Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Теоретические аспекты организации эстетического воспитания на уроках математики в начальных классах

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного. Но в эстетике это прекрасное связано с искусством, с художественным отражением действительности в сознании и чувствах человека, с его способностью понимать прекрасное, следовать ему в жизни и творить его. В этом смысле сущность эстетического воспитания, по мнению И. Ф. Харламова, состоит в организации… Читать ещё >

Теоретические аспекты организации эстетического воспитания на уроках математики в начальных классах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Эстетическое воспитание: понятие, задачи, пути осуществления

Актуальность изучения особенностей эстетического воспитания школьников, обуславливает возникновение множества определений данного феномена. Например, Воронкова В. В. под эстетическим воспитанием понимает процесс целенаправленного и систематического формирования умений адекватно воспринимать, правильно понимать, верно оценивать прекрасное в природе, искусстве и обществе, а также развитие способности создавать красивое [22, c.162].

Несколько иное определение эстетическому воспитанию дает Мосина Н. В.: «Эстетическое воспитание — это организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребёнка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает» .

Калинина Ю.В. определяет эстетическое воспитание как целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее [24, c. 52].

Достаточно точное и развернутое определение эстетического воспитания сформулировано Мамедовой И. М. Согласно ему, эстетическое воспитание — это воспитание способности восприятия и правильного понимания прекрасного в действительности и в искусстве, воспитание эстетических чувств, суждений, вкусов, а также способности и потребности участвовать в создании прекрасного в искусстве и в жизни.

В рамках данного исследования эстетическое воспитания рассматривается в контексте именно последнего определения, как наиболее точно отражающего суть данного феномена [57, c.791].

Мамедовой И.М. также предлагается и структура эстетического воспитания, она наглядно представлена на рисунке 1 [57, c.791]:

Мосина Н.В. говорит о необходимости выстраивания работы по эстетическому воспитанию школьников, исходя из таких принципов, как:

эстетическое воспитание осуществляется во взаимосвязи со всей воспитательно-образовательной работой в школе. Деятельность педагогов по развитию художественного творчества детей рассматривается как органическая часть общей педагогической работы;

детское творчество связанно с жизнью, эта связь обогащает содержание детской художественной деятельности;

художественно-творческая деятельность взаимосвязана со всей воспитательно-образовательной работой;

вариативность содержания, форм и методов художественной деятельности;

индивидуальный подход в эстетическом воспитании, основанный на выявлении индивидуальных различий детей и определении оптимальных путей развития творческих способностей каждого ребёнка;

всеобщность эстетического воспитания и занятий с детьми художественным творчеством, выражающаяся в том, что эстетическим воспитанием и художественными деятельностями охватываются все дети без исключения;

широкое использование созданных детьми произведений в жизни группы, детского учреждения в целом, чтобы дети видели нужность созданного ими.

В соответствии с пониманием эстетического воспитания Калининой Ю. В. оно не должно ограничиваться только созерцательным контекстом, эстетическое воспитание, по ее мнению, должно иметь деятельностную основу. Продолжая мысль Калининой Ю. В., необходимо отметить, что эстетическое воспитание можно считать успешным только в том случае, если оно осуществлялось в двух параллельных направлениях: в рамках первого ребенок созерцает прекрасное, у него трансформируется восприятие себя, окружающих и мира в целом, он научается видеть в них прекрасное; в рамках второго направления ребенок сам на основе увиденного им прекрасного, применив всю свою креативность, старается сам создать нечто прекрасное в любой, произвольно выбранной им области [24, c.52].

Такое понимание эстетического воспитания вполне укладывается в рамки культорологического подхода к нему, описанного в работах Птицыной Е. В. В ее интерпретации культурологический подход провозглашает личность как ценность культуры, ориентирует систему образования на диалог человека с культурой, как ее творца и субъекта, способного к культурному саморазвитию.

В свете культурологического подхода воспитание исследуется в контексте культуры как такая ее часть, которая выполняет все основные функции культуры: организация жизнедеятельности людей, установление связей поколений, создание условий для творческой самореализации и саморазвития человека, сохранения, развития и изменения системы ценностей, проектирования новых образцов культурной жизни [71].

Эстетическое воспитание с позиции культурологического подхода невозможно без активности самой личности и направлено на развитие и формирование целостной системы эстетических качеств, становление субъектов образовательного процесса педагогического вуза при овладении знаниями, умениями, ценностными ориентациями, способами профессиональной деятельности и творческой самореализации. Эстетическое воспитание с позиции культурологического подхода носит формирующий характер, оно позволяет личности творить, вырабатывает эстетический вкус и неприятие пошлости; воспитывает культуру поведения и эстетизацию среды [71].

С точки зрения Артемова В. А., в основе методологии эстетического воспитания лежит научное положение, согласно которому эстетическое неразрывно связано с этическим. Такая взаимосвязь двух начал (красоты и нравственности) благоприятствует развитию личностных качеств ребенка, оказывает активное воздействие на его интеллектуальную, эмоциональную и волевую деятельность. При этом большинством ученых признается, что результатом эстетического развития и воспитания становится эстетическая воспитанность, структура которой органично включает в себя такие элементы, как [22, c.49]:

  • 1) эмоциональное отношение ко всему окружающему;
  • 2) осмысление содержания и средств выражения прекрасного;
  • 3) наличие эстетических и нравственных суждений;
  • 4) стремление к самостоятельному художественному творчеству.

С точки зрения Майданова А. С., уровень эстетического развития — это совокупность таких параметров, как объём знаний респондентов по искусству, их интерес к тем или иным его видам, умение решать задачи в области художественного творчества и заниматься им, способность понимать красоту произведений искусства, использовать свой эстетический опыт в общении с окружающими людьми. Уровень развития, описываемый этими характеристиками, можно выразить количественно.

Воронковой В.В. подчеркивается, что особенность эстетического воспитания состоит в том, что оно затрагивает, прежде всего, чувства человека, вызывает у него разнообразные переживания, создает эмоциональную атмосферу, побуждает к общению с прекрасным. Однако стремление к красоте и эстетическая потребность — это не врожденные качества. Они формируются под влиянием окружающей среды и педагогического воздействия [22, c.147].

Обобщая анализ дефиниций понятия «эстетическое воспитание» и особенностей его осуществления необходимо отметить, что оно представляет собой целенаправленный и специально организованный процесс формирования у ребенка навыков видения прекрасного, различения его подлинности, а также формирование у ребенка мотивации к самостоятельному созданию прекрасного в выбранной им области. В качестве наиболее важных особенностей эстетического воспитания ребенка необходимо выделить его зависимости от активности личности, его иррадиацией на все виды воспитательнообразовательной деятельности и включение его в них в качестве органичной составляющей.

В самом общем виде эстетическое воспитание можно определить как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты» [46, с.51].

В «Словаре по педагогике» Г. М. Коджаспировой термин «эстетическое воспитание» описывается так: выработка и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве, активно участвовать в творчестве, созидании по законам красоты [45].

Понятие «эстетическое воспитание» органически связано с термином «эстетика», который происходит от греческого слова «эстезис» — чувственный. Слово это в качестве названия определенной науки было впервые введено немецким теоретиком искусства Баумгартеном. Его труд «Эстетика» был опубликован в 1750 году. С того времени эстетика стала целой отраслью научных знаний. Но сама эстетика зародилась значительно раньше: ее истоки уходят в глубокую древность. Уже на заре цивилизации у человека развилась способность чувствовать красоту окружающих его предметов [77].

Эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного. Но в эстетике это прекрасное связано с искусством, с художественным отражением действительности в сознании и чувствах человека, с его способностью понимать прекрасное, следовать ему в жизни и творить его. В этом смысле сущность эстетического воспитания, по мнению И. Ф. Харламова, состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни, на выработку эстетических понятий, вкусов и идеалов, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства [83].

Понятие «эстетическое воспитание» является самым общим в теории эстетического воспитания. Оно включает в себя ряд зависимых от него понятий. Среди них следует отметить: эстетическое развитие, эстетический вкус, эстетический идеал, эстетическое чувство.

Эстетическое развитие — процесс целенаправленного становления в ребенке сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, творческого воображения, эмоционального переживания, а также формирования духовных потребностей.

Эстетический вкус — способность человека к оценке предметов, явлений, ситуаций с точки зрения их эстетических качеств. Существенным компонентом в проявлении вкуса является эстетический идеал.

Эстетический идеал — целостный, социально обусловленный, конкретно чувственный образ, являющийся воплощением представлений людей о совершенстве красоты в природе, обществе, человеке, искусстве.

Эстетическое чувство — субъективное эмоциональное переживание эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира. Эстетическое чувство выражается в духовном наслаждении или отвращении, сопровождающем восприятие и оценку предмета в единстве его содержания и формы. Развитие и воспитание эстетического чувства направлено на формирование у воспитанников эстетического идеала и усвоения ими эстетических норм и оценок [45].

Г. С. Лабковская отмечает, что цель эстетического воспитания заключается в развитии эстетической активности личности не только в художественной деятельности, но прежде всего, в практической жизни — в отношении человека к природе, к другим людям и к самому себе, к обычаям, формам поведения, к миру вещей, окружающих человека, наконец, к искусству [23].

Задачами эстетического воспитания являются:

  • 1. Формирование эстетического сознания, включающего в себя совокупность знаний по основам эстетики, мировой и отечественной культуры, способность понимать и отличать подлинно прекрасное в искусстве, народном художественном творчестве, природе, человеке от суррогата.
  • 2. Формирование эстетических чувств, вкусов; педагогически корректное противодействие дезориентирующим влияниям псевдокультуры; развитие мотиваций (потребностей, интересов) и способностей к художественно-творческой деятельности.
  • 3. Формирование способов художественно-творческой деятельности; поддержка одаренных детей: выработка опыта (умений и навыков) организации среды обитания, труда, учения с учетом эстетических норм и потребностей [62].

И. Ф. Харламов подчеркивает, что, поскольку эстетическое воспитание осуществляется прежде всего с помощью искусства, его содержание должно охватывать изучение и приобщение учащихся к различным видам и жанрам искусства — к литературе, музыке, изобразительному искусству. Именно этой цели служит включение в программу школьного обучения русского языка и литературы, изобразительного искусства и музыки. Существенной стороной эстетического воспитания является также познание прекрасного в жизни, в природе, в нравственном облике и поведении человека.

Не менее важной стороной содержания эстетического воспитания является его направленность на личностное развитие учащихся. Прежде всего, необходимо формировать у учащихся эстетические потребности в области искусства, в постижении художественных ценностей общества. Важнейшим элементом содержания эстетического воспитания является развитие у учащихся художественных восприятий. Эти восприятия должны охватывать широкую сферу эстетических явлений. В частности, необходимо научить школьников воспринимать прекрасное в различных видах искусства, в природе, в окружающей жизни и в поведении людей.

Существенным компонентом эстетического воспитания является овладение знаниями, связанными с пониманием искусства и умением выражать свои суждения (взгляды) по вопросам художественного отражения действительности. С этим связано формирование у учащихся преставлений и понятий о специфике отражения этой действительности в различных видах и жанрах искусства, выработке умения анализировать содержание и нравственно-эстетическую направленность искусства.

Большое место в содержании эстетического воспитания занимает формирование у учащихся художественного вкуса, связанного с восприятием и переживанием прекрасного. Нужно научить школьников чувствовать красоту и гармонию подлинного произведения искусства, проявлять художественную взыскательность, а также стремление к повышению культуры поведения.

Важным содержательным компонентом эстетического воспитания является приобщение учащихся к художественному творчеству, развитие их склонностей и способностей к музыке, изобразительному искусству и литературе. Л. Н. Толстой высказывал убеждение в том, что у каждого ребенка есть разнообразные потребности в художественном творчестве, которые необходимо развивать и использовать в целях воспитания.

Наконец, эстетическое воспитание должно направляться на раскрытие и осмысление гражданской основы искусства и способствовать формированию у учащихся общественных взглядов и убеждений, а также нравственности [71].

В. И. Смирнов выделяет следующие пути осуществления эстетического воспитания:

эстетическое воспитание и образование в учебной деятельности (учебные занятия по языку, литературе, истории, музыке, изобразительному искусству, мировой и отечественной художественной культуре) и в разнообразных формах и видах внеучебной воспитательной работы;

приобщение к художественно-творческой деятельности в учреждениях общего и дополнительного образования, культуры и т. п. [62].

Эстетическое воспитание само по себе осуществляется лишь в тесном единстве со всеми другими видами воспитания. Например, умственное воспитание учащихся, если оно проводится полноценно, не должно отрываться от нравственного и эстетического воспитания, иначе оно просто перестанет быть воспитанием, сведется к натаскиванию, зубрежке.

Эстетическое воспитание не может осуществляться без идейно-политических, интеллектуальных и моральных критериев. Будучи явлением идеологического порядка, оно по сути своей выполняет определенную конкретно историческую, социальную функцию.

Единство эстетического и интеллектуального определяется тем, что эстетическое отношение человека к действительности базируется на познании. Эстетическое воспитание неотделимо от таких интеллектуальных чувств как любопытство, любознательность, интерес. Мало того, и дальнейшее, более углубленное развитие эстетического восприятия не обходится без интеллектуальных элементов.

Движения мысли, разнообразные идеи и связанные с ними ассоциативные представления неотделимы от эстетического чувства, когда оно становится содержательным. Это тем более так, что эстетическое освоение связано с удовольствием от проникновения в глубину содержания предмета, оно является результатом своеобразного творческого познания.

Все школьное обучение в целом имеет своей общей задачей сформировать гармонически развитую личность. Каждый учебный предмет выполняет при этом свою особую функцию, дает знания в определенной области, развивает те или иные способности, раскрывает перед школьниками какую-то сторону действительности [24].

Таким образом, учебная деятельность — один из путей осуществления эстетического воспитания. Потенциалом эстетического воспитания младших школьников обладают многие учебные дисциплины: изобразительное искусство, музыка, окружающий мир, литературное чтение, истоки, а также трудовое обучение.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой