Применение информационных технологий в индустрии туризма
Распространение информационных технологий в туризме будет зависеть от ряда дополнительных социокультурных, экономических и политических факторов. Сами по себе информационные технологии не могут создавать «новые комбинации» туристских услуг. Только соединение технологий с рядом социальных, институциональных, социополитических и культурных факторов приведет к созданию новых комбинаций товаров… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. МЕСТО И РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА
- 1. 1. Роль информационных технологий в повышении эффективности и конкурентоспособности организации
- 1. 2. Система информационных технологий в индустрии туризма
- ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТУРИЗМА В РЕГИОНЕ
- 2. 1. Туристские и географические информационные системы
- 2. 2. Модель создания туристской информационной системы в Санкт-Петербурге
- 2. 3. Анализ российского рынка информационных технологий в индустрии туризма
- ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА
- 3. 1. Потребительская ценность ИТ и новые требования к системам туроператоров
- 3. 2. Использование электронных сетей в туризме
- 3. 3. Системы поддержки решений для выбора туристских дестинаций
Применение информационных технологий в индустрии туризма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования.
Туризм является одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамичных отраслей мировой экономики. Успешное развитие туризма оказывает влияние на такие ключевые сектора экономики, как транспорт и связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и др. Таким образом, создание развитой туристской индустрии имеет важное значение как одно из эффективных направлений структурной перестройки экономики России.
Сложившийся в последние годы стихийный российский рынок туристских услуг, в целом, при отсутствии координирующего начала находится в кризисном состоянии, и российские объекты, несмотря на огромный рекреационный потенциал страны, до сих пор не включены в постоянные международные туристские цепи. Одна из причин подобного противоречия заключается в отсутствии надежной и достоверной информации о состоянии рынка и привычного для западного клиента сервиса, базирующегося на всех возможностях, обеспечиваемых современными средствами связи.
Процесс формирования и отправки туристских групп за рубеж без использования сетевых компьютерных технологий также недостаточно эффективен даже в Москве и Санкт-Петербурге, не говоря уже о прочих многочисленных городах и регионах России. Особенности реализации туристского продукта не позволяют говорить о полноценном рынке без соответствующего информационного обеспечения.
Российские туристские фирмы и органы по управлению туризмом, вступающие на международный рынок, сталкиваются в своей деятельности с проблемами освоения новыми информационными технологиями, которые являются необходимым условием международной интеграции и современной концепции туристского бизнеса как информационно-насыщенной сферы. Планирование развития туризма в регионах Российской Федерации затрудняется отсутствием статистики и информации об основных туристских ресурсах. В связи с этим, в настоящее время, анализ существующих информационных систем в туризме, изучение основных областей применения информационных технологий и разработка рекомендаций менеджменту туристских организаций для выбора компьютерных технологий представляется особенно актуальным.
Разработанность темы исследования.
В нашей экономической литературе, да и в общественной практике, наблюдается недооценка индустрии туризма, как одной из важнейших сфер социально-экономической деятельности. Количество теоретических и практических разработок в данной области, по сравнению с другими отраслями экономических знаний, незначительно. А если учесть, что долгое время российские ученые и практики были лишены возможности изучения последних достижений зарубежных исследований, то пробел литературы по данной проблеме особенно ощутим.
Развитие туризма играет важную роль в решении социальных проблем. Необходимость развития сферы туризма способствует повышению уровня образования, совершенствованию системы медицинского обслуживания, внедрению новых средств распространения информации. Становление рыночных отношений в нашей стране стимулировало бурный процесс создания туристских фирм и рынка туризма. Темпы информатизации и компьютеризации достигли неслыханных масштабов. Появились научно-исследовательские центры, средние и высшие учебные заведения, призванные восполнить пробел в квалифицированных кадрах в туристской отрасли. Формирование научной школы исследований сферы туризма потребовало объединения усилий ученых и практиков, в результате чего, в 1994 г. была учреждена Академия Туризма РФ как научный центр.
Научные труды и исследования ученых Академии Туризма послужили теоретической и методологической основой диссертационного исследования. Существенный вклад в разработку теоретических и методологических вопросов внесли работы: Афана-сенко И.Д., Азара В. И., Биржакова М. Б., Богданова Е. И., Бло-хина Ю.И., Волковой JI.A., Ивановой В. Н., Карповой Г. А., Кириллова А. Т., Кузнецова Ю. В., Масловой Е. В., Моисеенко H.A., Никифорова В. И., Потемкина В. К., Савоярова Н. В., Шматченко В. Ф., Шматченко В. В. и др.
Применение информационных технологий в управлении и планировании туризма за рубежом имеет долгую историю. Информационное обеспечение туристского бизнеса на региональном уровне опирается на различные туристские информационные и маркетинговые системы и развитую телекоммуникационную инфраструктуру. Развитие российского рынка туризма обусловило необходимость в изучении теории и практики управления информационными технологиями, в анализе международного опыта использования компьютерных систем резервирования и систем управления дестинациями. Огромное количество зарубежных исследований в области информационных и коммуникационных технологий в туризме основываются на более чем 30-летнем опыте функционирования различных компьютерных систем. Кроме того, большой фактический материал был собран благодаря телеконференциям и дискуссиям в международной сети Интернет и пере.
— б писке с Канадским Научно-Исследовательским Институтом Туризма. Огромную помощь в работе оказало изучение материалов международных конференций по проблемам применения информационных и телекоммуникационных технологий в туризме. Различные аспекты информационного обеспечения туристского бизнеса представлены в работах таких зарубежных исследователей как: Г. Арчдейл, Р. Баррас, М. Беннет, И. Браун, Д. Дэвидсон, П. Гэмбл, М. Касавана, Р. Майер, Р. Мули, Л. Нишимото, А. Пун, В. Ричард, К. Риан, П. Шелдон и др.
Цели и задачи исследования.
Целью работы является разработка предложений для менеджмента туристских организаций по выбору различных информационных и компьютерных систем в сфере туризма, восполнение пробела в научных исследованиях по данной проблеме в отечественной науке. Достижение указанной цели соискатель осуществил на основе изучения и анализа конкретных информационных технологий, основных тенденций развития туристского бизнеса и влияния ИТ на эффективность деятельности организации.
В соответствии с указанной целью были поставлены следующие основные задачи:
— изучение роли информационных технологий в повышении эффективности и конкурентоспособности организации;
— исследование системы информационных технологий в туризме, выделение информационно-насыщенных сегментов в туризме;
— изучение международного опыта и основных проблем в применении различных информационных технологий в индустрии путешествийсравнительный анализ российских информационных систем, применяемых в туризме;
— анализ туристских и географических информационных систем, их роли в развитии регионального туризма;
— разработка модели создания туристской информационной системы в Санкт-Петербурге;
— изучение основных тенденций развития туристского бизнеса и влияния этих тенденций на деятельность туроператоров и их информационные системы;
— исследование возможностей электронных сетей для индустрии путешествий;
— анализ моделей экспертных систем и представление технологии принятия решения в осуществлении выбора оптимальной дестинации для отдыха.
Научная новизна проведенного исследования заключается в следующем:
— обосновано положение, что на современном этапе развития общества, информационные технологии должны рассматриваться как стратегический ресурс развития деловой активности организации в любой отрасли, и, в частности, в туризме, как одной из наиболее информационно-насыщенных сфер бизнеса;
— применен системный подход к исследованию операций в туризме и выделены сегменты, которые наиболее восприимчивы к использованию информационных технологий;
— на основе анализа отечественного и зарубежного опыта применения информационных систем в туризме, разработана система практических рекомендаций для менеджмента туристских организаций по выбору компьютерных технологий;
— разработана модель создания туристской информационной системы в Санкт-Петербурге для продвижения региональной информации, связанной с туризмом и путешествиями, через Интернет;
— представлен новый стратегический подход к формированию туристского продукта, который характеризуется большей гибкостью и привлекательностью для потребителя;
— сформулированы основные требования к информационным системам туроператоров для формирования гибкого пакета туристских услуг;
— на основе проведенного исследования разработаны рекомендации по использованию электронных сетей для организаций различных типов в индустрии туризма;
— представлен оригинальный подход к построению экспертных систем на основе процесса аналитической иерархии.
Теоретическая и практическая значимость.
Основные теоретические положения и выводы могут быть использованы в преподавании курса «Информационные технологии в туризме» на отделении «Менеджмент в социальной сфере», при подготовке специалистов в области применения информационных технологий для туристского и гостиничного бизнеса, а также в научно-исследовательских разработках по проблемам использования информационных технологий в индустрии путешествий.
Результаты исследования могут быть использованы для создания туристской информационной системы в регионе, с целью продвижения местных турпродуктов на международный рынок. Кроме того, предложенные рекомендации позволят менеджменту туристских фирм выбрать пути использования предлагаемых на рынке информационных систем, и разобраться в потоке компьютерных технологий, которые появляются на российском рынке.
Апробация результатов исследования.
Диссертационные исследования стали основой при разработке Программы курса «Информационные технологии в туризме», читаемого на отделении «Менеджмент в социальной сфере» .
Некоторые результаты исследования изложены диссертантом в статьях «Информационные технологии в управлении туристским бизнесом» (Вестник СПбГУ, серия Экономика, 1995 г., № 19) и «Использование сети Интернет в индустрии путешествий» (Вестник СПбГУ, серия Экономика, 1997 г., № 26), а также представлялись на Всероссийской научной конференции «Инвестиционная политика России в современных условиях», в докладе «Туристский бизнес в Интернет» (1997 г.) и на Научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития туризма на современном этапе» в докладе «Проблемы информационного обеспечения регионального планирования развития туризма» (1998 г.)".
Модель построения туристской информационной системы в Санкт-Петербурге была представлена на заседании Академии Туризма и одобрена как перспективная основа для создания региональной сети продвижения информации о местных туристских предприятиях на международный рынок.
Структура диссертации.
Диссертация состоит из введения, трех глав (8 параграфов), заключения, списка литературы.
Заключение
.
1. Информационная технология подразумевает использование экономящих время устройств доступа к информационному продукту. Во многих отраслях, связанных с обслуживанием населения, ИТ используются не столько ради снижения производственных издержек, сколько для выживания на рынке. Вообще, совершенствование информационно-технологической составляющей бизнеса движется в том же направлении, что и сам бизнес, а им руководит конкуренция, стремление максимально удовлетворить потребителя. С позиций менеджмента информационных систем, информационная технология рассматривается как стратегический ресурс развития всей деловой активности, как способ повышения конкурентоспособности компании.
Информационные технологии требуют серьезных инвестиций, которые необходимо использовать для достижения стратегических целей, уметь оценивать и контролировать расходы, применять наработанные методы повышения эффективности их использования. Общих рекомендаций по каждому конкретному поводу дать невозможно. Важно другое — понять общую методологию, философию, которая, по-особому преломляясь в каждом конкретном бизнесе, позволит извлечь из информационной технологии то уникальное, что она дает — лидерство на мировых рынках. Технологическая гонка не всем под силу, поэтому предлагается множество способов повышения эффективности работы информационных систем: ориентация на конечных пользователей, самостоятельная разработка прикладного программного обеспечения, передача своих информационных ресурсов компаниям, специализирующимся на обработке информации и т. п.
2. Распространение информационных технологий в туризме будет зависеть от ряда дополнительных социокультурных, экономических и политических факторов. Сами по себе информационные технологии не могут создавать «новые комбинации» туристских услуг. Только соединение технологий с рядом социальных, институциональных, социополитических и культурных факторов приведет к созданию новых комбинаций товаров и услуг, методов, рынков и т. д. Воздействие туризма на принимающие страны, растущее давление на окружающую среду, изменение отпускного времени, технологическая конкуренция, глобализация, распространение СИТ и другие факторы влияют на изменение характера продуктов туризма от жестко-спакетированного в характер, основанный на гибкости, сегментации и диагональной интеграции.
3. Индустрия туризма является одним из крупнейших потребителей информационных и коммуникационных технологий. Наиболее распространенными информационными системами в туризме являются:
— компьютерные системы резервирования авиалиний;
— системы резервирования отелей и аренды автомобилей;
— системы видеотекста;
— телемаркетинг;
— системы офисной поддержки;
— информационные системы дестинаций;
— электронные сети (Интернет).
Успешное управление ИТ в туристской компании в наши дни связано с определенными требованиями к управленческому аппарату. Сюда входят правильное применение информационных технологий и определение того, каким образом это применение наиболее полно отвечает стратегическим целям и направлениям компанииоценка внедрения информационных системадекватная подготовка персоналаинвестиции в новые проекты ИТ.
Использование телекоммуникационных сетей и все более дружественные интерфейсы способствуют тому, что компьютерные системы становятся доступны непосредственно путешественнику. В случае, когда система правильно применяется, ИТ обеспечивают высокое качество обслуживания, тем самым, в большей степени удовлетворяя требованиям клиентов. Однако, требуется поддержание определенного равновесия между высокой технологичностью и должным личным вниманием.
4. Анализ международного опыта создания и функционирования туристских и географических информационных систем показывает, что эти системы могут рассматриваться как, своего рода, статистический пакет — незаменимый инструмент в туристском бизнесе в регионе при планировании, исследованиях и маркетинге. Кроме того, ТИС и ГИС представляют собой надежную основу для решений, принимаемых на государственном и региональном уровнях, для привлечения государственных и муниципальных инвестиций и частного капитала в развитие туризма.
Практически полное отсутствие статистики в России на региональном и местном уровнях затрудняет реализацию планов регионального планирования развития туризма. Сильная информационно-аналитическая служба, как в случае Ярославской области, может помочь не только в сборе и анализе необходимой информации, но и в формировании своего регионального и информационного рекламного продукта.
Существуют определенные проблемы на пути адаптации к подобным информационным системам, такие как сопротивление новым технологиям, высокие затраты на внедрение, кажущаяся ненужность, нехватка в подготовленном персонале и др. При переходе систем из университетских лабораторий в практический мир возникают проблемы технологий и поиска потенциальных пользователей. Представленный обзор относительно практики использования туристских и географических информационных систем показывает, что данные системы успешно функционируют в некоторых западных странах, и уже сделаны первые шаги на пути их применения в планировании туризма в России.
5. Предлагаемая модель туристской информационной системы ТИС призвана решить ряд проблем, связанных с нехваткой информации о Санкт-Петербурге на международном рынке туризма, а также предоставить средним и малым туристским предприятиям возможность недорого и эффективно продвигать на рынок свои услуги и предложения. Модель ТИС и схема реализации проекта могут послужить основой при разработке Информационного центра по туризму в Санкт-Петербурге.
Инструменты, используемые для создания маркетингового материала и связи в ТИС, также можно применять для других целей, таких как управление архивами и установка локальной связи в организациях индустрии туризма.
В качестве органичной части внедрения ТИС в регионе, можно рассматривать разработку предложений для применения стандартных инструментов и технологий туристскими компаниями, на основе анализа российского рынка компьютерных услуг. Сравнительные характеристики компьютерных систем показывают, что разработчики прикладного программного обеспечения признают факт неоднородности российского туристского рынка и, следовательно, существования различных потребностей организаций индустрии путешествий.
6. Ценность информационной технологии для потребителя, в первую очередь, определяется тем, сможет ли новая ИТ создать дополнительные возможности. С ростом опыта путешествий и общим уровнем знаний, ожидания от отдыха движутся по направлению к более гибкой концепции FIT-продуктов (FIT — гибкий индивидуальный тур). Техническая концепция идет навстречу запросам индивидуальных путешественников. В связи с этим, изменилась роль туроператоров на рынке туристских услуг и возникли новые требования к информационным системам. Для успешной продажи FIT-продуктов требуется система резервирования, полностью поддерживающая дистрибыоцию всех компонентов путешествия. Требуемая функциональность достигается, если информационная система туроператора отвечает следующим требованиям:
— резервирование множества компонентов;
— сочетание всех компонентов путешествия;
— цена, определяемая на базе гибких тарифов;
— доступность новой информации;
— доступность информации о резервировании для местных турагентов.
Таким образом, предлагается новый стратегический подход к формированию туристского продукта, который характеризуется большей гибкостью и привлекательностью для потребителя.
7. Применение электронных сетей может приблизить потребителя к предложению, обеспечивая быстрый дешевый, организованный, двусторонний, прямой и независимый информационный канал. Рассмотренные примеры демонстрируют возможности международной сети Интернет при планировании путешествия на этапах до и после принятия решения.
В настоящее время большая часть туристской информации, поставляемой в электронные сети, является статической. По этой причине, туристские компании, использующие Интернет в своем бизнесе, пока не могут извлечь прибыль из существующих преимуществ электронных сетей. Необходимо учитывать, что в период до принятия решения для путешественника намного важнее динамическая часть информации о месте предполагаемого отдыха .
Небольшие туристские фирмы могут воспользоваться предложенными средствами для продвижения своих услуг на рынке, объединившись с целью создания своих туристских приложений в Интернет, чтобы избежать вытеснения себя с рынка туризма. Создание и функционирование сервера «Весь туристический Петербург» показывает все преимущества такого подхода.
8. Выбор туристской дестинации включает в себя сложный набор сделок, связанных с широким спектром возможных альтернатив и постоянным риском принятия неправильного решения. Анализ существующих экспертных систем в области туризма показывает, что данные системы не выдают оптимальных результатов, поскольку не умеют использовать технологию смешанных решений. Хорошее понимание логики процесса принятия решения туристом является самым важным в развитии экспертных систем, которые смогут адекватно оценивать и представлять предпочтения путешественника. Процесс аналитической иерархии представляет собой технологию, используемую для решения различных типов проблем с множественными критериями. Система поддержки решений на основе процесса аналитической иерархии выглядит очень практичным подходом в преодолении ограниченности существующих экспертных систем.
Список литературы
- Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. -М:Мысль, 1994. — 237 с.
- Азар В.И. Методологическое введение к программам регионального туристского развития. //Труды Академии Туризма.-Вып.1. СПб.: Олбис, 1995.- с.21−30.
- Амид H.A. Проблемы и перспективы использования телекоммуникационных технологий в работе российских туристских фирм: Тез.докл. Всеросс.научн.конф. СПб.:СПбГУ, 1997.с.31
- Афанасенко И.Д. Туризм как метод научного познания. //Труды Академии Туризма. Вып.2. — СПб.: Олбис, 1997 -с. 12.
- Афанасенко И.Д. Туризм и реформирование экономики. //Труды Академии Туризма.- Вып.1. СПб.: Олбис, 1995.-с.53−56.
- Афанасьев З.В., Ярошенко В. Н. Эффективность информационного обеспечения управления.- М: Экономика, 1987.
- Белоусов Р. Законы управления в рыночных условиях. //Экономист. 1992. — N 5. — с.3−10.
- Биржаков М.Б. Актуальные вопросы теории ваучера. //Труды Академии Туризма. Вып.1. — СПб.:Олбис, 1995с.77−81.
- Биржаков М.Б. Общие договорные принципы организации туров.//Туристские фирмы.- Вып.8 СПб.:0лбис, 1995 — 240 с.
- Блохин Ю.И. Организация и проведение туристского бизнеса в странах запада// Труды Академии Туризма.- Вып.1. -СПб.: Олбис, 1995.- с.71−76.
- Блохин Ю.И. Разработка методических основ и создание методики оценки социально-экономической целесообразности развития туризма в РФ и ее регионах//Труды Академии Туризма.-Вып.2. СПб.: Олбис, 1997. — с.142−147.
- Богданов Е.И. Многоуровневая система непрерывного специально-профессионального образования и повышения квалификации кадров в области туризма и гостиничного хозяйства //Труды Академии Туризма. Вып.1. — СПб.: Олбис, 1995с.89−96.
- Боткина JI.B., Кириллов А. Т. Особенности маркетинга в туризме//Труды Академии Туризма.- Вып.2. СПб.: Олбис, 1997, с.115−120.
- Васильев Ю.П. Управление развитием производства (опыт США). М.:Экономика, 1989. — 239 с.
- Воскобойникова H.H. Экологические проблемы в туристском районе «Золотого кольца» Ярославской области //Труды Академии Туризма.- Вып.1. СПб.: Олбис, 1995. — с.13 3.
- Гаранин Н.И., Забаев Ю. В., Сеселкин А. И. Информационные технологии в туризме: Справ.-метод.пособие.- М: РМАТ, 1996. 116 с.
- Глушков В.М. Основы безбумажной информатики.- М: Наука, 1982.
- Днепровой А. Сервер «Весь туристический Петербург» популярен у пользователей Интернета //Туринфо 1997 — № 11.-с. 17.
- Долженко Г. П. О туристских ресурсах России //Труды Академии Туризма.- Вып.2. СПб.:Олбис, 1997. — с.29.
- Ершов А.П. Время информационных технологий. //Знание сила.- 1986.- N 3.
- Ерофеева В.А. Учет, информация, управление: прямые и обратные связи. М.: Финансы и статистика, 1992. -208 с.
- Игер Б. Работа в Internet.- М. -.БИНОМ, 1996.-320 с.
- Калашников И. Как автоматизировать работу туристического агентства //Туринфо.-1997.- №№ 10,11.
- Калашников И. Информационная сеть Relcom предлагает четыре раздела по туризму //Туринфо.-1997.- № 15.
- Карпова Г. А., Хорева Л. В. Формирование квалификационного уровня в сфере туризма. //Труды Академии Туризма.-Вып.1 СПб.:Олбис, 1995.- с.97−105.
- Кириллов А.Т., Волкова JI.A. Проблемы изучения и освоения туристских районов.//Труды Академии Туризма.- Вып.1.-СПб.: Олбис, 1995 с.63−70.
- Кириллов А.Т., Боткина Л. В. Туризм как фактор экономического развития региона: Тез.докл. Всеросс.науч. конф. — СПб.: СПбГУ, 1997.- с. 21.
- Коптев М.Б., Цапук А. Г., Плесневич Е. В. Планирование и перспективы развития туризма в Ярославской области //Труды Академии Туризма.- Вып.2.- СПб.:Олбис, 1997 -с.105−106.
- Котелкин В.И. Социальный туризм: состояние и перспективы развития в РФ: Тез.докл. Всеросс.науч.конф.-СПб.:СПбГУ, 1997. с. 1.
- Кузнецов Ю.В., Моисеенко H.A., Иванова В. Н. О разработке учебно-методического обеспечения системы высшего образования экономистов-менеджеров туристской сферы. //Труды Академии Туризма.- Вып.1. СПб.: Олбис, 1995 — с.85−88.
- Кузнецов Ю.В. Проблемы теории и практики менеджмента. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1994. — 206 с.
- Кузнецов Ю.В. Туризм как социальный феномен конца XX начала XXI веков //Труды Академии Туризма.- Вып.2. СПб.:Олбис, 1997.- с.6−13.
- Ливанков Д. Услуги передачи данных: выбор решения. //Мир Internet. 1997. — № 9.- с. 41.
- Маслова Е.В. Паблик рилейшен в туристском бизнесе. //Труды Академии Туризма. Вып.2. — СПб.: Олбис, 1997. -с.120−127.
- Мелюхин И.С. К конкурентности и эффективности через информационные технологии. //Информатика и вычислительная техника. 1994. — N 4.
- Моисеев H.H., Фролов И. Т. Высокое соприкосновение: общество, человек и природа в век микроэлектроники, информатики и биотехнологии. //Вопросы философии. 1984.- N 9.
- Моисеенко H.A. О нетрадиционном подходе к оценке перспектив развития туризма (туризм, НТП, рекреации, экология, воспроизводство) //Труды Академии Туризма.- Вып.1. -СПб.: Олбис, 1995 с.57−62.
- Моисеенко H.A., Иванова В. Н. Туризм в системе современных наук и технологий, методологические основы. //Труды Академии туризма. Вып.2.- СПб.: Олбис, 1997. — с.148−153.
- Муравьева К.А. География и туризм: история развития научных исследований // Труды Академии Туризма. Вып.1. -СПб.: Олбис, 1995 — с.145−150.
- Никифоров В.И. Изменение общественно-экономических условий в стране и их влияние на состояние и развитие туризма //Труды Академии Туризма. Вып.1. — СПб.: Олбис, 1995 -с.31−36.
- Нольден М. Ваш первый выход в Internet. СПб.: ИКС, 1996. — 240 с.
- Овсянко Д.В., Чернова Г. В., Воронцовский A.B. Интересы, цели, показатели: взаимосвязи и согласование. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1992. — 204 с.
- Орловский Г. В., Кинг Д. Бизнес в глобальных компьютерных сетях. СПб.: Политехника, 1996. — 88 с.
- Поппель Г., Голдстайн Б. Информационная технология миллионные прибыли. — М: Экономика, 1990.- 238 с.
- Поспелов Г. С. Искусственный интеллект основа новой информационной технологии, — М: Наука, 1988.
- Рекомендательный законодательный акт «Об основных принципах сотрудничества государств-участников СНГ в области туризма» //В сб.: ВЕСТНИК Межпарламентской ассамблеи.-Вып.З.- СПб.: Межпарламентская ассамблея, ВЕСТИ.- 1995.
- Рязанов В.Т., Кузнецов Ю. В., Игнатова М. Ф. Проблемы, особенности и перспективы развития туризма в России //Труды Академии Туризма. Вып.1. — СПб.: Олбис, 1995-с.45−52.
- Савояров Н.В. Особенности развития туризма как важного фактора социальной рыночной экономики в период экономических реформ в Санкт-Петербурге и Ленинградской области: Тез.докл. Всеросс.науч. конф.- СПб.:СПбГУ, 1997. с. 7.
- Сертификация туристско-экскурсионных и гостиничных услуг //Сб.нормативных документов.- СПб.:Тест-Санкт-Петербург, 1995.
- Сигалов А. Желтые страницы: туризм //Мир Internet.-1997. № 6.- с.18−21.
- Симаков В.В., Назаренко Э. Г. Программное обеспечение систем передачи и обработки информации и проблемы их разработки. //Научно-технический сборник «Средства связи"-1985. Вып.1.
- Степанова С.А. Туризм как фактор социально-экономического и культурного развития страны //Труды Академии Туризма. Вып.2. — СПб.:Олбис, 1997. — с.18−21.
- Трофимов С.H. Выставки как средство рекламы в туристском бизнесе: Тез.докл. Всеросс.научн.конф, — СПб.:СПбГУ, 1997. с. 57.
- Туристские фирмы. Выпуск 9. Адресный справочник «Россия 1996» СПб.:Олбис, 1996.-304 с.
- Цапук Д.А. Планирование развития туризма в регионе: методологические вопросы //Труды Академии Туризма. Вып.2. -СПб.: Олбис, 1997. — с.39−46.
- Шенгелия И.О. Общие тенденции развития туризма в малых и средних исторических городах на основе международного опыта в этой сфере //Труды Академии Туризма. Вып.1 -СПб.: Олбис, 1995 — с.37−41.
- Шпилько С.П., Шенгелия И. О. Концепция программы развития туризма в Российской Федерации //Труды Академии Туризма. Вып.1. — СПб., Олбис, 1995 — с.13−20.
- Шматченко В.Ф., Шматченко В. В. Применение информационных технологий для развития туризма в России //Труды Академии Туризма. Вып.1. — СПб.: Олбис, 1995 — с.151−156.
- Шматченко В.Ф., Шматченко В. В., Овчинников А. В. Концепция применения информационных технологий в туристской отрасли //Труды Академии Туризма. Вып.2. — СПб.: Олбис, 1997. — с. 202−207.
- Эмерсон Г. Двенадцать принципов производительности. М.: Экономика, 1992.- 216 с.
- Alavi M. Making CASE an organisational reality.1.formation systems outsourcing. Myths, metaphors and realites.: John Wiley & Sons.- 1993. p.273.
- Amini M., Schooby R., 1993. Supercomputing in corporate America. A sample survey. //Information & Management, vol.24, no.6.- pp.291−302
- Amoako-Gyampah K., White K. User involvement and user satisfaction: an exploratory contingency model.//Information & Management.- 1993. Vol.25, no. l, pp.1−10
- Anon, 1983. Information technology applications in travel and tourism. // Special report no.47 in International Tourism Quarterly, no 3, p.37−43
- Archdale G., 1993, Computer Reservation Systems and public tourist offices. //Tourism Management, vol.14(1), pp.3−14.
- Bansal A., Kauffman R., Mark R., 1993. Financial risk and financial Risk Management Technology (RMT): Issues and advances.//Information & Management, vol.24, no.5, pp.267−282
- Barrett J., 1994. Process visualisation. Getting the vision right is key. //Information Systems Management, vol.11, no.2, pp.14−23
- Barras R., 1986. Towards a Theory of Innovation in Services. //Research Policy 5(4), pp.161−1789
- Bashein B., Markus M., Riley P., 1994. Preconditions for BPR success. And how to prevent failures. //Information systems management, vol.11, no.2, pp.7−13
- Benko C., 1993. Outsourcing evalution. //Information Systems Management, vol.10, no.2, pp.45−47
- Bennett M., 1993. Information technology and travel Agency: A customer service perspective, Tourism Management, vol.14(4), pp.259−266.
- Bessant J., 1981. The impact of microelectronics. A Review of the Literature. London: Frances Pinter.
- Bodi A., Zeleznikow J.: CATA: A computer aided travel assistent, In: Faulkner B., Fagence M.(eds): Frontiers in australian tourism: The search for new perspective in policy development and research.- 1988. p.4 25−43 2.
- Bose P.K., Padala A.M.: Reasoning with incomplete knowledge in an interactive personal flight planning assistant, In Proceedings of the Seventh Avignon Conference on Expert Systems, Avignon, France.- 1987.- p.1077−1092.
- Brown I., Colwell R., Catt C., 1983. Electronic information for airline operations.//Interdisciplinary Science Reviews 8(1), pp.34−44
- Braun E., Macdonald S., 1982. Revolution in Miniature: The History and Impact of Semiconductor Electronics. London: Cambridge University Press.
- Blogg M., 1990. GIS and the 1991 Census. //Mapping Awareness, vol.4, no.10, pp.10−13
- Both R., 1983. Automation in the travel industry. //Tourism Management, vol.4, no 4, p.296−298
- Blumenthal J., Charboneau B., 1990. NRPA moves into the information age. //Parks and Recreation, vol. 25, no 6, p.30−36
- Braham B., 1988. Computer Systems in the Hotel and Catering Industry. Cassell: London.
- Brasler M., 1994. Race for knowledge on super-highway, UK Times, 25.07.1994, p.25.
- Bruce M., 1983. Information technology: changes in travel trade. //Tourism Management, vol.4, no 4, pp.290−295
- Boar B., 1993. The art of strategic planning for information technology. Crafting strategy for the 90s. John Wiley & Sons.- pp.5−39.
- Canton A., 1994. BPR: the arguments every CIO hears. //Information Systems Management, vol.11, no.2, pp.87−89
- CKS Report, The Hotel Technology Newsletter. 1990. Available monthle by private subscription from Chervenak, Kean & Co. of New York, USA.
- Choice, Travel agents on trial.//Choice, no. 29. -p. 33−37 (March 1988).
- Coppock T., 1991. Retrospect and prospect: a personal view. //International Journal of Geographical Information Systems.
- Corney W., 1984. The use of computer spreadsheets for overbooking optimization and analysis. //International Journal of Hospitality Management, vol.3, no.4, pp.153−157
- Chatfield D., Deans C., Freshwater D., 1990. Computerizing parks and recreation. //Parks and Recreation, vol.25, no.6, pp.54−59
- Campbell K., Lapierre J., 1991. Developing a satellite accounting and information system for tourism. Tourism: Building Credibility for a Credible Industry, Bureau of Business and Economic Research. University of Utah, USA
- Chervenak L., 1990. Hotel technology. //Hotel and1. Resort Industry, pp.53−60
- Chervenak L., 1981. Revolution in telecommunications newly developed telephone systems turn losses into profits. //Resort Management, September, pp.9−13
- Crompton J.L., Ankomah P.K.: Choice set propositions in destination decisions. //Annals of Tourism Research, n.20, pp.461−475, 1993.
- Crompton J.L.: Structure of vacation destination choice sets. //Annals of Tourism Research, 19, 420−434 (1992).
- Davidson D., 1991. Forestry and GIS. //Mapping Awareness, vol.5, no.5, pp.43−45
- DOE (Department of the Environment), 1987. Handling Geographic Information. HMSO: London.
- Due R., 1993. The productivity paradox. //Information Systems Management, vol.10, no. l, pp.68−93
- Eller C. Network would seek new technological advances at offices serving 54 million customers worldwide. -Los Angeles Times 1996, September, pp. D-3.
- Flowerdew R., 1991. Spatial analysis in GIS.//Mapping Awareness, vol.5, no.6, pp.11−12
- Francese P., Renaghan L., 1990. Database marketing: building customer profiles. //Cornell HRA Quaterly. vol.31, no. l, pp.60−63.
- Fried L., 1993. Advanced information technology use. //Information Systems Management, vol.10, no.2, p.7−22.
- Forrester T., 1982. The Microelectronics Revolution. Oxford: Basil Blackwell.
- Freeman C., Perez C., 1986. The diffusion of technical innovations and changes in the techno-economic paradigm. Paper presented for the Venice Conference on innovation diffusion, Venice, 17−22 March.
- Freitag B., Biernath O.: An airtravel expert database, In Proceedings of the 3rd International Conference on Data and Knowledge Bases, Jerusalem (1988).
- Gatrell A., 1988. On the Spatial Representation and Accuracy of Address-based Data in the United Kingdom. North West Regional Research Laboratory, Working paper.
- Goeglein R., 1986. Technology and tourism a growing partnership. Seventeenth Annual Conference of the Travel and Tourism Research Association. Salt Lake City UT: TTRA.
- Goeldner C., 1995. Tourism information systems: Hotel and Resort Industry.- pp.178−182.
- Gamble P., 1995. Applications of information technology hospitality. //International Journal of Hospitality Management, vol.1,no.1,pp.3−10
- Green D., 1983. Videotext and UK package tour companies. //Tourism Management, vol.4, no.4, pp.289−301.
- Godowski S., 1987. Microcomputers in the Hotel and Catering Industry. Heinemann: London.
- Go F., 1992. The role of Computerised Reservation Systems in the hospitality industry, Tourism Management, vol.13(1), pp.22−26.
- Go F., Welch P., 1991. Competitive Strategies for the International Hotel Industry, The Economist Intelligence Unit, Special Report No.1180, London.
- Gamble P., 1987. Small Computers and Hospitality Management. Hutchinson: London.
- Godwin N., 1987. Complete Guide to Travel Agency
- Automat i on. Delmar: Albany, NY.
- Geller N., 1985. How to improve your information system. //Cornell HRA Quarterly, pp.19−27.
- Goodchild M., 1991. Towards a science of geographic information. Taylor & Francis: London, Oxford and Bristol, PA.
- Grover V., Lee C., Durand D. Analysing methodological rigor of MIS survey research from 1980−1989. //Information & Management.- 1993. vol.24, no.6, pp.305−318.
- Hagmann C., McCahon C. Stategic Information Systems and competitiveness: are firms ready for an ISI-driven competitive challenge? //Information & Management. 1993, vol.25, no.4, pp.183−192.
- Hallam-Baker P., 1994. A Security Scheme for the World Wide Web, URL: http://info.cern.ch/hyper-text/www/Shen/ref/shen.html
- Hammer M., Champy J. Reengineering the corporation: A manifesto for business revolutoin. Harper Business: 1993. pp.22−100.
- Henderson G. Plugging into stategic partherships: the critical IS connection //Sloan management revue. 1990 spring, pp.7−17.
- Hill M., 1983. Tapping on line data banks. /Cornell HRA Quarterly, vol.24, no.3, pp.18−25/
- Hickey J., 1988. Hotel reservation systems and sources of business. //Travel and Tourism Analyst, pp.23−36
- Hruschka H., Mazanec J., 1990. Computer-assisted travel counseling. //Annals of Tourism Research, vol.17, no.2, pp.208−227.
- Hitchins F., 1991. The influence of technology on
- UK travel agents. //Travel and Tourism Analyst, no.3, pp.88−105.
- Ian M. Computing matters: making it work to best effect. //Management today. 1989, January, pp.109−110.
- Johanson H., McHugh P., Pendeebury A., Wheller W. Business process reengeniring. Breakpoint strategies for market dominance. John Wiley & Sons: 1993, p.15.
- Kasavana M., Cahill J., 1987. Managing Computers in the Hospitality Industry. The Educational Institute of the American Hotel & Motel Association.
- Kasavana M., 1994. Computer Systems for Foodservice Operations. CBI: New York.
- Kasavana M., 1987. Hotel Information Systems: CBI Van Nostrand Renhold Company: New York.
- Katz A. Measuring technology’s business value. //Information Systems Management.- 1993, vol.10, no. l, p.34.
- Kimes S., 1989. The basics of yield management. //The Cornell HRA Quarterly, vol.30, no.3, pp.14−19.
- Kaupp R., 1986. Avoid frustration and use a good information system. //Marketing News, March, 14.
- King W., Crover V., Hutnagel E. Using information and information technology for sustainable competitive advantage: some empirical evidence. //Information and Management. 1989, vol.17, pp.87−93.
- Kobayashi K., 1986. Computers and Communications -A Vision of C+C. Cambridge MA: The MIT Press.
- Knox B., 1991. Maps from the past plans for the future: Proceedings of AGI Conference, Birmingham: Association of Geographic Information.
- Krovi R. Identifying the causes of resistance to1. implementation: A change theory perspective //Information & Management. 1993, vol.25, no.6, pp.327−335.
- Lambert C., Lambert J., 1988. Simple reservation policies can be harmful to profits. //International Journal of Hospitality Management, vol.7, no.3, pp.187−196.
- Laundon K., Laundon J., 1988. Management Information Systems.- Macmillan Publishing Company.
- LeBlanc R.P.: An exploratory investigation into the relationship between evoked set decisions and final purchase choice. //Developments in Marketing Science, no.7, pp.7−11, 1989.
- Limback L., 1992. The computer medium and your travel marketing message //Technology and Tourism Travel and Tourism Research Association.
- Maier R., 1995. Electronic networks: new challenges for tourist organizations? //Information and Communication Technologies in Tourism Proceedings of the International Conference in Innsbruck, Austria, pp.112−123.
- Mansfeid Y.: From motivation to actual travel. //Annals of Tourism Research, 19, pp.399−419, 1992.
- Martin J., 1982. Vewdata and the Information Society. Prentice-Hall: Englewood Cliffs, NJ.
- Mayros V., Werner D., 1987. Marketing Information Systems: Chilton Book Company.
- Masser I., Blakemore M., 1991. Handling Geographic Information: Methodology and potential applications. Longman: Harlow.
- McNiel S., Supernowicz D., 1991. Preservation of a region: a multifaceted program of research and management in the California Gold Country. University of Hawaii: Honolulu, 1. HI.
- Medyckyi-Scott D., 1991. The presentation of spatial data. //Mapping Awareness, vol.5, no.5, pp.19−22.
- McGuffie J., 1994. Development of computer reservation systems in the hotel industry. //Travel Tourism Analyst, February.
- Middleton V., 1992. Effective management of European tourism depends upon adequate measurement.- Proceedings of Tourism in Europe Conference, Newcastle Business School, University of Northumbria in Newcastle.
- Middleton T.C.: Marketing in travel and tourism. Oxford: Heinemann, 1988.
- Mitchell D., Stuart N., 1991. The raster-vector issue revisited.- Geographic Information, Taylor & Francis, London: Oxford and Bristol, PA.
- Mountinho L.: Consumer behaviour in tourism. //European Journal of Marketing, 21(10), pp.1−44, 1987.
- Mulye R.: Modelling consumer choice: a comparison of methods, In: Southern Marketing Theory and Applications, Proceedings of the Refereed Section of the 1994 Australian Marketing Conference, Adelaide, pp.457−474, 1994.
- Mulye R., Rickard J., 1995. A decision support system for tourism destination choice //Information and Communication Technologies in Tourism.- Proceedings of the International Conference in Innsbruck, Austria, pp.299−307.
- Naisbit J., 1984. Megatrends: Ten News Directions Transforming Our Lives. London: Macdonald and Co.
- Ngwenyama 0. Developing end-users systems development competence: and exploratory study.//Information & Management. 1993, vol.25, no.5, pp.245−252.
- Nishimoto L. Internet: Online reservation services. InfoWorld — 1996, August, vol.18.
- Noguchi Y., 1986. Japan’s information oriented society and the travel industry of the future //International Travel Journal, January, Parts 1 and 2.
- Nixon J., 1992. On-line searching and the hospitality industry: an evalution of databases.//Journal of Hospitality and Leisure Marketing, vol.1, no. l, pp.25−38.
- O’Halloran R., Holecek D., 1991. Issues for managing tourism information. //FIU Hospitality Review, vol.9, no.2, pp.23−25.
- Olaisen J., 1993. Information Management A Scandinavian Approch.- Scandinavian University Press.
- Openshaw S., Charlton M., and Carver S., 1991. Error propagation: a Monte Carlo simulation.- Handling Geographic Information, Longman: Harlow.
- Porter M., Millar V., 1985. How information gives you competitive advantage. //Harvard Buseness Review, July -August, pp.149−160.
- Porter M. Competitive strategy. New York: The Free Press, 1980.
- Poon A., 1988. Tourism and information technologies //Annals of Tourism Research, vol.15, no.4, pp.531−549.
- Poon A., 1988. Forthcoming Tourism, Technology and Competitive Advantages International and Caribbean Perspectives. London: Gower.
- Poon A., 1993. Tourism, Technology and Competitive Strategies, CAB International, UK.
- Relihan W., 1989. The yield management approach to hotel-room pricing. /Cornell HRA Quarterly, vol.30, no. l, pp.40−44.
- Resnick R., Taylor D., 1994. The Internet Business Guide: Indianapolis, USA.
- Richard W.E., 1987. Haine’s tourism information system: a tool to measure supply.- Technology and Tourism Travel and Tourism Research Association.
- Rhind D., 1991. Environmental monitoring and prediction. Handling Geographic Information, Longman: Harlow.
- Rifkin G. GEOs give credit for today but expect more for tomorrow. //Computerworld. 1989, April 17, pp.75−82.
- Ryan C., 1995. Geographical information systems and tourism planning.- pp.570−574.
- Saaty T.L.: The analytic hierarchy process, New York: Mc-Graw Hill 1980.
- Scala S., Grath R. Advantages and disadvantages of electronic data interchange: an industry perspective. //Information & Management. 1993, vol.25, no.2, pp.85−92.
- Sethi V., Hmang K., Pegels C. Information technology and organisational performance: a critical evaluation of Computerworld1 s Index of Information systems effectiveness. //Information & Management. 1993, vol.25, no.4, p.197.
- Sloane J., 1990. Latest development in Aviation CRSs.- EIU Travel and Tourism Analyst, n.4, p.5−15.
- Smith C., 1987. The Eloquent system helps the Ba-sama Grand Resort Hotel give personalized service while increasing occupancy rates. //The Texas Instruments Artifical Intelligence Letter, vol.3, no.9, pp.2−5.
- Strassman P., 1990. The Business Value of Computers. Information Press: New Canaan, M.A.
- Simons C., 1992. Hightech industry.//Hospitality, no.132, pp.12−14.
- Scott M., 1991. The Corporation of the 1990s: Information Technology and Organizational Transformation. Oxford University Press: Oxford.
- Sheldon P., 1984. The impact of technology on the hotel industry. //Tourism Management, vol.4, no.4, pp.269−278.
- Sheldon P., 1987. Computers tourism applications. //Tourism Management, September.
- Sheldon P., 1992. Issues in the design of the destination information systems: a European perspectives.-Travel and Tourism Research Association.
- Sheldon P., 1993. Destination Information Systems. //Annals of Tourism Research, vol.20(4), pp.633−649.
- Specht J. Internet destined to replace travel agents, industry leaders say. /Gannett News Service, October, 1996.
- Stephen W., 1995. Our-TOWN: A Distributed, Multi-media System for Travel and Tourism. //Information and Communication Technologies in Tourism Proceedings of the International Conference in Innsbruck, Austria, pp.278−287.
- Stevenson G., 1991. Reservation systems that meet today’s marketing challenges. /HSMAI Marketing Review, Spring, pp.14−16.
- Shumpeter J., 1985. The theory of economic development: an enquiry into profits, credit, interest and the business cycle. Oxford: Oxford University Press.
- Sleight P., and Leventhal B., 1989. Applications ofgeodemographics to research and marketing. //Journal of the Market Research Society, vol.31, no. l, pp.75−102.
- Steiner T. Information Technologies and Destination Management in Tourism: A Conceptual Framework. MBI Thesis, 1995. Internet: http://pcbfshl-128−2a.unil.ch/p---office/tourism
- Stokes S. Blueprint for business Literacy.//Information Systems Management. 1993, vol.10, no.2, p.73.
- Sussmann S., 1992. Destination Management Systems: The challenge of the 1990s, in Cooper C. (eds), Progress in Tourism. //Recreation and Hospitality Management, vol.4, Belhaven Press, London, pp.209−215.
- Szillat E., 1992. A day in the life: computerized parks and recreation. //Parks and Recreation, vol.27, no.6, pp.38−42.
- The Concise Oxford Dictionary.- Bombay: Oxford University Press, 1964. p.260.
- The Information Business. /Business Week. 1987, August 25, pp.82−90.
- The Conference Board of Canada. January/February 1997 — Internet: [email protected]
- Truitt L., Teye B., Farris M., 1991. The role of computer reservation systems. //Tourism Management, March, pp.21−36.
- Um S., Crompton J.L.: Attitude determinants in tourism destination choice. //Annals of Tourism Research, n.17, pp.432−448, 1990.
- Var T., Sheldon P., 1986. Tourism and computers: quo vadis? //Annals of Tourism Research, vol.13, pp.109−128.
- Vlitos-Rowe I., 1992. Destination databases andmanagement systems. //Travel and Tourism Analyst, no.5, pp.84−108.
- Wardell D., 1987. Hotel technology and reservation systems.//Travel and Tourism Analyst, June, pp.33−47.
- Wardell D., 1987. Airline reservation systems in the USA. //Travel and Tourism Analyst, January, pp.45−56.
- Wagner C., 1991. Technology meets tomorrow.//Lodging Hospitality, December, pp.103−105.
- Weber M., 1995. Changes in the Leisure Travel Market result in new Requirements for Tour Operator Systems. //Information and Communication Technologies in Tourism. -Proceedings of the International Conference in Innsbruck, Austria.
- Welburn H., 1987. Travel selling and distribution: new technology and trends in Europe. //Travel and Tourism Analyst, July, pp.3−15.
- Woodside A.G., Lysonski S.: A general model of traveller destination choice. //Journal of Travel Research, 27(4), pp.8−14, 1989.
- World Directory of Documentation Resources and Systems for the Travel and Tourism Sector, 1991 World Tourism Organisation.
- Worrall L., 1989. Design issues for planningorien-tated Spatial Information Systems. //Mapping Awareness, vol.3, no.3, pp.17−20.
- Worrall L., 1990. Improving the quality of «Database UK».//Mapping Awareness, vol.4, no.3, pp.31−36.
- Wysocki R., Young J. Information systems management. New York: Wiley, 1990.