Информационные и коммуникационные технологии как средство обучения маркетингу студентов колледжа
Внедрение результатов исследования осуществлялось в Уральском технологическом колледже, Красноярском промышленном колледже и Снежинском политехническом колледже. Полученные результаты нашли свое практическое воплощение в структурно-функциональной модели обучения маркетингу на основе использования информационных и коммуникационных технологий, электронном учебном пособии и учебно-методическом… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
- 1. 1. Состояние проблемы использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) как средства обучения в профессиональной подготовке студентов колледжей
- 1. 2. Внедрение (ИКТ) в процесс обучения маркетингу
- 1. 3. Формирование мотивации студентов к применению ИКТ при обучении маркетингу
- Выводы по первой главе
- ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ МАРКЕТИНГУ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ
- 2. 1. Структурно-функциональная модель обучения маркетингу с использованием ИКТ
- 2. 2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Маркетинг» .98 2.3.Электронное учебное пособие по маркетингу, технология работы с ним
- Выводы по второй главе
- ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ
- 3. 1. Организация и проведение опытно-поисковой работы
- 3. 2. Анализ полученных результатов
- Выводы по третьей главе
Информационные и коммуникационные технологии как средство обучения маркетингу студентов колледжа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Возрастающие требования к уровню конкурентоспособности выпускников, необходимость быстрой адаптации специалиста к меняющимся рыночным условиям требует разработки современных подходов к процессу обучения, позволяющих приблизить его к реальным условиям работы. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), являясь средствами профессиональной деятельности, могут быть успешно реализованы в учебном процессе при выявлении возможностей их использования в качестве средства обучения.
Однако в настоящее время нет научно обоснованных рекомендаций по использованию ИКТ как средства обучения маркетингу студентов колледжей, что обусловливает актуальность исследования.
Проблема исследования. Значительная роль в разработке концепции профессионального образования, различных подходов к профессиональной подготовке специалистов принадлежит таким ученым, как С. Я. Батышев, А. Т. Глазунов, А. М. Новиков, Г. М. Романцев, И. П. Смирнов, Е. В. Ткаченко и др.
Содержание и технологии обучения отражены в работах Ю. К. Бабанского, В. И. Загвязинского, М. В. Кларина, В. В. Краевского, B.C. Леднева, А. Н. Лейбовича, И .Я. Лернера, Г. К. Селевко, Е. Н. Шиянова и др.
Содержательные и методические основы преподавания маркетинга раскрыты в работах И. Л. Акулича, X. Анн, Г. Л. Багиева,.
JI.E. Басовского, Е. П. Голубкова, П. С. Завьялова, Е. Н. Кнышевой, И. В. Корнеевой, Ф. Котлера, Р. Мочадо, А. Н. Романова, В. М. Тарасевича, Э. А. Уткина, Е. В. Хруцкого и др.
Дидактические и методические подходы к использованию информационных и коммуникационных технологий в процессе обучения обозначены в работах В. П. Беспалько, И. Г. Захаровой, Д. Ш. Матроса, Н. Н. Мельниковой, В. М. Монахова, Е. С. Полат, Д. М. Полева, И. В. Роберт и др.
Вопросы психолого-педагогического обоснования использования информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе исследованы в работах М. И. Башмакова, Л. И. Долинера, Е. И. Машбица, С. Н. Позднякова, Н. А. Резника, Б. Е. Стариченко и др.
Проблемы среднего профессионального образования исследованы в работах О. Н. Арефьева, О. М. Железняковой, Н. Н. Никитиной, М. А. Петухова, Л. Г. Семушиной, Н. Г. Ярошенко и др.
Имеются также разработки по использованию Интернет-ресурсов в области практического маркетинга (С.Э. Зелинский, А. А. Кантарович, И. Н. Кузнецов, Э. В. Муртазин, В. Холмогоров, В. В. Царев и др.).
Тем не менее, в научно-педагогической литературе не представлены разработки методики обучения маркетингу студентов колледжа на основе использования информационных и коммуникационных технологий. Большинство учебников и учебных пособий по маркетингу (Е.П. Голубков, А. Н. Романов, Э. А. Уткин и др.) содержат теоретические и практические сведения, но в них не отражены возможности использования информационных и коммуникационных технологий как средства обучения маркетингу в учреждениях среднего профессионального образования.
Таким образом, сложилось противоречие между увеличением потребности рынка труда в специалистах по маркетингу, способных работать в условиях информатизации общества, и недостаточной разработанностью методик, позволяющих использовать информационные и коммуникационные технологии при обучении маркетингу студентов колледжа.
На основании выделенного противоречия была сформулирована проблема исследования, которая заключается в обосновании использования информационных и коммуникационных технологий как средства обучения маркетингу студентов колледжа.
В диссертации нами введено ограничение: исследование информационных и коммуникационных технологий как средства обучения маркетингу студентов колледжа проводится на примере специальностей 0601 «Экономика и бухгалтерский учет» и 0602 «Менеджмент».
Объект исследования — процесс обучения маркетингу студентов колледжа.
Предмет исследования — информационные и коммуникационные технологии как средство обучения маркетингу студентов колледжа.
Цель исследования — выявить и в ходе опытно-поисковой работы проверить дидактические возможности использования информационных и коммуникационных технологий в обучении маркетингу студентов колледжа.
Гипотеза исследования. Использование информационных и коммуникационных технологий как средства обучения будет эффективным, если:
• построена структурно-функциональная модель обучения маркетингу, способствующая успешности подготовки студентов к профессиональной деятельности;
• разработан учебно-методический комплекс по дисциплине «Маркетинг», включающий в себя программно-методическую и содержательную составляющие, методические рекомендации по выполнению практических работ, задания для самостоятельной работы студентов, тесты для контроля и самоконтроля, библиографический список и Интернет-ресурсы, обеспечивающие условия для успешной профессиональной подготовки студентов в области маркетинга;
• подготовлено электронное учебное пособие, способствующее интенсификации учебного процесса, формированию индивидуальной траектории обучения с учетом требований государственных образовательных стандартов и уровня знаний и потребностей студентов.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить степень разработанности проблемы использования информационных и коммуникационных технологий как средства обучения маркетингу студентов колледжа.
2. Построить структурно-функциональную модель обучения маркетингу, способствующую успешности профессиональной подготовки студентов.
3. Подготовить методическое сопровождение по дисциплине «Маркетинг», включающее учебно-методический комплекс и электронное учебное пособие.
4. В ходе опытно-поисковой работы оценить успешность использования информационных и коммуникационных технологий в обучении маркетингу.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
• системный подход в педагогике (В.Г. Афанасьев, З. А. Решетова, В. Н. Садовский, Г. П. Щедровицкий, Э. Г. Юдин и др.);
• теория и методика педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, Г. В. Воробьев, В. И. Журавлев, В. И. Загвязинский, Н. В. Кузьмина, АА Кыверялг, А .Я. Найн, А. И. Пискунов и др.);
• теория содержания профессионального образования (С.Я. Батышев, И. К. Журавлев, В. В. Краевский, B.C. Леднев, М. Н. Скаткин и др.);
• теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина);
• личностно ориентированные подходы к обучению (Н.А. Алексеев, Е. В. Бондаревская, Э. Ф. Зеер, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.).
В ходе исследования применялись следующие теоретические и экспериментальные методы: анализ философской, психологической, педагогической, дидактической, методической и специальной литературы по проблеме, анализ государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, учебно-методических материалов по профессиональному обучению на основе использования информационных и коммуникационных технологийобобщение и систематизация педагогического опыта, анкетирование, метод экспертных оценок, апробация электронных учебно-методических материалов и статистические методы обработки результатов исследования.
База исследования. Опытно-поисковая работа выполнялась на базе Уральского технологического колледжа (более 250 студентов), Красноярского промышленного колледжа (более 100 студентов), Снежинского политехнического колледжа (более 70 студентов), обучающихся по специальностям 0601 «Экономика и бухгалтерский учет» и 0602 «Менеджмент».
Основные этапы исследования. Выбранная методологическая основа и поставленные задачи определили ход работы по решению исследуемой проблемы, которая проводилась в три этапа.
Первый этап, теоретико-поисковый (1997;1999), включал в себя изучение литературы по исследуемой проблеме и теоретическое обоснование исследования. Были определены тема и задачи исследования, сформулирована рабочая гипотезапроведен анализ состояния проблемы в педагогической теории и практикепроизводились первичные наблюдения, анализ и обобщение результатов анкетирования.
Второй этап, опытно-поисковый (2000;2002), включал разработку методики использования информационных и коммуникационных технологий как средства обучения маркетингу в условиях колледжа. Опытно-поисковая работа проводилась с целью построения структурно-функциональной модели обучения маркетингу, способствующей успешности профессиональной подготовки, и создания методического сопровождения по дисциплине «Маркетинг», включающего учебно-методический комплекс и электронное учебное пособие. В ходе исследования были проанализированы основные педагогические требования к электронным учебным и методическим материалам, с учетом которых подготовлено электронное учебное пособие и разработан учебно-методический комплекс по дисциплине «Маркетинг».
Третий этап, обобщающий (2003;2004), включал анализ, обобщение и внедрение результатов исследования, проверку структурно-функциональной модели обучения маркетингу с использованием информационных и коммуникационных технологий. Учебно-методический комплекс и электронное учебное пособие внедрены в практику обучения маркетингу студентов колледжа по специальностям 0601 «Экономика и бухгалтерский учет» и 0602 «Менеджмент».
Научная новизна результатов исследования.
1. На основе системного, комплексного и личностно-деятельностного подходов построена структурно-функциональная модель обучения маркетингу студентов колледжа, реализующая обучающую, развивающую и воспитательную функции. Модель отражает компоненты процесса обучения маркетингу (цель, содержание, формы, методы, средства обучения, управляюще-корректирующее взаимодействие, контроль и оценка результатов), а также факторы, воздействующие на успешность обучения маркетингу с использованием информационных и коммуникационных технологий.
2. Разработан учебно-методический комплекс, включающий в себя программно-методическую и содержательную составляющие, методические рекомендации по выполнению практических работ, задания для самостоятельной работы студентов, тесты для контроля и самоконтроля, экзаменационные материалы, библиографический список и Интернет-ресурсы, обеспечивающие условия для успешной профессиональной подготовки в области маркетинга.
3. Подготовлено электронное учебное пособие по дисциплине «Маркетинг», способствующее интенсификации учебного процесса, формированию индивидуальной траектории обучения с учетом требований государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования и уровня знаний и потребностей студентов.
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании структурно-функциональной модели обучения маркетингу студентов колледжа, уточнении структуры и содержания учебно-методического сопровождения при обучении студентов с использованием информационных и коммуникационных технологий. Полученные в ходе диссертационного исследования результаты и сформулированные на их основе выводы позволили выявить и обосновать дидактические возможности информационных и коммуникационных технологий как средства обучения маркетингу студентов колледжа.
Практическая значимость исследования. Разработано и проверено организационно-методическое сопровождение по дисциплине «Маркетинг», способствующее повышению качества профессиональной подготовки студентов. Структурно-функциональная модель обучения маркетингу с использованием информационных и коммуникационных технологий может быть адаптирована для обучения студентов колледжа другим дисциплинам.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Структурно-функциональная модель обучения маркетингу с использованием информационных и коммуникационных технологий способствует успешности профессиональной подготовки студентов колледжа.
2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Маркетинг», включающий программно-методическую и содержательную составляющие, методические рекомендации по выполнению практических работ, задания для самостоятельной работы студентов, тесты для контроля и самоконтроля, экзаменационные материалы, библиографический список и Интернет-ресурсы, предполагает изменение содержания, форм, методов, средств обучения путем внедрения информационных и коммуникационных технологий в процесс обучения маркетингу студентов колледжа.
3. Электронное учебное пособие направлено на интенсификацию учебного процесса, формирование индивидуальных траекторий обучения студентов колледжа.
Апробация результатов исследования. Основные идеи и результаты исследования отражены в публикациях, обсуждены и одобрены на научно-практических конференциях: «Россия в III тысячелетии: прогнозы культурного развития. Качество жизни: Наука. Культура. Образование. Искусство. Власть. Производство» (Екатеринбург, 2002) — «Среднее профессиональное образование Уральского региона в условиях рыночной экономики: состояние, перспективы развития» (Екатеринбург, 2003) — «Инновационные технологии в педагогике и на производстве» (Екатеринбург, 2003) — «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании» (Екатеринбург, 2003) — «Экономика и управление профессиональным образованием» (Екатеринбург, 2003) — «В. А. Сухомлинский и современная школа Урала и Сибири» (Оренбург, 2003) — «Качество образования — стратегия нового века» (Северск, 2003).
Внедрение результатов исследования осуществлялось в Уральском технологическом колледже, Красноярском промышленном колледже и Снежинском политехническом колледже. Полученные результаты нашли свое практическое воплощение в структурно-функциональной модели обучения маркетингу на основе использования информационных и коммуникационных технологий, электронном учебном пособии и учебно-методическом комплексе по дисциплине «Маркетинг». Результаты исследования могут быть рекомендованы к использованию в других учебных заведениях среднего профессионального образования.
Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических данных, анализом использования информационных и коммуникационных технологий обучения в педагогической практике, выбором и реализацией комплекса методов, адекватных цели и задачам исследования, систематической проверкой результатов на различных этапах работы, использованием математических методов обработки результатов с учетом педагогических критериев в их качественной интерпретации, достаточным объемом выборочного исследования.
1. УМК по маркетингу разработан с учетом дидактических принципов создания УМК по дисциплине и методики обучения с использованием ИКТ.
2. Предмет, цели и задачи маркетинга4 Сегментация рынка.
3. Объекты маркетинговой деятельности.
4. Субъекты маркетинговой деятельности.
5. Окружающая среда маркетинга.
6. Концепции рыночной экономики.
7. Структура маркетинговой деятельности и классисрикация маркетингаt. Конкурентная среда9. Средства маркетинга10. Ценовая политика1. Сбытовая политика12. Методы маркетинга13 Реклама.