Формирование и управление развитием инвестиционной политики региона: На материалах областей Центра России
Так, коммерческие банки могут содействовать процессу реструктуризации предприятий посредством создания консорциумов или оказания консалтинговых услуг. При этом реструктуризация предприятий подразумевает не только техническое перевооружение производства, но и создание соответствующей рыночной среде организационной структуры компаний, усовершенствование номенклатуры выпускаемой продукции… Читать ещё >
Содержание
Актуальность темы. На протяжении последних лет реформирование российской экономики одной из ее болевых точек является инвестиционная сфера. Спад промышленного производства, ухудшающееся финансовое положение большинства предприятий, расстройство платежно-расчетных отношений, высокий уровень обесценения инвестиционного рубля, — все эти причины все вместе взятые ведут к чрезвычайно низкой мотивации и вложению средств в воспроизводство основного капитала.
В наибольшей степени эти деформации проявляются на региональном уровне управления экономикой.
В масштабах страны предпринимаются определенные усилия по использованию макроэкономических рычагов воздействия на стимулирование инвестиционного процесса.
Вместе с тем на региональном уровне этих усилий часто недостаточно, к тому же они оказывают весьма слабое влияние на эффективность инвестиций. Сегодня задача повышения эффективности инвестиций несравнимо более важна, чем даже наращивание их объема, поскольку в нынешней ситуации только высокоэффективные инвестиции, приносящие отдачу в минимальные сроки, способны переломить тенденции спада в производстве, обеспечить рост реальных доходов предприятий, населения и бюджета, увеличивая платежеспособный спрос и не вызывая усиление инфляции.
Следует подчеркнуть, что задача повышения инвестиционной активности не может быть решена только посредством усилия прямого вмешательства государства. Речь должна идти о формировании благоприятного климата для частных инвесторов, способствующего росту реальных сбережений и ускорению трансформации накоплений в инвестиции, причем в каждом регионе должен быть свой подход.
Проблема заключается в том, что в столь обширной стране, как Россия, между субъектами Федерации имеются существенные различия по всей совокупности факторов, определяющих экономическую и инвестиционную ситуацию. Отсюда вытекает объективная необходимость формирования в каждом отдельно взятом регионе собственной инвестиционной политике, определение направлений ее развития и совершенствования, а также эффективных мер по ее реализации.
Обоснованность такого подхода обуславливается еще и тем, что в «Основных положениях региональной политики в Российской Федерации» определены важнейшие направления региональной политики, включающие «выявление путей и средств активизации собственного потенциала регионов для решения важнейших социально-экономических проблем их развития». Иными словами, груз ответственности за решение практических задач, к числу которых относятся и инвестиционная политика, сегодня перемещается в регионы.
В зарубежной экономической литературе вопросам государственного регулирования инвестиционных процессов уделено достаточно внимания. В трудах таких авторов, как М. Вебер, Дж. М. Кейнс, М. Фридман, Р. Барро, С. Фишер, Р. Фриш и др. широко рассматриваются общие вопросы кейнсиан-ской и монетаристской теорий, проблемы участия государства в экономическом развитии страны.
В отечественной экономической литературе вопросы, связанные с теоретическими и практическими аспектами государственного регулирования инвестиционного процесса на макроэкономическом уровне, нашли отражение в работах Л. Абалкина, В. Андрианова, А. Бузгалина, С. Глазьева, В. Дементьева, В. Кушлина, Д. Львова, Н. Молчанова, В. Тамбовцевой, А. Фоломьева, В. Устинова и др.
Отдавая должное перечисленным выше авторам, следует отметить, что большинство их работ ориентировано на проблемы макроэкономического характера и не содержат достаточной информации о проблемах формирования и развития инвестиционной политики на региональном уровне.
Анализ проблем формирования и развития инвестиционной политики на региональном уровне ведется крайне недостаточно.
Объектом исследования является формирование и развитие инвестиционной сферы регионального рынка.
Предметом исследования выступает система экономических отношений регулирования инвестиционных процессов на региональном уровне.
Целью исследования является разработка теоретико-методических основ формирования и управления развитием инвестиционной политики региона.
Исходя из целевой установки основное внимание в диссертации уделено решению следующих задач: обоснованию объективной необходимости и принципов формирования эффективной региональной политики на основе изучения зарубежного и отечественного опыта и оценки состояния государственного регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации-
исследованию возможностей управления инвестиционными процессами в регионе с помощью мотивационной теории управления и системы оценки региональных инвестиционных рисков-
изучению инвестиционной политики финансово-кредитных учреждений и разработке мер, по повышению их роли в реализации инвестиционной политики региона.
Методологической основой исследования являются диалектический подход, системный анализ, теоретические работы в сфере регионального управления, материалы центральных, региональных, местных законодательных и исполнительных органов власти, статистическая информация.
В процессе исследования использовались обусловленные конкретными целями и задачами экономические, статистические, политические и другие методы изучения, обработки и обобщения информации.
Научная новизна работы заключается в следующем:
1. Обобщены принципы формирования инвестиционной политики на региональном уровне, в частности, децентрализация инвестиционной политики, тесная увязка федеральной и региональных инвестиционных программ и др.
2. Предложен экономический механизм движения инвестиционных ресурсов в системе мотивационного управления инвестиционными проектами региональной инвестиционной политики.
3. Разработаны рекомендации по согласованию экономических интересов основных участников рынка инвестиционных проектов на региональном уровне, связанных с формированием устойчивого инвестиционного спроса, определение приоритетных направлений использования инвестиционных ресурсов и стимулированием инвестиций в регионе.
4. Обоснован системный подход к повышению роли финансово-кредитных учреждений в реализации и развитии инвестиционной политики региона, в частности, формирование банковской системы и возможности участия элементов этой системы в инвестиционной деятельности на уровне РФ, ее субъектов и регионов.
5. Разработана и предложена методика оценки инвестиционных рисков, как фактор региональной инвестиционной политики.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее основные положения и
выводы могут быть использованы в целях совершенствования инвестиционной политики и повышения эффективности инвестиционного процесса в регионе. Применение содержащихся в исследовании рекомендаций будет способствовать устранению диспропорций в инвестиционной сфере на региональном уровне, развитию механизма привлечения реального капитала к реализации инвестиционной политики для обеспечения стабилизации экономики региона и содействия ее росту.
Апробация и реализация результатов исследования. Основные положения, сформированные в диссертации, обсуждались и были одобрены на научно-практических конференциях Орловской региональной академии государственной службы (г. Орел 1997−1998гг.).
Предложения автора по формированию и развитию региональной инвестиционной политики включены в разрабатываемую Комплексную программу социально-экономического развития Орловской области-
Орловский областной совет народных депутатов принял предложенные автором дополнения к Закону «Об инвестиционной деятельности в Орловской области" —
Орловский региональный Центр рыночных отношений «Развитие» принял предложение по формированию управленческой структуры координирующей действия всех участников инвестиционного процесса в Орловской области.
По материалам диссертационной работы внесены коррективы в учебные курсы «Государственное регулирование экономики», «Регионоведение», читаемые в Орловской региональной академии государственной службы.
Основные идеи, содержащиеся в диссертации, опубликованы в сборниках научных трудов, статьях.
Общее количество публикаций составляет 3 статьи, объемом 2 печатных листа.
Структура и объем диссертации. Структура диссертации определяется целью, задачами, логикой исследования и сущностью поставленных в ней задач.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. В состав диссертации входят таблицы и схемы. Общий объем работы 200 страниц.
Формирование и управление развитием инвестиционной политики региона: На материалах областей Центра России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Современная ситуация в российской экономике и жизненно важная необходимость возобновления экономического роста на новом этапе реформ настоятельно требует активизации структурной перестройки. В то же время структура перестройки невозможно без увеличения объема инвестиций, повышения их эффективности, без наличия и последовательного осуществления продуманной и сбалансированной инвестиционной политики.
Проведенное исследование приводит к выводу, что инвестиционную политику в России должны составлять следующие элементы:
• формы и методы мобилизации внутренних источников инвестиций;
• форма и методы привлечения иностранного капитала;
• принципы, методы, каналы размещения привлеченного капитала;
• взаимосвязь инвестиционной политики со структурной политикой;
• взаимосвязь инвестиционной политики со становлением рыночной инфраструктуры в стране;
• взаимосвязь инвестиционной политики и денежной политики Центрального Банка;
• взаимосвязь долгосрочных и краткосрочных инвестиций, инвестиционной политики и платежно-расчетного механизма в экономике.
Формирование и реализация инвестиционной политики призваны решать следующие основные задачи:
• привлечение частных отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции и модернизации предприятий;
• государственная поддержка жизнеобеспечивающих производств и социальной сферы при повышении эффективности капитальных вложений.
В диссертации показано, что в условиях рыночного хозяйствования активизируется функция государственного регулирования, которая состоит в общей координации экономического процесса и стимулированием развития экономики в соответствии с выбранными ориентирами. В работе особо подчеркивается, что коренное изменение к лучшей ситуации, сложившейся в инвестиционной сфере России невозможно без пересмотра ориентиров развития, без корректировки курса реформ.
Система мер, предусматриваемых государством для регулирования инвестиционной деятельности не в состоянии учесть существенные различия по всей совокупности факторов, определяющих экономическую и инвестиционную среду, в которой находятся и функционируют регионы РФ.
В этой связи существует объективная необходимость формирования региональной инвестиционной политики в каждом субъекте Федерации.
В диссертации на основе изучения зарубежного и отечественного опыта управления инвестиционными процессами в регионах определены специфические особенности формирования и реализации инвестиционной политики.
Нами уточнено понятие региональной инвестиционной политики, определены ее принципы, цели и задачи. Основой инвестиционной политики региона является концепция инвестиционной политики региона, которая включает:
• критерии выбора приоритетов для государственной поддержки инвестиционной деятельности по социальной значимости, экономическим и технологическим показателям;
• приоритетные направления инвестиций по социальной значимости, экономическим и технологическим показателям;
• меры государственной поддержки инвестиционной деятельности, критерии оценки их эффективности.
В диссертации систематизированы методы государственного регулирования инвестиционной деятельности на региональном уровне, проведен анализ их использования в Орловской области, сделан вывод о том, что акцент в реализации инвестиционной политики в области смещен в пользу комплекса косвенных методов регулирования, подчеркнута эффективность такого подхода.
В работе сделан вывод о необходимости учета фактора разделения труда и наличия хозяйственных связей между регионами при разработке направлений развития региональной инвестиционной политики.
Развитие инвестиционной сферы является один из аспектов комплексного социально-экономического развития региона. В этой связи основные положения проведенного исследования нашли отражение в разрабатываемой целевой программе по комплексному социально-экономическому развитию Орловской области до 2000 года.
Одним из важнейших направлений развития инвестиционной политики является снижение инвестиционных рисков, что делает конкретный рынок более привлекательным для потенциальных инвесторов. В этой связи в исследовании уделено внимание методологии оценки инвестиционных рисков. Дана критическая оценка различным методикам оценки рисков инвестиций в регионы России.
Проведенный анализ позволил сделать вывод о целесообразности пересмотра традиционного подхода к региональному делению на уровне экономико-географических районов в сторону сохранения. Предложены два варианта более эффективного, с позиций обеспечения регионам, инвестиционной привлекательности районирования России.
Один из них основан на объединении нескольких традиционно выделяемых регионов и выделения Московского района в качестве самостоятельного.
Второй вариант основан на систематизации оценок, характеризующих потенциал субъектов РФ, с учетом закономерностей, которые ранее нашли отражение при построении периодической системы государств мира, и создание по такому же принципу периодической системы регионов России.
Группировка субъектов Федерации по сходным оценкам заслуживает внимания в связи с тем, что это может учитываться при разработке региональной инвестиционной политики.
При выявлении уровня региональных рисков для отдельных регионов был использован подход, основанный на структурно-логической модели «колеса Тихомирова». С позиции рассматриваемой модели обобщенная оценка уровня инвестиционного климата отражает состояние дел по отдельным составляющим, характеризующим развитие региональной общественной системы, каждая из которых оценивается с учетом соответствующего набора факторов риска.
Значение факторов, определяющих состояние инвестиционного климата в России, дает возможность определить рейтинги регионов с этой точки зрения.
Проведенное исследование позволило сделать вывод о возможности и целесообразности экономико-математического моделирования инвестиционной привлекательности регионов России. При этом необходимо разработать математические модели, отражающие влияние наиболее существенных факторов на уровень инвестиционного климата, а затем, в свою очередь, его влияние на инвестиционную привлекательность субъектов РФ. Тем самым создается возможность целенаправленного воздействия на региональную инвестиционную политику.
Достоверная информация об инвестиционных рисках и привлекательности регионов создают необходимые условия, способствующие проявлению интереса инвестора к данному региону. Вместе с тем тот или иной инвестиционный проект будет реализован лишь в случае совпадения интересов выступающих на инвестиционном рынке субъектов.
В диссертации предпринята попытка создания механизма согласования интересов участников инвестиционного процесса с позиции предложенной нами мотивационной теории управления на примере инвестиционных проектов Орловской области.
В этих целях уточнено понятие «инвестиционный проект" — идентифицированы экономические интересы субъектов инвестиционного рынкасистематизированы основные причины расхождения интересов участников рынка инвестиционных проектов.
Для повышения вероятности реализации инвестиционных проектов необходимо использовать мотивационноиндикативный механизм управления инвестиционными процессами в регионе. Его суть заключается в выявлении экономических интересов участников инвестиционных сделок и их согласования на основе рыночных принципов взаимодействия.
Предложенный механизм должен включать также:
• систему требований по оформлению инвестиционных проектов;
• региональную инфраструктуру рынка инвестиционных проектов;
• проведение систематических выставок и конкурсов предлагаемых инвестиционных проектов;
• систему экономических отношений, позволяющую наиболее точно реализовать экономические интересы каждого элемента инфраструктуры рынка инвестиционных проектов.
В работе подробно изучен опыт проведения в Орловской области «Ярмарок инвестиций», показано их благотворное влияние на согласование экономических интересов участников рынка, что выражается в конечном счете в росте капиталовложений в экономику области и ее развитии.
Вместе с тем пока еще нет единого механизма, который заставил бы слаженно работать все рыночные структуры. Для решения этой ответственной задачи предлагается создавать в областях Координациональные центры, в Орловской области данную структуру целесообразно создать при ЦОРО «Развитие».
В диссертации исследованы подходы к осуществлению производственных и финансовых вложений финансово-кредитных учреждений, которые являются ведущей рыночной структурой, оказывающей сильное воздействие на реализацию инвестиционной политики.
С этой целью изучено:
• возможности участия банковской системы в инвестиционной деятельности на уровне России и ее регионов;
• инвестиционная политика финансово-кредитных учреждений;
• источники финансовых инвестиций и современные стратегии управления ими.
Для более толкового использования потенциала банковских учреждений и повышения их роли в осуществлении эффективной инвестиционной деятельности в регионе мы считаем целесообразное развитие разнообразных форм партнерства региональных органов управления, коммерческих банков и производственных предприятий.
Так, коммерческие банки могут содействовать процессу реструктуризации предприятий посредством создания консорциумов или оказания консалтинговых услуг. При этом реструктуризация предприятий подразумевает не только техническое перевооружение производства, но и создание соответствующей рыночной среде организационной структуры компаний, усовершенствование номенклатуры выпускаемой продукции, разработку эффективной стратегии сбыта, внедрение совершенной системы отчетности и контроля, ликвидацию убыточных подразделений.
Осуществление региональной инвестиционной политики в конечном счете сводится к реализации инвестиционных проектов. В этой связи эффективная инвестиционная политика во многом зависит от обоснованности предлагаемых бизнес-планов, и создания условий, стимулирующих отбор проектов в наибольшей степени соответствующей стратегии развития региона.
В диссертации подробно освещена методология оценки экономической эффективности инвестиционных проектов, правильное использование которой устранит одну из четырех выявленных нами причин, препятствующих реализации бизнес-планов. Для отбора инвестиционных проектов, отвечающих интересам развития региона, мы предлагаем использовать интегральный критерий, рассчитываемый как среднее геометрическое из локальных критериев, соответствующих социальной, экономической и экологической эффективности данного проекта (для расчета используются значения локальных критериев по сравнению с лучшими значениями).
Данный подход позволяет избежать затруднений выбора в случае, если локальные критерии действуют в разном направлении.
Для активизации деятельности финансово-кредитных учреждений по реализации региональной инвестиционной политики необходимо предоставлять инвесторам отобранных бизнес-планов льготы, гарантии, страхование инвестиций. При этом порядок и условия их предоставления должны быть закреплены законодательно. В качестве льгот инвесторам можно использовать налоговые каникулыпредоставление средств регионального бюджета на возвратной основе без уплаты процентов вообще или же оплаты процентов по заниженной ставкеосвобождение от налога прибыли, полученной в результате кредитования проектов, отвечающих интересам региона.
Коммерческим банкам можно рекомендовать в качестве источника пополнения капитала для последующего финансирования региональных инвестиционных проектов выпускать облигационные займы, которые должны всесторонне поддерживаться администрацией региона. Важнейшим направлением реализации региональной инвестиционной политики следует считать расширение практики финансового лизинга.
В целом внедрение в практику хозяйствования на региональном уровне предложений, обоснованных в ходе проведенного исследования, будет способствовать решению первоочередных задач структурной перестройки экономики региона и его комплексному развитию.
1. Закон РСФСР от 26.06.97 г. № 1488−1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» // Экономика и жизнь — 1991, № 22.
2. Закон Российской Федерации «О банках и банковской деятельности в РСФСР» // Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. М., 1992,№ 9,34.
3. Совет Министров Правительство РФ. Постановление № 467 от 17.05.93 г. «О мерах по повышению роли банков в обеспечении государственных инвестиционных программ» // Вестник банка России. — М. 1993.
4. Закон РСФСР от 04.07.91 г. «Об иностранных инвестициях в РСФСР (с изменениями от 19.06.95 г.) // Сборник нормативных актов. М., 1993.
5. Закон РСФСР от 04.07.94 г. № 1545−1 «Об иностранных инвестициях в РСФСР» // Рынок ценных бумаг. 1994, № 21.
6. Указ Президента РФ от 17.09.94 г. № 1928 «О частных инвестициях в РФ». // Рынок ценных бумаг. 1994, № 21.
7. Постановление Правительства РФ от 22.06.94 г. № 744 «О порядке размещения централизованных инвестиционных ресурсов на конкурсной основе» // Российская газета. -июль 1994 г.
8. Закон РФ «О введении в действие части первой ГК РФ» //Собрание законодательства. -М. 1994, № 32.
9. Указ Президента РФ № 765 от 26 июля 1995 года «О дополнительных мерах по повыше-I |к нию эффективности инвестиционной политики в РФ». — М.1995.
10. Постановление Правительства РФ от 13.10.95 г. № 1016 «О комплексной программе стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику РФ» //Коммерсант. 1995, № 40.
11. Федеральный закон РФ от 30.11.95 г. № 190-ФЗ, О финансово промышленных группах".
12. Закон РФ о внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О банках и банковской деятельности в России». //Вестник Банка России. М., 1996, № 9.
13. Постановление Правительства РФ от 01.05.96 г. № 534 «О дополнительном стимулировании частных инвестиций» //Российская газета, 8 мая 1996 г.
14. Закон Орловской области от 01.09.97 г. № 53−03 «Об инвестиционной деятельности в Орловской области» // Орловская правда, 05.09.97 г.
15. Абалкин Л. И., Бунич П. Г. Этот трудный путь: экономическая реформа.-М.: Мысль, 1989. 271 с.
16. Абалкин Л. И. Неиспользованный шанс: полтора года в правительстве.-М.: Политиздат, 1991.-308 с.
17. Акулов В. Б. Кейсианская модель макроэкономического регулирования: возможность использования в современной экономике. Санкт-Петербург: университет, 1993.
18. Андрианов В. Государственное регулирование и механизмы саморегуляции в рыночной экономике (мировой опыт и Россия) // Вопросы экономики. 1996, № 9. — с. 28−39.
19. Анисимов А. И. Анализ макроструктурной перестройки экономики / Ответ, ред. С. Т. Гурьянов, A.A. Устенко. М.: Универсум, 1991 г. — 128 с.
20. Арбузова O.A. Проблема повышения инвестиционной активности в регионах. М.: РАГС, 1998.
21. Банковская система России. Настольная книга банкира т. 3 М.: ТОО Инжиниринго.