Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Подготовка будущих менеджеров к использованию экономических информационных систем в профессиональной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты вносят определенный вклад в теорию и методику профессионального образования, дополняя знаниями о потенциале использования экономических информационных систем в профессиональной деятельности менеджеров низшего, среднего, высшего звеньев, а также топ-менеджерово сущности и содержании подготовки будущих менеджеров в области… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 1. 1. Анализ современного состояния подготовки будущих менеджеров к использованию экономических информационных систем
    • 1. 2. Анализ потенциала использования экономических информационных систем в профессиональной деятельности менеджеров
    • 1. 3. Сущность и содержание подготовки будущих менеджеров к использованию экономических информационных систем в профессиональной деятельности
    • 1. 4. Педагогические условия подготовки будущих менеджеров к использованию экономических информационных систем в профессиональной деятельности
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
  • ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 2. 1. Методические подходы реализации подготовки будущих менеджеров к использованию экономических информационных систем в профессиональной деятельности
    • 2. 2. Содержание и ход экспериментальной работы по подготовке будущих менеджеров к использованию экономических информационных систем в профессиональной деятельности
    • 2. 3. Анализ результатов экспериментальной работы по подготовке будущих менеджеров к использованию экономических информационных систем в профессиональной деятельности
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2

Подготовка будущих менеджеров к использованию экономических информационных систем в профессиональной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Социально-экономические преобразования в России, происходящие в настоящее время, развитие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), рост объемов общей и специализированной информации, внедрения сложного высокоэффективного производственно-технологического оборудования предопределили изменения в подготовке специалистов сферы управления, в частности, в области применения экономических информационных систем (ЭИС), позволяющих оптимизировать бизнес-процессы. ЭИС являются современным средством профессиональной деятельности менеджеров, работающих в ИКТ-насыщенном экономическом пространстве, и повышают эффективность управления благодаря оперативному принятию сбалансированных решений, возможности долговременного планирования и прогнозирования и т. д. Эффективность управления достигается, в том числе, и за счет существенного возрастания обоснованности принятых решений на основе больших выборок точных данных и огромного аналитического аппарата.

Таким образом, актуальными становятся задачи повышения качества производственно-технологических процессов с целью снижения себестоимости производства, поддержки принятия управленческих решений, обеспечения финансового и производственного менеджмента своевременной непротиворечивой информацией об основных параметрах производства, что невозможно в современных условиях информатизации экономики без использования ИКТ.

В этих условиях обоснованность и профессиональный уровень принимаемых управленческих решений с учетом всестороннего экономического анализа на основе ЭИС во многом определяет эффективность деятельности организации.

Экономическая информационная система представляет собой совокупность организационных, технических, программных и информационных средств, объединенных в единую систему с целью сбора, хранения, обработки, продуцирования и представление необходимой информации, предназначенной для выполнения функций управления экономическим объектом. Информационная система создается для конкретного экономического объекта и должна в определенной мере копировать взаимосвязи его элементов. Экономическая информационная система накапливает и перерабатывает поступающую учетную информацию и имеющиеся нормативы и планы в аналитическую информацию, служащую основой для прогнозирования развития экономической системы, корректировки ее целей и создания планов для нового цикла воспроизводства.

На актуальность проблемы использования ЭИС в деятельности менеджера указывают исследования А. Г. Грязновой, Т. Демарка, В. И. Сафина, У. Шарпа и др., в которых показано, что для того, чтобы менеджер мог осуществлять профессиональную деятельность в условиях современного финансового рынка, он должен владеть современными ИКТ, в частности, для принятия управленческих решений. В связи с потребностями мирового рынка труда в менеджерах, компетентных в области использования ЭИС, многие зарубежные вузы значительно увеличили объем часов, отводимых на изучение таких дисциплин, как экспертные системы, базы знаний, системы искусственного интеллекта с применением их в бизнесе, предпринимательстве, менеджменте и др.

Вопросам подготовки студентов в области ИКТ посвящены работы И. Е. Вострокнутова, О. А. Козлова, А. А. Кузнецова, А. Ю. Кравцовой, Т. А. Лавиной, М. П. Лапчика, Н. И. Пака, А. Е. Полички, И. В. Роберт, И. Д. Рудинского, А. Н. Тихонова и др. В них рассмотрены основные направления подготовки будущего специалиста в области использования ИКТ, применение ИКТ в учебной деятельности на разных ее этапах и определены задачи информатизации образования, среди которых можно выделить использование средств ИКТ в процессе профессиональной подготовки специалистов различного профиля.

Проблемой подготовки студентов — будущих менеджеров в области ИКТ занимались В. С. Гудочкова, В. И. Кленина, Л. А. Маскимова, М. А. Паутова, Т. А. Плеханова, А. Г. Степанов, Р. А. Харченко, Л. А. Шипулина и др. Проблемам обучения студентов использованию ИКТ для решения экономических задач, подбору учебного материала в этом аспекте посвящены исследования М. JI. Груздевой, Н. В. Макаровой, Г. А. Титоренко, С. В. Симоновича и др. Ими формулируются основные педагогические цели и содержание образования студентов в аспекте информационной подготовки. При всей безусловной теоретической и практической значимости данных исследований в них не изучены вопросы подготовки будущих менеджеров в области ИКТ, направленной на использование экономических информационных систем для принятия управленческих решений.

Анализ исследований в области использования ЭИС, теории исследования информационных систем, систем управления (П. К. Анохин, J1. Берталанфи, В. Л. Бройдо, Н. Винер, А. И. Губинский, В. Н. Садовский и др.) говорит о высоком уровне развития ИКТ, позволяющем использовать ЭИС в деятельности менеджеров различного уровня. Однако современное состояние вузовской подготовки будущих менеджеров не позволяет в полной мере реализовать потенциал ЭИС для принятия управленческих решений, поскольку подготовка в этом аспекте ведется без учета специфики профессиональной деятельности различных категорий управленцев, а также возможностей ЭИС, кроме того, методические подходы к обучению менеджеров в области использования ЭИС недостаточно разработаны.

В настоящее время принятие управленческих решений осуществляется на базе специальных ЭИС, которые позволяют обрабатывать информацию, поступающую как изнутри предприятия, так и из внешних источников. В экономической сфере для принятия обоснованных управленческих решений широко используются такие программные продукты, как MS SQL Server 2008, CASE-продукты Rational Rose, Silverrun, нейросетевые продукты Neuraiworks Professional II Plus, Neuro Solutions и другие. Многие из них не предназначены для учебных целей в процессе подготовки менеджеров. Для проведения учебных занятий можно применять как разрабатываемые отдельными компаниями специальные учебные ЭИС (Project Expert, КАМИН и др.), так и стандартное программное обеспечение (MS Access, MS Excel и др.).

Вместе с тем в настоящее время недостаточно разработаны теоретические подходы к организации обучения и отбору содержания подготовки будущих менеджеров в области использования экономических информационных систем, а также выбору средств их обучения. Все вышесказанное позволило выделить противоречия между:

— потребностью сферы экономики в менеджерах, готовых к использованию экономических информационных систем для принятия управленческого решения и недостаточной разработанностью научно-методических подходов к подготовке будущих управленцев в этой области, соответствующей современному уровню развития информационных и коммуникационных технологий;

— потенциалом экономических информационных систем и сложившейся практикой обучения будущих менеджеров, не обеспечивающей в должной мере их подготовку в области принятия управленческих решений на основе использования информационных и коммуникационных технологий.

Сформулированные противоречия определяют проблему исследованиякаковы педагогические условия подготовки будущих менеджеров к использованию экономических информационных систем в профессиональной деятельности?

Важность и актуальность поставленной проблемы, поиск путей решения выявленных противоречий обусловили выбор темы исследования: «Подготовка будущих менеджеров к использованию экономических информационных систем в профессиональной деятельности».

Целью исследования стало выявление, теоретическое и экспериментальное обоснование педагогических условий, повышающих эффективность подготовки будущих менеджеров к использованию экономических информационных систем в профессиональной деятельности.

Объект исследования — процесс вузовской профессиональной подготовки менеджеров.

Предмет исследования — педагогические условия эффективной подготовки будущих менеджеров к использованию экономических информационных систем в профессиональной деятельности.

В основу исследования была положена гипотеза о том, что подготовка будущих менеджеров к использованию экономических информационных систем в профессиональной деятельности будет эффективной при реализации следующих педагогических условий: создании модульной структуры содержания подготовки будущих менеджеров к использованию экономических информационных систем в профессиональной деятельности с учетом степени доступа к профессионально значимой информации и уровня принятия управленческого решениясоздании внутривузовской информационной среды, включающей учебные экономические информационные системы, моделирующие будущую профессиональную деятельность менеджеров.

Для реализации поставленной цели и проверки гипотезы определены следующие задачи исследования:

1. Выделить потенциал использования экономических информационных систем в профессиональной деятельности менеджера.

2. Раскрыть сущность и содержание подготовки будущих менеджеров к использованию экономических информационных систем в профессиональной деятельности.

3. Определить компоненты, основные показатели и уровни готовности будущих менеджеров к использованию экономических информационных систем в профессиональной деятельности.

4. Теоретически обосновать педагогические условия подготовки будущих менеджеров к использованию экономических информационных систем в профессиональной деятельности.

5. Осуществить экспериментальную проверку выявленных педагогических условий.

Методологической основой исследования явились философские, психологические, педагогические концепции, раскрывающие общенаучные категории «подготовка», «готовность" — положения диалектики о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений реального мирао единстве теории и практикио единстве эмпирического и теоретического в научном исследовании, ведущая роль отведена концепции информатизации образования.

Теоретическую основу исследования составили работы в области:

— педагогики и психологии (Ю. К. Бабанский, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Б. С. Гершунский, В. В. Давыдов, И. А. Зимняя, В. В. Краев-ский, В. С. Леднев, И. Я. Лернер, Р. С. Немов, А. М. Пышкало, М. Н. Скаткин, Н. Ф. Талызина и др.);

— теории деятельности и применения деятельностного подхода в образовании (А. А. Вербицкий, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов,.

A. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. Д. Шадриков и др.);

— общей теории высшего педагогического образования (О. А. Абдуллина, Н. В. Кузьмина, А. И. Пискунов, В. А. Сластенин, 3. О. Шварцман и др.);

— теории и практики информатизации образования (С. А. Бешенков, Л. Л. Босова, И. Г. Захарова, О. А. Козлов, К. К. Колин, Т. А. Лавина, Л. П. Мартиросян, И. В. Роберт и др.);

— теории и практики применения экономических информационных систем П. К. Анохин, Л. Берталанфи, В. Л. Бройдо, Н. Винер, А. И. Губинский,.

B. Н. Садовский и др.

— подготовки будущих менеджеров в области управления (Н. Д. Беляев, В. Н. Иванов, Н. И. Гончар, В. А. Кочанов, М. С. Латков, Т. В. Мазуряк, О. Е. Узун, В. Т. Устименко, И. В. Чаплыгина и др.) и использования информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности (М. Л. Груздева, А. Л. Денисова, Ж. В. Иноземцева, О. А. Козлов, Н. В. Макарова и др.).

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и учебнометодической литературы по исследуемой проблемеанализ федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в аспекте подготовки менеджеров, учебных программ, учебников и учебных пособийанализ и обобщение опыта преподавания информатики и ИКТ в вузепедагогический эксперимент, анкетирование, беседа, прямое и косвенное наблюдение, тестированиеметоды математической статистики и др.

Базой исследования являлся ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева». Всего исследованием было охвачено 248 студентов факультета управления (специальности 62 110 Управление персоналом и 61 000 Государственное и муниципальное управление).

Участие соискателя заключается в разработке теоретических и практических положений, идей по теме, непосредственном осуществлении и руководстве экспериментальной работой в качестве преподавателя и консультанта. Поставленные задачи определили ход экспериментального исследования поставленной проблемы, проведенного в период с 2008 по 2011 годы.

Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа.

Первый этап исследования (2008;2009 гг.) состоял в осмыслении темы, изучении философской и психолого-педагогической литературы по проблемам подготовки будущих менеджеров к использованию ИКТ, в частности к применению ЭИС. Изучалась степень разработанности проблемы в отечественной и зарубежной науке и практике. Анализировался и обобщался опыт работы вузов в аспекте подготовки будущих менеджеров к профессиональной деятельности в условиях информатизации экономики. Был разработан понятийный аппарат исследования, сформулирована рабочая гипотеза, проведен констатирующий этап педагогического эксперимента.

Второй этап (2009;2010 гг.) включал в себя проведение формирующего этапа эксперимента, направленного на реализацию выявленных педагогических условий, способствующих эффективной подготовке будущих менеджеров к использованию экономических информационных систем в профессиональной деятельности, обобщение материалов данного этапа эксперимента, проверку и уточнение научно-методических выводов, полученных в ходе его проведения.

Третий этап (2010;2011 гг.) исследования заключался в проверке и обработке результатов проведенной работы, уточнении теоретических и экспериментальных выводов, оформлении материалов исследования в виде кандидатской диссертации.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

— Выявлен потенциал экономических информационных систем (организация информационного взаимодействия между менеджером, клиентом и информационными и коммуникационными технологиямистандартизация ввода информации на основе специально созданных формхранение экономической информации с возможностью доступа к ней на основе разделенных прав доступа управленцев разного уровняиспользование справочно-правовых системобработка и анализ информации на основе автоматизации процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельностивизуализация результатов экономических расчетовпрогнозирование на основе выбора математического инструментария и вычислительного аппаратарасчет эффективности работы предприятия) в деятельности менеджера.

— Раскрыты сущность и содержание подготовки будущих менеджеров к использованию экономических информационных систем в профессиональной деятельности как процесс освоения теории и практики использования экономических информационных систем для осуществления сбора, хранения, обработки, продуцирования и представления профессионально значимой информации для выполнения функций управления экономическим объектом в целях принятия обоснованного управленческого решения.

— Выделены компоненты (мотивационный, когнитивный, деятель-ностный), охарактеризованы показатели (направленность будущих менеджеров к использованию экономических информационных систем в профессиональной деятельности, интерес к образованию и самообразованию в области использования этих системзнание потенциала использования экономических информационных систем для принятия управленческого решения менеджерами низшего, среднего, высшего звеньев и топ-менеджерамиумения и навыки использования систем в зависимости от степени доступа к профессионально значимой информации) и уровни (низкий, средний, высокий) готовности будущих менеджеров к использованию экономических информационных систем в профессиональной деятельности.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты вносят определенный вклад в теорию и методику профессионального образования, дополняя знаниями о потенциале использования экономических информационных систем в профессиональной деятельности менеджеров низшего, среднего, высшего звеньев, а также топ-менеджерово сущности и содержании подготовки будущих менеджеров в области использования ЭИСо компонентах, показателях и уровнях готовности будущих менеджеров к использованию ЭИС в профессиональной деятельностио содержательном и организационно-методическом обеспечении подготовки будущих менеджеров к использованию ЭИС в профессиональной деятельностио педагогических условиях подготовки будущих менеджеров к использованию ЭИС для принятия управленческого решения.

Результаты исследования могут послужить основой развития теоретических и методических подходов подготовки и переподготовки менеджеров к использованию ЭИС в профессиональной деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработаны и апробированы спецкурс для студентов вуза «Использование ЭИС в деятельности менеджера», учебно-методический комплекс по дисциплине «Информационные технологии управления», а также положения и выводы, содержащиеся в диссертации, могут явиться предпосылкой для научно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса вуза в подготовке будущих менеджеров к использованию экономических информационных систем в профессиональной деятельности. Результаты исследования могут быть использованы в процессе подготовки менеджеров в вузах, колледжах, училищах, а также в системе повышения квалификации и переподготовки управленческих кадров.

Обоснованность и достоверность полученных результатов исследования обеспечена выбором методов исследования, адекватных его объекту, предмету, цели и задачамрепрезентативностью выборки и значимостью экспериментальных данныхдостижением положительных результатов в уровне готовности будущих менеджеров к использованию ЭИС в профессиональной деятельностиуспешным практическим использованием результатов исследования, о чем свидетельствуют акты их внедрения в педагогический процесс ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева».

Апробация и внедрение. Результаты исследования нашли отражение в статьях, тезисах докладов, опубликованных автором, общим объемом 6,5 п. л. (всего 12 работ, в том числе три в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ). Внедрение полученных результатов в практику осуществлялось в ходе обучения студентов факультета управления ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева».

Основные положения и результаты исследования докладывались и получили положительную оценку на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Научно-методические проблемы использования информационных технологий в системе профессионального обучения» (Чебоксары, 2010, 2011), на X Международной научно-методической конференции «Информатика: проблемы, методология, технологии» (Воронеж, 2010), на VIII Всероссийской научно-практической конференции «Информатизация системы образования: региональный аспект» (Чебоксары, 2010), ежегодных научно-практических конференциях в ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» (Чебоксары, 2009;2011).

На защиту выносятся следующие положения: 1. Потенциалом использования экономических информационных систем в деятельности менеджера является: организация информационного взаимодействия между менеджером и клиентом в условиях функционирования локальных и глобальной компьютерных сетейавтоматизация бизнес-процессов предприятияразработка и расчет эффективности управленческого решения.

2. Подготовка будущих менеджеров к использованию экономических информационных систем в профессиональной деятельности — это процесс освоения теории и практики применения систем для осуществления и стандартизации сбора, обработки, хранения, передачи, продуцирования информации, а также реализации информационного взаимодействия с целью принятия обоснованного управленческого решения.

3. В структуре готовности будущих менеджеров к использованию экономических информационных систем в профессиональной деятельности выделяются три взаимосвязанных компонента: мотивационный — направленность будущих менеджеров на использование экономических информационных систем для принятия управленческого решения, потребности, мотивы, стремления, интерес к образованию и самообразованию в области информационных и коммуникационных технологийкогнитивный — знание экономических информационных систем и потенциала их использования менеджерами низшего, среднего, высшего звеньев, а также топ-менеджерамидеятельностный — использование экономических информационных систем для принятия обоснованного управленческого решения по результатам анализа экономической информации на основе разделенных прав доступа к профессионально значимой информации управленцев разного уровня.

4. Эффективность подготовки студентов — будущих менеджеров к использованию экономических информационных систем в профессиональной деятельности обеспечивается реализацией следующих педагогических условий: созданием модульной структуры содержания подготовки будущих менеджеров к использованию экономических информационных систем в профессиональной деятельности с учетом степени доступа к профессионально значимой информации и уровня принятия управленческого решениясозданием внутривузовской информационной среды, включающей учебные экономические информационные системы, моделирующие будущую профессиональную деятельность менеджеров.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, содержащего 182 наименования, и приложений. В работе приведены 22 таблицы и 18 рисунков.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2.

На основе теоретически обоснованных в первой главе диссертационного исследования педагогических условий подготовки будущих менеджеров к использованию ЭИС в профессиональной деятельности, выявленного потенциала использования ЭИС в деятельности управленца осуществлено тематическое планирование спецкурса «Использование ЭИС в деятельности менеджера».

В задачи педагогического эксперимента входила проверка уровня готовности будущих менеджеров к использованию ЭИС. Экспериментальная работа проходила в три этапа: были проведены констатирующий, формирующий и обобщающий эксперименты. Эксперимент осуществлялся на базе факультета управления ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева». В нем приняли участие студенты специальностей.

Государственное и муниципальное управление", «Управление персоналом» в количестве 248 человек.

Нами была адаптирована система оценки уровней овладения действиями (В. П. Беспалько) в аспекте использования ЭИС будущими менеджерами, были выделены следующие уровни готовности будущих менеджеров к использованию ЭИС: низкий, средний и высокий.

Целью констатирующего этапа эксперимента являлось определение первоначального уровня развития всех компонентов готовности будущих менеджеров к использованию ЭИС в профессиональной деятельности. В эксперименте принимали участие две группы студентов 4 курса специальности «Государственное и муниципальное управление»: экспериментальная группа (ЭГ) и контрольная группа (КГ), в каждой группе по 29 студентов. Уровень развития мо-тивационного компонента готовности диагностировался с помощью анкет, когнитивного компонента — с использованием тестов, деятельностного компонента — при помощи практических заданий.

Оценка по трем выделенным нами уровням готовности осуществлялась при помощи коэффициента усвоения: К=а/Р, где К — коэффициент усвоения, ачисло правильно выполненных студентами операций, Р — образец полного и правильного выполнения действий. Распределение значений по трем уровням происходило по следующим соотношениям: низкий — К<0,7- средний -0,7<К<0,85- высокий — 0,85 ^К^ 1.

Экспериментальные данные показали, что начальный уровень готовности студентов контрольной и экспериментальной групп к использованию ЭИС в профессиональной деятельности приблизительно одинаковый, у большинства студентов уровень развития готовности низкий и средний, как для мотивацион-ного, так и для когнитивного и деятельностного компонентов.

Для проверки гипотезы о равенстве законов распределения набранных баллов в контрольной и экспериментальной группах на констатирующем этапе эксперимента использовался критерий Колмогорова-Смирнова. На основе данного критерия с вероятностью 95% показано, что существенных различий в уровне готовности студентов к использованию ЭИС в профессиональной деятельности на начальном этапе педагогического эксперимента не имеется.

На формирующем этапе эксперимента были проведены занятия со студентами обеих групп по дисциплине «Информационные технологии управления». Контрольная группа занималась в соответствии с ГОС ВПО. В экспериментальной группе были реализованы предложенные нами педагогические условия и дополнительно проводились занятия в рамках спецкурса «Использование ЭИС в деятельности менеджера».

На обобщающем этапе эксперимента оценивался достигнутый студентами уровень готовности к использованию ЭИС в профессиональной деятельности на основе повторной диагностики в контрольной и экспериментальной группах. Полученные данные свидетельствовали о том, что к концу педагогического эксперимента в обеих группах произошел определенный рост уровня готовности студентов к использованию ЭИС по всем компонентам готовности, при этом наиболее явные изменения прослеживались в экспериментальной группе, в то время как в контрольной группе они были не столь значительны.

Сравнение распределений полученных результатов в контрольной и экспеу 2 риментальной группах до и после эксперимента с помощью &. критерия Пирсона показало, что в контрольной группе они не различаются при уровне значимости. Результаты проведенной диагностики студентов контрольной группы до и после эксперимента не дают достаточных оснований для отклонения предположения о том, что уровень готовности студентов контрольной группы к использованию ЭИС в профессиональной деятельности не изменился в конце эксперимента. По результатам диагностики студентов экспериментальной группы была принята гипотеза о том, что обе выборки (до и после эксперимента) не принадлежат одной генеральной совокупности. Уровень готовности студентов экспериментальной группы к использованию ЭИС в профессиональной деятельности изменился после проведения формирующего этапа эксперимента.

Для проверки гипотезы о различии состояний изучаемого свойства (готовности к использованию ЭИС в профессиональной деятельности) у студентов.

129 контрольной и экспериментальной групп на заключительном этапе эксперимента использовался критерий Колмогорова-Смирнова. На основе данного критерия с вероятностью 95% показано, что объекты экспериментальной группы стохастически больше объектов контрольной группы по состоянию изучаемого свойства по всем трем компонентам готовности.

Таким образом, результаты проведенного нами педагогического эксперимента подтверждают гипотезу исследования: теоретически выявленные и практически реализованные педагогические условия обеспечивают более эффективную подготовку будущих менеджеров к использованию ЭИС.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Актуальность осуществления подготовки менеджера к использованию ЭИС является следствием объективных предпосылок: развития научно-технического прогрессапротиворечия между применением ЭИС на предприятии работниками экономического профиля и неиспользованием потенциала ЭИС для принятия обоснованного управленческого решения менеджерами различного уровнямотивации на применение ИКТ в профессиональной деятельностивыявления потенциала использования ЭИС для принятия управленческого решения, таких как:

• реализация информационного взаимодействия с работниками организации, другими предприятиями, информационными системами (нормативно-правовыми, справочными, бухгалтерскими и т. д.), клиентами в условиях функционирования локальных компьютерных сетей и глобальной сети Интернет,.

• осуществление информационной деятельности по сбору, обработке и анализу представленной первичной информации на основе автоматизации процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельностивизуализации экономической информации и результатов математических расчетов;

• стандартизация ввода информации на основе специально созданных форм с целью сокращения времени, затрачиваемого на внесение в базу основных данных поставщиков, клиентов, материалов;

• автоматизация процесса закупки материала и выбора поставщиков;

• ведение учета и контроля деятельности работников на предприятии;

• прогнозирование и выявление закономерностей с целью определения перечня параметров, необходимых для успешности работы предприятия на основе выбора математического инструментария и вычислительного аппарата;

• расчет эффективности управленческого решения.

2. Под подготовкой менеджеров к использованию ЭИС в профессиональной деятельности нами понимается процесс освоения теории и практики использования ЭИС для осуществления сбора, хранения, обработки, продуцирования и представления необходимой информации, предназначенной для выполнения функций управления экономическим объектом в целях принятия обоснованного управленческого решения. Содержание подготовки будущих менеджеров по курсу «Использование ЭИС в деятельности менеджера» включает следующие модули: теоретические основы использования ИКТ менеджерами в профессиональной деятельности, виды и направления использования экономических системпрактическая реализация потенциала ЭИС менеджерами в профессиональной деятельности в современных условиях информатизации обществаавтоматизация процесса принятия управленческого решения в профессиональной деятельности менеджера на базе ЭИСроль сетевых технологий в автоматизации процесса принятия управленческого решенияинформационная безопасность в профессиональной деятельности менеджера.

3. Готовность будущих менеджеров к использованию ЭИС включает следующие взаимосвязанные компоненты: мотивационный, когнитивный и де-ятельностный. Особенность каждого компонента обусловлена спецификой профессиональной деятельности менеджера первичного, среднего, высшего звеньев и топ-менеджера, а также уровнем доступа к профессионально значимой информации, на основе которой принимается управленческое решение. В исследовании охарактеризованы показатели и уровни (низкий, средний, высокий) готовности будущих менеджеров к использованию ЭИС.

4. Педагогическими условиями подготовки будущих менеджеров к использованию ЭИС являются:

— создание модульной структуры содержания подготовки будущих менеджеров к использованию экономических информационных систем в профессиональной деятельности с учетом степени доступа к профессионально значимой информации и уровня принятия управленческого решения;

— создание внутривузовской информационной среды, включающей учебные экономические информационные системы, моделирующие будущую профессиональную деятельность менеджеров.

5. Эффективность педагогических условий подготовки будущих менеджеров к использованию ЭИС подтверждена результатами педагогического эксперимента.

6. Перспективы дальнейшего исследования могут быть связаны с совершенствованием подготовки менеджеров к использованию ЭИС, в частности, в соответствии с уровнем развития ИКТ и информатизации сферы экономики на разных ступенях профессионального образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Д. В. Разработка и использование авторских приложений, реализующих возможности информационных технологий (на примере подготовки будущих учителей английского языка): дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Д. В. Агальцова. — М., 2007. — 141 с.
  2. , А. И. Большой экономический словарь / А. Н. Азрилиян, О. М. Азрилиян, Е. В. Калашникова. М.: Ин-т новой экономики, 2008. -1472 с.
  3. , А. А. Педагогика высшей школы (Прикладная педагогика): учеб. пособие / А. А. Андреев. М.: МЭСИ, 2000. — 156 с.
  4. , В. И. Педагогика : учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. 2-е изд. — Казань: Центр инновац. технологий, 2000. -608 с.
  5. , С. И. Теоретические основы научной организации учебного процесса / С. И. Архангельский. М.: Знание, 1975. — 42 с.
  6. , Н. С. Формирование готовности будущих менеджеров к профессиональной деятельности в современных социально-экономических условиях : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Н. С. Аулова. Барнаул, 2005. -227 с.
  7. , Т. В. Деловая игра «Виртуальная фирма компьютерной техники» : учебное пособие / Т. В. Афанасьева. Ульяновск: УлГТУ, 2007. -50 с.
  8. , Ю. К. Оптимизация процесса обучения. Общеобразовательный аспект / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  9. , К. В. Управленческие решения: Учебник / К. В. Балдин, С. Н. Воробьев, В. Б. Уткин. 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006. — 496 с.
  10. , С. Я. Блочно-модульное обучение / С. Я. Батышев. М.: Изд-во «Транссервис», 1997. — 256 с.
  11. , В. А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности (дидактическая концепции) / В. А. Беликов. Челябинск: Изд-во ЧГПИ «Факел», 1995. — 141 с.
  12. , Л. История и статус общей теории систем / Л. Берталанфи // Системные исследования: ежегодник. М.: Наука, 1973. — С. 25.
  13. , Л. Общая теория систем критический обзор / Л. Берталанфи // «Исследования по общей теории систем». М: Прогресс, 1969. — С. 23−82.
  14. , В. П. Педагогика и прогрессивные технологии / В. П. Беспалько. М.: ИПОМО Россия, 1995. — 336 с.
  15. , В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1989. 191 с.
  16. , В. П. Основы теории педагогических систем / В. П. Беспалько. Воронеж, ВГУ, 1983. — 175 с.
  17. , С. А. Школьное образование: информатика и информационные технологии / С. А. Бешенков // Информатика и образование. 2000. — № 7. — С. 7−9.
  18. , С. А. Дидактические условия эффективной психолого-педагогической подготовки специалистов будущих руководителей предприятий : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / С. А. Бибалова. — Майкоп, 2007.-27 с.
  19. , О. М. Компетентностно-ориентированный подход в образовании взрослых : учебное пособие для преподавателей / О. М. Бобиенко, 3. Н. Сафина. Казань: Издательский центр Академии управления «ТИСБИ», 2004. — 204 с.
  20. Большой энциклопедический словарь Электронный ресурс. Режим доступа: // www.sci.aha.ru.
  21. , А.Б. Большой экономический словарь. М.: Книжный мир, 2003.-895 с.
  22. , Л. Л. Применение автоматизированных обучающих систем в учебном процессе / Л. Л. Босова // Ученые записки ИИО РАО. 2002. — Вып. 7. -С. 112−121.
  23. , Ю. С. Методическая система обучения предметам в области информатики студентов не физико-математических специальностей в структуре многоуровневого педагогического образования : дис. д-ра пед. наук / Ю. С. Брановский. М., 1996. — 378 с.
  24. , В. Л. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации / В. Л. Бройдо СПб.: Питер, 2002. — 688 с.: ил.
  25. , Я. А. Основные направления информатизации педагогического образования / Я. А. Ваграменко, С. В. Богданова, В. А. Рыжов, С. А. Жданов, С. Д. Каракозов // Педагогическая информатика. 2004. — № 1. — С. 19−30.
  26. , О. А. Усвоение содержания педагогического образования студентами вузов на основе контекстно-модульного подхода : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / О. А. Ведеева. Магнитогорск, 2003. — 172 с.
  27. , А. А. Деловая игра как метод активного обучения / А. А. Вербицкий // Современная высшая школа. 1982. — № 3. — С. 129−142.
  28. , А. А. Психолого-педагогические основы контекстного обучения в вузе : дис. в форме научного доклада д-ра пед. наук. / А. А. Вербицкий М., 1991.
  29. , А. А. Совершенствование педагогического процесса в вузе / А. А. Вербицкий // Советский педагог. 1986. — № 6. — С. 75−78.
  30. , А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения / А. А. Вербицкий // Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». М.: 2004. — 84 с.
  31. , Н. В. Совершенствование подготовки студентов педвузов в области управления образовательным процессом в школе на основе применения информационных технологий : дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Н. В. Веревка. -М., 2001.-222 с.
  32. , Н. Кибернетика или Управление и связь в животном и машине / Н. Винер- пер. с англ.- под ред. Г. Н. Пивоварова. М.: Наука, 1983. -343 с.
  33. , Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
  34. , П. Я. Введение в психологию : учеб. пособие для вузов / П. Я. Гальперин. М.: Книжный дом «Университет», 1999. — 332 с.
  35. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 61 000 «Государственное и муниципальное управление». М., 2000. — 25 с.
  36. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 61 100 «Менеджмент организации». -М., 2000.-25 с.
  37. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 62 100 «Управление персоналом». -М&bdquo- 2000.-27 с.
  38. , М. И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы / М. И. Грабарь, К. А. Крас-нянская. М.: Педагогика, 1977. — 273 с.
  39. , С. Г. Информатизация образования. Фундаментальные основы: учебник для студентов педагогических вузов и слушателей системыповышения квалификации педагогов / С. Г. Григорьев, В. В. Гриншкун. Томск: Изд-во «ТМЛ-Пресс», 2008. — 286 с.
  40. , Г. Н. Формирование социальной компетенции у будущих инженеров в процессе обучения иностранным языкам в техническом вузе : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Г. Н. Григорьева. Чебоксары, 2008. — 206 с.
  41. , В. И. Информационная технология, вопросы развития и применения / В. И. Гриценко, Б. Н. Паншин Киев, 1988. — 154 с.
  42. , В. В. Методы и организационные формы обучения / В. В. Гу-зеев М.: Народное образование, 2001. — 128 с.
  43. , В. В. Предметная деятельность и онтогенез познания / В. В. Давыдов, В. П Зинченко // Вопросы психологии. 1998. — № 5. — С. 11−29.
  44. , В. В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. -М.: Педагогика, 1986. 240 с.
  45. , В. И. Толковый словарь живого великорусского языка Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.slovardalja.net.
  46. , М. А. Дидактика / М. А. Данилов, Б. П. Есипов. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957.-518 с.
  47. , О. В. Подготовка студентов педагогического вуза к разработке электронных образовательных ресурсов технологий : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / О. В. Данилова. Чебоксары, 2010. — 180 с.
  48. Дурай-Новакова, К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: автореф. дис.. д-ра пед. наук :1300.01 / К. М. Дурай-Новакова. М., 1983. — 32 с.
  49. , М. И. Психология : краткий психол. словарь: личность, образование, профессия / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. Минск: Хелтон, 1998.-399 с.
  50. , М. И. Психология высшей школы : учеб. пособие для вузов / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. Минск: Изд-во БГУ, 1981.-383 с.
  51. , В. И. Теория обучения: современная интерпретация: учебное пособие для студентов высших педагогических заведений /
  52. B. И. Загвязинский. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с.
  53. , В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. 3-е изд. — М.: Academia, 2006. — 208 с.
  54. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266−1: правовая библиотека. Вып. № 7. М.: Юрайт-Издат, 2007. — 59 с.
  55. , И. Г. Формирование информационной образовательной среды высшего учебного заведения : дис. д-ра пед. наук: 13.00.01 / И. Г. Захарова. Тюмень, 2003. — 399 с.
  56. , С. В. Педагогические основы ориентации информационно-коммуникационной среды на новые образовательные результаты : дис. д-ра пед. наук: 13.00.02 / С. В. Зенкина. М., 2007. — 292 с.
  57. , И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. М.: Логос, 2003.- 383 с.
  58. , И. А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5.1. C. 34−42.
  59. , В. П. Образование. Мышление. Культура. // Новое педагогические мышление / под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1989. — С. 90−102.
  60. , Л. С. Профессионально-коммуникативная компетенция как фактор повышения качества образования менеджеров : дис. канд. пед. наук :1300.08 / Л. С. Зникина, — Кемерово, 2005. 406 с.
  61. , М. Эффективность ERP можно оценить / М. Зырянов // Computerworld. 2002. — № 6. — С. 18−28.
  62. , О. В. Подготовка будущих менеджеров к использованию информационных технологий управления в профессиональной деятельности : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / О. В. Ибрагимова. Магнитогорск, 2009.- 183 с.
  63. , А. А. Деятельностный подход к построению учебно-методических материалов : методич. материалы. М.: Уфа, УАИ, Госком-наробраз СССР, 1988. — 37 с.
  64. Информатика в понятиях и терминах / Г. А. Бордовский, В. А. Извозчиков, Ю. В. Исаев, В. В. Морозов — под ред. В. А. Извозчикова. -М.: Просвещение, 1991. 208 с.
  65. Информатика и компьютерная грамотность / под ред. Б. Н. Наумова. -М.: Наука, 1988.-239 с.
  66. Информационное общество: Информационные войны. Информационное управление. Информационная безопасность / С. М. Виноградова, Н. А. Войтович, М. А. Вус, В. В. Кульба, В. Д. Малюгин и др. — под ред. М. А. Вуса. СПб.: Изд-во СПбУ, 1999. — 212 с.
  67. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учеб.-метод, пособие / И. В. Роберт и др. — под ред. И. В. Роберт. М.: Дрофа, 2008.-312 с.: ил.
  68. Информационные технологии в деятельности учителя-предметника: пособие для системы дополнительного профессионального образования / под ред. А. А. Елизарова, А. К. Капитанской: в 2-х частях. М., 2007. — 172 с.
  69. , О. А. Теоретико-методологические основы информационной подготовки курсантов военно-учебных заведений / О. А. Козлов. Тула: МО РФ, 2002.-328 с.
  70. , К. К. Вызовы XXI века и проблемы образования : лекция-доклад / К. К. Колин // Серия материалов Всероссийской школы-семинара
  71. Информационные технологии в управлении качеством образования и развитии образовательного пространства". М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. — 53 с.
  72. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. — № 1. — С. 3−16.
  73. , А. Ю. Совершенствование системы подготовки будущих учителей в области информационных и коммуникационных технологий в условиях модернизации образования (на материале зарубежных исследований): дис.. д-ра пед. наук / А. Ю. Кравцова. М., 2004.
  74. , О. А. Организационно-педагогические условия допро-фессиональной управленческой подготовки учащихся : автореф. дис.. канд. пед. наук / О. А. Кравченко. Брянск, 1998.
  75. , В. В. Проблемы научного обоснования обучения (методологический анализ) / В. В. Краевский. М.: Педагогика, 1977. — 264 с.
  76. , М. А. Формирование информационной культуры у студентов вуза в процессе обучения : автореф. дис.. канд пед. наук: 13.00.08 / М. А. Кузнецова. Чебоксары, 2009. — 22 с.
  77. , Н. В. Методы исследования педагогической деятельности / Н. В. Кузьмина. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. — 114 с.
  78. , Н. В. Очерки психологии труда учителя / Н. В. Кузьмина. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1967. 183с.
  79. , Н. В. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности : автореф. дис.. д-ра пед. наук / Н. В. Кузьмина. -Л., 1965.
  80. , Т. А. Внутришкольная подготовка учителей в области информатизации образования / Т. А. Лавина // Информатика и образование.2005,-№ 5.-С. 104−106.
  81. , Т. А. Совершенствование системы непрерывной подготовки учителей в области использования средств информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности : дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02 / Т. А. Лавина. М., 2006. — 293 с.
  82. , Г. В. Слагаемые технологии модульного обучения / Г. В. Лаврентьев, Н. Б. Лаврентьева. Барнаул: АТУ, 1998. — 156 с.
  83. , Н. Б. Контекстное обучение как инновационная технология / Н. Б. Лаврентьева. Барнаул: АТУ, 1995. — 120 с.
  84. , Н. Б. Педагогические основы разработки и внедрения модульной технологии обучения в высшей школе : дисс.. д-ра пед. наук / Н. Б. Лаврентьева. Барнаул, 1999. — 393 с.
  85. , М. П. Информатика и информационные технологии в системе общего и педагогического образования / М. П. Лапчик. Омск: Изд-во Омского гос. пед. ун-та, 1999. — 294 с.
  86. , М. П. Структура и методическая система подготовки кадров информатизации школы в педагогических вузах : дис. в виде научного доклада. д-ра пед. наук / М. П. Лапчик. М., 1999. — 82 с.
  87. , Е. В. Формирование исследовательской компетентности у будущих менеджеров в процессе их подготовки к профессиональной деятельности в вузе : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Е. В. Лебедев. Ярославль, 2009.- 185 с.
  88. , М. Б. Что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как ее формировать? / М. Б. Лебедева, О. Н. Шилова // Информатика и образование. 2004. — № 3. — С. 95−101.
  89. , В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы / В. С. Леднев. М.: Высш. шк., 1991. — 224 с.
  90. , А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев.- М.: Политиздат, 1975. 304 с.
  91. , А. Н. Избранные психологические произведения : в 2 т. Т. II / А. Н. Леонтьев. М.: Педагогика, 1983. — 318 с.
  92. , А. Н. Проблема деятельности в психологии / А. Н. Леонтьев // Вопросы философии. 1971. -№ 9. — С. 12.
  93. , И. Я. Процесс обучения и его закономерности / И. Я. Лер-нер. М.: Знание, 1980. — 96 с.
  94. , И. Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. М.: Педагогика, 1981. — 185 с.
  95. , Б. Г. Разработка управленческого решения / Б. Г. Литвак. -М.: Дело, 2002.-392 с.
  96. , В. В. Информатизация методической системы обучения как средство обеспечения единства образовательной и кадровой политики : дис.. д-ра пед. наук / В. В. Лукин. М., 2002. — 335 с
  97. , В. Г. Технология формирования профессиональной личности учителя / В. Г. Максимов. Чебоксары: Чуваш, гос. пед. ун-т, 1996. — 227 с.
  98. , В. А. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений / В. А. Минжериков — под ред. П. И. Пидкасистого. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1998. — 544 с.
  99. , А. В. Информатика : учеб. пособие для студ. пед. вузов / А. В. Могилев, Н. И. Пак, Е. К. Хеннер — под ред. Е. К. Хеннера. 2-е изд., стер.- М.: Академия, 2003. 816 с.
  100. , Е. В. Профессиональная подготовка будущих менеджеров с использованием имитационного моделирования на основе информационных технологий : дис.. канд пед. наук: 13.00.08 / Е. В. Могилевская. -Ставрополь, 2006. 192 с.
  101. Модульное обучение Электронный ресурс. Режим доступа: ЬИр://ги^1к1рес11а.ога/ш1к1/Модульноеобучение.
  102. , А. Г. Профессионально-педагогическая направленность специальной подготовки учителя математики в педагогическом институте : ав-тореф. дис.. д-ра пед. наук / А. Г. Мордкович. М., 1986. — 355 с.
  103. Настройка образовательных структур в Европе. Вклад университетов в Болонский процесс Электронный ресурс. Режим доступа: http:// tuning. unideusto. or g.
  104. Национальный проект «Образование». Нормативные правовые документы. М.: ТЦ Сфера, 2006. — 80 с.
  105. , Р. С. Психология : учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: в 2 кн. Кн. 1. Психология образования / Р. С. Немов. М.: Просвещение — Владос, 1994. — 576 с.
  106. , Р. С. Психология : учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: в 2 кн. Кн. 2. Психология образования / Р. С. Немов. М.: Просвещение — Владос, 1994. — 496 с.
  107. , А. М. Профессиональное образование России / А. М. Новиков // Перспективы развития. М.: Исследовательский центр проблем непрерывного образования РАО, 1997. — 254 с.
  108. , Д. А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи) / Д. А. Новиков. М.: МЗ-Пресс, 2004. — 67 с.
  109. , С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений 4-е изд., дополненное / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — М.: ООО «ИТИ Технологии», 2006. — 944 с.
  110. , С. А. Формирование готовности студентов автомобильно-дорожного института к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности : автореф. дис.. канд пед. наук: 13.00.08 / С. А. Осокин. Чебоксары, 2008. — 23 с.
  111. , Т. Б. Подготовка преподавателя педагогического вуза к деятельности в современной информационной среде : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Т. Б. Павлова. СПб., 2010. — 182 с.
  112. , С. В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно ориентированном обучении / С. В. Панюкова. М.: Изд-во ИОСО РАО, 1998.-225 с.
  113. , С. В. Теоретические основы разработки и использования средств информационных и коммуникационных технологий в личностно ориентированном обучении : автореф. дис. .д-ра пед. наук / С. В. Панюкова. М.: 1998. — 42 с.
  114. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. -М.: Школьная пресса, 2002. 512 с.
  115. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогического вуза и педагогических колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 640 с.
  116. Педагогический словарь. М.: Владос, 2003. — 508 с.
  117. М. П., Шайденко H.A., Басовский Л. Е. Менеджмент : учебник. 2-е изд., доп. и перераб. / М. П. Переверзев, Н. А. Шайденко, Л. Е. Басовский — под общ. ред. проф. М. П. Переверзева. — М.: ИНФРА-М, 2008. -330 с. — (Высшее образование).
  118. , В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности: учеб. пособие для студ. вузов / В. А. Петровский. Ростов н/Д.: Феникс, 1996. — 509 с.
  119. , В. А. Основы теоретической психологии : учеб. пособие для вузов / В. А. Петровский, М. Г. Ярошевский. М.: Инфра, 1998. — 526 с.
  120. , С. А. Теоретико-методологические основы готовности студентов к использованию информационных технологий : автореф. дис.. д-ра псих, наук: 19.00.07 / С. А. Печерская. Сочи, 2007. — 40 с.
  121. , К. К. Краткий словарь системы психологических понятий / К. К. Платонов. М.: Высшая школа, 1981. — 175 с.
  122. , Е. С. Новые педагогические технологии : пособие для учителей / Е. С. Полат. М., 1997.
  123. , В. А. Дидактика высшей школы : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Попков, А. В. Коржуев. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 136 с.
  124. Психолого-педагогический словарь для учителя и руководителей общеобразовательных учреждений / под ред. П. И. Пидкасистого. Ростов н/Д.: «Феникс», 1998. — 544 с.
  125. , Е. М. Формирование готовности будущих учителей к использованию компьютерных информационных технологий в профессиональной деятельности : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Е. М. Разинкина. Магнитогорск, 2000. — 200 с.
  126. , Б. А. Современный экономический словарь. 5-е изд., пе-рераб. и доп. / Б. А. Райзберг, JI. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. — М.: ИН-ФРА-М, 2006. — 495 с.
  127. , Е. А. Построение методической системы обучения информатике на деятельностной основе : дис.. д-ра пед. наук / Е. А. Ракитина. М., 2002. — 404 с.
  128. , Е. А. Построение содержания обучения информатике на деятельной основе / Е. А. Ракитина. Тамбов: ТГУ, 2001.
  129. , И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования / И. В. Роберт. -М.: Школа-Пресс, 1994. 205 с.
  130. , И. В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании / И. В. Роберт, С. В. Панюкова, А. А. Кузнецова, А. Ю. Кравцова.1. М.: Дрофа, 2008. 320 с.
  131. , И. В. Концепция комплексной, многоуровневой и многопрофильной подготовки кадров информатизации образования / И. В. Роберт, О. А. Козлов. М.: ИИО РАО, 2005. — 50 с.
  132. , И. В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты) / И. В. Роберт. М.: ИИО РАО, 2007. — 234 с.
  133. , И. В. Технология «Телекоммуникации» в образовании / И. В. Роберт // Ученые записки ИИО РАО. 1999. — Вып. 3. — С. 111−125.
  134. , И. В. Толкование слов и словосочетаний понятийного аппарата информатизации образования / И. В. Роберт // Информатика и образование. 2004. — № 5. — С. 22−29.
  135. , И. В. Толкование слов и словосочетаний понятийного аппарата информатизации образования / И. В. Роберт // Информатика и образование. 2004. — № 6. — С. 63−70.
  136. , И. В. Основные понятия Единого информационного образовательного пространства / И. В. Роберт, Ю. А. Прозорова, В. А. Касторнова // Ученые записки ИИО РАО. 2002. — Вып. 6.-198 с.
  137. , И. В. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования / И. В. Роберт, Т. А. Лавина. М.: ИИО РАО, 2006. -96 с.
  138. , М. Ю. Модульная программа как средство развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / М. Ю. Романюк. Оренбург, 2004. — 21 с.
  139. , С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -СПб.: Питер, 2007.-712 с.
  140. , В. А. Компьютерная система проверки знаний студентов / В. А. Садовничий // Высшее образование в России. 1994. — № 3. — С. 2026.
  141. Садовский В. Н. Задачи, методы и приложения общей теории систем
  142. В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин // Исследования по общей теории систем М.: Прогресс, 1969. — С. 3−23.
  143. , С. С. Современные информационные технологии / С. С. Свириденко. М.: Радио и связь, 1989. — 304 с
  144. , В. В. ИКТ-компетентность преподавателя вуза Электронный ресурс. Режим доступа: http:// ito.edu.ru/2006/Moscow/II/5/II-5−6164.html.
  145. , В. Н. Социально-экономические основы теории непрерывного образования : дис. д-ра экон. наук: 22.00.03 / В. Н. Скворцов. СПб., 1999. 292 с.
  146. , В. А. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов — под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.
  147. Словарь по кибернетике / под ред. В. С. Михалевича. 2-е изд., пе-рераб. и доп. — Киев: Гл. ред. Укр. сов. энциклопедии им. М. П. Бажана, 1989. -751 с.
  148. , С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Д. Смирнов. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 304 с.
  149. , А. М. Методы активного обучения : науч. метод, пособие / А. М. Смолкин. М.: Высш. шк., 1991. — 176 с.
  150. , О. А. Подготовка студентов вузов к информатизации управления дошкольным образовательным учреждением : дис.. канд. пед. наук: 13.00.07 / О. А. Сурова. М., 2008. — 211 с.
  151. , Н. Ф. Пути разработки профиля специалиста / Н. Ф. Талызина. Саратов: СГУ, 1987. — 176 с.
  152. , Н. Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста / Н. Ф. Талызина. М.: Знание, 1986. — 108 с.
  153. , Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний: психологические основы / Н. Ф. Талызина. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 344 с.
  154. , В. А. Состояние и перспективы развития сферы услуг системы потребительской кооперации : дис.. канд. экон. наук: 08.00.05 / В. А. Тиличкин. Белгород, 2002. — 167 с.
  155. Толковый словарь русского языка: в 4 т. Электронный ресурс. / под ред. Д. Н. Ушакова. Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/dict/ushakov.
  156. У дотов, А. С. Проектирование информационных технологий как фактор повышения качества обучения студентов университета: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / А. С. Удотов. Чебоксары, 2008. — 23 с.
  157. Учебное пособие для студентов педагогических вузов / под ред. В. Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2006. — 368 с.
  158. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 80 200 «Менеджмент» (квалификация (степень) «бакалавр»). -М., 2010. 31 с.
  159. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 80 200 «Менеджмент» (квалификация (степень) «магистр»). М., 2009. — 22 с.
  160. Философский словарь / под ред.И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991.-559 с.
  161. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989.-840 с.
  162. , М. А. Теория и технология проблемно-модульного обучения в профессиональной школе : дис.. д-ра пед. наук / М. А. Чошанов. Казань, 1996.-368 с.
  163. , Т. Н. Модульное обучение: сущность, технология / Т. Н. Шаламова // Биология в школе. 1994. — № 5. — С. 29−32.
  164. , В. А. Как подготовить и защитить диссертацию: история, опыт, методика и рекомендации / В. А. Шаршунов, Н. В. Гулько. Минск: Технопринт, 2003. — 459 с.
  165. , Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 512 с.
  166. , Т. Ш. О представлении и контроле знаний в автоматизированных обучающих системах / Т. Ш. Шихнабиева // Информатика и образование. 2008. — № 10. — С.55−59.
  167. , А. Е. Подготовка учителя к применению информационных и коммуникационных технологий / А. Е. Шухман // Ученые записки ИИО РАО.- 1999.-Вып. З.-С. 27−36.
  168. , Г. С. Профессиональная направленность информационно-технологической подготовки студентов туристского вуза : автореф дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Г. С. Щербаков. М., 2007. — 26 с.
  169. Энциклопедия профессионального образования: в 3 т. / под ред. С. Я. Батышева. М.: АПО, 1998−1999.
  170. , И. Г. Компьютерные тесты по информатике и информационным технологиям в сети Интернет / И. Г. Этко // Педагогическая информатика.- 2005. № 1.-С. 77−83.
  171. , П. А. Теория и практика модульного обучения / П. А. Юцявичене. Каунас: Швиеса, 1989. — 272 с.
  172. Druzdzel, M. J., Flynn R. R. Decision Support Systems. Encyclopedia of Library and Information Science / M. J. Druzdzel, R. R. Flynn. — A. Kent, Marcel Dekker, Inc., 1999.
  173. Modular Programme for Supervisory Development / Prokopenko I., White J., Buttel L., Eckles R. Switzeland: Geneva. Introduction & Trainer Guide, 1981-Vol. 1−5.
  174. D. J. «What is a DSS?» // The On-Line Executive Journal for Data-Intensive Decision Support/ 1997. — Vol. 1. — N 3.
  175. Prokopenko, I. A Modular Course Format for Supervisory Development II Training and Development Journal. February, 1981.
  176. Russel, J. D. Modular Instruction // A guide to the design, solution, utilization and evaluation of modular materials. Minneapolis, Minnesota: Burgess Publishing Company, 1974. — 164 p.
  177. Skinner, B. F. The Technology of Teaching. New York: Appleton. Centery Grafts, 1968.
Заполнить форму текущей работой