Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социально-философские идеи и воззрения в отечественном богоискательстве XIX и XX столетий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Подводя итог проведенному диссертационному исследованию, отметим, что истоки социально-философских построений реального богоискательства XX столетия, вне сомнения, следует видеть в трудах ряда видных религиозных мыслителей XIX века — П. Я. Чаадаева, основоположников славянофильства, Ф. М. Достоевского, Вл. С. Соловьева и др., богоискательские настроения которых могли проявляться отчасти… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Базовые социально-философские идеи и проблемы в миропонимании предтеч богоискательства на русской почве в XIX веке
    • 1. 1. Богоискательские тенденции в социально-философских воззрениях П. Я. Чаадаева
    • 1. 2. Социально-философские идеи славянофилов как предпосылки социальных воззрений отечественных богоискателей рубежа XIX и XX веков.51ф
    • 1. 3. Богоискательско-богоборческая сущность социальнофилософских идей в творчестве Ф. М. Достоевского
    • 1. 4. Социально-философские идеи Вл. С. Соловьева как основополагающие в отечественном богоискании концаXIX-первой половины XX вв
  • Глава 2. Социальная философия богоискательства в
  • России конца XIX — первой половины XX столетий
    • 2. 1. Исходные социально-философские проблемы богоискательства на русской почве рубежа XIX-XX столетий
    • 2. 2. Ключевые социально-философские идеи в богоискательстве В. В. Розанова
    • 2. 3. Социально-философский смысл богоискательских идей Д. С. Мережковского
    • 2. 4. Богоискательство Н. А. Бердяева как сущностная форма проявления его социально-философских воззрений

Социально-философские идеи и воззрения в отечественном богоискательстве XIX и XX столетий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

За последние почти три десятилетия современная историко-философская отрасль знания осуществила основательный прорыв в деле фундаментального освещения социально-философской, общественно-политической, историософской, этической, религиозной и т. п. мысли на русской почве, объективно и всесторонне отражая, без приукрашиваний и тенденциозно-односторонних штампов, все богатство российского интеллектуального потенциала многих минувших столетий. Однако, располагая глубоким и оригинальным отечественным философским арсеналом, а в его недрах социально значимой философией богоискательства, исследователи по сию пору сталкиваются со скептическим отношением к ее идеям, выводам и обобщениям, суть которого однажды сформулировал Вл. Соловьев, заметивший, что в русских трудах по философии всё философское вовсе не русское, а что в них есть русского, то ничуть не похоже на философию, а иногда и совсем ни на что не похоже. Упорное нежелание признать самобытность, своеобразие и специфику того стиля философствования, который сложился в России на протяжении двух последних веков, к сожалению, разделяют многие современные критики и комментаторы. Поэтому-то до сего времени по ряду параметров отсутствует должное понимание русской философской традиции, особенно русской религиозной философии, соотнесенной с богоискательством.

Анализ положения дел с богоискательством убеждает в том, что о нем едва ли следует говорить только в прошедшем времени. Оно и в прошлом, и в настоящем. Отзвук религиозно-философского течения конца XIX — первой половины XX века проявляет себя и в наше время. Отдельные богоискательские воззрения в «снятом» виде наличествуют не только в трудах современных теологовони замечены и в некоторых художественных и публицистических произведениях, в выступлениях отдельных философствующих литераторов и деятелей культуры.

Выбор и актуальность темы диссертации возможно отчасти объяснить неистребимостью богоискательских настроений и проявлений и их повторяемостью в главном и существенном.

Актуальность диссертации следует связать и с тем, что переход от крайностей и издержек атеистического влияния на общество в недавнем прошлом ознаменован активным богоисканием с повсеместным расширением религиозной пропаганды всеми возможными и доступными средствами.

Актуальность работы состоит и в том, что современные российские государственные деятели, политики, чиновничество, в популистских целях отвергнув законодательно декретированную свободу совести — этого продукта цивилизованных обществ — и настояв на учреждении закона о вероисповеданиях, прилюдно становятся, вероятно, вопреки своей воли, на путь откровенного богоискания, в основании своем преследующего намерение в обновленных вариантах обострить интерес к активизирующейся в новых условиях религии и, деликатно обговорив и обозначив некоторый спрос на нее, породить успокоительно-умиротворяющее настроение очередных утопий, направленных острием ортодоксально-христианской духовности как бы на «решение» острейших социальных проблем нашего времени.

Как показывает опыт отечественной истории, богоискание нередко сопутствует некоторым переломным периодам в жизни общества с явно развитыми его социально-значимыми ориентирами, когда наряду с тягой к религии и возрастанием интереса к ней, складываются хорошо рекламируемые массовые увлечения оккультно-мистическими учениями, теософией, антропософией и многим другим. Поэтому для богоискателей всегда было и сохраняется стремление абсолютизировать мистико-иррационалистическую тенденцию, выдать свои собственные религиозно-мистические настроения за некое «глубинное свойство», за «коренную» особенность русской души («пронизанной мистическими токами»), полагая, будто в русском национальном духе заложены неистребимые задатки сверхрационализма, сверхразумности, мистической интуиции и т. п.

Степень разработанности проблемы. Понятие «богоискательство» в русской религиозной и светской философии обладает богатым смысловым наполнением, включая в себя широкий спектр представлений и идей: социально-философских, религиозно-этических, историософских, богословских и др.

О богоискательстве на протяжении XX века было написано множество книг, брошюр, статей, которые в большинстве своем преследовали цель раскрыть, а по сути преодолеть сугубо религиозную сущность этого изначально непопулярного и весьма ограниченного в своих возможностях самопопуляризации течения. Из поля зрения исследователей богоискательства постоянно «выпадали» социально-философские воззрения и идеи его представителей.

В подавляющем большинстве публикаций до начала 80-х годов минувшего века, посвященных богоискательству, преобладала стандартная и весьма употребительная формула, в которой преимущественный акцент делался на том, что данное «реакционное религиозно-философское течение, возникшее в годы столыпинской реакции в среде русской либерально-буржуазной и контрреволюционной интеллигенции, проповедовало обновленное христианство». Исследованием богоискательства занимались преимущественно сторонники марксизма и атеизма, исследуя по минимуму только религиозную сущность этого направления и не оставляя возможности для фундаментального светского социально-философского анализа. Преобладали ярлыки, односторонность с ярко выраженной тенденцией, нигилизм и многое другое. Такой подход не представлял сколько-нибудь исследовательского интереса и научной ценности, оставляя многие проблемы названного течения за пределами их возможного скрупулезного изучения историками отечественной философии и религиоведами.

Положение в деле основательного исследования богоискательства на русской почве стало меняться в позитивном плане с появлением обстоятельных работ таких известных историков отечественной философской мысли, как Галактионов А. А. и Никандров П. Ф., Ермичев А. А., Замалеев А. Ф., Кожурин Я. Я. и Савельев С. Н., Кувакин В. А., Курганская В. Д., Ласковая М. П., Левин Ш. М., Лукашевский Е. С., Малинин В. А., Маслин М. А., Нагорная Л. К., Семенкин Н. С., Сербиненко В. В. Ролдугин О. Ю., Шкоринов В. П. и др. В своей диссертации автор опирается на труды многих из поименованных исследователей русской философии, чаще всего выражая свою солидарность с теми выводами и обобщениями, которые представлены в их публикациях.

Цель и задачи исследования

Целью диссертации является реконструкция социально-философских идей и воззрений таких мыслителей XIX века, как П. Я. Чаадаев, А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, Ф. М. Достоевский, Вл. С. Соловьев, логико-системный анализ ключевых понятий их миросозерцания в связях с богоискательскими тенденциями в трактовках современных им общественных процессов. Кроме того, целью работы стало проявление преемственности социально-значимых идей мыслителей XIX столетия представителями реального богоискания в XX веке (В. В. Розановым, Д. С. Мережковским, Н. А. Бердяевым). В соответствии с этим ставятся следующие задачи:

— Обосновать и раскрыть положение о том, что богоискательство — это специфический религиозно-философский продукт переломных эпох с периодически повторяющимися попытками ставить и обсуждать с позиций теологии, светского обществознания социально-острые и злободневные проблемы исторического развития.

— Раскрыть особенности богоискательских умонастроений на протяжении XIX и XX столетий, как нетрадиционных и постоянно обновляющихся форм восприятия религиозной ортодоксии.

— Выявить в философских трудах мыслителей XIX века через обращение к персоналиям (П. Я. Чаадаеву, славянофилам, Ф. М. Достоевскому, Вл. С. Соловьеву) богоискательские мотивы и откровения, которые попытаться осмыслить в связях и отношениях с их социально-философскими идеями и воззрениями.

— Показать, какие наиболее значимые социально-философские разработки мыслителей XIX века в преобразованном виде стали основополагающими в реальном богоискательстве конца XIX и XX столетий (у В. В. Розанова, Д. С. Мережковского, Н. А. Бердяева).

— Обратить внимание на то, что проявлявшиеся богоискательские тенденции в России XIX века возможно объяснить отчасти тем, что православная церковь и церковный клир мало занимались делами светского общества, поддерживая нередко все антигуманное и социально-консервативное.

— Определить место и оценить значение «богоискательского вклада» в развитии отечественной общественно-политической, социальной и историко-философской мысли, актуализировав такие понятия как соборность, софия, всеединство, богочеловечество и т. п.

Научная новизна диссертации заключается в следующем:

— Показано, что богоискательство для России, издавна исповедовавшей православие, явление не новое, хотя, как сложившееся немногочисленное течение в начале XX века, оно в некотором смысле явилось продуктом кризисно-переломных процессов в стране.

— Обосновано положение, что истоки богоискательства XX столетия с его основательными социально-философскими построениями следует искать в трудах ряда религиозных мыслителей XIX века. Сделан акцент на оригинальности и самобытности социально-философских идей Чаадаева, славянофилов, Достоевского, Вл. С. Соловьева в их потенциальных связях с реальным богоискательством XX века.

— Определено устойчиво общее и специфическое во взглядах предтеч богоискательства XIX века на общество (идеализм в понимании сущности исторического развития, игнорирование общественной закономерности, преувеличение роли личности в истории, отрицание тенденций социальных изменений, их результативности). Проанализировано богоискательское понимание оснований общественного бытия, побудительных и движущих сил развития общества, а также направленности и целей исторического движения.

— Акцентировано внимание на том, что богоискатели, проявляя чисто познавательный интерес к экономическим, социальным, политическим и историософским проблемам, не выходили в большинстве своих умозаключений за рамки абсолютизируемой ими сферы духовного, выводя весь сущий смысл общественного бытия из бытия духа, идеи, разума и т. п.

— Отмечено нигилистическое по сути отношение богоискателей к материалистическому пониманию исторического процесса и выявлена теоретическая непродуктивность их альтернативных подходов к объяснению сущности общественной жизни.

— Отражены и прокомментированы богоискательские подходы в трактовках сущности таких социально-философски значимых категорий, как причина и следствие, свобода и необходимость, содержание и форма, историческое время, закон, миф, утопия и т. п.

— Установлено, что богоискательство было формальным поводом от имени «обновляющейся» религии отвергнуть анимию, авитализм и асоциальность исторического христианства и обратиться к насущным проблемам общественного бытия (классы и классовые отношения, государство, революция, демократия, социализм, социальный прогресс и т. д.).

— Выявлено, что суждения богоискателей (Розанова, Мережковского, Бердяева) о «русской идее», «русском духе», «русской душе», хотя и обладают некоторой привлекательностью и восприемством, тем не менее сильно преувеличены в своей общезначимости, а в главном грешат многосмысленностью и неопределенностью в трактовках.

Методологические основания исследования. Диссертационная работа базируется на сравнительном историко-философском методе исследования, методе текстологического анализа, методе герменевтических реконструкций идей и воззрений мыслителей-богоискателей XIX и XX столетий, позволивших основательнее выявить и осмыслить истоки и содержание их социально-философских построений в системном историко-философском обосновании, глубже постигнуть то, в чем уже проявлен определенный смысл, расширить и актуализировать тот поистине обширный материал, который в силу своей огромности все еще ждет своих исследователей.

Источники исследования. В диссертации использованы труды П. Я Чаадаева, славянофилов, Ф. М. Достоевского, Вл. С. Соловьева, В. В. Розанова, Д. С. Мережковского, Н. А. Бердяева, в которых отражены социально-философские идеи и взгляды названных мыслителей в связях и отношениях к богоискательству, а также многочисленные работы исследовательского профиля, посвященные анализу теоретического наследия указанных философов.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Материалы диссертации ориентированы на то, чтобы способствовать формированию более фундаментального представления о русской религиозной философии и месте в ней социально значимых идей отечественного богоискательства, отношение к которому остается и по сию пору крайне противоречивым. Результаты исследования могут быть востребованы при чтении курсов по истории русской философии, культурологии и религиоведения.

Апробация диссертационного исследования. Основные положения, материалы, идеи и выводы диссертации отражены в 8 публикациях автора (см. список опубликованных работ в конце автореферата), доложены на ежегодных научных чтениях Московского педагогического государственного университета (МПГУ) в апреле 2002 года. Диссертация обсуждена на кафедре философии факультета социологии, экономики и права МПГУ и рекомендована к защите.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав (в каждой из которых по четыре параграфа), заключения и списка использованной литературы (включающей 287 наименований).

Заключение

.

Подводя итог проведенному диссертационному исследованию, отметим, что истоки социально-философских построений реального богоискательства XX столетия, вне сомнения, следует видеть в трудах ряда видных религиозных мыслителей XIX века — П. Я. Чаадаева, основоположников славянофильства, Ф. М. Достоевского, Вл. С. Соловьева и др., богоискательские настроения которых могли проявляться отчасти по причине того, что на Руси издавна в массе народной отношение к религии, церкви и церковному клиру было неровным, подчеркнуто отчужденным, а порой и откровенно нигилистическим. Названные философы настаивали на том, что современная религия есть вещь очень жалкая и что религии как господствующего начала в жизни общества, как центра духовного тяготения, нет совсем, а есть вместо этого всего лишь так называемая религиозность, как личное настроение, личный вкус. Кроме того, они отмечали некий архаизм исторического христианства в новой истории и намекали на необходимости его частичной модернизации и актуализации по части доктрины, а в ряде случаев даже замены его новой разновидностью — «истинной религией», «религией творчества», религией «нового средневековья» и т. п. Им казалось, что неминуемо должен осуществиться поворот в сторону основополагающего начала христианства, который предположительно мог бы явить в новом блеске и с новой силой «высший восторженный подъем религиозного чувства», что в свою очередь вызвало бы стремление искать и обрести обновленное божество. Отчетливо вырисовывалось намерение сделать религию более жизненной, а жизнь более религиозной.

Автор диссертации, не вдаваясь в теологические тонкости богоискательства в его различных вариациях и не прибегая к раскрытию деталей его религиозной составляющей, акцентировала внимание на социально-философских идеях и воззрениях блистательных мыслителей XIX и XX вв., ставивших и обсуждавших общественно-значимые проблемы с позиций и светского, и религиозного миропонимания.

В учениях о бытии религиозные философы XIX и XX столетий чаще всего апеллировали в различных вариантах к примату Верховного Божества, идеальному побудительному первоначалу, Мировому Разуму и т. п., выводя из этих мысленно конструируемых основ весь сущий мир в его беспредельной данности.

Базовой идеей философских построений потенциальных (XIX век) и реальных (XX век) богоискателей была и оставалась идея соединения науки и философии с религией, с неколебимой верой в Бога, пронизывающей все их религиозно-идеалистические воззрения. В теоретико-познавательном плане перед ними неизменно вставал вопрос о соотношении веры и знания, решение которого нередко сводилось к богопознанию, в котором религия понималась как постижение Бога в Его сущности, а наука — как познание Бога в Его деяниях. В итоге и религия, и наука с необходимостью должны как бы приводить к основательному пониманию сущности божества.

Мыслители XIX века в традициях старых философско-идеалистических учений об обществе особый смысл и значение в понимании сути социального бытия придавали превалирующей роли идей в историческом движении. Им было присуще убеждение в том, что общество, как некий «организм», не есть завершенное в своих формах бытие, а есть нечто сложное, изменчивое, нескончаемое, только делающееся или осуществляемое, живущее и развивающееся в направлении каких-то благих общечеловеческих целей и побуждений.

Воззрения философов XIX века на социальные процессы в основе своей провиденциалистичны, суть которых сводилась к тому, что движением и изменением сообщества людей, исторического бытия каждого народа и отдельно рассматриваемого человека управляет божественный промысел.

Квинтэссенцией истории человечества в их понимании являлась история религии.

Обращаясь к отдельным отечественным мыслителям XIX и XX столетий, диссертант исследовала постановку и решение ими проблем человека, личности и общества, морали, свободы и необходимости, негативного отношения к самодержавному началу (этой «гнилой тирании») в жизни российского общества, критики капитализма и частной собственности, судьбы России. Автор предметно и достаточно основательно отразила в работе устойчивый интерес философов-богоискателей к реальным и актуальным проблемам социальной структуры общества, государства, права, войн, социальных революций, социализма, либерализма, демократии и др., в исследовании которых показаны рациональный и негативный смысл их трактовок этих социально значимых общественных явлений.

Диссертант стремилась всеми возможными средствами убедить читателя в том, что многие творения Чаадаева, Хомякова, Киреевского, Достоевского, Вл. Соловьева, Розанова, Мережковского, Бердяева весьма полезно изучать, перечитывать в контексте новейших споров по самым различным вопросам философии и религии, культуры и политики, русской государственности и межнациональных отношений, историософии, этики и эстетики, отвлекаясь, бесспорно, от их богоискательских проявлений, к которым они сами нередко относились предельно скептически.

Богоискательство на русской почве, проявлявшееся в XIX и особенно в XX столетиях, не было бесплодным, религиозно-мистические интуиции сочетались в нем с интересными наблюдениями о природе человека, о мотивах его поведения, о противоречиях в развитии культуры, о разноплановом (неординарном) влиянии общества на индивида и т. п.

В начале XX века богоискатели предчувствовали трагичность, катастрофичность и недолговечность позитивных завоеваний этого столетия, хотя и в мистической форме, но они предсказывали истребительные войны, тотально-авторитарные и даже тиранические режимы, необратимые разрушения среды обитания, исчерпаемость природных ресурсов, планетарный голод огромных масс людей, вспышки всеуничтожающих эпидемий, превалирование смертности над рождаемостью и многое другое.

Отбор представленных в работе персоналий ни в коей мере не умаляет «богоискательского вклада» в разработке социально-философских идей и концепций такими отечественными мыслителями, как С. Н. Булгаков, Л. П. Карсавин, Е. Н. Трубецкой, П. А. Флоренский, С. Л. Франк и др., что предоставляет автору возможность продолжить в будущем более углубленное исследование избранной темы, расширив ее рамки и введя в научный оборот теоретически значимые разработки многих из тех отечественных философов, чьи социально-философские взгляды, идеи, убеждения пока остались за рамками настоящей диссертации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. С. Полн. собр. соч. в 3-х тт. М., 1860−1880.
  2. К. С. Теория государства у славянофилов. Сб. статей. СПб., 1898.
  3. Н. А. Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о Н. К. Михайловском. М., 1999.
  4. Н. А. Новое религиозное сознание и общественность. М., 1999.
  5. Н. А. Духовный кризис интеллигенции. М., 1998.
  6. Н. А. Философия свободы. // Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.
  7. Н. А. Алексей Степанович Хомяков. Томск, 1996.
  8. Ю.Бердяев Н. А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. // Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства. В. 2-х тт. М., 1994. Т. 1.
  9. П.Бердяев Н. А. Судьба России. М. 1990.
  10. Н. А. Миросозерцание Достоевского. // Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х тт. М., 1994. Т. 2.
  11. З.Бердяев Н. А. Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии. М., 1990.
  12. Н.Бердяев Н. А. Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы. // Бердяев Н. А. Смысл истории. Новое средневековье. М., 2002.
  13. Н. А. Новое средневековье. Размышление о судьбе России и Европы. // Там же.
  14. Н. А. Философия свободного духа. Проблематика и апология христианства. М., 1994.
  15. Н. А. Марксизм и религия. (Религия как орудие господства и эксплуатации). Варшава, 1929.
  16. Н. А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики. М., 1993.
  17. Н. А. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения. // Бердяев Н. А. Философия свободного духа. М., 1994.
  18. Н. А. Судьба человека в современном мире. К пониманию нашей эпохи. // Там же.
  19. Н. А. Дух и реальность. Основы богочеловеческой духовности. // Там же.
  20. Н. А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии. // Бердяев Н. А. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995.
  21. Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. // Вопросы философии, 1990, № 1,2.
  22. Н. А. Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация. // Бердяев Н. А. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995.
  23. Н. А. Самопознание. Опыт философской автобиографии. М., 1990.
  24. Н. А. Автобиография. // Философские науки. 1991, № 2.
  25. Н. А. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995.
  26. Н. А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. // Бердяев Н. А. О назначении человека. М., 1993.
  27. Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.
  28. Н. А. Истина и Откровение. Пролегомены к критике Откровения. СПб., 1996.
  29. Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. // Вехи. Из глубины. М., 1991.
  30. Ф. М. Записки из Мёртвого дома. // Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. в 30-ти тт. Л., 1972−1990. Т. 4.
  31. Ф. М. Зимние заметки о летних впечатлениях. // Там же. Т. 5.
  32. Ф. М. Записки из подполья. // Там же.
  33. Ф. М. Преступление и наказание. // Там же. Тт. 6−7.
  34. Ф. М. Идиот. // Там же. Тт. 8−9.
  35. Ф. М. Бесы. // Там же. Тт. 10−11.
  36. Ф. М. Подросток. // Там же. Тт. 13, 16−17.
  37. Ф. М. Братья Карамазовы. // Там же. Тт. 14−15.
  38. Ф. М. Дневник писателя. // Там же. Тт. 21−27.
  39. Ф. М. Новые материалы и исследования. // Там же. Т. 86. М., 1973.
  40. Из глубины. Сборник статей о русской революции. // Вехи. Из глубины. М., 1991.
  41. И. В. Полн. собр. соч. В 2-х тт. М., 1911.
  42. И. В. Избранные статьи. М., 1984.
  43. Д. С. Мистическое движение нашего века. // Труд. 1893, № 4.
  44. Д. С. Л. Толстой и Достоевский. (Т. I. Жизнь и творчество. Т. II. религия). М., 1997.
  45. Д. С. Л. Толстой и русская церковь. // Новый путь. 1093, кн. II. (Записки Религиозно-Философских собраний).51 .Мережковский Д. С. О новом религиозном действии. (Открытое письмо Бердяеву). // Вопросы жизни. 1905, кн. X-XI.
  46. Д. С. Грядущий Хам. Чехов и Горький. СПб., 1906.
  47. Д. С. Пророк русской революции. К юбилею Достоевского. СПб., 1906.
  48. Д. С. Больная Россия. Гоголь. // Мережковский Д. С. Полн. собр. соч. В 24-х тт. М., 1914. Т. 15. (То же. Л., 1991).
  49. Д. С.. Не мир, но меч. К будущей критике христианства. Статьи. СПб., 1908.
  50. Д. С. В тихом омуте. М. Ю. Лермонтов. СПб., 1908. (То же. М., 1991).
  51. Д. С. Стихотворения. 1883−1910. // Мережковский Д. С. Полн. собр. соч. В 24-х тт. М., 1914. Т. 22.
  52. Д. С. Было и будет. Дневник. 1910−1914. Пг., 1915.
  53. Д. С. Завет Белинского. М., 1915.
  54. Д. С. Две тайны русской поэзии. Некрасов и Тютчев. Пг., 1915.
  55. Д. С. Зачем воскрес? религиозная личность и общественность. Пг., 1916.
  56. Д. С. Невоенный дневник. 1914−1916. (От войны к революции). Дневник 1914−1917. Сб. статей. Пг., 1917.
  57. Д. С. Царство Антихриста. Сб. воспоминаний и статей. Мюнхен, 1921.
  58. Д. С. Иисус Неизвестный. В 2-х тт. Белград, 1932. (То же. М. 1996).
  59. Д. С. Царство Божие. // Современные записки. Париж, 1933. Кн. 52.
  60. Православие и культура. Сб. религиозно-философских статей. Берлин, 1923.
  61. Проблемы идеализма. Сб. статей. М., 1902.
  62. Проблемы русского религиозного сознания. Сб. статей. Берлин, 1924.
  63. В. В. Легенда о Великом инквизиторе Ф. М. Достоевского. // Розанов В. В. Собр. соч. Легенда о Великом инквизиторе Ф. М. Достоевского. М., 1996.
  64. В. В. Религия и культура. Сб. статей. // Розанов В. В. Соч. в 2-х тт. М, 1990. Т. 1.
  65. В. В. Сумерки просвещения. М., 1990.
  66. В. В. Природа и история. Сб. статей. СПб., 1900.
  67. В. В. В мире неясного и нерешенного. // Розанов В. В. Собр. соч. В мире неясного и нерешенного. М., 1995.
  68. В. В. Русская церковь и другие статьи. // Розанов В. В. Собр. соч. В темных религиозных лучах. М., 1994.
  69. В. В. Около церковных стен. // Розанов В. В. Собр. соч. Около церковных стен. М., 1995.
  70. В. В. О «новом религиозном сознании»: Мережковский и Бердяев. М., 1918.
  71. В. В. Уединенное. // Розанов В. В. Соч. в 2-х тт. М., 1990. Т. 2.
  72. В. В. Опавшие листья. Короб первый и короб второй. // Там же.
  73. В. В. Мимолетное. 1915 год. // Розанов В. В. Собр. соч. Мимолетное. М., 1994.
  74. В. В. Черный огонь. 1917 год. // Там же.
  75. В. В. Апокалипсис нашего времени. // Там же.
  76. А. Ф. Соч. В 12-ти тт. М., 1877−1911. Т. 6.
  77. В. С. Критика отвлеченных начал. // Соловьев В. С. Соч. в 2-х тт. М., 1988. Т. 1.
  78. В. С. Теоретическая философия. // Там же.
  79. В. С. Кризис западной философии (против позитивистов). // Там же. Т. 2.
  80. В. С. Три речи в память Достоевского. // Там же.
  81. В. С. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории. // Там же.
  82. В. С. Три силы. // Соловьев В. С. Соч. в 2-х тт. М., 1989. Т. 1.
  83. В. С. Чтение о богочеловечестве. // Там же. Т. 2.
  84. В. С. Русская идея. // Там же.
  85. В. С. Россия и Вселенская церковь. // М., 1911.
  86. А. С. Полн. собр. соч. В 8-ти тт. М., 1911. Т. 1, 2, 3, 6.
  87. А. С. Соч. в 2-х тт. М., 1994.
  88. П. Я. Философические письма. // Чаадаев П. Я. Полн. собр. соч. и избранные письма. В 2-х тт. М. 1991. Т. 1.
  89. П. Я. Отрывки и разные мысли. // Там же.
  90. П. Я. Записка графу Бенкендорфу. // Там же.
  91. П. Я. Апология сумасшедшего. // Там же.
  92. П. Я. Письмо из Ардатова в Париж. // Там же.
  93. П. Я. Проект прокламации к крестьянам. // Там же.
  94. П. Я. Воскресная беседа сельского священника Пермской губернии, села Новых Рудников. // Там же.
  95. П. Я. «1851». // Там же.
  96. П. Я. «L'Univers» 15 января 1854. // Там же.
  97. П. Я. Письма (и комментарии к ним). // Там же. Т. 2.1. Б. ИССЛЕДОВАНИЯ:
  98. Н. Я. Христос Достоевского. М., 1914.
  99. Г. В. Мережковский. // Адамович Г. В. Одиночество и свобода. М., 1996.
  100. П. В. Философы России XIX-XX столетий. М., 2002.
  101. Л. Достоевский и Бог. СПб., 1993.
  102. Н. Р. Русские светские богословы и их религиозно общественное миросозерцание. Т. 1. СПб., 1912.
  103. Н. С. Религиозный смысл творчества Достоевского. // Из истории духа. Варшава, 1935.
  104. Н. С. Алексей Хомяков. Нью-Йорк, 1955.
  105. М. К. Общественно-политические взгляды П. Я. Чаадаева. // Труды Воронежского гос. ун-та. Т. XIV. Вып. 1−2. Воронеж, 1946.
  106. В. А. Богоискательство и «богостроительство». // Вершины. СПб., 1909. Кн. I.
  107. Бердяев Н. A.: pro et contra. Кн. I. СПб., 1994.
  108. С. Н. Идея человека в философии Д. С. Мережковского. Автореферат дисс. канд. филос. наук (Кубанский гос. ун-т). Краснодар, 2000.
  109. Т. И. О философском наследии А. С. Хомякова. // Философские науки, 1991, № 11.
  110. Т. И. Родоначальники славянофильства: А. Хомяков и И. Киреевский. М., 1995.
  111. Ф. И. Чаадаев и Сен-Симон. // Научные труды Тюменского гос. н-та. Сб. 8. Тюмень, 1975.
  112. Е. А. Шеллинг и Чаадаев. // Бобров Е. А. Философия в России. Вып. IV. Казань, 1901.
  113. Я. В. Христианское содержание философии Н. А. Бердяева. Автореферат дисс. филос. канд. наук (МГУ). М., 1998.
  114. В. Ф. Богоискатели. СПб., 1910.
  115. Н. И. Экзистенциализм и «эсхатологическое» христианство Н. Бердяева. // Философские науки. 1971, № 4.
  116. А. В. Русское миросозерцание. Задачи и стремления славянофильства. СПб., 1904.
  117. Е. А. Экзистенциально-гуманистическая антропология Н. А. Бердяева. Автореферат дисс. канд. филос. наук (МГУ). М., 2003.
  118. A. JI. Достоевский. СПб., 1909.
  119. . П. Русская стихия у Достоевского. Берлин, 1922.
  120. П. П. Человек и человечество в учении В. С. Соловьева. // Вопросы философии, 1994, № 6.
  121. А. А., Никандров П. Ф. Славянофильство, его национальные истоки и место в истории русской мысли. // Вопросы философии, 1966, № 6.
  122. А. А., Никандров П. Ф. Русская философия XI—XIX вв.еков. Изд. 2-е, исправл. и дополн. JL, 1989.
  123. Г. Ф. Онтогносеологическая сущность софиологии и ее место в русской философии (Соловьев В. С., Флоренский П. А., Булгаков С. Н.). Автореферат дисс. доктора филос. наук (МПГУ). М., 2000.
  124. М. О. П. Я. Чаадаев. Жизнь и мышление. СПб., 1908.
  125. М. О. Грибоедовская Москва П. Я. Чаадаев. Очерки прошлого. М., 1989.
  126. Гиппиус 3. Н. Дмитрий Мережковский. Воспоминания. Париж, 1951.
  127. Э. Ф. В. В. Розанов: жизнь и творчество. Пг., 1922.
  128. Я. Э. Достоевский и Кант. Размышления читателя над романом «Братья Карамазовы» и трактатом Канта «Критика чистого разума». М., 1963.
  129. М. М. Чаадаев и его философская система. // Из истории философии. Вып. 2. М., 1958.
  130. М. М. К характеристике религиозно-философской концепции славянофильства. // Вопросы научного атеизма. Вып. 10. М., 1970.
  131. . А. Три мыслителя: В. Розанов, Д. Мережковский, Л. Шестов. М., 1911.
  132. Л. П. Достоевский. М., 1962.
  133. Гус М. С. Идеи и образы Ф. М. Достоевского. М., 1971.
  134. С. С. Славянофилы и славянофильство. // Историк-марксист. 1941, № 1.
  135. Н. К., Моисеева А. П. Философ свободного духа. (Николай Бердяев: жизнь и творчество). М., 1993.
  136. А. Г. Воспоминания. М., 1971.
  137. Достоевский и его время. Сб. статей. Л., 1971.
  138. Достоевский художник и мыслитель. Сб. статей. М., 1972.
  139. М. И. Проблема человека в русской религиозной философии XIX первой половины XX века. Тамбов, 2000.
  140. Н. М. П. Я. Чаадаев и проблема индивидуализма. // Коммунист, 1966, № 12.
  141. А. А. Идейно-теоретические позиции славянофилов накануне крестьянской реформы. // История СССР. 1972, № 5.
  142. А. А. Три свободы Николая Бердяева. М., 1976.
  143. В. 3. Алексей Степанович Хомяков. Т. 1. Киев, 1902−1913.
  144. В. В. Философская антропология Н. А. Бердяева и современность. Автореферат дисс. канд. филос. наук (МПГУ). М., 1998.
  145. А. Ф. Лекции по истории русской философии. Изд. 2-е, дополненное и переработанное. СПб., 1999.
  146. В. В. История русской философии. В 2-х тт., 4-х книгах. Л., 1991.155.3ернов Н. М. Три русских пророка: Хомяков, Достоевский, Соловьев. М., 1995.
  147. М. Т. Философские и социально-политические взгляды П. Я. Чаадаева. // Фронт науки и техники, 1938, № 4.
  148. История философии в СССР. В 5-ти тт. М., 1968−1988.
  149. Каменский 3. А. Чаадаев. // Философская энциклопедия. В 5-ти тт. М., 1960−1970. Т. 5.
  150. Каменский 3. А. Парадоксы Чаадаева. // Чаадаев П. Я. Полн. собр. соч. и избранные письма. В 2-х тт. М., 1991. Т. 1.
  151. Ю. Ф. Достоевский и канун XXI века. М., 1989.
  152. Каталог библиотеки П. Я. Чаадаева. М., 2000.
  153. А. А. Краткое изложение славянофильского учения. СПб., 1896.
  154. В. Я. Достоевский художник. Этюды и исследования. М., 1972.
  155. В. Я. Мир Достоевского. М., 1980.
  156. Я. Я., Савельев С. Н. Богоискательство и православный модернизм. // Социально-философские аспекты критики религии. Л., 1987.
  157. Колюпанов. Очерк философской системы славянофилов. // Русское обозрение, 1894, № 5.
  158. В. А. Алексей Степанович Хомяков. Жизнеописание в документах, в рассуждениях и разысканиях. М., 2000.
  159. Ю. В. Христианский социализм Ф. М. Достоевского. // Крянев Ю. В. Противоположность христианской идеологии и научного коммунизма. М., 1961.
  160. В. А. Религиозная философия в России. М., 1980.
  161. В. А. Философия Вл. Соловьева. М., 1988.
  162. В. А. Василий Васильевич Розанов. «Моя душа сплетена из грязи, нежности и грусти». // Вестник МГУ. Философия. 1989, № 3.
  163. Ю. Г. Критика капитализма Ф. М. Достоевским. // Вестник МГУ. Философия. 1967, № 6
  164. Ю. Г. Проблема «личность и общество» в мировоззрении Ф. М. Достоевского. Автореферат дисс. канд. филос. наук (МГУ). М., 1968.
  165. Ю. Г. Бунт или религия (о мировоззрении Достоевского Ф. М.). М., 1969.
  166. Ю. Г. Три круга Достоевского. (Событийное. Социальное. Философское). М., 1979.
  167. В. Д. Методологические основы «новой» философии русского богоискательства (начало XX века). // История отечественной философии: традиции и современность. М., 1988. (Рукопись деп. в ИНИОН АН СССР).
  168. И. И. Метафизика Достоевского. // Воля России. Прага, 1931, № 1−2.
  169. М. П. Богоискательство и богостроительство прежде и теперь. М., 1972.
  170. А. Н. Критика экзистенциалистской интерпретации Достоевского. Автореферат дисс. канд. филос. наук (МГУ). М., 1969.
  171. А. Чаадаев. М., 1965. (Из серии ЖЗЛ).
  172. Ш. М. Очерки по истории русской общественной мысли (вторая половина XIX начало XX в.). Л., 1974.
  173. А. Ф. Вл. Соловьев и его время. М., 1990.
  174. А. Ф. Владимир Соловьев. 2-е изд., дополн. М., 1994.
  175. Н. О. История русской философии. М., 1991.
  176. Н. О. Достоевский и его христианское миропонимание. // Лосский Н. О. Бог и мировое зло. М., 1994.
  177. Е. С. Основные направления в русском богоискательстве в начале XX в. // Атеизм, религия, современность. М., 1973.
  178. А. Г. И. В. Киреевский: очерк жизни и религиозно-философского мировоззрения. Казань, 1918.
  179. М. А. Дмитрий Сергеевич Мережковский. Критико-биографический очерк. // Мережковский Д. С. Полн. собр. соч. В 17-ти гг. СПб.- М., 1911−1914. Т. 15.
  180. А. Учение первых славянофилов. Киев, 1904.
  181. М. В. Владимир Соловьев и запад: невидимый континент. М., 1998.
  182. М. В. Историософия Вл. Соловьева в отечественной и зарубежной философской мысли XX века. Автореферат дисс. доктора филос. наук (МПГУ). М., 1999.
  183. В. А. Русская философия первой половины XIX века и ее буржуазная интерпретация. // Философские науки. 1958, № 3.
  184. В. А. Основные проблемы критики идеалистической истории русской философии. М., 1963.
  185. В. А. О социальных и теоретических истоках славянофильства. // Философские науки. 1967, № 1.
  186. В. А. Социализм и философия истории П. Я. Чаадаева. // Вестник МГУ. Философия. 1968, № 3.
  187. В. А. История русского утопического социализма. М., 1977.
  188. К. Г. «Эсхатология власти» Н. А. Бердяева. М., 2000.
  189. П. Н. Главные течения русской исторической мысли. М., 1898. Т. 1.
  190. И. Вера или неверие? Заметки о Достоевском. // Наука и религия. 1966, № 5.
  191. В. В. Философия Достоевского и современность. Автореферат дисс. канд. филос. наук. (МГУ). М., 1973.
  192. И. М. Философские идеи в творчестве Ф. М. Достоевского. Автореферат дисс. канд. филос. наук (МГУ). М., 1961.
  193. К. В. Владимир Соловьев. Жизнь и учение. Париж, 1936.
  194. К. В. Достоевский. Жизнь и творчество. Париж, 1947.
  195. Л. К. Богочеловечество в русской религиозной философии (середина XIX начало XX вв.). Автореферат дисс. доктора филос. наук (МПГУ). М., 1995.
  196. М. И. Петр Чаадаев: учение о свободе воли и смысле истории. Киров, 1999.
  197. М. И. Концепция свободы в философии Соловьева. Киров, 1999.
  198. М. И. Проблема свободы в русской философии XIX века (П.Я. Чаадаев, В. С. Соловьев, Ф. М. Достоевский). Автореферат дисс. доктора филос. наук (МПГУ). М., 2000.
  199. М. В. Чаадаев и его «Философические письма». // История СССР. М., 1940. Т. 2.
  200. А. Н. Василий Васильевич Розанов. (Писатель нетрадиционного мышления). М., 1990.
  201. О великом инквизиторе Достоевского и последующие (Леонтьев, Соловьев, Розанов, Булгаков, Бердяев, Франк). М., 1991.
  202. О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990.
  203. Е. В., Пустарнаков В. Ф. Исследование русского славянофильства. // Вопросы философии, 1968, № 7.
  204. И. Славянофильство как философское учение. Историко-философский очерк. // Журнал Министерства народного просвещения. 1880, ноябрь.
  205. . Н. Славянофильство и кризис русской религиозной философии. Автореферат дисс. канд. филос. наук (ЛГУ). Л., 1971.
  206. С. В. Социально-философские и мифологические основания «религии жизни» В. В. Розанова (опыт интерпретации). Автореферат дисс. канд. филос. наук (МПГУ). М., 1993.
  207. С. В. Социальная философия В. В. Розанова. Владивосток, 1993.
  208. В. К., Пишун С. В. «Религия жизни» В. Розанова. Владивосток, 1994.
  209. Г. В. Пессимизм как отражение экономической действительности (пессимизм П. Я. Чаадаева). // Плеханов Г. В. Соч. М.-Л., 1925. Т. X.
  210. Г. В. О так называемых религиозных исканиях в России. // Плеханов Г. В. Избр. философские произведения. В 5-ти тт. М., 19 561 958. Т. 3.
  211. Г. В. П. Я. Чаадаев (рецензия на книгу М. Гершензона. Жизнь и мышление. СПб., 1908). // Плеханов Г. В. Избр. философские произведения. В 5-ти тт. М., 1956−1958. Т. 4.
  212. И. В. Христианская историософия Н. А. Бердяева. Автореферат дисс. канд. филос. наук (МПГУ). М., 2001.
  213. Н. П. Русская религиозная философия. // Вопросы философии, 1992, № 2.
  214. П. С. Атеистические идеи в творчестве Достоевского. // Материализм и религия. М., 1958.
  215. Н. П. Я. Чаадаев и его миросозерцание. Киев, 1906.
  216. О. В. Цивилизация и духовная культура в философии Д. С. Мережковского. Автореферат дисс. канд. филос. наук (МПГУ). М., 2003.
  217. А. Д. Соотношение человека и космоса в философской системе Вл. С. Соловьева. Автореферат дисс. канд. филос. наук (МПГУ). М., 1999.
  218. Э. Л. Вл. Соловьев. Жизнь и труды. СПб., 1913.
  219. И. С. Философский язык И. В. Киреевского: описание, анализ, интерпретация. Автореферат дисс. канд. филос. наук (РГГУ). М., 2002.
  220. Е. Б. Вл. Соловьев о судьбах и смысле философии. // Вопросы философии, 1988, 3 6.
  221. Е. Б., Хорос В. Г. Проблема «Запад-Россия-Восток» в философском наследии П. Я. Чаадаева. // Восток-Запад. Исследования. Переводы. Публикации. Вып. 3. М., 1988.
  222. В. В.: pro et contra. Кн. 1−2. СПб., 1995.
  223. Л. М. Творческие дневники Достоевского. М., 1981.
  224. О. Ю. Идея богочеловечества в русской религиозно-философской мысли последней четверти XIX первой половины XX века (Вл. Соловьев, С. Булгаков, Н. Бердяев). // Автореферат дисс. канд. филос. наук (МГУ). М., 1998.
  225. В. К. К биографии П. Я Чаадаева. // Исторический вестник, 1907, ноябрь.
  226. Л. И. Проблема времени в философии истории Чаадаева. // Философские аспекты проблемы времени. Л., 1980.
  227. Русская философия: Словарь. М., 1995.
  228. Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М., 1995.
  229. Русские эмигранты о Достоевском. СПб., 1994.
  230. В. В. Социология П. Я Чаадаева и ее проблематика. // Философская думка, 1987, № 2.
  231. Ю. И. Достоевский. М., 1981.
  232. Н. С. Философия богоискательства. (Критика религиозно-философских идей софиологов). М., 1986.
  233. В. В. История русской философии XI-XIX вв.: Курс лекций. М., 1996.
  234. В. В. Русская религиозная метафизика (XX век): Курс лекций. М., 1996.
  235. Т. И. Концепция революции 1917 года в творческом наследии Н. А. Бердяева. СПб., 2000.
  236. С. И. Историософия И. В. Киреевского. Автореферат дисс. канд. филос. наук (МПГУ). М., 1996.
  237. С. В. Философско-религиозные изыскания В. В. Розанова. (Эволюция представлений философа о религии, морали и государстве). Автореферат дисс. канд. филос. наук (РГПУ). СПб., 2002.
  238. Славянофильство и современность. Сб. статей. М., 1994.
  239. Смирнова 3. В. П. Я. Чаадаев и русская общественная мысль первой половины XIX века. // Вопросы философии, 1968, № 1.
  240. С. М. Жизнь и творческая эволюция Владимира Соловьева. Брюссель, 1977.
  241. Соловьевские исследования. Периодический научный сборник. Вып. 15. (издание продолжается). Иваново, 2001 .
  242. В. В. П. Я. Чаадаев (биографический очерк). // Русская старина, 1908, № 1−2.
  243. София. Проблемы духовной культуры и религиозной философии. Сб. статей. Берлин, 1923.
  244. Е. В. К характеристике Чаадаева. // Сб. русского института в Праге. Прага, 1929.
  245. . Н. Молодой Чаадаев: книги и учителя. // Альманах библиофила, 1985. Вып. 18.
  246. . Н. Чаадаев. М., 1986.
  247. . Н. Непрочитанный Чаадаев, неуслышанный Достоевский (христианская мысль и современное сознание). М., 2000.
  248. М. М. Ф. М. Достоевский. // Тареев М. М. Основы христианства. Система религиозной мысли. Изд. 2-е. Сергиев-Посад, 1908.
  249. М. Ф. Познаниеведение по любомудрию соборного восточного просвещения славянофилов. СПб., 1912.
  250. М. Ф. Гносеология по учению славянофилов. СПб., 1912.
  251. В. А. Достоевский в общественной жизни России. М., 1990.
  252. Е. Н. Миросозерцание Вл. Соловьева. В 2-х тт. М., 1995.
  253. Туган-Барановский М. И. Нравственное учение Достоевского. (Посмертная статья). // Воля России. Прага, 1923, № 14.
  254. Р. А. Проблема «иррационального» в философии Н. Бердяева. // Из истории религиозной философии XIX начало XX в. М., 1990.
  255. Н. Ф. Тема всеединства в философии Вл. Соловьева. // Вопросы философии, 1989, № 6.
  256. И. А. Философско-богословские взгляды А. С. Хомякова и современное православие. Автореферат дисс. канд. филос. наук (РГПУ). СПб., 1995.
  257. JI. Г. Концепция свободы в творчестве Н. А. Бердяева. Автореферат дисс. канд. филос. наук (МПГУ). М., 1998.
  258. Г. Г. Проблемы неохристианской антропологии в религиозно-философской концепции Н. А. Бердяева. Автореферат дисс. канд. филос. наук (МПГУ). М., 1995.
  259. Филиппов J1. А. Религиозная система П. Я. Чаадаева и опыт ее истолкования. (История. Современность). Автореферат дисс. канд. истории, наук. М., 1969.
  260. Г. В. Пути русского богословия. Киев, 1991.
  261. С. JT. Достоевский и кризис гуманизма. // Путь. 1931, № 27.
  262. С. JT. Из истории русской философской мысли конца XIX и начала XX века. Антология. Нью-Йорк, 1965.
  263. Г. М. Реализм Достоевского. M-JL, 1964.
  264. Л. Н., Синяков С. В. Концепция историзма Н. А. Бердяева. // Методологические вопросы наук об обществе. Томск, 1976.
  265. Н. И. Славянофильство. (Из истории русской общественно-политической мысли XIX века). М., 1986.
  266. П. Я.: pro et contra. СПб., 1998.
  267. Л. Соотношение истины и нравственности в «Философических письмах» Чаадаева. // Актуальные проблемы истории философии народов СССР. Вып. 4. М., 1977.
  268. Н. Г. Апология сумасшедшего. // Чернышевский Н. Г. Избр. философские сочинения. В 3-х тт. М., 1951. Т. 3.
  269. Д. И. Чаадаев. // Энциклопедический словарь Гранат. Т. 45, ч.З.
  270. В. П. Этический иррационализм Н. А. Бердяева. // Очерки истории русской этической мысли. М., 1976.
  271. П. С. П. Я. Чаадаев. Жизнь, деятельность, мировоззрение. М., 1960.
  272. А. 3. Система свободы Ф. М. Достоевского. Берлин, 1923.
  273. JI. В. Судьбы российского самосознания. (П. Я. Чаадаев и Н.В. Гоголь). Волгоград, 2000.
  274. Л. В. Проблемы самопознания и культурной идентичности в русской философии 30−40-х годов XIX века. (П. Я. Чаадаев и Н. В. Гоголь). Автореферат дисс. доктора филос. наук (МПГУ). М., 2001.
Заполнить форму текущей работой