Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогическое обеспечение общественной самоорганизации учащейся молодежи

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты применяются в деятельности общественных организаций подростков и молодежи, в деятельности учреждений основного и дополнительного образования детей, в учреждениях молодежной политики. Методика проведения сборов реализована в деятельности Республиканской общественной организации «Пионеры Башкортостана» — подходы и модели, разработанные… Читать ещё >

Содержание

  • — ' Стр
  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ САМООРГАНИЗАЦИИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕ
    • 1. Функции общественной самоорганизации в социальном воспитании учащейся молодежи
    • 2. Современные подходы к педагогическому обеспечению общественной самоорганизации учащейся молодежи
    • 3. Анализ отечественного опыта общественной самоорганизации учащейся молодежи
  • ГЛАВА II. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ САМООРГАНИЗАЦИИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
    • 1. Характеристика условий педагогического обеспечения общественной самоорганизации учащейся молодежи
    • 2. Практика педагогического обеспечения общественной самоорганизации учащейся молодежи
    • 3. Основные этапы и результаты опытно-экспериментальной 133работы

Педагогическое обеспечение общественной самоорганизации учащейся молодежи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования педагогического обеспечения общественной самоорганизации учащейся молодежи обусловлена рядом обстоятельств.

Мировые тенденции становления и развития гражданского общества и социального государства предусматривают особую роль общественной самоорганизации различных групп населения. В то же время нынешнее старшее поколение россиян прошло первичную социализацию в советской школе, в коммунистических детских и молодежных объединениях, которые не ставили своей целью формировать субъектную общественную позицию, гражданскую инициативу, основанную на ответственной самоорганизации, на неопе-каемом государством самоуправлении групп, коллективов, объединений людей для свершения общих дел. Поэтому реализация новой нормативной базы местного самоуправления почти повсеместно натолкнулась на отсутствие у значительной части населения опыта обустройства общественной жизни, участия в самоуправлении и самоорганизации. Преодоление указанных трудностей требует особого внимания к процессам общественной самоорганизации современной учащейся молодежи — поколения, которому в процессе взрослой жизни придется решать задачи развития гражданского общества.

В деятельности таких современных российских общественных организаций учащейся молодежи как «Детские и молодежные социальные инициативы», Движение интеллектуальных игр, «Союз студенческих строительных отрядов» имеются элементы общественной самоорганизации, существует региональная практика самоорганизующихся молодежных сообществ. Однако существующий опыт недостаточно описан и научно осмыслен.

Философские проблемы исследования самоорганизации в нашей стране раскрываются в работах С. П. Курдюмова, Е. Н. Князевой. Психолого-педагогическая проблематика изучения самоорганизации рассмотрена Л. Г. Лобовой и А. К. Осиным. В рамках синергетического подхода выполнены диссертационные работы А. Н. Тесленко и Е. Е. Чепурных. Теоретические основания общественной самоорганизации разрабатывались в рамках социологии общественных движений (Н. Смелзер, А. Турен, П. Штомпка), в русле изучения протестных молодежных движений — К. Менерт, Ф. Нейдхардт, X. Шельски. Значительный вклад в исследование деятельности общественных организаций внесли работы M. JL Макальской, И. М. Моделя, Б. С. Модель, А. Ю. Сунгурова, А. А. Шмелева, О. Н. Яницкого.

Осмысление проблем воспитания учащейся молодежи в общественных движениях и объединениях, а также вопросов ученического самоуправления имеет истоки в исследованиях молодежной активности в рамках пионерской и комсомольской работы в СССР. Их результаты представлены в трудах А. Н. Лутошкина, JI. И. Уманского, А. С. Чернышева, других авторов, которые изучали организаторскую деятельность и способности молодых людей, а также социально-психологические проблемы юношеских коллективов. В 60 -80-х годах широкую известность получила «коммунарская методика» И. П. Иванова, обеспечивающая включение подростков в общественную заботу, социальное творчество.

Концептуально социализация ребенка в детских общественных организациях разработана А. В. Волоховым, педагогические основы деятельности детских общественных объединений в современных условиях — Р. А. Литвак, концепция становления и развития отечественного детского движения как субъекта воспитательного пространства создана Л. В. Алиевой. Важные стороны функционирования детских общественных организаций раскрывают А. Г. Кирпичник, М. И. Рожков, И. И. Фришман. В содержательном плане существенный вклад в исследование жизнедеятельности общественных организаций детей и подростков внесли диссертации Т. П. Вернигоровой, А. А. Ермолина, С. Г. Лесниковой, Г. Г. Николаева, Н. Г. Полянских, Е. А. Солодовой, О. В. Солодовой, О. Д. Чугуновой.

Изучению жизнедеятельности общественных организаций учащейся молодежи посвящено небольшое число работ. Особенности социализации молодежи в деятельности молодежных общественных объединений исследовала М. В. Поддубная, осмысление актуальных тенденций развития молодежных общественных объединений и анализ эффективности их деятельности в современных российских условиях осуществила социолог О. А. Родина. Существенное значение для разработки представлений об общественной самоорганизации учащейся молодежи и педагогическом обеспечении данного процесса имеют концепция муниципальной системы социально-педагогической поддержки молодежных инициатив С. С. Гиля и концепция воспитания социальной инициативности детей и молодежи С. В. Тетерского.

Идеи педагогического обеспечения стали оформляться в педагогической науке лишь в последнее десятилетие. Существенную роль в разработке данной проблематики играют концепции педагогической поддержки (Е.А. Александрова, О. С. Газман, Н. Н. Михайлова, С.М. Юсфин), педагогического и социально-педагогического сопровождения (М.И. Рожков, A.JI. Уманский), социально-педагогического обеспечения (JI.M. Бочкова, А. Ф. Драничников, А. И. Кивилевич, Т. Е. Коровкина, А.И. Тимонин), отдельные научно-практические разработки педагогического обеспечения (Н.Е.Бекетова, Т. А. Мерцалова, И. В. Протасова, С. В. Торохтий, НЛО. Шепелева). Вместе с тем следует признать, что вопросы педагогического обеспечения общественной самоорганизации учащейся молодежи остаются разработанными не в полной мере.

На основе всего вышеизложенного можно констатировать несколько противоречий:

— во-первых, между перспективами построения гражданского общества в нашей стране, предполагающими получение учащейся молодежью опыта общественной самоорганизации, и трудностями трансляции соответствующего опыта в современном российском обществе;

— во-вторых, между наличием передового опыта содействия общественной самоорганизации учащейся молодежи, с одной стороны, и недостаточным его осмыслением в теории социального воспитания — с другойв-третьих, между наличием значительного числа исследований посвященных различным аспектам самоорганизации, разработке общих подходов к педагогическому обеспечению, изучению процесса социализации молодежи в общественных организациях, с одной стороны, и недостаточным вниманием к исследованию содержания педагогического обеспечения общественной самоорганизации учащейся молодежи — с другой.

Исходя из вышесказанного, становится очевидной необходимость в теоретическом осмыслении и опытно-экспериментальном исследовании проблемы: при каких условиях педагогическое обеспечение общественной самоорганизации учащейся молодежи будет эффективным?

На основании этого мы сформулировали цель исследования: выявить педагогические условия эффективности педагогического обеспечения общественной самоорганизации учащейся молодежи.

Объект исследования: педагогическое обеспечение общественной самоорганизации учащейся молодежи.

Предмет исследования: педагогические условия эффективности педагогического обеспечения общественной самоорганизации учащейся молодежи.

Исходя из формулировки проблемы, цели, объекта и предмета была выдвинута гипотеза исследования: педагогическое обеспечение общественной самоорганизации учащейся молодежи будет эффективным, если предполагает:

— подготовку лидеров подростково-молодежных объединений к реализации себя в качестве субъектов общественной самоорганизации,.

— инициирование ситуаций достижения индивидуальных и групповых целей в процессе осуществления социальных проектов,.

— содействие в урегулировании взаимоотношений участников совместной деятельности на основе партнерства.

Для достижения цели и проверки гипотезы в процессе исследования решались следующие задачи:

1) определить сущность и социально-педагогические функции общественной самоорганизации учащейся молодежи;

2) выявить особенности педагогического обеспечения общественной самоорганизации учащейся молодежи;

3) разработать и реализовать на практике модель педагогического обеспечения общественной самоорганизации учащейся молодежи;

4) разработать и проверить эффективность методики педагогического обеспечения общественной самоорганизации учащейся молодежи.

Исходные методологические позиции исследования базируются на понятиях и принципах системного подхода (В.Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, М.С. Каган) — на основных идеях и принципах синергетического подхода, представленного в трудах И. Р. Пригожина, Г. Хакенана работах В. Ф. Антонова, В. Байера, Б. П. Белоусова В.И. Вернадского, А. М. Жаботинского, Е. Н. Князевой, С. П. Курдюмова, Г. Г. Малинецкого, О. Мейергофа, К. Оппен-геймера, М. Планка, Ю. М. Романовского, А. П. Руденко, Э. Шредингера, описавших идеи, методы и перспективы синергетики как теории самоорганизации. Теоретические основы работы составили социально-психологическая концепция коллектива (Л.И. Уманский, А.С. Чернышев), научные положения о развитии группы как коллектива (А.Г. Кирпичник, Р.С. Немов), совокупность идей о лидерстве (A.JI. Уманский), современные теории и концепции социализации, воспитания и становления личности ребенка (А.В. Волохов, Б. З. Вульфов, В. В. Давыдов, И. П. Иванов, В. А. Караковский, А. В. Мудрик, М. И. Рожков, Д. И. Фельдштейн и др.). Исследование опирается на идеи педагогической поддержки (О.С. Газман, Н. Н. Михайлова, С.М. Юсфин), социально-педагогического обеспечения (А.И. Тимонин), формирования социальной компетентности (В.М.Басова), а также на положения возрастной и педагогической психологии об особенностях личностного развития в подростковом и юношеском возрасте (И.А. Зимняя, Е. И. Исаев, А. А. Реан, В. И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн). При анализе основных проблем исследования учитывались теоретические и практические разработки вопросов социального творчества студентов (Т.В. Козырева), социально-психологической динамики группы и технологии работы с общественным объединением (М.Б. Кордонский, В.И. Ланцберг).

Для проверки исходных положений использовались следующие методы исследования: анализ философской, социологической, управленческой, психологической, педагогической литературыизучение и обобщение опыта деятельности общественных организаций учащейся молодежиретроспективный анализ собственной социально-педагогической деятельностимоделированиеэкспертное оценивание, наблюдение, анкетирование, тестирование, интервьюированиеопытно-экспериментальная работа.

Базами опытно-эксперимснталыюй работы стали общественные и некоммерческие организации: «Урал — ГПСМ» г. Ревда Свердловской области, Некоммерческое партнерство «Гражданский Просветительский Союз Молодежи» г. Уфы, межрегиональная молодежная общественная организация «Новые люди» (гг. Волгоград, Самара, Саратов, Астрахань). Общее число участников опытно-экспериментальной работы составило 697 человек (студенты образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, старшеклассники общеобразовательных школ).

Диссертационное исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (1990;1995 гг.) осуществлялись изучение, обобщение теории и практического опыта общественной самоорганизации молодежи. В результате этой работы были разработаны модель и методика педагогического обеспечения общественной самоорганизации учащейся молодежи, которые стали использоваться в деятельности самодеятельных подростково-молодежных групп в учреждениях общего, дополнительного и профессионального образования.

На втором этапе (1995;2005 гг.) исследовались условия педагогического обеспечения общественной самоорганизации учащейся молодежи в процессе опытно-экспериментальной работы. Результатом этого периода стало создание общественных организаций «Урал — ГПСМ» (г. Ревда, Свердловская область), «Гражданский Просветительский Союз Молодежи» (г. Уфа, Республика Башкортостан), подготовка и внедрение ряда программ педагогического обеспечения общественной самоорганизации учащейся молодежи.

На третьем этапе (2005 — 2007 гг.) завершалась опытно-экспериментальная работа, корректировались основные положения и выводы, обобщались результаты исследования, разрабатывались научно-методические рекомендации, осуществлялось литературное оформление текста диссертационного исследования.

Достоверность научных выводов и полученных результатов исследования обеспечивалась непротиворечивыми исходными методологическими и теоретическими положениями, всесторонним анализом проблемы на междисциплинарном уровне, применением совокупности разнообразных взаимодополняющих методов сбора и обработки эмпирического материала, адекватных изучаемой проблеме, поставленным целям, задачам, гипотезе, количественным и качественным анализом данных, обобщением результатов опытно-экспериментальной работы.

Апробация результатов исследования осуществлялась на протяжении всего периода исследования. Основные теоретические положения и выводы были изложены автором в докладах и выступлениях на Всероссийских и международных научно-практических конференциях «Молодежная политика Российской Федерации: проблемы и перспективы» (Москва, 2000), «Тенденции развития детских организаций и объединений в третьем тысячелетии» (Челябинск, 2003), «Психология и педагогика социального воспитания» (Кострома, 2005) — на сборах представителей пионерских, детских и подростковых организаций членов СПО-ФДО (Всероссийский детский центр «Орленок», Туапсе, 2004) — межрегиональной научно-практической конференции «Формирование у подростков опыта обустройства общественной жизни» (Кострома — Нерехта, 2006), на заседаниях и методологических семинарах кафедры социальной педагогики Костромского госуниверситета.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в выявлении сущности общественной самоорганизации учащейся молодежиопределении и теоретическом обосновании социально-педагогических функций общественной самоорганизации учащейся молодежив развитии представлений о педагогическом обеспечении деятельности молодежных общественных организаций, включающих уточнение особенностей педагогического обеспечения общественной самоорганизации учащейся молодеживыявлении педагогических условий эффективности педагогического обеспечения общественной самоорганизации учащейся молодежиопределении этапов, средств и организационных форм педагогического обеспечения общественной самоорганизации учащейся молодежи.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты применяются в деятельности общественных организаций подростков и молодежи, в деятельности учреждений основного и дополнительного образования детей, в учреждениях молодежной политики. Методика проведения сборов реализована в деятельности Республиканской общественной организации «Пионеры Башкортостана" — подходы и модели, разработанные в ходе исследования, легли в основу «Концепции развития молодежной политики Республики Башкортостан на 2006 — 2015 гг." — разработан и внедрен в программу обучения слушателей Академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан авторский спецкурс «Основы социальной самоорганизации населения». Практическую значимость исследования подтверждает десятилетняя деятельность общественных организаций учащейся молодежи, созданных в ходе опытно-экспериментальной работы.

Личный вклад автора в исследование заключается в определении понятий «общественная самоорганизация учащейся молодежи», «педагогическое обеспечение», в разработке модели педагогического обеспечения общественной самоорганизации учащейся молодежи, реализации программы опытно-экспериментального исследования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются всесторонним анализом проблемы, опорой на непротиворечивые методологические положенияприменением комплекса взаимодополняющих методов, адекватных целям, предмету и задачам исследования, длительной опытной работой, включенным наблюдением, повторяемостью полученных результатов, подтверждена данными, свидетельствующими о позитивных изменениях в личностных характеристиках испытуемых.

Основные положения, выносимые на защиту: 1. Сущность общественной самоорганизации учащейся молодежи представляет собой механизм упорядочения социальных связей и отношений, в которые включена и которые формирует сама учащаяся молодежь. Общественная самоорганизация учащейся молодежи — естественный, спонтанный процесс, в ходе которого создается, воспроизводится или совершенствуется подростково-молодежное сообщество как постоянно развивающаяся структура — субъект взаимодействия с социальной средой и социальными институтами.

2. Общественная самоорганизация учащихся реализует ценностно-смысловую функцию (присвоение участниками позиции субъекта социальных преобразований, ценностей созидательного отношения к окружающей социальной действительности, креативности, продуктивной организации деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера), созидательно-практическую функцию (непосредственное гражданское участие учащейся молодежи, формирование молодежных общественных организаций, реализующих принципы гражданского общества на практике, предъявление образцов общественной деятельности), инструментально-операционную функцию (освоение и интериоризация способов анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

3. Специфика педагогического обеспечения процессов общественной самоорганизации учащейся молодежи состоит в реализации педагогического содержания перехода от стихийной молодежной самоорганизации к общественной самоорганизации, где самоорганизующиеся сообщества учащейся молодежи становятся субъектами общественного действия.

4. Педагогическими условиями эффективности педагогического обеспечения общественной самоорганизации учащейся молодежи являются: подготовка лидеров подростково-молодежных объединений к реализации себя в качестве субъектов общественной самоорганизации, инициирование ситуаций достижения индивидуальных и групповых целей в процессе осуществления социальных проектовсодействие в урегулировании взаимоотношений участников совместной деятельности на основе партнерства.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Специфика педагогического обеспечения процессов общественной самоорганизации учащейся молодежи состоит в том, что социально-педагогические функции реализуются при переходе от стихийного объединения к общественной самоорганизации учащейся молодежи, которая становится субъектом общественного действия. Педагогическое обеспечение общественной самоорганизации молодежи совершается по спирали и включает три этапа: 1) формирование ядер социальной активности, 2) формирование первичных структур (объединений учащихся), разрабатывающих и реализующих социальные проекты, 3) выявление и закрепление эффективной организационной структуры, способной к самовоспроизведению, как субъекта социальных отношений. С переходом на каждый следующий качественный этап участие педагога в процессе уменьшается, основной задачей становится управление развитием ресурсов и помощь в преодолении трудностей самоорганизации.

Процесс педагогического обеспечения общественной самоорганизации учащейся молодежи характеризуется задачами, условиями, этапами, формами и средствами. Педагогическое обеспечение общественной самоорганизации учащейся молодежи предполагает последовательное решение следующих задач: организация совместной деятельности по алгоритмусодействие формированию структуры эффективных отношений, обеспечивающих создание социально значимого продукта и взаимодействие со средойобеспечение повторяемости циклов жизнедеятельности сообщества и сохранения эффективных организационных форм жизнедеятельности подростково-молодежного сообществарефлексивное опосредование отношений и способов совместной деятельностисодействие оформлению норм взаимоотношений и взаимодействия на основе индивидуальных и групповых договоренностей.

Педагогическое обеспечение общественной самоорганизации учащейся молодежи регулируется двумя группами принципов: организационными (принципы цикличности, усложнения деятельности, технологичности, вариативности, принцип наличия перспектив личностного развития) и ценностными (принципы дисциплины и самодисциплины, социальной ответственности, творчества, наличие общей миссии). Условиями эффективности процесса являются следующие:

— подготовка лидеров подростково-молодежных объединений к реализации себя в качестве субъектов общественной самоорганизации;

— инициирование ситуаций достижения индивидуальных и групповых целей в процессе осуществления социальных проектов;

— содействие в урегулировании взаимоотношений участников совместной деятельности на основе партнерства.

Основной формой организации педагогического обеспечения общественной самоорганизации учащейся молодежи является сбор. Сборы становятся площадкой завершения одних и запуска других социальных проектов. Цикл сборов задает задачи и рамки для социального проектирования (от замысла и реализации проектов до подведения итогов и организации перехода к следующему этапу) — аккумулирует ресурсы развития организацииобеспечивает согласование и интеграцию идей, целей, планов, типов и способов действийсоздает эмоционально-волевой резонанс решимости участников к согласованным и организованным совместным действиям.

Цикл сборов в течение года предполагает четыре тематических профильных сбора и один итоговый. Тематика сборов первого этапа выстраивается в следующей логике: «Я и другие люди», «Я и мое здоровье», «Я и самоорганизация», «Я и творчество». Содержание второго этапа включает четыре сбора: «Коммуникативная культура», «Организационная культура», «Правовая культура», «Проектная культура». На третьем этапе участники осваивают отдельные формы организации деятельности молодежных объединений (круглый стол, проектная игра, дискуссия, игровой коммуникативный тренинг, презентация, переговоры), причем тематика сборов определяется актуальными проблемами окружающей социальной действительности. На каждом этапе (витке) развития общественной самоорганизации учащейся молодежи итоговый сбор предполагает более сложную по содержанию форму (сбор-старт, затем сбор-фестиваль, сбор-конференция, сбор-форум).

Действенными средствами педагогического обеспечения общественной самоорганизации учащейся молодежи являются коучинг, тренинг, конкурсные программы. Коучинг предполагает осуществление консультирования молодых людей по наиболее эффективному достижению деловых и личных целей. Тре-нинговые занятия ведутся специалистами на сборах. Конечным результатом предполагается готовность участника следовать принципам конструктивного общения, укрепление здоровья, эффективной деятельности, социального творчества. Сущность конкурсных программ состоит в стимулировании участников общественной самоорганизации ситуациями успеха, выигрыша.

Опытно-экспериментальная работа (2001;2006 гг.) на базе следующих общественных и некоммерческих организаций: «Урал — ГПСМ» г. Ревда Свердловской области, некоммерческое партнерство «Гражданский Просветительский Союз Молодежи» г. Уфы, межрегиональная молодежная общественная организация «Новые люди» — позволила нам сделать следующие выводы. Результаты опытно-экспериментальной работы показывают, что при определенных условиях педагогическое обеспечение способствует эффективной реализации социально-педагогических функций общественнойсамоорганизации учащейся молодежи. Достоверность результатов опытно-экспериментальной работы проверена нами с помощью математических методов статистической обработки экспериментальных данных: значимость произошедших изменений проверялась с помощью ^-критерия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Перспективы наиболее полного и педагогически целесообразного использования социально-педагогических возможностей общественных организаций учащей молодежи связаны с изучением стихийных и относительно управляемых процессов общественной самоорганизации. При таком подходе наиболее важным становится выяснение сущности и содержания явления самоорганизации как такового.

Рассмотрение явления самоорганизации в естественных науках (В.А. Аршинов, С. П. Капица, Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов, И. Р. Пригожин, Г. Хакен), интерпретаций в современной педагогической литературе (С.В. Кульневич, Л. И. Новикова, М. А. Таланчук, Е.Е. Чепурных) дает возможность сформулировать ряд определений самоорганизации:

— самопроизвольное усложнение формы или, в более общем случае, структуры системы при медленном и плавном изменении ее параметров;

— объединение самопроизвольно возникающих образований («диссипа-тивных структур» — термин И.Р. Пригожина);

— упорядоченность, образуемая в открытых системах, находящихся в неравновесных состояниях, которые возникают в «точке бифуркации» (раздвоение, разветвление), когда поведение системы становится неоднозначным и особое значение приобретает роль даже самых малых внешних воздействий, возмущений (флуктуаций), ведущих к значительным непредсказуемым последствиям;

— процесс упорядочения, возникновения из хаоса определенных структур, их преобразование и усложнениепри этом сами процессы характеризует нелинейность, наличие обратных связей и связанные с этим возможности управляющего воздействия на систему.

Осмысление работ Э. Гиденса, Т. Парсонса, Э. Дюркгейма позволяет сформулировать сущность общественной самоорганизации учащейся молодежи как механизма упорядочения социальных связей и отношений, в которые включена и которые формирует сама учащаяся молодежь. Общественная самоорганизация учащейся молодежи — естественный, спонтанный процесс в ходе которого создается, воспроизводится или совершенствуется подростково-молодежное сообщество как постоянно развивающаяся структура — субъект взаимодействия с социальной средой и социальными институтами. С другой стороны, общественная самоорганизация молодежи «формирует собственную идеологию, фундаментом которой является идея гражданского общества», а молодежь, которая принимает участие в общественной самоорганизации, обладает «специфической субкультурой, основным компонентом которой является осознание себя в качестве агента гражданского участия, свободного от властного влияния .» (Т.А. Лугинина). Исходя из положений, сформулированных А. Г. Кирпичником, М. Б. Кордонским, В. И. Ланцбергом, Р. С. Немовым могут быть определены признаки общественной самоорганизации учащейся молодежи:

— субъектность (ценностно-ориентационное единство и самостоятельность группы в целеполагании),.

— продуктивность деятельности, направленной на преобразование окружающей среды,.

— конструктивность деловых отношений внутри группы (критичность и самокритичность, принципиальность в вопросах членства, дисциплинированность, открытость, информированность),.

— позитивность психологического климата в общности (общий энтузиазм, уверенность в успехе мероприятий),.

— инновационность как стиль жизнедеятельности группы (постоянное обновление идей, методов работы, состава лидеров и функционеров, социальное творчество, субъективная значимость оригинальности, необычности при проведении мероприятий, акций и реализации социальных проектов),.

— удовлетворенность участников общности участием в общественной деятельности и отношениями,.

— конструктивность внешних взаимоотношений с социальными организациями, находящимися в непосредственной близости (отношения с вышестоящими органами, организациями — конкурентами, другими субъектами окружающей среды),.

— структура самоуправления, соответствующая потребностям организации деятельности,.

— интенсивная естественная динамика развития группы (обновление состава группы, смена лидеров и функционеров).

Основываясь на социально-педагогической концепции А. В. Мудрика, работах социологов Т. А. Лугининой, О. А. Родиной, педагогических исследованиях С. Н. Атановой, М. Г. Квиткова, можно утверждать, что общественной самоорганизацией учащейся молодежи могут быть реализованы следующие социально-педагогические функции: ценностно-смысловая — присвоение учащимися позиции субъекта гражданского общества, ценностей созидательного отношения к окружающей социальной действительности, креативности, продуктивной и эффективной организации деятельности, самореализации в социальной группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, инструментально-операционная — освоение и интериоризация способов анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии, взаимовыгодного сотрудничества, реализации собственного лидерского потенциала, созидательно-практическая — непосредственное гражданское участие учащейся молодежи, формирование молодежных общественных организаций, реализующих принципы гражданского общества на практике, предъявление образцов общественной деятельности.

Опираясь на трактовку объекта педагогической деятельности О. С. Газманом, представляется возможным определить сущность педагогического обеспечения, представляющего собой, воздействие, направленное непосредственно не на «отдельную личность, класс (группу, коллектив)», а на «ситуации, ценности, деятельность, общение, отношения, психологическую атмосферу», которые «осваиваются, интериоризуются субъектами учеником и учителем в процессе выбора, исследования, преобразования». Основываясь на исследованиях А. Г. Кирпичником ресурсной составляющей детских общественных организаций, как структурных образований гражданского общества, была выявлена такая характеристика педагогического обеспечения общественной самоорганизации учащейся молодежи как помогающая, поддерживающая направленность.

Анализ существующих подходов к пониманию сущности педагогического и социально-педагогического обеспечения (С.А. Болотова, JI.M. Бочкова, А. В. Волохов, И. А. Гусева, А. Ф. Драничников, Т. Е. Коровкина, И. В. Протасова, А. И. Тимонин, НЛО. Шепелева Г. П. Шереметова) показывает управленческую природу данного явления, которая определяется функциями и целями, ресурсами (средствами), и предусматривает взаимосвязь трех базовых структурных элементов (личность, социальная организация, внешняя среда).

Педагогическое обеспечение системно представлено А. В. Волоховым в виде модели, включающей цель (создание поля самореалиализации ребенка), результат (мотивация социального взаимодействия) и следующие функции: диагностика социальной среды и определение возможностей объединения детейопределение возможных вариантов включения детей в совместную социальную деятельностьпрограммирование воспитательных воздействий на ребенка в процессе организованной социальной деятельностиорганизационно-педагогическая поддержка создания детской организациииндивидуально-ориентированная социально-педагогическая помощь ребенкудиагностика эффективности социально-педагогического обеспечения социализации ребенка в детской общественной организации.

Основываясь на понимании управленческой природы педагогического обеспечения, представляется возможным выделить в качестве объекта процесс развития организационной структуры и содержания деятельности молодежного сообщества. Специфика педагогического обеспечения процессов общественной самоорганизации учащейся молодежи состоит в том, что социально-педагогические функции реализуются при переходе от стихийного объединения к общественной самоорганизации учащейся молодежи, которая становится субъектом общественного действия.

Педагогическое обеспечение общественной самоорганизации молодежи совершается по спирали и включает три этапа: 1) формирование ядер социальной активности, 2) формирование первичных структур (объединений учащихся), разрабатывающих и реализующих социальные проекты, 3) выявление и закрепление эффективной организационной структуры, способной к самовоспроизведению, как субъекта социальных отношений. С переходом на каждый следующий качественный этап участие педагога в процессе уменьшается, основной задачей становится управление развитием ресурсов и помощь в преодолении трудностей самоорганизации.

Процесс педагогического обеспечения общественной самоорганизации учащейся молодежи характеризуется задачами, условиями, этапами, формами и средствами. Педагогическое обеспечение общественной самоорганизации учащейся молодежи предполагает последовательное решение следующих задач: организация совместной деятельности по алгоритмусодействие формированию структуры эффективных отношений, обеспечивающих создание социально значимого продукта и взаимодействие со средойобеспечение повторяемости циклов жизнедеятельности сообщества и сохранения эффективных организационных форм жизнедеятельности подростково-молодежного сообществарефлексивное опосредование отношений и способов совместной деятельностисодействие оформлению норм взаимоотношений и взаимодействия на основе индивидуальных и групповых договоренностей.

Педагогическое обеспечение общественной самоорганизации учащейся молодежи регулируется двумя группами принципов: организационными (принципы цикличности, усложнения деятельности, технологичности, вариативности, принцип наличия перспектив личностного развития) и ценностными (принципы дисциплины и самодисциплины, социальной ответственности, творчества, наличие общей миссии). Условиями эффективности процесса являются следующие:

— подготовка лидеров подростково-молодежных объединений к реализации себя в качестве субъектов общественной самоорганизации;

— инициирование ситуаций достижения индивидуальных и групповых целей в процессе осуществления социальных проектов;

— содействие в урегулировании взаимоотношений участников совместной деятельности на основе партнерства.

Основной формой организации педагогического обеспечения общественной самоорганизации учащейся молодежи является сбор. Сборы становятся площадкой завершения одних и запуска других социальных проектов. Цикл сборов задает задачи и рамки для социального проектирования (от замысла и реализации проектов до подведения итогов и организации перехода к следующему этапу) — аккумулирует ресурсы развития организацииобеспечивает согласование и интеграцию идей, целей, планов, типов и способов действийсоздает эмоционально-волевой резонанс решимости участников к согласованным и организованным совместным действиям.

Цикл сборов в течение года предполагает четыре тематических профильных сбора и один итоговый. Тематика сборов первого этапа выстраивается в следующей логике: «Я и другие люди», «Я и мое здоровье», «Я и самоорганизация», «Я и творчество». Содержание второго этапа включает четыре сбора: «Коммуникативная культура», «Организационная культура», «Правовая культура», «Проектная культура». На третьем этапе участники осваивают отдельные формы организации деятельности молодежных объединений (круглый стол, проектная игра, дискуссия, игровой коммуникативный тренинг, презентация, переговоры), причем тематика сборов определяется актуальными проблемами окружающей социальной действительности. На каждом этапе (витке) развития общественной самоорганизации учащейся молодежи итоговый сбор предполагает более сложную по содержанию форму (сбор-старт, затем сбор-фестиваль, сбор-конференция, сбор-форум).

Действенными средствами педагогического обеспечения общественной самоорганизации учащейся молодежи являются коучинг, тренинг, конкурсные программы. Коучинг предполагает осуществление консультирования молодых людей по наиболее эффективному достижению деловых и личных целей. Тре-нинговые занятия ведутся специалистами на сборах. Конечным результатом предполагается готовность участника следовать принципам конструктивного общения, укрепление здоровья, эффективной деятельности, социального творчества. Сущность конкурсных программ состоит в стимулировании участников общественной самоорганизации ситуациями успеха, выигрыша.

Опытно-экспериментальная работа (2001;2006 гг.) на базе следующих общественных и некоммерческих организаций: «Урал — ГПСМ» г. Ревда Свердловской области, некоммерческое партнерство «Гражданский Просветительский Союз Молодежи» г. Уфы, межрегиональная молодежная общественная организация «Новые люди» — позволила нам сделать следующие выводы. Результаты опытно-экспериментальной работы показывают, что при определенных условиях педагогическое обеспечение способствует эффективной реализации социально-педагогических функций общественной самоорганизации учащейся молодежи. Достоверность результатов опытно-экспериментальной работы обеспечивается применением математических методов статистической обработки экспериментальных данных: значимость произошедших изменений проверялась с помощью ^-критерия.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Практическая психология. М., 2005. — 491с.
  2. К. А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. -СПб., 2001.-304 с.
  3. Т.П. Педагогическое обеспечение компьютерной поддержки запоминания материала в процессе обучения: Дисс.. канд. пед. наук. -Краснодар, 2000.- 196 с.
  4. Авторские лагеря Костромской области: история и современность: учебное пособие для студентов педагогических специальностей- Под ред. Б. В. Куприянова. Кострома, 2006. — 180 с.
  5. Е. А. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий: Автореф. дисс.. докт. пед. наук. Тюмень, 2006. — 23 с.
  6. Я. А. Педагогическое обеспечение гармоничного развития школьников-спортсменов: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Якутск, 2003. -20 с.
  7. И. Ф. Педагогическое обеспечение доверительных отношений педагога и учащегося в образовательном процессе: Дисс. канд. пед. наук. -Шуя, 2004. 206 с.
  8. . Г. Психология и проблемы человекознания. Избранные психологические труды М, 2005. — 432с.
  9. А. Психологическое тестирование. Т. 1,2. М., 1982. — 320 с.
  10. В. И. Проверь себя. Десять тестов оценки интеллигентности, конкурентоспособности и творческого потенциала личности. М., 1994. -63 с.
  11. В. И. Саморазвитие творческой, конкурентоспособной личности менеджера. Казань, 1992. — 97с.
  12. Г. М. Социальная психология: Учеб. пособие / Г. М. Андреева. 5-е изд. испр. и доп. М., 2003. — 344с.
  13. И.АпасоваО. И. Комплексное педагогическое обеспечение продуктивного обучения: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Вологда, 2002. — 20 с.
  14. М.АсафоваТ. Ф. Развитие социально-педагогического творчества во внешкольной работе с детьми в российской провинции второй половины XX века: Дисс. канд. пед. наук. Кострома, 2002. — 144 с.
  15. С.П. Методика организации конкурсных программ // Вестник КГПУ им. Н. А. Некрасова. 1995. — № 1. — С.57−61.
  16. Р. Г. Синергетика в современном естествознании. Едито-риал УРСС, 2003 г. — 144с.
  17. И. П. Психология неформальных подростково-молодёжных групп.-М., 2000.-336 с.
  18. С. Л. Идеология гражданского общества и опыт России: Автореф.. канд. филос. наук. М., 2006. — 26 с.
  19. Н. Е. Педагогическое обеспечение процесса социальной защиты учащихся в общеобразовательной школе: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Ярославль, 1996. — 20с.
  20. Н. В. Социальное творчество учащихся как фактор успешной самореализации личности: Дисс.. канд. пед. наук. М., 2004. -186 с.
  21. БеловаВ. В. Воспитаиие познавательной, творческой и общественной активности подростков во внешкольных учреждениях: Методические рекомендации. Орел, 1998. 115с.
  22. Н. Н. Социальное творчество рабочих. (Проблемы и перспективы развития, теорет. методол. аспект): Дисс.. д-ра социол. наук. -Минск, 1993. — 37 с.
  23. В. В. Развитие самодеятельности советской молодежи в условиях перестройки: Автореф. дисс.. канд. филос. наук. Москва, 1990. -21с.
  24. Бестужев-Лада И. В. Молодость и зрелость. М., 1984. — 200 с.
  25. Бизнес-словарь. Справочно информационный ресурс поддержки предпринимателей // http://www.businessvoc.ru/
  26. М. Р. Организация психологической работы в школе (практическая психология в образовании). М., 2000. — 298 с.
  27. Е. Н. Педагогические условия воспитания социальной ответственности у старших школьников: Автореф.. канд. пед.'наук. Кострома, 2004.-21 с.
  28. Э.В. Педагогическое сопровождение самореализации студента вуза в музыкально-исполнительской деятельности: Дисс.. канд. пед. наук. Кострома, 2006. — 243 с.
  29. Д. Б. Пути к творчеству. М., 1981. — 96с.
  30. Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.- Воронеж: 1995. — С. 157−162.
  31. С. А. Педагогическое обеспечение регионального компонента в начальном образовании: Автореф.. канд. пед. наук. Смоленск, 2007.-24 с.
  32. Большая Советская Энциклопедия / под ред. A.M. Прохорова. 3-е изд. -М., 1972.
  33. Большой энциклопедический словарь. -М., 1991. 1502 с.
  34. Большой энциклопедический словарь. -М., 2002. 1456 с.
  35. С. С. Педагогическое обеспечение формирования морально-психологической готовности специалистов в военном вузе : На материалах частей и подразделений радиоэлектронной борьбы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Воронеж, 2002. — 20 с.
  36. Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособ. Ростов н/Д., 1999. -220 с.
  37. В.А. Организационно-педагогическое обеспечение социальной защиты учащихся в системе современного общего образования: Дис.. канд. пед. наук. М., 2004- 198 с.
  38. Н. М. Опыт построения личностно ориентированного содержания образования в гимназии // Педагогические инновации в учреждениях образования: сущность, критерии, прогноз. Волгоград, 1994. — 125 с.
  39. Н. М. Сопровождение в системе педагогической помощи // Психологическое и социально- педагогическое сопровождение детей и молодежи: Материалы международной конференции (6−8 декабря 2005): В 2-х т. Т. 1.-Ярославль, 2005.-С. 72−73.
  40. Н.М. Пространство воспитания: образ бытия: Монография / Науч. ред. Н. К. Сергеев. Волгоград, 2000. — 225 с.
  41. JI.M. Социально-педагогическое обеспечение формирования коммуникативной культуры личности студента в вузе: Дисс.. канд. пед. наук: Кострома, 2003. 210 с.
  42. Т. А. Формирование социально-значимых качеств личности студента во внеаудиторной деятельности вуза: Дисс.. канд. пед. наук. Кострома, 2005. — 145 с.
  43. И., Глущай А. Как стать первым. Практический коучинг по-русски. М., 2004. — 22 с.
  44. Е.В. Развивающее педагогическое обеспечение адаптационных способностей младших школьников: Дисс.. канд. пед. наук. -Н.Новгород, 2004.- 188 с.
  45. Вишневский 10. Р., Шапко В. Т. Социология молодежи. Екатеринбург, 1997.-211с.
  46. А.Ф., Воловик В. А. Педагогика досуга: Учебник. М., 1998. -240 с.
  47. А.В. Теория и методика социализации ребенка в детских общественных организациях: Дисс. .док. пед. наук. Ярославль, 1999. -467 с.
  48. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е. Н. Степанова. М., 2000. — 128 с.
  49. . 3. Педагогической сопровождение как явление // Психологическое и социально- педагогическое сопровождение детей и молодежи: Материалы международной конференции (6−8 декабря 2005): В 2-х т. Т.1. -Ярославль, 2005. с. 11−16.
  50. . 3., Поташник М. М. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы. М., 1983. — 208с.
  51. JI. С. Воображение и творчество в детском возрасте. -СПб., 1997.-93с.
  52. Высшее образование в России. 1994. — № 4.
  53. О. С. Социально-педагогические аспекты развития (Теория и практика воспитания: коммунарская методика) // Советская педагогика. -1988.-№ 5.-С. 70−75.
  54. П. Я. Введение в психологию. М., 1976. — 150 с.
  55. М. В., Герасимова В. С., Горелова Г. Г., Орлова JI. М. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учебное пособие. М., 2001.-272 с.
  56. С.С. Как поддержать молодежные инициативы // Регион Россия. Омск, 2000. — № 3−4. — С.39 — 44.
  57. С. С. Муниципальная система социально-педагогической поддержки молодежных инициатив: теория и практика: Автореф. дисс.. доктора пед. наук. Оренбург, 2001. — 38 с.
  58. С.В. Организационно-педагогическое обеспечение непрерывного профессионального образования студентов техникума: Дисс.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2006. — 214 с.
  59. Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев, 1988. — 142 с.
  60. ГолодокД. А. Педагогическое обеспечение индивидуализации в малой группе: Дисс. канд. пед. наук. Краснодар, 2001. — 197 с.
  61. Е. Е. Организационно-педагогическое обеспечение повышенного уровня образования в условиях малого города: Дисс.. канд. пед. наук.-СПб., 2002.- 180 с.
  62. Горбачева 10. Н. Организационно-педагогическое обеспечение процесса интеллектуального развития подростка в семье: Дисс.. канд. пед. наук.-М., 2006.-208 с.
  63. Н. А. Социально-педагогическое обеспечение высшего образования студентов с последствиями детского церебрального паралича: Дисс. д-ра пед. наук. М., 2004. — 211 с.
  64. Р. М., Крижанская 10. С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб., 1994. — 465 с.
  65. Грошева J1. В. Влияние учебного сотрудничества студентов на развитие учебных умений как компонента предметно-практической сферы: Дисс.. канд. пед. наук. Калининград, 2000.-205 с.
  66. М.Э. Психолого-педагогическое обеспечение проектной формы обучения: На примере естественнонаучного проекта «Мой дом»: Дисс.. канд. психол. наук. М., 2002. — 178 с.
  67. В.Н. Педагогическое обеспечение преемственного развития детской одаренности в учреждениях общего и дополнительного образования: Дисс. канд. пед. наук. Челябинск, 2004. — 209 с.
  68. И.А. Социально-педагогическое обеспечение развития субъ-ектности студента в вузе: Дисс. канд. пед. наук. Кострома, 2006. — 194 с.
  69. Дж. Харрис. Коучинг: личностный рост и успех. СПб., 2003. — 43 с.
  70. А. И. О социально-психологической природе сплоченности коллектива //Советская педагогика. 1975. — № 6. — С.15−19.
  71. А. И. Психология коллектива. М., 1984. — 89 с.
  72. А. Ф. Социально-педагогическое обеспечение профессионального становления молодого педагога в условиях сельской школы: Автореф. дисс. канд. пед. наук.- Кострома, 2002. 22 с.
  73. ДроботА. А. Педагогическое обеспечение личностного самоопределения подростков средствами дополнительного образования в школе: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Карачаевск, 2004. — 186 с.
  74. ЕжковаА. 10. Психолого-педагогическое обеспечение интереса к спортивной деятельности начинающих борцов: Автореф. дисс.. канд. пед. наук.-СПб., 2004.-21 с.
  75. ЕжковаА. 10. Психолого-педагогическое обеспечение интереса к спортивной деятельности начинающих борцов: Дисс.. канд. пед. наук. -СПб., 2004.- 192 с.
  76. С. А. Нормативно-педагогическое обеспечение как условие повышения эффективности образовательного процесса в учебном заведении: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Н. Новгород, 2005. — 22 с.
  77. О. JI. Социально-педагогическое обеспечение физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся в школе полного дня: Дисс. канд. пед. наук. Кострома, 2006. — 187 с.
  78. С. В Социальное творчество: к определению понятия -Электронный ресурс.- Сайт http://aspr.ru. 18.04.2007 |27 Kb — |Режим доступа http://aspr.ru/page.php7icH89, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус.
  79. И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. М., 2002. — 384 с.
  80. JI. Я. Отражение идей самоорганизации в содержании образования//Педагогика. 1996. — № 4. — С. 105−109.
  81. Ю. А. Организационно-педагогическое обеспечение дифференцированного обучения в сельской школе: Дисс.. канд. пед. наук. -Минск, 1993.-203 с.
  82. И. П. Воспитывать коллективистов / Педагогический поиск / Сост. Н. Н. Баженова. М., 1988. — С. 316−382.
  83. И. П. Методика коммунарского воспитания: Кн. для учителя. -М., 1990.- 143 с.
  84. И. П. Энциклопедия коллективно-творческих дел. Новосибирск, 2003.-256 с.
  85. А.В. Организационно-педагогическое обеспечение математического образования в регионах Севера: Дисс.. д-ра пед. наук. Якутск, 1997.-22 с.
  86. П. Ф. Избранные педагогические сочинения. / Под ред.
  87. A. М. Арсеньева. М., 1982. — 704 с.
  88. В. А., Новикова J1. И., Селиванова Н. J1. Воспитание? Воспитание. Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. М., 1996. — С.37−46.
  89. И.В. Педагогическое обеспечение профессионального самоопределения старшеклассников с признаками одаренности: Дисс.. канд. пед. наук. Хабаровск, 2006. — 195 с.
  90. Н.М., Михайлова Н. Н., Юсфин С. М., Миркес М. М. и др. Педагогика поддержки. СПб, 2005. — 160 с.
  91. Качанов 10. Л., Шматко Н. А. Семантические пространства социальной идентичности II Социальная идентификация личности I Под ред.
  92. B. А. Ядова. -М., 1993.-С. 50.
  93. О.И. Развитие личностной рефлексии в подростковом и юношеском возрасте: Автореф.. канд. псих. наук. М., 2006. — 28 с.
  94. М.Г. Педагогические условия самореализации молодежи в общественных организациях: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Омск, 2000.- 19 с.
  95. В.П. Организационно-педагогическое обеспечение итоговой аттестации дизайнеров-педагогов: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -Екатеринбург, 2000. 20 с.
  96. Е.В. Педагогическое обеспечение развития обучаемости учащихся средствами информационного моделирования: Дисс.. канд. пед. наук. Краснодар, 2006. — 183 с.
  97. Л. Н. Культура и творчество // Культура и творчество масс. -Свердловск, 1976.-234с.
  98. Н. Л. Развитие творческих способностей подростков в условиях деятельности детского общественного объединения: Дисс.. канд. пед. наук. Челябинск, 1999. — 23 с.
  99. Т. В. Педагогические условия организации социального творчества студентов вуза во внеаудиторной деятельности: Дисс.. канд. пед. наук. Кострома, 2006. — 241 с.
  100. А. И. Управление развитием промышленного моногорода на основе механизма реализации социальной ответственности предприятий: Автореф. канд. экон. наук. -М., 2006. 17 с.
  101. И. А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская- под ред. И. А. Колесниковой. М., 2005. 288 с.
  102. Коллектив, личность, общение / Словарь социально-психологических понятий / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Ленинград, 1987. — 167 с.
  103. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989. — 254с.
  104. Р.Ю. Формирование доверия в системе ценностных ориентаций студентов педагогического вуза: Автореф.. канд. пед. наук. -Волгоград., 2007, — 18 с.
  105. М. Б., Ланцберг В. И. Технология группы: заметки из области социальной психологии неформальных групп. Одесса — Туапсе, 1996.- 125 с.
  106. Т. Е. Социально-педагогическое обеспечение профессионального становления будущего учителя на начальном этапе обучения в вузе: Дисс.. канд. пед. наук. Кострома, 2001. — 157 с.
  107. КостецкиР. Социально-педагогические условия повышения социальной активности студентов польской народной республики в сфере досуга: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Ленинград, 1989. -24 с.
  108. Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского и М. Г. Лрошевского. М., 1985. — 124 с.
  109. Краткий словарь по социологии / Под ред. Д. М. Гвишиани и Н. И. Лапина. М., 1988. — 208 с.
  110. Н. Ф. Формирование гражданской позиции подростка на основе рефлексии в процессе изучения общественных дисциплин: Автореф.. канд. пед. наук. Киров, 2005. — 20 с.
  111. О.В. Психолого-педагогическое обеспечение профессиональной подготовки курсантов пожарно-технического училища: Дисс.. канд. пед. наук Воронеж, 2006 — 224 с.
  112. Г. П. Психолого-педагогическое обеспечение эффективного отбора абитуриентов и последующей их адаптации к вузу: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 2004. — 19 с.
  113. П. А.Учащаяся молодежь и религия// Социологические исследования, 1995.-№ 11.-С. 91−99.
  114. В.Р. Психолого-педагогическое обеспечение личностного роста обучающихся профессионально-технического лицея: Дисс.. канд. пед. наук. Томск, 2002. — 196 с.
  115. B.C. Парадигмальный подход к разработке критериев качества педагогического образования Тезисы конференции «Психолого-педагогические чтения Юга России». Ставрополь, 2001. -http://uchebauchenyh.narod.ru/stat/stavrop2001 .htm
  116. С.В. Педагогика самоорганизации: феномен содержания: Монография. Воронеж, 1997. -230с.
  117. . В. Авторские лагеря как воспитательные организации// Детский оздоровительный лагерь: воспитательное пространство. Сборник статей. М., 2007. — С. 15−24.
  118. .В. Глава 2. Сущность и цели социальной работы // Основы социальной работы: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. Н. Ф. Басова. -М., 2007, — С. 19−33.
  119. . В. Очерки общественной педагогики: Авторские лагеря Костромской области. Кострома. 2001. — 65с.
  120. . В., Подобии А. Е. Очерки общественной педагогики: ролевое движение в России. Кострома, 2003. — 104 с.
  121. А.Т., Новикова JI. И. Школьный ученический коллектив: проблемы управления М., 1982. — 159 с.
  122. О. Е. Формирование социального опыта студентов педвуза в учебной деятельности: Дисс.. канд. пед. наук. Вологда, 2002. -172 с.
  123. Д. 10. Формирование опыта построения жизненных перспектив старшеклассников в деятельности временного объединения: Авто-реф. дисс. канд. пед. наук. Кострома, 2002. — 24 с.
  124. В. М. Становление клубной аудитории как коллективного субъекта социально-культурной деятельности: Автореф. дисс.. канд. пед. наук.-СПб., 1992.-24 с.
  125. А. Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975. -302 с.
  126. Е. В. Формирование опыта межкультурного взаимодействия у курсантов военного вуза: Дисс. канд. пед. наук. Кострома, 2005. -210 с.
  127. А. П. Спенсер// История философии: Энциклопедия. — М&bdquo- 2002. — 1376 с.
  128. В. Т. О молодежи и молодежной политике. Избранные произведения в 2-х т. СПб., 2005. — 606 с.
  129. О. В. Педагогическая психология воспитания. М., 2003. -332 с.
  130. Н. «Почему необходима „системная теория“?» Электронный ресурс. — Сайт lib.socio.msu.ru -18.08.2004 |23 Kb. | Режим доступа http://hq.socfpu.ru:8101/persons/golovin/rluhmann2.html, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус.
  131. Т. А. Гражданская адаптация молодежи в сфере общественных объединений: Автореф. дисс.. канд социолог, наук Екатеринбург, 2002, — 19с.
  132. А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М., 1988.- 128 с.
  133. А. С. Коллектив и воспитание личности / Сост. и автор вступ. ст. В. В. Кумарин. Челябинск, 1988. — 261с.
  134. С. М. Организационно-педагогическое обеспечение развития математических способностей школьников в процессе профильной дифференциации: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Якутск, 2005. — 20 с.
  135. С. М. Организационно-педагогическое обеспечение развития математических способностей школьников в процессе профильной дифференциации: Дисс. канд. пед. наук. Якутск, 2005.-205 с.
  136. А. А. Организационная культура: системно- психологические описания: Учеб. пособие. Кострома, 2003. — 113 с.
  137. В.В. Социально-педагогическое обеспечение процесса освоения социальной информации старшеклассниками: Дисс.. канд. пед. наук. Омск, 2006 — 182 с.
  138. JI. И. Студенческий коллектив: основы формирования и деятельности / Отв. ред. Б. И. Королев. Киев, 1985 — 51с.
  139. Н.А. Проектирование в образовании. Минск, 1999.
  140. МаяцкаяН. К. Научно-педагогическое обеспечение аккультурации иностранных студентов в российских вузах: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Ставрополь, 2002. — 20 с.
  141. Менеджмент социальной работы: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. Е. И. Комарова и А. И. Войтенко М., 2001. — 288 с.
  142. МерцаловаТ. А. Педагогическое обеспечение самопознания подростков в условиях общеобразовательной школы: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1996. — 20 с.
  143. Г. П. Организационно-педагогическое обеспечение реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе вуза: Дисс. канд. пед. наук. Ставрополь, 2006. — 196 с.
  144. В. Э. Метод изучения мотивационной сферы личности / Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции.-М., 1990. С.23−43.
  145. А. Н. Социальное творчество и роль субъект-объектной интерференции в развитии общества: Дисс. канд. филос. наук. -Казань, 2003.-24 с.
  146. О. В. Ситуационно-ролевая игра как средство педагогического регулирования социальных ожиданий подростков: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Кострома, 2002. — 23 с.
  147. Н. Н., ЮсфинС. М. Педагогическая поддержка ребенка в сфере гражданского образования: учебное пособие для студентов и преподавателей высших педагогических учебных заведений. М., 2001. -205 с.
  148. Н. Б. Трансформация риска личностно-профессиональных деформаций учителя в ресурс развития: педагогическое обеспечение: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Хабаровск, 2005. — 26 с.
  149. А. В. Общение в процессе воспитания. Учебное пособие. -М., 2001.-320 с.
  150. А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студентов пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. М., 2005. — 200 с.
  151. JI.C., Крокинская O.K., Косабуцкая С. А. Социальный педагог: введение в должность: Сб. материалов. СПб., 2002. — 272 с.
  152. Наш проблемный подросток: учебное пособие / Под ред. Л. А. Регуш. СПб., 1999. — 144с.
  153. Д. М. Педагогическое обеспечение культурной интеграции молодежи с нарушением зрения: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -СПб., 2001.-21 с.
  154. Р. С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: Кн.З. М., 1997. — 632 с.
  155. Р.С., Кирпичник А. Г. Путь к коллективу: Книга для учителей о психологии ученического коллектива. М., 1988. — 144 с.
  156. Г., Пригожин И. Самоорганизация в неравновесных системах.-М., 1979.-221 с.
  157. А. Н. Педагогическое обеспечение развития творческих способностей учащихся на основе принципа природосообразности: напримере изучения химии: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Якутск, 2002. -18 с.
  158. В. В. Социальная психология: феномен и наука: Учеб. пособие/ В. В. Новиков- Междунар. акад. психол. науки. М., 2003. — 344с.
  159. JT. И. Педагогика детского коллектива: вопросы теории / Л. И. Новикова. М., 1978. — 143с.
  160. Л. И., Караковский В. А., Селиванова Н. Л. Концептуальные основы теории воспитательных систем // Современные концепции воспитания: материалы конференции. Ярославль, 2000. — 258 с.
  161. Н. Н. Межличностные отношения. Ленинград, 1979. -218 с.
  162. Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. М., 1996.-374 с.
  163. С. И., Шведова Н. 10. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Ин-т русского языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд., допол. — М., 1997. — 944 с.
  164. Р. В. Организационно-педагогическое обеспечение экологического образования школьников в условиях Республики Алтай: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Новосибирск, 2002. — 22 с.
  165. О. А. Социально-педагогические условия реализации лидерского потенциала старших подростков во временных объединениях: Дисс.. канд. пед. наук. Кострома, 2004. — 165 с.
  166. Л. П Организационно-педагогическое обеспечение учебно-познавательной деятельности студентов в колледже : Дис.. канд. пед. наук: Екатеринбург, 2002
  167. ПаньковаА. Г. Организационно-педагогическое обеспечение оценки управленческого персонала / государственных, муниципальных служащих: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2000. — 19 с.
  168. О.М. Педагогическое обеспечение подготовки студентов педколледжа к здоровьесберегающей деятельности: Дисс.. канд. пед. наук. Иркутск, 2006. — 179 с.
  169. Педагогика / Под ред. В. А. Сластенина. М., 2002. — 344 с.
  170. Педагогика и психология высшей школы: Учеб. пособие для вузов / Отв. ред. С. И. Самыгин. Ростов н/Д, 1998. — 534 с.
  171. ПеньковаР. И. Технология управления процессом воспитания молодежи. Учеб. пособие. Самара, 1994. — 247 с.
  172. А. В. Введение в психологию. М., 1995. — 494с.
  173. А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982. -284 с.
  174. А. В., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива.-М., 1978.- 191 с.
  175. Подготовка студентов к воспитательной работе в школе: Межвуз. сб. научн. тр. Кострома, 1992. — 125 с.
  176. А. Е. Вариативно-ситуационный подход к формированию профессионально-педагогической направленности личности будущего учителя во внеаудиторной деятельности: Дисс.. канд. пед. наук, Кострома, 1999. 225 с.
  177. В. В. Теория и практика организации клубной деятельности учащихся: Дисс. докт. пед. наук. Москва, 1994. — 245 с.
  178. С. Д. О новом воспитании: очерки коммунарской методики.-М., 1990.-80 с.
  179. С. Д. Психопедагогика воспитания. М., 1996. — 160 с.
  180. С. Д. Технологии воспитания: Учеб.-метод. пособие. -М., 2002. 144 с.
  181. Я. А. Психология творчества. М., 1976. — 303 с.
  182. Я. А. Фазы творческого процесса. Исследование проблем психологии творчества. М., 1985. — С. 5−26.
  183. Портал ДИМСИ Электронный ресурс. — Сайт http://www.dimsi.net.-31.03.2007 |39КЬ| Режим доступа http://www.dimsi.net/index.php, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус.
  184. Н. 10. Педагогика сотрудничества: путь к успеху. Казань, 1992.- 106 с.
  185. Примерная программа воспитания социально активной личности студента: рекомендации, методики, технологии // Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования: Обзорная информация / НИИВО. 2003. — Вып. 4. — С. 1−68.
  186. Программа «Продвижение». Сборник материалов. Программа деятельности детских общественных объединений, команд, классов, отрядов, союзов, клубов, ассоциаций, отдельных семей и отдельных ребят / Сост. и ред. Т. В. Трухачева. М., 2007. — 68 с.
  187. И. В. Педагогическое обеспечение процесса накопления учащимися социального опыта в условиях школы-гимназии: Автореф. дисс. канд. пед. наук-Кострома, 2001. -23 с.
  188. Г. И. Педагогическое обеспечение профессионального самостановления будущего учителя: Дисс.. канд. пед. наук. Якутск, 2006.-156 с.
  189. Психологические основы творческой деятельности педагога. Учеб. метод, пособие. Пятигорск, 1999. — 224 с.
  190. Психология. Словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд. — М., 1990. — 494 с.
  191. Психология: Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990. 351 с.
  192. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. Ростов н/Д., 1998. — 258 с.
  193. Психолого-педагогический словарь. Ростов н/Д., 1998. — 544 с.
  194. РадинаК. Д. Нравственное формирование личности подростка// http://vospitanie.hl.ru
  195. Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара, 1998. — 428 с.
  196. М. А., Тильман Ф. Психология индивида и группы: Пер. с фр.-М., 1988.-256 с.
  197. В.В. Педагогические условия включения старшеклассников в социальную деятельность: Автореф. .канд. пед. наук. Ярославль, 1994.- 16 с.
  198. О. А. Молодежные общественные объединения в современной России: социологический анализ эффективности: Автореф. дисс. канд. соц. наук Екатеринбург, 2006. — 24с.
  199. В. Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование. — СПб., 1996.-230 с.
  200. РодиоиоваН. Ф. Взаимодействие педагогов и старших школьников: технология и творчество. JI., 1989. — 84 с.
  201. М. И., Байбородова JI. В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2000. -208 с.
  202. Н. Н. Педагогическое обеспечение интеграции содержания общего и профессионального образования: на материале образовательных учреждений Республики Саха (Якутия): Автореф. дисс.. канд. пед. наук.-Якутск, 2004.- 18 с.
  203. Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х т. / гл. ред. В. В. Давыдов. М., 1993. — Т. 1,2. — 608 с.
  204. С. JI. Основы общей психологии. В 2-х т.-М., 1989. -Т.2.-328 с.
  205. С. Л. Основы общей психологии: в 2-х т.- М., 1989. -Т. 1.-486 с.
  206. А. И. Педагогические условия формирования воспитывающей среды во временном детском объединении: Дисс.. канд. пед. наук. -Кострома, 1999.- 130 с.
  207. JI. А. Педагогическое обеспечение преемственности управления образовательным процессом гимназии: Дисс.. канд. пед. наук. -Магнитогорск, 1998. 184 с.
  208. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В. А. Ядова. Л., 1979. — 327 с.
  209. Е. Г. Организационно-педагогическое обеспечение социального партнерства профессионального колледжа: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 2003. — 19 с.
  210. Т.К., Селевко А. Г. Социально-воспитательные технологии. М., 2002. — 176 с.
  211. И. Н., Степанов С. 10. Проблема организации творческого мышления и рефлексии: подходы и исследования. Психология творчества. Общая, дифференциальная, прикладная. М., 1990. — С. 57−55.
  212. О.П. Педагогическое обеспечение профессиональной самоактуализации личности будущего педагога: на материале педагогических колледжей Республики Саха (Якутия): Автореф. дисс. канд. пед. наук. -Якутск, 2002.-20 с.
  213. В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Уч. пос. для вузов. М., 2000. — 416с.
  214. С. Л. Воспитание творчеством. М., 1978. — 129 с.
  215. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: Учеб. пособие для студентов пед. вузов / Б. В. Куприянов, Н. Г. Крылова, Е. А. Салина, О. В. Миновская. М., 2004. — 240 с.
  216. Социология молодежи: Учебник / Под ред. проф. В. Т. Лисовского. Спб., 1996. — 460 с.
  217. СОЮЗ студенческих отрядов Электронный ресурс. — Сайт http://www.usso.izhnet.ru, — 21.02.2007 |70КЬ| Режим доступа http://www.usso.izhnet.ru/new2006.htm, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус.
  218. Г. Личность и государство: Перевод с английского. М., 2007. — 200 с.
  219. Л. Ш. Педагогическое обеспечение процесса профессионального самоопределения старшего школьника в образовательном пространстве лицея: Дисс. канд. пед. наук. Чита, 2006. — 182 с.
  220. Р., Григоренко Е. Инвестиционная теория креативности//Психологический журнал. 1998.-Том 19. № 2.-С.144−159.
  221. Т. А. Технологии обучения в вузе / Методическое пособие. М., 2000. — 272 с.
  222. Студенческая группа: Сборник. М., 1980. — 190с.
  223. В.В. Методологические проблемы синергетики- Электронный ресурс.- Сайт http://www.uni-dubna.ru 1998 |37,5 КБ|Режим доступа http://www.uni-dubna.ru/~mazny/students/site2/ideal5.htm, свободный. -Загл. с экрана. — Яз. рус.
  224. Е. В. Научно-педагогическое обеспечение становления образовательных учреждений нового типа: Дисс.. канд. пед. наук. Калининград, 1995. — 180 с.
  225. А. А. Психологическая поддержка личностного развития студента в педвузе: Дисс. .канд. пед. наук. Армавир, 2002. — 194 с.
  226. В. Н., Кель О. С. Игра, творчество, жизнь. М., 1966. -304 с.
  227. Тест описания поведения К. Томаса (адаптация Н. В. Гришиной) // Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина: В 2 т. М., 2001. — Т.2. -С. 69−77.
  228. С. В. Социальные инициативы детей и молодежи: поддержка общества и государства: Монография. М., 2003. — 264 с.
  229. А. И. Подготовка специалистов по социальной работе в университете. Кострома, 2005. — 176 с.
  230. А. И. Формирование готовности будущего учителя к использованию игры как педагогического средства: Дисс.. канд. пед. наук. -Ярославль, 1995. 182 с.
  231. Е.В. Если знать, как действовать: Разговор о методике воспитания: Книга для учителя. М., 1993. — 192 с.
  232. А. В. Возраст жизни. М., 1988. — 150 с.
  233. Н. Б. Формирование опыта проектной деятельности у студентов в воспитывающей среде факультета: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Кострома, 2004. -22 с.
  234. В. С. Психолого-педагогическое обеспечение социальной работы с семьей военнослужащего: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. -М., 1997.-20 с.
  235. И. В. Конструктивная педагогика: Учебное пособие / Под общей ред. В. JL Матросова. М., 2004. — 120 с.
  236. X. Е. Основные направления экспериментального изучения творчества. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М., 1981.-549 с.
  237. ТуровцеваЛ. В. Педагогическое обеспечение преемственности в учебно-воспитательной деятельности комплекса «Детский сад школа»: Автореф. дисс. канд. пед. наук. — М., 2000. — 21 с.
  238. А. Л. Педагогическое сопровождение лидерства во временных игровых объединениях подростков. Кострома, 2004. — 120 с.
  239. Jl. И. Психология организаторской деятельности школьников: Учеб. пособие для пед. ин-тов/ Л. И. Уманский. М., 1980. -160с.
  240. Л. И. Психология и педагогика работы комсорга. 3-е изд. / Л. И. Уманский, А. Н. Лутошкин. М., 1984. — 206 с.
  241. Л. И. Личность. Организаторская деятельность. Коллектив. (Избранные труды). Кострома, 2001. — 208 с.
  242. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под ред. В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. Москва, 1999. — 260 с.
  243. Устинова-Баранова Л. А. Педагогическое обеспечение развития опыта художественно-творческой деятельности младших школьников как фактор их личностного саморазвития: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -Хабаровск, 2001. 21 с.
  244. Д. Н. Толковый словарь русского языка. В 4 т. Т.2. М., 2005. — 848 с.
  245. К. М. Управление школьной организацией: Организационные и человеческие ресурсы. М., 1995. — 128 с.
  246. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» Электронный ресурс. — Сайт www.democracy.ru. -01.04.2007 [52КЬ| Режим доступа http://www.democracy.ru/library/articles/publicas., свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус.
  247. В. В. Педагогическое обеспечение личностно-телесного саморазвития студентов как фактора гуманизации высшего образования: Дисс. д-ра пед. наук. Хабаровск, 2003. — 183 с.
  248. Е. А. Педагогическое обеспечение социальной работы в медицинском учреждении: Дисс. канд. пед. наук. М., 2000. — 190 с.
  249. С. В. Педагогическое обеспечение процесса профессиональной адаптации начальников отрядов исправительных учреждений Минюста России: Дисс. канд. пед. наук. СПб., 2006. — 179 с.
  250. В. И. Основы современной теории обществ. М., 2001. -245 с.
  251. В.И. Политика и менеджмент как составляющие социального управления // Социально-гуманитарные знания. 2006. — № 4. -С. 159−171.
  252. И. И. Игровое взаимодействие в детских объединениях: Монография. Ярославль, 2000. — 302с.
  253. О. В. Организационно-педагогическое обеспечение развития негосударственных образовательных структур: Автореф. дисс.. канд. пед. наук Оренбург, 2002. — 21 с.
  254. Г. Информация и самоорганизация. Макроскопический подход к сложным системам. Пер. с англ. М., 2005. — 248с.
  255. . А. М. Социально-педагогическое обеспечение разновозрастного взаимодействия учащихся в школьных творческих объединениях: Дисс. канд. пед. наук. Кострома, 2006. — 188 с.
  256. А. В. Школа творчества. М., 1996. — 358 с.
  257. Д. В. Коммуникации и управление в аспекте социоси-нергетики: Автореф. дисс.канд. филос. наук. Томск: ТГУ, 2004- 24с.
  258. Г. К. Личность: проблемы самореализации // Социально-политический журнал. 1996. — № 4. — С.134−143.
  259. ЧижоваЮ. А. Социальное творчество как фактор политической трансформации российского общества: Дисс.. канд. политол. наук. -Орел, 2001.-26 с.
  260. О. Д. Детское общественное объединение как способ педагогического влияния на социальную активность подростков: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Кострома, 2000. — 23 с.
  261. М. В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М., 2004. -272 с.
  262. Е. В. Формирование досуговой культуры студентов вуза в условиях клубного объединения: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -Карачаевск, 2000. 21 с.
  263. ШейнЭ. X. Организационная культура и лидерство / Пер. с англ. под ред. В. А. Спивака. СПб, 2002. — 336 с.
  264. Н. Ю. Педагогическое обеспечение процесса социализации учащихся в негосударственном образовательном учреждении: Автореф. дис. канд. пед. наук. Кострома, 2004. — 23 с.
  265. Г. П. Педагогическое обеспечение социального самоопределения сельских школьников в процессе предпрофильной подготовки: Дисс. канд. пед. наук. Кострома, 2006. — 210 с.
  266. Шик С. В. Педагогическое обеспечение развития самопонимания у старших подростков в современной школе: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -Улан-Удэ, 2002.- 19 с.
  267. А. 10. Психолого-педагогическое обеспечение состояния готовности женщин к соревнованию по спортивным единоборствам: Автореф. дисс. канд. пед. наук. СПб., 2000. — 20 с.
  268. Шогенов 3. А. Формирование социальной активности личности в новых социально-экономических условиях: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. -Москва, 1995.- 18 с.
  269. . Д. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001. — 350 с.
  270. Энциклопедия кругосвет // www.krugosvet.ru/
  271. Юдина 10. Г. Педагогическое обеспечение становления индивидуальных образовательных траекторий учащихся 5−7 классов: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Красноярск, 2005. — 20 с.
  272. Я. Г. Научно-педагогическое обеспечение учебного процесса в общеобразовательной школе с многонациональным составом учащихся: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2004. — 19 с.
  273. Hymes, D. On communicative competence. Philadelphia, University of Pennsylvania Press. 1971.-321 p.
  274. , G., & Steinberg, M. Between people. Chicago: Science Research Associates. 1975. — Pp. 38−39.
  275. Organizational Psychology. V.4 Handbook of Work and organizational psychology. 1998. p. 114.
Заполнить форму текущей работой