Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социализация индивида в процессе дистанционного обучения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Значительное увеличение доли интеллектуального труда в современном обществе, возрастание массовости получения образования требует дальнейшего развития дистанционных форм обучения. Стратегическая цель развития ДО в мире сделать возможным для учащегося изучение программы обучения любого учебного заведения в любом месте. Поэтому современные системы ДО становятся неотъемлемой частью университетского… Читать ещё >

Социализация индивида в процессе дистанционного обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современных условиях мирового развития уровень образованности населения во многом будет определять перспективы развития любой страны, в том числе и России. В связи с этим задачей построения современного образовательного пространства является актуальной на сегодняшний день. В частности, процессы развития систем дистанционного обучения (СДО) требуют, на наш взгляд, пристального внимания.

Дистанционное обучение (ДО) или обучение без непосредственного контакта с преподавателем сегодня прогрессируют во всем мире, интегрирует и стимулирует развитие самых современных информационных технологий. К тому же, в условиях процессов мировой глобализации наиболее многообещающими становятся возможности дистанционного обучения с помощью Интернета, который обеспечивает широкий охват, доступность и богатство выбора.

При дистанционном обучении можно выбирать не только необходимый учебный материал, но и усваивать его с индивидуальной скоростью. Обучаемый может также индивидуально выбрать и самое подходящее для него время и место обучения — дома, на рабочем месте, в учебном заведении. Обратная связь осуществляется по электронной почте, ЮО-агенту и так далее. Также, фактически в большинстве существующих форм дистанционного обучения предусмотрен личный контакт обучающегося с преподавателем в дополнение к самостоятельному изучению учебных материалов через электронную доставку.

Как отмечает В. Б. Моисеев, усвоение студентами знаний с помощью информационно-коммуникационных технологий происходит на 40−60% быстрее, чем посредством обычных технологий [3, с. 4].

При этом технологии ДО активно используются зарубежными образовательными учреждениями уже на протяжении нескольких десятков лет [6, с. 9].

В России развитию ДО способствуют появившиеся в последние годы федеральные документы в области образования: Национальная доктрина образования до 2025 г., принятая Государственной Думой и Советом Федераций. Министерство образования курирует программу «Электронная Россия (2002 2010 годы)» и другие проекты [4].

Значительное увеличение доли интеллектуального труда в современном обществе, возрастание массовости получения образования требует дальнейшего развития дистанционных форм обучения. Стратегическая цель развития ДО в мире сделать возможным для учащегося изучение программы обучения любого учебного заведения в любом месте. Поэтому современные системы ДО становятся неотъемлемой частью университетского образования во всем мире: все большее число студентов-очников хотят сократить сроки своего обучения, максимально сконцентрировать свое образование на желаемой области и желаемых учебных курсах, создать сравнительно комфортные условия для своего обучения.

Таким образом, можно сказать, что в XXI веке намечается тенденция к упрочнению позиций дистанционного обучения, которая может привести к смене парадигмы образования.

ДО характеризуется активным общением типа «студент преподаватель (тьютор)» и «студент мировые источники знаний по данному вопросу», обеспечиваемыми самыми современными сетевыми коммуникационными технологиями. Новой парадигмой образования, «активное изучение» (active learning), когда сам студент осуществляет контроль за своим образованием, то есть студент самостоятельно осуществляет выбор перечня требуемых учебных курсов, темпов, времени и места обучения, информационных источников, включая международные сетевые информационные системы, мультимедийные онлайн компьютерные учебники, онлайн базы знаний и данных, онлайн библиотеки [5, с. 4].

При ДО условия взаимодействия тех, кто учится и кто учит, изменяются. Обучающиеся при ДО оказываются в совершенно новых условиях не только потому, что могут находиться на большом расстоянии, быть занятыми производственными делами и тому подобным, а главное, потому что им предоставлена «свобода» в обучении. Это свободный график, гибкий выбор дисциплин и так далее, но этой «свободой» они не всегда могут правильно воспользоваться. Поэтому обеспечение обратной связи между обучаемыми и преподавателем позволяет осуществлять постоянный контроль за деятельностью обучаемых. Механизм обратной связи имеет целью проверку выполнения целей и задач по каждому этапу обучения. Обратная связь может осуществляться в любой форме, в том числе и в виде контрольного тестирования (начального, промежуточного, заключительного), дискуссий, телеконференций, электронной почты.

Таким образом, в центре процесса ДО находится самостоятельная познавательная деятельность обучающегося. Система ДО позволяет самостоятельно приобретать знания там и тогда, когда и где это удобно обучаемому, работать с информацией, овладевать способами познавательной деятельности, которые он мог бы применять в целях повышения квалификации, изменения профессиональной ориентации и так далее.

Обучающиеся в системе ДО должны владеть основами методики и техники самостоятельной работы, самостоятельного приобретения и пополнения знаний и обладать навыками работы со средствами современных информационных технологий. При этом в системе ДО самостоятельное приобретение знаний обучающимися не должно носить пассивный характер, наоборот, они должны проявлять интерактивную познавательную деятельность. Поэтому программы дистанционных курсов должны максимально стимулировать эту деятельность.

Можно выделить следующие компьютерные средства, используемые в ДО:

  • • электронные учебные пособия, основной конструкцией которых является предметный материал;
  • • справочные системы (энциклопедии, словари, атласы, сборники нормативных материалов и прочее);
  • • тренажеры, включая электронные лабораторные практикумы, назначение которых связано с выполнением определенных виртуальных действий;
  • • тестирующие системы.

В учебном процессе ДО компьютерные обучающие программы выполняют следующие дидактические функции [2, с. 104]:

  • • индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;
  • • осуществлять контроль с диагностикой ошибок и с обратной связью;
  • • осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности;
  • • высвободить учебное время за счет выполнения компьютером трудоемких рутинных вычислительных работ;
  • • визуализировать учебную информацию;
  • • моделировать изучаемые процессы и явления;
  • • проводить лабораторные работы в условиях моделирования на компьютере реального опыта или эксперимента;
  • • формировать умение принимать оптимальное решение в различных ситуациях;
  • • развивать определенный вид мышления (например, наглядно-образный);
  • • усилить мотивацию обучения (например, за счет изобразительных средств или вкрапления игровых ситуаций);
  • • формировать культуру познавательной деятельности.

Дидактические функции в учебном процессе ДО в полной мере можно реализовать через мультимедийные технологии. Где технологии-мультимедиа (виртуальные технологии) обеспечивают комплексное электронное представление информации, включающее несколько ее видов (текст, изображение, анимацию, звуковые и видеофрагменты). Мультимедийные технологии сделали возможным с помощью компьютеров донести до пользователя все информационное богатство энциклопедий, справочников, образовательных программ и так далее, включающих такие динамические элементы, как симуляторы (тренажеры), интерактивные игры. При разработке того или иного средства ДО в виде мультимедийной обучающей программы, прежде всего, следует учитывать активную роль обучающегося. Именно он выбирает, что, как и когда он будет изучать, контролирует уровень знаний при работе над самостоятельными заданиями.

Таким образом, виртуальные технологии предоставляют ряд преимуществ, по сравнению с традиционными технологиями исследования и обучения. Целостное сенсорное восприятие, в том числе за счет трехмерной визуализации данных, что биологически естественно для человеческого организма, позволяет исключить из когнитивного процесса необходимую стадию мысленного достраивания воспринимаемой картины и тем самым облегчает работу анализаторов, ускоряя процесс восприятия учебного материала, существенно повышает степень понимания и закрепления материала.

Предоставление интерактивного опыта одна из наиболее значимых особенностей виртуальных технологий. Во многих случаях взаимодействие посредством виртуальных миров может заменить непосредственное общение, оно предоставляет возможности спонтанного приобретения знаний и требует меньших когнитивных затрат, чем традиционные методы обучения. Виртуальные среды способствую развитию необходимой реалистичности и интерактивности и поэтому способны заменять непосредственное обучение, поддерживая систему изучения ситуаций.

Благодаря виртуальным средам открывается большой потенциал действий, которые нельзя предпринять в реальном мире вследствие их удаленности, высокой стоимости, опасности или непрактичности.

В виртуальном пространстве возможно преобразование любых данных в формы, цвета, движения, звуки или вибрации, то есть в то, что можно видеть, слышать, чувствовать и осязать. Поэтому виртуальные среды рассматриваются как преобразователи, которые расширяют спектр информации, доступной в ходе непосредственного эксперимента.

Другим преимуществом виртуального обучения является возможность анализа одного и того же предмета или явления с разных точек зрения. Таким образом, пользователи могут лучше усвоить изучаемый предмет и создать более правильное и полное представление о нем.

Виртуальная среда дает возможность интерактивного общения с виртуальными людьми внутри виртуального учебного пространства. Прежде всего, с помощью виртуальных людей можно получить реалистичное представление об изучаемом предмете (это необходимо, например, для подготовки инженеров) можно использовать виртуальный лабораторный практикум (это позволит непосредственно приблизить учебную ситуацию к реальной и увеличить степень участия студента в процессе).

Эмоции также важны, когда происходит взаимодействие с виртуальными преподавателями в случае дистанционного обучения. Одно присутствие героя, похожего на человека, положительно влияет на обучение («эффект персоны»), но еще большее положительное влияние на мотивацию со стороны обучающегося оказывает виртуальный преподаватель, который одобрительно относится к достижениям своего подопечного и переживает по поводу его неудач.

У анимационных педагогических агентов, есть и другие преимущества. Во-первых, они вносят социальный аспект в дистанционное обучение, которое часто воспринимается как отстраненное, безличное и, следовательно, не ведущее к возникновению мотивации.

Во-вторых, они могут показать, как выполняется какое-либо задание, а не просто объяснять его, что сокращает часы, необходимые для усвоения знаний, поскольку обучение через примеры более эффективно, чем обучение через объяснение.

В-третьих, педагогические агенты способны использовать средства невербальной коммуникации как для подтверждения объяснения, так и для обратной связи с обучающимися. Например, они могут обратить внимание пользователя на определенный объект непосредственно с помощью движения или взгляда или способны положительно или отрицательно реагировать на ответы пользователя только с помощью мимики. Такой вид коммуникации более предпочтителен, чем вербальная коммуникация, так как он не перебивает и не отвлекает отвечающего.

Таким образом, технологии виртуальных сред предоставляют человеку дополнительные возможности для его развития и активного самовыражения, они обеспечивают:

  • • целостное сенсорное восприятие;
  • • возможность приобретения знаний недоступными в реальном мире способами;
  • • возможность визуальной, голосовой, текстовой и невербальной коммуникации;
  • • учет индивидуальных особенностей восприятия и обработки информации человеком;
  • • реалистичность представления и поведения объектов и процессов;
  • • выполнение экспериментов, которые невозможно выполнить в реальных условиях.

Следовательно, можно выделить следующие основные характеристики ДО («активное обучение»):

  • • в центре процесса обучения студент и желаемые им методы, технологии и средства обучения;
  • • роль студента активная (студент сам ставит реальные задачи или получает их от компаний и ищет подходы к их решению);
  • • преподаватель советчик и помощник студентам в их активном самоконтролируемом обучении и использовании разнообразных мировых информационных источников;
  • • структура учебной программы и учебных курсов гибкая, динамичная, модульная;
  • • скорость образования определяется только самим студентом;
  • • учебник по курсу постоянно обновляемый компьютерный, мультимедийный, активный, цветной с возможностью вызова внешних программ и гипертекстовыми ссылками на неограниченные источники глобального информационного пространства;
  • • технические средства обучения домашняя компьютерная сеть с выходом в Интернет, виртуальные научные лаборатории;
  • • неограниченные, глобальные, мировые дополнительные информационные источники по курсу;
  • • период активного обучения в жизни человека постоянное обучение на протяжении всей жизни.

Но при всех положительных моментах ДО следует отметить, что в этой системе обучения весьма актуальны проблемы социализации личности, то есть формирование личности ее мировоззрения на основе определенных отношений к предметам и явлениям окружающего мира и общества в целом.

Социализация в ходе вузовского (очного) обучения состоит в создании условий для саморазвития личности, и вуз служит не только для передачи специальных знаний, но и для развития и воспроизведения особого культурного слоя, важнейшим элементом которого является и сам специалист [2, с. 92]. В традиционном вузе социализация личности происходит в результате живого человеческого общения. При ДО возможности живого общения затруднены, а иногда и не возможны. Поэтому проблема социализации становится еще более острой. Прежде всего, самовоспитание и самообразование является основой ДО. Студенту ДО необходимо создавать условия для совершенствования своего умственного, физического, трудового и эстетического саморазвития. Например, при ДО в воспитательных целях должны использоваться материалы сайтов вузов ДО, где непременно должны быть ссылки на различные электронные библиотеки.

Социализация в системе ДО непосредственно связано с развитием экранной культуры и знаково-графических средств описания, объяснения происходящего в мире. Развитие экранной культуры происходит за счет коммуникативных электронных связей. И, с одной стороны, использование в коммуникативном процессе ДО технических информационных и передающих средств расширяет возможности межличностного взаимодействия. Но, с другой стороны, коммуникации при помощи электронных средств связи приобретают специфический характер.

В виртуальной реальности у человека появляется возможность непосредственно создавать, творить «внешний мир», окружающую среду, культурное пространство. Компьютерная виртуальная реальность подчас в большей мере, чем в реальной жизни, требует от человека такие важные качества, как целеполагание, творческое мышление, импровизация.

Таким образом, компьютерные технологии могут подарить человеку возможность фантазирования, чувство свободы творчества, но могут постепенно затянуть, закабалить его. Поэтому, с социальной точки зрения, чрезвычайно важно, что выносит человек из виртуального мира в мир реальный. При этом компьютерные технологические инновации обладают огромным культуротворческим потенциалом. Человек, создавая новые информационные системы, одновременно становится объектом их обратного воздействия, формирующего тип мышления, способы оперирования информацией.

По мнению О. Н. Астафьева, следует отметить, что не в полной мере осознается также иллюзорность безграничных возможностей в становлении личности посредством информационно-коммуникативной деятельности через формы видео и компьютерной культуры. Напротив, во многом они ограничивают развитие деятельных способностей человека, приучают его к алгоритмизации и симуляции, к общению с другими людьми на основе однообразных правил и линейных монотонных операций [1, с. 425].

Таким образом, для системы «человек дистанционное обучение» характерны синкретичность рационального и чувственно-образного компонентов восприятия и передачи информации, распространение новых коммуникативных стандартов (общение на невербальном, мультимедийном уровне).

Технологии дистанционного обучения позволяют обучающимся активно участвовать в моделировании и организации своего обучения и активно строить свою собственную информационно образовательную среду.

Социализация в системе дистанционного обучения непосредственно связана с развитием экранной культуры и знаковографических средств описания и объяснения происходящего в мире.

дистанционный обучение студент виртуальный.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой