Борьба гуситов между собою и с католиками
Когда открылся собор в Базеле решили во что бы то ни стало добиться соглашения с католиками. Кардинал Чезаринви, который в качестве папского легата руководил последним крестовым походом против гуситов и был свидетелем страшного поражения крестоносцев при Домажлицах (14 августа 1431 г.), употребил все усилия, чтобы устроить примирение с чехами. В Прагу прибыли делегаты от собора и 30 ноября… Читать ещё >
Борьба гуситов между собою и с католиками (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Чехи опять предоставлены были собственным силам. В течение десяти лет после того история Чехии представляет собой ряд однообразных, периодически повторявшихся явлений междоусобной борьбы утраквистов с таборитами и примирения их для борьбы с католиками. Поводами для междоусобной борьбы были разногласия в догматах и обрядах, доходившие сплошь и рядом до мелочей.
Но причины борьбы коренились глубоко — в социальном антагонизме борющихся партий. К утраквистам принадлежали большею частью высшие состоятельные классы чешского общества, а ряды таборитов наполнялись преимущественно чернью и беднотою. Первые желали только исправления некоторых церковных непорядков и злоупотреблений, а вторые стремились к полному переустройству жизни на началах равенства и христианской любви. Вождем утраквистов был добровольно вернувшийся в Чехию в июне 1424 г. Сигизмунд Корибутович, а вождем таборитов был сначала (до 1424 г.) Ян Жижка, а потом Прокоп Голый, бывший католический патер. Борьба отличалась фанатизмом и сопровождалась страшными жестокостями. Палить противников на кострах вошло в то время в обычай. Но особенно свирепствовали гуситы против католиков. Несмотря на свои междоусобия, они несколько раз победоносно отражали крестовые ополчения католиков. Они перенесли борьбу с ними за пределы Чехии и залили кровью соседние страны — Австрию, Венгрию, Силезию, Германию, всюду обозначая свое шествие пожарами и полным разгромом селений.
Пражские компактаты и признание Сигизмунда королем Чехии; продолжение усобицы после его смерти.
Когда открылся собор в Базеле решили во что бы то ни стало добиться соглашения с католиками. Кардинал Чезаринви, который в качестве папского легата руководил последним крестовым походом против гуситов и был свидетелем страшного поражения крестоносцев при Домажлицах (14 августа 1431 г.), употребил все усилия, чтобы устроить примирение с чехами. В Прагу прибыли делегаты от собора и 30 ноября 1433 г. заключили следующие компактиты с чехами: 1) причащение под обоими видами дается чехам и мораванам по достижении ими совершеннолетия, причем как под видом хлеба, так и под видом вина разумеются тело и кровь Христовы;
- 2) смертные грехи, если они касаются канонического права, караются духовенством, а если гражданского права, то государственною властью;
- 3) слово Божие может быть свободно проповедуемо с благословения церковных властей; 4) священники могут владеть наследственными имениями и управлять церковными имениями. В этом соглашении участвовали, как сказано, только утраквисты. Табориты взялись за оружие для защиты своего дела, но под Липанами 30 мая 1434 г. были наголову разбиты утраквистами, причем пали и главные вожди их Прокоп Великий и Прокоп Малый. Утраквисты сделались после того господами положения и вступили в переговоры с императором Сигизмундом. Император признал пражские компактаты, обязался содействовать их утверждению Базельским собором и разрешил чехам избрать в архиепископы одного из вождей утраквистов — Рокицану. Чехи с своей стороны признали его своим королем 25 августа 1436 г. Сигизмунд имел торжественный въезд в Прагу. Население восторженно приветствовало его, надеясь, что наступит наконец давно желанный мир.
Но этим надеждам не суждено было сбыться. Сигизмунд с небольшим только год процарствовал в Чехии. По смерти его (9 декабря 1437 г.) католики и утраквисты избрали королем зятя его Альбрехта Австрийского. Но табориты обратились к польскому королю Владиславу III и призвали на помощь польские войска. Чехия снова подверглась опустошению со стороны иноземных войск. В 1439 г. Альбрехт умер, и в Чехии возобновилась внутренняя борьба по поводу замещения престола. Эта борьба стояла в тесной связи с непрерывавшимся религиозным разномыслием чехов. Несколько раз чехи пытались прийти к соглашению в вопросах веры, но безуспешно. Положение дел усложнялось еще и тем, что пражские компактаты не были приняты папою.