Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Индивидуальный подход в процессе формирования ценностных ориентаций учащихся общеобразовательной школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Установление сущности ценностных ориентации в их философском понимании производится через анализ понятий: «дух» — «духовность» — «ценность», «мировоззрение». Производным от «духа» является «духовность», которая характеризует ценностное содержание сознания, смысло-жизненную позицию личности, в которой раскрывается её ориентированность на социально-положительные гуманистические ценности. Дальнейшей… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ И ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА
    • 1. Ценностные ориентации как междисциплинарное понятие
    • 2. Индивидуальный подход как принцип и механизм формирования ценностных ориентаций индивида
    • 3. Критерии определения уровня эффективности формирования ценностных ориентаций учащихся
  • Глава II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К УЧАЩИМСЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
    • 1. Общая характеристика осуществления опытно-экспериментальной работы
    • 2. Методика применения индивидуального подхода к учащимся в процессе формирования их ценностных ориентаций
    • 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы

Индивидуальный подход в процессе формирования ценностных ориентаций учащихся общеобразовательной школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современное развитие отечественного образования отражает общие тенденции социокультурной ситуации в стране. Одна из этих тенденций — переосмысление ценностных ориентиров, признание самоценности личности человека, его свободы, способности к саморазвитию и творческой деятельности.

Одним из принципов государственной политики в области образования является «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности и любви к Родине» [59, с. 3].

В связи с этим важной представляется проблема формирования ценностных ориентаций учащихся общеобразовательной школы. В любом обществе ценностные ориентации личности оказываются объектом воспитания, целенаправленного воздействия, так как совокупность сложившихся ценностных ориентаций образует своего рода стержень сознания, обеспечивающий устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности. В силу этого ценностные ориентации выступают важнейшим мотивом поведения человека. В процессе выбора ценностей учащиеся усваивают, что есть самое ценное в жизни, к чему надо стремиться («терминальные ценности») и каким способом этого добиваться («инструментальные ценности»).

Сама проблема становления ценностных ориентаций учащихся существует в одном смысловом поле с культурой, духовностью, моралью, гуманизмом. Однако есть и антиподы духовности: бездуховность и потребительское отношение к жизни и миру, технократизм и экологический авантюризм. Академик Д. С. Лихачев изображает будущее человечества следующим образом: «Я мыслю себе XXI век как век развития гуманитарной культуры, культуры доброй и воспитывающей, закладывающей свободу выбора профессии и применение творческих сил. Образование, подчиненное задачам воспитания, разнообразие средних и высших школ, возрождение чувства собственного достоинства, не позволяющего талантам уходить в преступность, возрождение репутации человека как чего-то высшего, которой должно дорожить каждому, возрождение совестливости и понятие чести — вот в общих чертах то, что нам нужно в XXI веке. Не только русским, конечно, но особенно русским, потому что именно это мы в значительной мере потеряли в нашем злополучном XX веке» [100, с. 6].

Гуманизация образования, ориентированного на самого человека как высшую ценность — ключевой момент нового педагогического мышления. Основным смыслом педагогического процесса становится развитие ученика, уважение к его Личности, достоинству, понимание его личностных целей, запросов, интересов, индивидуальных особенностей. Необходимым условием эффективности педагогического процесса является индивидуальный подход к учащимся. В настоящее время проблема индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания стала особенно актуальной.

В отечественной педагогике индивидуальный подход к ребенку рассматривается как один из дидактических принципов, который позволяет практически организовать целенаправленное воздействие на каждую формирующуюся личность в направлении развития ее творческой индивидуальности. Большинство исследований посвящено проблеме эффективности использования индивидуального подхода в обучении и меньше работ, посвященных индивидуальному подходу в воспитании.

Н. И. Болдырев [23], Т. Е. Конникова [84], Л. И. Новикова [118], Ю. П. Сокольников [153], подчеркивают необходимость сочетания коллективной работы с учащимися с индивидуальным подходом к ним. Н. И. Болдырев [23] считает, что индивидуальный подход нельзя понимать лишь как эпизоди- ¦ ческое средство для решения отдельных педагогических задач, а он должен пронизывать весь учебно-воспитательный процесс. JI. Ю. Гордин [41,42,43], В. М. Коротов [86] отмечают важность единства педагогических требований в реализации индивидуального подхода к учащимся. В исследованиях Л. И. Бо-жович [21], В. А. Крутецкого [92], Л. С. Славиной [150], П. М. Якобсона [197, 198, 199] обращается внимание на необходимость учета мотивов деятельности, сознательных устремлений детей и подростков в процессе воспитания. Отдельные аспекты проблемы индивидуального подхода к учащимся раскрываются в работах Д. Н. Эльконина [195], А. И. Шемшуриной [186], Т. Ф. Кузиной [94].

В педагогической литературе авторами индивидуальный подход к учащимся рассматривается по-разному. Одни считают индивидуальный подход важнейшим дидактическим принципом, другие — формой организации учебной деятельности или методом обучения и воспитания. Индивидуальный подход рассматривается нами как такой подход, который в наибольшей степени учитывает индивидуальные особенности индивида (биологические, социальные, психологические, духовные). Применение индивидуального подхода в учебно-воспитательном процессе повышает активность учащихся, способствует развитию их познавательных интересов, улучшению качества успеваемости, обретению нравственной зрелости. Решение задач совершенствования учебно-воспитательной работы школы требует усиления индивидуального подхода к учащимся с учетом их потребностей, интересов, ценностных ориентацией, знаний и умений.

Ценностным ориентациям, определяющим цели, идеалы, убеждения человека, в структуре личности принадлежит ведущая роль. Изучение ценностных ориентации является в настоящее время одним из основных условий повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Актуальность проблемы формирования ценностных ориентации учащихся объясняется кардинальными изменениями в экономической и политической жизни российского общества, ценностным кризисом в общественном и индивидуальном сознании, связанным с девальвацией ценностей социализма. Переоценка ценностей, изменение их иерархической системы, утверждение приоритета общечеловеческих ценностей в общественном сознании вызвали к жизни новое педагогическое мышление и потребовали такой организации учебно-воспитательного процесса в школе, которая отвечала бы новым запросам общества. В соответствии с федеральным Законом «Об образовании» содержание образования «должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и со циальными группамиучитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор взглядов и убеждений» [59, с. 13−14].

Ведущими тенденциями в русле перемен в российском обществе являются гуманизация и демократизация школы, интеграция личности в систему национальных культур, формирование в человеке таких качеств как толерантность и духовный плюрализм. Проблема ориентации учащихся в окружающем мире ценностей общества и кулыуры, в событиях прошлого и настоящего, определение личностного смысла жизни является важнейшей задачей воспитания современной отечественной школы.

Ценностные ориентации представляют совокупность наиболее устойчивых представлений личности (философских, религиозных, политических, нравственных, эстетических), в которых знания и вера переплавляются в убеждения, определяющие жизненную позицию личности и регулирующие ее отношения с окружающим миром. В них включаются компоненты рационального и иррационального, интеллектуального и эмоционально-волевого, благодаря чему они организуют духовный мир личности и позволяют ей решать разнообразные смысложизненные вопросы, выступая как мировоззренческие основания при формировании установок и мотивов индивидуального поведения.

Отечественная педагогика слабо разрабатывает проблему ценностей и ценностных ориентацией учащихся, очевидно, руководствуясь старым идеологическим стереотипом, согласно которому личная система ценностей индивида штампуется системой ценностей общества. В действительности же индивид сам создает личную систему ценностей, хотя и при взаимодействии с другими индивидами, обществом, его структурами. В связи с этим и выступает проблема формирования ценностных ориентации самой личностью (как научить индивида самостоятельно и творчески формировать свои ценностные ориентации), выяснения механизмов этого процесса.

В качестве механизмов формирования ценностных ориентаций можно рассматривать социокультурные (индивидуализация — социализация, в частности, коллективизация) и субъективно-личностные (ценностная идентификация, свобода выбора). Суть ценностной идентификации заключается в том, что индивид отождествляет свои представления с представлениями значимых (референтных) для него групп (членов семьи, учителей, сверстников, героев и т. д.) и на основании этого создает личную систему ценностей. Но по отношению к ценностям значимых для него групп он осуществляет выбор: какие-то ценности им принимаются, какие-то отвергаются, какие-то уточняются сквозь призму личного опыта, так что в конце концов у него формируется личная система ценностей.

Термин «ценностные ориентации» рассматривается как процесс и результат. Как процесс они означают ценностный поиск нужного направления действия: выбор ценностей-образцов, цели, средства её достижения, оценка действия, поступка. «Ценностные ориентации» как результат представляют своеобразный ответ человека в его поиске смысла жизни путем нахождения объектов поклонения (религиозная ориентация, атеистическая ориентация, нравственная ориентация и т. д.).

Установление сущности ценностных ориентации в их философском понимании производится через анализ понятий: «дух» — «духовность» — «ценность», «мировоззрение». Производным от «духа» является «духовность», которая характеризует ценностное содержание сознания, смысло-жизненную позицию личности, в которой раскрывается её ориентированность на социально-положительные гуманистические ценности. Дальнейшей понятийной конструкцией «духовности» выступают «ценности», представляющие позитивные значения объектов для индивидов, которые выступают в качестве ориентиров их деятельности и поведения. Ценности раскрывают родовые особенности индивидуальной жизни, сущность человека в её аксиологическом измерении. Система ценностей и теоретических знаний составляет мировоззрение личности, в котором выражается отношение человека к миру и другим людям, его место в мире и предназначение. Ценностные ориентации имеют мировоззренческую сущность и характеризуют глубинные основы духовного мира индивида. Они обеспечивают устойчивую смысложизненную позицию индивида, его устремленность на достижение стратегических, перспективных целей жизни, созидания им своего будущего.

В социологии «ценностные ориентации» выражают социальную позицию индивида. В психологии ценностные ориентации рассматриваются как механизм осознанного, мотивированного поведения. В педагогике ценностные ориентации рассматриваются как система установок, принципов, норм, правил, идеалов, в свете которых ученик или группа учеников воспринимают ситуацию и выбирают соответствующий образ действий.

Учитывая специфику понимания «ценностных ориентаций» в различных гуманитарных науках, в качестве междисциплинарного понятия их можно трактовать как духовно-личностную систему ценностей, указывающую на принадлежность индивида к обществу, его социальным группам, культуре и обозначающую смысложизненную, мировоззренческую позицию индивида, в которой выражаются родовые основания человека в виде системы базовых целей и ценностей, регулирующую деятельность и поведение индивида.

Такое понимание ценностных ориентаций требует ценностного наполнения содержания образования и воспитания, определение педагогических закономерностей, условий и механизмов формирования духовного мира личности.

Академик Б. С. Гершунский [38], рассматривая проблемы духовных ценностей в образовании, предупреждает: «Воспитывают не столько педагогические наставления (пусть и самые гуманные по своей сути), сколько сама жизнь. И если реалии жизни на каждом шагу опровергают усилия педагога, то конечный результат образования и воспитания чаще всего оказывается весьма плачевным. Так что, наверное, нам необходимо с большой осторожностью „дозировать“ приоритеты в педагогической деятельности. Резкий крен в ту или иную сторону может стать настолько опасным, что просто перевернет нашу педагогическую ладью и сведет на нет все усилия» [38, с. 12].

Вместе с тем в условиях большого разрыва между педагогическими и ре^ альными общественными ценностями образовательные и особенно воспитательные ценности должны опережать сложившиеся в обществе ценности. Хотя образование и воспитание не могут сами по себе изменить мир, но направить эти изменения в сторону более высокой нравственности, добра, справедливости могут и должны.

Исходным приоритетом при формулировке целей современного обучения и воспитания должно быть формирование свободной и ответственной личности, способной конструктивно работать в проблемных ситуациях, сочетающей профессиональную компетентность с гражданской ответственностью, обладающей научным мировоззрением и нравственным сознанием, в котором доминируют обучающие ценности. Именно дефицит такой личности является важной причиной всех наших трудностей и бед. Сейчас предельно ясно, что наряду с несомненными успехами, современная научно-техничеокая цивилизация порождает серьезные проблемы и опасности, которые хорошо известны. Современная система воспитания и образования должна способствовать приобщению к общечеловеческим ценностям, развитию духовно-гуманитарной культуры в общеобразовательной школе.

Но в реальной школьной практике игнорируется задача ценностного ориентирования учащихся. В деятельности педагогов способы передачи ценностного отношения кмиру существуют в виде рецептов, годных к употреблению. У молодежи не формируются потребности и способности к выработке ценностных ориентаций. Остаются не задействованными основные механизмы ценностной ориентации личности (поиск — оценка — выбор — проекция), которые входят в противоречие с такими способами приобщения учащихся к ценностям, которые направлены на усвоение однозначных мнений, оценок, а так же с такими способами организации жизнедеятельности, где отсутствует необходимость выбора и проектирования индивидом своей жизни.

Отсутствие индивидуального подхода к формированию ценностных ориентаций учащихся порождает неготовность школьников к самостоятельному поиску ответов на сложные вопросы истории и современности, ведет к неумению самостоятельно оценивать ситуации, брать ответственность на себя за свой выбор, рождает неуверенность, дезориентированность, зависимость от других, приводит к конформизму, опустошенности, скуке. Результатом такого состояния является, по мнению Г. С. Померанца [134], обычное состояние большинства людей — «это оторванность от глубин бытия. Она, оторванность в ходе развития общества только изменила свою форму. Бессознательная оторванность от глубин бытия — это грубость, примитивность, дикость. Чему она уступила место? Можно ли сказать, что она уступила духовности? Нет, гораздо чаще она уступила место пошлости. А пошлость — это самодовольная оторванность от глубины бытия. И ни в коей мере не прогресс» [134, с.85]. Тоскующая бездуховность является исходным пунктом в нашем обществе. Опустошенность, серость существования, скука «развязывает не естественные страсти, а страсти извращенные. Масса убийств и насилий совершается просто со скуки, чтобы как-то выйти из этого состояния серости» [134, с. 87].

В настоящее время теоретическая и методическая разработка проблемы индивидуального подхода при формировании ценностных ориентации учащихся становится особенно актуальной. Это объясняется наличием противоречий между:

1) потребностями современной человеческой цивилизации в формировании свободно выбирающего, ответственного человека и неразработанностью программ воспитания с социально-нравственной ориентацией учащихся;

2) традиционными формами обучения и воспитания, приспособленными к особенностям индустриального общества и новыми требованиями, выдвигаемыми обществом в условиях существования глобальных проблем;

3) осуществлением активного реформирования современной системы образования с учетом индивидуальных особенностей, потребностей, ценностных ориентаций личности и недостаточной разработанностью методик индивидуального подхода при формировании ценностных ориентаций личности.

При всем многообразии работ, так или иначе рассматривающих вопросы индивидуального подхода, мы вынуждены констатировать, что сама методика его осуществления при формировании ценностных ориентаций учащихся еще и не выступает как самостоятельная проблема. Недостаточная теоретическая разработанность проблемы и потребности школьной практики обусловили выбор темы нашего исследования.

Актуальность темы

обусловила и цель исследования: разработать методику индивидуального подхода к учащимся при формировании их ценностных ориентаций (формы, методы, критерии, приемы).

Объект исследования — процесс формирования личности ученика общеобразовательной школы, его ценностных ориентаций. Предмет исследованиямеханизмы, методы, формы, приемы формирования ценностных ориентаций учащихся общеобразовательной школы с учетом их индивидуальных особенностей.

В ходе исследования мы руководствовались следующей гипотезой — эффективность процесса формирования ценностных ориентаций учащихся будет более значительной, если:

— учитываются индивидуальные особенности учащихся (психофизические, интеллектуальные, социальные, нравственные и другие);

— у учащихся сформированы знания о ценностях общества и культуры;

— учащиеся научены дифференцировать ценности, выбирая для себя наиболее значимые;

— педагогический коллектив владеет методикой индивидуального подхода при формировании ценностных ориентаций учащихся;

— реализована система совместной деятельности педагогов, родителей, учащихся по формированию у последних ценностных ориентаций.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. Проанализировать разработанность проблемы в философской, психологической, социологической, педагогической литературе и сформулировать те методологические принципы, на основе которых создаётся методика исследования проблемы.

2. Разработать понятийный аппарат исследуемой проблемы.

3. Провести анализ состояния процесса формирования ценностных ориентации учащихся в школьной практике.

4. Разработать программу индивидуального подхода к учащимся и в соответствии с её положениями провести педагогический эксперимент.

5. Разработать методические рекомендации по исследуемой проблеме для работников системы образования.

Методологическими основами исследования явились философские учения о сущности человека, личности, индивидуальности, ее развитии, деятельности (Э. Агацци [1], Б. Г. Ананьев [4, 5], И. И. Резвицкий [138,139], В. Ф. Сержантов [147] и другие) — философская теория ценностей (С.Ф. Аниси-мов [б], В. Брожик [26], О. Г. Дробницкий [51, 52], А. Г. Здравомыслов [62], В. Н. Сагатовский [143], В. П. Тугаринов [167] и другие) — философская теория воспитания (Л. А. Беляева, И. Н. Степанова [157], К. А. Шварцман [185] и другие)-/психологические теории формирования и развития личности, организации деятельности, связи деятельности личности и ее развития (П. Я. Гальперин [34], А. Н. Леонтьев [96], С. Л. Рубинштейн {141], Н. Ф. Талызина [161]), Д. Н. Узнадзе [168] и другие)-!педагогические концепции мотивации деятельности и i формирования ценностных ориентаций (Ю. К. Бабанский [8, 9], И. В. Дубровина [53], М. Г. Казакина [69], А. В. Кирьякова [74, 75, 76], Г. И. Щукина [190, 191, 192] и другие) — педагогические исследования по проблеме индивидуализации и дифференциации образования (В. И. Гладких [40], В. Н. Загвязинский [58], Е. С. Рабунский [136], И. М. Чередов [179], И. Э. Унт [169] и другие).

Решение поставленных задач, проверка результатов и теоретических выводов осуществлялись на основе комплекса методов исследования. В диссертации использовались как философские методы (восхождение от абстрактного к конкретному, противоречия), общенаучные (анализ и синтез, эксперимент, наблюдение), социологические (анкетирование, тестирование), так и собственно педагогические (беседы, констатирующий и формирующий эксперименты).

База исследования: эксперимент проводился на базе общеобразовательных школ с. Кетово Кетовского района, №№ 48, 50 г. Кургана. В эксперименте принимали участие 105 учащихся 9−11 классов общеобразовательных школ, 24 учителя.

Теоретико-экспериментальное исследование проводилось в три этапа.

Первый этап (1991;1995 гг.) был посвящен анализу философской, психологической, социологической и педагогической литературы с целью изучения проблемы формирования ценностных ориентации учащихся и сущности индивидуального подхода в обучении и воспитании школьников. Проводилось наблюдение и анализ опыта работы учителей по формированию ценностных ориентации учащихся, осмысление противоречий между потребностями общества в формировании свободно выбирающей личности и традиционными формами обучения и воспитания, активным реформированием современной системы образования с унетом индивидуальных особенностей учащихся и недостаточной разработанностью методик индивидуального подхода при формировании ценностных ориентаций учащихся.

Проводился констатирующий педагогический эксперимент по изучению ценностных ориентаций старшеклассников. Это был этап выработки программы, определения целей, задач, выбора методов исследования. На первом этапе широко использовались методы анализа фактических данных, наблюдение, анкетирование, беседы. Были сформулированы проблема и гипотеза исследования.

На втором этапе (1995 — 1997 гг.) проводился анализ результатов констатирующего эксперимента по исследованию ценностных ориентаций старшеклассников, предназначенный для объективной и доказательной проверки достоверности педагогических гипотез. Результаты эксперимента конкретизировали гипотезу, привели к установлению зависимости между индивидуальным подходом при формировании ценностных ориентаций учащихся и достигнутыми результатами воспитания и развития школьников. Это был этап подготовки и проведения формирующего педагогического эксперимента. На этапе его подготовки был осуществлен теоретический анализ проблемы. Конкретизация гипотезы потребовала экспериментального доказательства в виду новизны и противоречием с существующими мнениями. Было высказано мнение, что применение индивидуального подхода в формировании ценностных ориентаций учащихся дает наибольший образовательный эффект.

На третьем этапе (1997 — 1998 гг.) осуществлялась проверка выводов и результатов исследования в ходе формирующего эксперимента, проводилось осмысление, обобщение и описание опытно-экспери-ментальной работы, осуществлялась апробация результатов исследования в различных школах города Кургана и Курганской области.

НАУЧНАЯ новизна исследования состоит в том, что:

1) разработан категориальный статус «ценностных ориентаций» в качестве междисциплинарного понятиявыявлена специфика индивидуального подхода как механизма формирования ценностных ориентаций учащихся общеобразовательной школы;

2) разработана методика индивидуального подхода при формировании ценностных ориентаций учащихся общеобразовательной школы (изучение индивидуальных особенностей учения, условное отнесение ученика к той или иной типологической ipynne, организация ценностно-ориентированной деятельности, анализ и обобщение проделанной работы);

3) определены критерии, показатели и уровни сформированности ценностных ориентаций учащихся при применении индивидуального подхода в воспитании (полнота знаний о ценностях, умения осуществлять ценностный выбор, действенность ценностных ориентаций).

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ значимость исследования заключается в:

1) разработана типология индивидуального подхода к учащимся в процессе воспитания в зависимости от их знания ценностей общества и культуры и имеющихся у них потребностей и способностей к формированию личной системы ценностей;

2) доказана взаимосвязь и взаимодействие идентификации и свободы выбора как духовных механизмов формирования индивидами личной системы ценностей.

ПРАКТИЧЕСКАЯ значимость работы заключается в:

1) разработке методики индивидуального подхода к учащимся при формировании их ценностных ориентаций;

2) разработке методических рекомендаций для учителей и руководителей школ при формировании ценностных ориентаций учащихся;

3) создании упражнений, используемых для формирования потребности и способности учащихся осуществлять ценностный выбор с учетом своих индивидуальных особенностей;

4) определении приемов формирования ценностных ориентаций учащихся на основе индивидуального подхода в воспитании.

НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:

1) уровень сформированности ценностных ориентаций ученика зависит от знания понятий ценностей и умения осуществлять ценностный выбор;

2) ведущим источником развития ученика является его ценностно-ориентационная деятельность, которая приобретает личностный смысл, согласуется с потребностями, интересами и индивидуальными особенностями ученика;

3) применение индивидуального подхода в формировании ценностных ориентаций учащихся даёт наибольший образовательный и социально-нравственный эффект.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических положений, применением комплексной методики, соответствующей целям и задачам исследования, воспроизводимостью результатов исследования и репрезентативностью полученных экспериментальных данных, систематической проверкой результатов исследования на различных этапах экспериментальной работы, подтверждением гипотезы исследования, обработкой результатов эксперимента статистическим методом анализа.

Апробация и внедрение результатов исследования проводилось в процессе опытно-экспериментальной работы, выступлениях на Международной научно-практической конференции «Проблемы становления и развития ценностных ориентаций учителя на рубеже XXI века (1997 г.), республиканской конференции «Философия ценностей» (1998 г.), региональной конференции по профориентации молодежи (1998 г.) и Международном конгрессе по религиоведению (1998 г.), путем периодического обсуждения работы на методических объединениях, педагогических заседаниях советов школ №№ 48, 50 города Кургана, выступлений с докладами в Инновационном методическом Центре города Кургана.

ОБЪЕМ И СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, содержащего 201 наименование.

Выводы по II главе.

Результаты опытно-экспериментальной работы показали, что.

— ценностные ориентации школьников являются важным образованием в структуре личности, которое выступает регулятором поведения ученика;

— ценностные ориентации учеников имеют преимущественно материально-вещный и социально-нравственный характер;

— необходимо соблюдение принципа оптимальности при формировании ценностных ориентаций учащихся;

— уровень сформированности ценностных ориентаций зависит от знания понятий ценностей и умения осуществлять ценностный выбор;

— индивидуальный подход к учащимся является обязательным условием формирования ценностных ориентаций школьников. При коллективных формах воспитания такой подход возможен при условии деления учащихся класса на типологические группы, сформированные на основе изучения индивидуальных особенностей учащихся, что означает дифференциацию на классном уровне;

— ведущим источником развития учащихся является ценностно-ориента-ционная деятельность, которая приобретает личностный смысл, согласуется с потребностями и интересами ученика, его индивидуальными особенностями;

— личность учителя, знание и применение им в воспитательной работе с учащимися методики индивидуального подхода влияют на формирование ценностных ориентаций школьников.

В ходе исследования нами определен следующий алгоритм индивидуального подхода при формировании ценностных ориентаций учащихся:

1) изучение индивидуальных особенностей ученика (знание ценностей, умение их дифференцировать, действенность ценностных ориентаций);

2) условное отнесение ученика к той или иной типологической группе по степени сформированности их ценностных ориентаций (устойчивая, неустойчивая, рассеянная);

3) организация ценностно-ориентационной (или воспитывающей) деятельности по группам учащихся с учетом их индивидуальных особенностей;

4) анализ и обобщение проделанной работы.

Применение индивидуального подхода при формировании ценностных ориентаций учащихся на этапе формирующего эксперимента показало, что эффективность процесса формирования ценностных ориентаций учащихся является значительной, если.

— учитываются индивидуальные особенности учащихся (психофизические, физиологические, социальные, нравственные и другие);

— у учащихся сформированы знания о ценностях общества, культуры;

— учащиеся научены дифференцировать ценности, выбирая для себя наиболее значимые;

— педагогический коллектив владеет методикой индивидуального подхода при формировании ценностных ориентаций учащихся;

— реализована система совместной деятельности педагогов, родителей, учащихся по формированию у последних ценностных ориентаций.

Выдвинутая гипотеза подтверждена результатами статистического анализа полученных экспериментальных данных! рис 1).

Заключение

.

1. Понятие «ценностные ориентации» является междисциплинарным. Каждая из наук, в которых оно применяется пользуется своим определением ценностных ориентаций. При этом не ставится цель соотнести значение данного понятия в разных науках. В связи с этим возникает задача уяснения специфики понимания ценностных ориентаций в философии, психологии, социологии и разработки их общего определения, на которые мог бы опереться педагог-исследователь. Это требует логического анализа взаимосвязи «ценностных ориентаций» с понятиями, близкими ему по смыслу. Исходными понятиями в определении ценностных ориентаций являются «дух» — «духовность» — «ценность» — «мировоззрение».

На основе логического анализа взаимосвязи «ценностных ориентаций» с понятиями, близкими ему по смыслу мы пришли к следующему определению ценностных ориентаций: это духовно-личностная система ценностей, указывающая на принадлежность индивида к обществу, его группам, культуре и обозначающую смысложизненную, мировоззренческую позицию индивида, регулирующая его деятельность и поведение.

2. Для определения эффективности формирования ценностных ориентаций у учащихся нами предлагаются следующие критерии.

— полнота знаний о ценностях (учащиеся овладели полностью содержанием, объемом понятия, знанием его связей и отношений с другими понятиями, а также умением оперировать понятием в решении учебных и практических задач);

— умение осуществлять ценностный выбор (умение индивида выделить из множества неопределенных явлений те, которые представляют для него определенную ценность, а затем превратить их в определенную структуру в зависимости от ближних и дальних целей своей жизни);

— действенность ценностных ориентаций (обеспечение в процессе воспитания единства слова — нравственной нормы и дела — поступка). Действенный характер ценностных ориентаций проявляется при соответствии самооценки собственной личности с оценкой качеств личности ученика его родителями, учителями, товарищами по классу.

По каждому из критериев определены уровни их сформированности у учащихся: высокий, средний, низкий и их признаки.

3. Результаты опытно-экспериментальной работы показали, что.

— ценностные ориентации школьников являются важным образованием в структуре личности, которое выступает регулятором поведения ученика;

— ценностные ориентации учеников имеют преимущественно материально-вещный и социально-нравственный характер. Поэтому необходимо соблюдение принципа оптимальности при формировании ценностных ориентаций учащихся;

— индивидуальный подход к учащимся является обязательным условием формирования ценностных ориентаций школьников. При коллективных формах воспитания такой подход возможен при условии деления учащихся на типологические группы, сформированные на основе изучения индивидуальных особенностей учащихся, что означает дифференциацию на классном уровне.

4. Индивидуальный подход в воспитании — это учет индивидуальных особенностей учащихся (психологических, физиологических, физических, социальных, нравственных и т. д.) в условиях коллективных форм воспитательной работы. При осуществлении индивидуального подхода к учащимся нет необходимости выделять отдельно классы с низким, средним, высоким уровнем развития. Все ученики находятся в нормальных условиях. Наибольшей эффективности воспитательная работа достигается при оптимальном сочетании коллективной и индивидуальной работы с учащимися. При этом предлагается делить класс на типологические группы, а затем уже осуществлять индивидуальный подход в воспитании.

5. Определен следующий алгоритм индивидуального подхода при формировании ценностных ориентаций учащихся:

— изучение индивидуальных особенностей ученика (знание ценностей, умение их дифференцировать, действенность ценностных ориентаций);

— условное отнесение ученика к той или иной типологической группе по степени сформированности их ценностных ориентаций (устойчивая, неустойчивая, рассеянная);

— организация ценностно-ориентационной (или воспитывающей) деятельности по группам учащихся с учетом их индивидуальных особенностей;

— анализ и обобщение проделанной работы.

6. Эффективность процесса формирования ценностных ориентаций является значительной, если.

— учитываются индивидуальные особенности учащихся;

— педагогический коллектив владеет методикой индивидуального подхода.

60 50 40 30.

20 10.

53,8.

19,8.

14,3.

У / ii m ж1! ¦

39,2.

30,2.

11,5 у I. «W ffii.

Высокий уровень сформированности ценностных ориентаций.

Средний уровень сформированности ценностных ориентаций.

Низкий уровень сформированности ценностных ориентаций г i Выборочное среднее числа учащихся 10 классов по результатам констатирующего эксперимента.

1 ~ Выборочное среднее числа учащихся 11 классов по результатам констатирующего эксперимента.

I/////^/а Выборочное среднее числа учащихся 10 классов по результатам формирующего эксперимента.

Выборочное среднее числа учащихся 11 классов по результатам формирующего эксперимента.

Рис. 1. Результаты констатирующего и формирующего экспериментов по формированию ценностных ориентаций учащихся 10, 11 классов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова — Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980. — 334 с.
  2. П. В. Наука и мировоззрение: (союз марксистской философии и естествознания). — М.: Политиздат, 1983. — 367 с.
  3. . Г. Человек как предмет познания. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. — 340 с.
  4. . Г. О проблемах современного человекознания /Б. Г. Ананьев- АН СССР, Ин-т психологии. — М.: Наука, 1977. — 380 с.
  5. Ф. Ценности реальные и мнимые. — М.: Мысль, 1970. — 183с.
  6. Т. К. Формирование коммунистических убеждений в общественно-трудовой деятельности школьников-подростков: Учеб. пособие. — Л.: ЛГПИ, 1982.-80С.
  7. Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. — М.: Просвещение, 1982. -192 с.
  8. Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. — М.: Педагогика, 1982. -192 с.
  9. В. И. Лаборатория в храме Свободы (Ш). Аксиология и праксиология этических деловых игр. Тюменский научный центр Сибирского отделения АН СССР. — Препр. — Тюмень, 1990. — 81 с.
  10. В.И. Моральный выбор личности: альтернативы и решения. — М.: Политиздат, 1983. — 224 с.
  11. В. Диалектика сфер общественной жизни. — М.: Изд-во МГУ, 1982.-230 с.
  12. В. Социально-философская антропология. Общие начала социально-философской антропологии. — М.: Онега, 1994. — 256 с. шШт. МШ штщ
  13. А. Отклонения в поведении школьников. (Учеб. пособие). Свердловск, Свердл. пед. ин-т., 1973. -138 с.
  14. Н. А. Проблема человека (К построению христианской антропологии) //Ступени. -1990.1. -102 с. I ^ W
  15. Н. А. Философия свободного духа. — М.: Республика, 1994 — 480 с.
  16. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М.: Прогресс, 1986. — 420 с.
  17. П. П. О наиболее типичных педагогических ошибках при ЬШШ^ организации трудовой школы //Избр. педагогические хфоизведения. — М.: АПН ЖШЩ' РСФСР, 1961.-695 с.
  18. О. Беседы классного руководителя об этике. — М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1958.-255 с. %й 20. Богомолов А. // Социологические исследования. — № 2. -1975. -С. 72−85.
  19. Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  20. Н. И. Классный руководитель. Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Просвещение. 1978. — 271 с.
  21. Н. И. Методика воспитательной работы в школе. Учеб. пособие для пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1974. — 223 с.
  22. Е. В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: Учеб. пособие /Рост. н/Д гос. пед. ин-т. — Рос-то^ н/Д: РГПИ, 1986. — 120 с.
  23. А. Д. Организация и методика педагогических исследований. — М.: Наука, 1981. — 43 с.
  24. В. Марксистская теория оценки: Пер. со словац. /Общ. ред. и послесл. с. 243−258. Ю. Н. Солодухина. — М.: Прогресс, 1982. — 261 с.
  25. Л. Н. Человек, деятельность и общение. — М.: Мысль, 1978. — 216 с. ^^••тш-' шт
  26. З.И. Единство воспитания и обучения школьников. — Л.: о-во «Знание» РСФСР. Ленингр. орг., 1980. — 35 с.
  27. З.И. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. (5−8-е кл.) Науч.-метод. пособие для студентов пед. ин-тов и учителей школ. Под ред. чл.-корр. АПН РСФСР Ш. И. Ганелина. Л., 1973.-135с.
  28. Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критич. ситуаций /Предисл. В. П. Зинченко. — М.: Изд-во МГУ, 1984.-200 с.
  29. В. В. Понятие установки, отношения и ценностной ориентации в социЬлогическом исследовании //Философские науки. — 1968. — № 2. -С.48−54.
  30. Гак Г. М. Диалектика коллективности и индивидуальности. -М.: Мысль, 1967.-167 с.
  31. В. М. Индивидуальный подход в воспитании учащихся. — Киев: Рад. школа, 1982. — 133 с.
  32. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. //Исследование мышления в советской психоло-гии.Сборник статей. Отв. ред. Е. В. Шорохова. — М.: «Наука», 1966. — 236−277.
  33. Г. Энциклопедия философских наук. Т. 3. Философия духа. Отв. ред. Е. П. Ситковский. Ред. коллегия: Б. М. Кедров и др. — М.: Мысль, 1977.-471С.
  34. А. Методология и методика научно-исследовательской работы. — М.: Наука, 1982. — 256 с.
  35. В. Е. Теория вероятностей и математическая статистика. Учеб. пособие для втузов. Изд. 5-е, перераб. и доп. — М.: Высш. школа, 1977. -479 с.
  36. . С, Шейерман Р. Общечеловеческие ценности в образовании. //Педагогика. -1992. — № 5−6. — 3−13.
  37. Л. П. Педагогические условия формирования общечеловеческих ценностей у подростков «группы риска»: Автореф. дис. … канд. пед. на-ук.-Уфа, 1997.-24 с.
  38. В. И. Об индивидуальном подходе к учащимся в пжоле и семье. — Пенза, 1958. -158 с.
  39. Л. Ю. Организация классного коллектива. — М.: Просвещение, 1984. — 175 с.
  40. Л. Ю. Поощрение и наказание в воспитании детей. — М.: Педагогика, 1971. — 200 с.
  41. Л. Ю. Школа инициативы и самостоятельности: Из опыта работы шк. г. Таганрога /Предисл. В. М. Коротова. — М.: Педагогика, 1984. — 112 с.
  42. Л. П. Взаимосвязь коллективных и индивидуальных форм деятельности в классном коллективе как фактор формирования личности подростка: Автореф. дис… канд. пед. наук. _ М., 1985. — 21 с.
  43. Д. М., Терентьев А. Н. Уроки нравственности: рМатериалы в помощь учителю и клас. руководителю. — Тула: Приок. кн. Изд-во, 1978. — 144 с.
  44. Я. Ценностная ориентация личности //Психология личности в социалистическом обществе /Под ред. Б. Ф. Ломова. — М.: Наука, 1989. — 102−110.
  45. А. Я. Категории средневековой культуры. — М.: Искусство, 1972.-318 с.'
  46. В. В, Виды обобщения в обучении. (Логико-психол. проблемы построения учеб. предметов). — М.: Педагогика, 1972. — 423 с.
  47. Н. Ф. и др. Возрастная психология. Курс лекций. Под ред. проф. Н. Ф. Добрынина. — М.: Просвещение, 1965. — 295 с.
  48. И. Ф. Некоторые проблемы современной психологии. (Ответы на вопросы о душе, памяти, внимании и мышлении). — М.: Знание, 1964. -48с.
  49. О. Г. Мир оживших предметов. Проблема ценности и марксистская философия. — М.: Политиздат, 1967. -351 с.
  50. О. Г. Понятие морали. Историко-критический очерк. — М.: Наука, 1974.-388 с.
  51. А. И. Основы нравственного воспитания в процессе обучения: (Учеб. пособие) /А. И. Дулов- Краснояр. гос. пед. ин-т. — Красноярск: Крас-нояр. пед. ин-т, 1975. — 67 с.
  52. М. Е. Атеистическое воспитание школьников: вопросы теории и практики. — М.: Педагогика, 1986 -126 с.
  53. Э. О разделении общественного труда- Метод социологии: pQep. с фр. /Изд. подгот. А. Б. Гофман- Щримеч В. В. Сапова]. — М.: Наука, 1991.-572 с.
  54. Э. Ценностные и реальные суждения //Социологические исследования. — 1991. — № 2. — 58−72.
  55. ЗагвяЗинский В. Н. О дифференцированном подходе. /Народное образование. -1968. -//10. — 85−87.
  56. Закон Российской Федерации «Об образовании» //Вестник образования. — 1992.-vll.-С. 2−59.
  57. Ю. А. За новый подход к проблеме индивидуализма //Вопросы философии. -1989. — Хе 6 — 3−16.
  58. Г. А. Индивидуальный подход к учащимся при обучении /на примере обучения физике в 7−8 классах /. — Курган: Курганский пединститут, 1995.-40 с.
  59. А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. — М.: Политиздат, 1986. — 223 с.
  60. А. В. Формирование общественной направленности личности в школьном возрасте. — М.: Изд-во МГУ, 1982. — 200 с.
  61. Л. И. Ценностно-нормативные механизмы регуляции //Культурная деятельность: Опыт социологического исследования. — М.: Наука, 1981.-238 с.
  62. М. О духовном (Опыт категориального анализа) //Вопросы философии. -1985. — № 9. — 91−102.
  63. М. Мир общения: Пробл. межсубъект, отношений. — М.: Политиздат, 1988. — 315 с.
  64. М. Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа). — М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
  65. М. Философия культуры. — Санкт-Петербург, 1996. — 415 с.
  66. КазакинаМ. Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе. — Л.: ЛГПИ, 1989. — 83 с.
  67. Е. М. Личность и общность. (Проблема идентификации). Автор. дисс.%илос. H. iTepMb, 1997.
  68. Р. Человек и его жизнедеятельность: (Филос- публицист. очерк). — М.: Знание, 1988. — 63 с.
  69. А. А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. — Казань: Изд-во Казанского университета, 1982. — 224 с.
  70. А. А. Индивидуальный подход к учащимся в обучении: учеб. пособие. — Казань: КГПИ, 1978. -113 с.
  71. А. В. Диагностика и прогнозирование ценностных ориентации школьников //Ориентация и деятельность школьников /Под ред. Т. К. Ахаян, А. В. Кирьяковой. — М.: Педагогика, 1991. — 56−70.
  72. А. В. Ориентация школьников на социально значимые ценности. Теория и диагностика. — Л.: ЛГПИ, 1991. — 84 с.
  73. А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей. — Оренбург, 1996. -188 с.
  74. Л.Н. Цель и смысл жизни человека. — М.: Мысль, 1984. — 252 с.
  75. А. Г. Личность воспитывает себя. — М.: Политиздат, 1983. — 256 с.
  76. А. Г. Психология личности. — М.: Просвещение, 1970. — 391 с.
  77. Я. И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: По- собие для воспитателя детского сада. — 2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1982. -112 с.
  78. Кон И. В поисках себя: Личность и ее самосознание. — М.: Политиздат, 1984. — 335 с.
  79. Кон И. Открытие «Я». -М.: Политиздат, 1978. — 367 с.
  80. Кон И. Психология старшеклассника. — М.: Просвещение, 1982. -207 с.
  81. Т. Е. Организащм коллектива учащихся в школе. — М.: Изд- во Акад. пед. наук РСФСР, 1957. — 400 с.
  82. Т. Е. Формирование коллектива и его влияние на личность школьника //Теория и методика коммунистического воспитания в школе /Под ред. Г. И. Щукиной. — М.:Просвещение, 1974. — 288 с.
  83. В. М. Воспитывающее обучение. — М.: Просвещение, 1980. — 191 с.
  84. В. М. Общая методика учебно-воспитательного процесса: Учеб. пособие для слушателей ФПК директоров шк. и студентов пед. ин-тов. -М.: Просвещение, 1983. — 223 с.
  85. Краткий словарь по социологии /Под общ. ред. Д. М. Гвипшани, Н. И. Лапина- Сост. Э. М. Коржева, Н. Ф. Наумова. — Политиздат, 1988. — 479 с.
  86. . Методика изучения особенностей формирования ценностных ориентации //Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога /Под ред. И. В. Дубровиной, — М.: АПН СССР, 1987. — 80−89.
  87. Н. К. Методика общественно-полезной работы — Пед. сочинения: в 6 т./Под ред. А. М. Арсеньева. — Т.З. — М.: Педагогика, 1979.- 350−352.
  88. В. И. Духовность как экзистенциальная проблема //Философские науки. -1991. -^ .12. — 41−52.
  89. В. А. Вопросы психологии способностей. — М.: Педагогика, 1973.-216 с.
  90. Кузина Т, Ф. Индивидуальный подход к подросткам в процессе обще- ственно-полезной деятельности: Автореф. дис. … канд. пед. наук. — М., 1974. -24 с.
  91. Т. Ф. К вопросу о методике индивидуального подхода в воспитании подростков'//Воспитание и развитие школьников. — М.: Просвещение, 1973.-С. 88−101.
  92. В. Педагогика: необходимость перемен //Коммунист. — 1987. -№ 15.-С. 97−107.
  93. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  94. Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции //Вопросы философии. -1996. — № 4. — 15−26.
  95. Р. Л. Духовность и бездуховность личности — Екатеринбург, 1977.-248 с. .
  96. . Т. Воспитательные аспекты обучения: (Учеб. пособие по спецкурсу для пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1982. -191 с.
  97. Лихачев Д, О национальном характере русских //Вопросы философии.-1990.-№ 4.-С. 3−6.
  98. А. В. О воспитании и образовании: Сборник / А. В. Луначарский- Под ред. А. М. Арсеньева и др.- Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1976. — 636 с.
  99. А. О воспитании /Сост. -2-е изд., перераб. и доп. -М.: Политиздат, 1990. — 415 с.
  100. В. И. Воспитание и развитие индивидуальности младших подростков в коллективе: Автореф. дис… канд. пед. наук.- М., 1975. — 24 с.
  101. Т. Н. Социальная активность старшеклассников. — М.: Педагогика, 1988. — 139 с.
  102. К., Энгельс Ф. Из рукописного наследства К. Маркса Соч. Изд. 2-е. — М.: Изд-во Полит, лит-ры, 1958. — Т.12. — 709−740.
  103. И. Нравственное становление личности школьника. — М.: Педагогика, 1985. -103 с.
  104. МахмутовМ. И. Современный урок. — 2-е изд. — М.: Педагогика, 1985.-184 с.
  105. Н. А. Мышление в процессе обучения //Исследования мышления в советской психологии. Сборник статей. Отв. ред. Б. В. Шорохова. -М.: Наука, 1966.-С. 349−387.
  106. В. Очерк интегрального исследования индивидуальности. — М.: Педагогика, 1986. — 253 с.
  107. Методика преподавания физики в 8−10 классах средней школы. Ч.1 /В. П. Орехов, А. В. Усова, И. К. Турышев и др.- Под ред. В. П. Орехова и А. В. Усовой. — М.: Просвещение, 1980. — 320 с.
  108. Н. Н. Логика универсального эволюционизма и коопе- ративность //Вопросы философии. -1989. — № 8. — 52−66.
  109. Н. И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика: (Опыт экспериментального исследования). — М.: Педагогика, 1981. -144 с.
  110. Э. И. Основы педагогических знаний. — М: Педагогика, 1986.- 198 с.
  111. В. И. Психология отношений: Избранные психологические труды. — М.: Воронеж: Институт практической психологии: МОДЭК, 1995.-356 с.
  112. А.Я. Методология и методика научного исследования. — Челябинск: УПО ПТО адм. Челяб. обл., ЧФИПО МО РФ, 1993. — 52 с.
  113. Н. Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. — М.: Наука, 1988. — 200 с.
  114. А. М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении (деловые советы). — М.: АЛО РАО, 1996. — 130 с.118. Новикова Л. И. Педагогика детского коллектива: Вопр. теории. -М.: Педагогика, 1978. -143 с.
  115. Т. И. Диалектический материализм и история философии: Ист.-филос. очерки. — М.: Мысль, 1979. — 308 с.
  116. Т. И. Главнью фшюсофские направления: Теорет. Анализ ист.-философ. процесса. — 2-е, дор^. изд.- М.: Мысль, 1984. — 303 с.
  117. Д. В. Социальная психология «винтиков» //Вопросы философии. -1989. — № 8. — 91−103.
  118. Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. — М.:МгаК, 1994.-214С.
  119. Э. А. Современная городская культура и человек /Отв. ред. А. И. Арнольдов- АН СССР, Ин-т философии. — М.: Наука, 1987. -191 с.
  120. Ортега-и-Гассет, Хосе. «Дегуманизация искусства» и другие работы: Сборник: Пер. с исп. /Послесл. Н. Матяш. — М.: Радуга, 1991. — 638 с.
  121. Основные принципы единой трудовой школы //Коммунист. — 1987. —, vl6.C. 50−62.
  122. В. А. Ценность как смыслопереживательный феномен // Философия ценностей: Тезисы Российской конференции (Курган, 26−27 марта 1998 г.). Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 1998. — 73−75.
  123. В. М. Власть духа. — Екатеринбург, 1993. -188 с.
  124. В. И. О самообслуживании в школе. — М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. — 49 с.
  125. Е. Н. Экология индивидуальности: философско-социоло- гический аспект/Науч. ред. Л. Н. Коган.-Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1992. — 155 с.
  126. А. Педагогическое творчество вчера, сегодня, завтра //Коммунист. -1987. — № 9.-С. 96−102.
  127. А. В. Личность в психологии: парадигма субъективности. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 512 с.. 132. Пивоваров Д. В. Дух, душа и смысл жизни человека. Философия религии. — Екатеринбург, 1993. — 241 с.
  128. В. И. Ценностный мир человека и его судьба //Двенадцать лекций пО философии. — Екатеринбург, 1996. — 225 с.
  129. Г. Собирание себя. Курс лекций. — М.: ЛИА «ДОК», 1993. — 244 с.
  130. Практикум по этике /Под ред. В. И. Бакштановского. — Тюмень, 1973. -141 с.
  131. Е. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. М.: Педагогика, 1975. -184 с.
  132. Разум сердца: Мир нравственности в высказываниях и афоризмах /Сост.: В. Н. Назаров, Г. П. Сидоров. — М.:Политиздат, 1989. — 605 с.
  133. И. И. Личность. Индивидуальность. Общество: Проблема индивидуализации и ее социально-философский смысл. — М.: Политиздат, 1984.-141 с.
  134. И. И. Философские основы теории индивидуальности. Д.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1973. -175 с.
  135. Решение коллегии Министерства образования Российской Федерации от 05.06.96. Об основных направлениях развития воспитания в системе вариативного образования //Классный руководитель. -1997.- № 1.- 2 — 3.
  136. Л. Проблемы общей психологии. Изд.2-е. — М.: Педагогика, 1976. — 414 с.
  137. Л. И. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. — М.: Педагогика, 1981. — 128 с.
  138. В. Н, Нравственная жизнь человека: Искания, позиция, поступки. — М.: Мысль, 1982. — 295 с.
  139. А. Д., Сазонов И. А. Как помочь молодому человеку найти свою профессию. — Курган, 1990. -103 с.
  140. Самореализация и прогнозирование социального поведения личности /Под ред. В. А. Ядова. _ Л.: ЛГУ, 1979. — 264 с.
  141. . П. Экзистенциализм — это гуманизм. //Сумерки богов. — М.: Политиздат, 1989. — 319−344.. 147. Сержантов В. Ф. Человек, его природа и смысл бытия. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. — 360 с.
  142. Ю. В. Микросреда и личность. Филос. и социол. аспекты. — М.: Мысль, 1974. -192 с.
  143. М. Н. Методология и методика педагогических исследований (в помощь начинающему исследователю). -М.: Педагогика, 1987. -152 с.
  144. Л. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисщ1п- линированным ученикам. — М.: АПН, 1958. — 214 с.
  145. L Смирнов Г. Л. Советский человек. Формирование соц. типа личности. — 3-е изд. доп. — М.: Политиздат, 1980. — 463 с.
  146. Ю. П. Общественно-полезная деятельность как фактор формирования личности подростка. — Чебоксары: Чувашкнигоиздат., 1971. -287 с.
  147. Ю. П. Системный анализ воспитания школьников. — М.: Педагогика, 1986. -136 с.
  148. Р. И. Дифференцированный подход к учащимся в процессе воспитательной работы в классном коллективе: Автореф. дис. … канд. пед. наук. — Киев, 1981. -16 с.
  149. Социолошя в СССР. — М.: Мысль, 1966. — Т.2. — 511 с.
  150. А. Г. Основы философии. — М.: Политиздат, 1988. — 591 с.
  151. И. Н. Воспитание как социокультурное производство человека. — Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 1994. — 209 с.
  152. И. Н. Индивидуализм и коллективизм как социокультурные механизмы формирования индивидов //Человек и его духовные ценности. -Курган, 1995. — 121 с.
  153. И. И. Развитие личности: проблемы, поиски, решения. — Свердловск, 1989. -124 с.
  154. В. И. Мифология воспитания: Очерки теории развития и воспитания личности. — Свердловск: Изд-во Урал Ун-таД991. -112 с.
  155. Н. Ф. Теория поэтапного формирования умственных действий и проблема развития мышления //Советская педагогика. — 1967. -№ 1. -С.28−32.
  156. . М. Проблемы индивидуальных различий. — М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961.-536 с.
  157. . М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. — М.: Педагогика, 1977. -184 с.
  158. ТкачеваТ. А. Индивидуальный подход к младшим школьникам в процессе трудовой деятельности: Автореф. дис. … канд. пед. наук. — М., 1980.-16с.
  159. П. И. Управление школой по результатам: Практика педа- гогическогоменеджмента. — М.: Новая школа, 1997.-288 с.
  160. Е. Я: Проблема персональнок идентичности в философии современности. — Екатеринбург, 1995. -151 с.
  161. ТугариновВ. П. Теория ценностей в марксизме. — Л.: Ленингр. Университет, 1968. — 124 с.
  162. Д. Н. Общее учение об установке. //Хрестоматия по психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов /Сост. В. В. Мироненко- Под ред. А. В. Петровского, -2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1978. -С.101−108.
  163. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. — М.: Педагогика, 1990.-188 с.
  164. А. В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. — М.: Педагогика, 1986. — 176 с.
  165. ФедотоваВ. Г. Душевное и духовное //Философские науки. — 1988. -№ 7.-С. 50−58.
  166. В. Г. Практическое и духовное освоение действительности. -М.: Наука, 1991.-132 с.
  167. Г. Н. Воспитание личности школьника. — М.: Педагогика, 1985.-223 с.
  168. Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. /Ред. коллегия Аверинцев и др. — М.: Советская энциклопедия, 1989.- 814 с.
  169. В. Человек в поисках смысла.- М.:Прогресс, 1990.-366 с.
  170. Л. М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: кн. для учителя /Л. М. Фридман, Т. А. Пушкина, И. Я. Каплуно-вич. — М.: Просвещение, 1988. — 207 с.
  171. Э. Психоанализ и этика. — М.: Республика, 1993.-415 с.
  172. В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности //Вопросы философии. — 1994. — № 4. — 117−123.
  173. Чередов И, М. О дифференцированном обучении на уроках. — Омск Зап.-Сибирское кн. изд., 1973. -156 с.
  174. В. А. Оптимизация методов и приемов обучения в общеобразовательной средней школе. — Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1985. -198 с.
  175. ЧерноволенкоВ.Ф. Мировоззрение и научное познание. — Киев: Изд. Киевского ун-та, 1970. -173 с.
  176. М. Что такое общечеловеческие ценности //Человек, его ценности и жизненный путь. 4.1. Барнаул, 1997. — 84 с.
  177. Шардаков М, Н. Мышление школьника. — М.: Учпедгиз, 1963. — 255 с.
  178. Т. Педагогические сочинения. В 4-х т. Под ред. И. А. Каи- рова и др…- М.:Просвещение, 1964. Т.З. [Сост. И.А.Соловков]. — 492 с.
  179. К. А. Философия и воспитание. — М.: Политиздат, 1989.-208 с.
  180. А. И. Дифференцированный подход к подросткам в процессе нравственного воспитания: Автореф. дис. … канд. пед. наук. — М., 1973.-31 с.
  181. М. И. Учителю о воспитанности школьников. — М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
  182. И. В. Ценностные ориентации как фактор активизации учебно- познавательной деятельности старшеклассников: Автореф. дис… канд. пед. наук. — Магнитогорск, 1997. — 22 с.
  183. Л. В. Механизм индивидуализации обучения учапщхся в практике работы учителя математики. — КИПК, Курган, 1992. — 99 с.
  184. ХЦукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учапщхся в учебном процессе. — М.: Просвещение, 1979. -160 с.
  185. Г. И. Педагогические проблемы формирования познаватель- ньЕК интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. — 203 с.
  186. Г. И. Социально-педагогические приоритеты современности: О формировании нового мышления учителя //Сов. педагогика. — 1991. — № 1. -С. 50−54.
  187. Н. Е. Программа воспитания щкольника //Классный руководитель. -1997. -№ 1. — 3 — 20.
  188. И. Е. Собрание пестрьгс дел: Методический материал для работы с детьми. — 2-е изд., перераб. — М.: Новая школа, 1994. — 96 с.
  189. Д. Б. Избранные психологические труды /Под ред. В. В. Давьщова, В. П. Зинченко- Авт. вступит, ст. и коммент. В. В. Давьщов.- АПН СССР. — М.: Педагогика, 1989. — 554 с.
  190. В. Индивидуальный подход к старшим подросткам в воспитании общественно-трудовой активности: Автореф. дис. … канд. пед. наук. -М., 1987.-24 с.
  191. П. М. Почему надо воспитывать чувства детей. — М.: Просвещение, 1964. — 75 с.
  192. П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. — М.: Просвещение, 1969. — 317 с.
  193. П. М. Эмоциональная жизнь школьника. (Психол. очерк). — М.: Просвещение, 1966. — 291 с.
  194. В. А. Воспитание учащихся в производительном труде. — М.: Учпедгиз, 1961.-208 с.
  195. Е. Ф. Педагогические условия формирования ценностных ориентации у учащихся: Автореф. дис. … канд. пед. наук. — Челябинск, 1996. -21 с.
Заполнить форму текущей работой