Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Подготовка военных кадров в России: XIX — начало ХХ вв

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведенное исследование показывает, что в изучаемый период первые лица верховной власти России проводя военные реформы и преобразования готовили армию и флот только к победам. Но когда начиналась война, русская армия не только побеждала, но и терпела поражение. Это зависело от многих причин: политических целей и экономических возможностей воюющих государств, уровня развития военного искусства… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Историография проблемы и источники ее изучения
    • 1. 1. Разработка проблемы подготовки военных кадров в русской историографии
    • 1. 2. Советская и постсоветская историография
    • 1. 3. Характеристика источников
  • ГЛАВА II. Подготовка военных кадров в России в первой половине XIX в
    • 2. 1. Организация и деятельность учебных частей и заведений по подготовке унтер-офицеров
    • 2. 2. Подготовка офицеров в военно-учебных заведениях и войсках
    • 2. 3. Создание высшей военной школы
  • ГЛАВА III. Строительство органов управления подготовкой военных кадров
    • 3. 1. Главное управление военно-учебных заведений в системе военного образования
    • 3. 2. Деятельность Комитета по образованию и устройству войск по подготовке военных кадров
  • ГЛАВА IV. Совершенствование системы подготовки военных кадров в России во второй половине XIX — начале XX вв
    • 4. 1. Мероприятия по военной подготовке населения России
    • 4. 2. Новые условия и новые требования к подготовке офицерских кадров в военно-учебных заведениях и войсках
    • 4. 3. Развитие высшей военной школы
  • ГЛАВА V. Подготовка военных кадров в офицерских школах и войсках
    • 5. 1. Совершенствование системы подготовки унтерофицерских кадров
    • 5. 2. Повышение военных знаний офицеров в процессе прохождения службы в войсках
    • 5. 3. Деятельность офицерских школ по совершенствованию специальной подготовки офицеров

Подготовка военных кадров в России: XIX — начало ХХ вв (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Кардинальные изменения, происходящие в последние годы в политической, экономической и социальной сферах отразились и на состоянии Вооружённых Сил Российской Федерации, вызвали определённые трудности в их деятельности.

Руководство страны наметило комплекс мероприятий по реформированию вооружённых сил, направленных на их качественное преобразование и совершенствование. Важнейшими мероприятиями являются: приведение военной организации государства в соответствие с потенциальными угрозами безопасности России, экономическими возможностями странысоздание в составе военных округов высокомобильных сил, способных вести автономные действия и в кратчайшие сроки локализовать и нейтрализовать угрозы на любом направленииусиление социальной защищенности, социальное обеспечение, переподготовка по гражданским специальностям офицеров и прапорщиков, увольняемых из вооруженных сил и других войскпереход комплектования вооружённых сил на контрактную основу по мере создания необходимой инфраструктуры для службы и жизни контрактников и членов их семейсосредоточение в военно-технической политике основных усилий направленных на обеспечение качественного технического оснащения, роста боевой эффективности вооружённых сил и других войск, на оптимизации номенклатуры, стандартизации и унификации вооружений и военной техники.

Одновременно с реорганизацией армии и флота предполагается сформировать адекватную им систему подготовки военных кадров, отвечающую новой структуре и новым задачам вооружённых сил, вывести 5 военное образование на качественно новый уровень, обеспечивающий радикальное повышение профессионализма и общей культуры военных кадров. Конечная цель военной реформы — создание достаточной обороны, качественно новых, значительно меньших по численности вооружённых сил и других войск, оснащённых современной боевой техникой и обладающих высокой профессиональной выучкой.

Проведенное исследование показывает, что в изучаемый период первые лица верховной власти России проводя военные реформы и преобразования готовили армию и флот только к победам. Но когда начиналась война, русская армия не только побеждала, но и терпела поражение. Это зависело от многих причин: политических целей и экономических возможностей воюющих государств, уровня развития военного искусства, численности и вооружения армий, их мобильно-боевых качеств, чувства патриотизма, организаторских способностей, таланта военачальников и др.

Важным фактором, определяющим победы и поражения, был уровень подготовки военных кадров, соответствие его характера требованиям ведения войны.

На всём протяжении развития перед Российским государством и военными кадрами всегда вставали две важнейшие проблемы: во-первых, правильно предвидеть характер будущей войны и в соответствии с этим определить содержание военного образования, т. е. чему учить военнослужащих и войска, во-вторых, как их учить, т. е. изыскать такие формы и методы обучения, которые обеспечили бы претворение в жизнь выработанных взглядов на способы ведения войны и тех требований к военному образованию, которые из них вытекают.

Элементарная военная подготовка появилась в глубокой древности. Её эволюция тесно связана с развитием средств ведения войны и военного искусства. Становление военного образования как специального образования и системы подготовки военных кадров в России относится к началу XVIII в., 6 когда была создана регулярная армия, для руководства которой требовался подготовленный командный состав.

С этой целью стали создаваться военно-учебные заведения. По мере развития и усложнения военного дела военное образование постепенно дифференцировалось по родам войск (пехота, кавалерия, артиллерия и др.) более узким военным специальностям, а также по различным видам подготовки.

В изучаемый период истории России по мере развития материально-технических, социально-экономических и политических условий жизни общества вооружённые силы меняли свою организационную структуру, состав, способы комплектования, вооружение, приёмы вооружённой борьбы. Но суть их оставалась прежней, неизменной: они были орудием внутренней и внешней политики самодержавной монархии. В то же время русская армия сыграла огромную роль в защите родной земли от внешних врагов, накопила немалый боевой опыт и традиции.

Содержание подготовки военных кадров и её система в России были обусловлены характером общественного и государственного строя, назначением вооружённых сил, спецификой их комплектования, национальными традициями и т. д. Всё это чрезвычайно важно для современной армии, поскольку богатейший опыт, накопленный предшественниками в деле подготовки военных кадров государства, должен стать общим достоянием.

Актуальность темы

исследования обусловлена рядом обстоятельств.

Во-первых, радикальные изменения, происходящие в обществе, вызвали необходимость научного переосмысления роли и места различных институтов, в том числе и армии, военных кадров в жизни страны;

Во-вторых, военная реформа, проводимая в Российской Федерации, повысила интерес к опыту строительства русской армии, содержанию, формам и методам подготовки командного состава;

В-третьих, до сих пор нет обобщающих работ выявляющих роль и 7 ответственность государства, центральных, местных и военных органов управления в формировании офицерского корпуса дореволюционной России.

Хронологические рамки исследования охватывают период с начала XIX в. до 1917 г., более чем вековой поиск путей и средств модернизации страны, составной частью которого стали преобразования армии, изменение принципов ее комплектования и обучения. Избранный для исследования проблемы период позволяет рассмотреть процесс становления, развития и эволюции подготовки военных кадров, показать результаты преобразований и реформ в области военного образования в России.

Степень научной разработанности темы. Несмотря на несомненную актуальность проблемы разработаны лишь некоторые её аспекты. Об этом можно судить по тому отражению, которое тема подготовки военных кадров в России в изучаемый период нашла в литературе1.

Предметом изучения избрана система подготовки военных кадров (унтер-офицеров в учебных подразделениях, частях и заведениях, офицерских кадров в военно-учебных заведениях, повышение квалификации в офицерских школах и войскахвоенное обучение населения) в России в XIX-начале XX вв.

Объектом исследования является деятельность государственных органов, Военного министерства и его главных управлений, военачальников, командиров воинских частей по организации и осуществлению подготовки военных кадров.

Таким образом, избранная тема является важной научной проблемой, актуальной в теоретическом, политическом и социальном отношениях. Всё это и обусловило выбор автором данной темы диссертации для специального научного исследования.

Автор ставит своей целью, исходя из научной и практической значимости проблемы, уровня ее разработки, основываясь главным образом на новых документах и фактах, исследовать процесс создания, развития и.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ.

Таким образом, исследование показало, что подготовка унтер-офицерских кадров осуществлялась при штабах отдельных частей и полков, в специальных учебных командах с различным сроком обучения. Занятия в них проводились в период между лагерными сборами. Кандидаты в унтер-офицеры, кроме грамоты и общеобразовательных предметов изучали общевоинские уставы, устройство войск, знакомились с различными положениями военного законодательства. Благодаря принятым мерам армия получила к концу XIX столетия значительное количество унтер-офицеров. В то же время, русская армия начала первую мировую войну без достаточно хорошо подготовленного унтер-офицерского состава, что обуславливалось составом призывного контингента.

Успех обучения войск во многом зависел от уровня подготовки офицерского корпуса. В изучаемый период в войсках на основании требований руководящих документов военного ведомства проводились специальные занятия с офицерами, участие их в учениях и маневрах в составе своих воинских частей. Анализ профессиональной подготовки свидетельствует, что проводимые занятия с офицерами не во всех воинских частях и не всегда достигали поставленной цели. Порой подготовительные занятия носили формальный характер, а практические в поле — мало способствовали совершенствованию профессиональной подготовки.

Впервые была предпринята попытка ввести в систему войсковой подготовки офицеров занятия со старшими начальниками. Военачальники стали принимать участие в военных играх, слушать лекции и решать тактические задачи, принимать участие в полевых поездках. Важным этапом в деле совершенствования профессиональных качеств офицерского корпуса явилась разработка и введение в действие. Наставления для офицерских заня.

554 тий. Документ регламентировал организацию и проведение специальных занятий с офицерами.

Наиболее ценный, практически подготовленный офицерский состав направлялся в специальные войска, пехоту и кавалерию из 8 офицерских школ. Курс обучения в школах был разной продолжительности — от нескольких месяцев до двух лет. Офицерские школы были краткосрочными учебными заведениями, предназначенными для повышения квалификации офицеров и подготовки их к занятию строевых командных должностей. Техническая модернизация армии, изменения в способах и формах ведения боевых действий повысили требования к боевому мастерству офицерского состава технических войск и авиации. Их учебные планы и программы, методы обучения были наиболее применены к последующей службе строевого офицера.

С 1908 г. подготовка младших офицеров в виде эксперимента осуществлялась на окружных стрелковых курсах. В 1911 г. для подготовки офицеров-переводчиков были учреждены подготовительные школы Восточных языков при штабах Приамурского, Туркестанского и Кавказского военных округов.

В годы первой мировой войны офицерские школы продолжали свою деятельность, за исключением стрелковой и кавалерийской.

Проведенный анализ свидетельствует, что система подготовки военных кадров в иностранных армиях существенно не изменилась. Подготовка унтер-офицеров производилась по-прежнему в унтер-офицерских школах. В них, наряду с рядовыми, могли повышать свою квалификацию и унтер-офицеры. Резервом унтер-офицерских кадров становились и рядовые, призванные в армию по набору. Унтер-офицерское звание они могли получить только после сдачи специального квалификационного экзамена.

Офицеры стрелковых, артиллерийских и специальных частей совершенствовали свою профессиональную подготовку в офицерских школах. В то же время в офицерских школах краткосрочную переподготовку на курсах проходили командиры частей и соединений. В течение нескольких не.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

556.

Показать весь текст

Список литературы

  1. АРХИВ (РГВИА) ФОНД 1 Канцелярия военного министерства.
  2. Он. 2. Д. 1, 4, 10, 42, 51, 54, 57, 58, 59, 65, 71, 75, 76, 78, 81, 84, 88, 100, 103,106, 108, 111, 114, 116, 150,156, 163, 176, 254,273,295, 395,689, 961,1197.
  3. ФОНД 25 Военная канцелярия цесаревича Константина Павловича.
  4. Оп. 1/160. Д. 45, 101, 842,1469- Оп. 2/161 а. Д. 201, 307, 333, 393,404, 532.1. ФОНД 165 Куропаткин А.Н.
  5. Оп. 1. Д. 470, 520, 605, 658, 753, 809.1. ФОНД 278 Ванновский П.С.1. Оп. 1. Д. 4, 27.1. ФОНД 280 Редигер А.Ф.1. Оп. 1.Д. 3,4, 7.
  6. ФОНД 298 Военная авиационная школа в Гатчине. Оп. 1. Д. 102.
  7. ФОНД 310 Михайловская артиллерийская академия и училище.
  8. Оп. 1. т. 1. Д. 943- Оп. 1. т. 3. Д. 4703, 4772, 4778, 4819, 4917, 5056,5453, 5628, 5775.
  9. ФОНД 312 Управление генерал-инспектора по инженерной части.1. Оп. 1. Д. 505, 1311.
  10. ФОНД 314−1-й кадетский корпус.1. Оп. 1. Д. 5731, 5816.
  11. ФОНД 316 Военно-медицинская академия.
  12. Оп. 1. Д. 19, 144- Оп. 7. Д. 51, 112- Оп. 21. Д. 84- Оп. 40. Д. 65, 987,1297,4074,4171- Оп. 42. Д. 265, 316, 1480.1. ФОНД 318 Пажеский корпус.1. Оп. 1. Д. 753,766, 1163.
  13. ФОНД 319-Павловское военное училище.
  14. Оп. 1. Д. 236, 244, 287, 508.
  15. ФОНД 321 Николаевское кавалерийское училище.1. Оп. 1. Д. 462,538,666.
  16. ФОНД 322 Пиротехническая артиллерийская школа. Оп. 1. Д. 77, 99, 401.
  17. ФОНД 323 Техническое училище артиллерийского ведомства. Оп. 1. Д. 214, 661, 1273.
  18. ФОНД 324 Управление училищ военного ведомства. Оп. 1. Д. 372, 395, 571.
  19. ФОНД 325 Военно-топографическое училище. Оп. 1. Д. 95, 267.
  20. ФОНД 326 Комитет о военно-учебных заведениях под председательством1. К. И. Оппермана.1. Оп. 1. Д. 3, 4.
  21. ФОНД 327 Непременный Совет о военных училищах. Оп. 1. Д. 1, 258.
  22. ФОНД 329 Офицерская электротехническая школа. Оп. 1. Д. 53, 172, 278.
  23. ФОНД 348 Александровская Военно-юридическая академия и училище.
  24. Оп. 1. Д. 1, 17,71, 94, 98, 196, 279, 364, 590, 701.
  25. ФОНД 351-Николаевская инженерная академия и училище.
  26. Оп. 1. т. 1. Д. 422, 560, 566, 631, 745, 1083- Оп. 1. т. 3. Д. 3572, 3640,4079, 4103, 4127, 4153, 4211, 4261, 4273, 4279, 4381, 4412,4477, 4492,4506, 4557.
  27. ФОНД 352 Офицерская воздухоплавательная школа. Оп. 1. Д. 139, 220.
  28. ФОНД 353 Главная гимнастическо-фехтовальная школа. Оп. 1. Д. 10.
  29. ФОНД 360 Финляндский кадетский корпус. Оп. 1. Д. 13, 58.
  30. ФОНД 405 Департамент военных поселений.
  31. Оп. 5. т. 1. Д. 1, 371, 450, 604, 836, 2643, 3837- Оп. 5. т. 2. Д. 4811,5143,5196- Оп. 5. т. 3. Д. 9990, 10 050, 11 049, 11 137, 11 175-Оп. 5. т. 4.
  32. Д. 16 383, 16 441, 16 484- Оп. 5. т. 5. Д. 21 673, 23 834,24320.
  33. ФОНД 412 Сведения о русских войсках, об их управлении и занятияхв мирное время.
  34. Оп. 1. Д. 161, 375, 386, 1435.
  35. ФОНД 413 Материалы по теории военного искусства и устройству вооруженных сил России. Оп. 1. Д. 16.1. ФОНД 428 Австро-Венгрия.
  36. Оп. 1. Д. 28, 33, 42, 63, 149.1. ФОНД 431 Великобритания.1. Оп. 1. Д. 9, 21, 28, 66.1. ФОНД 432-Германия.
  37. Оп. 1. Д. 28, 106, 257, 277.1. ФОНД 437-Италия.
  38. Оп. 1. Д. 31, 40, 43, 49, 51, 64.1. ФОНД 440-Франция.
  39. Оп. 1. Д. 29, 62, 143, 172, 195, 231.
  40. ФОНД 544 Николаевская академия Генерального штаба.
  41. Оп. 1. Д. 1, 12, 27, 38, 56, 66, 96, 186, 282, 304, 349, 377, 391, 412,423, 517, 567, 660,. 688, 724, 821, 969, 1056, 1109, 1136, 1211, 1333.
  42. ФОНД 725 Главное управление военно-учебных заведениях.
  43. Оп. 1. Д. 1, 30, 82, 96, 99, 142- Оп. 2. Д. 82, 83- Оп. 5. Д. 7, 100,107, 131- Оп. 19. Д. 23, 123- Оп. 20. Д. 18, 26, 36, 111, 257, 320-
  44. Оп.38. Д. 2- Оп. 40 .Д. 120- Оп. 41. Д. 110, 159- Оп. 43. Д. 123 6,184-
  45. Оп. 44. Д 147, 172, 201−205- Оп. 45. Д. 160, 398, 838, 939- Оп. 46. Д. 14, 179, 842 а- Оп. 47. Д. 955, 1005- Оп. 48. Д. 136, 137, 193, 238, 325,367, 843, 1141, 1210, 1329- Оп. 50. Д. 17.
  46. ФОНД 766 Офицерская кавалерийская школа. On. 1. Д. 4, 7.
  47. ФОНД 819-Военная автомобильная школа. On. 1. Д. 25, 40.
  48. ФОНД 844 Севастопольская военная авиационная школа. On. 1. Д. 40.
  49. ФОНД 846 Военно-ученый архив при Военном министерстве. Оп. 16. Д. 1231, 17 553, 17 889, 17 910, 17 965, 17 981, 18 047. ФОНД 854 — Коновальная артиллерийская школа. On. 1. Д. 1.
  50. ФОНД 868-Главный Комитет по устройству и образованию войск при Военном совете.
  51. On. 1. Д. 123, 272, 543, 563, 602, 713, 714, 719, 726, 729, 731, 750, 756, 761, 768, 772, 780, 800, 801, 811, 820, 822, 830, 862, 868, 943. ФОНД 911-Петербургскоеучилище колонновожатых. On. 1. Д. 1, 13.
  52. ФОНД 943-Совет о военно-учебных заведениях. On. 1. Д. 3, 97, 139, 150, 251.
  53. ФОНД 945 Дежурство Главного директора Пажеского и кадетских корпусов.1. On. 1. Д. 14, 91, 130.
  54. ФОНД 970 Военно-походная канцелярия Е.И.В. при императорской главной квартире.
  55. Оп. 3. Д. 867,872, 905, 991, 1031, 1098, 1131, 1221, 1944. ФОНД 1396-Штаб Туркестанского военного округа. On. 1. т. 1. Д. 374- Оп. 2. Д. 215, 242, 289, 316. ФОНД 1488-Иркутская военно-фельдшерская школа. On. 1. Д. 55.
  56. ФОНД 1606-Штаб Московского военного округа. Оп. 2. Д. 257, 261, 652, 666.
  57. ФОНД 1523−5-я Московская школа по подготовке прапорщиков пехоты.1. Оп. 1. Д. 58.
  58. ФОНД 1631-Московская военно-фельдшерская школа. Оп. 1. Д. 420, 572.
  59. ФОНД 1751−1-я Казанская школа по подготовке прапорщиков пехоты. Оп. 1. Д. 1.
  60. ФОНД 1956-Штаб Виленского военного округа. Оп. 1. т. 1. Д. 59, 100, 136, 151, 318. ФОНД 2000-Главное управление Генерального штаба. Оп. 3. Д. 2174.
  61. ФОНД 2003-Штаб Верховного главнокомандующего (Ставка). Оп. 2. Д. 273.
  62. ФОНД 14 414-Главный штаб 1-й армии. Оп. 13/16. Д. 10, 41.
  63. ФОНД 16 243-Штаб гвардейского пехотного корпуса. Оп. 1. Д. 11, 413, 446.
  64. АРХИВ ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКОГО МУЗЕЯ АРТИЛЛЕРИИ, ИНЖЕНЕРНЫХ ВОЙСК И ВОЙСК СВЯЗИ (Архив ВИМАИВ и ВС) ФОНД 3 Артиллерийский департамент.
  65. Оп. инсп. отд. Д. 178, 229, 287- Оп. генерал-фельдцейхмейстера. Д 5498.
  66. ФОНД 4 Артиллерийский комитет.
  67. Оп. 39/3 Д. 504- Оп. 39/4. Д. 184.
  68. ФОНД 5-Штаб генерал-фельдцейхмейстера.
  69. Оп. 3. Д. 2, 130, 211, 287, 488, 771- Оп. 5. Д. 694- Оп. 9. Д. 58, 157- Оп. 10. Д 67- Оп. 11. Д. 119, 152.
  70. ФОНД 6-Главное артиллерийское управление.
  71. Оп. 2/6. Д. 632- Оп. 2/8. Д. 365- Оп. 2/9. Д. 199, 914- Оп 2/11. Д. 202, 294, 723, 786, 834, 837, 1892- Оп. 4/4. Д. 53- Оп. 5/2. Д. 1355- Оп. 5/7. Д. 20- Оп. 22. Д. 86.
  72. ФОНД 25 Послужные списки генералов, офицеров, нижних чинов военных округов (1885−1913), крепостной артиллерии (1856−1912). Оп. 100. Д. 6, 7, 9, 10, 12, 13.
  73. ФОНД 52 Коллекция документов, поступивших из отдела военной истории Артиллерийского исторического музея. Оп. 113. Д. 12.
  74. Инженерно-документальный фонд.
  75. РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВОЕННЫЙ АРХИВ1. РГВА)
  76. ФОНД 33 987 Первый заместитель Председателя Революционного Военного Совета СССР. Оп. 3. Д. 505.
  77. РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ АРХИВ1. РГИА)
  78. ФОНД 200 Штаб Корпуса инженеров путей сообщения. Оп. 4. Д. 22, 26, 30, 59, 81.
  79. ФОНД 204 Военно-строительное училище Главного управления путей со общения.1. Оп. 1. Д. 8, 96, 164.
  80. ФОНД 651 Васильчиковы, князья.
  81. Оп. 1. Д. 157, 160. ФОНД 669 Клюжев И. С. Оп. 1. Д. 17.
  82. ФОНД 954 фон Кауфман и фон Кауфманы-Туркестанские. Оп. 1. Д. 75, 85, 178, 184, 186.
  83. ФОНД 1018 Паскевич-Эриванский, граф Иван Федорович светлейшийкнязь Варшавский.1. Оп. 9. Д. 136, 150, 173.1. ФОНД 1100-Фадеевы.1. Оп. 1. Д. 32, 34, 35.
  84. ФОНД 1150 Департамент военных дел.
  85. Оп. 1. Д. 3- Оп. 2. Д. 5- Оп. 3. Д. 2.
  86. ФОНД 1246-Особое присутствие о воинской повинности.1. Оп. 1. Д. 5, 13, 24, 49.
  87. ФОНД 1276-Совет Министров.
  88. Оп. 1. Д. 74, 126, 159- Оп. 2. Д. 36, 189, 234, 273, 316, 594.
  89. ФОНД 1278-Государственная дума.
  90. Оп. 1. Д. 229, 279, 656- Оп. 2. Д. 1061, 1078.
  91. ФОНД 1292-Управление по делам о воинской повинности.
  92. Оп. 5. Д. 21, 44, 72, 80, 98, 262, 282, 604, 652, 712, 772 а, 875, 1484,1504, 1505, 1862.
  93. ФОНД 1393 -Ревизия сенатора Н. П. Гарина московских установлений и учреждений военного ведомства. Оп. 2. Д. 256, 258, 261, 454, 463.
  94. ФОНД 1394 Ревизия сенатора Н. А. Дедюлина Киевского и Одесского военных округов. Оп. 1. Д. 4, 10, 41.
  95. Полное Собрание Законов Российской империи. 1-е собрание. Т. 1−45. СПб., 1830.
  96. Т. 26. № 19 980, 20 015, 20 452. Т. 35. № 26 227.5841. Т. 36. № 27 998, 28 051.
  97. Т. 37. № 28 184,28229,28 268,28716.
  98. Т. 38. № 29 009, 29 487, 29 556.
  99. Т. 28. № 21 228, 21 685. Т. 29. № 22 493. Т. 30. № 23 603, 23 902. Т. 32. № 25 671.
  100. Полное Собрание Законов Российской империи. 2-е собрание. Т. 1−55. СПб., 1830- 1884.
  101. Т. 1. № 366, 633. Т. 30. № 29 623. Т. 9. № 7374. Т. 38. № 40 010.
  102. Т. 10. № 7800, 8009. Т. 39. № 40 877. Т. 11. № 9406, 9466. Т. 40. № 41 808. Т. 18. № 16 651. Т. 42. № 44 723.
  103. Т. 19. № 17 887. Т. 43. № 45 612.
  104. Т. 21. № 20 218. Т. 45. № 48 736.
  105. Полное Собрание Законов Российской империи. 3-е собрание. Т. 1 33. СПб., 1885- 1917.
  106. Т. 19. № 16 940. Т. 26. № 28 555.
  107. И. ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ Военное министерство. Приказы военного министра за 1808−1816, 1833−1915 гг. СПб., 1808−1915.1859 -№ 137 1861 -№ 61 1863 -№ 21, 119 1864-№ 1 311 865 -№ 123, 3 791 866 -№ 2 321 867 262
  108. Военное министерство. Приказы по военному ведомству за 1869−1917 гг., СПб., 1869−1917.1869 -№ 1, 186, 206 1891 -№ 1 371 873 -№ 266, 278 1893 -№ 3 051 810-от 4 февраля 1831 -№ 90 1835 -№ 24 1839-№ 189 1850 20 1852 -№ 32 1857 -№ 2 491 909-№ 60 970
  109. Верховный Главнокомандующий (1914−1917). Приказы Верховного Главнокомандующего за 1914−1917 гг. Б. м., 1914−1917. 1915-№ 185, 196 приказания1915-№ 15, 41
  110. Штаб Верховного Главнокомандующего (1914−1917). Приказы начальника Штаба Верховного Главнокомандующего за 1915−1917 гг. СПб., 18 341 917. Б. м. 1915−1917.1916-№ 1025, 1378
  111. ГУ ВУЗ. Приказы по военно-учебным заведениям за 1834−1915, 1917 гг. СПб., 1834−1917.1828 -№ 73 1882 -№ 31 877 -№ 46 1898 -№ 1 451 835 -№ 49 1901 -№ 301 854 -№ 1516 1903 -№ 811 864-№ 134, 144 1907 -№ 171 866 -№ 53 1911-№ 121 869-№ 5
  112. ГУ ВУЗ. Циркуляры по военно-учебным заведениям за 1851−1902, 19 041 905, 1907, 1909, 1911−1912, 1914−1915 гг. СПб., 1851−1915. 1872 -№ 10 1909-№ 199 151 902-№ 15 1912-№ 23 529
  113. Варшавский военный округ. Командующий. Приказы войскам Варшавского военного округа за 1865−1901, 1903−1914 гг. Варшава, 1865−1914. 1905 -№ 229, 248 1906 -№ 126приказание 1909-№ 2
  114. Виленский военный округ. Командующий. Приказы войскам Виленского военного округа за 1883−1914 гг. Вильно, 1862−1914.1889 -№ 33 1895 -№ 1 941 898 -№ 35 1903 -№ 239приказания 1906-№ 1 981 909 -№ 189
  115. Кавказский военный округ. Главнокомандующий. Приказы по Кавказ скому военному округу за 1864- 1904, 1909−1917 гг. Тифлис, 1864−1917.
  116. Казанский военный округ. Командующий. Приказы по Казанскому воєн ному округу за 1871−1907, 1909−1917 гг. Казань, 1864−1917.приказание1906 -№ 271 циркуляр 1908 -№ 19
  117. Киевский военный округ. Командующий. Приказы по Киевскому военному округу за 1883−1900, 1902−1917 гг. Житомир, Киев, 1862−1917. 1914-№ 101 циркуляр 1908 -№ 51
  118. Московский военный округ. Командующий. Приказы войскам Московского военного округа за 1864−1917 гг. Москва, 1864−1917.1907 -№ 625 приказание1906-№ 274 1916 -№ 984
  119. Одесский военный округ. Командующий. Приказы по войскам Одесскоговоенного округа за 1871−1917 гг. Одесса, 1863−1917.1906-№ 528 1913 -№ 23приказание1908-№ 67, 681 905 -№ 2 501 906 -№ 1 681 908-№ 961 915 -№ 1
  120. Войска гвардии и Петербургского военного округа. Главнокомандующий. Приказы войскам гвардии и Петербургского военного округа за 1864−1917 гг. СПб., 1864−1917. 1900-№ 20 приказания1906 143 1909-№ 16,114
  121. Приамурский военный округ. Командующий. Приказы войскам Приамурского военного округа за 1884−1917 гг. Хабаровск, 1884−1917. 1903 -№ 272 1911 -№ 179, 187
  122. Инструкция для исполнения тактических задач на планах. СПб., 1877. 22 с. Инструкция для летних занятий войск, изданная Главным комитетом по устройству и образованию войск. Петровск, 1881.-55 с. Инструкция для офицерских занятий. СПб., 1882. — 42 с.
  123. Инструкция для занятий с прапорщиками запаса армейской пехоты, армейской кавалерии и инженерных войск призванных в учебные сборы. СПб., 1890−34 с.
  124. Инструкция о порядке производства в уездах поверочных сборов нижних чинов запаса армии и флота. СПб., 1894. 7 с.
  125. Инструкция по хозяйственно-административной части военно-учебных заведений, подведомственных их Главному управлению. СПб., 1895. 405 с. Инструкция учебным командам полевой артиллерии и программы подготовки в них фейерверкеров. СПб., 1897.-47 с.
  126. Инструкция и правила по учебному сбору нижних чинов запаса. СПб., 1911. -74 с.
  127. Инструкция для занятий с ратниками в дружинах 38-й бригады Государственного ополчения. Балашов, 1914.-27 с.
  128. Наставление для образования воспитанников военно-учебных заведений. СПб., 1849.- 185 с.
  129. Наставление для производства зимних занятий в поле. СПб., 1906. 28 с. Наставление для офицерских занятий. СПб., 1909. — 68 с. Наставление для производства полевых поездок офицеров Генерального штаба. СПб., 1914.-21 с.
  130. Общая программа и инструкции для преподавания учебных предметов в кадетских корпусах. Пг., 1915. 213 с.590
  131. Положение о полном составе поселенного пешего полка и его обязанностях. СПб., 1826.-23 с.
  132. Положение о школе подпрапорщиков поселенного Гренадерского корпуса. СПб., 1827.-21 с.
  133. Положение о школах военных кантонистов при Образцовом кавалерийском полку. СПб., 1855.- 12 с.
  134. Положение об Учебном саперном полу батальоне. СПб., 1857.-20 с. Положение о переформировании Учебных стрелковых полков. СПб., 1858. -99 с.
  135. Положение об Аудиторском училище Военного министерства. СПб., 1860. -70 с.
  136. Положение об учебном фехтовально-гимнастическом кадре //Воен. сб. 1861. № 6. С. 40−45.
  137. Положение об офицерском классе при Аудиторском училище Военного министерства для приготовления штаб- и обер-офицеров к занятию должностей по военно-судебному ведомству. СПб., 1866.-20 с.
  138. Положение о специальных школах артиллерийского ведомства. СПб., 1869. -80 с.597
  139. Военная реформа: Сб. статей. СПб., 1906.-134 с.
  140. Военное прошлое России в советских исследованиях /Очерки советской военной историографии /Ин-т истории МО СССР, М., 1974. С. 49−85.
  141. Военно-инженерная академия им. Куйбышева. 150 лет. Общеисторический труд. М.: ВИА, 1969.-549 с.
  142. Военно-морская поездка офицеров старшего класса Императорской Николаевской военной академии //Известия Императорской Николаевской военной академии. 1914. № 53. С. 911−916.
  143. Военно-статистический ежегодник армии за 1910−1912 гг. СПб., 19 111 914.
  144. Военно-учительский институт. В кн. Столетие Военного министерства. 1802−1902. СПб., 1902. Т. 1У. Ч. 2. Кн. 1. Отд. П. С. 263−264.
  145. Военные журналы 100 лет назад //Воен.-ист. журн. 1865. № 10. С. 120−122.
  146. Военные заповеди и прегрешения: Руководящие указания для более успешного воспитания и подготовки к бою войсковой части. Варшава, 1908. 103 с.
  147. Военные кантонисты. В кн. Столетие Военного министерства. 1802−1902. СПб., 1902. Т. У1. Ч. 2. Кн. 1. Отд. П. С. 244.
  148. Военный класс. В кн. Военная энциклопедия / Под ред. В. Ф. Новицкого и др. СПб., 1911. Т. У1.С.585.
  149. Военные поселения в России // Воен. сб. 1861. № 5. С. 332.
  150. Военные начальные школы // Воен. сб. 1867. № 3. С. 91−97.
  151. Войсковые школы для подготовки подпрапорщиков. СПб., 1909. 26 с.
  152. C.B. Русский офицерский корпус. М.: Воениздат, 1993. 368 с.
  153. A.M. Армия и правовой порядок. СПб., 1906. 31 с.
  154. K.M. Наши унтера! Четыре заметки по поводу снабжения нашей армии унтер-офицерами и их дальнейшее образование. СПб., 1900.-42 с.
  155. K.M. Подготовка современного унтер-офицера и удержание его на службе. Варшава, 1906 24 с.598
  156. В. Об аттестациях //Офицерская жизнь. 1908. № 145. С. 636−638.
  157. Воспоминания кадет о великом князе Константине Константиновиче //Пскович. 1915. № 1(12). С. 16−19.
  158. Воспоминания Н. В. Басаргина о генерал-майоре Н. Н. Муравьеве и его училище колонновожатых //Русский архив. 1868. № 4−5. С. 794−822.
  159. Воспоминания об инженер-генерале Василии Львовиче Шарнгорсте, бывшем начальнике Главного (ныне Николаевского) инженерного училища //Инженерный журн. 1874. № 7. С. 1−11.
  160. М.А. Из военного быта недавнего прошлого //Ист. вестн. 1897. Т. 69. № 8. С. 515−524.
  161. Всеподданнейшие отчеты о действиях Военного министерства за 18 581 913 гг. СПб., 1860−1914.
  162. В царской армии накануне Февральской буржуазно-демократической революции //Красный архив. 1937. Т. 2(81). С. 105−120.
  163. Высочайшее Его Императорского Величества объявление о разных положениях касательно финского учебного стрелкового батальона. Гельсингфорс, 1857.-8 с.
  164. Высочайший приказ по военному ведомству //Вестн. Офицерской стрелковой школы. 1914. № 11. С. 2−3.
  165. Н. Русский унтер-офицер и его роль в армии. СПб., 1911. 48 с.
  166. М.С. Новый путь современного офицера. М., 1916.-143 с.
  167. М.С. К познанию армии //Воен. сб. 1914. № 1. С. 11−26.
  168. Ю.А., Колесников А. А. Школа российского офицерства. М.: Русский мир, 1993. 223 с.
  169. Гальваническая учебная команда. В кн. Военная энциклопедия /Под ред. В. Ф. Новицкого и др. СПб., 1911. Т. УП. С. 163.
  170. М.А. Общевойсковые учения. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Воениздат, 1990.-283 с.
  171. А.Н. Армия и ее живая сила. Вып. 3. СПб., 1911−118 с.600
  172. Граверное и словорезное отделения. В кн. Столетие Военного министерства. 1802−1902. СПб., 1902. Т. 1У. Ч. 2. Кн. 1. Отд. П. С. 266−267.
  173. Ф.В. Краткая история военно-учебных заведений: 1700−1910. М., 1910.-192 с.
  174. В. Заметка по поводу тактических занятий с офицерами //Воен. сб. 1896. № 1. С. 170−177.
  175. В. Материалы по истории Офицерской стрелковой школы //Вестн. Офицерской стрелковой школы. 1914. № 10. С. 4−6.
  176. Г. Михайловские артиллерийские училище и академия в XIX столетии. Исторический очерк их деятельности, как артиллерийских учебных заведений. Ч. 1. 1820−1881. СПб., 1905.-404 с.
  177. ГрулевМ.С. Служба и жизнь на Амуре //Разведчик. 1896. № 301. С. 631−635.
  178. ГрулевМ.В. Злобы дня нашей армии. Брест-Литовск, 1911.-331 с.
  179. И. Полковые унтер-офицерские школы //Воен. сб. 1867. № 3. С. 43−71.
  180. H.A. Исторический очерк развития военного управления в России В кн. Столетие Военного министерства. 1802−1902. СПб., 1902. Т. 1.-679 с.
  181. Ю.Н. Россия в мировой войне 1914−1915. Берлин, 1924. -100 с.
  182. Двадцатипятилетие юнкерских училищ //Воен. сб. 1889. № 11. С. 115 152.
  183. Дворжицкий. О тактических занятиях в полевой артиллерии //Воен. сб. 1880. № 6. С. 318−325.
  184. С., Сарнавский В. Исторический очерк деятельности полевого отдела Офицерской артиллерийской школы стрельбы с 1883 по 1907 г. СПб., 1909. 142 с.
  185. Г. Потешные //Воен. сб. 1914. № 9. С. 97−104.604
  186. Записки князя Николая Сергеевича Голицына //Русская старина. 1880. Т. 29. № п. С. 599−616.
  187. Записки стратегии. //Воен. журн. 1847. № 5. С. 170−171.
  188. Зарубаев. Об упражнениях офицеров в решении тактических задач на планах и о военных беседах //Воен. сб. 1880. № 5. С. 80−85.
  189. Заседание Конференции //Известия Императорской Военно-медицинской академии. 1911. С. 241−284.
  190. Заседание Конференции //Известия Императорской Военно-медицинской академии. 1916. № 2. С. 1−16.
  191. ЗащукИ.И. Положение о зауряд-прапорщиках. СПб., 1907.-15 с.
  192. И.И. Сборник положений о запасных нижних чинах. СПб., 1907.-34 с.
  193. ЗащукИ.И. Служба и довольствие подпрапорщиков. СПб., 1911. -43 с.
  194. И.И. Содержание офицеров и врачей. (Сб. выдержек из С.В.П. приказов, циркуляров и т. п.). СПб., 1913.-92 с.
  195. ЗащукИ.И. Учебник ратника. 4-е изд. испр. по 25 апр. 1913 г. СПб., 1913.-32 с.
  196. В.А. Феномен российского ренессанса. М., 1995. 364 с.
  197. А. А. 50 лет в строю. М.: Воениздат, 1986.-752 с.
  198. Известие о заведении при Штабе гвардейского корпуса Училища взаимного обучения // Воен. журн. 1819. № 1. С. 67−70.
  199. Извлечение из отчета Главного Комитета по устройству и образованию войск за 1878−1879 гг. //Воен. Сб. 1880. № 6. С. 167−177.
  200. Из воспоминаний о летних занятиях юнкеров Алесандровского военного училища в 1906 г. //Александровец. 1907. № 5. С. 52−58.605
  201. Из дневника Константина Романова //Красный архив. 1930. Т. 6(43). С. 92−115- 1931. Т. 1(44). С. 126−151- Т. 2(45). С. 122−129.
  202. Из дневника Н. П. Михневича //Воен.-ист. журн. 1976. № 5. С. 69−75.
  203. Из записок А. Ф. Редигера //Красный архив. 1933. Т. 5(60). С. 92−133.
  204. ИзмайловичВ. Как обучать молодых солдат. Советы учителю-дядьке. СПб., 1902.- 17 с.
  205. В.В. История военного образования в России в конце XIX-начале XX вв. (90-е гг XIX В.-1917 г.): социально-политический аспект. Дис. канд. ист. наук. СПб., 1995.
  206. Ю.В. Опыт деятельности Военного министерства по укреплению офицерского корпуса русской армии (1905−1914 гг.). Дис. канд. ист. наук. М., 1997.
  207. Императорская Николаевская военная академия //Военная быль. 1972. № 114. С. 2−3.
  208. Инспектирование войск //Воин. 1911. № 47. С. 1−2.
  209. Исторический очерк Николаевского кавалерийского училища, бывшей школы гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. 18 231 898. СПб., 1898.- 120 с.
  210. Историческое обозрение военно-сухопутного управления с 1825 по 1850 г. СПб., 1850.- 193 с.
  211. Историческое обозрение царствования государя Николая I //Воен. журн. 1847. № 4. С. 119−138.
  212. История русской армии и флота. Роскошное иллюстр. Изд. (в 15 т.) М., 1911−1915.
  213. Итоги учебного года //Вестн. Офицерской стрелковой школы. 1900. № 17. С. 131−133.
  214. Кавалерийские мысли и наброски //Вестн. русской кавалерии. 1908. № 24. С. 939−945.
  215. Г. А. Военные специалисты на службе Республики Советов. 1917−1920. М.: Воениздат, 1988.-276 с.606
  216. M. Использование резервов русской армии в первой мировой войне //Воен.-ист. журн. 1971. №. 4. С. 44−55.
  217. А.И. История подготовки офицерских кадров России. М.: ВПА, 1990.- 186 с.
  218. JI.C., Новосельский С. А. Потери в прошлых войнах 17 561 918. Справ. Кн. М.: Медгиз, 1947.-212 с.
  219. П.С. Сборник законоположений и строевых и сверхсрочных нижних чинах. Варшава, 1911−50 с.
  220. П. О зимних занятиях с офицерами //Воен. сб. 1888. № 9. С. 122−141.
  221. Н. Стрелковое дело в войсках //Вестн. Офицерской стрелковой школы. 1903. 3 81. С. 823−826.
  222. К вопросу о подготовке офицеров //Офицерская жизнь. 1907. № 51. С. 5−6- № 52. С. 17−19.
  223. К вопросу о тактических занятиях офицеров переменного состава //Вестн. Офицерской стрелковой школы. 1900. № 23. С. 182−183.
  224. С. Образование офицера и солдата и их взаимное сближение. СПб., 1908.-40 с.
  225. В. Мирная политика и боевая деятельность //Вестн. Офицерской стрелковой школы. 1906. № 152. С. 86−89- № 154. С. 109−112.
  226. A.A. История русской армии: В 4-х кн. (Комент. С. Нелиповича) М.: Голос, 1994. Т. 3. 348 е.- Т. 4. — 362 с.
  227. Н. Заметки о летних занятиях в пехоте и об Инструкции для занятий с офицерами //Воен. сб. 1889. № 4. С. 269−286.
  228. И. К вопросу о накоплении комсостава запаса //Война и революция. 1925. № 3. С. 35−54.
  229. И. Наше военное образование. М., 1916. 83 с.
  230. С. О системе комплектования старой армии //Воен.-ист. журн. 1986. № 1. С. 107−109.
  231. Книжка «потешного» (Сборник). СПб., 1911.-204 с.607
  232. А.Ф. Русские полководцы о воинском воспитании и обучении. Новосибирск.: Новосиб. Госизд-во. 1944. -47 с.
  233. Колонка редактора //Вестник слушателей Александровской Военно-юридической академии. 1911. № 1. С. 1.
  234. Командный состав конной артиллерии //Вестн. русской конницы. 1908. № 3. С. 115−119.
  235. П. Тактическое образование офицеров (Постановка вопроса в германской, австрийской и французской армиях). СПб., 1897. 148 с.
  236. . Отказ от военной службы: Из истории пацифизма в России: (ст. из Бельгии) //Человек. 1990. № 5. С. 59−69.
  237. Н.О. О воспитании воли военачальников. СПб., 1906. 47 с.
  238. Косинский. Предположение о саперных учебных командах при сокращенном 4-летнем сроке службы нижних чинов //Инженерный журн. 1879. № 11. С. 1225−1239.
  239. Косинский. О школах в инженерных войсках //Инженерный журн. 1889. № 9. С. 1215−1231.
  240. В. Основы организации нашей армии //Война и мир. 1907. № 1. С. 1022- № 3. С. 4−21.
  241. В. Сборник статей по вопросу основ реформ нашей России. М., 1910.-148 с.
  242. Е. О тактических занятиях со строевыми офицерами на наших среднеазиатских окраинах //Воен. сб. 1889. № 12. С. 338−343.
  243. К подводимым итогам войны и предстоящим реформам военного дела //Вестн. Офицерской стрелковой школы. 1906. № 146. С. 17−18.
  244. Красный архив. Исторический журнал 1922−1941. Аннотированный указатель содержания. М.: Наука, 1960. 252 с.
  245. Краткий исторический очерк Технической артиллерийской школы за 75 лет ее существования 1821−1896 гг. СПб., 1899.-49 с.
  246. Краткий обзор состояния русской армии в царствовании императора Николая 1 //Воен. сб. 1896. № 7, С. 1−20.608
  247. Краткий очерк образования и развития Пиротехнической артиллерийской школы за 50 лет ее существования //Артиллерийский журн. 1882. № 5. С. 447−455.
  248. Краткое предначертание Генерального штаба //Воен. журн. Кн. 7. С. 10−31.
  249. В.Д. Быт саперов 25 лет назад //Ист. вестн. 1886. Т. 26. № 10. С. 85−120.
  250. Крестьянское движение 1827−1869 /Под ред. В.Мороховца. Вып. 1. М.: Гиз. соц.-экон. Изд-во. 1931. 164 с.
  251. Кривенко.В. С. Общие и военные школы. СПб., 1899. 110 с.
  252. А. Традиции русского офицерства. М.: Воениздат, 1945. -106 с.
  253. Кривцов Е. В Архив войны. Зап. участника //Воен. сб. 1915. № 12. С. 129−140- 1916. № 1. С. 57−68- № 2. С. 117−122.
  254. К. К вопросу о воспитании и обучении солдат // Воен. сб 1914. № 1. С. 125−130.
  255. Кручек-Голубов B.C. Главное военно-медицинское управление. СПб., 1902.-306 с.
  256. В.М. Роль кадетских корпусов в подготовке артиллерийских и инженерных кадров русской армии. Дис. канд. ист. наук. СПб., 1995.
  257. К 100-летнему юбилею со дня рождения императора Николая I. СПб., 1896.-20 с.
  258. Ф. Брусилов о воспитании и подготовке офицерских кадров. М.: Воениздат, 1944. 24 с.
  259. Кузьмин-Караваев В. Военно-юридическая академия 1866−1891 гг. Краткий исторический очерк. СПб., 1891. 193 с.
  260. Г. Руководство к военной игре. СПб., 1848. 20 с.
  261. В.Г. Жизнь кадета. Сб. сведений для родителей и офицеров воспитателей. СПб., 1911. 80 с.609
  262. Курганович. К унтер-офицерскому вопросу //Воен. сб. 1896. № 11. С. 141−156.
  263. В.М. Воспитание в кадетских корпусах России (анализ педагогического опыта) 1882−1917 гг. Дис. канд. наук. СПб., 1998.
  264. А.Н. Задачи русской армии. Т. 1−3. СПб., 1913. 1424 с.
  265. Курс для старшего класса батальонной школы, также для старшего класса полубатальонной, конно-пионерной, понтонной и гальванической школ. СПб., 1858.-258 с.
  266. Куряжский Д. В Ускоренные курсы военных и специальных училищ. СПб., 1915.-67 с.
  267. К юбилею Главного начальника военно-учебных заведений генерала от инфантерии Махотина H.A. СПб., 1899. 55 с.
  268. Ладыженский. О командном составе армии и система его подбора //Воен. сб. 1906. № 6. С. 129−148- № 10. С. 157−178.
  269. М.С. Наши низшие школы военного ведомства и близкие к ним по стоимости содержания, интернаты других ведомств // Педагогический сб. 1866. № 4. С. 273−296.
  270. Лалаев М. С Исторический очерк военно-учебных заведений, подведомственных Главному их управлению. Т. 1−6. СПб., 1879−1881.
  271. Лалаев М. С Царственные заботы императора Николая Павловича о развитии военно-учебных заведений. СПб., 1896. 27 с.
  272. Д. Хроника иностранных армий // Известия Императорской Николаевской военной академии. 1914. № 51. С. 537−577.
  273. Д.М. Пажеский Его Императорского Величества корпус за 100 лет 1802−1902. Т. 1. СПб., 1902. 718 с.610
  274. Легар. Нравственная подготовка войск в мирное время //Воен. сб. 1911. № 4. С. 87−92.
  275. В.И. Падение Порт-Артура // Полн. собр. соч. Т. 9. С. 151−159.
  276. В.И. Разгром // Полн. собр. соч. Т. 10. С. 251−255.
  277. А. О занятиях офицеров в строевых частях войск //Воен.сб. 1874. № 3. С. 33−48.
  278. Летние занятия войск в истекшем 1873 г. //Воен. сб. 1874. № 1. С. 48−49.
  279. Литуман. Полевые занятия с офицерами. СПб., 1909. 34 с.
  280. Н.Л. История 2-го кадетского корпуса. СПб., 1862. 600 с.
  281. Лоссовский. Зимние занятия с унтер-офицерами в пехоте // Воен. сб. 1897. № 1.С. 173−180.
  282. Лохвицкий. Юбилейная памятка Павловского военного училища 17 981 898. СПб., 1898.-20 с.
  283. И. Последовательность в деле боевой подготовки. Варшава. 1913.-16 с.
  284. А.Н. Педагогический курс для подготовки офицеров к воспитательной деятельности в кадетских корпусах. Вып. 1−3. СПб., 19 021 911. -379с.
  285. А. Практические занятия для юнкеров по фортификации в военных училищах // Педагогический сб. 1865. № 6. С. 428−443.
  286. М. Исторический очерк развития Главного инженерного училища 1819−1869. СПб., 1869. 183 с.
  287. В. Справочная книжка для офицеров. 3-е изд., с испр. и доп. М., 1917.-183 с.
  288. В. Об унтер-офицерском классе сапёрных батальонов // Инженерный журн. 1894. № 8. С. 145−148.
  289. Д.С. Программы и правила для поступления в военные, пехотные, кавалерийские, технические училища и офицерские курсы, а также в военные и морские академии. 7-е изд. Киев, 1916.-123 с.611
  290. А. К вопросу об офицерских занятиях //Офицерская жизнь. 1912. № 11. С. 32−40.
  291. Материалы для истории бывшего Дворянского полка до переименования его в Константиновское военное училище (1807−1859) СПб., 1882. -198 с.
  292. May Н. Полевые поездки и участие в них строевых офицеров //Воен. сб. 1873. № 5. С. 293−311.
  293. H.A. История высшего военного образования в России (18 601 904) Дис. канд. ист. наук. М., 1994.
  294. H.A. Высшая военная школа Российской империи Х1Х-начала XX века. М., 1997.-348 с.
  295. А.И. Русская вооруженная сила будущего //Воен. сб. 1917. № 8. С. 1−40.
  296. Н.В. Описание военно-учебных заведений Пруссии. СПб., 1851. -106 с.
  297. Н.В. Очерк военно-учебных заведений Франции. СПб., 1869. -134 с.
  298. Н. Сборник сведений о военно-учебных заведениях в России. Т.1−4. СПб., 1857−1860.
  299. Мировая война в цифрах. Д.: Госвоениздат, 1934. 128 с.
  300. Г. Е. История государства российского: Историко-библиогра-фический очерк. XIX в. М., 1995. 734 с.
  301. Миртов. Подвижные сборы 1-й Гренадерской дивизии в 1909 г. в сани-тарно-тактическом отношении. СПб., 1910.-518с.
  302. A.A. Псковский кадетский корпус 1882—1917 гг.. Дис. канд. ист. наук. СПб., 1994.
  303. Михайловская артиллерийская академия и училище в годовщину их 75-летая. СПб., 1896.-105 с.
  304. Михайловская артиллерийская академия. Михайловское и Константиновское артиллерийские училища. СПб., 1914. 107 с.612
  305. Н.П. Стратегия. СПб., 1911.-99 с.
  306. Л.Н. О педагогических советах. //Педагогический сб. 1865. № 5. С. 282.
  307. O.A. Первые шаги молодого солдата. Беседы с учителями молодых солдат. Пг., 1916.-38 с.
  308. С. О летних тактических занятиях офицеров //Воен. сб. 1881. № 7. С. 61−66.
  309. Л. Сквозь призму истории о военных реформах дореволюционной России //Тыл Вооруженных Сил СССР. 1990. № 8. С. 13−17.- № 9. С. 13−16.
  310. Н. Воспитание генералов и офицеров, как основа побед и поражений. Вильна, 1909. 128 с.
  311. В. Система военного образования //Красный офицер. 1919. № 1−2. С. 24−25.
  312. Г. Моральное воспитание в Германии, России и Японии. Сравнительный этюд на осн. опыта русско-японской войны: Пер. с нем. П. X. П-ва. М., 1908. 67 с.
  313. Д. Соответствие системы выездки и верховой езды в кавалерии с условиями службы этого рода //Вестн. русской конницы. 1912. № 7. С. 274−283.
  314. A.M. Потешные. Роль их в прошлом и задачи в будущем. Одесса, 1914.-84 с.
  315. На маневрах (Из воспоминаний пехотного офицера) //Разведчик. 1904. № 702. С. 345−346.
  316. Народное ополчение в Отечественной войне 1812 года: Сб. документов. М.: Изд-во АН СССР. 1962. 547 с.
  317. Общий подвижной сбор войск Красносельского и Усть-Ижорского лагеря в 1902 г. СПб., 1903. 66 с.
  318. И.В. Военно-учебные заведения России в 1914—1917 гг.: Дис. канд. ист. наук М., 1989.613
  319. Объяснительная записка к проектам положений об обучении нижних чинов //Воен. сб. 1902. № 3. С. 34−35.
  320. Обязанности воина к неприятелю и населению неприятельской стороны //Унтер-офицер. № 1914. № 42. С. 6−7- № 44. С. 7−8.
  321. Обязанности воина по отношению к богу //Унтер-офицер. 1914. № 47. С. 8.
  322. Обязанности воина по отношению к самому себе //Унтер-офицер. 1914. № 52. С. 6−8.
  323. О воспитании и обучении в русской армии //Воен.-ист. журн. 1988. № 10. С. 78−82- 1989. № 3. С. 82−84.
  324. Одиночное обучение. Шереножное и взводное учение. 5-е изд. СПб., 1900.-63 с.
  325. О долге и чести воинской в российской армии: Собрание материалов и статей /Сост. Ф. А. Галушко. A.A. Колесников: по ред. В. Н. Лобова. М.: Воениздат, 1990. 368 с.
  326. О желательных преобразованиях Медико-хирургической академии Н. И. Пирогова. Неизданная рукопись. СПб., 1902. 13 с.
  327. О математических экзаменах, производимых над военными людьми //Воен. журн. 1812. Кн. 17. С. 4−18.
  328. Описание корпусного маневра войск гвардии Петербургского военного округа в 1913 г. СПб., 1913. 48 с.
  329. О потребных познаниях в науках для офицера Генерального штаба //Воен. журн. 1831. № 4. С. 28−69.
  330. О полевых поездках и о занятиях со строевыми офицерами в поле в 1877 г. //Воен. сб. 1878. № 7. С. 55−87.
  331. О порядке и методе обучения саперному делу нижних чинов учебных команд саперных батальонов //Воен. сб. 1879. № 8. С. 307−308.
  332. О продолжении военного образования по выходе из военно-учебного заведения, для способствования коему учреждена в С.-Петербурге военная академия //Воен. журн. 1832. № 6. С. 1−36.614
  333. И. Школа гвардейских подпрапорщиков и юнкеров //Русская старина. 1884. № 1. с. 203−216.
  334. О.В. «Гроза двенадцатого года.» М.: Наука, 1987.-192 с.
  335. Д.А. Солдатские школы. Проект программ и инструкций по организации солдатских школ. М., 1917.-15 с.
  336. Основания организации школ для подготовки подпрапорщиков в полевой артиллерии. СПб., 1906.-45 с.
  337. О средствах завести хороших офицеров //Воен. журн. 1811. Кн. 11. С. 10.
  338. Г. И., Карасев A.B. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. М.: Воениздат, 1951. 92 с.
  339. О тактических прогулках строевых офицеров //Воен. сб. 1873. № 5. С. 45−56.
  340. Отчет директора Императорской военной академии генерал-адьютанта Сухозанета за 1836 г. СПб., 1837. 34 с.
  341. Отчет о большом маневре в Курской губернии в выс. Присутствии в 1902 г. Южная армия. Киев, 1908. 395 с.
  342. Отчет о большом маневре войск Московского военного округа в 1912 г. М., 1913.-90 с.
  343. Отчет экзаменационной комиссии присутствовавшей на экзаменах юнкеров Петербургских военных училищах в 1865 г. //Педагогический сб. 1865. №Ю. С. 229−232.
  344. Офицерская артиллерийская школа в освещении германской военной печати //Вестн. Офицерской артиллерийской школы. 1912. № 4. С. 41−45.
  345. Офицеры Германии и Франции //Вестн. русской конницы. 1908. № 2. С. 74−80.
  346. Официальная часть //Известия Императорской Военно-медицинской академии. 1916. № 1. С. 122−166.
  347. РОС"*ЙСКЛЯ rOCVj?/PCV, й Б’ЙБЯ^ОТаО.615
  348. Очерк деятельности генерал-адъютанта Григория Ивановича Черткова по званию помощника председателя Главного Комитета по устройству и образованию войск с 1874 по 1884 г. СПб., 1886. 138 с.
  349. П.Д. Н.Н.Обручев //Русская старина. 1908. Т. 136. № 10. С. 55−56.
  350. Д.П. Причины наших неудач в войне с Японией. Необходимые реформы в армии. СПб., 1906. 71 с.
  351. Д.П. Что нужно нашей армии? Современное ее состояние и необходимые в ней реформы. СПб., 1908. 334 с.
  352. Д.П. Боевая подготовка нашего солдата (Современное ее положение, главные недочеты и тормозы, насущные нужды и необходимые результаты). СПб., 1912.-189 с.
  353. В.И. Тактическая игра. Казань, 1910.-64 с.
  354. К.А. Справочник. Дополнения за 1911 г. (с янв. 1911 г. по 1 янв. 1912 т.). СПб., 1912.-372 с.
  355. К.А. Справочник. Дополнения за 1912 г. (с 1 янв. 1912 г. по 1янв. 1913 г.). СПб., 1913.-459 с.
  356. К.А. Справочник. Дополнения за 1913 г. (с 1 янв. 1913 г. по 1янв. 1914 г.). СПб., 1914.-344 с.
  357. М.Г. Офицерские курсы Восточных языков при Азиатском департаменте Министерства иностранных дел и их воспитанники. СПб., 1902.-34 с.
  358. Педагогическая поездка по Швейцарии //Журнал Министерства народного просвещения. 1863. № 3. С. 336.616
  359. Педагогический музей военно-учебных заведений. 1864−1914. Исторический очерк /Под ред. Я. С. Барсукова. СПб., 1914.-346 с.
  360. Первая мировая. М.: Мол. Гвардия, 1989.-608 с.
  361. С.А. Систематический указатель статей напечатанных в неофициальной части Педагогического сборника за 50 лет (1864−1914). Пг., 1915.-228 с.
  362. С.А. Систематический указатель к официальной части Педагогического сборника за 50 лет (1864−1914). Пг., 1917. 250 с.
  363. Ф.В. Государственное ополчение. СПб., 1901.- 196 с.
  364. П.В. Главное управление военно-учебных заведений. Тт. 1−2. СПб., 1902−1907. 153 с.
  365. По вопросу о унтер-офицерах //Воен. сб. 1874. № 2. С. 292−311.
  366. Полевые поездки офицеров Генерального штаба и полевые занятия строевых офицеров в 1874 г. //Воен. сб. 1875. № 4. С. 145−172.
  367. A.A. Из дневников и воспоминаний по должности военного министра и его помощника 1907−1916 гг. М.: Выс. Воен. ред. Сов., 1924. Т. 1.-114 с.
  368. В.Д. Военная контрреволюция в России. 1905−1917. М.: Наука, 1990.-389 с.
  369. Н.К. Памятка офицерам воспитателям русского солдата. Одесса, 1916.-28 с.
  370. А. Артиллерийская ордена Ленина академия Красной Армии им. Ф. Э. Дзержинского. М.: Госвоениздат, 1940. 102 с.
  371. По поводу зимних занятий с офицерами //Воен. сб. 1892. № 12. С. 325−332.
  372. По поводу «Тактических занятий с офицерами в частях войск» //Воен. сб. 1897. № 12. С. 322−330.
  373. Посещение школы юнкерами Павловского военного училища //Вестн. Офицерской стрелковой школы. 1914. № 11. С. 4−5.617
  374. Пособие для решения задач с унтер-офицерами на планах и в школе // Вестн. Офицерской стрелковой школы. 1903. № 80. С. 814−815.
  375. В.А. Современное образование и воспитание войск. СПб., 1875. -102 с.
  376. Почему? //Офицерская жизнь. 1909. № 151. С. 748−749.
  377. Правила военной игры применение к российским войскам. СПб., 1838. -40 с.
  378. Правое положение армии в государстве. СПб., 1908. 30 с.
  379. Я. Государственное ополчение. Исторический очерк. СПб., 1889.- 178 с.
  380. Я., Кайгородов М. Пособие для полевых и зимних тактических занятий. 3-е изд. СПб., 1890. 422 с.
  381. Я. Тактические занятия с офицерами в кавалерии //Воен. сб. 1895. № 3. С. 102−120.
  382. Преимущества генерала со сведениями пред храбрым, действующим просто по навыку //Воен. журн. 1828. № 1. С. 80−103.
  383. Приказы по академии //Известия Императорской Военно- медицинской академии. 1915. № 3. С. 364−394.
  384. Программная памятка по тактической подготовке подпрапорщиков и унтер-офицеров пехоты. Киев, 1912. 48 с.
  385. Пятидесятилетний юбилей военно-юридического образования в России. СПб., 1882. 44 с.
  386. Пятьдесят лет специальной школы для образования военных законоведов в России 1832−1882. СПб., 1882.-56 с.
  387. В. Военное воспитание. М., 1908. 60 с.
  388. Рассуждения о направлении, которое должно дать образованию наших карабинеров, ныне формируемых во Франции //Воен. журн. 1839. № 5. С. 57−77.
  389. Т. Чистка комсостава царской армии в 1906 г. //Красный архив. 1932. Т. 1(2)750(51). С. 211−223.618
  390. Н. Из отчета о педагогическом путешествии по Германии и Швейцарии //Педагогический сб. 1865. № 6. С. 443−473.
  391. А.Г. Грамотность и народное образование в России в начале XIX и начале XX вв. //Ист. записки. 1951. Т. 37. С. 29−80.
  392. А.Ф.- Унтер-офицерский вопрос в главных европейских армиях //Воен. сб. 1880. № 3. С. 148−170- № 4. С. 305−308- № 5. С. 292−317- № 6. С. 86−123- № 7. С. 96−103.
  393. А.Ф. Комплектование и устройство вооруженной силы. 4-е изд. 4.1−2. СПб., 1912−1913.-452 с.
  394. П.А. Офицерский вопрос. СПб., 1909.-35 с.
  395. И. Школы в саперных батальонах //Инженерный журн. 1889. № 4. С. 571−589.
  396. А.Н. Пособие для занятий гимнастикой и военным строем в средних и низших учебных заведениях. Одесса, 1914.-34 с.
  397. А.Ф. Русский военный быт в действительности и мечтах. СПб., 1898.-280 с.
  398. П.А. Германские военно-учебные заведения. Кн. 1−2. СПб., 1906.
  399. Розеншильд-Паулин А. Н. Боевая подготовка личного состава армии. СПб., 1907.- 100 с.
  400. Романовы и армия. Пг., 1917. 48 с.
  401. Романо де А. Краткое начертание главнейших правил военачальниче-ской науки. СПб., 1802.-50 с.
  402. Ротные школы в деле народного образования //Педагогический сб. 1892. № 5. С. 537.
  403. Руководство к учреждению школы для кантонистов среднего возраста по методе взаимного обучения и к управлению оными. СПб., 1819.-97 с.
  404. Русская военная периодическая печать (1702−1916). Библиографический справочник. М.: Гос. б-ка им. В. И. Ленина, 1959. 241 с.619
  405. Русская военно-теоретическая мысль XIX и начала XX веков /Под ред. Л. Г. Бескровного. М.: Гос. б-ка им. В. И. Ленина, 1959. 241 с.
  406. Русская периодическая печать (1895−1917). Справочник. М.: Гос. из-дат. полит, лит-ра, 1957. 351 с.
  407. Русские офицеры //Воен.-ист. журн. 1994. № 1. С. 44−51- № 2. С. 43−49- № 3. С. 66−71- № 4. С. 55−62.
  408. Русский морской и воздушный флот сооруженный на добровольные пожертвования. Исторический очерк. СПб., 1913.-170 с.
  409. Рут. Автомобильное дело //Вестн. Офицерской стрелковой школы. 1906. № 157. С. 157−158.
  410. А.Г. План-программа занятий с унтер-офицерами. СПб., 1911.-32 с.
  411. Санглен де Я.И. О военном искусстве древних и новых времен. СПб., 1808.-25 с.
  412. Санкт-Петербургская военно-фельдшерская школа. Исторический очерк жизни школы за 25-летие ее существования. 1869−1894. СП., 1894. -119 с.
  413. A.A. Две жизни: Воспоминания. 2-е изд. испр., и доп. М.: Воениздат, 1963. 347 с.
  414. В. Мысли современного офицера. Тифлис, 1907. 55 с.
  415. Сведения из инспекторского департамента //Воен. сб. 1862. № 6. С. 345−366.
  416. Сведения о полевой фортификации, необходимые для офицеров, предложенные г. Годи, приумноженные гр-ном Белляром. Переведенные и вновь дополненные капитаном Петряевым, экспедитором по учебной части в Департаменте водяных коммуникаций. СПб., 1802. 70 с.
  417. Светлов. Полевые поездки со строевыми офицерами //Воен. сб. 1884. № 5. С. 56−62.
  418. Свидзинский. Сборник сведений для занятий с унтер-офицерами. СПб., 1890.- 161 с.620
  419. Свод главнейших замечаний военного министра извлеченных из подлинных дневников его высокопревосходительства за время поездки на Дальний Восток с 15 апреля по 15 июня 1903 г. СПб., 1903.-27 с.
  420. Свод замечаний командующего войсками по поводу произведенных им смотров-маневров с 1883 по 1892 г. Варшава, 1893. 43 с.
  421. В.В. Музыкальное воспитание в системе военного образования 1700−1917. Дис. канд. пед.наук. СПб., 1994.
  422. В. Об организации и специальной подготовке железнодорожных войск //Воен. сб. 1902. № 5. С. 130.
  423. И.С. Памяти графа Д.А.Милютина//Педагогический сб. 1912. № 4. С. 437−459.
  424. A.A. Из воспоминаний старого врача //Русская старина. 1912. Т. 152. № 11. С. 93−107.
  425. Г. Г. Императорская Военно-медицинская академия. СПб., 1910.-221 с.
  426. А.П. Военная игра, ее польза и недостатки //Воен. сб.1875. № 4. С. 223−230.
  427. А.П. Подготовка руководителей для тактических занятий с офицерами. СПб., 1895.-31 с.
  428. К. Офицерский вопрос //Воен. сб. 1909. № 10. С. 133−152.
  429. С.И. Российская императорская армия. СПб., 1894.-58 с.
  430. М.А. Военная игра. Опыт регламентации основных положений и правил. СПб., 1912. 60 с.
  431. П.В. Главное управление военно-учебных заведений. Исторический очерк СПб., 1914 215 с.
  432. Солдатские письма в годы мировой войны (1915−1917 гг.) //Красный архив. 1934. Т. 4−5 (65−66). С. 118−163.621
  433. Г. Н. Пехотные юнкерские училища по новому положению. Казань, 1902.- 191 с.
  434. Спирин JIM. В. И. Ленин и создание советских командных кадров //Воен.-ист. журн. 1965. № 4. С. 3−16.
  435. С. Военная игра//Воен. сб. 1862. № 7. С. 91−116.
  436. Н.Ф. Воспитание и обучение унтер-офицеров и молодых солдат. 2-е изд. доп. и испр. СПб., 1910. 89 с.
  437. A.A. История военного искусства. М.: Воениздат, 1955. Т. 1. 666 с.
  438. A.A. История военного искусства. М.: Воениздат, 1967. -712 с.
  439. Д.П. Главное артиллерийское управление. СПб., 1902. 443 с.
  440. В.Ф. Подготовка офицерских кадров в России во второй половине XIX начале XX вв.: Историографическое исследование. Дис. канд. наук. М., 1995.
  441. А.Н. Пособие для ведения занятий с офицерами. Вильна, 1908.-54 с.
  442. Ф. Мысли рядового офицера об аттестациях //Разведчик. 1912. -№ 1105. С. 9−11.
  443. Д.М. Запасный. Былое. М., 1908.-64 с.
  444. Сухово-Кобылин В. А. Граф Аракчеев //Русский архив. 1906. Кн. 2. № 7. С. 432−438.
  445. В.А. Воспоминания. М., Л.: Госиздат, 1926.-334 с.
  446. Ф. Унтер-офицерский вопрос в нашей армии //Воен. сб. 1881. № 8. С. 316−331.
  447. Тактическая подготовка офицеров кавалерии //Воен. сб. 1880. № 12. С. 255−261.
  448. Тактические занятия строевых офицеров //Воен. сб. 1875. № 3. С. 37−43.622
  449. И.В. Работа партии большевиков среди офицеров армии и флота в трех российских революциях (1905-апрель 1918 гг.): Дис. канд. ист. наук М., 1990.
  450. М. Наши офицерские школы //Вестн. Офицерской стрелковой школы. 1906. № 151. С. 80−81.
  451. Е.В. Нашествие Наполеона на Россию. 1812. 20-е изд. испр. и доп. М.: Госполитиздат, 1943. 364 с.
  452. В. Памяти В. В. Григорова //Педагогический сб. 1912. № 4. С. 505−512.
  453. С. Об учебных командах//Воен. сб. 1911. № 4. С. 25−34.
  454. Л.И. Опыт 12-летнего командования ротой. Справочный пособник командира роты, захватывающий всю служебную деятельность его по обучению, образованию и службе роты. Киев, 1901. 108 с.
  455. Л.И. Материалы для занятий с унтер-офицерами и старослужащими нижними чинами. 2-е. изд. испр. СПб., 1909. 212 с.
  456. В. Записки кирасира //Наше наследие. 1991. № 2. С. 53−92. № 3. С. 130−146- № 4. С. 103−116.
  457. Труды Виленского военного округа по воспитанию и образованию войск за 5-летие. Вильна, 1879. 72 с.
  458. Труды первого съезда офицеров-воспитателей кадетских корпусов (2223 дек. 1908 г.) Под ред. П. В. Петрова. СПб., 1909. 540 с.
  459. Труды первого съезда преподавателей русского языка в военно-учебных заведениях (22−23 дек. 1903 г.). СПб., 1904.-470 с.
  460. А.Ф. Воспитание в войсках. Дисциплина, как основа этого воспитания. СПб., 1912.-45 с.
  461. В.И. Советы дядьке. Бобруйск, 1908. 22 с.
  462. И.В. Через три войны. 3-е изд., испр. и доп. М.: Воениздат, 1972.-237 с.
  463. Фэстэ. К вопросу о реформе военно-технического образования. СПб., 1912.-12 с.623
  464. В.И. Развитие военного образования офицеров регулярной армии и пограничной охраны (1700−1917). Дис. докт. ист. наук. М., 1995.
  465. В.И. Русская военная школа (1700−1917). Кн. 1. М., 1997. -278 с.
  466. Хроника // Вестн. Офицерской стрелковой школы. 1900. № 5. С. 35.
  467. Хроника иностранных армий // Известия Императорской Николаевской военной академии. 1914. № 48. С. 173−199.
  468. Центральный государственный военно-исторический архив. СССР. Путеводитель в трёх частях. М.: ЦГВИА, 1979. 1200 с.
  469. Чему и как учить молодого солдата и ратника ополчения в запасных батальонах при 4-х недельном курсе обучения. Моршанск, 1915. 84 с.
  470. .М. Воспоминания. Военно-научные труды. М.: Воен-издат, 1974. 574 с.
  471. К.Ф. Россия перед первой мировой войной. Вооружённые силы царизма 1905−1914 гг. М.: Наука. 1974. 112 с.
  472. А. С. Освободительная война и классовая борьба в Русском государстве в 1608—1610 гг.. Пятигорск.: М-во просвещения. Пятигор. пед. ин-т., 1957.-282 с.
  473. Школа писарей. В кн. Столетие военного министерства 1802−1902. СПб., 1902. Т. 1У. Ч. 2. Кн. 1. Отд. П. С. 265−266.
  474. Шпадковский. Современное кавалерийское дело с точки зрения взводного офицера // Вестн. русской конницы. 1908. № 19. С. 760−771.
  475. В. И. Военная мощь России. Предсказания генерал-адъютанта А. П. Куропаткина и их критика гр. С. Ю Витте. Пг., 1915 160 с.
  476. В. Комплектование военно-учебных заведений строевым и преподавательским составом // Воен. вестн. 1926 № 43. С. 38−39.
  477. В.В. Комплектование войск в царствование императора Александра I. СПб., 1902. 211 с.
  478. И.Г. Воспитание современного матроса и солдата. СПб., 1908.-309 с.624
  479. Ф. Армии Европы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 11. С. 433−507.
  480. . Ф. Русская армия // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 11. С. 603−604.
  481. Энциклопедический словарь /Ф.А. Брокгауз и И. А. Ефрон. СПб., 19 111 916.
  482. Юбилейный сборник Императорской Военно-медицинской академии /Под ред. А. Я. Данилевского и др. СПб., 1902. 438 с.
  483. Юнкерам Николаевского инженерного училища от старших товарищей. СПб., 1914.-84 с.
  484. Армия. Санкт-Петербург. 1906−1907.1. Вече. Москва. 1909.
  485. Военная газета. Асхабад. 1906
  486. Военная копейка. Елисаветград. 1915.
  487. Военный голос. Санкт-Петербург. 1906.1. Воин. Харьков. 1908−1911.
  488. Виленский военный листок. Вильна. 1906−1915.
  489. Кавказская армия. Тифлис. 1907−1909.
  490. Строевой офицер. Варшава. 1903−1909.
  491. Туркестанская военная газета. Ташкент. 1906−1915.626
Заполнить форму текущей работой