Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Концепт права в русской культуре

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рассмотренные в исследовании аспекты-смыслы-характеристики составляющих культурологического наполнения правового концепта играют важную роль в постижении природы права. В процессе их осмысления, детального анализа и дескрипции, когнитивного проникновения в сущность, структурируется идеациональное право, эксплицируется образование и селекция совершенного и его интереиоризация, что способствует… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Методологические проблемы культурологических исследований феномена права
    • 1. 1. Культура и право (семантико-морфологическое определение взаимосвязи)
    • 1. 2. Концепт и концептологический метод
    • 1. 3. Концептуализация права в модусе блага (аксиологический смысл права)
    • 1. 4. Концептуально-аксиологическое поле концепта права
  • ГЛАВА. 2. Структура концепта права
    • 2. 1. Концепт и право в контексте культуры
    • 2. 2. Этимологический слой концепта права
    • 2. 3. Исторический слой концепта права
    • 2. 4. Активный слой концепта права

Концепт права в русской культуре (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В современный момент российской истории — в условиях значительных изменений в государственной политике, нестабильности и переосмысления ценностей общества, расширения взглядов на государство и право, их социальное значение, вопрос о месте и роли права в культуре общества, его смысловом наполнении видится закономерно актуальным.

Наряду с позитивными переменами в общественной жизни, правовой и судебной реформами, вместе с закреплением в конституции страны статуса правового государства, имеют место политические просчеты и ошибки, непродуманность реформаторских преобразований, сложность и непредсказуемость социальных процессов, ведущих к утрате действенности ценностных ориентаций в правовой сфере как на уровне принятия государственных решений, так на уровне правового поведения граждан и, как следствие, неоправданным материальным, духовным и людским потерям. Следует признать, что «право не стало безусловной составляющей культуры"1 и это определяет острую необходимость укрепления идеи права в обществе, потребность нового правопонимания в широком спектре подходов, убедительности в обосновании его ценности, реальности и эффективности практических шагов в реализации передовых правовых идей, развитии ценностного сознания, общей и правовой культуры, укреплении правоохранительной системы. Господствовавшее ранее позитивистское определение права как совокупности действующих в государстве принудительных норм, отождествление его с законом уже не может удовлетворять российское общество2, препятствует его развитию. Необходимо установление качественного (аксиологического) содержания закона на основе идеи права, определения чему и как он служит, то есть рассмотрение права как явление культуры.

Возрастание роли права как регулятора разнородных отношений определено не только диалектикой общественного развития, субъективно-объективным.

1 См. Марача В. К. Социокультурный анализ институциональных аспектов политико-правового пространства Методологические проблемы. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.ф.н. М., 2004.

2 См. подробнее. Мальцев Г. В. Понимание права. Подходы и проблемы. М., 1999; Нерсесянц B.C. Философия права. М&bdquo- 1997. противоборством между интересами личности, общества, государства под влиянием западной культуры, но и объективной потребностью общества в эффективном средстве разрешения конфликтов, как факторе обеспечения его культурного развития. Однако новая прогрессивная парадигма права в условиях плюрализма мнений испытывает в настоящее время серьезные трудности в формировании и утверждении, учитывая стереотипы «советского» псевдосоциалистического периода истории страны с гиперфункцией государства, материалистическим, классово-патерналистским подходом и октроированными правами и свободами, догматизированной идеологией, не способствовавшими развитию аксиологического содержания права.

Однако и существующая в настоящее время система управления обществом, могущая быть охарактеризованная как псевдокапиталистическая, сохранившая пороки старой системы, с гипертрофированной степенью свободы, с явно недостаточным уважением и непониманием права и правового закона, запутанностью и противоречивостью законодательства, более дискредитирует и девальвирует право, чем к нему приближает. Подлинные ценности правовой культуры размываются и порой исчезают. Существующие представления о бытующих ценностях аморфны, эклектичны, безосновательны и противоречивы, иерархия их субъективна и эгоистична. Существующие аксиологические концепции не в полной мере обеспечивают практическую деятельность по наполнению правовых явлений ценностным смыслом и значимостью. Представления о праве как о ценности и явлении культуры не получают достаточной позитивной подпитки ни на практическом, ни на теоретическом уровнях, что служит серьезным препятствием развитию правового сознания и выхода страны из кризиса. Данное обстоятельство может быть объяснено мировоззренческим хаосом, противоречивостью реализации новых идей, отсутствием надлежащей государственной идеологии и правовой политики, допускающей ущемление национальных и индивидуальных интересов большинства населения страны. Поэтому обращение к философскому, метафизическому, культурологическому осмыслению важнейших социальных феноменов, расширяющему мировоззрение, закономерно и оправдано. Как отмечает В. А. Бачинин, «философии свойственно рассматривать правовые феномены в контексте многообразных социокультурных реалий и выявлять их сверхъюридические смыслы. Ее не страшит то обстоятельство, что множественность этих смыслов и скрывающихся за ними причин бесконечна. Философию интересуют предпосылочные знания не столько о самом праве, сколько о том, без чего оно не может быть самим собой"1, то есть сопредельные с ним области. В этом контексте находятся цивилизация, культура в ее мифологических, религиозных, нравственных формах, с которыми право связано генетически, государственность, нормы, ценности и смыслы, определяющие содержание права, сознание и мотивация поведения человека. Теперь на повестке дня утверждение, что иррациональное отнюдь не противоречит рациональному, что они дополняют друг друга и нужен синтез двух способов ведения мира. Такое взаимодействие становится особенно необходимым в кризисный период развития общества, при смене культурных парадигм. Современные знания психологии и философии о природе человека, природе его смыслов в которые он погружен незначительны. Поэтому, «основная задача культуры снабдить человека системой смыслов для ориентирования в окружающем мире. Это осмысление действительности происходит одновременно в двух пересекающихся направлениях: наделением смысла окружающего мира и поиск собственного смысла» .

Как отмечал Н. М. Коркунов, право всегда являлось предметом философского, то есть сверхчувственного познания, а философия права рассматривалась как метафизическое учение об абсолютных основаниях права3. Свою задачу метафизика видит в том, чтобы получить представления о сверхчувственной реальности путем логического оформления интуитивных предположений и посредством размышлений и рассуждений обосновать эти предположения, убедить себя в их истинности. «Метафизика ориентирует исследователей на то, чтобы рассматривать право в контексте трансцендентных первоначал бытия и.

1 Бачинин В. А. История философии и социологии права. СПб., 2001. С. 24.

2 См. Бородавкин С. В. Гуманизм и гуманность как два языка культуры. СПб., 2004.С.62−63.

3 Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. СПб., 2003.С.16. трансцендентно-априорных структур духовного опыта"1 и в отличие от позитивизма только и способна воспринимать высшие ориентиры. При этом, как считает.

С.С.Алексеев, «сейчас становится все более очевидным, что научная правовая мысль по „основным запросам эпохи“ не сможет сколько-нибудь существенно продвинутся вперед, если по прежнему так и останутся пребывать на далекой инстанции друг от друга, с одной стороны, практическая юриспруденция юридический позитивизм) — отрасль знаний по принятым меркам невысокого науковедческого уровня, а с другой — философия права, оперирующая категориями 2 высшего смыслового порядка» .

В эпоху постмодерна попытка соединить многочисленные подходы гностизации права предпринимаются в идеях интегративного-системно-интеллектуального-холистического права. Но и они являются недостаточными в виду не возможности охватить всю необъятность, многогранность и полисемантичность права. Поэтому для его постижения необходимы наиболее прагматико-реальные методики, максимально стремящиеся к целому, подлинному смыслу. Как отмечал Е. Трубецкой «если мы разобьем картину на куски, она лишается смыслаесли мы разобьем статью на куски, она лишается смысла. Только целостный организм имеет смысл. Если мы отрежем от организма часть, то он умирает, потому, что он бессмыслен, поскольку таково органическое единство мира». В праве особенно важен смысл, но не сиюминутный и временный, а смысл как сгусток смыслов, цель, включающий не только норму, но правовые, нравственные, абсолютные смыслы-идеалы, справедливость, добродетельность, гуманность, мудрость. Это обусловлено последствиями принятых правовых решений для культуры общества, так как от него зависят судьбы и благополучие людей, благо общества и государства. Такой цельный смысл дает такой подход к праву, где оно рассматривается, в первую очередь, как явление культуры, как, например, его концепт — первообраз в смысловом сгущении, сформированный под влияниями исторического прогресса и культурного творчества и обязанный,.

1 Бачинин В. А. История философии и социологии права. СПб., 2001. С.ЗО.

2 Алексеев С. С. Иммануил Кант и проблемы права в современную эпоху. М., 1998.С.408−409.

3 См. Трубецкой Е. Н. Избранные произведения. Ростов — на — Дону, 1998. поэтому, находиться в рамках культуры. «Культурное творчество означает совершенствование человеческой природы и воплощение в жизни идеальных ценностей и, в качестве такового, есть само по себе высшая и самодовлеющая цель 1 человеческой деятельности» .

Подлинная взаимосвязь культуры и права изучена явно недостаточно. Культура же определяет уровень духовности народа-общества, является целью его развития и существования, источником формирования его идеалов и целей. Как утверждал Ф. М. Достоевский, человечество не может без идеалов. Согласно Н. Н. Алексееву, «идеал справедливого права всегда должен считаться нами, как достижимый. Справедливый правопорядок есть единственно возможное, нормальное и здоровое состояние права. Всякий правовой организм нормально должен быть справедливым, и в нем должен, следовательно, присутствовать правовой идеал. Обусловливающее его здоровое правосознание и лежащее в его основе правильное сознание ценностей не суть какие-то запредельные свойства, о которых можно только мечтать. Духовная жизнь, как условие здорового права, есть не потусторонняя человечеству задача, но, в сущности, единственно правильный способ его существования» .

Главная цель культуры — формирование духовного мира человека, его мировоззрения и мироощущения (логическо-эмоциональной картины мира). И поэтому «понятен процесс, когда на смену периоду эмансипации права от других форм культуры приходит время воссоединения права с целостной культурой человечества, выдвигается концепция «живого права», в которой оно предстает мерой культурного развития общества"4.

Крайностями во взглядах можно считать точки зрения, что «русская интеллигенция никогда не уважала права, никогда не видела в нем ценностииз всех культурных ценностей право находилось у нее в наибольшем загоне"5, а русских.

1 Франк С. Л. Сочинения. Этика нигилизма. Минск-Москва, 2000. С. 113.

2 Культура первична по отношению к экономике, политики, права и морали. См. Выжлецов Г. П. Аксиология культуры. СПб., 1996 С. 65.

3 Алексеев Н. Н. Основы философии права. СПб., 1999. С. 224.

4 См. Бородина М. И. Ментальные компоненты правовой культуры.(социально-философский аспект). Автореферат диссертации на звание к.ф.н.Волгоград, 2004. С. 7.

5 Кистяковский Б. А. В защиту права, (интеллигенция и правосознание). Вехи из глубины. М., 1991. С. 123 народ подвержен природно-правовому нигилизму. Элементы данных тенденций обусловлены, на взгляд автора, историческими особенностями развития права в России, отсутствием достаточного должного экзистенциального, репрезентативно-экземплицитного опыта, философского обоснования в правоприменении в ходе российского государственного строительства, в котором право было бы не только запретительно-карательным инструментом, но проявляло бы свои достоинства, свой действительный потенциал в подлинном, высоком понимании и возможностях эффективного, убедительного и безусловного регулятора общественных отношений, несущим людям ощущение культуры. Этому способствовали так же и исторические особенности политического, экономического и культурного развития страны, приступившей к настоящим правовым реформам лишь в конце XIX века, но не получившей должного развития правовой мысли в течение более 70 летнего социалистического периода. Государство, именующее себя, согласно Конституции, правовым, что подразумевает верховенство права, обязано иметь четкое представление о нем как ценности и явлении культуры, иметь правовой идеал. По мысли Ф. М. Достоевского, русский народ обладает громадным культурным потенциалом-ресурсом: «.судите наш народ не потому, чем он есть, а потому, чем желал бы стать. А идеалы его сильны и святы."1, а так же: «наш народ всегда хочет быть одушевлен высшею мыслью». С другой стороны, под акцентом на освоение западных норм и ценностей в современной российской действительности создается угроза утраты самобытности русской культуры, ее высоких образцов. Поэтому борьба за «новое право» и «право» в точном смысле слова, его положительный образ с учетом национальных особенностей продолжает оставаться злободневной задачей и таковой будет еще длительное время.

При этом ключевое место в формировании подлинного права и правой культуры в государстве, связанном правом, занимает суд. Становление судебной системы, ее авторитет невозможен без укоренения нового понимания права, изменения правосознания судейского корпуса, что в значительной степени зависит по прежнему от факторов правового контекста: ситуации в стране, развития.

1 Достоевский Ф. М. «Дневник писателя». По книге Собрание мыслей Достоевского/ Сост. М. Фырнин М., 2003.С. 193.

2 Достоевский Ф. М. Запись к «Дневнику писателя» 1876−1877. Там же. С. 227. политико-правовой и философской мысли и убедительной теории, эффективности работы правоохранительной системы, от реализации задачи придания высокого значения не только закону, но в первую очередь праву, точно очерченных его ориентаций и идеалов, как составляющих национальной идеи и интересов, правовой политики и идеологии, учет национальных культурных особенностей, современной социокультурной динамики, возвышения роли правосудия.

Как утверждал Б. Кистяковский, «суд не может занимать того высокого положения, которое ему предназначено, если в обществе нет вполне ясного сознания его настоящих задач1, и, продолжая мысль, нет адекватной современным экзистенциалиям парадигмы концепции права. Как справедливо считает А. И. Лукьянов, «философия права должна выработать адекватную нынешним вызовам государственно-правовую идеологию, определить ценности, вокруг которых можно было бы объединить нацию, Россию». Но главной ценностью должно стать само право и для этого нужно его понимание как объективной, жизненно необходимой и обязательной части культуры, как ее средство и цель. Для этого следует наполнить понятие права Не только правовым, но и культурологическим содержанием, его адекватно концепировать. «Философия права должна показать те общие пути, те принципы, при помощи которых абсолютная идея права как часть общемирового этического порядка реализуется в окружающей нас среде и в истории культуры"3. Такая задача достижима в продолжение и развитие лучших русских традиций и достижений философской мысли, высоких идей, актуализации русских святынь, как ядра национальной культуры, замысла права.

С этой целью необходимо обратится к трудам русских мыслителейюристов рубежа XIX—XX вв.еков Н. Н. Алексеева, Н. А. Бердяева, Б. П. Вышеславцева, И. А. Ильина, Б. А. Кистяковского, С. А. Муромцева, П. И. Новгородцева, С. Л. Франка и др., поскольку идея своеобразия русского образа права представлениях способствовала развитию оригинальной модели правовой культуры. «Русская Кистяковский Б. А. В защиту права. Вехи из глубины. М., 1991.С. 148.

2 Лукьянов В. Г. Философия права. Почему именно сейчас оказалось востребована эта наука // Криминал. № 19. 0ктябрь.2000. С. 7.

3 Михайловский И. В. Очерки философии права / по книге История философии права. СП6. Д998.С.521 философия права сформулировала принципы живого права, в котором оно есть не только «проявление культуры, выраженное в законах», но подчеркивала религиозный и ценностной его характер, тесную связь с нравственностью. И это понимание во многом совпадает с современным пониманием интегрированного права, в котором политика и мораль синтезированы на основе истории и религиозных ценностей1. Характерный для русской религиозной философии права целостный подход в наши дни может быть реализован на стыке философии, социологии, психологии, когнитологии, лингвистики и других гуманитарных наук, на основе тех средств, которые представляет комплексный культурологический подход.

Степень разработанности проблемы. Категории концепта в рамках культурологических исследований феномена права следует предоставить особое место. Многообразные теоретические и практические проблемы, связанные с изучением концептов, привлекают внимание многих исследователей в области философии, логики, психологии, лингвистики, культурологи, как за рубежом (Р.П.Абельсон, А. Вежбицкая, Ф. Гваттари, Ж. Делез, Р. Джакендофф, Дж. Лакофф, Р. И. Павиленис, и др.), так и в нашей стране (Ю.Д.Апресян, Н. Д. Арутюнов, С. А. Аскольдов, А. П. Бабушин, Е. Н. Демидова, В. А. Звегинцев, А. А. Залевская, В. И. Карасик, Ю. Н. Караулов, Е. С. Кубрякова, Д. С. Лихачев, С. Х. Ляпин Ю.С.Степанов, Е. Ф. Тарасов, В. Н. Телия, Л. О. Чернейко и другие).

В лингвокультурологическом контексте концепт рассматривался рядом современных исследователей в рамках работ, посвященных анализу отдельных концептов или их отдельных признаков. Рассматривая концепты в качестве факта культуры, Ю. С. Степанов, например, характеризует их как «сгустки культурной среды», как «основные ячейки культуры в ментальном мире человека», Л. О. Чернейко как «культурные гены, входящие в генотип культуры».

1 Осипов В. Д. Философия права. СПб., 2000.С.7.

2 См., например, Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. М., 1997; Тарасов Е. Ф. Язык как средство трансляции культуры. М., 1999; Ильин M.B. Слова и смыслы. М., 2002; Леонтьева Э. О. Философские основания концептуализации социальной реальности М., 2002; Токарев Г, В. Концепт как объект лингвокультурологии (на материале репрезентаций концепта «Труд» в русском языке). Волгоград., 2003; Попов С. Н. Правовая эммотивностьот феномена к философскому концепту. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к. ф.н. М., 2002; Карасик В. И. Языковый круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград, 2002; Григорьев А. А. Культурологический смысл концепта. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.ф.н. М., 2003 и др.

В рамках общего культурологического подхода специфика права анализировалась Ю. Н. Власовым, А. С. Панариным, Л. С. Сюкияйнен, И. Л. Честновым, и др. Как явление культуры (правовой) и (или) цивилизации право рассматривалось С. С. Алексеевым, В. Г. Графским, В. Н. Кудрявцевым, М. С. Супотаевым и другими.

В ряде исследований, особенно в русской философии права (Н.А.Бердяев, И. А. Ильин, С. Л. Франк, Б. А. Кистяковский и др.), а также в современном правоведении (И.Е.Лабоцкая, В. В. Лазарев, Э.А.Поздняков) раскрываются духовные факторы феномена права.

Ввиду того, что концепт имеет иерархическую структуру, концептологический анализ предполагает исследование, как минимум, трех ее слоев: этимологического, исторического и активного. Этимологический анализ концепта права проводился в работах Т. А. Бобровой, В. В. Виноградова, А. Г. Преображенского, И. И. Срезневского, М. Фасмера, Г. П. Цыганенко, Н. М. Шанского.

Исторический аспект концепта права служил предметом исследований в дореволюционной философско-правовой мысли в трудах И. В. Михайловского, П. И. Новгородцева, Л. И. Петражицкого, П. Г. Редкина, Е. Н. Трубецкого, Г. Ф. Шершеневича, историков М.Ф.Владимирского-Буданова, В. О. Ключевского, а также у современных культурологов и правоведов (В.А.Бачинина, Э. В. Кузнецова, В. П. Малахова, В. С. Нерсесянца, В. Д. Осипова, В. П. Сальникова и других.

Особое значение для изучения ценности права, его аксиологической структуры и аксиосферы, связанных с правом представлений о благе, справедливости имеют работы С. С. Алексеева, А. П. Альбова, А. И. Бабенко, В. Г. Графского, А. Ф. Знакомлистова, В. В. Знакова, В. В. Лазарева, Е. А. Лукашовой,.

B.Г.Лукьянова, Г. В. Мальцева, Л. С. Мамута, О. В. Мартышина, Д. В. Масленникова,.

C.П.Моисеева, И. Д. Неваззжай, И. Д. Осипова, М. Ф. Орзиха, А. В. Полякова, Н. С. Розова, Э. Ю. Соловьева, Ю. В. Тихонравова и др.

Проблема концепта права рассматривается в диссертации с точки зрения культурологи и философии культуры, поэтому в ней учтены соответствующие культурфилософские аспекты работ Н. Н. Алексеева, Н. А. Бердяева, С. М. Булгакова, Б. П. Вышеславцева, Ф. М. Достоевского, Н. О. Лосского, Г. Шпета, В. С. Соловьева.

П.Сорокина. Современных авторов Л. М. Баткина, Н. А. Бенедиктова, В. П. Большакова, Г. П. Выжлецова, П. С. Гуревича, М. Мамардашвили, В. М. Пивоева, М. В. Черникова.

Особо следует отметить появившиеся в последние годы исследования, целью которых является создание концептуальных образов и концепирования отдельных правовых ценностей в контексте правовой культуры (Ю.В.Александров, И. В. Дергачев, И. В. Ковалева, А. Г. Лисицын.)1, так и их взаимосвязей — корреляций (А.И. Бабенко, И.Д.Мишина)2.

Признаки концепта права рассматривались в связи с концептом закона Д.А.Галлиевой3 в рамках языкознания, социолингвистики и психолингвистики, в компаративном лингвокультурном анализе И.В.Палышевской4, в рамках социальной философии А.В. Павловым5.

Таким образом, утвердившийся, с одной стороны, культурологический подход к анализу феномена права, а, с другой стороны, значительный опыт в применении концептологического метода позволяют объединить эти два направления в рамках данного диссертационного исследования. Такое объединение не только открывает новые ракурсы и перспективы в культурологии и правоведении, но и в полной мере соответствует традициям и задачам русской философии права.

1 См. Ковалева И. В. Ценности правовой культуры в представлениях российского общества конца XIX начала XX веков. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Великий Новгород, 2001; Александров Ю. В. Справедливость в системе ценностей Российской культуры. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к. ф.н. Великий Новгород, 2003; Лисицын А. Г. Анализ концепта свобода-воля-вольность в русском языке. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к. ф.н. М., 1995; Черников М. В. Философия правды в русской культуре. Автореферат диссертации на соискание ученой степени д. ф.н. Воронеж, 2002; Понятковская Т. Г. Концептуальные основы уголовного права России. История и современность. Автореферат диссертации на соискание ученой степени д. ф.н. Казань, 1996; Смазнова О. Ф. Темпоральность правовых норм. (На материале социально-философского анализа русского правосознания XIXXX веков. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к. ф.н. Великий Новгород, 2003; Дергачев И. В. Философские аспекты проблемы прав и свобод человека. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к. ф.н. М., 2004.

2 См. Концептуальные основы правового регулирования.// Сборник научных трудов. Стерлитомак, 2001; Бабенко А. И Правовые ценности и освоение их личностью. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к. ф.н. М., 2002; Мишина И. Д. Нравственные ценности в праве. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к. ф.н. Екатеринбург, 1999;

3 См. Галиева Д. А. Концептуальное поле «право и закон» как основа учебного идеографического профессионально ориентированного словаря. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Уфа, 2000.

4 См. Палышевская И. В Концепт «закон» в английской и русской лингвокультурах. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.ф.н. М., 2001.

5 Павлов А. В. Закон и право: два образа «общего блага» в аспекте социального времени. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Великий Новгород, 2005.

Цель и задачи исследования

Основной целью работы является исследование социокультурных аспектов концепта права, раскрытие и обоснование важнейших положений концептологической теории права. Для ее реализации поставлены следующие задачи:

— показать достоинства и методологические возможности концептологического метода исследования права как феномена культуры;

— описать в системе релевантных характеристик и признаков концепт права в русском правовом сознании;

— обосновать ценностной статус и структуру права, его аксиологическую сущность;

— раскрыть культурологическую характеристику концепта права;

— показать возможности эмпирико-практического применения концепта права.

Объектом исследования является культурологические смысловые характеристики права как феномена культуры. Предметом исследования выступает право, представленное как концепт в модусе блага с акцентом на судебное право.

Методологическую и теоретическая основу работы составляет концептологический метод исследования, понимаемый как анализ смысловых составляющих феномена права, привязанных к лингвистическим и историко-культурным реалиям конкретной культурной формации (в исследовании русской культуры) при взаимодействии вспомогательных аксиологического, феноменологического, этимологического подходов вместе с методами структурного и сравнительно-исторического анализа. Работа выполнена на материалах правоведения и философии права, судебной практики. Кроме этого в работе использованы исследования в области философии культуры, лингвистики, психологии, истории, филологии.

Научная новизна исследования определяется характером ее объекта и предмета, а также целью и решаемыми задачами. Работа направлена на углубление современных философских знаний и представлений о праве. Основные результаты исследования, определяющие его новизну и выносимые на защиту, являются следующими: впервые право рассмотрено как культурный концепт, взятый в единстве его смысловых, философско-культурологических характеристик в контексте российской правовой реальности и в судебном дискурсе;

— выдвинута и обоснована гипотеза, что необходимой формой существования права в культуре является концепт как многомерная, ментальная и лингвистическая смысловая конструкция, обладающая эвристическим и культурологическим потенциалому*.

— раскрыты возможности концептологического метода применительно к праву, позволяющие в полной мере учитывать его полисемантическую природу, выявлена и очерчена многослойная структура концепта права, выраженная в его этимологических, исторических и активных слоях;

— установлено, что концепт права в культуре функционирует главным образом благодаря его аксиологическому содержанию и творчеству и в том числе в его связи с духовностью, категориями абсолютного и сакрального;

— концепт права раскрыт во внутренней (этимологической) форме, показаны его аксиологические коннотации, его связь с концептами блага, правды, справедливости, правосудия;

— показаны особенности исторического слоя концепта права, выражающиеся в возникновении и историческом развитии его аксиологического смысла в российской ментальности;

— описан активный слой концепта права, как формирующий и определяющий его содержание в связи с культурологическими категориями творчества, искусства, атональными формами и особенностями восприятия этого концепта в эмпирике российской судебной культуры.

Научно-практическое значение диссертации заключается в том, что ее материалы могут быть использованы для дальнейшей разработки проблемы концепта права, категориально-понятийного аппарата юридической аксиологии, судебной культуры и правовой культуры в целом, теории и философии права, философии культуры и культурологи в процессе преподавания соответствующих учебных дисциплин. Философско-теоретические положения и выводы исследования могут применяться в практической юриспруденции при разработке правовых норм и законодательных актов, в пропагандистской-воспитательной работе государственных органов, общественных организаций и политических партий, в правоприменительной деятельности правоохранительных органов и суда, дальнейшей разработки проблем развития правосознания и правовой культуры личности и общества.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования изложены в опубликованных автором научных статьях. Отдельные положения диссертации легли в основу докладов, сделанных автором на научно-практических конференциях по философии, культурологи, философско-правовой проблематике, использованы в лекционном материале в преподавании курса «философия права» в колледже «экономики и права» Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, в судебной практике.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, включающих восемь параграфов, заключения и библиографического списка. Во введении обосновывается актуальность темы, характеризуется степень ее научной разработанности, ставятся цель и задачи исследования, определяется объект и предмет исследования, метод исследования, выявляются моменты научной новизны, формулируются положения, выносимые на защиту, излагается теоретическая и практическая значимость работы. Глава1, под общим названием «Методологические проблемы культурологических исследований феномена права», посвящена обоснованию и решению методологических задач, раскрытию понятия концепта и концептологического метода, взаимосвязи концепта и права, особенностей концептуализации права в модусе блага. Состоит из четырех параграфов. В первом параграфе рассматриваются понятие культуры, взаимосвязи права и культурыВо втором параграфе возникновение и сущность концептаразличие понятия и концепта, концепт в культурологическом аспекте, особенности концептологического метода познания. В третьем параграфе описывается концептуализация права в модусе блага. При этом даются признаки категории блага, его особенности в правовой сферепредоставляется обоснование права как.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Методологическая значимость для правоведения исследования культурологического смысла концепта права заключается в том, что оно открывает новые горизонты для понимания и объяснения правовых явлений, а также для разработки методов эффективного правового регулирования. От того, как мы понимаем право, зависит его применение.

Культура, являясь основополагающим фактором нормального существования социума, обеспечивающим его благополучную перспективу развития, представляется как совершенствование человека и условий его существования, внесение блага в его бытие, межличностные и общественные отношения, то есть их облагораживание и одухотворение. Таким благом должно быть и право, как неотъемлемая часть культуры, цель которого урегулирование — улучшение человеческих отношений.

Связь между правом и культурой образуется, прежде всего, через общность факторов их детерминации. В корреляции феноменов права и культуры правовая культура представляется как синтез культуры и права, где культуру представляет, в основном, аксиологически наполненная этическая составляющая, а также ценностно окрашенные правовые смыслообразования, произрастающие из духовности, религии, и рождающие в творчестве, искусстве и игровой форме право, неотъемлемыми признаками которого является освященность правовыми идеалами — ценностями правды, справедливости, истины, свободы, равенства, субъективных прав, достоинства, милосердия, мудрости и др., воспринимаемые как блага, призванные облагородить-одухотворить содержание права и процесс его применения, обратить их в явления культуры. Право, как и культура, имеет идеально-духовную, сакральную (культовую) природу и выражается в языке.

Основой языковой картины мира является концептуальная сфера, минимальной единицей изучения которой является концепт — мыслительная онтологически наполненная конструкция, включающая в себя понятие, денотативное и коннотативное содержание слова, его смыслы, отражающая все интерлингвистические и экстранлингвистические его стороны, со всеми ассоциативными связями. Методологически феномен концепта наиболее адекватно отражает многогранную, полисмысловую природу права.

Концепт права как феномен культуры представляет собой важнейшую ценность-благо социума в индивидуальном восприятии и проявляется в правовых ценностях, в неограниченном количестве их конфигураций в общем массиве ценностной иерархии субъекта, его духовном мире и мировоззрении, включающем влияние определенного типа ментальности. Ингредиенты концепта определенным образом структурированы, образуя феномен целого и определяя особенности дефиниции части.

Как показало исследование, являясь сложным ментальным образованием, совокупностью-пучком правовых смыслов-ценностей, сгустком культуры концепт права обладает огромной концептуальной (аксиологической) нагруженностью, имеет многослойную структуру, включающую внутренний этимологический слой, сжатую до основных пределов историю и активную слоевую составляющую в виде современных ассоциаций и идей.

В активном слое значительно влияние на формирование правовой конфигурации-построения оказывают антиподы ценностей, образующиеся в сфере политический действий, социального негатива и стереотипов, низкого уровня культуры как проявления зла. Поэтому наряду с осознанием ценностей в праве создается потребность в компаративном концепировании права, происходящем в познании не только, как феномена блага и правовых благ, но и феномена зла, его особенностей и признаков. Детерминации правового смысла способствуют исторически родившиеся и оправдавшие себя аксиологически окрашенные лингвокультурные смыслы, лексические единицы, лексемы — фреймы, обнаружившие смысловые грани-оттенки-обертоны права, составляющие его концептосферу и дополняющие его единую палитру — комплекс, могущие быть конституированными-сконструированными субъектом правоприменения в систему-ансамбль-оркестр, создающим гармоничную игру красок и звучания правовой симфонии, рождая в искусстве творческого построения — правовую красоту.

Таким образом, проведенное исследование посвящено описанию-характеристике культурологически-аксиологического, лингво-психологического содержания концепта права, как оперативной единицы памяти, в модусе блага, как наиболее прагматически-практического, и его обоснования-гностизации методом концептологического анализа, способствовавшего лучшему пониманию его смысла и структуры позволяющего актуализировать и практически использовать его культурологическую составляющую, что является одной из целей данной работы.

Познание концепта и права, его мультиобразной, полифоничной природы, меняющегося содержания и темпорального характера в концептуальном анализе приводит к гипотезе необходимого существования феномена права в первую очередь в виде концепта — как объективно-субъективного культурного смыслообраза, правочувствования и правопонимания, психолингвистического мыслеобразования, объединяющего все существующие культурные смыслы-грани-измерения феномена права и могущего быть объективированным — оформленным в правовой текст позитивного права.

Основу такого образования, как явления культуры, должны играть абсолютные ценности-идеалы наряду с естественными объективными природными образованиями — принципами-аксиомами — константами права, оформляемые под влиянием метафизического, временного, исторического, национально-ментального, диалектического факторов в определенный смысловой каркас, онтологически наполненный конструкт — идеациональное право. Понимая под нормой в культурологическом смысле образцы лучшего поведения в отношениях людей, могущие сублимировать к идеалу, для создания права как явления высокой культуры, необходимо реанимировать, активизировать и задействовать глубинные высшие национальные ценностно-смысловые образования-достижения, доминанты духовности, идеалы-абсолютные ценности, носящие непреходящий характер, свойственные лучшей эземпликации русской культуры и отвечающие ее национальным интересам. Для этого необходимо обращение к русской истории, национальным святыням в духовности-ментальности и идеалам, как субстанциональному ядру русской культуры, к философско-правовым наработкам дореволюционных русских мыслителей, лучшим практическим — судебным образам права выдающихся русских юристов конца XIX-начала XX веков, очерчивание национальной идеи.

Концепт права наиболее репрезентирован в судебной деятельности, учитывая ее диалогичность-коммуникативность, многообразность, где его признаки единства индивидуального и всеобщего, креативность, оперативность и динамичность отчетливо выражены, максимально задействованы при его формировании. Огромная социальная роль суда в правовом государстве обуславливает обязательность актуализации высших смыслов в создании образов права в судебных процессах и постановлениях. Судебная практика как онтологический опыт показывает, что без ориентиров на высшие ценности (правда, истина, справедливость, равенство, свобода, права и законные интересы, правовые принципы, сбалансированность интересов личности и общества), судебное творчество превращается в проявление антикультуры: квазитворчество-антитворчество, а деятельность судебной системы в социально вредное явление. Институт суда присяжных позволяет воплотить национальные духовные ценности и при этом может стать новым уровнем правовой культуры.

Правильно осознанные ценности, ценностные ориентации и установки являются основными регуляторами и детерминантами правового поведения личности, позволяющие ей создавать правовые построения-конфигурации в сложных ситуациях через правовой концепт — блага, как объективно лучшего, находить правильное правовое решение и определение правового. Внутренним ценностным критерием права и его относимости к культуре будет являться совесть, как здоровое ценностное сознание, определяющее «наилучше наилучшее», устанавливающее иерархию ценностей с ориентиром на высшие.

Аксиологическое представление о благе и праве позволяет подвергать феноменологически-ценностному, структурному, концептологически-смысловому-интерпретационному анализу правовые постановления, выявляя в их обоснованности культурологический смысл для качественной оценки его правового содержания и отнесения к праву.

Рассмотренные в исследовании аспекты-смыслы-характеристики составляющих культурологического наполнения правового концепта играют важную роль в постижении природы права. В процессе их осмысления, детального анализа и дескрипции, когнитивного проникновения в сущность, структурируется идеациональное право, эксплицируется образование и селекция совершенного и его интереиоризация, что способствует детерминации правового и его дифференциация от неправового, происходит развитие мировоззрения и ценностного, правового и нравственного сознания личности, ее самосовершенствование, ведущее к правильному пониманию и интерпретации смысла законов и правовых актов и правоприменению, тем самым расширяются способы решения актуальных правовых и социальных проблем, в том числе судопроизводства, формирование верного-положительного представления о праве как феномене культуры, обоснованию, восприятию и реализации его как ценности-блага. Этот процесс благотворно должен сказываться на повышении правовой культуры личности и общества, их правовой активности и, в конечном счете, стабилизации общества. Поэтому дальнейшая проработка и углубление гностизации поднятой проблематики очевидно и объективно необходима. Перспективными являются, на взгляд автора, исследования аксиолого-феноменологического подхода в исследовании судебной культуры, в частности, аксиологических аспектов мотивации и теории аргументации, оценки в принятии судебных постановлений, тщательное изучение национального философско-правового наследия. Русское право — не только норма (закон), но и правовой идеал, ведущий к правде — «благодати» — правильности, праведности, справедливости, совершенству, моральному удовлетворению и душевному равновесию, согласию, миру, индивидуальному и общему благу. С пониманием этого и связано рождение подлинного права в русской культуре. Наша страна нуждается в самостоятельном культурном творчестве, в возвышении своего права. России нужна красота содержания формы права.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.Н. Основы философии права.- СПб.: Издательство «Лань». 1999.-256с.
  2. А.С. Введение в судебную лингвистику.-Нижний Новгород.: Нижегородская правовая академия, 2003.- 420с.
  3. Ю.В. Справедливость в системе ценностей Российской правовой культуры. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.ф.н.-Великий Новгород, 2003.
  4. АлексеевС.С. Философия права. История и современность. Проблемы. Тенденции.• Перспективы.-М.: Издательство НОРМА, 1997. -336с.
  5. АлексеевС.С. Право. Азбука Теория. Философия. Опыт комплексного исследования.-М.: СТАТУТ, 1999.-712с.ф б.АлексеевС.С. Восхождение к праву. Поиски и решения.-М.: Издательство НОРМА, 2002.-608с.
  6. АлексеевС.С.- Самое святое, что есть у бога на земле. Иммануил Кант и проблемы права в современную эпоху.-М.: Издательство Норма. 1998.-416с.
  7. АлимурадовО.А. Смысл.концепт. Интенциональность: Монография.-Пятигорск: Пятигорский гос.лингв.университет, 2003.-312с.
  8. Архиепископ Пражский (Сергей Королев) Духовная жизнь в миру.-Киев: Изд. 0 Центр православной книги, 2004.96С.
  9. Ю.БабенкоА.Н. Проблемы обоснования ценностных критериев в праве //• Государство и право, 2002, № 12. С.93−9711 .БабенкоА.Н. Правовые ценности и освоение их личностью. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.ф.н.- М, 2002.
  10. БайтинМ.И. О принципах и функциях права.// Правоведение.2000.№ 3
  11. БалакшинА.С.Культурная политика: теория и методология исследования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени д.ф.н., Нижний Новгород., 2005
  12. БатуринН.А.Оценочная функция психики. М.:Издательство института психологии РАН, 1997,-ЗОбс.
  13. В.А. История философии и социологии права.-СПб.: Издательство Михайлова, 2001−335с.
  14. Бетильмерзаева М. М. Этническая ментальность в системе культуры. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.ф.н. Ростов на Дону., 2005
  15. В.А., Сальников В. П. Философия права. Краткий словарь.-СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, Фонд «Университет», Издательство «Лань», 2000. 400с.
  16. Н.А. Русские святыни.-М.: Алгоритм, 2003.- 272с.
  17. Бербешкина З. А. Совесть как этическая категория.М.:Высш.шк.1986.-103с.
  18. Н.А. Самопознание.Л.: ЛЕНИЗДАТ. 1991.- 398с.
  19. Бердяев.Н. А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. Харьков.: «ФОЛИО», М."АСТ", 2002. -688с.
  20. Бердяев Н.А.творчество и объективация.сост.А. Г. Шиманский, Ю. О. Шиманская.-Мн.: Экономпресс, 2000.-304с.
  21. Г. Дж. Вера и закон: примирение права и религии.-М., 1995
  22. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета.-М.: Издание Московской патриархии, 1989.
  23. БойковА.Д. Третья власть в России. Очерки о правосудии, законности и судебной реформе 1990−1996г.г.-М., 1997.-3 82
  24. В.П. Ценности культуры и время. Великий Новгород.2001.-1 Юс.
  25. Болыпой словарь иностранных слов А-Я. Сост. А. Ю. Москвин.-М.: ЗАО Изд-во Центрополиграф: ООО «Полюс», 2003.-816с.
  26. Болыпой энциклопедический словарь. Языкознание.- М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2000.-688с.
  27. С.В. Гуманизм и гуманность как два языка культуры.-СПб.2004.
  28. М.И. Ментальные компоненты правовой культуры (социально-философский аспект). Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.ф.н.Волгоград, 2004.
  29. Ю.Ю. Православие: Словарь неофита, — СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2004.- 300с.
  30. Л.И. Краткий религиозно-философский словарь.-М.: «Истина и ф жизнь», 2000.- 256 с.
  31. A.M. Философия русской государственности.СПб., 2004
  32. А. Семантика абстрактноного словаря. Новое в зарубежной лингвистике.Вып. 13.-М., 1986. С.336−369
  33. Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону, 1995.
  34. М.Ш. Социальное зло и механизмы его преодоления. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.ф.н. Уфа, 2005
  35. Г. П. Аксиология культуры.-Спб.: Издательство С.-Петербургского• университета, 1996.-152с.
  36. ВышеславцевБ.П. Этика преображенного эроса, — М.: Издательство «Республика», 1994. -368с.
  37. Д.А. Концептуальное поле «Право и Закон» как основа учебного идеографического профессионально ориентированного словаря. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.ф.н.- Уфа, 2000
  38. И. Что такое философия?- Запад и восток- Что такое истина? -М.: ТЕРРА-&diams- Книжный клуб, 2001.-752с.ф 41. Гегель Г. В. Ф. Философия права. Немецкая классическая философия. В 2-х томах. Том1.- М. «ЭКСМО-ПРЕСС», Харьков «ФОЛИО», 2000.- 784с.
  39. А.А. Культурологический смысл концепта.- Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.ф.н.-М., 2003
  40. Т.В. Язык и право. Искусство владения словом в профессиональной юридической деятельности.-М.: Издательство НОРМА, 2003.-160с
  41. В. Избранные труды по языкознанию.-М., 1964.
  42. Г. Д. Философия и социология права. Избранные сочинения.-СПБ.: ® Издателский Дом С.-Петерб.гос. ун-та.Издательство юридического факультета
  43. С.Петерб. гос. Ун-та, 2004.-848с.
  44. П.С. Философский словарь.- М.: Олимп, ООО «Изд. ACT», 1997, — 320 с.
  45. Даль В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия.- М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.-736 с.
  46. Даль В. И Пословицы русского народа.- М.: ЭКСМО-Пресс, 2005.- 616с.
  47. ДемидоваЕ.Н. Ценности как фактор социальной детерминации смыслообразования в языке. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.ф.н. Нижний Новгород, 2004
  48. К.М. Язык и культура.// Полигнозис.2001.№З.С.54−7151 .Достоевский Ф. М. Собрание мыслей Достоевского, — М.: Издательский дом «Звонница МГ», 2003.- 640 с.
  49. И.И. История русской метафизики в XIX XX веках. Русская философия в поисках абсолюта. 4.1.-СПб.: Издательство «Алетейя», 2000.- 415с.
  50. А.А. Теория аргументации.- М.: ГАРДАРИКИ, 2000.- 416с.
  51. Г. И., Ляшенко В. П. Основы философии права.- М.: Издательский Дом «ИНФРА-М», Издательство «Весь мир», 2001.-256с.
  52. Илларион. Слово о законе и благодати.-М.Столица, Скрипторий, 1994.-146с.
  53. И.А. О сущности правосознания.- Москва-Мюнхен: «Рарогъ», 1993.- 235с.
  54. И.А. собр.соч. в 10 томах.- М.: «Русская книга», 1993- 1999 г. г.
  55. И.С. Юридическое право в традиционных представлениях русского менталитета: Мет. рек. НовГУ им. Ярослава Мудрого.-Великий Новгород, 2004.-31с
  56. История философии права. Отв.ред. А. П. Альбов, Д. В. Масленников, В. П. Сальников.-СПб.: Юридический институт. Санкт-Петербургский университет МВД России, 1998.- 640 с.
  57. История русской философии / Ред.М. А. Маслин и др.-М.: Республика, 2001.-639с.
  58. Н.Т. Моделирование концептуального пространства русской культуры. Теоретические проблемы. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.ф.н.- М., 2000.
  59. И. Сочинения на немецком и русском языках. В 4-х томах. Т.З.-М.: Н. Мотрошилова, Б. Тушлинг, 1997.-784с.
  60. В.И. Культурные доминанты в языке // Языковая личность: культурные концепты. Волгоград-Архангельск: Перемена, 1996.
  61. Карасик В. И. Языковый круг: личность, концепты, дискурс.-Волгоград.: Перемена, 2002.- 476с.
  62. КарнозоваЛ.М.Возрожденный суд присяжных Замысел и проблемы становления.-М.: Издательский дом «NOTA BENE», 2000.-368с.
  63. Н.С. Природа духовности человека (гносеологический аспект). Автореферат диссертации на соискание ученой степени д.ф.н. М.2005
  64. Д.А. Методология права. Предмет, функции, проблемы философии права.- М.: Аванта, 2000.-560с.
  65. В.И. Логика познания сущности: Монография.-М.: Высшая школа, 1980.-175с.
  66. .А. В защиту права, (интеллигенция и правосознание). Вехи из глубины.-М.: Издательство «Правда», 1991.-608с.81 .Кистяковский Б. А. Философия и социология права /Сост., примеч., указ. В. В. Сапова.- СПб: РХГИ, 1999.-800с.
  67. КленерГ. От права природы к природе права. Пер. с нем./ под.ред. Б. А. Куркина.М.: Прогресс, 1988.-320с.
  68. В.О. Русская история. Полный курс лекций в 3-х книгах.-М.: «Мысль», 1993
  69. И.В. Ценности правовой культуры в представлениях российского общества конца XIX- начала XX веков.- Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.ф.н.- Великий Новгород.-2001
  70. КононенкоБ.И. Культура Цивилизация Россия.-М.: Издательство «Щит-М». -338с.
  71. Концепция судебной реформы в Российской Федерации. /Сост.С. А. Пашин.-М. .-Республика, 1992.-111 с.
  72. Кони А. Ф. Избранные труды и речи. Тула, 2000.
  73. Н.М. Лекции по общей теории права.-СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003.-43Ос.
  74. Крылатые фразы древних римлян. Составители Смирнов и., Левинский В.-М. РИПОД КЛАССИК, 1999.-704с.
  75. П.А. Этика. Избранные труды.-М.: Политиздат, 1991.-496с.
  76. Е.С. и др. Краткий словарь когнитивных терминов // Кубрякова Е. С., Демьянков В. З., Панкрац Ю. Г. Лузина Л.Г.- М.: Издательство Московского университета, 1996.-245с
  77. Курильски-Овжэн.Ш., Арутюнян М. Ю., Здравомыслова О. М. Образы права в России и Франции.- М.: АСПЕНКТ ПРЕСС, 1996.-215с.
  78. В.Г. Феноменальность смысла: философско-методологический анализ. Автореферат диссертации на соискание ученой степени д.ф.н. Томск, 2004.
  79. Лейст.О. Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права.-М.: «ЗерцалоМ», 2002.- 288с. ф 96.ЛеоньтьевД.А. Ценности как междисциплинароное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. № 4
  80. Д.С. Концептосфера русского языка // Русская словесность: Антология/ под ред.В. П. Нерознака.-М.: Academia, 1997.-525с.
  81. Д.С. Русская культура.-М., 2000
  82. Ллойд Денис Идея права./ Перевод с английского М. А. Юмашева М.: «ЮГОНА», 2002.-416с.
  83. ЮО.Ломов Н. А. Право ли., наше «право» ?- СПб.: ООО «Издательство „АВАТАРА-ПРЕСС“. -156с.• Ю1. Лосский Н. О. Обоснование интуитивизма. По книге Лосский Н. О. Избранное.-М.: 1991.- 623с.
  84. Н.О. Ценность и бытие,— Харьков.: „ФОЛИО“, М."АСТ», 2000.-864с.
  85. Ю4.ЛукашоваЕ.А. Право.Мораль.Личность.- М.: Издательство «Наука», 1986.-264с.105 .Малахов В. П. Философия права. Учебное пособие для вузов.-М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2002.- 448с.
  86. Юб.Марача В. К. Социокультурный анализ институциональных аспектов политико-правового пространства. Методологические проблемы. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.ф.н.- М., 2004.
  87. Ю7.Мартышин О. В. Совместимы ли основные типы понимания права? // Государство и право. 2003.№.С.13−21
  88. Ю8.Маслоу А. Г. Мотивация и личность. Перевод с англ.ТатлыбаевойА.М.-СПб.: ЕВРАЗИЯ, 1999.-478с.
  89. В.В. Искусство доказывания в состязательном уголовном процессе.• М.: Издательство «ДЕЛО», 2000.- 496с.
  90. Ю.Мишина И. Д. Нравственные ценности в праве. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.ф.н.-Екатеринбург, 1999.
  91. С.В. Философия права. Курс лекций.- Новосибирск.: Сибирское университетское издательство., 2003.- 203с.
  92. Москалькова.Т. Н. Противодействие злу в русской религиозной философии.-М.: «ПРОСПЕКТ», 1999.-128с.
  93. Э.М. Истина как проблема судебного права. Монография.-М., 2002
  94. С.А. Определение и основное разделение права.-СПб.: Издат.-кий Дом С.-Петерб. Гос. ун-та, Издательство юридического факультета СП6ГУ, 2004.-224с.
  95. B.C. Философия права. Учебник для вузов.- М.:"ИФРА.-М.-НОРМА", 1997,-652с.
  96. Пб.Неновски Н. Право и ценности: Пер. с болг.-М.: Прогресс, 1987.-248с.
  97. B.C. Юриспруденция. Введение в курс общей теории права и государства.- М., 1998.-е.
  98. П.И. Сочинения.- М.: «РАРИТЕТ», 1995.- 448с.
  99. Новейший философский словарь. 3-е изд., испр.-Мн.: Книжный Дом.2003.-1280с.
  100. Норман В. Ю Теория языка.- М.: Флинта: Наука, 2004.- 296с.
  101. ОжеговС.И., ШведоваН.Ю.Толковый словарь русского языка.-М.:Азъ.1995.-928с.
  102. А.В. Закон и право: два образа «общего блага» в аспекте социального времени.- Авт-т диссертации на соиск. уч.ст. к.ф.н.- Великий Новгород, 2005.-24с.
  103. ПалашевскаяИ.В. концепт «закон» в английской и русской лингвокультуре. -Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.ф.н.-Волгоград, 2001.-23с.
  104. Р.А. Христианские корни современного права.-М.: Издательство НОРМА, 2002.- 416с. ф 127.ПашинС.А. Судейская этика. М.: КОМПЛЕКС-ПРОГРЕСС, 2001 .-56с.
  105. ПетражицкийЛ.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности.-СПб.: Издательство «Лань», 2000.-608с.
  106. ПеченевВ.А. Истина и справедливость:(Размышления о нравственно-философских аспектах проблемы. -М.: олитиздат, 1989.-256с.
  107. ПисаревД.И. Соч.: в 4 т.- М., 1955−1956.V
  108. Плахов.В. Д. Традиции и общество. Опыт философско-социологического исследования.-М.: «Мысль».: 1982.-220с.
  109. И.П. Роль ценности в процессе мотивации. Автореферат диссертации • на соискание ученой степени к.ф.н.- М., 2003
  110. А.А. Мысль и язык.-СИНТО, 1993.-192с.
  111. ПоляковА.В.Общая теория права. Курс лекций.-СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003.-845с.
  112. Т.Г. Концептуальные основы уголовного права России. История и современность. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук.-Казань, 1996.
  113. А.Д. «Правда и милость да царствуют в судах» (из истории реализации судебной реформы 1864 года.-Рязань.:Издательство «Поверенный», 2005.-312с.
  114. Порубов.Н.И. ПорубовА.Н. Юридическая этика. / Учебное пособие.-Минск: Издательство «Вышейшая школа», 2003.-352с.
  115. Щ НО. Право как ценность: Материалы дискуссии / Отв. ред. Л. О. Иванов. М.: Гардарики, 2002.-75с.к: 141. Правовая мысль. Антология. Автор-составитель В. П. Малахов. М.: Академический Проект, 2003.- 116с.
  116. Правовые ценности: история и современность./ под ред. В. С. Нерсесянца.-М.: ф Эдиториал УРСС, 2000.-256с.143 .Право и культура: проблемы взаимосвязи. Тезисы докладов и сообщений участников научно-практической конференции.- Ростов-на Дону, 1996.
  117. А.В. Системная парадигма права. О Некоторых основополагающих проблемах современного правоведения, информациологии, экономики и эконологии.-М.: «Московский издательский дом», 2004.-448с.
  118. Г. Философия права.-М.: Международные отношения, 2004.-240с.
  119. В.В. О понимании: Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания.- М.: «Танаис», 1996.- 808с.• 147. Розин В. М. Генезис права.- М.: Издательский дом «NOTA BENE», 2001 .-201с.
  120. Н.С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные основания конструктивной аксиологии.-Новосибирск, 1998.-325с.
  121. Русская философия. Малый энциклопедический словарь.-М.: Наука, 1995.-624с.
  122. Русская философия: Словарь / под общ. ред М.Маслина.- М.: ТЕРРА Книжный клуб- Республика, 1999.-656с.
  123. Русская философия. Новые исследовательские материалы. Проблемы методологии и методики. / Отв. ред А. Ф. Замалеев, СПб.: Издательство торговый дом ф «Летний сад», Санкт-Петербургское философское общество, 2001.-398с.
  124. В. Весы Фемиды и суд совести. М., 1982
  125. В.П. Концептуальные принципы философского обоснования права // Философия права.№ 2. 2002.
  126. О.Ф. Право и время. Монография. НовГУ имени Ярослава Мудрого.-Великий Новгород, 2004.-168с.
  127. . А.В. Состязательный процесс.- СПб.: Изд.-тво «Альфа», 2001.-321с.
  128. А.В. Русские стереотипы поведения. Традиции. Ментальность.-М.: Издательство «Флинта», Издательство «Наука», 2005.-320с.
  129. Современный толковый словарь русского языка/ Гл.ред.С. А. Кузнецов.-СПб.: «Норинт», 2004.-960с.
  130. B.C. Чтение о богочеловечестве. Духовные основы жизни. Оправдание добра.-Минск: «ХАРВЕСТ», 1999.- 912с.
  131. B.C. Оправдание добра (нравственная философия). Минск «ХАРВЕСТ», 1999.-912с.
  132. B.C. Философское начало цельного знания.-Монография.-Минск: «ХАРВЕСТ», 1999. 912с.
  133. П.А. Человек.Цивилизация. Общество.М., 1992. 163.СпиркинА.Г. Философия.-М.: ГАРДАРИКИ, 1999.-816с.
  134. СрезневскийИ.И. Словарь древнерусского языка.Т.2.Ч.2.М., 1989
  135. Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования- М.: Школа «Языки русской культуры», 1997.-824с.
  136. Л. Л. Правовая культура в контексте культурологического анализа. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.ф.н. Ростов на Дону., 2003
  137. JI.H. Об общечеловеческих ценностях // Воп-сы философии.2004, № 7.
  138. Теория государства и права. / Отв. ред В. М. Корельский, В. Д. Перевалов.М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА.М., 1998.- 570с.
  139. Ю.В. Основы философии права.Уч.пос.-М.: Вестник. 1997.- 608с.
  140. Е.Н. Избранные произведения. Серия выдающиеся мыслители". -Ростов- на-Дону: «Феникс», 1998.-512с.
  141. Е.Н. Труды по философии права.-СПб.: Издательство Русского Христианского гуманитарного института.2001, — 543с.
  142. Трубецкой Е. Н. Энциклопедия права.-СПб.: Издательство «ЛАНЬ», СевероЗападная Академия государственной службы.-1999.-224с.
  143. УваркинаЕ.В. Правосознание как объект социально-философского анализа. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.ф.н. М., 2004.
  144. ФасмерМ.Этимологический словарь русского языка в 4-х томах, Т.З.- СПб., 1996.
  145. Философский энциклопедический словарь.- М.: ИНФРА-М, 2001.-576 с.
  146. Философский словарь / под научной редакцией Кузнецова В. Г. М.: ИНФРА-М, 2004. 731с.
  147. П. Христианство и культура.-Харьков.: «ФОЛИО», М. «МАСТ», 2001.-746с.
  148. С.Л. Сочинения. Этика нигилизма.- М.: Изд. «ПРАВДА», 1990−608с.
  149. С.Л. Духовные основы общества.- М.: Республика. 1992.-511с.
  150. С.Л. Русское мировоззрение. СПб.: «Наука», 1996.- 744с.
  151. Франкл.В. Человек в поисках смысла. / Перевод с английского и немецкого/ Общ. Ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леоньтьева.- М.: «Прогресс», 1990.-368с.
  152. Фридмен.Л. Введение в американское право.-М., 1993.
  153. P.M. Концептуальный анализ с точки зрения лингвиста и психолога (концепт, категория, прототип)//Научно техническая информация. Серия2, 1992, № 3.
  154. Хейзинга Йохан. HOMO LUDENS.- М.: ООО «Издательство ACT», 2004.-539 с.
  155. К.М. Культорология. Энциклопедический словарь. Ростов-на-Дону: 1997.-640 С.
  156. Хрестоматия по философии / сост.Алексеев.П.В.-М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2005.-576с.
  157. B.C. Право и судебная власть в Российской Федерации.-М.: ООО «Профтехобразование», 2003- 368с.
  158. Г. Ф. История философии права.-СПб.: Издательство «Лань», 2001.-528с.
  159. О. Закат Европы. -Ростов на Дону: изд. «Феникс», 1998.- 640с.
  160. Г. Г. Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы.-Томск.: Издательство «Водолей», 1996.-192 с.
  161. ЧерниковМ.В. Философия Правды в русской культуре. Воронеж: Воронежский государственный университет.-2002.-202с.
  162. М.В. Концепты правда и истина в русской культуре: проблема корреляции // ПОЛИС, № 5,1999, С.43−61
  163. Экман Пол Психология лжи.- СПб: Издательство «Питер», 2000.-272с.
  164. ЮлаеваН.С.Особенности организации, функционирования и развития культурных систем. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.ф.н. Барнаул., 2005.
  165. В.В. Современный словарь по психологии.- Минск.: «Современное слово», 1998.- 768с.
  166. Л.С. Сущность права.-Л.: Изд.-во Лен-ского университета, 1985.-206с.
  167. Языкознание Большой энциклопедический словарь./ Гл. ред В. Н. Ярцева, М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2000.-688с.
  168. Ю.В. Правда и закон.СПб., 2001
  169. DWORKIN Ronald. Law s Empire.- Cambridge Harvard Universrsity Press, 1986
  170. DWORKIN Ronald. A MATTER OF PRINCIPLE. Harvard UNIVERSITY PRESS Cambridge Massachusetts and London England., 1985
  171. ENCYCLOPEDIA AMERICANA. International edition. Complete in thirty volumes, International Headqurters. Danbury, Connecticut 2000. P.500
  172. Hart H.L.A. The concept of law. Oxford AT THE CLARENDON PRESS., 1961
  173. Wierzbicka A. Lexicogruphy and conceptual analysis/-Ann Arbor, 1985.-368p.
Заполнить форму текущей работой