Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социальные проблемы сохранения и развития малочисленных этносов российского Севера

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Общеизвестно, что Российский Север — исключительно богатый край своими природными ресурсами, полезными ископаемыми, сырьём. Здесь добывается 90% газа и 10% нефти всей страны. Словом, идет интенсивное, а в значительной мере и бесплановое, нерациональное промышленное освоение этого важного региона. В итоге здесь столкнулись две цивилизации — техногенная и традиционная, осуществляется непростое… Читать ещё >

Содержание

  • глава i. особенности малочисленных народов севера, как этноса и культурно-исторического типа
    • 1. 1. Теоретико — методологические проблемы данного этносоциологического исследования
    • 1. 2. Природные и хозяйственные особенности жизнедеятельности малочисленных народов Севера
    • 1. 3. Социально-демографическая характеристика малочисленных народов
  • Ямало-Ненецкого автономного округа
    • 1. 4. Духовная культура, традиции и быт
  • глава ii. промышленное освоение севера и социальное развитие малочисленных народов: проблемы и пути сохранения
    • 2. 1. Современная экономическая и экологическая ситуация в регионе и пути сохранения традиционных форм хозяйствования коренного населения
    • 2. 2. Социальные проблемы трудозанятости коренного населения
  • Ямало-Ненецкого автономного округа
    • 2. 3. Сохранение и развитие этнокультуры северных малочисленных народов

Социальные проблемы сохранения и развития малочисленных этносов российского Севера (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Проблемы социокультурного этнического развития народов Севера являются весьма актуальными. Эти народы, испытав определенное влияние современной цивилизации, сохранили многие традиционные черты хозяйствования, культуры, образа жизни. В регионе проживания народов Севера вдет синтез новейших достижений культуры и техники с традиционной культурой этих этносов.

Промышленное освоение Севера имеет во многом положительное значение для России и народов этого региона Вместе с тем проявляются существенные социальные и этнические негативные последствия этого процесса На российском Севере происходит взаимодействие двух цивилизаций — техногенной и традиционной. Негативные стороны промышленного освоения региона прямо ставят проблему выживания малочисленных народов Севера, сохранения их самобытного культурно-исторического типа.

Переход России к рыночной экономике противоречиво влияет на развитие народов Севера С одной стороны, имеются определенные позитивные моменты влияния рыночных отношений на судьбы народов Севера С другой стороны, переход к рынку оказывает и некоторое отрицательное влияние на их экономическое, социальное и этническое развитие.

Как известно, в конце XX века в ряде регионов мира, а не только в России, существенно обострился «национальный вопрос», проблемы взаимоотношения между различными нациями и этническими группами. Растет самосознание народов. Возникает потребность в осуществлении более адекватной национальной политики, в разработке комплексных федеральных программ сохранения и дальнейшего развития коренного северного населения, его образа жизни, традиционных форм хозяйствования и культуры. Необходимо иметь объективную, нетенденциозную картину исторического развития и современного состояния образа жизни малочисленных народов Севера, сложных проблем, в значительной мере обостренных переходом северного региона к рынку. Эти вопросы особо актуализируются в свете.

Закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (от 30 апреля 1999 года).

Таким образом, сощюлогический анализ социальных и этнических проблем малочисленных народов Севера ныне приобретает исключительную теоретическую, методологическую, гуманистическую, организационно-управленческую и практическую значимость.

Степень научной разработки. О народах Крайнего Севера написано немало. Ценный фактический и описательный материал, интересные сведения относительно их образа жизни можно найти в ряде публикаций XVYII-XIX вв. В частности, следует назвать труды В. М. Головина, B.JI. Комарова, С. П. Крашенинникова, В. П. Маргаритова, ГА Сарычева, В. Н. Тюппова. Особого внимания заслуживают работы СПКрашенинникова, одао из первых русских исследователей образа жизни народов Сибири и Крайнего Севера.

В советский период проблемы народов Севера освещали В. А. Зибаров, М. А Сергеев, В. И. Увачан, В. Г. Богораз, И. Е Бударин, А. Г. Агаев, НД Диков, В. В. Антропова и другие. Несмотря на определенную идеолопмность, в этих работах раскрыто рад существенных проблем народов Севера.

С начала перестройки литература о народах Севера стала более разнообразной и объективной. В трудах И. А. Аргунова, Ф. С. Донского, JIM Дробижевой, У А. Винокурова, ЗА. Корниловой, Б. Н. Попова, ЗЛ. Соколовой, НЛ. Тихонова и других исследователей нашли отражение демографические, социально-экономические и культурные проблемы северных народов, в работах В. И. Бойко, Н. В. Васильева, Ю. В. Попкова хорошо освещены вопросы специфики этносов Севера особенности региона и природных условий жизни северных народов.

Проблемам народов Севера посвящены интересные диссертации Л. М. Даниловой, В. В. Петращевой, A.C. Сафронова и др. Для анализа этжсохдаологического и культурного развития малочисленных народов Севера значительный интерес представляют публицистические работы национальной художественной интеллигенции — Е А. Айпина, Е. Гаер, А. Кривошапкина, Ю. Рытхэу, В. Санги и др.

Ряд важных идей теории этноса и национальных отношений содержатся в работах Р. Г. Абдулатипова, Д. М. Азаматова, КВ. Арупоняна, Д. Ж. Валеева, Дж.М. Гилязшдинова, Р. Г. Кузеева, В. И. Иванова, Р. М. Тухватуллина, P.M. Файзуллина.

Социальные проблемы развития народов Севера освещены в трудах Т. И. Заславской, Г. Т. Осипова, В. А. Ядова, Р. Г. Насибуллина, Р. Б. Камаева, IO. i L Дорож-кина, Ан. А. Ахмадеева, А .А. Ахмадеева, Ф. У. Мухаметлатыпова и др.

В области философии и социологаи культуры есть интересные труды П.С. I уревича Б. С. Ерасова, Л. Г. Иопина, М. С. Кагана, В. М. Межуева, И.М. Орешнико-ваидр.

Однако нет специального этносоциологического исследования малочисленных народов российского Севера как особого культурно-исторического типа Слабая разработанность темы, актуальность изучения и решения социальных и национальных проблем народов Севера и послужили выбором темы диссертации.

Объектом исследования являются малочисленные народы российского Севера.

Предметом диссертационного исследования являются северные этносы как особый культурно-исторический тип, социальные и этнические проблемы народов российского Севера, сохранение и развитие в условиях интенсивного промышленного освоения этого региона и перехода экономики к рыночным отношениям.

Цели и задачи исследования. Цель диссертационого исследования изучение социального и этнического положения малочисленных народов Севера, выяснение путей их сохранения и развития в современных сложных условиях перехода российского северного региона к рынку.

Реализация этой цели требует решения следующих задач:

— анализ малочисленных народов Севера как особой этнической группы и самобытного культурно-исторического типа;

— рассмотрение особенностей традиционного образа жизни коренных северных народов;

— выявление основных детерминант культурно-исторического типа и образа жизни северных народов;

— изучение социально-демографических, экологических, хозяйственноэкономических и культурных проблем коренных народов Севера в условиях промышленного освоения peiиона и перехода его к рыночным отношениям;

— обобщение огромного исследовательского, конкретнскюциологического, эмпирического и статистического материала в целях более глубокого и полного понимания сложного, противоречивого характера этносоциального, хозяйственного и культурного развития коренных народов Севера, прежде всего, ненцев, как самого крупного этносаопределение путей сохранения и дальнейшего развития кулыурно-исгорического типа коренных северных народов, разработка практических рекомендаций.

Теорешко-методатогическую основу исследования составили теоретические положения струкгурно-фушащональной социологии, ряд идей феноменологии и марксизма, системный, функциональный и культурологический подходы, принципы детерминизма, историзма и развития. Эмпирическую основу исследования составили данные статистики, материалы собственного социологического исследования, периодика, документы государственных органов.

Научная новизна заключается в следующем :

— доказано, что малочисленные северные народы представляют собой особые этносы, специфику которых составляют своеобразные отношения с природой, самобытные черты хозяйствования, культуры, быта и образа жизни;

— аргументировано, что культурно-исторический тип народов Севера — это система своеобразных элементов экономической, социальной, духовной, бытовой жизни, вытекающих из традиционных форм хозяйствования и природно-гощшлаьной культуры;

— обосновано, что специфическими детерминантами и характерными чертами природно-социального и культурно-исторического типа народов Севера являются: малочисленность, проживание в суровых северных условиях, своеобразный способ хозяйственной деятельности, неразрывность с природой, относительная стабильность общественного уклада, преобладание коллективного и семейного начала, строгая регламентация всей жизнедеятельности, языческой религии;

— выявлено, что основными гоциальными проблемами народов Севера являются существенное снижение рождаемости и рост смертности, низкая продолжительность жизни, высокий уровень заболеваемости, широкое распространение алкоголизма, низкий уровень благосостояния, трудности трудоустройства, основной этнической проблемой является сохранение самобытности и самого существования этих этносов;

— доказано, что промышленное освоение Севера и переход к рыночной экономике оказывают противоречивое влияние на судьбы народов Севера, что негативные стороны этих процессов ставят под угрозу само сохранение этносов;

— предложены и обоснованы практические рекомендации по сохранению и дальнейшему развитию малочисленных народов российского Севера, их самобытной культуры и образа жизни.

Теоретическая и практическая значимость работы. Представленная работа является одной из первых диссертаций по этносоциологическим проблемам малочисленных народов российского Севера. Теоретическое значение диссертации выражается в приращении знаний о социокультурном и этническом развитии народов Севера Выводы и идеи диссертации могут иметь определенную теоретико-методологическую значимость для философов, социологов, культурологов, политологов, историков и этнографов и могут быть использованы при чтении самых различных курсов социально-гуманитарного профиля.

Практические рекомендации имеют организащюнно-управленческую направленность, будут полезны государственным органам национальных автономных округов, могут быть использованы для разработки федеральных и региональных комплексных программ по сохранению и развитию малочисленных народов Севера, что важно для осуществления адекватной и компетентной национальной политики.

Апробация результатов исследования. Основные идеи и выводы работы излагались в выступлениях на ряде научно-практических конференций республиканского и регионального уровня, на многих семинарах. Некоторые её положения использованы в деятельности отдела по проблемам коренного населения (г.Надым). Теоретические положения диссертации изложены в ряде публикаций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В предлагаемой диссертации, пожалуй, впервые осуществлен этно-социологический анализ малочисленных народов российского Севера как общего этноса и особого культурно-исторического типа. В этой связи охарактеризован в системном плане их самобытный образ жизни, традиционные отрасли и формы хозяйствования, самобытная духовная и материальная культура, специфический быт и пр.

Общеизвестно, что Российский Север — исключительно богатый край своими природными ресурсами, полезными ископаемыми, сырьём. Здесь добывается 90% газа и 10% нефти всей страны. Словом, идет интенсивное, а в значительной мере и бесплановое, нерациональное промышленное освоение этого важного региона. В итоге здесь столкнулись две цивилизации — техногенная и традиционная, осуществляется непростое, противо-речиевое взаимодействие различных этнокультур, коренного насе-ления и «пришельцев» .

В нашем исследовании на основе большого фактического материала, данных статистики, конкретно-социологического исследования, опроса, экспертных оценок показана объективная, правдивая картина образа жизни северного населения, вся сложность нынешнего его существования, сохранения и развития. Крайне осложняют современную экономическую и экологическую ситуацию малочисленных народов Севера мало проду-, манные экономические реформы, хаотический переход к рыночным отношениям. Ныне существует целый комплекс социально-экономических, хозяйственных, социально-демографических, экологических, бытовых и культурных проблем. Особо остро встали вопросы сбыта продукции и трудозанятости коренного населения, его низкой рождаемости и высокой смертности.

Все очевиднее становится вся опасность стихийного и бесконтрольного промышленного освоения Севера, месторождений газа и нефти, сопровождающиеся нарушением экосистемы, экологического баланса, массой негативных последствий, ущемлением интересов и прав коренных жителей.

Народы Севера накопили уникальный опыт освоения суровой природы, эксремальной среды обитания. В борьбе за выживание они выработали особые адаптивные формы действий и поведени, демографического воспроизводства, образа жизни, быга и культуры.

Народы Севера — самые малочисленные в нашей стране и это одна из главных их особенностей. Они отличаются своей самобытностью и специфическим образом жизни, типом расселения, традиционными отраслями и формами хозяйствования, бытом, традициями, верованиями, народным искусством и пр.

К сожалению промышленное освоение российского Севера сегодня прямо поставило саму проблему существования, сохранения и дальнейшего развития этих народов как общего культурно-исторического типа.

В нашем исследовании прежде всего фигурировали ненцы, самые различные проблемы Ямало-Ненецкого автономного округа. Однако, основные выводы относительно образа жизни ненцев, их сложной современной социально-экономической, экологической, социально-демографической и культурной ситуации вполне подходят и к другим северным народам.

В конце исследования приведены основные практические рекомендации относительно сохранения и дальнейшего развития малочисленных народов Севера как общего и особого культурно-исторического типа. Конечно, они нуждаются в своей дальнейшей конкретизации, для своего осуществления требуют твердого финансирования, значительных денежных средств. Короче говоря, требуется научное и гуманистическое обоснование политики по промышленному освоению российского севера, нужны федеральные и региональные комплексные программы по сохранению и дальнейшему развитию его коренных народов, обеспечивающие их социально-экономическую, экологическую, правовую и культурную.

139 защищеность. Думается, что Закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Севера (30 апреля 1999 года) создает для всего этого хорошую правовую базу. В частности, в нем указывается на необходимость сохранения и развития традиционного образа жизни и форм хозяйствования этих народов, строительствро дорог и др.

Понятно, что рассматриваемая в диссертации проблема является сложной и многоплановой, имеет важное теоретико-методологическое и практическое значение, нуждается в дальнейшей коллективной разработке. В силу сказанного ряд вопросов не получил, да и не мог получить исчерпывающего изложения. Автор и не ставил перед собой такой цели.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Г. Человек. Нация. Общество. -М.: Политиздат, 1991.
  2. А.П. и др. Патология человека на севере. М.: Медицина, 1985.
  3. А.Г. Судьбы народностей. М.: Политиздат, 1978.
  4. Г. А. Исследование ресурсов и освоение территории зарубежного Севера. М.: Наука, 1984.
  5. Г. А. Население и ресурсы Американского Севера М.: Наука, 1963.
  6. Д.М., Свириденкео A.A. Формирование государственной философии на современном этапе. Уфа, 1996.
  7. Актуальные проблему культуры XX столетия. М.: Знание, 1993.
  8. H.A. Традиционные религиозные верования тюрко-языческих народов Сибири. Новосибирск: Наука, 1992.
  9. Г. М. Социальная психология. М.: Наука, 1994.
  10. Ю.Антропова В. К. Культура и быт коряков. М.: Наука, 1971. — 145 с.
  11. Н.Артюнина Г. М. Проблемы профессиональной патологии малочисленных народов севера // Социолог, исслед, — 1994. № 7.
  12. Ю.В. и др. Этносоциология: цели, методы и некоторые результаты исследования. М.: Наука, 1984.
  13. Ю.В. О национальных отношениях в постсоветских обществах: межличностный аспект // Сощюлог. исслед.- 1959. № 4.
  14. БАМ и народы Севера.- Новосибирск: Наука, 1979.
  15. B.C. Социальная философия. Учебн. М.: ФАИР — Пресс, 1999.
  16. H.A. Смысл истории. М.: Мысль, 1990.
  17. В.И. Социально-экономическое развитие народностей Севера. -Новосибирск: Наука, 1988.
  18. В.В. Влияние экологического фактора на здоровье аборигенного и пришлого населения Заполярья // Социолог, исслед., 1994.-№ 4.
  19. Бородки" П.А., Солюнин Ю. Г. Социально-демографические показатели сельского населения республики Коми. Сыктывкар, 1994.
  20. Ю.В. Современные проблемы этнографии. М.: Наука, 1981.
  21. И.Бромлей Ю. В., Гуревич И. С. Современные этнокультурные процессы ународностей крайнего Севера // Проблемы современного социального развития народностей Севера. Новосибирск, 1987.
  22. Н.Я. Говеры эвенков Амурской области. Л.: Наука, 1987.
  23. Д.Ж. Национальный суверенитет и национальное возрождение. -Уфа, Китап, 1993.
  24. Д.Ж. Нравственная культура башкирского народа: прошлое и настоящее. Уфа: Баш. кн. изд-во, 1989.
  25. Д.Ж. Народный эпос как источник изучения нравственного сознания этноса// Фольклор народов РСФСР. Уфа: БГУ, 1983.
  26. Г. М. Исторический фольклор эвенков (сказания и предания). -М. -Л., 1966.
  27. Г. М. Исторический фольклор эвенков (сказания и предания). М. — Л., 1966.
  28. И.В. Проблемы формирования северо-российских народностей. М.: Наука, 1979.
  29. И.С. Очерки истории и этнография чукчей. М. — Л, 1965.
  30. Г. Д. Ненецкие сказки и былины. Салехард, 1987.
  31. В.В., Данилевич И. В. Национально согласие и переход от авторитаризма к демократии // Обществ, науки и современность, 1999. № 2.32.ВЛАДОС, 1995.
  32. Возможности и реальности освоения Севера. М.: Наука, 1992.
  33. Востржов ПН, Бродненв ММ Оленеводство Ямата Свердловск, 1964.
  34. Дж.М. Суверенитет этноса // Вестник Баш. ун-та. -1996.- № 3.
  35. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. Пер. с англ. и франц.- М.: Прогресс.37,Головнев A.B. Модель в культурологии // Модель в культурологии Сибири и Севера. Екатеринбург, 1992.
  36. ЗЗ.Головнев A.B. О культе нытарма и сидрянт у ненцев // Мировоззрение народов Западной Сибири. По археологическим и этнографическим данным. Томск, 1985.
  37. A.B., Зайцев Г.С, История Ямала. Тобольск- Яр-Селе, 1992.
  38. В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований . Учебн. пос. М.: Изд-во МГУ, 1988.
  39. Ф., Сухи Ю. Социалистический образ жизни. Вопросы теории и практики. М.: Наука, 1985.
  40. Л.Н. Этаогинез и биосфера земли. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1993.
  41. Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. М.: Наука, 1993.
  42. Л.Н., Окладников А. П. Диалог ученых // Декоративное искусство в СССР. 1982. -№ 8.
  43. П.С. Культурология. Учебн. пос. М.: Знание, 1996. — 288 с.
  44. Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991.
  45. Демография // ЭКО, 1993, № 4.
  46. H.H. Древние культуры северо-восточной Азии. М.: Наука, 1979.
  47. Документы Международного Конгресса «Север России: семья, дети, экология». М., 26 -28 апреля 1994 г.
  48. .О. Очерки по этнической истории ненцев и энцев. М.- Наука, 1970.
  49. Л.М. Историческое самосознание как часть национального самосознания // Традиции в современном обществе. М.: Мысль, 1990.
  50. В.П. По тундрам Ямала к Белому острову. Экспедиция на Крайний Север полуострова Ямала в 1928—1929 гг. института освоения Севера СОФРАН. Тюмень, 1992.
  51. Т. Санкционированный сон// Северные просторы. 1990. № 5
  52. Г. Е. Общая социология. Курс лекций. Екатеринбург, 1999.58.3ибаров В. А. Юстиция у малых народов Севера (XVII-XIX вв.) Томск: Изд-во Томск .ун-та, 1990.
  53. С.Н. Диалог о культуре. Л.: Лениздат, 1987.
  54. И.А. Собр. соч., Т. 1. М&bdquo- 1993.
  55. Н.В. Культура народов Севера: философско-сощюлогический анализ. Новосибирск: Наука, 1989.
  56. История и этнография Крайнего Севера СССР / Материалы научной конференции, посвященной народам Севера, 10−14 декабря 1947 г. Л, 1950.
  57. История Чукотки с древнейших времен до шпик дней. М: Мысль, 1989.
  58. Источники по этнографии Западной Сибири. Томск: изд-во Томск, унта, 1987.
  59. Итс Р. Ф. Введение в этнографию. Л.: Ленингр. ун-та, 1974.
  60. М.С. Философия культуры. Сб. Петрополис. 1996.
  61. К.В. Национальные меньшинства в России. М.: Мысль, 1983.
  62. В.Е. Введение в социальную философию. М,: Аспект-Пресс, 1996.
  63. Л.Н. Социология культуры. Учебн. пос. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1992.
  64. Конституция Российской Федерации. М, 1993.
  65. Концепции современного развития малочисленных народов Севера в ЯНАО (утверждена решением Малого Совета Ямало-Ненецкого автономного округа, № 1, от 10 января 1993 г.).
  66. Кравченко ATI Введение в социологию. Учебн. пос. М, Нов. школа, 1995.
  67. Краткий словарь о социологии. М.: Политиздат, 1988.
  68. С.П. Описание земли Камчатки. М. — Л., 1949.
  69. И.И. Арктическая этноэкология. М.: Наука, 1989.
  70. Р.Г. Этика. Культура. Экология. Уфа., 1991.
  71. Культурология.: Учебн .пос. дня студентов вузов Ростов н/Д: Феникс, 1995.
  72. Культурология.- Учебник для студентов техн. вузов. М.: Высш. школа, 1998.
  73. Леви- Строе К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994.
  74. Лстопись жгони народов северо-востока Петропавловск-Камчатский, 1985.
  75. А.Ф. Философия. Мифология. Культура. -М.: Политиздат, 1991.
  76. В.Г. Среда и здоровье населения Севера // Соц. исслед, 1994. № 7.
  77. Ю.Г. Социальная экология. Новосибирск: Наука, 1990.
  78. Материалы II съезда малочисленных народов Севера. М., 1994.
  79. Мифы, предания, сказки хантов и манси. М.: Иск-во, 1990.
  80. Л.И. Социология культуры: Учебн. пос. М.: ААИР -Пресс, 1999.
  81. H.H. Человек и ноосфера,— М.: Мол. гв., 1990.
  82. И.В. Зачет по социологии в кармане.: Учебн. пос. Ростов н/Д: Феникс, 1999.
  83. И.Д. и др. Клинико-социальные особенности психического здоровья ненцев // Соц. исслед., 1994. № 7.
  84. A.B. Проблемы развития народов Севера // Социально полит, ж. 1997. № 7.
  85. Народов малых не бывает. М.: Мол. гвардия., 1991.
  86. Народы Севера России. В 2-х ч. — М.: Политиздат, 1992.
  87. Народы Сибири на современном этапе: национальные и региональные особенности. Новосибирск: Наука, 1989.
  88. Народы Советского союза. М.: Наука. 1991.
  89. Р.Т. Население Республики Башкортостан : социально-демографический анализ. М., 1997.
  90. Ненецкий национальный округ // БСЭ- М., 1974. Т. 17.
  91. Ненецкий язык // БСЭ М., 1974. — Т. 17.
  92. Ненцы. // БСЭ M., 1974.- T. 17.
  93. M. Народы Севера : перспективы общего развития // Независимая газета, 26 февраля, 1994 г.
  94. C.B. В неизвестные края. Путешествие на Север. М.: Политиздат, 1954.
  95. А.П. Древние связи культур Сибири и Средней Азии // Бахрушниские чтения. Вып 1. Новосибирск: Юрист, 1968.
  96. Г. В. Россия: Национальная идея и социальная стратегия // Вопр. филос. 1997. — № 10.
  97. Основные показатели экономики и культуры малочисленных народов Севера (1980−1989гг.) М., 1990.
  98. Основы политологии. Краткий словарь терминов и понятий. М.: Знание. 1993.
  99. Основы философии: Учебн. пос. для вузов / Отв. ред. Е. В. Попов.-М.: ВЛАДОС, 1997.
  100. .С. и др. Проблемы трудозанятости коренного населения. -Екатеринбург-Надым., 1995.
  101. Памятники Камчатки, Чукотки и Верхней Колымы. М.: Наука, 1977. Парахонский Б. А. Язык и культура. — Киев: Наукова думка, 1988.
  102. В.В. Формирование социалистического образа жизни у народностей Севера. Канд диссерт. — М., 1985.
  103. С.М. Российское общество в условиях модернизации. (Социально-философский анализ). Уфа: Изд-во Баш. ун-та, 1998.
  104. .Н. Культура Семейного воспитания народов Севера: прошлое и настоящее. Якутск, 1993.
  105. Преобразования в хозяйстве, культуре и этнические процессы у народов Севера. М.: Наука, 1970.
  106. Проблемы окружного рынка труда // Крайний Север 1995. № 2.
  107. Проблемы трудозанятости коренного населения. Надым -Екатеринбург, 1995.
  108. Рабочая книга социолога. M: Наука, 1976.
  109. A.A., Радугин К. А. Социология: Курс лекций. M. BJIA-ДОС, 1995.
  110. Россия и Запад: взаимодействие культур (материалы «Круглого стола») //Вопр. филос. 1992. — № 6.
  111. С.П.Крашенинников в Сибири. M JI. S 1966.
  112. A.C. Экономическое и политическое развитие малочисленных народов Севера в современных условиях. Канд. диссертация. -М&bdquo- 1994.119. Сидоров П. И., Шубин C.B. Этнические особенности алкогольногопсихоза у ненцев // Соц. исслед. 1994. — № 7.
  113. Современная духовная культура народов Севера. Омск, 1989.
  114. Современная Западная социология.: словарь. М.: Политиздат, 1990.
  115. Современная Западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1991.
  116. Современные этнические процессы в СССР. M.: Мысль, 1977.124. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. Пер. с англ. — М. :1. Политиздат, 1992.
  117. Е.Г. Экологический календарь ненцев // Северные просторы. 1989. № 1−6.
  118. Э.Б. Первобытная культура. -М.: Просвещение, 1989.
  119. С. «Дом здесь мой будет.» // Ямал сокровищница России. -1996. m 3.
  120. В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М.: Русский мир. — 1997.
  121. Тодоров Ангел С. Качество жизни. М.: Прогресс. — 1980.
  122. Токарев С. А Религия в истории народов мира М: Политиздат, 1964.
  123. В.И. Образ жизни. Понятие. Реальность. Проблемы. М.: Политиздат, 1975.
  124. В.А. Ненецкие сказки. Архангельск, 1936.
  125. Традиционное и новое в культуре народов России, Тез. докл. и выступлений. на Всероссийской конференции. Саранск: Изд-во Мордовск. ун-та, 1993.
  126. В.Н. Годы, равные векам: М.: Мысль, 1984.
  127. Д.М. Введение в теоретическое религиоведение. М.: Мысль, 1973,
  128. Д.М. Искусство и религия. М.: Мысль, 1982.
  129. А.К. Духовная жизнь общества. М.: Политиздат, 1980.
  130. А.К. Духовное обновление общества. М.: Мысль, 1990.
  131. Управление народов Крайнего Северв. Канд. диссер, — М., 1994.
  132. Ю. А. О формах постижения бытия // Вопр, филос. -1993, № 4.
  133. А.Д. На пути к информационно-экологическому обществу // Филос. науки. 1991. -№ 3.
  134. А.Д., Школенко Ю. А. Человек и Вселенная. М.: Знание, 1980.
  135. А.Г., Юрев И. П. Эстетика труда и производства. М.: Высш. школа, 1988.
  136. А.Г. Национализм и будущее мирового сообщества. // Свободная мысль, 1995. № 5.
  137. Утопический социализм. Хрестоматия. М: Политиздат, 1982.
  138. Ф.С., Зарипов А. Я. Грани этнической идентификации /У Соц. исслед., 1997,-№ 8.
  139. Философия и этнография. Л.: Наука, 1977.
  140. Философия: Учебник, для вузов Ростов н/ Д: Феникс, 1995.
  141. Философский энциклопедический словарь. М: Сов. Энциклопедия1983.
  142. С.С. Социология: Учен, для вузов. М.: Колос, 1997.
  143. К.Н. Самосознание и интернациональная ответственность социалистических наций. Пермь, 1974.
  144. Л.В. Материалы по народным знаниям ненцев // Социальная организация и культура народов севера. М., 1974.148
  145. Л.В. Обычаи и обряды, связанные с детьми. // Традиционное воспитание детей у народов Сибири. М., 1988.
  146. Л.В. Проблема этногенеза и этнической истории пепцев. Л., 1976.
  147. K.M. Культурология. Энциклопедический словарь Ростов н/Д: Феникс, 1997.
  148. А. Культура и этика. М.: Прогресс, 1973.
  149. Штейнберг Л. Я, Семья и род у народов северо-восточной Азии. Л., 1933.
  150. Этнические песни ненцев (Составитель З.Н. Куприянова). М., 1965.
  151. Этническое развитие народностей Севера в советский период. М.: Мысль, 1987.
  152. Этнокультурное развитие народностей Севера в условиях научно-технического прогресса на перспективу до 2005 года / Концепция развития.-М., 1988.
  153. Этносоциология: цели, методы и некоторые результаты исследования М.: Наука, 1984.
  154. Ю.В. История цивилизаций. Учебн гос. М.: ВЛАДОС, 1997.
Заполнить форму текущей работой