Организация системы регионального проката киновидеопродукции в условиях рынка
Представленная работа отражает одну из важнейших проблем в области развития отечественной культуры, неотъемлемым элементом которой было, остается и будет киноискусство. Из всех отраслей народного хозяйства кинематография первой в России перешла на рыночные взаимоотношения после V съезда кинематографистов, окунувшись в океан неведомой для нее экономики. Хлынувший из-за рубежа поток незнакомой… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. АНАЛИЗ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КИНЕМАТОГРАФИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
- 1. 1. Кинорынок России, становление и развитие
- 1. 2. Киновидеопрокат и кинорынок — проблемы и возможные пути их решения
- 1. 3. Протекционизм и стратегия выживания отечественной ки нематографии
- 1. 4. Приватизация в социально-культурной сфере как форма протекционизма
- 1. 5. Анализ передового опыта совершенствования системы киновидеопроката в России
- ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ПРОДВИЖЕНИЯ КИНОВИДЕОПРОДУКЦИИ В СИСТЕМЕ «ПРОИЗВОДИТЕЛ
- -зритель».". so
- 2. 1. Киновидеопрокат как сложная организующая система
- 2. 2. Теоретические предпосылки прогнозирования коммерческого успеха
- 2. 3. Продвижение фильма как целевая функция кинематографии
- ГЛАВА III. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССОВ ПРОДВИЖЕНИЯ ФИЛЬМОВ. ф 3.1. Роль маркетинговых исследований в продвижении фильма
- 3. 2. Методика исследования потенциальной зрительской аудитории
- 3. 3. Методика прогнозирования зрительского успеха фильма
Организация системы регионального проката киновидеопродукции в условиях рынка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Проблемы развития кинематографии, как одной из важнейших составляющих отечественной культуры, теснейшим образом связаны с экономическими проблемами России, вступившей на путь рыночных отношений.
Несовершенство правовой базы, практическое отсутствие протекционизма, финансирование культуры по остаточному принципу, засилие на экранах низкопробной импортной кинопродукции — это те факторы, которые далеко не способствуют развитию и даже выживанию кинематографии на современном этапе. Между тем, кинобизнес, как особый вид деятельности, по уровню возможных доходов в ряде стран занимает ведущее место, например, в США доходы от кинопроизводства на втором месте после аэронавтики.
Современная кинематография представляет собой сложный комплекс взаимосвязанных отраслей: кинопроизводство — выпуск кинопродукции всех видов и жанров как на государственных, так и на независимых киностудияхкинопрокат — сеть организаций, осуществляющих распространение кинопродукциикиносетьсистема кинотеатров, киноустановок, видеосалонов, где происходит реализация конечного продукта кинопроизводства, то есть доведение ее до зрителякинопромышленность — кинотехническая, кинопленочная и кинокопировальная. Успешное функционирование столь сложного комплекса связано с большими затратами и не меньшим риском — настроение зрительской аудитории слабо предсказуемо. По свидетельству мировой статистики из 10 снятых фильмов окупаются лишь 2−3, однако доходы от проката последних, как правило, значительно превышают затраты на производство всех 10.
Центральным звеном в системе «фильмопроизводство — прокат — кинопоказ являются прокатные организации или прокатчики, которые обеспечивают продвижение фильма от киностудии до зрителя. Можно создать отличное, высокохудожественное произведение, но из-за ошибок проката оно может не дойти до потребителя и будет стареть на полках фильмофонда. Между тем, низкопробная кинопродукция, в основном американского производства, при умелом прокате с использованием пиратских приемов приносит огромные доходы в частном кинобизнесе, но, к сожалению, далеко не способствует развитию российского кинематографа. Отечественная система кинопроката для рыночных условий практически не разработана и находится в стадии поиска оптимальных форм и методов управления сложными процессами продвижения кинопродукции на кинорынках, поиска форм взаимовыгодных экономических и правовых отношений между государством и частным бизнесом. Несмотря на вышедший в 1996 году Федеральный закон «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации», многие вопросы, особенно касающиеся сферы реализации отечественной кинопродукции, остаются нерешенными как в теоретическом, так и в практическом плане. Именно эти обстоятельства обусловливают актуальность избранной темы исследования, определяют цель и задачи диссертационной работы.
Цели и задачи исследования. Целью настоящего исследования является теоретическое обоснование и разработка практических рекомендаций по созданию действенной системы киновидеопроката, обеспечивающей возрождение и развитие отечественной кинематографии.
В соответствии с целевой установкой в работе поставлены и решаются следующие основные задачи:
— проанализировано современное состояние кинорынка и его влияние на прокат киновидеопродукции в киносети Российской Федерации, Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона;
— выявлены основные проблемы современного киновидеопроката и определены возможные пути их решения;
— проанализировано и дана оценка зарубежному и передовому отечественному опыту продвижения фильма от киностудии до зрителя;
— представлена модель маркетинговых исследований в системе киновидеопроката;
— разработаны методики исследования потенциальной зрительской аудитории и прогнозирования зрительского успеха фильма.
Объектом исследования является система кинофикации Российской Федерации и ряда зарубежных стран, а предметом исследования — экономические и организационные аспекты продвижения киновидеопродукции до зрителя.
Теоретической и методологической основой исследования послужили научные труды российских и зарубежных ученых в областях: системного анализаэкономики, организации и управления производством услуг в социально-культурной сфере, а также работы по проблемам экономики и управления в кинематографии, на телевидении и других отраслей аудиовизуальной сферы.
При написании диссертационной работы были использованы законодательные акты Российской Федерации по вопросам управления, экономики и организации производства, развития кинематографии, указы Президента, постановления Правительства и другие нормативные документы, регламентирующие деятельность в аудиовизуальной сфере. В диссертации также использованы методические, планово-отчетные документы российских киновидеопред-приятий и организаций, статистические данные Роскомстата, материалы научно-практических семинаров, творческих конференций и съездов кинематографистов.
В работе использованы методы системного анализа, научного абстрагирования, исторического и сравнительного анализа, сопоставлений, синтеза и обобщения, группировок и классификации.
Научная новизна исследования. Настоящая диссертационная работа представляет собой научно-практическую разработку системы проката киновидеопродукции в рыночных условиях на базе взаимовыгодного коммерческого и государственного управления.
В процессе исследования автором получены результаты, содержащие элементы новизны:
— разработана концептуальная модель построения киновидеопроката в региональном, областном и городском масштабах;
— теоретически обоснованы предпосылки прогнозирования коммерческого успеха при прокате киновидеопродукции;
— разработана концепция маркетинговых исследований, обеспечивающих продвижение фильма от киностудии к зрителю, с учетом потенциальной зрительской аудитории и прогнозировании зрительского успеха.
Научная и практическая значимость проверенных исследований заключается в разработке и внедрении предложенных автором методик организации прокатных процессов и их планирования с учетом результатов прогноза зрительских симпатий к тому или иному фильму и к кинематографу в целом. Широкое внедрение предлагаемых рекомендаций позволит обеспечить непрерывное развитие кинопроцессов, в значительной степени сократить государственные дотации и обеспечить рентабельность кинематографии.
Заключение
.
Представленная работа отражает одну из важнейших проблем в области развития отечественной культуры, неотъемлемым элементом которой было, остается и будет киноискусство. Из всех отраслей народного хозяйства кинематография первой в России перешла на рыночные взаимоотношения после V съезда кинематографистов, окунувшись в океан неведомой для нее экономики. Хлынувший из-за рубежа поток незнакомой нашему зрителю кинопродукции, видеопиратство, отсутствие правовой основы проката дало, с одной стороны, возможность быстрого обобщения незначительного числа коммерсантов, как правил, не специалистов кино, с другой — резко сократило отечественное кинопроизводство, что могло привести к необратимым процессам. Хорошо, что этого не произошло! Рынок кино пересыщен низкопробной американской продукцией, и зритель ориентируется на отечественные фильмы, и наши киностудии начинают вставать с колен. Только за последний год такие фильмы как «Сибирский цирюльник», «Барак», «Ворошиловский стрелок», «Старые клячи» и др. получили признание зрителей — значит, российское кино на подъеме.
Наиболее сложной проблемой в современном кинематографе остается проблема эффективного, рентабельного проката фильма, доведения его до массового зрителя.
В данной работе автор провел исследования процессов в цепи «фильмопроизводство — прокат — кинопоказ» и проанализировал экономические, организационные и правовые факторы, которые регламентируют эти процессы и влияют на их развитие и совершенствование. Используя методологию системного подхода, результаты анализа зарубежного опыта и опыта передовых прокатных организаций в работе предложена обоснованная концепция построения системы продвижения фильма к зрителям.
Методическое обеспечение проката построено на специальных, характерных для предприятий культуры, маркетинговых исследованиях, которые позволяют учитывать потенциальную зрительскую аудиторию и прогнозируемый зрительский успех фильмов. В процессе прогнозирования использован оригинальный инструментарий обработки экспертных данных, и сама методика экспертизы для решения подобных задач использована впервые. Как показали результаты фактического использования представленных в работе методик, наибольший интерес вызвали у пользователей полученные приоритеты причин непосещаемости кинотеатров и приоритет (рейтинг) кино в досуговых услугах.
Предложенная модель организации киновидеопроката в Ленинградской области в настоящее время активно внедряется в сочетании с организацией Центров досуга на базе нерентабельных кинотеатров. Остается самой серьезной проблемой для эффективного проката фильмов постоянный дефицит оборотных средств, который не позволяет приобрести более одной копии для демонстрации.
Список литературы
- Документы и материалы Правительства, Президента Российской Федерации, нормативные экономические, технические, статистические и справочные материалы:
- Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» от 09.07.93 № 5351−1.
- Закон Российской Федерации «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» от 22.08.96 № 126-ФЗ.
- Постановление Правительства РФ от 18.09.95 № 941 «Об утверждении положения о лицензировании деятельности, связанной с публичным показом кино- и видеофильмов (с изменениями от 13.09.96).
- Постановление Правительства СССР «О перестройке творческой, организационной и экономической деятельности советской кинематографии» от 18.11.89 № 1003.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 27.05.93 № 490 «О некоторых мерах по усилению координациидеятельности министерств и ведомств Российской Федерации,
- Советов Министров республик в составе РФ, администраций краев и областей, автономных областей и округов, городов федерального значения».
- Указ Президента Российской Федерации от 12.11.93 № 1904 «О дополнительных мерах государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации».
- Указ Президента Российской Федерации от 15.04.94 № 785 «О протекционистской политике Российской Федерации в области отечественной кинематографии и мероприятиях в связи со 100-летием мирового и российского кинематографа.
- Основные направления экономического социального развития кинематографии на 1986−1990 гг. и на период до 2000 года и постановление коллегии Госкино СССР от 02.08.84 № 44.
- Программа «Развитие отечественной кинематографии в 19 971 999 гг.» № 715 от 19.08.96.
- Программа «О сохранении и развитии кинематографа Санкт-Петербурга» от 28.06.94 № 659-Р.
- Распоряжение мэра по осуществлению кино репертуарной политики в Санкт-Петербурге от 22.12.95 № 1309-Р.
- Российское кино на экранах страны возможно ли это? Материалы круглого стола И Люмьер-экспресс — февраль 1995 г. -с.11−14.
- Российский статистический ежегодник. 1997−1998 гг. М., ГОСКОМСТАТ 1999.
- Программный каталог XXIX Межгосударственного кинорынка (сентябрь 1996 г.).
- Программный каталог XXX Межгосударственного кинорынка (март 1997 г.).
- Программный каталог XXXI Межгосударственного кинорынка (сентябрь 1998 г.).
- Программный каталог XXXII Межгосударственного кинорынка (март 1999 г.).
- Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Аэриэляна. -М.: Фонд «Правовая культура», 1994.
- Россия и страны мира: Стат.сб. / Госкомстат России М.: 1998.
- Положение о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания в Российской Федерации. Утверждено постановлением Правительства РФ от 07.12.94 № 1359.
- Временное положение о лицензировании деятельности по производству (тиражированию), оптовой и розничной реализациивидеопродукции на территории г. Москвы Приложение к распоряжению Мэра Москвы от 18.03.98 № 237-РМ.
- Постановление СМ РФ от 28.04.93 № 396 «О регистрации кино-и видеофильмов и регулировании их публичной демонстрации».
- Авторское право: нормативные акты, Национальное законодательство и международные конвенции М.: Элит-клуб- Юридическая книга, 1998. 429 с.
- Гражданский кодекс Российской Федерации чЛ СПб.: Макет 1995.
- Гражданский кодекс Российской Федерации ч. Н Челябинск: Книга 1996.2. Книги, брошюры:
- Бабич A.M., Егоров Е. В. Экономика и финансирование социально-культурной сферы. Казань, 1996.
- Березина Т.А., Голубева А. И., Сологубова Л. В. Рекламная деятельность. Учебн.пособие. СПб.: Балт.гос.техн.ун-т., 1999.
- Блюмберг В.А., Глущенко В. Ф. «Какое решение лучше? Метод расстановки приоритетов.» Л.: Лениздат, 1982.
- Бондаренко Н.И. Методология системного подхода к решению проблем. СПб ГУЭиФ, 1997.
- Гергоменова Л.Ю. Эффективная реклама в России: Практика и рекомендации. М.: Руспартнер, 1994.
- Гордин В.Э. Социальная политика и социальный маркетинг. -СПб ГУЭиФ, 1993.
- Денисов А.А., Волкова В. Н. Системный анализ. СПб ГТУ, 1997.
- Джексон Г. Американский менеджмент на пороге XXI века. М.: Научно-внедренческий центр «Маркетинг», 1998.
- Дискин И.Е. Культура. Стратегия социально-экономического развития. -М.: Экономика, 1990.
- Дихтль Е., Хёршген X. Практический маркетинг: Учебн. пособие / пер. с нем. А.М.Макарова- Под ред. И. С. Минко. М.: Высш. Шк.- ИНФРА-М, 1996.
- Евменов А.Д. Организация, регулирование и планирование деятельности систем телевидения. СПб ГУЭиФ, 1996.
- Жукова М.С. Организация и планирование кинопроката. М., Искусство, 1972.
- Забелин П.В., Моисеев Н. К. Основы стратегического управления. М. Научно-внедренческий центр «Маркетинг», 1998.
- Иосифян С.А. Проблемы массовости киноискусства. М., ВГИК, 1977.
- Кино и зритель. Опыт социологического исследования. Под ред. Л. Н. Когана. -М., Искусство, 1976.
- Кино и зритель. Проблемы социологии и кино. Отв. редактор З.Т.Куторга- М., изд. НИИ Киноискусства, 1978.
- Кокорев И.Е. Кино как бизнес: современная, американская киноиндустрия, зарубежный опыт и перестройка советского кино. -Минск, 1991.
- Котляр Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1992.
- Кролевецкий Э.Н. Нормы и нормативы в хозяйственном регулировании. СПб.: Изд-во СПГУЭиФ, 1993.
- Культурная политика России. История и современность. Два взгляда на одну проблему. Отв.ред.: И. А. Бутенко, К. Э. Разлогов. -М.: Либерия, 1998.
- Кураков Л.П. и др. Экономика и государство. Чебоксары: Изд-во Чу ваш. ун-та, 1998.
- Макконнелл К., Брю С. Экономика. Т.2 М.: Республика, 1992.
- Макуновский А.Б., Хартуков Е. М. Экономическая конъюнктура. Как изучать современный рынок. М.: ШМБ МГИМО, 1991.
- Нейлор К. Как построить свою экспертную систему. М.: Энер-гомашиздат, 1991.
- Новатный О., Фишер Я. Экономика культуры. М.: прогресс, 1989.
- Новаторов В. Маркетинг культурных услуг. Омск, 1992.
- Основы предпринимательской деятельности в кинематографии. Учебн.пособие. Под ред. В .И.Кошкина. М.: ВГИК, 1993.
- Основы предпринимательской деятельности в кинематографии. Учебн.пособие. Под ред.В. И. Кошкина. М.: ВГИК, 1993.
- Отечественное кино: стратегия выживания. Научный доклад. — М.: НИИ Киноискусства, 1991.
- Разлогов К.Э. Искусство и рынок. М.: Госкино, 1989.
- Робсон М., Уллах Ф. Практическое руководство по ранжирингу бизнес-процессов. -М.: Изд-е объедин. ЮНИТИ, 1997.
- Самонов В.М. Роль киновидеопроката в возрождении отечественной кинематографии. СПб.: СПГУКиТ, 1999.
- Спиридонов И.А. Мировая экономика: Учебн.пособие. М.: ИНФРА-М, 1999.
- Тарушкин А.Б. Интеграция России в мировую экономическую систему.-СПб.: Изд. «СФИНКС», 1995.
- Файель А. и др. Управление это наука и искусство. — М.: Республика, 1992.
- Цыгичко В.Н. Прогнозирование социально-экономических процессов. М., МГУ, 1986.
- Чуковская Е.Э. Аудиовизуальный бизнес. Договорное регулирование. -М.: Росконсультант, 1999.
- Шанк Дж., Говиндараджан В. Стратегическое управление затратами. Новые методы увеличения конкурентоспособности. — СПб.: Бизнес Микро, 1999.
- Шляйферт М.А. Управление равновесием социально-экономических систем и процессов. СПбГУЭиФ, 1997.
- Экономика, организация и планирование киносети и кинопроката. / Под ред.В. Г. Чернова М.: Искусство, 1976.
- Экономические отношения в социально-культурной сфере. / Под ред.Ф. Ф. Рыбакова. СПб.: СПТУ, 1992.
- Эшби У.Росс. Введение в кибернетику. М.: Иностр.литер., 1959.
- Юринев Р.Н. Краткая история киноискусства. М.: Изд. центр «Академия», 1997.
- Янсон Э.Ж. Теория и практика нормирования труда в научно-технических организациях. Л.: ЛГУ, 1985.
- Статьи, диссертации, обзоры, экспресс-информация:
- Алексеева С.Ф. и др. О концепции возрождения Российского кинопроката. В сб.матер. научно-практической конференции «Кинотеатр XXI века тенденции развития» 6−10 июля 1999 г. -СПб Киноцентр «Ленинград».
- Антуфьев B.C. Организационно-экономические рычаги государственного регулирования деятельность отраслей социальной сферы. Диссертация к.э.н. СПб.: СПГУЭиФ, 2ООО.
- Браилова О.В. Использование ПЭВМ в кинопроизводстве. М.:
- Сб. трудовой научной конференции молодых специалистов. НИКФИ, 1987.
- Браилова О.В. Оценка производственных и коммерческих рисковв управлении кинопроцессом. Диссертация к.э.н. М. ВГИГ им. С. А. Герасимова, 1993.
- Венжер Н.Я., Рейснер Г. И. Кино. TV. Видео. Партнеры — 93. М.:1. МАИ, 1993.-c.7−14.
- Венжер Н.Я., Дондурей Д. Б. Кинематограф: шаги к рынку. Кино: прокат, реклама, методика, практика. М.: Искусство кино, 1990. -с.37−45.
- Венжер Н.Я. Экономика выживания заставляет кинотеатры забыть о прокате // Люмьер-экспресс. 1995. — с. 18.
- В Роскомкино // Экран-информ февраль 1994 г. — № 3, с. 16.
- Воробьева М.П. Организационно-экономические методы поддержки национальных кинематографий. Диссертация к.э.н. -М.: ВГИК им. С. А. Герасимова, 1997.
- Воронова М.А., Янсон Э. Ж. Протекционизм как форма нормативного управления СПб. В сб. трудов СПИКиТ: вып.2, 1997.
- Воронова М.А., Янсон Э. Ж. Концепции развития отечественной кинематографии СПб. В сб. трудов СПИКиТ: вып. З, 1998.
- Высторобец М. «Мосфильм» это единственно и неповторимо. -Российская газета. 25 января 1994 г.
- Глуховцев П.Г. Влияние точности прогнозирования зрительского успеха фильмов на эффективность оптимизации тиражей. -Труда НИКОИ, выпуск 107, М., 1982, с.132−136.
- Глуховцев П.Г. Оценка параметров зависимости «тираж число зрителей». — Труды НИКФИ, выпуск 117, М., 1984, с. 108−112.
- Горшкова И. О лицензировании деятельности, связанной с публичным показом кино- и видеофильмов. // Киномеханик. 1996, № 1.
- Горшкова И. Условия приобретения прав на фильмы, защита прав собственников фильмов и смежных прав их партнеров // Киномеханик, 1995, № 8.
- Демиденко С. Сегодня кино дело невыгодное. // Вестник мэрии -СПб — 1994.
- Дондурей Д. Кому он нужен этот зритель? М., Искусство кино, 1988, № 2.
- Дондурей Д.Б. После империи: кинорынок по-русски М.: Искусство, 1993, № 11.
- Дондурей Д.Б. Формирование и развитие кинорынка. Отечественное кино: стратегия выживания М.: НИИ Киноискусства, 1991 — с.45−50.
- Дубецкая В. Вот мы и перегнали Америку! // Люмьер-экспресс. -Февраль 1995. с.22−23.
- Евменов А.Д. Методологические положения создания эффективного функционирования и регулирования развития систем телевидения. В сб.научн.трудов СПГУКиТ. Вып. З, 1998.
- Жабский М. Российское кино и его аудитория. М., Киномеханик, 1991, № 1.
- Жабский М.И. Наивные заблуждения зрителей. Экран-информ. Сентябрь 1993, № 6.
- Жабский М.И. О зрительских установках на отечественный кинематограф. Экран-информ. Октябрь 1993, № 8.
- Жабский М.И. Новое в сегментации рынка. Экран-информ. Ноябрь 1993, № 9.
- Жабский М. Системная целостность кинопроцесса. Киномеханик. 1997, № 9.
- Жабский М. Методические рекомендации по вопросам применения законодательства, регулирующего порядка использования и реализации кино- и видеофильмов на территории РФ. // Киномеханик. 1998, № 1.
- Жабский М. Связующие звенья производства и потребления. // Киномеханик. 1998, № 10.
- Жабский М. Связующие звенья производства и потребления. // Киномеханик. 1999, № 1.
- Загривная И.У. Нормативное обеспечение процессов управления маркетинговыми исследованиями (на примере региональной киносети). Диссертация к.э.н. ЛИКИ, 1993.
- Каллистов И., Лайков А., В новых условиях. М.: (Информационный кинобюллетень). 1990, № 1.
- Камартина Н.М., Янсон Э. Ж. К проблеме оценки стоимости киновидеопроката. Сб.научн.трудов СПГУКиТ, Вып. З, 1998.
- Косова Т.С. «Организационно-экономическая система функционирования телевидения в современных условиях» (авто-реф.диссерт. к.э.н.)-М.: ВГИК, 1999.
- Кокарев И.Е. Кинобизнес США вчера и сегодня. // Киномеханик. 1989, № 9, с. 15.18.
- Кроливецкий Э.Н., Черемисина А. А. Сущность и роль стратегического планирования в деятельности кинозрелищных предприятий. Сб.науч.трудов СПГУКиТ. Вып. З, 1998.
- Лалетин Д. Оптимизация кинопроката веление времени. // Киномеханик. 1997, № 2.
- Лоскутова И. Фильмы и прибыль // Киномеханик. 1996, № 1.
- Лебединский И.Л. В кинотеатре и у телеэкрана. В сб. трудов СПГУКиТ. Вып.4. 1999.
- Лозинский В.Н., Толстопятов А. А. Проблемы российского кинорынка. В сб. трудов СПГУКиТ. Вып.2. 1997.
- Лозинский В.Н. Формирование и развитие кинорынка в Российской Федерации. Диссертация к.э.н. ЛИКИ. 1992.
- Маликов Т.С. Финансово-кредитное обеспечение деятельности кинематографии в современных условиях. Диссертация д.э.н. -СПб.: СПГУЭиФ, 1993.
- Матусов Ю. А. Шашкин Э.Г. Современное состояние отечественного кинопроката. // Проблемы развития техники и технологии кинематографа.: Сб.науч.тр. Вып.7 / СПИКиТ — СПб., 1997.
- Медведев Г. Ф., Соколов А. В. Возрождение кинематографа, как отрасли промышленности. // Промышленность сегодня. 1999, № 3.
- Морковина Е. Как продвигать кинофильмы к зрителям. // Киномеханик, 1996, № 3−6.
- Морковина Е. Киномаркетинг // Киномеханик. 1997, № 5.
- Морковина Е. Продюсер и его роль в прокате фильма. / Кино-мехник. 1996, № 2.
- Мучник А. Кинопрокат: кто есть кто. М., Экран-информ. 1999, № 6.
- Нужен ли российский кинематограф мировому кинобизнесу. -Экран-информ, июль 1993, № 6.
- О формировании рынка и рыночных отношений в кинематографии. Экран-информ. Ноябрь 1993, № 9.
- Рыков И. Где приобрести кинорекламу // Киномеханик. 1996, № 10.
- Самонов В.М. Культура как феномен общественной жизни // В сб. научных трудов СПГУКиТ. Вып.5. 1999.
- Смирнов А.Ю. Управление маркетингом услуг хозяйствующих субъектов сферы телевидения. Диссертация к.э.н. СПб.: СПГУКиТ., 1999.
- Сидоренко В.И. Планирование факторов производства аудиовизуальной продукции в условиях рынка. Диссертация к.э.н. М.: ВГИК им. С. А. Герасимова, 1999.
- Сидоренко В.И. О государственной поддержке производства национальных фильмов и кинолетописи. // СК новости, № 17 — 1999.
- Что происходит с «Мосфильмом»? Известия, 5 января, 1994.
- Чтобы выжить, надо умереть Экран-информ. Ноябрь 1993, № 10.
- Шурыгин В. Конъюнктура цены потребительского рынка. Экономика и жизнь. 1993, № 19.
- Янсон Э.Ж. Киносеть и рынок. Сб. трудов ЛИКИ. Вып.2. 1996.
- Текст анкеты, предлагавшейся для проведения опроса зрителей:1. Уважаемый кинозритель!
- Данное исследование проводится с целью улучшения кинообслуживания. Ваши искренние ответы помогут в дальнейшей работе кинотеатров.
- Есть ли у Вас любимый кинотеатр?1. Да2. Нет
- Если «Да», то сообщите его название.
- Посещаете ли Вы кинотеатр так же, как год назад?
- Стали ходить в кино чаще, чем в прошлом году
- Так же часто посещаю кинотеатр, как год назад
- Стал ходить реже, чем в прошлом году4. Не знаю, не помню
- Как часто Вы ходите в кинотеатр?1. Очень редко2. Один-два раза в год3. Один-три раза в месяц4. Несколько раз в неделю
- Если Вы сейчас меньше посещаете кинотеатр, можете ответить почему?
- Фильмы меня уже не так интересуют, в свободное время у меня другие интересы
- Кинотеатр часто не посещаю, смотрю телевизор
- Супруга (супруг) не может посещать кинотеатр
- Стали дороже билеты в кинотеатр
- Кинотеатр находится далеко
- Кинотеатр в плохом состоянии, некомфортабельный7. Другая причина
- Какое место занимает посещение кинотеатра среди других способов проведения свободного времени?1. Одно из первых2. Где-то в середине3. Одно из последних
- Где Вы предпочитаете смотреть фильм?1. По телевидению2. В кинотеатре3. По видео4. Мне все равно
- Если, по Вашему мнению, лучше смотреть фильм в кинотеатре, то готовы ли Вы поехать в дальний кинотеатр, чтобы посмотреть интересный фильм?1. Да2. Нет
- Ваше отношение к видеофильмам:1. Регулярно смотрю видео2. Время от времени3. Не смотрю вообще
- А что сегодня привело Вас в кино?
- Пришел посмотреть именно этот фильм
- Пришел в кино — фильм меня устроил
- Фильм не имеет значения, другие причины
- Какова вероятность, что Вы получите большое удовольствие от просмотра этого фильма?1. Высокая2. Средняя3. Низкая
- Какие жанры Вы предпочитаете?1. К комедии2. МФ музыкальные фильмы3. ДР драмы4. МД мелодрамы5. И исторические фильмы
- П — приключенческие фильмы7. В вестерны
- Д детективы, фильмы с криминальным сюжетом9. Ск сказки, легенды10. Ф фантастические фильмы11. Т триллеры, фильмы ужасов12. Эк экранизации13. Эр — эротические фильмы14. Другой жанр
- Фильмы каких стран Вы предпочитаете?1. Американские2. Французские3. Отечественные4. Итальянские5. Английские6. Индийские
- Кинотеатр Вы посещаете один или нет?1. Один2. С мужем (женой)3. С семьей4. С деловыми партнерами
- С другом или подругой другого пола
- С другом или подругой того же пола7. Компанией
- Согласны ли Вы с таким утверждением: всегда нахожу в афишах кинотеатров интересный для себя фильм?1. Согласен2. Нет
- Вы довольны кинотеатром, который чаще всего посещаете?1. Да 2. Нет
- Исходя из того, как Вы ответили на вопрос № 16, ответьте на вопрос № 17 или № 18.
- Чем вызвано Ваше положительное отношение к кинотеатру, который Вы чаще всего посещаете?1. Качеством изображения2. Качеством звука3. Комфортабельностью4. Репертуаром5. Стоимостью билета
- Наличием дополнительных услуг (бар, буфет, кафе и т. д.)7. Другая причина
- Чем вызвано ваше положительное отношение к кинотеатру, который Вы чаще всего посещаете?1. Качеством изображения2. Качеством звука3. Комфортабельностью4. Репертуаром5. Стоимостью билета
- Отсутствием дополнительных услуг (бар, буфет, кафе и т. д.)7. Другая причина
- Сообщите, пожалуйста, сведения о себе1. Пол2. Возраст3. Образование4. Семейное положение