Башкирские народные сказки о животных: типология и взаимосвязь с письменными источниками
Одной из первых опубликованных башкирских сказок о животных является сказка из сборника башкирского просветителя XIX века преподавателя восточных языков Оренбургского кадетского корпуса Мирсалиха Мирсалимовича Бикчурина (1819 — 1903) «Утынсы» («Дровосек») (AT 163 А). Сказки о животных нашли свое отражение и в творчестве выдающегося башкирского ученого-просветителя Мухаметсалима Уметбаева (1841… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Историко-генетические корни и жанровое своеобразие башкирских народных сказок о животных
- 1. 1. Генезис башкирских народных сказок о животных
- 1. 2. Жанровые границы башкирской народной сказки о животных
- 1. 3. Основные персонажи башкирских народных сказок о животных
- Глава 2. Типология и взаимосвязь сюжетов башкирских народных сказок о животных с письменными фольклорно-литературными памятниками
- 2. 1. Типология и взаимосвязь сюжетов башкирских народных сказок о животных с шумеро-аккадскими письменными памятниками
- 2. 2. Башкирские сказки о животных в сравнении с письменными памятниками Древнего Египта
- 2. 3. Взаимосвязи башкирских сказок о животных с древнеиндийскими сводами
- 2. 4. Башкирские сказки о животных и древнетюркские рунические тексты
- Глава 3. Сюжеты башкирских сказок о животных в художественной литературе
- 3. 1. Сюжеты сказок о животных в национальной литературе дореволюционного периода
- 3. 2. Интерпретация башкирских сказок о животных в сказе П. Бажова «Золотой Волос»
- 3. 3. Сюжеты сказок о животных в национальной литературе советского и современного периодов
Башкирские народные сказки о животных: типология и взаимосвязь с письменными источниками (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Современная эпоха ознаменована колоссальным прогрессом во всех областях знаний. По мере того как все новые вершины науки покоряются исследователями, ученые умы все чаще испытывают потребность больше знать об истоках этого бесконечного движения человеческой мысли. Одним из основных источников, показывающих развитие человеческой мысли, несомненно, является устное народное творчество.
Башкирские народные сказки о животных с их многотысячелетней историей несут в себе информацию о древнем мировоззрении, обычаях и обрядах, ярко отражая характер, морально-нравственные качества, культуру и этнокультурные связи народа.
Тема нашего исследования — башкирские народные сказки о животных, их взаимодействие с письменными источниками.
Сказки о животных легли в сюжетную тематическую основу многих древних письменных памятников. Отметим, например, такие произведения как «Панчатантра», «Калила и Димна», «Шукасаптати», «Джатаки», «Тысяча сказаний» («Тысяча и одна ночь»), шумеро-аккадские басни, басни Эзопа, Лукмана, египетские сказки, древнетюркские рунические тексты. Созданные на фольклорной основе сюжеты литературных памятников нередко получали устное бытование и оказывали обратное влияние на народный животный эпос. Происходило своеобразное срастание собственно (классических) сказок о животных с литературными источниками.
Тексты, взятые из архивных фольклорных фондов, опубликованных сборников, древних письменных памятников, из произведений писателей дают основания для сравнительной характеристики современного сюжетного состава башкирских народных сказок о животных.
Сказка о животных — один из увлекательных, популярных в народе жанров фольклора. Собранный фольклористами сказочный материал, значительный по объему, разнообразный по своему содержанию и художественной форме, показывает богатство поэтической фантазии и словесного искусства башкирского народа.
Одной из первых опубликованных башкирских сказок о животных является сказка из сборника башкирского просветителя XIX века преподавателя восточных языков Оренбургского кадетского корпуса Мирсалиха Мирсалимовича Бикчурина (1819 — 1903) «Утынсы» («Дровосек») (AT 163 А) [Бикчурин, с. 46]. Сказки о животных нашли свое отражение и в творчестве выдающегося башкирского ученого-просветителя Мухаметсалима Уметбаева (1841 — 1907), ученика М. М. Бикчурина. В статье М. Уметбаева «Приметы, поверья, поговорки и изречения магометан Уфимской губернии», опубликованной в 1883 г. в «Справочной книжке Уфимской губернии», приводится сказка «Щука и медведь» [Омотбаев, 178 б.].
Большой вклад в башкирскую фольклористику внес Александр Григорьевич Бессонов (1848 — 1918). Инспектор народных училищ Красно-уфимского уезда Пермской губернии, затем Орского и Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии, действительный член Русского географического общества, превосходно владевший башкирским языком, А. Г. Бессонов в конце XIX в. и в начале XX века записал в этих уездах большое количество башкирских сказок, перевел их на русский язык и представил в 1909 г. в Географическое общество, за что был удостоен малой золотой медали общества. При жизни Бессонова башкирские сказки не были опубликованы. Их издали только в 1941 г. благодаря профессору Н. К. Дмитриеву. Он же впервые дал им научную характеристику и высказал свои соображения относительно жанра и поэтики башкирских народных сказок о животных [БНС, 1941, с. 3−30].
В дореволюционное время собиранием башкирских сказок также занимался известный этнограф и фольклорист Д. К. Зеленин (1878 — 1954). В предисловии к своему пермскому сборнику, содержащему башкирские народные сказки на русском языке, он, указывая на сюжетную близость многих башкирских сказок с русскими, отмечал, что на Урале сказка — нечто международноепо крайней мере, обмен сказок между местными башкирами и великорусами вне всякого сомнения [Зеленин, 1914, с. 441]. Зеленин опубликовал башкирские сказки на русском языке в 1914 г. Таким образом, еще в дореволюционный период были начаты сбор и публикация башкирских народных сказок о животных.
После революции в 1922 году было создано Общество по изучению быта, культуры и истории башкир. Общество развернуло большую работу по сбору произведений устного творчества и формированию фольклорных фондов. В «Обществе» активно сотрудничали М. Бурангулов, С. Мирасов, Г. Вильданов, X. Габитов, С. Салимов.
С открытием в 1932 г. в Уфе Научно-исследовательского института национальной культуры (с 1938 г. — Научно-исследовательский институт языка и литературы им. М. Гафури) начинают проводиться научные экспедиции и устанавливаются контакты с учителями, студентами, работниками газет.
В архиве института накапливается богатый фондовый материал, в том числе и башкирские народные сказки о животных. Заметно активизируется изучение и печатание собранных фольклорных материалов. С 1939 г. стали издаваться сборники «Башкирские народные сказки».
Значительную роль в то время в пополнении фонда башкирских сказок о животных сыграли писатели и поэты А. Карнай, Г. Амири, Ш. Насы-ров, Н. Идельбаев, Б. Бикбай, а также краеведы-любители X. Канзафаров, М. Фазлыахметов, Б. Альметов, Г. Халитов, Г. Ишбулатов и др.
С открытием в Уфе Башкирского филиала АН СССР (1951 г.) и Башкирского государственного университета (1957 г.) начинается новый этап развития национальной фольклористики, характеризующийся расширением сбора, публикаций народных произведений и появлением серьезных научных исследований. Крупным результатом научно-текстологической работы стал свод «Башкирское народное творчество» (три тома на башкирском языке, изданные в 1954, 1955, 1959 годах).
Ежегодные фольклорные экспедиции проводились как на территории Башкортостана, так и в башкирских населенных пунктах Свердловской, Оренбургской, Куйбышевской, Саратовской и Пермской областей.
В собирание, публикацию и изучение башкирских народных сказок о животных большой вклад внесли ученые А. И. Харисов, Дж.Г. Киекбаев, К. Мэргэн (А.Н. Киреев), М. Х. Мингажетдинов, Л. Г. Бараг, Н. Т. Зарипов, A.M. Сулейманов, Ф. А. Надршина, Г. Р. Хусаинова и др.
Важным событием в изучении башкирских народных сказок о животных стал выход 1-ой книги «Сказок» в серии «Башкирское народное творчество» в 1976 г. на башкирском языке. В предисловии, написанном М. Х. Мингажетдиновым, содержится общая характеристика жанра [БХИ. Экиэттэр. 1-се кит., 1976,16−20 б.].
Кроме того, в комментариях к томам книг сказок дается типологический анализ сюжетов, которые определяются по международному указателю Аарне — Томпсона и по национальным указателям. Дополнительно были даны ссылки на указатели Больте и Поливки и на турецкий указатель Эбергарда и Боратова. Были учтены башкирские варианты и другие сюжетные параллели из фольклора различных народов.
Работа по исследованию башкирских народных сказок о животных была продолжена в фольклорном своде «Башкирское народное творчество» (в переводе на русский язык). Том, включающий сказки о животных, был подготовлен Н. Т. Зариповым и Л. Г. Барагом. Предисловие, написанное ими, включало широкое сопоставление со сказками других народов. Затрагивались темы генезиса и изученности сказок о животных [БИТ, т. 4, 1989, с. 15−21].
Помимо предисловий и комментариев к данным изданиям, изучению сказок о животных посвящен ряд специальных статей М.Х. Мингажетди-нова «Сказки о животных» [МинЬажетдинов, 1970, 34 — 37 б.]- «Этногенетические мотивы в башкирских сказках» [Мингажетдинов, 1971, с. 301 -308]- Л. Г. Барага «Об отношении башкирского сюжетного репертуара сказок о животных к русскому» [Бараг, 1976, с. 177 — 185]- Р. Ф. Ильясова «Башкирские сказки о животных» [Ильясов, 1981, с. 14 — 21]- «Сюжетный репертуар башкирских сказок о животных» [Ильясов, 1982, с. 43 — 51]- Ф. А. Надршиной «Башкирские сказки о животных» на башкирском языке [Нэзершина, 1993,26 — 48 б.].
Проблеме взаимодействия фольклорной сказки и литературы посвящена статья Л. Г. Барага «Сюжет „Звери делят растерзанное животное“ (АТ 52) в литературной и устной традициях» [Бараг, 1984, с. 77 — 89].
Тему литературных связей и фольклора затрагивает Г. Б. Хусаинов в своей книге «Башкирская литература XI — XVIII вв.» [Хусаинов, 1996, с. 143- 178].
Однако имеющиеся научные работы недостаточно раскрывают проблемы генезиса, жанровые границы, разновидности, основные черты персонажей, взаимосвязи сюжетов с письменными источниками. Специальное монографическое исследование на данную тему в башкирской фольклористике до сих пор не подготовлено. Между тем, в башкирской фольклористике бытовые и волшебные сказки благодаря трудам А. М. Сулейманова и Г. Р. Хусаиновой разработаны более определенно. Желание и необходимость восполнить существующий пробел в башкирской фольклористике определяют актуальность данной работы, представляющей первый опыт сравнительно-сопоставительного изучения башкирских народных сказок о животных в свете взаимовлияний и взаимосвязей с литературными жанрами с позиций историзма и научного подхода.
Целью исследования является выявление типологии и взаимосвязи башкирских народных сказок о животных с письменными источниками. Для достижения этой цели представляется необходимым решить следующие задачи:
— попытаться уточнить особенности возникновения сказок о животных, в том числе применительно к башкирским сказкам;
— выявить жанровые границы и разновидности башкирских народных сказок о животных;
— проанализировать и охарактеризовать основные персонажи башкирских народных сказок о животных;
— путем сравнительно-исторического сопоставления сюжетов выявить древнейшие сюжеты, нашедшие отражение в письменных источниках;
— определить роль взаимосвязей и воздействия письменных памятников на становление сюжетного репертуара башкирских народных сказок о животных;
— выявить сюжеты и интерпретации сказок о животных в башкирской литературе, проследить устойчивость сохранения сюжета.
Материалом для исследования послужили:
— сказки, опубликованные в томах сводов «Башкирское народное творчество» как на башкирском, так и на русском языках (издание на русском языке — дополненное);
— архивные тексты (Научный архив Уфимского научного центра РАН, фольклорный фонд кафедры башкирской литературы Башгосуни-верситета, фольклорный фонд кафедры башкирской литературы Стерли-тамакской государственной педагогической академии);
— сборники сказок различных народов, в основном тюркоязычных, восточнославянских, ираноязычных и пр.;
— научные переводы сохранившихся древних и средневековых письменных памятников;
— материалы научно-критического характера, посвященные данной теме;
— художественные произведения башкирских писателей;
— записи, осуществленные диссертантом в Кармаскалинском районе
РБ.
Теоретической и методологической основой диссертации является принцип объективизма и историзма в изучении духовного наследия. Для анализа материала использовались сравнительно-исторические идеи В. М. Жирмунского, И. Х. Левина, Е. А. Костюхина, Л. Г. Барага, В. П. Аникина, В. А. Бахтиной, В. Я. Проппа, Е. М. Мелетинского, Е. П. Лебедевой, Е. Т. Пушкаревой и многих других ученых.
В диссертации мы опирались также на труды башкирских ученых М. Х. Мингажетдинова, Н. Т. Зарипова, A.M. Сулейманова, Ф.А. Надрши-ной, С. А. Галина, Г. Р. Хусаиновой и других, имеющие общетеоретическое и общеметодологическое значение.
Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые дана общая характеристика жанра башкирских сказок о животных в сравнении и сопоставлении с древними письменными памятниками. Интерпретация сказочных сюжетов о животных в творчестве башкирских писателей, ти-пологизация многих письменных, художественных текстов и устных сказочных сюжетов о животных вводятся в научный оборот впервые.
Таким образом, многие сказочные сюжеты о животных прослежены из глубины веков по обозримым литературным памятникам древности до современности, что дает возможность наиболее полно раскрыть историю возникновения сюжетов в свете взаимосвязей и взаимодействий с устными сюжетами.
С новой точки зрения рассмотрена образная система башкирских народных сказок о животных. Сложившийся сюжетный репертуар башкирских народных сказок о животных прослежен в художественном творчестве башкирских писателей.
Научно-практическая значимость. Работа восполняет ряд пробелов в изучении башкирских сказок. Своими данными она может способствовать дальнейшему развитию исследований в этом направлении, включая сравнительно-исторический подход к башкирскому материалу. Результаты диссертации могут найти применение при издании и комментировании текстов к томам нового научного многотомного свода «БНТ», при разработке учебных пособий по фольклористике и чтении вузовских спецкурсов по данному предмету.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сказки о животных возникли в глубокой древности на самых ранних этапах становления человечества. Истоки сказок о животных связаны с анимистическими, антропоморфическими, тотемистическими представлениями первобытного человека, наделявшего животное способностью говорить и разумно действовать.
Отражением древних воззрений являются наскальные рисунки пещер Шульганташ (Капова), Игнатиевской, Идрисовской и пр. Рисунки, культовые медвежьи черепа доказывают, насколько богатой, разнообразной и сложной была мифология в первобытную эпоху.
В основе рисунков лежат древние представления о взаимоотношениях мира зверей и людей, то, что получило название тотемизма и культа животных, а также истоки культа предков с его религиозно-магическими обрядами и верованиями, связанными с первобытной общиной и ее заботами о процветании и продолжении рода.
Животная сказка унаследовала от мифа тотемистические персонажи и трикстерские сюжеты об их проделках. Зооморфному культурному герою одинаково были присущи хитрость и глупость. Сохраняет сказка о животных и древнее представление о нерасчлененности животного и человеческого мира. В основе животной сказки лежит соперничество двух персонажей, разрешаемое проделкой-трюком. Сюжеты классических сказок о животных, например «Крот и ворона» (АТ 222 В), завуалировано отражают мотивы встреч, поиски добывания пищи, обустройство быта, межродовую и межфратриальную борьбу тотемных предков.
Башкирская сказка о животных сохранила и древние способы ведения охоты: поджог камышей («Лиса и волк», АТ 8 А), подкарауливание зверя («Хитрость лисы», АТ 56 А) и пр.
Сказка «Косуля и яблоня» (AT 2034 В) отразила анимистические представления. В башкирском фольклоре сохранилось большое количество сюжетов, восходящих к древнему тотемистическому мировоззрениюсказки «Медведь и дед» (AT 161 В), «Старуха и медведь» (AT 163 В), «Благодарный медведь» (AT 156), «Щедрый заяц» (АТ*73С*), «Кто видит дальше» (AT 238) и т. д.
Донесли до нас сказки и древние обряды и верования. К числу таковых можно отнести сказки «Лиса-лгунья» (AT 170), «Сказка о теленке» (AT 159), «Лев, волк и лиса» (AT 50).
Сказки о животных в своей основе представляют собой короткие рассказы о хитрецах. В древности понятие хитрости было равносильно уму. Поэтому в сказках о животных к хитрости прибегают все звери. Побеждает же тот, кто «мал да удал» и хитрее всех.
Гибель персонажа, освобождение другого в сказках о животных преподносится просто, буднично. В этом выразилась древняя мораль первобытного общества.
Сказки о животных могут сближаться с волшебными, бытовыми сказками, легендами, анекдотами. В содержание сказок могут вводиться песенные вставки, подчас архаического содержания, и пословицы. Сказочные жанры в древности представляли собой единый синкретизм. Возникнув, сказки о животных постоянно обогащались, в том числе и за счет других жанров.
В настоящее время можно выделить следующие жанровые разновидности сказок о животных:
1) этиологические, сохраняющие непосредственную связь мифов и легенд;
2) собственно (классические) сказки о животных — трикстерские сюжеты, сохраняющие больше всего реальных черт животных;
3) сказки-апологи с ярко выраженным морализующим и назидательным содержанием;
4) сказки-небылицы — сюжеты, вошедшие из животных анекдотов.
В фольклористике, как уже говорилось, при составлении каталогов придерживаются принципа деления сказок о животных на тематические группы по персонажам.
Все эти жанровые разновидности, тематические группы сближает то, что в них животные, растения, предметы играют основную роль, являются основным объектом повествования и выступают вполне разумными существами.
При анализе сюжетов выясняется, что образы животных не укладываются в типичную характерологическую схему: лиса — хитра, волк — глуп, медведь — доверчив, заяц — труслив. Разве лиса не обманута перепелкой в сказке «Лиса и перепелка» (АТ 248 А)? Волк жаден и глуп — но не он ли спас собаку от голодной смерти, разыграв спектакль со спасением ребенка в сказке «Сарыбай» (АТ 101)? Доверчив ли медведь, наказавший лису за кражу кур в сказке «Лиса-строитель» (АТ 69 А)? Труслив ли заяц, спасший лесных жителей от злого льва, вынудив его броситься за собственным отражением в колодец в сказке «Заяц и лев» (АТ 92)?
Башкирская сказка о животных не дает своим персонажам строго определенных моральных оценок. Древнему трикстеру одинаково была присуща хитрость и глупость. С развитием общества сказочные персонажи впитывали все новые черты человеческой жизни. В то же время своеобразие образа состоит в том, что черты человеческого в нем никогда не вытесняют полностью черт животного.
Сказки о животных больше увлекают не иносказанием (аллегорией), а изображением действия.
Сюжетные связи башкирских сказок о животных могут быть прослежены по сохранившимся литературным памятникам древнего и средневекового Востока.
Так, при сравнительном изучении башкирской сказки и сказочных сюжетов, зафиксированных в шумеро-аккадских клинописных памятниках и древнеегипетских папирусах, обнаруживаются теснейшие взаимосвязи сюжетов, мотивов, образов, идущих от архаичной фольклорной сказки о животных.
Выясняется, что ныне существующие сюжеты башкирских сказок «Полевая и городская мышь» (АТ 112), «Вол и муха» (АТ 282 В), «Крот и ворона» (АТ 222 В), «Волк и лиса» (АТ 5) имеют зафиксированную шумерскими клинописными текстами творческую историю в пять, а может быть, и более тысячелетий.
Сходство сюжетов, образов обнаруживается и при обращении к притчам древнеегипетского демотического папируса II в. н. э. Сопоставление, например, башкирской сказки «Кто видит дальше» (АТ 238) с древнеегипетским текстом «Коршун Зоркий Глаз и коршун Чуткое Ухо» свидетельствует о едином пути становления сказочных образов или о миграции сюжетов еще в древнюю эпоху, в период господства тотемистических образов.
Тексты древнеегипетского папируса «Коршун и кошка» (АТ 223***), «Коршун Зоркий Глаз и коршун Чуткое Ухо» (АТ 238), «Лев и мышь» (АТ 157А+75), «Хитрая коза» (АТ 122), «Паломничество животных» (АТ 130) отодвигают письменную историю этих сказочных сюжетов в глубь тысячелетий.
Знакомые нам сказочные сюжеты, мотивы, образы животных находим мы и в сохранившихся древнетюркских рунических текстах IX — X вв. Один из зафиксированных в них сюжетов — «Бык и муравьи» может быть отнесен к исконно тюркским сказкам. Яркие образы быка, сокола, ворона, овцы, тигра в сказочных стихотворных сюжетах говорят о сложившейся высокой фольклорной и письменной традиции сказок о животных у древних тюрков уже в эпоху раннего средневековья.
С принятием ислама, а вместе с ним арабской письменности культурный обмен с Востоком только усилился. Пришедшие через мусульманскую письменную традицию произведения «Калила и Димна», «Тутинаме», «Тысяча сказаний» («Тысяча и одна ночь») благотворно повлияли на устное и литературное творчество башкирского народа. Эти произведения читались в оригинале и в переводах, их рукописи были распространены по всему Урало-Поволжыо. Сказочные сюжеты произведений распространялись устно и письменно, обогащались за счет местных фольклорных традиций и тем самым становились собственными сказками данного народа.
Фольклорные сюжеты восточных произведений отразились в творчестве многих писателей. Литературную интерпретацию сказок о животных встречаем в творчестве поэтов-просветителей М. Уметбаева («Медведь и щука», АТ 151 А, «Ремень и липа»), С. Якшигулова («Лиса и журавль» АТ 225 А). Большое количество сказочных сюжетов о животных содержится в баснях М. Гафури «Кузнечик и муравей» (АТ 280 А), «Гадюка и царь лягушек», «Кот и мышь» (АТ 113 В+103), «Коза и лиса» (АТ 32), «Две мухи» (АТ 282 В) и пр. В творчестве писателей дореволюционного периода достаточно сильно ощущается фольклорное, устно-поэтическое начало. Отличаются они и разнообразием сюжетов.
Мотивы и образы башкирских сказок о животных нашли отражение в творчестве П. П. Бажова (сказ «Золотой Волос»). П. П. Бажов в своем сказе сохраняет и умело использует многие древние верования и обряды башкир.
В 1920;30-х годах сказочные сюжеты о животных вынуждены были служить новой идеологии. Например, стихотворные сказки «Тауык-бика», «Сказка о вороне» Г. Амантая написаны в духе партийной пропаганды тех лет.
В 1920;30-х годах усилился переход сказок из взрослой аудитории в детскую. В трикстерские сюжеты сказок о животных писатели начинают вкладывать идеи верности и дружбы, взаимовыручки. Многие традиционные сюжеты сказок о животных в творчестве поэтов обрели стихотворную форму: К. Даян «Как собака нашла себе хозяина» (1939) — С. Кудаш «Прозорливый заяц» (1938) — X. Карим «Сказка про голодного волка» (1940) и др.
Сказочные сюжеты о животных продолжили жизнь в баснях С. Ис-магилова «Волк и лиса» (1947), Г. Амири «Старая лиса» (1953), Ш. Биккула «Крот и хорек» (1953) и т. д.
Некоторые новеллистические сюжеты сказок о животных в башкирской литературе стали рассказами. Своеобразной интерпретацией сказочного сюжета является рассказ С. Агиша «Турыкай».
Большое разнообразие сказочных сюжетов о животных нашло отражение в творчестве писателя-ученого Дж. Г. Киекбаева («Почему медведь злится на муравьев» АТ 75***, «Почему медведь всю зиму не выходит из берлоги» АТ 78***) и др. Еще одним классическим примером обработки фольклорных сюжетов в башкирской литературе стала сказка 3. Биишевой «Волк и коза» (АТ 123).
В 80-е — начале 2000;х гг. к сюжетам сказок о животных, традиционным образам обращаются Г. Юнусова, А. Тагирова, А. Ягафарова, М. Га-тауллин, Ф. Яхин, С. Сурина и др.
Некоторые сюжеты сказок о животных превратились в замечательные детские пьесы: А. Гирфанов «Хурусай батыр» (АТ 103), А. Ягафарова «Как собака нашла себе хозяина» (АТ 201 Р), Тимершин Радиф «Щедрый еж» (АТ 1+2).
Анализ этих литературных обработок свидетельствует, что большинство авторских произведений сказочного жанра по своим сюжетам, образам восходят к фольклорным источникам. Следовательно, фольклорный канон в разрешении сюжетов сравнительно устойчив. Литературные сказки о животных в целом сохраняют фольклорное содержание и способы построения сюжета, традиционную систему образов животных. Отход от фольклорного канона не всегда улучшает художественный уровень произведения.
В изображении сказочных героев, в диалогах, в портретных характеристиках, в описаниях, деталях действия авторская индивидуальность проявляется ярче, чем в построении сюжета. Надо отметить, что в развитии литературной сказки авторская индивидуальность идет по возрастающей линии. В творчестве писателей фольклорные сюжеты все больше приобретают назидательную, воспитательную направленность. Сюжетные концовки в целях максимального сближения с детским мировосприятием могут видоизменяться.
Таким образом, со времени своего становления сказки о животных прошли длительный путь развития, где переход фольклорных сюжетов в письменные и обратно повторялся многократно. В процессе своего развития сказки о животных превратились в бесценные произведения народной мудрости, стали источником творческого вдохновения для многих современных литераторов. Хочется верить, что этот процесс будет бесконечным.
Изучение сюжетов сказок о животных имеет перспективы, ибо и сегодня они живут параллельно в устном творчестве и в литературе.
Список литературы
- Рукописные материалы.
- Афанасьев А. Н. Народные русские сказки: в 3 т. / А. Н. Афанасьев. -М., 1957.-Т. 1−3.
- Башкирские народные сказки / Зап. и пер. А.Г. Бессонова- ред., введение и примечания Н. К. Дмитриева. Уфа: Башкнигоиздат, 1941.- 367 с.
- Башкирский народный эпос / Сост., вступ. ст. А. С. Мирбадалевой, М. М. Сагитова, А. И. Харисова. М.: Наука, 1977. — 519 с.
- Башкирское народное творчество. Т.1. Эпос / Сост. М. М. Сагитов. -Уфа: Баш. кн. изд-во, 1987. 311 с.
- Башкирское народное творчество. Т. 2. Предания и легенды / Сост. Ф. А. Надршина. Уфа: Башкнигоиздат, 1987. — 576 с.
- Башкирское народное творчество. Т. 4. Волшебные сказки. Сказки о животных / Сост. Н. Т. Зарипов. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1989. — 512 с.
- Башкорт халык ижады. Экиэттэр. 1-се кит. / Те?. М. X. МинЬажетдинов, Э. И. Харисов- яуаплы мехэрир Н. Т. Зарипов. 0фе: Башкортостан китап нэшриэте, 1976. — 376 б.
- Башкорт хальгк ижады. 1-се том: Йола фольклоры / Те? еуселэр, инеш мэкэлэ, ацл. автор? ары: Э. М. Селэйманов, Р. Э. Солтангэрэева- яуаплы мехэррир Р. Б. Хосэйенов. Эфо: Китап, 1995. — 560 б.
- Башкорт хальгк ижады. 2-се том: Риуэйэттэр, легендалар / Те? еусеЬе, инеш мэкэлэ, ацл. авторы Ф. А. Нэ? ершина. Эфо: Китап, 1997.-440 б.
- Башкорт халык ижады. 3-се том: Эпос / Те? оусеЬе Э. М. Солэймэнов- инеш мэкэлэ М.М. Сэгитовтыкы- Ьу? ахырын Э. М. Селэймэнов, Р. Ф. Рэжэпов я?? ы. 0фо: Китап, 1998. — 448 б.
- Венгерские народные сказки / Сост. Дюлы Ортутаи. Будапешт: Коровина, 1974. -468 с.
- Всевидящий глаз. Легенды североамериканских индейцев. М.: Наука, 1964.-304 с.
- Грузинские народные предания и легенды / Сост., предисл. Е.Б. Вир-саладзе. М., 1973. — 326 с.
- Грузинские охотничьи мифы и поэзия / Сост., предисл. Е.Б. Вирса-ладзе.-М., 1976.-360 с.
- Древний Египет: Сказания, притчи. М., 2000.-461 с.
- Зеленин Д. К. Великорусские сказки Пермской губернии с приложением двенадцати башкирских сказок и одной мещерякской / Д. К. Зеленин // Записки имп.Рус.геграф. об-ва. Пг., Тип. Орлова, 1914. — Т. 41. -656 с.
- Игра Веталы с человеком: Тибетские сказки / Пер. с тибетского 10. Парфиновича. М.: Наука, 1969. — 143 с.
- Истребитель колючек: Сказки, легенды и притчи современных ассирийцев / Сост., пер. с ассирийского К. П. Матвеева (Бар-Маттая). М.: Наука, 1974.-381 с.
- Каракалпакские народные сказки. Т.1 / Сост. К. Мамбетназаров. -Нукус: Каракалпакстан, 1977. 364 с.
- Киргизские народные сказки / Сост.: Д. Сулейманов, К. Эшмамбетов. -М.: Худ. лит., 1968.-230 с.
- Мифы и предания папуасов маринд-аним. М., 1981. — 327 с. Мифы, предания, сказки хантов и манси / Пер. с хантыйского, мансийского языков- сост., предисл. и примеч. Н.В. Лукиной- под общей ред. Е. С. Новик. — М.: Наука, 1990. — 568 с.
- Монгольские сказки / Сост. Г. Михайлова. М.: Худ. лит., 1967. — 264с.
- Ногайские народные сказки / Сост. и пер. с ногайского Аждаут Ногой. М.: Наука, 1979. — 184 с.
- Русские народные сказки / Сост., вступ. ст. и примеч. В. П. Аникина. -М.: Правда, 1985.-576 с.
- Свод таджикского фольклора. Т. 1: Басни и сказки о животных. Подготовили И. Левин, Д. Рабиев- вступ. статья И. Левина. М.: Наука, 1981. -397 с.
- Сказки народов мира: Тысяча и одна ночь: Арабские сказки / Перевод Н. И. Никулина. М.: Терра, 1994. — 733 с.
- Сказки народов Африки / Сост. А. А. Жуков, Е. С. Котляр- предисл. Е. С. Котляр- отв. ред. Д. А. Ольдерогге. М.: Наука, 1976. — 687 с.
- Татар халык ижаты. Экиятлэр. 1-че китап / Тез.: Х. Х. Гатина, Х.Х. Ярми- кереш суз авт.: X. Ярми, Л. Жамалетдинов. Казан: Тат. кит. нэшр., 1977.-408 б.
- Тувинские народные сказки / Пер. и примеч. Марка Ватагина- предисл. Д. С. Куулара. М.: Наука, 1971. — 208 с.
- Узбекские народные сказки / Сост. И. Рогов. Ташкент: Еш Гвардия, 1980.-352 с.
- Уйгур хэлик чечэклэри / Тез. М. М. Алиева. Алмута: Жазушы, 1984.-60 6.
- Хайуандар тураЬындагы экиэттэр / Бадмага Г. Р. Хосэйенова э? ерлэне // Башкирский фольклор: исследования и материалы: сб. статей .- Уфа, 1995. Вып. II. — С. 154 — 163.
- Абдултсадир Инан. Шаманизм тарихта Ьэм беген / Абдулкадир Инан.- 0фо: Китап, 1998.-224 6.
- Агиш С. И. Турьгкай. Хикэйэ / С. И. Агиш. 0фо, Башкортостан китап нэшриэте, 1972. — 14 б.
- Акимушкин О.Ф. «Тути-наме» и предшественник Нахшаби: (К вопросу об индо-иранских культурных связях) / О. Ф. Акимушкин // Средневековый Иран: Культура, история, филология. СПб.: Наука, 2004. — С. 303 -324.
- Алексеев Н. А. Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири / H.A. Алексеев. Новосибирск: Наука, 1980.-318 с.
- Алиева М. М. Уйгурская сказка / М. М. Алиева. Алма-Ата: Наука, 1975.-151 с.
- Амантай F. Ьайланма э? эр?эре / F.C. Амантай. Офо: Баигк. китап нэшриэте, 1960. — 202 б.
- Аникин В. П. Русская народная сказка / В. П. Аникин М.: Худ. лит., 1984.- 176 с.
- Анисимов А. Ф. Этапы развития первобытной религии / А.Ф. Ани-симов.-М.- Л., 1967.-217с.
- Античная басня / Перевод и пред. М. JI. Гаспарова. М.: Худ. лит., 1991.-509 с.
- Архаичные мифы Востока и Запада. М.: Наука, 1990. — 246 с.
- AT Aarne F., Thompson St. The Types of the Folktale. A Classification and Bibliography. 2-nd Revision. Helsinki, 1961. (FFC 184.)
- Ахметшин Б. Г. Горнозаводской фольклор Башкортостана и Урала / Б. Г. Ахметшин. Уфа: Китап, 2000. — 302 с.
- Ахмеров Р. Б. Об истоках декоративно-прикладного искусства башкирского народа / Р. Б. Ахмеров. Уфа: Китап, 1996. — 64 с.
- Бадер О. Н. Капова пещера: Палеолитическая живопись / О.Н. Ба-дер М.: Наука, 1965. — 32 с.
- Бажов П. П. Избранные произведения: в 2 т. / П. П. Бажов. М., 1964. -Т. 2.-372 с.
- Бараг Л. Г. Сказочная фантастика и народные верования / Л. Г. Бараг // Советская этнография. 1966. — № 5. — С. 15 — 27.
- Бараг Л. Г. Об отношении башкирского сюжетного репертуара сказок о животных к русскому / Л. Г. Бараг // Фольклор народов РСФСР: Межвуз. науч. сб. Уфа, 1976. — С. 177- 185.
- Басилов В.Н. Шаманство у народов Средней Азии и Казахстана / В. Н. Басилов. М.: Наука, 1992. — 328 с.
- Басни Эзопа / Пер. М. Л. Гаспарова. М., 1968. — 280 с.
- Бахтина В. А. Эстетическая функция сказочной фантастики. Наблюдения над русской народной сказкой о животных / В. А. Бахтина. Саратов, 1972. -52 с.
- Башкирские шежере / Сост. Р. Г. Кузеев. Уфа: Башкнигоиздат, 1960. — 304 с.
- Башкорт баснялары/Те?. F.F. Эмири. -0фо: Башк. кит. нэшр., 1954. -96 6.
- Башкорт э? эбиэте тарихы: 6 томда. 2-се том. XIX XX быуат башы э? эбиэте. — 0фе: Башк. кит. нэш-те, 1990. — 582 б.
- Бессонов А. Г. Букварь для башкир / А. Г. Бессонов. Оренбург, 1898.-58 с.
- Биишева 3. А. Кирэй Мэргэн. Экиэттэр / З. А Биишева. Офе: Башкортостан китап нэшриэте, 1992. — 56 б.
- Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи / М. Бойс- пер. с англ. И. М. Стеблин-Каменского. М.: Наука, 1987. — 303 с.
- Brunner-Traute Е. Altaguptische Marchen, Ubertragen und bearbeitet von E. Brunner-Traut. Dusseldorf — Koln, 1965.
- Валеев Д. Ж. Нравственная культура башкирского народа: прошлое и настоящее / Д. Ж. Валеев. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1989. — 256 с.
- Валеев Ф.Т. Татары Западной Сибири: история и культура / Ф. Т. Валеев, H.A. Томилов. Новосибирск: Наука, 1996. — 224 с.
- Ведерникова Н. М. Русская народная сказка / Н. М. Ведерникова. -М.: Наука, 1975.-135 с.
- Вийдалепп Р. Я. Исполнение народных сказок как производственно-магический обряд / Р. Я. Вийдалепп. М.: Наука, 1964. — 204 с.
- Вилданов F. Терек миллэттаренец 9? эбиэттэрен тикшереу Ьэм улар? ыц йэкуне / F Вилданов // Башкорт аймагы. 1926. — № 2. — 3 -20 б.
- Вэлиди Э.-З. Ибн-Фазландыц юлъя? малары / Э. З. Вэлиди // Ватан-даш. 1997. — № 6,7.
- Гатауллин М. Геборнатыр Айыухан / М. Гатауллин. Офо: Китап, 1993.-30 6.
- Гринцер Г. А. Древнеиндийская проза. (Обрамленная повесть) / Г. А. Гринцер. М.: Наука, 1963. — 176 с.
- Гущин А. С. Происхождение искусства / A.C. Гущин. М.- JL, 1937.351с.
- Гумилев J1. Н. Древние тюрки / JI.H. Гумилев. М.: Наука, 1967. — 504с.
- Гэрэй Й.И. Якташтарга хат. Шигыр? ар. Поэмалар, балладалар, мэдэлдэр / Й. И. Гэрэй. Офо: Башкортостан китап нэшриэте, 1984. -184 б.
- Гафури М.Н. Э?эр?эр: 6 томда / М. Н. Гафури. Офо: Башк. кит. нэшр., 1957.-6 т.-506 б.
- Гирфанов А.Ш. Хикэйэлэр / А. Ш. Гирфанов. Офо: Башк. кит. нэшриэте, 1984.-286 б.
- Гэлэуетинов И. Г. Балалар фольклоры: Мегжизэле, экиэтле баласак уйындар? а Ьэм уй? ар?а каласак / И. Г Гэлэуетдинов, Р. М. Ураксина. Офе: Башкортостан китап нэшриэте, 1996. — 176 б.
- Гэниева Т. ТСондо? койрого. Шигыр? ар. Тэбигэт куренештэре, экиэттэр /Т.Э. Гэниева. Офо: Башк. кит. нэшриэте, 1993. — 120 б.
- Джалаладдин Руми и суфийская традиция. М.: Дом Шалвы Амона-швили, 2000. — 224 с.
- Джатаки. Из первой книги «Джатак» / Пер. с пали Б. Захарьина-.М., 1979. -210 с.
- Джатаки / Пер. с санскрита А. П. Баранникова, О. Ф. Волковой. -СПб., 1994.- 190 с.
- Джуртубаев М.Ч. Древние верования балкарцев и карачаевцев: (Краткий очерк) / М. Ч. Джуртубаев. Нальчик: Эльбрус, 1991. — 256 с.
- Дибирдиев М. К. Терки кыйраэт / М. К. Дибирдиев. 3-че табгы. -Казань: Типо-литография Торгового Дома Братьев Каримовых, 1914. — 28 с.
- Дэвлет М. А. Загадка грозной мистерии / М. А. Дэвлет // Атеистические чтения. Вып. 19. М.: Политиздат, 1990. — С. 30 — 50.
- Ежов В. В. Мифы Древнего Китая / ВВ. Ежов. М.: Астрель, 2004.496 с.
- Емельянов В. В. Ритуал в древней Месопотамии / В. В. Емельянов. -СПб., 2003. 320 с.
- Жирмунский В. М. К вопросу о международных сказочных сюжетах / В.М. Жирмунский// Историко-филологические исследования: Сб. статей к 75-летию акад. Н. И. Конрада. М., 1967. — С. 283 — 289.
- Замалетдинов Л.Ш. Татарские народные сказки / Л. Ш. Замалетдинов // Татарское народное творчество: В 14 т. Казань: Раннур, 1999. — Т. 1. — С. 4−17.
- Зеленин Д. К. Культ онгонов в Сибири: Пережитки тотемизма в идеологии сибирских народов / Д. К. Зеленин // Труды Института антропологии, археологии и этнографии АН СССР. Этнографическая сер. М.- Л., 1936.-Т. 14, вып. 3.-436 с.
- Зеленин Д. К. Религиозно-магическая функция фольклорных сказок / Д. К. Зеленин // С. Ф. Ольденбургу: К пятидесятилетию научной, общественной деятельности. Л., 1934. — С. 215 — 240.
- Зеленин Д. К. Избранные труды. Очерки русской мифологии: умершие неестественной смертью и русалки / Д. К. Зеленин. М., 1995. — 430 с.
- Зийа ад-Дин Нахшаби. Книга попугая (Тути-наме) / Пер. с персидского Е. Э. Бертельса. М.: Наука, 1979. — 348 с.
- Золотарев А. М. Родовой строй и первобытная мифология. М.: Наука, 1964.-328 с.
- Золотые олени Евразии. СПб.: Славия, 2002. — 64 с.
- Ильясов Р. Ф. Башкирская сказка о животных / Р. Ф. Ильясов // Советская тюркология. 1981. — № 3. — С. 14−21.
- Ильясов Р. Ф. Хайуандар тураЬындагы экиэттэрзэ этиологик мотив-тар / Р. Ф. Ильясов // Башкортостан укытыусыИы. 1981. — № 9. — 39 — 41 б.
- Илимбетов Ф. Ф. Культ волка у башкир / Ф. Ф. Илимбетов // Археология и этнография Башкирии. Уфа, 1971. — Т. 4. — С. 224−228.
- История культуры Башкортостана: Комплекс науч. и учебных материалов. Выпуск «Археологические памятники Башкортостана». Уфа: Ги-лем, 1996.-280 с.
- Йэгэфэрова А. Ьандугас моцо / А. Йэгэфэрова. 0фо: Китап, 2001. — 160 6.
- Кабо В.Г. Синкретизм первобытного искусства. Ранние формы искусства / В. Г. Кабо. М.: Наука, 1972. — 283 с.
- Каган М. Морфология искусства / М. Каган. Л., 1972. — 186 с.
- Калила и Димна / Пер. с араб. И. Ю. Крачковского и И. П. Кузьмина. -2-е изд. -М., 1957.-352 с.
- Киекбаев Ж. Е. Терпе тураЬында ике экиэт / Ж. Е. Киекбаев. 0фе: Башк. китап нэшриэте, 1970. — 30 б.
- Киекбаев Дж. Г. Лесные сказки / Дж. Г. Киекбаев. Уфа: Башкниго-издат, 1966. — 50 с.
- Киньябулатова К.К. Тургай?ар рэхмэте. Шигыр? ар, экиэттэр, сце-нарий?ар / К. К Киньябулатова. 0фо: Башк. китап нэшриэте, 1995. — 184 б.
- Киреев А. Н. Эпические жанры устного народного творчества / А. Н. Киреев. Уфа: Башкнигоиздат, 1969. — 312 с.
- Киреев А. Н. Башкирский народный героический эпос / А. Н Киреев. Уфа: Башкнигоиздат, 1970. — 302 с.
- Киреев А. Н. Культ медведя в древних верованиях и отражение его в фольклоре башкирского народа / А. Н. Киреев // Фольклор народов РСФСР: межвузовский сборник. Уфа: Изд-во БГУ, 1979. — С. 133 — 137.
- Китаб-и дэстур шаЬи фи хикаят-и падишаЬи. Казан: Казан универ-ситетенец табгыханэсендэ, 1864. — 99 б.
- Классическая басня / Сост. М. Л. Гаспаров. М.: Наука, 1981. — 382 с.
- Ковалевский А. П. Книга Ахмеда ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921 922 гг. / А. П. Ковалевский. — Харьков, 1956. — 347 с.
- Колмачевский Л. 3. Животный эпос на Западе и у славян / Л.З. Кол-мачевский. Казань, 1882.
- Кор-оглы X. Г. Взаимосвязи эпоса народов Средней Азии, Ирана и Азербайджана / X. Г. Кор-оглы. М.: Наука, 1983. — 336 с.
- Котляр Е. С. Миф и сказка Африки / Е. С. Котляр. М.: Наука, 1975.230 с.
- Костюхин Е. А. Типы и формы животного эпоса / Е. А. Костюхин. -М.: Наука, 1987.-269 с.
- Крамер С. Н. История начинается в Шумере / С.Н. Крамер- пер. с англ. Ф.Л. Мендельсона- предисловие и комментарии В. К. Афанасьевой. -2-е изд. М.: Наука, 1991. — 235 с.
- Крук И. И. Восточнославянские сказки о животных. Образы. Композиция / И. И. Крук. Минск, 1989. — 158 с.
- Кручинина А. В. Семантическое пространство обско-угорской и самодийской этнонимии: автореф. канд. дисс./ A.B. Кручинина Тюмень, 2004.-23 с.
- Крылов И. А. Басни / Подг. к изд. А. П. Могилянский. М.- JL, 1956.107 с.
- Кузеев Р. Г. Очерки исторической этнографии башкир / Р. Г. Кузеев. Уфа: Башкнигоиздат, 1957. — Ч. 1. — 184 с.
- Кузеев Р. Г. Происхождение башкирского народа / Р. Г. Кузеев. М.: Наука, 1974.-571 с.
- Лебедева Е. П. Архаические сюжеты эвенкийской сказки о животных / Е. П. Лебедева // Языки и фольклор народов сибирского Севера. М.- Л., 1966.-С. 184−202.
- Левин И.Х. Этана. Шумеро-аккадское предание. Источниковедческое исследование: автореферат дис. .д-ра филол. наук / И. Х. Левина. -Л., 1967.
- Левин И.Х. Введение / И. Х. Левин // Свод таджикского фольклора. Т.1. Басни и сказки о животных. М.: Наука, 1981. — С. 3 — 30.
- Леви-Стросс К. Структура мифов / К. Леви-Стросс // Вопросы философии. 1970.-№ 7.-С. 22.
- Лурье И. М. Элементы животного эпоса в древнеегипетских изображениях / И. М. Лурье // Труды отдела Востока Гос. Эрмитажа. Л., 1938. -Т. 1.
- Любимов Л. Д. Искусство древнего мира / Л. Д. Любимов. М.: Просвещение, 1980. — 320 с.
- Мажитов Н. А. История Башкортостана с древнейших времен до XVI века / H.A. Мажитов, А. Н. Султанова. Уфа: Китап, 1994. — 360 с.
- Макконнел У. Мифы мункан / У. Макконнел. М., 1981. — 352 с.
- Медведев В. Е. Проблема истоков некоторых скульптурных и наскальных образов в первобытном искусстве юга Дальнего Востока / В.Е.
- Медведев // Археология, этнография и антропология Евразии. 2001. — № 4.-С. 77−94.
- Мелетинский Е. М. Миф и сказка / Е. М. Мелетинский // Фольклор и этнография. Л., 1970. — С. 139 — 148.
- Мелетинский Е. М. Первобытные истоки словесного искусства / Е. М. Мелетинский // Ранние формы искусства. М., 1972. — С. 178.
- Мелетинский Е. М. Структурно-типологический анализ мифов северо-восточных палеоазиатов (Вороний цикл) / Е. М. Мелетинский // Типологические исследования по фольклору. Сборник статей памяти В. Я. Проппа.-М., 1975.
- Мелетинский Е. М. Поэтика мифа / Е. М. Мелетинский. М.: Наука, 1976.-408 с.
- Мелетинский Е. М. Палеоазиатский мифологический эпос. Цикл Ворона / Е. М. Мелетинский. М., 1979. — 256 с.
- Мингажетдинов М. X. Этногенетические мотивы в башкирских сказках / М. Х. Мингажетдинов // Археография и этнография Башкирии. Уфа, 1971.-Т. 4.-С. 301 -308.
- МинЬажетдинов М. Х. Хайуандар тураЬында экиэттэр / М.Х. МинЬажетдинов // Башкортостан укытыусыЬы. 1970. — № 8. — 34 — 37 б.
- МинИажетдинов М. X. Башкорт экиэттэрен тарихи-сагыштырма ойрэнеугэ карата / М.Х. МинЬажетдинов // Аги? ел. 1971. — № 9. — 122 — 126 б.
- Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. С. А. Токарев. -М.: Сов. Энциклопедия, 1991. Т. 1.-671 с.
- Мехэмэтов Р. Экиэттэр / Р. Мохэмэтов. 0фе: Баш. кит. нэшриэте, 1972.-44 б.
- Мудрость Хикара и басни Лукмана / Под ред. и с предисл. И. 10. Крачковского. Пг., 1920.
- Нагаева Л.И. Башкирские народные праздники, обряды и обычаи / Л. И. Нагаева. Уфа: Китап, 1999. — 160 с.
- Насыров А.К. Сказки казанских татар и сопоставление их со сказками других народов / А. К. Насыров, П. А. Поляков // Известия Общества археологии, истории и этнографии. Т. 16. — Казань, 1900.
- Нэ^ершина Ф. А. Хайуандар тураЬындагы башкорт экиэттэре / Ф. А. Нэзершина // Башкирский фольклор. Исследования и материалы: сб. статей. Вып. 1. Уфа, 1993. — С. 26 — 46.
- Обыденнов М. Ф. Древнее искусство Башкирии / М. Ф. Обыденнов, Ф. М. Миннигулова. Уфа: Башкнигоиздат, 1986. — 120 с.
- Окладников А. П. Утро искусства / А. П. Окладников. Л.: Искусство, 1967.- 136 с.
- От начала начал. Антология шумерской поэзии / Вступ. ст., переводы и комм. В. К. Афанасьевой. СПб., 1987.-496 с.
- Ометбаев М.И. Йэдкэр. Шигыр? ар, публицистик я? малар, тэржемэлэр, халытс ижады елгелэре, тарихи-этнографик я? малар / Те?., инеш Ьу? авторы Б. С. Кунафин. Офе: Башк. кит. нэшриэте, 1984. — 288 б.
- Панчатантра / Перевод с санскрита и примечания А. Я. Сыркина- вступ. ст. В. В. Иванова. М., 1958. — 328 с.
- Померанцева Э. В. Русская устная проза / Сост. В. Г. Смолицкий. -М.: Просвещение, 1990. 272 с.
- Поэзия древних тюрков У1-ХН веков / Пер. А. Преловского- вступ. ст. В. Стеблевой. -М.: Раритет, 1993. 176 с.
- Пропп В. Я. Морфология сказки / В. Я. Пропп. М.: Наука, 1969.168с.
- Пропп В. Я. Фольклор и действительность: избр. ст. / В. Я. Пропп. -М.: Наука, 1976.-326 с.
- Пропп В. Я. Проблемы комизма и смеха / В. Я. Пропп. М.: Искусство, 1976. — 183 с.
- Пропп В. Я. Русская сказка / В. Я. Пропп. JL: Изд-во ЛГУ, 1984.336 с.
- Пушкарева Е. Т. Сюжетный состав ненецких мифов и сказок о животных / Е. Т. Пушкарева // Фольклор народов РСФСР: межвуз. науч. сб. -Уфа: Изд-во БГУ, 1983. С. 66 — 72.
- Путешествие Ибн Фадлана на Волгу / Под ред. И. Ю. Крачковского. -М.- Л., 1939.
- Пшеничшок А. X. Раскопки царского кургана на Южном Урале / А. Х. Пшеничшок. Уфа, 1989. — 14 с.
- Рак И. В. Египетская мифология / И. В. Рак. М.: Летний сад, 2000.450с.
- Рак И. В. Мифы древнего и раннесредневекового Ирана / И. В. Рак. -М.: Летний сад, 1998. 560 с.
- Рашид ад-дин. Сборник летописей / Отв. ред. С. П. Толстов. М.- Л., 1952.-Т. 1, кн. 1.-221 с.
- Рошияну Н. Традиционные формулы сказки / Н. Рошияну. М.: Наука, 1974.-82 с.
- Руденко С.И. Башкиры: Историко-этнографические очерки / С. И. Руденко. М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1955. — 393 с.
- Руденко С. И. Башкирские сказки и поверья / С. И. Руденко // Археология и этнография Башкирии. Уфа, 1973. — Т. 5. — С. 17−31.
- Сагалаев А. М. Урало-алтайская мифология: символ и архетип / A.M. Сагалаев. Новосибирск: Наука, 1991.- 154 с.
- Сакали M. А. Туркменский сказочный эпос / М. А. Сакали. Ашхабад: Изд-во АН Туркмен. ССР, 1956. — 155 с.
- Селиванов В. В. Человек и зверь. Первобытное искусство / В. В. Селиванов. Новосибирск, 1976. -201с.
- Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2 (вторая половина XIV XVI в.). Ч. 2: Л — Я. — Л.: Наука, 1989. — 528 с.
- Смирнова Н. С. Образы животных в казахском фольклоре / Н. С. Смирнова // Казахские сказки о животных. Легенды и предания, бытовые рассказы, сказки и басни. Алма-Ата, 1979. — С. 24 — 34.
- Соколова 3. П. Культ животных в религиях / З. П. Соколова. М.: Наука, 1972.- 120 с.
- Соболева Н. В. Типология и локальная специфика русских сатирических сказок Сибири / Н. В. Соболева. Новосибирск: Наука, 1984. — 172 с.
- Солэймэнов Э. М. Тормош-кенкуреш экиэттэре: Жанр узенсэлектэре / Э. М. Солэймэнов. Офе: Башк. кит. нэшриэте, 1990. — 272 б.
- Солэймэнов Э. М. Экиэттэ хэтсикэт / Э. М. Солэймэнов. Офе: Башк. кит. нэшриэте, 1997. — 380 б.
- Солэймэнов Э. М. Экиэттэр тураЬында / Э. М. Селэймэнов // Йэдкэр. 2000. — № 4. -33 — 44 б.
- Сравнительный указатель сюжетов: Восточнославянская сказка / Сост.: Л. Г. Бараг, И. П. Березовский, К. П. Кабашников, Н. В. Новиков. -Л.: Наука, 1979.-438 с.
- Стефанит и Ихнилат: Средневековая книга басен по русским рукописям XV XVII вв. / Подгот. О. П. Лихачева и Я. С. Лурье. — Л., Наука, 1969.-251 с.
- Столяр А.Д. О генезисе изобразительной деятельности и ее роли в становлении сознания (к постановке проблемы) / А. Д. Столяр // Ранние формы искусства. М., 1972.- С.70−85.
- Столяр А. Д. Эволюция формы «натурального макета» в генезисе верхнепалеолитического анимализма / А. Д. Столяр // У истоков творчества. Новосибирск, 1978. — С. 86 — 105.
- Стеблин-Каменский М. И. Миф / М.И. Стеблин-Каменский. Л., 1976.-334 с.
- Сурина С. Ке^элде кем тэмлерэк бешерэ / С. Сурина ©-фо: Башкортостан китап нэшриэте, 1994. — 32 б.
- Сулейманов А. М. Башкирские народные бытовые сказки: Сюжетный репертуар и поэтика / A.M. Сулейманов. М.: Наука, 1994. — 224 с.
- Сумцов И. Ф. Заяц в народной словесности / И. Ф. Сумцов // Этнографическое обозрение. 1891. — № 3. — С. 77.
- Тамгалы тсарагай. Повесть, хикэйэлэр, мэ? эк хикэйэлэр / То?. М. Искэндэр. 9фо: Баигк. китап нэшр., 1995. — 368 б.
- Талхина Д. Зэцгэргу? экиэттэре / Д. Талхина. ©-фо: Башк. китап нэшр., 1993.-40 б.
- ТаЬирова Э. А. Йыландар хакимийэИе АйЬылыу / Э.А. ТаЬирова. -©-фо: Китап, 1998. 103 б.
- ТаЬирова Э. Алтын мого? ло болан. Экиэттэр Ьэм шигыр? ар. ©-фе: Башк. китап нэшр., 1985. — 44 б.
- Тимершин P.M. Ете экиэт. Экиэттэр / P.M. Тимершин. ©-фо: Китап, 2001.-120 6.
- Токарев С. А. Религия в истории народов мира / С. А. Токарев. 4 изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1986. — 576 с.
- Трояков П. А. Промысловая и магическая функция сказывания сказок у хакасов / П. А. Трояков // Советская этнография. 1969. — № 2. — С. 20.
- Тудоровская Е. А. Сказки о животных / Е. А. Тудоровская // Русское народное поэтическое творчество. Т. 2, кн.1: Очерки по истории русского народного поэтического творчества середины XVIII начала XIX вв. — М.- Л., 1955.-С. 335−336.
- Турсунов Е. Д. Генезис казахской бытовой сказки / Е. Д. Турсунов. -Алма-Ата: Наука, 1973.-216 с.
- Тысяча и одна ночь: Собрание сказок: В 8 т. / Пер. и комм. М. Салье- Под ред. И. Крачковского. М.: Терра, 1993. — Т. 3. — 624 с.
- Фиельструп Ф.А. Из обрядовой жизни киргизов начала XX века. -М.: Наука, 2002. 300 с.
- Федр. Бабрий. Басни / Подг. М. JI. Гаспаров. М., 1995. — 263 с. Формозов А. А. Древнейшие этапы истории Европейской России / A.A. Формозов. — М.: Наука, 2002. — 154 с.
- Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра / О. М. Фрейденберг. -М.- Л., 1997.-448с.
- Хайтун Д. Е. Тотемизм. Его сущность и происхождение / Д.Е. Хай-тун. Сталинабад, 1958. — 204 с.
- Хикаяте нафигъ. Казан: Бер туган Кэримовлар типограф., 1907. — 56б.
- Хесэйенов Г. Б. Заман. Э? эбиэт. Э? ип / Г. Б. Хосэйенов. Эфо: Башкортостан китап нэшриэте, 1978. — 232 б.
- Хосэйенов Г. Б. Быуаттар тауышы / Г. Б. Хесэйенов. Эфо: Башкортостан китап нэшриэте, 1984. — 294 б.
- Хук С. Г. Мифология Ближнего Востока / С.Г. Хук- пер. с англ. А. С. Раппорта. М.: Наука, 1991.- 184 с.
- Хусаинова Г. Р. Поэтика башкирских народных волшебных сказок / Г. Р. Хусаинова. М.: Наука, 2000. — 247 с. Шура.- 1909.-№ 6.-С. 217.
- Шукасаптати. Семьдесят рассказов попугая / Пер. с санскрита. М. А. Ширяева. — М., 1960. — 129 с.
- Элькин А. Коренное население Австралии / А. Элькин. М.: Наука, 1952. -107 с.
- Юдин 10. И. Русская народная сказка и история / Ю. И. Юдин // Русский фольклор.-Л., 1976.-Т. XVI.-С. 153- 172.
- Юнысова Г. А. Йылгыр тупкайым. Шигыр? ар, экиэттэр / Г. А. Юны-сова. 0фо: Китап, 1996. — 160 б.
- Якшыголов С. Башкорт хэлдэре: шигыр? ар / С. Якшыголов. 0фо: Башкортостан китап нэшриэте, 1994. — 80 б.
- Янгужин Р. 3. Башкорт ырыу? ары / Р. З. Янгужин. 0фо: Китап, 1998. -816.
- Яхин Ф. Балалар экиэт Ьорагас. Экиэттэр / Ф. Яхин. 0фо: Китап, 1996.- 112 6.
- Яшин Д. А. Удмуртские народные сказки / Д. А. Яшин. Ижевск, 1965.- 135 с.