Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психологическая поддержка личностного развития студента в педагогическом вузе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В отечественной психологии актуализация проблемы психологической поддержки в развитии связано с процессами гуманизации образования. Поэтому процесс личностного развития может быть оптимизирован средствами психологической поддержки, осуществляемой как в рамках изучения учебных дисциплин психологического цикла, так и средствами психологического тренинга и дополнительных спецкурсов. Различные виды… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Личностное развитие студентов: условия, содержание и механизмы развития
    • 1. 1. Развивающаяся личность как объект научной рефлексии
    • 1. 2. Показатели личностного развития человека на этапе старшего юношеского возраста
  • Т
    • 1. 3. Образовательное пространство педагогического вуза как де I терминанта личностного развития студента
  • Глава II. Психологическая поддержка студентов в осуществлении ими задач личностного и профессионального развития
    • 2. 1. Психологическая поддержка личностного развития — ведущая тенденция современного образования
    • 2. 2. Программа опытно-экспериментальной работы по оказанию психологической поддержки студенту педагогического вуза
    • 2. 3. Прогностическая модель обучения педагогов в вузе способам и механизмам психологической поддержки
  • Заключение
  • Список используемой литературы
  • Приложения

Психологическая поддержка личностного развития студента в педагогическом вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность и постановка проблемы исследования.

Начатый в ряде последних десятилетий пересмотр системы ценностей и приоритетов образовательной политики, касается, прежде всего, изменения системы подготовки педагогов в вузах и колледжах, которая явно не соответствует принятым идеям и тенденциям личностно развивающего образования. Педагогическое образование во многом сохраняет приверженность ранее господствующим идеям и принципам традиционного, авторитарного подхода, которые не способны превратить нынешних студентов в субъектов образовательной деятельности.

Личностно развивающая парадигма продолжает оставаться многократно декларируемым и желаемым мифом, несмотря на имеющиеся теоретические и методологические исследования, направленные на ее внедрение. Основные характеристики личностно развивающего образования были осмыслены и проработаны в работах ведущих отечественных ученых (Ш. А. Амонашвили, А. Г. Асмо-лова, Е. В. Бондаревской, В. В. Давыдова, Э. Д. Днепрова, В. П. Зинченко, И. Ф. Исаева, И. Б. Котовой, А. В. Петровского, В. А. Петровского, В. А. Сластенина, Е. Н. Шиянова и др.).

Образование, является одной из наиболее инертных систем социума, требует длительного времени для изменения не только его содержания, форм и видов, но и для внедрения новых идей, технологий, совершенствования системы подготовки и переподготовки педагогов.

Перестройка образовательной системы значительно отстает от темпов уже принятых сегодня нормативов и эталонов. Отставание имеет место не только на этапе профессиональной подготовки, но и переподготовки педагогических кадров, которые до сих пор, в основном, продолжают использовать традиционные методы обучения и воспитания, оставаясь в стороне от инновационных процессов, охвативших все уровни образовательной системы.

Усложняются требования к уровню сформированное&tradeпрофессиональной личности и профессионального сознания педагогов, к усвоению ими сложной системы антропологических научных знаний, психолого-педагогических понятий и категорий. Оптимистично звучат новые педагогические идеи, новации и реформы, разработанные в философии образования, теоретической педагогике и педагогической психологии (А. Г. Асмолов, Б. М. Бим-Бад, Б. С. Братусь, Б. С. Гершунский, В. В. Давыдов, Э. Д. Днепров, В. П. Зинченко, Н. Д. Никандров, А. В. Петровский и др.).

Одним из значимых направлений развития будущих педагогов является повышение их личностного уровня, задающего ориентиры их профессиональности и определяющие стратегии, и стили жизнедеятельности на этапах послевузовского обучения. В связи с этим, в педагогическом вузе должен быть продолжен начавшийся еще в школьные годы процесс личностного и профессионального самоопределения, требующий осознания и осмысления той системы деятельностей и отношений, в которую включены будущие педагоги.

Это требует также отказа от примитивных постулатов о том, что погружение студента в образовательную деятельность вуза достаточно для того, чтобы через известные интервалы времени из его стен вышел специалист, отвечающий требованиям образовательной политики и образовательных стандартов, радикально изменившимся критериям заказчиков образовательных услуг. Субъект-ность личности будущего педагога не может возникнуть спонтанно. Она может стать реальностью при создании специфических условий, требующих ее осознания и развития различными психологическими средствами.

В старых моделях педагогического образования недостаточно внимания уделялось саморазвитию, самодеятельности, самоосуществлению, самостроительству, свободным действиям и поступкам его субъектов. Необходимо создание и реконструирование социокультурной теории и практики педагогического образования, основанных на новых педагогических технологиях, психотехниках, соответствующих методиках, позволяющих операционализировать существующие идеи и принципы личностью развивающего образования (В.П. Зинченко).

Разнообразные цели и задачи, которые ставят перед выпускниками педагогического вуза, соотносимы с целями и задачами современной им эпохи. Духовный, экономический и политический кризис российского общества отразился, в первую очередь, на студенческой молодежи, стоящей перед необходимостью определения своих жизненных выборов, планов и перспектив.

Представляется необходимым повышение ответственности студентов за уровень их личностного и профессионального развития, за осуществляемые жизненные и поведенческие стратегии, за меру субъектности, проявляемую в учебной деятельности.

Характерной особенностью современной ситуации, является то, что большинство студентов под давлением социально — экономического прессинга занимают позицию самоустранения от решения проблем собственной будущей жизни. Наглядно проявление психологического инфантилизма молодежи, т. е. усиление скепсиса, нигилизма, агрессии, тревожности по поводу тех ценностей, которые традиционно считались эталонными, принятыми и пропагандируемыми. Студенты испытывают потребность в психологической поддержке при решении проблем личностного и профессионального самоопределения, сохранения и развитии психического здоровья, развития социальной активности и личности в целом.

Теоретические и практические аспекты психологической поддержки рассматривались в работах А. Г. Асмолова, Л. Я. Газмана, И. В. Дубровиной, И. Б. Котовой, С. В. Кривцова, О. А. Кулягиновой, А. Г. Лидере, Е. Н. Шиянова, Н. Н. Загрядской, А. Ф. Березина, И. Г. Антиповой, В. В. Куряшовой и др. Указанными исследователями были определены основные механизмы, направления, виды, способы и условия оказания психологической поддержки субъектам образовательного процесса. Личностное развитие студентов педагогического вуза, требующее психологической поддержки, не выступало в качестве предмета специального психологического исследования.

В связи с этим, актуальным является вопрос теоретического и эмпирического исследования возможности оказания психологической поддержки личностному развитию студентов, осуществляемой в образовательном процессе педагогического вуза.

Актуальность, теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность этой проблемы определили выбор темы, объекта, предмета, цели, гипотез и задач исследования.

В этой связи проблема исследования сформулирована следующим образом: какова специфика личностного развития студентов педагогического вуза и каковы должны быть виды и направленность психологической поддержки, обеспечивающие ее эффективность. Решение этой проблемы и составляет цель исследования.

Объектом исследования является личностное развитие студентов в образовательном процессе педагогического вуза, а его предметом — виды и способы психологической поддержки личностного развития студента педагогического вуза.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были выдвинуты ряд предположений, выступивших в качестве гипотез исследования:

— личностное развитие студентов педагогического вуза, зачастую является не в полной мере осознанным и отрефлексированным ими, что приводит к задержкам этого развития, к длительному застреванию на одних и тех же проблемах;

— процесс личностного развития студентов может быть оптимизирован средствами психологической поддержки, осуществляемой как в рамках изучения учебных дисциплин психологического цикла, так и средствами психологического тренинга и дополнительных спецкурсов;

— студенты, не имеющие субъектного опыта психологической поддержки и, не владеющие способами и механизмами ее оказания, не способны в полной мере реализовывать идеи личностно развивающего образования в будущей профессиональной деятельности;

— на основе опытно — экспериментальной работы могут быть выявлены целесообразные и эффективные способы оказания психологической поддержки личностному развитию студентам педагогического вуза на различных этапах их профессионализации, в качестве которых могут выступать: введение в учебные дисциплины психологического цикла специальных заданий, направленных на развитие их субъектности, саморефлексии, самоуважения, самооценки, самоопределения и т. д., а так же тренинга личностного развития и спецкурса «Психологическая поддержка личностного развития студентов» .

Для доказательства выдвинутых тезисов были поставлены следующие задачи исследования:

— осуществить теоретический анализ литературы по личностному и профессиональному развитию студентов в образовательном процессе педагогического вуза;

— на основе анализа теоретических и эмпирических работ выделить психологические корреляты личностного развития в студенческом возрасте (личностное самоопределение, саморефлексия, осознание субъектности, выбор жизненного пути и т. д.);

— определить психологическое содержание, виды, структуру и условия оказания психологической поддержки личностного развития студентов педагогического вуза;

— разработать опытно-экспериментальную программу по оказанию психологической поддержки личностного развития студентов и апробировать ее;

— определить основные направления работы с преподавателями педагогического вуза по обучению их технологиям оказания психологической поддержки личностного развития студентов.

Методологическую и теоретическую основу исследования составляют идеи и принципы системного подхода (Б.Г. Ананьев,.

П.К. Анохин, В. А. Ганзен, Б. Ф. Ломов, C.JI. Рубинштейн и др.), современные теории развития личности (А.Г. Асмолов, Б. С. Братусь, А. В. Брушлинский, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, В. А. Петровский и др.), концепции субъектности личности (В.П. Зинченко, В. А. Петровский, С. Л. Рубинштейн, В. И. Слободчиков и др.), теоретико — эмпирические исследования, посвященные педагогическому взаимодействию (И.А. Зимняя, В. А. Кан — Калик, И. Б. Котова, Я. Л. Коломинский и др.), а так же специфике личностного развития в поздней юности (студенческом возрасте) (Б.Г. Ананьев, А. А. Вербицкий, Г. Крайг, Ю. Н. Кулюткин, Ф. Райе, Д. И. Фельдштейн и др.), концептуальные положения о видах, способах и механизмах психологической поддержки личностного развития (А.Г. Асмолов, Л. Я. Газман, И. В. Дубровина, Н. Н. Загрядская, И. Б. Котова, С. В. Кривцова, Е. Н. Шиянов и др.).

Выбор методов исследования определялся логикой исследования и задачами, решаемыми на каждом отдельном этапе.

Организация и этапы исследования.

1. Подготовительный пилотажный этап (1995;1996 гг.).

На данном этапе определялись: цели и задачи исследованиявыбор объекта и предмета исследованиявыдвижение основных гипотез исследованияизучение научной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

Работа данного этапа носила поисковый характер: изучение состояния проблемы, степень ее актуальности, определение объекта, предмета и гипотезы исследования.

2. На констатирующем этапе (1996;1997 гг.) ставились следующие задачи: изучение состояния проблемы психологической поддержки в отечественной высшей школевыбор методов и методики научного исследования по изучению личностных качеств студентов, выявлению проблем, имеющихся у студентов разных курсовдиагностика социально — психологической адаптации к обучению в вузе студентов 1 курсаизучить сущность и особенности психологической поддержки личностного развития студентов в педагогическом вузе.

3. На формирующем этапе (1997 — 1999 гг.) решались следующие задачи: спроектировать систему психологической поддержки студентов в учебном процессеразработка программы экспериментального спецкурса «Основы психологической поддержки личностного развития студентов», ориентированной на оказание психологической поддержки младших и старших курсов в их личностном развитиипопытка проведения экспериментального спецкурса «Психологическая поддержка личностного развития студентов «.

4. На заключительном этапе (1999 — 2001 гг.) проводились: анализ, обработка и обобщение результатов опытно — экспериментальной работыразработка рекомендаций для преподавателей вуза, кураторов учебных групп, администрации вуза по организации и оказанию психологической поддержки студентов.

База исследования и контингент испытуемых:

Базой исследования явился Армавирский государственный педагогический институт, исторический факультет и факультет технологии и предпринимательства. Контингентом испытуемых выступали преподаватели — предметники, психологи, кураторы групп и студенты факультетов.

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: теоретический анализ отечественной и зарубежной психологической, философской, социологической, педагогической, научно — методической литературы по теме исследования, а так же их сравнительно — сопоставительный анализэмпирические методы: наблюдение, анкетирование, беседа, контентанализ, методы качественной обработки эмпирических данных.

Источниками для проведения исследования стали: труды российских и зарубежных ученых, посвященные проблемам личностного развития и его специфике в юности (в студенческом возрасте), особенностям профессионального развития, а так же теоретическому осмыслению и практической реализации психологической поддержки в образовательном процессевопросам психологического содействия личностному развитию студентовучебники и учебные пособия по педагогической психологииавторефераты, докторские и кандидатские диссертации по исследуемой проблеме.

Научная новизна и теоретическая значимость заключаются в следующем: осуществлен анализ теоретически и эмпирически исследованной проблемы развития личности и факторов, определяющих качество профессиональной подготовки будущего педагогатеоретически разработана, научно обоснована и экспериментально проверена программа психологической поддержки личностного развития студентов в процессе профессиональной подготовки в педагогическом вузесоздана прогностическая модель организации работы с преподавателями вуза, ориентирующая их на реализацию идей личностно развивающего образованиявыделены основные показатели личностного развития студентов, требующие психологической поддержкидана содержательная характеристика видов, способов и механизмов психологической поддержки личностного развития студентовсистематизированы эффективные методы экспериментального изучения и коррекции личностных особенностей студентов педагогического вуза, являющиеся условием их эффективной профессионализации в период обучения в вузе.

Практическая значимость исследования определяется тем, что ее результаты могут быть использованы в исследовательской работе и в образовательной практике для совершенствования форм и методов личностного развития будущих педагоговматериалы диссертации позволяют расширить знания о закономерностях, детерминантах, специфике личностного развития студентов, которые могут быть использованы в процессе вузовского обучения психологии. Результаты апробации программы подтверждают целесообразность введения в практику профессиональной подготовки педагогов спецкурса «Психологическая поддержка личностного развития студентов». Разработанная опытно — экспериментальная программа и модель психологической поддержки личностного развития могут быть рекомендованы психологическим службам вузов в качестве одного из значимых направлений работы.

Достоверность результатов обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций, разнообразием фактологического материала, многообразием используемых методов, адекватных целям и задачам исследования, содержательным анализом результатов диагностических процедур, согласованностью теоретических положений и выводов, как между собой, так и с результатом эмпирического изучения. Надежность полученных данных обеспечивается достаточным объемом экспериментальной выборки.

Положения, выносимые на защиту:

— Личностное развитие студентов педагогического вуза возможно на всех этапах профессионализации при условии проведения специальной работы по осмыслению, рефлексии, выявлению способов и механизмов и изменению субъ-ектности;

— Процесс личностного развития студентов требует психологической самоподдержки и поддержки со стороны преподавателей и студентов вуза, направленных на конструирование их субъектной реальности, а так же на овладение механизмами и способами саморазвития;

— Психологическая поддержка студентов педагогического вуза, осуществляемая в рамках изучения психологических дисциплин должна быть: направлена на формирование качественно новых смыслов и целей, связанных с осознанием личностно развивающих возможностей учебной деятельности, а так же на развитие самоконтроля и самоорганизации их поведенияпроводиться поэтапно (диагностический этап, выявление проблемных зон, требующих изменения и совершенствованияпоисковый этап, апробирование влияния различных форм и методов учебной работы по психологическим дисциплинам на развитие личностиформирующий этап, осваивание личностно развивающих стратегий учебной деятельности и поведения, создающих условия для саморазвития и увеличения личностного ресурса в процессе субъект — субъектного взаимодействия с педагогом.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования докладывались и получили положительную оценку на научно-практических конференциях Ставрополя, Ростова-на-Дону, Армавира, Краснодара, Москвы. Данные исследования докладывались на заседаниях и научных семинарах кафедры психологии и аспирантских объединениях Армавирского государственного педагогического института.

Результаты исследования докладывались и получили одобрение на годичных собраниях Южного отделения РАО и региональных психолого-педагогических чтениях (Элиста, 1999; Майкоп, 2000; Ставрополь, 2001; Нальчик, 2002) — на Всероссийской конференции «Развивающаяся личность в системе высшего образования России» (Ростов-на-Дону, 2002) — на межвузовских, внутри-вузовских и региональных научно-практических конференциях, семинарах и совещаниях в период с 1998 г. по 2002 г.

Результаты исследования были внедрены в практику работы образовательных учреждений г. Армавира и психологической службы Армавирского государственного педагогического института.

Данные исследования докладывались на заседаниях и научных семинарах кафедры психологии и аспирантских объединениях Армавирского государственного педагогического института.

Результаты работы вузовского психолога с «группами поддержки», состоящими из педагогов, предстают как возможность реальной поддержки студента в процессе взаимодействия, как оптимизация взаимодействия с руководством и с коллегами, как приобретение навыков самоподдержки, что отражается на психологическом состоянии преподавателя и на результатах его труда.

Предложенная нами концепция создания системы психологической поддержки в реальных условиях современного образовательного процесса не требует введения новых кадров и дополнительных временных затрат. Она лишь конкретизирует, наполняет реальным содержанием превентивные формы работы психолога с педагогическим коллективом вуза и студентами. Такая концепция не имеет четко заданного характера, проста в исполнении и допускает большое количество авторских модификаций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблема становления личности, достаточно сложный, динамичный, противоречивый процесс. Начатый в последнее десятилетие пересмотр парадигм образования, переход от традиционного, авторитарного стиля взаимодействия педагога и учащихся к личностно развивающей парадигме осуществляется достаточно трудно, и до сих пор является только декларируемым и желаемым мифом. Но данная парадигма так и остается декларацией, если не будут пересмотрены образовательные технологии, взаимоотношения субъектов образовательного процесса.

В соответствии с выше изложенным усложняются требования к уровню сформированности профессионализма личности, профессионального сознания педагогов. Для того чтобы будущий педагог смог эффективно выполнять педагогическую деятельность, необходимо повышать их личностный, профессиональный уровень, который бы задавая ориентиры их профессиональности и определяющих стратегии, стиль жизнедеятельности на этапах вузовского образования.

Немало важную роль в становлении личностного развития будущего педагога в процессе обучения в вузе играет правильно организованная и проводимая психологическая поддержка личности студента.

В связи с этим, актуальным является вопрос разработки программы оказания психологической поддержки личностного развития студента в образовательном пространстве вуза. Проведенные нами исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Развивающаяся личность являлась и является объектом рефлексии отечественных и зарубежных психологов из-за неординарности подхода к изучению личности и ее структуре, развитию, формированию, и ее становлению. В отечественной психологии в качестве источника и движущей силы развития личности выступают противоречия, имеющие место в предметной деятельности и в общении с окружающими, основанных на принципе деятельностного опосредования, введенного JI.C. Выготским и обоснованным в трудах П. Я. Гальперина, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, С.Л. Ру-бенштейна, Д. Б. Эльконина и др.

2. Личностное развитие в период юности характеризуется специфическими особенностями, связанным с профессиональным обучением и необходимостью освоения новых социальных ролей в процессе личностного и профессионального самоопределения. Образовательное пространство педагогического вуза действительно выступает как детерминанта личностного развития студентов, что прослеживается в работах отечественных и зарубежных психологов. Мы считаем, что в силу противоречия и неоднозначности данного периода онтогенеза существует острая необходимость в оказании психологической поддержки и помощи становления и развития студентов.

3. В отечественной психологии актуализация проблемы психологической поддержки в развитии связано с процессами гуманизации образования. Поэтому процесс личностного развития может быть оптимизирован средствами психологической поддержки, осуществляемой как в рамках изучения учебных дисциплин психологического цикла, так и средствами психологического тренинга и дополнительных спецкурсов. Различные виды поддержки мы находим в работах зарубежных психологов: Б. ЛиннерАк-сельсон, И. Тюлефорс, К. Маклофин и др. В рамках данного направления поддержка рассматривается как одно из необходимых условий эффективности психо — социальной помощи и акцентирует внимание на формах оказания поддержки таких как: придание оптимизма, способность воспринимать себя и свою проблематичную ситуацию не как безнадежную, помощь в устранении чрезмерного чувства вины.

4. Проблемы личностного становления, проблемы личностного самоопределения, контроль над собой, саморегуляция, осознание субъективности, проблемы формирования самооценки являются важной составляющей личностного развития, осмысления собственной жизни, существенно влияют на выработку личностных позиций студентов. Психологическая поддержка личностного развития является востребованной самими студентами. Психологическая поддержка студентов, реализуемая с помощью проявления личного участия в переживании проблем, консультационной помощи по отдельным аспектам личностного самоопределения, саморегуляции, самопризентации (обычно имеющая в системе взаимодействия преподавателя, психолога и студента) может носить частновспомогательный характер.

5. На основе опытноэкспериментальной работы были выявлены целесообразные и эффективные способы оказания психологической поддержки студентам педагогического вуза на различных этапах профессионализации, в качестве которых могут выступать: введение в учебные дисциплины психологического цикла специальных заданий, направленных на саморефлексию, саморегуляцию, самоуважение, самоопределения и т. д., а так же тренинга личностного развития и спецкурса «Психологические поддержки личностного развития студентов».

6. Результаты доказывают эффективность разработанной программы и позволяют зафиксировать следующие изменения смысловой сферы личности студентов: развитие представлений о феномене психологической поддержки, о ее содержании, факторах и механизмахосознание особенностей функционирования механизмовТрансформация самоотношения в сторону большей осознанности Я, самоуважения, самоконтроляизменение представлений о конструктивности применяемых тактик и стратегий межличностного взаимодействия и возможностях осуществления самоподдержки.

Показать весь текст

Список литературы

  1. JI.O. Реализация идей личностно-ориентированного образования в негосударственном вузе. Автореф.канд. пед. наук. Ставрополь, 2000−30с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Активность и сознание личности как субъекта личности // Психология личности в социальном обществе. Часть 1. Активность и развитие личности. М., 1989.
  3. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980.
  4. Абульханова-Славская К. А. Стратегия человеческой жизни. М., 1991.
  5. Абульханова-Славская К. А. Принцип субъекта в философско-психологической концепции С. Л. Рубинштейна // Сергей Леонидович Рубинштейн. Очерки, воспоминания, материалы. М. 1989.
  6. Абульханова-Славская К. А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психол. журнал. 1994. № 4.
  7. А.Н. Тренинг как педагогическая технология становления самоотношения личности старшеклассника // Дис. канд. псих. наук. Ижевск, 1996.
  8. Ю.В. Условия динамики отношения к Другому и самоотношения взрослых пациентов в логопсихотерапии // Вопр. практической психологии. Вып. 11. Саратов: Изд-во Сарат. пед. ин-та., 1998. С. 26−29.
  9. .Г. О проблемах современного человекознания. М. 1977.
  10. Ю.Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л. 1969.
  11. П.Анисимова О. М. Самооценка в структуре личности студента. Автореф. дис. канд. псих. наук. Л., 1984.
  12. И.Г. Отношение к учебной деятельности старшеклассников и студентов как субъективная реальность. Автореф. канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 2000. 22 с.
  13. JI. И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности // Психологич. журнал. 1981. № 2.
  14. М.Анцыферова Л. И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. М. 1981.
  15. Л.И. Системный подход в психологии личности // Принцип системности в психологических исследованиях. М. 1990.
  16. В. Г. Единство содержательной и динамической сторон мотивации // Принцип системности в психологических исследованиях. М., 1990.
  17. В. Г. Личность и значимость побуждений. М., 1993.
  18. А. Г. Содействие ребенку развитие личности // Новые ценности образования. / Под ред. Н. Б. Крыловой. М., 1996. — Вып.6., С.39−44.
  19. А. Г., Братусь В. С., Зейгарник Б. В. и др. Некоторые перспективы исследования смысловых образований личности // Вопр. психологии. 1979. № 4.
  20. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М. 1984.
  21. А.Г. Психология личности. М. 1990.
  22. Ф.В. О силе «Я» и психологической защите // Вопр. психологии. 1969. № 2.
  23. Дж., Харрис М. Принципы психологии развития. М., 2000. -350 с.
  24. Ф.Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. В. Методика многостороннего исследования личности. М., 1976.
  25. В. М. Личность и условия ее развития и здоровья. С-Пб., 1995.
  26. В. М., Бурлачук Л. Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. Киев, 1978.
  27. В.А. Психология жизненного пути. С-Пб., 1994.
  28. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М. 1982.
  29. А.А. Личность и общение. М. 1983.
  30. ЗО.Бодалев А. А. Психология о личности. М. 1988.4 31. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. 1968.
  31. Л.В., Молчанова О. Н. Самооценка в возрасте второй зрелости // Вестник Моск. Ун-та сер. 14. Психология. 1996. — № 4. — С. 45−56.
  32. М.В. Личностный рост. М., 1998.
  33. Л.В., Видинска Л. Притязания и самооценка. Вест. Моск. Ун-та. Сер. Х1У. Психология. 1983. № 3.
  34. .С. Аномалии личности. М.: «Мысль». — С. 67−74.i Зб. Братусь Б. С. Опыт обоснования гуманитарной психологии // Вопросыпсихологии. 1990. № 1.
  35. С.Л., Миронова М. Р. Личностный рост и его критерии // Психологические проблемы самореализации личности. / Под ред. А. А. Крыловой, Л. А. Коростылевой. С-Пб, 1997.
  36. А. В. Проблема психологии субъекта. М., 1994.
  37. А. В., Темнова Л. В. Интеллектуальный потенциал личности и решение нравственных задач // Психология личности в условиях социальных изменений. М., 1993.
  38. Л. Ф. Психодиагностика личности. Киев, 1979.
  39. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989.
  40. Ф.Е. Психология переживания. М. 1984.
  41. Ф.Е. Уровни построения переживания и методы психологической науки // Вопр. психологии. 1988. № 5.
  42. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. / Под ред. О. С. Газмана. М., 1996.
  43. Т.Л. Личностное консультирование подростков как вид психологической помощи // Психологическая наука и образование. 1997. № 1.-С.88−92.
  44. В.М. Особенности саморегуляции как факты психологической устойчивости в критических условиях. Дисс. Киев, 1990.
  45. М.Р. Психология личностного самоопределения. Дисс. М., 1996.
  46. Т.П. Личностное консультирование подростков как вид психологической помощи // Психологическая наука и образование. 1997. № 1. -С.92−97.
  47. Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.
  48. Л.Я., Алешина Ю. Е. Взаимосвязь отношения к себе и другим // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. XIУ. Психология. 1982. № 4.51 .Григорьева Т. Г. Основы конструктивного общения. Новосибирск, 1997.
  49. Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности. / Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. С-Пб., 1997.
  50. К., Гроф С. Неистовый поиск себя. Руководство по личностному росту через кризис трансформации. М., 1996.
  51. Гуманистические проблемы психологической теории. М. 1995.
  52. А.Г. Особенности признания самого себя студентами вуза в зависимости от половой принадлежности: Автореф. .канд.психол. наук. М., 1981.-С. 19.
  53. В. В. Личностью надо «выделаться» // С чего начинается личность? М., 1979.
  54. В. В. О понятии личности в современной психологии // Психологии. журнал. 1988. № 4.
  55. В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
  56. А. А., Старовойтенко Е. Б., Кривокулинский А. Ю. Реализация концепции «Я» в системе жизненных отношений личности. М., 1993.
  57. А.А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М. 1993.
  58. А.А., Старовойтенко Е. Б., Кривокулинский А. Ю. Реализация концепции «Я» в системе жизненных отношений личности. М. 1993.
  59. И.Б., Коростылева JI.A. Некоторые аспекты самореализации // Психологические проблемы самореализации личности. /Под ред. А. А. Крылова, J1.A. Коростылевой. С-Пб., 1997.
  60. Л.Г. Ценностные ориентации на различных этапах развития личности. Дисс. С-Пб., 1995.
  61. К.Ф., Ериф М. М., Эткинд A.M. Кризисы в развитии индивидуальности и стратегия психологической помощи // Психологические проблемы индивидуальности. Вып. 3. Л.-М., 1985. С.287−292.
  62. До донов Б. И. Эмоциональные типы, типичность и гармоническое развитие личности // Вопр. психологии. 1978. № 3.
  63. Л. Я. Метаиндивидуальный мир. М., 1993.
  64. Е.Л. Механизмы психологической защиты от манипулятивного воздействия. Дисс. М., 1993.
  65. Е.П. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.: МГУ, 1996.
  66. И.В. Формирование личности старшеклассника. М. 1989.
  67. Жизненный путь личности. Киев. 1987.
  68. А.В. Психология формирования самооценки. Минск, 1993.
  69. И.М. Формирование личности старшеклассников в общении. Дисс. М., 1982.
  70. JI.H. Личностные особенности, стили поведения и типы профессиональной самоидентификации у студентов педвуза // Вопросы психологии, № 2, 1991. С.60−66.
  71. В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М. 1991.
  72. М.А., Мастеров Б. В. Саморегуляция во взаимодействии // Введение в практическую социальную психологию. / Под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. М., 1997.
  73. Э. В. Что же такое личность? // С чего начинается личность? М., 1979.
  74. Е.П. Эмоции и чувства. СПб., 2001. 752 с.
  75. Ю.В. Психология успеха: как влиять на людей и управлять собой: Заруб. Опыт: Советы выдающихся менеджеров и психологов по руководству людьми. М., 1992.
  76. Г. Л. Личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия и основные тенденции ее развития // Психотерапия: то теории к практике. С-Пб, 1997. С.81−87.
  77. М.С. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений. М., 1988.
  78. В. К. Волевая регуляция деятельности. Тбилиси, 1989.
  79. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.
  80. Т.Б. Изменения образа «Я» в ситуациях жизненных перемен // Автореф.канд. психол. наук. М. 1989.
  81. В., Трусов В. П. Исследование возможности коррекции неадекватной самооценки подростка // Вопросы психологии. 1980. № 3. С. 130−133.
  82. П.В. Альтернативные возможности колледжа как фактор формирования профессионально-педагогической направленности студента. Автореф. канд. пед. наук. Волгоград, 1997. 22с.
  83. И.И. Формирование готовности студентов к личностно ориентированному педагогическому взаимодействию. Автореф. канд. психол. наук. Ставрополь, 1998. -22 с.
  84. А. Г. Психология личности. Изд. 3-е. М., 1970.
  85. В.И. Психологические особенности личностной организации времени жизни. Автореферат канд. дисс. М. 1979.
  86. М.Г. Динамика оценочных отношений личности к себе и другим: Автореф. дис. канд. псих. наук. Киев, 1978.
  87. А.К. Развивающаяся личность и педагогические технологии. С-Пб., 1992.
  88. Кон И. С. Открытие «Я». М., 1978.
  89. Кон И. С. Категория «Я» в психологии // Психол. журнал. 1981. № 3.
  90. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989.
  91. О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М., 1980.
  92. А.Ф. Особенности индивидуального психологического консультирования как диалогического общения. Дисс. М., 1993.
  93. Е.Ю. Психология адаптации педагогов к профессиональной деятельности. С-Пб., 1996.
  94. Л.А., Коржова Е. Ю., Королева Н. Н. Самореализационный потенциал педагога и развитие личности учащегося. С-Пб., 1996.
  95. .Б. Творческое мышление, восприятие и личность. СПб. 1996.
  96. Г. С. Некоторые вопросы взаимосвязи воспитания и развития личности ребенка// Вопр. психологии. 1956. № 5.
  97. И.Б., Шиянов Е. Н. Педагог: профессия и личность. Ростов н /Д., 1997.
  98. И.Б., Шиянов Е. Н. Социализация и воспитание. Ростов н/Д., 1997.
  99. Л., Холл Дж. Психология юности. СПб., 2000. 547 с.
  100. Г. Психология развития. СПб, 2000. 992 с.
  101. А.А., Кроник Е. А. Психология человеческих отношений. М.1998.
  102. А.И. Об изучении и формировании свойств личности студента // Студент на пороге XXI века. М. 1990.
  103. Ф. Имидж бизнесмена: Практ. Пособие. М., 1996.
  104. Н.В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности (Международная академия акмеологических наук, НИИ проф.-тех. образ., НИИ Центр развития творчествава молодежи. СПб.- Рыбинск, 1993.
  105. Г. М. психология внутреннего диалога. Минск., 1988.
  106. М.В. Психологический вампиризм. Р./Д., 1996.
  107. Р. Расколотое «Я». М. 1995.
  108. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. 1975.
  109. Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке // Вопросы психолгии. 1989. № 3. С. 11−21.
  110. Д.А. Тест смысложизненных ориентаций. М., 1975.
  111. Д.А., Пилипко М. В. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования//Вопросы психологии. 1995. № 1. С.97−110.
  112. Л.В. Педагог как объект научной психологии. Ставрополь, 2000. 189 с.
  113. А.И. Самооценка школьника. М. 1976.
  114. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды. /Сост. Ю. Н. Кулюдкин, Г. С. Сухобская. С-Пб., 1996.
  115. И.Е. Психологическая поддержка адаптации студентов в техническом вузе. Дисс. Ставрополь, 2000.
  116. Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь // Принцип развития в психологии. М. 1978.
  117. . Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
  118. .Ф. Личность как продукт и субъект общественных отношений // Психология личности в социалистическом обществе. М. 1989.
  119. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М. 1984.
  120. .Ф. О системном подходе в психологии // Вопр. психологии. 1975. № 2.
  121. В.В. Образ-Я как детерминанта профессионального роста личности студента. Автореф. канд. психол. наук. Ставрополь, 2000. 18с.
  122. Магомед-Эминов М. Ш. Трансформация личности. М., 1998.
  123. B.C. Оценки и самооценки в структуре индивидуальности.
  124. Р. А. Влияние психической напряженности на процесс общения с учащимися // Психология учителя. М., 1989.
  125. А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
  126. А. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997.
  127. B.C. Проблемы экспериментальной психологии личности. щ Пермь, 1970.
  128. Э. Психотерапия как духовная практика. М., 1997.
  129. Мир Г. Опыт преодоления кризисов жизни. М., 1996.
  130. JI.M. Учитель как личность и профессионал. М., 1994. 216 с.
  131. С. Социальное представление: исторический взгляд. Пси-хол. журнал. 1995. № 1.
  132. А. В. Общение как фактор воспитания школьников. М., 1984. Г 146. Мухина В. С. Проблемы генезиса личности. М., 1985.
  133. B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 1998.
  134. М.И. Атрибуция успеха и неудачи в процессе межличностного познания в группе. Автореф.канд. психол. наук. М., 1986.
  135. Новые ценности образования. Забота поддержка — конструирование. Вып. 6. М., 1996.
  136. Л. Ф. Возрастная психология. М., 1996.
  137. Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологического консультирования. М., 1989.
  138. В.А. Словарь русского языка. М., 1982.
  139. А. Б. Проблемы перестройки психолого-педагогической подготовки учителя // Вопросы психологии 1998. № 1.
  140. А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М., 1995.
  141. Основы общей и прикладной акмеологии. М. 1995.
  142. Огайо, США) Российско-Американский центр экол. образования (Россия и СНГ) //Вестник АсЭкО. — 1995. — № 3. — С. 9−40.
  143. Д. В. Рациональная психотерапия. М., 1975.
  144. С. Р. Методика исследования соотношения. М., 1993.
  145. С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М.: МГУ, 1994.
  146. С.Р., Зимачева Е. М. Способы вербальной презентации образа «Я» и самоотношения субъекта // Психологическое образование, 1997, № 2.
  147. Практикум по общей и экспериментальной психологии./ под ред. Крылова А. А., С/П., 2000.
  148. И.И. Практикум по психодиагностике. М., 1998.
  149. Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М., 1982.
  150. JI.A. Компетентность в общении. М., 1990.
  151. А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М., 1998.
  152. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.
  153. А.В., Ярошевский М. Г. История психологии. М. 1994.
  154. А.В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М., 1998.
  155. В. А. Психология неадоптивной активности. М., 1992.
  156. В. А., Калиненко В. К., Котова И. Б. Личностно развивающее взаимодействие. Ростов н/Д., 1993.
  157. В.А. Личность в психологии. Ростов-на-Дону. 1990.
  158. В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону, 1996.
  159. В.А. Личность: феномен субъектности. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 1993. 66 с.
  160. М. Личностное знание. М., 1986.
  161. В.В. Психологическая подготовка студентов педагогического вуза к осуществлению личностно-развивающего образования. Автореф. канд психол. наук. Ставрополь, 2001. 20 с.
  162. Проблемы психологии личности. М., 1982.
  163. Психическая саморегуляция. Сб. Статей. Алма-Ата, 1973.
  164. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории / Под ред. А. В. Брушлинского. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1997. 576 с.
  165. Психологическая поддержка в вузе («Круглый стол») // Психологический журнал. 1994. № 5.
  166. Психология личности: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., 1982.
  167. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. П. Карвасарского. СПб., 1998.
  168. Л. Становление образа жизни с детского до юношеского возраста // Психология личности и образ жизни / Отв. ред. Е. В. Шорохова. М., 1987. С.132−137.
  169. Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000. 624 с.
  170. А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб. 1999.
  171. А.А. Психология познания педагогом личности учащихся. М., 1990.
  172. Т. Е., Резник Ю. М. Жизненные стратегии личности // Социс. 1995. № 12. С.100−110.
  173. Н.И. Личность как предмет психологического анализа. Харьков. 1974.
  174. Н.И. Психолого-педагогические проблемы формирования личности в учебной деятельности. М. 1988.
  175. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.
  176. В. М. Психология и культурное развитие человека. М., 1994.
  177. М. М. Смысл жизни. СПб. 1925.
  178. С. JI. Проблемы общей психологии. М., 1986.
  179. В.В. Основы социо-генетической психологии. М.-Воронеж. 1996.
  180. Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. Дубровиной И. В. М., 1997.
  181. В.М. Некоторые положения специальной теории индивидуальности человека // Принцип системности в психологических исследованиях. М. 1990.
  182. З.И. Личность. Личностное развитие. Профессиональный рост. Краснодар, 1995. 170 с.
  183. В. В. Рефлексия проблемных жизненных ситуаций в юношеском возрасте. Автор. К.пн. М., 1996.
  184. Н.М. Методология и технология профессиональной подготовки социальных педагогов в вузе. М., 1999. 108 с.
  185. Р.Б. Психологические факторы формирования самоотношения личности // Дис. канд. психол. наук. Новосибирск, 1998.
  186. А.Н. Личностные особенности интерпретирования субъектом авторских концепций. Автореферат канд. дисс. М., 1993.
  187. В.А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997. -224с.
  188. В. И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопросы психологии. 1986. № 6. С. 14−22.
  189. В. И. Реальность субъективного духа // Человек. 1994. № 5. С. 21−25.
  190. В. И., Исаев Е. И. Психология человека. М., 1995.
  191. В. И., Цукерман Г. А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. 1996. № 5. С. 38−50.
  192. В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопросы психологии. 1986. № 6. С. 14−22.
  193. В.И., Исаев Е. И. Психология человека: введение в психологию субъективности. М. 1995.
  194. Ю. А. Психологическая диагностика и выбор психотерапевтической поддержки подросткам и юношам // Вестник психосоциальной и корреционно-реабилитационной работы. 1995. № 3 С. 13−20.
  195. И. В. Особенности личностного самоопределения старшеклассников // Вопросы психологии. 1998. № 7.
  196. В. С. Динамика ценностных ориентаций в старшем школьном возрасте. М., 1997.
  197. Собчик J1.H. Методы психодиагностики. М. 1990.
  198. О. С. Возможности самореализации личности в контексте психологии инновации // Психологические проблемы реализаций личности / Под ред. А. А. Крылова, J1. А. Коростылевой. СПб., 1997.
  199. Сознание личности в кризисном обществе. М., 1995.
  200. Е.Т. Проективные методы исследования личности. М. 1980.
  201. Н.Е. Практикум по общей психологии. Р./Д., 1999.
  202. Социально-психологические и нравственные аспекты изучения личности. М., 1968.
  203. Становление личности учителя профессионала: проблемы и перспективы: Тезисы докладов XII научно-практической конференции вузов Юга России. Ставрополь, 1993. 82 с.
  204. Е.Б. Жизненные отношения личности. Киев. 1992.
  205. Стиль жизни личности. Теоретические и методологические проблемы. Киев. 1982.
  206. В.В. Самосознание личности. М. 1983.
  207. В.В., Пантилеев С. Р. Опросник самоотношения // Практикум по психодиагностике: Психодиагностические материалы. М., 1988.
  208. Субъект и социальная компетентность личности. М., 1995.
  209. Тарабаркина J1.B. Практикум по курсу: Психология человека. М., 1985.
  210. Н.В., Лазебная Е. О. Синдром посттравматических стрессовых нарушений: современное состояние и проблемы // Психол. журнал. 1992. № 2.
  211. В.А. Психология в субъектном измерении. Монография. -Киев: Видавничий центр «Просвита», 1996, С. 404.
  212. Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974.
  213. А. В. Возрасты жизни. М., 1988.
  214. Тренинг уверенности и контакта в группе / Под ред. Ромек В.
  215. И.А. Самореализация как фактор успешности деятельности аспирантов: Автореф.канд. псих. наук. Л.: ЛГУ, 1983.
  216. Н. Г. Доверительное общение основа психотерапии. Дисс. М., 1997.
  217. Д., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. / Выпуск 2. М.: Изд-во Российского открытого университета, 1992. 136 с.
  218. Д.И. Психология развития личности в онтогензе. М. 1989.
  219. Т. В. Синдром «эмоционального сгорания учителя» // Вопросы психологии. 1994. № 6.
  220. В. Доктор и душа. СПб., 1997.
  221. В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
  222. Дж., Фрегер Р. Личность и личностный рост. Вып. 1, 2, 3, 4. М., 1994.
  223. Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.
  224. Н.Е. Самоутверждение личности: введение в проблему // Психология личности в условиях социальных изменений. М. 1993.
  225. Н.Е. Сопоставление смысловых характеристик целепо-лагания у личности с консервативой и радикальной установкой // Пси-хол.журнал. 1994. № 2.
  226. X. Мотивация и деятельность. М., 1986.
  227. К., Линдсей Г. Теории личности. М., 1997.
  228. К. Наши Внутренние конфликты. СПб., 1997.
  229. Л. А. Самореализация личности как предмет философского исследования: Автореф. канд. лис. М., 1992.
  230. Человек в мире диалога // Тезисы докладов и сообщений. Л., 1990.
  231. В.Э. К вопросу о психологической сущности устойчивости личности // Вопр. психологии. 1978. № 2.
  232. А.Г. Психологическое обеспечение личностно-ориентированного образования в педагогическом училище. Автореф. канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 1999. 23с.
  233. Ш. Н. Проблема мотива волевого поведения. Автореф. дис.. док-т. психол. наук. Кутаиси, 1955.
  234. В.Д. Деятельность и способности. М., 1994.
  235. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. -М.: «Наука». 1982. 173 с.
  236. А.О. Развитие профессионального самосознания практического психолога образования в процессе обучения в вузе. Автореф. канд. психол. наук. Ставрополь, 2000. 20с.
  237. И. Е. Внушение в педагогическом процессе. Дисс. М., 1973.
  238. И. Е. Использование саморегуляции в учебных целях // Психическая саморегуляция / Под ред. А. С. Ромен. Алма-Ата, 1973.
  239. Е.В. Некоторые методологические вопросы психологии личности // Проблемы личности. М., 1969.
  240. Е.В. Проблема «Я» и самосознание // Проблемы сознания. М., 1966.
  241. Э. Анти-Карнеги, или человек манипулятор. Минск, 1992.
  242. Е. Н., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов н/Д, 1995.
  243. В.Е., Взятышев В. Ф., Романкова Л. И. Инновационное образование: идеи, принципы, модели. М., 1996. 65с.
  244. Е. А. Психологические закономерности развития личности в старшем школьном возрасте. Дисс. М., 1983.
  245. Э. Юность: кризис идентичности. М., 1996.
  246. В.А. Диспозиционная концепция личности. Социальная психология. Л. 1979.
  247. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М. 1996.
  248. Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности. -М., 1997.1. V 1 V 11. курс II курс III курс IV курс
  249. Коммуникати деловые игры За. cd
Заполнить форму текущей работой