Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Подготовка будущих учителей начальных классов к экологическому воспитанию: На материале Республики Таджикистан

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В процессе исследования установлена зависимость качества подготовки студентов от мотивов поступления в педагогический вуз, от отношения к природе и понимания необходимости осуществлять работу по экологическому воспитанию школьников, от отношения классного руководителя к работе по данному направлению и особенностей класса и школы, которые выступают в качестве базы для педагогической практики… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
    • 1. 1. Подготовка будущих учителей начальных классов к экологическому воспитанию в процессе трудовой деятельности младших школьников
    • 1. 2. Интегрированный характер профессиональной подготовки студентов педвузов к экологическому воспитанию младших школьников
    • 1. 3. Роль профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов в общей системе непрерывного экологического воспитания
  • ГЛАВА II. ПУТИ И СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
    • 2. 1. Подготовка будущих учителей к экологическому воспитанию младших школьников при изучении цикла педагогических дисциплин в педвузе
    • 2. 2. Подготовка будущих учителей к экологическому воспитанию младших школьников в процессе прохождения педагогической практики .,
    • 2. 3. Содержание и организация внеаудиторной работы будущих учителей начальных классов по экологическому воспитанию младших школьников
  • Выводы

Подготовка будущих учителей начальных классов к экологическому воспитанию: На материале Республики Таджикистан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования:

Проблема взаимодействия общества с природой — острейшая проблема современности, от правильного решения которой во многом зависит судьба нашей планеты, будущее человечества. Острота этой проблемы обусловливается тревогой, вызываемая неблагоприятными для живой природы и самого человека изменениями в состоянии окружающей среды, ее загрязнением, истощением природных ресурсов, в связи с хозяйственной деятельностью человека. Поэтому практика рационального использования, сохранения и воспроизводства природных богатств в условиях быстрого развертывания научно-технической революции, бережного отношения к природе стали обязательной программной частью развития экономики страны и общества в целом. Об этом свидетельствует предложение Президента Республики Таджикистан Э. Ш. Рахмонова на сессии ООН в 2000 г. об объявлении 2003 года годом чистой воды. Важное место в решении проблем экологического образования и воспитания граждан занимают правительственные документы по этому вопросу. Совершенствование охраны природы предусматривается в Конституции Республики Таджикистан, в статье 13 -" Охрана природы, земли и других природных богатств, исторических и культурных памятников, их эффективное использованиеобязанность каждого (1995) — в Постановлении Республики Таджикистан от 23-февраля 1996 № 93 и в Постановлении от 17 октября 1996 г. № 462 «Мероприятия по реализации государственной программы экологического образования и воспитания населения Республики Таджикистан до 2000 года и на перспективу 2010 года. Также Министерством образования РТ с 2002 года введен новый предмет в программе общеобразовательной школы для учащихся восьмых классов по экологии, в количестве 34 часов. Все приведенные выше сведения свидетельствует о том, что экологическое образование и воспитание в современных условиях становится одним из приоритетных направлений теории воспитания.

В условиях научно-технического прогресса антропогенное воздействие на природную среду достигло таких масштабов, что экологические проблемы приобрели глобальный характер. Наращивание промышленного производства и интенсификация сельского хозяйства привели к экологической катастрофе целые районы и страны. Первопричина. низкая экологическая культура широкий масс населения. Анализ литературы (общенаучной, психолого-педагогической и методической) показывает достаточно глубокое и всестороннее раскрытие научно-технических основ экологического образования и воспитания школьников, а также подготовки будущих учителей начальных классов к экологическому воспитанию школьников. В то же время он свидетельствует о том, что разработка вопроса об индивидуальной подготовке каждого учителя-воспитателя, независимо от предмета его специализации, к осуществлению экологического воспитания детей недостаточна. Недостаточно раскрыты пути целостной подготовки студентов педвузов к этой работе в системе учебных занятий, педагогической практики и внеаудиторной работы в их взаимосвязи. В последние годы заметно усилился интерес ученых-экспериментаторов к проблеме экологического образования всех групп населения и, в первую очередь, будущих учителей. Общетеоретические аспекты экологического воспитания рассматриваются в работах Галеевой A.M. (1981), Гирусова Э. В. (1977,1983), Кравченко И. И. (1982), Лаптева И. Д. (1982), Лось В. А. (1978), Моисеева Н. Н. (1982), Соломиной С. Н. (1983), Федоровой Е. К. (1977), Фролова И. Т. (1975), Л. Д. Урсул (1990) И. А. Липский (2001) и др. В них раскрываются характер отношений между обществом и природой, противоречия между ними, анализируется современная экологическая ситуация, предлагаются пути преодоления экологического кризиса, освещаются проблемы формирования личности, обладающей экологическим мировоззрением и культурой. Результаты этих исследований сыграли положительную роль для совершенствования учебно-воспитательного процесса в начальной школе, повышения в нем теоретического уровня.

Проблема экологического воспитания школьников раскрывается также в работах Городецкой Н. А. (1983), Захлебного А. Н. (1981), Зверева И. Д. (1980), Печко Л. ГЦ1984), Суравегиной И. Т. (1988), Тихонова А. Е. (1990), Бабакова Т. А. (1996) и др.

Они рассматривают вопросы экологизации школьного образования на основе межпредметных связей, теоретические основы построения системы содержания экологического образования и воспитания и пути ее реализации в школьной практике. Одновременно в тесной связи с разработкой проблем экологического воспитания школьников в них исследуются и вопросы профессиональной подготовки учителя к этой работе. В научных исследованиях раскрываются также возможности отдельных звеньев подготовки учителя к экологическому воспитанию школьников, в частности на педагогической практике и внеаудиторной работе (Стерлигова Е.А. (1985), Кашлев С, С. (1987), Саттаров Т. (1980, 1985), Розова В. К. (1981), Абдулина О. А. (1980,1984) и др). Следует отметить, что в названными авторами были выявлены широкие возможности целенаправленного формирования у учащихся младшего, среднего и старшего возраста обобщенных экологических знаний при изучении биологических дисциплин. Однако в научной и учебно-методической литературе практически не освещены проблемы экологического воспитания младших школьников, формы и содержание этого направления воспитательной работы, хотя мы знаем, что эффективность воспитательной работы, в целом, может зависеть и от возраста воспитуемых. Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена социальной значимостью проблемы и отсутствием исследований по проблеме.

Проблема исследования состоит в необходимости осуществления профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов к экологическому воспитанию младших школьников и недостаточной теоретической разработанности данной проблемы.

Объектом нашего исследования является процесс профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов к экологическому воспитанию младших школьников.

Предмет исследования — составляет профессиональная подготовки будущих учителей начальных классов педагогических вузов к экологическому воспитанию младших школьников в реальном учебно-воспитательном процессе в условиях Республики Таджикистан.

Цель исследования — разработка и научное обоснование путей и средств эффективной профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов к экологическому воспитанию младших школьников.

Гипотеза исследования. В соответствии с целью исследования сформулирована гипотеза: Совершенствование экологической подготовки студентов к работе в школе может быть достигнуто при соблюдении следующих условий:

1) органического включения во все сферы учебно-воспитательного процесса в педвузе и, в первую очередь, в курсе педагогических дисциплин системы научных и прикладных природоохранительных знаний.

2) применения в процессе подготовки студентов методов, адекватных будущей профессиональной деятельности учителей начальных классов.

3) Осуществления связей учебной работы, педагогической практики и внеаудиторной деятельности будущих учителей начальных классов с практической работой по охране окружающей среды, с включением в эту работу младших школьников.

Задачи исследования:

Охарактеризовать и проанализировать состояние профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов к экологическому воспитанию младших школьников в условиях Таджикистана;

— разработать (определить) пути и средства подготовки будущих учителей начальных классов к экологическому воспитанию младших школьников о учетом региональных и национальных особенностей;

— разработать рекомендации по подготовке будущих учителей начальных классов к экологическому воспитанию младших школьников и экспериментально доказать их эффективность.

Методы исследования. Для решения поставленных задач в исследовании планируется использование комплекса методов:

— изучение и анализ философской, общенаучной психолого-педагогической литературы;

— изучение и обобщение массового и передового педагогического опыта, наблюдения, беседы с учителями и учащимися, руководством школы, студентами, родителями, преподавателями вузов, анкетирование, изучение результатов деятельности школьников- (Прил.4).

— анализ вузовской документации, посещение занятий, беседа с преподавателями кафедр;

— опытная работа.

Этапы исследования:

Работа выполнялась в три этапа.

На первом этапе (1990;1991 г. г.) осуществлялось изучение и анализ философской, общенаучной, психолого-педагогической литературы по проблеме, что позволило сформулировать теоретические основы данного исследования. Одновременно с изучением литературы осуществлялся анализ состояния работы по профессиональной подготовке будущих учителей начальных классов к экологическому воспитанию школьников в реальном учебно-воспитательном процессе педвузов.

На втором этапе (1991;1992 гг.) проводилась опытная работа по проверке теоретически разработанной системы средств совершенствования профессиональной подготовки будущих преподавателей начальных классов к экологическому воспитанию младших школьников.

Опытная работа проводилась на базе педагогического факультета госуниверситета им. Н.Хусрава г. Курган-Тюбе и предполагала также анализ опыта других (Таджикского госуниверситета, Кулябского госуниверситета и.

Худжентского университета).

На третьем этапе (1992;1996 гг.) производилось подведение итогов и оформление результатов проведенного исследования.

Методологической основой нашего исследования по экологическому воспитанию является философское учение о взаимоотношениях между обществом и природой. В исследовании мы опираемся на ведущие положения педагогической науки о роли труда, как способа разрешения противоречий между природными и социальными факторами в жизни человека, об отношении общества к природе, о социальной обусловленности процессов обучения и воспитания.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

— определены теоретические предпосылки профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов к экологическому воспитанию школьников в общей системе непрерывного экологического образования;

— выявлены возможности всех сфер учебно-воспитательного про-цесса педвуза в полноценной подготовке будущих учителей к работе по экологическому воспитанию младших школьников;

— разработаны эффективные формы профессиональной подготовки будущих учителей к экологическому воспитанию учащихся младшего школьного возраста через усиление экономического аспекта в педагогических дисциплинах в условиях Таджикистана;

— в повышении роли экологических пркатикумов;

— в формировании навыков экологической работы с младшими школьниками;

— в разработке программы с экологической направленносью воспитания учащихся в процессе педагогической практики.

Практическая значимость исследования заключается в разработке конкретных методик организации таких форм обучения студентов, как включение в работу по анализу содержания воспитательной работы, экологическая площадка, организация неформального объединения, экологический клуб в университете, где студенты занимаются повышением экологической грамотности. Эти разработки могут быть использованы в работе педагогических вузов, а также в системе повышения квалификации работников народного образования, в деятельности педагогического коллектива школ по совершенствованию учебно-воспитательного процесса.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлена разнообразием и адекватностью методов исследования его предмету и поставленным задачам, длительной опытной работой автора в качестве преподавателя и руководителя межфакультетского экологического объединения.

Результаты исследования были апробированы на Международном симпозиуме «Проблемы экологии в химическом образовании» (5−7 сентября.

1990 г. Москва) — Первой научно-практической конференцией «К ноосфере через нетрадиционные формы и методы образования и воспитания» (24−27 февраля 1992 г., г. Москва) — на Республиканской научно-практической конференции молодых ученых и специалистов Таджикистана (13−21 апреля.

1991 г., г. Курган-Тюбе) — на Региональной научно-практической конференции «Наука и культура в период Носира Хусрава», посвященной жизни и деятельности Носира Хусрава (21−23 декабря 1994 г., г. Курган-Тюбе) — Республиканской научно-практической конференции «Образование и будущее» (24 октября 1995 г., г. Душанбе) — Международной научно-практической конференции «Проблемы воспитания студентов» (20−21 мая 1996 г., г. Душанбе) — на Республиканской научно-практической конференции, посвященной 1100-летию государства Саманидов «Воспитание и обучение в эпоху Саманидов и их приложение в современной педагогической практике» (16−17 ноября 1998 г., г. Курган-Тюбе) — на конференции «Педагогические основы экологического воспитания младших школьников» (Душанбе, 2000) — Республиканской научно-практической конференции «Экологические проблемы южных районов Таджикистана» (14−15 ноября 2000 года в г. Курган-Тюбе).

Апробация полученных результатов, выводов, предложений проводилась систематически на всех этапах исследования и выражалась в обсуждениях на заседаниях кафедры Курган-Тюбинского университета, на ежегодных научно-практических конференциях республиканских вузов, в средних школах г. Курган-Тюбе и на курсах повышения квалификации учителей Хатлонской области, международных научно-практических конференциях, организованных в вузах республики по исследуемой проблеме.

На защиту выносятся следующие предложения:

— основу профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов составляют знания о целостной педагогической, учебно-воспитательной и практической деятельности, о внеучебных формах работы общеобразовательной школы:

— обоснование важнейших профессионально-педагогических характеристик подготовки будущих учителей начальных классов к экологическому воспитанию младших школьников,.

— вооружение студентов комплексом умений и навыков по осуществлению экологического воспитания в начальной школена основе первоначального опыта решения педагогических задач, практической деятельности в научно-исследовательской работе по проблемам экологического воспитания подрастающего поколения, взаимодействие личности преподавателя и студентов в учебно-воспитательном процессе педагогического вуза.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, список использованной литературы и приложения. Объем текста диссертации 139 страниц.

Выводы.

Основываясь на проведенном в работе анализе социально-педагогических сторон экологического образования и воспитания, мы считаем возможным сформулировать некоторые выводы.

1. Понятие «Экологическая подготовка будущих учителей» нельзя понимать однозначно, Это сложный психолого-педагогический процесс, результатом которого является формирование у студентов в единстве экологического сознания и поведения, экологической культуры.

2. В экологической подготовке будущих учителей можно выделить два взаимосвязанных компонента, экологическое образование и воспитание студентов в системе вузовской учебно-воспитательной работы и их профессионально-педагогическая подготовка к экологическому воспитанию учащихся. Фактически это две стороны целостного процесса экологического развития студентов, становящихся учителями.

3. Рассматриваемое нами понятие многоаспектно. С одной стороны, экологическая подготовка будущих учителей может быть изучена с экономической, социологической, философской, политической, психологической, педагогической, медико-физиологической, биологической и др. точек зрения. С другой, ее функционирование опирается на единство гуманитарной специальной и психолого-педагогнческой подготовки.

4. Для успешной и интенсивной экологической подготовки будущих учителей нужно активно привлекать и стимулировать их к широкому практическому применению экологических знаний и умений в учебных занятиях, во внеаудиторное время, на педагогической практике, в особенности, в воспитании и обучении учащихся разных возрастов. Надо предлагать им выполнение самостоятельных и исследовательских заданий на экологические темы, проводить научно-практические конференции и семинары, вечера, диспуты, встречи с представителями природоохранительных органов по экологическим проблемам.

5. Высокий результат экологической подготовки будущих учителей может быть достигнут в итоге совместных коллективных усилий всего профессорско-преподавательского состава вуза. Поэтому необходима организация и осуществление экологической учебы для всех преподавателей с тем, чтобы выработать общую тактику и стратегию в воспитании экологического образования специалистов, способных и готовых к активной и творческой учебно-воспитательной работе с учащимися.

6. Известно, что студенческая учебная группа по составу неоднородна. Студенты различаются между собой по возрасту, жизненному опыту, по уровню наличных знаний и умений, отношением к учебе, к научным дисциплинам и преподавателям, наблюдаются индивидуально-психологические особенности в развитии и т. п. В связи с этим, на основании степени экологического развития студентов и сформированности экологического сознания и поведения мы выделяли три группы студентов, по отношению к которым необходимо осуществлять оптимальный индивндуалъно-дифференцированный подход как в процессе вузовского обучения, так и во внеаудиторной работе.

7. В условиях обновления общества большое значение для решения экологических проблем приобретают вопросы экологического воспитания. Через воспитание подлинной любви к природе, бережного отношения к ней, через воспитание всемерного уважения к природным и культурным памятникам открывается путь к утверждению высоких духовно-нравственных ценностей. Начинать экологическое воспитание необходимо с самого раннего возраста и продолжать на протяжении всей жизни.

8. Первостепенное значение в решении социальных аспектов экологических проблем играет экологическая культура населения, являющаяся одной из составных частей общей культуры. Ее формирование вызвано не только охраной окружающей среды и рациональным использованием природных ресурсов, но и отношением к природе как к источнику эмоционального и эстетического наслаждения. Развитие экологической культуры, как и экологического воспитания в вашей стране, неразрывно связано с демократическими процессами происходящими в ней.

9. До сих пор ещё не разработан и не определен необходимый объем и минимум знаний по конкретным дисциплинам, что касается концепции экологического образования и воспитания, то окончательно она ещё не разработана, что заслуживает особого специального решения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Комплексный характер деятельности учителя по экологическому воспитанию школьников предполагает целостный подход к профессиональной подготовке будущих учителей на основе учета общих задач, принципов и содержания экологического воспитания, отражения различных сфер жизнедеятельности человека, на основе учета возрастных или индивидуальных особенностей школьников.

В исследовании показано, что в общей системе непрерывного экологического воспитания учителю принадлежит приоритет в воспитании экологической культуры учащихся в непроизводственной сфере. Составными компонентами экологического воспитания являются: семейно-бытовая сфера, сфера досуга и общественно-полезного труда. В этих сферах реализуется жизнь людей, независимо от их профессиональной деятельности. Освоение онтогенеза определяется возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием природной и социальной среды. Отсутствие у человека экологической культуры препятствует воспитанию полноценного специалиста. Истинность теоретических положений, которые составили основу подготовки будущих учителей к экологическому воспитанию младших школьников с учетом всех звеньев учебно-воспитательного процесса педагогического вуза, позволила включить студентов в разноплановую, экологически ориентированную деятельность, охватывающую все сферы жизнедеятельности человека. Она рассматривается как важное средство профессионального становления будущего учителя начальных классов. В настоящее время учебные планы педагогических вузов и программ по педагогике не направлены на формирование у будущих студентов умений в сфере экологического воспитания школьников на основе учета основных сфер реализации жизненно важных интересов человека. Положение усугубляется несогласованностью действий представителей различных кафедр в педагогическом вузе. Исследование подтвердило гипотезу о том, что подготовка будущих учителей к экологическому воспитанию школьников протекает более успешно при условии, если их содержание адекватно отражает особенности школьного этапа и реализуется с учетом всех звеньев учебно-воспитательного процесса педагогического института. На единой дидактической основе осуществляются и их взаимосвязи.

Подготовка студентов к экологическому воспитанию школьников предусматривает:

1. Экологизацию всех звеньев учебно-воспитательного процесса в педагогическом вузе на единой дидактической основе.

2. Использование в организации вузовского обучения содержания адекватной профессиональной деятельности учителя младших школьников, учет их индивидуальных и возрастных особенностей, а также состояние природной и социальной среды.

3. Учет уровня экологической воспитанности студентов, их интересов и индивидуальных особенностей.

4. Опору на экологические знания, полученные за время обучения в школе, педагогическом институте при изучении общественно-политических и специальных дисциплин, а также из неформальных источников информации.

5. Включение студентов совместно со школьниками в решение реальных экологических проблем с учетом специфики их профессиональной деятельности.

Комплексную подготовку студентов к экологическому воспитанию школьников предлагается реализовать в рамках педагогического вуза, в организационных формах, соответствующих эколого-педагогическим сферам, и неформальных экологических объединениях. Специфика экологических лагерей, функционирующих на основе полного самоуправления и материальной самостоятельности, как организованной формы обучения, состоит в своеобразии сочетания, воспитательного процесса с участием в общественно-значимой практической деятельности, направленной на решение реально существующих проблем, а также широком применении относительно новых для педагогического вуза активных форм и методов обучения.

В процессе исследования установлена зависимость качества подготовки студентов от мотивов поступления в педагогический вуз, от отношения к природе и понимания необходимости осуществлять работу по экологическому воспитанию школьников, от отношения классного руководителя к работе по данному направлению и особенностей класса и школы, которые выступают в качестве базы для педагогической практики, от информированности о наличии экологически ориентированного потенциала, от личности преподавателя, осуществляющего подготовку студентов к экологическому воспитанию школьников, от материальной базы педагогического вуза, от возможности включения студентов вместе со школьниками в разнообразную общезначимую экологически ориентированную деятельность, от степени активности самого студента во всех сферах учебно-воспитательного процесса в педагогическом вузе.

Установлено, что наилучших результатов добились те студенты, которые сочетали активное изучение теории и методики экологического воспитания с работой на педагогической практике и внеаудиторной работой экологической направленности, с привлечением к ней школьников, с научно-исследовательской работой и с проблемами экологического воспитания подрастающего поколения. Практическое участие будущих учителей в устранении последствий антропогенного воздействия на природу, консолидация сил студентов, обучающихся на различных факультетах, исключают увлечение словесными формами обучения подрастающего поколения. В процессе исследования показаны: 1) возможности и условия включения будущих учителей в деятельность по выявлению оперативной информации, которая может составить основу экологического воспитания;

2) вооружение будущих учителей методом диагностики, позволяющих критически оценивать воспитательную работу со школьниками на основе учета сфер жизнедеятельности и соотношения между направлениями гуманистического воспитания- 3) включение студентов в работу экологически ориентированного неформального межфакультативнего объединения- 4) участие в работе общеинститутской многотиражки- 5) работа в экологических лагерях, в которых предпочтение отводится реальному решению проблем сохранения и преобразования природы- 6) взаимодействие с родителями будущих учителей- 7) взаимодействие с детскими неформальными организациями.

В то же время исследование показало, что для того, чтобы процесс подготовки будущих учителей к экологическому воспитанию школьников протекал успешнее, необходимо:

— в содержание специальных дисциплин включить материалы, ориентированные на повышение уровня экологических знаний в рамках семейно-бытовой сферы досуга и общественно-полезного труда;

— за счет средств педагогического вуза и труда студентов создать хорошую, экологическиориентированную материальную базу, необходимую для качественней организации учебно-воспитательного процесса;

— шире использовать возможности межфакультетских структур и экологически ориентированного потенциала на внеинститутском уровне для профессионального становления студентов педагогического вуза;

— шире практиковать работу в разнообразных комплексных экологических лагерях, включающих не только студентов, но и школьников и охватывающих весь спектр экологически целесообразных видов деятельности;

— активнее включать студентов в работу экологических лагерей в нашей стране. Проведенное исследование подтвердило исходное положение о том, что отражение в содержании работы будущих учителей теоретических положений на основе учения положений экологического воспитания школьников, принципов и методов ее реализация, адекватных их будущей профессиональней деятельности, является эффективным средством подготовки студентов педагогического вуза к экологическому воспитанию школьников.

Требуют дальнейшей научной разработки такие вопросы, как целостная подготовка студентов к экологическому воспитанию школьников в процессе интеграции общественных, психолого-педагогических и специальных дисциплинсочетание экологического образования и воспитания будущих учителей, использование компьютерной техники в процессе экологического образования и воспитания будущих учителей и в процессе их подготовки к проведению этой работы со школьниками.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.А. Основные проблемы охраны природы Таджикистана. -Душанбе, 1979. -74 с.
  2. И.А. Животный мир Таджикистана.-Душанбе, 1989.-113 с.
  3. Абуали ибн Сино. Канон врачебной науки. 2ое издание, кн. З, т.1 -Ташкент, 1979, с. 152.
  4. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системегвысшего педагогического образования. М., 1984. -205 с.
  5. О. А. Загрязкина Н.Н. Педагогическая практика студентов. М., 1989. С. 10−18.
  6. Г. С. Возрастная психология. Учебник для студентов вузов. -М.: Академический проект. 2001 -704 с.
  7. С. Методика преподавания природоведения (на тадж. языке). Душанбе, 1987. -160 с.
  8. С. Основы охраны природы (на тадж. языке). -Душанбе, 1991. -152 с.
  9. Н.М. Теоретические основы профессиональной подготовка учащихся по профессиям экологического профиля. Автореф. дис.докт. пед.наук. -М., 1998.
  10. П.Афонин А. В. Красота праздника или праздник красоты (Методическиерекомендации по экологическому воспитанию школьников) -М., 1987. -С. 3−7.
  11. А.В. Советско-Чехославацкий экологический лагерь на Валааме. (Тезисы докладов к научно-технической конференции молодых экологов «Человек в биосфере». 14−16 декабря 1988. -М., 1988. -С. 31−32.
  12. А.В. Подготовка будущих учителей к экологическому воспитанию школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1989. -С. 315.
  13. Р.Б., Новиков В. П. Каменное чудо Таджикистана. -Душанбе., 1988.-105 с.
  14. П. Табиатни мухофиза килиш: Пособие для учителей. -Ташкент., 1991.-19 с.
  15. Т.А. Теория и практика школьного экологического краеведения. Автореф.дис.док.пед.наук. -М., 1996, -56с.
  16. П., Радд Д. Стратегия защиты окружающей среды от загрязнения. (Под. ред. д-ра тех. наук проф. Черткова). -М, 1980. -199с.
  17. Н.И. О подготовке студентов педагогических вузов к воспитательной работе. (Сов педагогика. 1972. N.5, с. 74−84.
  18. Н.И. Методика работы классного руководителя: Учебное пособие для педагогических институтов. -М. 1984. -143 с.
  19. Введение в специальность. (Под ред. д-ра пед. наук Л.И. Рувинского). Учеб. пособие для пед. институтов. -М. Просвещение, 1988. -С. 19−36.
  20. В.И. Биосфера (Изб. труды по биохимии). -М., 1967. -349 с.
  21. С.Б. Реализация межпредметных связей при формировании пространственных представлений учащихся IV-V классов. //Математика в школе. 1985, N5, -с. 31−33.
  22. А.П. Непосредственное образование как способ формирования всесторонне развитой личности. //Философские науки. 1978, N5, -с.4−6.
  23. Я.И. Системный подход к эколого-природоохранительному образованю. Тезисы докладов республиканской научно-практической конферанции от 30−31 марта- Кишинев. Штиинца, 1988, 9-с.
  24. A.M. Курок М. J1. Методологические основы экологического образования и воспитания. //Биология в школе. 1981,№ 2, с. 6−12.
  25. А.Я. О преподавании минералогии. Учитель. -1966,№ 5. -6 с.
  26. А.Я. Избранные педагогические труды. -М., 1953. -С. 84.
  27. Э. В. Система:"общество- природа". -М., 1977, -144с.
  28. Э.В. Экологическое сознание как условие оптимизации взаимодействия общества и природы. Философские проблемы глобальной экологии. -М. 1983, -с.105−121.
  29. Глобальные прблемы современности. Под.ред. Н. Н. Иноземцева. -М.- Мысль, 1981,-191 с.
  30. П. Избранные произведения. В 2-х т. М., 1963, Т.1. -59с.
  31. Город, природа, человек (проблемы экологического воспитания), науч. ред. А. В. Сидоренко. Состав.Ф. Ф. Светик. -М.:Мысль, 1982. -231с.
  32. Н.А. Природа заботу молодых. -М.1983, -165с.
  33. Дистерверг А. Руководство для немецких учителей. -М., 1913, -304с.
  34. А.Е. Концепция подготовки учителей начальных классов. //Начальная школа. 1990, № 7, -64с.
  35. О.М. Совершенствование подготовки будуших учителей начальных классов и осуществление экологического воспитания школьников младшего возраста. Автореф. дис.канд. пед. наук. -Киев, 1988, -Зс.
  36. В. В. Фролов И.Е. Глобальные проблемы современности: научные и социальные аспекты. -М., 1981, -58с.
  37. JI.B. Дидактика и жизнь. -М., 1968, -16с.
  38. А. Н. Школа и проблемы охраны природы. -М., 1981, -280с.
  39. А. Н. Суравегина И.Т. Экологическое оброзавание школьников во внеклоссной работе. Пособие для учителей.-М., 1984,-101 с.
  40. И.Д. Содержание природоохранительного просвещения в школе и педагогическом вузе. -М., 1974,-С. 5−13.
  41. И. Д. Захлебный А.Н. Суравегина. Охрана природы в школьном курсе биологии. -М., 1977, -7-с.
  42. И.Д. Экология в школьном обучении. -М., 1980, -36 с.
  43. И.Д. Экология в школьном обучении. -М., 1980. Новый аспект образования. -М.: Знание, 1980, -36 с.
  44. И.Д. Межпредметные связи в современой школе. -М: Педагогика, 1981.-74 с.
  45. И.Д. Охрана природы и экологическое воспитание школьников. //Воспитание школьников. 1985, № 6, -30-с.
  46. И. Д. Охрана природы и экологическое воспитание школьников. //Воспитание школьников. 1985,№ 6, -35 с.
  47. Ибодов М О. Некоторые социальные вопросы экологического образования и воспитания студентов. Методические рекомендации. Куляб, 1985,-16-с.
  48. . Г. К постановке экологического обучения и воспитания в средней школе. -М., 1979, -С. 3−6.
  49. . Г. Экологическое образование и воспитание, проблемы, методы. Материалы Всесоюзной научной конференции «Образование по вопросам окружающей среды» (Иваново, 18−20 сентября 1984."). Иваново, 1985. -С.71−76.
  50. ., Тиллоев X. Экологическое воспитание на уроках биологии и химии. Методические разработки. Курган-Тюбе, 1990, -2с.53. «Канон» Ибн-Сино и современная медицинская наука.(Сб. статей ТГМУ) -Душанбе, Дониш, 1980, -С.3−24, 163−167.
  51. У. Праздник природы. -Ташкент. Мехнат, 1987, -С. 14−24.
  52. С.Н., Хайдаров Г. Х. Храм знаний. -Худжанд, 1992, -С.40−55.
  53. С.С. и др. Роль музея охраны природы и экологического воспитания в системе эколого-педагогической подготовки учителя. Сборник научных трудов. -Волгоград, 1987, -107 с.
  54. Я.А. ж-н. Воспитание школьников, 1985, № 6, -с.30
  55. Конституция Республики Таджикистан. -Душанбе: Ирфон, 1995, -30 с.
  56. И.И. Экологическая проблема в современных теориях общественного развития. -М., 1982, -43 с.
  57. Краткий словарь по эстетике. Книга для учителя (Под ред. док. фил. наук проф. Овсянникова М.Ф.) -М.: Просвещение, 1983. 197 с.
  58. Н.К. Выработать у ребят коммунистическую мораль. (Пед. соч. в 6 т.) -М.: Педагогика, 1980, т.5, -с.81−91.
  59. Н.К. «Диалектический подход к изучению отдельных дисциплин» (Сб. статей, выступлений и писем).-М., Просвещение, 1987, —40 с.
  60. Т.В. Экологическое образование учащихся в обучении географии. М.: Просвещение, 1990. -77 с.
  61. И.Д. Экологические проблемы. Социально-политические и идеологические аспекты. -М., 1982, -130 с.
  62. В.А. Человек и природа. -М., 1978, -90 с.
  63. А.А. Учителю о психологии младшего школьника. -М., 1977, -С.219.
  64. Макаренко, А С. О моем опыте. (Пед. Соч. в 8 т.) -М., 1984, -137 с.
  65. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. т.20. 202- с. Госполитиздат, 1961.
  66. К., Энгельс Ф. Соч. т.39. -56 с.
  67. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. т.42, 82 с. -М.1974.
  68. К., Энгельс Ф. Соч., т.42. -92 с.
  69. Материалы Межправительственной конференции по образованию в области окружающей среды. (14−26 октября 1977. Тбилиси) -М., 1979, 170 с.
  70. Материалы Всесоюзной научной конференции «Образование по вопросам окружающей среды» (Иваново, 18−20 сентября 1984). -Иваново, 1985,-185 с.
  71. И.С. Охрана природы в школе. -М., 1976, —43 с.
  72. Н.А. Психология решения учащимся производственно технических задач. -М., 1965, -10 с.
  73. А.В., Владыкина А. В. Реализуем комплексную программу непрерывной экологической подготовки студентов. Нач. школа, 1989, N2, с.74−79.
  74. А.В. Охрана природы. -М., 1987, -350 с.
  75. Н.Н. Человек, среда, общество. -М., 1982, —49 с.
  76. Наврузи Ватан. N 3. Февраль, 1999, -3 с.
  77. В.М. Система неперерывного экологического образования в средней и высшей школе (хим.аспект образов) Автореф.дис.док.пед.наук. -М., 1994, -54 с.
  78. А.С., Севастьянов В. И. Полевая практика по природоведению. -М.: Просвещение, 1986, -61 с.
  79. С.О. О некоторых вопросах экологического воспитания дошкольников. (Дошкольное воспитание) 1989, N4. -42 с.
  80. Ю.В., Никитин Д. П. Окружающая среда и человек. -М, 1980, -С. 12−40.
  81. Новый Хатлон. 1995, 28 апреля.
  82. Обращение Министерства охраны природы Таджикистана всему населению республики. От 29- января 1999 года.
  83. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы. Сб. документов и материалов. -М., 1984, -56 с.
  84. Охрана природы Таджикистана. Выпуск 1, издательство «Дониш» -Душанбе, 1980, -С. 5−22.
  85. Педагогика школы. Под ред. Г. И. Щукиной. -М., 1977, -С. 15−23.
  86. Педагогика. Под ред. Ю. К. Бабанского, Г. Нойнера. 1984, -367 с.
  87. Педагогика. Ильина Т. А. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. Институтов. М., Просвещение. 1984, -496 с.
  88. Педагогика. Под ред. Ю. К. Бабанского. 2-е изд. доп. и перераб. -М., «Просвещение», 1988, -479 с.
  89. И.Г. Как Гертруда учит своих детей. Изб. пед. произв., т.2, -М&bdquo- Изд-во АПН РСФСР, 1963, -257 с.
  90. Л.П. Экологическое и эстетическое воспитание школьников. М. 1984.43 с.
  91. А.И. Профессионально-педагогическая подготовка будущего учителя. -Сов. пед-ка., 1985, N12. -С.42−47.
  92. Ю.И. Общая биология. Учебник для 9−10 классов средней школы. М., Просвещение, 1968, -9 с.
  93. Под редакцией Шабаевой М. Ф. История педагогики. -М., Просвещение, 1991,-33 с.
  94. К.В., Родзевич Н. Н. Основные правила поведения учащихся в природе. //География в школе. 1982, N5. -С. 41−42.
  95. К.В., Родзевич Н. Н. Охрана и преобразование природы. Учебное пособие для студентов геогр. пед. институтов. 2-е изд.перев. -М.: Просвещение, 1986, -277 с.
  96. Программа педагогических институтов. Введение в учительскую специальность. Программа спецкурса. -М.: Просвещение, 1976, -12 с.
  97. Программа педагогических институтов. Введение в учительскую специальность. -М.: Просвещение, 1978, -12 с.
  98. Программа педагогических институтов. Классный руководитель. Спецкурс. Просвещение, 1978, -28 с.
  99. Программа семинарских и лабораторно-практических занятий по педагогике. -М., МГПИ им. В. И. Ленина, 1982, -32 с.
  100. Программа непрерывной педагогической практики студентов I-IV курсов. МГПИ им. В. И. Ленина, 1986, -16 с.
  101. Программа педагогических институтов. Педагогика. Семинарские и лабораторные занятия по педагогике. Методика воспитательной работы. -М.: Просвещение, 1986, -16 с.
  102. Практикум по педагогике. Под ред. проф. Васильевой В. И. -М.:Просвещение, 1988, -44 с.
  103. Программа курса «Теория и методика воспитательной работы» -М. изд-во «Прометей» МГПИ им. В. И. Ленина, 1989, -31 с.
  104. .Е. Общая методика естествознания. -М., -Л., 1974, -С. 30−31.
  105. К.Р. Особенности формирования экологического воспитания в современных условиях. Сб. Экология и культура. -Куляб. 1992, -5 с.
  106. К.Р. Экология и современность. Душанбе. 1999. С. 110.
  107. А.И. Подготовка будущих учителей к организацию экологического воспитания школьников. Авторе.дис.канд.пед.наук. -Душанбе, 1999, -21 с.
  108. Н.Ф. Основные биологические понятия и термины. Книга для учителей. -М.: Просвещение, 1988. -С. 305−312.
  109. Н.Н. Значение межпредметных связей в подготовке учителя географии. -М., 1976, -73 с.
  110. В.К. Педагогическая практика. Учебное пособие для студентов. -М., 1981, -С.39−129.
  111. .Ж., Эмиль, или о воспитании. -М., 1996, -53 с.
  112. Н.А. Зоология с основами экологии животных. Пособие для студентов. -М.: Просвещение, 1981, -С. 220−222.
  113. Г., Мухаббатов X. Заказники Таджикистана. -Душанбе: Ирфон, 1989, -53 с.
  114. Т. Проблемы охраны природы на уроках биологии. В ж-ле «Мактаби Совета», 1980, N2. -С. 39−43.
  115. Т. Об экологии и охране пресмыкающихся Таджикистана. В сб. «Вопросы герпетологии». Материалы VI Всесоюзной герпетологической конференции. -Ташкент. 18−20 сентября, 1985, Изд-во «Наука»,-с. 187.
  116. Т., Кабулов Б., Тупайло И. Л. Педагогические основы экологического воспитания младших школьников, Вестник педагогического уневерситета им. К. Ш. Джураева. (Серия естественных наук). Душанбе, 2000, N1. -С.82−88.
  117. Т.С. Об экологическом образовании в Душанбинском педагогическом институте. Сб.науч.трудов Волгоградского пединститута. 1990.-С. 45−50.
  118. Семенов И В. Охрана природы школьниками в каникулярное время. М., Просвещение, -1981. -27 с.
  119. Сериков В В. О целостном подходе к изучению готовности старшеклассников к труду. Органическое единство учебного и воспитательного процессов. Сб. науч. труд. Волгоградский пединститут. Волгоград, 1982, -16 с.
  120. А.А. Психологическая структура отношений школьников к природе. Сб. науч. трудов. -Волгоград, 1987, -227 с.
  121. Е.С. Экологическое образование в подготовке учителя. Вопросы теории и практики. -М., 1984. -С.7−12.
  122. Словарь экологических терминов. Биология в школе. 1987, N3. -21 с.
  123. Л.П. О воспитании любви и бережного отношения младших школьников к природе. Начальная школа, 1978, N12. -31 с.
  124. С.Н. Взаимодействие общества и природы (Филос. проблемы) -М. Мысль, 1983, -252 с.
  125. Е.А. Экологическая подготовка студентов в процессе летней педагогической практики. Проблемы экологической педагогики. -Пермь, 1985, -62 с.
  126. И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. -М., 1984, -31 с.
  127. И.Т. Теория и практика формирования ответственного отношения школьников к природе в процессе обучения биологии. Автореферат, дисс. д-ра, пед. наук. -М., 1986, -12 с.
  128. И.Т. Методическая система экологического образования. Сов. Педагогика, 1988, N9.-С.31−35.
  129. В.А. «Сердце отдаю детям». Киев. 1969. С. 225−238.
  130. В.А. Школа и природа. //Советская педагогика. -1970, N5. -45 с.
  131. В.А. Рождение гражданина. -М., 1971, -С.289.
  132. В. А. О воспитании. -М., 1973, -227 с.
  133. В.А. Разговор с молодым директором. -М., 1982, -8 с.
  134. X. Педагогическая система подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию школьников. Автореф. дисс. канд.пед. наук. -Душанбе, 1994, -7 с.
  135. А.Е. Педагогические основы эколого-методической подготовки студентов. Новые исследования в педагогических науках. -М. Педагогика, 1987, -С.56−58.
  136. Э.А. Проблема охраны природы в преподавании физики (на узбек, языке) -Ташкент.: Укитувчи, 1979, -73 с.
  137. Э.А. Экологическое образование учащихся в процессе изучения предметов естественнонаучного цикла (Физические аспекты экологического образования) Автореф. дис.док.пед.наук. -М., 1987, -12 с.
  138. Э.А. Экологическое образование и воспитание учащихся в процессе изучения естественно научных дисциплин. Мет. пособие. -Ташкент: Укитувчи, 1990, -174 с.
  139. А.Д. Перспективы экоразвития. -М., Наука, 1990, -С.96−110.
  140. К.Д. Собр. соч. -М., -Л., 1949, Т.5, -с.29.
  141. К.Д. Собр. соч. -М., 1958, Т.2, -56 с.
  142. Г. Ф. Межпредметные связи в прцессе обучения. -Л. 1983, -33 с.
  143. Е.К. Экологический и социальный прогресс. -М., 1977, -75 с.
  144. И.Т. Прогресс науки и будущее человека. М. 1975. Переспективы человека. -М., «Политиздат», 1983, -350 с.
  145. Фирдауси «Шахнаме». Родник жемчужин: Персидкого-таджикская классическая поэзия. -Душанбе, 1936, -26с.
  146. Хакимов Эргаш. Экологическое образование учащихся VIII-X классов средней школы в процессе обучения физики. Автореф. дис. канд. пед. наук. -Баку, 1981, -17 с.
  147. М.С. Социально-философский анализ проблем формирования экологической культуры. Автореф. дис. канд. фил. наук. -Душанбе, 1996, -14 с.
  148. С.С. Проблемы экологии человека, новые идеи в географии. Вып. 4. Географические аспекты экологии человека. -М., Прогресс, 1979, -С.24−39.
  149. Ф. Диалектика природы. (Маркс К. и Энгельс Ф.) Соч. 2-е изд. т.20 -М., 1974, -545 с.
  150. Ф. Диалектика природы. Маркс К. и Энгельс Ф.Соч., т.20.-565 с.
  151. А. Х. Тиллоев X. Педагогическая практика студентов предвыпускных курсов. (Методическое пособие для профессиональной подготовки студентов к педагогической деятельности) Под ред. док. пед. наук проф. Барабанщикова А. В. г. Курган-Тюбе. 1993. -А с.
Заполнить форму текущей работой