Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Региональные особенности экономического развития Республики Тыва в условиях рыночной экономики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обострение экономических проблем в начале 90-х годов в Российской Федерации стало причиной значительного расслоения различных территорий страны по уровню социально-экономического развития. Для целей преодоления экономической и социальной асимметрии особого внимания заслуживают наиболее слаборазвитые из них, к которым по всем основным критериям относится Республика Тыва (в 2000 г. по объему… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические предпосылки исследования экономически слаборазвитых регионов в условиях рыночной экономики
    • 1. 1. Современные типологические особенности слаборазвитых регионов Российской Федерации
    • 1. 2. Воздействие рыночных механизмов на социально-экономическое развитие слаборазвитых регионов
    • 1. 3. Особенности Республики Тыва как слаборазвитого региона Российской Федерации
  • Глава II. Предпосылки и особенности современного социально-экономического развития Республики Тыва
    • 2. 1. Оценка природно-ресурсного потенциала и степени его вовлеченности в хозяйственное использование
    • 2. 2. Основные экономические параметры и проблемы развития хозяйства региона
    • 2. 3. Анализ социального развития Республики Тыва на современном этапе
  • Глава III. Основные направления развития экономики Республики Тыва в условиях рыночной экономики
    • 3. 1. Стратегия развития и пути обеспечения устойчивого функционирования промышленности, сельского хозяйства и отраслей социальной сферы республики
    • 3. 2. Малое предпринимательство как одно из ключевых направлений перспективного развития экономики региона
    • 3. 3. Прогноз социально-экономического развития Республики Тыва на период до 2003−2005гг. и до 20Юг

Региональные особенности экономического развития Республики Тыва в условиях рыночной экономики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Одним из отправных моментов оценки возможностей вхождения конкретного субъекта Российской Федерации в современные рыночные отношения является анализ достигнутого уровня социально-экономического развития территорий, значительно различающихся по наличию и степени востребованности природно-ресурсного потенциала в хозяйственный оборот, развитию производственной, хозяйственной и социальной инфраструктуры, качеству трудовых ресурсов и возможностей самофинансирования. Данный анализ можно рассматривать как базу для проведения работ по типологии субъектов Российской Федерации по основным социально-экономическим показателям развития и возможным вариантам вывода экономики и социальной сферы из кризиса в условиях ослабления государственного воздействия на территориальное развитие.

В последние годы в Российской Федерации проводится большой объем работ по оценке «стартовых» условий вхождения каждого из 79 (без автономных округов) субъектов Федерации в рыночные отношения. Наиболее значительные работы в области классификации территорий с учетом большого количества факторов природного, экономического и социального характера выполнены в Совете по изучению производительных сил при Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации под руководством академика А. Г. Гранберга.

В результате анализа всех факторов, формирующих представление о территории как субъекта единого рыночного механизма, все регионы Российской Федерации объединены в три группы:

• развитые (активно развивающиеся) регионы;

• депрессивные регионы;

• слаборазвитые (отсталые) регионы.

Республика Тыва по результатам различных исследований относится к третьему типу — слаборазвитых (отсталых) регионов.

На всех этапах развития экономики республики с момента ее вхождения в состав России Республики Тыва по всем социально-экономическим показателям занимала одно из последних мест в стране. Достигнутый уровень социально-экономического развития и низкая востребованность природных ресурсов, практически полное прекращение государственных дотаций в экономику в начале 90-х гг. обусловили тот факт, что и к настоящему времени существенных позитивных изменений в качестве жизни населения и уровне развития не произошло. Эта ситуация характерна для всей группы слаборазвитых регионов.

С начала 90-х гг. резко снижены объемы исследований по долгосрочному развитию производительных сил с учетом рыночных факторов. Только в 2001 г. Правительство Республики Тыва подготовило долгосрочный прогноз и концепцию социально-экономического развития до 2010 г., результаты которого при полной реализации его предложений лишь незначительно улучшат сложившуюся ситуацию в республике и его положение в межрегиональном разделении труда. Это объясняется, в первую очередь, объективными факторами современного состояния экономики и социальной сферы региона, уровнем развития производительных сил, а также традиционным подходом разработчиков программы развития экономики, слабым учетом возможностей влияния рыночных механизмов на изменение структуры экономики с целью максимального использования внутренних резервов Республики Тыва для изменения ситуации в сторону улучшения социальных и экономических показателей.

Определение конкретных путей развития Республики Тыва в условиях рыночной экономики должно быть направлено на выравнивание уровня социально-экономического развития со среднероссийскими показателями, с использованием всех внутренних и внешних ресурсных и финансовых возможностей, что, безусловно, актуально.

Цели и задачи исследования. Целью данного исследования является комплексный анализ социально-экономического развития Республики Тыва, а также разработка предложений по совершенствованию территориальной организации хозяйства в условиях действия рыночных механизмов развития, В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие задачи:

1. Оценка типологических особенностей слаборазвитых регионов и степень воздействия рыночных механизмов на их социально-экономическое развитие;

2. Анализ предпосылок и особенностей социально-экономического развития Республики Тыва с учетом возможностей вовлечения ее природно-ресурсного потенциала в использование;

3. Обоснование роли малого предпринимательства в перспективном развитии экономики Республики Тыва;

4. Разработка основных направлений развития экономики Республики Тыва на перспективу;

5. Прогнозирование социально-экономического развития республики в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Объект исследования. В настоящей работе объектом исследования является Республика Тыва, ее хозяйственный комплекс, сложившийся под влиянием исторических, национальных, географических и природных факторов. Выбор объекта исследования обусловлен тем, что Республика Тыва по классификации относится к слаборазвитым субъектам Российской Федерации, вывод экономики которых из кризисной ситуации возможен лишь при использовании всех преимуществ рыночной экономики при обязательной всесторонней государственной поддержке.

Предметом исследования являются региональные особенности экономического и социального развития Республики Тыва, методы и принципы совершенствования структуры ее народного хозяйства в условиях рыночной экономики.

Методологической основой исследования послужили теоретические труды отечественных ученых по проблемам экономического районирования, и, в частности, классификации территории страны, рационального размещения производительных сил и функционирования хозяйственных комплексов регионов в условиях рыночной экономики.

В работе использованы директивные и нормативные документы и методические материалы, регулирующие порядок подготовки планов и прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и входящих в ее состав регионов, в т. ч. и по Республике Тыва.

В процессе подготовки диссертационной работы широко использованы труды ведущих ученых в области теории развития и размещения производительных сил: Адамеску Л. Л., Артоболевского С. С., Бандмана М. П., Гранберга А. Г., Ильина И. А., Калашниковой Т. М., Кистанова В. В., Колосовского Н. Н., Котилко В. В., Лексина В. Н., Рыльского В. А., Рязанцева С. Н., Степанова М. В., Штульберга Б. М. и др.

В качестве инструментов исследования в диссертации применялись статистический, экономико-математический, картографический, сравнительный методы анализа и прогнозирования социально-экономического развития.

Информационной базой при написании диссертации послужили теоретические и методологические разработки и рекомендации отечественных ученых и специалистов по исследуемым проблемам, материалы статистической отчетности Государственного комитета РФ по статистике, Государственного комитета Республики Тыва по статистике, материалы Министерства экономического развития и торговли РФ, материалы Правительства Республики Тыва, Совета по изучению производительных сил при Министерстве экономического развития и торговли РФ и др.

Научная новизна и основные результаты, полученные лично соискателем: дана оценка системы факторов природного, экономического и социального характера, влияющих на определение типологических особенностей Республики Тыва в системе классификации субъектов Российской Федерации по условиям вхождения в рыночную экономику. Подтверждено, что по всей совокупности типологических особенностей Республики Тыва относится к слаборазвитым (отсталым) регионам Россиидана оценка природного, экономического и социального потенциала Республики Тыва как необходимого условия для прогнозирования его социально экономического развитияразработаны концептуальные положения, методические и практические рекомендации по социально-экономическому развитию республики на перспективу посредством совершенствования структуры ее хозяйственного комплексаобоснована роль малого предпринимательства в развитии производительных сил Республики Тыва на перспективуна основе разработанных автором экономико-математических моделей, проведены прогнозные расчеты основных показателей социально-экономического развития республики Тыва на долгосрочный период.

Практическая значимость выполненного исследования заключается в разработке рекомендаций по основным направлениям экономического и социального развития Республики Тыва на перспективу. Рекомендации могут быть использованы в практической деятельности государственных органов управления Республики Тыва при разработке среднесрочных и долгосрочных прогнозов социально-экономического развития регионов, а также в учебном процессе экономических вузов и факультетов Российской Федерации и Республики Тыва, где изучается курс региональной экономики.

Апробация работы. Основные положения диссертации и практические рекомендации были представлены и обсуждены на двух научных конференциях в Министерстве Российской Федерации по делам федерации, национальной и региональной политики («Развитие коренных и малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока». «Республика Тыва на пороге нового тысячелетия»). Результаты исследования автора по теме диссертации изложены в опубликованных научных статьях. В целом по теме диссертации опубликованы 3 статьи общим объемом 1,2 п.л.

Объем структура и содержание работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений, содержащих расчетно-аналитические материалы анализа и прогноза социально-экономического развития Республики Тыва. Основной текст изложен на 122 стр., включая 15 таблиц, 4 рисунка.

Список литературы

содержит 158 наименований. В работе приведены 38 табличных приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На основе проведенного анализа социально-экономического развития Республики Тыва в условиях рыночной экономики можно сделать следующие выводы.

1. Обострение экономических проблем в начале 90-х годов в Российской Федерации стало причиной значительного расслоения различных территорий страны по уровню социально-экономического развития. Для целей преодоления экономической и социальной асимметрии особого внимания заслуживают наиболее слаборазвитые из них, к которым по всем основным критериям относится Республика Тыва (в 2000 г. по объему произведенного валового регионального продукта на душу населения Тыва занимает 78 место, по доле населения с доходами ниже величины прожиточного минимума на 77, а по уровню безработицы на 75 месте из 79 регионов России).

2. В работе установлено, что объективными предпосылками, которые должны способствовать улучшению внутреннего положения и позиций республики в межрегиональном разделении труда является уникальный природно-ресурсный потенциал, характеризующийся значительными запасами каменного угля, ресурсами для ускоренного развития туристско-рекреационного и агропромышленного комплекса, а также благоприятными условиями для производств на основе углубленной переработки собственного сырья.

3. Проведенное исследование выявило, что резкое снижение инвестиций в совокупности с ухудшением объективных условий хозяйствования усилили негативные тенденции в большинстве отраслей промышленности и сельского хозяйства, спад производства в которых происходил более высокими темпами, чем в среднем по стране, при этом в некоторых отраслях снижение объемов носило критический характер.

4. Несмотря на сохраняющийся процесс сокращения рождаемости, роста смертности населения и миграционный отток, сохранились позитивные тенденции в демографических процессах. Вместе с тем опережающими темпами по сравнению со средним по стране происходило ухудшение основных показателей уровня и качества жизни населения.

5. На основе проведенных исследований автором предложены следующие основные направления по решению важнейших социальных и экономических проблем Республики Тыва:

— развитие и совершенствование инфраструктурного обеспечения территории и, прежде всего железнодорожного сообщения с другими районами страны, как важнейшего стимулирующего элемента в поступательном развитии всех социальных и экономических процессов в республике;

— активизация политики государства, направленной на повышение уровня социально-экономического развития слаборазвитых регионов страны в т. ч. и Республики Тыва с целью роста уровня жизни населения, ликвидации бедности, изменения характера потребления и защиты здоровья населения;

— проведение предложенного и обоснованного в диссертации порядка реструктуризации ведущих предприятий основных отраслей промышленности и сельского хозяйства региона на базе новых технологий для формирования фундамента устойчивого роста доходной части республиканского бюджета;

— создание благоприятных условий и внедрение в практику разработанного автором механизма государственной поддержки для ускоренного развития малого предпринимательства с целью эффективного решения основных социальных и экономических проблем и насыщения внутреннего рынка республики товарами собственного производства, а также наращивания и совершенствования экономического потенциала;

— государственная поддержка и стимулирование развития туристско-рекреационного комплекса и интеграция в хозяйство страны как одного из центров российского и международного туризма с целью интенсификации культурной и хозяйственной активности в регионе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативно-правовые акты и статистические материалы:
  2. В зеркале статистики. Российская Федерация. 1997 г. № 3.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1.
  4. Методические рекомендации по разработке отраслевых схем развития и размещения производительных сил. (СОПС при Минэкономике Российской Федерации, М.: 1992 г.)
  5. Народное хозяйство Российской Федерации в 1991 г. Госкомстат РФ. М.: Республиканский информационно-издательский центр. 1992 г.
  6. Организационно-методические рекомендации по разработке территориальных схем развития и размещения производительных сил Российской Федерации. (ЦЭНИИ при Минэкономике РФ). М.: 1994 г.
  7. Постановление Правительства РФ «О мерах по стабилизации социально-экономического развития Республики Тыва и созданию условий для устойчивого роста доходной части республиканского бюджета» № 1045 от 16 сентября 1999 г.
  8. Постановление Правительства РФ «О мерах по стабилизации социально-экономического положения Республики Тыва и созданию условий для устойчивого роста доходной части республиканского бюджета» № 1045 от 16 сентября 1999 г.
  9. Постановление Правительства РФ «О разработке прогноза и программы социально-экономического Российской Федерации на 1996−2005гг.» № 1170 от 26 ноября 1995 г.
  10. Прогноз социально-экономического развития республики Тыва на 2002 г. Министерство экономики Республики Тыва. Кызыл 2001 г.
  11. Ю.Регионы России. Статистический ежегодник. Т. 1−2 Госкомстат РФ. 1997 г.
  12. Регионы России. Статистический ежегодник. Т. 1−2 Госкомстат РФ. 1997 г.
  13. Регионы России. Статистический ежегодник. Т. 1−2 Госкомстат РФ. 1998 г.
  14. Регионы России. Статистический ежегодник. Т.1−2 Госкомстат РФ. 1999 г.
  15. Регионы России. Статистический ежегодник. Т. 1−2 Госкомстат РФ.2000г.
  16. Регионы России. Статистический ежегодник. Т. 1−2 Госкомстат РФ.2001г.
  17. Российская Федерация в 1992 г. Статистический ежегодник/ Госкомстат РФ. М.: Республиканский информационно-издательский центр. 1993 г.
  18. Российская Федерация в цифрах в 1993 г./ Госкомстат РФ. М.: Республиканский информационно-издательский центр. 1993 г.
  19. Российский статистический ежегодник в 1994 г. Госкомстат РФ. М. 1995 г.
  20. Российский статистический ежегодник в 1995 г. Госкомстат РФ. МЛ 996 г.
  21. Российский статистический ежегодник в 1999 г. Госкомстат РФ, М.2000г.
  22. Современное состояние малого предпринимательства в регионах-участниках Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия «Сибирское соглашение». Томский областной комитет государственной статистики. Томск 2001 г.
  23. Социально-экономическое положение Республики Тыва в 1995 г. Госкомстат республики Тыва. Кызыл 1996 г.
  24. Социально-экономическое положение Республики Тыва в 1996 г. Госкомстат республики Тыва. Кызыл 1997 г.
  25. Социально-экономическое положение Республики Тыва в 1997 г. Госкомстат республики Тыва. Кызыл 1998 г.
  26. Социально-экономическое положение Республики Тыва в 1998 г. Госкомстат республики Тыва. Кызыл 1999 г.
  27. Социально-экономическое положение Республики Тыва в 1999 г. Госкомстат республики Тыва. Кызыл 2000 г.
  28. Социально-экономическое положение Республики Тыва в 2000 г. Госкомстат республики Тыва. Кызыл 2001 г.
  29. Социально-экономическое развитие России/ Статистические ежемесячники Госкомстата России за 1993 г.
  30. Социально-экономическое развитие России/ Статистические ежемесячники Госкомстата России за 1994 г.
  31. Социально-экономическое развитие России/ Статистические ежемесячники Госкомстата России за 1995 г.
  32. Социально-экономическое развитие России/ Статистические ежемесячники Госкомстата России за 1996 г.
  33. Социально-экономическое развитие России/ Статистические ежемесячники Госкомстата России за 1997 г.
  34. Социально-экономическое развитие России/ Статистические ежемесячники Госкомстата России за 1998 г.
  35. Стратегия развития Росси до 2010 года. Центр стратегических разработок под руководством Г. Грефа.
  36. Труд и занятость в России. М.: Госкомстат. 1996 г.
  37. Уровень жизни населения Республики Тыва. Госкомстат Республики Тыва. Кызыл 2000 г.
  38. Федеральный закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июля 1995 года.1. Монографии:
  39. Актуальные проблемы усиления социально-экономической направленности экономики России (Вопросы теории и практики). Под общ. ред. Волгина Н. А. М.: 1999 г.
  40. Э.Б. Социально-экономическая география. Понятийно-терминологический словарь. М.: Мысль, 1983 г.
  41. Анализ тенденций развития регионов Российской Федерации. Типология регионов, выводы и предложения. Тасис. М. 1996 г.
  42. В.Д. Россия: экономический и инвестиционный потенциал. М.: Экономика, 1992 г.
  43. А.И., Шамхалов Ф. И. Проблемы малого предпринимательства. Современная экономика (теория и практика). М.: Институт экономики РАН, 1995 г.
  44. Г. Ф., Анайбан З. В. Современная Тува: социокультурные и этнические процессы//СО РАН, Тув. комплексный институт, Новосибирск, Сиб. издат. фирма «Наука», 1995 г.
  45. Г. Ф. Экономика региона в период реформ. Республика Тыва//СО РАН, ТувИКОПР, Российский Гуманитарный Научный фонд, Новосибирск, Сиб. издат. фирма «Наука», 1996 г.
  46. Бедность в России: государственная политика и реакция населения./ Институт экономического развития Всемирного банка. Под ред. Джени Клугман, Вашингтон, Всемирный банк, 1998 г.
  47. B.C., Захаров В. Ф. Региональная экономика: Монография. Под ред. B.C. Бильчака, — Калининград: Янтар. сказ, 1998 г.
  48. А.О., Салтыковский В. А. Региональные различия в развитии малого предпринимательства.// Изв. РАН, сер. География. 1998, № 1.
  49. А.О., Санин И. И. Менеджмент предпринимательских структур. Подольск. Сатурн-С, 1999 г.
  50. А.В. Предпринимательство: Основной курс. М.: ИнфраМ, 1997.
  51. С.Д. От формальной федерации к экономическому механизму федеративных отношений/ М.: ИЭ РАН, 1995 г.
  52. Ю., Чистобаев А. Основы региональной политики. СПб.: Изд. Михайлова В. А. 1998 г.
  53. А.Г. Основы региональной экономики. М.: ГУ ВШЭ, 2000 г.
  54. А.Г., Штульберг Б. М. и др. Оценка потенциальных очагов региональных кризисных ситуаций. М.: СОПС, 1997.
  55. Гранберг А. Г, Штульберг Б. М. и др. Региональные кризисные ситуации и экономическая безопасность России. М.: СОПС, 1998.
  56. О., Иоффе Г., Трейвиш А. Центр и периферия в региональном развитии. М., 1991.
  57. О. Региональная экономическая диагностика, СПб. 1992 г.
  58. Н.П. Экспертный метод прогнозирования: лекция. МИНХ им. Г. В. Плеханова, 1989 г.
  59. В. В. Парсаданов Г. А. Прогнозирование национальной экономики: Учебное пособие./Гос.ун-т управления. М.: Инфра М, 2001 г.
  60. А.С., Котилко В. В. Региональная политика и реформы в России. М.: Полистар. 1998 г.
  61. В.Г., Бутов В. И., Регионоведение (методология, политика, экономика, право). Ростов-на-Дону: Центр «Март», 1998 г.
  62. В.В. Территориальная организация производства (отраслевой, районный и народнохозяйственный аспекты). М.: Экономика, 1981 г.
  63. И., Овчаренко А., Трунцев Е. Система индикаторов уровня бедности в переходный период в России. Российская программа экономических исследований. М.: РПЭИ/Фонд Евразия, 1999 г.
  64. А.А. Основы теории и практики динамического моделирования социально-экономических объектов и прогнозирования экономического развития. М.: Высшая школа, 1998 г.
  65. В.Н. Территориальное развитие. Методология опыт регулирования. СПБ.: Наука, 1996.
  66. Р. Программа бизнес-инкубаторов для Краснодарского края, подготовленная для Российско-Американского института международного бизнеса г.Краснодара и Программы развития ООН. Нью-Йорк: ООН 1996.
  67. Р. Содействие развитию малых предприятий в переходных экономиках. Национальный координационный комитет по бизнес-инкубаторам. Программа развития ООН по промышленному развитию. 1996.
  68. Е.Е., Шлихтер С. Б. Проблемные регионы и проблемные районы, различия в подходах. Известия РАН. Сер. Геогр. 1994 г. № 5.
  69. В.Н., Швецов А. Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: УРРС, 1999.
  70. И.В., Коссов В. В. Инвестиционный проект: методы подготовки и анализа. М.: Изд-во «БЕК», 1996 г.
  71. Малое предпринимательство: механизм государственной поддержки малого и среднего бизнеса, разработанный и применяемый в Европейском Союзе. М.: Фонд поддержки малого предпринимательства, 1995.
  72. А. Принципы экономической науки. М. :1993г.
  73. А.С. Структурные преобразования экономики в регионе. Опыт Якутии. М.: Гуманитарий, 1998 г.
  74. Моделирование механизмов функционирования экономики России на современном этапе. Сборник трудов. Отв. Ред. Беленький В. З., М.: ЦЭМИ, 1998 г.
  75. Т.Г., Победина М. П., Поляк Г. Б. и др. Региональная экономика: учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ, 1995 г.
  76. Н.Н. Региональная экономика. Теория, проблемы, методы. М.: Экономика, 1978 г.
  77. Организация объединенных наций. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации. Год 1995./ Под общ. ред. Иванова С. Ф. М.: Академия, 1996 г.
  78. Оценка бедности в России: Доклад № 14 110 RU/ Отдел социальных ресурсов. Региональный департамент. Управление Европы и Центральной Азии. Всемирный банк. 1996 г.
  79. А.О., Савельев В. К., Штульберг Б. М. Кризисные ситуации в регионах и экономическая безопасность России. Федерализм. 1997, № 2
  80. Проблемы комплексного регионального развития России. Кн. 1, 2. М.: СОПС, 1996 г.
  81. Проблемы теории и практики размещения производительных сил СССР. Под ред. Некрасова Н. Н., М.: Наука, 1976 г.
  82. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебное пособие для вузов. Под ред. Черныш Е. А., Молчанова И. П., Новикова А. А., Сомтанова Т. А. М.: Экспертное бюро ПРИОР, 1999 г.
  83. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебное пособие для вузов./ Под ред. Морозовой Т. Г., Пикулькина А. В. М.: ЮНИТИ Дана, 2000 г.
  84. Региональная политика, направленная на сокращение социально-экономической и правовой асимметрии. ТАСИС. Москва-Новосибирск: Экор. Сибирское Соглашение. 2000 г.
  85. Региональная социально-экономическая асимметрия и механизмы ее выравнивания: Материалы межведомственного семинара. Под ред. В. В. Климанова. М.: Инсан. 1998 г.
  86. Региональная экономика. Под ред. Бильчака B.C., Калининград, Янтар. сказ., 1998 г.
  87. Региональная экономика. Учебное пособие для вузов. Под ред. Степанова М. В. М.: ИНФРА М, 2001 г.
  88. Региональная экономика. Учебное пособие для вузов. Под ред. Морозовой Т. Г. М.: ЮНИТИ, 1999 г.
  89. Региональная экономика: новые подходы/РАН, Министерство экономики РФ, Госкомсотрудничество РФ, СОПС, М.: Наука, 1993 г.
  90. Региональная экономика: учебное пособие для экономических вузов. Под ред. Кузнецова Н. Г., Тяглова С. Г., Ростов-на-Дону: Феникс, 2001 г.
  91. Региональное развитие: опыт России и Европейского союза. Под ред. Гранберга А. Г. М.: Экономика. 2000 г.
  92. Региональные аспекты социально-экономического развития СССР. Основные методологические и методические проблемы. Составители: Эрнаус Е. Н., Колотун М. А., Звонарева И. В. М.: ГБЛ, 1984 г.
  93. Регионы: Справочные сведения о субъектах Российской Федерации. Сост. Белонучкин Г., Михайловская Е. М.: Панорама, 1999 г.
  94. Регулирование социального развития России. Научн. ред. Маслова И. С., Институт экономики РАН, М.: 1997 г.
  95. Теоретические и практические аспекты экономического развития. (Результаты работ по грантам российских и международных фондов). М.: ТООТЭИС, 1997 г.
  96. Н.П., Попов В. А. Методы социально-экономического прогнозирования. М.: ВЗПИ АО Росвузнаука, 1993 г.
  97. Тыва. Природные ресурсы. Комитет природных ресурсов Республики Тыва. Кызыл 2000 г.
  98. Устойчивое развитие Республики Тыва. Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов Сибирского отделения РАН. Новосибирск: ТОО «СИМС», Кызыл 1997 г.
  99. П. Прямые иностранные инвестиции для России: стратегия развития промышленности. М.: Финансы и статистика. 2000 г.
  100. Ф.И., Котилко В. В. Предпринимательство в России: территориально-отраслевой мониторинг. М.: Экономика. 1997 г.
  101. .М. Регулирование территориального развития в условиях рыночной экономики. М.: Наука, 1993.
  102. .М., Введенский В. Г. Региональная политика России. Теоретические основы, задачи и методы реализации. М.: Гелиос АРВ, 2000 г.
  103. .М., Котилко В. В., Полынев А. О., Левитская Е. Н. Регулирование территориального развития в условиях рыночной экономики. М.: Наука. 1993 г.
  104. Экономическая география. Учебно-методическое пособие. Сост. Рыльский В. А. М.: Изд-во РЭА им. Г. В. Плеханова, 1999 г.
  105. Экономическая и социальная география России. Под ред. Хрущева А. Т. М.: Крон-Пресс, 1997 г.
  106. Экономическая теория (политэкономия). Под ред. Видяпина В. И., Журавлевой Г. П. М.: ИНФРА М.: 1997 г.
  107. Периодические издания и материалы конференций:
  108. Н.М. А вы слышали?// Центр Азии. 1995 г. 20−26 июля.
  109. М.К. Транспортные коридоры и формирование нового экономического пояса Евразии в пределах России.//Регион: экономика и социология 2001 г. — № 1, с. 181−197.
  110. М.П., Зайцев И. Ф., Шнипер Р. И. и др. Размещение и территориальная организация производительных сил (материалы к основам законодательства Российской Федерации).// Регион: экономика и социология. Новосибирск. 1994. № 2.
  111. ПЗ.Беденков А. Р. Методы оценки региональной экономической и социальной асимметрии.// Региональная социально-экономическая асимметрия и механизмы ее выравнивания. Материалы межведомственного семинара. М.: Инсан, 1998 г. — с.41−49.
  112. Бедная Россия стабильно поставляет капиталы в богатую Европу.// Финансовые известия. 1996 г. 17 декабря.
  113. А.О., Эрматова Н. Направления финансовой поддержки малого и среднего бизнеса. //Российский экономический журнал. 1994, № 1, С.41−44.
  114. Р. Формирование конкурентной среды в регионах.// Экономист -2001г. № 7. С. ЗО-ЗЗ.
  115. Е., Виленский А. Проект ТАСИС 9602: у регионов есть шанс оказать практическую помощь малому бизнесу.// Рынок ценных бумаг -2000г.118. «Виагра» для экономики.// Экономика и жизнь. 2000 г. № 21.
  116. А.Г. Специфика экономической реформы в Сибири.// Региональные проблемы перехода к рынку. Сборник научных трудов. М.: 1991 г. С.48−55.
  117. А.Г. Стратегия территориального социально-экономического развития России.// Вопросы экономики 2001 г. № 9. С. 15−27.
  118. А.Г., Масакова И., Зайцева Ю. Валовый региональный продукт как индикатор дифференциации экономического развития регионов.// Вопросы экономики. 1998. № 8.
  119. А.И. Новые тенденции в развитии регионов России и их асимметрия.// Регион: экономика и социология, 1999 г. № 1.
  120. Н.Л., Канторович А. С., Коржубаев А. Г. Научные основы стратегии социально-экономического развития Сибири.// Регион: экономика и социология 2001 г. № 4, С.35−99.
  121. С.В. Регионы Сибири: факторы развития и основная специализация.// ЭКО 2001 г. № 2. С.41−68.
  122. З. И. Бессонова О.Э., Тапилина B.C. Основные направления региональной социальной политики.// Регион: экономика и социология, -1997г. № 4. С.58−66.
  123. Г. Д., Лебедев В. И., Балакина Г. Ф. Республика Тува: возможности, потребности, перспективы.// ЭКО 1995 г. № 9, С. 147−160.
  124. Е. Шеломенцев А. Оценка социально-экономического состояния депрессивных регионов.// Экономист 1999 г. № 11. С.75−81.
  125. Концепция промышленного развития Республики Тыва. Материалы научно-практической конференции. Отв.ред. Лебедев В. И., Ооржак Э. Х.,//ЦКП ТувИКОПР СО РАН, Кызыл. 1997 г.
  126. Л.В., Корель И. И. Напряженность на рынке труда в России: особенности региональной дифференциации.// Регион: экономика и социология 2001 г. — № 1, с.93−115.
  127. . Региональная асимметрия и развитие.// Регион: экономика и социология, 1999 г. № 1.
  128. Н.И. Депрессивные ареалы Сибири.// ЭКО 1998 г. № 4. С. 121 136.
  129. В., Швецов А. Общероссийские реформы и территориальное развитие.// Российский экономический журнал 2000 г. № 8. С.23−35.
  130. А.С., Акоев А. А. Создание рекреационных зон как фактор возрождения экономики России.// Экономика России: территория и практика возрождения. Сборник научных трудов. Вып. 2. Под ред. Баимакова В. М., М.: Изд-во РЭА, 1998 г. С.157−160.
  131. В.Д. Влияние макроэкономических параметров на развитие экономики региона.// Регион: экономика и социология, 2001 г. № 2. С. З-13.
  132. Е.Н., Мусуков А. Т. Шадрина Т.Р. Разработка программ социально-экономического развития регионов на перспективу.// Экономика России: теория и практика возрождения. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 3. Изд-во РЭА, 1999 г. С.75−86.
  133. М., Николаев М. Формирование экономической политики на региональном уровне.// Вопросы экономики 1999 г. № 9. С.80−89.
  134. Методические основы выделения депрессивных и отсталых регионов.// Регион: экономика и социология. 1996 г. № 2. С.3−34.
  135. А. Инвестиционная поддержка малого бизнеса.// Российский экономический журнал. 1996 г. № 5.
  136. О развитии крестьянских (аратских) хозяйствах в Республике Тыва. Кызыл. 1995 г. С. 1−3.
  137. Ю.Г. Бюджетное управление выравниванием социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Доклад. г. Кызыл 1998 г.
  138. Предпосылки разработки и стратегические направления региональной промышленной политики.// Общество и экономика 1999 г. № 1. С. 179 209.
  139. Т.Ю. К вопросу разработки и реализации региональной программы развития и поддержки малого предпринимательства.// Перспектива. Сборн. научн. трудов Т.Н. — М.: Изд-во РАЕН, — 1998 г. С.74−82.
  140. Социально-экономическое положение регионов России.// Экономика и жизнь.-2001г. № 41.
  141. Реформы и развитие российской экономики в 1995—1997 гг.// Вопросы экономики 1995 г., № 4. С. 97.
  142. Л.И. Индикаторы социально-экономического развития регионов: методические подходы к разработке.// Регион: экономика и социология. 1996 г. № 1. С.44−58.
  143. В.Е., Бандман М. К., Гузнер С. С. Методологические основы разработки федеральной программы помощи депрессивным и отсталым регионам. // Регион: экономика и социология, 1996 г. № 1.
  144. Современное предпринимательство.//Экономика и жизнь 2001 г. № 4.
  145. Е.С. Усиление роли государства в управлении развитием Сибири и Дальнего востока // Регион: экономика и социология, 2001 г., № 2. С.181−184.
  146. Теория и методы оценки обобщенного комплексного показателя уровня жизни населения территории.// География и природные ресурсы 1997 г. № 2. С.117−125.
  147. А. Дело новое, дело непростое.// Тувинская правда. 1995 г. 12 октября.
  148. А. Проблемы финансирования в российском малом бизнесе.// Вопросы экономики. 1996 г. № 7.
  149. Что ждут от власти предприниматели.// Экономика и жизнь. 2001 г. № 15.
  150. .М. К вопросу о выравнивании уровней социально-экономического развития регионов России.// Региональная социально-экономическая асимметрия и механизмы ее выравнивания. Материалы межведомственного семинара. М.: Инсан, 1998 г. — с. 139−143.
  151. В.А., Моисеев Е. В. прогнозирование регионального социально-экономического развития в условиях транзитного общества.// Регионология 2001 г. № 2. С 139−146.
Заполнить форму текущей работой