Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие идей свободного воспитания в России в конце XIX-начале XX в

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ теории и практики свободного воспитания в России на протяжении длительного времени показал, что к началу XX века это направление педагогики выработало ряд идей, которые могут рассматриваться как методологические при анализе процессов современного развития школы. В полном объеме эти идеи могут быть реализованы в учреждениях, основанных на общественной инициативе. Вместе с тем центральная… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теория и практика свободного воспитания как предмет исследования в современной научной литературе
    • 1. 1. Программа исследования исторической проблемы теоретического осмысления и практического распространения идей свободного воспитания
    • 1. 2. Этапы развития и реализации идей свободного воспитания в России конца XVIII — первой половины XIX века
  • ГЛАВА 2. Развитие и реализация в практике идей свободного воспитания в России на этапе конца XIX -начала XX века
    • 2. 1. Общественно-государственные предпосылки развития и реализации идей свободного воспитания в конце XIX-начале XX века
    • 2. 2. Теоретические предпосылки развития и реализации идей свободного воспитания в конце XIX-начале XX века
    • 2. 3. Информационные предпосылки развития и реализации идей свободного воспитания в конце XIX-начале XX века
    • 2. 4. Практические пути реализации идей свободного воспитания в деятельности воспитательно-образовательных учреждений

Развитие идей свободного воспитания в России в конце XIX-начале XX в (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность диссертационного исследования, отражающего существенные характеристики идей свободного воспитания в конце XIXначале XX века, определяется рядом обстоятельств. Первое обстоятельство состоит в том, что сегодня в России, странах Европы и Азии значительно усиливается интерес к идеям свободного воспитания, поскольку идет процесс демократизации отношений и ребенку предоставляется все большее число степеней свободы. Второе обстоятельство состоит в том, что сегодня усилился интерес к исторической научной проблематике. Историческая рефлексия позволяет глубже понять прошлое страны и гордиться ее наследием, укреплять в гражданах чувство собственного достоинства. Поскольку Россия внесла существенный вклад в разработку идей свободного воспитания, есть необходимость осветить подробно все этапы формирования и развития этих идей. И, наконец, интеллектуальное наследие одной страны сегодня становится достоянием многих стран. В условиях сближения научных позиций России и Китая формируется взаимный интерес к интеллектуальному наследию двух стран.

Анализ литературы по проблеме показал, что теория свободного воспитания широко и всесторонне исследуется в современной литературе. Есть значительный массив трудов, посвященных анализу теории естественного и свободного воспитания корифеев науки: Ж. Ж. Руссо, JI.H. Толстого, К. Н. Вентцеля, А. Нейла, М. Монтессори и других авторов. Проанализированы исторические периоды, способствующие возникновению идей свободного воспитания, раскрыты принципиальные положения научных теорий свободного воспитания, подчеркнуто качественное своеобразие авторских подходов, осуществлен сравнительный анализ основных позиций авторов, раскрыта логика развития и обогащения идей свободного воспитания от эпохи к эпохе.

Вместе с тем ознакомление с литературой показало, что в поле зрения исследователей находятся выдающиеся авторы и их труды, процесс же проникновения этих идей в жизнь, в массовое сознание описан в меньшей степени. Нас заинтересовал вопрос о том, как идеи свободного воспитания, отраженные в трудах великих философов (Ж.Ж. Руссо), писателей (JI.H. Толстой), педагогов (К.Н. Вентцель) продвигаются в практику и становятся руководством к действию рядового родителя, воспитателя, учителя, как они функционируют на уровне деятельности конкретного воспитательно-образовательного учреждения. Необходимо было найти такой период в истории жизни России, который дал бы ответ на этот вопрос в наиболее полном объеме.

Такой подход определил выбор проблемы, объекта, предмета, целей и задач исследования.

Объект исследования — теория и практика свободного воспитания в России как исторически развивающееся явление.

Предмет исследования — теория и практика свободного воспитания в России на переломе двух веков: XIX и XX столетия как активно распространяющееся педагогическое явление.

Цель исследования: выявить условия, обеспечившие более широкое распространение идей свободного воспитания в России на переломе двух веков.

Задачи исследования:

— разработать подходы к периодизации теории и практики свободного воспитания в России (начало XIX — начало XX веков) на основе анализа и сравнения процессов государственной и общественной институционализации образования и воспитания;

— проследить историю развития идей свободного воспитания на основе анализа теоретических и практических предпосылок, способствующих или препятствующих этому процессу на разных этапах исторического развития России;

— раскрыть теоретические и практические предпосылки развития и активной реализации идей свободного воспитания в России в конце XIX — начале XX века;

— проанализировать элементы новизны, которые были внесены в теорию свободного воспитания в конце XIX — начале XX века;

— соотнести теорию и практику свободного воспитания с современностью для выяснения, какие из этих идей могут выступать методологической базой для настоящего времени.

Гипотеза исследования. Приступая к анализу предмета исследования, мы выдвинули несколько групп t предположений. Первая группа предположений заключалась в следующем. Мы полагали, что:

— каждый конкретный период развития теории и практики свободного воспитания можно рассматривать через соотношение процессов государственной и общественной институционализации образования, которое характеризуется качественным своеобразием и влияет на процессы воспитания и образования подрастающего поколенияослабление государственной и расширение общественной институционализации усиливает вероятность того, что идеи свободного воспитания станут доступными для массового учителя, воспитателя.

Вторая группа предположений касалась проблемы семейного воспитания. Мы предположили, что:

— реализация идей свободного воспитания во многом зависит от отношения общества к основам семейного воспитания;

— исторически развитие идей свободного воспитания и реализация их в практику совпадает с преобразованием отношения общества к основам семейного воспитания;

— учреждения, реализующие идеи свободного воспитания, в своем развитии движутся по пути преодоления изоляции от семьи и тесного союза с родителями;

— если государство и общество доверяет семье, родители могут стать союзниками педагогов в деле распространения идей свободного воспитания.

Третья группа предположений касалась проблемы информированности общества об идеях свободного воспитания и доступности их рядовому учителю и воспитателю. Мы предположили, что:

— чем шире освещается теория свободного воспитания в доступной для населения журнальной и газетной форме, тем больше вероятность увлеченности этими идеями практических работниковчем доступнее опыт свободного воспитания через непосредственное ознакомление с ним, тем больше вероятность расширения поля его внедрения.

Четвертая группа предположений касалась непосредственно периода конца XIX — начала XX века. Мы предположили, что идеи свободного воспитания в России выступили в конце XIX — начале XX века как некоторая альтернатива государственному авторитаризму в области народного образования. Развитию, распространению идей свободного воспитания, внедрению их в практику способствовали: во-первых, процессы общественной институционализации воспитания и образования,.

— во-вторых, широкое сотрудничество теоретиков и практиков свободного воспитания с семьей и общественностью,.

— в третьих, расширение информационного поля, то есть выпуск ряда журналов и газет, освещающих эту проблему,.

— в четвертых, наличие общественных структур и «знаковых» учреждений, обеспечивающих возможность ознакомления с опытом свободного воспитания.

Проверка этих положений потребовала обращения не только к научным, но и художественным источникам. Труды по проблеме свободного воспитания, анализируемые в диссертации, были разделены на несколько групп. Первая группа — это труды авторов — основоположников идеи естественного и свободного воспитания. Вторая группа — это труды, в которых идеи свободного воспитания оценивались их современниками. Третья группа — это работы более позднего времени, оценивающие значимость идей свободного воспитания для более поздних исторических эпох. Четвертая группа — это журнальные статьи, раскрывающие подходы авторов теорий свободного воспитания в доступной для читателя форме. В особую группу были выделены работы, обозначенные нами как «воспоминания», в которых описывались жизненные ситуации, так или иначе связанные с обсуждением идей в домашнем кругу, в кругу друзей, в письмах и др.

Теоретико-методологической базой исследования выступили:

— философские идеи свободы, оказавшие влияние на развитие педагогической теории и практики в России XIX века;

— педагогические идеи естественного и свободного воспитания, содержащиеся в трудах основоположников теории естественного и свободного воспитания Ж. Ж. Руссо, JI.H. Толстого, К. Н. Вентцеля;

— социологические идеи институционализации различных сторон общественной жизни России, в том числе воспитания и образования;

— научные идеи о влиянии информации на реализацию идей в практику жизнедеятельности человека.

Методы исследования. Для исследования проблемы была использована совокупность методов:

— сравнительно-исторический метод позволил сравнивать между собой отдельные периоды, опираясь на выработанные в процессе работы над проблемой показатели, выделять общее и особенное в развитии идей свободного воспитания, увидеть, как «наращиваются» в исторической перспективе условия, способствующие реализации этих идей в практике;

— историко-генетический метод дал возможность вписать идеи свободного воспитания в более широкое поле общественного движения за демократизацию школы на конкретных этапах общественного развития;

Поскольку диссертация носит исторический характер, необходимо было обозначить период времени, на котором было сосредоточено внимание исследователя. В поисках оснований для выявления границ этапа мы обратились к анализу общественной жизни России, к тому ее времени, которое характеризовалось усилением процессов общественной институционализации практики воспитания и образования. Исходя из этой позиции, мы обозначили границы периода следующими вехами: реформы 60-х г. XIX в. — революционные события начала XX века. Затем мы обратились к источникам информации, к периодической печати, которая освещала вопросы свободного воспитания и, следовательно, делала доступным понимание этих идей практиками. За точки отчета были взяты статьи в журналах, • освещающих проблему: «Народная школа», «Педагогический вестник», «Ясная поляна», «Учитель», «Свободное воспитание». Третьим фактором, повлиявшим на определение границ этапа, выступило наличие воспитательных и образовательных учреждений, которые реализовали идеи свободного воспитания. По мере раскрытия предпосылок развития теории и становления практики свободного воспитания, мы выходили за рамки анализируемого периода. Таким образом, в работе мы оперировали понятиями «период — минимум» — это отрезок исторического времени, который нас непосредственно интересовал, и «период — максимум», это исторический отрезок времени, обращение к которому осуществлялось эпизодически по мере решения разных исследовательских задач.

Определяя границы этапов, мы полагали, что теория и практика свободного воспитания, развиваясь в тесном единстве, имеют каждая свою логику развития. Теоретические идеи свободного воспитания могут опережать массовую практику их реализации, поскольку не всегда находят необходимую общественную почву для своего внедрения в жизнь воспитательно-образовательных учреждений. Практическое воплощение идей свободного воспитания выступает важным фактором развития идей свободного воспитания.

На защиту выносятся положения.

1. Реализация идей свободного воспитания зависит от соотношения процессов государственной и общественной институционализации воспитания и образования. Возможность их внедрения в практику повышается в те исторические периоды, когда процессы общественной институционализации преобладают над процессами институционализации государственной.

2. Возможность внедрения в практику идей свободного воспитания повышается в те исторические периоды, когда общество создает условия для активного включения общественных организаций и семьи в деятельность образовательных учреждений.

3. Идеи свободного воспитания, в своем практическом воплощении движутся от элитарных воспитательных учреждений к массовым воспитательным учреждениям. Выступая в начале XIX в. методологическим основанием организации элитных дворянских, сословно ориентированных воспитательных учреждений, по мере движения к началу XX века они охватывали более широкую область практики и выступали в качестве методологических при организации внесословной школы.

4. Расширение ареала распространения идей свободного воспитания зависит от существования в обществе «знаковых» учреждений свободного воспитания, наглядно демонстрирующих возможность успешной реализации идей.

5. Для внедрения идей свободного воспитания в жизнь воспитательно-образовательного учреждения необходим перевод философских основ теории на язык практики, отвечающий на вопрос «как», и наличие информации, доступной рядовому учителю, родителю, воспитателю.

Научная новизна исследования.

Уточнена периодизация развития идей свободного воспитания в России в XIX — начале XX века на основе показателей: институционализации образования, наличия теории свободного воспитания, адекватной этапу общественного развития, меры участия семьи в деятельности учреждений свободного воспитания, наличия «знаковых учреждений», стремящихся к реализации идей в практику, наличия информационных источников, знакомящих общественность с деятельностью учреждений.

Доказано, что теория свободного воспитания в истории России на протяжении всего XIX века выступала как некоторая общественная альтернатива государственной институционализации воспитания и образования, что идеи свободного воспитания в России в конце XIXначале XX века актуализировались как ответ на ужесточение правительственных мер, направленных на подчинение образования государственным целям и сковывания инициативы общества в этом вопросе.

Раскрыта специфика ситуации конца XIX — начала XX века, обеспечившая более широкую реализацию идей свободного воспитания на основе: активного противодействия общества государственной политике в и области школьного образования, тесного сотрудничества учреждений свободного воспитания с семьей, расширения информации об идеях свободного воспитания, наличия учреждений свободного воспитания и общественных структур, поддерживающих эти учреждения.

Охарактеризованы образовательные учреждения, базирующие свою жизнедеятельность на отельных идеях или целостной теории свободного воспитания, обеспечивающие подготовку к гражданскому служению на основе предоставления разной меры свободы в воспитательном и образовательном процессе.

Теоретическая значимость исследования. Доказано, что:

— широта распространения идей свободного воспитания и внедрение их в практику зависит от соотношения процессов государственной и общественной институционализации всех сторон жизни общества, в том числе таких, как воспитание, образование, информация;

— идеи свободного воспитания, выступая в начале XIX в. методологическим основанием организации некоторых сторон жизни элитных дворянских воспитательно-образовательных учреждений, по мере движения к началу XX века охватывали более широкую область практики и выступали в качестве методологических при организации школ для народа;

— учреждения свободного воспитания в зависимости от меры реализации идей можно расположить на нескольких «ярусах», в зависимости от того, в какие сферы жизнедеятельности учреждения проникали идеи свободы. Анализ деятельности отдельных учреждений показал, что диапазон предоставляемых ребенку свобод может быть достаточно широк: от освобождения ребенка от дисциплинарных мер воздействия в виде физических наказаний до предоставления ему права искать собственный путь в жизни и способ служения обществу.

— мера внедрения идей свободного воспитания в практику работы школы зависела от уровня информированности общества о деятельности школ свободного воспитания и от возможности ознакомления учительства с опытом деятельности школ. В конце XVIII — начале XIX века ими могли овладеть те наставники молодого поколения, которые часть жизни проводили за границей и могли читать труды западноевропейских авторов в подлинниках (А.П. Куницын, В. Ф. Малиновский и др.). По мере распространения идей посредством журналов и газет они становились достоянием рядового учителя и воспитателя. Поэтому вместе с расширением информационного поля теории свободного воспитания можно наблюдать и внедрение идей в практику свободного воспитания (И.И. Горбунов-Посадов, Дурылин и др.).

Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы могут быть использованы при разработке современных концепций развития воспитательно-образовательных учреждений, при определении условий, благоприятствующих внедрению этих идей в практику работы современной школы.

Материалы исследования могут быть использованы при чтении лекций, проведении семинаров по историии теории педагогики, социальной педагогике, при разработке спецкурсов и семинаров по теории и практике свободного воспитания.

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в два этапа.

На первом этапе обучения в магистратуре возник интерес к проблеме свободного воспитания, проведено ознакомление с некоторыми современными образовательными учреждениями, концепции развития которых базировались на идеях свободного воспитания (1998;2000г);

На втором этапе поступления в аспирантуру разрабатывалась структура диссертационного исследования, оформлялась в виде схемы логика ее оформления, осуществлялось ознакомление с исторической литературой по проблеме исследования, отрабатывались варианты структурирования исследовательского материала.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечены выработкой методологических позиций, выбором методов исторического анализа проблемы теории и практики свободного воспитания, адекватных поставленным исследовательским задачам.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Завершая рассмотрение отечественного опыта свободного воспитания конца XIX — начала XX века, обратимся к работам исследователя Е. В. Иванова, который, осмысливая деятельность педагогов свободного воспитания, писал: «Хочется отметить, что они, наполняя теорию и практику новыми положениями, формами и методами в целом сохранили базовую направленность, вытекающую из отечественной историко-культурной традиции и ориентирующую на обретение духовной свободы человека и осуществление им самостоятельного нравственного выбора между добром и злом во имя общего блага».

1. В конце XIX — начале XX века сложились наиболее противоречивые условия для распространения теории и практики свободного воспитания. С одной стороны, они были благоприятны, поскольку этому содействовало развитие важных предпосылок. С другой стороны, теория и практика свободного воспитания подвергалась критике, а ее авторы — гонениям. Несмотря на указанное противоречие, можно считать, что данный период выступает как наиболее благоприятный для внедрения идей свободного воспитания в практику.

2. Реализации идей свободного воспитания способствовала широкая общественная институционализация воспитания и образования, вовлечение в этот процесс различных общественных организаций, и наличие печатной информации, доступной для различных слоев населения.

3. Теория свободного воспитания развивалась как одно из направлений прогрессивной педагогики, ее идеи выступали как особо значимые на фоне критического отношения к государственной школе. Представление о школе свободного воспитания выступило на этом фоне как альтернатива школы государственной. Основные идеи свободного воспитания были созвучны идеям, представленным в других педагогических теориях. На фоне других теорий она выступала как методологическая, поскольку заостряла внимание на личности ребенка и на его свободе в педагогическом процессе в условиях полной несвободы ребенка в государственной школе.

3. Наиболее полное свое выражение идеи свободного воспитания в исследуемый период получили в жизнедеятельности Дома свободного ребенка. Это учреждение представляло собой педагогическую общину, состоявшую из детей, родителей, воспитателей, доступную для всех желающих участвовать в их жизни, независимо от пола, сословия, состояния. Предполагалось, что дом создается не для детей, а самими детьми, является творением их ума, сердца и рук, что его атмосфера не допускает никакого насилия или принуждения, что основой для разработки учебного плана или программы выступает интерес ребенка, что первостепенную роль в школе играет труд, приведенный в органическую связь с тем направлением образования, которое хочет получить ребенок, что деятельность педагога носит следящий, выжидательный, поддерживающий характер.

4. Государственное учреждение не может реализовать опыт свободного воспитания, поскольку оно всегда реализует некоторый социальный заказ и поэтому не может быть вполне свободным. Но школа может творчески осмыслить опыт свободного воспитания и преобразовать себя в соответствии с идеями свободного воспитания.

5. Главным условием, обеспечивающим реализацию идей свободного воспитания, выступало тесное сотрудничество учреждения с общественными организациями и семьей. Именно в этот период времени произошло полное переосмысление идей отторжения учреждения от семьи и общества, что и сделало возможным внедрение идей в практику. б. Показатели развития теории и практики свободного воспитания на протяжении всего исследуемого времени можно представить следующим образом.

Конец XVIII века Начало XX века.

Опора в реализации идей свободы на теорию естественного воспитания Опора в реализации идей свободы на теории свободного воспитания.

Источники информации просветительские теории в подлинниках, доступных образованному дворянству Источники информации — общие и специальные педагогические журналы, доступные всему грамотному населению страны.

Учреждения, реализующие идеи свободного воспитания, носят Учреждения, реализующие идеи свободного воспитания, носят государственный характер общественный характер

Учреждения, реализующие идеи свободного воспитания, адресованы детям дворян Учреждения, реализующие идеи свободного воспитания, адресованы детям разных сословий.

Учреждения стремятся к преодолению принципа сословности Учреждения полностью преодолевают принцип сословности.

Учреждения, реализующие идеи, изолированы от общественного влияния Учреждения, реализующие идеи, опираются на общественные организации.

Учреждения, реализующие идеи, изолированы от семейного воспитания. Учреждения, реализующие идеи, опираются на семейное воспитание.

Построение воспитания «от ребенка» на основе возрастного и индивидуального подхода к ребенку Построение воспитания «от ребенка» на основе мотивов, потребностей, желаний ребенка.

Приоритет в построении процесса образования принадлежит взрослому Приоритет в построении процесса образования принадлежит ребенку.

Отказ в воспитании ребенка от мер дисциплинирования, связанного с физическими наказаниями Ориентация в воспитании ребенка на самодисциплинирование.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование теории и практики свободного воспитания в России позволило решить поставленные исследовательские задачи.

В диссертации разработаны подходы к периодизации теории и практики свободного воспитания в России, охватывающие последнюю треть XVIII — начало XX века. Периодизация осуществлена на основе анализа и сравнения процессов государственной и общественной институционализации образования и воспитания, специфики первоисточников, в качестве которых выступают три теории: Ж. Ж. Руссо, Л. Н. Толстого и К. Н. Вентцеля, наличия источников информации, реализующих идеи свободного воспитания и меры их доступности педагогической общественности.

На основе анализа теоретических и практических предпосылок прослежена история развития идей свободного воспитания на фоне исторического развития России конца XVIII — начала XIX веков, выделены и охарактеризованы пять этапов развития идей свободного воспитания и реализации их в практику. Показано, что поле практического распространения идей последовательно расширяется по мере развития предпосылок, в качестве каковых выступает общественная институционализация образования и увеличения числа информационных источников, доступных населению.

Особое внимание уделено раскрытию теоретических и практических предпосылок развития и активной реализации идей свободного воспитания в России в конце XIX — начале XX векапоказано, что теории свободного воспитания в этот период времени выступили методологическим основанием для развития школы, которая выступала как альтернатива государственным учреждениям.

В диссертации проанализированы элементы новизны, которые были внесены в теорию свободного воспитания в конце XIX — начале XX века. Они состояли в том, что в своей деятельности учреждения свободного воспитания ориентировались на идеи, противоположные тем, на которых строились учреждения конца XVIII века. Учреждения свободного воспитания анализируемого периода ориентировались на установление тесных связей с общественностью и семьей.

Анализ теории и практики свободного воспитания в России на протяжении длительного времени показал, что к началу XX века это направление педагогики выработало ряд идей, которые могут рассматриваться как методологические при анализе процессов современного развития школы. В полном объеме эти идеи могут быть реализованы в учреждениях, основанных на общественной инициативе. Вместе с тем центральная педоцентрическая идея теории и ее идеи, ориентирующие практику на установление тесных связей с семьей и общественностью могут рассматриваться как основополагающие для современного этапе развития школы. Сегодня в условиях интеграции стран, формирования единого образовательного пространства, теории свободного воспитания могут выступить методологической платформой, помогающей согласовать ценностные позиции и ориентации в отношении важнейших проблем педагогики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.Д., Митюров Б. Н. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV—XVII вв.. // Сост. М.: Педагогика, 1985. 367 с.
  2. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности (Трактат по социологии знания). М.: Медиум, 1995.
  3. Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989. 608 с.
  4. Н.А. О ловкости и ее развитии. М.: Физкультура и спорт, 1991.- 228с.
  5. И.И. Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества. СПб., 1764
  6. И.И. Собрание учреждений и предписаний касательно воспитания в России обоего пола благородного и мещанского юношества, с прочими в пользу общества установлениями. СПб., 1789.-Т.1.
  7. Бим-Бад Б. М. Педагогические течения в начале XX века: Лекции по антропологии и философии образования. М., 1994. 117 с.
  8. Бим-Бад Б. М. Щит и оборона детства. М.: РОУ, 1995. 65с.
  9. В.М. Гуманистические идеалы педагогического образования в Германии // Свободное воспитание. 1992. Вып. 1. с. 32−38.
  10. П.П. Избранные педагогические произведения. М., Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. 695 с.
  11. М.В. Современные проблемы истории образования // Педагогика. 1993. № 4. с. 120−122.
  12. М.В. Творческий поиск российских школ начала XX века//Свободное воспитание. 1993. Вып. 2. с. 32−47.
  13. М.В., Корнетов Г. Б. Космическая педагогика Константина Вентцеля // Свободное воспитание. 1993. Вып. 2. с. 14−20.
  14. Н.К. Русская софиология и антропософия // Вопросы философии. 1995. № 7. с. 79−97.
  15. Ф.И. Русские пословицы и поговорки // Архив историко-юридических сведений, относящихся к России. М., 1854. Кн. IL Отд. IV.
  16. А. Опыты свободного воспитания в Испании // Свободное воспитание. 1908−1909. № 2. с. 23−34.
  17. А. Опыты свободного воспитания во Франции // Свободное воспитание. 1907−1908. № 9. с. 1−26- № 10. с. 1−22.
  18. М.А. Мартиролог одной частной жизни // Русское богатство. 1905. № 11−12
  19. А. Нравственность и право в теориях русских либералов конца XIX —нач. XX века // Вопросы философии. 1991. № 8. с. 25−40.
  20. Н. Воспитание Е. Р. Дашковой и ее взгляды на воспитание // Вестник воспитания. 1894. с. 44−67.
  21. Н. Педагогические идеи В.Я. Стоюнина // Вестник воспитания. 1892. № 6. с. 1−22.
  22. Н. Старая легенда о «новых людях» (По поводу столетия со дня смерти И.И. Бецкого) // Вестник воспитания. 1895. № 7. С. 1−31.
  23. В.П. Всенародное школьное и внешкольное образование. М., т-во И. Д. Сытина, 1917. 208 с.
  24. Введение в культурологи: Уч. пос. для вузов / Под ред. Е. В. Попова. М.: ВЛАДОС, 1995. 336 с.
  25. Э. Наука или искусство // Хрестоматия современных педагогических течений / Под ред. Я. Мамонтова. Киев: Госиздат Украины, 1924. с. 121−166.
  26. Вейкшан В.A. JI.H. Толстой о воспитании и обучении. М.: АПН РСФСР, 1953. 144 с.
  27. Н.В. Движение «Нового воспитания» в конце XIX — начале XX вв. и его психолого-педагогические основы // Советская педагогика. 1968. № 10. с. 98−107.
  28. К.Н. Борьба за свободную школу. М., 1906. — 292 с.
  29. К.Н. Культура и воспитание // Свободное воспитание. 19 071 908. № 7. с. 62−69.
  30. К.Н. Новые пути воспитания и образования детей. М.: Изд-во Тихомирова, 1910.-111 с.
  31. К.Н. Нравственное воспитание и свобода // Свободное воспитание. 1908−1909. № 4. с. 46−53.
  32. К.Н. Провозглашение декларации прав ребенка // Свободное воспитание. 1918. № 1−3. с. 69−78.
  33. К.Н. Свободное воспитание и семья // Свободное воспитание. 1912—1913. № 8. с. 35−66.
  34. К.Н. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад. М.: Голос труда, 1918. 129 с.
  35. К.Н. Этика и педагогика творческой личности. М.: Изд-во Тихомирова, 1912. 665 с.
  36. Вехи: Антология. / Сост. В. В. Сапов. СПб: РХГИ, 1998. 856 с.
  37. В. Свобода воли // Избранное: Дух и история. / Пер. с нем. М.: Юрист, 1995. 687 с.
  38. Винничук J1. Люди, нравы, обычаи в Древней Греции и Риме / Пер. с польск. М.: Высшая школа, 1988.- 495 с.
  39. Ф. Фрейд. Его личность, учение и школа. / Пер. с нем. Л.: ЭГО, 1991.- 197 с.
  40. Ю.Г. Личность и гуманизм (Социологический аспект). Челябинск: Книга, 1995. 226 с.
  41. Л.С. Собр. соч.: в 6-ти т. М.: Педагогика, 1982. Т. 3.
  42. Н.К. В спорах об антропософии: Иван Ильин против Андрея
  43. Белого // Вопросы философии. 1995. № 10. с. 129−143.
  44. Ф. Живая работа в школе // Свободное воспитание. 1915−1916.№ 1. С. 23−42- № 2. С. 30−40- № 5. с. 71−90.
  45. Ф. Творческая работа в школе / Пер. с нем. М., 1920. 252 с.
  46. В.Н. Онтологические основания свободы в различных типах мировоззрений // Свобода и справедливость. Диалог мировоззрений: Материалы симпозиума. Н. Новгород: ВВКЦ, 1993. с. 15−18.
  47. Г. В. Лекции по истории философии / Пер. с нем. СПб.: Наука, 1993. -349 с.
  48. В. Свобода и моральный закон у Фомы Аквинского // Вопросы философии. 1994. № 1. с. 87−101.
  49. В. Руссо как личность // Педагогика. 1992. № 11−12. с. 74−76.
  50. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа Пресс, 1995. 448 с.
  51. Т. Соч. в 2-х т. / Пер. с англ. М.: Мысль, 1991. Т. 2.
  52. Горбунова-Посадова Е.Е., Кистяковская М. В. Опыт новой школы «Дом свободного ребенка». М.: ГИЗ, 1924. 83 с.
  53. Горбунов-Посадов И.И. В искании лучшего (из записной книжки), № 2. 1915−1916г.
  54. Горбунов-Посадов И. И. Два пути нравственного развития воспитания, № 4. 1908−1909г.
  55. Горбунов-Посадов И. И. Освобождение школы и народного просвещения. 1916−1917г. № 9−10
  56. Горбунов-Посадов И. И. Что внес Л. Н. Толстой в разрешение вопроса о воспитании и образовании // Свободное воспитание. 1907−1908. №: 12. с. 1−18.
  57. Горбунов-Посадов И. И. Школа программы и школа любви к жизни, № 3. 1914−1915г.
  58. Горбунов-Посадов И. И. Воспитание человека и народа (речь, произнесенная на утре, устроенном редакцией «Свободноговоспитания» в университете Шанявского 18 марта 1918 г. // Свободное воспитание, № 8−9, 1918 г.
  59. Горбунов-Посадов И. И. Заметки о Московском «Кружке совместного воспитания и образования детей» и детском саде М. А. Гуцевич // Свободное воспитание. 1907−1908. № 6. С. 101−112.
  60. СВ. Традиционные новгородские игры и забавы: Метод, пособие. Новгород, 1991. 100 с.
  61. Э.М. Вальдорфский детский сад / Пер. с нем. М.: Мир книги, 1992. -72 с.
  62. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях авторов и исследователей) / Под общ. ред. Н. Л. Селивановой. М.: Пед. об-во России, 1998. 336 с.
  63. Л. О воспитании / Пер. с нем. М.: Школа и жизнь, 1911. 72 с.
  64. Л. О творческом воспитании // Свободное воспитание. 1908— 1909.№ 6. С. 1−14- № 7. С. 25−40- № 10. С. 47−46- № 11. С. 85−90.
  65. М.И. Курс педагогики. М, 1918. 365 с.
  66. А.Н. Зарубежная школа: история и современность. М.: Просвещение, 1992. 176 с.
  67. А.Н. История педагогики: Уч. пос. для студ. пед. спец. М.: ВЛАДОС, 1999.-431 с.
  68. В. Категории жизни // Вопросы философии. 1995. № 10. С. 129 143.
  69. Дневник молодости Толстого: (Первоисточники). М.: Московский рабочий, 1988.-47 с.
  70. Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. М.: Интерпракс, 1994.-248 с.
  71. В.И. А.И. Кравченко. Социология. Социальные институты и процессы. -М.: ИНФРА-М, 2000.
  72. Домострой / Под ред. В. Т. Сенина. СПб: Лениздат, 1992. 141 с.
  73. С. История одной свободной школы //• Свободное воспитание.1907−1908. № 1. с. 61−74- № 2. С. 37−52.
  74. С.Н. Л.Н. Толстой, как школьный учитель // Свободное воспитание. № 6. С. 13−40.
  75. Дж. Моя педагогическая вера // Свободное воспитание. 1913−1914. № 12. С. 1−16.
  76. Ф. Жан Овид Декроли (1871−1932) // Мыслители образования. М.:Прогресс, 1994.Т. I.e.241−268.
  77. С.Ф. Лев Николаевич Толстой // Перспективы. 1989. № 3. С. 129−150.
  78. А.А. Три свободы Николая Бердяева. М.: Знание, 1990. 64 с.
  79. . Зигмунд Фрейд (1856−1936) // Мыслители образования. М.: Прогресс, 1994. Т. 2. с. 31−46.
  80. В.И. Понятие психологической защиты в концепциях 3. Фрейда и К. Роджерса // Вопросы психологии. 1990. № 4. С. 14−21.
  81. А.И. Культурный переворот в Древней Греции VIII—V вв.. до н.э. Л.: ЛГУ, 1985.-208 с.
  82. А.У. Бертольд Отто и его школа взаимного обучения // Свободное воспитание. 1910−11. № 2.
  83. А.У. Современные реформаторы образования и воспитания. Англия: Школы либеральной буржуазии. (Школы Бидельс, Клейсмор и др.) // Свободное воспитание. 1912−1913. № 2.
  84. А.У. Современные реформаторы образования и воспитания.
  85. Англия: «Дом Рескина» (радикальное направление) // Свободное воспитание. 1912−13. № 3.
  86. А.У. Современные реформаторы образования и воспитания. Бельгия: Институт Декроли (школы для нормальных и ненормальных детей) // Свободное воспитание. 1912−1913. № 4. С. 59−86- № 5.
  87. А.У. Современные реформаторы образования и воспитания. Франция: Радикальная группа и Себастьян Фор, как педагог // Свободное воспитание. 1911- 1912. № 10.
  88. В.В. История русской философии. -М.: Феникс, 1999.
  89. В.В. Психология детства. Екатеринбург: Деловая книга, 1995.
  90. В.Е. Культура, ее структура и функции: Учебное пособие для слушателей дневного отделения. Новосибирск: СибАГС, 1999. 44 с.
  91. Е.В. Феномен свободы в педагогике. Великий Новгород, 2002. -208 с.
  92. И.А. Собр. соч. М., 1993. Т. 1. 354 с.
  93. Н.Н. Россия и Запад: взаимодействие культур // Вопросы философии 1991. № 6. С. 17−36.
  94. История педагогики в России: Хрестоматия: Для студентов гуманитарныхфак. Высш. Учеб. Заведений. / Сост. С. Ф. Егоров. М.: Академия, 2000.
  95. История педагогики. Ч. 2. С ХУП до середины XX в. / Под ред. А. И. Пискунова, М.: Сфера, 1997. 304 с.
  96. История педагогики. Ч. I. От зарождения воспитания в первобытном обществе до середины XVII в.: Уч. пос. для пед. ун-тов. / Под ред. А. И. Пискунова. М.: Сфера, 1997. 192 с.
  97. Н.А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV- начала XVI века. М.-Л., 1955. 544 с.
  98. ЮО.Кайданова О. Сиротский дом Прево и его создатель Поль Робен // Свободное воспитание. 1907−1908. № 9. С. 1−26- № 9. С. 1−26- № 10. С. 1
  99. Ф. Антропософский путь познания / Пер. с нем. М.: Алфавит, 1991.-158 с.
  100. Ф. Воспитание к свободе / Пер. с нем. М.: МЦВП, 1993. 272 с. ЮЗ. Каллаш В. Из истории русской школы начала XIX века // Вестниквоспитания. 1899. № 2. С. 76−110.
  101. В. Что сделала Екатерина II для русского народного просвещения // Вестник воспитания. 1896. № 7. С. 118—150
  102. П.Ф. История русской педагогики. Петроград: Книжный склад «Земля», 1915.
  103. Ф. Современные опытные школы в Германии / Пер. с нем. Л.: Изд. -во Н. Бухарина, 1924. 218 с.
  104. Н.В. Развитие идеи свободного воспитания в России (Л.Н. Толстой, К.Н. Вентцель). Дис. канд. пед. наук. СПб., 1995. 192 с.
  105. Кей Э. Век ребенка / Пер. с нем. М.: Изд-во Д. П. Ефимова, 1905. 296 с.
  106. Кей Э. Воспитание новых поколений // Свободное воспитание. 19 071 908. № 12. С. 86−104.
  107. М.А. Дороги свободы Ж.П. Сартра // Вопросы философии. 1994. № 11 С. 171−188.
  108. Ш. Колчин Б. А. Новгородские древности. Резное дерево. М.: Наука, 1971. -63 с.
  109. И.В. Культура России. -М.: Книжный дом, 2000.
  110. Г. Б. Всемирная история педагогики: цивилизационный подход // Педагогика. 1995. № 3. С. 23−33.
  111. Г. Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы. М.: ИТП и МИО РАО, 1993. 135 с.
  112. Г. Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного историко-педагогического процесса. М.: ИТП и МИО РАО, 1994. 265 с.
  113. Э.М. Свободные вальдорфские школы / Пер. с нем. М.: Парсифаль, 1993. 40 с.
  114. Краткая философская энциклопедия. / Ред.-сост. Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблев, В. А. Лутченко. М.: Прогресс-Энциклопедия, 1994. 576 с.
  115. Краткий словарь по философии / Под ред. И. В. Блауберга, И. К. Пантина. М.: Политиздат, 1982. 431 с.
  116. П.А. Современная наука и анархия / Пер. с фр. М. СПб: Голос труда, 1920. 318 с.
  117. П.А. Письмо к издателю журнала «Лиги рационального воспитания» // Свободное воспитание. 1907−1908. № 10. С. 105−110.
  118. П.А. Ручной труд в школе // Свободное воспитание. 1918. № 8−9. С. 26−34.
  119. Е.И. Психология свободы. М.: МГУ, 1994. 195 с.
  120. Р. Еще о «Маленькой республике» // Свободное воспитание. 1915−16. № 5. С. 74−86.
  121. Р. Маленькая республика // Свободное воспитание. 1913−14. № 3. С. 87−92.
  122. Р. Распространение идей Монтессори за границей и в России //Вестник просвещения. 1923. № 10. С. 212−218.
  123. Н.К. Критика теории «свободного воспитания» // Русский народный учитель. 1910. № 10. С. 25−31.
  124. М.Н. Реформаторское движение в педагогике Западной Европы конца IX начала XX веков: Монография. Новгород: НовГУ, 1996. — 181 с.
  125. М. Свободная школьная община «Виккерсдорф» в Германии // Свободное воспитание. 1909−1910. № 5. с. 1−32.
  126. С.А. Трагедия свободы. М.: Канон, 1995. 512 с.
  127. Т. Элен Кей (1849−1926) // Мыслители образования. М.: Прогресс, 1994. Т. 2. С. 407−420.
  128. Л.Н. «Наша» или «не наша» Мария Монтессори? // Советская педагогика. 1991. № 8. С. 96−103.
  129. Д.С. Новгород Великий. Очерк истории культуры Новгорода
  130. XI-XVII вв. M., 1959. 102 с.
  131. И.В. Творческий поиск учителей и инновационных учебные заведения России второй половины XIX нач. XX веков: Уч.-метод, пособие для студ. пед. вузов. Великий Новгород: НовГУ, 2002. — 40 с.
  132. К.Н. Человек в философском измерении: от Фейербаха к Фромму Псков: ОИУУ, 1994. 134 с.
  133. А.Н. Феномен русского Просвещения. СПб: Изд-во Смольного ун-та, 1999.- 184 с.
  134. П.М. Иван Иванович Бецкой. Опыт его биографии. СПб, 1904. -136 с.
  135. В.Г., Ситаров В. А. Педагогика ненасилия: от оптимистической утопии к гуманистическому реализму // Магистр. 1992. № 10. С. 15−20.
  136. Е.Б. Русская философия: соборность против нигилизма // Свобода и справедливость. Диалог мировоззрений: Материалы симпозиума. Н. Новгород. ВВКЦ, 1993. С. 118−119.
  137. С.Я. Культура. Культурология. Социокультурные исследования // Культурология сегодня. Основы. Проблемы. Перспективы. М., 1993. С. 73−82.
  138. А.К. История русской педагогики в культурно-историческом освещении. -Петроград, 1919.
  139. А.А. Древнерусские надписи Новгородского Софийского собора. XI—XIV вв. М.: Наука, 1978. -311 с.
  140. Д. И. Статьи Д.И. Менделеева о народном просвещении России и проблемы современного народного образования. СПб.: СЗ Ф ИНЭС, 1998. 80 с.
  141. Метод Марии Монтессори, применяемый в виде опыта на первом году обучения в школах Рима / Пер. с англ. Н.К. // Свободное воспитание1911−1912. № 10.С. 69−72.
  142. ОМ. Педагогические идеи в русском космизме. Автореф. канд. пед. наук. Белгород, 2000. 20 с.
  143. П. История педагогики: В 2-х ч. / Пер с англ М.: Мир 1911 Ч Г-325 е.- Ч. 2. 372 с.
  144. М. Дом ребенка. Метод научной педагогики. / Пер. с ит. СПб. Гомель, 1993. — 336 с.
  145. М. Метод научной педагогики, применимый к детскому воспитанию в Домах ребенка / Пер. сит. М., 1993. 168 с.
  146. Монтессори Mi Руководство к моему методу // Свободное воспитание. 1914−1915, № 1. С. 1−22- № 2. С. 51−78- № 3. С. 39−54- № 4. с. 55−72, № 5. С. 21−42.
  147. Монтессори-материал. / Пер. с нем. М. Буториной, под ред. Е. Хилтунен. М.: Мастер, 1992. 80 с.
  148. Н. Митрополит Макарий как составитель Великих Четьих Миней: (к 400-летию составления Великих Четьих Миней) // Журнал Московской Патриархии. 1953. № 5. С. 49−54.
  149. П. Социальная педагогика. СПб.: Книгоиздательство О. Богдановой, 1911.
  150. П. Философия как основание педагогики / Пер. с англ. М.: Изд.-во Н. Н. Клочкова, 1910. 107 с.
  151. М.И. Проблема свободы в русской философии XIX века (ПЛ. Чаадаев, B.C. Соловьев, Ф.М. Достоевский) / Автореф. док. фил. наук. М., 2000. 40 с.
  152. Н.Д. На пути к гуманной педагогике // Советская педагогика 1990 № 9. С. 41−47.
  153. Новгородские былины / Сост. Ю. И. Смирнов, В. Г. Смолицкий М: Наука 1978−456 с.
  154. А.И. История русской философии Х-ХХ веков. СПб • Лань, 1998−320 с.
  155. С.Н. В.В. Розанов. Эстетика свободы. СПб: Логос- Дюссельдорф: Голубой садник, 1993. 208 с.
  156. А.И. Свобода, ответственность, регуляция: Пособие к спецкурсу. Новосибирск: СибГАТИ, 1995. 85 с.
  157. ЮМ. Проблема ненасилия в педагогике // Педагогика. 1993. № 4. С. 21−26.
  158. Е.Г. Альтернативная педагогика 20-х годов // Педагогика. 1992. № 3−4.С. 74−80.
  159. Е.Г., Фрадкин Ф. А. и др. Лекции по истории отечественной педагогики. М.: ТЦ Сфера, 1995. 158 с.
  160. Очерк истории народного образования в России до эпохи реформ Александра II. / Сост. С. А. Князьков, Н. И. Сербов. М.: Польза, 1910. -240 с.
  161. О.М. Свобода против справедливости // Свобода и справедливость. Диалог мировоззрений: Материалы симпозиума. Н. Новгород: ВВКЦ, 1993. С. 47−49.
  162. Н.Г. Исторические типы мировосприятия как основа морального сознания // Свобода и справедливость. Диалог мировоззрений: Материалы симпозиума. Н. Новгород: ВВКЦ, 1993. С. 49−52.
  163. М.Н., Расчетина С. А. Альтернативные модели воспитания всравнительной педагогике: Уч.-метод, комплекс для студ. пед. вузов /Под ред. Новгород-НовГУ, 1995. Ч. 2. 232 с.
  164. Педагогика открытости и диалога культур. / Под ред. М. Н. Певзнера, В. О. Букетова, О. М. Зайченко. М.: ИЦПКПС, 2000. 265 с.
  165. Педагогика школы: Уч. пос. для пед. ин-тов. / Под ред. Г. И. Щукиной. М.: Просвещение, 1977. — 383 с.
  166. Педагогическая энциклопедия: В 2-х т. / Под ред. А. Г. Калашникова. М.: Работник просвещения, 1927. Т.1. — 1158 с.
  167. А.А. Образование свободы и несвобода образования. М.:1. УРАО, 2001.- 232 с.
  168. В.Т. Методологические исследования культуры в новой парадигме развития общества // Возрождение культуры России: истоки и современность. СПб., 1993. С. 5−13.172.Равикович З. И., с.36
  169. Л. А. Теория Фрейда: смена установки // Вопросы психологиии.1988. № 6. С. 100−105.
  170. JI.JI. Философия: Курс лекций. М.: ВЛАДОС, 1995. 304 с.
  171. ВМ. Введение в культурологи. М.: МПА, 1994. 104 с.
  172. . История Западной философии: В 2-х т. / Пер. с англ. М.: Миф, 1993.Т. 2.-445 с.
  173. Г. Мария Монтессори // Перспективы. 1983. № 4. С. 141−151. 155-Робен П. Интегральное воспитание / Сб. статей под ред. Н. К. Лебедева. М.: Голос труда, 1921. С. 119−147.
  174. П., Домела-Ньювенеиус Ф. и др. Свободное трудовое воспитание / Сб. статей под ред. Н. К. Лебедева. Петербург-Москва: — Голос труда, 1921. с. 3−39.
  175. Л.Л. Опытно-экспериментальная педагогика первой трети XX века. М.: Школа, 1997. 303 с.
  176. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993. Т. 1. 608 е.- 1999. Т.2.-672 с.
  177. Т.А. Философско-методологические основания гуманизации образования. Автореф. док. филос. наук. Новосибирск, 2001. 32 с.
  178. Н.Е. Джон Дьюи как школьный реформатор (по статье Э. Клапареда // Свободная трудовая школа. 1919. № 2. С. 5−6- № 3. С. 9−10.
  179. Руссо Ж.-Ж. Эмиль или о воспитании. Педагогическое наследие. / Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1988. — 416 с.
  180. .А. Стригольники: Русские гуманисты XIV столетия. М.: Наука, 1993.- 336 с.
  181. .А. Язычество Древней Руси. М.: Наука, 1988. 784 с.
  182. Саффранж Ж.-Ф. Портрет педагога. Александр Саттерленд Нейлл (1883−1973)//Перспективы. 1989.№ 2. С. 137−145.
  183. Свободное воспитание (журнал 1907−1917г.).
  184. Свободное воспитание: Хрестоматия. / Сост. Г. Б. Корнетов. М.: РОУ, 1995.224 с.
  185. Д.Д. Очерк педагогической деятельности Иосифа Ивановича Паульсона // Вестник воспитания. № 6. С. 94−116.
  186. А.Е. Концепция свободы в христианстве // Свобода и справедливость. Диалог мировоззрений: Материалы симпозиума. Н. Новгород: ВВКЦ, 1993 С. 24−26.
  187. Симонов Р. А Кирик Новгородец ученый XII века. М.: Наука, 1980. -147 с.
  188. Словарь книжников и книжности Древней Руси. XI первая половина XIV в. / Отв. ред. Д. С. Лихачев. М.: Наука, 1987. Ч. I. — 493 с.
  189. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вторая половина XIV—XVI вв. / Под ред. Д. С. Лихачева. Л, 1988. Ч. 2. Вып. 2. -130 с.
  190. Г. И. Петербургская академия наук и школьное образование в России во второй половине XVIII в: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к. ист. н. Рос. Гос. Пед. Ун-т им. А. И. Герцена, СПб, 1993 18 с.
  191. Советский энциклопедический словарь. / Гл. ред. A.M. Прохоров. М.: Сов. энциклопедия, 1985. 1600 с.
  192. П.А. Очерки по истории педагогических учений. М.: Польза 1911 -229 с.
  193. Н.Д. Гуманистические идеи в педагогических теориях, системах и технологиях. Шадринск: ШЛИ, 1999. 93 с.
  194. С.М., История России с древнейших времен. Сочинения: в 18 кн./ ред совет: Алешкин П. Ф. и др., кн. 13, т.26 664с.
  195. . Избр. Произв. / Пер. с нем. М.: Политиздат, 1957. Т. 2. щ
  196. С.М. Корифеи Возрождения: Искусство и идеи гуманистического свободомыслия. Саратов: СГУ, 1993. Т. 2. 381 с.
  197. Л.А. Человек в концепции Я. А. Коменского // Педагогика 1992 № 5−6. С. 86−88.
  198. Н.Г. 3. Фрейд и психоаналитическая педагогика // Педагогика. 1993.№ 2. с. 115−120.
  199. T.JI. Мария Монтессори и свободное воспитание // Свободное воспитание, 1912−1913. № 7. С. 1−28.
  200. Е. Четыре свободы. СПб: Макет, 1995. 192 с.
  201. В.В., Фаусек Ю. И. Теория и практика детского сада Монтессори М : Мысль, 1923. 134 с.
  202. JI.H. Педагогические сочинения. М., 1989.
  203. JI.H. Путь жизни. М.: Республика, 1993. 431 с.
  204. JI.H. Свобода. М.: Посредник, 1908.
  205. Т.В. О сущности человеческой свободы в немецком классическом идеализме. СПб: Наука, 1999. 261 с.
  206. Традиционный фольклор Новгородской области / Под ред. В. Г. Базанова, А. А. Горелова, А. Д. Соймонова. JL: Наука, 1979. -350 с.
  207. В.Г. Проблема индивидуальной свободы в философии Э. Фромма (критический анализ). Автореф. канд. пед. наук. Краснодар, 2001. 25 с.
  208. К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. Ч. 2 // Пед. соч. в 6-ти т. М., 1990. Т. 6.
  209. Л. К свободной воле: Соч. в 2-х т. М.: Наука, 1995. Т. 1. С. 323−426.
  210. Фор С. Двадцать месяцев существования //Свободное воспитание 19 071 908 № 3. С. 17−30.
  211. Фор С. Заметки воспитателя // Свободное воспитание. 1914−1915 № 5 С 9−22- № 6. С. 59−74.
  212. Фрейд 3. Психология бессознательного / Пер. с нем. М.: Просвещение, 1990 -447 с. щ
  213. Фрейд 3. Я и ОНО / Пер. с нем. Минск: Белорус, сов. энциклопедия, 1990.-166 с.
  214. Э. Бегство от свободы / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1995.- 256 с.
  215. Э. Бегство от свободы- Человек для себя / Пер. с англ. Минск: Попурри, 2000.- 672 с.
  216. С.А. Французская школа и борьба за ее демократизацию. 1850−1870.М: АПН РСФСР, 1960. С. 105−160.
  217. А.Г. Социально-философский анализ генезиса личности и ее свободы. Автореф. док. филос. наук. Уфа, 2000. 32 с.
  218. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. А. И. Пискунов.
  219. М.: Просвещение, 1971. 560 с.
  220. Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение) / Пер. с англ. СПб: Питер Пресс, 1997. 608 с.
  221. Т.В. Напути к совершенству. Антология интересных школ и находок XX века. М.: Сентябрь, 1997. 112 с.
  222. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век / Сост. П. С. Гуревич. М.: Республика, 1995. 528 с.
  223. Н.Г. Из диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности» // Избр. соч. М.: Худ. лит-ра, 1989. С. 403—411.
  224. Н.В. Свободная школа. Опыт организации среди школ нового типа. М.: Изд-во Сытина, 1907. 39 с.
  225. М. Социология свободы: трансформирующееся общество. М.: МОНФ, 2000.-315 с.
  226. В.В. Основы социальной антропологии. СПб: Лань, 1997. 192 с.
  227. Шаррельман Г Принцип наглядности // Свободное воспитание, 19 071 908. № 5. С. 98−106.
  228. Г. Живая вера в преподавании // Свободное воспитание, 1912−1913. № 10. С. 49−70- № 11. с. 39−70.
  229. Г. Из беседы о жизни // Свободное воспитание, 1912−1913. № 11. С. 70−82.
  230. А.А. Л.Н. Толстой и «педагогический анархизм» // Педагогика, 1993.№ 5. С. 92−95.
  231. А.А. Проблемы народной школы в педагогике Л.Н. Толстого. Автореф. док. пед. наук. М., 1995. — 42 с.
  232. С. Т. работа для будущего: Докум. повеств.: Кн. для учителя / Сост. В. И. Малинин, Ф. А. Фрадкин. М.: Просвещение, 1989. 223 с.
  233. Р. Вопрос воспитания, как социальный вопрос / Пер. с нем. Калуга: Духовное познание, 1992. — 112 с.
  234. Р. Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки /Пер, с нем. М.: Парсифаль, 1993. — 56 с.
  235. Р. Здоровое развитие телесно-физического, как основа свободного проявления душевно-духовного / Пер. с нем. Калуга: Духовное познание, 1995. 464 с.
  236. Р. Методика обучения и предпосылки воспитания / Пер. с нем. М.: Парсифаль, 1994. 80 с.
  237. Р. Философия свободы. Основные черты одного современного миро-воззрения / Пер. с нем. Ереван: Ной, 1993. 224 с.
  238. Р., Штокмайер К, Материалы к учебным программам вальдорфских школ / Пер. с нем. М.: Парсифаль, 1995. — 116 с.
  239. П. Социология социальных изменений / Пер. с англ. М.: Аспект Пресс, 1996. 416 с.
  240. А. Школа Монтессори в теории и на практике // Вестник воспитания. 1916. № 2. С. 75−105.
  241. Л. Новая школа доктора Декроли в Брюсселе и заведение его для ненормальных детей // Свободное воспитание. 1908−1909. № 4. С. 1−12.
  242. . Естественное воспитание // Свободное воспитание. 19 071 908. № 12. С. 86−104.
  243. . Новая школа // Свободное воспитание. 1907−1908. № 1.С.23−42- № 2. С. 51−79- № 3. С. 37−54- № 5. С. 40−64.
  244. A.M. Эрос невозможного. История психоанализа в России. СПб.: Меду-за, 1993. 463 с.
  245. А. Современный педоцентризм: горизонты надежд // Педагогика 2000. № 8. С. 24−29.
  246. Е. Итальянский детский сад по системе г-жи Монтессори // Вестник воспитания. 1912. № 1. С. 53−99.•г*
  247. Bandura A. The self system in reciprocal determinism // American Psychologist. 1978. № 3. P. 344−358.
  248. Dewey D. The Scholl and Society. Chicago, 1965. 285 p.
  249. Grosse R. Erlebte Padagogik. Schicksal und Geistesweg. Dornach: R. Steiner, 1976.-198 s.
  250. Hellbrugge T. Unser Montessori-Modell. Frankfurt am Mein: Fiescher, 1989. -303 s. 228. Hemmings R. Fifty years of freedom. London: Goege Alien, 1972. 218 p. 229. Holtstiege H. Model Montessori. Basel, Wien: Herder Freiburg, 1995.-214 p.
  251. Neill A. The free child. London: Jenkins, 1953. 178 p.
  252. Neill A. Theorie und Praxis der antiautoritaren Erziehung. Hamburg, 1969. -216 s.
  253. Neill A. The problem child. London: Jenkins, 1926. 255 p.237.0swald P., Schulz-Benesch G. Grundgedanken der Montessori-Padagogik:
  254. Basel, Wein: Herder Freiburg, 1995. 200 p. v «
  255. Rohrs H. Die Reformpadagogik und ihre Perspektive fur eine
Заполнить форму текущей работой