Учет затрат на производство СМР
Для определения себестоимости продукции или услуг вспомогательных производств соответствующие затраты группируются на счете 23. По назначению, экономическому содержанию и по отношению к балансу этот счет соответствует счету 20. Особенностью учета затрат продукции и услуг вспомогательного производства является избирательность включения тех или иных расходов в себестоимость продукции (работ… Читать ещё >
Учет затрат на производство СМР (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
1. Синтетический и аналитический учет затрат на производство СМР. Порядок составления калькуляции себестоимости СМР в строительных организациях
Специфика продукции строительства определяет его основные технико-экономические особенности. Продукцией капитального строительства являются здания и сооружения, которые неподвижны и разобщены территориально в зависимости от места их использования. Строительное производство является подвижным, прерывным, работы производятся на открытом воздухе и поэтому подвержены воздействию климатических условий. Значительная часть строительства ведется подрядным способом, при котором работы выполняют строительные и монтажные организации на основе договоров подряда, заключенных с заказчиками. Специфична форма кооперирования различных производств в виде совместной работы нескольких подрядных организаций (генерального подрядчика и его субподрядчика) на одном и том же объекте.
Индивидуальный характер строительного производства влечет за собой значительные колебания в уровне издержек производства при строительстве каждого объекта. Поэтому затраты на строительство каждого здания и сооружения рассчитываются специальной сметой.
В обязанности застройщика в этом случае входит оформление проектно-сметной документации, титульных списков и финансирование строительства, обеспечение процесса строительства определенными видами оборудования и материалов, приема от подрядчиков выполненных работ и объектов, оплата их стоимости. Обязанность подрядчика — ввод в действие объектов строительства и производственных мощностей с изначально заданным качеством выполнения строительных и монтажных работ.
Заказчик разрабатывает титульные списки на каждую стройку. В них входит перечень строящихся и реконструируемых объектов, включенных в план капитального строительства, приводятся показатели по вводу в действие производственных мощностей и объектов, основных фондов, а также суммы капитальных вложений и объем СМР с указанием подрядных организаций, которые будут осуществлять строительство. Титульный список есть основание для заключения договора подряда, открытия финансирования, если строительство осуществляется за счет государственных инвестиций.
Важнейший показатель эффективности подрядного способа работ — готовый объект, сдача заказчику «под ключ». Выполненные работы принимаются заказчиком у подрядчика. После завершения всех работ по объекту составляется «Акт приемки выполненных работ по законченному строительством объекту» по ф. № 2. Приложением к этому акту приемки является «Справка о стоимости выполненных строительных работ» по ф. № 3. Выполненные и оформленные в установленном порядке строительные работы и работы по монтажу учитываются у заказчика по сметной стоимости или договорной цене по дебету счета 08 «Капитальные вложения» в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
В бухгалтерском учете затраты по строительству объектов группируются по технологической структуре расходов определяемой сметой документацией. Учет рекомендуется вести по следующей номенклатуре расходов: *Строительные работы
* Работы по монтажу оборудования
* Приобретение оборудования, сданного в монтаж
*Приобретение оборудования, не требующего монтажа; приобретение инструмента и инвентаря; приобретение оборудования требующего монтажа, но не предназначенного для постоянного запаса.
* Прочие капитальные затраты
* Затраты не увеличивающие стоимости ОС.
Порядок учета затрат по строительным работам и работам по монтажу оборудования зависит от способа их производства:
* Подрядный
* Хозяйственный.
При подрядном способе производства работ учет капитальных вложений застройщиком, заказчиком начинаются с момента заключения договора подряда на выполнение строительно-монтажных работ. Предметом договора могут быть вводимые в действие объекты, виды и комплексы работ, а также части возводимого объекта или отдельные объекты СМР. Потребительские свойства также определяются договором, потребитель сам устанавливает объем и свойство строительной продукции, которую он хочет получить от исполнителя. Реквизитами договора является следующие:
— договорная стоимость работ
— сроки начала и окончания строительства
— порядок расчетов
— право перехода собственности от подрядчика к заказчику. Договор подряда может быть:
* прямой
* субподрядный договор
Учет затрат на строительное производство при хозяйственном способе ведения работ основан на тех же принципах, что и учет затрат на производство промышленной продукции.
В основе техники учетных работ строительного производства при хозяйственном способе лежат такие принципы:
1. Объектом учета считается отдельно стоящее здание или сооружение, на строительство, расширение или реконструкцию которого составлена отдельная смета.
2. Строительная продукция в отличие от промышленной неподвижна, закреплена территориально, имеет более крупные размеры и продолжительные сроки строительства и эксплуатации.
3. Большинство материальных ценностей (МЦ) является материалами открытого хранения; они хранятся на строительных площадках и отпускаются на рабочие места на протяжении отчетного периода без счета, взвешивания или обмера.
4. Дополнительная заработная плата учитывается в составе накладных Расходов.
5. Прямые затраты строительного производства у заказчика учитываются на счете 08 «Капитальные вложения», а у подрядчика на счете 20 «Основное производство» в разрезе калькуляционных объектов, видов работ, затрат и статей расходов от начала строительства до момента сдачи объекта в эксплуатацию. В учетных регистрах такой учет организуется по сметной, плановой и фактической себестоимости.
При ведении строительных работ операции в бухгалтерском учете отражаются следующими проводками и заполнением журналов-ордеров по кредитовому признаку:
1. На стоимость полученных от поставщиков строительных материалов:
Дт 10 «Материалы» Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (ж/о № 6).
2. Стоимость поступившего оборудования:
Дт 07 «Оборудование к установке» Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (ж/о № 6).
3. Суммы, перечисленные поставщиком за полученные материалы и оборудование:
Дт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Кт 51 «Расчетный счет» (ж/о № 2).
4. Израсходованные в процессе строительства оборудование и материалы:
Дт 20 «Основное производство» Кт 10 «Материалы» (субсчет 10−8 «Строительные материалы») (ж/о № 16).
5. Стоимость оборудования, переданного в монтаж:
Дт 20 «Основное производство» Кт 07 «Оборудование к установке» (ж/о № 6).
6. Суммы начисленной заработной платы строителям:
Дт 20 «Основное производство» Кт 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (ж/о № 10/1).
7. Суммы начисленных отчислений в фонд социального страхования: Дт 20 «Основное производство» Кт 69 «Расчеты по социальному страхованию» (ж/о № 10/1).
8. Перечисленные суммы в фонд социального страхования:
Дт 69 «Расчеты по социальному страхованию» (ж/о № 10/1). Кт 51 «Расчетный счет» (ж/о № 2).
9. Удержанный из заработной платы подоходный налог:
Дт 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» Кт 68 «Расчеты с бюджетом» (ж/о № 8).
10. Перечисленные в бюджет суммы налога:
Дт 68 «Расчеты с бюджетом» Кт 51 «Расчетный счет» (ж/о № 2).
11. Полученные в банке денежные средства для выдачи заработной платы строительным рабочим:
Дт 50 «Касса» Кт 51 «Расчетный счет» (ж/о № 2).
12. Сумму выплаченной заработной платы:
Дт 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» Кт 50 «Касса» (ж/о № 1).
В строительстве используется позаказаный метод учета. Это означает что себестоимость единицы продукции рассчитывают по сумме затрат всех цехов.
В аналитическом учете производственные затраты группируются по заказу в разрезе установленных статей калькуляции. Объектом учета и калькулирования является отдельный производственный заказ, которому присваивается номер. Заказ открывают на основании договора с заказчиком. В нем конкретизируется объект договора (заказа), его качественные характеристики, объем (количество) продукции, срок поставки, договорная цена, форма расчетов и пр. Себестоимость заказа определяется суммой всех затрат производства со дня открытия его и до дня выполнения.
Себестоимость строительных работ, выполненных строительной организацией собственными силами, складывается из затрат, связанных с использованием в процессе производства:
* Материалов;
* Топлива;
* Энергии;
* Основных ресурсов;
* Трудовых ресурсов, а также других затрат. Затраты на производство строительных работ включаются в себестоимость работ того календарного периода, к которому они относятся, независимо от времени их возникновения. С этой целью затраты на производство работ подразделяются на:
* текущие — постоянные производственные затраты;
* единовременные — однократные или периодически производимые затраты.
Под структурой себестоимости строительно-монтажных работ понимается состав и соотношение отдельных затрат в себестоимости.
Прямые затраты это расходы, непосредственно связанные с технологическим процессом производства, которые рассчитываются по отдельным конструктивным элементам, видам работ или объектам. К ним относятся:
1. Затраты на строительные материалы и детали,
2. Основная заработная плата рабочих,
3. Расходы по эксплуатации машин и механизмов,
4. Прочие прямые затраты.
В статью «Затраты на строительные материалы и детали» включают затраты на материалы, детали, топливо, электроэнергию, израсходованные на производство строительных и монтажных работ.
В статью «Основная заработная плата рабочих» включают только основную заработную плату рабочих, занятых в строительном производстве, а именно:
~ заработную плату, начисленную за проработанное время по тарифам ставкам, окладам, по прямой и прогрессивной сдельной оплате;
~ Доплату рабочим-сдельщикам за перевыполнение норм, по прогрес-ной сдельной оплате, за работу в сверхурочное время;
— оплату простоев рабочих не по их вине, кроме простоев по атмосферным условиям;
— оплату брака, допущенного не по вине рабочих;
— доплату при освоении новых процессов;
— премии и премиальные надбавки, предусмотренные системой оплаты труда, а также другие виды заработной платы, не относящиеся к дополнительной заработной плате.
Расходы по эксплуатации строительных машин и механизмов состоят их комплекса затрат, связанных с содержанием и эксплуатацией строительных машин и механизмов, а именно: на перевозку и перебазирование машин, монтаж и демонтаж, амортизацию обслуживающего персонала, текущий ремонт, износ оснастки, энергию, горюче-смазочные и обтирочные материалы, содержание управления механизации.
Прочие прямые расходы включают стоимость услуг собственного и привлеченного со стороны транспорта, занятого перемещением грунта и перевозкой материалов от приобъектного склада до места укладки.
Материалы являются одной из самых значительных составляющих себестоимости продукции.
Для учета материальных ценностей организация ведет регистр учета расчетов с поставщиками материальных ценностей в журнале-ордере № 6. Журнал-ордер № 6 является регистром синтетического учета по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», предназначенному для учета расчетов организации с поставщиками материальных ценностей и других видов имущества, а также подрядчиками за выполненные работы и оказанные услуги. Наряду с этим в строительстве данный журнал-ордер используется генподрядными строительными организациями для учета принятых к оплате работ, выполненных для них субподрядными строительными организациями.
Журнал-ордер № б ведется по общим для всех журналов-ордеров правилам, а именно:
* операции обобщаются по кредитовому признаку, т. е. по кредиту счета 60 с систематизацией информации по объектам сделок (видам материальных ценностей, работ и услуг) по дебету корреспондирующих с ним счетов;
* учет операций по счету 60 ведется путем записей позиционным способом в хронологическом порядке всех счетов поставщиков и подрядчиков, поступающих к оплате.
Наряду со счетами поставщиков основанием для отражения расчетов за товарно-материальные ценности в журнале-ордере № 6 служат данные ведомости учета неотфактурованных поставок ф. 6-е, ведомости учета товарно-материальных ценностей в пути ф. 6-ас и ведомости учета расчетов с субподрядными организациями ф. 5-е.
В строительстве объектами калькуляции являются виды капитальных работ (строительные работы, монтаж металлоконструкций, монтаж оборудования и др.) по их составным частям и продукция стройки — законченные объекты основных фондов.
Калькулируемыми единицами считаются отдельные возводимые, реконструируемые или восстанавливаемые объекты, на которые имеются сметы или сметно-финансовые расчеты. Единицами калькулирования могут быть также квадратный метр жилой площади, одно койко-место, школьное место, посадочное место и т. д. Может быть также определена себестоимость законченных этапов выполненных работ внутри объектов. В этом случае по дебету счета 36 «Выполненные этапы по незавершенным работам» учитывается стоимость оплаченных заказчиком законченных этапов работ в корреспонденции со счетом 46 «Реализация продукции (работ, услуг)». Одновременно сумма затрат по законченным этапам списывается с кредита счета 20 «Основное производство» в дебет 46 «Реализация продукции (работ, услуг)».
Затраты на производство включаются в себестоимость того календарного периода, к которому они относятся, независимо от времени их возникновения (оплата отпусков, арендная плата и др.). Для учета затрат на производство продукции (работ, услуг) в бухгалтерском учете используются следующие активные счета:
20 «Основное производство»,
23 «Вспомогательное производство»,
25 «Общепроизводственные расходы»,
26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве», 31 «Расходы будущих периодов», 43 «Коммерческие расходы», и пассивный
89 «Резерв предстоящих расходов и платежей».
Такое количество счетов обусловлено сложностью процесса производства, его значимостью в хозяйственной деятельности предприятия.
Для обеспечения учета затрат производства по элементам и статьям калькуляции все затраты основного производства группируют по видам изготовляемой продукции на счете 20. Этот счет по назначению калькуляционный, по экономическому содержанию характеризует состояние хозяйственных процессов, по отношению к балансу — активный.
Для определения себестоимости продукции или услуг вспомогательных производств соответствующие затраты группируются на счете 23. По назначению, экономическому содержанию и по отношению к балансу этот счет соответствует счету 20. Особенностью учета затрат продукции и услуг вспомогательного производства является избирательность включения тех или иных расходов в себестоимость продукции (работ, услуг), которая зависит как от характера производства, так и от дальнейшего использования продукции. Проблема заключается в том, что одна и та же продукция (услуга) одновременно может использоваться в основном производстве или направлена другим цехам вспомогательного производства, передана непроизводственной сфере или реализована на сторону. К вспомогательному производству могут относится:
— Цеха по приготовлению бетонных и железобетонных конструкций;
— Деревообработка; - Энергохозяйство;,
— Механические мастерские;
— Автотранспорт;
— Котельная;
— Производственные корпуса;
— Изготовление металлоконструкций;
— Сторожевая охрана;
Отдельно от «Автотранспорта» учитываются:
— Легковые автомобили;
— Автобус.
Каждому из этих цехов присваивается свой шифр, чтобы учитывать отдельно затраты каждого цеха.
Расходы по управлению и обслуживанию производства включаются в себестоимость продукции отдельными калькуляционными статьями. Для учета данных расходов используются собирательно-распределительные счета 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы»; счета активные, по экономическому содержанию характеризуют состояние хозяйственных процессов. На счете 25 учитываются расходы по обслуживанию основного (вспомогательного) производства (его цехов), а счет 26 учитывает расходы по обслуживанию и управлению предприятием.
Система производственных счетов вызывает необходимость рассмотрения последовательности группировки и учета затрат: как отражаются элементы затрат на дебете производственных счетов; как распределяются расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, общепроизводственные и общехозяйственные расходы основных цехов; как списываются расходы будущих периодов; как определяются потери от брака; как определяется себестоимость незавершенного основного производства и выпущенной продукции.
Для управления и руководства хозяйственной деятельностью предприятия, анализа, контроля и планирования требуется необходимая информация, которую можно получить при правильной организации аналитического учета.
Для контроля за уровнем общепроизводственных и общехозяйственных расходов предприятие составляет смету этих затрат в разрезе статей.
Учет затрат на исправление брака и средств, затраченных на окончательный (неисправимый) брак производится на калькуляционном счете 28 «Брак в производстве». Счет активный, характеризующий состояние хозяйственных процессов.
Брак при производстве СМР может быть выделен в следующие виды в зависимости от причин вызвавших этот брак и виновника этого брака, поэтому брак может быть внешний и внутренний. Внешний брак возникает по следующим причинам:
Виновник брака
1) заказчик;
2) поставщик;
3) транспортная организация.
Внутренние причины по вине работников строительной организации а) по вине управления предприятием не соблюдение действующих норм, нормативов, технологических параметров;
б) рабочих.
На все случаи брака сразу после момента возникновения должен быть оформлен акт о браке строительных работ, составляется расчет затрат по исправлению брака. В дальнейшем осуществляется контроль за использованием ресурсов при переделке работ в связи с браком. В акте указывается виновник брака, в случае если это сторонняя организация, то акт должен быть подписан обеими сторонами, т. е. представителем организации виновника и соответствующими службами подрядной организации. На счете 28 сопоставляются затраты по браку (дебет счета 28) и компенсации в покрытие этих затрат (кредит счета 28). В результате сопоставления выявляются окончательные потери от брака, которые списываются в себестоимость продукции и отражаются в себестоимости отдельных заказов.
Для учета расходов, произведенных в отчетном месяце, но не подлежащих включению в себестоимость продукции текущего периода, используется счет 31 «Расходы будущих периодов». Счет активный, по экономическому содержанию характеризует состояние хозяйственных процессов. На этом счете учитываются расходы до наступления соответствующих периодов, в себестоимость продукции которых они должны быть включены. В строительстве расходы будущих периодов возникают в следующих случаях:
1) расходы по неравномерно возникающему ремонту ОС (если не создается ремонтный фонд в установленном порядке, или резерв для ремонта ОС);
2) в случае возникновения затрат в связи с перебазировкой крупной строительной техники;
3) расходы по освоению новых видов продукции;
4) расходы по приобретению временных титульных сооружений в порядке переоборудования действующих зданий и сооружений в связи с сезонным характером их использования;
5) абонементная плата за телефон и факс, оплаченная вперед;
6) расходы в связи с организованным набором работников (при организации строительства в отдаленных местностях);
7) расходы по подписке;
8) арендная плата за последующие периоды.
Сроки, в течение которых такие расходы подлежат списанию на издержки производства (обращения) или другие источники, регулируются законодательными и другими нормативными актами. Расходы такого вида называют единовременными, а счета на которых они учитываются, — отчетно-распределительными.
Еще один отчетно-распределительный счет 89 «Резерв предстоящих расходов и платежей». Он предназначен для обобщения информации о создании резервов для предстоящих расходов и платежей. На этом счете могут быть отражены суммы: предстоящей оплаты отпусков (включая от числения на социальное страхование и обеспечение) работников; на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет; предстоящих затрат по ремонту основных средств и пр. Этот счет пассивный, характеризует состояние хозяйственных процессов.
Кроме расходов, связанных с производством продукции, предприятие несет расходы, связанные с ее реализацией (сбытом). Они собираются по дебету счета 43 «Коммерческие расходы»: в корреспонденцию с кредитом счетов 10, 70, 69, 60, 76 и другие, а затем распределяются между объектами калькуляции и включаются в их себестоимость по дебету счета 46 «Реализация» и кредитом счета 43 «Коммерческие расходы». Таким образом определяется полная себестоимость продукции и строительно-монтажных работ.
2. Задача
учет затраты строительный монтажный
1. Отразить на счетах бухгалтерского учета хозяйственные операции по учету затрат на оказание транспортных услуг ООО «Читаавтовнештранс» за декабрь текущего года (табл. 1).
2. Опеределить себестоимость 1 тонно/км, если объем выполненных работ за декабрь составляет 112 800 тонно/км.
Таблица 1 — Хозяйственные операции ООО «Читаавтовнештранс»
№ п/п | Содержание операции | Вариант | |||
Дт | Кт | ||||
1. | Начислена заработная плата: — водителям — слесарям — управленческому персоналу | ||||
2. | Произведены отчисления на социальные нужды и отчисления на страхование от несчастных случаев на производстве | ||||
3. | Начислена амортизация: — автомобилей — оборудования — зданий и сооружений | ||||
4. | Начислена амортизация нематериальных активов | ||||
5. | Списаны горюче-смазочные материалы по нормам: — по автомобилям, занятым оказанием услуг — по служебным автомобилям | ||||
6. | Списаны по актам запасные части: — по автомобилям, занятым оказанием услуг — по служебным автомобилям | ||||
7. | Списаны расходы по обязательному страхованию транспортных средств | ||||
8. | Начислено по счетам за электроэнергию и водоснабжение НДС | 84 745,76 15 254,24 | |||
Списаны расходы по командировке | |||||
10. | Списаны канцелярские расходы | ||||
11. | Определить фактическую себестоимость грузоперевозок | 1 685 900,00 | |||
Решение:
Дт 20 КТ
600 000,00
7000,00
33 900,00
22 100,00
4500,00
657 400,00
121 900,00
165 300,00
9800,00
64 000,00
1 685 900,00
Себестоимость 1 тонно/км составляет: 1 685 900/112800=14,95 руб.
Список использованных источников
1. Вахрушина М. А. Бухгалтерский управленческий учет: учебник / М. А. Вахрушина. — М.: Омега-Л, 2010. — 570 с.
2. Кондраков Н. П. Бухгалтерский (финансовый, управленческий) учет: учеб. пособие / Н. П. Кондраков, М. А. Иванова. — М.; Проспект, 2012. — 448 с.
3. Керимов В. Э. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отдельных отраслях производственной сферы: учебник / В. Э. Керимов, — М.: Дашков и К, 2011, — 460 с