Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование стратегической компетенции студентов в коммуникативной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методы исследования: теоретические: изучение научной отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования, а также учебной документации (учебно-методических комплексов по иностранному языку) — теоретический анализ, описательное и графическое моделированиедиагностические и экспериментальные: анкетирование, тестирование, методы самооценок и экспертных оценок, ранжирование, контент-анализ… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретическая экспозиция проблемы формирования стратегической компетенции в коммуникативной деятельности
    • 1. 1. Стратегическая компетенция в системе научно-педагогических понятий
    • 1. 2. Качественное своеобразие стратегий в коммуникативной деятельности
    • 1. 3. Модель формирования стратегической компетенции студентов
  • Глава 2. Экспериментальное исследование формирования стратегической компетенции студентов в коммуникативной деятельности
    • 2. 1. Содержание и логика экспериментального исследования
    • 2. 2. Реализация модели формирования стратегической компетенции студентов
    • 2. 3. Уровни сформированности стратегической компетенции студентов в коммуникативной деятельности

Формирование стратегической компетенции студентов в коммуникативной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

С ростом межкультурных контактов и социальных связей общество предъявляет всё более прогрессивные требования к коммуникативным качествам человека, его умениям ориентироваться в информационных потокахсамообучаться, восполняя недостающие знанияобладать конкурентоспособностью и мобильностьюрешать нестандартные коммуникативные задачи и стремиться к самоактуализации в коммуникативной деятельности.

Этот факт акцентирует задачу становления коммуникативной компетенции каждого участника образовательного процесса, что предполагает необходимость качественных изменений в системе высшего образования как в учебных заведениях гуманитарного, так и технического профиля. В Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования подчеркивается, что у специалиста должна быть развита способность «. реального общения с носителями языка и с аутентичными источниками информации», а также «.коммуникативная способность на изучаемом языке, ядро которой составляет коммуникативная компетенция». Подчеркнем, что коммуникативная компетенция не сводится к овладению только вербальным кодом изучаемого языка. В концепциях ряда зарубежных и отечественных авторов актуализирована необходимость освоения коммуникативных стратегий, детерминирующих коммуникативную состоятельность личности.

Вместе с тем в исследовательских материалах последних лет подчеркивается, что большинство студентов вузов слабо подготовлены к эффективной иноязычной коммуникации. Этот факт подтверждён и результатами проведенной нами диагностики в экспериментальных группах обучающихся, 81% из которых в ходе интервью и бесед подтвердили, что испытывают трудности в общении и публичных выступлениях, особенно на иностранном языке. Студенты УлГТУ отметили, что не умеют применять набор вербальных и невербальных средств в качестве коммуникативных стратегий для компенсации недостающих коммуникативных знаний. Причем, эти результаты совпали в ответах студентов относительно деловой и межличностной коммуникативной деятельности как на иностранном, так и на родном языке, что свидетельству, ет об общепедагогическом контексте данной проблемы.

Сказанное позволяет сделать вывод об актуальности исследования процесса формирования стратегической компетенции студентов в коммуци-кативной деятельности.

В отечественной и зарубежной литературе накоплен теоретический ivra-териал, а в системе высшего образования — достаточный опыт коммуникативной подготовки студентов. Вместе с тем в имеющейся теоретико-методической базе по проблемам формирования коммуникативной компетенции студентов остаются существенные противоречия между:

• социальной востребованностью компетентных специалистов, подготовленных к активной иноязычной коммуникации, и преобладанием устаревших дидактических форм, акцентирующих «знаниевый» компонент в обучении иностранному языку, обусловленный высокой нормативностью учебного процесса;

• рамками стандартов образования в средней школе и вузе, что в силу слабой преемственности часто способствует регрессу знаний иностранного языка у студентов младших курсов;

• потребностью молодежи в коммуникативной успешности и недостаточной мотивированностью на целенаправленную деятельность по саморазвитию коммуникативной компетенции;

• ожиданиями качественной иноязычной подготовки с использованием инновационных подходов, современных образовательных технологий и неготовностью кафедр или отдельных преподавателей обеспечить организационно-методические условия для формирования профессионально-компетентностного уровня студентов в коммуникативной деятельности.

В области научной теории тоже существуют противоречия как в ряду понятий, связанных с различными видами компетенции, так и в построении модели формирования стратегической компетенции студентов неязыковых специальностей.

В контексте выявленных противоречий сформулирована проблема диссертационного исследования: каковы научные основы формирования стратегической компетенции студентов в коммуникативной деятельности? К настоящему времени сложились объективные предпосылки для изучения данной проблемы в условиях современной педагогической реальности высшей школы. Научный поиск осуществлялся нами с опорой на работы отечественных и зарубежных ученых.

Различные аспекты компетентностного подхода в профессиональном и коммуникативном образовании представляют сферу научных интересов многих специалистов: В. И. Байденко, В. А. Болотова, Н. Н. Долововой, О.И. До-ниной, И. А. Зимней, К. М. Ирисхановой, А. А. Кивы, Н. Н. Никитиной, М. А. Петухова, С. Тренхолм, В. Хутмахера и др.

Проблемы обучения коммуникативным стратегиям рассматриваются в работах Е. Биалисток, Дж. ван Ека, К. Каспера, А. Кохена, Р. Оксфорд, Е. Та-роун, Н. В. Чичериной, А. Шамо и др.

Системный анализ психолого-педагогической, учебно-методической литературы и зарубежного инновационного опыта показал, что, несмотря на многочисленные публикации в проблемной области иноязычной коммуникации, процесс формирования стратегической компетенции студентов остается малоизученным. Нам не удалось обнаружить результатов анализа стратегической компетенции как междисциплинарного феноменане обоснованы границы понятийного поля исследуемой категории в педагогическом контексте.

Сказанное подтверждает актуальность выбора темы исследования: «Формирование стратегической компетенции студентов в коммуникативной деятельности».

Новизна формулировки и недостаточная разработанность данной темы в теоретическом и практическом плане определила общую цель нашего исследования, которая состояла в теоретико-эмпирическом обосновании модели и экспериментальной программы формирования стратегической компетенции субъекта в коммуникации.

Объект исследования — процесс коммуникативной деятельности обучающихся.

Предмет исследования — формирование стратегической компетенции студентов в коммуникативной деятельности.

Гипотеза исследования основана на предположениях, что формирование стратегической компетенции студентов в коммуникативной деятельности будет иметь положительную динамику, если: данная компетенция выделена как самостоятельная категория в структуре коммуникативной компетенции, теоретически обоснована и востребована как интегративное качество личностиразработана, научно аргументирована и внедрена в учебный процесс модель формирования стратегической компетенции коммуникативной деятельности в соответствии с выделенными компонентами ее структуры (когнитивным, мотивационным, интерактивно-деятельностным);

— коммуникативная подготовка студентов осуществляется по экспериментальной программе, адекватной задачам исследования;

— определены уровни сформированности стратегической компетенции, выделены соответствующие критерии и показатели, доступные внешнему наблюдению и измерению.

Конгруэнтно цели, объекту, предмету, гипотезе сформулированы задачи исследования:

1. На основе системного анализа отечественной и зарубежной научной литературы выявить подходы к изучению коммуникативной компетенции, выделить и теоретически обосновать в ее составе самостоятельную категорию «стратегическая компетенция».

2. Предложить научно обоснованную модель формирования стратегической компетенции студентов в коммуникативной деятельности в единстве и взаимосвязи структурных (когнитивного, мотивационного, интерактивно-деятельностного) и функциональных (ориентировочного, операционального и рефлексивного) компонентов.

3. Разработать и экспериментально апробировать авторскую программу коммуникативной подготовки, направленную на освоение репертуара стратегий, способствующих росту уровня стратегической компетенции студента в коммуникативной деятельности.

4. Аргументировать и эмпирически определить уровни, критерии и показатели сформированности стратегической компетенции студентов (стартовый, стандартизированный, профессионально-компетентностный). Подтвердить валидность и достоверность полученных результатов исследования посредством применения методов математической статистики.

Теоретико-методологические основы исследования составляют положения философии, психологии, педагогики, методики преподавания иностранного языка в контексте выделенной проблемы и гипотезы.

Философскими основаниями являются положения о человеке как высшей ценности, диалектические законы развитияконцептуальные идеи об образовании как системе, процессе, результате (Б.С. Гершунский, Э. Н. Гусинский, Ю.И. Турчанинова).

Психологические основания исследования составили: деятельностный подход А. Н. Леонтьевапринципы личностно-деятельностного подхода (Б.Г. Ананьев, А. А. Бодалев, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, В. Д. Шадриков, Б. Д. Эльконин и др.) — теория о появлении ориентировочного инстинкта (И.П. Павлов) — теория поэтапного формирования умственных действий: ориентировочная основа действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина), психофизиологические особенности формирования иноязычно-речевых способностей и индивидуальных стратегий усвоения знаний (М.К. Кабардов).

Педагогическими основами исследования являются: акмеологические аспекты профессионализма (А.А. Деркач, Г. И. ЖелезовскаяВ.Н. Максимова, Л.И. ПетриеваО.В. Хухлаева) — аксиологический подход к профессиональному образованию (A.M. Булынин, В. А. Мелекесов, В.А. Сластёнин) — идеи ценностно-смыслового обмена в межличностном взаимодействии (А.В. Петровский, В.В. Сериков) — представления о технологии педагогической коммуникации (Е.В. Бондаревская, Л. Д. Лебедева, С.Д. ПоляковГ.К. Селевко, Н.Е. Щуркова) — дидактические и методические основы компетентностного подхода (И.А. Зимняя, А. К. Маркова, Дж. Равен, А.В. Хуторской) — представления о развитии коммуникативной компетенции обучающихся (Н.Д. Гальскова, Н. И. Гез, К. М. Ирисханова, А. В. Конышева, Г. В. Перфилова) и социальной компетентности личности (Н.В. Калинина, М.И. Лукьянова) — социально-педагогические аспекты воспитательной деятельности педагога (В.Р. Ясницкая) — концептуальные основы педагогического общения (А.А. Леонтьев, И. А. Колесникова, В.А. Якунин) и креативности в коммуникативной деятельности (А.И. Савенков).

Методы исследования: теоретические: изучение научной отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования, а также учебной документации (учебно-методических комплексов по иностранному языку) — теоретический анализ, описательное и графическое моделированиедиагностические и экспериментальные: анкетирование, тестирование, методы самооценок и экспертных оценок, ранжирование, контент-анализ и качественный анализ текстов, различные виды наблюденийпедагогический эксперимент. статистические: методы измерения и математической обработки экспериментальных данных, их анализ и графическое представлениеметод дисперсионного однофакторного анализа для несвязанных выборок (критерий Н — Крускала-Уоллиса) — интерпретационные методы — описание, фиксация, интерпретация исследовательского материала и полученных результатов.

Эмпирическая база и основные этапы исследования.

Основная часть экспериментальной работы выполнена на базе Ульяновского государственного технического университета (УлГТУ), а также в Даремском университете (Великобритания) на факультете европейских языков и культур.

Первый этап (2001;2002 гг.) — констатирующий — предполагал изучение состояния проблемы в теории и педагогической практике, анализ философской, социологической, психолого-педагогической и методической литературы, инновационного опыта, согласующегося с проблемой исследования, что позволило обосновать актуальность исследования.

На данном этапе были определены исходные параметры работы, ее предмет, гипотеза, методология и методы, научный аппарат. Осуществлялся подбор экспериментальных и контрольных групп студентов для участия в педагогическом эксперименте.

Второй этап (2002 — 2003 гг.) — поисковый — заключался в выявлении наиболее эффективных способов формирования стратегической компетенции в коммуникативной деятельности студентов вуза, уточнялась и апробировалась система дидактических средств, определялись: логика, структура, содержание и способы коммуникативной подготовки студентов, их мотивацияисходный уровень знаний и умений в области иностранного языкаметодические возможности, обеспечивающие адаптацию студентов на начальном этапе обучения в вузетребования к содержанию предметной области «Иностранный язык» в техническом вузе, методам организации учебной и внеаудиторной работы, групповым формам работы.

На данном этапе был апробирован первый вариант экспериментальной программы с учетом различий в коммуникативном развитии студентов. Разработка методики обучения включала, наряду с отбором соответствующего содержания, обоснование уровней стратегической компетенции студентов в коммуникативной деятельности. Результаты работы на данном этапе нашли отражение в публикациях автора по теме исследования.

Третий этап (2004 — 2007 гг.) — формирующий — включал опытно-экспериментальную работу по формированию стратегической компетенции студентов в коммуникативной деятельности согласно разработанной нами теоретической модели и оценку ее эффективности. Качество исследуемых процессов отслеживалось на основе их динамики, а также изменений в уровнях сформированности компонентов стратегической компетенции (когнитивного, мотивационного и интерактивно-деятельностного), доступных внешнему наблюдению.

На четвёртом (2007;2008 гг.) — обобщающем этапе проводился сравнительный анализ и систематизация данных, полученных в результате экспериментальной работыбыли осмыслены и аргументированы результаты, уточнены теоретические и практические выводыоформлены в виде диссертации материалы исследования.

Научная новизна результатов исследования.

Выделено и обосновано понятие «стратегическая компетенция» в понятийном ряду «профессиональная компетенция» — «коммуникативная компетенция» — «языковая компетенция», предложены новые аспекты в дефинициях исследуемых понятий в педагогической интерпретации. Стратегическая компетенция рассматривается как предиктор профессиональной успешности субъекта в коммуникативной деятельности.

Предложена классификация коммуникативных стратегий, сгруппированных в три блока: когнитивные стратегиисоциально-аффективные стратегии (включая компенсаторные стратегии) — метакогнитивные стратегии, что открывает новые перспективы для разработки научно-педагогической модели формирования стратегической компетенции.

Научно аргументирован репертуар стратегий, детерминирующих эффективность достижения цели коммуникации на каждом из этапов процесса коммуникативной деятельности: планирование, реализация, контроль, коррекция коммуникативного действия, рефлексивный анализ.

Разработана и доказательно представлена модель формирования стратегической компетенции студентов сообразно выделенным компонентам: структурным (когнитивный, мотивационный, интерактивно-деятельностный) и функциональным (ориентировочный, операциональный, рефлексивный).

Предложен новый подход к выявлению сформированности стратегической компетенции студентов в коммуникативной деятельности. Выделены уровни (стартовый, стандартизированный, профессионально-компетентностный), критерии и показатели уровневой оценки стратегической компетенции обучающихся сообразно качественному своеобразию структурно-функциональных компонентов модели. Критерию новизны соответствует научно обоснованный диагностический инструментарий, включающий стандартизированные, адаптированные и авторские методики для диагностики стратегической компетенции обучающихся.

Теоретическая значимость результатов исследования.

Систематизированы результаты анализа научных исследований по проблематике коммуникативной деятельности в России и за рубежом, содержательно аргументированы междисциплинарный контекст и теоретические основы выделенной нами стратегической компетенции в иерархии близких по значению педагогических категорий, предложено определение исследуемого феномена, что вносит вклад в развитие теории общей педагогики.

Проведен концептуальный анализ репертуара коммуникативных стратегий, обоснованы группы когнитивныхсоциально-аффективных и метаког-нитивных стратегий, доступных для освоения, как теоретические предпосылки для научно-обоснованного моделирования процесса формирования стратегической компетенции при обучении иностранному языку в вузе.

Уточнено понятие «стратегическая компетенция», что расширяет научные представления о многообразии составляющих коммуникативной компетенции и создает теоретические основы для совершенствования профессиональной подготовки студентов.

Разработана структурно-функциональная модель формирования стратегической компетенции студентов в коммуникативной деятельности, конкретизирующая теоретические представления о содержании, методах, формах становления данного вида компетенции как личностного и социально-профессионального качества будущего специалиста.

Теоретическая значимость выделенных уровней, критериев и показателей подтверждается возможностями прогнозирования и оценки динамики формирования стратегической компетенции студентов в коммуникативной деятельности на материале предметной области «Иностранный язык».

Практическая значимость результатов исследования.

Разработанная модель, апробированный набор коммуникативных стратегий (контроля успешности коммуникацииуклонения от коммуникации, компенсации средствами первого, родного и второго, иностранного языковпаралингвистических и др.), обеспечивающих решение коммуникативных задач и эффективную коммуникацию, позволяют организовать процесс формирования стратегической компетенции субъектов общения в коммуникативной среде образовательного учреждения.

Авторская программа учебного курса, разнообразные формы организации иноязычной коммуникативной деятельности: коммуникативные ситуацииигры языковые, лексические, симуляционные, ролевыеупражнения на узнавание стратегий в коммуникативных ситуациях и достижение коммуникативной цели в интеракцияхзадачи прямые, обратные, на переноспроекты (включая проекты по модели Дж. Келлера) и разработанное технологическое сопровождение (инструкции, игровые, тестовые задания) практически значимы для повышения качества преподавания иностранного языка в вузе.

Прикладную ценность имеет таблица критериев и показателей уровне-вой сформированности стратегической компетенции по когнитивному, моти-вационному, интерактивно-деятельности ому компонентам, а также обоснованный нами подход к измерению и качественно-количественной оценке каждого выделенного уровня (стартового, стандартизированного, профессио-нально-компетентностного).

В целом, предложенная структура занятий (теоретический блок, блок проблемно-ориентировочных задач и ситуаций, блок практико-ориентированных упражнений на интеракцию и коммуникативную деятельность, блок рефлексивного анализа) и программно-методическое сопровождение обеспечивают практическую реализацию задачи формирования стратегической компетенции студентов в коммуникативной деятельности.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обусловлена согласованностью с признанными положениями отечественной и зарубежной науки по исследуемой проблеме, методологической значимостью исходных позиций, междисциплинарными связями с психологией и методикой преподавания иностранного языка, выбором комплекса научных теоретических и эмпирических методов, адекватных задачам диссертационной работы. Оценочные суждения компетентных экспертов, использование стандартизированных тест-опросников (для измерения потребности в общении по Ю. М. Орлову и мотива достижения по Ю. М. Орлову — Е.Г. Трошихиной) и методики «Направленность личности» (В. Смекайл, М. Кучер), корректность исследования, доказанная статистическими показателями (критерий Н Крускала-Уоллиса для несвязанных выборок), потенциальная воспроизводимость результатов опытно-экспериментальной работы результатов опытно-экспериментальной работы подтверждают объективность, обоснованность и достоверность научных результатов и выводов.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Отдельные результаты исследования докладывались на заседаниях кафедр педагогики и психологии УлГПУ и «Иностранные языки» УлГТУ, апробированы на 1-й Международной конференции «Проблемы лингвистики, лингводидактики и межкультурной коммуникации» (Ульяновск, УлГТУ, 2004), на Международной научно-практической конференции «Проблемы подготовки специалистов для гражданской авиации» (Ульяновск, УВАУ ГА, 2006), на 2-й международной конференции «Актуальные задачи лингвистики, лингводидактики и межкультурной коммуникации» (Ульяновск: УлГТУ, 2006), межрегиональных научно-практических конференциях: «Вузовская наука в современных условиях» (Ульяновск, 2004), методологических семинарах Даремского университета (Великобритания) и вузов г. Ульяновска. Разработанные нами методические рекомендации для студентов применяются на кафедре «Иностранные языки» УлГТУ и в педагогическом университете.

Теоретические положения, практические разработки, результаты выполненных исследований отражены в 7 публикациях соискателя.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Стратегическая компетенция — интегративное качество личности и профессиональное новообразование, отражающее способность субъекта на основе полученных знаний и умений адекватно использовать в коммуникативной деятельности освоенный репертуар стратегий.

Результаты идентификации выделенной научной категории в понятийно-категориальном аппарате педагогики дают основание для построения следующего семантического ряда: «профессиональная компетенция» — «коммуникативная компетенция» — «языковая компетенция» — «стратегическая компетенция». Стратегическая компетенция рассматривается как предиктор профессиональной успешности субъекта в коммуникативной деятельности.

2. Коммуникативная стратегия — это осознанное личностью и мотивированное намерение значимых вербальных и невербальных действий, направленных на достижение цели коммуникативной деятельности независимо от языка коммуникации, что подтверждает общепедагогический контекст исследования.

Освоение репертуара стратегий, научно обоснованных и сгруппированных нами в три блока (когнитивные стратегиисоциально-аффективные стратегии (включая компенсаторные) — метакогнитивные стратегии), расширяет языковые возможности студентов и обеспечивает достижение цели коммуникативной деятельности, частично компенсируя ограниченные знания иностранного языка.

3. Структурно-функциональная модель формирования стратегической компетенции студентов средствами иноязычной коммуникации является педагогической новацией в техническом вузе. Педагогическое моделирование должно осуществляться в логике формирования структурных (когнитивного, мотивационного, интерактивно-деятельностного) и функциональных (ориентировочного, операционального, рефлексивного) компонентов модели с учетом качественного своеобразия этапов коммуникативной деятельности (планирование, реализация, контроль, коррекция, рефлексивный анализ).

4. Способ определения уровней сформированности стратегической компетенции студентов на основе комплексной оценки качественных и количественных показателей согласно выделенным критериям когнитивного компонента (знания языковых средств и представления о стратегиях) — мотивационного (потребность в общении, потребность в достижении) и интерактивно-деятельностного компонента (активность в интеракциях, адекватность применения стратегии в коммуникативной ситуации) позволяет фиксировать достоверные различия в учебных достижениях студентов и отражает неравномерность этого процесса.

В целом эффективность формирования стратегической компетенции студентов, согласно обоснованным теоретическим положениям и авторской программе, подтверждается зафиксированным в ходе исследования фактом переноса репертуара стратегий, сформированных в учебной ситуации, на внеучебную коммуникацию.

Структура диссертационной работы.

Диссертация объемом 205 страниц включает введение, две главы (шесть параграфов), заключение, библиографический список (всего 203 наименования, из них 48 — на иностранном языке), семь приложений. Основное содержание работы изложено на 173 страницах, общее число иллюстраций — 18 (13 таблиц, 5 рисунков).

Выводы по главе 2 Во второй главе представлен опыт экспериментального исследования теоретически обоснованной модели и авторской программы формирования стратегической компетенции студентов. Материалы, изложенные в данной главе, дают основание для следующих выводов.

1. Аргументированы содержание и логика организации эмпирического исследования, подобран комплекс диагностических методов и методик, направленных на измерение уровня сформированности стратегической компетенции.

2. Процесс формирования стратегической компетенции строился на основе экспериментальной авторской программы и включал: ознакомление студентов с содержанием и структурой стратегической компетенции, целями и задачами её формированиямотивирование студентов на саморазвитие и оценку собственного коммуникативного потенциалаанализ возможностей и границ применения разработанных коммуникативных стратегий, используемых коммуникантами для эффективного достижения коммуникативной цели, а также освоение репертуара стратегийдиагностика сформированности основных компонентов стратегической компетенции студентов.

3. На констатирующем этапе эксперимента проведено входное тестирование с целью определения уровня знаний о стратегической компетенции и владения языковыми средствами для эффективного достижения коммуникативной цели. Согласно результатам диагностики, до эксперимента базовые для стратегической компетенции знания у 100% студентов групп К, Э1, Э2, ЭЗ находились на низком уровне, который мы приняли за стартовый.

4. Предложены основные показатели выделенных компонентов стратегической компетенции студентов, осуществлена разработка и реализация комплекса заданий по повышению уровня сформированности компонентов стратегической компетенции студентов: когнитивного, мотивационного, ин-терактивно-деятельностного. Работа велась в двух направлениях: а) подготовка студентов к использованию стратегий в акте коммуникацииб) практика использования адекватного репертуара стратегий для достижения коммуникативной цели в различных контекстах коммуникативной деятельности вне зависимости от используемого языка в общепедагогическом контексте. Качество исследуемых процессов отслеживались на основе динамики изменений в профессионально-коммуникативной деятельности посредством измерения уровня каждого из компонентов стратегической компетенции по показателям, доступным наблюдению.

5. Выделены уровни сформированности стратегической компетенции в коммуникативной деятельности: 1) стартовый- 2) стандартизированный- 3) профессионально-компетентностный.

6. В качестве диагностического инструментария применялись авторская анкета, адаптированные тесты Ю. М. Орлова для измерения уровней сформированности потребности в достижении и потребности в общении. Для измерения интерактивно-деятельностного компонента использованы методика экспертных оценок и методика «Направленность личности» В. Смекайл и М. Кучер, описанная J1.A. Головей, Е. Ф. Рыбалко в книге «Практикум по возрастной психологии».

7. На основе методов математической обработки данных эксперимента сделан расчет сформированности стратегической компетенции студентов. Посредством критерия Н Крускала-Уоллиса подтверждена эффективность авторской программы в целом, и положительные сдвиги в показателях сформированности стратегической компетенции студентов по каждому компоненту.

Заключение

.

Исследование выделенной проблемы указывает на её сложность и многоаспектность и позволяет рассматривать как новое явление в педагогической науке и практике высшей школы. Очевидно, что удовлетворение социального заказа на становление профессионалов коммуникативном отношении акцентирует как теоретический, так и прикладной аспекты проблемы. Результаты исследования подтверждают гипотезу и позволяют сделать следующие выводы.

1. На основе ретроспективного и сопоставительного анализа отечественной и зарубежной научной литературы выявлены подходы к изучению стратегической компетенции в структуре коммуникативной компетенции. Обнаружены тенденции, отражающие в науке ситуацию неопределённости относительно области функционирования стратегической компетенции.

2. Предложена научно обоснованная модель формирования стратегической компетенции студентов с учетом выделенных структурных компонентов (когнитивного, мотивационного, интерактивно-деятельностного).

3. Разработана и экспериментально апробирована авторская программа коммуникативной подготовки, направленная на освоение репертуара стратегий, способствующих росту уровня стратегической компетенции студента в коммуникативной деятельности.

4. Аргументированы и эмпирически определены уровни, критерии и показатели сформированности стратегической компетенции студентов (стартовый, стандартизированный, профессионально-компетентностный). В качестве показателей, доступных для наблюдения и поддающихся измерению, выбраны следующие компоненты модели: когнитивный — знания языковых средств и коммуникативных стратегиймотивационный компонент — мотивы достижения и потребности в общенииинтерактивно-деятельностный компонент — умение применять репертуар стратегий, адекватных новой ситуации, направленность на интеракцию (межличностное взаимодействие), активность в коммуникативной деятельности.

Валидность и достоверность полученных результатов исследования подтверждена посредством метода дисперсионного однофакторного анализа для несвязанных выборок. В связи с этим логично подчеркнуть, что формирование стратегической компетенции может быть внедрено в практику преподавания иностранного языка в вузе с целью повышения качества образования будущих специалистов.

Несмотря на полученные положительные результаты, мы не претендуем на исчерпывающую полноту исследования процесса формирования стратегической компетенции студентов в коммуникативной деятельности. Перспективным направлением остается систематизация коммуникативных стратегий, научное обоснование методов и форм их освоенияуглубленное изучение репертуара стратегий в зависимости от коммуникативных ситуаций и специфики профессиональной деятельности коммуникантов.

В целом, результаты исследования позволяют заключить, что стратегическая компетенция является предиктором профессиональной успешности субъекта в коммуникативной деятельности, а её формирование можно рассматривать как один из ресурсных аспектов педагогической деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , А. Индивидуальная психология. История зарубежной психологии (30−60-е гг. XX в.): Текст. / А. Адлер. М.: Изд-во МГУ, 1986, С. 131−140.
  2. , Б. Г. Человек как предмет познания: Текст. / Б. Г. Ананьев. СПб.: Наука, 2000. — 351 с.
  3. , Р. Человеческая память и процесс обучения. Текст. / Р. Аткинсон. М.: Прогресс, 1980. — 528 с.
  4. , О. С. Словарь лингвистических терминов: Текст. / О. С. Ахманова. -М.: Советская энциклопедия, 1966. 608 с.
  5. , Ю. К. Интенсификация процесса обучения: Текст. / Ю. К. Бабанский. — М.: Знание, 1987. — 80 с.
  6. , Ю. К. Личностный фактор оптимизации обучения / Ю. К. Бабанский // Вопросы психологии. 1984. — № 1. — С. 18−24.
  7. , В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: методическое пособие: Текст. / В. И. Байденко: — М., 2007.
  8. , М. Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии: Текст. / М. Е. Бершадский, В. В. Гузеев. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. 256 с.
  9. Бим, И. JL Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: проблемы и перспективы: Текст. / И. JI. Бим. М.: Просвещение, 1988.-254 с.
  10. , М. Р. Социальная психология: Текст. / М. Р. Битянова. -М.: Международная педагогическая академия, 1994. 106 с.
  11. , О. М. Теоретические подходы к проблеме ключевых компетенций Электронный ресурс.- Вестник ТИСБИ. 2003: Режим доступа http://www.tisbi.ru/science/vestnik/2003/issue2/cult3.php.
  12. , Г. И. Концепция языковой личности: автореф. дис.. докт. психол. наук / Г. И. Богин. М., 1982. — 36 с.
  13. , JI. И. Избранные психологические труды: проблемы формирования личности: Текст. / Л. И. Божович. — М.: Междунар. пед. академия, 1995. -209 с.
  14. , Б. В. и др. Вузовское обучение: проблемы активизации: [Текст] / Б. В. Бокуть [и др.]- под ред. Б. В. Бокутя, И. Ф. Харламова. Минск: Университетское, 1989 —С. 38, 86.
  15. , В. А. Проектирование профессионального образования: Текст. / В. А. Болотов, Е. И. Исаев, В. И. Слободчиков и др. // Педагогика. — 1999.-№ 4.-С. 67.
  16. , В. А. Педагогическое образование — страницы реформирования: Текст. / В. А. Болотов, М. Н. Костикова. — Волгограда Перемена, 1998.-179 с.
  17. , В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной: программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. — 2003. — № 10. — С. 8−14.
  18. Большой толковый психологический словарь. Т. 1 (А-О): Текст. / пер. с англ. Ребер Артур. — М.: ООО Издательство «АСТ" — «Издательстве» «Вече», 2001.-592 с.
  19. Большой толковый словарь иностранных слов: В 3 т. / Сост. М. А Надель-Червинская, П. П. Червинский. Ростов н/Д.: Феникс, 1995. — Т. 2. 544 с.
  20. Большой толковый словарь русского языка / под ред. С. А Кузнецова. Спб.: НОРИНТ, 2000. — 1536 с.
  21. Большой энциклопедический словарь. Языкознание / гл. ред. В. IT Ярцева. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. — 685 с.
  22. , Н. В. Педагогика: учебник для вузов: Текст. / Н. В Бордовская, А. А. Реан. СПб.: Питер, 2000. — 304 с.
  23. , Н. Ф. Сам себе методист, или Советы изучающему иностранный язык: Текст. / Н. Ф. Бориско. — Киев: Фирма «ИНКОС», 2001. С. 159.
  24. , С. JI. Развитие у студентов направленности на диалогическое общение в условиях групповой формы обучения: дис.. канд. психол. наук / С. JT. Братченко. Л., 1987. — 224 с.
  25. , А. А. Активные методы обучения в высшей школе: контекстный подход: Текст. / А. А. Вербицкий. — М.: Высшая школа, 1991. — 204 с.
  26. , С. М. Словарь по профессиональному образованию / С. М. Вишнякова. -М.: Новь, 1999.
  27. Возможные подходы к проектированию компетентностей и дисциплинарной структуры цикла ГСЭ в новом поколении ГОС ВПО: Материалы к заседанию Координационного Совета УМО и МНС в высшей школе Российской Федерации. М.: Минобрнауки России, 2007. — 60 с.
  28. Всемирная энциклопедия. Философия XX век. М.: ACT Современный литератор, 2002. С. 368—369.
  29. , П. Я. К учению об интериоризации / П. Я. Гальперин // Вопросы психологии. — 1996. №. 6.
  30. , П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П. Я. Гальперин // Исследование мышления в советской психологии. М.: Наука, 1966. — С. 236−277.
  31. , Н. Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: учебное пособие для студ. лингв, ун-тов и фак.ин. яз. высш. пед. учеб. заведений: Текст. / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. — М.: Академия, 2004. 336 с.
  32. , Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя: Текст. / Н. Д. Гальскова. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: АРКТИ, 2003. — 192 с.
  33. , JI. А. Практикум по возрастной психологии: Текст. / Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб: Речь. — 2001. — 682 с.
  34. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. — М.: Гос. ком. РФ по высшему образованию. — 2000. — 384 с.
  35. А.А., Щербак С. Ф. Педагогическая эвристика: Искусство овладения языком / А. А. Деркач. М.: Педагогика, 1991. — 224 с.
  36. , Н. Н. Формирование коммуникативной компетентности студентов в педагогическом пространстве технического вуза: дис.. канд. пед. наук: (13.00.08) / Н. Н. Доловова. Ульяновск, 2003. — 225 с.
  37. , Н. В. Преодоление основных трудностей понимания иноязычной речи на слух как условие формирования способностей устно общаться / Н. В. Елухина // Иностр. языки в школе. 1996. — № 4. — С. 25—29- № 5. — С. 20−22.
  38. , Н. И. О кодовых переходах во внутренней речи / Н. И. Жинкин // Вопросы языкознания. — 1964. — № 6.
  39. , Ю. М. Введение в практическую и социальную психологию: Текст. / Ю. М. Жуков, JI. А. Петровская, О. В. Соловьёва. — М.: Смысл, 1996.-373 с.
  40. , Э. Ф. Профессионально-образовательное пространство личности: Текст. / Э. Ф. Зеер. Екатеринбург, 2002.
  41. , И. А. Ключевые компетентности как результативно-ключевая основа компетентностного подхода в образовании: Текст. / И. А. Зимняя. М.: 2004. — 42 с.
  42. И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке: Текст. / И. А. Зимняя. М.: Просвещение, 1978. — 159 с.
  43. И. А. Проектная методика обучения английскому языку / И. А. Зимняя, Т. Е. Сахарова // Иностр. яз. в школе. 1991. — № 3, — С. 26−32.
  44. , К. М. Компетентностиая модель владения и овладения иностранным языком / К. М. Ирисханова // Вестник МГЛУ. — 2007. —Вып. 546.-С. 12.
  45. , А. П. www.elitarium.ru.
  46. , Н. И. Проблема творческого развития личности / Н. И. Калаков // Проблема творческого развития личности в системе образования: материалы межвуз. науч.-практ. конф.: в 2 ч. — Ульяновск: Б. и. Ч. 1. — 2002.-С. 6−15.
  47. , Ю. Н. Русский язык и языковая личность: Текст. / Ю. Н. Караулов. -М., 1987. 236 с.
  48. , А. А. Дидактическое планирование на основе компетентностного подхода: монография: Текст. / А. А. Кива, В. П. Косырев, А. Н. Кузнецов. М.: ИСОМ, 2005. — 144 с.
  49. , Г. А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам: Текст. / Г. А. Китайгородская. М.: Изд-во МГУ, 1986.- 175 с.
  50. Коммуникативное обучение в практику школы / под ред. Е. И. Пассова. -М., 1985.- 170 с.
  51. , Г. Н. Материалы семинара «Стратегическое мышление» / Г. Н. Константинов. Ульяновск, 2008. — 37 с. 53. «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006−2010 годы», 2005.
  52. , А. В. Английский язык. Современные методы обучения: Текст. / А. В. Конышева. — Минск: Тетрасистемс. 2007. — 351 с.
  53. , В. В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исследователя: Текст. / В. В. Краевский. Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. — 165 с.
  54. Краткий психологический словарь / Сост. JI. А. Карпенко. — М., 1985.-С. 254−255.
  55. , Д. Мотив аффилиации Психологические тесты: в 2 томах. / Д. Краун, Д. Марлоу- под ред. А. А. Карелина. М.: ВЛАДОС ИМПЭ им. А. С. Грибоедова, 2001. — Т. 1. — 312 с.
  56. , О. П. Самостоятельное изучение иностранных языков в компьютерной среде (на примере английского языка): Текст. / О. П. Крюкова. М.: Логос, 1998. — С. 115−116.
  57. , А. Н. Компетентностный подход к проектированию содержания профессиональной подготовки при многоуровневом обучении иностранным языкам в неязыковом вузе / А. Н. Кузнецов // Вестник МГЛУ. — Вып. 546. М. — 2007. — С. 61−68.
  58. , Н. В. Профессионализм педагогической деятельности: Текст. / Н. В. Кузьмина, А. Л. Реан. СПб., 1993.
  59. Культурология. Энциклопедия XX век. — СПб.: Университетская книга, 1998.-С. 316−317.
  60. , Л. Д. Педагогические основы арт-терапии в образовании учителя: дис.. докт. пед. наук / Л. Д. Лебедева. СПб., 2001. — 376 с.
  61. Л. Д. Педагогические основы арт-терапии в образовании: монография: Текст. / Л. Д. Лебедева. СПб.: ЛОИРО, 2001. — 318 с.
  62. , В. С. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования: теория и практика: Текст. / B.C. Леднев, Н. Д. Никандров, М. В. Рыжаков. М., 2002.
  63. , В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы: Текст. / В. С. Леднев. -М.: Высшая школа, 1991. -224 с.
  64. , А. А. Методика: Текст. / А. А. Леонтьев. — М.: Русский язык, 1988.-С. 106.
  65. , А. А. Основы психолингвистики: Текст. / А. А. Леонтьев. -М.: 1999.
  66. , А. Н. Деятельность, сознание, личность: Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  67. , И. Я. Процесс обучения и его закономерности: Текст. / И. Я. Лернер. Ереван: Луйс, 1982. — 93 с.
  68. , К. Ролевые игры в обучении иностранным языкам: Текст. / К. Ливингтоун. — М.: Высшая школа, 1988. — 169 с.
  69. , А. Р. Лекции по общей психологии: Текст. / А. Р. Лурия. — СПб.: Питер, 2004. 320 с.
  70. А. Р. Речь и мышление: Текст. / А. Р. Лурия. М.: МГУ, 1975.
  71. , В. Н. Акмеология: новое качество образования: Книга для педагога: Текст. / В. Н. Максимова. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. — 99 с.
  72. , В. Н. Интеграция в системе образования: Текст. / В. Н. Максимова. СПб.: ЛОИРО, 2000. — 83 с.
  73. , А. К. Психологический анализ профессиональной компетентности / А. К. Маркова // Советская педагогика. 1990. — № 8. — С. 82−88.
  74. , А. К. Психология профессионализма: Текст. / А. К. Маркова. -М.: Знание, 1996. 308 с.
  75. , А. Мотивация и личность: Текст. / А. Маслоу- пер. с англ. 3-е изд. — Спб.: Питер, 2003. — 352 с.
  76. , В. М. Введение в экспериментальную психологию личности: Текст. / В. М. Мельников, Л. Т. Ямпольский. М.: Просвещение, 1985.-319 с.
  77. Методы системного педагогического исследования: учебное пособие: Текст. -М.: Народное образование, 2002. — 208 с.
  78. , Р. П. Сотрудничество на уроке иностранного языка / Р. П. Мильруд // Иностранные языки в школе. 1991. — № 6. — С. 3−8.
  79. , Р. П. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам / Р. П. Мильруд, И. П. Максимова // Иностранные языки в школе. 2000. — № 4. — С. 9—16.
  80. , Р. П. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам / Р. П. Мильруд, И. П. Максимова // Иностранные языки в школе. — 2000. № 5. — С. 17—22.
  81. , А. В. Общение в процессе воспитания: учебное пособие для студентов высших учебных заведений: Текст. / А. В. Мудрик. — М.: Педагогическое Общество России, 2001. — 320 с.
  82. , Н. Н. Основы профессионально-педагогической деятельности: учебное пособие для студентов сред. проф. образования: Текст. / Н. Н. Никитина, О. М. Железнякова, М. А. Петухов. М.: Мастерство, 2002. — 288 с.
  83. Новый Большой англо-русский словарь: в 3 т. / Ю. Д. Апресян, Э. М. Медникова и др.- под ред. Ю. Д. Апресяна. 4-е изд., стереотип. — М.: Русский язык, 1999. — Т. 2. — 832 с.
  84. Об образовательной политике России на современном этапе: доклад Госсовета РФ // Коммерсантъ. № 138/Щ2268). — 2001.
  85. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, преподавание, оценка. Департамент современных языков. — Страсбург, 2001.-256 с.
  86. Общение и оптимизация совместной деятельности: Текст. / под ред. Г. М. Андреевой. М., 1987. — 297 с.
  87. Общепредметное содержание образовательных стандартов. Проект «Стандарт общего образования»: Текст. / Ред.-сост. А. В. Хуторской. — М., 2002.
  88. , С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов- под ред. Н. Ю. Шведовой. — 19-е изд., испр. М.: Русский язык, 1987. — 750 с.
  89. , Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению: Текст. / Е. И. Пассов. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1991.
  90. Педагогическая энциклопедия: в 4 т.: Текст. / гл. ред. И. А. Каиров [и др.]. — Т. 4. — М.: Советская энциклопедия, 1968. — 911 с.
  91. Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б. М. Бим-Бад. М.: Большая российская энциклопедия, 2002. — 527 с.
  92. , Г. В. Компетентностный подход и его реализация в современном образовательном процессе / Г. В. Перфилова // Вестник МГЛУ. Вып. 546. — 2008. — С. 22−23.
  93. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив: Текст. / А. В. Петровский. М.: Полиздат, 1982. — 255с.
  94. , М. А. Аксиологические основы компетентностного подхода к профессиональному становлению выпускника педагогического вуза / М. А. Петухов // Материалы межрегиональной научно-практической конференции. — Ульяновск: УлГПУ, 2002. С. 3−10.
  95. , М. А. Формирование компетентностей у обучающихся в общеобразовательной и профессиональной школе: сборник научных трудов:
  96. Текст. / Сост. В. П. Будыхо- под общей ред. М. А. Петухова. — Ульяновск: УГПУ, 2004. С. 152.
  97. , С. Н. Книжность как феномен культуры (материалы круглого стола) / С. Н. Плотников // Вопросы философии. — 1994. № 7−8. — С. 9.
  98. , И. П. Продуктивная педагогика: Текст./ И. П. Подласый. — М.: Народное образование, 2003. — 495 с.
  99. С.Д. Психопедагогика воспитания и обучения: Опыт популярной монографии / С. Д. Поляков. — М.: Новая школа, 2003. 304 с.
  100. Программа по иностранным языкам для вузов неязыковых специальностей: методические указания к программе. — М.: УМО по лингвистическому образованию, МГЛУ, 1995. 157 с.
  101. Психологическая диагностика: учебник для вузов: Текст. / под ред. М. К. Акимовой, К. М. Гуревича. СПб: Питер, 2003. — 652 с.
  102. Психологический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / Авт.-сост. В. Н. Копоруллина, М. Н. Смирнова, Н. О. Гордеева. Ростов н/Д: Феникс, 2004. -640 с.
  103. Психологические тесты: в 2 т. / под ред. А. А. Карелина. М.: ВЛАДОС ИМПЭим. А. С. Грибоедова, 2001.-Т. 1.-312 с.
  104. Психологические тесты: в 2 т. / под ред. А. А. Карелина. — М.: ВЛАДОС ИМПЭ им. А. С. Грибоедова, 2001. Т. 2. — 248 с.
  105. , Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация: Текст. / Дж. Равен- пер. с англ. М.: Когито-Центр, 2002. — 396 с.
  106. , Дж. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы: Текст. / Дж. Равен. 2-е изд., испр. — М.: Когито-Центр, -2001.- 142 с.
  107. ПО.Реан, А. А. Социальная педагогическая психология: Текст./ А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. СПб.: Питер, 1999. — 416 с.
  108. Ш. Реан, А. А. Рефлексивно-перцептивный анализ деятельности педагога
  109. А. А. Реан // Вопросы психологии. 1990. — № 2. — С. 77−83.
  110. , И. И. Феномен профессиональной рефлексии / И. И. Ревякина // Ярославский педагогический вестник. — 2004. — № 3.
  111. , Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие: Текст. / Е. И. Рогов. М.: ВЛАДОС, 1996. -528 с.
  112. , Е. И. Психология общения: Текст. / Е. И. Рогов. — М.: ВЛАДОС, 2002.-336 с.
  113. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / под ред. В. В. Давыдова. М.: Большая российская энциклопедия, 1993. — Т. 1. — 608 с.
  114. , С. Л. Основы общей психологии: Текст. / С. Л. Рубинштейн. Спб.: Питер, 1999. — 705 с.
  115. , Е. В. Социальная психология: курс лекций: Текст. / Е. В. Руденский. М.: ИНФА-М- Новосибирск: ИГАЭиУ, 1997. — 224 с.
  116. , В. В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций: Текст. / В. В. Сафонова. — Воронеж: Истоки, 1996. 238 с.
  117. , И. Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач: Текст. / И. Н. Семёнов. М.: НИИОПП АПН СССР, 1990. -215 с.
  118. , Н. К. О категории связи и ее применении в исследовании целостного педагогического процесса / Н. К. Сергеев // Методологические основы совершенствования учебно-воспитательного процесса. — Волгоград: ВГУ, 1981.-G. 29−32.
  119. , В. В. Личностно-ориентированное образование / В. В. Сериков // Педагогика. 1994. — № 5. — С. 11−15.
  120. , Е. В. Методы математической обработки в психологии: Текст. / Е. В. Сидоренко. СПб.: РЕЧЬ, 2001. — 349 с.
  121. , В. Г. Предпосылки создания коммуникативной обстановки на уроках иностранного языка / В. Г. Симеонова // Некоторые проблемы интенсификации процесса обучения иностранным языкам в средней школе. -М., 1997. С. 43−51.
  122. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание: общие требования и правила составления. — М.: ИНК Изд-во стандартов, 2004. 47 с.
  123. , М. Н. Теоретические основы содержания общего среднего образования: Текст. / М. Н. Скаткин, В. В. Цетлин, В. В. Краевский- под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983. — 352 с.
  124. , В. А. Психология и педагогика: учебное пособие для студ. вузов: Текст. / В. А. Сластенин, В. П. Каширин. М.: Академия, 2001.- 480 с.
  125. Н. Г. Словарь иностранных слов / Н. Г. Комлев. — М.: Изд-во МГУ, 1995.- 144 с.
  126. Словарь по социальной педагогике / Сост. А. В. Мардахаев. М.: ACADEMA, 2002, — 298 с.
  127. Словарь по образованию и педагогике /Авт.-сост. В. М. Полонский.- М.: Высшая школа, 2004. 604 с.
  128. Словарь-справочник по педагогике / Авт.-сост. В. А. Мижериков- под общ. ред. П. И. Пидкасистого. М.: ТЦ Сфера, 2004. — 448 с.
  129. Советский энциклопедический словарь / под ред. А. М. Прохорова. -М., 1987.-720 с.
  130. Современный словарь иностранных слов. — М.: Русский язык, 2000.- 582 с.
  131. Современная энциклопедия Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. — Спб., 1905.-Т. 3.-930 с.
  132. , С. С. Популярная психологическая энциклопедия / С. С. Степанов. -М.: ЭКСМО, 2005. 672 с.
  133. Стратегия модернизации содержания общего образования: материалы для разработки документов по обновлению общего образования: Текст. / под ред. А. А. Пинского. — М.: Мир книги, 2001. 130 с.
  134. Н.Ф. Пути разработки профиля специалиста / Н. Ф. Талызина, Н. Г. Печенюк, Л. Б. Хихловский. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1987.- 173 с.
  135. , Т. И. Стратегическая компетенция в контексте коммуникативной деятельности студентов / Т. И. Тимофеева // Известия Российского государственного педагогического ун-та им. А. И. Герцена. Аспирантские тетради. СПб. — 2008. — С. 482.
  136. Толковый словарь по управлению. М.: Алане, 1994. — 252 с.
  137. Толковый словарь русского языка. В 4-х т. / под ред. Д. И. Ушакова. М.: Советская энциклопедия, 1940. — 565 с.
  138. , А. Г. Выше самооценка меньше зависимость / А. Г. Филякова // Директор школы. — 1998. — № 3. — С. 87−89.
  139. , И. И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи: Текст. / И. И. Халеева, М., 1989. — 238 с.
  140. Хон, Р. Л. Педагогическая психология: Принципы обучения: учебное пособие для высшей школы: Текст. / Р. Л. Хон. — 2-е изд. — М.: Академический проект: Культура, 2005. — 736 с.
  141. , X. Мотивация и деятельность. В 2-х т.: Текст. / X. Хекхаузен. М.: Педагогика, 1986. — Т. 1. — 392 с.
  142. , А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А. В. Хуторский // Народное образование. 2003. — № 2. — С. 58−64.
  143. , А. В. Ключевые компетенции. Технология конструирования // Народное образование. 2003. — № 5. — С. 55−61.
  144. , Е. А. Педагогическое сопровождение коммуникативного развития студентов: дис. канд. пед. наук / Е. А. Цыбина. — Ульяновск, 2005.- С. 79.
  145. , Н. В. Самостоятельная работа: личностные стратегии изучения иностранного языка. http.://www.pomorsu.ru/Scientific Life/Library/Sbornic 2/article 15.htm.
  146. , С. Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе: Текст. / С. Ф. Шатилов. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1986. — 221 с.
  147. , А. В. Коммуникативно-когнитивный подход к обучению французскому языку как второму иностранному: Текст. / А. В. Щепилова. -М.: ГОМЦ «Школьная книга», 2003. 488 с.
  148. Энциклопедия профессионального образования. М.: Российская. академия образования, 1999.
  149. , И. С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. -1995.- № 2. -С. 31−42.
  150. , В. А. Педагогическая психология: Текст. / В. А. Якунин. — СПб.: Полиус, 1998 638 с.
  151. , В. А. Педагогическая психология: учебное пособие: Текст. / В. А. Якунин. 2-е изд. — СПб.: Изд-во В. А. Михайлова, 2000. — 349 с.
  152. Arnold, J. Affect in Language Learning / J. Arnold. — Cambridge: Cambridge University Press., 1999 — 57 p.
  153. A Study of Learning Strategies in Foreign Language Instruction: First Year Report / A. Chamot, J. M. Malley, L. Kupper, M. V. Impink-Hernandez. -Rosslyn: Interstate Research Associates, 1987. 184 p.
  154. Atkinson, J. W. Achievement motive and test anxiety as motives to approach success and avoid failure / J. W. Atkinson, G. H. Litwin // Journal of Abnormal and Social Psychology. 1960. — V. 60. — P. 51−65.
  155. Bachman, L. F. Fundamental Considerations in Language Testing / L. F. Bachman. Oxford, 1990. — 118 p.
  156. Bialystok, E. Communication strategies / E. Bialystok. Blackwell Oxford. — 1990.-266 p.
  157. Brandstatter, H. Group decision making / Ed.: H. Brandstatter. — L.: Acad. Press, 1982. XVI. — 557 p.
  158. Brown, H. D. Principles of Language Learning and Teaching (4 ed.) / H. D. Brown. -N.Y.: Pearson, 1980. 340 p.
  159. Canale, M. Theoretical basis of communicative approaches to second language teaching and testing / M. Canale, M. Swain // Applied Linguistics. -1980. -№ l.-P. 27−31.
  160. Carr, M. Strategy acquisition and transfer among German and American children: Environmental influences on metacognitive development / M. Carr, В. E. Kurtz, W. Schneider and other // Developmental Psychology. — 1989. № 25. -P. 765−771.
  161. Charaudeau P. Langage et discours. / P. Charaudeau. — Paris: Hachette, 1983, — 154 p.
  162. Chomsky, N. Aspects of the theory of syntax /N. Chomsky. USA: MIT Press, 1965.-389 p.
  163. Cohen, A. Cognitive and motivational aspects of action: Selected rev. papers / Great Britain: W. Hacker, 1994. 173 p.
  164. Ek, J. A. van. Threshold Level Cambridge / J. A. van Ek, J. L. M. Trim. -Great Britain: CUP, 1992. 104 p.
  165. Ellis, R. Understanding second language acquisition / R. Ellis. — Oxford: Oxford University Press, 1987. 529 p.
  166. Ellis, R. Second Language Acquisition Research: How does it help teachers? / R. Ellis // ELT Journal. 1993. — January. — P. 165.
  167. Encyclopaedia Britannica. — USA: Chicago University. Vol. 15, 1985. — 1030 p.
  168. Faerch, C. Processes and strategies in foreign language learning and communication / C. Faerch, G. Kasper // International Studies Bulletin. — 1989. — № 5.-P. 47−118.
  169. Fried-Booth, D. L. Project Work: resource Book for Teachers / D. L. Fried-Booth. Oxford: De Allan Maley, 1988. — 53 p.
  170. Gallison, R. Dictionnaire de Didactique des Langues Hachette. 1 ed. / R. Gallison, D. Coste. Paris, 1967 — 612 p.
  171. Geen, R. G. Social motivation / R. G. Geen // Annual Review of Psychology. 1991. — V. 42. — P. 377−400.
  172. Giglioli, P. P. Introduction, Language and Social Context: Selected Readings / P. P. Giglioli. London, 1977. — 112 p.
  173. Horwitz, E.R. Language anxiety: from theory and research to classroom implications./ E.R. Horwitz, D.J. Young Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall. 1991 — 195p.
  174. Hymes, D. Vers la competence de communication / D. Hymes. — Paris: Hetier, 1984.-219 p.
  175. Hutmaher, W. Key competencies for Europe / W. Hutmacher. — Switzerland: Secondary Education for Europe Strasburg, 1997. — 72 p.
  176. Kasper, K. Communicative Strategies / K. Kasper, E. Kellerman. -London: Longmans, 1997-P. 1−13.
  177. LeDoux, J. The Emotional Brain / J. LeDoux. New York: Simon & Schuster — 1996.-p. 25.
  178. Livingston, J. A. Effects of metacognitive instruction on strategy use of college students: unpublished manuscript / J. A. Livingston. — Buffalo: State University of New York, 1996. 349 p.
  179. Longman Dictionary of English Language and Culture. — Harlow: Longman House Burnt mill, 1992. 1555 p.
  180. Maley, A. Technique in Language learning / A. Maley, A. Daff. — Cambridge: Cambridge University Press, 1978. 104 p.
  181. Maclntyre, P.D. How Does Anxiety Effects Second Language Learning?: A Reply to Sparks and Ganshow / P.D. Maclntyre // The Modern Language Journal 1995. -№ 79 (1). — P. 90−99
  182. Moirand, S. Enseigner a communiquer en langue etrangere. / S. Moirand, Paris: Hachette, 1990. — 214 p.
  183. Murray, H. A. Exploration in Personality / H. A. Murray. NewYork: Oxford University Press, 1938. — 132 p.
  184. New Webster’s Dictionary and Thesaurus of the English Language. — Danbury: Lexicon Publications Inc., 1993. — 1248 p.
  185. Oxford, R. L. Language Learning Strategies: What every teacher should know / R. L. Oxford. Boston: Heinle & Heinle, 1990. — 87 p.
  186. Slavin, R. E. Research on Cooperative Learning: an international perspective / R. E. Slavin // Scandinavian Journal of Educational Research. 1989. -№ 4.-Vol. 33.-P. 1−39.
  187. Rivers, W. M. From Linguistic Competence to Communicative Competence / W. M. Rivers // TESOL Quarterly. 1973. — № 1. — Vol. 7.
  188. Rubin, J. How learner strategies can inform language teaching: proceedings of LULTAC / J. Rubin. — Hong Kong: Institute of Language in Education, 1989.-108 p.
  189. Rubin, J. Study of cognitive processes in second language learning / J. Rubin//Applied Linguistics.- 1981.-№ ц.р. 118−131.
  190. Rubin, J. What the Good Language Learner Can Teach Us? / J. Rubin // TESOL Quarterly. 1975. — № 9. — P. 43.
  191. Scovel, T. The Effect of Affect on Foreign Language Learning: A Review of the Anxiety Research / T. Scovel // Language Learning. — 1978. № 28. — 129−142.
  192. Stern, H. H. Analysis and Experiences a Variables in Second Language Pedagogy / H. H. Stern. Cambridge: Cambridge University Press, 1990. — 217 p.
  193. Stroebe, W. When social support falls: supporter characteristics in compliance-induced attitude change / W. Stroebe, M. Diehl // Personality antisocial Psychology Bulletin. 1988. — V. 14. — P. 136−145.
  194. Swan, M. The New Cambridge English Course / M. Swan, C. Walter. — Level 3. — Cambridge: Cambridge University Press, 1992. 144 p.
  195. Tarone, E. Communication strategies? Foreigner Talk, and Repair ir Interlanguage. Language Learning / E. Tarone // TESOL Quarterly. 1980. — № 30.-P. 417−431.
  196. Tarone, E. Some thoughts on the notion of communicative strategy / E. Tarone // TESOL Quarterly. 1981. — № 15. — p. 285−295.
  197. Trenholm, S. Interpersonal Communication / S. Trenholm, A. Jensen. Oxford: University Press, 2004. 434 p.
  198. Wenden, A. Learner strategies for learner autonomy: Planning an implementing learner training for language learners / A. Wenden. — Cambridge Prentice Hall International, Ltd., 1991. 86 p.
  199. Zajonc, R. B. Social facilitation / R. B. Zajonc // Science. — 1965. 149.-P. 268−274.
Заполнить форму текущей работой