Формирование конкурентных преимуществ системы потребительских кооперативов агропромышленного комплекса
Потребительская кооперация — уникальная организационно-правовая форма хозяйствования, органично сочетающая в себе, с одной стороны, деловую предпринимательскую активность, высокий уровень потенциальной конкурентоспособности, а с другой стороны, социальный характер деятельности, ориентированный на максимально полное удовлетворение потребителя. Однако, динамичное развитие потребительской кооперации… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы формирования конкурентных преимуществ системы потребительских кооперативов в условиях рыночной экономики
- 1. 1. Сущность и место потребительских кооперативов в системе экономических отношений агропромышленного комплекса
- 1. 2. Опыт развития потребительских кооперативов за рубежом
- 1. 3. Факторы конкурентных преимуществ организаций потребительской кооперации
- Глава 2. Анализ конкурентных преимуществ организаций потребительской кооперации (на примере Саратовской области)
- 2. 1. Современные тенденции развития потребительской кооперации
- 2. 2. Резервы повышения конкурентоспособности системы потребительских кооперативов региона
- 2. 3. Оценка конкурентных стратегий потребительских кооперативов на основе SWOT-анализа
- Глава 3. Факторы и источники формирования конкурентных преимуществ системы потребительской кооперации
- 3. 1. Мониторинг конкурентного потенциала кооперативных организаций как основа разработки стратегии их развития
- 3. 2. Организационно-экономические аспекты управления формированием конкурентных преимуществ
- 3. 3. Перспективы повышения конкурентоспособности потребительских кооперативов
Формирование конкурентных преимуществ системы потребительских кооперативов агропромышленного комплекса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. В современных условиях глобализации экономики, которая несет в себе наряду с позитивными тенденциями и негативные, такие как выдвижение на первый план проблем предпринимателя по получению прибыли, а не интересов потребителя, сосредоточение в руках транснациональных корпораций рынков сбыта, источников сырья и энергоресурсов, поглощение предприятиями-гигантами средних и малых предприятий, сильнейшее расслоение общества, рост безработицы, именно процессы кооперации призваны ослабить влияние негативных проявлений развитого рынка.
В период рыночных преобразований в аграрном секторе России произошли значительные структурные перемены. Трансформация отношений собственности, обусловленная процессами разгосударствления и приватизации способствовала созданию основ многоукладной аграрной экономики, смешанных форм собственности, изменению экономических связей в системе агропромышленного комплекса.
Решение назревших проблем посредством реализации национального проекта «Развитие АПК» предполагает осуществление крупномасштабных преобразований в аграрном секторе экономики и представляет собой реальный, значительный поворот во внутренней политике государства. Это системная программа социально-экономического развития аграрного сектора России, важное место в которой может занять потребительская кооперация.
На сегодняшний день в агропромышленном комплексе конкурентные отношения не в полной мере соответствуют развитому рынку, предприятия потребительской кооперации не реализуют полномасштабно те конкурентные преимущества, которые потенциально заложены в кооперативных отношениях.
Потребительская кооперация — уникальная организационно-правовая форма хозяйствования, органично сочетающая в себе, с одной стороны, деловую предпринимательскую активность, высокий уровень потенциальной конкурентоспособности, а с другой стороны, социальный характер деятельности, ориентированный на максимально полное удовлетворение потребителя. Однако, динамичное развитие потребительской кооперации как неотъемлемого элемента агропромышленного комплекса страны и возможность реализации ее социальной функции во многом зависит от успешного функционирования в условиях рыночной экономики, а значит и от уровня ее конкурентоспособности.
Растущий интерес к поиску факторов и решению задач повышения конкурентоспособности потребительской кооперации в условиях развивающегося рынка, необходимость укрепления научного потенциала знаний в области теории и практики развития конкурентных преимуществ кооперативных организаций определяют актуальность темы диссертационного исследования.
Степень разработанности проблемы. Научные основы кооперативного движения и кооперативной формы хозяйствования создавались и развивались многими поколениями ученых в нашей стране и за рубежом. В трудах А. Анциферова, Н. Гибнера, А. Евдокимова, И. Емельянова, Ш. Жида, Н. Зибера, Н. Кондратьева, У. Кинга, В. Садовского В. Тотомианца, М. Туган-Барановского, Ш. Фурье, А. Чаянова, А. Челинцева и других ученых разработаны основные теоретические положения, раскрывающие сущность и природу потребительской кооперации, ее роль в кооперативном движении и решении социально-экономических проблем в обществе.
На современном этапе основные принципы и подходы к решению проблем становления и развития системы потребительской кооперации в России изложены в работах В. Арефьева, В. Боева, В. Ермакова, В. Каширина, И. Корякова, А. Крашенинникова, О. Сагайдачной, J1. Тепловой, А. Ткача, Н. Фигуровской.
Исследования проблем кооперации и интеграции в агропромышленном комплексе, разработка механизмов повышения экономической эффективности сельскохозяйственного производства проведены в работах А. Анфиногентовой, А. Алтухова, С. Андрющенко, Л. Барабанщиковой, И. Буздалова, В. Венжера, Б. Дворкина, А. Емельянова, М. Жигалина, Н. Киреевой, А. Климова, 3. Козенко, А-Н. Магомедова, А. Никонова, В. Прижигалинского, Е. Серовой, А. Черняева, Г. Шмелева, И. Ушачева и др.
К вопросам конкурентоспособности потребительской кооперации обращались В. Вахитов, О. Дигилина, Г. Гутман, Ю. Мариничев, М. Сероштан, И. Чепурной, Н. Чукин.
Отдельные аспекты формирования конкурентных преимуществ системы потребительской кооперации освещены в трудах западных и отечественных экономистов, однако, ряд сторон данной проблемы остаются недостаточно разработанными, отсутствует комплексный подход к определению факторов конкурентных преимуществ, методам оценки и прогнозирования уровня конкурентоспособности потребительских кооперативов, несовершенна методическая и прикладная база исследований в целом.
Недостаточность исследования названных проблем, их нарастающая значимость для системы потребительской кооперации определили выбор темы диссертационной работы, основные направления и задачи исследования.
Цель и задачи диссертационного исследования. Целью исследования является теоретическое обоснование особенностей формирования конкурентных преимуществ системы потребительских кооперативов, и разработка на этой основе практических рекомендаций по их развитию и реализации.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:
• исследование социально-экономической сущности потребительской кооперации, места и роли в развитии агропромышленного комплекса;
• выявление современных тенденций развития системы потребительских кооперативов;
• осуществление комплексного анализа конкурентных преимуществ организаций потребительской кооперации региона на основе использования современных методов оценки с целью выявления потенциальных резервов;
• обоснование системы мер по формированию конкурентных преимуществ кооперативных организаций;
• обоснование стратегических направлений повышения конкурентного статуса потребительских кооперативов на основе диверсификации и интеграции их деятельности.
Предметом исследования являются экономические и организационноуправленческие отношения по формированию и реализации конкурентных преимуществ системы потребительских кооперативов.
Объектом исследования является система потребительских кооперативов агропромышленного комплекса России и Саратовского областного потребительского союза.
Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили фундаментальные труды представителей различных школ и направлений экономической теории, современные научные разработки, предпосылки и выводы в исследованиях отечественных и зарубежных ученых по теории кооперации, проблемам конкурентоспособности производства и продукции.
При подготовке диссертации были использованы монографический, экономико-статистический методы, методы экспертных оценок и опроса, сравнительного экономического анализа и другие.
Информационную базу исследования составили законодательные и нормативные акты федеральных и местных органов власти в области регулирования агропромышленной сферы, материалы Федеральной службы государственной статистики и ее региональных подразделений, оперативная информация Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, информация Центросоюза РФ, материалы годовых отчетов и первичного бухгалтерского учета кооперативных организаций системы Саратовского областного потребительского союза, материалы, представленные на официальных сайтах в глобальной сети «Internet», результаты собственных исследований.
Научная новизна исследования состоит в теоретическом обосновании особенностей и факторов формирования конкурентных преимуществ системы потребительских кооперативов агропромышленного комплекса в целях повышения их конкурентного потенциала. Наиболее существенные аспекты новизны исследования состоят в следующем:
• на основе исследования различных концептуальных подходов определена сущность, роль и основные тенденции развития потребительской кооперации на современном этапе формирования рынка, уточнено ее место в системе экономических отношений агропромышленного комплекса;
• выявлены отраслевые особенности формирования конкурентных преимуществ организаций потребительской кооперациина основе системного подхода предложена их классификация, обосновано взаимодействие структурных, ресурсных, технических, маркетинговых, управленческих и социальных факторов;
• обоснованы долгосрочные условия повышения доходности предприятий потребительской кооперации на основе анализа их экономических стратегий (диверсификация, вертикальная интеграция, горизонтальная интеграция и др.);
• выявлены стратегические факторы успеха развития потребительских кооперативов на основе экспертного опроса, проведенного по предложенной автором методике, дана сравнительная оценка угроз и возможностей их функционированияранжирование негативных факторов позволило разработать комплекс мероприятий по реализации резервов повышения конкурентоспособности потребительских кооперативов региона;
• с использованием модели, позволяющей оценить и спрогнозировать уровень конкурентоспособности, составлена карта регионального конкурентного рынка и проведен сравнительный анализ конкурентных преимуществ потребительских кооперативов.
Практическая значимость диссертационного исследования состоит в разработке методических подходов к анализу и оценке конкурентных преимуществ, а так же практических предложений по укреплению конкурентных позиций организаций потребительской кооперации, научному обоснованию стратегий их развития. Рекомендации по формированию конкурентных преимуществ организаций потребительской кооперации могут быть использованы региональными органами управления агропромышленного комплекса, Саратовским областным потребительским союзом, предприятиями агропромышленного комплекса для повышения результативности их работы.
Отдельные положения диссертационной работы целесообразно использовать в процессе преподавания спецкурсов по государственному экономическому регулированию аграрного рынка, кооперации и интеграции студентам экономических специальностей ВУЗов аграрного профиля.
Результаты диссертационного исследования нашли отражение в практических рекомендациях по научному обоснованию стратегий развития предприятий потребительской кооперации.
На основании проведенного диссертационного исследования можно.
сделать следующие выводы:
1. Результатами социально-экономических преобразований.
агропромышленного комплекса, исходным моментом которых явилась.
трансформация отношений собственности, стало создание основ.
многоукладной аграрной экономики, появление предприятий различных.
форм собственности: частных, государственных, унитарных,.
муниципальных, коллективных, кооперативных, акционерных обществ.
разного типа, крестьянских (фермерских) и подсобных хозяйств. На.
сегодняшний момент сеть предприятий АНК представлена, с одной стороны,.
совокупностью многочисленных разрозненных и, в большинстве своем,.
экономически слабыми предприятиями, а с другой стороны, крупными.
агропромышленными формированиями, монополизирующими рынок. Возникает особая система конкуренции: между крупными нредприятиями.
(агрохолдингами) — между малыми и средними предприятиямиотсутствие.
конкуренции между малым и крупным агробизнесом. Одним из возможных.
путей демонополизации, стабилизации и экономического роста.
агропромышленного производства является объединение усилий на основе.
кооперации. Коонерация представляет собой форму сотрудничества.
экономически и юридически самостоятельных предприятий в целях.
повышения надежности обеспечения, более полного удовлетворения спроса.
на требуемые материальные ресурсы и услуги, повышения эффективности их.
деятельности. 2. С точки зрения принадлежности к онределенному сектору.
экономики потребительская кооперация в большей степени подпадает под.
критериальные признаки коммерческого сектора экономики (извлечение.
прибыли и распределение ее между участниками производства). Однако.
целевые функции потребительской кооперации и механизмы ее управления реализуются в системе некоммерческих интересов (оказание помощи.
пайщикам, безработным, пенсионерам и т. п.). Такой двойственный характер
позволяет считать кооперацию потребителей пограничной переходной.
формой от коммерческой к некоммерческой структуре экономики,.
соединяющей в себе признаки обеих структур, находящихся в своем.
единстве и противоположности. 3. Потребительская кооперация — органичный, структурный элемент.
агропромышленного комплекса (АПК), представляющий собой одну из.
форм социальной защиты и экономической поддержки сельского.
населения. Как часть АПК она функционирует в соответствии с рыночными.
экономическими законами, которые предопределяют как особенности.
кооперативной сферы расширенного воспроизводства, так и.
специфические моменты, обусловленные взаимосвязями в АПК, так как.
будучи многоотраслевой хозяйственной системой потребительская.
кооперация участвует не только в реализации конечного продукта и услуги,.
но непосредственно в их создании. Таким образом, автор считает, что.
роль потребительской кооперации в АПК состоит в том, чтобы.
способствовать сельскохозяйственным товаропроизводителям в.
воспроизводственном их развитии, повышении эффективности.
сельскохозяйственного производства на основе кооперативных.
взаимосвязей, противостоянии монополизирующим рынок структурам. 4. Анализ мировых тенденций развития потребительской кооперации.
высветил два основных направления: 1) отказ от многоотраслевой.
деятельности и специализация потребительских кооперативов на торговой.
деятельности- 2) концентрация (укруппение) кооперативных организаций,.
налаживание межкооперативных связей на региональном (и даже.
межгосударственном) уровне с целью противостоять мощной конкуренции.
на основе эффективного централизованного управления и максимальной.
концентрации финансовых, материальных и трудовых ресурсов.5. Специфика хозяйственного кооперирования труда, вытекающая из.
природы используемых элементов производительных сил, многоотраслевой.
специфики и целей функционирования, оказывает адекватное воздействие на.
формирование конкурентоспособности организаций потребительской.
кооперации. То есть, специфические особенности конкурентоспособности.
потребительской кооперации вытекают из особенностей организации самой.
системы потребительской кооперации и принципов ее деятельности. Таким.
образом, потенциально заложен целый комплекс конкурентных преимуществ.
потребительской кооперации, наиболее полное использование которых ;
наиважнейшая задача сегодняшнего дня. Как показывает анализ, не все.
конкурентные преимущества реализуются в процессе функционирования.
кооперативных организаций. Выявлены следующие причины снижения.
конкурентоспособности кооперативных организаций: ограниченное.
использование маркетинга в практической деятельностинекомпетентность.
отдельных руководителейнеэффективное управление финансовыми,.
материальными и трудовыми ресурсамиморальное старение и физический.
износ материально-технической базынарущение законодательных основ и.
принципов деятельности кооперативов. 6. Практический анализ конкурентоспособности организаций.
потребительской кооперации системы Саратовского ОПС проведенный по.
методу PIMS (факторы прибыльности) выявил следующие особенности и.
недостатки: доля рынка организаций потребительской кооперации составляет.
10%, что существенно ниже аналогичных показателей по Поволжскому.
региону и по России в целомбуквальное понимание политики минимизации.
издержек чревато снижением качества товаров и производимой продукции,.
что является причиной ослабления конкурентных позиций на рынке;
насыщение рынка разнообразными товарами (нарастание конкуренции).
реально угрожает снижением объемов реализации товаров, продукции и.
услуг кооперативным организациямснижение объемов деятельности.
приводит к адекватному снижению финансового результата, что затрудняет реализацию социальной миссии потребительской кооперации;
нерациональное использование материально-технической базы, моральное и.
физическое старение мощностей не только сокращает объемы деятельности,.
но и влечет дополнительные убытки. 7. Результаты проведенного социологического исследования позволили.
высветить общехарактерные черты, присущие системе потребительской.
кооперации области в целом, непосредственно влияющие на ее уровень.
конкурентоспособности и свидетельствующие о том, что в деятельности.
кооперативных организаций по обслуживанию населения много как.
преимуществ, так и недостатков, вызванных объективными и субъективными.
факторами. Ранжирование негативных факторов по степени влияния.
позволило автору сформулировать комплекс мероприятий по реализации.
возможных резервов практического повышения конкурентоспособности.
исследуемых организаций. 8. Полученные результаты исследования на основе SWOT-анализа.
являются основой для разработки методического подхода к установлению.
прерогативной стратегической цели деятельности организаций,.
определению общего направления их развития и стратегических альтернатив. Составленная матрица SWOT позволила свести результаты проведенных.
исследований в систему, установить линии связи между силой и слабостью,.
внешними угрозами и возможностями, присущими кооперативным.
предприятиям, которые служат базой для формирования их конкурентной.
стратегии. 9. Как основа для построения конкурентной стратегии предложен и.
адаптирован экономико-математический метод оценки.
конкурентоспособности организаций потребительской кооперации,.
основанный на анализе причин и следствий определенной конкурентной.
позиции этих организаций. В данном случае нричиной определенного уровня.
конкурентоспособности является ресурсный потенциал кооперативных.
организаций и действия руководства, направленные на извлечение выгод из его использования, то есть стратегические факторы успеха, а следствием ;
оценка организации ее потенциальными клиентами (то есть уровень.
соответствия требованиям внешней среды). Данная методика позволила.
разработать комплекс мер «от обратного», направленный на снижение.
значимости или полное устранение преимуществ конкурентов. 10. Предложенная система управления конкурентоспособностью (СУКС).
представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, которые.
функционируют во времени как единое целое, решая при этом главную задачу ;
обеспечить достижение запланированных стратегических целей развития.
коонеративной организации (предприятия) путем наилучшего удовлетворения.
нотребностей всех заинтересованных экономических субъектов. В качестве.
ключевого момента определен корректный выбор объектов управления, то.
есть функциональные подсистемы. В число функциональных подсистем.
управления потребительской кооперацией нами включены: маркетинговая,.
производственно-техническая, финансово-экономическая, инвестиционная,.
инновационно-технологическая, информационная, человеческих и.
интеллектуальных ресурсов, а также управляющая подсистемы. Главной.
целью функционирования предложенной модели управления является.
обеспечение интегрального показателя конкурентоспособности или.
поддержание на определенном уровне локальных показателей.
конкурентоспособности функциональных подсистем. В этом случае управление.
осуществляется в результате оптимизации всех этих показателей, являющихся.
локальными по отношению к обшей цели. 11. На сегодняшнем этапе развития потребительской кооперации.
пришло осознание необходимости перспективного планирования ;
определения конкретных видов деятельности, выбора определенных.
индикаторов роста, разработки стратегии их достижения, определения.
тактики поведения в экономическом пространстве применительно к.
складывающейся ситуации. В этих условиях крайне актуальной становится.
методика определения и оценки потенциальной эффективности возможных направлений диверсификации деятельности предприятий потребительской.
кооперации. Анализ рекреационных возможностей наиболее характерных для.
Саратовской области природно-экономических зон позволит применительно к.
каждой из них обосновать направления диверсификации деятельности.
предприятий потребительской кооперации. 12, Возрастание конкуренции, стремление к получению прибыли,.
внедрение и использование системы стратегического планирования на.
уровне организации способствуют формированию и развитию ее.
конкурентных стратегий. Процесс их разработки и реализации в аграрной.
сфере состоит из следующих основных этапов: анализ внешней и внутренней.
средывыбор стратегической конкурентной цели и постановки задачанализ.
стратегических альтернатив и выбора стратегииреализация стратегических.
решений. Каждый этап имеет самостоятельное значение и требует.
использования специфических (с точки зрения формирования и.
осуществления конкурентных стратегий) процедур и методик.
Список литературы
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая.
- Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. Я" 208-ФЗ «Об акционерных обществах» СЗ РФ. 1996. 1. Ст. 1.
- Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N2 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» СЗ РФ. 1998. JT 7. Ст. 785, So
- Федеральный закон от 11 июля 1997 г. J 97-ФЗ «О внесении N и дополнений в закон Российской Федерации „О изменений потребительской кооперации в Российской Федерации“. СЗ РФ. 1997. JV» 8. Ст. 3306.
- Федеральный закон от 28 апреля 2000 г. J 54-ФЗ «О внесении Y и дополнений в закон Российской Федерации «О изменений потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» СЗ РФ. 2000. 18. Ст. 1910.
- Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г., с изменениями и дополнениями. По состоянию на 1 ноября 2002 года. СПб.: Питер, 2003. 48 с. (Серия «Закон и комментарии»).
- Федеральный закон от 8 января 1998 г. J2 V 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» //СЗ РФ. 1998. J f 2.ст.222. Se
- Указ Президента РФ от 16 февраля 1992 г. Ш 144 «О коммерциализации деятельности предприятий потребительской кооперации в Российской Федерации» Ведомости РФ. 1992. J b 9. Ст. 415. V
- Указ Президента РФ от 31 мая 1996 г. 795 «О мерах по стабилизации 158 11. Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. 208 с.
- Азоев ГЛ., Челенков А. П. Конкурентные преимущества фирмы. М.: Новости, 2000. 345 с.
- Батурин Н. К., Вахитов К. И. 60 вопросов и ответов по истории потребительской кооперации России: Учебное пособие Под. ред. проф. К. И. Вахитова. г. Мытищи Московск. обл.: ЦУМК Центросоюза Российской Федерации, 2000.-189 с.
- Бест М. Повая конкуренция. Институты промышленного развития М.: ТЕИС, 2002.-356с.
- Большой энциклопедический словарь Под ред. Азриляна А. И., М., 1998.-864 с.
- Боровских конкурентной П. В. среды Научно-практические рекомендации рынка. по Омск: анализу 000 агропродовольственного «Издательско-полиграфический центр «Сфера»», 2004. 50 с.
- Боряев В. Е. Качество, безвредность и конкурентоспособность пищевых продуктов Лекция для студентов экономических специальностей. Белгород: БУПК, 1998.-64С.
- Бражник В.Г., Рубочкин В. А. Философия кооперации: основные понятия и проблемы Фундаментальные и прикладные исследования. Научно-теоретический журнал. 2003, JV21. 33−34.
- Вахитов К.И. История потребительской кооперации России: учебное пособие-М., 1988.-234 с.
- Вахитов К.И. Потребительская кооперация СССР., М., 1991. 176 с. 159
- Горбашко Е.А. Управление качеством и конкурентоспособностью: Учеб. пособие Петерб, гос. ун-т экономики и финансов.- СПб., 2001.- 309 с.
- Гриценко Г. Стратегия развития сельских территорий на основе диверсификации сельхозпроизводства АПК: экономика, управление. 2006.-№ 4,с.21−24.
- Гутман Г. В., Дигилина О. Б., Чукин П. И. и др. Формы кооперативного движения в условиях рыночных реформ: Монография. М.: Издательскоторговая корпорация «Дашков и К», 2003. 384 с.
- Гутман Г. В., Чукин Н. И., Калмыков В. В. Взаимосвязь экономической и социальной функций потребительской кооперации. М.: Издательскокниготорговый центр «Маркетинг», 2002. 176 с.
- Дахов И. Возможности возрождения кооперативного сектора экономики Экономист. 2000. L 92−96.
- Дудкин В.И. Конкурентоспособность продукции: сущность, анализ, оценка, пути и меры повышения Экономика и коммерция. 1998. Вып. № 34. 69−84.
- Дудукалова Г. П. Реформирование организации управления потребительской кооперации. Диссертация к.э.н. М., 1992, -106 с.
- Ермаков В. Кооперативная самобытность в новом тысячелетии Российская кооперация. 2000. 49.
- Еленева Ю.Я. Обеспечение конкурентоспособности промышленных предприятий М.: «Янус-К», 2001. 304 с. 32. Из выступления председателя Совета Центросоюза РФ Валентина Ермакова//Российская кооперация. 2006. 20 апр. № 15 (431). 2.
- Ильин С, Васильева Т. И. Экономика: Справочник студента. М.: 0 0 0 «Издательство ACT" — Филологическое общество «СЛОВО», 2000. 544с. 160
- Исследование систем управления: Учеб. пособие проф.Э. М. Короткова. М.: ИПФРА-М, 2003. 358 с.
- Катков В.В. Управление конкурентоспособностью организации: Учеб. пособие Под ред. Казанцева А.К.- Петерб. гос. инж-экон. ун-т. СПб., 2000.-231с. 37.
- Кныш М. И. Конкурентные стратегии: Учебное пособие. СПб. 284 с. Кооперация: страницы истории РАП. Институт экономики, М., вып.4 Под ред. д.э.н., Отв. ред. Фигуровская П. К., 275 с.
- Кооперация. Теория, история, практика: Избранные изречения, факты, комментарии Автор-составитель К. И. Вахитов. М.: материалы, Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. 557 с. Кооперативы в Западной Европе Реф. Сб. АП СССР. ЮНИОП. М.: ЮПИОН, 1989.-180С.
- Кооперативы в индустриально развитых странах: Сборник обзоров. М., 1999.- 275 с. 42. «Концепции развития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2010 года». М., 2001.
- Кормнов Ю.Ф. Международная социалистическая специализация и кооперация. М.: Экономика, 1981. -213 с.
- Куприянов Н. Стратегический менеджмент в строительстве: Учебное пособие П. Куприянов, О. В. Михненков, Т. Щербакова. М.: ИНФРА-М, 2004. 3 3 6 с.
- Курс экономической теории: учебник 5-е дополненное и переработанное издание Киров: «АСА», 2002 г. 832 с.
- Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива: Пер. с франц. Спб.: Паука, 1996. 345 с.
- Лифиц И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг, 2-е изд., доп. и испр. М.: Юрайт-М, 2001. 224 с. 161
- Минцберг Г. и др. Школы стратегий: Стратегическое сафари. СПб.: Наука, 2000. 283 с.
- Минцберг Г., Куинн Дж. Б., Гошал Стратегический процесс. СПб.: Питер, 2001.-684 с. Михеева Е. Н. Методы оценки конкурентоспособности непродовольственных товаров Потребительская кооперация России в условиях перехода к рыночным отношениям. Ставрополь: Кавказский край, 1999.-109 с.
- Моисеева И. К. Анискин Ю.П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. Тт. 1,2. М.: Внешторгиздат, 1993.-264 с. вв. Моисеева Н. К. Международный маркетинг. М.: Учеб ник. Центр экономики и маркетинга. 1998. 246 с.
- Мухин В.И. Исследование систем управления: Учебник для вузов.-М.: Изд-во «Экзамен», 2003.С. 36−39.
- Нордстрем К., Риддерстрале И. Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта. Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2000. 272 с.
- Объедкова Л.В. Развитие организационных форм потребительской в современной России. Диссертация к.э.н. Internet: кооперации www.smartcat.ru
- Ониськова О. Разработка стратегии деятельности предприятия торговли //Маркетинг. 2003. № 3. 91−96.
- Основы предпринимательской деятельности: экономическая теория, маркетинг, финансовый менеджмент/Под ред.В. М. Власовой. М.: Финансы и статистика, 1995.- 468 с.
- Портер М. Международная конкуренция Пер. с англ. М.: междунар. отношения, 1993. 896 с.
- Портер М. Конкуренция. М.: Издательский дом «Вильяме», 2000. 495 163
- Портфель конкуренции и управление финансами Под ред. М. Г. Лапусты. М.: РШФРА-М, 1996. 378 с.
- Прудникова А.А. Повые модели инвестирования в потребительской кооперации Фундаментальные и прикладные исследования. Паучнотеоретический журнал. 2003, Nl. СМ.
- Рузайкина Н. Г, Определение сферы эффективного использования лизинга для предприятий (организаций) потребительской кооперации Фундаментальные и прикладные исследования. Паучно-теоретический журнал. 2004, 6. 68 70.
- Родионова Н.В. Антикризисный менеджмент: Учеб. Пособие для вузов. -М.: ЮПИТИ-ДАПА, 2001.-223 с.
- Раис Эл, Траут Дж, Маркетинговые войны. СПб.: Питер, 2000. 256 с.
- Рубин Ю. Б, Конкурентные ситуации на разных стадиях бизнеса //Маркетинг и маркетинговые исследования. 2004, N2 (50),
- Рубин Ю, Б, Теория и практика предпринимательской конкуренции, 4- е издание. Учебник. М.: 0 0 0 «Маркет ДС Корпорейшн», 2004. -289 с.
- Рубин Ю.Б. Основы Бизнеса. 6-е издание. Учебник. М.: 0 0 0 «Маркет ДС Корпорейшн», 2004, 784 с,
- Семенов А. К. Перестройка экономических и организационных в системе и потребительской кооперации. Перестройка прогресса в отношений деятельности ускорения научно-технического потребительской кооперации на основе Закона СССР «О кооперации в СССР»: Тезисы Всесоюзной научной конференции в Москве 3—5 октября 1989 Г. М., 1989. 4 1 164
- Семенов А. К., Маслова Е. Л. Психология и этика менеджмента и бизнеса: Учеб. пособие. М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000. 317 с.
- Семенов А. К. Идеология кооперативного менеджмента в XXI веке Деловой вестник «Российской кооперации». 2001. К2 5.
- Серова Е.В. Сочетание форм кооперации в учении А.В.Чаянова и кооперативной строительство в СССр Вестник сельскохозяйственных наук, 1988,№ 4,С.76−86.
- Сероштан М. В. Перспективы развития кооперативного движения в XXI веке Кооперативная самобытность в новом тысячелетии. М.: Центросоюз РФ, 2001.
- Сероштан М. В. Преимущества кооперации и пути их реализации. //Российская кооперация. 2001. 35.
- Сипко Л. А. Паправления стабилизации и развития потребительской кооперации. Повосибирск, 1998. 136 с.
- Симонов А.П. Маркетинг товара: ассортимент: Учебн. пособие. М.: изд-воМЭСИ, 2000.-422с. 92. 93. Сио К. К. Управленческая экономика. М.: ИНФРА-М, 2000.-671 с. Смирнов Э. А. Разработка управленческих решений. М.: Финансы и статистика, 2000. 271 с. 94. с.
- Современная экономика. Общедоступный учебный курс. Ростов н/Д.: Смирнов Н. Н. Стратегический менеджмент. СПб.: Питер, 2002. 128 изд-во «Феникс», 1998 672 с.
- Современные теории управления: Теории менеджмента на пороге ХХ1века: Учеб. пособие Под ред. В. Ю. Пашкуса. СПб.: Изд. дом «Сентябрь», 2003.-369 с. 165
- Социально-экономическое положение потребительской кооперации Российской Федерации. Стат. сборник. М. 2004 г.
- Статистика рынка товаров и услуг: Учебник Под ред. И. К. Беляевского. М.: Финансы и статистика, 1997. 235 с.
- Стратегическое управление: практика принятия системных решений Велесько Е. И., Быков А. А., Иванова Л. Я. и др.- М.: Закон и право, 1996. 408с.
- Стэк Дж. Большая игра в бизнесе: Единственный разумный способ руководить компанией. М.: Деловая лига, 1994. 377 с.
- Теплов В.И., Сероштан М. В., и др. Коммерческое товароведение: Учебник. М., Издательский Дом «Дашков и К»», 2000. 341 с.
- Темирбулатов А. О. Социально-экономические проблемы управления деятельностью потребительской кооперации. М., 1992. 169 с.
- Темирбулатов А. О. Основы кооперативного строительства. М., 1992. -211 с.
- Теплова Л. Е. Основы нотребительской кооперации: учебное пособие. -М.: Бита-Пресс, 2001.-160 с.
- Тимошина М. П. Развитие потребительской кооперации в условиях формирования рынка сельскохозяйственной продукции в регионе (на примере Республики Мордовия). Саранск, 1998. 176 с.
- Титаев В.Н. Исторический опыт н проблемы развития потребительской кооперации Российской Федерации 1965—1995 гг. (Па материалах областей Нижнего и Среднего Поволжья). Саратов, 324 с.
- Токарев Б. Е.- Методы сбора и использовапия маркетинговой 1998. информации. М.: Юристь, 2001. 184 с. 166
- Траут Дж. Новое нозиционирование. СПб.: Питер, 2000. 341 с.
- Траут Дж. Сила простоты. Руководство по успешным бизнес-стратегиям. СПб.: Питер, 2001. 224 с.
- Туган-Барановский Экономика, 1989.-179 с. ИЗ. Туган-Барановский М. И. Экономическая природа кооперативов и их классификация. М.: Тип. лит. т-ва И. Н. Кушнерев и К, 1914. 211 с.
- Управление эффективностью и качеством: Модульная программа: Пер. с М. И. Социальные основы кооперации. М.: англ./Под ред. И. Прокопенко, К. Порта: В 2 ч. М.: Дело, 2001. 121 с.
- Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998. 326 с.
- Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. М.: ИПФРА-М 2000. 312 с.
- Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. М.: Издательско- книготорговый центр «Маркетинг», 2002. 892 с.
- Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез»», 1997. 304 с.
- Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг. СПб.: Питер, 2002.-291 с.
- Федько В.П., Федько П. Г. Инфраструктура товарного рынка. Ростовна-Дону: «Феникс», 2000.- 298 с.
- Феофанов О. А. Реклама: новые технологии в России. СПб: Изд-во «Питер», 2000.- 365 с.
- Форд Генри. Моя жизнь и мои достижения. М.: Финансы и статистика, 1989.-206 с. 167
- Хайруллин Р. П. Потребительская кооперация республики Татарстан (Сегодня и завтра). Казань: Издательство «Дом печати», 1997. -288 с.
- Хейне П. Экономический образ мышления Пер. с англ. М.: Дело, 1992.187 с. 127. Хил Лафуенте A.M. Финансовый анализ в условиях неопределенности. Минск: Тэхналопя, 1998. -150 с.
- Чаянов А. В. Оптимальные размеры сельскохозяйственных предприятий. М.: Новая деревня, 1928. 175 с.
- Чепурной И. П. Конкурентоспособность продовольственных товаров: учебное пособие. М.: Издательский центр «Маркетинг», 2002. 120 с.
- Чубаков Г. Н. Стратегия ценообразования в маркетинговой политике предприятия. М.: Р1НФРА-М, 1996. 198 с.
- Шепелева Л.А., Казарин СИ. Маркетинг в организациях потребительской кооперации: Практическое пособие Поволж. кооп. ин-т Центросоюза РФ. Энгельс: РИИЦ ПКИ, 2004. 36 с.
- Шепелева Л. А. Слагаемые успеха (о передовом опыте Саратовского облпотребсоюза)/ Поволж. кооп. ин-т Центоросоюза РФ. Энгельс: Регион, инф.-изд. центр поволж. кооп. ин-та, 2002. 87 с.
- Экономическая теория Под. ред. А. И. Добрынина, Л. С Тарасевича, 544с. 3-е изд. СПб.: Изд. СПб ГУЭФ, Изд. «Питер», 2001.
- Экономическая теория: Учеб. Для студ. Высш. учеб. заведений Под. ред. В. Д. Камаева. 8-е изд., перераб. и доп. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.-640с.:ил.
- Экономическая теория. Учебник. Под. ред. И. П. Николаевой. М.: «Проспект», 2000. 448с.
- Эванс Дж.Р., Берман Б. Маркетинг. М.: Сирин, 2000. 308с.
- Эддоус М. Методы принятия решений. М.: Инфра-М, 1997. 590 с. 168
- Энджел Д.Ф., Блэкуэлл Р. Д., Миниард П. У. Поведение потребителей. СПб: Питер ком, 1999. 277 с.
- Эткинсон Дж., Уилсон И. Стратегический маркетинг. Ситуации, примеры. М: Юнити, 2001. 471 с.
- ЮданоБ А. Ю. Конкуренция: теория и практика: Учебн. Пособие, 2-е изд. -М.: Гном-Пресс, 1998. 188 с.
- Якокка Л. Карьера менеджера. Минск: Попурри, 2001. 415с. 143. Янг Системное управление организацией. М.: 1972. 46.
- Chamberlin Е. The Theory of Monopolistic Conpetition. Camnbridge (Maasach.), 1993. P. 242.
- Наше/ G., Prahalad C.K. Competing for the Future: Breakthrough Strategies for Seizing Control of Your Industry and Creating Markets of Tomorrow. Boston: narvard Business School Press, 1994. P. 311 146. nopkins P. S., Bailey C.L. New Product Pressures. Conference Board Record.-June 1971. P. 205.
- Louis R. Labour coopeatives. Geneva: Intern. Labour office, 1982. P. 189. 148. Ven SikleJ., Ladd G. A model of cooperativefinance//Amer. J. of economics. Lehmgton 1983. Vol. 65,2. P. 273.
- Peter N. Colder and Gerard J. Tellis, «Pioneer advantage: marketing logic or marketing legand». Journal of Marketing, May 1993. P.421.
- Robert D. Buzzell and Bradley T. Gale, The PIMS Principles: Linking strategy to performance (New York, Free Press, 1987. P. 209.
- Theodore Levitt. Marketing Myopia. Harvard Business Review, 1960.
- Treacy M., Wiersema F. The Discipline of Market Leaders. Reading, Mass.: Addison Wesley, 1995. P.254.
- Wroe Alderson. Marketing Behavior and Executive Action. Penguin, 1993. P. 311. 169