Дипломатические, торгово-экономические и культурные взаимоотношения Таджикистана и России в период независимости
Набиева Р., ЗикриСев Ф., Зикриёева М. Таърихихалкиточик.-Душанбе: Собириён, 2010; Назаров Т. Н. Таджикистан: экономическое сотрудничество и безопасность. -Душанбе, 2003; Он же. Рыночная экономика и международное сотрудничество. -Душанбе, 2007; Олбрайт М. Задача США — управлять последствиями распада советской империи // Независимая газета, 1998, 16 окт.- Примаков Е. М. Годы в большой политике… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ТАДЖИКИСТАНОМ И РОССИЕЙ В УСЛОВИЯХ СУВЕРЕНИТЕТА
- 1. Укрепление дипломатических взаимоотношений Республики Таджикистан с Российской Федерацией
- 2. Развитие российско-таджикского военно-политического сотрудничества
- ГЛАВА II. ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН С РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ
- 1. Экономическое сотрудничество Таджикистана с Россией
- §-2.Торговые отношения между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией
- ГЛАВА III. КУЛЬТУРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН С РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ
- 1. Сотрудничество Таджикистана и Россиив области образования и науки
- 2. Связи Республики Таджикистан и Российской Федерации в сфере литературы и искусства
Дипломатические, торгово-экономические и культурные взаимоотношения Таджикистана и России в период независимости (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. В современном мире существует более двухсот государств. Результаты научно-технической, информационной революции и глобальных процессов не могут оставить в стороне ни одно государство или народа. Они постепенно и все глубже проникают и отражаются во все аспекты социальной жизни человечества. Поскольку мировое общество действует как единый организм, поэтому каждое государство стремится занимать в нем достойное место. Однако, ни одно государство не в силах решить свои внутренние и внешние проблемы без взаимодействия с другими государствами. Поэтому, для каждого государства установление и развитие взаимовыгодных отношений и сотрудничество с другими государствами приобретает жизненно-важную значимость. В этих условиях многогранное взаимодействие и широкое сотрудничество новых независимых государств, созданных после распада СССР, в том числе взаимодействие и сотрудничество Таджикистана с Российской Федерацией, приобретают жизненно важное и исключительно актуальное значение.
В первые годы независимости Таджикистану, как молодому государству, необходимо было выработать новую систему взглядов на внешнеполитические задачи и приоритеты страны с учетом новых реальностей как внутриполитического, так и международного порядка. Но формирование таких взглядов не могло произойти быстро. Для этого потребовалось некоторое время, прежде чем в государственном, политическом и общественном сознании складывались более или менее устойчивые подходы к базовым принципам внешней политики современного независимого Таджикистана, особенно в отношении с Россией и другими бывшими союзными республиками.
В целом, поиск приоритетных направлений внешнего сотрудничества и взаимоотношения с другими государствами, учитывая изменения на мировой арене, является одним из сложнейших вопросов для внешнеполитического ведомства нашего государства. В этом направлении для Таджикистана особое значение имеет укрепление и дальнейшее развитие дружественных связей с Российской Федерацией.
Таджикистан и Россия как независимые государства имеют многие общие, региональные и международные интересы, такие как: всемерное укрепление основ независимости, устойчивое и динамичное развитие, внутренний мир и стабильность, региональная и международная безопасность. Политические, экономические, торговые, технологические, военно-стратегические, культурные связи и традиции взаимодействия между этими государствами сложились во времена Советского Союза. Сложнейшие динамичные процессы регионального и глобального характера, протекавшие в конце второго и начале третьего тысячелетий, требовали непрерывное и содержательное многогранное взаимодействие двух государств как на двустороннем, так и на региональном и глобальном уровнях. История взаимоотношений между Таджикистаном и Россией в годы независимости полна результативными визитами и встречами на высшем и высоком уровнях, а также деловыми контактами представителей двух стран, которые ориентированы на перспективное сотрудничество в политической, торгово-экономической, гуманитарной, образовательной и других областях. Две братские государства за относительно короткий период независимости накопили ценный опыт активного и содержательного взаимодействия, который требует объективного и всестороннего изучения.
Исследование темы также необходимо для выявления неиспользованных резервов и возможностей, с использованием которых можно углубить и вывести на новый уровень взаимоотношения Таджикистана и России во многих отраслях взаимовыгодного сотрудничества. В современных условиях Таджикистан и Россия стремятся к углублению и расширению взаимовыгодных отношений во всех сферах двустороннего сотрудничества, включая вопросы торговли, освоения запасов полезных ископаемых и энергетических ресурсов Таджикистана, инвестиций в сфере создания совместных предприятий по переработке сельскохозяйственных продуктов и сырья в РТ. Необходимость объективного изучения данной темы также диктуется и высоким уровнем взаимозависимости Таджикистана и России в геополитической сфере. Все вышесказанное подтверждает актуальность исследуемой темы.
Степень научной разработанности темы. Несмотря на отсутствие комплексного и специального исследования данной темы, многие вопросы взаимоотношения Таджикистана и России в той или иной степени нашли отражение в государственных документах, в трудах руководителей государств и литературе, изданной внешнеполитическими ведомствами Таджикистана и России.1.
Начиная с первых дней приобретения государственной независимости, исследуемая тема непрестанно находится в центре внимания российских, таджикских и зарубежных политиков, историков-международников и политологов. В их статьях и монографиях рассматриваются отдельные вопросы исследуемой темы.2.
Важным аспектом и приоритетным направлением таджикско-российского сотрудничества считается военно-техническое, поэтому, в научной литературе уделено особое внимание освещению данной проблемы. В некоторых публикациях изучаются проблемы и общие аспекты международного военного.
1 Дипломатический вестник МИД Российской Федерации. — 1992. -№ 7-Указ Президента РФ от 5 февраля 2010 года № 146 о Военной доктрине Российской Федерации //Российская газета, 2010, 10 февр.- Концепция внешней политики Российской Федерации. Утверждена Президентом Российской Федерации В. В. Путиным 28 июня 2000 г. // Российская газета, 2011, 11 июльРахмонон Э. Таджики в зеркале истории. Книга 1. Лондон, 1999; Он же. Независимость Таджикистана и возрождения нации. Состоит из 6 томов, — Душанбе, 2002;2008и др.
Набиева Р., ЗикриСев Ф., Зикриёева М. Таърихихалкиточик.-Душанбе: Собириён, 2010; Назаров Т. Н. Таджикистан: экономическое сотрудничество и безопасность. -Душанбе, 2003; Он же. Рыночная экономика и международное сотрудничество. -Душанбе, 2007; Олбрайт М. Задача США — управлять последствиями распада советской империи // Независимая газета, 1998, 16 окт.- Примаков Е. М. Годы в большой политике. -М.: Коллекция «Совершенно секретно», 1999; Примаков Е. М. Россия должна взвешенно строить свою внешнюю политику // Известия, 1998, 16 ноябрСаидов 3. Внешняя политика Республики Таджикистан на современном этапе. -Душанбе, 2006; Саидов 3. Основные тенденции внешней политики Таджикистана на рубеже столетий.-Душанбе, 2009; Сатторзода А, Назаров Т. Н. Дипломатияимуосириточик (Современная таджикская дипломатия). -Душанбе, 2006; Шарифи С. Таджикская дипломатия в период независимости. -Душанбе: Ирфо", 2011; Шарифов А. Эмомалн Рахмон — наш президент. -Душанбе, 2006; Шарифзода А., Косими 3. Эмомалн Рахмонвачомеаичахон. -Душанбе: Ирфон, 2011 и др. сотрудничества в рамках СНГ и ШОС и конкретные вопросы таджикско-российского сотрудничества в военной сфере.1.
Современный этап военного сотрудничества между двумя странами и его нормативное правовое регулирование более детально освещены в труде И. Х. Афандихонова, где автор, анализируя содержание военного сотрудничества Республики Таджикистан и Российской Федерации и его правовые основы, предложит рекомендации, направленные на совершенствование внутригосударственного законодательства обеих стран в военной области, развитие национальной и коллективной безопасности.2.
Проблемы торгово-экономического сотрудничества и культурных взаимоотношений Таджикистана с Россией чаще всего затрагиваются в статьях, опубликованных в таджикских средствах массовой информации, таких как Азия плюс, Бизнес и политика, Садоимардум, Джумхурият др. Следует отметить, что значительная часть материалов СМИ касается вопросам таджикско-российского сотрудничества в сфере энергетики, товарооборота, регулирования трудовой миграции и т. д.
Некоторым важным аспектам и этапам дипломатического, торгово-экономического сотрудничества Таджикистана и России посвящены научные.
См.: Архангельский A.B. Международно-правовые основы обеспечения коллективной безопасности государств-участников СНГ: Автореф.дис.канд.юрид.наук. -М. 2003; Булыгип A.H. Военное сотрудничество государств Содружества: понятие, становление и основные направления развития //10 лет Совету Министров обороны государств-участников СНГ: опыт и уроки военного сотрудничества (Материалы Международной военно-научной конференции (СПб, 27 февраля 2002 г.).-М.- 2002; Грибовский А. Б. Становление и развитие военно-политических отношений России со странами Центральной Азии, — М., 2003; Клименко А. Ф. Проблемы становления Шанхайской организации сотрудничества и взаимодействия России и Китая в Центральной Азии — М.: Ин-т Дальневост. РАН, 2005; Кожокин Е. М. Шанхайская организация сотрудничества: Становление новой раелыюсти. -М., 2005; Егозарьян В. В. Военно-политическое сотрудничество России со странами СНГ как фактор интеграции: Дне. .канд. полит, наук. -М., 2001; Попенков В. И. Современные проблемы военно-политического сотрудничества государств СНГ в интересах национальной и коллективной безопасности. М.: ВАГШ, 2002; Яковлев В.11. Современные проблемы военного сотрудничества государств СНГ в интересах обеспечения коллективной безопасности. -М., 2001; Махонина C.B. Военно-политическое сотрудничество между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией: Исторический опыт и уроки Душанбе, 1999; Масов P.M. Россия и Таджикистан. Россия в исторических судьбах таджикского народа. -Душанбе, 1998; Абдуллоев С, Сайфуллоев А. Навечно с Россией М.: 4-й филиал Воениздата, 2000; ЗаНченко В. М. Общественный контроль над военной сферой в Республике Таджикистан М., 1998; Муминзаде Н. Д. Становление и развитие военно-политического сотрудничества между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией в 90-е годы XX века. -М., 2001 и др. 2Афандихонов И. X. Правовые основы военного сотрудничества между Республикой Таджикистан и.
Российской Федерацией. Автореф.дис.канд.юрид.наук. -М., 2006. монографии. Среди них особо следует отметить труды.
У. К. Бабаджановой/Р.Х.Мирзоева^Г.В. Коваленко.3.
Однако вышеуказанные труды не охватывают все вопросы, связанные с темой настоящего диссертационного исследования. В целом, в научной литературе отсутствует научная и комплексная работа, охватывающая все аспекты таджикско-российского сотрудничества в годы независимости. Большинство издания содержат минимум информации, в основном статистической. И это несмотря на высокую степень взаимодействия Таджикистана с Россией, поднятой президентами и другими высокопоставленными политиками двух государств до планки стратегического партнерства. Данная диссертационная работа направлена на восполнение этого пробела.
Источниковедческую базу исследования составляли законодательные акты и другие основополагающие документы, определяющие и характеризующие сущность и предназначение таджикской национально-государственной внешней политики в целом, в том числе и многогранные отношения с Россией. К ним относятся, например, Конституция (Основной Закон) РТ, Концепция внешней политики РТ, ратифицированные Таджикистаном международные нормативно-правовые акты и др. Важное значение для более детального и всестороннего анализа теоретических вопросов взаимоотношения Таджикистана с Россией имеет также знакомство с аналогичными правовыми источниками внешней политики РФ, таких как Военная доктрина РФ, в которой определены внешние угрозы и задачи по их предотвращению, Концепция внешней политики РФ, где определены основные внешнеполитические приоритеты российского государства и т. д.4.
1Бабаджанова У А. Российско-таджикские отношения в 90-е годы XX века. Лвтореф.дисс. на соиск. уч. степ, канд. ист. наук. -М., 2006. Мирзоев P.X. Специфика и закономерности таджикско-российских миграционных процессов. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. полит, наук. -Душанбе, 2006. J Коваленко Г. В. Энергетический фактор в современном развитии российско-таджикских отношений.
Автореф. дне. канд. полит, наук. -М., 2012.Военная доктрина Российской Федерации. Утверждена Президентом Российской Федерации В. В. Путиным 21 апреля 2000 г. \ www.mid.ru.- Концепция внешней политики Российской Федерации. Утверждена Президентом Российской Федерации В. В. Путиным 28 июня 2000 г. \ www. mid. ru.
Кроме этого в работе широко использованы материалы текущих архивов министерств иностранных дел, культуры, образования, внешнеэкономической связи, выступления президентов обеих государств на пресс-конференциях и другие источники.
Объектом исследования является анализ и обобщение процессов и перспектив взаимоотношений Таджикистана и России в современных условиях.
Предметом исследования послужил процесс формирования и развития таджикско-российских двусторонних торгово-экономических и культурных отношений в период независимости (1991;2012 гг.).
Цель и задачи исследования
Целью работы является определение основных тенденций и приоритетных направлений в развитии взаимоотношений Таджикистана и Российской Федерации в период независимости. Исходя из этого, определяются следующие задачи исследования:
— осветить основные факторы развития дипломатических отношений в условиях суверенитета;
— исследовать правовые основы и процесс становления дипломатических отношений Таджикистана и Российской Федерации;
— объективно показать роль России в урегулировании гражданского конфликта в Таджикистане в успешном решении межтаджикского конфликта;
— выявить степень участия, сотрудничества и взаимодействия Таджикистана и России в системе региональных и международных организаций;
— раскрыть приоритеты и основные направления сотрудничества Таджикистана и России в военной сфере в нынешнее время;
— исследовать и обобщить динамику развития торгово-экономического сотрудничества Таджикистана и России, показать основные и приоритетные направления экономического и торгового сотрудничества;
— проанализировать и оценить процесс развития межгосударственных отношений в сфере науки и просвещения, культуры и искусства- -определить перспективные направления сотрудничества- -выявить противоречия во взаимоотношениях Таджикистана и России, указать на их причины и пути их разрешения.
— предложить рекомендации для дальнейшего развития взаимоотношений между Таджикистаном и Российской Федерацией.
Научная новизна диссертации определяется тем, что она является одной из первых попыток комплексного исследования истории взаимоотношений и сотрудничества между Таджикистаном и Российской Федерацией в период независимости. В диссертации предложена и научно обоснована методология этого сотрудничества, проведен анализ достижений и проблем в этой сфере. Кроме этого, в исследовании анализируются и обобщаются правовые основы государственной политики Таджикистана и России в формировании и реализации основных направлений двустороннего сотрудничества, исследуются внешнеполитические, военные, гуманитарные и др. связи двух государств в этот исторический период.
Научная новизна также состоит и в том, что автор впервые обосновывает необходимость новых, цивилизованных подходов к формированию основных направлений внешней политики Республики Таджикистан и Российской Федерации в исследуемые годы, исследует путь, традиции и возможности для двустороннего таджикско-российского сотрудничества на взаимовыгодной основе с учетом новых условий развития стран.
Теоретическая и методологическая основа диссертационного исследования. Теоретической основой работы послужили научные концепции и подходы таджикских, российских и зарубежных ученых, экспертов и исследователей, занимающихся международно-правовой и дипломатической проблематикой и вопросами межгосударственных отношений, в том числе российско-таджикских взаимоотношений в периоде независимости. В диссертации были использованы методы системного, сравнителыюполитологического и исторического анализа, принципы логического и ретроспективного анализа международных, общественно-политических, социальных, экономических и культурных событий и явлений.
Основные положения, выносимые на защиту: 1. С 1992 по настоящее время между Республикой Таджикистан и Российской Федерации подписаны более двухсот межгосударственных, межправительственных и межведомственных документов, регулирующие, практически все направления многопланового таджикско-российского сотрудничества. Новые формы дипломатических отношений между двумя бывшими союзными республиками были определены в Протоколе о возобновлении дипломатических отношений между РТ и РФ, который был подписан 8 апреля 1992 года в Душанбе, Договоре о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, который был подписан в г. Москве 25 мая 1993 года), Указ Президента РФ «О стратегическом курсе сотрудничества Российской Федерации с государствами — участниками СНГ"и других документах.
2. В свете вышеупомянутых достигнутых договоров постепенно сформировалось двустороннее и многогранное сотрудничество между двумя государствами, которое ныне охватывает практически все сферы жизни: политику, экономику, торговлю, военно-техническую, гуманитарную, финансово-кредитную, топливно-энергетическую, промышленность и производственную кооперацию, гражданскую оборону, помощь при чрезвычайных ситуациях и т. д.
3. В процессе развития дипломатических отношений между Таджикистаном и РФ можно выделить три основных периода: 1) 1992 — первая половина 1997 года- 2) вторая половина 1997 года — 2002;г.- 3) 2003 г. — по настоящее время. Первый период был периодом официального признания РФ суверенитета РТ, её поддержки и практической политической, военной и экономической помощи нашей республике в мирном решении межтаджикского конфликта и установлении мира на таджикской земле. Второй период характеризуется как период интенсивного развития двустороннего и многостороннего сотрудничества двух государствстратегических партнеров в рамках региональных и международных организаций, таких как ООН, ОБСЕ, СИГ, ЕврАзЭС, ОДКБ и ШОС.
Третий период является развития двусторонних отношений РТ и РФ (2003 год — по настоящее время) является периодом разработки концепции национальной безопасности, системы национальных интересов, формировании приоритетов внешнеполитической деятельности.
4. С приобретением независимости перед Таджикистаном встал вопрос обеспечения национальной безопасности и защиты территориальной целостности, что практически было невыполнимо без военно-технической помощи России и других дружественных государств. В течение ряда лет Россия как верный стратегический партнер выступала и выступает гарантом мира и стабильности в Таджикистане. Она сыграла огромную роль в процессе урегулирования конфликта, достижения мира и гражданского согласия в Республике Таджикистан. В последующем, в связи с проблемой обеспечения безопасности на внешних южных границах СНГ, военно-техническое сотрудничество РТ с Россией и другими странами СНГ стало ещё более актуальным. Нынешний курс военно-технического сотрудничества Таджикистана и РФ в рамках ОДКБ и других региональных организаций направлено против угроз внешней агрессии и международного экстремизма, на обеспечение безопасности и стабильности в Таджикистане и Центральной Азии.
5.Важнейшей сферой двустороннего и многостороннего стратегического партнерства Таджикистана с Россией является торгово-экономическое сотрудничество. Углубление таджикско-российского сотрудничества в экономической области отвечает коренным интересам обеих стран и их народов. Исходя из этого, в исследуемый период на уровне межгосударственных соглашений регулярно принимались меры по обеспечению благоприятных условий, необходимых для долгосрочного развития сотрудничества в сферах гидроэнергетики, частного предпринимательства, производственной кооперации, создания трапспортных коридоров, сотрудничества в финансово-инвестиционной области, совместного участия в реализации проектов по освоению месторождению сырьевых ресурсов, развития автомобильного и железнодорожного транзитного транспорта, а также рационального использования производственных мощностей и трудовых ресурсов двух стран.
6.Начиная с 1997 года, первое место в товарообороте Таджикистана с другими странами занимает Россия. В 2007 году товарооборот между РТ и РФ достиг уровня свыше 800 млн долл. США, что было примерно на 60% выше уровня 2006 года и более чем в 2 раза превысило показатели 2005 года. В 2010 году он составил 959,9 млн долл. США, за 9 месяцев 2011 года — 766,9 млн долл. США, увеличившись на 15,9% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года.1.
Основными товарами российского экспорта в Таджикистан за исследуемый период являлись нефтепродукты, древесина и изделия из нее, машинно-техническая продукция, черные металлы. В Россию из Таджикистана традиционно поставлялись — хлопок, фрукты и овощи.
7.Взаимоотношения России и Таджикистана в гуманитарной сфере в исследуемый период можно признать удовлетворительными. Наблюдается поэтапная реализация ранее подписанных соглашений и принятых программ по сотрудничеству в этой области. Сотрудничество, осуществляемое в сфере образования и науки направлено на сохранение единого научно-культурного и образовательного пространства между Россией и Таджикистаном. На основе имеющихся договоренностей ежегодно студенты из Таджикистана направляются на учебу в лучшие вузы России, осуществляются постоянные контакты между научными и научно-исследовательскими институтами, учреждениями культуры двух стран. Регулярно проводятся мероприятия, направленные на пропаганду культуры, языка и других духовных ценностей народов Таджикистана и России. Из всех направлений сотрудничества в.
1 Текущий архин Министерства экономики РТ. Отчеты на 2011 г. -С. 9−11. гуманитарной сфере наиболее динамично и объемно осуществляется взаимодействие в области науки и просвещения. Визит президента РФ В. В. Путина в начале октября текущего года в Душанбе, безусловно, открыл новую веху в развитии таджикско-российского сотрудничества. Подписанные в ходе этого визита документы свидетельствуют о стремлении двух стратегических партнеров к дальнейшему развитию взаимовыгодного сотрудничества.
Практическая значимость диссертационной работы. Результаты диссертации могут быть использованы органами государственного управления Республики Таджикистан и Российской Федерации при подготовке проектов дальнейшего развития российско-таджикского сотрудничества в области политических, военных, торгово-экономических связей и сотрудничества в сферах науки, просвещения, искусства, других сферах культурной жизни. Работа представляет определенный интерес для внешнеполитических и внешнеэкономических организаций и учреждений Республики Таджикистан и Российской Федерации. Содержащиеся в исследовании основные положения и выводы могут также послужить материалом для дальнейшего исследования процессов таджикско-российского сотрудничества, найти применение в учебном процессе — при чтении лекций, специальных курсов, разработке методических рекомендаций в помощь преподавателям и студентам учебных заведений.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации нашли отражение в четырех статьях автора, опубликованных в «Вестнике» Таджикского национального университета. Результаты исследования апробированы в докладах на республиканских научно-исследовательских и практических конференциях.
Структура диссертации обусловлена задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающие шесть параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Анализируя и обобщая итоги проведенного исследования диссертант пришёл к следующим выводам:
Основополагающим документом, определившим новые формы сотрудничества между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией в условиях самостоятельного развития стал Протокол об установлении дипломатических отношений между двумя дружественными государствами, подписанный 8 апреля 1992 года в столице РТ, реализацией которой явилось открытие в г. Душанбе 4 мая 1992 года Посольства Российской Федерации.1 Таджикистан же с первых дней своей независимости имело свое дипломатическое представительство в городе Москве, которое 8 июня 1993 года было преобразовано в Посольство Республики Таджикистан в Российской Федерации.
Таджикско-российское сотрудничество за период, прошедший после установления дипломатических отношений (8 апреля 1992 года), развивалось достаточно интенсивно, имея тенденцию дальнейшего расширения и приобретения нового содержания. В целом, оно характеризируются Там же. -Л. 7. стабильностью расширения на основе принципов стратегического партнерства и союзнических отношений.
Спектр разносторонних связей Таджикистана с Россией достаточно широкий и охватывает практически все сферы взаимоотношений — политику, военно-техническую, экономику, торговлю, гуманитарную и многие другие области. Анализ пройденного за это время пути убедительно доказывает верность избранного двумя государствами курса на долговременное многоплановое сотрудничество.
Основные принципы взаимоотношений двух стран закреплены в Договоре о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией от 25 мая 1993 года, Договоре о союзническом взаимодействии между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией, ориентированным в XXI век, от 16 апреля 1999 года. Таджикистан и Россия как равноправные субъекты международных отношений на сегодняшний день заключили между собой более 250документов.
Анализируя пройденный двадцатилетний путь укрепления внешнеполитических, дипломатических взаимоотношений между Таджикистаном и Россией, можно выделить три основных периода в развитии двусторонних отношений и их приоритетные направления: 1) 1992 годпервая половина 1997 года- 2) вторая половина 1997 года — 2002 год- 3) с 2003 год — по настоящее время. Таким образом 1992;1997 годы были периодом официального признания РФ суверенитета РТ, её поддержки и практически политической, военной и экономической помощи республике Таджикистан в мирном решении межтаджикского конфликта. В первой период было подписано и ратифицировано более 90 официальных документов.1.
Следует отметить, что характерной чертой первого этапа внешнеполитических взаимоотношений РТ и РФ является адаптация к новой геополитической ситуации, разработка концепций и формирование нормативно-правовой базы двухстороннего сотрудничества, дипломатической инфраструктуры и др.
Второй этап вторая половина характеризуется выработкой опыта в сфере дипломатических отношений между РТ и РФ в новых исторических условиях и постепенном повышении его уровня и качества, становлением таджикско-российского политического взаимодействия «на уровне особых отношений». 1 Третий этап развития двусторонних отношений РТ и РФ (с 2003 года — по настоящее время) является периодом разработки концепции национальной безопасности, системы национальных интересов, формировании приоритетов внешнеполитической деятельности. Было подписано и ратифицировано более 100 официальных документов.1.
Особенностью третьего этапа двухсторонних и многосторонних внешнеполитических отношений РТ и РФ является осуществление многовекторной внешней политики, реализация курса политики открытых дверей, помощь России Таджикистану в подготовке национальных квалифицированных дипломатических кадров, преодоление сложностей и трудностей во взаимоотношениях и т. д.
Таким образом, анализ процесса развития таджикско-российских дипломатических взаимоотношений в исследуемый период показывает, что сотрудничество России и Таджикистана стимулирует не только социальные, экономические и культурные потребности этих стран, но и региональные геополитические процессы в Центральной Азии ведущие к усилению в нём влияние США, Западной Европы, Китая, стран Среднего Востока и Южной Азии. В этих условиях союзничество Таджикистана и других стран регионов России приобретает первостепенные значения для сохранения мира и и.
Обобщая выводы можно резюмировать, что в исследуемый период военно-политическое сотрудничество между Россией и Таджикистаном развивалось по следующим направлениям: во-первых, в рамках двусторонних отношений (визиты и встречи глав государств и правительств, руководители высших государственных структур, таких как Совета Безопасности, министерств иностранных дел, обороны, Федеральной пограничной службы и их заместителей, представителей и экспертов различных министерств и ведомств, а также в самом Таджикистане между послом России в РТ, командующим ГПВ РТ в РТ и таджикскими властями на уровне главы государства, секретаря совета безопасности, премьер-министра и его заместителей, министров иностранных дел обороны и их заместителей) — во-вторых, Россия стремилась влиять в выгодном для РТ направлении на страны СНГ, прежде всего те, чьи воинские контингенты входили в состав KMC СНГ, на такие сопредельные страны, как Афганистан, на территории которого находились вооруженные формирования ОТО, а также на Иран, который активно участвовал в качестве посредника на межтаджикских переговорах и имел возможности воздействовать на таджикскую оппозицию-'в-третьих, совместное наращивание военно-технических сил и ресурсов в целях предотвращения внешних угроз в рамках ООН, СНГ, ОДКБ и ШОСв-четвертых, разработка теоретико — методологических и правовых основ военного сотрудничества Республики Таджикистан и Российской Федерации, а также иных государствучастников СНГ, ОДКБ и ШОСв пятых, согласование действий, неукоснительное соблюдение норм международного права, тесное сотрудничество во всех областях межгосударственных отношенийи наконец, обеспечения военной безопасности не только Таджикистана и России, ни и стабильности всего Центрально-Азиатского региона.
Военно-политическое сотрудничество между РТ и РФ в рамках стратегического партнерства позволило решить следующие важные для Таджикистана и всего региона Центральной Азии задачи: охрана таджикскоафганской границыпредотвращение негативных влияний войны в Афганистане на обстановку в Таджикистаненаправление вооруженного конфликта между правительственными силами и оппозицией в русло политического урегулирования, оказание поддержки в становлении вооруженных сил Таджикистанаподготовка высококвалифицированных военных кадров для РТукрепление обороноспособности республики и др.
Таким образом, изучение источников и научной литературы привели автора к выводу о том, что нынешнее состояние таджикско-российских экономических отношений, несмотря на трудности и недостатки, продолжают сохранять свою стабильность, имея тенденцию поэтапного расширения. В них наблюдается нормальный, естественный процесс практической реализации обоюдного стремления двух стран к более тесному, многоплановому экономическому сотрудничеству в соответствии с потенциалом и потребностями их народов. Сегодня в интересах, как Таджикистана, так и России — дальнейшее укрепление этой стабильности путем углубления двусторонних отношений во взаимовыгодных сферах экономики. При этом они находятся на том этапе, когда их экономическая составляющая, с учетом ее отстающего уровня и требований времени, должна стать предметом особого внимания.
Анализируя реальное состояние экономических взаимоотношений Республики Таджикистана с Российской Федерацией, можно резюмировать, что обе страны имеют колоссальный не исчерпанный потенциал для дальнейшего взаимовыгодного сотрудничества и этим резервом является региональное взаимодействие — как на уровне органов государственного управления, так и на уровне конкретных хозяйствующих субъектов. Добрая воля высшего политического руководства наших стран во многом способствует расширению и углублению традиционных связей между двумя дружественными народами, наличию реального потенциала взаимовыгодного экономического сотрудничества, стимулирующего совместную инвестиционную деятельность. Вместе с тем, сегодня предстоит многое сделать для того, чтобы поднять существующие экономические связи на качественно новый уровень, отвечающий вызовам современности и способствующий динамичному росту наших стран и народов.
Таким образом, в исследуемый период наиболее приоритетными направлениями торгово-экономического сотрудничества двух стран являлись: укрепление торгово-экономических связейразвитие действенных контактов деловых кругов двух государств посредством формирования современной инфраструктуры рыночных отношенийупорядочение трудовых отношений, вопросов миграции, а также других областях взаимного интереса субъектов Республики Таджикистан и Российской Федерации.
Анализ торгово-экономических взаимоотношений Таджикистана и России в исследуемый период показывает, что взаимодействие на уровне регионов является также одним из перспективных направлений экономического компонента двусторонних отношений. Подписанные соглашения на уровне органов исполнительной власти областей и городов Республики Таджикистан и Российской Федерации значительно укрепили торгово-экономическую взаимосвязь между РТ и РФ.
В результате последовательных и конструктивных усилий партнерские стратегические отношения Республики Таджикистан и Российской Федерации в торгово-экономической сфере обрели принципиально позитивное содержание, сбалансированный характер, отвечающий долгосрочным интересам РТ и РФ.
Все это означает, что российское направление продолжается оставаться приоритетным во внешнеэкономической политике РТ и Российская Федерация является главным торгово-экономическим партнером Таджикистана.
Таким образом, в исследуемый период наиболее динамичным и объемно осуществляемым взаимодействием РТ и РФ были сферы образования и науки. В данном направлении осуществляется следующее: во-первых, постоянно укрепляется договорно-правовая и материально-техническая база этих сфер культурыво-вторых, РФ как основной стратегический партнер оказывает РТ помощь в подготовке высококвалифицированных кадров по наиболее перспективным специальностям в престижных российских вузахв-третьих, Россия финансирует переподготовку и повышение квалифицированных кадров для различных отраслей экономики Таджикистанав-четвертых, страны проделывают большую работу по повышению статуса русского языка как языка межнациональных общения (открытие вузов и школ, фондов и центров, проведение конференций, круглых столов, форумов и т. д.) — в-пятых, РТ и РФ вносят вклад в восстановлении научных баз и создании международных научных центров, в организации совместной работы ученых двух стран в таких сферах, как гидроэнергетика, цветная металлургия, геология, сейсмология, экология и др.- и наконец, Россия оказывает неоценимую помощь в подготовке высококвалифицированных научных кадров по линии ВАК РФ.
Анализ источников привело автора к выводу о том, что в исследуемый период сотрудничество РТ и РФ в культурно-гуманитарной сфере осуществлялось: первое, посредством Российского центра науки и культуры, который проводил конкретную работу по налаживанию культурных контактов РФ с РТвторое, культурным центром РТ, целью которого является дальнейшее укрепление двухсторонних отношений в культурной сфере-третье, проведением Дней культуры и искусства РТ в РФ и РФ в РТ, которые продолжают хорошую традицию знакомства, сближения и взаимообогащения культур, заложенную ещё в XX столетиичетвертое, пропагандой культур, языков и других духовных ценностей народов Таджикистана и России через широкий круг разнообразных мероприятийпятое, подготовкой высококвалифицированных кадров для сферы культуры и др.
Таким образом, с приобретением государственной независимости культурное сотрудничество Республики Таджикистан с Российской Федерацией получило новый импульс и стало развиваться на фоне двух самостоятельных государств, исходя из сути их национальных интересов.
Правовой базой российско-таджикского культурного сотрудничества является Соглашение между правительствами РФ и РТ о сотрудничестве в области культуры, науки, здравоохранения, информации, спорта и туризма, подписанное в 1995 г. Это сотрудничество направлено на сохранение единого научно-образовательного и культурно-гуманистического пространства между Россией и Таджикистаном.
Проводятся совместные фестивали, декады культуры, литературы и искусства, научные форумы, симпозиумы, конференции, радио телевизионные передачи и другие мероприятия, пропагандирующие культуру, язык и другие духовные ценности народов Таджикистана и России.
Вместе с тем, таджикское правительство оказывает большую заинтересованность в более активном участии российских государственных учреждений, отвечающих за осуществление взаимодействия в сфере культуры.
В целях активизации российско-таджикского сотрудничества в области культуры налаживается взаимодействие между руководствами министерств культуры РФ и РТ, российскими и таджикскими творческими организациями, а также с субъектами Российской Федерации.
В настоящее время в Таджикистане последовательно проводится государственная политика, учитывающая гуманистические и общечеловеческие ценности, исторический опыт, многовековые культурные и духовные традиции таджикского народа, перспективы поступательного развития таджикского государства. В этом направлении в первый план выдвигается задача формирования нового качественного состояния общества и, соответственно, нового человека. В решении этой задачи особое место занимают взаимосвязь и сотрудничество Республики Таджикистан с Российской Федерацией в культурной сфере.
Список литературы
- Архивные документы
- Текущий архив Управления информации, прессы, анализа и внешнеполитического планирования Министерства иностранных дел Республики Таджикистан. Папка Российская Федерация. Материалы за 19 912 013 гг.- Папка ШОС. Материалы за 1991−2013 гг.
- Текущий архив Управления международных связей Министерства образования Республики Таджикистан. Папка Российская Федерация. Материалы за 1991−2013 гг.
- Текущий архив Министерства культуры Республики Таджикистан. Материалы отдела международных отношений. Папка Российская Федерация. Отчеты за 1991−2013 гг.
- Текущий архив Министерства труда и занятости населения Республики Таджикистан. Материалы отдела международных отношений и связей с общественностью. Папка Российская Федерация. Отчеты за 1991−2013 гг.
- Текущий архив Комитета по делам молодежи, спорта и туризма при Правительстве Республики Таджикистан. Материалы отдела международных отношений. Папка Российская Федерация. Материалы за 1991−2013 гг.
- Текущий архив Управления международного сотрудничества. Миграционной службы при Правительстве Республики Таджикистан. Папка Российская Федерация. Материалы за 2001−2013 гг.
- Текущий архив Центра стратегических исследований при Президенте Республики Таджикистан. Материалы за 2010−2013 гг.
- Текущий архив Академии наук Республики Таджикистан. Материалы отдела международных отношений. Папка Российская Федерация. Отчеты за 1991−2013 гг.
- Текущий архив Таджикского национального университета. Материалы отдела международных отношений. Папка Российская Федерация. Отчеты за 1991−2013 гг.
- Текущий архив Российско-таджикского (славянского) университета. Материалы отдела международных отношений. Папка Российская Федерация. Отчеты за 1996−2013 гг.
- Текущий архив Международного сектора филиала Московского государственного университета им. М. Ломоносова в Республики Таджикистан. Материалы за 2011−2013 гг.
- Текущий архив Таджикского технического университета им. М.Осими. Материалы отдела международных связей за 1991−2013 гг.
- Текущий архив Российского центра науки и культуры. Материалы за 20 102 013 гг.1. Нормативно-правовые акты
- Декларация о дальнейшем укреплении и расширении всестороннего сотрудничества между Республикой Таджикистан и Российской Федерации (07.09.1995 г.) г. Москва.
- Декларация о консульской конвенции, 17.10.1996 г., г. Москва.
- Декларация о сотрудничестве в области труда и занятости населения Республики Таджикистан и Министерством между Министерством труда, населения и социального развития Российской Федерации, 26.05.1999 г., г. Москва.
- Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между РТ и РФ, 25.05.1993 г., г. Москва.
- Договор между Российской Федерации и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в военной области на территории РТ, 25.05.1993 г., г. Москва.
- Договор между Российской Федерации и Республикой Таджикистан о союзническом взаимодействии, ориентированном на XXI век, 16.04.1999 г., Москва.
- Протокол о сотрудничестве и координации деятельности между Министерством иностранных дел Республики Таджикистан и Министерством иностранных дел Российской Федерации, 08. 04. 1992 г., Душанбе.
- Протокол между Правительством РТ и Межведомственной комиссией Российской Федерации по вопросам российско-таджикского сотрудничества, 09.06.1995 г., г. Москва.
- Протокол по итогам встречи Президента РТ. Э. Рахмонова и Председателя Правительства РФ В. Черномырдина, 07.09.1995 г., г. Москва.
- Протокол рабочей встречи Правительственной делегации РТ и Правительственной делегации РФ, 01.03.1996 г., г. Москва.
- Протокол рабочей встречи Премьер-министра РТ Я. Азимова и Заместителя Председателя Правительства РФ А. Большакова, 31.05.1996 г., г. Душанбе.
- Протокол рабочей встречи Премьер-министра РТ Я. Азимова с Министром РФ по сотрудничеству с государствами-участниками СНГА. Г. Тулеевым, 12.02. 1997 г., г. Душанбе.
- Программа сотрудничества между Министерством иностранных дел Республики Таджикистан и Министерством иностранных дел Российской Федерации на 1998 г., 14.01.1998 г., г. Душанбе.
- Программа сотрудничества между Министерством иностранных дел Республики Таджикистан и Министерством иностранных дел Российской Федерации на 1999 г., 24.02.1999 г., г. Душанбе.
- Программа сотрудничества между Министерством иностранных дел Республики Таджикистан и Министерством иностранных дел Российской Федерации на 2000 г., 15.06.2000 г., г. Душанбе.
- Программа сотрудничества между Министерством иностранных дел Республики Таджикистан и Министерством иностранных дел Российской Федерации на 2001 г., 19.03.2001 г., г. Душанбе.
- Программа сотрудничества между Министерством иностранных дел Республики Таджикистан и Министерством иностранных дел Российской Федерации на 2002 г., 13.03.2002 г., г. Душанбе.
- Программа сотрудничества между Министерством иностранных дел Республики Таджикистан и Министерством иностранных дел Российской Федерации на 2003 г., 04.04.2003 г., г. Душанбе.
- Программа сотрудничества между Министерством иностранных дел Республики Таджикистан и Министерством иностранных дел Российской Федерации па 2004 г., 23.04.2004 г., г. Москва.
- Программа сотрудничества между Министерством иностранных дел Республики Таджикистан и Министерством иностранных дел Российской Федерации на 2005 г., 11.03.2005 г., г. Душанбе.
- Программа экономического сотрудничества между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Российской Федерации па 20 112 014 гг., 10. 10. 2011 г., г. Москва.
- Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Российской Федерации о принципах сотрудничества и условиях взаимоотношений в области транспорта, 10.10.1992 г., г. Душанбе.
- Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Российской Федерации о торгово-экономическом сотрудничестве в 1993 году, 10.10.1992 г., г. Душанбе.
- Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Российской Федерации о регулировании процессов перемещения, защиты прав переселенцев, 10.10.1992 г., г. Душанбе.
- Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Российской Федерации о торгово-экономическом сотрудничестве и свободной торговле, 10−10−1992г., г. Душанбе.
- Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Российской Федерации о взаимном учреждении Торговых представительств, 10.10.1992 г., г. Душанбе.
- Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в развитии нефтяной и газовой промышленности России, 12.03.1993 г., г. Москва.
- Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в развитии нефтяной и газовой промышленности России, 12.03.1993 г., г. Москва.
- Соглашение о медицинском, финансовом, и материально-техническом обеспечении военнослужащих и воинских формирований Российской Федерации и Республики Таджикистан, 19.08.1993 г., г. Москва.
- Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Российской Федерации о научно-техническом сотрудничестве, 25.05.1993 г., г. Москва.
- Соглашение между Российской Федерации и Республики Таджикистан о воинской службы, подготовке офицерских кадров для Вооруженных Сил Республики Таджикистан, 06.04.1994 г., г. Москва.
- Соглашение между Российской Федерации и Республики Таджикистан о военно-техническом сотрудничестве, 06.04.1994 г., г. Москва.
- Соглашение о командировании российских военных советников и специалистов в Республики Таджикистан, 20.10.1994 г., г. Москва.
- Соглашение о военной службе граждан Российской Федерации в Вооруженных Силах Республики Таджикистан и их статусе, 30.12.1994 г., г. Москва.
- Соглашение между Республикой Таджикистан и Российской Федерации об углублении экономического сотрудничества и развитии интеграционных связей, 27.02.1995 г., г. Москва.
- Соглашение между Республикой Таджикистан и Российской Федерации об основных принципах и направлениях экономического сотрудничества на период до 2000 года, 07.09.1995 г., г. Москва.
- Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Российской Федерации об основных принципах создания финансово-промышленных группы, 07.09.1995 г., г. Москва.
- Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области культуры, науки и техники, здравоохранения, информации, спорта и туризма, 19.09.1995 г., г. Москва.
- Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Чувашской Республики о торгово-экономическом и научно-техническом сотрудничестве, 1996 г.
- Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, 12.01.1997 г., г. Душанбе.
- Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Российской Федерации в области образования, 15.03.1997 г., г. Москва.
- Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Российской Федерации между об условиях учреждения идеятельности в г. Душанбе Российско-Таджикского (Славянского) университета, 10.06.1997 г., г. Москва.
- Соглашение между Правительством РТ и Правительством Республики Башкортостан о торгово-экономическом и научно-техническом сотрудничестве, 30.03.1998 г., г. Уфа.
- Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Чувашской Республики в области образования, науки и техники, здравоохранения, культуры, информации, социальной защиты, спорта и туризма, 01.04.1998 г., г. Чебоксары.
- Соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестйе между г. Душанбе и г. Санкт Петербургом, 27.04.1999 г., г. Душанбе.
- Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области правительственной связи, 30.11.1999 г., г. Саратов.
- Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Саратовской области Российской Федерации о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве, 30.11.1999 г., г. Саратов.
- Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Открытого акционерного общества «Русский алюминий» о долгосрочном сотрудничестве, 14.06.2005 г., г. Душанбе.
- Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Свердловской области о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве, 12.02.2004 г., г. Душанбе.
- Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Российской Федерации о порядке использования Таджикской стороной движимого имущества, переданного во временное пользование российской военной базе, 16.10.2004 г., г. Душанбе.
- Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Российской Федерации о составе и организационно-штатной структуре российской военной базы на территории Республики Таджикистан, 16.10.2004 г., г. Душанбе.
- Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Российской Федерации о производственной кооперации, 16.10.2004 г., г. Душанбе.
- Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Открытого акционерного общества «Газпром» о стратегическом сотрудничестве, 15.05.2003 г., г. Душанбе.
- Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Российской Федерации о создании и деятельности международного научно-исследовательского центра «Памир-Чакалтай», 29.08.2008 г., г. Душанбе.
- Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Открытого акционерного общества «Газпром» об общих принципах проведения геологического изучения недр нефтегазоперспективных площадях Республики Таджикистан, 30.05.2009 г., г. Душанбе.
- Меморандум между Министерством энергетики и промышленности Республики Таджикистан и ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» об экономическом взаимодействии, 29.08.2008 г., г. Душанбе.
- Бизнес и политика, 1999 -2013 гг.83. Вароруд 1990−2013
- Дипломатический вестник МИД85. Джумхурият, 1991−2013 гг.86. Известия 1999−2013
- Российская газета, 2005−2013 гг.
- Садоимардум, 1991−2013 гг.89. Коммерсант, 2000−2013 гг.1. Диссертации авторефераты
- Афандихонов И. X. Правовые основы военного сотрудничества между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией. Автореф. диссертации на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук. М., 2006.
- Архангельский A.B. Международно-правовые основы обеспечения коллективной безопасности государств-участников СНГ: Автореф.дис. канд. юрид. наук. М. 2003.
- Бабаджанова У.А. Российско-таджикские отношения в 90-е годы XX века. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. ист. наук. М., 2006.
- Военно-политические сотрудничество между Республики Таджикистан и Российская Федерация в 1993—1999 года.
- Махонин C.B. Военно-политическое сотрудничество между республикой Таджикистан и Российской Федерацией в 1993—1999 годы: исторический опыт и уроки. Автореф.дисс.канд.ист.наук. Душанбе, 1999.
- Мирзоев Р.Х. Специфика и закономерности таджикско-российских миграционных процессов. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. полит, наук. Душанбе, 2006.
- Коваленко Г. В. Энергетический фактор в современном развитии российско-таджикских отношений. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук. М., 2012-
- Егозарьян В.В. Военно-политическое сотрудничество России со странами СНГ как фактор интеграции: Дис. .канд. полит, наук. М., 2001-
- Пластун В.Н. Эволюция деятельности экстремистских организаций с странах Востока, последняя треть XX начало XXI вв. Дис. д-ра ист. наук: Москва, 2003.
- Курбонов С.А. Экономическое развитие Таджикистана и его внешнеэкономические связи с Российской Федерацией в период рыночных преобразований // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Москва, 2011.
- Пирназарова П.А. Взаимоотношения Республики Таджикистан и Российской Федерации в сфере образования, науки и культуры (1991−2011 гг.). Автореф. дисс. канд. ист. наук. Душанбе, 2013.
- Статьи, брошюры и монографии
- Абдуллоев С, Сайфуллоев А. Навечно с Россией М.: 4-й филиал Воениздата, 2000.
- Белов Е. В. Исторический опыт переговорного процесса по урегулированию межтаджикского конфликта (1993−1997). Душанбе, 1999.
- Гаджиев К. С. Геополитика. М.: Международные отношения, 1998.
- Госстатагенство при Правительстве РТ. Статистический сборник. -Душанбе, 2000.
- Грибовский А.Б. Становление и развитие военно-политических отношений России со странами Центральной Азии. М., 2003.
- Дугин А. Основы геополитики. -М.: Арктогея, 1997.
- Дипломатия Таджикистана: вчера и сегодня. Душанбе, 2009.
- Зайченко В.М. Общественный контроль над военной сферой в Республике Таджикистан. М., 1998.
- Зарифи X. Многовекторная дипломатия Таджикистана. Душанбе, 2010.
- Иванов И. С. Внешняя политика России в эпоху глобализации. М.: Международные отношения, 2002.
- Иванов И. С. Новые перспективы дипломатии. // Международная жизнь.- 2002, № 9. ?
- Искандаров А. Государства Центральной Азии в интеграционных процессах. Душанбе, 2007.
- Искандаров А. Интеграция в Центральной Азии: политические аспекты.- Душанбе, 2007.
- Казанцев A.A. Большая игра с неизвестными правилами: Мировая политика и Центральная Азия. М., 2008.
- Кожокин Е.М. Шанхайская организация сотрудничества: Становление новой реальности. М., 2005.
- Кузьмина. Е.Е. Геополитика Центральной Азии Новосибирск, 2002.
- Кушкумбаев С. Центральная Азия на путях интеграции. Геополитика. Этничность. Безопасность. Алматы, 2002.
- Лебедева М.М. Мировая политика. М., 2006.
- Мамадазимов А. Политическая история таджикского народа. Душанбе, 2001.
- Масов P.M. Россия и Таджикистан. Россия в исторических судьбах таджикского народа. Душанбе, 1998.
- Махонина C.B. Военно-политическое сотрудничество между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией: Исторический опыт и уроки. Душанбе, 1999.
- Набиева Р., Зикриёев Ф., Зикриёева М. Таърихи халки точик. Душанбе: Собириён, 2010.
- Нартов Н. А. Геополитика. М.: Единство, 2002.
- Назаров Т.Н. Таджикистан: экономическое сотрудничество и безопасность. Минск, 2003.
- Назаров Т.Н. Таджикистан: экономическое сотрудничество и безопасность. Душанбе, 2003.
- Назаров Т.Н. Рыночная экономика и международное сотрудничество. -Душанбе, 2007-
- Назриев Д., Саттаров И. Республика Таджикистан: История независимости. Год 1992-й. Душанбе, 2005.
- Назриев Д., Саттаров И. Республика Таджикистан: История независимости. Год 1993-й. Душанбе, 2006.
- Примаков Е. М. Годы в большой политике. М.: Коллекция «Совершенно секретно», 1999.
- Примаков Е. М. Россия должна взвешенно строить свою внешнюю политику//Известия, 1998, 16 нояб.
- Перспективы Центральной Азии как транзитного моста между Европой и Китаем. Материалы международной конференции. 26 апреля 2005 года. -Алматы, 2005.
- Попенков В.И. Современные проблемы военно-политического сотрудничества государств СНГ в интересах национальной и коллективной безопасности. -М.: ВАГШ, 2002.
- Проблемы трудовой миграции и пути их решения. (Материалы республиканской научно-практической конференции, 26−27 октября 2006 г.). -Душанбе, 2007.
- Рахматуллаев Э. Превентивная дипломатия: панацея или мираж? М., 2007.
- Рахмонов Э. Таджики в зеркале истории. Книга I. — Лондон, 1999.
- Рахмонов Э. Независимость Таджикистана и возрождения нации. Состоит из 6 томов. Душанбе, 2002−2008.
- Рахмонов Э. Истиклолияти Точикистон ва эхёимиллй (Независимость Таджикистана и национального возрождение). Состоит из 7томов. Душанбе, 2001−2008.
- Рахмонов Э. Дах соли истиклолият: вахдати мили ва бунёдкори (Десять лет независимости: национальное единство и создание). Состоит из 4томов. -Душанбе, 2001.
- Сабуров А., СаидовЗ. Таджикистан: внешняя политика и массовая информация. (1993−1995г.). Душанбе, 1997.
- Саидов 3. Межгосударственные отношения РТ в двустороннем формате. -Душанбе, 1998.
- Саидов 3. Политика открытых дверей. Душанбе, 2003.
- Саидов 3. Внешняя политика Республики Таджикистан на современном этапе. Душанбе, 2006.
- Саидов 3. Основные тенденции внешней политики Таджикистана на рубеже столетий. Душанбе, 2009.
- Сатторзода А, Назаров Т. Н. Дипломатияи муосири точик (Современная таджикская дипломатия). Душанбе, 2006.
- Содружества Независимых Государств. Десять лет спустя. Минск, 2001.
- Тюшкевич С. Ф. Новый передел мира. М., 2003.
- Торкунов A.M. Современные международные отношения. M., 1999.
- Уткин А. И. Американская стратегия для XXI века. М.: Издательская корпорация «Логос», 2000.
- Улмасов Р. Внешняя трудовая миграция в Таджикистане (причины, проблемы, последствия, регулирование). Душанбе, 2006.
- Умаров Х.У., Одинаев М. У. Таджикистан и глобальная торговля. -Душанбе, 2005.
- Усмонов И. Миростроительство в Таджикистане. Душанбе, 2006.
- Цыганков П. А. Теория международных отношений. М.: Гардарики, 2003-
- Шарипов С. И. Россия и Таджикистан: отношения стабильны? // Азия-плюс, 2003, 4 дек.
- Шарифов А. Эмомали Рахмон наш президент. — Душанбе, 2006.
- Шарифи С. Таджикская дипломатия в период независимости. v Душанбе: Ирфон, 2011.
- Шарифзода А., Косими 3. Эмомали Рахмон ва чомеаи чахон. Душанбе: Ирфон, 2011.
- Яковлев В.Н. Современные проблемы военного сотрудничества государств СНГ в интересах обеспечения коллективной безопасности. М., 2001. J