Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Конституционально-ориентированная психокоррекция личностной и поведенческой изменчивости у подростков в условиях социального стрессирования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации докладывались, обсуждались и апробировались на заседаниях кафедр клинической психологии и коррекционной педагогики и психологии Ставропольского государственного университета, на научных конференциях регионального и российского уровня: на Всероссийской студенческой научно-практической конференции «Профилактика… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА. Теоретическое обоснование проблемы конституциональной психотипологической и личностной изменчивости подростков в условиях социально-информационного сгрессирования
    • 1. 1. Личностно — типологическая конституциональная изменчивость
    • 1. 2. Личностная изменчивость подростков в условиях социально-информационного стрессирования
  • ГЛАВА 2. Материалы и методы экспериментально-психологического исследования подростков, находящихся в условиях социально-информационного стрессирования
    • 2. 1. Материалы экспериментальных исследований и состав испытуемых
    • 2. 2. Психологические методы и методики исследования
    • 2. 3. Методы статистической обработки результатов исследования
  • ГЛАВА 3. Собственные результаты экспериментального -психологического исследования подростков, находящихся в условиях социально-информационного стрессирования
  • Эффективность результатов применения специализированной психологической помощи
    • 3. 1. Диагностика конституционально — психотипологических особенностей подростков
    • 3. 2. Специализированная конституционально-ориентированная психологическая помощь подросткам в условиях социально-информационного стрессирования
    • 3. 3. Анализ эффективности оказания конституциональноориентированной психологической помощи

Конституционально-ориентированная психокоррекция личностной и поведенческой изменчивости у подростков в условиях социального стрессирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Проблема изучения, диагностики, психокоррекции аномалий психологического и психического здоровья подростков, обусловленных взаимодействием внешних социальных стрессоров с конституционально-психотипологической основой личности, относится к числу наиболее социально значимых и актуальных в современной России. Патогенетически значимым внешним фактором в российских условиях выступает острый и хронический социально-информационный стресс, адресованный к созревающим структурам личности и психики.

В работах отечественных психологов, психиатров, психотерапевтов, психофизиологов, посвященных изучению влияния психологического стресса на личность, указывается на стойкие изменения личности в результате острого или хронического воздействия психологической травмы (Е.К. Краснушкин, 1949; Б. В. Зейгарник, 1956; М. С. Лебединский, 1960; O.A. Ахвердова, 1986;

A.B. Кочергина, 1999; В. И. Кривоконь, 1999; В. А. Шурупов, 2003). Современные исследователи выявляют не только психологическую изменчивость в диапазоне нормы к границам акцентуации личности, но и аномальные личностные изменения, формирующиеся в условиях социально-информационного стрессирования (Н.И. Наенко, 1976; Ю. М. Забродин, 1977;

B.Г. Зазыкин, Э. Д. Саакян, 1982; И. В. Боев, 1982; Л.А. Китаев-Смык, 1983; А. Б. Леонова, 1984; В. И. Лебедев, 1989; Е. А. Головаха, 1990; Н. В. Ахалашвили, 1991; Л. Г. Дикая, В. В. Семикин, 1991; В. А. Бодров, 1995). Многие авторы выделяют феноменологию психопатологических проявлений невротического уровня, возникающих у личности в условиях хронического психического стресса (И.И. Себик, 1970; Н. Д. Лакосина, 1970; Ф. Б. Березин, 1971; А. И. Белкин, 1991). Имеются научные работы, направленные на анализ индивидуальных стратегий поиска выхода из травматической ситуации (А.И. Захаров, 1988; Л. И. Анцыферова, 1994; С. Н. Ениколопов, 1997; Э. М. Козлова, 2003; Я. Л. Обухов, 2005).

Столь широкая и яркая палитра психологической и психической изменчивости личности под влиянием социально-информационного стрессирования указывает на необходимость уделять особое внимание вопросам своевременной ранней психологической диагностики конституционально-типологической аномальной личностной изменчивости и разработке адекватных методов психокоррекции, обращенных к конституциональным основам личности подростков. Основной целью разработки методов психокоррекции является социальная необходимость предотвращения трансформации психологических и личностных переживаний от диапазона нормы — акцентуации до диапазона пограничной аномальной личности (ПАЛ).

Цель исследования: обоснование выбора комбинированных методов и техник психокоррекции, адекватных конституционально-психотипологическим основам личности и оптимально препятствующих формированию нарушений психологического и психического здоровья.

Объект исследования — индивид, личность подростка, находящегося в условиях социально-информационного стрессирования.

Предмет исследования — конституционально-континуальная сущность и обусловленность аномальной личностной и поведенческой изменчивости, требующей оказания специализированной психологической помощи.

Задачи исследования:

1. Изучить научную литературу, посвященную вопросам психологической коррекции подростков с признаками отклонений в состоянии психологического и психического здоровья.

2. Осуществить дифференциальную психодиагностику подростков, выделив лиц с наиболее выраженными и устойчивыми аномальными личностными и поведенческими реакциями, невротическими и психосоматическими нарушениями, как следствие социального стрессирования.

3. Изучить деструктивное влияние социально-информационных факторов на личностную и поведенческую изменчивость подростков в зависимости от их принадлежности к конкретному психотипу.

4. Разработать адекватные методы психологической коррекции аномальной личностной и поведенческой изменчивости, обусловленной социальным стрессированием, у подростков с конкретной структурой личностного психотипа.

5. Объективизировать профилактическую эффективность предупреждения формирования девиантного поведения и невротических переживаний у подростков с помощью применяемых методов конституционально-ориентированной специализированной психологической помощи.

Эмпирическая гипотеза исследования. В одинаковых условиях социально-информационного стрессирования каждый индивид, обладающий особой психотипологической палитрой, демонстрирует индивидуально-типологические закономерности реагирования в ответ на психотравмирующие факторы. Часть подростков адаптируется к социальной среде, оставаясь в рамках психологической нормы, другие отличаются признаками дезадаптации и декомпенсации защитных конституциональных психологических механизмов. Специализированная психологическая помощь должна быть направлена на восстановление конституционально-психотипологических механизмов компенсации и адаптации.

Теоретическая гипотеза исследования основана на эволюционно-конституциональном и континуально-генетическом подходе к личностной индивидуальности, предполагающем, что конституционально-психотипологические основы индивида детерминируют психологическую, психическую, личностную и поведенческую формы реагирования при взаимодействии с условиями социально-информационного стрессирования, что изменяет и нарушает характер адаптационных и компенсаторных возможностей личности.

Методологическую и теоретическую основы исследования составили основополагающие методологические принципы и концепции отечественной психологии о сущности личности и ее психологической структуре, генетической разноплановости личности, преемственности между биологическим и социальным в психическом развитии, о психическом «как процессе» (Ананьев А.Н., Выготский JI.C., Зинченко В. П., Платонов К. К., Рубинштейн JI.C.- Фельдштейн Д.И.) — континуально-генетическая концепция (Брушлинский A.B.) — учение об акцентуированных личностях и акцентуациях характера (Личко А.Е., Леонгард К., Ушаков Г. К.) — представления об индивидуальных поведенческих стереотипах, зависящих от врожденных или наследственных конституциональных психических особенностей (Теплов Б.М., Небылицин В. Д., Дружинин В. Н, Ахвердова O.A., Белоус В. В., Братусь Б. С., Климов Е. А., Мерлин B.C., Слободчиков В.И.) — концепция пограничной аномальной личности (Ахвердова O.A., Боев И.В.) — концепция системного подхода в психологии (Деркач A.A., Донцов А. И., Ломов Н. И., Шадриков В. Д.,) — феноменологический подход к изучению явлений психической жизни (К.Ясперс) — отечественные и зарубежные принципы и подходы к проблемам оказания психологической помощи (Алешина Ю.Е., Бодалев A.A., Болотова А. К., Дубровина И. В., Лосев А. Ф., Макарова И. В., Немов P.C., Петровская Л. А., Роджерс К., Столин В.В.- Blosher, May R, Myers RA., Layton W.C., Morgan H.H., Triandis H.).

Материал и методики исследования.

Результаты исследований основаны на сплошном экспериментально-психологическом обследовании 489 подростков в возрасте 13−16 лет, находящихся в условиях современного социально-информационного стрессирования в период с 2003 г. по 2006 г. преимущественно из Ставрополя, Буденновска, Невинномысска, Нефтекумска. Все обследованные в соответствии с методологическими принципами конституциональной психологии были дифференцированы на четыре личностных психотипа.

Методы психологической диагностики включали наблюдение, беседу, анализ истории жизни, личностные и клинические опросники: патохарактерологический диагностический опросник А. Е. Личко (1978), клинический опросник для выявления и оценки невротического состояния (Менделевич Д.М., Яхин К. К., 1978), методика определения уровня невротизации и психопатизации (Бажин Е.Ф. в соавт., 1976; Ласко И. Б., 1980), личностный опросник Айзенка (EPI), шкала тревоги (Teulor J.,.1953). Для осуществления психологической коррекции личностных, психологических переживаний и аномальных поведенческих реакций использовались методы и техники, основанные на принципах патогенетической (В.Н. Мясищев, Б. Д. Карвасарский, A.A. Александров) и кататимно-имагинативной психотерапии (Н. Leuner, 1980; Я. Л. Обухов, 2000). Объективизация эффективности методов психокоррекции осуществлялась с помощью многовекторного психологического анализа (И.В. Боев, O.A. Ахвердова, 1998). Сравнительная оценка эффективности методов психокоррекции проводилась с использованием критерия Х-квадрат, исходя из нулевой гипотезы, что никакого различия между сравниваемыми группами нет (К.Браунли, 1978).

Научная новизна исследования состоит в том, что в работе впервые дана характеристика комплексных эмпирических, клинико-психологических результатов исследований конституционально-психотипологических и личностных особенностей подростков, находящихся в условиях социально-информационного стрессирования. Определены различия в надежности функционирования конституциональных психотипологических и личностных механизмов компенсации и адаптации у подростков в зависимости от их принадлежности к личностному психотипу. На клинико-психологическом уровне диагностики доказана эффективность проведения конституционально-ориентированных методов психокоррекции.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что впервые дано полное теоретическое обоснование проблемы конституциональной психотипологической и личностной изменчивости подростков и подробно описана сущность личностно-типологической конституциональной изменчивости у детей подросткового возраста в условиях социально-информационного стрессирования. Доказано, что индивидуальная изменчивость личностных свойств определяется взаимодействием основных компонентов социального и биологического, а индивидуально-типологический психотип складывается из объединения, свойств индивида и свойств личности, что является неотъемлемой составляющей ее структуры.

Практическая значимость исследования. Установлено, что влияние социально-информационного стрессирования на подростков проявляется в комплексном, системном характере изменений, происходящих в человеке на уровне личности, организма, психическом и соматическом уровне, отражающем изменения не только материального субстрата, но и духовного потенциала личности.

Разработанная конституционально-ориентированная психокоррекция, включающая патогенетическую технику и символдраму, позволяет добиться смягчения ведущих невротических симптомокомплексов, обусловленных социально-информационным стрессом.

Достоверность и надежность полученных результатов обеспечивалась исходными теоретико-методологическими положениями, лежащими в основе экспериментально — психологического и психокоррекционного исследования, использованием стандартного комплекса апробированных психологических методов, адекватных предмету и задачам исследования, репрезентативностью выборкизначимостью полученных результатов при осуществлении конституционально-ориентированной коррекции личностный переживаний и девиантного поведения подростков, а также экспериментальных показателей, основанных на качественном и количественном анализе с применением современных методов статистической обработки данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации докладывались, обсуждались и апробировались на заседаниях кафедр клинической психологии и коррекционной педагогики и психологии Ставропольского государственного университета, на научных конференциях регионального и российского уровня: на Всероссийской студенческой научно-практической конференции «Профилактика употребления ПАВ и формирование здорового образа жизни» (Тула, 2004), на Юбилейной Всероссийской ^егпе^конференции «Клиника, диагностика и специализированная психолого-психиатрическая помощь лицам, пострадавшим в экстремальных ситуациях» (Ставрополь, 2005), на XIII итоговой (межрегиональной) научной конференции студентов и молодых ученых (Ставрополь, 2005), на I Всероссийской научно-практической конференции (заочная) «Специальная педагогика и психология на этапе модернизации современной системы образования» (Ставрополь, 2006). Результаты работы внедрены в практику практических психологов муниципальных образовательных учреждений средних образовательных школ г. Ставрополя, в учебные программы для психологов, клинических психологов Ставропольского государственного университета, для врачей постдипломного образования Ставропольской государственной медицинской академии. По теме диссертации опубликовано 7 работ.

Положения, выносимые на защиту.

1. Надежность функционирования конститущонально-психотипологических механизмов защиты подростков, находящихся в условиях социально-информационного стрессирования, зависит от структуры личностного психотипа.

2. Последствия деструктивного стрессового воздействия на личность подростка проявляются в виде системной аномальной личностной, психологической и поведенческой изменчивости, невротических и психосоматических расстройств, детерминированных конституциональными факторами.

3. Многомерный психологический анализ может являться не только диагностическим инструментом, но и на визуальном уровне объективизировать результаты сравнительной эффективности предлагаемых методов психологической коррекции.

4. Эффективность психологической коррекции аномальных личностных, психологических и поведенческих нарушений у подростков, обусловленных социально-информационным негативным воздействием, зависит от места расположения подростка в конституционально-континуальном пространстве личности (диапазоны нормы или ПАЛ), от адекватности методов психокоррекции конституционально-психотипологическим особенностям личности.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 273 источника, в том числе 27 иностранных. Работа изложена на 175 страницах, содержит 2 таблицы, 9 рисунков.

выводы.

1. Подростки с шизоидной структурой психотипа, взаимодействуя с деструктивными социально-информационными стрессорами, отличаются развитием аномальной личностной и поведенческой изменчивости, психической изменчивостью в виде невротических и психосоматических расстройств, выраженных примерно в одинаковой степени. Существенным фактом является определение у испытуемых преобладающего астенического типа психобиологического реагирования, который, по всей видимости, является основой для формирования устойчивого негативного психотипологического дрейфа в диапазоне пограничной аномальной личности.

2. У подростков с циклоидной структурой психотипа преобладает психическая изменчивость над аномальной личностной и поведенческой, когда ведущими являются невротические и психосоматические расстройства под влиянием хронического воздействия социальных стрессоров. У испытуемых преобладают нарушения по вектору здоровье — болезнь на фоне неустойчивого негативного психотипологического дрейфа из диапазона психологической нормыакцентуации в сторону диапазона пограничной аномальной личности.

3. Подростки с шизоидной или циклоидной структурой психотипа, имеющие конституционально-психотипологическую предиспозицию при взаимодействии с социально-стрессовыми факторами, характеризуются срывом конституциональ-ных психологических механизмов компенсации и адаптации, что проявляется снижением толерантности к социальным стрессорам, неустойчивостью индивидуального барьера психическойи психологической адаптации. На феноменологическом и патопсихологическом уровне у подростков формируются аномальная личностная и поведенческая изменчивость, коморбидная психической изменчивости в виде невротических и психосоматических расстройств.

4. Восстановление толерантности к внешним стрессорам и индивидуального психологического барьера адаптации с усилением конституциональных механизмов личностной компенсации оказывается оптимальным при использовании в структуре специализированной психологической помощи комбинированных психокоррекционных техник, основанных на трансактном анализе, индивидуальной и групповой форм патогенетической психотерапии у подростков с циклоидной структурой психотипа.

5. У подростков с эпилептоидной структурой психотипа достичь нивелировки конституционально-психотипологической личностной предиспозиции с формированием позитивного личностного дрейфа от диапазона ПАЛ к диапазону нормы — акцентуации с возрождением и укреплением духовной составляющей личности, способной противостоять деструктивным социально-средовым и информационным факторам, возможно при использовании индивидуальных и групповых техник, основанных на личностно-ориентированной (патогенетической) психокоррекции.

6. На достоверном уровне адекватными комбинированными техниками, позволяющими реконструировать личность на основе пересмотра жизненных позиций, осознания непродуктивных стереотипов поведения, мешающих принятию адекватных решений с формированием новой системы ценностей, исходя из собственных потребностей и возможностей, являются трансактный анализ в комбинации с имагокоррекцией преимущественно для подростков с истероидной и эпилептоидной структурами психотипа.

7. Эффективность и адекватность разработанной специализированной конституционально-ориентированной психологической помощи подросткам в условиях социально-информационного стрессирования, адресованной к аномальной личностной и поведенческой изменчивости подростков, может быть объективизирована с помощью стандартного набора личностных и клинических опросников, позволяющих провести многомерный психологический анализ, регистрирующий позитивную или негативную аномальную личностную и поведенческую динамику испытуемых.

Заключение

.

В представленном исследовании дана достаточно полная характеристика современного состояния проблемы с обоснованием актуальности выбранной темы исследованияопределены концептуальные и методические подходы к проблемеобозначены цель, задачи, гипотеза, объект, предмет, методы исследования, раскрыта научная новизна, теоретическая значимость, представлен обзор методов и этапов теоретико-экспериментального исследования.

В теоретико — методологических аспектах деструктивного воздействия социально-информационных факторов, на психотипологическую изменчивость субъектов обосновывается совокупность положений, составляющих научно-теоретическую и методологическую основу исследования.

В анализе психологического и психического здоровья как проблемы национальной безопасности рассматриваются дефиниции психологического и психического здоровья, представлена верификация психологического здоровья до включения в его содержание душевного и духовного здоровья, нравственного здоровья как компонента духовного развития. Изложены концепции и анализ понятия нормы как функционального оптимума с позиций конституционально-психотипологической личностной изменчивости в рамках психологической нормы. Если у субъекта наблюдаются признаки аномальной личностной изменчивости в диапазонах конституционально-континуального пространства, которые не выходят за пределы диапазона психологической нормы-акцентуации, то следует регистрировать негативный психотипологический дрейф в сторону диапазонов пограничной аномальной личности и психопатии. В этом случае психологическое состояние такого субъекта трудно отождествлять с психологической нормой. Рассматривается теоретический конструкт целостного анализа регуляторного опыта и регуляторных возможностей личности.

Теоретические и методологические подходы к изучению психотипологической изменчивости подростков, находящихся в условиях социально-информационного стрессирования, даны с позиции дифференциальной психологии, представлена психологическая феноменология аномальной личностной изменчивости в конституционально — континуальном пространстве от психологической нормы-акцентуации до пограничной аномальной личности. Изложены методологические основы периментально-психологических исследований, выбор материала, его дифференциация и обоснование применяемых методик, исходя из положения A.B. Брушлинского (1999), что субъект — это всегда единство природного и социального, без которого невозможно развитие всех психических процессов, состояний и свойств.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Практикум по психологическому консультированию.-М., 1999.
  2. К.А., Александров Ю. И., Брушлинский A.B. Комплексное изучение человека //Вестник РГНФ. 1996. № 3 .С. 11.
  3. Абульханова-Славянская // Принцип системности в психологических исследованиях.- М.: Наука, 1990.
  4. А. О нервическом характере. Изд. «Университетская книга». -Спб.-М., 1997.
  5. М.Г., Вейн A.M. Неврозы в эксперименте и клинике М., Наука, 1982.
  6. Ю.А. Пограничные психические расстройства./ Руководство для врачей под редакцией Коркиной M.B.- М., Медицина, 1993.
  7. Ю.А. Пограничная психиатрия и современные социальные проблемы. Ростов — на — Дону.:" Феникс «, 1996.
  8. Ю.А. Глазами психиатра.- М.: Сов. Россия, 1985.
  9. Ю.А. Неврозы и невротическме реакции. М., 1971.
  10. Ю.Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и ихкомпенсация: пограничные нервно-психические расстройства.- М., Наука, 1976.
  11. П.Алексеева Т. И. Адаптивные процессы в популяциях человека.- М.: МГУ, 1986.
  12. . Г. Проблема формирования характера. Л., 1949.
  13. З.Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания.- М., 1977.
  14. .Г. Человек как предмет познания. Л.: изд-во МГУ, 1969.
  15. П.К. Социальное и биологическое в природе человека. В кн.: соотношение биологического и социального в человеке. М, 1975.
  16. Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. № 1. — С.3−16.
  17. Л.И. Некоторые теоретические проблемы психологии личности// Вопросы психологии. 1978. № 1. — С.37−50.
  18. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М.: изд. Московского университета, 1984.
  19. А.Г. О предмете психологии личности // Вопросы психологии. 1983. № 3. С-118−130
  20. А.Г. Психология личности. М: Изд — во МГУ, 1990.
  21. O.A. Личностно-характерологический континуум современного подростка. Автореф. дисс.-докт.психол.наук, М., 1998.
  22. O.A. Экспериментально-психологическая диагностика личностно-характерологического континуума подростков. Монография.- М., 1998.
  23. O.A., Боев И. В., Коваленко А. П. Дифференциальная психология акцентуаций и конституциональных личностных радикалов у подростков. // Метод, рекоменд. Ставрополь, 1997.
  24. O.A., Боев И. В., Кривоконь В. И., Коломийцев А. И. Энергоинформационное поражение человека объективная реальность / Циклические процессы в природе и обществе. СГУ. Часть 1, 1998.
  25. Ю.А. Нервно-психическая неустойчивость и способы ее раннего выявления // Материалы конференции ВИКИ им. А. Ф. Можайского. Л., 1976.
  26. П.С. Противоречие как категория диалектической логики.-МД963
  27. В.В. Интегральная индивидуальность: подходы, факты, перспективы. // Психологический журнал 1996 — Т. 17, № 1- с. 44 -51.
  28. В.В. Возрастные и половые различия приспособительной значимости некоторых свойств темперамента.- Вопр.психол., 1978,№ 2.с.60−69.
  29. В.В. Типологические исследования по психологии личности.-Пермь, 1968.
  30. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1988.
  31. В. П. Основы теории педагогических систем. Воронеж. Изд. Воронежского Университета. 1977.
  32. В.М. Избранные произведения. М., Медгиз, 1954.
  33. В.М. Личность и условия ее развития и здоровья. Спб., изд. 2-е, Риккер, 1905.
  34. .Н. Опыт клинико-физиологического определения типов высшей нервной деятельности. ЖВНД, 1951, т. 1, вып.6.
  35. Г. Психологические теории личности. Пер. с англ. А. Б. Хавина. -М: КСП, 1956.
  36. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1973.
  37. В.М., Крук И. В. Патопсихологическая диагностика.- Киев: Здоровья, 1986.
  38. A.A. Психология личности.- М.: Изд во МГУ, 1988 — с. 188.
  39. И.В. Пограничная аномальная личность.- Ставрополь, 1999.
  40. И.В., Ахвердова O.A. Условия формирования пограничной личностной патологии. //Сб.науч. трудов. 1 Конгресс Юга России.-Ставрополь, 1998, Т.2.
  41. И.В., Ахвердова O.A. Многовекторный клинический анализ токсикоманий, наркомании у подростков // Метод, рекомендации.-Ставрополь, 1993.
  42. И.В., Ахвердова O.A. Психологическая диагностика девиантного поведения у подростков. // Метод, рекомендации. Ставрополь, 1994.
  43. И.В., Ахвердова O.A. Самосознание подростка с различными типами акцентуаций в доперестроечный период // Метод, рекомендации. Ставрополь, 1991.
  44. И.В., Ахвердова O.A. Условия формирования пограничной личностной патологии // Сб. науч.тр. /1 конгресс Юга России. -Ставрополь, 1998, т.2.
  45. И.В., Ахвердова O.A., Кочергина A.B. Определение личностно-конституционального континуума у больных с пограничными психическими расстройствами. // 4 Российский национальный конгресс „Человек и лекарство“ /Тез. Науч. тр. / М., 1998.
  46. И.В., Ступак С. Ф. ФОРТРАН- программа для дискриминантного анализа,-М., 1979.
  47. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение. 1968.
  48. Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии, 1976. № 6.
  49. .С. Аномалии личности.- М.: Мысль, 1988.
  50. Брушлинский, А В. О природных предпосылках психического развития человека. М.1977.
  51. А. В. Проблемы психологии субъекта. М.: Институт психологии РАН, 1994.
  52. A.B. Мышление как процесс и проблема деятельности // Вопросы психологии, 1982. № 2
  53. A.B. О природных предпосылках психического развития человека.- М.: Знание, 1977.
  54. A.B. Проблемы психологии субъекта,— М.:Институт психологии РАНМ, 1994.
  55. И. Посттравматическое стрессовое расстройство // Медицинская газета.- 1999.- 30 июля.-с.9.
  56. М.Е. Психопатии. М.: Знание., 1976.
  57. А.О., Кутявин Ю. А., Литвак М. Е. Общая психопатология. Ростов н/Д: Изд-во ЛРНЦ „Феникс“, 1998.
  58. Ф.Е. Психология переживаний анализ преодоления критической ситуации.- М.: МГУ, 1984.
  59. Ф.Е. Типология переживаний различных критических ситуаций //Психологический журнал .-М., 1995, № 5.
  60. Ф.П., Воробьева Т. М. Модели и механизмы эмоциональных стрессов.- Киев: Здоровья, 1983.
  61. Л.М. Психические процессы, т. 2. Л, 1976.
  62. В. Психология эмоциональных явлений. М., 1976.
  63. М.В. Катастрофа: взгляд профессионала.- Л., 1989.
  64. В. Д. Психофизиологические и клинические аспекты медицинской реабилитации летного состава: Тез.докл. юбилейной науч.-практ. Конф., посвящ. 50-летию основания Ленингр. Военного санатория.- СПб, 1998.- С.27−29.
  65. В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды.-М.: Мысль, 1983.6 8. Воскресенский Б. А. О многообразии взаимоотношений типов психотравматических переживаний и клинических форм психогений //
  66. Всероссийский съезд невропатологов и психиатров.: Тезисы докл.-Т.1.-М., 1985.
  67. Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Выготский Л. С. Собр. Соч. в 6-ти т. М., 1982. Т. 1.
  68. Л.С. Развитие высших психических функций. М, 1960.
  69. .А. Стиль активности как фактор развития интегральной индивидуальности // Интегральное исследование индивидуальности: Стиль деятельности и общения. Пермь: Изд-во ПГПедИ, 1992.С.36−55.
  70. П.Я. Введение в психологию. М., 1976.
  71. П. Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика. М., 1933.
  72. П.Б. Избранные труды / Под ред. О. В. Кербикова, М., Мед., 1964.
  73. И.П., Звонкова Т. В. Стихийные бедствия: Изучение и методы борьбы. -М., 1978.
  74. В.А. Избранные труды .-М., 1973.
  75. В.А. Психиатрия.- М.: Медгиз., 1940.
  76. В.Я., Гурьева В. А. Личностная патология. М.: „Триада-Х“, 1999.
  77. А.Л. Медицинская психология. М.: изд-во Магистр, 1998.
  78. Ю.М., Иовлев Б. В., Карвасарский Б. Д. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. Л., 1976.
  79. М.О. О так называемой „малой психиатрии“// 50 лет психиатр. Клинике им. С. С. Корсакова.- М., 1949.-С.63−68.
  80. В.А. Психопатии в подростко юношеском возрасте (клинико-катамнестическое исследование, судебно-психиатрический аспект). Дисс. док. М., 1971.
  81. В.А., Гиндикин В. Я. Юношеские психопатии и алкоголизм. -М., 1980.
  82. В.А., Семке В.Я, Гиндикин В. Я. Психопатология подросткового возраста. Томск, 1994.
  83. С.Н. Эволюционно-генетические проблемы в невропатологии. JL, 1947.
  84. Дифференциальная психология.- М, 1999.
  85. А.Н. Когнитивные механизмы адаптации к кризисным событиям./УЖурнал практического психолога, № 4, 1998. С.3−5.
  86. В. М. Психология общих способностей.- М-, изд. „Латерна“. 1995.
  87. Н.П. Наследование биологическое и социальное //Коммунист, 1980. № 1.
  88. Н.П. Некоторые вопросы биосоциальной природы человека. М.: Наука, 1976.91 .Дубровский Д. И. Психические явления и мозг.- М, 1971.
  89. П. О психотерапии.-СПб.-1911.
  90. М.С. Психология индивидуальных различий.- М., 1997.
  91. М.С., Марютина Т. М. Онтогенетика индивидуальности человека. // Вопросы психологии 1990 — № З. С 9−16.
  92. О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. Под ред. В. И. Панферова.- Псков: Из во Псковск.обл. Институт у совер. учителей, 1994.
  93. Д.А. Патофизиология экстремальных и терминальных состояний: Учебное пособие// Уфа: Башкортостан, 1997.
  94. О.И. Технологии самосбережения в экстремальных условиях.-М., 1998.
  95. A.B. Психология. М., 1953.99.3ейгарник Б. В. Патопсихология. М., 1976.
  96. П.М. Характер и конституция. М., Научное слово № 51 929.101.3инченко В.П., Мамардашвили M.K. Проблемы объективного метода в психологии. // Вопросы психологии, 1997, № 7 .
  97. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М., 1994.
  98. A.B. Критерии моральной воспитанности личности. // Проблема управления процессом формирования личности. Изд. МГУ. 1972.
  99. Е.А. К вопросу о посттравматических стрессовых расстройствах //Российский психиатрический журнал.- М., 1998, № 1.
  100. А. Д. Стержневые проблемы персонологии и патоперсонологии. -в кн.- Проблемы личности. Т.2. М., 1970, с.45−57.
  101. Иванов-Смоленский А. Г. Об изучении типов высшей нервной деятельности животных и человека // Журн. высш. Нервной деятельности. 1953. T.III. Вып.1. С.36−54.
  102. М.В. Определение генотипической и паратипической обусловленности количественных признаков при помощи близнецового метода. „Труды медико-биологического института“. Т.З. М.-Л., 1934.
  103. А.И. Некоторые особенности проявления общительности у школьников в зависимости от подвижности нервных процессов. -Доклады на совещании по вопросам психологии личности. М., 1956.
  104. М.М. Реабилитация психических больных.- Л.: Медицина, 1978.
  105. В.П., Казначеев C.B. Адаптация и конституция человека в экстремальных условиях среды.- Рига: Звайгенс, 1980.
  106. Ш. Калмыкова Е. С., Миско Е. А., Тарабрина Н. В. Особенности психотерапии посттравматического стресса.//Психологический журнал, 2001, Т.22,№ 4. С.70−80.
  107. П.В. Посттравматическое стрессовое расстройство // Журнал неврология и психиатрия, 1993.- Т.93- № 3. С.95−98.
  108. ПЗ.Каплан Г. И., Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия: Пер. с англ.- М., 1994, — Т.1.
  109. .Д. Психотерапия. М.: Медицина, 1985.
  110. .Д. Медицинская психология.-Л.:Мед. 1982.
  111. .Д. Неврозы, — М., Медицина, 1980.
  112. О.В. Избранные труды. / под ред. Г. К. Ушакова. М., Мед., 1971.
  113. О.В., Фелинская Н. И. Психопатия, -в кн.: Судебная психиатрия. М., „Медицина“, 1965, гл. 24, с.327−349.
  114. Г. П., Миронова О. В. Вопросы адаптации при посттравматических стрессовых расстройствах (ПТСР)//Съезд психиатров России, 12-й: Материалы.- М., 1995.- С. 149−151.
  115. Китаев Смык Л. А. Психология стресса. — М.:» Наука «, 1983.
  116. Клиническая психиатрия: Пер. с англ., перераб. и доп./ Гл. ред. Т. Б. Дмитриева.- М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1999. С-168.
  117. Клиническая психология / Сост. и общая редакция Н. В. Тарабриной.-СПб.: Питер, 2000.
  118. В.В. Психиатрия детского возраста М.: Медицина, 1979.
  119. В. Лекции по психологии индивидуальности. -М, 1996.
  120. . Как жить после психической травмы. М.: Шанс, 1992.
  121. . Посттравматический стресс. М.: Шанс, 1992.
  122. Кон И. С. Социология личности М., 1967.
  123. М.В., Лакосина Н. Д., Личко А. Е. Психиатрия.- М., 1995.
  124. К. Н. Психология. М., 1946.
  125. К.Н., Смирнов A.A., Теплов Б. М. Психология. М., 1948.
  126. Т.В. Индивидуальные категоризации субъективного риска. -М., 1989.
  127. Ц.П. Психофизиология человека в экстремальных условиях.- Л.: Мед., 1985.
  128. Ц.П., Дмитриева H.B. Социодинамическая психиатрия.-М.: „Академический Проект“, Екатеринбург: „Деловая книга“, 2000.
  129. Ц.П., Донских Т. А. Семь путей к катастрофе. -Новосибирск: Наука, 1990.
  130. И. Б. Психология личности в России. Ростов нД: Изд-во Ростов.2000.
  131. Н.И. Высшая нервная деятельность ребенка.-Л.:Медгиз, 1958.
  132. Н.И. О типовых особенностях высшей нервной деятельности у детей. ЖВНД, 1953, т. III, вып. 2.
  133. Е.К. Вопросы социальной и клинической психоневрологии.- М., 1961.
  134. Е.К. Избранные труды.- М., Мед-газ, 1960.
  135. Э. Строение тела и характер. М.: Педагогика-Пресс, 1995.
  136. C.B., Южанинов В. Н. Использование психокоррекционной работы с больным подростком, перенесшим психотический эпизод.// Вестник психосоциальной коррекционной и реабилитационной работы.-№ 2, 1998.С.24−25.
  137. .В. Основы профессиональной психодиагностики. Л.: Медицина, 1984.
  138. КутанинН.П. Психопатии. Саратов, 1926.
  139. Р. Теория стресса и психофизиологические исследования. Эмоциональный стресс.-М., 1970.
  140. А.О. Классификация личностей.- Петроград: Изд-во Рихкера, 1917.
  141. А.Ф. Очерк науки о характере. 3-е изд. Пг., 1917.
  142. Н.Д., Трунова М. М. Неврозы, невротические развития личности: Клиника и лечение, — М.: Мед., 1994.
  143. Н.Д., Ушакова Г. К. Медицинская психология.- М.: Мед., 1984.
  144. H. Д. Вопросы психологии характера. Изд. 2-е. М., 1956.
  145. Н. С. Опыт психологической характеристики темпераментов. — Типологические особенности высшей нервной деятельности человека, т. 1. Под ред. Б. М. Теплова. М., 1956.
  146. Н.С. К проблеме индивидуально-психологических различий. -В кн.: Доклады на совещании по вопросам психологии личности.- М., 1956
  147. К. Акцентуированные личности. Пер. с нем. Ростов н/Д.: изд-во „Феникс“, 2000.
  148. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М, 1975.
  149. А.Н. О формировании способностей. // Вопросы психологии, 1960, № 1.
  150. А.Н. Проблема деятельности в психологии.//Вопросы философии, 1972, № 9, с. 100
  151. А.Н. Психологические вопросы сознательности учения. -Изв. АПН РСФСР, 1947, № 7.
  152. A.B. Дифференциальная психология.-М.1999.
  153. A.B. Механизмы формирования и развития индивидуальности. -М., 2000.
  154. А. Е. Подростковая психиатрия (руководство для врачей).2-е изд.- доп. Л., 1985.
  155. А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.- Л., Медицина.- 1985.
  156. А.Е., Иванов H .Я. Диагностика характеров подростков.-М., 1994.
  157. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.
  158. .Ф. Психологическая наука и общественная практика. М., 1982.
  159. А.Ф. Диалектика мифа / Лосев А. Ф. Философия, мифология, культура. М.: Политическая лит-ра. 1991.
  160. А.Р. Мозг человека и психические процессы.- М., 1970
  161. А.Р. Язык и сознание.- МД979.
  162. Магомед-Эминов М. Ш. Трансформация личности.: Москва.:ПАРФ, 1998.
  163. П.Ф. Личность и психические заболевания. в кн.: Проблемы личности. М., 1970.
  164. М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности.-Тб., 1984.
  165. A.A. Очерки по теории психологии и психиатрии. -Ереван, изд. „Айастан“, 1984.
  166. Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика.- М.: Мед., 1987.
  167. В.М., Ямпольский Т. Л. Введение в экспериментальную психологию.- М.:Просвещение, 1995.
  168. В.Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство.- М.: „МЕДпресс“, 1998.
  169. В.Д. Психотравма, личность и неврозогенез // Социальная и клиническая психиатрия.- 199 5.-Т.5, вып.З.-С.12−17.
  170. B.C. Роль темперамента в эмоциональной реакции на оценку. //Вопросы психологии, 1955, № 6.
  171. В. С. Очерк теории темперамента.- Пермь, 1973.
  172. B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание.-Пермь, ПГПИ, 1990.
  173. Методологические проблемы социальной психологии.- М, 1975
  174. Методы оказания психологической помощи клиентам социальных учреждений, пребывающих в состоянии посттравматического стрессового расстройства: Тезисы к семинару.- Ставрополь. Психологический центр, 2000.
  175. .В., Черкасов В. Г., Маркова М. В. О некоторых подходах к созданию системы комплексной психотерапии больных с посттравматическими стрессовыми расстройствами в Украине//Российский психиатрический журнал,№ 2,2001.С. 16−19.
  176. МКБ-10. Классификация психических и поведенческих расстройств. Исследовательские диагностические критерии. ВОЗ. Женева, С.-П., 1995.
  177. А.Н. Психическая травма.- М., БМЭ, Т.27, 1933.
  178. Т. Г. Экспериментальные основы эволюции. М., 1936.
  179. В. Н. Личность и неврозы. Л., 1960.
  180. В.Н. Проблема психологического типа в свете учения И. П. Павлова. Учен. зап. ЛГУ, 1954, № 185.
  181. В.Н. Психология отношений. Москва-Воронеж. 1995.
  182. В.Н., Беспалько И. Г., Гильяшева И. Н. и др. Методы исследования личности// Исследование личности в клинике и в экстремальных условиях.-Л.:НИИ психоневрологии, 1969.
  183. И.С. Проблема противоречия в диалектической логике.- М, 1969.
  184. В. Д. Основные свойства нервной системы человека. -М., 1966.
  185. В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий.- М.: Наука, 1976.
  186. В. Д. Исследование взаимосвязи между чувствительностью и силой нервной системы. В кн.: типологические особенности высшей нервной деятельности человека. М&bdquo-, 1959, т. II.
  187. В.Д. О соотношении между чувствительностью и силой нервной системы. В кн.: Типологические особенности высшей нервной деятельности человека.-М., 1956.
  188. Е.В., Кочубей Б. И. Эмоциональная устойчивость школьников. М.: Знание, 1988.
  189. Норакидзе В Т. Типы характеров и фиксированная установка. -Тбилиси. 1966.
  190. В.П. О распознавании психопатий и ограничении понятий. в кн.: Советская невропсихиатрия, т. 1., Л., ОГИЗ, 1936.
  191. И. П. Полное собрание сочинений. Изд. 2-е. Т. 3 — 4. М.- Л., 1951.
  192. И. М. Индивидуальные особенности сдерживания в связи с типологическими различиями по уравновешенности нервных процессов. // Вопросы психологии, 1958, № 5.
  193. И.М., Гербачевский В. К. Проблемы личности в курсе психологии. -Л.:ЛГУ, 1972.
  194. И.М., Пшеничнов В. В. Учение И. П.Павлова о типах высшей нервной деятельности и проблема темперамента. // Вопросы психологии, 1955, № 5.
  195. .Д. Настроение как эквивалент психологического состояния индивида.- Петербург., 1998.
  196. Патохарактерологические исследования у подростков. Л., 1976.
  197. A.B., Петровский В. А. Индивид и его потребность быть личностью. // Вопросы философии, 1982 № 3,с.44 53. Ред. Англ. С. 172.
  198. A.B., Ярошевский М. Г. Психология (словарь).-М.1990.
  199. В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности: учебное пособие для студентов вузов. Ростов нД: Феникс, 1996.
  200. Пограничные состояния./ под ред. О. В. Кербикова. М., 1965.
  201. В.А. Психологические аспекты социальной нестабильности / Под ред. Б. А. Сосновского. -М., 1995.
  202. Ю.В. Патохарактерологические реакции в юношеском возрасте // Журн.невропатол. и психиатр.- 1986.- Вып.11.- С. 159−162
  203. Психиатрия, психосоматика, психотерапия /К.П. Кислер, Г. Фрайбергер, Г. К. Розе, 3. Вульф:-М.:Алетейа, 1999.
  204. Психогении в экстремальных условиях/под ред. Ю.А. Александровского- М.: Медицина, 1991.
  205. Психология индивидуальных различий.М., 1997 с.59−76.
  206. Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б. Д. Карвасарского.-Санкт-Петербург, 2002.
  207. И.Н. Психопатологические последствия чрезвычайных ситуаций.- М., 1997.
  208. Пушкарев A. JL, Домфгацкий В. А., Гордеева Е. Г. Посттравматическое стрессовое расстройство: диагностика, психоформакотерапия, психотерапия. М.: Изд-во Института психотерапии, 2000 с.6−25.
  209. С. JI. Темперамент и характер. — В кн.: Основы обшей психологии.- М., 1946.
  210. C.JI. Бытие и сознание. М., 1957.
  211. В.М. Биологические основы индивидуально -психологических особенностей. М.: Наука, 1979.
  212. В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивиду- альных свойств человека. Вопросы психологии. 1985, N 1, с. 19−32.
  213. A.M. Неврозы. М.- Мед., 1982.
  214. Г. Очерки об адаптационном синдроме.-М.:МЕДГИЗ, 196.0.
  215. Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1979.
  216. С.Б. Предболезненные психические расстройства. JL: Медицина, 1987.
  217. Е.Т., Николаева В. В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях.- M.:SvR-Аргус, 1995.
  218. Ян. Роль темперамента в психическом развитии. М.: Прогресс, 1982.
  219. В. Работа с образами и символами в психологическом консультировании. М., Класс, 1998.
  220. Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста. Избр. Главы,-М.: Медицина, 1974.
  221. . М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1962.
  222. .М. Типологические особенности высшей нервной деятельности человека.-Т.5.~М.: Просвещение, 1967.
  223. В.Д., Струковский М. В. Невротические и псевдоневротические состояния в терапевтической практике /Под ред. Ф. И. Камарова.- М.:Мед., 1980.-С.524−564.
  224. Г. К. Пограничные нервно-психические расстройства.- М.: Мед., 1987.
  225. В. Человек в поисках смысла.- М.: Прогресс, 1990.
  226. Е. М. Психологический стресс. М.: Издательский центр» Академия", 1996.
  227. Е. М. Саморегуляция и самопомощь при работе в экстремальных условиях. М., 1995.
  228. Е.В. Проблема сознания в философии и естествознании. М.: Соцкгиз, 1961.
  229. Дж. С., Розенфельд Р. Стресс: природа и лечение: Пер. с англ.- М.: Медицина, 1985, 224 с.
  230. Юнг К.Г. «Человек и его символы». М., 1998.
  231. Alexander F. Psychosomatic Medicine. New York., W.W. Norton and Co., Inc., 1953.
  232. American Psychiatric Association, Committee on Nomenclature and Statistics:
  233. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, ed. 3, revised.
  234. Washington, DC, American Psychiatric Association, 1987.
  235. Bensheim H. Die K.Z. Neurose rassische Verfolgter: Ein Beitrat zur
  236. Psychopathologie der Neurosen//Der Nervenarzt.-1960.-Vol 31.-P.462−469.
  237. Bleich A., Siegel B., Garb R. Post-traumatic stress disorder following combat exposure: Clinical features and psychopharmacological treatment.- Br.J. Psychiatry, 1986, 149: 365.
  238. Buss A., Plomin R. Temperament Theory of Personaliti Development. N.Y.I 975.
  239. Cannon W.B. Bodily Changes in Pain, Hunger, Fear and Rage. Boston, Charles T. BranfordCo., 1953.
  240. Daniel Y. As survivors age: Part II//NCP Clinical Quarerly.-1988.-V.4.-P.20−24.
  241. , P. (1984). Expression and the nature of emotion // K. Sherer, P. Ekman. Approaches to emotion. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum.
  242. Erikson EH: Childhood and Society. New York, WW Norton, 1974.
  243. , H.J. (1947). Dimensions of Personaliti. London: Routledge & Kegan Paul.
  244. Figley Ch. R. Toward a field of traumatic stress// J. traum stress. 1985. V.l. P.9−16.
  245. Foa EB, Hearst-Ikeda D, Perry KJ (Eastern Pennsylvania Psychiatric Inst., Philadelphia) J Consult Clin Psychol 63: 948−955, 1995.
  246. Green B. L, Lindy J., Grace M., Gleser G. Multiple diagnoses in posttraumatic stress disorder: The role of War stressors // J. Nerv. Ment. Dis., 1989, 77, 329 335.
  247. Grenker R.R. and Spiegel J.P. Men Under Stress. Philadelphia, The Blakiston Co., 1945.
  248. Horowitz M. J., Weiss D. S., MarmarC. Diagnosis of posttraumatic stress disorder. //Nerv. Ment. Dis., 1974, 175, pp. 276−277.
  249. Kaplan H.J. Sadock B.J. Synopsis of Psychiatry.-Baltimore:Williams and Wilkins, 1991.
  250. Keane T. M" Zimering R. T., Caddell T. M. A behavioral formulation of PTSD in Vietnam veterans // Behav. Therapy 1985, 8, 9−12.
  251. Kemp A., Rawlings E., Green B. PTSD in Battered Women: A Shelter Sample // J. of Traumatic Stress, 1991, v. 4, № 1, pp. 137−148.
  252. Klein H. Delayed effects and after-effects of Severe Traumatization// Israel Annals of Psychiatry.-1974.-Vol.l2.-P.293−303.
  253. Lazarus R.S. Psychological Stress and the Coping Process. New York, Toronto, London, McGraw-Hill Book, Co., 1966.
  254. Lifton K.J. Death in Life: Survivors of Hiroshima.- N.Y., 1973.
  255. Mason J.W. A Re-evaluation of the Concept of «Nonspecificity» in Stress Theory.-J.Psychiat.Res., 1972,8,323−333.
  256. Mattusek P. Interment in concentration camps and their consequences.-N.Y.: Springer, 1975.
  257. Niederland W.G.Psychiatric disorders amond persecution victims// Journal of Nervous and Mental Disease.-1964.-Vol.l39.-P.458−474.
  258. , R.A. (1986). Development, genetics, and psychology. Hillsdale, NJ: Erbaum.
  259. , J. (1983). Activity, Personality, Temperament. N.Y.: Plenum Press.
  260. Thomas A., Chess S. Temperament and Development. N.Y., 1977.
Заполнить форму текущей работой