Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Заключение. 
Ценностные ориентации детей младшего школьного возраста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В первой главе курсовой работы подчеркивалось, что в основе ценностных ориентаций личности лежит определенная система ценностей, в том числе духовно-нравственных, сформировавшаяся в ходе воспитания. Следовательно, воспитание у человека качеств личности означает организацию процессов осознания и принятия человеком системы существующих в обществе ценностей. Формирование ценностных ориентаций… Читать ещё >

Заключение. Ценностные ориентации детей младшего школьного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ценностные ориентации — важнейшая характеристика личности человека, поскольку определяет его отношение к окружающему миру и поведение. Формирование ценностных ориентаций личности — длительный и сложный процесс. На него оказывают влияние социальная обстановка в мире, стране, регионе, средства массовой информации, ценности малых групп (семья, друзья) и т. д. При этом важная роль в формировании ценностных ориентаций личности принадлежит образованию.

Проблема изучения ценностно-смысловой сферы личности в настоящее время приобретает все более комплексный характер, являясь предметом различных социальных дисциплин, и представляет собой важную область исследований, расположенную на стыке различных отраслей знания о человеке — философии, социологии, психологии, педагогики.

В первой главе курсовой работы подчеркивалось, что в основе ценностных ориентаций личности лежит определенная система ценностей, в том числе духовно-нравственных, сформировавшаяся в ходе воспитания. Следовательно, воспитание у человека качеств личности означает организацию процессов осознания и принятия человеком системы существующих в обществе ценностей. Формирование ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека. Наиболее интенсивно присвоение ценностей общества личностью происходит в младшем школьном возрасте.

По словам Ушинского К. Д., чтение — это упражнение в нравственном чувстве, поэтому наиглавнейшая задача уроков чтения — нравственное воспитание, становление личности ребёнка, обогащение души через чтение, размышление, через чувства.

Духовно-нравственные ценностные ориентации обладают побудительной силой к совершению поступков, но силой более высокого порядка, т.к. концентрируют в себе осознанное, относительно устойчивое, эмоционально переживаемое отношение личности к моральным ценностям, более последовательно и целенаправленно реализуемое в повседневном поведении. Они представляют собой ориентиры поведения, составляющие ядро, суть моральной системы и определяющие его направленность. Будучи основными ценностно-смысловыми образованиями морального мировоззрения, ценностные ориентации в развитом моральном сознании тесно взаимодействуют с другими внеморальными компонентами и в единстве с ними отражают социальные условия жизнедеятельности личности.

Кроме того, в первой главе курсовой работы нами был проведен эксперимент с целью определения содержания и особенностей ценностных ориентаций младших школьников. Ответы большинства учащихся (41,7%) обнадёживают, наиболее значимые для них понятия: доброта, Родина, дружба. Это говорит о высоком уровне нравственного опыта и знаний о содержании моральных норм. Однако 16,7% детей имеют средний уровень и 25% - относительно низкий уровень нравственного опыта.

Во второй главе работы на основе анализа учебника по литературному чтению для 2-го класса «Радуга» (автор Воропаева В.С.) нами были раскрыты возможности уроков чтения в формировании ценностных ориентаций детей младшего школьного возраста; разработаны методические рекомендации учителям по организации уроков чтения.

Кроме того, во второй главе нами был проведен контрольный эксперимент, который показал, что уровень представлений о ценностных ориентациях у испытуемых значительно повысился. Это позволило нам сделать вывод о положительном влиянии содержания и организации уроков чтения с учетом разработанных нами рекомендаций на формирование ценностных ориентаций младших школьников.

Однако, о сформированности ценностных ориентаций у детей младшего школьного возраста, вероятно, говорить не приходится, т.к. нравственное формирование человека начинается с рождения и продолжается всю его жизнь. Поэтому мы можем судить лишь о формировании представлений детей о ценностях в ходе учебного процесса в целом и, в частности, на уроках литературного чтения, ведь на каждом уроке чтения закладываются основы духовности и нравственности, т.к. знакомят и учат жить эти уроки по конкретным законам Добра, Истины, Красоты.

Таким образом, цель исследования — выявление взаимосвязи между содержанием ценностных ориентаций учеников и характером содержания педагогической деятельности учителя по использованию материала учебника по чтению — достигнута, задачи реализованы.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой