Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические основы интеграции гуманитарных предметов в условиях общеобразовательной школы: На материале спецкурсов «Фольклор и литература», «На подступах к риторики»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сегодня риторика — важный элемент школьного образования. преж-де всего, гуманитарного. Создан целый ряд учебных курсов по этой дис циплине, адресованы^ учащимся гуманитарных классов, лицеев, гимназий. Особенно необходим риторический курс, предназначенный для общеобразовательной школы, т. к. основные рече-мыслительные умения и навыки должны быть сформированы у всех выпускников основной школы… Читать ещё >

Содержание

  • Стр.'
  • ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ИНТЕГРАЦИИ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ В ОВЦЕОБРАЗОВЛтШТОЙ ШКОЛЕ
    • 1. Меэшредметннв связи и интеграция как педагогическая проблема.'
    • 2. Особенности специальных курсов в свази с проблемой интеграции образовательных дисциплин в современной школе: а/"Фольклор и
  • литература": б/"На подступах к риторике"
  • Вывода
  • ГЛАВА 2. СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ИНТЕГРИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛЬНЫХ КУРСОВ В ДЕВЯТОМ КЛАССЕ
    • 1. Принципы и приемы построения интегрированного спецкурса «Фольклор и
  • литература» 6?
    • 2. Принципы и приемы построения интегрированного спецкурса «На подступах к риторике»
  • Выводы
  • ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА СИСТЕМЫ ИНТЕГРИРОВАННЫХ СПЕЦКУРСОВ
    • 1. Опытно-экспериментальная проверка освоения интегрированного специального курса «Фольклор и
  • литература»
    • 2. Опытно-экспериментальная проверка освоения интегрированного специального курса «На подступах к риторике»
  • Выводы
  • ЗАКЛШЕШЕ

Педагогические основы интеграции гуманитарных предметов в условиях общеобразовательной школы: На материале спецкурсов «Фольклор и литература», «На подступах к риторики» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Мы живем в эпоху синтезами это стремление к синтезу должно найти себе отражение и в преподавании" ./Йз выступления А.Н.Сла-вянова, 165,0.76/ Эти слова были обращены к педагогической общественности летом 1917 года, на заре ХХ-ro века.

Сегодня, на рубеже нового тысячелетия, появилось особое понимание того, что «мы живем в эпоху синтеза», в эпоху интеграции различных сфер жизни.

Школьное образование чутко отзывается на требования времени, поэтому с особой остротой сегодня стоит вопрос о необходимости интеграции учебных дисциплин, объединения усилий в деле формирования у молодого поколения целостного представления о мире, а не отдельных, пусть даже глубоких и нужных знаний, умений, навыков.

Актуальность темы

исследования. Данная диссертация появилась в тот период развития педагогической науки, когда активно ведется теоретическое и прикладное осмысление интеграции учебных предметов как важной педагогической проблемы. Закон Российской Федерации об образовании определяет необходимость «воспитания общей культуры личности» /52,С.9/ в процессе обучения, т. е. предполагает воспитание личности, обладающей целостным мировоззрением, причастной к истокам национальной и мировой культуры.

Современная педагогическая наука и практика ищет пути интеграции учебных дисциплин: возникают новые типы интегрированных уроков, создаются программы интегрированного обучения в сфере различных образовательных областей.

Так как1 «воспитание общей культуры личности» тесно связано с гуманизацией и гуманитаризацией образования, то особо важным является создание системы интегрированного обучения гуманитарным дисциплинам. Необходимо при этом найти резервы для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе, не разрушая сложившейся системы предметного обучения".

Одним из эффективных способов интеграции учебных предметов, в частности — гуманитарных, является создание интегрированных специальных курсов, опирающихся на классические школьные дисциплиныобъединяющих их отдельные усилия в целостную систему.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕГРАЦИИ, т. е.СОВОКУПНОСТЬ ЦЕЛЕЙ, СОДЕРЖАНИЯ, МЕТОДОВ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ, сегодня еще не сформулированы. На современном этапе необходимо определить принципы, приемы создания интегрированных спецкурсов, обеспечить школу педагогически обоснованными эффективными моделями интегрированного обучения.

Таким образом, актуальность настоящего исследования определяется социальной значимостью и практической необходимостью создания научно обоснованной системы изучения интегрированных специальных курсов в общеобразовательной школе на базе гуманитарных дисциплин.

Объектом исследования является процесс изучения гуманитарных предметов в девятом классе общеобразовательной школы на основе разработанной нами системы интегрированных специальных курсов.

Предмет исследования — совершенствование и развитие учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы при создании системы интегрированных спецкурсов в девятом классе.

Цель исследования — повышение эффективности преподавания курса литературы и других гуманитарных предметов в девятом классе.

Проблема исследования — теоретическое обоснование, методичестя разработка и опытно-экспериментальная проверка педагогических основ интеграции гуманитарных предметов в девятом классе на основе интегрированных спеш^грсов «Фольклор и литература» и «На подступах к риторике» .

В ходе исследования была выдвинута следующая гипотеза: Добиться важных педагогических результатов, а именно:

— обновления учебно-воспитательного процесса современной общеобразовательной школы;

— обобщения и систематизации знаний, умений и навыков учащихся" полученных при изучении разных гуманитарных предметов;

— повышения уровня качества обучения по ряду гуманитарных дисциплин;

— пробуждения интереса девятиклассников к изучению гуманитарных предметов, к различным видам образовательной деятельности" к учебе в целом;

— полноценной реализации творческого потенциала личности каждого учащегося с учетом его индивидуальных особенностей;

— развития кругозора школьников, повышения их общей культуры, — все это возможно при использовании в девятом классе общеобразовательной школы интегрированного обучения в виде систематизированных специальных курсов.

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы исследования необходимо было решить следующие задачи- 1/ провести анализ научной литературы, учебно-методических пособий, диссертационных исследованийвыявить тенденции и закономерности интеграционного процесса в образовании в синхронно-диахрон-ном аспекте;

2/ определить сущность термина «интеграция» применительно к учебно-воспитательному процессу современной общеобразовательной школы;

3/ теоретически обосновать принципы, условия, факторы применения интегрированных специальных курсов в девятом классе общеобразовательной школы;

4/ разработать и экспериментально проверить системы интегрированных спецкурсов «Фольклор и литература» и «На подступах к риторике* в девятом классе общеобразовательной школы.

Для осуществления поставленных задач использовались следующие методы исследования:

— теоретический /изучение и анализ литературы по теме исследования/;

— социально-педагогический /анализ действующих программ и учебных пособий по литературе, русскому языку и другим гуманитарным предметамизучение и обобщение педагогического опытаанкетирование, тестирование, качественно-количественный анализ устных и письменных ответов учащихсяцеленаправленное наблюдение за учебным процессом/;

— экспериментальный /проведение констатирующего, поискового и обучающего эксперимента/.

Методологической основой исследования являются документы по вопросам народного образования, а также диалектический метод познания, получивший отражение в философии, литературоведении, дидактике, педагогике, психологии, методиках преподавания гуманитарных предметов.

Научная новизна исследования заключается в том, что разработана и научно обоснована система интегрированного обучения учащихся девятого класса общеобразовательной школы на примере двух интегрированных курсов, основанных на внутрипредметном /" Фольклор и литература" / и межпредметном /" На подступах к риторике" / уровнях интеграции образовательных дисциплинисследованы функции и задачи взаимосвязанного изучения литературы и других гуманитарных предметовданы разработки и рекомендации по проведению интегрированных уроков в рамках спецкурсовсозданы целостные модели освоения указанных вд-рсов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы диссертации помогут учителям — словесникам в преодолении стереотипности изучения различных программных тем, в развитии творческого потенциала школьников, в освоении программы интегрированных спецкурсов. Разработанная система интегрированного обучения может быть использована при составлении разнообразных интегрированных программ, учебно-методических пособий по различным 1уманитарным предметами также дисциплинам других учебных цикловматериалы диссертационного исследования могут быть использованы при составлении программ интегрированных спецедрсов для 5 — 8-х, 10 — 11-х классов, для школ с углубленным изучением отдельных предметов, классов коррекционноразвивающего обучения.

Апробация работы проведена в средней общеобразовательной школе № 440, учебно-воспитательнрм комплексе «Феникс» № 1666 Восточного окружного управления Московского комитета образованияряд интегрированных уроков проводился также в средней школе № 69 г. Пензы.

Разработанная система интегрированных спецкурсов внедрена в практику работы названных образовательных учреждений.

Апробирование научно-практических выводов осуществлялось в процессе проведения открытых уроков, результаты работы обсуждались на школьных и межшкольных семинарах-практикумах. О результатах исследования докладывалось на Окружных конференциях по педагогическим инновациям- «Адаптивная модель школы* /1996,шк.№ 440/, «Новые педагогические технологии в школе со смешанным составом учащихся» /1997,шк.№ 440/, «Новые спецкурсы по литературе» /1997, шк.№ 1666/.

Из зущргу ЯЩ10 юш wsnwwe положении:

1. Изучение интегрированных специальных курсов в девятом классе общеобразовательной школы способствует развитию творческих способностей школьников, повышению их общего культурного и образовательного уровня,.

2. Интегрированный спецкурс «Фольклор и литература'*.создавая систему взаимосвязанного изучения литературы и фольклора•способствует более глубокому пониманию содержания, нравственных уроков, поэтики и стилистики отечественной художественной литературы, тесно связанной с традициями устного народного творчества, другими видами искусства.

3. Интегрированный спецкурс «На подступах к риторике» позволяет эффективно организовать работу по обобщению и совершенствованию рече-мыслите.тьнытг умений девятиклассников на базе изученного в ходе освоения ряда гуманитарных предметов учебного материала.

4. Основным фактором эффективности функционирования системы интегрированных спецкурсов является использование форм и методов обучения, пробуждающих интерес к учению и расширяющих привычные представления школьников об учебном процессе,.

5. При творческом использовании разработанной системы с учетом потребностей и специфики конкретной общеобразовательной школы положительные результаты могут быть достигнуты в любом девятом классе.

Результаты исследования могут широко использоваться в практической работе общеобразовательных школ по освоению спецкурсов «Фольклор и литература» ," На подступал к риторике*-для создания интегрированных спецкурсов на основе гуманитарных предметов и дисадш лин других циклов.

Полученные нами результаты могут быть использованы при разработке интегрированных спецкурсов в 5 — 3-х, 10 — 11-х классах общеобразовательной школы-для подготовке интегрированных программ обучения в школах с углубленным изучением отдельных предметов, классов коррекционно-развиващего обучения, классов, спрофштрован-** ютх m вуз и т. д.

— 187.

— 173 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Исследования, проведенные нами в данной работе, позволяют утверждать, что сегодня, на рубеже1 XX и ХХ1 веко", как никогда актуальным является решение такой важной педагогической проблемы, как интеграция образовательных дисциплин, и в частности — гуманитарных предметоврешение этой педагогической проблемы вышло на качественно новый уровень.

На современном этапе осмыслен опыт педагогов прошлого, выступавших на позициях необходимости сообщения школьникам систематизи-рованных, взаиюосвязанных знаний-теоретически разрабатываются различные аспекты интеграции образовательных дисцгошю-моделируются разнообразные интегрированные учебные курсы.

Интеграция образовательных дисциплин /в том числе хуманитар-ннх предметов/ - это процесс объединения знанийумений как внутри-предметного, так и межпредметного характера в целостную систему с целью получения качественно нового педагогического результата. Интеграция — развивающееся явление современной педагогической науки и практики обучения, призванное решать глобальные задачи общего среднего образования — «формирование общей культуры личности» -воспитание человека, умекэдего успешно ориентироваться в современной действительности.

По сути интегрируемых явлений выделяются два основные уровня интеграции образовательных дисциплин — межшэедметный /внешний/, основанный на объединении учебного материалам также сформированных у учащихся знаний, умений и навыков из смежных предметов-и внутри-предметный /внутренний/, направленный на активизацию внутренних резервов каждой учебной дисциплины, проведение разнообразных параллелей между различными темами, вопросами классического курса с привлечением элементов межпредметных связей.

На пересечении двух основных интеграционных уровней находится.

— 174 важный вид интеграции учебных предметов — интегрированные специальные курсы. Создание системы интегрированных специальных курсов следует считать наиболее продуктивный видом интеграции .т.к. при атом создаются благоприятные условия для расширения и углубления разнообразных знаний. умений и наяыковгдля расширения кругозора школьниковдля преодоления рязрозненности, фрагментарности образовательного процесса-для эффективного развития личности каждого учащегося с учетом его интересов при сохранении сложившейся системы предметного обучения.

Особенно очевидна необходимость создания системы интегрированных курсов в старших классах общеобразовательной школы. в частности^ 9-м классе, т. е.*" период завершения первого концентра образования. Именно на этом этапе основное внимание всех учебных дисциплин направлено на обобщение, систематизацию знаний. умений и навыков, на подготовку школьников к переходу на новую ступень образования.

Объединить усилия всех школьных предметов, разнообразить учебно-воспитательный процесо современной средней школы позволяет создание интегрированных специальных курсов, которые решают, прежде всего, важные принципиальные задачи: обогащение, обновление содержания классических учебных предметовформирование у обучающихся систематизщюванных. взаимосвязанннх знанийразвитие творческого потенциала личности каждого подростка.

Резервы для построения системы интегрированных курсов таит в себе каждый учебный предмет, каждая образовательная область. Широкие перспективы открываются в этом смысле перед гушнитарнымк дисциплинами.

Каждый конкретный специальный курс по-своему комбинирует воз* можностк внутрипредметной и межпредметной интеграции с учетом сво.

— 175 ей специфики, делая акцент на одном из направлений интеграции образовательных дисциплин.

В рамках представленного диссертационного исследования нами разработана и экспериментально проверена система интегрированных специальных курсов ж 9-м классе общеобразовательной школы на примере курсов «Фольклор и литература», «На подступах к риторике» .

Курс «Фольклор и литература» опирается, прежде всего, на внут-рипредметашй уровень интеграции, актуализирует идею изучения литературы во взаимосвязи с фольклором как двух частей словесного искусства,. тесно связанных с другими видами искусства, национальной культурой в целом,*.

Воспитывающее и развивающее значение устного народного творчества давно признано педагогами-®методике преподавания литературы сложилась система изучения фольклорных произведений. Учащиеея общеобразовательной школы, как показали экспериментальные исследования, проявляют высокий интерес к изучению произведений устного народного творчестве. В отечественном литературоведении существует множество исследований. посвященных взаимосвязи творчества русских писателей с традициями устного народного творчества. Вместе с тем, в практике современного изучения словесного искусства в школе наличие связей фольклора и литературы лишь констатируется программами. учебными и методическими пособиями. Изучение литературы во взаимосвязи с фольклором как интегрированная система в настоящее время отсутствует.

Специальный интегрированный курс «Фольклор и литература», предназначенный для изучения в 9-м классе общеобразовательной школы, направлен на объединение знаний, умений, навыков, полученных школьниками в ходе изучения устного народного творчества¦литературы, помогает вывести, их на новый уровень обобщения с целью более глубокого проникновения в мир родной литературы, других видов иокусстш.

Изучение литературы во взаимосвязи с фольклором как целостная система ставит своей целью:

— знакомство учащихся с выдающимися образцами словесного искусствавоспитание художественного вкуса;

— формирование элементарных навыков литературного анализа: воспитание грамотного, внимательного читателя;

— изучение художественной литературы в контексте национальной истории, культуры, других видов искусства-воспитание общей культуры личности;

— развитие творческих способностей школьниковвоспитание самостоятельной думающей личности;

— приобщение подрастающего поколения к системе общечеловеческих моральных ценностей-повышение эффективности нравственно-этического воспитания в школе;

— воспитание интереса к процессу получения и применения знанийразлитие интереса к изучению отдельных гуманитарных дисциплин, учебе в целом.

Изучение литературы во взаимосвязи с фольклором — целостная система, состоящая из ряда этапов-звеньев-рассчитанная на сквозное изучение в течение всего периоде обучения в средней школе:

1 этап, Изучение фольклорных произведений различных жанров, знакомство с литературно-фольклорными связями в отдельных произведениях русских писателей /5−8 кл./.В диссертационном исследовании разработаны основные задачи этого этапа, составлена программа изучения литературы во взаимосвязи с фольклором в 5 — 8 классах общеобразовательной школы. намечены пути осуществления межпредметных связей, определены виды творческой деятельности учащихся.

2 этап. Изучение литературы во взаимосвязи с фольклором в рамках интегрированного спецкурса п ольклор и литература" /9 класс/.

3 этап. Самостоятельная читатвльско-аналитическая деятельность с применением полученных ранее знаний /10 — 11 кл./.В работе определены задачи этого этапа изучения литературы во взаимосвязи с фолыс лором, указаны возможные темы для самостоятельной работы старшеклас -* сников. ввды творческой деятельности учачщхся.

Центральным этапом обозначенной выше системы является второй этап.т.е. изучение спецкурса «Х>ольклор и литература» ®- 9-м классе. На этой стадии изучения литературы во взаимосвязи с фольклором решаются следующие конкретные задачи:

1/обобщение.систематизация знаний обустном народном творчестве как части словесного искусства: о жанровой системе, поэтике, нравст-венно-этической направленности фольклора. его месте в национальной культуре:

2/знакомство учащихся с наукой о фольклоре, виднейшими фольклористами, с некоторыми методами изучения Фольклорных произведенийЗ/изучение вопросов, свяэанных с взаимовлиянием фольклора и индиви-Ф дуального восприятия. творческой манеры писателя;

4/и?учение произведений русской классической и современной литературы в их связи с Фольклорными традициями. отраженными в тематике, проблематике, поэтике, стилистике литературных произведений: 5/выявле.ние места и роли фольклорных элементов, мотивов для создания образности в художественной литештуре, для выражения ведущих идей произведения:

6/обучение школьников находить фольклорные образы, мотивы в произведениях музыкального, декоративно-прикладного, изобразительного искусства, определять их функцию.

Для успешного достижения общих целей изучения литературы во ** взаимосвязи с фольклором и конкретных задач спецкурса «Фольклор и литература» в 9-м классе при создании модели освоения курса необходимо опираться на принципиальные положения:

1/тематика уроков системы спецкурса непосредственно связан" с основной программой по литературе для Э-го класса- 2/содержание занятий в рамках спецкурса обогащает основную программу по литературе.т.е.

— расширяет изучаемый материал за счет рассмотрения жанров, произведений, творчества писателей, не предусмотренных основной програмь мой;

— углубляет изучаемый материал за счет рассмотрения, нетрадиционных для школьного обучения вопросов, проблем;

3/курс «Фольклор и литература» носит интегрирующий характер, т. е. систематизирует знания, умения, навыки, приобретенные учащимися при изучении устного народного творчества, литературы, ряда 1уманитар-ных предметов;

4/при организации занятий в системе работы спецкурса отбираются такие формы и методы работы, которые дают возможность школьникам активно, творчески участвовать в учебной деятельности.

С учетом указанных выше целей, задач, принципиальных положений нами разработана и экспериментально апробирована модель изучения специального интегрированного курса «'ъльклор и литература» /32 учебных часа/.Разработанная система уроков соотнесена с базовой программой по литературе для 9-го класса массовой общеобразовательной школы. Для освоения курса отобраны и успешно апробированы различные типы уроков, направленные на развитие творческого потенциала учащихся, в частности, нетрадиционные типы уроков: урок-се-минар.урок защиты творческих работ, урок-практикум, урок-конферен-ция, урок-исследование и др. Учащиеся максимально вовлекались в выполнение коллективных и индивидуальных творческих проектов*.

В ходе экспериментального освоения курса было установлено, что учащиеся средней школы обладают удовлетворительными знаниями об устном народном творчестве, но мимо их внимания проходит вопрос.

— 179 о литературно-фольклорных связях, Изучение отдельных тем-блоков спецкурса «Фольклор и литература» и всего курса в целом вызывает интерес учащихся, приводит к положительной динамике качества, творческих работ девятиклассников, значительному росту качества знаний, умений и навыков в области фольклора и литературно-фольклорных связей. В целом изучение литературы во взаимосвязи с фольклором приводит к следующим педагогическим результатам: 1/углубление, обобщение знаний, умений и навыков об устном народном творчестве как части словесного искусства;

2/формирование системы знаний о взаимосвязи фольклора и литературы-а также искусства слова с другими видами искусства- 3/формирование элементарных навыков исследовательской, аналитической, самостоятельной практической деятельности учащихся- 4/пробуждение интереса школьников к различным видам творчества в соответствии с индивидуальными интересами и способностями- 5/повышение уровня качества творческих работ учащихся, прежде все-" го — сочинений, докладов, рефератов;

6/активизация интереса подростков к различным составляющим понятия «родная культура» /литература, русский язык, народное декоративно-прикладное творчества, русское изобразительное искусство, театр, верования, обычаи, народно-нравственные идеалы/".

В основе курса «На подступах к, риторике» межпредметный уровень интеграции таких гуманитарных предметов, как русский язык, история, МХК, Усилия различных гуманитарных предметов связаны необходимостью формирования основ речевой и коммуникативной культуры у выпускников основной школы. Каждый из предметов гуманитарного цикла на различных этапах его изучения решает задачи речевого раэви-тия учащихся в соответствии со своей спецификой. Однако в конечном счете все усилия в этом направлении должны быть объединены.

В старших классах, прежде всего, в 9-м классе, который заверша.

— 180 ет первый концентр среднего образования, нужен риторический курс, который позволит вывести работу по развитию речи учащихся на новый уровень.

Как наука и учебная дисциплина, риторика издавна была популярна в России. В методических пособиях прошлого накоплен ценный опыт преподавания риторики в школе, будучи изъятой из жизни и обучения в связи с появлением такой общественной системы, которая требовала от человека повернностного, а не системного взгляда на мир, риторика в обновленном виде появилась в школе на рубеже XX — ХХ1 веков в связи с необходимостью воспитания именно глубинного мировоззрения у подрастающего поколения.

Сегодня риторика — важный элемент школьного образования. преж-де всего, гуманитарного. Создан целый ряд учебных курсов по этой дис циплине, адресованы^ учащимся гуманитарных классов, лицеев, гимназий. Особенно необходим риторический курс, предназначенный для общеобразовательной школы, т. к. основные рече-мыслительные умения и навыки должны быть сформированы у всех выпускников основной школы. Интегрированный спецкурс «На подступах к риторике», базирующийся на знаниях, умениях и навыках, приобретенных в ходе изучения гуманитарных предметовнаправленный на пробуждение интереса учащихся к ораторскому искусствуна обогащение речи школьников проявляющий пристальное внимание к художественным произведениям, к углубленной работе с текстами художественной литературы — риторический курс, доступный для массового школьника.

Курс «На подступах к риторике» носит интегрирующий характер не только потому, что опирается на материал из смежных гуманитарных дисциплин, но и потому. что выполняет роль некоего связующего звена в системе развития речи учащихся на протяжении всего периода школьного обучения. Суть этой связующей роли курса выражается так: от уроков в рамках отдельных гуманитарных дисциплин, в том числе и специальных уроков развития речи, через освоение интегрированного спецкурса, направленного на систематизацию рече-мыслительных умений, их использование в разнообразных ситуациях, к завершению формирования речевой и комг^никативной культуры личности в процессе «а углубленного изучения риторики и/или самостоятельной рече-мыслительной деятельности.

Изучение курса wtfa подступах к риторике** ставит перед собой основные цели:

1/интеграция главных задач изучения смежных гуманитарных предметов /русский язык,.

литература

история, ЭДХК/в области развития рече-шслительных.рече-коммуникативных умений и навыков учащихся, формирования облюй речевой культуры выпускника основной школы- 2/повышение эффективности процесса речевого развития в период школьного обучения;

3/расширение привычных представлений об учебно-воспитательном процессе в общеобразовательной школе-приближение этого процесса к современным требованиямсоздание условий для творческого применения разносторонних знаний, умений. навыков учащихся в новых условиях- ^/полноценное выявление личностного потенциала каждого школьника.

Для успешного достижения указанных целей при создании моделей изучения курса следует опираться на ряд принципиальных положений: 1/курс имеет интегрирующий, полипредметный характер, т.к. систематизирует знания, умения и навыки, сформированные при изучении ряда гуманитарных дисциплин, направлен на соверленствование ведущих рече-мыслительных умений, значимых для успешного освоения всех гуманитарных предметов:

2/полипредметная основа курса позволяет создавть модель его изучения в соответствии с условиями, спецификой, потребностями конкретной школы /изучение отдельного курса, включение его в какой-либо предмет/;

3/при проведении занятий в рамках спецкурса при любой модели его освоения используются методы и 1х>рмы работы, позволяющие 'угольникам активно, творчески участвовать в разнообразных видах учебной деятельности;

4/речевая направленность курса не исключает,?, предполагает ориентацию на развитие общего кругозора учащихся, расширение и углубление их знаний по разным гуманитарным предметам-формирование общеучебных умений и навыков.

F ходе проведения исследования нами разработана модель курса «На подступах к риторике» /32 учебных часа/на базе изучения литературы с учетом указанных выше целей спецкурса, на основе указанных принципиальных положений, Разработанная система прошла успешную апробацию в 9-х классах общеобразовательной школы.

Яри организации изучения интегрированного спецкурса «% i. подступах к риторике» нами выбраны основные направления, деятельности по развитию речи учащихся:

— речевые упражнения, направленные на совершенствование устной связной речи:

— словарная работа с целью обозначения лексикона учащихся;

— работа над содержательной и изобразительной сторонами прочитанных и прослушанных текстов различных т^пон;

— изобретение, редактирование, исполнение учащимися собственных текстов.

Ориентация на эти направления работы позволила определить структуру урока, на котором указанные выше виды рече-мыслительной деятельности составили систему взаимосвязанных этапов: от речевых упражнений и словарной работы через восприятие и анализ чужого текста к созданию и произнесению текста собственного.

Помимо уроков, построенных по указанной выше схеме, для ирактическего освоения курса мы отобрали нетрадиционные формы уроков /игра, конференция. композиция и др. /.

В ходе экспериментального исследования нами было установлено, что на уроках по предметам гуманитарного цикла учащиеся 9-х классов общеобразовательной школы чаще вовлечены в такие виды рече-мы-слительной деятельности. которые менее всего создают условия для проявления творчества /слушание.ответы на вопросы, пересказы/.Анализ творческих работ девятиклассников выявил необходимость корректировки уровня сформированности основных рече-мыслительных умений в связи с бедностью речи учащихся, отсутствием разнообразия средств лексической выразительности, синтаксических конструкций-большим количеством логических ошибок и т. д./.Большинство девятиклассников понимает необходимость развития их рече-мыслительных умений.

Введение

в практику работы 9-го класса изучения курса «На подступах к риторике» показало, что учащимся интересен этот курс/изучение системы спецкурса приводит к положительной динамике качества рече-коммуникативных знаний, умений, навыков-в целом дает такие результаты:

1 /совершенствование связной устной речи учащихся за счет речевых упражнений, словарной работы, внимания к содержательной и изобразительной сторонам изучаемых текстов, постоянной работы над изобретением, редактированием и произнесением собственных текстов- 2/повышение у учащихся уровня качества письменных и устных высказываний различных типов и жанров;

3/увеличение разнообразия рече-мыслительной деятельности учащихся за счет включения в урочную работу ее разных видов-обращения к нетрадиционным видам уроков;

4/вовлечение учащихся в разнообразные виды творчества- 5/развитие умений и пополнение знаний из различных гуманитарных областей в связи с изучением тем спецкурса;

— 184.

6/пробуждение интереса учащихся к изучению гуманитарных предметов, к самостоятельному расширению и углублению знаний.

В результате проведенного исследования мы сформулировали основные принципы, на которые следует ориентироваться при построении интегрированных спецкурсов:

1/определение стержневых идей. которые являются основой для систематизации знаний, умений, навыков, полученных в ходе изучения ряда предметов: формулирование основных задач изучения конкретного спецкурса- 3/отбор учебного материала из смежных дисциплин, на базе которого будет осуществляться достижение основных и частных целей и задач- 4/определение принципиальных положений, которые создают условия для эффективного функционирования системы спецкурса, достижения поставленных целей;

5/отбор методов и приемов организации деятельности учащихся в рамках cnewpca;

6/создание конкретной модели освоения спецкурса с учетом особенное тей учебной ситуации образовательного учреждения.

В ходе разработки и экспериментальной апробации двух специальных курсов нами разработана структура нескольких нетрадиционных типов уроков, соответствующих целям и задачам интегрированного обучения.

Урок — исследование. 1. Перед учащимися ставится цель исследования. 2. Общая цель конкретизируется в связи с рассмотрением отдельных частных проблем, определением различных направлений работы.

3.Школьники участвуют в различных видах деятельности, решая конкрет ные исследовательские задачи.

4. На основе результатов проделанной работы делается общий вывод по основной проблеме исследования.

— 185.

5. Знания и умения, полученные в ходе урока, применяются учащимися в самостоятельной творческой деятельности.

В рамках урока-исследования используются учебные лекции, работа в творческих группах. индивидуальные дифференцированные задания и другие продуктивные виды учебной деятельности.

Уррк — комдрзиция, 1. Определение темы, постановка основной цели. отбор учебного материала.

2.Разработка примерного сценария урока-композиции. 3. Организация творческих групп по подготовке элементов композиции /с учетом индивидуальных возможностей школьников/.

4.Постановка перед каждой творческой группой задач подготовительной работы, определение путей решения этих задач.

5.Контроль со стороны учителя за процессом подготовки работы и ее результатами в каждой творческой группе.

6.Внесение необходимых корректировок в примерный сценарий, создание окончательного сценария урока-композиции.

7.Проведение урока-композиции.

8.Оценка работы учащихся, продуктивности урока.

В исследовании приведены фрагменты уроков других видов, например, урока-конференции.урока-практикума, уоо ка-игры.

Теоретические и прикладные исследования в рамках настоящей диссертации привели нас к выводу, что специальные интегрированные курсы дают следующие педагогические результаты:

— обобщение, углубление, расширение знаний, приробретенных в ходе изучения целого ряда учебных предметов:

— развитие, творческих способностей учащихся-вовлечение девятиклассников в различные виды творческой деятельности;

— активизация интереса школьников к учению вообще, к изучению предметов гуманитарного цикла, а также к освоению отдельных учебных дисциплинразделов, тем:.

— расширение кругозора учащихсяза счет обращения к материалам" темам, вопросам, проблемам" не предусмотренным обязательной программой, за счет актуализации межпредметнюс и внутрипредметных ассоцил адий и связей;

— повышение уровня сфоршроваяности. основных обшеучебных умений и навыков /например, составление плана, конспекта, работа с дополнительной литературой, организация самостоятельной работы/;

— повышение уровня качества письменных творческих работ учащихся /сочинений различных типов/, а так^е развитие устной связной речи учащихся;

— воспитание у школьников уважительного, внимательного отношения к родному слову, общенациональной культуре.

Введение

в систему обучения в девятом классе общеобразователь ной школы интегрированных спецкурсов получило одобрение учителей гуманитарных предметов, отметивших и повышение у учащихся интереса Ф к учебе, и улучшение качества рече-мыслительных умений учащихся.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Альтшуллер Р. С. Преемственность знаний и межпредметные связи на факультативных занятиях.//"Биология в школе", 1975,, С. 60 62
  2. Аникин В. Писатели и народная сказка.//Русские сказки в обработке писателей.-М, 1969
  3. Антонов Н. С. Об интеграции знаний в школе.//Проблемы управления народным образованием и научной организации труда в учебных заведениях .-Воронеж, 1974, с. 23 27
  4. Антонов Н. С. Слагаемые знаний /о межпредметных связях в учебном процессе/.-Архангельск, 1969
  5. И. М.Интегрированный курс художественного творчества в общеобразовательной школе .-М., 1996
  6. К. Интенсификация процесса обучения.-^., 1987
  7. Бабушкин Н. Творчество народа и творчество писатедя.-Новосибирск, 1966
  8. Л.М. Использование комплекса искусств в формировании художественных взглядов подростков.-^., 1981
  9. Базанов В. От фольклора к народной книге.-Л., 1973
  10. Баркова Л. Возможности риторики в становлении личности ребенка. //Риторика в современном образовании: Тезисы докладов 3-й Международной конференции по риторике.-V., 1999, С. 30 83
  11. Г. И.Межпредметные связи в истории советской школы и педагогики.//Межпредметные связи в учебном процессе. Тематический сборник статей. Редактор-составитель Г. В. Воробьев.-М., 1974, С. 35 -56
  12. Беленький Г. Взаимосвязи предметов гуманитарного цикла.//"Народное образование", 1977, tf 9, С. 42 48
  13. А.С. Педагогика детства:Основы возрастной педагогики. -Екатеринбург, 1995
  14. Бибко Н. С. Обучение младших школьников чтению сказок разных типов .-Новосибирск, 1993
  15. Борисенко Н.-Р.Об основах межпредметных связей.//"Советская педагогика", 197 111, С. 24 31
  16. Буслаев Ф.И.О преподавании отечественного языка.-м., 1992
  17. Бушина В. И. Воспитание интереса к литера. туре, на внеклассных занятиях.//Поиск новых путей:'Л з опыта работы.-Л., 1990, С.148 167
  18. Валгокевич Е. Ф. Межпредметные связи экономической географии зарубежных стран.// Обучение географии в школе,-М., 1975, С. 69 73
  19. Вендровская Р. Б. Межпредметные связи истории и обществоведения. //"Преподавание истории в школе", 1973,$ 1, С. 46 52
  20. Веселова Т. С. Изучение фольклора в школе как методическая проблема /4−7 классы/.Канд.дис.-Л. 1974
  21. Вильшн 0. Дидактика как теория образования в ее отношениях к социологии и истории образования.-М., 1908
  22. Водовозов В. И. Словесность в образах и разборах.-СПб., 1863
  23. Воробьев П. Г. Работа над образными поэтическими средствами языка при изучении фольклора.//"1*усский язык в школе", 1962,№ 5,0.104 31. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте психологический очерк.-М., 1967
  24. Выготский Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения.-М.-Л., 1935
  25. В защиту живого слова. Сборник статей.Составитель В. Я. Коровина. —ЭД., 1966
  26. Гаврилов И. В. Стилистические задачи для нисших классов.-СПб., 1874
  27. Галочкин Ч.^.Внеклассное чтение произведений фольклора. //"Начальная школа", 1964,№ 1,С.54
  28. Гербарт И.-^.Избранные педагогические сочинения.-М., 1940
  29. Дейкина А. А. Художественное своеобразие малого жанра.//Народноетворчество в эстетическом и нравственном воспитании учащихся.-ЭД., 1991.С.43−55
  30. Джуринский А. Н. Зарубежная школа: История и современность.-М., 1992
  31. Диете рве г А. Избранные педагогические сочинения.-^. .1956
  32. Долецкая И. И. Воспитание художественного вкуса старшеклассников /при изучении творчества Маяковского и Тварцовского/.-М., 1965
  33. Енисеев М. К. Научные основы интеграции знаний и усвоения изучаемого материала в процессе связи его с известным школьникам.Автореф. докт. дис.-Казань, 1996
  34. Иконников С.й.Стилистический анализ текста.-Киев, 1983
  35. Интеграция обучения и воспитания учащихся в начальной школе. Сборник статей .-Рязань. 1991
  36. Интеграция педагогической науки и практики в развитии творческого потенциала ученика-Сборник статей .-Комссмольск-на-Амуре, 1996
  37. Интегрированная система обучения, конструирования программ и разработки дидактических материалов.-М., 1996
  38. Г. Н. Фольклорные мотивы в поэзии Г. Р. Дерясавша 1800-х годов.//Русский фольклор. Материалы и исследования. Т. 7.-М.-Д., 1962,1. С. 58 66
  39. Кабанова-Меллер 5.Н.Психология формирования знаний я навыков школьников.-М., 1962
  40. Кабанова-Меллер 8.Я.Формирование приемов умственной деятельности и умственного развития учащихся.-Л., 1968
  41. Кия1цеяко И.И.ЛЬгогаская Е.Н., Сокольникова Ч. М., Алеев В. В. Мировая художественная культура. //Программы для общеобразовательной школы: Мировая художественная культура.-'Т?., 1995
  42. К. Ю. Построение процесса обучения на интегрированной основе .Автореф.канд.дис.-Ростов-на-Дону•1995
  43. Коровина Б.Я.В мире русской народной сказки.//Народное творчество в эстетическом и нравственном воспитании учащихся.-М., 1991,1. С. 9 33
  44. Коровина В. Я. От упражнений к системе совершенствования речи учащихся.-М., 1996
  45. Коровина в.я.Программа курса «На подступах к риторике"//"Литера тура, 1994,№ 43,С.42 43
  46. Коровина В. Я. Развитие речи учащихся в процессе изучения лите-ратуры.//Проблемы методики преподавания в средней иколе.-^.-Л., 1955
  47. Коровина В. Я. Развитие речи учащихся 4−7 класса.-М., 1978
  48. Кохтев Й. Н. Основы риторики. Программа для 8−9 классов.//Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык для классов гуманитарного профиля.-М., 1994.С.90 96
  49. Кошанский Н. Ф. Общая риторика.-СПб., 18.36
  50. Кравцов Н. И. Лазутин С.Г.Русское устное народное творчество.-М., 1983
  51. Крупская Н. К. Педагогические сочинения.-^., 1958
  52. Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. -M,, 1991
  53. В. С .Психология, М, 499?
  54. Кулагин П. Г. Влияние межпредметных связей на усвоение программного материала вечерней школы.Канд.дис.-М., 1968
  55. Кулагин П. Г. Ццея межпредметных связей в истории педагогики.// „Советская, педагогика'1964,№ 12,0.87 99
  56. Лупанова И.п.Русская народная сказка в творчестве писателей первой половины Х1Х века.-Петрозаводск, 1959
  57. Львов М. Р. Риторика:Учебное пособие для учащихся 10−11 клас1. СОВ.-М.1995
  58. Мальцева К. В. Развитие устной речи учащихся на уроках литера-туры.-Киев, 1987
  59. В. Н. .Баталова Д. Х., Зыбина Т.м., Виньков Ю. В. Риторика -учителю.-Пермь, 1993
  60. Мастерство устной речи. Под ред.В. В. Годубкова.-ГЛ., 1967
  61. Межпредметные связи в коммунистическом воспитании школьников. Под ред.В. Н. Максимовой.-Л. 1979
  62. Межиредметные связи в учебном процессе. Тематический сборник статей. Редактор-составитель Г. В. Воробьев.-М. .1974
  63. Мельман I.А.Степанова Н. В. Устное народное творчество в начальной школе: программно-методические рекомендации.-Новгород. 1996 ИЗ. Минеева С. А. Риторика:Проблемы и трудности преподавания в школе.//Путь в риторияу.Вып. 1 .-Пермь, 1994
  64. Михайличенко И. А. Риторика:Учебное пособие для учащихся гимназий, лицеев и школ гуманитарного профиля.-М., 1994
  65. На подступах к риторике: Пособие для учащихся 8−10 классов общеобразовательных учебных заведений. Составитель В. Я. Коровина.1. М., 1996
  66. Найденов Б. С. Значение русской народной сказки для воспитания и образования детей школьного возраста.Канд.дис.-М., 1954
  67. Народное творчество в эстетическом и нравственном воспитании учащихся: Из опыта работы школ России.Сост.Коровина В. Я., Кучер* Н.И.—М., 1991
  68. В. И. Кулыгин С.А. и др.Интегрированные уроки /методические рекомендации/.-Кемерово, 1993
  69. Э.Никитина FI.Л.Фольклор в эстетическом и нравственном воспитании школьников.-М., 1969
  70. Никонова С. М. Межпредметные связи в обучении школьников английскому языку.-М., 1965
  71. Педагогический словарь.-^., 1960
  72. Пестолопди И.-Г. Избранные педагогические произведения,-М., 1963
  73. Пешков И. В. Изобретение как категория риторики.-М., 1 988 128. нилиповский В. Интегрированные учеб яме курсы. //"Народное образование“,! 975, № 2,0.97 99
  74. Ю. С, Основой риторики.Программа для Ю 11 класса.// Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык для классов гуманитарного профиля.-ДО., 1994, С. 71 -89
  75. Пленкин Н. А. Уроки развития речи:5 9 класс .-ОД.#1 996 131 .Потапов С.м.м.В.Ломоносов о выразительном слове.//"Русский язык в школе».1961 ,№ 5.С.31 36
  76. Примерное планирование курса «Мооквоведение».-'/!., 1996
  77. Протоколы заседаний съезда преподавателей физико-химических наук Московского учебного округа. 1899.←М." 1900
  78. Развитие речи: Пособие для учащихся.5 класс. Части 1,2.Под ред. Т. А. Ладыженской. -М. 1998
  79. Разумовская М.М., Капинос В, И., Богданова Г. А. и др. Программапо русскому языку для 5−9 классов основной школы. //Русский я зык. Программы.-М., 1992, С. З 22
  80. Риторика в современном образовании: Тезисы докладов 3-й Международной конференции по риторике.-м., 1996
  81. Русская риторика: Хрестоматия. Автор-составитель Л. н. Граудина.-М., 1996
  82. Русская фольклористика. Хрестоматия. Соот. С. к. Минц. -М., i 971
  83. Русский фольклор в современных образовательных структурах. Сост. и ред.Л.Л.Г^уприянова.-ТСемерово, 1 уяб
  84. . М. А.Опыт школьной инсценировки народных обрядов, пе-сен.игр.//"Вестник образования", 1917 f да з
  85. Рыбникова М. А. Уроки по загадкам и пословицам в 5 классе.// Материалы в помощь учителго.-М., 1938
  86. Рыков Н. А. Внеклассная работа по зоологии.-М., 1940
  87. Самарин Ю, А. Очерки психологии ума.1Sf£
  88. Сборник постановлений и распоряжений по гимназиям и прогимназиям Московского учебного округа за 1871 1888 г. г.под ред. Иса-енкова.-М., 1889
  89. В.И. Гиганты и чародеи с лова.-17., 19 34
  90. Ю.М. Русский фольклор.-М., 1941
  91. Сорокин Н. А. Дидактическое значение межпредметных связей.// «Советская педагогика».19 718
  92. Стоюнин В. Я. Избранные педагогические сочинения.-М., 1954
  93. Теоретические проблемы использования искусства на уроках лите ратуры и гуманитарного цикла.-М., 1977
  94. Теория сочинения с хрестомавиейП.Житедкого.^-Киев, 1900
  95. Тонконогий И. Я. Роль межпредадетных связей в формировании научного мировоззрения.//"Вечерняя средняя школа", 1975,№ 5,С.47 52
  96. Труды Всероссийского совещания преподавателей физики, химии и космографии, 1917 # 5 9 июня в Москве .-Харьков, 1918
  97. Унт Й. Э. Можпредметные связи я. умственное развитие учащихся.// Межпредметнке связи в процессе преподавания основ наук в средней школе. Материалы Всесоюзной конференции. проходившей 10−12 октября- 195 1973 г, Отв.рвд. И. Д. Зверев.-М. 1975.0.58 65
  98. Уроки развития речи. Под ред. Канакиной Г. W., Яранцевой.-М. 1987
  99. Учебные стандарты школ России: Начальная школа. Общественно-iy-манитарные дисциплины.-М., 1998
  100. Учебный комплекс под ред.В. В. Бабайцевой. //Программы. Русский щ ЯЗЫК.-И. 1996.С.41 67
  101. Ушаков Н.Н.О межпредметных связях во внеклассной работе по русскому языку.//"Русский язык в школе". 1973. il 2.С.60 65
  102. Ушинский К. Д. Избранные педагогические произведения ¦ 1968
  103. Ушинс.кий К. Д. Собрание сочинений.-М., 1950
  104. В. Н. Кирткин Д.М. ЭДежпредметные связи.На материале естественно-научных дисциплин средней школы.-М. .1972
  105. Фольклор в современном мире: Аспекты и пути исследования.-ОД. .1991
  106. Экспериментальная программа образовательной области «Технология».-М., 1 994 184, Элиасберг Ч. И. Страницы истории европейского гуманизма.// * Программы. Правоведение .-М., 1993
  107. Юнина С.А., Сагач Г. А. Обшая риторика/современная интерпрета-ция/.-Пермь, 1992
  108. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по лиге -ратуре:Сборник .5−9 классы.Сост.Э.А.Красчовсго#.-^. 2000Ф
Заполнить форму текущей работой