Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Генезис и классификация мифологических архетипов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Что касается систематизации мифологии, то здесь, безусловно, были значительные достижения: этому способствовал функциональный подход (у Ж. Дюмезиля, выделяющего идеологическую, хозяйственную и военную функции богов) и ритуалистический принцип (у Дж. Фрэзера, описывающего мифологему смены старого царя новым, или М. Элиаде, рассматривающего любой ритуал как воспроизведение момента творения мира… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. УНИВЕРСАЛЬНОЕ В МИФЕ: МИФ КАК ОСНОВА АРХЕТИПОВ КУЛЬТУРЫ
    • 1. 1. Изначальность и универсализм мифологии как базы культурных форм
    • 1. 2. Миф как образная и ценностно-смысловая реальность
    • 1. 3. «Оживляющая»: одухотворяющая и перформативная роль мифологии
    • 1. 4. Энергия мифа и воспроизводство смыслообразов. Понятие архетипа. Архетип как протофеномен
    • 1. 5. Мифология как путь к целостному мышлению. Проблема экологии мысли
    • 1. 6. Творческий потенциал мифа: онтологическая значимость эмоциональной компоненты мысли. Как возможно мышление архетипами?
    • 1. 7. Мифологическое и современное научное мышление. Классифицирующая роль мифологии. Структурность мифа
  • Глава 2. МЕТОДОЛОГИЯ ОПИСАНИЯ АРХЕТИПОВ
    • 2. 1. Проблематичность описания бессознательного и его структуры
    • 2. 2. Понять миф с его позиции — путь к описанию бессознательного
    • 2. 3. Особенности логики мифа как логики подсознания
    • 2. 4. Метод аналогий в древности, средневековье и современной науке
    • 2. 5. Образ как идеальная форма архетипа и ключ к классификации мифологии
    • 2. 6. Генетический метод
    • 2. 7. Функционально-исторический метод
    • 2. 8. Психоаналитический метод
    • 2. 9. Структурно-семиотический метод
    • 2. 10. Аксиологическое ядро архетипа
  • Глава 3. ГЕНЕЗИС БАЗОВЫХ АРХЕТИПОВ, ИХ СЕМАНТИЧЕСКИЕ ПОЛЯ
    • 3. 1. Праобраз изначальных Вод — архетип истока
    • 3. 2. Праобраз Неба — архетип творящей мысли
    • 3. 3. Праобраз своей Земли и предков — архетип памяти и судьбы
    • 3. 4. Праобраз Бога-царя, Громовержца — архетип общества и религии
    • 3. 5. Праобраз смерти и подземного мира — архетип потенциала к преобразованию
    • 3. 6. Праобраз божественного Кузнеца и законодателя — архетип культуры
    • 3. 7. Праобраз кормилицы-Земли и смены времен-года — архетип деятельности и порядка
    • 3. 8. Праобраз Солнца и легендарных героев — архетип самобытности и совершенства
    • 3. 9. Праобраз Луны — архетип преемственности жизни и материнства
    • 3. 10. Праобраз божественных Близнецов и трикстера, бога речи, счёта и письма — архетип интеллектуальной функции
    • 3. 11. Праобраз богини любви и красоты — архетип природы и созидающей роли чувств
    • 3. 12. Праобраз воина и пастыря — архетип воли личности и идеала
  • Глава 4. ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ БАЗОВЫХ АРХЕТИПОВ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ КУЛЬТУРЫ
    • 4. 1. Архетипический подход как метод гуманитарных наук
    • 4. 2. Обращение к системе первообразов как метод искусствоведения
    • 4. 3. Архетипические корни философских понятий
    • 4. 4. «Эмоциональная матрица» идей как основа типологии мировоззренческих концепций
    • 4. 5. Архетипы наций
    • 4. 6. Архетипы социокультурного времени и традиция астрологии
    • 4. 7. Методика преподавания мифологии

Генезис и классификация мифологических архетипов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Целью диссертационного исследования является поиск и классификация общечеловеческих универсалий (архетипов) в понятийной сфере. Для этого предлагается обратиться к их глубинному генезису: происхождению архетипов в мифологическом сознании и их систематизации с точки зрения выявления мифологического ядра архетипических смыслов, то есть реконструировать общую линию развития мифологии и рассмотреть её в универсально-понятийном ключе, как пред-философский тип мышления и логики. А также показать возможности применения полученной системы архетипов для современных исследований культуры.

Объектом исследования является мифология и такие производные от неё формы культуры как религия, философия и наука.

Предмет исследования — архетипы как культурные универсалии, их генезис, классификация и проявления в различных сферах культуры.

Актуальность проблемы;

Один из актуальных философских и культурологических вызововрелятивизация ценностей и утрата устойчивых смыслов в современной мозаичной культуре. Ответу на него способствует выявление общечеловеческих универсалий: воспроизводимых в культуре ценностей и смыслов архе-типического порядка. Наиболее бесспорными культурными универсалиями являются мифологические образы и сюжеты, к описанию которых обращался психоанализ. Но психоаналитические трактовки этого пласта слишком узкие, чтобы их можно было использовать для исследований культуры.

В то же время в философии за рамками психоанализа не получает достаточной рефлексии образно-ассоциативная сторона мышления, лежащая в основе формирования мифологических образов и символов. А между тем последняя философски значима, поскольку во многом определяет предпо-нимание и креативность-мыслительного процесса. Актуальность её изучения подтверждают выводы А. Моля и К. Леви-Стросса о возрастании роли ассоциативного мышления в современном мире. Выявление архетипических корней возникающих у нас ассоциаций и их систематизация может помочь развитию герменевтического подхода и сделать метод аналогий, спонтанно используемый в гуманитарных науках, более строгим.

Характер постнеклассическои науки (зависимость познания от качеств субъекта, временного момента и т. д.) требует новых подходов к изучению человеческой ментальности, ставя задачу выявления многоуровневой причинности и многозначности понимания,-которую ярко демонстрирует символическое мышление. И сегодня всё более широкое распространение получает символизм (работах архетипами.в.психоанализе и тестах), как и символические системы (расчетная астрология, руны или Таро: этими сферами сегодня: также активно пользуютсяпсихологи, поскольку они оказываются удобным рабочим инструментом) — Причину их востребованности и интереса, к ним у молодёжи можно увидеть в нестабильности^ современной аксиосфег ры, но есть и онтологический? корень этого -— потребность в обращении к универсально-архетипической природе символизма-. Хотя пока как философская, так и бытовая рефлексия этих сфер-явно недостаточна, и обращение к ним зачастую носит примитивный^характер: — что происходит от неумения пользоваться/многозначностью'и глубиной: символов: Вместе с тем символические (паранаучные) — области знания: нельзя просто отвергнуть: вынесение за рамки знания перемещает их в сферу чистой веры, создаваянекритическое отношение к ним. Для этих сфер должны быть найдены свои гносеологические, стандарты^, чему помогает систематическое изучение мифологического символизма и обращение к его корням.

Следует отметить, что обращение к мифу и символизму становится наиболее: востребованным вшпохтусиления*однобоко-рационалистического (у р о м ан ти ко в как реакцйя-на рационализм Просвещения) и прагматического взгляда на мир, в ситуации культурного кризиса. По мнению некоторых исследователей (например, А. Бергсона), мифологическая фантазия служит противовесом практическому уму, нарушающему природную экологию, выступая защитной реакцией против опасностей, связанных с интеллектом.

В мифе привлекает его одухотворенность, наполненность ценностным содержанием, которая: выступает неотъемлемым свойством архетипа, самовоспроизводящегося в культуре, — и которая иногда не совсем верно понималась как всеобщая одушевленность, присущая мифологическому мышлению (хотя древние чётко различали живое и неживое, как показывают корни пра-индоевропейского языка). Начиная с романтиков,. исследование мифологического символизма имеет цель возврата к целостному мышлению^ требующую дополнить рациональное (объективно-схематичное) эмоциональным (субъектавно-энергийным) началом. В отечественной литературе ту же тенденцию выражает философия космизма, получающая, распространение в наши дни как онтология целостного видения:

Рассмотрение процессов мифологического мышления как: более органичного восприятиямира ставит задачу понимания экологии мыслительного процесса и развития творческого мышления. Разработка этой: традиции даёт важные воспитательные ориентиры, так как обращает к изучению «вечных ценностей», смыкая «сферу сущего» со «сферой должного» .

Методологические основания исследования:

Диссертационное исследование опирается на представление К. Г. Юнга об архетипах коллективного бессознательногопродолжающее идею «коллективных: представлений» ЭДюркгейма, М. Мосса и других представителей функционального* подходак мифу. Оно? перенимает из. этого подхода трактовку мифа как: необходимой части жизнии использует функциональные параметры как один из принциповгсистематизации мифологии.

Переосмысливая" психоаналитический подход к архетипам коллективного • бессознательного, данная работа развивает и углубляет термин «архетип», понимая под ним древнейшую и общекультурно-универсальную мифологему, обрастающую в ходе историирядом образом и смыслов, несколько варьирующихся? в различных культурах, но не теряющих связи с единой семантической линией. Для этого4 в работе используется: термин «архетипы мировой мифологии» и вводится термин «базовые (глубинные) архетипы» .

Оценивая^ архетипы как фазы становления сознания и души, диссертационное исследование опирается на идеи^ разработанные эволюционистской школой (Э. Тайлором, Дж. Фрэзером, Г. Спенсером, ЛМорганом, Л. Фро-бениусом, Я. Я. Баховеном) о единстве мифологических образов в исторически не связанных между собой регионах Земли. Оно предлагает философски обосновать это единство на базе архетипической аналогии сознания человека и процессов физической Вселенной, а также аксиологического подхода: признания общечеловеческих ценностей, на основе постулата единства, человеческого сознания и психики (коллективного бессознательного). Такой подход не отрицает уникальности развития мифологем каждого региона, но может помочь подчеркнуть особенности национального мировосприятия по отношению к универсальной линии развития мифологического сознания.

Использование мифологии для обнаружения универсальных культурных архетипов в диссертации обосновывается через современное представление о мифе как реальности, которое разрабатывал А. Ф. Лосев, и оно характерно для других исследователей мифологии (миф как «живущая реальность» Б. МалиновскогоК. Хюбнер, Дж. Оверинг), а также через представление о мифе как основе культурных форм, и в целом символический подход к культуре, развитый Э. Кассирером как продолжение идей романтиков и Шеллинга, реабилитировавших мифологическое сознание для философии.

Выявление базовых архетипов. как универсальных культурных мифологем, их соотношений и формируемых ими семантических рядов опирается на сравнительные методы, используемые в мифологии с XIX в., но постоянно дополняемые и видоизменяемые новейшими исследованиями: изучение и сравнительный, анализ мифологических образов и сюжетов (Дж. Фрэзер, Ж. Дюмезиль, В. Н. Топоров, С. А. Токарев, И. М. Дьяконов, А. Н. Афанасьев, Б. Н. Рыбаков, А. Голан), в меньшей степени на сравнительную этнографию (Э. Тайлор, Б. Малиновский, К. Леви-Стросс и современные полевые исследования). Здесь важным оказывается' принцип обращения к древнейшим образам мифологии (сформулированный Е.М. Ме-летинским). Используется принцип изучения повторяющихся, элементов, без исчерпывания всего материала, обоснованный В. Я. Проппом. сравнительное языкознание и глубинная этимология: в работе прежде всего используются корни ностратического праязыка: исследования Иллич-Свитыча В.М., индоевропеистика (Покорный Дж., Мейе А., Гармке-лидзе Т.В., Иванов В. В., Шанские Н. М. и Т. В, Красухин К.Г.) и обобщающая работа Майзеля С. С. по корневому фонду семитских языков, а также в целом подход к языку как выразителю мировоззрения (ведущий начало от В. Гумбольдта и проявленный в работах Э. Сепира, Б. Уорфа, А. Вежбицкой).

При этом в основу классификации кладётся генетический метод как собственный метод мифологического мышления (как правило, повествующего о творении). И для обобщающего анализа архетипов и их сведения в единую систему представлений о мире в диссертации разрабатывается новая методология классификации мифологии, включающая, наряду с генетическим, функционально-исторический, образно-ассоциативный, аксиологический и структурный методы. Генетический метод опирается на:

1) традиционно выявляемые этапы антропосоциогенеза и культурно-исторических достижений первобытных обществ, восстанавливаемые с помощью археологии (исследования Ю. В. Бромлея, Г. М. Бонгард-Левина, В. В. Струве, Д. Г. Редера, Дж. Мелларта, М. Галича и др.), которые диссертант сопоставляет: 2) историческим эпохам формирования мифологических образов и 3) типической космогонической последовательности фаз творения, как её выявляет мировая мифология. Поскольку архетип определяется как самовоспроизводящая себя идея, под генезисом архетипов понимается не только происхождение, но и самопорождение понятий (А.Я. Флиер). Для моделирования структуры бессознательного используются принципы структурного подхода как наиболее строгого метода исследований гуманитарных наук, ставящего акцент на соотношении между элементами ради выявления их смысла. При этом структурный подход как метод данной работы содержательно отличается от наиболее кардинальных исследований в данной области К. Леви-Стросса, так как берутся не только иные соотношения элементов, но иная логика и структура этих соотношений.

Степень научной разработанности проблемы:

Попытки систематического описания структуры бессознательного и архетипов как её компонентов на основе культурфилософского (а не психоаналитического) метода не предпринималось: в философии и культурологии выделялись лишь отдельные мифологемы.

Что касается систематизации мифологии, то здесь, безусловно, были значительные достижения: этому способствовал функциональный подход (у Ж. Дюмезиля, выделяющего идеологическую, хозяйственную и военную функции богов) и ритуалистический принцип (у Дж. Фрэзера, описывающего мифологему смены старого царя новым, или М. Элиаде, рассматривающего любой ритуал как воспроизведение момента творения мира). Из русских исследователей следует отдать должное обобщающим работам по мифологии Проппа В. Я., Мелетинского Е. М. (представившего панораму мифологических исследований), Топорова В. Н. (о понятии времени и мировом древе), Иванова В. В., Франк-Каменецкого И. Г., Фрейденберг О. М. и Голо-совкера Я. Э. (приблизившихся к структурно-семиотическому подходу), Стеблин-Каменского М. И., Потебни Я. Я., Афанасьева А. Н. и Рыбакова Б. Н. (реконструкция русской мифологии), Дьяконова И. М., Токарева С. А. (энциклопедия «Мифы народов мира» под его редакцией содержит обобщения отдельных мифологем по образу и реконструкцию ряда образов индоевропейской мифологии посредством этимологических сопоставлений). Проводится анализ развития устойчивых мифологем в отдельных регионах (не1 давние культурологические диссертации Грачевой Н. В., Фанталова А.").

Однако эти и другие работы по мифологии сосредоточивают внимание на отдельных мифологемах, в целом же понятийной классификации основ/ ных образов мировой мифологии, которая бы раскрывала их архетипиче-ский смысл, на основе данных разработок не предлагается, так как ритуали-стический и функциональный принципы для этого оказываются недостаточны, а поиска других принципов такого обобщения обычно не ведется. Хотя сама задача системного описания мифологического сознания уже ставится3.

В зарубежной антропологии принципы интерпретации мифов связываются с выявлением смысловых и аксиологических универсалий4 — но поI пыток систематически соотнести образы древнейшей мифологии с идеями, сегодня актуальными, и на базе их создать обобщающую классификацию не предпринимается. Современных западных мифологов и энтологов интересует живая творческая роль мифа (Р. Вагнер5), созидание смыслов (Дж. Ове7 ринг) и целых фантомных реальностей (Р. Шведер), повседневная выразио тельность: репрезентативная функция мифа (Д. Хьюмс и др.), при этом, от.

1 Грачева Н. В. Устойчивые мифологемы Восточного Средиземноморья II-I тыс. до н. э. в истории культурной диффузии на Ближнем Востоке. Дис. канд. ист. наук. М., 2005 268 С. РГБ ОД, 61:06−7/58.

2 Фанталов А. Н. Культура варварской Европы. Типология мифологических образов. Дис. канд. культурологии по спец.: 24.00.01 М., 2001 // URL: http7/celt.newmail.ru/'umTa обращения: 20.03.2010).

3 Иванов А. Системный подход к исследованию мифологического сознания // Символические парадигмы модернизации культурного пространства: Материалы Всерос.науч. конф. 10 окт.2006 /НовГУ, 2006 С.69−72.

4 N. Rapport, J. Overing. Social and cultural antropology. The key concept. London and New York, 2000. C.280.

5 Wagner R. Lethal Speech: Daribi Myth and Symbolic Obviation. New York, 1978.

6 Overing J. Reason and Morality. London, 1985.

7 Shweder R. Post-Nietzschean Antropology: the Idea of Multiple Objective Worlds, in Thinking through Cultures. Cambridge, 1991.

8 Humes, D. In Vain I Tried to Tell You: Essay in Native American Ethnopoetics. Philadelphia, 1981 ражая тенденции западной, «мозаичной» культуры, их исследования обращены к конкретике и не проводят последовательной линии системного подхода, то есть не претендуют на широкий или глубинный универсализм.

Ближе всего к задачам систематизации подошел структурный метод, однако сосредоточенность на бинарных оппозициях побуждала строить классификации согласно современной логике, но не на основе всего образного богатства мифов. Современные же ментальные оппозиции далеко не всегда являются актуальными с точки зрения логики самой мифологии, а значит, цель понимания мифа с его собственной, позиции, выявления «анатомии ума», которую ставил Леви-Стросс, нельзя считать достигнутой.

Психоаналитическая, трактовка мифологических образов как архетипов, воспроизводящих себя в культуре (например, у Дж. Кэмпбелла, следующего методу ритуалистической школы, описывая сказочной образ путешествия через ритуал инициации И' процесс индивидуации), остается узкой и недостаточно опирается на, культурно-исторические исследования, и потому не может служить основой для генетической^классификации архетипов. Ритуалистический подход лишь пользуется1 аналогией ритуала с мифологическим образом, но происхождения образов не объясняет.

Сам Юнг не ставил задачи систематического описания мифологических архетипов, столкнувшись с проблемой их символической многозначности (за пределами которой остаётся принципиально неопределяемое ядро архетипа, подобное невидимой в растворе кристаллической решетке). Хотя уже постановка этой проблемы, предполагая наличие такой «решетки», ставит перспективную цель обозначить и описать архетипическое ядро смыслов — что и сделано в данной диссертации.

Задачи исследования:

— выявить аксиологические предпосылки актуализации архетипов: определить характерные черты мифа как культурного ядра, которые позволяют ему быть «живым» и воспроизводиться в культуре;

— выявить особенности логики мифологического мышления,.

— провести поиск и реконструкцию базовых универсалий на основе исследования генезиса древнейших мифологических архетипов и их отражения в наиболее ярких идеях мировой культурыпредставить классификацию архетипов мировой мифологии (свести в смысловые классы её типические образы), показать возможность структурной систематизации мифологем в их типических соотношениях между собой, дать описание сопряженных с ними образов и полей смысловпредложить архетипический метод исследования, культуры и понятий как методологический стандарт, близкий герменевтическому. •.

Основные тезисы, выносимые на защиту:

Г. Проблема описания архетипов как культурных универсалий решаема при обращении к их генезису.

2. Выявить типические структуры бессознательного помогает систематизация^ мифологии. Для. адекватного описания" архетипов классификация мифологии должна опираться на логику самого мифа.

3. Описание структур бессознательного может быть осуществлено через репрезентацию семантического поля или ассоциативного ряда культурных образов и смыслов, соотнесённых между собой/ многократно подтверждаемой исторической и культурной связью.

4. Базовый архетип можно представить> как свёрнутый в символ этап антропосоциогенеза или историческую веху, отмеченную значимыми культурными достижениями. Исторической преемственности формирования архетипов соответствует мифологическая (космологическая) логика творения мира. Выявляемая последовательность мифологем отражает глубинную структуру психики и подсознательную логику развертывания образов и понятий. Она может быть представлена как модель развития сознания.

5. Генетически-структурная классификация мифологических образов и архетипическая методология мышления способствует адекватной трактовке символов культуры, имеющих бесконечную многозначность, и позволяет более корректно использовать области символического знания в исследовательской практике.

6. Обращение к архетипическим корням понятий даёт возможность выявить магистральную линию их развития, позволяя выработать критерии оценки современных идей и художественных произведений.

7. Выявление древнейших мифологем, лежащих в основе базовых религиозных представлений разных культур, позволяет обозначить ядро их национального менталитета, что способствует герменевтическому пониманию культур и обоснованию мультиперспективности культурного развития.

Научная новизна диссертации заключается:

1) в разработке метода выявления и систематизации понятийных универсалий, сочетающего генетический подход с образно-ассоциативным, функциональным, ценностным и структурным,.

2) классификации на его основе символических и мифологических образов и смыслов и 3) в разработке стратегий применения глубинно-архетипического подхода к различным сферам культурфилософского анализа: философских понятий и концепций, национального менталитета, социокультурного описания! времени и т. д., что позволяет перенести универсальные мифологические смыслы в современный мир.

В работе преодолен юнговский тезис о невозможности систематического описания архетипов и осуществлена рационализация бессознательного. Выявлены компоненты коллективного сознания1 (иные, чем у Юнга).

Для обозначения архетипов найдены не только мифологические образы («архетип Солнца и героев»), но и понятийные формулировки («архетип индивидуальности»), а также функции, с ними связанные. Определены" семантические поля, дающие возможность адекватно описать архетипы, в принципе не выразимые через единственный образ или термин.

Разработана методология классификации мифологии, опирающаяся на логику мифа. Впервые представлена смысловая систематизация мифологических архетипов как логическая модель последовательных фаз формирования форм сознания. Обнаружена внутренняя структура мифологии и типические соотношения между её компонентами.

Показана эпистемологическая значимость архетипического подхода для дешифровки культурных феноменов.

Разработаны методологические стандарты применения архетипического подхода и метода аналогий в гуманитарном знании.

Найден новый взгляд на сферы символического знания с позиции мифологического мышления как ценностно-смысловой реальности. Определён гносеологический стандарт рассмотрения астрологии и намечены возможности и границы её применения для культурологических исследований.

Практическая значимость работы.

Представленная диссертация может выступать теоретической базой для понимания, дальнейшего исследования и реконструкции как мировой мифологии, так и универсалий современной культуры.

Материалы диссертации, разработанные в ней методологические подходы и результаты исследования могут быть использованы для изучения и преподавания мифологии как первичной системы формирования общечеловеческих представлений о мире. Система структурной классификации способствует лёгкому усвоению обширного мифологического багажа. Итоги исследования могут служить методологической основой для разработки стратегий искусствоведения, культурологии, психоанализа и философии, как развитие герменевтического метода и анализапредпонимания.

Как методология, обращенная к целостному восприятию, генетический метод способствует развитию экологии мышления и креативности в работе с философскими понятиями.

Апробация работы.

На основе исследования создан спецкурс «Архетипы мировой мифологии», который преподается с 1993 года (в 2010 г. преподавался в-СПбГУ-КИ). Тезисы диссертации излагались и предлагаемый глубинно-архетипиче-ский< подход как метод исследования-разных сфер" культуры обсуждался на П-м и Ш-м Российских культурологических конгрессах (2008 и 2010 гг.) и Днях Петербургской Философии в СПбГУ 2006;2010 гг.: в рамках круглых столов «Философия культуры и культурология, вызовы и ответы», Философия культуры и культурология: традиции и инновации", «Человек как творец и творение культуры», «Диалог культур и культура диалога», «Российская культура: прошлое, настоящее и будущее», /'Российская цивилизации: социальная теория и практическая-философия". А также на конференциях: «Философские проблемы социальных и гуманитарных наук» 2008 в СПб ГЭТУ «ЛЭТИ" — «Мистико-эзотерические течения в теории и на практике» в 2008 г. в РХГА- «Мировая политика и идейные парадигмы эпохи» в 2008 г. и «Мировая политика и культура» в 2009 г. в СПбГУКИ, «Методология и методы исторической психологии» в 2009 г. в Международной ассоциации исторической психологии, «Философия этноса» в СПбГУ ДПФ 2007;2009 гг.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Систематизация архетипов мифологии народов мира даёт перспективу дальнейшим исследованиям сознания и его семантики в антропологическом ракурсе. Разработанный в диссертации глубинно-архетипический подход дает возможность:

1) систематизации мифологии, обнаружения в ней внутренней структуры и типических отношений между ее компонентами, что позволяет легко пользоваться ее багажом в культурологии и других сферах гуманитарного знания. Повторяющиеся мифологические сюжеты выявляют архетипиче-ские законы соотношения понятий, которые можно понимать как ценностные, психологические, но также и социокультурные. Это указывает перспективу изучения структуры культурного сознания («коллективного бессознательного» К. Г. Юнга или «анатомии ума» Леви-Стросса);

2) наделения абстрактных понятий глубинным архетипическим смыслом (на базе древнемифологического) как метод их понимания в гуманитарных науках;

3) обоснования онтологической значимости для познания эмоционально-душевной компоненты, являющейся отражением семантики бессознательного, и необходимости ее эксплицирования как предпосылки понимания для философского мышления, когда оно исполняет герменевтическую (истолковывающую) функцию.

4) исследования актуализации архетипов и обоснование возможности, условий и границ применимости популярных символических систем (таких, как астрологический аппарат, описывающий, пользуясь терминами Юнга, явление синхронизма и актуализацию архетипов в культуре и индивидуальной психике). В этом смысле систематизация мифологии и обращение к её архетипическим корням рисует перспективу грамотного оперирования с символикой этих сфер.

Это можно классифицировать как логическое развитие идей психоанализа: 1) выявление архетипов в мифологии, 2) их применимость в интерпретации сознательных и подсознательных образов и идей, 3) подчеркивание роли бессознательного, 4) идеи синхронизма («зупсЬготс^») наряду с позитивным отношением к описывающей его астрологии. Однако Юнг 1) не создал универсальную систему архетипов, в охвате мировой мифологии и культуры, 2) не распространил сферу их приложения не только к случайным движениям мысли и психики, но и к систематическому познанию, 3) не показал связь устойчивых форм мышления с устойчивыми формами. ПСИХИКИ-и5 описав — «эмоциональную матрицу» идей (говоря словами Э. Фромма) и 4) не эксплицировал механизмы актуализации архетипов. Предлагаемый диссертацией подход позволяет решить эти задачи.

Представленная диссертация может выступать теоретической базой для понимания, дальнейшего исследования и реконструкции мировой мифологии и универсалий современной культуры.

Итоги исследования могут служить методологической основой для разработки стратегий искусствоведения (при трактовке тональностей в музыковедении, глубинно-архетипической трактовке образов и сюжетов в литературоведении и т. д.), культурологии (выявление глубинно-смысловой подоплеки культурных образов и временных эпох), психоанализа (направленное проживание актуальных образов, толкование ассоциаций, снов, арт-терапия, сказко-терапия, кино-терапия и т. д.) и философии (например, анализ философских понятий с точки зрения их архетипических корней или понимание концепций философов с позиции их психотипа), как развитие герменевтического метода и анализа предпонимания.

Разработанный глубинно-архетипический подход придаёт строгость методу аналогий, применяемому в гуманитарных науках. Как методология целостного восприятия, он способствует развитию креативности и экологии мышления.

Материалы диссертации, разработанные в ней методологические подходы и результаты исследования также могут быть использованы для изучения и преподавания мифологии (здесь следует отметить удобство усвоения мировой мифологии и символики в системе структурной классификации и соотношений мифологических образов между собой). А также для обоснования возможности, условий и границ применимости символических систем и астрологии как модели актуализации архетипов, для применения глубинно-архетипической базы смыслов как ее прогностической основы. При опоре на эту ценностно-смысловую базу астрономический расчетный аппарат мог бы быть востребован как инструмент анализа уникальных событий истории культуры, адекватный для социально-гуманитарных наук, использующих индивидуализирующий и идеографический методы исследования.

Изучение мифологических архетипов может служить не только формированию целостного мировоззрения, но морального здоровья — ведь, будучи носителями «извечных» аксиологических смыслов, архетипы показывают «как должно быть». Современная технократическая цивилизация утрачивает взгляд на культурно-исторические процессы с позиции должного, всё более следуя созданной ею реальности: букве формальных законов, взамен гармонии и справедливости, которая постигается более целостным чувством, нежели формальной логикой. Жизнь приобретает формат, в которые, как в прокрустово ложе, не умещаются неотформатированные потребности души. Для них социум пытается найти контролируемые ниши официальной церкви или института психотерапии, но ни тот, ни другой полностью не удовлетворяет запросам поколения, обращенного в будущее. Можно также заметить, что сознание, бытующее в традиционных обществах и не утратившее мифологическую компоненту (например, в Индии и других странах юго-восточной Азии), сохраняет гораздо более естественные способы удовлетворения душевных потребностей даже в потоке жизненной модернизации, что обуславливает интерес к ним ищущей молодёжи. Нередко отмечалось, что чувство «счастья жизни» в традиционных обществах. значительно превосходит самые богатые страны запада. И здесь задача оценить ту экологию психики и морали, которую сохранило мифологическое миропонимание: не для того, чтобы внешне копировать ритуальность или быт традиционных обществ, но чтобы добавить этот компонент в современное мировосприятие и философию как его образец.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.В. Поэзия мифа и проза истории. — Лениздат, 1990
  2. В.Г. Ритуалы и мифы древней Анатолии. М., 1982
  3. Астрология. Век XX. М., 1990
  4. Атлас языков мира. Происхождение и развитие языков во всем мире (консультанты Комри В., Мэттбс С., Полински М.). — Лик пресс, 1998 .
  5. А. ff. Древо жизни. — М., 1983
  6. Р. Миф сегодня. Структурализм как деятельность // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. -М., 1989-С. 76−134- 183−186
  7. М.М. Эстетика словесного творчества.—М.: Искусство, 1979
  8. А. Два источника морали и религии. М.: Канон, 1994
  9. Н. Смысл истории. — М., 1990
  10. Е.П. Архаический символизм религий мира. М., 1992
  11. Ф. Ум первобытного человека. М.-Л., 2006 .
  12. Большой иллюстрированный атлас первобытного человека —Прага, 1982
  13. Бхагавад-гита (пер. с санскрита Б.Л. Смирнова). СПб., 1994
  14. Ван-дер-Варден Б. Пробуждающаяся наука Т. II. Рождение астрономии. -М., 1991
  15. А. Язык. Культура. Познание. — М., 1996
  16. А. Семантические универсалии и описание языков — М., 1999
  17. В.И. Живое вещество. — М., 1978
  18. ВикоДж. Основания новой науки об общей природе наций. — М.-Киев, 1994
  19. Р. Круговорот истории-М., Берлин, 1922 21. Вундт В. Миф и религия. М.- СПб., 2002
  20. В. Проблемы психологии народов. — «Либроком», 2010
  21. Х.Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики-М., 1988
  22. М. История доколумбовых цивилизаций. М., 1990
  23. Т.В., Иванов В. В. Индоевропейский язык и индоевропейцы: в 2-х кн.- Тбилиси, 1984
  24. Н. Философия бессознательного. -М., 1902
  25. И. Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977
  26. И.В. Избранные сочинения по естествознанию. — М., 1975
  27. А. Миф и символ.- М.-Иерусалим, 1993
  28. Я.Э. Логика мифа.—М., 1987
  29. И.В. Устойчивые мифологемы Восточного Средиземноморья III тыс. до н. э. в истории культурной диффузии на древнем Ближнем Востоке: Дис. канд. ист. наук: 24.00.01 Москва, 2005 268 С.-РГБ ОД, 61:06−7/58
  30. В. Избранные труды по языкознанию М., 1988
  31. Л.И. Энтогенез и биосфера Земли Л., 1990
  32. С. С. Смысл возможного. Коннотационная семантика — СПб., 2002
  33. Э. Феноменология (статья).- «Логос» 1/1991- С.12−21
  34. И.Х. Древнегреческо-русский словарь. 2 тома М., 1958
  35. И.Х. Латинско-русский словарь —М., 1976.
  36. В.М. Культурология: основные концепции — СПбГУ, 2005
  37. В. Введение в науки о духе. Собр. соч. в 6 т.- Т. 1- М., 2000
  38. В. Категории жизни. Глава из соч. «Структура исторического мира в науках о духе» // Вопросы философии. 1995. -№ 10 — С. 129−14 341 .Дильтей В. Описательная психология СПб., 1996
  39. Древние цивилизации (под ред. Г. М.Бонгард-Левина).- М., 1989
  40. ИМ. Архаические мифы Востока и Запада.- М., 1990
  41. . Верховные боги индоевропейцев М., 1986
  42. Э., Мосс М. О некоторых первобытных формах классификации. К исследованию коллективных представлений — М., 2006
  43. Э. Элементарные формы религиозной жизни М., 1998
  44. В.И. Египет.- СПбГУ, 2004
  45. А.П. Звук и смысл —М., 1970
  46. А. Системный подход к исследованию мифологического сознания // Символические парадигмы модернизации культурного пространства: Материалы Всероссийской научной конференции 10−11 окт. 2006 НовГУ.-Великий Новгород, 2006 С.69−72
  47. В.В., Топоров В. И. Славянские языковые моделирующие системы.-М., 1965
  48. В.В., Топоров В. Н. Иследования в области славянских древностей.-М., 1974
  49. Иллич-Свитыч В. М. Опыт сравнения ностратических языков М., 1971−84
  50. История древнего Востока (подред. Г. М.Бонгард-Левина). — М., 1988
  51. История первобытного общества. Общие вопросы. Проблемы антропо-социогенеза (под ред. Ю.В.Бромлея). — М., 1983
  52. М.С. Философия культуры. СПб., 1996
  53. Калевала (пер. с финского Вельского А.И.) — М., 1956
  54. Ю.А. Названия звёздного неба. M. 1981
  55. Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры // Проблема человека в западной философии. — М., 1988. С.3−30
  56. Э. Феноменология мифа // Философские науки. 1991. — № 7
  57. Э. Философия символических форм. — Т. 1−2 — М.- СПб., 2001
  58. Х.Э. Словарь символов. — М., 1994
  59. А. Великий потоп. Мифы и реальность. JT., 1984
  60. Р. Дж. Идея истории. — М., 1980
  61. К.Г. Аспекты индоевропейской реконструкции. — М.: Языки славянской культуры, 2004
  62. A.JI. Конфигурации культурного роста // Крёбер A.JI. Избранное: природа культуры. — М., 2004
  63. Дж. Герой с тысячью лицами. Киев, 1997
  64. Дж. Мифический образ —М., 2002
  65. Леви-Брюлъ Л. Первобытное мышление —МГУ, 1980
  66. Леви-Строс К. Первобытное мышление М., 1994
  67. Леви-Стросс К. Структурная антропология —М., 1985
  68. Легенды и сказания древней Греции и древнего Рима (под ред. А. Нейхардт) — М., 1987
  69. М. А. Критические заметки к современной теории мифа Вопросы философии. — 1973.-№ 8,-С. 143−153- № 10.-С. 139−159
  70. Г. У. Песнь о Гайявате М., 1987
  71. А. Ф. Философия имени. Музыка как предмет логики. Диалектика мифа // Лосев А. Ф. Из ранних произведений М., 1990
  72. А.Ф. Знак. Символ. Миф.-М., 1982
  73. Ю.М. Избранные статьи в 3- х томах. Т. 1. Статьи по семиотике и типологии культуры. — Таллин, 1992
  74. Ю. М. Структура художественного текста. М., 1970
  75. С.С. Пути развития корневого фонда семитских языков М., 1983
  76. . Магия, наука и религия. М., 1998
  77. Т. Иосиф и его братья. М., 1987
  78. Н.Я. Избранные работы. Т.4−5. — Л., 1937
  79. А. Введение в сравнительно-историческое изучение индоевропейских языков. М., 1938
  80. Е.М. Аналитическая психология и проблема происхождения архетипических сюжетов// Вопросы философии — 1991-№ 10- С.41−47
  81. Е. М. Поэтика мифа М., 2000
  82. Махабхарата. Вып. V, книга I: Мокшадхарма (пер. с санскрита Б.Л.Смирнова).- Ашхабад, 1983
  83. МеллартДж. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока. — М., 1982
  84. Мифологический.словарь. (М.Н'. Ботвинник, М. А. Коган, М. Б. Рабинович, Б.П. Селецкий). — Л., 1961
  85. МИФЫ НАРОДОВ МИРА (энциклопедия в 2-х Т. под ред. Токарева С.А.). -М., 1997
  86. Мифы в искусстве старом и новом (монография по Рене Менару).- Л., 1993
  87. От начала начал. Антология шумерской поэзии (перевод Афанасьевой В.К.). -СПб., 1997
  88. Р. Священное. Об иррациональном в идее божественного и его соотношении с рациональным. СПб., 2008
  89. X. Кельтская астрология. Ваклер, 1996
  90. Пополь-Вух. Пер. с киче. М.-Л., 1959
  91. Пословицы народов мира (составитель Г. Козлов). СПб., 1995
  92. A.A. Слово и миф. М., 1989
  93. A.A. О происхождении названий некоторых славянских языческих божеств // Славянский и балканский фольклор. М., 1989. С. 254−267
  94. Предания и мифы средневековой Ирландии (ред. Корсиков КГ.).- М., 1991
  95. В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986 (М., 2004)
  96. В.Я. Морфология сказки. М., 1969
  97. .И. Астрология: наука, псевдонаука, идеология? // Вопросы философии. 1994.-№ 2. -С. 13−25
  98. П. Трикстер. СПб., 1999
  99. Ригведа. Мандалы I-IV (отв. ред. Гринцер П.А.). М., 1989
  100. .А. Язычество древних славян. М., 1981
  101. Ш. Творческая душа — главное наследие Юнга. URL: http:// www.iungland.ru/sherri salman tvorcheskaya dusha glavnoe nasledie yunga дата обращения 1.03.2010
  102. Сахаров ПД Мифологическое повествование в древних пуранах М., 1991
  103. Семира. Архетипы Юнга и астромифология. Послесловие к переводу: Юнг КГ. Алхимия снов. СПб., 1997 С.303−348
  104. Семира и В.Веташ. Астрология и мифология. СПб., 1998
  105. Семира и В.Веташ. Астрология: имя и символ. — СПб., 1997
  106. Семира и В.Веташ. Астрология творчества. URL: http://www.astrolingua.spb.ru/KNIGI/iskkult.htm дата обращения 1.12.2010
  107. Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии М., 1993
  108. Н.В. Хроматизм мифа. JL, 1990
  109. B.C. Мифологический процесс в древнем язычестве // Избр.произв. Ростов-на-Дону, 1998
  110. А. Третий пояс мудрости. JL, 1989
  111. Стеблин-Каменский М. И. Миф. — JL, 1976
  112. М. Тайны индейских пирамид. М., 1982
  113. П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М., 1995
  114. Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998
  115. В.В. Религия и культура // Собр. соч. Т.1.- М., 1990
  116. К.А. Философское мировоззрение Гёте. -М., 2001
  117. Сорокин 77. Социальная и культурная динамика. СПб., 2000
  118. B.C. Теоретическое знание. — М., 2000
  119. Э. Первобытная культура. М., 1989
  120. Тейяр де Шарден 77. Феномен человека. М., 1987
  121. В. Символ и ритуал. М., 1983
  122. ТойнбиА. Постижение истории. М., 1991
  123. С.А. Религия в истории народов мира. М., 1976
  124. В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. — М., 1995
  125. В.Н. О структуре некоторых архаических текстов соотносимых с концепцией мирового дерева // Труды по знаковым системам, V, 1971.- С. 9−62
  126. В.Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. — М., 1983.-С. 227−284
  127. .В. Наука и языкознание // Новое в лингвистике. Вып.1. М., 1960 (перепечатка: Зарубежная лингвистика. — Т. 1. — М., 1999. — С.92−106)
  128. А. Культура варварской Европы. Типология мифологических образов // URL: http://celt.newmail.ru/ (дата обращения: 20.03.2010)
  129. ФасмерМ. Этимологический словарь русского языка. В 4-х Т.-М., 1964−1973
  130. Ф. де Соссюр. Труды по языкознанию. М., 1977
  131. Г. Холистический массаж: индивидуация и инициация.— СПб., 2001
  132. П. Избранные труды по методологии науки. — М., 1990
  133. В.П. Живой космос: человек между силами неба и земли // Вопросы философии. 1994. — № 2. — С.3−11
  134. А. Я. Культурогенез. -М., 1995
  135. А. Я. Культура как репрессия // Фундаментальные проблемы культурологии. В 4 Т. — Том I: Теория культуры. — СПб., 2008 — С. 242−250
  136. П.А. Имена: Сочинения. -М., 1998 141 .Флоренский П. А. У водоразделов мысли. -М., 1990
  137. Г. и Г.А., Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии.-М., 1984
  138. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1989
  139. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992
  140. Фрейд 3. Психология бессознательного. — СПб., 2002
  141. Фрейд 3. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии. -СПб., 1997
  142. Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов. — М., 1990
  143. Д. Золотая ветвь. -М., 1980
  144. Э. Иметь или быть. М., 2000
  145. М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб., 1994
  146. М. Время и бытие. М., 1993
  147. В. Государство Элам. — М., 1977
  148. Хрестоматия по истории Древнего Востока (под ред. В. В. Струве и ДГ. Редера). М., 1963
  149. К. Истина мифа. M., 1996
  150. К.Э. Грезы о Земле и Небе. Тула, 1986
  151. H.H. и И.А. Народы, расы, культуры. М., 1971
  152. П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. -М., 1993
  153. A.JI. Земное эхо солнечных бурь. — М., 1976
  154. A.JT. Теория космических эр // Циолковский К. Э. Грезы о Земле и Небе. Тула, 1986
  155. Н.М. и Т.В., Иванов В. В. Краткий этимологический словарь русского языка. М., 1971
  156. М.И. Первобытная мифология и философия. JL, 1971
  157. А. Культура и этика. М., 1973
  158. П.В. Отражённые в небе мифы Земли. М.1986
  159. М. Положение человека в Космосе // Проблема человека в западной философии. — М., 1988
  160. Р. Новая наука о жизни. М., 2005. — С. 145−153
  161. Шеллинг Ф.-В. Введение в философию мифологии // Собр. соч. Т.2. -М., 1989.-С. 159−374 168.' Шеллинг Ф.-В. Философия искусства. М., 1966
  162. ИЗ. Современная западная философия. Очерки истории. Editorial URRS, 2004
  163. Ф. Эстетика. Философия. Критика: В 2 T. Т.1.-М., 1983
  164. А. Мир как воля и представление Т.1. М., 1993
  165. Шумер: города Эдема (перевод Хренова В.). -М., Терра 1997
  166. О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории — M., 1993
  167. Е.М. (Семира) Смысл и цвет музыкальных тональностей // Метафизика музыки и музыка метафизики (под ред. Апинян Т. А. и Пигрова К.С.) Изд. СПбГУ и СПб. Консерватории, 2007 С.215−227
  168. Е.М. Проблема понимания механизмов бессознательного как вызов для современной культуры // ДПФ 2006. Материалы круглого стола: Философия культуры и культурология: вызовы и ответы—СПбГУ, 2007 —С.356−362
  169. Е.М. Архетипический подход как метод исследования гуманитарных наук // Известия СПбГЭТУ «ЛЭТИ». Философские проблемы социальных и гуманитарных наук. Т.1. — СПб., 2008. — С.70−74
  170. Е.М. Архетипический подход как средство философского понимания идей и межкультурной коммуникации // Центральная Азия и культура мира. Бишкек, 2008. № 1−2 (23−24). — С.263−273
  171. Е.М. Генезис архетипов как ключ к изучению структуры пред-понимания // Культурное многообразие: от прошлого к будущему. Тексты участников II Российского культурологии. конгресса. СПб: Эйдос, 2010. — С. 563−575
  172. Е.М. Циклы времени и идеология // Мировая политика и идейные парадигмы эпохи. СПбГУКИ, 2008. — С.363−372
  173. Е.М. Битва громовержца со змеем: истоки образа Георгия Победоносца в индоевропейской мифологии // Образ Святого Георгия Победоносца в культуре России. — СПб., 2009. С.212−219
  174. Е.М. Личность в русской философии как проявление духовного и космического начала. ДПФ 2010. Материалы круглого стола «Российская культура: прошлое, настоящее и будущее». СПб., 2011.— С. Ъ9А •ЪЭ5
  175. Е.М. Архетипы России // Методология и методы исторической психологии. Материалы XXVI международной научной конференции. СПб., 2009. — С.58−64
  176. Е.М. Мифологические архетипы как ядро понимания ментальности культур (на примере Индии и Китая) // ДПФ 2009. Диалог культур и культура диалога. — СПбГУ, 2010. — С.382−395
  177. Е.М. О связи архетипической логики философских идей с психотипом их создателей // Креативность в пространстве традиции и инновации. Тезисы докладов HI-го Российского культурологического конгресса. СПб.: Эйдос, 2010. — С.97
  178. Е.М. Систематизация архетипов мировой мифологии: генетический метод // Обсерватория культуры.— № 4.— М., 2011
  179. Е.М. (Семира) Созвездия мысли. Послесловие Тульчин-ского Г. Л СПб.: «Алетея», 2011 (рукопись для печати)
  180. Е.М. Роль биологических теорий в культурном взаимодействии: миф о борьбе за существование и симбиоз как ведущий фактор эволюции. // Ценности и смыслы. -№ 2 (11). -М., 2011. С.97−105
  181. Е.М. Архетипы мифологии: методика преподавания // Герценовские чтения 2010. Актуальные проблемы социальных наук. СПб.: РГПИ, 2011. — С.155−158
  182. М. Космос и история. М., 1987
  183. М. Мефистофель и Андрогин. СПб., 1998
  184. М. Шаманизм. Архаические техники экстаза. — Киев, 2000
  185. М. Миф о вечном возвращении. — СПб, 1998
  186. М. Священное и мирское. — М., 1994
  187. М. Словарь религий, обрядов и верований. -М., 1997
  188. М. Трактат по истории религий в 2 Т. СПб., 1999
  189. В.Г. Мифы древней Индии. М., 1975
  190. Этимологический словарь славянских языков. — М., 1974
  191. Этнокультурная специфика языкового сознания (под ред. Уфимцевой Н.В.). М., 2003
  192. Юнг К. Г. Алхимия снов. СПб., 1997
  193. Юнг К. Г. Аналитическая психология. — М., 1995
  194. Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991
  195. Юнг К. Г. Душа и миф: шесть архетипов. Киев-М., 1997
  196. Юнг К. Г. Человек и его символы. СПб., 1996
  197. Юнг К. Г. Дух Меркурий. М., 1996
  198. Юнг КГ. Психология и алхимия. М.-Киев, 1997
  199. Юнг КГ. Синхронистичность. М.-Киев, 1997
  200. Юнг КГ. Структура психики и процесс индивидуации. — М, 1996
  201. Юнг К. Г. Психология бессознательного. М., 2 001 213. Юнг КГ. Aion. M., 1997
  202. Языковое сознание и образ мира. М., 2000
  203. Р. Типологические исследования и их значение для сравнительно-исторического языкознания // Новое в лингвистике. Вып. З- М., 1963
  204. .В. Гипотезы о происхождении языка. — М., 1984
  205. Berlin В. and Kay R. Basic Color Terms: Their Universality and Evolution. -Berkeley: University of California Press, 1969
  206. Bolelli D. On the Warrior’s Path. Philosophy, Fighting and Martial Art Mythology. Berkeley: University of California Press, 2003
  207. Brady I. Anthropological Poetics. Savage: Rowman-Littlefield, 1991
  208. Bohm D. On Creativity. London and New York: Routledge, 2004
  209. Burt Kathleen. Archetypes of the Zodiac. St. Paul: Llewellyn Publ., 1990
  210. Chevalier J., Gheerbraut A. Dictionnaire des symboles. Paris, 1989
  211. Durkheim E. Les formes elementaries de la vie relidieuse. Le systeme tote-mique en Australie. Paris, 1960
  212. Durkheim E. and Mauss M. Primitive classification. — London, 1970
  213. Ellen, R. The Cultural Relation of Classification Cambridge, 1993
  214. Encyclopedia of Social and Cultural Antropology —London: Routledge, 1997
  215. Fordham F. An introduction to Jung’s psychology. Great Britain, 1966
  216. Foucault M. Madness and Civilization. London and New York, 2006
  217. D. (1981) In Vain I Tried to Tell You: Essay in Native American Ethnopoetics. Philadelphia: University of Pensilvania, 1981
  218. Jung C. G. Four Archetypes. London, 1972
  219. Leavitt J. Meaning and Feeling in the Anthropology of Emotions. American Ethnologist 23, 1996
  220. Levi-Strauss C. The Raw and the Cooked: Introduction to the Science of Mythology: 1. New York: Harper and Row, 1969
  221. Levi-Strauss C. From Honey to Ashes: Introduction to the Science of Mythology: 2. New York, 1973
  222. Levi-Strauss C. The Origin of Table Manner. Introduction to the Science of Mythology: 3. London, 1978
  223. Needham R. Symbolic Classification. California, 1979
  224. OveringJ. The Role of Myth: An Anthropological Perspective, or the «Reality of the Really Make-up» // Myth and Nationhood. London, 1997
  225. OveringJ. Reason and Morality. — London: Tavistock, 1985
  226. OveringJ., Rapport N. Social and cultural anthropology. The key concept. — London and New York: Routledge, 2000
  227. Рокоту J. Indogermanisches Etymologisches Worterbuch. — Bern, 1968
  228. Rudhyar D. Magic of Tone and the Art of Music. «Shambala», 1982
  229. Radin P. The Primitive Man as Philosopher. New York, 1927. URL: http://www.archive.org/texts/flipbook/flippy.php?id:==primitivemanasph031975mbp дата обращения: 1.2.2010
  230. Sarkar P.R. The Liberation of Intellect — Neo-Humanism. — Calcutta, 1982
  231. Sarkar P.R. Microvitum in a nutchell. Calcutta: Ananda Marga, 1967−1995
  232. Sarkar P.R. PROUT in a nutchell. Books I-XXI. Calcutta, 1987−1991
  233. Senard M. Le Zodiaque. — Paris, 1948
  234. Shweder R. Post-Nietzschean Antropology: the Idea of Multiple Objective Worlds, in Thinking through Cultures. Harvard Univercity Press, 1991
  235. Taussig M. Mimesis and Alterity: A Particular History of the Sences. New York, London: Routledge, 1993
  236. Taylor L. In the Underworld. Oxford: Blankwell, 1984
  237. The Goddess Calendar. St. Paul: Llewellyn Publications, 1992
  238. Turner V. The Forest of Symbols-New York: Cornell University Press, 1964
  239. Turner V. The Ritual Process. -New York: Cornell University Press, 1982
  240. Turner V., BrunerE. The Anthropology of Experience Urbana: Illinois, 1986
  241. Vernant J.P. Myth and Society in Ancient Greece. New York, 1996
  242. Vitebsky Piers. The Shaman. Voyages of the Soul, Trance, Extasy and Healing from Siberia to the Amazon. London: Dunkan Baird Publishers, 2001
  243. Wagner R. Lethal Speech: Daribi Myth and Symbolic Obviation. New York: Cornell University Press, 1978
  244. Wagner R. Symbols that stands for Themselves. Chicago, 1986
  245. Wierzbicka A. Understanding Cultures through Their Key Words. New York: Oxford University Press, 1997
  246. WhorfB.L. Language, thought and reality. New York, 1956
Заполнить форму текущей работой