, вышедший в 1975 г. к 75-летию академика. В его редакционной статье И. С. Кацнельсон отметил заслуги академика в развитии египтологии и подчеркнул, что «многочисленные его труды получили заслуженное признание и снискали ему широкую известность, как на родине, так и за рубежом» 1.
Статьи, опубликованные в «Вестнике АН СССР», «Вестнике древней истории», журнале «Азия и Африка сегодня», которые посвящены юбилейным датам Коростовцева М. А., объединяет то, что все они дают представление об академике как о крупном учёном. Однако исследование отдельных направлений деятельности учёного не входило в их задачи. Среди упомянутых статей (См. Список источников.
1 Древний восток № 1. Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1975, с.З. и и литературы) нет аналитических работ, посвященных творческому наследию учёного. По этой причине даже такие документы, как отзыв академика Б. Г. Гафурова о научной работе профессора Коростовцева М. А., не могут восполнить в достаточной мере указанный пробел, и задача аналитического исследования творческого наследия академика до сих пор не утратила своей актуальности.
Вторую группу работ составили монографии и статьи русских и зарубежных исследователей, посвященные проблеме взаимовлияния восточной и античных культур. Анализ этих работ проведен в первом параграфе третьей главы диссертации, причем по возможности в сопоставлении со взглядами на эти проблемы М. А. Коростовцева.
Цель и задачи исследования
определили структуру работы. Она состоит из трех глав, введения, заключения, библиографии работ академика Коростовцева М. А. и списка использованных источников и литературы.
Первая глава начинается обзором развития египтологии в России в начале XX века и до 40-х XX в., до того времени, когда началась научная деятельность Коростовцева. Это очень важно для определения того вклада в развитие египтологии, какой предстояло сделать учёному, для того, чтобы высветить особые его заслуги на фоне общих достижений Российской египтологии. Во II и III параграфах первой главы освещены научная и педагогическая деятельность учёного.
1.
Литература
Среднего царства, XXI—XVII вв.ека до. н. э.
2. I.
Литература
Нового царства, XVI—IX вв.ека до. н. э.1.
Литература
демотическая, VIII век до. н.э.-Ш век н. э. Эта периодизация, пишет М. А. Коростовцев, в основном соответствует большим этапам развития языка: Древнее царство.
3. Коростовцев М. А.
Введение
в египетскую филологию. M., Изд. вост. лит., 1963.
4. История древнего Востока, зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. М., Главная редакция Восточной литературы, 1983.
5. История древнего Востока, зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. М., Главная редакция Восточной литературы, 1988.
6. Архив РУДН, ф. 9575, оп.6,ед. хр. 225, л 10 //Подлинник.
7. Архив РАН, ф.411, 3, ед.хр.399 //Подлинник.
8. Архив РУДН, ф.9575,оп.6, ед. хр. 1807, л.1 //Подлинник.
9. Архив РУДН, там же л. 3 //Подлинник.
10. Рознатовский Ю. А. Мой профессор //Известия от 18 Января 1968.№ 15.
11. Коростовцев М. А. Путешествие Ун-Амуна в Библ. М., 1960.
12. Из воспоминаний профессора Бомбейского университета Падмы Лоран-Дам-Личнный архив Кардаш А.И.
13. Из личного архива Кардаш А.И.
14. Учебные программы по специальности «История» УДН, М., 1979. С.38−46.
15. Архив РУДН, ф.9575 оп.6, ед. хр. 225., л.20.
16. Архив РУДН, ф.9575 оп.6, ед. хр. 225, л.36−37.
17. Архив РУДН. Ф. № 5795,оп .6., ед. хра.225., л.34.
18. Тураев Б. А. История древнего востока, Т. 2., 1935., с. 7.
19. Коростовцев М. А. Религия древнего Египта. М., 1976 г., с. 295.
20. Минковская Э. Египетская религия в Куше. -// М. А. Коростовцева. Религии древнего Египта. М., 1976 г., с. 298−323.
21. Хрестоматия по истории Древнего Востока. Учебное пособие в 2-х частях. (Под редакцией М. А. Коростовцева, И. С. Кацнельсона, В. И. Кузищина. М., 1980., с. 4.
22. Коростовцев М. А. Египетский язык, М., 1961.
23. Он же. Писцы древнего Египта. М., 1962.
24. Коростовцев М. А. Grammair du neo egyptien. M., Наука, 1973.
25. ИДЕОГРАММА (от греч. idea — идея, образ и. грамма), письменный знак (условное изображение или рисунок), соответствующий не звуку речи, а целому слову или морфеме, напр., в древнеегипетской, китайской иероглифике (Электронная БЭ Кирилла и Мефодия 200).
26. Архаическая иератика. Характерная черта этой письменности заключается в наименьшей затрате времени и энергии.
27. Иератика Древнего Царства (с VI по XI династии). Характерно огрубление письма.
28. Иератика Среднего Царства (XII XVIII династии). Характерно расхождение между книжной и курсивной иератикой.
29. Иератика Нового Царства (с середины XVIII до XXI династии). Характерны ясность и изящество, но формы знаков здесь иные, чем в книжной иератике предшествующего периода.
30. Аномальная иератика (так Гриффис назвал самый поздний этап развития иератики)1. Изучение анормальной иератики находится в начальной стадии. К концу XXVI династии анормальная иератика была вытеснена.
31. Демотика ранняя время XXVI-XXX династий.
32. Демотика птолемеевского времени.
33. Коростовцев М. А.
Введение
в египетскую филологию. М., 1963., с.58−69.
34. Демотичесое письмо (от греч. Demotikos-народный), скорописная форма египетского письма, возникшая в 8−7 вв. до н. э.
35. Коростовцев М. А.
Введение
в египетскую филологию. М., 1963., с.80−87.
36. Знаменательные части речи:1. Существительные-2. Прилагательные-3. Наречия-4. Глаголы.И. Местоимения.1.I. Числительные.1. Служебные слова:1. Предлоги-2. Частицы.V. МеждометияСуществительные и прилагательные.
37. Коростовцев М. А.
Введение
в египетскую филологию. М., 1963., с. 116.2 Там же, с. 119. Египетские существительные особых морфологических признаков не имеют и в своем большинстве тождественны с корнями. Они имеют 3 формы:
38. Двухсогласные глаголы, например: с1с1 «говорить» .
39. Трехсогласные глаголы: а) сильные спЬ «жить» -б) слабые рп «выходить» -в) геминирующие ¥-пп «быть» -г) каузативные глаголы от двух согласных глаголов, например: вшп «заставить пребывать» .
40. Отзыв о научных трудах д.и.н., М. А. Коростовцева, написанный членом корреспондентом АН СССР Б. Г. Гафуровым от 19 сентября 1968 г //Архив РАН, ф.411, оп. З, д. 399, лл.65−68.
41. Голенищев B.C. Иератический папирус из коллекции В. С. Голенищева., с. 45−46.
42. Erman А. Eine Reise nach Phonizen im 11 Jahrundert vor Chr., ZAS, 38(1900), 2.
43. Helck-Otto, Kleines Worterbuch der Aegyptologie, Wiesbaden, 1956, S.407.
44. Тураев Б. А. История древнего Востока, т.1, Л., 1935, с. 10.
45. Тураев Б. А. Египетская литература, М., 1920, с. 199.
46. Wiedeman A. Altagytpische Sagen und Marchen, Leipzig, 1906, S. 94.
47. Gardiner A. Writing and literature, in Glanville s «the Legacy of Egypt», Oxford, 1934, p.76.
48. Путешествие Ун-Амона в Библ. M. I960., с. 16.
49. Albright. W. The Eastern Mediterranean, Saint-Louis, Miss, 1951.
50.
Литература
Древнего Царства, 3-е тысячелетие до н.э.1.
Литература
Среднего Царства, ХХ1-ХУП века до н.э.
51. I.
Литература
Нового Царства, ХУ1−1Х века до н.э.
52. Повесть Петеисе III. Древнеегипетская проза. Перевод с древнеегипетского М. А Коростовцева. М., 1978., с.243−248.
53. Собрание слов и избранных мыслей, составленное жрецом Гелеополя Хахаперрасенебом, прозванным Анху." (сторона ректо).
54. Он говорит, что если бы ему удалось найти неведомые изречения, необычные мысли, новые слова, к которым не прибегали до тех пор,.
55. Нечего хвалиться последующим поколениям речами его предков.
56. Не произносил еще нового говорящий, а другой ничего не добавит своего к словам предков и только промолвит, что говорили когда-то предки, и никто не узнает, что он хотел сказать.
57. Поступающий так ищет своей гибели, он говорит это согласно древним текстам с первого поколения и до7. поколения того времени. Он хотел бы ведать такое, чего не знают другие. Вымолвил бы он это и ответил бы своему сердцу.
58. Рассказал бы он о страдании своем и облегчил бы от бремени свою спину. Избавился бы он от тяготящих слов, 9. поведав сердцу своему свою тревогу, и ощутил бы облегчение.
59. Он созерцал происходящее, постигал состояние той страны. Не схож тот год с предыдущим. Страна в смятении, она для него опустела.
60. Истина изгнана, попраны предначертания богов. Страна пребывала в горе и бедствии.
61. Мрак в городах и селах, всюду разруха, полный упадок в стране, и даже мертвые не находят покоя и при свете дня люди с ужасом взирают на деяние ночи.
62. Горе и боль в сердце его, ему трудно это скрыть, и в печали поникают сердца людей. А сердце смелого для него друг в час испытаний.
63. Если бы его сердце могло страдать, то он бы мог положиться на него. Ради него он подавил бы свою боль1. Сторона версо).
64. Сердца никак не могут повлиять на происходящее. День ото дня становилось все хуже от воцарившейся жестокости, не нашлось мудреца, уразумевшего происшедшее.
65. Повесть Петеисе III. Древнеегипетская проза. Перевод с древнеегипетского языка М. А. Коростовцева. М., 1978., с.219−220.
66. Тураев Б. А. Очерки истории изучения Финикийский древностей, СПб, 1893.,.с.7.
67. Он же. История Древнего Востока, 1935, Т.П., с.319−321.
68. Исследователь обязан установить, как происходили заимствования культуры, когда, где и кем они были осуществлены. Американские ученые разработали ряд схем, отражающих процесс аккультурации:
69. Отчуждение потеря народом своей культуры под влиянием чужой.
70. Новая ориентация существенные изменения в культуре-восприемнике под влиянием иноземной культуры.
71. Fenelossa Е. The Cuinese Written Character medium for Poetry. San Francisko, 1991, p. l 13.
72. Культура Древнего Египта. М., Наука, 1978.