Подготовка военных кадров в России: XIX — начало ХХ вв
Проведенное исследование показывает, что в изучаемый период первые лица верховной власти России проводя военные реформы и преобразования готовили армию и флот только к победам. Но когда начиналась война, русская армия не только побеждала, но и терпела поражение. Это зависело от многих причин: политических целей и экономических возможностей воюющих государств, уровня развития военного искусства… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. Историография проблемы и источники ее изучения
- 1. 1. Разработка проблемы подготовки военных кадров в русской историографии
- 1. 2. Советская и постсоветская историография
- 1. 3. Характеристика источников
- ГЛАВА II. Подготовка военных кадров в России в первой половине XIX в
- 2. 1. Организация и деятельность учебных частей и заведений по подготовке унтер-офицеров
- 2. 2. Подготовка офицеров в военно-учебных заведениях и войсках
- 2. 3. Создание высшей военной школы
- ГЛАВА III. Строительство органов управления подготовкой военных кадров
- 3. 1. Главное управление военно-учебных заведений в системе военного образования
- 3. 2. Деятельность Комитета по образованию и устройству войск по подготовке военных кадров
- ГЛАВА IV. Совершенствование системы подготовки военных кадров в России во второй половине XIX — начале XX вв
- 4. 1. Мероприятия по военной подготовке населения России
- 4. 2. Новые условия и новые требования к подготовке офицерских кадров в военно-учебных заведениях и войсках
- 4. 3. Развитие высшей военной школы
- ГЛАВА V. Подготовка военных кадров в офицерских школах и войсках
- 5. 1. Совершенствование системы подготовки унтерофицерских кадров
- 5. 2. Повышение военных знаний офицеров в процессе прохождения службы в войсках
- 5. 3. Деятельность офицерских школ по совершенствованию специальной подготовки офицеров
Подготовка военных кадров в России: XIX — начало ХХ вв (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Кардинальные изменения, происходящие в последние годы в политической, экономической и социальной сферах отразились и на состоянии Вооружённых Сил Российской Федерации, вызвали определённые трудности в их деятельности.
Руководство страны наметило комплекс мероприятий по реформированию вооружённых сил, направленных на их качественное преобразование и совершенствование. Важнейшими мероприятиями являются: приведение военной организации государства в соответствие с потенциальными угрозами безопасности России, экономическими возможностями странысоздание в составе военных округов высокомобильных сил, способных вести автономные действия и в кратчайшие сроки локализовать и нейтрализовать угрозы на любом направленииусиление социальной защищенности, социальное обеспечение, переподготовка по гражданским специальностям офицеров и прапорщиков, увольняемых из вооруженных сил и других войскпереход комплектования вооружённых сил на контрактную основу по мере создания необходимой инфраструктуры для службы и жизни контрактников и членов их семейсосредоточение в военно-технической политике основных усилий направленных на обеспечение качественного технического оснащения, роста боевой эффективности вооружённых сил и других войск, на оптимизации номенклатуры, стандартизации и унификации вооружений и военной техники.
Одновременно с реорганизацией армии и флота предполагается сформировать адекватную им систему подготовки военных кадров, отвечающую новой структуре и новым задачам вооружённых сил, вывести 5 военное образование на качественно новый уровень, обеспечивающий радикальное повышение профессионализма и общей культуры военных кадров. Конечная цель военной реформы — создание достаточной обороны, качественно новых, значительно меньших по численности вооружённых сил и других войск, оснащённых современной боевой техникой и обладающих высокой профессиональной выучкой.
Проведенное исследование показывает, что в изучаемый период первые лица верховной власти России проводя военные реформы и преобразования готовили армию и флот только к победам. Но когда начиналась война, русская армия не только побеждала, но и терпела поражение. Это зависело от многих причин: политических целей и экономических возможностей воюющих государств, уровня развития военного искусства, численности и вооружения армий, их мобильно-боевых качеств, чувства патриотизма, организаторских способностей, таланта военачальников и др.
Важным фактором, определяющим победы и поражения, был уровень подготовки военных кадров, соответствие его характера требованиям ведения войны.
На всём протяжении развития перед Российским государством и военными кадрами всегда вставали две важнейшие проблемы: во-первых, правильно предвидеть характер будущей войны и в соответствии с этим определить содержание военного образования, т. е. чему учить военнослужащих и войска, во-вторых, как их учить, т. е. изыскать такие формы и методы обучения, которые обеспечили бы претворение в жизнь выработанных взглядов на способы ведения войны и тех требований к военному образованию, которые из них вытекают.
Элементарная военная подготовка появилась в глубокой древности. Её эволюция тесно связана с развитием средств ведения войны и военного искусства. Становление военного образования как специального образования и системы подготовки военных кадров в России относится к началу XVIII в., 6 когда была создана регулярная армия, для руководства которой требовался подготовленный командный состав.
С этой целью стали создаваться военно-учебные заведения. По мере развития и усложнения военного дела военное образование постепенно дифференцировалось по родам войск (пехота, кавалерия, артиллерия и др.) более узким военным специальностям, а также по различным видам подготовки.
В изучаемый период истории России по мере развития материально-технических, социально-экономических и политических условий жизни общества вооружённые силы меняли свою организационную структуру, состав, способы комплектования, вооружение, приёмы вооружённой борьбы. Но суть их оставалась прежней, неизменной: они были орудием внутренней и внешней политики самодержавной монархии. В то же время русская армия сыграла огромную роль в защите родной земли от внешних врагов, накопила немалый боевой опыт и традиции.
Содержание подготовки военных кадров и её система в России были обусловлены характером общественного и государственного строя, назначением вооружённых сил, спецификой их комплектования, национальными традициями и т. д. Всё это чрезвычайно важно для современной армии, поскольку богатейший опыт, накопленный предшественниками в деле подготовки военных кадров государства, должен стать общим достоянием.
Актуальность темы
исследования обусловлена рядом обстоятельств.
Во-первых, радикальные изменения, происходящие в обществе, вызвали необходимость научного переосмысления роли и места различных институтов, в том числе и армии, военных кадров в жизни страны;
Во-вторых, военная реформа, проводимая в Российской Федерации, повысила интерес к опыту строительства русской армии, содержанию, формам и методам подготовки командного состава;
В-третьих, до сих пор нет обобщающих работ выявляющих роль и 7 ответственность государства, центральных, местных и военных органов управления в формировании офицерского корпуса дореволюционной России.
Хронологические рамки исследования охватывают период с начала XIX в. до 1917 г., более чем вековой поиск путей и средств модернизации страны, составной частью которого стали преобразования армии, изменение принципов ее комплектования и обучения. Избранный для исследования проблемы период позволяет рассмотреть процесс становления, развития и эволюции подготовки военных кадров, показать результаты преобразований и реформ в области военного образования в России.
Степень научной разработанности темы. Несмотря на несомненную актуальность проблемы разработаны лишь некоторые её аспекты. Об этом можно судить по тому отражению, которое тема подготовки военных кадров в России в изучаемый период нашла в литературе1.
Предметом изучения избрана система подготовки военных кадров (унтер-офицеров в учебных подразделениях, частях и заведениях, офицерских кадров в военно-учебных заведениях, повышение квалификации в офицерских школах и войскахвоенное обучение населения) в России в XIX-начале XX вв.
Объектом исследования является деятельность государственных органов, Военного министерства и его главных управлений, военачальников, командиров воинских частей по организации и осуществлению подготовки военных кадров.
Таким образом, избранная тема является важной научной проблемой, актуальной в теоретическом, политическом и социальном отношениях. Всё это и обусловило выбор автором данной темы диссертации для специального научного исследования.
Автор ставит своей целью, исходя из научной и практической значимости проблемы, уровня ее разработки, основываясь главным образом на новых документах и фактах, исследовать процесс создания, развития и.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ.
Таким образом, исследование показало, что подготовка унтер-офицерских кадров осуществлялась при штабах отдельных частей и полков, в специальных учебных командах с различным сроком обучения. Занятия в них проводились в период между лагерными сборами. Кандидаты в унтер-офицеры, кроме грамоты и общеобразовательных предметов изучали общевоинские уставы, устройство войск, знакомились с различными положениями военного законодательства. Благодаря принятым мерам армия получила к концу XIX столетия значительное количество унтер-офицеров. В то же время, русская армия начала первую мировую войну без достаточно хорошо подготовленного унтер-офицерского состава, что обуславливалось составом призывного контингента.
Успех обучения войск во многом зависел от уровня подготовки офицерского корпуса. В изучаемый период в войсках на основании требований руководящих документов военного ведомства проводились специальные занятия с офицерами, участие их в учениях и маневрах в составе своих воинских частей. Анализ профессиональной подготовки свидетельствует, что проводимые занятия с офицерами не во всех воинских частях и не всегда достигали поставленной цели. Порой подготовительные занятия носили формальный характер, а практические в поле — мало способствовали совершенствованию профессиональной подготовки.
Впервые была предпринята попытка ввести в систему войсковой подготовки офицеров занятия со старшими начальниками. Военачальники стали принимать участие в военных играх, слушать лекции и решать тактические задачи, принимать участие в полевых поездках. Важным этапом в деле совершенствования профессиональных качеств офицерского корпуса явилась разработка и введение в действие. Наставления для офицерских заня.
554 тий. Документ регламентировал организацию и проведение специальных занятий с офицерами.
Наиболее ценный, практически подготовленный офицерский состав направлялся в специальные войска, пехоту и кавалерию из 8 офицерских школ. Курс обучения в школах был разной продолжительности — от нескольких месяцев до двух лет. Офицерские школы были краткосрочными учебными заведениями, предназначенными для повышения квалификации офицеров и подготовки их к занятию строевых командных должностей. Техническая модернизация армии, изменения в способах и формах ведения боевых действий повысили требования к боевому мастерству офицерского состава технических войск и авиации. Их учебные планы и программы, методы обучения были наиболее применены к последующей службе строевого офицера.
С 1908 г. подготовка младших офицеров в виде эксперимента осуществлялась на окружных стрелковых курсах. В 1911 г. для подготовки офицеров-переводчиков были учреждены подготовительные школы Восточных языков при штабах Приамурского, Туркестанского и Кавказского военных округов.
В годы первой мировой войны офицерские школы продолжали свою деятельность, за исключением стрелковой и кавалерийской.
Проведенный анализ свидетельствует, что система подготовки военных кадров в иностранных армиях существенно не изменилась. Подготовка унтер-офицеров производилась по-прежнему в унтер-офицерских школах. В них, наряду с рядовыми, могли повышать свою квалификацию и унтер-офицеры. Резервом унтер-офицерских кадров становились и рядовые, призванные в армию по набору. Унтер-офицерское звание они могли получить только после сдачи специального квалификационного экзамена.
Офицеры стрелковых, артиллерийских и специальных частей совершенствовали свою профессиональную подготовку в офицерских школах. В то же время в офицерских школах краткосрочную переподготовку на курсах проходили командиры частей и соединений. В течение нескольких не.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
556.
Список литературы
- АРХИВ (РГВИА) ФОНД 1 Канцелярия военного министерства.
- Он. 2. Д. 1, 4, 10, 42, 51, 54, 57, 58, 59, 65, 71, 75, 76, 78, 81, 84, 88, 100, 103,106, 108, 111, 114, 116, 150,156, 163, 176, 254,273,295, 395,689, 961,1197.
- ФОНД 25 Военная канцелярия цесаревича Константина Павловича.
- Оп. 1/160. Д. 45, 101, 842,1469- Оп. 2/161 а. Д. 201, 307, 333, 393,404, 532.1. ФОНД 165 Куропаткин А.Н.
- Оп. 1. Д. 470, 520, 605, 658, 753, 809.1. ФОНД 278 Ванновский П.С.1. Оп. 1. Д. 4, 27.1. ФОНД 280 Редигер А.Ф.1. Оп. 1.Д. 3,4, 7.
- ФОНД 298 Военная авиационная школа в Гатчине. Оп. 1. Д. 102.
- ФОНД 310 Михайловская артиллерийская академия и училище.
- Оп. 1. т. 1. Д. 943- Оп. 1. т. 3. Д. 4703, 4772, 4778, 4819, 4917, 5056,5453, 5628, 5775.
- ФОНД 312 Управление генерал-инспектора по инженерной части.1. Оп. 1. Д. 505, 1311.
- ФОНД 314−1-й кадетский корпус.1. Оп. 1. Д. 5731, 5816.
- ФОНД 316 Военно-медицинская академия.
- Оп. 1. Д. 19, 144- Оп. 7. Д. 51, 112- Оп. 21. Д. 84- Оп. 40. Д. 65, 987,1297,4074,4171- Оп. 42. Д. 265, 316, 1480.1. ФОНД 318 Пажеский корпус.1. Оп. 1. Д. 753,766, 1163.
- ФОНД 319-Павловское военное училище.
- Оп. 1. Д. 236, 244, 287, 508.
- ФОНД 321 Николаевское кавалерийское училище.1. Оп. 1. Д. 462,538,666.
- ФОНД 322 Пиротехническая артиллерийская школа. Оп. 1. Д. 77, 99, 401.
- ФОНД 323 Техническое училище артиллерийского ведомства. Оп. 1. Д. 214, 661, 1273.
- ФОНД 324 Управление училищ военного ведомства. Оп. 1. Д. 372, 395, 571.
- ФОНД 325 Военно-топографическое училище. Оп. 1. Д. 95, 267.
- ФОНД 326 Комитет о военно-учебных заведениях под председательством1. К. И. Оппермана.1. Оп. 1. Д. 3, 4.
- ФОНД 327 Непременный Совет о военных училищах. Оп. 1. Д. 1, 258.
- ФОНД 329 Офицерская электротехническая школа. Оп. 1. Д. 53, 172, 278.
- ФОНД 348 Александровская Военно-юридическая академия и училище.
- Оп. 1. Д. 1, 17,71, 94, 98, 196, 279, 364, 590, 701.
- ФОНД 351-Николаевская инженерная академия и училище.
- Оп. 1. т. 1. Д. 422, 560, 566, 631, 745, 1083- Оп. 1. т. 3. Д. 3572, 3640,4079, 4103, 4127, 4153, 4211, 4261, 4273, 4279, 4381, 4412,4477, 4492,4506, 4557.
- ФОНД 352 Офицерская воздухоплавательная школа. Оп. 1. Д. 139, 220.
- ФОНД 353 Главная гимнастическо-фехтовальная школа. Оп. 1. Д. 10.
- ФОНД 360 Финляндский кадетский корпус. Оп. 1. Д. 13, 58.
- ФОНД 405 Департамент военных поселений.
- Оп. 5. т. 1. Д. 1, 371, 450, 604, 836, 2643, 3837- Оп. 5. т. 2. Д. 4811,5143,5196- Оп. 5. т. 3. Д. 9990, 10 050, 11 049, 11 137, 11 175-Оп. 5. т. 4.
- Д. 16 383, 16 441, 16 484- Оп. 5. т. 5. Д. 21 673, 23 834,24320.
- ФОНД 412 Сведения о русских войсках, об их управлении и занятияхв мирное время.
- Оп. 1. Д. 161, 375, 386, 1435.
- ФОНД 413 Материалы по теории военного искусства и устройству вооруженных сил России. Оп. 1. Д. 16.1. ФОНД 428 Австро-Венгрия.
- Оп. 1. Д. 28, 33, 42, 63, 149.1. ФОНД 431 Великобритания.1. Оп. 1. Д. 9, 21, 28, 66.1. ФОНД 432-Германия.
- Оп. 1. Д. 28, 106, 257, 277.1. ФОНД 437-Италия.
- Оп. 1. Д. 31, 40, 43, 49, 51, 64.1. ФОНД 440-Франция.
- Оп. 1. Д. 29, 62, 143, 172, 195, 231.
- ФОНД 544 Николаевская академия Генерального штаба.
- Оп. 1. Д. 1, 12, 27, 38, 56, 66, 96, 186, 282, 304, 349, 377, 391, 412,423, 517, 567, 660,. 688, 724, 821, 969, 1056, 1109, 1136, 1211, 1333.
- ФОНД 725 Главное управление военно-учебных заведениях.
- Оп. 1. Д. 1, 30, 82, 96, 99, 142- Оп. 2. Д. 82, 83- Оп. 5. Д. 7, 100,107, 131- Оп. 19. Д. 23, 123- Оп. 20. Д. 18, 26, 36, 111, 257, 320-
- Оп.38. Д. 2- Оп. 40 .Д. 120- Оп. 41. Д. 110, 159- Оп. 43. Д. 123 6,184-
- Оп. 44. Д 147, 172, 201−205- Оп. 45. Д. 160, 398, 838, 939- Оп. 46. Д. 14, 179, 842 а- Оп. 47. Д. 955, 1005- Оп. 48. Д. 136, 137, 193, 238, 325,367, 843, 1141, 1210, 1329- Оп. 50. Д. 17.
- ФОНД 766 Офицерская кавалерийская школа. On. 1. Д. 4, 7.
- ФОНД 819-Военная автомобильная школа. On. 1. Д. 25, 40.
- ФОНД 844 Севастопольская военная авиационная школа. On. 1. Д. 40.
- ФОНД 846 Военно-ученый архив при Военном министерстве. Оп. 16. Д. 1231, 17 553, 17 889, 17 910, 17 965, 17 981, 18 047. ФОНД 854 — Коновальная артиллерийская школа. On. 1. Д. 1.
- ФОНД 868-Главный Комитет по устройству и образованию войск при Военном совете.
- On. 1. Д. 123, 272, 543, 563, 602, 713, 714, 719, 726, 729, 731, 750, 756, 761, 768, 772, 780, 800, 801, 811, 820, 822, 830, 862, 868, 943. ФОНД 911-Петербургскоеучилище колонновожатых. On. 1. Д. 1, 13.
- ФОНД 943-Совет о военно-учебных заведениях. On. 1. Д. 3, 97, 139, 150, 251.
- ФОНД 945 Дежурство Главного директора Пажеского и кадетских корпусов.1. On. 1. Д. 14, 91, 130.
- ФОНД 970 Военно-походная канцелярия Е.И.В. при императорской главной квартире.
- Оп. 3. Д. 867,872, 905, 991, 1031, 1098, 1131, 1221, 1944. ФОНД 1396-Штаб Туркестанского военного округа. On. 1. т. 1. Д. 374- Оп. 2. Д. 215, 242, 289, 316. ФОНД 1488-Иркутская военно-фельдшерская школа. On. 1. Д. 55.
- ФОНД 1606-Штаб Московского военного округа. Оп. 2. Д. 257, 261, 652, 666.
- ФОНД 1523−5-я Московская школа по подготовке прапорщиков пехоты.1. Оп. 1. Д. 58.
- ФОНД 1631-Московская военно-фельдшерская школа. Оп. 1. Д. 420, 572.
- ФОНД 1751−1-я Казанская школа по подготовке прапорщиков пехоты. Оп. 1. Д. 1.
- ФОНД 1956-Штаб Виленского военного округа. Оп. 1. т. 1. Д. 59, 100, 136, 151, 318. ФОНД 2000-Главное управление Генерального штаба. Оп. 3. Д. 2174.
- ФОНД 2003-Штаб Верховного главнокомандующего (Ставка). Оп. 2. Д. 273.
- ФОНД 14 414-Главный штаб 1-й армии. Оп. 13/16. Д. 10, 41.
- ФОНД 16 243-Штаб гвардейского пехотного корпуса. Оп. 1. Д. 11, 413, 446.
- АРХИВ ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКОГО МУЗЕЯ АРТИЛЛЕРИИ, ИНЖЕНЕРНЫХ ВОЙСК И ВОЙСК СВЯЗИ (Архив ВИМАИВ и ВС) ФОНД 3 Артиллерийский департамент.
- Оп. инсп. отд. Д. 178, 229, 287- Оп. генерал-фельдцейхмейстера. Д 5498.
- ФОНД 4 Артиллерийский комитет.
- Оп. 39/3 Д. 504- Оп. 39/4. Д. 184.
- ФОНД 5-Штаб генерал-фельдцейхмейстера.
- Оп. 3. Д. 2, 130, 211, 287, 488, 771- Оп. 5. Д. 694- Оп. 9. Д. 58, 157- Оп. 10. Д 67- Оп. 11. Д. 119, 152.
- ФОНД 6-Главное артиллерийское управление.
- Оп. 2/6. Д. 632- Оп. 2/8. Д. 365- Оп. 2/9. Д. 199, 914- Оп 2/11. Д. 202, 294, 723, 786, 834, 837, 1892- Оп. 4/4. Д. 53- Оп. 5/2. Д. 1355- Оп. 5/7. Д. 20- Оп. 22. Д. 86.
- ФОНД 25 Послужные списки генералов, офицеров, нижних чинов военных округов (1885−1913), крепостной артиллерии (1856−1912). Оп. 100. Д. 6, 7, 9, 10, 12, 13.
- ФОНД 52 Коллекция документов, поступивших из отдела военной истории Артиллерийского исторического музея. Оп. 113. Д. 12.
- Инженерно-документальный фонд.
- РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВОЕННЫЙ АРХИВ1. РГВА)
- ФОНД 33 987 Первый заместитель Председателя Революционного Военного Совета СССР. Оп. 3. Д. 505.
- РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ АРХИВ1. РГИА)
- ФОНД 200 Штаб Корпуса инженеров путей сообщения. Оп. 4. Д. 22, 26, 30, 59, 81.
- ФОНД 204 Военно-строительное училище Главного управления путей со общения.1. Оп. 1. Д. 8, 96, 164.
- ФОНД 651 Васильчиковы, князья.
- Оп. 1. Д. 157, 160. ФОНД 669 Клюжев И. С. Оп. 1. Д. 17.
- ФОНД 954 фон Кауфман и фон Кауфманы-Туркестанские. Оп. 1. Д. 75, 85, 178, 184, 186.
- ФОНД 1018 Паскевич-Эриванский, граф Иван Федорович светлейшийкнязь Варшавский.1. Оп. 9. Д. 136, 150, 173.1. ФОНД 1100-Фадеевы.1. Оп. 1. Д. 32, 34, 35.
- ФОНД 1150 Департамент военных дел.
- Оп. 1. Д. 3- Оп. 2. Д. 5- Оп. 3. Д. 2.
- ФОНД 1246-Особое присутствие о воинской повинности.1. Оп. 1. Д. 5, 13, 24, 49.
- ФОНД 1276-Совет Министров.
- Оп. 1. Д. 74, 126, 159- Оп. 2. Д. 36, 189, 234, 273, 316, 594.
- ФОНД 1278-Государственная дума.
- Оп. 1. Д. 229, 279, 656- Оп. 2. Д. 1061, 1078.
- ФОНД 1292-Управление по делам о воинской повинности.
- Оп. 5. Д. 21, 44, 72, 80, 98, 262, 282, 604, 652, 712, 772 а, 875, 1484,1504, 1505, 1862.
- ФОНД 1393 -Ревизия сенатора Н. П. Гарина московских установлений и учреждений военного ведомства. Оп. 2. Д. 256, 258, 261, 454, 463.
- ФОНД 1394 Ревизия сенатора Н. А. Дедюлина Киевского и Одесского военных округов. Оп. 1. Д. 4, 10, 41.
- Полное Собрание Законов Российской империи. 1-е собрание. Т. 1−45. СПб., 1830.
- Т. 26. № 19 980, 20 015, 20 452. Т. 35. № 26 227.5841. Т. 36. № 27 998, 28 051.
- Т. 37. № 28 184,28229,28 268,28716.
- Т. 38. № 29 009, 29 487, 29 556.
- Т. 28. № 21 228, 21 685. Т. 29. № 22 493. Т. 30. № 23 603, 23 902. Т. 32. № 25 671.
- Полное Собрание Законов Российской империи. 2-е собрание. Т. 1−55. СПб., 1830- 1884.
- Т. 1. № 366, 633. Т. 30. № 29 623. Т. 9. № 7374. Т. 38. № 40 010.
- Т. 10. № 7800, 8009. Т. 39. № 40 877. Т. 11. № 9406, 9466. Т. 40. № 41 808. Т. 18. № 16 651. Т. 42. № 44 723.
- Т. 19. № 17 887. Т. 43. № 45 612.
- Т. 21. № 20 218. Т. 45. № 48 736.
- Полное Собрание Законов Российской империи. 3-е собрание. Т. 1 33. СПб., 1885- 1917.
- Т. 19. № 16 940. Т. 26. № 28 555.
- И. ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ Военное министерство. Приказы военного министра за 1808−1816, 1833−1915 гг. СПб., 1808−1915.1859 -№ 137 1861 -№ 61 1863 -№ 21, 119 1864-№ 1 311 865 -№ 123, 3 791 866 -№ 2 321 867 262
- Военное министерство. Приказы по военному ведомству за 1869−1917 гг., СПб., 1869−1917.1869 -№ 1, 186, 206 1891 -№ 1 371 873 -№ 266, 278 1893 -№ 3 051 810-от 4 февраля 1831 -№ 90 1835 -№ 24 1839-№ 189 1850 20 1852 -№ 32 1857 -№ 2 491 909-№ 60 970
- Верховный Главнокомандующий (1914−1917). Приказы Верховного Главнокомандующего за 1914−1917 гг. Б. м., 1914−1917. 1915-№ 185, 196 приказания1915-№ 15, 41
- Штаб Верховного Главнокомандующего (1914−1917). Приказы начальника Штаба Верховного Главнокомандующего за 1915−1917 гг. СПб., 18 341 917. Б. м. 1915−1917.1916-№ 1025, 1378
- ГУ ВУЗ. Приказы по военно-учебным заведениям за 1834−1915, 1917 гг. СПб., 1834−1917.1828 -№ 73 1882 -№ 31 877 -№ 46 1898 -№ 1 451 835 -№ 49 1901 -№ 301 854 -№ 1516 1903 -№ 811 864-№ 134, 144 1907 -№ 171 866 -№ 53 1911-№ 121 869-№ 5
- ГУ ВУЗ. Циркуляры по военно-учебным заведениям за 1851−1902, 19 041 905, 1907, 1909, 1911−1912, 1914−1915 гг. СПб., 1851−1915. 1872 -№ 10 1909-№ 199 151 902-№ 15 1912-№ 23 529
- Варшавский военный округ. Командующий. Приказы войскам Варшавского военного округа за 1865−1901, 1903−1914 гг. Варшава, 1865−1914. 1905 -№ 229, 248 1906 -№ 126приказание 1909-№ 2
- Виленский военный округ. Командующий. Приказы войскам Виленского военного округа за 1883−1914 гг. Вильно, 1862−1914.1889 -№ 33 1895 -№ 1 941 898 -№ 35 1903 -№ 239приказания 1906-№ 1 981 909 -№ 189
- Кавказский военный округ. Главнокомандующий. Приказы по Кавказ скому военному округу за 1864- 1904, 1909−1917 гг. Тифлис, 1864−1917.
- Казанский военный округ. Командующий. Приказы по Казанскому воєн ному округу за 1871−1907, 1909−1917 гг. Казань, 1864−1917.приказание1906 -№ 271 циркуляр 1908 -№ 19
- Киевский военный округ. Командующий. Приказы по Киевскому военному округу за 1883−1900, 1902−1917 гг. Житомир, Киев, 1862−1917. 1914-№ 101 циркуляр 1908 -№ 51
- Московский военный округ. Командующий. Приказы войскам Московского военного округа за 1864−1917 гг. Москва, 1864−1917.1907 -№ 625 приказание1906-№ 274 1916 -№ 984
- Одесский военный округ. Командующий. Приказы по войскам Одесскоговоенного округа за 1871−1917 гг. Одесса, 1863−1917.1906-№ 528 1913 -№ 23приказание1908-№ 67, 681 905 -№ 2 501 906 -№ 1 681 908-№ 961 915 -№ 1
- Войска гвардии и Петербургского военного округа. Главнокомандующий. Приказы войскам гвардии и Петербургского военного округа за 1864−1917 гг. СПб., 1864−1917. 1900-№ 20 приказания1906 143 1909-№ 16,114
- Приамурский военный округ. Командующий. Приказы войскам Приамурского военного округа за 1884−1917 гг. Хабаровск, 1884−1917. 1903 -№ 272 1911 -№ 179, 187
- Инструкция для исполнения тактических задач на планах. СПб., 1877. 22 с. Инструкция для летних занятий войск, изданная Главным комитетом по устройству и образованию войск. Петровск, 1881.-55 с. Инструкция для офицерских занятий. СПб., 1882. — 42 с.
- Инструкция для занятий с прапорщиками запаса армейской пехоты, армейской кавалерии и инженерных войск призванных в учебные сборы. СПб., 1890−34 с.
- Инструкция о порядке производства в уездах поверочных сборов нижних чинов запаса армии и флота. СПб., 1894. 7 с.
- Инструкция по хозяйственно-административной части военно-учебных заведений, подведомственных их Главному управлению. СПб., 1895. 405 с. Инструкция учебным командам полевой артиллерии и программы подготовки в них фейерверкеров. СПб., 1897.-47 с.
- Инструкция и правила по учебному сбору нижних чинов запаса. СПб., 1911. -74 с.
- Инструкция для занятий с ратниками в дружинах 38-й бригады Государственного ополчения. Балашов, 1914.-27 с.
- Наставление для образования воспитанников военно-учебных заведений. СПб., 1849.- 185 с.
- Наставление для производства зимних занятий в поле. СПб., 1906. 28 с. Наставление для офицерских занятий. СПб., 1909. — 68 с. Наставление для производства полевых поездок офицеров Генерального штаба. СПб., 1914.-21 с.
- Общая программа и инструкции для преподавания учебных предметов в кадетских корпусах. Пг., 1915. 213 с.590
- Положение о полном составе поселенного пешего полка и его обязанностях. СПб., 1826.-23 с.
- Положение о школе подпрапорщиков поселенного Гренадерского корпуса. СПб., 1827.-21 с.
- Положение о школах военных кантонистов при Образцовом кавалерийском полку. СПб., 1855.- 12 с.
- Положение об Учебном саперном полу батальоне. СПб., 1857.-20 с. Положение о переформировании Учебных стрелковых полков. СПб., 1858. -99 с.
- Положение об Аудиторском училище Военного министерства. СПб., 1860. -70 с.
- Положение об учебном фехтовально-гимнастическом кадре //Воен. сб. 1861. № 6. С. 40−45.
- Положение об офицерском классе при Аудиторском училище Военного министерства для приготовления штаб- и обер-офицеров к занятию должностей по военно-судебному ведомству. СПб., 1866.-20 с.
- Положение о специальных школах артиллерийского ведомства. СПб., 1869. -80 с.597
- Военная реформа: Сб. статей. СПб., 1906.-134 с.
- Военное прошлое России в советских исследованиях /Очерки советской военной историографии /Ин-т истории МО СССР, М., 1974. С. 49−85.
- Военно-инженерная академия им. Куйбышева. 150 лет. Общеисторический труд. М.: ВИА, 1969.-549 с.
- Военно-морская поездка офицеров старшего класса Императорской Николаевской военной академии //Известия Императорской Николаевской военной академии. 1914. № 53. С. 911−916.
- Военно-статистический ежегодник армии за 1910−1912 гг. СПб., 19 111 914.
- Военно-учительский институт. В кн. Столетие Военного министерства. 1802−1902. СПб., 1902. Т. 1У. Ч. 2. Кн. 1. Отд. П. С. 263−264.
- Военные журналы 100 лет назад //Воен.-ист. журн. 1865. № 10. С. 120−122.
- Военные заповеди и прегрешения: Руководящие указания для более успешного воспитания и подготовки к бою войсковой части. Варшава, 1908. 103 с.
- Военные кантонисты. В кн. Столетие Военного министерства. 1802−1902. СПб., 1902. Т. У1. Ч. 2. Кн. 1. Отд. П. С. 244.
- Военный класс. В кн. Военная энциклопедия / Под ред. В. Ф. Новицкого и др. СПб., 1911. Т. У1.С.585.
- Военные поселения в России // Воен. сб. 1861. № 5. С. 332.
- Военные начальные школы // Воен. сб. 1867. № 3. С. 91−97.
- Войсковые школы для подготовки подпрапорщиков. СПб., 1909. 26 с.
- Волков C.B. Русский офицерский корпус. М.: Воениздат, 1993. 368 с.
- Волконский A.M. Армия и правовой порядок. СПб., 1906. 31 с.
- Вольф K.M. Наши унтера! Четыре заметки по поводу снабжения нашей армии унтер-офицерами и их дальнейшее образование. СПб., 1900.-42 с.
- Вольф K.M. Подготовка современного унтер-офицера и удержание его на службе. Варшава, 1906 24 с.598
- Воронецкий В. Об аттестациях //Офицерская жизнь. 1908. № 145. С. 636−638.
- Воспоминания кадет о великом князе Константине Константиновиче //Пскович. 1915. № 1(12). С. 16−19.
- Воспоминания Н. В. Басаргина о генерал-майоре Н. Н. Муравьеве и его училище колонновожатых //Русский архив. 1868. № 4−5. С. 794−822.
- Воспоминания об инженер-генерале Василии Львовиче Шарнгорсте, бывшем начальнике Главного (ныне Николаевского) инженерного училища //Инженерный журн. 1874. № 7. С. 1−11.
- Вроченский М.А. Из военного быта недавнего прошлого //Ист. вестн. 1897. Т. 69. № 8. С. 515−524.
- Всеподданнейшие отчеты о действиях Военного министерства за 18 581 913 гг. СПб., 1860−1914.
- В царской армии накануне Февральской буржуазно-демократической революции //Красный архив. 1937. Т. 2(81). С. 105−120.
- Высочайшее Его Императорского Величества объявление о разных положениях касательно финского учебного стрелкового батальона. Гельсингфорс, 1857.-8 с.
- Высочайший приказ по военному ведомству //Вестн. Офицерской стрелковой школы. 1914. № 11. С. 2−3.
- Галин Н. Русский унтер-офицер и его роль в армии. СПб., 1911. 48 с.
- Галкин М.С. Новый путь современного офицера. М., 1916.-143 с.
- Галкин М.С. К познанию армии //Воен. сб. 1914. № 1. С. 11−26.
- Галушко Ю.А., Колесников А. А. Школа российского офицерства. М.: Русский мир, 1993. 223 с.
- Гальваническая учебная команда. В кн. Военная энциклопедия /Под ред. В. Ф. Новицкого и др. СПб., 1911. Т. УП. С. 163.
- Гареев М.А. Общевойсковые учения. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Воениздат, 1990.-283 с.
- Гарлинский А.Н. Армия и ее живая сила. Вып. 3. СПб., 1911−118 с.600
- Граверное и словорезное отделения. В кн. Столетие Военного министерства. 1802−1902. СПб., 1902. Т. 1У. Ч. 2. Кн. 1. Отд. П. С. 266−267.
- Греков Ф.В. Краткая история военно-учебных заведений: 1700−1910. М., 1910.-192 с.
- Григорьев В. Заметка по поводу тактических занятий с офицерами //Воен. сб. 1896. № 1. С. 170−177.
- Гришанский В. Материалы по истории Офицерской стрелковой школы //Вестн. Офицерской стрелковой школы. 1914. № 10. С. 4−6.
- Гродский Г. Михайловские артиллерийские училище и академия в XIX столетии. Исторический очерк их деятельности, как артиллерийских учебных заведений. Ч. 1. 1820−1881. СПб., 1905.-404 с.
- ГрулевМ.С. Служба и жизнь на Амуре //Разведчик. 1896. № 301. С. 631−635.
- ГрулевМ.В. Злобы дня нашей армии. Брест-Литовск, 1911.-331 с.
- Гручинский И. Полковые унтер-офицерские школы //Воен. сб. 1867. № 3. С. 43−71.
- Данилов H.A. Исторический очерк развития военного управления в России В кн. Столетие Военного министерства. 1802−1902. СПб., 1902. Т. 1.-679 с.
- Данилов Ю.Н. Россия в мировой войне 1914−1915. Берлин, 1924. -100 с.
- Двадцатипятилетие юнкерских училищ //Воен. сб. 1889. № 11. С. 115 152.
- Дворжицкий. О тактических занятиях в полевой артиллерии //Воен. сб. 1880. № 6. С. 318−325.
- Дельвиг С., Сарнавский В. Исторический очерк деятельности полевого отдела Офицерской артиллерийской школы стрельбы с 1883 по 1907 г. СПб., 1909. 142 с.
- Дембинский Г. Потешные //Воен. сб. 1914. № 9. С. 97−104.604
- Записки князя Николая Сергеевича Голицына //Русская старина. 1880. Т. 29. № п. С. 599−616.
- Записки стратегии. //Воен. журн. 1847. № 5. С. 170−171.
- Зарубаев. Об упражнениях офицеров в решении тактических задач на планах и о военных беседах //Воен. сб. 1880. № 5. С. 80−85.
- Заседание Конференции //Известия Императорской Военно-медицинской академии. 1911. С. 241−284.
- Заседание Конференции //Известия Императорской Военно-медицинской академии. 1916. № 2. С. 1−16.
- ЗащукИ.И. Положение о зауряд-прапорщиках. СПб., 1907.-15 с.
- Защук И.И. Сборник положений о запасных нижних чинах. СПб., 1907.-34 с.
- ЗащукИ.И. Служба и довольствие подпрапорщиков. СПб., 1911. -43 с.
- Защук И.И. Содержание офицеров и врачей. (Сб. выдержек из С.В.П. приказов, циркуляров и т. п.). СПб., 1913.-92 с.
- ЗащукИ.И. Учебник ратника. 4-е изд. испр. по 25 апр. 1913 г. СПб., 1913.-32 с.
- Золотарев В.А. Феномен российского ренессанса. М., 1995. 364 с.
- Игнатьев А. А. 50 лет в строю. М.: Воениздат, 1986.-752 с.
- Известие о заведении при Штабе гвардейского корпуса Училища взаимного обучения // Воен. журн. 1819. № 1. С. 67−70.
- Извлечение из отчета Главного Комитета по устройству и образованию войск за 1878−1879 гг. //Воен. Сб. 1880. № 6. С. 167−177.
- Из воспоминаний о летних занятиях юнкеров Алесандровского военного училища в 1906 г. //Александровец. 1907. № 5. С. 52−58.605
- Из дневника Константина Романова //Красный архив. 1930. Т. 6(43). С. 92−115- 1931. Т. 1(44). С. 126−151- Т. 2(45). С. 122−129.
- Из дневника Н. П. Михневича //Воен.-ист. журн. 1976. № 5. С. 69−75.
- Из записок А. Ф. Редигера //Красный архив. 1933. Т. 5(60). С. 92−133.
- ИзмайловичВ. Как обучать молодых солдат. Советы учителю-дядьке. СПб., 1902.- 17 с.
- Изонов В.В. История военного образования в России в конце XIX-начале XX вв. (90-е гг XIX В.-1917 г.): социально-политический аспект. Дис. канд. ист. наук. СПб., 1995.
- Ильин Ю.В. Опыт деятельности Военного министерства по укреплению офицерского корпуса русской армии (1905−1914 гг.). Дис. канд. ист. наук. М., 1997.
- Императорская Николаевская военная академия //Военная быль. 1972. № 114. С. 2−3.
- Инспектирование войск //Воин. 1911. № 47. С. 1−2.
- Исторический очерк Николаевского кавалерийского училища, бывшей школы гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. 18 231 898. СПб., 1898.- 120 с.
- Историческое обозрение военно-сухопутного управления с 1825 по 1850 г. СПб., 1850.- 193 с.
- Историческое обозрение царствования государя Николая I //Воен. журн. 1847. № 4. С. 119−138.
- История русской армии и флота. Роскошное иллюстр. Изд. (в 15 т.) М., 1911−1915.
- Итоги учебного года //Вестн. Офицерской стрелковой школы. 1900. № 17. С. 131−133.
- Кавалерийские мысли и наброски //Вестн. русской кавалерии. 1908. № 24. С. 939−945.
- Кавтарадзе Г. А. Военные специалисты на службе Республики Советов. 1917−1920. М.: Воениздат, 1988.-276 с.606
- Казаков M. Использование резервов русской армии в первой мировой войне //Воен.-ист. журн. 1971. №. 4. С. 44−55.
- Каменев А.И. История подготовки офицерских кадров России. М.: ВПА, 1990.- 186 с.
- Каминский JI.C., Новосельский С. А. Потери в прошлых войнах 17 561 918. Справ. Кн. М.: Медгиз, 1947.-212 с.
- Кардаш П.С. Сборник законоположений и строевых и сверхсрочных нижних чинах. Варшава, 1911−50 с.
- Карпов П. О зимних занятиях с офицерами //Воен. сб. 1888. № 9. С. 122−141.
- Качановский Н. Стрелковое дело в войсках //Вестн. Офицерской стрелковой школы. 1903. 3 81. С. 823−826.
- К вопросу о подготовке офицеров //Офицерская жизнь. 1907. № 51. С. 5−6- № 52. С. 17−19.
- К вопросу о тактических занятиях офицеров переменного состава //Вестн. Офицерской стрелковой школы. 1900. № 23. С. 182−183.
- Кедрин С. Образование офицера и солдата и их взаимное сближение. СПб., 1908.-40 с.
- Кендровский В. Мирная политика и боевая деятельность //Вестн. Офицерской стрелковой школы. 1906. № 152. С. 86−89- № 154. С. 109−112.
- Керсновский A.A. История русской армии: В 4-х кн. (Комент. С. Нелиповича) М.: Голос, 1994. Т. 3. 348 е.- Т. 4. — 362 с.
- Кирсанов Н. Заметки о летних занятиях в пехоте и об Инструкции для занятий с офицерами //Воен. сб. 1889. № 4. С. 269−286.
- Клочко И. К вопросу о накоплении комсостава запаса //Война и революция. 1925. № 3. С. 35−54.
- Клюжев И. Наше военное образование. М., 1916. 83 с.
- Кляцкий С. О системе комплектования старой армии //Воен.-ист. журн. 1986. № 1. С. 107−109.
- Книжка «потешного» (Сборник). СПб., 1911.-204 с.607
- Колобяков А.Ф. Русские полководцы о воинском воспитании и обучении. Новосибирск.: Новосиб. Госизд-во. 1944. -47 с.
- Колонка редактора //Вестник слушателей Александровской Военно-юридической академии. 1911. № 1. С. 1.
- Командный состав конной артиллерии //Вестн. русской конницы. 1908. № 3. С. 115−119.
- Кондратьев П. Тактическое образование офицеров (Постановка вопроса в германской, австрийской и французской армиях). СПб., 1897. 148 с.
- Копнитерс Б. Отказ от военной службы: Из истории пацифизма в России: (ст. из Бельгии) //Человек. 1990. № 5. С. 59−69.
- Корф Н.О. О воспитании воли военачальников. СПб., 1906. 47 с.
- Косинский. Предположение о саперных учебных командах при сокращенном 4-летнем сроке службы нижних чинов //Инженерный журн. 1879. № 11. С. 1225−1239.
- Косинский. О школах в инженерных войсках //Инженерный журн. 1889. № 9. С. 1215−1231.
- Косов В. Основы организации нашей армии //Война и мир. 1907. № 1. С. 1022- № 3. С. 4−21.
- Косов В. Сборник статей по вопросу основ реформ нашей России. М., 1910.-148 с.
- Котов Е. О тактических занятиях со строевыми офицерами на наших среднеазиатских окраинах //Воен. сб. 1889. № 12. С. 338−343.
- К подводимым итогам войны и предстоящим реформам военного дела //Вестн. Офицерской стрелковой школы. 1906. № 146. С. 17−18.
- Красный архив. Исторический журнал 1922−1941. Аннотированный указатель содержания. М.: Наука, 1960. 252 с.
- Краткий исторический очерк Технической артиллерийской школы за 75 лет ее существования 1821−1896 гг. СПб., 1899.-49 с.
- Краткий обзор состояния русской армии в царствовании императора Николая 1 //Воен. сб. 1896. № 7, С. 1−20.608
- Краткий очерк образования и развития Пиротехнической артиллерийской школы за 50 лет ее существования //Артиллерийский журн. 1882. № 5. С. 447−455.
- Краткое предначертание Генерального штаба //Воен. журн. Кн. 7. С. 10−31.
- Кренке В.Д. Быт саперов 25 лет назад //Ист. вестн. 1886. Т. 26. № 10. С. 85−120.
- Крестьянское движение 1827−1869 /Под ред. В.Мороховца. Вып. 1. М.: Гиз. соц.-экон. Изд-во. 1931. 164 с.
- Кривенко.В. С. Общие и военные школы. СПб., 1899. 110 с.
- Кривицкий А. Традиции русского офицерства. М.: Воениздат, 1945. -106 с.
- Кривцов Е. В Архив войны. Зап. участника //Воен. сб. 1915. № 12. С. 129−140- 1916. № 1. С. 57−68- № 2. С. 117−122.
- Крит К. К вопросу о воспитании и обучении солдат // Воен. сб 1914. № 1. С. 125−130.
- Кручек-Голубов B.C. Главное военно-медицинское управление. СПб., 1902.-306 с.
- Крылов В.М. Роль кадетских корпусов в подготовке артиллерийских и инженерных кадров русской армии. Дис. канд. ист. наук. СПб., 1995.
- К 100-летнему юбилею со дня рождения императора Николая I. СПб., 1896.-20 с.
- Кузнецов Ф. Брусилов о воспитании и подготовке офицерских кадров. М.: Воениздат, 1944. 24 с.
- Кузьмин-Караваев В. Военно-юридическая академия 1866−1891 гг. Краткий исторический очерк. СПб., 1891. 193 с.
- Кузьмицкий Г. Руководство к военной игре. СПб., 1848. 20 с.
- Кульчицкий В.Г. Жизнь кадета. Сб. сведений для родителей и офицеров воспитателей. СПб., 1911. 80 с.609
- Курганович. К унтер-офицерскому вопросу //Воен. сб. 1896. № 11. С. 141−156.
- Курмышов В.М. Воспитание в кадетских корпусах России (анализ педагогического опыта) 1882−1917 гг. Дис. канд. наук. СПб., 1998.
- Куропаткин А.Н. Задачи русской армии. Т. 1−3. СПб., 1913. 1424 с.
- Курс для старшего класса батальонной школы, также для старшего класса полубатальонной, конно-пионерной, понтонной и гальванической школ. СПб., 1858.-258 с.
- Куряжский Д. В Ускоренные курсы военных и специальных училищ. СПб., 1915.-67 с.
- К юбилею Главного начальника военно-учебных заведений генерала от инфантерии Махотина H.A. СПб., 1899. 55 с.
- Ладыженский. О командном составе армии и система его подбора //Воен. сб. 1906. № 6. С. 129−148- № 10. С. 157−178.
- Лалаев М.С. Наши низшие школы военного ведомства и близкие к ним по стоимости содержания, интернаты других ведомств // Педагогический сб. 1866. № 4. С. 273−296.
- Лалаев М. С Исторический очерк военно-учебных заведений, подведомственных Главному их управлению. Т. 1−6. СПб., 1879−1881.
- Лалаев М. С Царственные заботы императора Николая Павловича о развитии военно-учебных заведений. СПб., 1896. 27 с.
- Лебедев Д. Хроника иностранных армий // Известия Императорской Николаевской военной академии. 1914. № 51. С. 537−577.
- Левшин Д.М. Пажеский Его Императорского Величества корпус за 100 лет 1802−1902. Т. 1. СПб., 1902. 718 с.610
- Легар. Нравственная подготовка войск в мирное время //Воен. сб. 1911. № 4. С. 87−92.
- Ленин В.И. Падение Порт-Артура // Полн. собр. соч. Т. 9. С. 151−159.
- Ленин В.И. Разгром // Полн. собр. соч. Т. 10. С. 251−255.
- Леонтьев А. О занятиях офицеров в строевых частях войск //Воен.сб. 1874. № 3. С. 33−48.
- Летние занятия войск в истекшем 1873 г. //Воен. сб. 1874. № 1. С. 48−49.
- Литуман. Полевые занятия с офицерами. СПб., 1909. 34 с.
- Ломан Н.Л. История 2-го кадетского корпуса. СПб., 1862. 600 с.
- Лоссовский. Зимние занятия с унтер-офицерами в пехоте // Воен. сб. 1897. № 1.С. 173−180.
- Лохвицкий. Юбилейная памятка Павловского военного училища 17 981 898. СПб., 1898.-20 с.
- Лютинский И. Последовательность в деле боевой подготовки. Варшава. 1913.-16 с.
- Макаров А.Н. Педагогический курс для подготовки офицеров к воспитательной деятельности в кадетских корпусах. Вып. 1−3. СПб., 19 021 911. -379с.
- Маккавеев А. Практические занятия для юнкеров по фортификации в военных училищах // Педагогический сб. 1865. № 6. С. 428−443.
- Максимовский М. Исторический очерк развития Главного инженерного училища 1819−1869. СПб., 1869. 183 с.
- Малинко В. Справочная книжка для офицеров. 3-е изд., с испр. и доп. М., 1917.-183 с.
- Малыхин В. Об унтер-офицерском классе сапёрных батальонов // Инженерный журн. 1894. № 8. С. 145−148.
- Марголин Д.С. Программы и правила для поступления в военные, пехотные, кавалерийские, технические училища и офицерские курсы, а также в военные и морские академии. 7-е изд. Киев, 1916.-123 с.611
- Мариюшкин А. К вопросу об офицерских занятиях //Офицерская жизнь. 1912. № 11. С. 32−40.
- Материалы для истории бывшего Дворянского полка до переименования его в Константиновское военное училище (1807−1859) СПб., 1882. -198 с.
- May Н. Полевые поездки и участие в них строевых офицеров //Воен. сб. 1873. № 5. С. 293−311.
- Машкин H.A. История высшего военного образования в России (18 601 904) Дис. канд. ист. наук. М., 1994.
- Машкин H.A. Высшая военная школа Российской империи Х1Х-начала XX века. М., 1997.-348 с.
- Медведев А.И. Русская вооруженная сила будущего //Воен. сб. 1917. № 8. С. 1−40.
- Медем Н.В. Описание военно-учебных заведений Пруссии. СПб., 1851. -106 с.
- Медем Н.В. Очерк военно-учебных заведений Франции. СПб., 1869. -134 с.
- Мельницкий Н. Сборник сведений о военно-учебных заведениях в России. Т.1−4. СПб., 1857−1860.
- Мировая война в цифрах. Д.: Госвоениздат, 1934. 128 с.
- Миронов Г. Е. История государства российского: Историко-библиогра-фический очерк. XIX в. М., 1995. 734 с.
- Миртов. Подвижные сборы 1-й Гренадерской дивизии в 1909 г. в сани-тарно-тактическом отношении. СПб., 1910.-518с.
- Михайлов A.A. Псковский кадетский корпус 1882—1917 гг.. Дис. канд. ист. наук. СПб., 1994.
- Михайловская артиллерийская академия и училище в годовщину их 75-летая. СПб., 1896.-105 с.
- Михайловская артиллерийская академия. Михайловское и Константиновское артиллерийские училища. СПб., 1914. 107 с.612
- Михневич Н.П. Стратегия. СПб., 1911.-99 с.
- Модзалевский Л.Н. О педагогических советах. //Педагогический сб. 1865. № 5. С. 282.
- Модль O.A. Первые шаги молодого солдата. Беседы с учителями молодых солдат. Пг., 1916.-38 с.
- Монастырский С. О летних тактических занятиях офицеров //Воен. сб. 1881. № 7. С. 61−66.
- Морозов Л. Сквозь призму истории о военных реформах дореволюционной России //Тыл Вооруженных Сил СССР. 1990. № 8. С. 13−17.- № 9. С. 13−16.
- Морозов Н. Воспитание генералов и офицеров, как основа побед и поражений. Вильна, 1909. 128 с.
- Муратов В. Система военного образования //Красный офицер. 1919. № 1−2. С. 24−25.
- Мюллер Г. Моральное воспитание в Германии, России и Японии. Сравнительный этюд на осн. опыта русско-японской войны: Пер. с нем. П. X. П-ва. М., 1908. 67 с.
- Мясоедов Д. Соответствие системы выездки и верховой езды в кавалерии с условиями службы этого рода //Вестн. русской конницы. 1912. № 7. С. 274−283.
- Назаров A.M. Потешные. Роль их в прошлом и задачи в будущем. Одесса, 1914.-84 с.
- На маневрах (Из воспоминаний пехотного офицера) //Разведчик. 1904. № 702. С. 345−346.
- Народное ополчение в Отечественной войне 1812 года: Сб. документов. М.: Изд-во АН СССР. 1962. 547 с.
- Общий подвижной сбор войск Красносельского и Усть-Ижорского лагеря в 1902 г. СПб., 1903. 66 с.
- Объедков И.В. Военно-учебные заведения России в 1914—1917 гг.: Дис. канд. ист. наук М., 1989.613
- Объяснительная записка к проектам положений об обучении нижних чинов //Воен. сб. 1902. № 3. С. 34−35.
- Обязанности воина к неприятелю и населению неприятельской стороны //Унтер-офицер. № 1914. № 42. С. 6−7- № 44. С. 7−8.
- Обязанности воина по отношению к богу //Унтер-офицер. 1914. № 47. С. 8.
- Обязанности воина по отношению к самому себе //Унтер-офицер. 1914. № 52. С. 6−8.
- О воспитании и обучении в русской армии //Воен.-ист. журн. 1988. № 10. С. 78−82- 1989. № 3. С. 82−84.
- Одиночное обучение. Шереножное и взводное учение. 5-е изд. СПб., 1900.-63 с.
- О долге и чести воинской в российской армии: Собрание материалов и статей /Сост. Ф. А. Галушко. A.A. Колесников: по ред. В. Н. Лобова. М.: Воениздат, 1990. 368 с.
- О желательных преобразованиях Медико-хирургической академии Н. И. Пирогова. Неизданная рукопись. СПб., 1902. 13 с.
- О математических экзаменах, производимых над военными людьми //Воен. журн. 1812. Кн. 17. С. 4−18.
- Описание корпусного маневра войск гвардии Петербургского военного округа в 1913 г. СПб., 1913. 48 с.
- О потребных познаниях в науках для офицера Генерального штаба //Воен. журн. 1831. № 4. С. 28−69.
- О полевых поездках и о занятиях со строевыми офицерами в поле в 1877 г. //Воен. сб. 1878. № 7. С. 55−87.
- О порядке и методе обучения саперному делу нижних чинов учебных команд саперных батальонов //Воен. сб. 1879. № 8. С. 307−308.
- О продолжении военного образования по выходе из военно-учебного заведения, для способствования коему учреждена в С.-Петербурге военная академия //Воен. журн. 1832. № 6. С. 1−36.614
- Ореус И. Школа гвардейских подпрапорщиков и юнкеров //Русская старина. 1884. № 1. с. 203−216.
- Орлик О.В. «Гроза двенадцатого года.» М.: Наука, 1987.-192 с.
- Орлов Д.А. Солдатские школы. Проект программ и инструкций по организации солдатских школ. М., 1917.-15 с.
- Основания организации школ для подготовки подпрапорщиков в полевой артиллерии. СПб., 1906.-45 с.
- О средствах завести хороших офицеров //Воен. журн. 1811. Кн. 11. С. 10.
- Оськин Г. И., Карасев A.B. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. М.: Воениздат, 1951. 92 с.
- О тактических прогулках строевых офицеров //Воен. сб. 1873. № 5. С. 45−56.
- Отчет директора Императорской военной академии генерал-адьютанта Сухозанета за 1836 г. СПб., 1837. 34 с.
- Отчет о большом маневре в Курской губернии в выс. Присутствии в 1902 г. Южная армия. Киев, 1908. 395 с.
- Отчет о большом маневре войск Московского военного округа в 1912 г. М., 1913.-90 с.
- Отчет экзаменационной комиссии присутствовавшей на экзаменах юнкеров Петербургских военных училищах в 1865 г. //Педагогический сб. 1865. №Ю. С. 229−232.
- Офицерская артиллерийская школа в освещении германской военной печати //Вестн. Офицерской артиллерийской школы. 1912. № 4. С. 41−45.
- Офицеры Германии и Франции //Вестн. русской конницы. 1908. № 2. С. 74−80.
- Официальная часть //Известия Императорской Военно-медицинской академии. 1916. № 1. С. 122−166.
- РОС"*ЙСКЛЯ rOCVj?/PCV, й Б’ЙБЯ^ОТаО.615
- Очерк деятельности генерал-адъютанта Григория Ивановича Черткова по званию помощника председателя Главного Комитета по устройству и образованию войск с 1874 по 1884 г. СПб., 1886. 138 с.
- Паренсов П.Д. Н.Н.Обручев //Русская старина. 1908. Т. 136. № 10. С. 55−56.
- Парский Д.П. Причины наших неудач в войне с Японией. Необходимые реформы в армии. СПб., 1906. 71 с.
- Парский Д.П. Что нужно нашей армии? Современное ее состояние и необходимые в ней реформы. СПб., 1908. 334 с.
- Парский Д.П. Боевая подготовка нашего солдата (Современное ее положение, главные недочеты и тормозы, насущные нужды и необходимые результаты). СПб., 1912.-189 с.
- Паруцкий В.И. Тактическая игра. Казань, 1910.-64 с.
- Патин К.А. Справочник. Дополнения за 1911 г. (с янв. 1911 г. по 1 янв. 1912 т.). СПб., 1912.-372 с.
- Патин К.А. Справочник. Дополнения за 1912 г. (с 1 янв. 1912 г. по 1янв. 1913 г.). СПб., 1913.-459 с.
- Патин К.А. Справочник. Дополнения за 1913 г. (с 1 янв. 1913 г. по 1янв. 1914 г.). СПб., 1914.-344 с.
- Певцов М.Г. Офицерские курсы Восточных языков при Азиатском департаменте Министерства иностранных дел и их воспитанники. СПб., 1902.-34 с.
- Педагогическая поездка по Швейцарии //Журнал Министерства народного просвещения. 1863. № 3. С. 336.616
- Педагогический музей военно-учебных заведений. 1864−1914. Исторический очерк /Под ред. Я. С. Барсукова. СПб., 1914.-346 с.
- Первая мировая. М.: Мол. Гвардия, 1989.-608 с.
- Переселенков С.А. Систематический указатель статей напечатанных в неофициальной части Педагогического сборника за 50 лет (1864−1914). Пг., 1915.-228 с.
- Переселенков С.А. Систематический указатель к официальной части Педагогического сборника за 50 лет (1864−1914). Пг., 1917. 250 с.
- Петров Ф.В. Государственное ополчение. СПб., 1901.- 196 с.
- Петров П.В. Главное управление военно-учебных заведений. Тт. 1−2. СПб., 1902−1907. 153 с.
- По вопросу о унтер-офицерах //Воен. сб. 1874. № 2. С. 292−311.
- Полевые поездки офицеров Генерального штаба и полевые занятия строевых офицеров в 1874 г. //Воен. сб. 1875. № 4. С. 145−172.
- Поливанов A.A. Из дневников и воспоминаний по должности военного министра и его помощника 1907−1916 гг. М.: Выс. Воен. ред. Сов., 1924. Т. 1.-114 с.
- Поликарпов В.Д. Военная контрреволюция в России. 1905−1917. М.: Наука, 1990.-389 с.
- Пономаренко Н.К. Памятка офицерам воспитателям русского солдата. Одесса, 1916.-28 с.
- Попов А. Артиллерийская ордена Ленина академия Красной Армии им. Ф. Э. Дзержинского. М.: Госвоениздат, 1940. 102 с.
- По поводу зимних занятий с офицерами //Воен. сб. 1892. № 12. С. 325−332.
- По поводу «Тактических занятий с офицерами в частях войск» //Воен. сб. 1897. № 12. С. 322−330.
- Посещение школы юнкерами Павловского военного училища //Вестн. Офицерской стрелковой школы. 1914. № 11. С. 4−5.617
- Пособие для решения задач с унтер-офицерами на планах и в школе // Вестн. Офицерской стрелковой школы. 1903. № 80. С. 814−815.
- Потто В.А. Современное образование и воспитание войск. СПб., 1875. -102 с.
- Почему? //Офицерская жизнь. 1909. № 151. С. 748−749.
- Правила военной игры применение к российским войскам. СПб., 1838. -40 с.
- Правое положение армии в государстве. СПб., 1908. 30 с.
- Преженцев Я. Государственное ополчение. Исторический очерк. СПб., 1889.- 178 с.
- Преженцев Я., Кайгородов М. Пособие для полевых и зимних тактических занятий. 3-е изд. СПб., 1890. 422 с.
- Преженцев Я. Тактические занятия с офицерами в кавалерии //Воен. сб. 1895. № 3. С. 102−120.
- Преимущества генерала со сведениями пред храбрым, действующим просто по навыку //Воен. журн. 1828. № 1. С. 80−103.
- Приказы по академии //Известия Императорской Военно- медицинской академии. 1915. № 3. С. 364−394.
- Программная памятка по тактической подготовке подпрапорщиков и унтер-офицеров пехоты. Киев, 1912. 48 с.
- Пятидесятилетний юбилей военно-юридического образования в России. СПб., 1882. 44 с.
- Пятьдесят лет специальной школы для образования военных законоведов в России 1832−1882. СПб., 1882.-56 с.
- Райковский В. Военное воспитание. М., 1908. 60 с.
- Рассуждения о направлении, которое должно дать образованию наших карабинеров, ныне формируемых во Франции //Воен. журн. 1839. № 5. С. 57−77.
- Рахманова Т. Чистка комсостава царской армии в 1906 г. //Красный архив. 1932. Т. 1(2)750(51). С. 211−223.618
- Рашевский Н. Из отчета о педагогическом путешествии по Германии и Швейцарии //Педагогический сб. 1865. № 6. С. 443−473.
- Рашин А.Г. Грамотность и народное образование в России в начале XIX и начале XX вв. //Ист. записки. 1951. Т. 37. С. 29−80.
- Редигер А.Ф.- Унтер-офицерский вопрос в главных европейских армиях //Воен. сб. 1880. № 3. С. 148−170- № 4. С. 305−308- № 5. С. 292−317- № 6. С. 86−123- № 7. С. 96−103.
- Редигер А.Ф. Комплектование и устройство вооруженной силы. 4-е изд. 4.1−2. СПб., 1912−1913.-452 с.
- Режепо П.А. Офицерский вопрос. СПб., 1909.-35 с.
- Ренгартен И. Школы в саперных батальонах //Инженерный журн. 1889. № 4. С. 571−589.
- Рещиков А.Н. Пособие для занятий гимнастикой и военным строем в средних и низших учебных заведениях. Одесса, 1914.-34 с.
- Риттих А.Ф. Русский военный быт в действительности и мечтах. СПб., 1898.-280 с.
- Риттих П.А. Германские военно-учебные заведения. Кн. 1−2. СПб., 1906.
- Розеншильд-Паулин А. Н. Боевая подготовка личного состава армии. СПб., 1907.- 100 с.
- Романовы и армия. Пг., 1917. 48 с.
- Романо де А. Краткое начертание главнейших правил военачальниче-ской науки. СПб., 1802.-50 с.
- Ротные школы в деле народного образования //Педагогический сб. 1892. № 5. С. 537.
- Руководство к учреждению школы для кантонистов среднего возраста по методе взаимного обучения и к управлению оными. СПб., 1819.-97 с.
- Русская военная периодическая печать (1702−1916). Библиографический справочник. М.: Гос. б-ка им. В. И. Ленина, 1959. 241 с.619
- Русская военно-теоретическая мысль XIX и начала XX веков /Под ред. Л. Г. Бескровного. М.: Гос. б-ка им. В. И. Ленина, 1959. 241 с.
- Русская периодическая печать (1895−1917). Справочник. М.: Гос. из-дат. полит, лит-ра, 1957. 351 с.
- Русские офицеры //Воен.-ист. журн. 1994. № 1. С. 44−51- № 2. С. 43−49- № 3. С. 66−71- № 4. С. 55−62.
- Русский морской и воздушный флот сооруженный на добровольные пожертвования. Исторический очерк. СПб., 1913.-170 с.
- Рут. Автомобильное дело //Вестн. Офицерской стрелковой школы. 1906. № 157. С. 157−158.
- Савинский А.Г. План-программа занятий с унтер-офицерами. СПб., 1911.-32 с.
- Санглен де Я.И. О военном искусстве древних и новых времен. СПб., 1808.-25 с.
- Санкт-Петербургская военно-фельдшерская школа. Исторический очерк жизни школы за 25-летие ее существования. 1869−1894. СП., 1894. -119 с.
- Самойло A.A. Две жизни: Воспоминания. 2-е изд. испр., и доп. М.: Воениздат, 1963. 347 с.
- Самонов В. Мысли современного офицера. Тифлис, 1907. 55 с.
- Сведения из инспекторского департамента //Воен. сб. 1862. № 6. С. 345−366.
- Сведения о полевой фортификации, необходимые для офицеров, предложенные г. Годи, приумноженные гр-ном Белляром. Переведенные и вновь дополненные капитаном Петряевым, экспедитором по учебной части в Департаменте водяных коммуникаций. СПб., 1802. 70 с.
- Светлов. Полевые поездки со строевыми офицерами //Воен. сб. 1884. № 5. С. 56−62.
- Свидзинский. Сборник сведений для занятий с унтер-офицерами. СПб., 1890.- 161 с.620
- Свод главнейших замечаний военного министра извлеченных из подлинных дневников его высокопревосходительства за время поездки на Дальний Восток с 15 апреля по 15 июня 1903 г. СПб., 1903.-27 с.
- Свод замечаний командующего войсками по поводу произведенных им смотров-маневров с 1883 по 1892 г. Варшава, 1893. 43 с.
- Семичев В.В. Музыкальное воспитание в системе военного образования 1700−1917. Дис. канд. пед.наук. СПб., 1994.
- Симонов В. Об организации и специальной подготовке железнодорожных войск //Воен. сб. 1902. № 5. С. 130.
- Симонов И.С. Памяти графа Д.А.Милютина//Педагогический сб. 1912. № 4. С. 437−459.
- Синицын A.A. Из воспоминаний старого врача //Русская старина. 1912. Т. 152. № 11. С. 93−107.
- Скориченко Г. Г. Императорская Военно-медицинская академия. СПб., 1910.-221 с.
- Скугаревский А.П. Военная игра, ее польза и недостатки //Воен. сб.1875. № 4. С. 223−230.
- Скугаревский А.П. Подготовка руководителей для тактических занятий с офицерами. СПб., 1895.-31 с.
- Смирнов К. Офицерский вопрос //Воен. сб. 1909. № 10. С. 133−152.
- Соваж С.И. Российская императорская армия. СПб., 1894.-58 с.
- Соковнин М.А. Военная игра. Опыт регламентации основных положений и правил. СПб., 1912. 60 с.
- Соколов П.В. Главное управление военно-учебных заведений. Исторический очерк СПб., 1914 215 с.
- Солдатские письма в годы мировой войны (1915−1917 гг.) //Красный архив. 1934. Т. 4−5 (65−66). С. 118−163.621
- Софронов Г. Н. Пехотные юнкерские училища по новому положению. Казань, 1902.- 191 с.
- Спирин JIM. В. И. Ленин и создание советских командных кадров //Воен.-ист. журн. 1965. № 4. С. 3−16.
- Станкевич С. Военная игра//Воен. сб. 1862. № 7. С. 91−116.
- Стасевич Н.Ф. Воспитание и обучение унтер-офицеров и молодых солдат. 2-е изд. доп. и испр. СПб., 1910. 89 с.
- Строков A.A. История военного искусства. М.: Воениздат, 1955. Т. 1. 666 с.
- Строков A.A. История военного искусства. М.: Воениздат, 1967. -712 с.
- Струков Д.П. Главное артиллерийское управление. СПб., 1902. 443 с.
- Струтинский В.Ф. Подготовка офицерских кадров в России во второй половине XIX начале XX вв.: Историографическое исследование. Дис. канд. наук. М., 1995.
- Суворов А.Н. Пособие для ведения занятий с офицерами. Вильна, 1908.-54 с.
- Сугак Ф. Мысли рядового офицера об аттестациях //Разведчик. 1912. -№ 1105. С. 9−11.
- Суриков Д.М. Запасный. Былое. М., 1908.-64 с.
- Сухово-Кобылин В. А. Граф Аракчеев //Русский архив. 1906. Кн. 2. № 7. С. 432−438.
- Сухомлинов В.А. Воспоминания. М., Л.: Госиздат, 1926.-334 с.
- Сущинский Ф. Унтер-офицерский вопрос в нашей армии //Воен. сб. 1881. № 8. С. 316−331.
- Тактическая подготовка офицеров кавалерии //Воен. сб. 1880. № 12. С. 255−261.
- Тактические занятия строевых офицеров //Воен. сб. 1875. № 3. С. 37−43.622
- Тарасенко И.В. Работа партии большевиков среди офицеров армии и флота в трех российских революциях (1905-апрель 1918 гг.): Дис. канд. ист. наук М., 1990.
- Тарасов М. Наши офицерские школы //Вестн. Офицерской стрелковой школы. 1906. № 151. С. 80−81.
- Тарле Е.В. Нашествие Наполеона на Россию. 1812. 20-е изд. испр. и доп. М.: Госполитиздат, 1943. 364 с.
- Терехов В. Памяти В. В. Григорова //Педагогический сб. 1912. № 4. С. 505−512.
- Тернавский С. Об учебных командах//Воен. сб. 1911. № 4. С. 25−34.
- Третеский Л.И. Опыт 12-летнего командования ротой. Справочный пособник командира роты, захватывающий всю служебную деятельность его по обучению, образованию и службе роты. Киев, 1901. 108 с.
- Третеский Л.И. Материалы для занятий с унтер-офицерами и старослужащими нижними чинами. 2-е. изд. испр. СПб., 1909. 212 с.
- Трубецкой В. Записки кирасира //Наше наследие. 1991. № 2. С. 53−92. № 3. С. 130−146- № 4. С. 103−116.
- Труды Виленского военного округа по воспитанию и образованию войск за 5-летие. Вильна, 1879. 72 с.
- Труды первого съезда офицеров-воспитателей кадетских корпусов (2223 дек. 1908 г.) Под ред. П. В. Петрова. СПб., 1909. 540 с.
- Труды первого съезда преподавателей русского языка в военно-учебных заведениях (22−23 дек. 1903 г.). СПб., 1904.-470 с.
- Турбин А.Ф. Воспитание в войсках. Дисциплина, как основа этого воспитания. СПб., 1912.-45 с.
- Турбин В.И. Советы дядьке. Бобруйск, 1908. 22 с.
- Тюленев И.В. Через три войны. 3-е изд., испр. и доп. М.: Воениздат, 1972.-237 с.
- Фэстэ. К вопросу о реформе военно-технического образования. СПб., 1912.-12 с.623
- Харламов В.И. Развитие военного образования офицеров регулярной армии и пограничной охраны (1700−1917). Дис. докт. ист. наук. М., 1995.
- Харламов В.И. Русская военная школа (1700−1917). Кн. 1. М., 1997. -278 с.
- Хроника // Вестн. Офицерской стрелковой школы. 1900. № 5. С. 35.
- Хроника иностранных армий // Известия Императорской Николаевской военной академии. 1914. № 48. С. 173−199.
- Центральный государственный военно-исторический архив. СССР. Путеводитель в трёх частях. М.: ЦГВИА, 1979. 1200 с.
- Чему и как учить молодого солдата и ратника ополчения в запасных батальонах при 4-х недельном курсе обучения. Моршанск, 1915. 84 с.
- Шапошников Б.М. Воспоминания. Военно-научные труды. М.: Воен-издат, 1974. 574 с.
- Шацилло К.Ф. Россия перед первой мировой войной. Вооружённые силы царизма 1905−1914 гг. М.: Наука. 1974. 112 с.
- Шепелев А. С. Освободительная война и классовая борьба в Русском государстве в 1608—1610 гг.. Пятигорск.: М-во просвещения. Пятигор. пед. ин-т., 1957.-282 с.
- Школа писарей. В кн. Столетие военного министерства 1802−1902. СПб., 1902. Т. 1У. Ч. 2. Кн. 1. Отд. П. С. 265−266.
- Шпадковский. Современное кавалерийское дело с точки зрения взводного офицера // Вестн. русской конницы. 1908. № 19. С. 760−771.
- Штейн В. И. Военная мощь России. Предсказания генерал-адъютанта А. П. Куропаткина и их критика гр. С. Ю Витте. Пг., 1915 160 с.
- Щедринский В. Комплектование военно-учебных заведений строевым и преподавательским составом // Воен. вестн. 1926 № 43. С. 38−39.
- Щепетильников В.В. Комплектование войск в царствование императора Александра I. СПб., 1902. 211 с.
- Энгельман И.Г. Воспитание современного матроса и солдата. СПб., 1908.-309 с.624
- Энгельс Ф. Армии Европы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 11. С. 433−507.
- Энгельс. Ф. Русская армия // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 11. С. 603−604.
- Энциклопедический словарь /Ф.А. Брокгауз и И. А. Ефрон. СПб., 19 111 916.
- Юбилейный сборник Императорской Военно-медицинской академии /Под ред. А. Я. Данилевского и др. СПб., 1902. 438 с.
- Юнкерам Николаевского инженерного училища от старших товарищей. СПб., 1914.-84 с.
- Армия. Санкт-Петербург. 1906−1907.1. Вече. Москва. 1909.
- Военная газета. Асхабад. 1906
- Военная копейка. Елисаветград. 1915.
- Военный голос. Санкт-Петербург. 1906.1. Воин. Харьков. 1908−1911.
- Виленский военный листок. Вильна. 1906−1915.
- Кавказская армия. Тифлис. 1907−1909.
- Строевой офицер. Варшава. 1903−1909.
- Туркестанская военная газета. Ташкент. 1906−1915.626