Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Дипломатические, торгово-экономические и культурные взаимоотношения Таджикистана и России в период независимости

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Набиева Р., ЗикриСев Ф., Зикриёева М. Таърихихалкиточик.-Душанбе: Собириён, 2010; Назаров Т. Н. Таджикистан: экономическое сотрудничество и безопасность. -Душанбе, 2003; Он же. Рыночная экономика и международное сотрудничество. -Душанбе, 2007; Олбрайт М. Задача США — управлять последствиями распада советской империи // Независимая газета, 1998, 16 окт.- Примаков Е. М. Годы в большой политике… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ТАДЖИКИСТАНОМ И РОССИЕЙ В УСЛОВИЯХ СУВЕРЕНИТЕТА
    • 1. Укрепление дипломатических взаимоотношений Республики Таджикистан с Российской Федерацией
    • 2. Развитие российско-таджикского военно-политического сотрудничества
  • ГЛАВА II. ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН С РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ
    • 1. Экономическое сотрудничество Таджикистана с Россией
  • §-2.Торговые отношения между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией
  • ГЛАВА III. КУЛЬТУРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН С РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ
    • 1. Сотрудничество Таджикистана и Россиив области образования и науки
    • 2. Связи Республики Таджикистан и Российской Федерации в сфере литературы и искусства

Дипломатические, торгово-экономические и культурные взаимоотношения Таджикистана и России в период независимости (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В современном мире существует более двухсот государств. Результаты научно-технической, информационной революции и глобальных процессов не могут оставить в стороне ни одно государство или народа. Они постепенно и все глубже проникают и отражаются во все аспекты социальной жизни человечества. Поскольку мировое общество действует как единый организм, поэтому каждое государство стремится занимать в нем достойное место. Однако, ни одно государство не в силах решить свои внутренние и внешние проблемы без взаимодействия с другими государствами. Поэтому, для каждого государства установление и развитие взаимовыгодных отношений и сотрудничество с другими государствами приобретает жизненно-важную значимость. В этих условиях многогранное взаимодействие и широкое сотрудничество новых независимых государств, созданных после распада СССР, в том числе взаимодействие и сотрудничество Таджикистана с Российской Федерацией, приобретают жизненно важное и исключительно актуальное значение.

В первые годы независимости Таджикистану, как молодому государству, необходимо было выработать новую систему взглядов на внешнеполитические задачи и приоритеты страны с учетом новых реальностей как внутриполитического, так и международного порядка. Но формирование таких взглядов не могло произойти быстро. Для этого потребовалось некоторое время, прежде чем в государственном, политическом и общественном сознании складывались более или менее устойчивые подходы к базовым принципам внешней политики современного независимого Таджикистана, особенно в отношении с Россией и другими бывшими союзными республиками.

В целом, поиск приоритетных направлений внешнего сотрудничества и взаимоотношения с другими государствами, учитывая изменения на мировой арене, является одним из сложнейших вопросов для внешнеполитического ведомства нашего государства. В этом направлении для Таджикистана особое значение имеет укрепление и дальнейшее развитие дружественных связей с Российской Федерацией.

Таджикистан и Россия как независимые государства имеют многие общие, региональные и международные интересы, такие как: всемерное укрепление основ независимости, устойчивое и динамичное развитие, внутренний мир и стабильность, региональная и международная безопасность. Политические, экономические, торговые, технологические, военно-стратегические, культурные связи и традиции взаимодействия между этими государствами сложились во времена Советского Союза. Сложнейшие динамичные процессы регионального и глобального характера, протекавшие в конце второго и начале третьего тысячелетий, требовали непрерывное и содержательное многогранное взаимодействие двух государств как на двустороннем, так и на региональном и глобальном уровнях. История взаимоотношений между Таджикистаном и Россией в годы независимости полна результативными визитами и встречами на высшем и высоком уровнях, а также деловыми контактами представителей двух стран, которые ориентированы на перспективное сотрудничество в политической, торгово-экономической, гуманитарной, образовательной и других областях. Две братские государства за относительно короткий период независимости накопили ценный опыт активного и содержательного взаимодействия, который требует объективного и всестороннего изучения.

Исследование темы также необходимо для выявления неиспользованных резервов и возможностей, с использованием которых можно углубить и вывести на новый уровень взаимоотношения Таджикистана и России во многих отраслях взаимовыгодного сотрудничества. В современных условиях Таджикистан и Россия стремятся к углублению и расширению взаимовыгодных отношений во всех сферах двустороннего сотрудничества, включая вопросы торговли, освоения запасов полезных ископаемых и энергетических ресурсов Таджикистана, инвестиций в сфере создания совместных предприятий по переработке сельскохозяйственных продуктов и сырья в РТ. Необходимость объективного изучения данной темы также диктуется и высоким уровнем взаимозависимости Таджикистана и России в геополитической сфере. Все вышесказанное подтверждает актуальность исследуемой темы.

Степень научной разработанности темы. Несмотря на отсутствие комплексного и специального исследования данной темы, многие вопросы взаимоотношения Таджикистана и России в той или иной степени нашли отражение в государственных документах, в трудах руководителей государств и литературе, изданной внешнеполитическими ведомствами Таджикистана и России.1.

Начиная с первых дней приобретения государственной независимости, исследуемая тема непрестанно находится в центре внимания российских, таджикских и зарубежных политиков, историков-международников и политологов. В их статьях и монографиях рассматриваются отдельные вопросы исследуемой темы.2.

Важным аспектом и приоритетным направлением таджикско-российского сотрудничества считается военно-техническое, поэтому, в научной литературе уделено особое внимание освещению данной проблемы. В некоторых публикациях изучаются проблемы и общие аспекты международного военного.

1 Дипломатический вестник МИД Российской Федерации. — 1992. -№ 7-Указ Президента РФ от 5 февраля 2010 года № 146 о Военной доктрине Российской Федерации //Российская газета, 2010, 10 февр.- Концепция внешней политики Российской Федерации. Утверждена Президентом Российской Федерации В. В. Путиным 28 июня 2000 г. // Российская газета, 2011, 11 июльРахмонон Э. Таджики в зеркале истории. Книга 1. Лондон, 1999; Он же. Независимость Таджикистана и возрождения нации. Состоит из 6 томов, — Душанбе, 2002;2008и др.

Набиева Р., ЗикриСев Ф., Зикриёева М. Таърихихалкиточик.-Душанбе: Собириён, 2010; Назаров Т. Н. Таджикистан: экономическое сотрудничество и безопасность. -Душанбе, 2003; Он же. Рыночная экономика и международное сотрудничество. -Душанбе, 2007; Олбрайт М. Задача США — управлять последствиями распада советской империи // Независимая газета, 1998, 16 окт.- Примаков Е. М. Годы в большой политике. -М.: Коллекция «Совершенно секретно», 1999; Примаков Е. М. Россия должна взвешенно строить свою внешнюю политику // Известия, 1998, 16 ноябрСаидов 3. Внешняя политика Республики Таджикистан на современном этапе. -Душанбе, 2006; Саидов 3. Основные тенденции внешней политики Таджикистана на рубеже столетий.-Душанбе, 2009; Сатторзода А, Назаров Т. Н. Дипломатияимуосириточик (Современная таджикская дипломатия). -Душанбе, 2006; Шарифи С. Таджикская дипломатия в период независимости. -Душанбе: Ирфо", 2011; Шарифов А. Эмомалн Рахмон — наш президент. -Душанбе, 2006; Шарифзода А., Косими 3. Эмомалн Рахмонвачомеаичахон. -Душанбе: Ирфон, 2011 и др. сотрудничества в рамках СНГ и ШОС и конкретные вопросы таджикско-российского сотрудничества в военной сфере.1.

Современный этап военного сотрудничества между двумя странами и его нормативное правовое регулирование более детально освещены в труде И. Х. Афандихонова, где автор, анализируя содержание военного сотрудничества Республики Таджикистан и Российской Федерации и его правовые основы, предложит рекомендации, направленные на совершенствование внутригосударственного законодательства обеих стран в военной области, развитие национальной и коллективной безопасности.2.

Проблемы торгово-экономического сотрудничества и культурных взаимоотношений Таджикистана с Россией чаще всего затрагиваются в статьях, опубликованных в таджикских средствах массовой информации, таких как Азия плюс, Бизнес и политика, Садоимардум, Джумхурият др. Следует отметить, что значительная часть материалов СМИ касается вопросам таджикско-российского сотрудничества в сфере энергетики, товарооборота, регулирования трудовой миграции и т. д.

Некоторым важным аспектам и этапам дипломатического, торгово-экономического сотрудничества Таджикистана и России посвящены научные.

См.: Архангельский A.B. Международно-правовые основы обеспечения коллективной безопасности государств-участников СНГ: Автореф.дис.канд.юрид.наук. -М. 2003; Булыгип A.H. Военное сотрудничество государств Содружества: понятие, становление и основные направления развития //10 лет Совету Министров обороны государств-участников СНГ: опыт и уроки военного сотрудничества (Материалы Международной военно-научной конференции (СПб, 27 февраля 2002 г.).-М.- 2002; Грибовский А. Б. Становление и развитие военно-политических отношений России со странами Центральной Азии, — М., 2003; Клименко А. Ф. Проблемы становления Шанхайской организации сотрудничества и взаимодействия России и Китая в Центральной Азии — М.: Ин-т Дальневост. РАН, 2005; Кожокин Е. М. Шанхайская организация сотрудничества: Становление новой раелыюсти. -М., 2005; Егозарьян В. В. Военно-политическое сотрудничество России со странами СНГ как фактор интеграции: Дне. .канд. полит, наук. -М., 2001; Попенков В. И. Современные проблемы военно-политического сотрудничества государств СНГ в интересах национальной и коллективной безопасности. М.: ВАГШ, 2002; Яковлев В.11. Современные проблемы военного сотрудничества государств СНГ в интересах обеспечения коллективной безопасности. -М., 2001; Махонина C.B. Военно-политическое сотрудничество между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией: Исторический опыт и уроки Душанбе, 1999; Масов P.M. Россия и Таджикистан. Россия в исторических судьбах таджикского народа. -Душанбе, 1998; Абдуллоев С, Сайфуллоев А. Навечно с Россией М.: 4-й филиал Воениздата, 2000; ЗаНченко В. М. Общественный контроль над военной сферой в Республике Таджикистан М., 1998; Муминзаде Н. Д. Становление и развитие военно-политического сотрудничества между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией в 90-е годы XX века. -М., 2001 и др. 2Афандихонов И. X. Правовые основы военного сотрудничества между Республикой Таджикистан и.

Российской Федерацией. Автореф.дис.канд.юрид.наук. -М., 2006. монографии. Среди них особо следует отметить труды.

У. К. Бабаджановой/Р.Х.Мирзоева^Г.В. Коваленко.3.

Однако вышеуказанные труды не охватывают все вопросы, связанные с темой настоящего диссертационного исследования. В целом, в научной литературе отсутствует научная и комплексная работа, охватывающая все аспекты таджикско-российского сотрудничества в годы независимости. Большинство издания содержат минимум информации, в основном статистической. И это несмотря на высокую степень взаимодействия Таджикистана с Россией, поднятой президентами и другими высокопоставленными политиками двух государств до планки стратегического партнерства. Данная диссертационная работа направлена на восполнение этого пробела.

Источниковедческую базу исследования составляли законодательные акты и другие основополагающие документы, определяющие и характеризующие сущность и предназначение таджикской национально-государственной внешней политики в целом, в том числе и многогранные отношения с Россией. К ним относятся, например, Конституция (Основной Закон) РТ, Концепция внешней политики РТ, ратифицированные Таджикистаном международные нормативно-правовые акты и др. Важное значение для более детального и всестороннего анализа теоретических вопросов взаимоотношения Таджикистана с Россией имеет также знакомство с аналогичными правовыми источниками внешней политики РФ, таких как Военная доктрина РФ, в которой определены внешние угрозы и задачи по их предотвращению, Концепция внешней политики РФ, где определены основные внешнеполитические приоритеты российского государства и т. д.4.

1Бабаджанова У А. Российско-таджикские отношения в 90-е годы XX века. Лвтореф.дисс. на соиск. уч. степ, канд. ист. наук. -М., 2006. Мирзоев P.X. Специфика и закономерности таджикско-российских миграционных процессов. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. полит, наук. -Душанбе, 2006. J Коваленко Г. В. Энергетический фактор в современном развитии российско-таджикских отношений.

Автореф. дне. канд. полит, наук. -М., 2012.Военная доктрина Российской Федерации. Утверждена Президентом Российской Федерации В. В. Путиным 21 апреля 2000 г. \ www.mid.ru.- Концепция внешней политики Российской Федерации. Утверждена Президентом Российской Федерации В. В. Путиным 28 июня 2000 г. \ www. mid. ru.

Кроме этого в работе широко использованы материалы текущих архивов министерств иностранных дел, культуры, образования, внешнеэкономической связи, выступления президентов обеих государств на пресс-конференциях и другие источники.

Объектом исследования является анализ и обобщение процессов и перспектив взаимоотношений Таджикистана и России в современных условиях.

Предметом исследования послужил процесс формирования и развития таджикско-российских двусторонних торгово-экономических и культурных отношений в период независимости (1991;2012 гг.).

Цель и задачи исследования

Целью работы является определение основных тенденций и приоритетных направлений в развитии взаимоотношений Таджикистана и Российской Федерации в период независимости. Исходя из этого, определяются следующие задачи исследования:

— осветить основные факторы развития дипломатических отношений в условиях суверенитета;

— исследовать правовые основы и процесс становления дипломатических отношений Таджикистана и Российской Федерации;

— объективно показать роль России в урегулировании гражданского конфликта в Таджикистане в успешном решении межтаджикского конфликта;

— выявить степень участия, сотрудничества и взаимодействия Таджикистана и России в системе региональных и международных организаций;

— раскрыть приоритеты и основные направления сотрудничества Таджикистана и России в военной сфере в нынешнее время;

— исследовать и обобщить динамику развития торгово-экономического сотрудничества Таджикистана и России, показать основные и приоритетные направления экономического и торгового сотрудничества;

— проанализировать и оценить процесс развития межгосударственных отношений в сфере науки и просвещения, культуры и искусства- -определить перспективные направления сотрудничества- -выявить противоречия во взаимоотношениях Таджикистана и России, указать на их причины и пути их разрешения.

— предложить рекомендации для дальнейшего развития взаимоотношений между Таджикистаном и Российской Федерацией.

Научная новизна диссертации определяется тем, что она является одной из первых попыток комплексного исследования истории взаимоотношений и сотрудничества между Таджикистаном и Российской Федерацией в период независимости. В диссертации предложена и научно обоснована методология этого сотрудничества, проведен анализ достижений и проблем в этой сфере. Кроме этого, в исследовании анализируются и обобщаются правовые основы государственной политики Таджикистана и России в формировании и реализации основных направлений двустороннего сотрудничества, исследуются внешнеполитические, военные, гуманитарные и др. связи двух государств в этот исторический период.

Научная новизна также состоит и в том, что автор впервые обосновывает необходимость новых, цивилизованных подходов к формированию основных направлений внешней политики Республики Таджикистан и Российской Федерации в исследуемые годы, исследует путь, традиции и возможности для двустороннего таджикско-российского сотрудничества на взаимовыгодной основе с учетом новых условий развития стран.

Теоретическая и методологическая основа диссертационного исследования. Теоретической основой работы послужили научные концепции и подходы таджикских, российских и зарубежных ученых, экспертов и исследователей, занимающихся международно-правовой и дипломатической проблематикой и вопросами межгосударственных отношений, в том числе российско-таджикских взаимоотношений в периоде независимости. В диссертации были использованы методы системного, сравнителыюполитологического и исторического анализа, принципы логического и ретроспективного анализа международных, общественно-политических, социальных, экономических и культурных событий и явлений.

Основные положения, выносимые на защиту: 1. С 1992 по настоящее время между Республикой Таджикистан и Российской Федерации подписаны более двухсот межгосударственных, межправительственных и межведомственных документов, регулирующие, практически все направления многопланового таджикско-российского сотрудничества. Новые формы дипломатических отношений между двумя бывшими союзными республиками были определены в Протоколе о возобновлении дипломатических отношений между РТ и РФ, который был подписан 8 апреля 1992 года в Душанбе, Договоре о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, который был подписан в г. Москве 25 мая 1993 года), Указ Президента РФ «О стратегическом курсе сотрудничества Российской Федерации с государствами — участниками СНГ"и других документах.

2. В свете вышеупомянутых достигнутых договоров постепенно сформировалось двустороннее и многогранное сотрудничество между двумя государствами, которое ныне охватывает практически все сферы жизни: политику, экономику, торговлю, военно-техническую, гуманитарную, финансово-кредитную, топливно-энергетическую, промышленность и производственную кооперацию, гражданскую оборону, помощь при чрезвычайных ситуациях и т. д.

3. В процессе развития дипломатических отношений между Таджикистаном и РФ можно выделить три основных периода: 1) 1992 — первая половина 1997 года- 2) вторая половина 1997 года — 2002;г.- 3) 2003 г. — по настоящее время. Первый период был периодом официального признания РФ суверенитета РТ, её поддержки и практической политической, военной и экономической помощи нашей республике в мирном решении межтаджикского конфликта и установлении мира на таджикской земле. Второй период характеризуется как период интенсивного развития двустороннего и многостороннего сотрудничества двух государствстратегических партнеров в рамках региональных и международных организаций, таких как ООН, ОБСЕ, СИГ, ЕврАзЭС, ОДКБ и ШОС.

Третий период является развития двусторонних отношений РТ и РФ (2003 год — по настоящее время) является периодом разработки концепции национальной безопасности, системы национальных интересов, формировании приоритетов внешнеполитической деятельности.

4. С приобретением независимости перед Таджикистаном встал вопрос обеспечения национальной безопасности и защиты территориальной целостности, что практически было невыполнимо без военно-технической помощи России и других дружественных государств. В течение ряда лет Россия как верный стратегический партнер выступала и выступает гарантом мира и стабильности в Таджикистане. Она сыграла огромную роль в процессе урегулирования конфликта, достижения мира и гражданского согласия в Республике Таджикистан. В последующем, в связи с проблемой обеспечения безопасности на внешних южных границах СНГ, военно-техническое сотрудничество РТ с Россией и другими странами СНГ стало ещё более актуальным. Нынешний курс военно-технического сотрудничества Таджикистана и РФ в рамках ОДКБ и других региональных организаций направлено против угроз внешней агрессии и международного экстремизма, на обеспечение безопасности и стабильности в Таджикистане и Центральной Азии.

5.Важнейшей сферой двустороннего и многостороннего стратегического партнерства Таджикистана с Россией является торгово-экономическое сотрудничество. Углубление таджикско-российского сотрудничества в экономической области отвечает коренным интересам обеих стран и их народов. Исходя из этого, в исследуемый период на уровне межгосударственных соглашений регулярно принимались меры по обеспечению благоприятных условий, необходимых для долгосрочного развития сотрудничества в сферах гидроэнергетики, частного предпринимательства, производственной кооперации, создания трапспортных коридоров, сотрудничества в финансово-инвестиционной области, совместного участия в реализации проектов по освоению месторождению сырьевых ресурсов, развития автомобильного и железнодорожного транзитного транспорта, а также рационального использования производственных мощностей и трудовых ресурсов двух стран.

6.Начиная с 1997 года, первое место в товарообороте Таджикистана с другими странами занимает Россия. В 2007 году товарооборот между РТ и РФ достиг уровня свыше 800 млн долл. США, что было примерно на 60% выше уровня 2006 года и более чем в 2 раза превысило показатели 2005 года. В 2010 году он составил 959,9 млн долл. США, за 9 месяцев 2011 года — 766,9 млн долл. США, увеличившись на 15,9% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года.1.

Основными товарами российского экспорта в Таджикистан за исследуемый период являлись нефтепродукты, древесина и изделия из нее, машинно-техническая продукция, черные металлы. В Россию из Таджикистана традиционно поставлялись — хлопок, фрукты и овощи.

7.Взаимоотношения России и Таджикистана в гуманитарной сфере в исследуемый период можно признать удовлетворительными. Наблюдается поэтапная реализация ранее подписанных соглашений и принятых программ по сотрудничеству в этой области. Сотрудничество, осуществляемое в сфере образования и науки направлено на сохранение единого научно-культурного и образовательного пространства между Россией и Таджикистаном. На основе имеющихся договоренностей ежегодно студенты из Таджикистана направляются на учебу в лучшие вузы России, осуществляются постоянные контакты между научными и научно-исследовательскими институтами, учреждениями культуры двух стран. Регулярно проводятся мероприятия, направленные на пропаганду культуры, языка и других духовных ценностей народов Таджикистана и России. Из всех направлений сотрудничества в.

1 Текущий архин Министерства экономики РТ. Отчеты на 2011 г. -С. 9−11. гуманитарной сфере наиболее динамично и объемно осуществляется взаимодействие в области науки и просвещения. Визит президента РФ В. В. Путина в начале октября текущего года в Душанбе, безусловно, открыл новую веху в развитии таджикско-российского сотрудничества. Подписанные в ходе этого визита документы свидетельствуют о стремлении двух стратегических партнеров к дальнейшему развитию взаимовыгодного сотрудничества.

Практическая значимость диссертационной работы. Результаты диссертации могут быть использованы органами государственного управления Республики Таджикистан и Российской Федерации при подготовке проектов дальнейшего развития российско-таджикского сотрудничества в области политических, военных, торгово-экономических связей и сотрудничества в сферах науки, просвещения, искусства, других сферах культурной жизни. Работа представляет определенный интерес для внешнеполитических и внешнеэкономических организаций и учреждений Республики Таджикистан и Российской Федерации. Содержащиеся в исследовании основные положения и выводы могут также послужить материалом для дальнейшего исследования процессов таджикско-российского сотрудничества, найти применение в учебном процессе — при чтении лекций, специальных курсов, разработке методических рекомендаций в помощь преподавателям и студентам учебных заведений.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации нашли отражение в четырех статьях автора, опубликованных в «Вестнике» Таджикского национального университета. Результаты исследования апробированы в докладах на республиканских научно-исследовательских и практических конференциях.

Структура диссертации обусловлена задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающие шесть параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализируя и обобщая итоги проведенного исследования диссертант пришёл к следующим выводам:

Основополагающим документом, определившим новые формы сотрудничества между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией в условиях самостоятельного развития стал Протокол об установлении дипломатических отношений между двумя дружественными государствами, подписанный 8 апреля 1992 года в столице РТ, реализацией которой явилось открытие в г. Душанбе 4 мая 1992 года Посольства Российской Федерации.1 Таджикистан же с первых дней своей независимости имело свое дипломатическое представительство в городе Москве, которое 8 июня 1993 года было преобразовано в Посольство Республики Таджикистан в Российской Федерации.

Таджикско-российское сотрудничество за период, прошедший после установления дипломатических отношений (8 апреля 1992 года), развивалось достаточно интенсивно, имея тенденцию дальнейшего расширения и приобретения нового содержания. В целом, оно характеризируются Там же. -Л. 7. стабильностью расширения на основе принципов стратегического партнерства и союзнических отношений.

Спектр разносторонних связей Таджикистана с Россией достаточно широкий и охватывает практически все сферы взаимоотношений — политику, военно-техническую, экономику, торговлю, гуманитарную и многие другие области. Анализ пройденного за это время пути убедительно доказывает верность избранного двумя государствами курса на долговременное многоплановое сотрудничество.

Основные принципы взаимоотношений двух стран закреплены в Договоре о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией от 25 мая 1993 года, Договоре о союзническом взаимодействии между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией, ориентированным в XXI век, от 16 апреля 1999 года. Таджикистан и Россия как равноправные субъекты международных отношений на сегодняшний день заключили между собой более 250документов.

Анализируя пройденный двадцатилетний путь укрепления внешнеполитических, дипломатических взаимоотношений между Таджикистаном и Россией, можно выделить три основных периода в развитии двусторонних отношений и их приоритетные направления: 1) 1992 годпервая половина 1997 года- 2) вторая половина 1997 года — 2002 год- 3) с 2003 год — по настоящее время. Таким образом 1992;1997 годы были периодом официального признания РФ суверенитета РТ, её поддержки и практически политической, военной и экономической помощи республике Таджикистан в мирном решении межтаджикского конфликта. В первой период было подписано и ратифицировано более 90 официальных документов.1.

Следует отметить, что характерной чертой первого этапа внешнеполитических взаимоотношений РТ и РФ является адаптация к новой геополитической ситуации, разработка концепций и формирование нормативно-правовой базы двухстороннего сотрудничества, дипломатической инфраструктуры и др.

Второй этап вторая половина характеризуется выработкой опыта в сфере дипломатических отношений между РТ и РФ в новых исторических условиях и постепенном повышении его уровня и качества, становлением таджикско-российского политического взаимодействия «на уровне особых отношений». 1 Третий этап развития двусторонних отношений РТ и РФ (с 2003 года — по настоящее время) является периодом разработки концепции национальной безопасности, системы национальных интересов, формировании приоритетов внешнеполитической деятельности. Было подписано и ратифицировано более 100 официальных документов.1.

Особенностью третьего этапа двухсторонних и многосторонних внешнеполитических отношений РТ и РФ является осуществление многовекторной внешней политики, реализация курса политики открытых дверей, помощь России Таджикистану в подготовке национальных квалифицированных дипломатических кадров, преодоление сложностей и трудностей во взаимоотношениях и т. д.

Таким образом, анализ процесса развития таджикско-российских дипломатических взаимоотношений в исследуемый период показывает, что сотрудничество России и Таджикистана стимулирует не только социальные, экономические и культурные потребности этих стран, но и региональные геополитические процессы в Центральной Азии ведущие к усилению в нём влияние США, Западной Европы, Китая, стран Среднего Востока и Южной Азии. В этих условиях союзничество Таджикистана и других стран регионов России приобретает первостепенные значения для сохранения мира и и.

Обобщая выводы можно резюмировать, что в исследуемый период военно-политическое сотрудничество между Россией и Таджикистаном развивалось по следующим направлениям: во-первых, в рамках двусторонних отношений (визиты и встречи глав государств и правительств, руководители высших государственных структур, таких как Совета Безопасности, министерств иностранных дел, обороны, Федеральной пограничной службы и их заместителей, представителей и экспертов различных министерств и ведомств, а также в самом Таджикистане между послом России в РТ, командующим ГПВ РТ в РТ и таджикскими властями на уровне главы государства, секретаря совета безопасности, премьер-министра и его заместителей, министров иностранных дел обороны и их заместителей) — во-вторых, Россия стремилась влиять в выгодном для РТ направлении на страны СНГ, прежде всего те, чьи воинские контингенты входили в состав KMC СНГ, на такие сопредельные страны, как Афганистан, на территории которого находились вооруженные формирования ОТО, а также на Иран, который активно участвовал в качестве посредника на межтаджикских переговорах и имел возможности воздействовать на таджикскую оппозицию-'в-третьих, совместное наращивание военно-технических сил и ресурсов в целях предотвращения внешних угроз в рамках ООН, СНГ, ОДКБ и ШОСв-четвертых, разработка теоретико — методологических и правовых основ военного сотрудничества Республики Таджикистан и Российской Федерации, а также иных государствучастников СНГ, ОДКБ и ШОСв пятых, согласование действий, неукоснительное соблюдение норм международного права, тесное сотрудничество во всех областях межгосударственных отношенийи наконец, обеспечения военной безопасности не только Таджикистана и России, ни и стабильности всего Центрально-Азиатского региона.

Военно-политическое сотрудничество между РТ и РФ в рамках стратегического партнерства позволило решить следующие важные для Таджикистана и всего региона Центральной Азии задачи: охрана таджикскоафганской границыпредотвращение негативных влияний войны в Афганистане на обстановку в Таджикистаненаправление вооруженного конфликта между правительственными силами и оппозицией в русло политического урегулирования, оказание поддержки в становлении вооруженных сил Таджикистанаподготовка высококвалифицированных военных кадров для РТукрепление обороноспособности республики и др.

Таким образом, изучение источников и научной литературы привели автора к выводу о том, что нынешнее состояние таджикско-российских экономических отношений, несмотря на трудности и недостатки, продолжают сохранять свою стабильность, имея тенденцию поэтапного расширения. В них наблюдается нормальный, естественный процесс практической реализации обоюдного стремления двух стран к более тесному, многоплановому экономическому сотрудничеству в соответствии с потенциалом и потребностями их народов. Сегодня в интересах, как Таджикистана, так и России — дальнейшее укрепление этой стабильности путем углубления двусторонних отношений во взаимовыгодных сферах экономики. При этом они находятся на том этапе, когда их экономическая составляющая, с учетом ее отстающего уровня и требований времени, должна стать предметом особого внимания.

Анализируя реальное состояние экономических взаимоотношений Республики Таджикистана с Российской Федерацией, можно резюмировать, что обе страны имеют колоссальный не исчерпанный потенциал для дальнейшего взаимовыгодного сотрудничества и этим резервом является региональное взаимодействие — как на уровне органов государственного управления, так и на уровне конкретных хозяйствующих субъектов. Добрая воля высшего политического руководства наших стран во многом способствует расширению и углублению традиционных связей между двумя дружественными народами, наличию реального потенциала взаимовыгодного экономического сотрудничества, стимулирующего совместную инвестиционную деятельность. Вместе с тем, сегодня предстоит многое сделать для того, чтобы поднять существующие экономические связи на качественно новый уровень, отвечающий вызовам современности и способствующий динамичному росту наших стран и народов.

Таким образом, в исследуемый период наиболее приоритетными направлениями торгово-экономического сотрудничества двух стран являлись: укрепление торгово-экономических связейразвитие действенных контактов деловых кругов двух государств посредством формирования современной инфраструктуры рыночных отношенийупорядочение трудовых отношений, вопросов миграции, а также других областях взаимного интереса субъектов Республики Таджикистан и Российской Федерации.

Анализ торгово-экономических взаимоотношений Таджикистана и России в исследуемый период показывает, что взаимодействие на уровне регионов является также одним из перспективных направлений экономического компонента двусторонних отношений. Подписанные соглашения на уровне органов исполнительной власти областей и городов Республики Таджикистан и Российской Федерации значительно укрепили торгово-экономическую взаимосвязь между РТ и РФ.

В результате последовательных и конструктивных усилий партнерские стратегические отношения Республики Таджикистан и Российской Федерации в торгово-экономической сфере обрели принципиально позитивное содержание, сбалансированный характер, отвечающий долгосрочным интересам РТ и РФ.

Все это означает, что российское направление продолжается оставаться приоритетным во внешнеэкономической политике РТ и Российская Федерация является главным торгово-экономическим партнером Таджикистана.

Таким образом, в исследуемый период наиболее динамичным и объемно осуществляемым взаимодействием РТ и РФ были сферы образования и науки. В данном направлении осуществляется следующее: во-первых, постоянно укрепляется договорно-правовая и материально-техническая база этих сфер культурыво-вторых, РФ как основной стратегический партнер оказывает РТ помощь в подготовке высококвалифицированных кадров по наиболее перспективным специальностям в престижных российских вузахв-третьих, Россия финансирует переподготовку и повышение квалифицированных кадров для различных отраслей экономики Таджикистанав-четвертых, страны проделывают большую работу по повышению статуса русского языка как языка межнациональных общения (открытие вузов и школ, фондов и центров, проведение конференций, круглых столов, форумов и т. д.) — в-пятых, РТ и РФ вносят вклад в восстановлении научных баз и создании международных научных центров, в организации совместной работы ученых двух стран в таких сферах, как гидроэнергетика, цветная металлургия, геология, сейсмология, экология и др.- и наконец, Россия оказывает неоценимую помощь в подготовке высококвалифицированных научных кадров по линии ВАК РФ.

Анализ источников привело автора к выводу о том, что в исследуемый период сотрудничество РТ и РФ в культурно-гуманитарной сфере осуществлялось: первое, посредством Российского центра науки и культуры, который проводил конкретную работу по налаживанию культурных контактов РФ с РТвторое, культурным центром РТ, целью которого является дальнейшее укрепление двухсторонних отношений в культурной сфере-третье, проведением Дней культуры и искусства РТ в РФ и РФ в РТ, которые продолжают хорошую традицию знакомства, сближения и взаимообогащения культур, заложенную ещё в XX столетиичетвертое, пропагандой культур, языков и других духовных ценностей народов Таджикистана и России через широкий круг разнообразных мероприятийпятое, подготовкой высококвалифицированных кадров для сферы культуры и др.

Таким образом, с приобретением государственной независимости культурное сотрудничество Республики Таджикистан с Российской Федерацией получило новый импульс и стало развиваться на фоне двух самостоятельных государств, исходя из сути их национальных интересов.

Правовой базой российско-таджикского культурного сотрудничества является Соглашение между правительствами РФ и РТ о сотрудничестве в области культуры, науки, здравоохранения, информации, спорта и туризма, подписанное в 1995 г. Это сотрудничество направлено на сохранение единого научно-образовательного и культурно-гуманистического пространства между Россией и Таджикистаном.

Проводятся совместные фестивали, декады культуры, литературы и искусства, научные форумы, симпозиумы, конференции, радио телевизионные передачи и другие мероприятия, пропагандирующие культуру, язык и другие духовные ценности народов Таджикистана и России.

Вместе с тем, таджикское правительство оказывает большую заинтересованность в более активном участии российских государственных учреждений, отвечающих за осуществление взаимодействия в сфере культуры.

В целях активизации российско-таджикского сотрудничества в области культуры налаживается взаимодействие между руководствами министерств культуры РФ и РТ, российскими и таджикскими творческими организациями, а также с субъектами Российской Федерации.

В настоящее время в Таджикистане последовательно проводится государственная политика, учитывающая гуманистические и общечеловеческие ценности, исторический опыт, многовековые культурные и духовные традиции таджикского народа, перспективы поступательного развития таджикского государства. В этом направлении в первый план выдвигается задача формирования нового качественного состояния общества и, соответственно, нового человека. В решении этой задачи особое место занимают взаимосвязь и сотрудничество Республики Таджикистан с Российской Федерацией в культурной сфере.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Архивные документы
  2. Текущий архив Управления информации, прессы, анализа и внешнеполитического планирования Министерства иностранных дел Республики Таджикистан. Папка Российская Федерация. Материалы за 19 912 013 гг.- Папка ШОС. Материалы за 1991−2013 гг.
  3. Текущий архив Управления международных связей Министерства образования Республики Таджикистан. Папка Российская Федерация. Материалы за 1991−2013 гг.
  4. Текущий архив Министерства культуры Республики Таджикистан. Материалы отдела международных отношений. Папка Российская Федерация. Отчеты за 1991−2013 гг.
  5. Текущий архив Министерства труда и занятости населения Республики Таджикистан. Материалы отдела международных отношений и связей с общественностью. Папка Российская Федерация. Отчеты за 1991−2013 гг.
  6. Текущий архив Комитета по делам молодежи, спорта и туризма при Правительстве Республики Таджикистан. Материалы отдела международных отношений. Папка Российская Федерация. Материалы за 1991−2013 гг.
  7. Текущий архив Управления международного сотрудничества. Миграционной службы при Правительстве Республики Таджикистан. Папка Российская Федерация. Материалы за 2001−2013 гг.
  8. Текущий архив Центра стратегических исследований при Президенте Республики Таджикистан. Материалы за 2010−2013 гг.
  9. Текущий архив Академии наук Республики Таджикистан. Материалы отдела международных отношений. Папка Российская Федерация. Отчеты за 1991−2013 гг.
  10. Текущий архив Таджикского национального университета. Материалы отдела международных отношений. Папка Российская Федерация. Отчеты за 1991−2013 гг.
  11. Текущий архив Российско-таджикского (славянского) университета. Материалы отдела международных отношений. Папка Российская Федерация. Отчеты за 1996−2013 гг.
  12. Текущий архив Международного сектора филиала Московского государственного университета им. М. Ломоносова в Республики Таджикистан. Материалы за 2011−2013 гг.
  13. Текущий архив Таджикского технического университета им. М.Осими. Материалы отдела международных связей за 1991−2013 гг.
  14. Текущий архив Российского центра науки и культуры. Материалы за 20 102 013 гг.1. Нормативно-правовые акты
  15. Декларация о дальнейшем укреплении и расширении всестороннего сотрудничества между Республикой Таджикистан и Российской Федерации (07.09.1995 г.) г. Москва.
  16. Декларация о консульской конвенции, 17.10.1996 г., г. Москва.
  17. Декларация о сотрудничестве в области труда и занятости населения Республики Таджикистан и Министерством между Министерством труда, населения и социального развития Российской Федерации, 26.05.1999 г., г. Москва.
  18. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между РТ и РФ, 25.05.1993 г., г. Москва.
  19. Договор между Российской Федерации и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в военной области на территории РТ, 25.05.1993 г., г. Москва.
  20. Договор между Российской Федерации и Республикой Таджикистан о союзническом взаимодействии, ориентированном на XXI век, 16.04.1999 г., Москва.
  21. Протокол о сотрудничестве и координации деятельности между Министерством иностранных дел Республики Таджикистан и Министерством иностранных дел Российской Федерации, 08. 04. 1992 г., Душанбе.
  22. Протокол между Правительством РТ и Межведомственной комиссией Российской Федерации по вопросам российско-таджикского сотрудничества, 09.06.1995 г., г. Москва.
  23. Протокол по итогам встречи Президента РТ. Э. Рахмонова и Председателя Правительства РФ В. Черномырдина, 07.09.1995 г., г. Москва.
  24. Протокол рабочей встречи Правительственной делегации РТ и Правительственной делегации РФ, 01.03.1996 г., г. Москва.
  25. Протокол рабочей встречи Премьер-министра РТ Я. Азимова и Заместителя Председателя Правительства РФ А. Большакова, 31.05.1996 г., г. Душанбе.
  26. Протокол рабочей встречи Премьер-министра РТ Я. Азимова с Министром РФ по сотрудничеству с государствами-участниками СНГА. Г. Тулеевым, 12.02. 1997 г., г. Душанбе.
  27. Программа сотрудничества между Министерством иностранных дел Республики Таджикистан и Министерством иностранных дел Российской Федерации на 1998 г., 14.01.1998 г., г. Душанбе.
  28. Программа сотрудничества между Министерством иностранных дел Республики Таджикистан и Министерством иностранных дел Российской Федерации на 1999 г., 24.02.1999 г., г. Душанбе.
  29. Программа сотрудничества между Министерством иностранных дел Республики Таджикистан и Министерством иностранных дел Российской Федерации на 2000 г., 15.06.2000 г., г. Душанбе.
  30. Программа сотрудничества между Министерством иностранных дел Республики Таджикистан и Министерством иностранных дел Российской Федерации на 2001 г., 19.03.2001 г., г. Душанбе.
  31. Программа сотрудничества между Министерством иностранных дел Республики Таджикистан и Министерством иностранных дел Российской Федерации на 2002 г., 13.03.2002 г., г. Душанбе.
  32. Программа сотрудничества между Министерством иностранных дел Республики Таджикистан и Министерством иностранных дел Российской Федерации на 2003 г., 04.04.2003 г., г. Душанбе.
  33. Программа сотрудничества между Министерством иностранных дел Республики Таджикистан и Министерством иностранных дел Российской Федерации па 2004 г., 23.04.2004 г., г. Москва.
  34. Программа сотрудничества между Министерством иностранных дел Республики Таджикистан и Министерством иностранных дел Российской Федерации на 2005 г., 11.03.2005 г., г. Душанбе.
  35. Программа экономического сотрудничества между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Российской Федерации па 20 112 014 гг., 10. 10. 2011 г., г. Москва.
  36. Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Российской Федерации о принципах сотрудничества и условиях взаимоотношений в области транспорта, 10.10.1992 г., г. Душанбе.
  37. Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Российской Федерации о торгово-экономическом сотрудничестве в 1993 году, 10.10.1992 г., г. Душанбе.
  38. Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Российской Федерации о регулировании процессов перемещения, защиты прав переселенцев, 10.10.1992 г., г. Душанбе.
  39. Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Российской Федерации о торгово-экономическом сотрудничестве и свободной торговле, 10−10−1992г., г. Душанбе.
  40. Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Российской Федерации о взаимном учреждении Торговых представительств, 10.10.1992 г., г. Душанбе.
  41. Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в развитии нефтяной и газовой промышленности России, 12.03.1993 г., г. Москва.
  42. Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в развитии нефтяной и газовой промышленности России, 12.03.1993 г., г. Москва.
  43. Соглашение о медицинском, финансовом, и материально-техническом обеспечении военнослужащих и воинских формирований Российской Федерации и Республики Таджикистан, 19.08.1993 г., г. Москва.
  44. Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Российской Федерации о научно-техническом сотрудничестве, 25.05.1993 г., г. Москва.
  45. Соглашение между Российской Федерации и Республики Таджикистан о воинской службы, подготовке офицерских кадров для Вооруженных Сил Республики Таджикистан, 06.04.1994 г., г. Москва.
  46. Соглашение между Российской Федерации и Республики Таджикистан о военно-техническом сотрудничестве, 06.04.1994 г., г. Москва.
  47. Соглашение о командировании российских военных советников и специалистов в Республики Таджикистан, 20.10.1994 г., г. Москва.
  48. Соглашение о военной службе граждан Российской Федерации в Вооруженных Силах Республики Таджикистан и их статусе, 30.12.1994 г., г. Москва.
  49. Соглашение между Республикой Таджикистан и Российской Федерации об углублении экономического сотрудничества и развитии интеграционных связей, 27.02.1995 г., г. Москва.
  50. Соглашение между Республикой Таджикистан и Российской Федерации об основных принципах и направлениях экономического сотрудничества на период до 2000 года, 07.09.1995 г., г. Москва.
  51. Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Российской Федерации об основных принципах создания финансово-промышленных группы, 07.09.1995 г., г. Москва.
  52. Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области культуры, науки и техники, здравоохранения, информации, спорта и туризма, 19.09.1995 г., г. Москва.
  53. Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Чувашской Республики о торгово-экономическом и научно-техническом сотрудничестве, 1996 г.
  54. Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, 12.01.1997 г., г. Душанбе.
  55. Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Российской Федерации в области образования, 15.03.1997 г., г. Москва.
  56. Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Российской Федерации между об условиях учреждения идеятельности в г. Душанбе Российско-Таджикского (Славянского) университета, 10.06.1997 г., г. Москва.
  57. Соглашение между Правительством РТ и Правительством Республики Башкортостан о торгово-экономическом и научно-техническом сотрудничестве, 30.03.1998 г., г. Уфа.
  58. Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Чувашской Республики в области образования, науки и техники, здравоохранения, культуры, информации, социальной защиты, спорта и туризма, 01.04.1998 г., г. Чебоксары.
  59. Соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестйе между г. Душанбе и г. Санкт Петербургом, 27.04.1999 г., г. Душанбе.
  60. Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области правительственной связи, 30.11.1999 г., г. Саратов.
  61. Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Саратовской области Российской Федерации о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве, 30.11.1999 г., г. Саратов.
  62. Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Открытого акционерного общества «Русский алюминий» о долгосрочном сотрудничестве, 14.06.2005 г., г. Душанбе.
  63. Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Свердловской области о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве, 12.02.2004 г., г. Душанбе.
  64. Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Российской Федерации о порядке использования Таджикской стороной движимого имущества, переданного во временное пользование российской военной базе, 16.10.2004 г., г. Душанбе.
  65. Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Российской Федерации о составе и организационно-штатной структуре российской военной базы на территории Республики Таджикистан, 16.10.2004 г., г. Душанбе.
  66. Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Российской Федерации о производственной кооперации, 16.10.2004 г., г. Душанбе.
  67. Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Открытого акционерного общества «Газпром» о стратегическом сотрудничестве, 15.05.2003 г., г. Душанбе.
  68. Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Российской Федерации о создании и деятельности международного научно-исследовательского центра «Памир-Чакалтай», 29.08.2008 г., г. Душанбе.
  69. Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Открытого акционерного общества «Газпром» об общих принципах проведения геологического изучения недр нефтегазоперспективных площадях Республики Таджикистан, 30.05.2009 г., г. Душанбе.
  70. Меморандум между Министерством энергетики и промышленности Республики Таджикистан и ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» об экономическом взаимодействии, 29.08.2008 г., г. Душанбе.
  71. Бизнес и политика, 1999 -2013 гг.83. Вароруд 1990−2013
  72. Дипломатический вестник МИД85. Джумхурият, 1991−2013 гг.86. Известия 1999−2013
  73. Российская газета, 2005−2013 гг.
  74. Садоимардум, 1991−2013 гг.89. Коммерсант, 2000−2013 гг.1. Диссертации авторефераты
  75. И. X. Правовые основы военного сотрудничества между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией. Автореф. диссертации на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук. М., 2006.
  76. A.B. Международно-правовые основы обеспечения коллективной безопасности государств-участников СНГ: Автореф.дис. канд. юрид. наук. М. 2003.
  77. У.А. Российско-таджикские отношения в 90-е годы XX века. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. ист. наук. М., 2006.
  78. Военно-политические сотрудничество между Республики Таджикистан и Российская Федерация в 1993—1999 года.
  79. C.B. Военно-политическое сотрудничество между республикой Таджикистан и Российской Федерацией в 1993—1999 годы: исторический опыт и уроки. Автореф.дисс.канд.ист.наук. Душанбе, 1999.
  80. Р.Х. Специфика и закономерности таджикско-российских миграционных процессов. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. полит, наук. Душанбе, 2006.
  81. Г. В. Энергетический фактор в современном развитии российско-таджикских отношений. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук. М., 2012-
  82. В.В. Военно-политическое сотрудничество России со странами СНГ как фактор интеграции: Дис. .канд. полит, наук. М., 2001-
  83. В.Н. Эволюция деятельности экстремистских организаций с странах Востока, последняя треть XX начало XXI вв. Дис. д-ра ист. наук: Москва, 2003.
  84. С.А. Экономическое развитие Таджикистана и его внешнеэкономические связи с Российской Федерацией в период рыночных преобразований // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Москва, 2011.
  85. П.А. Взаимоотношения Республики Таджикистан и Российской Федерации в сфере образования, науки и культуры (1991−2011 гг.). Автореф. дисс. канд. ист. наук. Душанбе, 2013.
  86. Статьи, брошюры и монографии
  87. Абдуллоев С, Сайфуллоев А. Навечно с Россией М.: 4-й филиал Воениздата, 2000.
  88. Белов Е. В. Исторический опыт переговорного процесса по урегулированию межтаджикского конфликта (1993−1997). Душанбе, 1999.
  89. К. С. Геополитика. М.: Международные отношения, 1998.
  90. Госстатагенство при Правительстве РТ. Статистический сборник. -Душанбе, 2000.
  91. А.Б. Становление и развитие военно-политических отношений России со странами Центральной Азии. М., 2003.
  92. А. Основы геополитики. -М.: Арктогея, 1997.
  93. Дипломатия Таджикистана: вчера и сегодня. Душанбе, 2009.
  94. В.М. Общественный контроль над военной сферой в Республике Таджикистан. М., 1998.
  95. X. Многовекторная дипломатия Таджикистана. Душанбе, 2010.
  96. И. С. Внешняя политика России в эпоху глобализации. М.: Международные отношения, 2002.
  97. И. С. Новые перспективы дипломатии. // Международная жизнь.- 2002, № 9. ?
  98. А. Государства Центральной Азии в интеграционных процессах. Душанбе, 2007.
  99. А. Интеграция в Центральной Азии: политические аспекты.- Душанбе, 2007.
  100. A.A. Большая игра с неизвестными правилами: Мировая политика и Центральная Азия. М., 2008.
  101. Е.М. Шанхайская организация сотрудничества: Становление новой реальности. М., 2005.
  102. . Е.Е. Геополитика Центральной Азии Новосибирск, 2002.
  103. С. Центральная Азия на путях интеграции. Геополитика. Этничность. Безопасность. Алматы, 2002.
  104. М.М. Мировая политика. М., 2006.
  105. А. Политическая история таджикского народа. Душанбе, 2001.
  106. P.M. Россия и Таджикистан. Россия в исторических судьбах таджикского народа. Душанбе, 1998.
  107. C.B. Военно-политическое сотрудничество между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией: Исторический опыт и уроки. Душанбе, 1999.
  108. Р., Зикриёев Ф., Зикриёева М. Таърихи халки точик. Душанбе: Собириён, 2010.
  109. Н. А. Геополитика. М.: Единство, 2002.
  110. Т.Н. Таджикистан: экономическое сотрудничество и безопасность. Минск, 2003.
  111. Т.Н. Таджикистан: экономическое сотрудничество и безопасность. Душанбе, 2003.
  112. Т.Н. Рыночная экономика и международное сотрудничество. -Душанбе, 2007-
  113. Д., Саттаров И. Республика Таджикистан: История независимости. Год 1992-й. Душанбе, 2005.
  114. Д., Саттаров И. Республика Таджикистан: История независимости. Год 1993-й. Душанбе, 2006.
  115. Е. М. Годы в большой политике. М.: Коллекция «Совершенно секретно», 1999.
  116. Е. М. Россия должна взвешенно строить свою внешнюю политику//Известия, 1998, 16 нояб.
  117. Перспективы Центральной Азии как транзитного моста между Европой и Китаем. Материалы международной конференции. 26 апреля 2005 года. -Алматы, 2005.
  118. В.И. Современные проблемы военно-политического сотрудничества государств СНГ в интересах национальной и коллективной безопасности. -М.: ВАГШ, 2002.
  119. Проблемы трудовой миграции и пути их решения. (Материалы республиканской научно-практической конференции, 26−27 октября 2006 г.). -Душанбе, 2007.
  120. Э. Превентивная дипломатия: панацея или мираж? М., 2007.
  121. Э. Таджики в зеркале истории. Книга I. — Лондон, 1999.
  122. Э. Независимость Таджикистана и возрождения нации. Состоит из 6 томов. Душанбе, 2002−2008.
  123. Э. Истиклолияти Точикистон ва эхёимиллй (Независимость Таджикистана и национального возрождение). Состоит из 7томов. Душанбе, 2001−2008.
  124. Э. Дах соли истиклолият: вахдати мили ва бунёдкори (Десять лет независимости: национальное единство и создание). Состоит из 4томов. -Душанбе, 2001.
  125. А., СаидовЗ. Таджикистан: внешняя политика и массовая информация. (1993−1995г.). Душанбе, 1997.
  126. Саидов 3. Межгосударственные отношения РТ в двустороннем формате. -Душанбе, 1998.
  127. Саидов 3. Политика открытых дверей. Душанбе, 2003.
  128. Саидов 3. Внешняя политика Республики Таджикистан на современном этапе. Душанбе, 2006.
  129. Саидов 3. Основные тенденции внешней политики Таджикистана на рубеже столетий. Душанбе, 2009.
  130. Сатторзода А, Назаров Т. Н. Дипломатияи муосири точик (Современная таджикская дипломатия). Душанбе, 2006.
  131. Содружества Независимых Государств. Десять лет спустя. Минск, 2001.
  132. С. Ф. Новый передел мира. М., 2003.
  133. A.M. Современные международные отношения. M., 1999.
  134. А. И. Американская стратегия для XXI века. М.: Издательская корпорация «Логос», 2000.
  135. Р. Внешняя трудовая миграция в Таджикистане (причины, проблемы, последствия, регулирование). Душанбе, 2006.
  136. Х.У., Одинаев М. У. Таджикистан и глобальная торговля. -Душанбе, 2005.
  137. И. Миростроительство в Таджикистане. Душанбе, 2006.
  138. П. А. Теория международных отношений. М.: Гардарики, 2003-
  139. С. И. Россия и Таджикистан: отношения стабильны? // Азия-плюс, 2003, 4 дек.
  140. А. Эмомали Рахмон наш президент. — Душанбе, 2006.
  141. С. Таджикская дипломатия в период независимости. v Душанбе: Ирфон, 2011.
  142. А., Косими 3. Эмомали Рахмон ва чомеаи чахон. Душанбе: Ирфон, 2011.
  143. В.Н. Современные проблемы военного сотрудничества государств СНГ в интересах обеспечения коллективной безопасности. М., 2001. J
Заполнить форму текущей работой