Модели и алгоритмы формирования и оценки компетенций выпускника вуза
В ряде западноевропейских систем профессионального образования и подготовки VET (Vocational Educational Training) принято выражение «обучение на основе компетенций». В российской образовательной системе укоренился термин «компетентностный подход». Именно этот термин употребляется в официальных документах, в том числе в Федеральной целевой программе развития образования на 2006;2010 годы (раздел… Читать ещё >
Содержание
- ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
- ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ И ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 1. 1. Различные подходы к определению понятий компетенция, компетентность. ]
- 1. 2. Анализ проблем образовательного процесса и оценки качества подготовки специалиста в связи с внедрением компетентностного подхода
- 1. 3. Формализация задачи подготовки специалиста в вузе как задачи управления
- 1. 4. Базовая структурная схема компетентности на основе анализа
- ФГОС ВПО
- 1. 5. Задача формирования паспорта компетенции. Обоснование необходимости в разработке модели компетенции
- 1. 6. Возможность применения когнитивного моделирования для построения модели компетенции
- 1. 7. Анализ проблем несоответствия профессионального образования структуре потребностей рынка труда
- 1. 8. Анализ существующих информационных систем и ресурсов, используемых автоматизированными системами управления вузом
- 1. 9. Постановка задач исследования
- 1. 10. Выводы по первой главе
- ГЛАВА 2. ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛИ КОМПЕТЕНЦИИ НА ОСНОВЕ ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК
- 2. 1. Необходимость привлечения экспертной группы для построения когнитивной модели компетенции
- 2. 2. Алгоритм выявления перечня дисциплин, непосредственно и косвенно формирующих компетенцию
- 2. 3. Процедура выявления перечня наиболее востребованных компетенций
- 2. 4. Выводы по второй главе
- ГЛАВА 3. СИСТЕМНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МОДЕЛИ КОМПЕТЕНЦИИ
- 3. 1. Формализация процесса формирования компетенции как системы
- 3. 2. Энтропийный подход получения числовых характеристик степени целостности компетенции
- 3. 3. Энтропийный подход определения степени значимости дисциплин для компетенции
- 3. 4. Получение перечня значимых дисциплин и перечня компетенций обладающих свойством целостности, при помощи построения лингвистического классификатора
- 3. 5. Оценка компетенции с помощью построения интегрального критерия на основе аддитивного преобразования
- 3. 6. Процедура расчёта текущих характеристик уровня компетенции
- 3. 7. Выводы по третьей главе
- ГЛАВА 4. РЕАЛИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ.10б
- 4. 1. Основные задачи реализации основной образовательной программы. юб
- 4. 2. Совершенствование реализации основной образовательной программы в рамках разработанных процедур
- 4. 3. Технологии мониторинга при компетентностном подходе
- 4. 4. Алгоритм мониторинга уровня компетенции
- 4. 5. Алгоритм реализации основной образовательной программы на основе компетентностного подхода
- 4. 6. Практическая реализация результатов работы
- 4. 7. Выводы по четвёртой главе
Модели и алгоритмы формирования и оценки компетенций выпускника вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Задача формирования и оценки компетентности студента, имеет важное практическое значение, так как появляется возможность решать задачи, связанные с повышением качества подготовки востребованных специалистов. В настоящее время компетентностный подход является основополагающим в системе российского образования. Это обусловлено появлением новой нормативно-правовой базы российского образования (принятие соответствующих поправок к «Закону о высшем профессиональном образовании» (Гл. 2 ст. 5,8, Гл. 4 ст. 24) [32].
Компетентностный подход в системе ВПО предполагает формирование и развитие компетенций, и повышение уровня компетентности специалистов [4,5,6,7]. Он направлен на минимизацию противоречий между учебной и профессиональной деятельностью и приведение в соответствие потребности рынка труда и образования [33, 34].
В ряде западноевропейских систем профессионального образования и подготовки VET (Vocational Educational Training) принято выражение «обучение на основе компетенций». В российской образовательной системе укоренился термин «компетентностный подход». Именно этот термин употребляется в официальных документах, в том числе в Федеральной целевой программе развития образования на 2006;2010 годы (раздел «Совершенствование содержания и технологий образования», п. З) и в Плане мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005;2010 годы (раздел 1) [111].
Необходимость введения компетентностного обучения обусловлена процессами гармонизации «архитектуры» европейской системы высшего образования [38], а также предписаниями «Концепции модернизации российского образования до 2010 года» [42].
В настоящий момент, по мнению многих исследователей, подготовка специалистов в любой области должна осуществляться на новой концептуальной основе в рамках компетентностного подхода [5, 10, 20, 29, 34, 38, и др.].
Кроме того, в конце 2010 года, в рамках Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. [41] и реализации положений «Болонской декларации» [7], в системе высшего профессионального образования (ВПО), были введены в действие новые Федеральные государственные образовательные стандарты ВПО третьего поколения на основе компетентностного подхода (далее ФГОС).
Согласно ФГОС [112−114] высшее учебное заведение, обязано обеспечивать гарантию качества подготовки специалиста, в том числе путем «разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников». Иными словами каждый ВУЗ должен иметь средства оценки не только знаний и умений, но и компетенций специалистов. Таким образом, инновационные процессы в российском образовании ставят перед профессорско-преподавательским корпусом всё более глобальные цели: вооружение студента набором компетенций, которые позволят повысить уровень его компетентности.
Различные подходы к проблемам компетентностного подхода и качеству образования посвящены работы многих авторов: И. А. Зимней, Э. Ф. Зеера, В. Гутмахера, В. В. Краевского, A.B. Хуторского, В. А .Богословского, Е. А. Караваева и др. Работы Д. И. Прошина, С. А. Маруева, Л. Р. Фионовой посвящены вопросам управления образованием на основе компетентностного подхода, работы O.A. Шабалиной, H.A. Наумовой — вопросам автоматизации учебного процесса.
Проблемой современных вузов по-прежнему остается организация процесса измерений компетенций, которые необходимы, согласно п. 8.1. раздела VIII «Оценка качества освоения основных образовательных программ» ФГОС ВПО, с использованием автоматизированных систем и ресурсов вуза. Отсутствуют рекомендации по расширению функциональности существующих автоматизированных систем управления вузом (АСУ ВУЗ) в части планирования И' мониторинга учебного процесса вуза в изменившихся условиях. Для вновь разрабатываемого программно-алгоритмического обеспечения должны быть определены системные свойства компетенции, факторы влияния, способы ее количественного выражения, решены вопросы обобщения когнитивных знаний экспертов и организации экспертизы в процессе оценки компетенции, использующие алгоритмы теории принятия решений.
Выходом из создавшегося положения является решение научно-технической задачи планирования основной образовательной программы (ООП) и расширения функциональных возможностей АСУ ВУЗ с учётом новых требований образовательной политики — компетентностного подхода.
Таким образом, задачи формирования компетенций у студентов вузов, и совершенствование системы планирования процесса подготовки специалистов, с учётом особенностей компетентностного подхода являются актуальными.
Целью диссертационного исследования является совершенствование управленческих решений, связанных с планированием учебного процесса вуза, на основе совокупности математических и алгоритмических средств формирования и оценки компетенций выпускника вуза. Поставленная цель достигается решением следующих задач:
Провести анализ информационных ресурсов и систем вуза, ориентированных на государственные образовательные стандарты второго поколения, используемых при организации учебного процесса. Разработать блок-схему управления организацией обучения с позиции компетентностного подхода, выделив процедуры измерения факторов и уровней формирования компетенций.
На основе знаний экспертов разработать модель компетенции, процедуру организации экспертизы и обработки экспертной информации для описания степени влияний составляющих компетенции и выявления наиболее востребованных компетенций.
Сформировать системные характеристики компетенции, подлежащие шкалированию, и разработать вычислительную процедуру оценки их информационно-энтропийных свойств на основе когнитивной модели.
Сформулировать процессы жизненного цикла компетенции (ЖЦК) с целью раскрытия содержания основных этапов её становления, разработать процедуру количественного измерения уровня формирования компетенции по окончании всей или части ООП.
Разработать модель информационной системы мониторинга формирования компетенции на всех этапах её жизненного цикла, и определить ее место в информационном пространстве вуза, поддерживаемого существующей автоматизированной системой управления, либо совокупностью интегрированных информационных систем и ресурсов.
Объект исследования — компетенции, присутствующие в ФГОС ВПО. Предмет исследования — управление учебным процессом в части разработки основных образовательных программ и мониторинга формирования компетенции для оценки уровня подготовки специалистов.
Методы исследования. В процессе работы использовались методы системного анализа, теории информации, математического моделирования, теории графов, теории вероятностей и математической статистики, теории принятия решений.
Достоверность и обоснованность работы. Обоснованность научных суждений и выводов, сформулированных в работе, обусловлена корректным применением указанных методов исследования. Достоверность подтверждается успешным практическим применением результатов диссертационной работы. Научная новизна диссертационного исследования: 1. Построена когнитивная модель компетенции, представленная в виде ориентированного взвешенного графа. Выделены системные характеристики компетенции, позволяющие исследовать компетенцию на целостность и определять степень значимости изученных дисциплин на основе информационной энтропии. 2: На основе когнитивной модели разработана процедура оценки уровня компетенции, использующая интегральный критерий, с учетом уровня усвоения дисциплин в заданный момент времени и степени их влияния на формирование компетенции.
3. Впервые введено понятие жизненного цикла компетенции состоящего из трёх этапов, для каждого из которых разработан алгоритм мониторинга уровня формирования компетенции на основе балльных оценок рейтинговой системы вуза.
4. Предложена совокупность рекомендаций по реструктуризации существующей системы планирования и мониторинга реализации основной образовательной программы, расширяющих функциональность программных модулей, используемых в автоматизированных системах управления вузом. Практическая значимость работы заключается в совершенствовании организации учебного процесса вуза путём принятия управленческих решений на основе результатов реализации предложенных в работе алгоритмов построения модели компетенции и процедуры оценки уровня компетенции.
Разработанное программное и алгоритмическое обеспечение, включая процедуру оценки компетенций и модель информационной системы мониторинга качества подготовки специалиста, могут быть использованы для расширения функциональности автоматизированных систем управления вузом при внедрении системы управления качеством образования по ФГОС ВПО.
Реализация результатов работы. Работа выполнялась в рамках НИР «Методы систематизации и классификации в задачах защиты информации» Гос. per. 1 201 051 067. Астрахань, 2010. Утв. проректором по HP и инновациям Берберовой Н.Т.
Результаты исследований приняты к использованию в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Астраханский государственный технический университет» ФГОУ ВПО «АГТУ» при организации работы кафедр «Информационная безопасность» и «Автоматизированные системы обработки информации и управления».
Апробация работы. Основные положения работы докладывались и обсуждались на Международной научно практической конференции «Эволюция системы научных коммуникаций Ассоциации университетов прикаспийских государств РГНФ АГТУ» (Астрахань 2008), XXII Международной научной конференции «Математические методы в технике и технологиях — ММТТ-22 (Псков 2009), Международной научно практической конференции заочной научно-практической конференции, посвященной 80-летию Астраханского государственного технического университета «Фундаментальные и прикладные исследования университетов, интеграция в региональный инновационный комплекс» (Астрахань 2010), XXIII Международной научной конференции «Математические методы в технике и технологиях — ММТТ-23 (Саратов 2010), XXIV Международной научной конференции «Математические методы в технике и технологиях — ММТТ-24 (Саратов 2011).
Публикации. Основное содержание диссертации нашло отражение в 13 опубликованных научных работах, в том числе в 6 статьях в периодических и научно-технических изданиях, выпускаемых в Российской Федерации, в которых ВАК рекомендует публикацию основных научных результатов диссертаций, получено свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ. Без соавторов опубликовано 7 работ.
Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав, выводов, заключения, списка использованной литературы из 137 наименований и 7 приложений. Основная часть работы изложена на 152 страницах машинописного текста, содержит 59 формул, 23 таблицы и 27 рисунков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В диссертационной работе получены следующие научные результаты.
1. Проведён анализ изменений в ФГОС на основе компетентностного подхода для различных направлений подготовки, разработана базовая структурная схема компетентности, исследован жизненный цикл компетенции, выявлены факторы, влияющие на формирование компетенции, обоснована необходимость разработки модели компетенции в целях формирования паспортов компетенций.
2. Предложено когнитивное моделирование в качестве инструмента разработки модели компетенции. Построение когнитивной карты компетенции основано на экспертных данных. Предложены технологии сбора и обработки экспертной информации, необходимой для разработки модели компетенции. Разработана модель компетенции, представленная в виде ориентированного взвешенного графа. Графовое представление компетенции отображает необходимые составляющие для формирования паспорта компетенции. Применение графовых методов (обход графа в ширину, обход графа в глубину) к модели компетенции, позволяет получить последовательность изучения дисциплин для равномерного её накопления в процессе обучения. Таким образом, повышается эффективность работы организаторов учебного процесса, т.к. получение последовательности изучения дисциплин позволит исключить ошибки при составлении учебных планов, что положительно скажется на уровне компетентности специалистов.
3. В целях поддержания диалога между вузами и работодателями разработана процедура выявления перечня наиболее востребованных компетенций на основе экспертных оценок. Обработка экспертных данных осуществляется методом парных сравнений. Перечень наиболее востребованных компетенций является одним из элементов системы поддержки принятия решений и необходим для более эффективного планирования вариативной части основной образовательной программы.
4. Выделены системные характеристики модели компетенции: 1) целостность компетенции, 2) значимость дисциплины. Предложен энтропийно-информационный подход при исследовании модели компетенции как системы и расчёт её системных характеристик. Целостность компетенции ахарактеристика показывающая степень участия всего набора дисциплин в формировании компетенции. Значимость дисциплины Рхарактеристика, показывающая, степень участия каждой дисциплины в формировании компетенции. Получены пороговые значения ^ = 2 п 7.
Л — ' соответственно для классификации компетенций по признаку «целостная» и получения перечня значимых дисциплин.
5. Применение информационного подхода для исследования когнитивной модели компетенции позволяет на основании весовых коэффициентов степени влияния дисциплин друг на друга, получить новый результат — оценку степени влияния дисциплины на компетенцию даже в том случае, если данная дисциплина непосредственно на компетенцию не влияет. Перечень значимых дисциплины для формирования компетенций является элементом системы поддержки принятия решений и необходим при планировании учебного процесса по ФГОС на основе компетентностного подхода.
6. В целях количественного выражения уровня формирования компетенции предложена процедура её оценки с помощью построения интегрального критерия на основе аддитивного преобразования. Получены аналитические выражения, позволяющие отслеживать уровень компетенции на текущий момент времени, такие как: вклад каждой изученной дисциплины в формирование компетенции, текущий уровень накопления компетенции, потери компетенции после изучения дисциплины, потери компетенции на текущий момент времени.
Разработан программный продукт, позволяющий производить оценку компетенции. Оригинальность программного продукта подтверждена свидетельством об официальной регистрации программы для ЭВМ № 2 011 614 977 в Реестре программ для ЭВМ Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Адекватность оценок компетенций, полученных методом построения интегрального критерия, при помощи программного продукта была подтверждена членами ГАК в ходе защиты дипломных работ. Полученные оценки на 93,125% совпали с оценками экспертов.
Проверка результативности разработанных моделей и алгоритмов проведённая на примере формирования компетенции направления подготовки «Информационная безопасность» показала увеличение уровня компетенции на 4,6% в сравнении с обучением, базирующимся на ГОС второго поколения.
Разработан алгоритм мониторинга уровня компетенции на всех этапах её жизненного цикла, для осуществления которого необходимы результаты разработанных в работе процедур и использование предложенных методов.
Разработан алгоритм реализации основной образовательной программы в части совершенствования планирования и мониторинга процесса подготовки специалиста. Данный алгоритм может быть использован в целях расширения функциональных возможностей существующих АСУ вузом при осуществлении функции управление обучением.
11. Предложенные в работе алгоритмы и результаты используются в организации учебного процесса с целью повышении качества подготовки специалистов.
Список литературы
- Айвазян С.А., Мхитарян B.C. Прикладная статистика и основы эконометрики. М.: ЮНИТИ, 1998. — 438 с.
- Антонов A.B. Системный анализ. Учеб. Для вузов/ A.B. Антонов. -М.: Высш. Шк., 2004. 454 с.
- Байденко В.И. Компетенции: к проблемам освоения компетентностного подхода. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. — 321 с.
- Байденко В.И., Ван Зантворт Дж. Модернизация профессионального образования: современный этап. Изд. 2-е допол. и перераб. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. — 674 с.
- Байденко, В.И. Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы / В. И. Байденко, Н. А. Гришанова, В. Ф. Пугач // Высш. образование сегодня. 2005. — № 5. — С. 16−21.
- Башмаков А. И, Башмаков И. А. Интеллектуальные информационные технологии: Учеб. пособие. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2005. — 304 с.
- Блауберг И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. -232 с.
- Богословский В. А. Предложения по дальнейшему развитию системы классификации и стандартизации высшего профессионального образования в России. М.: МАКС Пресс, 2005, — 132 с.
- Болонский процесс: середина пути / Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В. И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый Университет, 2005. — 379 с.
- Болонский процесс: Бергенский этап / Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В. И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый Университет, 2005. — 174 с.
- Браунли К.А. Статистическая теория и методология в науке и технике/ Под ред. Л. Н. Большева. М.: Наука 1977. — 407 с.
- Бриллюэн Л. Наука и теория информации. М.: Иностр. лит. 1960. -376 с.
- Вентцель Е.С. Теория вероятностей. Изд. 4-е. — М. Наука, 1969. -576 с.
- Волькенштейн М. В. Энтропия и информация М.: Наука, 2006. -325 с.
- Гаврилова Т.А., Хорошевский В. Ф. Базы знаний интеллектуальных систем. СПб.: Питер, 2001.-384 с.
- Гончарова Н. Л. Категории «компетентность» и «компетенция» в современной образовательной парадигме". Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». 2007. № 5
- Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: перспективы развития: Монография/ Колл. авт. под ред. Я. И. Кузьминова, Д. В. Пузанкова, И. Б. Федорова, В. Д. Шадрикова. М.: Логос, 2004. — 328 с.
- Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки специалиста по специальности 60 200 «Экономика и социология труда» (третий уровень высшего профессионального образования). Госкомвуз России. 1995.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление подготовки дипломированного специалиста 652 000 «Мехатроника и робототехника». М., 2000.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 60 100 «Экономическая теория». М., 2000.
- Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов образовательных программ и учебных планов. Европейский фонд образования. ЕФО, 1997.
- Грешилов A.A. Математические методы принятия решений: Учеб. пособие для вузов. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2006. -586 с.
- Денисов A.A., Колесников Д. Н. Теория больших систем управления: Учебное пособие для вузов. Л.: Энергоиздат, Ленингр. отд-ние, 1982. -288 с.
- Демин В. А. Профессиональная компетентность специалиста: понятие и виды // Мониторинг образовательного процесса. 2000. -№ 4. -С. 35−43.
- Добреньков В.И., Кравченко А. И. Методы социологического исследования: Учебник. М.: ИНФА — М., 2004. — 768 с.
- Дружилов С. А. Критерии эффективности профессионалов в условиях совместной деятельности /С. А. Дружилов // Объединенный научный журнал. М.: Изд-во «ТЕЗАРУС». 2001. -№ 22.-С. 44−45.
- Закон о высшем и послевузовском образовании. Электронный ресурс.: Режим доступа: Ьйр://минобрнаукию.рф/.- Загл. с экрана.
- Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Сыманюк Э. Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. М.: Московский психолого-социальный институт. — 2005. — 53 с.
- Зеер, Э., Сыманюк, Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. -2005.-№ 4.-С. 23 -30.
- Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании // Ректор вуза. -2005,-№ 6.-С. 13−29.
- Зимняя И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня, 2003. № 5. С. 34−42.
- Зимняя И.А. Компетентность человека новое качество результата образования //. Материалы XIII Всероссийского совещания. — М.- Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. — 2003. — С. 4−15.
- Зимняя И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования (теоретико-методологический аспект) // Высшее образование сегодня. 2006. № 8. С. 20 — 26.
- Зубов B.C. Справочник программиста. Базовые методы решения графовых задач и соритровки. М.: Информационно-издательский Дом «Филинъ», 1999. — 256 с.
- Иванова Д.И., Митрофанов К. Р., Соколова О. В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы. Понятия. Инструкции. -М.: АПК и ПРО, 2003.- 101 с.
- Кини P.JI., Райфа X. Принятие решений при многих критериях: предпочтения и замещения: Пер. с англ ./Под ред. И. Ф. Шахнова. -М.:Радио и связь, 1981. 560 с.
- Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Стенограмма обсуждения доклада А. В. Хуторского в РАО // Интернет-журнал «Эйдос». 2002. Электронный ресурс.: Режим доступа: http://www.eidos.ru/iournal/2002/0423-l.htm.- Загл. с экрана.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Утверждена приказом Министерства образования РФ от 11.02.2002 № 393 М., 2002. Электронный ресурс.: Режим доступа :/www.edu.ru./db/mo/Data/d02/393.htm/- Загл. с экрана.
- Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в европейском регионе (ETS 165). Электронный ресурс.: Режим доступа: http://www.russianenic.ru/int/lisbon/conv.html.
- Кравец А.Г., Аль Шаеби Р.А. А. Автоматизированная система формирования индивидуальной траектории подготовки студента при кредитно-модульной системе обучения. //Известия Волгоградского государственного технического университета.
- Серия «Актуальные проблемы управления, вычислительной техники и информатики в технических системах». Вып. 11: межвуз. сб. науч. ст./ВолгГТУ. ИПУ РАН. Волгоград, 2011, — № 9. — С. 117 122.
- Кремер Н.Ш. Теория вероятностей и математическая статистика. -М. :ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 441 с.
- Кристофидес Н. Теория графов: Пер. с англ. М.: Мир, 1978. -432 с.
- Крысин JT. П. Толковый словарь иноязычных слов. М.: Рус. яз., 1998.-848 с.
- Лайко Н.В. Информационные технологии как интеллектуализация деятельности в системе образования/ Т. В. Хоменко, Н.В. Лайко// Вестник Астраханского технического университета. 2007. 1(36). С.273−276. ISBN 1812−9498.
- Лайл М. Спенсер-мл. и Сайн М. Спенсер. Компетенции на работе. Пер. с англ. М.: HIPPO, 2005. — 384 с.
- Ларионова М.В. Формирование общеевропейского пространства высшего образования. Задачи для российской высшей школы текст. М.: Изд-во ГУВШЭ, 2004. — 524 с.
- Ларичев О.И. Теория и методы принятия решений, а также хроника событий в волшебных странах/ О. И. Ларичев. М.: Логос, 2003. -392 с.
- Леоненков A.B. Нечёткое моделирование в среде MATLAB и fuzzyTECH СП.: БХВ-Петербург, 2005. — 736 с.
- Литвак Б.Г. Экспертные технологии в управлении: учеб. Пособие. -2-е издание исправленное и доп. М.:Дело, 2004. — 400 с.
- Мазуров В. Д. Метод комитетов в задачах оптимизации и классификации. М.: Наука, 1990. — 248 с.
- Максимов В. А. Когнитивные технологии от незнания к пониманию (Когнитивный анализ и управление развитием ситуаций). Материалы 1-й Международной конференции в 3-х томах. Том 1.-М.: ИПУ РАН, 2001, — 68 с.
- Материалы к седьмому заседанию методологического семинара 17 мая 2005 г. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. — 97 с.
- Месарович М., Мако Д., Такахара И. Теория иерархических многоуровневых систем. М.: Мир, 1973. — 344 с.
- Мильруд Р. П. Компетентность и иноязычное образование // Сборник научных статей. Таганрог: ТГРУ, 2004. — С. 70 — 80.
- Микони С. В. Теория и практика рационального выбора. М.: Маршрут, 2004. — 462 с.
- Миркин Б.Г. Проблема группового выбора. М.: Наука, 1982. -312с.
- Наумова H.A. Моделирование информационной системы управления качеством образования. // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Социально-экономические науки. Новочеркасск, 2011. — № 1. — С. 45−49.
- Наумова H.A., Попова JI.K. Информационные технологии в системе обеспечения качества образовательного процесса в вузе. // Культура и общество: сборник научных статей. Ростов н/Д: «Антей», 2008. — С.34−38
- О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации /
- Официальные документы Министерства образования и науки Российской Федерации. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. — 34 с.
- Обзор национальной образовательной политики. Высшее образование и исследования в Российской Федерации. ОЕСД. М.: Весь Мир, 2000. — 200 с.
- Орлов, А.И. Теория принятия решений/ А. И. Орлов М.:Изд-во «Март», 2004. — 656 е.,
- Ope О. Графы и их применение: Пер. с англ. М.: Мир, 1965. -175 с.
- Ope О. Теория графов: Пер. с англ. М.: Мир, 1980. -336 с.
- Отчет по проекту «Совершенствование структуры ГОС ВПО на основе компетентностной модели выпускника и разработка информационной технологии их проектирования». Научный руководитель проф. Кузьмин H.H. СПбГЭТУ «ЛЭТИ». — 2005. -45 с.
- Пащенко Ф.Ф., Дургарян И. С. Когнитивный подход к задаче моделирования. (Труды 2-й Международной конференции в 2-х томах. Том 2. М.:ИПУ РАН, 2002, — С. 67−73.
- Петров A.B. Федулов Ю. Г. Подготовка и принятие управленческих решений. М.: РАГС, 2000. -. 241 с.
- Попов Г. А. Экономическая кибернетика: Методическое пособие. -Астрахань: Изд-во «ЦНТЭП», 2002. 96 с.
- Поспелов Д. А. Логико-лингвистические модели в системах управления. М.: Энергоиздат, 1981. — 232 с.
- Прикладные нечёткие системы. Под ред. Тэтано Т., Асаи К., Сугэно. М.: Мит, 1993. — 432 с.
- Прошин. Д.И. Образовательная система как объект управления познавательной деятельностью. // Научно технический вестник Поволжья. № 2, 2011.-С. 144−153
- Прошин. Д.И. Структура типового проекта, как определяющая компонента профессиональной подготовки в вузе по вектору знаний. // Вестник Воронежского государственного технического университета. Т. 7. № 2, 2011. С. 113−117
- Пятковский О. И. Интеллектуальные компоненты автоматизированных информационных систем управления предприятием. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 1999. — 351 с.
- Раев А. Г. Об одном способе определения весовых коэффициентов частных критериев при построении аддитивного интегрального критерия // Автоматика и телемеханика. 1984. — № 5. — С. 162−165.
- Растригин Л.А. Адаптация сложных систем. Рига.: Зинатне, 1981. -375 с.
- Растригин Л.А. Статистические методы поиска. М.: Наука, 1968. -376 с.
- Садмен С., Бредбери Н. Как правильно задавать вопросы: введение в проектирование опросного инструмента. М.: Институт фонда «Общественное мнение», 2002. — 382 с.
- Сахарова, Н. С. Категории «компетентность» и «компетенция» в современной образовательной парадигме // Вестник ОГУ. 1999. -№ 3. — С. 51−58.
- Свами М. Тхуласирама К. Графы сети и алгоритмы: Пер. с англ. -М.: Мир, 1984.-455 с.
- Сему шина Л. Г. Теоретические основы формирования содержания профессионального образования и обучения. Дисс. на соиск. ученой степени д-ра пед.наук. М.: МГТГУ, 1991.
- Сибикина И.В. Энтропийный подход в задаче определения системных характеристик модели компетенции /И.Ю. Квятковская, И. В. Сибикина //Научно-технические ведомости СПбГГГУ. Серия «Информатика. Телекоммуникации. Управление». 2012. — № 3. -С. 89−93
- Сибикина И.В. Определение степени значимости компетенций специалиста по информационной безопасности /И.В. Сибикина, И. М. Ажмухамедов //Вестник компьютерных и информационных технологий". 2011. — № 7. — С.54−56.
- Сибикина И. В. Процедура оценки компетентности студентов ВУЗа, обучающихся по направлению «Информационная безопасность»
- И.В. Сибикина //Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия «Управление, вычислительная техника и информатика». 2011. — № 1. — С. 200−205.
- Сибикина И.В. Использование системы нечёткого вывода в задаче управления объектом защиты информации / И. В. Сибикина // Математические методы в технике и технологиях ММТТ-22: сборник трудов XXII Международной научной конференции-2009. — Т.6 — С. 28−29.
- Сибикина И. В К вопросу управления уровнем развития компетенций студента/ И. В. Сибикина // Математические методы в технике и технологиях ММТТ-24: сборник трудов XXIV Международной научной конференции. Секции 9,1. — 2011. — Т.9. -С. 152−153.
- Силов В.Б. Принятие стратегических решений в нечёткой обстановке в макроэкономике, политике, социалогии, менеджменте, экологии, медицине. М.-.ИНПРО-РЕС, 1995. — 228 с.
- Современный экономический словарь. Электронный ресурс.: Режим доступа: http://slovari.yandex.ra/~KHHrH/. Загл. с экрана.
- Стратегия модернизации содержания общего образования. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Электронный ресурс.: Режим доступа: http://www.gouo.ru/pinskiy/books/strateg.pdf.- Загл. с экрана.
- Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М.: — 2001. — 56 с.
- Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. 2004. № 3. С.56−62.
- Татарова Г. Г. Методология анализа данных в социологии процедура ранжирования. / Г. Г. Татарова// Электронный ресурс.: Режим доступа: http: // society.polbu.ru/tatarovasociology/ch30all.html. Загл. с экрана.
- Федеральная целевая программа развития образования на 20 062 010 годы. Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. № 803. Электронный ресурс.: Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/342.htm/ Загл. с экрана.
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионально-го образования по направлению подготовки «Прикладная информатика». М.: Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики, 2008. — 30 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 90 900 Информационная безопасность (квалификация (степень)бакалавр"). Утверждён приказом министерства образования и науки. 2009.
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 90 900 Информационная безопасность (квалификация (степень) «магистр»). Утверждён приказом министерства образования и науки. -2009.
- Фёдоров И.П., Борисов А. Н., Крумберг O.A., Принятие решений на основе нечётких моделей: примеры использования. Рига: Зинатие, -312 с.
- Федулов Ю.Г. Основы автоматизированного организационного управления. М.: РАГС, 1997. — 254 с.
- Фионова JI.P. Адаптивное управление в системе непрерывного образования на основе компетентностного подхода.: автореф. дис. докт1. техн. наук / J1. Р. Фионова. Пенза.: Пензенский государственный университет, 2009. — 38 с.
- Фионова JI.P. Компетентность в области информационных технологий и её использование для управления обучением /Л.Р. Фионова // Вестник Чувашского университета. Естественные и технические науки. Чебоксары, 2009, — № 2. — С.286 — 290.
- Фишберн П. Теория полезности для принятия решений. М.: Наука, 1978.-С. 281.
- Харрингтон Д.Х. Управление качеством в американских корпорациях: сокр. Пер. с англ./под ред. Л. А. Конарева. М.: Экономика, 1990. — 272 с.
- Цымбал В. П. Теория информации и кодирование — К.: Вища Школа, 2003.-178 с.
- Чудова О. В. Кластерный анализ социологической информации // Материалы IV Все-росс. науч. конф. «Сорокинские чтения». Новосибирск, 2008. С. 89−92.
- Шадриков В. Д. Модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. 2004. № 8. С. 27−31.
- Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике — М.: Изд. иностр. лит., 2002. 356 с.
- Юдина М.А. Мониторинг в образовательном учреждении в ходе модернизации российского образования // Мастер-класс: приложение к ж. «Методист». 2008. — № 6. — С.2.
- Fishburn P. Utility Theory for Decision-Making. N.Y., Wiley, 1970. -p. 243
- Parry S. В. The quest for competencies: competency studies can help you make HR decision, but the results are only as good as the study. Training, 1996. 33, P. 48 56.
- Keen K. Competence: What is it and how can it be developed? In J. Lowyck, P. de Potter, & J. Elen (Eds.), Instructional Design: Implementation Issues (111 122). — Brussels: IBM Education Center. -1992,-p. 143.
- Mirabile R. J. Everything you wanted to know about competency modeling. Training and development, 1997, August. P. 73 77.
- Stoof A., Martens R. L., Merrienboer Jeroen, J. G. van. Что есть компетенция? Конструктивистский подход как выход из замешательства // Пер. с англ. Е. Орел. Open university of the Netherlands, 2004 //Электронный ресурс.: Режим доступа: www.ht.ru.
- Spencer, L. М., Spencer, S. M. Competence at work: models for superior performance. New Yorketc.: John Wiley, 1993. p. 118
- Velde C. Crossing borders: an alternative conception of competence. 27 Annual SCUTREA conference. 1997, P. 27 — 35
- Stoof A., Martens R. L., Merrienboer Jeroen, J. G. van. Что есть компетенция? Конструктивистский подход как выход из замешательства// Пер. с англ. Е. Орел. Open university of the Netherlands, 2004 // www.ht.ru
- Velde C. Crossing borders: an alternative conception of competence. 27 Annual SCUTREA conference: 27 35, 1997.