Украина второй половины 17-го столетия
В своей внешней политике Самойлович пытался покорить всю Украину и боролся против тенденций Запорожье вести отдельную политику. Он притягивает под свою власть правобережных полковников, в 1674 году ему передает булаву Михаил Ханенко, а в 1676 в его пользу отрекся от гетманства Петр Дорошенко. Это был взлет в периоде гетманства Самойловича, когда его провозгласили гетманом всей Украины. Правда… Читать ещё >
Украина второй половины 17-го столетия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- Введение
- 1. Ситуация на Украине в преддверии эпохи Руин
- 2. Украина второй половины 17-го столетия (:1657 г-1687 г.)
- 3. Второе гетманом Юрия Хмельницкого. Война с Польшей и раскол Украины. и борьба за церковь. Апогей Руины
- 4. Левобережье. Иван Брюховецкий и Демьян Многогрешный. Пророссийская ориентация Ивана Самойловича
- Заключение
- Список использованной литературы
Основная цель данной курсовой работы. является прежде всего, рассмотрение эпохи Руин на Украине и что предшествовало этой эпохи, Необходимо изучить гетманство Богдана Хмельницкого, ведь, чтобы разобраться с эпохой Руин, необходимо понять какие жизненные основополагающие процессы проходили до этого. Проблема развития украинской казацкой державы в XVII века, и конечно же причины Руины — остаются одной из основных задач данной работы.
Необходимо будет изучить отношения Украины со странами граничащими с ней и со странами, которые влияли на политику, на духовную жизнь Украины. Это прежде всего Россия, Польша и Речь Посполита, и другие народы проживающие рядом. Конечно же нужно уделить особое внимание духовной стороне, а именно отношение между православными, католиками и униатами, а также про борьбу между Киевской митрополией и Московской. При изучении этой темы необходимо будет учитывать менталитет жителей Украины. который тоже сыграл роль, как считает автор работы. Надо отметить, что события на Украине периода Руины традиционно были значительно слабее исследованы историками по сравнению с периодами до и после Руин, что конечно затруднит изучение этого периода истории Украины.
1. Ситуация на Украине в преддверии эпохи Руин
После подавление поляками восстания казаков в 1637—1638 гг. Украина и проживавшие там казаки фактически подчинились Польше.
Тем временем Польша процветала. Украинские земли, особенно те, что на левом берегу Днепра, Северская земля и Полтава, где быстро разрастались земельные владения польских и преданных Польше украинских магнатов, стали хлебными закромами Речи Посполитой. Выход к Балтике позволил расширить торговлю украинской пшеницей и скотом, а также белорусской древесиной и дегтем. Это привело к росту городов, таких как Варшава, Вильно, Львов, Каменец и Киев. Это десятилетие очень часто называли периодом «золотого мира». Благоденствие, однако, было построено на шатком основании, поскольку польское управление украинским народом сталкивалось с конфликтами и противоречиями самыми разнообразными — политическими, национальными, экономическими, социальными и религиозными.
Рассматривая политику Польшу, но отношению к Украине и отношение украинцев к польскому правлению, очень заметно различия возникшие в статусе разных слоев украинского общества. К началу семнадцатого столетия, почти не осталось украинских магнатов, так как практически все украинские аристократические семьи были обращены в католическую веру. Выдающийся ревнитель греко_православия в Западной Руси, князь Константин Константинович Острожский умер, в 1608 г. Его потомки стали католиками. Князь Иеремия Вишневецкий принял католицизм в 1632 г. Среди немногих греко_православных вельмож, имевших, по крайней мере, какой_то политический вес, более всего известен Адам Кисель. Но, хотя он и был русским. Кисель чувствовал себя поляком политически.
Чрезвычайно много представителей мелкого украинского дворянства (шляхты) оставались греко-православными по вере, но русскими по духу, хотя и были верны польскому королю и были готовы служить Польше верой и правдой. Помимо того, на Украине существовало большое количества мелкопоместных землевладельцев, у которых не было официального статуса шляхты, но которые мало отличались от нее экономически и социально. Именно из этих двух групп польское правительство обычно набирало себе офицеров и рядовых в число реестровых казаков.
Запорожские казаки, организованные вокруг своей Сечи, иногда принимали в свои ряды представителей русско_украинского дворянства, во большинство составляли простые люди, изредка горожане, но большей частью — крестьяне, бежавшие с земельных угодий магнатов.
Казаки на Украине представляли собой связь между дворянством и горожанами, а также и между дворянством и крестьянами. Большая часть украинского народа в то время являлась крестьянами, чье положение, как на Украине, так и в Белоруссии было похожа на рабское.
Что касается религии, то компромисс появившийся в 1632 г. сильно упрочил статус греко_православной церкви в Западной России. Хотя православные фактически и не получили всех оговоренных в условиях прав и привилегий, которые им были обещаны, но русские священнослужители были удовлетворены своим положением.
Но чей социальный уровень был ближе к крестьянству, подвергалось притеснениям и оскорблениям со стороны польских магнатов и чиновников, и вполне можно было ожидать, что оно примет сторону казаков и крестьян при любых грядущих волнениях.
Украина находилась в состоянии готовности к волнениям и восстаниям. Недовольство росло с каждым днем, как среди крестьян, так и среди казаков. Жизнь крестьян, как это может показаться на первый взгляд, ситуацию: барщина была легче на недавно завоеванных приграничных землях, чем в северных районах Украины и Белоруссии. Тогда почему эти крестьяне с левого берега и пограничных районов правого берега Днепра в большей степени склонялись к мятежу, нежели остальные, чье положение было значительно более тяжелым? Причины были, главным образом, чисто психологическими. Новые поселенцы в большинстве случаев были людьми более энергичными и инициативными, нежели те, кто жил там постоянно. Помимо того, сама среда в приграничных землях была иной из_за присутствия свободных людей — казаков. Любая попытка со стороны владельцев поместий отяготить своих крестьян, вызывала большее возмущение именно у новых поселенцев, нежели в тех районах, где зависимость существовала на протяжении долгого времени. Также, в новых землях, на границе степной зоны, обиженному крестьянину было сравнительно легче бежать от своего господина и присоединиться к казакам. Крестьяне с левого берега могли бежать к донским казакам.
После подавления восстания 1638 г. несколько подразделений польских солдат расположились в украинских землях в целях предосторожности, против возможных беспорядков. Поведение этих солдат раздражало население так же, как и притеснения господ. Всегда нуждающиеся в деньгах из_за расточительного образа жизни, землевладельцы часто давали на откуп источники дохода со своих земель и различные сооружения на их землях, такие, как водяные мельницы, винокурни, кабаки и речные паромы, евреям, которые в Польше и Литве традиционно оказывали финансовую поддержку королям и вельможам и давно стали необходимыми из_за их деловой предприимчивости. В результате этого, «для многих украинских крестьян евреи стали сравнимы с властолюбивыми польскими властями.» Когда разразился революционный взрыв, евреи оказались между двумя противоборствующими силами (украинцами и поляками), их судьба оказалась трагична.
Недовольные тем, что под их властью находятся только крестьяне, магнаты после 1638 г. попытались обратить в крестьян «исключенных из реестра» казаков. Сами реестровые казаки были подчинены строгой дисциплине и подвержены притеснениям со стороны как польских, так и своих собственных офицеров .
Несмотря на всё это, «основание польского правления представлялось достаточно прочным. Однако подспудное народное недовольство проявлялось в целом ряде крестьянских бунтов как, в Западной, так и в Восточной Украине в 1639 г. и в последующие годы.» «На Украине в первой половине семнадцатого века сложился довольно мощный единый фронт, объединяющий немалую долю ее жителей в противодействии социальному, экономическому, национальному, религиозному угнетению польских и полонизировавшихся магнатов и шляхты. Сюда входили казачество, мелкое украинское дворянство, горожане, объединявшиеся в братства, низшее, а временами и иное духовенство, и возрастающее количествах—крестьянство (но не целиком все эти слои общества.» Это пока еще не были симптомы глубинного возмущения на Украине. Таким бунтам не удалось вылиться в общее волнение только из_за отсутствия взаимодействия между крестьянами в различных местностях, а также между казаками и крестьянами.
В 1646 г. поводом для волнения, хотя и умышленно, дал король Польши. Владислав IV Он был человеком честолюбивым и его раздражало правление сейма. Владислав искал подходящего случая возвысить свою королевскую власть и поднять уважение к себе и к короне.
В планах Владислава была война против Турции. В этих намерениях его поддерживал канцлер Ежи Оссолинский, назначенный в 1643 г. В 1645 г. под давлением со стороны турок Венеция обратилась с просьбой о помощи к некоторым европейским странам, включая и Польшу. И не сообщая сейму о своих планах, Владислав согласился оказать Венеции поддержку в войне против турок, но потребовал больших денег. Владислав хотел использовать эти деньги для того, чтобы усилить польскую армию и мобилизовать казаков. В своих военных планах он хотел сначала напасть на вассалов турецкого султана — крымских татар.
У Владислава было высокое мнение о казаках, как о боевой силе. Казаки оказывали ему поддержку, еще когда он, будучи кронпринцем, вел войну против Москвы в 1617_1618 гг. и еще при взятии Смоленска в 1632_1634 гг. В апреле 1646 г. по приглашению короля четыре делегата от старшин реестровых казаков: три есаула — Иван Барабаш, Илья Караимович и Иван Нестеренко Бут — и чигиринский сотник Богдан Хмельницкий, — приехали в Варшаву и были совершенно секретно приняты королем и канцлером Оссолинским. «Так как никаких протоколов их встречи не сохранилось, точное содержание этих переговоров неизвестно, Но есть предположение, что Владислав обещал увеличить число реестровых казаков с одной тысячи до значительно более крупной цифры. Утверждалось, что король вручил Барабашу декрет подобного содержания, заверенный его собственной печатью.»
О планах Владислава и Оссолинского узнали магнаты и это вызвало большое недовольство. На заседании 1646 г. сейм наложил запрет на какое бы то ни было увеличение состава регулярной польской армии и стал угрожать Оссолинскому отстранением от должности. Владислав вынужден был отказаться от этого проекта. На следующем заседании (1647 г.) сейм обратил своё внимание на интерес Владислава к казакам и сейм решил запретить его военными приготовлениями навсегда. Специально проголосовали, чтобы число реестровых казаков не могло быть увеличено без одобрения сейма. В результате этих решений старшие офицеры реестровых казаков — Барабаш и Караимович — оставили попытки увеличить казачий реестр на сегодняшний день и решили держать все дело в тайне, придержав королевские привилегии у себя. Богдан Хмельницкий радел об увеличении казацкой армии и не хотел упускать случай усилить казацкую армию. И он хитростью добыл в свои руки привилегию на увеличение казацкого сословия, и на постройку чаек. Вслед за тем с Хмельницким произошло событие, вероятно, имевшее связь с похищением привилегии. Во время отсутствия Хмельницкого, его сына за грубый разговор с шляхтичем Чанлинским был высечен так, что умер. Народ очень хорошо относился к Богдану и когда он собирал войско против Польши, то люди легко соглашались присоединиться к его войску для освобождение от гнета Поляков. Во времена Хмельницкого польская шляхта или бежала с Украины, или была уничтожена. Большинство украинской мелкой шляхты присоединилось к казакам. Видное место в государстве занимало казацкое сословие, так как именно казачество было главной силой в Освободительной войне. Но крестьяне составляли большую часть населения, они считали себя свободными людьми, не признавали зависимости от шляхты, легко оказачивались, то есть шли в казаки. «Активно поддерживали Богдана Хмельницкого восточные патриархи, в частности патриарх Иерусалимский Паисий и Коринфский патриарх. Они поздравляли с достигшими победами и благословляли дальнейшие сражения и даже патриарх Корифский подарил, освященный на гробе Господнем.» Тем самым восточные патриархи приобрели высокий авторитет на Украине. Особое событие произошло в 1654 году в январе месяце. «В Переяславле, ныне Полтавской губернией, была собрана рада, которая из четырех союзов: турецкого, польского крымского или московского выбрали союз с Россией.» Когда после заключения соглашения, послы поехали принимать присягу по городам и веся, то увидели, что простые люди охотно соглашались под власть Москвы, а малороссийское духовенство неохотно соглашалось, даже сам митрополит Сильвестр Косов внутренне был не расположен к России. На Украине ходило множество различных сплетен про Русских, вплоть до того, Русские будут перекрещивать жителей Украины. Духовенство не только не согласилось присягнуть, но даже не согласилось прислать к присяге шляхтичей. Простой народ присягнул, но не без недоверия. Даже среди казаков наблюдалось не желание быть под властью Москвы. Практически лишь один Богдан Хмельницкий радел о договоре с Россией. В Москве посольство было принято с большим почетом и дарована была жалованная грамота. Но эта грамота настроила многих против Богдана и страна находилась в раздорах. Для России этот договор привел к войне с Речью Посполитой.
2. Украина второй половины 17-го столетия (:1657 г-1687 г.)
В 1657 году умирает митрополит Сильвестр Косов. Богдан не спешит сообщать в Москву, ведь здесь наступило время, когда Москва могла бы поставить своего митрополита и Украинская церковь безболезненно бы перешла под Российскую церковь. Надо заметить, что Москва уже давно держало в планах идею о подчинении Киевской митрополии к Московской. «Но Богдан ставит своего местоблюстителя Киевской митрополии Черниговского епископа Лазаря Барановича, временно, и назначает выборы в митрополиты на 15 августа.» Однако, сам Богдан Хмельницкий до выборов не дожил. А умер он 27 июля. Еще при жизни Хмельницкий намеревался основать гетманскую династию. Поэтому после смерти, вопроса о гетмане не возникало. Казацкая старшина сразу же выбрала его 16-ци летнего сына Юрия Хмельницкого. Казаки надеялись, что сын принял навыки от отца, но оказалось, что Юрий очень нерешительный и слабохарактерный. Пробыв месяц гетманом, он собственноручно сложил с себя полномочия. Вскоре был выбран новый гетман и им оказался Иван Выговский. Он был выходцем из православной Овруцкой шляхты. В свое время был в Польше и воевал против Украины и попал в плен. Затем стал писарем Богдана Хмельницкого и впоследствии стал ближайшим соратником, помощником. И проявил себя как блестящий дипломат при переговорах. Если вернуться к выборам митрополита Киевского, то Выговский уверял, что выборы пройдут не без участия Москвы, но как только Выговский стал гетманом, у него взгляды на этот вопрос изменились. И он уже воеводе заявил, что «выборы Киевского митрополита пройдут по давним украинским, а не по царскому приказу, а о выбранной лице Москве будет сообщено». Выборы состоялись 6 декабря и выбрали епископа Луцкого Дионисия Балабана, кандидата гетмана Выговского. Москва была очень не довольна, тем, что происходило на Украине и тем более гетман, даже не сообщил о назначении нового митрополита. Российская сторона не оставалось равнодушным наблюдателем и всячески пыталось бороться за свои интересы. Был прислан из Москвы боярин Хитров, представитель царя Алексея Михайловича, который пытался в разговоре повлиять на Выговского и нового митрополита Дионисия, но оба не шли на согласия. Так как симпатии гетмана и владыки были на стороне Польши. И когда возникла ситуация, что у Выговского возникли разногласия с запорожцами и обращался за поддержкой в Москву, чтоб русские помогли, став заслоном от поляков, пока Выговский подавит смуту, но Москва не была на стороне Выговского и послала боярина Хитрова в Полтаву, чтоб он подговорил полковника Пушкаря и чтоб тот выступил против Выговского. Пушкарь распространил весть о том, что царь Московский пришлет помощь и что нужно собираться и дать отпор, а недовольных гетманом Выговским оказалось много. В 1657 г Первое сражение было выиграно, но в следующем году потерпело поражение и был убит Пушкарь. На Украине ситуация накалялась. В стране усиливалась борьба между различными группами населения. Старшина пытался склонить мещан и крестьян к союзу с Польшей, но крестьяне относились к этому с враждебностью, так как их пугало барщина, барский гнет и религиозный гнет со стороны Польши. Конечно же отношение России и Польши обострялось. В конце концов между Польшей и Украиной был подписан Гадячский договор, по которому, Польша Литва и Украина становиться равноправными странами. Украине предоставляется широкая автономия. Законодательная власть принадлежит Национальному собранию, и исполнительная гетману, сохраняются права казачества. Римско-каталическая и православная религия признаются равноправными. Но все это осталось только на бумаге. Еще до подписания этого договора в 1659 года, началась война между Москвой и Украиной. На Украину прибыли почти 150 тысячная армия под руководством князя Трубецкого и Ромодановского. Выговский с помощью союзниковтатар поляков и немцев разбивает русскую армию. В которой погибают много бояр в том числе Пожарский. Однако Выговский не смог продолжать войну. Нападение на Крым запорожца кошевого Сирко заставляет союзников-татар повернуть назад. Начинаются восстания: Гадяч, Ромен и Лохвице поддерживают Москву. Нежинский протопоп Максим Филимонович и Ичнивський Семен Адамович высылают Трубецкому доносы на Выговского. Против гетмана выступают полковники: Золотаренко, Сомко, Цицюра. За время беспорядков погибает около 3 тысяч украинцев. В октябре 1659 года Иван Выговский созывает в Германовке Генеральный Совет и составляет перед ней булаву. Сам уходит в Польшу, где получает должность барского старосты, затем Киевского воеводы, а еще позже стал сенатором. По доносу полковника Тюри арестован и расстрелян в 1664 году недалеко от Манявского скита на Галичине. После того, как Выговский бежал в Польшу, также за ним бежал из Украины и митрополит Дионисий Балабан приверженец Польши. В это время, появляется у Москвы хороший шанс, закрепиться на Украине, чтоб и гетман был не пропольский и поставить своего митрополита на Украину.
3. Второе гетманом Юрия Хмельницкого. Война с Польшей и раскол Украины. и борьба за церковь. Апогей Руины
Гетманом становиться Юрий Хмельницкий, причем уже второй раз, который склонялся с союзу с Москвой.
На Переславской Раде 1659 князь Трубецкой, пользуясь замешательством среди украинского правительства, хитростью провел такое постановление (как бы пункт еще Богдана Хмельницкого): «А митрополиту Киевскому, также и иным духовным Малый России, быть под благословение св. патриарха Московского и всея Великий и Малыя и Белый России, а в права духовные св. патриарх не будет вступать.» В Переславле на совете отсутствовало высшее духовенство, но присутствовал лояльно относящийся к Москве протопоп Нежинский Максим. Филимонович. Через несколько месяцев после подписанного соглашения в Переславле из Киева писали о несогласия с некоторыми пунктами соглашения. В частности они писали: «о подчинении патриарху нам, мирскими, говорит не надлежит, и мы пребудет на том, на чем изволит патриарх Константинопольский.»
Но царь настоял на своем и утвердил постановления. Тогда же было утвержден князем Трубецким местоблюститель Киевской митрополии Лазарь Барановича. Лазарь был очень осторожный и хитрый. Не желая связываться с Москвой, Баранович принял хиротонию 8 марта 1657 в Яссах, а не в Москве Это был властный и умный иерарх, который долгие годы имел большое влияние на дела Украинской Церкви. Хитрый дипломат, он с перерывами, был Местоблюстителя Киевской митрополии с 1657 г. вплоть по 1685 г.; имел такой характер, что его кандидатура все время оставалась в митрополиты Киевские, но всегда выбирали кого-то другого. уже 1660 году просит Москву выдать ему подтверждающие грамоту на его епископию. В Москве рады, что само украинское духовенство дает повод им вмешиваться в дела Украинской Церкви, а потому грамоту Барановичу выдали с удовольствием, но в ней дописали, чтобы он «всякого добра великому государю хотел и во всем его повелении исполнявшим.» .
На протяжении многих лет митрополит Лазарь Баранович много раз показывал свой уклон к Москве, и патриотически настроенные украинцы держались в стороне от хитрого владыки. Москва не была довольна местоблюстителем, и искала другого кандидата на пост митрополита Киевского. И вспомнили про протопопа Максима Филимоновича, в котором видели приверженца России ив 1661 году его позвали в Москву. Он был пострижен в монахи с именем Мефодий и далее посвящен епископом Мстиславским и местоблюстителем Киевской митрополии. Прибыв на Украину Мефодий стал проводить политику Москвы. Высшее духовенство Украины не признавало нового местоблюстителя и Мефодий общался больше с белым духовенством. Многие считали его незаконно поставленным, так как посвятил митрополит Питирим, а не Никон действующий патриарх, находящийся в опале. И что законно избранный был Дионисий Балабан, который бежал в Польшу, боясь за свою жизнь. А также в 1662 году было проклятие патриарха Никона митрополита Питирима и впоследствии и Мефодия. В конце и патриарх Константинопольский предал анафеме самого Мефодия, что при помощи светской власти сел на престол Киевской митрополии. В 1663 году умер Митрополит Дионисий и возникла потребность у Украинского духовенства опять избирать митрополита. Патриарх Цареградский по просьбе Москвы снял свою анафему с епископа Мефодия, и киевское духовенство заставлено было признать Мефодия Местоблюстителем. Но дело опять скоро запуталась, потому что на Правобережье украинцы выбрали сразу двух митрополитов — епископа Иосифа Тукальского и епископа Антония Винницкого; король обоих их утвердил. Так появилось три претендента на Киевскую митрополию; правда, украинского патриота епископа Тукальского польское правительство скоро заключило, и тот провел в тюрьме целых два года (1664 — 1666).Теперь Мефодий стал чувствовать себя комфортно и даже давал указания гетману. Епископ Мефодий и гетман Брюховецкий пытались выслуживаться перед Москвой и каждый постоянно строчил донесения один против другого. Сначала съездил в Москву Мефодий, а затем уже поехал Брюховецкий. В начале 1666 года вернулся гетман из Москвы и пошли слухи о том, что Россия хочет лишить многих прав Украинскую церковь и якобы гетман просил митрополита русского для Киева. Но гетман ответил, что он просил, чтоб выбрали митрополита в Киеве, хотя он сомневается в хорошем результате для Украины. В стране происходили различные толки об этом особенно после приезда Шереметева, который говорил, что государь хочет своего митрополита из Москвы поставить в Киев. Киевское духовенство направило посольство с просьбой, чтоб митрополита после назначили по их правилам и в Киеве. На это последовал ответ, что пока это дело откладывается в связи судом над Никоном. На собор в Москву для решения дела Никона и для решения других дел в частности дело по вопросу о независимости Украинской церкви были приглашено и духовенство из Украины: — епископы Мефодий, Феодосий Углицкий и Лазарь Баранович с большой свитой. Но дело по вопросу о Киевской митрополии практически не рассматривалось. лишь вскользь коснулись. Но московское правительство не проявила инициативы, чтобы Собор окончательно решил дело присоединения украинской церкви к Московской. Насели на патриарха Александрийского Паисия, но тот решительно заявил, что он в чужой епархии никакого права не имеет. украина гетьман война самойлович, Но время время произошло поражение объединенного войска гетмана Юрия Хмельницкого с русским войском против Польши, ставшее переломным в деле присоединения украинской церкви к Московскому — 13 января 1667 подписано Андрусовское перемирие по которому, Правобережье отошло к полякам, Левобережье осталось за Москвой; Киев, через два года так же должен был отойти к полякам.
Для Киева удар Анрусовского перемирия был очень трагичен. Ю. Хмельницкий еще не терял надежды объединить Украину, но понимая свою несостоятельность исправить тяжелое положение страны в январе 1667 года он отказывается от гетманской булавы и уходит в монастырь. Впоследствии его поляки арестовали и посадили в Мариенбурзскую крепость. Выйдя на свободу, долгое время жил в одном из монастырей в городе Умань Москва перестало делать попытки установления своего митрополита в Киев. Константинопольский патриарх благословил на Киевскую митрополию патриота Украины Иосифа Нелюбовича-Тукальского, Здесь конечно не остался в стороне и Лазарь Баранович. добился для себе того, что Собор объявил 8 сентября 1667 года Черниговкую епархию архиепископией, а его — архиепископом с правом служить в саккосе. Правда, в начале патриарх Константинопольский опротестовал эти назначение без его разрешения. В1668. г Брюховецкий погиб, и Гетманом обоих сторон Днепра стал Петр Дорошенко. Владыка Иосиф Тукальський начал выступать решительно против всего, что было связано с Москвой. Так он приказал, чтобы в церквях не поминали более царя Алексея, а чтобы поминали гетмана Петра. Попался в руки его и епископ Мефодий Филимонович — он снял с него панагию и мантию и сослал в Уманский монастырь. «Не достоин ты быть в епископах — передал ему митрополит, — потому что принял рукоположение от московского патриарха»
При Петре Дорошенко внедряются в жизнь целый ряд реформ, за которыми стоял митрополит Иосиф Тукальский. Всеми своими действиями Дорошенко только подчеркивает свои намерения — объединить Православное Левобережье в одну сильную Украину. Часто созывает Генеральные совещания, и выслушивая мнение рядового казачества он приобретает все большую народную популярность. Учитывая опыт своих предшественников, для ограничения влияния казацкой старшины на войско Дорошенко создает двадцатитысячной армию сердюков — наемников, которая подчинялась только ему. В начале своего правления Дорошенко должен признавать польскую превосходство, ибо в большинстве украинских городов разместились польские гарнизоны. Но для реализации своих планов объединения Украины он, не видя в польской короне честного союзника обращается к Османской империи. Султан обещает признать Украину от Перемышля до Севска. В 1666 году, использовав ослабление Польши в результате восстания против короля, Дорошенко с помощью татар наносит польской армии под руководством Маховского сокрушительное поражение под Брацлавом. Осенью 1667 года украинское войско численностью в 24 тысячи человек и несколькими десятками тысяч татар под предводительством Дорошенко окружает польскую армию у Подгайцы на Галичине. Но в то время запорожцы во главе с Иваном Сирко напали на Перекоп и Дорошенко союзники заключают с поляками сепаратный мир. Закрепившись на Правобережье, Дорошенко с войском переходит на Левобережье и сбрасывает своего левобережного коллегу — гетмана Ивана Брюховецкого, таким образом подчинив себе православную левобережную Украину. Сам Дорошенко провозглашает себя гетманом всей Украины. В 1668 году он созывает Совет, где создает условия турецкого протекторату: освобождение Украины от Вислы до Путивля. В след за успехами Дорошенко определенные внешние политические силы понимая опасность укрепления Украины активно берутся за подрыв гетманской власти. Достаточно тяжелый удар нанесли Дорошенко запорожцы, выдвинув против него претендента на гетманскую булаву — Петра Суховея, которого к тому же признали татары. Борьба с Суховием продолжалась целый год. Еще хуже стало, когда поляки провозгласили гетманом Украины Уманского полковника Михаила Ханенко, с которым они захватили в то время почти все Правобережья. В 1669 году пытался договориться с Польшей, использовав время коронации нового польского короля, Михаила Вишневецкого. В своей договоренности Дорошенко требовал автономии в пределах Киевского, Брацлавского и Черниговского воеводств и полную отмену унии. Его же противник Ханенко просил лишь автономии для казаков, и именно его утвердил польский сейм. Борьба против него была очень тяжелая. Начинается ожесточенная война с Польшей. На?? Правобережье Дорошенко назначает наказным гетманом Левобережья Демьяна Многогрешного. Против него сразу выступает московское войско. В 1672 году 100 тысячное турецкое и 12 тысячное украинское войска освобождают Подолья от польского присутствия. Результатом этой войны стал мирный договор, подписанный в городе Бучаче (ныне Тернопольская область). Согласно договору, Польша отказывалась от прав на: Подолье, Брацлавщину и часть Киевщины, которые становятся турецкими провинциями. Земли Войска Запорожского остаются владением казаков под протекторатом турецкого султана. Польша обязалась ежегодно выплачивать Турции контрибуцию — 22 тысячи золотых. В 1673 году польский гетман Ян Собеский дает реванш, разбив турок под Хотином, и это не спасает турецкие провинции Украины от разорения турками, под властью которых оказалось Подолье и часть Галичины с Чертковым. Они обращают храмы в мечети, забирают в плен людей, грабят города. Население бежит в Запорожье. Гетманщина, обвиняла Дорошенко в том, что призвал турок. Любимец народа, он потерял его любовь, доверие и остался без народной поддержки. Между тем левобережный гетман Иван Самойлович подводит московское правительство воспользоваться ситуацией, а именно: войны поляков с турками, смерть короля М. Вишневецкого и подготовка в Польше к новому монархуэто отличное время, чтоб начать войну с Дорошенко. Когда московские и казачьи войска перешли Днепр к ним присоединились Каневский и Черкаский полки. Этой силой была завоевана почти вся Украина. В марта 1674 года Самойлович созывает в Переяславе Генеральный Совет, на котором был избран гетманом всей Украины. Пытаясь избавиться от Дорошенко, они блокируют его в столице Чигирин, а на помощь Дорошенко приходят турки и татары. Самойлович вынужден вернуться на Левобережье. Турецко — татарские и Дорошенковские отряды уничтожают на Правобережье всех, кто поддерживал Самойловича. Умань сожжена, все население вырезано. Между тем новый король Ян Собеский отправляется войском против турок. Тысячи людей погибают и попадают в плен, массово покидают родные дома, убегая кто куда. Украина в руинах. В то время Петр Дорошенко, потеряв 1675 своего ближайшего друга и советника митрополита Иосифа Нелюбович — Тукальского, разочаровывается в своей политике. Он решает отречься от гетманства и передает булаву в Генеральном Совете Чигирине, а клейноды направляет в Москву, сдав таким образом гетманство в пользу Самойловича и Ромодановского, как того хотел российское правительство. Сам он милостивно был отправлен в почетную ссылку: сначала как воевода в Вятку (1679 — 1682), а потом до самой смерти (1698 г.) жил в деревне Ярполчи, под Москвой. Там он и похоронен. Пытаясь не допустить объединения Украины и потерю собственного влияния на Правобережья, турки ставят гетманом снова Юрия Хмельницкого, которого они извлекают из Едичкульськой тюрьмы и назначают гетманом и дают громкий титул «Князя сарматского Малой России — Украины и обладателя Войска Запорожского». В 1677 — 1678 годах он вместе с турецким войском общим количеством в 200 тысяч человек с большими потерями в несколько попыток приобретает Чигирин, от которого в то время остались одни руины. Поэтому свою столицу Юрий устраивает в Немирове, что на Подолье. Организованный им поход на Левобережье закончился полным провалом. Он так и не смог создать крепкую гетманскую власть. Неуравновешенный, подозрительный, он отталкивал от себя людей жестокими карами и пытками. Долго турки терпеть не могли и в 1681 году его казнили в Каменец — Подольском. Турки передают власть во стране молдавскому воеводе Ивану Дуци, который начал заселение опустошенных войной районов, призывая людей возвращаться, привлекая их разными обещаниями. Но эти попытки прекратились с подписанием договора. «Двадцать первого апреля 1686 года Польша приняла предлагаемые Россией условия и был заключен вечный мир. По этому миру Польша уступала Москве Смоленск, Чернигов и Киев (последний за 146.000 рублей).» На основании договора Правобережье, не захваченное турками признавалось польским, а Киев отходил к Левобережья. Земля между Днепром и Бугом оставалась нейтральной. 13 августа 1681 в Бахчисарае был подписан мирный договор, который закончил войну между Московским государством, Крымским ханством и Турцией. Согласно договору, граница между этими государствами проходила по реке Днепр. Турция признавала права Москвы на владение Левобережной Украины, а также на контроль земель Войска Запорожского. Южная Киевщина, Брацлавщина и Подолье оставались в составе турецких владений. Территория между Южным Бугом и Днестром объявлялась нейтральной. Украинское население сохраняло право ловить рыбу в Днепре и его заливах, добывать соль и свободно плавать по Днепру до Черного моря. Татары могли свободно кочевать в украинских степях и охотиться на обоих берегах Днепра. Таким образом, эти два соглашения полностью утвердили территориальное деление Украины. До 1686 года вся многострадальная, разоренная войнами Украина была полностью разделена между соседними государствами.
4. Левобережье. Иван Брюховецкий и Демьян Многогрешный. Пророссийская ориентация Ивана Самойловича На Левобережье, после окончания второго гетманства Юрия Хмельницкого началась ожесточенная борьба за власть. Здесь хозяйничали промосковские взгляды, особенно среди старшин, которые хотели сосредоточить власть в своих руках. Гетманом становится Яков Сомко, выходец из богатого мещанского рода. В своей борьбе он объединяется с представителем рядового казачества Нежинским полковником Василием Золотаренко, Последнего старшину и хотели выбрать гетманом, таким образом обеспечив себе господствующее положение. Против них выступил запорожский кошевой атаман Иван Брюховецкий, выходец из нижних слоев казачества. В июне 1663 года в Нежине собралась так называемая «Чорна Рада» — шумные избирательные собрания, в которых помимо казаков приняли участие мещане и крестьяне. Посланцы российской стороны, подозревая старшину в пропольських симпатиях агитировали казаков и крестьян в поддержку Брюховецкого, одновременно путем ареста отстраняет от борьбы Золотаренко и Сомко. Впоследствии они были казнены. Гетманом Левобережной Украины избирают Ивана Брюховецкого. Некоторое время находился на Сечи, в 1661 — 1663 годах был кошевым атаманом. Это был яркий представитель эпохи Руины. Он был прекрасным оратором и умел воздействовать на толпу. В своей политике был антиподом Тюри — он полностью признавал покровительство царя и был горячим сторонником Москвы. В 1665 году Брюховецкий по приглашению царя посетил Москву, где ему даровали боярский титул и где он женился на княжне Долгорукой. Подписанные тогда же так называемые Московские статьи не только подтверждали Переяславские статьи 1659 года, но и еще больше ограничивали права украинского народа. Согласно этому договору во всех полковых городах Украины вводились московские гарнизоны, вся налоговая система перешла к московскому управлению, гетман не имел права вести какие нибудь внешнеполитические отношения, митрополит Киевский назначался московским патриархом. Московские чиновники активно взялись за свое дело, и среди народа начали нарастать недовольства, которые постепенно росли. Но переполнил чашу народного терпения составленный 1667 между Москвой и Польшей Андрусовский договор, на подписание которого украинскую сторону даже не пригласили. В 1667 — 1668 годах по Левобережной Украине прокатилась волна восстаний против московских гарнизонов, и Брюховецкий, опасаясь всеобщего восстания и понимая неизбежность смены политического курса 1668 созывает Генеральный Совет, где перед старшинами заявляет, что единственный путь спасения для Украины — выгнать московских воевод и просить помощи турецкого султана. В Царьград отправляют послов, и султан соглашается помочь на условиях принятие подданства Украины, как вассальной страны. Одновременно Брюховецкий ведет тайные переговоры с гетманом Правобережья Дорошенко, который также ведет переговоры с Турцией и Крымским ханом. На обеих сторонах Днепра начинается восстание против московского присутствия на Украине. Весной 1668 Дорошенко переходит Днепр, триумфиально шагая по Украине. Народ приветствовал его и переходил на его сторону. Это было время триумфа Дорошенко. Когда он приблизился к с. Будище вблизи Опишни, где стоял лагерь Брюховецкого, казаки взбунтовались против Брюховецкого и убили его. Дорошенко провозглашают гетманом обеих сторон Днепра. В том же 1668 году Дорошенко, вынужден вернуться на Правобережье для борьбы с наступлением поляков против гетмана Левобережья черниговского полковника Демьяна Многогрешного. Выходец из крестьянской семьи из Черниговщины, военную службу начал в Б. Хмельницкого. С 1663 года — черниговский полковник. Противник заключения Андрусовского соглашения 1667 года. Поддерживал антимосковские выступления Брюховецкого 1668 года. Человек простой, не имеющая образования, прямой и он имел репутацию вождя, способного заставить своих подчиненных если не преданно служить, то хотя подчиняться своей воле. С падения па Правобережье Дорошенко и давлением, в том числе и военным, со стороны Москвы Многогрешный клянется на верность царю и получает его признание в качестве гетмана Левобережной Украины. Заключенное им 3 марта 1669 года в городе Глухове соглашение четко определяла автономию Украины в составе Московского государства. Состояла из 27 основных и 12 дополнительных пунктов, которые касались только киевских и нежинских мещан. Глуховские статьи подтверждали силу «мартовских статей» 1659 года. Гетман Украины лишался права дипломатических отношений, ограничивался переход крестьян в казаки и наоборот. Организовывался компанейский полк, который выполнял полицейские функции. Глуховские статьи несколько ослабляли централизованную политику Москвы в Украине. Российские военные оставались только в четырех городах (Киев, Чернигов, Нежин, Переяслав), а из других выводились. К тому воеводы могли решать только военные вопросы. Все налоги влияние гетманской казны. Число войска установлен в 30 тысяч. Киев и округа оставались под властью гетмана. Горожане Киева и Нежина освобождались от налогов. Очевидно, такие уступки были продиктованы выводами, сделанными московским правительством учитывая опыт отношений с украинским народом во времена гетманства Брюховецкого. На фоне разоренного поляками Правобережья контролируемый Москвой Левый берег Днепра выглядел более привлекательно, особенно для беженцев. Под власть Многогрешного вступили два полка — Прилуцкий и Переяславский. Сам Многогрешный взялся за установление правопорядка и спокойствия на Левобережье, используя для этого отряды компанейцев. Активно борется с старшинской олигархией. Сам назначает и сменяет полковников, сотников, без суда их наказывает, накладывает налоги на старшину и духовенство. Но его бестактность и самовластность, абсолютизм и неумение объясниться со старшиной становятся основными причинами заговора против него. От казацкой верхушки в Москву пошли доносы, в которых Многогрешного обвиняли в связи с Дорошенко и в намерениях перейти под покровительство Турции. В 1672 Дямьяна Многогрешного сняли с гетмана, арестовали и заключили в иркутскую тюрьму. В течение трех месяцев в Украине пытались править представители старшины, пытаясь ограничить власть следующего гетмана. И это очень нравилось официальной Москве. На Генеральном Совете в Казачьей Дубраве у Путивля был возобновлен договор с Москвой и избран новый гетмана — Иван Самойлович. Человек образованный, с широким кругозором, талантливый политик и патриот, он стремился объединить украинские земли и дать им независимость. Принимая в свои руки булаву, Самойлович принял ряд условий, которые ограничивали власть гетмана, также проводя линию старшинского слоя, придавая государству аристократический характер. Прежде всего он не имел права судить и наказывать представителей старшины. Компанейский полк, который подчинялся непосредственно гетману заставили распустить. Самойлович не созвал Всеобщей Совета, а обдумывал все дела с Советом старшин. Если посмотреть на то, что происходило в церкви, то мы увидим, что гетман Самойлович решил попробовать теперь счастье и все-таки связать украинскую Церковь с Московской. Он сейчас же сообщил царю о смерти Гизеля и о том, что выборы нового архимандрита назначен после Рождества, а от патриарха Иоакима просил благословения на эти выборы. Царь и патриарх были очень довольны тому. и немедленно ответили, а патриарх еще добавил, что он новоизбранного архимандрита «рукоположил бы с удовольствием и благословил бы.» Но киевское духовенство догадалось, что происходит, и повело себя не совсем так, как хотел того Самойлович. Выборы состоялись свободными голосами и избран Варлаам Ясинский. Новоизбранный архимандрит за посвящением не поехал, в Москву, как намекал о том патриарх. Таким образом Варлаам и за благословением ехать в Москву и за посвящением не захотел. Попытка Самойловича и Иоакима не удалась.
Зато дальнейшие события сложились не в пользу защитников прав Украинской Церкви. Печерского монастыря, прежде всего ее крупных поместий, начал добиваться Львовский епископ Иосиф Шумлянский. Напуганный Ясинский поспешил выслать посольство к патриарху Иакиму, смиренно прося благословения и грамоты на архимандритсво Это был реальный шанс для присоединения украинской церкви к Московской. Именно по несчастью в то время Россия воевала с Турцией, а потому связаться с Патриархом Цареградским не было никакой возможности.
В своей внешней политике Самойлович пытался покорить всю Украину и боролся против тенденций Запорожье вести отдельную политику. Он притягивает под свою власть правобережных полковников, в 1674 году ему передает булаву Михаил Ханенко, а в 1676 в его пользу отрекся от гетманства Петр Дорошенко. Это был взлет в периоде гетманства Самойловича, когда его провозгласили гетманом всей Украины. Правда через два года турки с Ю. Хмельницким вытеснили его из Левобережья. Отступая, он организует массовое переселение людей из Правобережья на Левый берег, иногда и используя принудительно — методы. Это было так называемый «большой сгон». Долгое время своего правления поддерживал хорошие отношения с Москвой. Там воспитывались сыновья, свою дочь он женил с боярином Ф. Шереметьевым. Чтобы распространить границы Украины, Самойлович советовал царю заявить Польше претензии не Западную Украину, Волынь, Пидлящща, Подолье, Подгорье, Красную Русь, которые всегда были частью Украины. Также он хотел присоединить к Украине Слободжанщину, которая была заселена украинцами. Но эти притязания не имели успеха. В начале 1680-х годов Австрия, Венеция, Польша, Ватикан и Москва начали заключать антитурецкую, а вместе с тем и антикрымской коалицию, так называемую «Священный Лигу», в которой были приглашены и Украины. Но Самойлович отказался от участия в коалиции, понимая, что уничтожение татарского ханства может повредить воплощению его планов по созданию независимого государства, которая будет окружена московскими владениями. В это же время, события в церковной жизни складывалось в пользу Москвы. Состояние православной церкви в Польше было очень тяжелым, она была бесправной и ее силой тащили в унию, но епископ Луцкий Гедеон хранил верность отцовской вере и терпел много неприятностей из-за этого, дошло уже даже до угроз, и тогда владыка был вынужден в 1684 году бежать из Польши в Киев. Епископ Луцкий прибыл прямо в гетманскую столицу Батурина, и был хорошо здесь принят. Он был сватом Самойловичу — дочь Самойловича была за сыном епископа Гедеонаи и расположился в Крупецком монастыре. Гетман сразу оценил епископа Гедеона как лучшего кандидата на Киевскую митрополию. И действительно, кандидат этот имел много заслуг: был мучеником за православие, в епископском сане служил уже почти 25 лет, знатных рода. Лазарь Баранович, сразу оценил епископа Гедеона Четвертинского — о нем он насмешливо сказал: «Разве его митрополитом Киевским сделать, а то другого ему места нет .» Епископ Гедеон столько натерпелся различных преследований в Польше, что киевские церковные отношения были ему раем. И поэтому он сразу согласился на все то, что нашептывал ему Самойлович. «Епископ Гедеон написал смиренны е письма в Москву царю и патриарху, рассказывая им о причинах своего побега из Польши и заявляя о полной покорности. Патриарх милостиво ответил и прислал щедрый подарок — 10 рублей.» Гетман Самойлович весьма лестно отозвался о епископе Гедеоне. Для гетманаэто был идеальный вариант, потому что тогда же все духовенство будет в его гетманских руках. В Москве так же решили поспешить, и в феврале 1685 предписано Самойловичу сделать выборы Киевского митрополита, в приказе уже открыто добавили: «какое послушание оказывать святейшему кир Иоакиме, патриарху Московскому и всея Руси, и его преемника, как судить, по каким причинам и тягостях власть Константинопольского патриарха отложить, в каком почитания гетмана, старшину и все войско Запорожское иметь и о всяких церковных делах писать к св. патриарху Московскому, а к св. Константинопольского патриарху ни о чем не писать, и не посылать, причитания никакого к нему не иметь, под послушанием у него не быть и из-под его паствы, за расстоянием дальнего пути, совершенно отстал. По степени Киевской митрополия быть первою между Российскими митрополия … А новоизбранного митрополита, для архипастырскаго рукоположения, отпустить в Москву.»
Настал день выборов, 8 июля 1685 С Батурина от гетмана прибыло на выборы многие посланников, среди них есаул Иван Мазепа, Переяславский полковник Леонтий Полуботок, а духовенства прибыло очень мало — прибыли преимущественно сторонники Москвы. На выборы не прибыл архиепископ Баранович и все значительное духовенство. Законность требовала отложить эти выборы, но гетманские посланцы настояли на своем. Выборы состоялись — единогласно избрали на Киевского митрополита епископа Гедеона. Обеспокоенное украинское духовенство, видя, как пошло дело, вскоре собрались на второй Собор и резко протестовали против выборов Гедеона, особо выступал великий ученый своего времени Печерский архимандрит Варлаам Ясинский. Духовенство объявило, что первый Собор был незаконен и не имел права решать такой большой работы, как передача украинской Церкви Москве, потому что это дело всей Церкви. И написало письмо гетману. А затем и второе письмо В октябре 1685 выехал новоизбранный митрополит Гедеон в Москву за благословением. С ним было разного окружения 45 человек Посвящение состоялось 8 ноября в Успенском соборе, в присутствии царя. И стоя перед патриархом Московским среди церкви, Гедеон принял присягу. В конце присяги сказал «Во Известную же крепость и вечное утверждение, сие мое обещание, подписав моею рукою, вручаю отцу моему великому господину, святейшему патриарху Московскому…» .Было постановлено о оставлении многих прав Украинской церкви, в частности у судах, что не надо приезжать в Москву, а надо решать суды только в Киеве. Принято, что возводить следущих митрополитов из местных. Грамота патриарха имеет уже другой характер. Там о правах Киевского митрополита не написано, но уже сразу попробовали поставить Гедеона на положение обычного митрополита, приказали ему, чтоб ради единочества с прочими Российскими митрополитами, носить белого клобука, чего ранее в практике украинской Церкви не было. Так понемногу начали забирать права от киевских митрополитов. Гедеон был одарен подарками и был доволен, да и гетман был доволен, так как и он добился, что хотел. А он хотел чтоб митрополит был под гетманом и это было закреплено в Москве.
Теперь осталось последнее, а именно признание восточных патриархом. Ситуация была сложной и долгое время Москве не как не удавалось договориться и лишь в июне 1686 года было официально прислано извещение патриарха Константинопольского Дионисия, гетману Самойловичу, о том, что Киевская митрополия отходит к Московскому патриарху. «Таким образом окончилось разделение русской церкви, продолжавшееся со времен Витовта, около двух с половиною столетий»
Гетман Самойлович был не доволен сближения Москвы с Польшей. Но с подписанием в 1686 году «вечного мира» между Польшей и Москвой вероятность реализации его намерений стала весьма призрачной. В 1687 году начинается война против мусульманского мира. Австрия, Польша и Венеция были ударить по Турции, Россия — на Крым. Но перспектива войны с Крымом была очень непопулярна среди казацкой старшины, среди которой было много бывших «дорошенковцев». Не раскрывая истинных причин своего нежелания начинать войну, Самойлович напрасно пытается убедить царское правительство, что поход огромной армии через выжженные солнцем степи будет связан с большой опасностью. Но все напрасно, и в апреля 1687 года поход начался. Стотысячный московское войско шло под командованием князя В. Голицына, почти 100 тысячное казацкое войско вел сам гетман. Не доходя до Сечи, у реки Карачокрак, Голицын неожиданно дал приказ войскам повернуть назад. Только 40 тысяч московского и украинского войска под командованием Неплюева и среднего сына гетмана Григория Самойловича пошла на Запорожье, где и потерпели неудачу. Причины отступления Голицына остаются неясными. Официальную версию — нехватка фуража для лошадей — современники опровергают, потому паши было достаточно. Возможно, что Голицын, зная нежелание старшины и гетмана участвовать в этой компании, просто побоялся заходить далеко в степи. Но нужно было перевести на кого-то ответственность за неудачу, и для этого был использован один из последних доносов старшины на гетмана. Вообще, за время правления Самойловича старшина жаловалась на то, что он не созвал Совета, брал взятки, раздавал родственникам землю. Были нарекания на его неказацкого происхождения. Но главной причиной недовольства казацкой верхушки была попытка превратить гетманскую Украину в наследственную монархию, создав собственную династию правителей. В доносе, поданном Голицыну гетмана Самойловича обвинили в связях с татарами. Донос подписала старая, заслуженная жена, среди нее — Кочубей, Лизогуб, Дунин — Борковский, Забела, Гамалей и другие. Войско находилось возле реки Коломак, когда из Москвы пришел приказ об аресте гетмана и его семьи. Ивана Самойловича и его семью сослали в Тобольск, а сына Григория, после пыток казнен в Севск. На первое известие об аресте Самойловича казаки ответили беспорядками: в Гадячском и Прилуцком полках избили старшину, а в других — начались грабежи.
Вот так произошло присоединение вначале политическое, а затем и присоединение Церкви Украинской к Московской. Этими событиями обычно заканчивается рассмотрение эпохи.
Заключение
В заключении этой работы хотелось подвести некоторые общие итоги и ответить на вопросы, поставленные вначале работы. Одной из главных причиной возникновения эпохи Руины в истории Украины, я думаю следует считать внутреннии противоречия.. На протяжении всего рассматриваемого периода интересы правящей верхушки — казацкой старшины и знати всегда становились поперек дороги интересов и желаний простого народа: рядового казачества, мещан, крестьян. Еще во времена создания Украинского государства Богдану Хмельницкому надо было кардинально обновить все ветви власти, не допустить к управлению страной людей, которые были типичными обломками старого строя, со своими устоявшимися взглядами и абсолютным неприятием общества равноправных людей. После Хмельницкого не было больше человека, который бы имел такую?? власть и вес в обществе, и могла реализовать хотя бы похожую идею.
Другой, но не менее важной причиной неудачи украинского народа в период 1657 — 1686 годы можно назвать полное отсутствие у правящей верхушки четко очерченных политических целей, а также соответствующих методов и инструментов управления всеми слоями украинского общества. Если посмотреть общие черты лиц, которые держали власть в своих руках в этот период (гетманы, старшины, духовенство), то мы увидим, что эти люди, большинство из которых имела немалый опыт управления, как государственного так и военного, и начинавшие свои первые политические шаги возле Хмельницкого и хотели для Украины только добра и процветания. К сожалению, пути и методы достижения своих благородных целей они выбирали не всегда такие, которые были желательны для простого люда и страны в целом. И что самое главное, это отсутствие единомыслия и взаимного согласия среди правящего элемента в принятии важных государственных решений, неспособность найти общий язык и объединиться перед лицом общей угрозы. Похожие проблемы преследуют Украины на протяжении всей ее истории, даже в наше время.
И наконец не следует забывать о внешнем вмешательстве некоторых заинтересованных стран во внутренние дела Украины. Таких заинтересованных стран было три — Польша, Турция и Россия и каждая из них имела Украине свои определенные интересы. Польша после восстания 1648 года потеряла один из самых районов Восточной Европы, и поэтому понятно ее желание вернуть Украину в свой состав любой ценой. Иногда идя на такие уступки, о которых до Хмельницкого и речи идти не могло (например, Гадячский договор и проч.). Для Польши Украина была еще защитной зоной между татарами и турками Для Турции Украина — это поставщик основного источника доходов турецкой казны — работорговли. Но самые интересы здесь имела Россия. Для Москвы казацкая держава была неким образцом и союз с которой был очень важен как с военно — политических, так и культурных вопросов. Ко всему прочему Россия пыталась помочь единоверцем по вере, но конечно и повысить статус Московского патриарха, присоединив под свою юрисдикцию Киевскую митрополию. На Украине политические, военные и церковные сражения происходил весь период Руин. Все время переплетаюсь между собой .Шло постоянное соперничество и борьба между католиками, православными и униатами. И каталичество имело очень весомое преимущество, поддерживаемое Польским правительством. Вопрос по присоединении Киевской митрополии для Москвы оказался очень тяжелым, но в конце концов увенчалось успехом России.
1. Акты Южной и Западной России, т .l-lll? Киев.1862−1863гг.
2. Беднов В. А. Православная Церковь в Польше и Литве. Киев, 2005.
3. Заборовский Л. В. Католики, Православные, Униаты. Проблемы религии в русско-польско-украинских отношениях в конце40-х-80-хгг.xviiiв.с.9
4. Костомаров. Хмельницкий, Голобуцкий, с. 253.
5. Макарий. История Русской Церкви
6. Малышевский И. И. Западная Русь в борьбе за веру и народность
7. Огиенко Иван Украинская церковь.
8. Соловьев С. История России. Т. III
9. Харлампович К. малороссийское влияние на великорусскую церковную жизнь.
10. Шутой. В Канун освободищ9зтельной войны.