Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Поэтико-философский контекст и околороманное пространство «Розы Мира» Даниила Андреева

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. В настоящее время перед обществом стоят серьезные духовно-нравственные и социально-политические проблемы, среди которых наиболее значительными являются секуляризация христианства, пропаганда глобализации, феминизм. Они давят на человека извне, а изнутри пытается воздействовать целая система разрушительных идей, проповедуемых псевдои даже антихристианскими сектами… Читать ещё >

Содержание

  • Глава II. ервая. Истоки миропонимания и базовые концепции жизни и творчества Даниила Андреева
  • Глава вторая. Психология художественного творчества в понимании Даниила Андреева
  • Глава третья. Концепция государства и «идеальное народоустройство» в поэтико-философском контексте «Розы Мира»

Поэтико-философский контекст и околороманное пространство «Розы Мира» Даниила Андреева (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В настоящее время перед обществом стоят серьезные духовно-нравственные и социально-политические проблемы, среди которых наиболее значительными являются секуляризация христианства, пропаганда глобализации, феминизм. Они давят на человека извне, а изнутри пытается воздействовать целая система разрушительных идей, проповедуемых псевдои даже антихристианскими сектами, общественными движениями, новейшими культами. Названные явления замечены современной русской литературой как факты, но отражены в ней фрагментарно, поверхностно. Между тем русская литература никогда не ограничивалась отстраненным описанием наблюдаемых событий. В лице Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, М. Горького, А. И. Бунина, М. А. Волошина, М. А. Булгакова и многих других лучших своих представителей мы видим проповедников, истинных врачевателей человеческих душ, готовых принимать решения и даже брать на себя ответственность за них.

Когда порывается последняя связь души с Бесконечным, искусство. делается пустым, уродливым и жалким", — писал Д. С. Мережковкий около ста лет назад [1]. Кажется, будто специально ради манифестации этой истины искусство эпохи начала XX века явило огромное количество самых разнообразных произведений, свидетельствующих о грандиозных падениях и непревзойденных взлетах в судьбах и творчестве их создателей, берущихся доказать или опровергнуть первенство Духа. Еще более категорично высказывание П. А. Флоренского, акцентирующее характерный для русского менталитета приоритет духовного, религиозного начала: «Если в области культуры мы не со Христом, то мы неминуемо — против Христа, ибо нет и не может быть нейтралитета в отношении Бога» [2]. Эти слова, на наш взгляд, могут быть ключевыми в понимании творчества талантливейшего русского поэта и мыслителя, чей художественный гений был рожден в эпицентре — хронологически и локально — трансформации культурной, религиозной и политической жизни России — Даниила Леонидовича Андреева (1906 — 1959). Его творчество замечательно тем, что является продолжением традиций русской литературы.

Его вклад в русскую литературу значителен. Пожалуй, нет другого автора, дерзнувшего в высокохудожественной форме рассмотреть глобальные общественные проблемы. Его произведения одновременно и глубоко реалистичны, пронизаны духом христианства, совмещают в себе страстность проповедей Экхарта и убедительность Оригена.

Роман Даниила Андреева «Роза Мира» (1947 — 1959) вершина творчества Андреева или, если так можно выразиться, квинтэссенция его жизненного и духовного опыта, нашедшая свое выражение в совершенной художественной форме. В нем так или иначе выражены идеи и представлены образы других его произведений — «сценического действа нового типа» «Железная мистерия» [3], поэтического ансамбля «Русские боги» [4], отдельных стихотворений.

Острый и наблюдательный ум, личный духовный опыт, глубокое знание истории и литературы вкупе с внимательным изучением целого ряда религиозных и философских систем прошлого и современности, а также добросовестный анализ тех общественно-политических процессов, свидетелем и непосредственным участником которых оказался Андреев, -вот факторы, приведшие его к вычленению узловых вопросов, касающихся развития личности и общества в целом конца XX — начала XXI века.

Книга «Роза Мира» заставляет задуматься о проблемах религиозной жизни России и о ее отражении в литературе, а также и о том, насколько православие последних веков соотносимо с апостольским христианством. Соотносятся ли сочинения Ф. М. Достоевского и Н. С. Лескова с Библией, Евангелием, Добротолюбием? Необходимо ли искать параллели в установках современного им религиозного сознания, динамически трансформирующегося в разных пластах общества? У нас есть основания полагать, что на формирование творческой позиции некоторых художников, таких, как, например, Н. С. Лескова, И. С. Тургенева, Б. Пастернака существенное влияние оказывало именно русское православие, тогда как Ф. М. Достоевский, скорее, стремился выразить дух Евангелия, акцентируя идеалы проповедей Христа, а не их позднейшее национально и хронологически окрашенное прочтение. Даниил Андреев, на наш взгляд, продолжил в этом отношении традицию Достоевского и пошел еще дальше — он обратился к философии Платона (чьи идеи в свое время существенно повлияли на складывающееся христианство) и попытался выразить ее в христианских (православных) терминах, облекая в художественную форму. Это потребовало создания той мифо-поэтической модели, которая рассматривается в настоящем исследовании.

Роза Мира" - роман в прозе, нередко плавно переходящей в белый стих, возвращает нас к истокам философской мысли, к древности, тяготевшей к целостности, нерасчлененности, что в наибольшей мере выражают диалоги Платона, «представляющие пограничное явление между научно-философской и художественно-философской прозой» (В. В. Агеносов [5]), «синкретический художественно-философский жанр» (М. Бахтин [6]). Масштаб изображаемого в романе превосходит все известные нам опыты художественного и метафизического осмысления реальности, начиная с Платона и заканчивая Данте и Мильтоном.

Названные произведения написаны Андреевым в период заключения во Владимирской тюрьме с 1947 по 1957 год [7]. После его смерти в 1957 году рукописи хранились у его вдовы Аллы Александровны Андреевой. Публикация наследия писателя долгое время была невозможна по причине его «конфликтности» с идеологическими установками правящей партии. Долгое время произведения распространялись в «самиздате».

В 1965;1966 годах отдельные стихотворения Андреева были опубликованы в журнале «Звезда» [8], а в 1975 в издательстве «Советский писатель» вышел в свет сборник стихотворений «Ранью заревою» [9], содержание которого составили стихотворения, посвященные русской природе [10].

В 80-е годы стихотворения Андреева помещались на страницах таких журналов, как «Новый мир» [11], «Грани» [12], «Русская литература» [13], «Звезда» [14], «Енисей» [15], «Нева» [16], журнал Московской патриархии [17], «Книжное обозрение» [18], «Москва» [19] и некоторые другие журналы, газеты, альманахи [20].

В 1989 году издательство «Современник» выпустило сборник стихотворений «Русские боги» [21]. В 1990 году в издательстве «Молодая гвардия» вышла в свет поэма «Железная мистерия» [22]. Наконец в 1989 году в журнале «Новый мир» были впервые опубликованы отрывки из «Розы Мира» [23], а в 1991 сразу несколько издательств выпустило роман в полном объеме отдельной книгой [24]. К этому времени творчество Даниила Андреева уже обратило на себя внимание читателей и исследователей, и ожидаемое появление центрального труда Андреева вызвало целый ряд откликов и даже привело к полемике [25].

Следует подчеркнуть, что изучение наследия Андреева в академическом литературоведении идет не столь интенсивно, хотя существует одно диссертационное исследование, посвященное его творчеству. Это работа А. С. Игнатьевой «Д. Андреев в процессе обновления русского реализма XX века» [26], в которой рассмотрен широкий круг вопросов, касающихся творческого метода писателя, жанровых особенностей, категорий художественного пространства и времени его произведений. А. С. Игнатьева справедливо подчеркивает, что «наследие Даниила Андреева в целом и „Роза Мира“, в частности, оказались в сфере интересов различных отраслей научного знания, прежде всего, трех: культурологии, философии и филологии» [27], а затем убедительно доказывает необходимость изучения «Розы Мира» именно в рамках истории и теории русской литературы: «Отнести „Розу Мира“ к художественной литературе позволяет наличие образного ряда, системы вымышленных персонажей, конфликта, понимаемого автором не только как отвлеченное противостояние добра и зла, но и представленное в противостоянии образов, столкновении персонажей» [28].

Автор названной диссертации рассматривает творческий метод Даниила Андреева, определяя его как реалистическийисследует жанровое своеобразие наследия писателя, касается вопросов художественного времени и художественного пространства его произведений. Добросовестная работа А. С. Игнатьевой в изучении названных проблем позволяет нам сместить акцент нашего исследования в неизученную ранее область проявления традиционных вопросов русской литературы в творчестве Андреева и определить его связь с русской и зарубежной религиозно-философской мыслью.

Трудность изучения произведений Д. Л. Андреева определяется целым рядом причин, среди которых основными можно назвать следующие: глубина затронутых им проблем общества, его истории и культурыособый оригинальный взгляд на искусство и литературу, базирующийся на глубинном и разностороннем знании жизни и творчества предшественников, религиозных, социальных, философских, эстетических истоков их творчестванепосредственный духовный опыт Андреева, источником которого мы бы назвали христианстворелигиозная направленность творчества, его морально-этический, нравственный контекстмасштабность и многоплановость мифо-поэтической структуры его произведенийсмелость подхода в использовании изобразительных и выразительных средств языканаконец, сложный психо-эмоциональный мир автора, динамически отражающийся в романе.

Популяризация" же творчества Андреева осуществляется в последние годы достаточно активно.

В 1992 году создан межрегиональный общественный благотворительный фонд «Урания» имени Даниила Андреева. Основной целью Фонда, по словам его организаторов, стала «публикация наследия Андреева, содействие реализации его идей о духовном, нравственном, творческом и интеллектуальном развитии личности на основе христианских ценностей» [29].

В 1993 году Фонд выпустил 3-х томное собрание сочинений Андреева, куда вошли перечисленные выше произведения, а также воспоминания его друзей и близких, письма поэта, его переписка с женой 1953 — 1959 годов, новеллы-жизнеописания из книги-мистификации «Новейший Плутарх», созданной в соавторстве с В. В. Лариным и Л. Л. Раковым, стиховедческая работа «Новые метро-строфы», страницы из тюремного дневника и стихотворения из черновых тетрадей [30].

В 1997 году в издательстве «Урания» вышла книга мемуаров А. Андреевой «Плавание к Небесному Кремлю», где подробно рассказана история ее жизни и жизни писателя [31].

Кроме того, Фонд, по утверждению организаторов, проводит литературные вечера, посвященные творчеству Андреева, ведет работу по бесплатному снабжению библиотек книгами и журналами [32].

В ноябре 1995 года на Брянской земле под руководством местного литератора и журналиста В. Потупова были проведены Первые российские Андреевские чтения.

В мае 1996 года фондом «Урания» был организован «круглый стол» в связи с выходом в свет 3-х томного собрания сочинений писателя, в котором приняли участие философ и критик С. Семенова, философ В. моров, протоиерей В. Дронов, поэт, редактор полного собрания сочинений Андреева Б. Романов, поэт и эссеист В. Микушевич, А. Андреева. Летом того же года был проведен «круглый стол» в рамках международного конгресса «Урании». С этого времени подобные конгрессы проводятся ежегодно, и значительная часть работы их участников уделяется творчеству Д. Андреева [33].

В 2000 году издательство «Урания» выпустило сборник «Даниил Андреев в культуре XX века» [34], в который были включены материалы двух конференций: «Даниил Андреев в культуре XX века» (1996 год) и «Связь времен: Даниил Андреев и пушкинские традиции в культуре XX века» (1999 год), проведенных в Москве Благотворительным фондом «Урания» имени Даниила Андреева совместно с Институтом мировой литературы им. А. М. Горького РАН. В сборнике впервые публикуются стихотворения и заметки по стиховедению из тюремных тетрадей Даниила Андреева, а также фрагменты следственного дела писателя. Включенные в сборник статьи представляют собой удачные попытки описать «феномен Андреева» и определить место «Розы мира» в раду произведений русской литературы.

Фонд выпускает журнал «Урания», который публикует как произведения самого Д. Андреева, так и исследования его жизни и творчества. Из представленных в нем работ обращают на себя внимание статья А. Созоновой «Сведенборг и Андреев: перекличка двух мистиков» [35], в которой осуществлен поиск общих моментов философии названных авторов, статья В. Налимова «Почему был так нужен нам Даниил Андреев?» [36], где автор пытается разобраться в истоках его мировоззрения, а также глубокое исследование В. Сорокиной «Листая ранние тетради» [37], посвященное детскому творчеству писателя. В журнале представлена также работа А. Игнатьевой «Литературное наследие Даниила Андреева как единый творческий ансамбль» [38], в котором автор пытается представить книги «Роза Мира», «Железная мистерия» и «Русские боги» частями единого триптиха, отражающими три этапа метаисторического метода познания мира, которые выделил Андреев: озарение, созерцание, осмысление.

Кроме того, материалы о Д. Андрееве публикуются на страницах журналов «Вопросы философии», «Литературное обозрение» [39], некоторых российских газет. В 2000 году увидела • свет книга М. И. Штеренберга «Роза Мира» Даниила Андреева и современность" [40], в которой рассматривается творчество Андреева в его религиозном и социально-этическом аспектах.

Диссертация написана на материале прозы и поэзии Д. Л. Андреева.

Объектом осмысления в диссертации являются произведения Д. Андреева, созданные им с 1947 по 1959 год [41], однако основной акцент сделан на роман «Роза Мира» с привлечением поэмы «Железная мистерия», писем, дневниковых записей Андреева, отдельных его стихотворений.

Предмет диссертационного исследования — поэтико-философский и религиозный контекст романа «Роза Мира» как произведения, раскрывающего истоки миропонимания Андреева, центральные аспекты его мировоззрения, и явившегося результатом творческих и метафизических поисков писателя. Исследуется околороманное пространство (Л. В. Полякова) «Розы Мира», включающее в себя все творческое наследие Андреева, систему литературных прототипов, автобиографические предпосылки творческой мысли автора.

Цель исследования заключается в осмыслении особенностей мировосприятия Андреева и поиске художественно-философских, религиозных ориентиров автора. Поставленной целью обусловлены основные задачи исследования:

— выявить культурную и религиозную основу, на которой сформировалось миропонимание Андреева, получившее отражение на страницах «Розы мира»;

— рассмотреть роман вкупе с околороманным пространством, учитывая время его создания, социо-культурную среду, центральные проблемы общества и искусства, под воздействием которых проходило становление личности автора;

— выделить основные мотивы произведения и соотнести их с вехами жизненного пути автора;

— на конкретных примерах проследить связь основных концепций Андреева с традициями русской литературно-художественной классики;

— рассмотреть роман с точки, зрения идейно-художественного содержания;

— предложить интерпретацию ряда его некоторых центральных образов;

— соотнести выводы Андреева, касающиеся таких проблем, как развитие творческой личности, психология художественного творчества с данными современной психологии гуманистического направления.

— рассмотреть ранние исследования творчества Андреева с точки зрения их соответствия содержанию романа.

С целью и задачами исследования связан выбор метода, в основе которого — синтез историко-культурного, структурно-поэтического и сравнительно-типологического подходов.

Выдвигаемая в диссертации рабочая гипотеза такова: роман «Роза Мира», частично автобиографический, отражает процесс становления личности писателя. Синтезируя внешние (общественно-политические) и внутренние (психологические) факторы, послужившие «рычагами» становления, автор делает центральным героем романа своего двойника (Андреева), от лица которого ведется повествование, причем наделяет его не только собственными, легко узнаваемыми, чертами, но и целом рядом иных, традиционно присущих мифологическим и литературным персонажам (память прошлых жизней, способность перемещаться в ультраи инфрафизических слоях «планетарного космоса», общаться с умершими мастерами и духовными наставниками и даже нечеловеческими существами, обладание сверхчувственными возможностями). Благодаря этому Андреев получает возможность наиболее полно обрисовать путь творческой личности, которая, с одной стороны, оказывается свидетелем и участником процесса смены эпох на уровне государства и общества, Великой Отечественной войны, а с другой стороны, переживает глубокие внутренние трансформации, обусловленные непосредственным духовным опытом и анализом жизни и творчества предшественников. Выводы Андреева реалистичны и далеко выходят за рамки художественного произведения.

Концепция Андреева, выдвинутая им в романе, может существенно облегчить понимание глобальных процессов современности и помочь переосмыслить целый ряд произведений русской литературно-художественной классики.

Положения, выносимые на защиту:

1. Роман «Роза Мира» — центральное произведение автора, максимально раскрывающее его творческую концепцию и личные духовные и нравственные ориентиры. Образная структура и жанровые особенности романа напрямую зависят от его идейного содержания, истоки которого возможно выявить только при условии глубокого исследования околороманного пространства «Розы Мира».

2. Роман «Роза Мира» имеет следующие особенности:

— тематические (широкий спектр затронутых проблем);

— жанровые (синтез художественно-философской и научно-философской прозы);

— стилистические (оригинальный авторский стиль Андреева, основанный на некоторых психологических особенностях его личности);

— изобразительные (насыщенная система тропов);

— лингвистические (неологизмы).

3. В романе «Роза Мира» представлен оригинальный целостный подход к анализу художественных произведений.

4. Даниил Леонидович Андреев — продолжатель русских религиозно-философских традиций в литературе. Художественный мир его произведений имеет три фундаментальных составляющих: проблемы духовного роста творческой личностивозможности оценки и анализа результатов художественного творчества как таковоговзаимосвязь отдельной личности и общества в целом.

5. В романе «Роза Мира» наряду с сохранением традиций русской литературы поставлены задачи последующего ее развития и роли в общемировых культурных и общественных процессах.

Научная новизна исследования определяется прежде всего тем, роман «Роза Мира» стал предметом отдельного монографического исследования. Впервые четко фокусируются центральные проблемы его изучениярассматриваются три основных мотива повествования: духовное самоопределение творческой личности, психология художественного творчества и концепция государствавлияния и традиции в романе, его реальная художественная и культурная значимость. В диссертации рассматриваются также пути формирования основных мировоззренческих концепций Д. Андреева и их отражение в творчестве автора, в частности, в романе «Роза Мира».

Даниил Андреев — яркий пример творческой личности, в которой «Три существа. оскорблены: художник — мистик — и ревнитель строгий своей страны» [42]. Опираясь на это вполне соответствующее истине признание, мы выделяем три основных идейных пласта, в которых группируются многочисленные и разнообразные темы, затронутые в романе, и, подчиняясь которым, строится андреевская модель мироздания.

— человек: становление личности, ее ценность, гармония внутреннего мира человека, место религии и значение религиозного (мистического) опыта для развивающейся личности;

— человек и познание им окружающей реальности: творчество как естественное следствие и необходимый компонент познанияобщая картина психологии творчества и его конкретные механизмы;

— человек в обществе: взаимодействие личности и обществопостроение идеальной системы народоустройстваразвитие исторического процессаличность и история.

Внутренняя логика «Розы Мира» такова, что каждая проблема рассматривается относительно трех указанных аспектов. Так, говоря о нравственности, писатель, во-первых, раскрывает смысл морально-этического совершенствования личности, выводя повествование за рамки одной человеческой жизни и реального физического мира, во-вторых, раскрывает значение нравственного «стержня» творческой личности и выявляет его основополагающее влияние на все наследие того или иного художника (на примере русской литературы), в-третьих, рисует картину создания «поколения облагороженного образа», которое способно было бы жить в обществе, построенном на религиозно-гуманистических принципах.

Не отклоняясь от авторского принципа «троичности», мы организовали структуру данного исследования следующим образом:

Первая глава «Истоки миропонимания и базовые концепции жизни и творчества Даниила Андреева» посвящена проблемам становления личности Андреева, его духовного самоопределения, формирования его философской и творческой концепций и отражения этих процессов в романе «Роза Мира» и в «сценическом действе нового типа» «Железная мистерия».

Вторая глава «Психология художественного творчества в понимании Даниила Андреева» — это описание творческой концепции автора и соотнесение ее с традициями русской литературы, а также с выводами современной психологии гуманистического направления.

В третьей главе работы «Концепция государства и «идеальное народоустройство» в романе «Роза Мира» рассматривается концепция государства и определяются связи отдельных образов, выражающих ее в романе с близкородственными образами отдельных произведений русской литературы.

Итоги исследования одной из трех названных областей единой художественно-философской концепции Андреева в конце каждой главы предваряют общие выводы Заключения.

Библиографический раздел включает в себя наименование использованной литературы.

Теоретико-методологической базой исследования являются труды известных русских философов В. С. Соловьева, П. А. Флоренского, Н. А. Бердяева, теоретиков литературы Ю. М. Лотмана, М. М. Бахтина, современных литературоведов, в том числе — исследующих связь отечественной литературы и православия — В. В. Агеносова, И. А. Есаулова, В. Н. Захарова, Л. Е. Хворовой.

В работе широко используются исследования русских и зарубежных психологов: У. Джеймса, 3. Фрейда, Э. Фромма, Л. С. Выготского, К. Г. Юнга, А. Г. Маслоу.

Учтен опыт работы кафедры Истории русской литературы Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина и кафедры Русской филологии Тамбовского государственного технического университета.

Теоретическая значимость. Принципиально новый, оригинальный подход к анализу художественного произведения, примененный Даниилом Андреевым на страницах романа к целому ряду ярких образцов русской литературной классики, подробно рассмотрен в диссертации. Очевидно, что он может лечь в основу современного литературоведения как один из способов целостного понимания отдельных произведений, так и литературного процесса.

Исследование может способствовать также более глубинному пониманию процессов, происходящих в литературе XX столетия.

Практическая значимость. Полученные результаты диссертационного исследования могут быть использованы в курсе лекций по истории русской литературы XX века, в спецкурсах и спецсеминарах по истории русской литературы. Предложенный Андреевым принципиально новый, оригинальный подход к изучению художественных произведений, тщательно исследованный в данной работе, может быть применен при литературоведческом анализе произведений русской и зарубежной литературы.

Апробация работы. Основные положения диссертационной работы были изложены в докладах и сообщениях на V и VI научной конференции молодых ученых (г. Тамбов, 2000, 2001 год), на IV Всероссийских чтениях, посвященных памяти братьев Киреевских «Оптина пустынь и русская культура» (г. Калуга, 2001 год), на конференции, посвященной 60-летию филологического факультета ВГУ (г. Воронеж, 2001 год), на конференции «Русский язык, литература и культура в современном обществе» (г. Иваново, 2002 год), на аспирантских семинарах кафедры русской филологии Тамбовского государственного технического университета, а также представлены в публикациях по теме диссертации.

к Заключению.

1. Андреев Д. Л. Роза мира. Указ. еоч. С. 345.

2. Замятин Е. И. Психология творчества//Психология художественного творчества. Указ. изд. С. 505.

3. Маяковский В. Как делать стихи?'//Маяковский В. Сочинения в 3-х томах. Т. 2. С. 481.

4. Материалы «круглого стола» Указ. изд. С. 205.

5. Соловьев В. С. Красота в природе// Соловьев В. С. Сочинения в 2-х т. 2-е изд. Т. 2. М.: Мысль, 1990. С. 358.

6. Джимбинов С. Русский Сведенборг. Указ. изд. С. 177.

7. Бергсон А. Два источника морали и религии. Указ. соч. С. 229.

8. Андреев Д. Л. Роза мира. Указ. соч. С. 56.

9. Поэтический ансамбль «Русские боги», незавершенная поэма «Песнь о Монсальвате» и другие.

10. Несмотря на то, что книга была написана в соавторстве, отдельные новеллы косвенно характеризуют Андреева (он выступил прототипом в одной из них) и представляют интерес для исследования.

11. Собр. соч. в 3-х т., 4 кн. Т. 3, кн. 2.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Д. Л. Роза Мира. — М.: Мир Урании, 1999. — 606 с.
  2. , Д. Л. Железная мистерия: Поэма/ Примечания Грушецкого В. М.: Молодая гвардия. — 1990. 315 с.
  3. , А. А. Собр. соч.: В 6-ти т. Т. 2. Стихотворения и поэмы. 1876 -1921. С.: Худож. лит., 1980. — 318 с.
  4. , М. А. Мастер и Маргарита. Калуга: Золотая аллея, 1992.- 397 с.
  5. , М. А. Путями Каина: Избранное. Ростов-на-Дону, 1996.- С. 249 294.
  6. , А. К. Полное собрание стихотворений. В 2 т. Т. 1. Стихотворения и поэмы. М.: Советский писатель, 1984. — 640 с.
  7. Даниил и Вадим Андреевы: братья знакомятся: Письма Д. Андреева родным / Публ., вступ. заметки и примеч. О. Андреевой-карлайл и А. Богданова // Звезда. 1997. — № 4. — С. 152 — 164.
  8. , М. Н. Даниил Андреев Восходящее солнце.: Ст. // Аввакумова М. Н. Из глубин.: Стихотворения. М.: Советский писатель. 1990. — С. 50 — 54.
  9. , С. Предисловие к публикации «Борьба с духовностью» // Уральский следопыт. 1990. — № 12. — С. 69.
  10. , В. В. Советский философский роман. М.: Прометей. -1989.- 466 с.
  11. , Я. Хранительница // За власть Советов: Газета Свердловского областного Совета народных депутатов. 1991. — 24 октября.
  12. , А. А. Предисловие к публикации // Грани. 1986. — № 147. С. 64 — 67.
  13. , А. А. Предисловие к публикации // Енисей. 1988. — № 6. С. 65 — 67.
  14. , А. А. Подвижник // Книжное обозрение. 1989. — № 11.-С. 82.
  15. , С. Предисловие к публикации «Борьба с духовностью» // Уральский следопыт. 1990. — № 12. — С. 69.
  16. , Я. Хранительница // За власть. Советов: Газета Свердловского областного Совета народных депутатов. 1991. — 24 октября.
  17. , А. Два источника морали и религии / Пер. с фр., послесловие и примечания А. Б. Гофмана. М.: «Канон», 1994. — 384 с.
  18. , С. Е. Зевгма. Русская поэзия. От маньеризма до постмодернизма. М.: Наука, 1994. — 288 с.
  19. , С. Пушкин глазами православного священника // Духовный путь Пушкина. М., 1994'. — С. 287 — 288.
  20. , В. Хранительница // Тверские ведомости. 1991. — № 26. — С. 4.
  21. , В. Политика и религия // Наука. -1991.-№ 5.-С.З.
  22. , Т. А. О некоторых особенностях поэтического синтаксиса Даниила Андреева // Семантика и структура простого и сложного предложения. Орел, 1995. — С. 57 — 64.
  23. , Т. Избранные произведения. В 2 т. Т. 2. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. М.: Мысль, 1964. — 748 с.
  24. , В. Поэт-вестник: о творчестве Даниила Андреева // Поэзия: Альманах. Вып. 53: М.: Молодая гвардия. — 1989. — С. 148 -155.
  25. , В. Человек синей эпохи // Андреев Д. Роза Мира: метафилософия истории. М. 1991.
  26. , Р. С. Слово о Д. Андрееве // Лепта. 1996. — № 28. — С. 136 — 143.
  27. , С. Русский Сведенборг // Новый мир. 1989. — № 2. С. 176 — 179.
  28. , В. «Князь тьмы» в пророчествах Даниила Андреева // Российская газета. 1995. — 1/01. — С. 27.
  29. Закон Божий / Под ред. М. Добужинского. Т. 1. М., 1994. — 58 с.
  30. Л. Композиционный анализ художественного текста. Теория. Методология. Алгоритмы обратной связи. М.: Флинта, 2000. -184 с.
  31. Кандауров, О, Русь. Гимн первый // Наука и религия. 1991. — № 3. -С. 35.
  32. , К. Даниил Андреев тайновидец 20 века // Известия. 1991. — 12. 12. (Моск. веч. выпуск). — С. 3.
  33. , Г. В. Монадология // Лейбниц Г. В. Сочинения в 4-х т. Т. I.. С. 413 428.
  34. , Е. «Когда буду читаем и чтим.» // Независимая газета. 1994. 19/11. — С. 8.
  35. , И. С. Вступительная заметка к публикации // Лепта. 1996. № 28. — С. 136 — 163.
  36. Материалы «круглого стола» «О пламенном хоре, которого нет на земле» // Новый мир. 1996. — № 10. — С. 203 — 215.
  37. Материалы «круглого стола» «Вестник другого дня» // Урания. 1996. № 6. — С. 6 — 17.
  38. , В. Они не знали друг друга.: о сходстве мистического опыта и культурных систем Д. Андреева и Д. Толкина // Урания. -1994. № 2.-С. 7- 10.
  39. , В. «Роза Мира» для счастливых младенцев: сбываются пророчества Д. Андреева // Независимая газета. 20. 07. 96. — С. 8.
  40. , В. Почему так был нужен нам Даниил Андреев? // Урания. 1997. — № 3. — С. 6 — 9.
  41. , В. Явление // Огонек. 1991. — № 34. — С. 12.
  42. , Я. Универсальная ценность утопии: О «Розе Мира» Даниила Андреева // Русский язык за рубежом. 1994. — № 2. — С. 88 -92.
  43. Первые российские Андреевские чтения // Урания. 1995. — № 2.
  44. , Г. Будущее мироустройство и русская идея // XX век и мир. 1990.-№ 2.-С. 26 — 32.
  45. , Г. С. Пробуждение чувства вестника: На материале романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» и книги Д. Андреева «Роза Мира». // Звезда. 1993. — № 12. — С. 189 — 192.
  46. , В. Учение Даниила Андреева «Роза Мира» // Вопросы философии. 1998. — № 2. — С. 136 — 145.
  47. , Б. Вестник другого дня // Андреев Д. Л. Русские боги: Стихотворения и поэмы. М.: Современник, 1998. — 397 с.
  48. , А. Сведенборг и Андреев: Перекличка двух мистиков // Урания. 1995. — № 2. — С. 22 — 26.
  49. , В. С. Красота в природе // Соловьев В. С. Сочинения в 2 т. 2-е издание. Т. 2. М.: Мысль, 1990. — 822 с.
  50. , В. Листая ранние тетради. О детском творчестве Д. Андреева // Урания. 1997. — № 36. — С. 23 — 29.
  51. , Л. Н., Савичева К. А. Лирика Андреева- к проблеме поэта-вестника // Филологические штудии. Иваново, 1995. — С. 98 — 104.
  52. , Ф. И. Россия и революция // Тютчев Ф. И. Политические статьи. Репринтное издание. Paris: YMCA-PRESS, 1976. 172 с.
  53. , А. Иго мое благо: ¦ Метапедагогика Д. Андреева // Учительская газета. 1994. — 15 февраля (№ 7). — С. 23.
  54. , Е. Китежанин (Д. Л. Андреев. Русские боги. Стихотворения и поэмы. М.: Современник. 1989. 397 с.) // Новый мир. 1991,-№ 6. — С. 258 — 261.
  55. , Ф. В позе слушателя: размышления над книгой «Роза Мира» // Книжное обозрение. 1991. -№ 35. — С. 5.
  56. , И. Вышла книга Даниила Андреева «Роза Мира» // Путь к себе". 1991. — № 8. — С. 15 — 16.
  57. , М. И. «Роза Мира» Даниила Андреева и современность. М., 2000. — 48 с.
  58. , M. Н. Роза Мира и царство Антихриста: о парадоксах русской эсхатологии // Континент (Москва Париж). — № 79. — 1994. -С. 283 — 332.
  59. , M. Н. Роза Мира и царство Антихриста: о парадоксах русской эсхатологии // Эпштейн Э. Вера и образ. Религиозное бессознательное в русской культуре 20-го века. Tenafey (New Jersy), Hermitage, 1994. — С. 205 — 250.189
  60. , Дж. Р. Р. О волшебных сказках // Толкин Дж. Р. Р. Хоббит, или туда и обратно. Приключения Тома Бомбадила и другие истории / Пер. с англ. СПб.: Азбука, 2000. 672 с.
  61. , И. Третий глаз. Диалектика искусства. М., 1989. — 78 с.
  62. , Э. Революция надежды // Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика. 1993. — 415 с.
  63. , Л. Е. Эпопея С. Н. Сергеева-Ценского «Преображение России». Тамбов, 2000. — 65 с.
  64. , Б. Мост из мира реального в мир трансцендентальный: Д. Андреев поэт, визионер, философ // Независимая газета. — 1994. — 1 сентября. — С. 7.
  65. В. Современный русский исторический романа: Учебное пособие. Калинин: КГУ, 1990. — 80 с.
Заполнить форму текущей работой