Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Управленческий стратегический анализ деятельности вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость исследования заключается в следующем: о внедрение в практику работы крупных технических университетов рекомендаций по решения основных организационно-методологических вопросов интегрированного стратегического анализа дает возможность повысить научный уровень и качество разработки стратегии развития вуза на кратко-, среднеи долгосрочную перспективуо идентификация понятия… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕГРИРОВАННОГО СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
    • 1. 1. Идентификация стратегического анализа как инновационного вида управленческого анализа
    • 1. 2. Методологические вопросы интегрированного стратегического анализа: объект и предмет, принципы и виды стратегий, цели и задачи анализа
    • 1. 3. Методологические вопросы интегрированного стратегического анализа: система показателей, внутренние и внешние факторы, методы и модели
  • ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ УЧЕТ ВО ВНУТРИВУЗОВСКОМ УПРАВЛЕНЧЕСКОМ АНАЛИЗЕ
    • 2. 1. Трансформация места вуза в сфере интеллектуальной деятельности
    • 2. 2. Система аналитических показателей научно-инновационной деятельности технического вуза
    • 2. 3. Методологический подход к оценке капитализации знаний в вузе
  • ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ ЦЕННОСТИ И
  • КОНКУРЕНТНЫЙ АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ВУЗА
    • 3. 1. Анализ потребительской ценности научно-образовательных услуг
    • 3. 2. Конкурентный анализ внешней среды
    • 3. 3. Практический опыт применения интегрированного стратегического анализа

Управленческий стратегический анализ деятельности вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Основные слабости и недочеты в деятельности отечественной высшей школы достаточно хорошо известны. В их примерный перечень входят: недостаточные объемы финансирования вузовфизическая и моральная изношенность материально-технической базынеуклонное старение научно-педагогических кадровпрогрессирующее отставание от требований рынка качества подготовки специалистовпреобладание стандартной образовательной деятельности по отношению к научно-инновационной деятельностислабое воздействие высшей школы на ход экономического развития страны и ее регионовнеопределенность стратегии развития сферы высшего образования и крупнейших вузов.

Между тем в условиях продолжающейся депопуляции населения и надвигающихся кризисных явлений в системе профессионального образования возрастающее значение приобретает разработка и осуществление эффективной стратегии каждого вуза на перспективустратегии, адекватной прогнозируемой ситуации. Особо сложная, трудная и ответственная задача — выработка наиболее приемлемой долговременной стратегии для крупного технического университета, что обусловлено следующими его особенностями и факторами: о большими масштабами деятельностио авангардной ролью такого вузов в обеспечении перехода нашей страны на инновационный путь развитияо структурообразующей ролью крупного технического университета в системе высшего образования индустриально развитых регионово многопрофильностью деятельности крупного технического университета и наличием многих альтернативных вариантов его дальнейшего развития.

Для современного крупного технического университета характерно наличие следующих трех основных видов деятельности: образовательной, научной и инновационной. При этом каждая из них в большой мере дифференцирована и/или интегрирована. Так, подготовка кадров высшей научной квалификации через аспирантуру и докторантуру соединяет в себе образовательную, научную и, нередко, инновационную деятельность.

Однако степени дифференциации и интеграции многопрофильной деятельности крупного технического вуза могут выглядеть по-разному (особенно на дальнюю перспективу). Так, часть КТУ хотело бы сохранить ориентацию на доминирование образовательной деятельности, а научно-инновационную деятельность поддерживать лишь в меру ее необходимости для дальнейшего совершенствования учебного процесса и роста квалификации преподавателей. Ряд других КТУ желают трансформироваться в научно-инновационный вуз предпринимательского типа. Третьи хотели бы получать мощную финансовую поддержку от государства (в т.ч. на развитие фундаментальной науки), приобретя статус национального университета.

Из-за действия сложных, взаимопереплетающихся, не всегда до конца познанных процессов в сфере высшего образования, объективно растет роль управленческого стратегического анализа в общей системе стратегического управления. Такого рода анализ уже востребован практикой разработки, реализации и мониторинга перспективных планов развития предприятий базовых отраслей национальной экономики. Вместе с тем многие важные теоретико-методологические вопросы его применения для выработки стратегии развития научно-образовательных учреждений в настоящее время проработаны еще недостаточно, что объективно требует интенсификации соответствующих исследований.

Степень изученности проблемы. В последние годы в нашей стране и за рубежом широким фронтом ведутся исследования совокупности проблем экономики и модернизации высшего образования. Так, различным аспектам проблемы модернизации и совершенствования управления образованием в условиях его глобализации посвящены работы Акулича М. [5], Вербицкой JI. и Касевич В. [21], Садовничего В. [104], Ищенко В. и Сазоновой 3. [50], Мельник В. [82], Набойченко С. [84,85], Гельвановского М. [26], Федорова И. [127], Кириллиной Ю. [61], Телегиной Г. и Штыковой Н. [115], Стронгина Р. и Максимова Г. [112] и ряда других авторов. Отдельные аспекты проблемы качества и эффективной стратегии университетского образования отражены в трудах Геворкян Е. [25], Веряскиной В. [22], Гребнева JI. [30], Дежиной И., Минина В. и Либкинда А. [32], Илышева А. и Илышевой Н. [43], Клейнера Г. [62], Чучалина А., Боева О., Криушова А. [135], Титова В. и Лямзина О.

119], Юданова, А [141].

Вопросы стратегического анализа рассматривались либо для сугубо коммерческих компаний (Ансофф И. [6], Кузнец С. [156], Левит Т. [75], Ньюман Е. [160], Портер М. [161,162], Форрестер Д. [129], Фостер Р. и Каплан С. [130], Томпсон А. и Стрикленд А. Дж. [121],), либо оказывались в роли вспомогательного материала при доминировании концептуальных вопросов стратегического управления и планирования (Акофф Р. [4], Бородин В. [16], Виханский О. [23], Гусев Ю. [31], Ефремов В. [39], Карлоф Б. [58], Ламбен Ж. [72], Маркова В. и Кузнецова С. [81], Томас Р.

120]).

В той или иной степени стремятся выделить и охарактеризовать стратегический (перспективный) анализ в качестве разновидности управленческого анализа такие авторы, как Бахрушина М. [20], Баканов М., Мельник М. и Шеремет А. [11], Ковалев В. [63,64,65], Любушин Н. [77,78], Савицкая Г. [102], Чернов В. [133], Гиляровская Л., Ендовицкий Д., Лысенко Д. [27], Максютов А. [79] и другие.

Вместе с тем в настоящее время еще не разработан целый ряд организационно-методологических вопросов использования методов управленческого стратегического анализа для обоснования перспективных планов развития деятельности государственного научно-образовательного учреждения. За рамками научных исследований оказался ряд методологических аспектов управленческого стратегического анализа деятельности вуза, начиная от идентификации институциональной природы изучаемого объекта и вплоть до формирования специфической системы оценочных показателей, определения места неформализованных методов анализа, выявления характерных черт и принципов этого анализа.

В диссертации сделана попытка восполнить некоторые существенные пробелы в методологии управленческого стратегического анализа, что определило цель работы, ее теоретические и практические задачи.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационной работы состоит в разработке наиболее важных теоретико-методологических вопросов управленческого стратегического анализа деятельности вуза.

Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:

• идентифицировать стратегический анализ деятельности вуза в качестве вида управленческого анализа;

• предложить решения основных методологических вопросов интегрированного стратегического анализа деятельности вуза;

• разработать систему показателей научно-инновационной деятельности крупного технического университета и его подразделений;

• разработать методологический подход к оценке общего объема капитализации знаний, получаемых студентами и аспирантами вуза;

• выявить возможность соединения методов внутривузовского анализа потенциала с анализом потребительской ценности новых видов услуг и с оценкой индивидуальных характеристик конкурентов.

Объектом исследования является образовательная и научно-инновационная деятельность крупного государственного технического вуза.

Предмет исследования — процессы измерения, анализа, оценки научно-образовательной деятельности крупного технического вуза и обоснования управленческих стратегических решений.

Области исследования:

— методологические основы и целевые установки бухгалтерского учета и экономического анализа (1.4);

— инвестиционный, финансовый и управленческий анализ (1.12).

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования являются системный подход и базовые положения научной методологии изучения социально-экономических явлений.

В диссертации использованы многие положения современной экономической теории, обобщен зарубежный и отечественный опыт анализа деятельности сферы высшего образования. Проведен анализ научных позиций российских и иностранных ученых, работающих в этой области.

Информационную базу диссертационной работы составили материалы сборников Федеральной службы государственной статистики (Росстата), результаты исследований российских и зарубежных ученых, действующее федеральное законодательство в этой области, а также отдельные нормативные акты местных органов власти.

Наиболее важные научные результаты, полученные лично автором и их новизна:

1. Идентифицирован стратегический анализ деятельности вуза в качестве инновационного вида управленческого анализа, представляющего собой интегрированный стратегический анализ, триадой базовых элементов которого являются оценка внутреннего потенциала вуза, конкурентный анализ внешней среды и анализ потребительской ценности научно-образовательных услуг, что предопределяет идентификацию крупного технического вуза как полноправного субъекта рыночных отношений.

2. Даны решения методологических вопросов интегрированного стратегического анализа деятельности вуза (определены принципы и виды этого анализа, его цели и задачи, система оценочных показателей, внутренние и внешние факторы, аналитические методы и модели), что позволяет придать стратегическому анализу системный характер, повысить его научную обоснованность, качество, действенность, эффективность и соответствие результатов национальным интересам.

3. Разработана система обобщающих и локальных аналитических показателей научно-инновационной деятельности крупного вуза и его подразделений, что позволяет наиболее полно учесть специфику научно-инновационной деятельности такого технического вуза, измерить его научно-инновационную активностьобщий объем выручки и торгового оборотаинтегральный результат поисковой и прикладной научно-инновационной деятельностиохарактеризовать качественное состояние кафедр, активных в научно-инновационном отношении.

4. Разработан методологический подход к оценке общего объема капитализации знаний, получаемых студентами и аспирантами вуза, -модернизированный метод капитализации возможной заработной платы, который сводится к оцениванию стоимости потока будущих доходов за предстоящий пятилетний период у учащихся, прошедших в отчетном году определенный этап обучения в техническом вузе (у метода две разновидности: полуфабрикатная — с учетом многоступенчатости капитализации знаний, и бесполуфабрикатная — по конечному выходу).

5. Выявлена возможность соединения методов внутреннего анализа инновационного потенциала вуза с анализом потребительской ценности новых видов услуг и с возможностями оценки индивидуальных характеристик конкурентов, что позволяет найти высокоценные и наиболее перспективные виды деятельности, а также превзойти основных соперников.

Достоверность полученных результатов обусловлена системным подходом, использованием апробированной методологии комплексного анализа, применением неформальных методов и моделей анализа, информационным массивом данных по субъектам РФ за последние семь лет.

Практическая значимость исследования заключается в следующем: о внедрение в практику работы крупных технических университетов рекомендаций по решения основных организационно-методологических вопросов интегрированного стратегического анализа дает возможность повысить научный уровень и качество разработки стратегии развития вуза на кратко-, среднеи долгосрочную перспективуо идентификация понятия «инновационное предложение» позволяет включить в систему внутривузовского учета, оценки, планирования и стимулирования научно-инновационной деятельности показатели числа разработанных инновационных предложений, их научно-технического уровня и прогнозируемого эффектао выделение категории активных в научно-инновационном отношении кафедр, расчетная величина доходов которых от научно-инновационной деятельности составляют ежегодно не менее 25% расчетной величины общих доходов кафедры от всех видов деятельности, дает возможность увеличить в 1,5 — 2 раза коммерческий эффект от этих прогрессивных видов деятельности.

Апробация результатов диссертации. Положения диссертационного исследования докладывались на четырех научных и научно-практических конференциях межрегионального и общероссийского уровня.

Структура и объем. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 172 наименований и 15 приложений. Основное содержания изложено на 174 страницах машинописного текста, работа включает 15 рисунков и 8 таблиц.

Выводы из главы 2.

1. Научно-образовательная система современного крупного технического университета состоит из следующих пяти подсистем: профессионального образования (III уровень), послевузовского образования (IV и V уровни), подготовки научных и научно-педагогических кадров, проведения фундаментальных исследований, осуществление прикладной научно-инновационной деятельности. Наличие и опережающий рост последней подсистемы — характерная черта анализируемого объекта. При этом общий итоговый показатель научно-инновационной активности вуза формируется в результате его деятельности на внешнем и внутреннем инновационных рынках по продаже и приобретению новой техники (компьютерной, измерительной, испытательного оборудования и т. д.), а также в процессе наращивания собственных научно-инновационных активов.

2. Крупные российские технические университеты могут стать центральным звеном в сфере научно-инновационных преобразований на региональном и общероссийском уровнях. Этот вывод вытекает из понимания современного вуза как институционального учреждения сферы интеллектуальной деятельности, где создаются новые нематериальные блага: и в более привычном виде результатов научно-инновационной деятельности (научные монографии и статьи, патенты на изобретения, инновационные разработки) — и в виде капитализированного нового знания, обеспечивающего формирование высокоценного человеческого интеллектуального капитала.

3. К инновациям в техническом вузе следует относить завершенные инновационные продукты и полуфабрикаты, реализуемые на рынке либо направляемые на пополнение собственных нематериальных активовинновации-полуфабрикаты, завершенные только на определенной стадии выполнения работнаучно-инновационные услуги и образовательные услуги инновационного характера. Разработанный подход позволяет создать таксономию инновационных результатов в техническом вузе.

4. В обобщающие показатели научно-инновационной деятельности вуза целесообразно включить показатели: научно-инновационной активностиобщего объема выручкиобщего объема технологического обмена (торгового оборота) — интегрального результата фундаментальной и прикладной научно-инновационной деятельности. К локальным показателям вуза и его звеньев следует отнести: соответствующие абсолютные и относительные показатели НИД вузапоказатели наличия инфраструктурных подразделенийхарактеристики наличия и качественного состояния структурообразующих подразделений — инновационно-активных кафедр и лабораторий.

5. В совокупность показателей наличия и качественного состояния инновационно-активных кафедр и лабораторий целесообразно включать пять характеристик кадрового потенциала, четыре — материально-технической и финансовой базы, 10 — результативности научно-инновационной деятельности (всего 19 показателей, включая принципиально новый показатель «число инновационных предложений»).

6. Инновационное предложение идентифицируется как развернутое представление и детальное описание формулы инновации, что позволяет выполнить в конкретной сфере деятельности инновационный проект по созданию и освоению продукт-, процесс-инновации. При этом в инновационном предложении обосновывается достигаемый уровень технико-эксплуатационных характеристик нового продукта/процесса и дается укрупненная оценка необходимых затрат при разных масштабах освоения новшества и для каждого этапа процесса создания инновации.

7. Профессиональное обучение в рыночных условиях приобретает форму процесса капитализации знаний. Носители этих знаний (т.е. индивидуумы, обладающие человеческим капиталом) перемещаются в реальный сектор экономики, где личностный фактор производства трансформируется в функционирующий человеческий актив организаций. Недооценка роли человеческих активов типична для российского общества, что не мотивировало научное сообщество на разработку методов оценки этих активов, действительно адекватных национальным интересам страны. Тем не менее, в период реформ получили развитие различные методы оценки рабочей силы, имущественного комплекса и бизнеса в целом — от самых простых (оценка объектов на основе создаваемых прибылей), до более тонких (включающих «гудвилл» и оценки интеллектуальной собственности).

8. Предложен методологический подход к оценке общего объема капитализации знаний, получаемых студентами и аспирантами вуза, названный модернизированным методом капитализации возможной заработной платы. Он сводится к оцениванию стоимости потока будущих доходов за предстоящий пятилетний период у совокупности индивидуумов, которые прошли в отчетном периоде определенный этап обучения в анализируемом техническом вузе и выступает в двух разновидностях: в виде полуфабрикатного (учитывающего многоступенчатость капитализации знаний в вузе) и бесполуфабрикатного (по конечному выходу).

9. Полуфабрикатный метод обеспечивает более полный учет валового показателя образовательной деятельности вуза. Бесполуфабрикатный же метод точнее идентифицирует конечный результат функционирования образовательной системы вуза, т. е. дает стоимостную оценку выпуска специалистов в отчетном году. Применение стоимостных показателей выпуска специалистов повышает ценность аналитических результатов для нужд стратегического планирования — в частности, позволяет прогнозировать сравнительную эффективность подготовки кадров по различным формам, направлениям и специальностям.

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ ЦЕННОСТИ И КОНКУРЕНТНЫЙ АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ВУЗА.

3.1. Анализ потребительской ценности научно-образовательных услуг.

Современный интегрированный стратегический анализ призван выявить долговременное конкурентное преимущество организации (либо поддержать процесс его создания). В противном случае стратегия развития на длительную перспективу подменяется по существу тактикой достижения высоких текущих финансовых результатов. Такого рода ситуация имела место как в самый начальный период становления рынка, так и на ряде последующих стадий его развития.

Например, в конце XIX и начале XX века среди предпринимателей явно преобладала следующая точка зрения: у бизнеса есть только одна обязанность — приносить прибыль. В то время и до конца 1950;х годов существовали производственная и товарная концепции маркетинга.

Производственная концепция маркетинга сводится к отлаживанию производства для увеличения объема за счет повышения производительности труда, а товарная концепция предусматривала постоянные улучшения товара. Всеобщее мнение того времени высказал безызвестный железнодорожный магнат, цинично заявив: «К черту народ! Я работаю на акционеров» [172]. Но даже и тогда — во времена «полудикого» капитализма — исключался такого рода пассаж в части образовательных услуг, оказываемых университетами.

В 1950;1960;х годах появляется более реалистичная сбытовая концепция маркетинга, которая предусматривала значительные усилия фирмы в организации эффективной службы сбыта для увеличения объема продаж. В основе — сосредоточенность на нуждах продавца. Однако не случайно возник лозунг «Покупатели, будьте начеку». Ведь, если вас убедил продавец, и вы купили товар, то вы сами отвечаете за последствия. Тогда еще не было ни потребительских обществ, ни государственных учреждений, которые могли бы встать на защиту.

Уже в 1960;1970;х гг. на смену сбытовой концепции маркетинга приходит концепция рыночной ориентации фирмы. Эта в целом, безусловно, более прогрессивная концепция основывалась на нуждах покупателя и предусматривала удовлетворение потребностей рынка.

Наконец, в 1970;х годах появляется концепция социально-этического маркетинга или социально-ответственного маркетинга. Эта концепция требует сбалансирования следующих трех факторов: прибылей фирмы, покупательских потребностей и интересов общества.

Определенную роль в становлении социально-этического маркетинга сыграли массовые движения — в рамках дальнейшего развития институтов гражданского общества. Активные действия общественности в 1960;х годах, пробудившие в предпринимателях чувство ответственности по отношению к окружающей среде, заставили компании более чутко относиться и к потребителям. Одним из таких движений — «Новое движение потребителей» во главе с Р. Нейдером, который потряс публику своими разоблачениями о плохо сконструированных, небезопасных и наносящих вред здоровью людей изделиях. Движение Р. Нейдера положило начало консюмеризму (организованному движению граждан, а также государственных органов за расширение прав и влияния покупателей в отношении продавцов), которое переросло затем вообще в защиту прав живущих в обществе.

На общегосударственном уровне впервые официально очертил права гражданина как потребителя Президент США Дж. Кеннеди: 15 марта 1962 г. он подписал «Билль о правах потребителей» — нормативный акт, который закрепил за потребителями четыре основных права: на безопасность, на выбор, на получение информации и право быть выслушанным [95]. Этот документ был положен в основу многих законов, ориентированных на защиту потребителя. С момента принятия документа 15 марта ежегодно отмечается как Международный день прав потребителя, а общества защиты прав потребителя всего мира сделали слова «Билля» своим манифестом.

Россия отмечает Международный день прав потребителя с 1992 г., когда был принят закон РФ «О защите прав потребителей» [41], юридически закрепивший потребительские права граждан, а также права и обязанности торгующих или оказывающих услуги организаций. На сегодняшний день этот закон является одним из самых действенных в нашей стране практически во всех отраслях сферы услуг, кроме высокоинтеллектуальной ее части. Во всяком случае, по имеющимся сведениям отсутствуют прецеденты взыскания с университетов средств потребителей за предоставление некачественных образовательных услуг.

Между тем оценки ответственных лиц и данные социологических опросов свидетельствуют о том, что за последние 10−15 лет качество российского высшего образования ухудшилось [40, 54, 83, 93]. С целью получения более обоснованного квалиметрически суждения о качестве высшего профессионального образования в нашей стране через измерение его воздействия на эффективность развития экономики и промышленный рост нами была исчислена совокупность коэффициентов парной корреляции между темпами прироста выпуска специалистов с высшим образованием и насыщенностью национальной экономики этими специалистами в 19 982 004гг. (факторные признаки) и темпами прироста объемов ВВП, промышленной продукции и сальдинированного финансового результата в эти же годы (результативные признаки).

Формула для исчисления значений коэффициента корреляции рангов Ч. Спирмена [117, с. 540]:

P = l- [6l (Xiy,)2/n (n2-lj), где (3.1).

Xi — ранг /-го субъекта РФ по факторному признаку (перечень этих признаков в табл. 3.1) — У/ - ранг /-го субъекта РФ по результативному признаку перечень этих признаков в табл. 3.1) — п — количество субъектов РФ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Таким образом, все вышеизложенное в диссертационном исследовании дает возможность сделать следующие выводы и предложения.

1. Стратегический анализ востребован практикой разработки, реализации и мониторинга перспективных планов развития предприятий базовых отраслей национальной экономики (прежде всего, крупных торгово-промышленных корпораций и диверсифицированных холдингов). Вместе с тем основные теоретико-методологические вопросы его применения для выработки стратегии развития научно-образовательных учреждений в настоящее время проработаны еще недостаточно, что требует интенсификации соответствующих исследований, актуальность которых возрастает в связи с депопуляционными процессами и объективной необходимостью ускорения перехода к инновационной экономике.

2. Особенно сложна и, одновременно, ответственна выработка долговременной стратегии для крупного технического университета (далее КТУ), что обусловлено следующими его особенностями и факторами: о большими масштабами деятельности КТУо авангардной ролью такого рода образовательного и научно-инновационного конгломерата в обеспечении перехода нашей страны к экономике с доминирующей интеллектуальной составляющейо структурообразующей ролью КТУ в системе профессионального высшего образования индустриально развитых регионово многопрофильностью деятельности КТУ и наличием разнообразных альтернативных вариантов его дальнейшего развития.

3. В институциональном плане при практическом использовании методов стратегического анализа необходимо исходить из двойственной природы КТУ, т. е. из того объективного обстоятельства, что технический университет является одновременно и государственной, и коммерческой организацией, функционирует на высококонкурентном рынке научно-образовательных услуг (что предопределяет идентификацию КТУ как субъекта рыночных отношений).

4. Стратегический анализ, выступающий до сих пор преимущественно в виде оценки возможностей развития внутреннего потенциала конкретного вуза на перспективу, ныне нужно рассматривать как интегральный стратегический анализ, включающий в себя внутривузовский анализ, часть маркетингового (анализ потребительской ценности новых услуг) и конкурентного анализа (оценка индивидуальных характеристик основных вузов-конкурентов). Синтез этих трех вышеперечисленных видов анализа обогащает традиционный стратегический анализ, который выполняется в рамках стратегического менеджмента, достижениями других инновационных видов управленческого анализа, позволяет подвергнуть глубокому изучению состояние внутренней и внешней среды организации.

5. Для интегрального стратегического анализа типичны четыре черты:

— определение и отбор стратегии происходит здесь уже на этапе анализа внешней среды, а само формирование стратегии развития вуза, является итеративным процессом;

— имеется объективная необходимость особо тщательного проведения управленческого (внутреннего) анализа, дающего реальную оценку ресурсов/ возможностей вуза и является отправной точкой разработки стратегии;

— целесообразно осуществление маркетингового и конкурентного видов анализа, без которых невозможно глубокое понимание конкурентного окружения, в котором функционирует вуз.

— «стандартный» контроль за плановыми показателями деятельности вуза (по данным отчетности) должен дополняться мониторингом и оценкой внешних угроз и возможностей в свете сильных и слабых сторон вуза.

6. К принципам интегрированного стратегического анализа относятся следующие универсальные принципы экономического анализа: системность, действенность, комплексность, эффективность (экономичность), научность. Специфическими (либо реализуемыми с помощью специфических средств) принципами интегрированного стратегического анализа являются: использование вероятностных методов и моделейприменение специальных методов получения информации (эвристических и неформальных методов) — обратная связьдостоверностьнационально-ориентированный подход.

7. В систему показателей интегрированного стратегического анализа научно-образовательной деятельности вуза целесообразно включить следующие группы и виды показателей: а) ресурсные, затратные и результативныеб) ресурсоотдачи и затратоотдачив) по стадиям научно-образовательного процессаг) по степени обобщенности показателяд) по иерархическому уровню управленияе) оценочные, аналитические и прогнозныеж) для внутренней и внешней сфер вуза.

8. Применение морфологической таблицы для формирования системы оценочных показателей научно-инновационной деятельности крупного технического университета позволяет определить максимально полный состав показателей, характеризующий ресурсы, затраты, результаты и эффективность функционирования научно-инновационной системы на всех иерархических уровнях управления вузом. Тем самым морфологический анализ обеспечивает системный подход к построению и использованию совокупности оценочных показателей.

9. В интегрированном стратегическом анализе весьма важную роль играет неформализованные методы анализа. Наиболее распространенными среди них являются перечисленные ниже группы методов/отдельные методы: о экспертных оценок (дельфийский метод, мозговой атаки и штурма, морфологического анализа, ситуационного анализа и прогнозирования) — о сценариев (ординарные, неординарные, комбинированные) — о психологические (метод учета и анализа психологических факторов в сфере экономики и образованияметод учета и анализа психологических факторов в научно-инновационной сферетеория перспективы).

10. Крупные российские технические университеты могут стать центральным звеном в сфере научно-инновационных преобразований на региональном и общероссийском уровнях. Этот вывод вытекает из понимания современного вуза как институционального учреждения сферы интеллектуальной деятельности, где создаются новые нематериальные блага: и в более привычном виде результатов научно-инновационной деятельности (научные монографии и статьи, патенты на изобретения, инновационные разработки) — и в виде капитализированного нового знания, обеспечивающего формирование высокоценного человеческого интеллектуального капитала. 11. К инновациям в техническом вузе следует относить завершенные инновационные продукты и полуфабрикаты, реализуемые на рынке либо направляемые на пополнение собственных нематериальных активовинновации-полуфабрикаты, завершенные только на определенной стадии выполнения работнаучно-инновационные услуги и образовательные услуги инновационного характера. Разработанный подход позволяет создать таксономию инновационных результатов в техническом вузе.

12. В обобщающие показатели научно-инновационной деятельности вуза целесообразно включить показатели: научно-инновационной активностиобщего объема выручкиобщего объема технологического обмена (торгового оборота) — интегрального результата фундаментальной и прикладной научно-инновационной деятельности. К локальным показателям вуза и его звеньев следует отнести: соответствующие абсолютные и относительные показатели НИД вузапоказатели наличия инфраструктурных подразделенийхарактеристики наличия и качественного состояния структурообразующих подразделений — инновационно-активных кафедр и лабораторий.

13. В совокупность показателей наличия и качественного состояния инновационно-активных кафедр следует включать параметры кадрового потенциала, материально-технической и финансовой базы, результативности научно-инновационной деятельности (включая принципиально новый показатель «число инновационных предложений»). При этом инновационное предложение идентифицируется как развернутое представление и детальное описание формулы инновации, что позволяет выполнить в конкретной сфере деятельности инновационный проект по созданию и освоению продукт-, процесс-инновации. В инновационном предложении обосновывается достигаемый уровень технико-эксплуатационных свойств новшества и дается укрупненная оценка необходимых затрат при разных масштабах освоения новшества и для каждого этапа процесса создания инновации.

14. Профессиональное обучение в рыночных условиях приобретает форму процесса капитализации знаний. Носители этих знаний (т.е. индивидуумы, обладающие человеческим капиталом) перемещаются в реальный сектор экономики, где личностный фактор производства трансформируется в функционирующий человеческий актив организаций. Недооценка роли человеческих активов типична для российского общества, что не мотивировало научное сообщество на разработку методов оценки этих активов, действительно адекватных национальным интересам страны. Тем не менее, в период реформ получили развитие различные методы оценки рабочей силы, имущественного комплекса и бизнеса в целом — от самых простых (оценка объектов на основе создаваемых прибылей), до более тонких (включающих «гудвилл» и оценки интеллектуальной собственности).

15. Предложен методологический подход к оценке общего объема капитализации знаний, получаемых студентами и аспирантами вуза, названный модернизированным методом капитализации возможной заработной платы. Он сводится к оцениванию стоимости потока будущих доходов за предстоящий пятилетний период у совокупности индивидуумов, которые прошли в отчетном периоде определенный этап обучения в анализируемом техническом вузе и выступает в двух разновидностях: в виде полуфабрикатного (учитывающего многоступенчатость капитализации знаний в вузе) и бесполуфабрикатного (по конечному выходу).

16. Полуфабрикатный метод обеспечивает более полный учет валового показателя образовательной деятельности вуза. Бесполуфабрикатный же метод точнее идентифицирует конечный результат функционирования образовательной системы вуза, т. е. дает стоимостную оценку выпуска специалистов в отчетном году. Применение стоимостных показателей выпуска специалистов повышает ценность аналитических результатов для нужд стратегического планирования — в частности, позволяет прогнозировать сравнительную эффективность подготовки кадров по различным формам, направлениям и специальностям.

17. Корреляционный анализ, выполненный на репрезентативных данных, показал, что активизация (экстенсивным путем) работы высшей школы в трансформационных условиях России не оказала практически никакого позитивного воздействия на эффективность функционирования национальной экономики. Очевидно, что наблюдается прогрессирующее отставание качества обучения от постоянно растущих требований рынка, которое аннигилирует предпринимаемые усилия по приведению в соответствие образовательных программ предъявляемым запросам.

18. Потребительская ценность — важнейший источник конкурентного преимущества вуза, его эффективной стратегии. Данная стратегия состоит в размещении своих ресурсов для обеспечения особенной потребительской ценности лишь в сегментах, наиболее привлекательных своей уникальной ценностью. Реализация стратегии максимизации особенной потребительской ценности порождает четыре главных источника прибыльности:

• потребители научно-образовательных услуг будут готовы платить очень высокую цену за особенную потребительскую ценность;

• имеющиеся в вузе возможности саморегулирования существующих преимуществ предоставляют эффективный в стоимостном отношении путь к обеспечению высокой потребительской ценности услуг;

• реклама и пиар-кампания — это хотя и самые дорогие, но и наиболее ценные способы увеличения прибыльной доли рынка вузовских услуг;

• своевременное определение характерных свойств, а также особенной потребительской ценности новых научно-образовательных услуг защитит вуз от потери самых ценных источников средств из-за ухода потребителей.

19. В состав полезных стратегических факторов, которые достигаются практическим применением анализа потребительской ценности входят:

— потребительская ценность идентифицируется потребителем.

— она определяется по отношению к предложениям конкурентов.

— потребительская ценность меняется с течением времени.

— потребительская ценность создается по полной стоимостной цепочки.

— потребительская ценность — это результат усилий каждого работника вуза, а также их совместных усилий, генерирующих синергетический эффект.

20. Главное достоинство оценки индивидуальных характеристик для аналитиков и руководителей вузов состоит в обеспечении конкурентных преимуществ по основным видам деятельности путем проведения более качественного управленческого стратегического анализа. Общее направление оценки личностей, принимающих управленческие решения в вузе-конкуренте, целесообразно разделить на следующие три стадии: анализ личных дел, характеристика личностей руководителей, анализ характера организации и культурного профиля вуза-конкурента.

21. Идентификация стратегического анализа деятельности крупного технического вуза как интегрального вида управленческого анализа, носящего инновационный характер, способствует повышению эффективности разработки конкурентоспособной стратегии, а также вероятности её успешной реализации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.А. Управленческий учет. М.: Бератор-Пресс, 2003.
  2. Н.М. Инновационный менеджмент. М.: Изд-во РУДН, 2002.
  3. В.Е. Статистическая оценка экономической эффективности. В кн.: Статистическое изучение экономической эффективности общественного производства. -М.: Наука, 1977.
  4. Р. Планирование будущего корпорации. М.: Сирин, 2002.
  5. М. Образование в условиях глобализации // Университетское управление: практика и анализ. 2005. № 5.
  6. И. Новая корпоративная стратегия / И. Ансофф — пер. с англ. С. Жильцова- под ред. Ю. Н. Каптуревского. С.- Пб.: Питер, 1999.
  7. В.М. Инвестиционный анализ: Учеб.-практ. пособие. М.: Дело, 2000.
  8. С., Сметанин В. Особенности разработки корпоративной стратегии // Финансовый директор. 2005 г. — № 1.
  9. М.И., Мельник М. В., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа: Учебник. / Под. ред. М. И. Баканова. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2005.
  10. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности / Перевод Е.Руткевич. -М.: Медиум- Academia-Центр, 1995.
  11. Д., Гурвич Ф. Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. Москва: Статистика, 1980.
  12. Ю.В., Швандар В. А. Инвестиционный анализ: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
  13. Большая Советская энциклопедия. М.: Изд-во «Большая Российская энциклопедия», 2001.
  14. В.А. Стратегия управления инновационной фирмой. -Новосибирск: ЭКО, 1996.
  15. Ф.А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Санкт-Петербург, 1890−1907.
  16. JI. Элементы чистой политической экономии или теория общественного богатства. М., 2000.
  17. М. Оценка эффективности проектов актов местного самоуправления: методы экспертной оценки. Обнинск, Ин-т муниц. Управления, 2002.
  18. М.А. Управленческий анализ. М.: Омега-JI- 2004.
  19. Л., Касевич В. Институциональная автономия и проблема управления в высшем образовании // Высшее образование в России, 2006, № 6.
  20. В. Динамика развития человеческого потенциала и приоритеты высшего образования // Высшее образование в России, 2005, № 2
  21. О.С. Стратегическое управление. М.: Гардарика, 1988.
  22. Н.В. Национальная инновационная система России: взгляд в прошлое и будущее // Материалы международной конференции «Вызовы XXI века» («Exploring XXI century»), Филадельфия, июль 2002. N-Y, 2002.
  23. Е. Кадры высшей школы: актуальное состояние // Высшее образование в России, 2006, № 9.
  24. М. Формирование конкурентоспособности на микро-, мезо- и макроуровнях: вопросы методологии // Высшее образование в России, 2006. -№ Ю.
  25. Л.Т., Лысенко Д. В., Ендовицкий Д. А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. М.: Велби Проспект, 2006.
  26. Глоссарий.ру: экономические и финансовые словари // http://encycl. yandex, ru /
  27. О.Г., Киселев В. Н., Лотош Я. М., Черкасов В. В. Обзор научно-технической и инновационной политики России в 2000—2001 гг.. // Экономическая наука современной России, 2002. № 3. С. — 56−72.
  28. Л. Академическая и профессиональная квалификации (Болонский процесс и российское законодательство) // Высшее образование в России, 2006, № 6.
  29. Ю.В. Стратегическое управление. Новосибирск, 1995.
  30. И., Минин В., Либкинд А. Нужно ли и как объединяться? // Высшее образование в России, 2001, № 6. С. 12−20.
  31. А. Стратегический выбор / А. Джонсон, Р. Скулз. (1989). http://www.consulting.rU/main/corp/texts/m 10/127askeri7.shtml.
  32. А.И., Дятлов С. А., Цыренова. Е. Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. СПб.: Наука. 1999. С. 42.
  33. К. Введение в управленческий и производственный учет / Пер. с англ.- Под ред. С. А. Табалиной. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997.
  34. Т.А. Статистические методы прогнозирования. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  35. В.В., Дудихина О. В. Конкурентная разведка в Интернет. -М.: Изд.-во «НТ Пресс», 2004.
  36. Г. А. Эффективность государственной инновационной политики России: институциональные проблемы. М.: ВНТИЦ, 2001.
  37. B.C. Стратегия бизнеса. М.: Финпресс, 1998.
  38. За последнее десятилетие качество российского высшего образования ухудшилось, http://www.rantal.ru/index.php/news/view/313 .html?rantalid.
  39. Закон РФ «О защите прав потребителей» Собрание законодательства Российской Федерации, N 3, 15.01.96 г. ст. 140.
  40. Н. Национальные инновационные системы // Вопросы экономики, 2001, № 7.
  41. А.М., Илышева Н. Н. Вузовские инновации без оваций // ЭКО, 2003, № 10.
  42. A.M., Воропанова И. Н. Методологический подход и система показателей управленческого инновационного анализа // М.: Экономический анализ: теория и практика. 2004. № 8.
  43. A.M., Илышева Н. Н., Селевич Т. С. Конкурентный анализ в транзитивной экономике: Научное издание. Екатеринбург: Изд-во Уральского государственного технического университета — УПИ, 2006.
  44. Инвестиции в будущее: образование в инновационном воспроизводстве. СПб.: Изд. СПбУЭФ. 1996.
  45. Инновационная система России: Модель и перспективы развития. Научный руководитель проекта д.э.н. редактор Голиченко О. Г. М.: Изд-во РУДН, 2002, выпуск 1.
  46. Инновационная система России: Модель и перспективы развития. Научный руководитель проекта д.э.н. редактор Голиченко О. Г. М.: Изд-во РУДН, 2003, выпуск 2.
  47. Информация о социально-экономическом положении России 2006 год / Федеральная служба пхударслвенной статистики // www.gja.rn.
  48. В., Сазонова 3. Интеграция образования, науки и производства. Опыт практического решения//Высшее образование в России, 2006.-№ 10.
  49. В.И., Кларк С. Инновации на постсоветских предприятиях // Вопросы экономики. 2001. № 7. С. 18−33.
  50. О. Д. Управленческий учет: системы, методы, процедуры. М.: Финансы и статистика, 2003.
  51. Казначеев В. П Проблемы геополитики и выживания нации России в XXI веке. ttp://fy.nsk.fio.ru/works/ noos/~nipkpro/izdanija/simpozium / kaznacheev.htm.
  52. Как идет работа над качеством образования в России? http://quality. petrsu.ru/Russia/.
  53. Д. Внимание и усилие. Первое издание. Пер. с англ. М.: Изд-во «Смысл», 2006.
  54. Д. Принятие решений в неопределенности: Правила и предубеждения/ Канеман Д., Словик П., Тверски А., Пер. с англ. М: Гуманитарный центр, 2005.
  55. А.Р., Тарушкин А. Б. Экономический анализ: Учебно-методическое пособие. СПб.: «Издательский дом Герда», 2003.
  56. . Деловая стратегия. М.: Экономика, 1991.
  57. A.M. и др. Рейтинги в экономике: методология и практика / A.M. Карминский, А. А. Пересецкий, А.Е. Петров- Под ред. A.M. Карминского. М.: Финансы и статистика, 2005.
  58. Т.П. Управленческий учет: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
  59. Ю. Качество образования как комплексная проблема // Высшее образование в России, 2006. № 10.
  60. Г. Микроэкономика знаний и мифы современной теории // Высшее образование в России, 2006. № 9.
  61. В.В. Методы оценки инвестиционных проектов. М.: Финансы и статистика, 2000.
  62. В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. М.: Финансы и статистика, 2001.
  63. В.В., Волкова О. Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебник. М.: ООО «ТК Велби», 2002.
  64. Концепция контроллинга: Управленческий учет. Система отчетности. Бюджетирование / Horvath & Partners. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
  65. КраморовМ.М. Российский путь в экономике, http://www.niiss.ru/ Publications/Mag/10/rusecoway.htm.
  66. Краткий экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. 3-е изд. -М.: Институт новой экономики, 2005.
  67. М.В., Тельнюк И. В. Экспертные оценки в образовании. М.: Академия, 2002.
  68. Э.И. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2003.
  69. Курс экономической теории. М: «АСА», 2000. С. 50−55.
  70. Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. С.-Пб.: Наука, 1996.
  71. В. Стратегия сохранения и развития наукоградов // Экономист, 2002.-№ 9.-с. 47−52.
  72. Дж.К. Маркетинг по-партизански. М.: Феникс, 2003.
  73. Т. Глобализация маркетинга. М.: Маркетинг, 2004.
  74. Е.Л. Стратегии экономической войны. Конфронтация геоэкономических конкурентов с СССР и Россией: Учеб. пособие для студентов вузов / Е. Л. Логинов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
  75. Н.П., Лещева В. Б., Дьякова В. Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. Н. П. Любушина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
  76. Н.П., Лещева В. Б., Сучков Е. А. Теория экономического анализа: Учебно-методический комплекс. -М.: Юристъ, 2002.
  77. А.А. Экономический анализ: Учеб. пособие для студентов вузов / А. А. Максютов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
  78. Ю.А. Управление развитем человеческого капитала // Образование и бизнес, 2000, № 24−25.
  79. В.Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент. М.: ИНФРА-М- Новосибирск: Сибирское соглашение, 1999.
  80. М.В. Глобальные тенденции и особенности модернизации высшего профессионального образования в России // Университетскоеуправление: практика и анализ, 2005. № 6.
  81. Молодежь готова платить за образование, http://www.mmonline.ru/news. php? mid=4578&topic=131.
  82. С.С. Идентификация профессионального образования как процесса воспроизводства интеллектуального капитала // Ж-л Ассоциации инженерного образования России «Инженерное образование». 2005. Вып.З.
  83. Дж., Моргенштерн О. Теория игр и экономическое поведение. М.: Наука, 1970.
  84. В. В., Кравченко JI. И., Русак Н. А., Ермолович JI. Д., Бусыгин Ю. Н. Теория анализа хозяйственной деятельности. Учебник. М.: Новое знание, 2001.
  85. Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 1−14 / Информационно-справочный бюллетень. № 12/4 от28.52 001 г.-Екатеринбург, 2001.
  86. Президент России В. В. Путин о проекте «Образование». http://edinros. ntagil.ru/?link=8.
  87. Дж.Е., Миллер С. Х., ред. Конкурентная разведка. Уроки из окопов. М.: Изд.-во «Альпина Паблишер», 2004.
  88. Пятнадцатое марта Международный день защиты прав потребителя. http://www.prazdnuem.ru/news/32 005/potrebitel.phtml.
  89. Рейтинг экономических вузов за 2005 год. http://sputnik.mto.ru/Seans/ aberure/tabl4.html.
  90. . Бухгалтерский учет: теория и практика / Пер. с французского. Под ред. Я. В. Соколова. М.: Финансы и статистика, 2000.
  91. С.А. Органичное сочетание традиционного и инновационного подходов в образовании залог успешного развития университета // Университетское управление: практика и анализ, 2005. — № 6.
  92. Л.Е. Анализ хозяйственной деятельности: Краткий курс лекций. М.: Юрайт-Издат, 2003,2003.
  93. Россия в цифрах. 2006: Крат. стат. сб. / Федеральная служба государственной статистики. М, 2006.
  94. С.Ю., Разумова Т. О. Экономика труда: экономическая теория труда: Учебное пособие. М.: ИНФА-М. 2000. — 400 с.
  95. Г. В. Теория анализа хозяйственной деятельности: Учеб. Пособие. М.: ИНФРА-М, 2006.
  96. Г. В. Экономический анализ: Учеб. / Г. В. Савицкая. 9-е изд., испр. -М.: Новое знание, 2004.
  97. В. Высшее образование России. Доступность. Качество. // Высшее образование в России, 2006. -№ 7.
  98. CD-версия ABBYY Lingvo 11.
  99. Т.С. Конкурентный и маркетинговый анализ: сходство и различие // Региональная экономика: теория и практика. М.: ИД «Финансы и кредит», 2005. — № 24.
  100. А. Проблемы инновационной системы России // Вопросы экономики, 2005, № 11.
  101. Я., Френкель А. Венчурные инвестиции и инновационная активность // Вопросы экономики, 2006, № 5.
  102. Словарь «Война и мир в терминах и определениях». http://slovari. yandex.ru/search.xml?text.
  103. Словарь по экономике и финансам. Глоссарий, ру. http://slovari. yandex.ru/search.xml?text.
  104. Совершенствование и апробация механизмов развития научно-образовательной сферы в условиях реформирования экономики на примере Томской области: Региональная программа http://www.extech.ru/regions/ program/dolfin01 .htm.
  105. Р., Максимов Г. Опыт интеграции образования и науки // Высшее образование в России, 2005. № 1.
  106. И.П., Турава М. И. Методология статистических сравнений. -М.: Статистика, 1980.
  107. Сырцова JI, Акопян А., Шиленков Ю. Человеческий капитал как основа эргодинамической модели здоровья. Национальная идея России: валеологический аспект проблемы // Мед. вестник № 11(1) вып. 26,2002.
  108. Г. В., Штыкова Н. В. Университет в глобальном мире: новая миссия // Университетское управление: практика и анализ, 2005, № 6.
  109. Теоретическая экономика. Политэкономия / Под ред. Г. П. Журавлевой и Н. Н. Мильчаковой. -М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. С. 159−160.
  110. Теория статистики / Под ред. проф. Р. А. Шмойловой. 3-е изд., перераб. -М.: Финансы и статистика, 2002.
  111. Теория человеческого капитала и его применение в оценке финансовых потоков здравоохранения // Экономический лабиринт, 2002, № 4.
  112. В., Лямзин О.Сфера образования и многоотраслевые интегрированные структуры // Высшее образование в России, 2006. № 9.
  113. Р. Количественные методы анализа хозяйственной деятельности. -М.: Дело и сервис, 1999.
  114. А. А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Пер. с анг. М.: Инфра-М, 2001.
  115. А.А. Управлением инновационным развитием предприятия. М.: Финансы и статистика, 2003. С. 32.
  116. Управленческий учет / Под ред. В. Палия и Р. Вандер Вила. М.: ИНФРА-М, 1997.
  117. Р.А. Инновационный менеджмент. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998. С. 552.
  118. Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов. -2-е изд., доп. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел — Синтез», 1998.
  119. Федеральный закон РФ № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.96 // Российская газета. N167. 03.09.96.
  120. И., Коршунов С., Еркович С., Суворов С. Разработка критериев Перечня моноуровневых образовательных программ по специальностям ВПО // Высшее образование в России, 2000. № 2.
  121. К. Стратегический и конкурентный анализ. Методы и средства конкурентного анализа в бизнесе / Фляйшер К., Бенсуссан Б. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
  122. Д. Мировая динамика. М.:ACT, 2003.
  123. Р., Каплан С. Созидательное разрушение. М.: Альпина Паблишер, 2005.
  124. Ч.Т., Фостер Дж. Бухгалтерский учет: управленческий аспект. М.: Финансы и статистика, 1995.
  125. В.В., Гапоненко Н. В. Инновационно-технологические центры-инкубаторы развивающихся МИП (малых инновационных предприятий) // Инновации, 2001. № 3.
  126. В.А. Экономический анализ: торговля, общественного питания, туристический бизнес: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. М. И. Баканова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  127. Е.М. Финансовый анализ производственных инвестиций. -3-е изд., испр. М.: Дело, 2002.
  128. А., Боев О., Криушов А. Качество инженерного образования: мировые тенденции в терминах компетенций // Высшее образование в России, 2006, № 8.
  129. А.Д. Комплексный экономический анализ деятельности предприятия (вопросы методологии). -М.: Экономика, 1974.
  130. Экономическая статистика / Под ред. Ю. Н. Иванова. М.: ИНФРА-М, 1998. С. 36−37.
  131. Экономическая теория / Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича. -СПб: Изд. СПбГУЭФ. Изд. «Питер», 2000. 544с.
  132. Экономический анализ: Основы теории. Комплексный анализ хозяйственной деятельности организации / Под ред. Н. В. Войтоловского, А. П. Калининой, И. И. Мазуровой. М.: Высшее образование, 2005.
  133. Э. Ценность человека. М.: М. В. Клюкин, 1898.
  134. А. Выбор стратегии решающий фактор конкурентоспособности // Высшее образование в России, 2006, № 9.
  135. А.В. Социогуманитарная наука в современной России: адаптация к социальному контексту. М.: ГУ ВШЭ, 2004.
  136. Янч Э. Прогнозирование научно-технического прогресса. Пер. с англ. Общая ред. и предисловие Д. М. Гвишиани. -М.: Прогресс, 1970.
  137. Anand S., Sen A. Sustainable Human Development: Concepts and Priorities // Occasional Paper No. 8. Human Development Report Office. United Nations Development Programme. New York. 1994.
  138. , D.B. (1988). «The multiple benefits of competitor intelligence». The Journal of Business Strategy, 9 (3).
  139. Becker G.S. Human Capital, Effort, and the Sexual Division of Labour // Journal Labor Economics, 1985, v. 3.
  140. Bridges, W. The character of organizations. Palo Alto, CA: Davies-Black Publishing, 1992.
  141. E., Edward F. «The Unimportance of the Embodied Question,» A.E.R., LIV (March, 1964).
  142. Dublin, Louis J., and Lotka, Alfred. The Money Value of Man. New York: Roland Press Co., 1930.
  143. Fisher Irving. The Nature of Capital and Income. London: Macmillan & Co., 1927, pp. 5,51−52, 68.
  144. Fisher Irving. The Theory of Interest. New York: Augustus M. Kelley, 1965.
  145. Fisher Irving. «Cost of Tuberculosis in the United Staits and its Reduction.» Read before the International Congress on Tuberculosis, Washington, 1908.
  146. Fisher Irving. «Senses of Capital», Econ. J., VII (June, 1897), pp. 201−202.
  147. Golichenko O.G. Russian National Innovation System and Coherent Comprehensive Policy. // Country report 2003 management Program. Seoul: Kistep, 2003.
  148. Ilyshev A.M., Kouzoubov S.A. Management innovation analysis for transition economies: methodological issues and system of measures // International Journal of Innovation Management. Vol. 6, No. 4 (December 2002), pp. 419−430.
  149. Kuznets S. Economic Development, the Family, and Income Distribution: Selected Essays. Cambridge, Ma, 1989.
  150. MacLeod, Heniy D. The Elements of Economics. Vol.2. New York: D.A.
  151. Market-Driven Management: Strategic and Operational Marketing / Авт. J.Lambin. Санкт-Петербург: Питер, 2004.
  152. McCullox J.R. The Principles of Political Economy.
  153. , E. (1995). Creating customer value: The path to competitive advantage. Cincinnati, OH: Thompson Executive Press.
  154. , M. (1985). Competitive advantage: Creating and sustaining competitive advantage. New York: Free Press.
  155. , M. (1980). Competitive strategy: Techniques for analyzing industries and competitors. New York: Free Press.
  156. Ram, S., & Samir, I.T. (1998). Competitor analysis practices of U.S. companies: An empirical investigation. Management International Review, 38(1), 7−23.
  157. Senior, Nassay William. An Outline of the Science of Political Economy. New York: Farrar @ Rincart, 1939.
  158. , S., & Gembicki, M. (1999). The war-room guide to competitive intelligence, New York: McGraw Hill.
  159. Shultz T. Capital Formation by Education Journal of Political Economy, 1960.
  160. Smith A. Bargaining and Market Behavior, Cambridge University Press 2000.
  161. , D. A. (1996). Adding value and value analysis to TQM. Journal for Qualitu and Participation, January/February, 70−73.
  162. Thunen, Iohann Heinrich von. Der isolierte Stadt. Vol. 11, Part 11. Translated by bert F. Hoselitz. Chicago: Corporative Education Center, Univ. Of Chicago- originally publicated 1875.
  163. Toffler Alvin Powershift: Knowledge, Wealth, and Violence at the Edge of the 21st Century. Bantam Books Reprint edition, 1991.
  164. R.B. (1997). Customer value: The next Source of competitive advantage. Journal of the Academy of Marketing Science, 25 (2), 139−153.172. http://kluvand.narod.ru/book/diplom/diplom.htm.
Заполнить форму текущей работой