Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Адресованность как определяющий фактор лексических и структурных особенностей текста биографии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Существует ряд работ, посвященных отдельным проблема жанра, например, И. Д. Ходорковского (1963), Я. Кумока (1973), Н. А. Бугриной (1987), Г. Е. Померанцевой (1987), A.M. Зарицкого (1989), Н. И. Кузнецова (1991), Л. М. Бондаревой (1994), Н. Л. Зелянской (2004), А. В. Поповой (2006), Ю. З. Бобковой (2009), Козловой О. В. (2010). Но в целом биографический жанр разработан недостаточно: мало… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИОГРАФИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ
    • 1. История развития биографии как вида литературной деятельности
      • 1. 1. Античная биография
      • 1. 2. Средневековая биография
      • 1. 3. Период Возрождения
      • 1. 4. Новоевропейская биографическая традиция в Великобритании и США
      • 1. 5. Современная биография
    • 2. Тексты биографии как объект научного исследования в лингвистике
      • 2. 1. Текст как основа социально-гуманитарного знания
      • 2. 2. Понятие текста
      • 2. 3. Типология биографических текстов и критерии их отграничения от смежных типов текста
  • Выводы по I главе
  • Глава II. СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ БИОГРАФИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ
    • 1. Биографические тексты малого объема в сети Интернет
      • 1. 1. Гипертекст как предмет лингвистического анализа
      • 1. 2. Особенности восприятия читателями электронного текста сети Интернет
      • 1. 3. Табличная форма анкетных биографических справок
      • 1. 4. Хронологическая биография
    • 2. Композиционные особенности биографического эссе
    • 3. Документально-художественная биография в системе биографических текстов
  • Выводы по II главе
  • Глава III. АДРЕСАТ И ПРАГМАТИКА БИОГРАФИЧЕСКОГО ТЕКСТА
    • 1. Лингвистические проблемы прагматики текста
    • 2. Фактор адресата в биографическом дискурсе
    • 3. Способы языковой репрезентации адресованности в биографических текстах
  • Выводы по III главе

Адресованность как определяющий фактор лексических и структурных особенностей текста биографии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Во все времена биография пользовалась популярностью, но XXI век ознаменовался огромным интересом к ней во всем мире, возрастающим числом как пишущих, так и читающих жизнеописания.

Биографический жанр является поистине уникальным, ведь данные тексты неоднородны не только по своему объему, но по типологическим характеристикам. Биография объединяет в себе черты как чисто информативных текстов (т. е. нехудожественных), для которых важны объективная сущность фактов и установка на отражение реальной действительности, ведь речь идет о жизнеописании реально существующих (или существовавших), а не вымышленных лиц. С другой стороны, тексты данной жанровой разновидности выполняют не только информативную функцию: они обладают одним очень важным признаком, характерным для текстов художественных. Речь идет об авторской модальности и присутствии автора биографии в жизнеописании известного деятеля, ведь личностное отношение автора к описываемому лицу, целевая установка и интенция автора (восхваление или критика), а также личностные ориентации авторанаучные, общественные, нравственные, эстетические и другие — несомненно, находят свое отражение в тексте биографии, в результате, текст теряет свою одномерность и одноплановость, становясь субъективным, что предполагает неоднозначность его восприятия.

Роль биографии в человеческой истории и культуре в целом велика, поэтому она привлекает исследователей широкого профиля. Основополагающими в этом направлении являются труды отечественных ученых С. С. Аверинцева (1973), Г. О. Винокура (1927), Д. С. Лихачева (1979), Ю. М. Лотмана (1970) и др.- в плане эволюции и концепции жанра написано много работ такими англо-американскими авторами, как Дж. Гэррати (1957), В. Вульф (1967), А. Моруа (1929), Г. Николсон (1933), В. Р. Тейер (1920), Д. А. Стауффер (1930) и др.

Существует ряд работ, посвященных отдельным проблема жанра, например, И. Д. Ходорковского (1963), Я. Кумока (1973), Н. А. Бугриной (1987), Г. Е. Померанцевой (1987), A.M. Зарицкого (1989), Н. И. Кузнецова (1991), Л. М. Бондаревой (1994), Н. Л. Зелянской (2004), А. В. Поповой (2006), Ю. З. Бобковой (2009), Козловой О. В. (2010). Но в целом биографический жанр разработан недостаточно: мало исследована типология биографического текста, нет работ по лингво-стилистическим особенностям и прагматике данного вида текста. Несмотря на то, что фактор адресата отмечается рядом отечественных и зарубежных лингвистов в качестве определяющего в процессе коммуникативно-речевого взаимодействия автора и адресата через текст в разных сферах человеческого общения (О.В. Александрова, Н. Д. Арутюнова, Т. Виноградов, Т. Г. Винокур, В. З. Демьянков, О. Л. Каменская, Г. Г. Кларк, Т. Б. Карлсон, И. М. Кобозева, Л. П. Крысин, Ю. М. Лотман и другие), в сфере биографического дискурса данный принцип еще недостаточно изучен. Настоящее диссертационное исследование отчасти восполняет этот пробел, а также в целом продолжает разработку проблем типологии и адресованности текста, что определяет актуальность работы. Подтверждением актуальности диссертации служит рассмотрение биографических текстов, расположенных в сети Интернет, как части гипертекста.

Научная новизна состоит в том, что это первое исследование основных разновидностей текстов биографического жанра с точки зрения направленности на адресататакже научная новизна работы определяется осуществлением сопоставительного анализа биографических текстов малого объема в электронных и печатных источниках.

Цель работы заключается в лингвистическом анализе способов языковой репрезентации адресованности в различных типах биографического текста, а также в исследовании биографий малого объема в свете стремительно развивающейся глобальной информационной сети Интернет.

Сформулированная цель предполагает решение ряда частных задач: рассмотреть особенности биографического повествования в его историческом развитии;

— установить возможные типы биографических текстов;

— охарактеризовать особенности структурной организации и лексическое своеобразие разных биографических текстов;

— изучить биографии малого объема, размещенные в сети Интернет;

— рассмотреть особенности функционирования текстов в компьютерной сети;

— рассмотреть теоретические подходы к прагматическому описанию текста;

— выявить основные категории читателей биографических текстов;

— рассмотреть способы языковой репрезентации разных типов адресата во всех видах биографических текстов.

Для решения поставленных задач в данной работе используются следующие методы лингвистического исследования:

— контекстуальный анализ;

— метод лингвостилистической интерпретации текста, включающий приемы наблюдения, сопоставления и обобщения;

— количественный анализ;

— опрос информантов.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что данное исследование, проведенное на стык таких наук как лингвистика текста, текстология, литературоведение, где отчасти использованы и лингвокультурологические данные, осуществляет первое описание биографических текстов с позиции адресованности текста, а также выделяет особенности функционирования биографий малого объема в сети Интернет.

Практическая значимость состоит в возможности использования предложенной методики анализа биографий, а также исследованного языкового материла при разработке проблемы адресованности в текстах биографий в других языках. Результаты данного исследования могут быть применены в практике преподавания английского языка, в курсах по 6 стилистике и интерпретации текста, в спецкурсах по лингвистике текста и зарубежной литературе, в написании курсовых и дипломных работ.

Материалом для исследования послужили тексты биографий, посвященные 50 популярным американским деятелям политики, литературы, музыки, шоубизнеса и кинематографа, общим объемом более 19 ООО страниц. Выбор персоналий мы основывали на проведенном нами опросе информантов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Основными категориями биографических текстов являются биографии без заявленного автора и биографии, где заявляется конкретный автор. К первой категории относятся биографические справки и хронологическая биография, ко второй — биографическое эссе и документально-художественная биография.

2. Биографическая справка представляет собой первичный литературный текст, содержащий фактологические данные об известной личности, распределенные по пяти основным временным позициям: рождение — образование — семейное положение — профессионально-творческая деятельность — смерть.

3. Основными формами биографий малого объема, функционирующими в глобальной сети Интернет, являются табличная форма анкетной биографической справки и хронологическая биография. Обязательной составляющей языкового оформления текстов в компьютерной сети является гипертекст. Любая биографическая справка является частью гипертекста и имеет мультилинейную структуру. Особенностями электронных вариантов анкетных биографических справок по сравнению с печатными являются следующие: табличная форма, наличие активных ссылок на другие источники информации и высокая степень интертекстуальных отношений. Хронологическая биография является наиболее популярной формой представления фактологической информации в сети Интернет.

4. Читатели обращаются к биографиям для удовлетворения познавательного или профессионального интереса к деятельности известной личности. В биографических текстах категория адресованности находит свое выражение в отношениях «автор—читатель», строящихся по принципу прямого диалога.

5. Диалогические отношения между автором и читателем реализуются в тексте за счет разнообразных средств авторизации либо в форме прямых апелляций к читателю.

Апробация работы осуществлялась на аспирантских семинарах кафедры лексики английского языка Московского педагогического государственного университета (Москва, 2006), материалы исследования обсуждались на научной конференции «Мартовские чтения-2008» (Москва, 2008), на Межвузовской научно-методической конференции 5−6 апреля 2010 г. (Москва, 2010).

Основные положения и результаты диссертации отражены в следующих публикациях:

1. Особенности анкетных биографических справок в сети Интернет// Социально-гуманитарные знания. — № 8: Научно-обозревательное издание. — М: Министерство образования и науки РФ, 2009. — с. 304−309.

2. О специфике хронологических биографий в сети Интернет // Вестник МГОУ. Серия «Лингвистика». — № 2: Межвуз. сб. научн. трудов. — М: Изд-во МГОУ, 2010. — с. 24−28.

3. Очерк по истории развития биографии как вида литературной деятельности // Семантика. Функционирование. Текст: Международный межвуз. сб. науч. трудов. — Киров: Издательство ВятГГУ, 2007. — с. 50−56.

4. Типология и структурно-композиционные особенности биографических текстов // Сб. материалов научной сессии по итогам выполнения научно-исследовательской работы на фак-те ин. яз. МПГУ за 2008;2009 год. -М: Издательство «Прометей» МПГУ, 2009 — с. 60−62.

5. Использование хронологической биографии на уроках домашнего чтения в старших классах // Современные технологии обучения иностранным языкам в школе и ВУЗе: материалы межвузовской научно-методической конференции 5−6 апреля 2010. — Москва: МИОО, МПГУ, 2010. — с. 40−43.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы, списков источников и приложения.

Во введении обосновывается выбор темы исследования, определяются актуальность, цели и задачи исследования, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая ценность работы, формулируются положения, выносимые на защиту, приводятся сведения о материале, методах исследования, апробации работы и её структуре.

В главе I освящается генезис биографического повествования как вида литературной деятельности, выделяются основные периоды его развития. Рассматриваются разные подходы к понятию «текст», устанавливаются возможные типы биографических текстов.

В главе II подробно анализируются особенности функционирования биографий малого объема в сети Интернет в сравнении с печатными источниками. Рассматриваются структурно-содержательные характеристики биографического эссе и документально-художественной биографии.

Выводы по III главе.

1. Признание текста в качестве основной единицы речевой коммуникации означает необходимость анализа не только внутренней структуры текста, но и введение в область лингвистического исследования его прагматики как выполнения конечной цели самой коммуникации. Прагматическая сила текста как одна из сторон.

130 прагматического воздействия языка основана на особом отборе языковых явлений.

2. Одним из основных прагматических параметров биографического текста, как вида литературной коммуникации является адресат и связанное с ним эстетическое воздействие.

3. Учитывая такую основную категорию биографического текста, как интерес к личности, адресат подразделяется на:

— аудиторию, основной целью которой является удовлетворение познавательного интереса к жизни знаменитого человека (детская, подростковая, взрослая). аудиторию, которая заинтересована в удовлетворении профессионального интереса к определенной исторической личности.

4. Вследствие того что представление писателя о своем читателе, которому адресовано произведение, отражается в целом повествовании, затрагивая все структурные уровни биографических текстов, диалог «автор-читатель» может носить имплицитный и эксплицитный характер.

5. Имплицитный характер биографических текстов проявляется в отборе писателем языковых средств, соответствующих образу его возможного читателя. К ним относятся разнообразные средства авторизации:

— личное местоимение первого лица единственного числа I (характерно для узконаправленных, профессиональных биографий в основном в форме биографического эссе) — неопределенно-личные предложения (встречаются в биографиях, удовлетворяющих познавательный интерес как детской и подростковой аудитории, так и взрослой);

— лексика с семантикой оценки (присутствует во всех типах биографического текста);

— модальные слова (свойственны всем биографическим текстам, за исключением биографий для детей);

— глаголы в сослагательном наклонении (чаще встречаются в биографиях, рассчитанных на взрослого читателя);

— авторский комментарий (характерен для всех типов биографического текста, относящихся к категории текстов с заявленным автором).

6. При эксплицитном характере диалогических отношений автора с читателем адресат непосредственно вводится в структуру повествования с помощью следующих номинаций:

— личное местоимение второго лица you (чаще употребляется в биографических текстах, ориентированных на детскую и подростковую аудиторию);

— собирательное местоимение we (отмечается лишь в биографиях, рассчитанных на взрослого подготовленного читателя).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Основными итогами настоящей диссертации, выполненной на материале текстов биографий, явилось комплексное типологическое исследование важнейших текстовых характеристик с учетом адресата, а также подробное изучение особенностей биографий малого объема в сети Интернет.

В результате проведенного исследования были выделены две категории биографических текстов: без заявленного автора и с указанием конкретного автора. В первую категорию входят биографии малого объема: анкетные биографические справки (построчного и табличного видов), биографические статьи и хронологическая биография, ко второй относятся тексты среднего и большого объема — биографическое эссе и документально-художественная биография.

В ходе анализа биографий малого объема, относящихся к первой выделенной категории, были выявлены их лексические и структурные особенности, а именно широкое распространение в глобальной сети Интернет, табличная форма организации информации, высокая степень интертекстуальных отношений, наличие активных средств перехода к другим источникам. Кроме того, была выделена хронологическая биография, характерная в основном также для сети Интернет. Такое широкое распространение биографических текстов без заявленного автора в глобальной сети стало возможным благодаря особой форме организации информации, гипертексту, важнейшими характеристиками которого являются мультилинейность и соответственно отсутствие одного конкретного автора. Кроме того, преобладание табличной формы анкетной биографической справки и хронологической биографии в сети объясняется спецификой восприятия электронного текста: обычное построчное чтение заменяется так называемым «сканированием» с целью поиска необходимой информации.

В структурном плане биографическое эссе представляет собой текст среднего объема и нежесткой композиции. Вследствие перестановки её.

133 компонентов нарушается хронология жизнеописания в пользу выборочного, согласно авторскому замыслу. В биографическом эссе присутствуют все функционально-смысловые типы речи — повествование, описание, рассуждение, но в специфической сочетаемости и распределении в тексте.

Повествование" и «описание» оформляются в соответственные комплексы, из которых первый передает хронологию событий и действий, а второй представляет собой разностороннюю характеристику объекта биографии, реализуя авторскую оценочность. «Рассуждение» входит в структуру повествовательных и описательных абзацев, как авторское суждение, комментарий и пояснение.

Документально-художественная биография характеризуется наличием развернутой композиционной системы. Разбивка текста по главам фиксирует заявленное расширение тех или иных этапов жизни. По способу представления информации выделяются тексты со сбалансированным материалом, в которых равномерно представлено расширение каждой жизненной ситуации и не наблюдается диспропорция материалатексты с несбалансированным материалом, где наблюдается особое расширение одной-двух жизненных ситуацийтексты диффузного типа, где в хронологически-событийное членение текста вклиниваются главы, посвященные анализу отдельного произведения или творческого этапа в жизни писателя, музыканта, актера или шоумена.

Основной целью текста биографии является сообщение читателю информации о реальном жизненном пути объекта, а также убеждение читателя посредством апелляции к разуму и эмоциям. В биографических текстах категория адресованное&tradeнаходит свое выражение в отношениях «автор—читатель», строящихся по принципу прямого диалога.

Как показало исследование, читательская аудитория биографий делится на тех, кто обращается к данным текстам для удовлетворения познавательного интереса (здесь выделяются детская, подростковая и взрослая аудитории) и тех, которые обращаются из профессиональной заинтересованности в жизни и деятельности известной личности.

К основным способам репрезентации адресованности относятся различные способы авторизации, а именно личное местоимение первого лица единственного числа I, неопределенно-личные предложения, лексика с семантикой оценки, модальные слова, глаголы в сослагательном наклонении, авторский комментарий, а также такие номинации, как личное местоимение второго лица you, собирательное местоимение we. В зависимости от особенностей той аудитории, на которую направлен текст биографии, языковые способы повышения эффективности воздействия на читателя различаются.

В плане структурных отличий было замечено, что категория адресованности реализуется не во всех типах биографического текста, она отсутствует в биографических справках и хронологической биографии. В данных типах текста направленность на определенный круг читателей выражается лишь в объеме и полноте представляемой информации. Биографические эссе, в свою очередь, зачастую ориентированы лишь на взрослую публику. Документально-художественные биографии, направленные на детского читателя отличается от текстов для более взрослых людей сбалансированностью излагаемого материала, в них повествование строится согласно реальной хронологии событий с равномерным освещением всех этапов жизни знаменитого человека.

Изучение фактора адресата в биографическом дискурсе и средств его языкового выражения может быть продолжено на материале других языков, а предлагаемая методика анализа применена в ходе изучения особенностей диалогических отношений автора и читателя иных жанровых разновидностей текстов. Перспективным представляется изучение межтекстовых связей между биографическими текстами, интегрированными единым содержательно-смысловым центром — одной биографируемой личностью.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С. С. Плутарх и античная биография М.: Наука, 1976. -293с.
  2. , С. Г. Основы межличностной и межкультурной коммуникации (английский язык) /Серия «Высшее образование» /С.Г.Агапова. Ростов н/Д.: Феникс, 2004.- 288 е.- 18ВМ5−222−5 264−8.
  3. Э. С. Прагматика художественного слова. Ташкент: Фан, 1988. 368с.
  4. А. История и биография // Новый мир, 1984. № 3. — с. 346 — 353.
  5. Т. В. Феномен американской цивилизации в конце XVIII — первой половине XIX века// Ученые записки: Электронный научный журнал /Курский государственный университет, 2007.- № 2.- с. 100−104.
  6. Анализ художественного текста. Эпическая проза. — М.: Российский государственный гуманитарный университет / Сост. Н. Д. Тамарченко, 2005. 442 с.
  7. Ю. А. Русский советский исторический роман. — М.-Л.: Изд. АН СССР, 1962.-412 с.
  8. .Е. Психолингвистический аспект категории модальности. Автореферат дис.. канд. филолг. наук. М., 1995. — 23 с.
  9. Н.Д. Истоки, проблемы и категории прагматики / Н. Д. Арутюнова, Е. В. Падучева // Новое в зарубежной лингвистике: Вып. XVI. М.: Прогресс, 1985.- с. 3−42.
  10. Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. М., 1988.-339 с.
  11. Н.Д. Фактор адресата // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз.: Т40. № 4, 1981. с. 356−364.
  12. Н.Д. Язык и мир человека. 2-е изд., испр., — М.: Язык русской культуры, 1999. — 896 с.
  13. Баранов, А. Г. Функционально-прагматическая концепция текста / А. Г. Баранов.- Ростов-н/Д.: Изд-во Ростов, ун-та, 1993.— 182 с.
  14. , H.H. Линейность, гипертекстуальность, интертекстуальность, метафоризация и фрактальность Текст. / Н. Н. Белозерова // Вестн. Тюмен. гос. ун-та. — Тюмень, 2003. —N 4. -с. 102−113.
  15. Э. Общая лингвистика. М.: Едиториал УРСС, 2002. — 444 с.
  16. , В. М. Внушение и его роль в общественной жизни. -СПб. Литер, 2001. 256 с.
  17. М.Я. Диктема в уровневой системе языка // Вопросы языкознания М., 2000 — № 4- с. 56−67.
  18. М.Я. Теоретические основы грамматики: Учеб. 3-е изд., испр. -М.: Высш. ж, 2002. 160 с.
  19. Ю. 3. Субъектно-речевая структура художественнойбиографии: на материале современной немецкоязычной137биографической прозы: автореферат дис.. кандидата филолог, наук: 10.02.04.-СПб., 2009.-26 с. .
  20. Н.С. Художественный текст в коммуникативном аспекте и комплексный анализ единиц лексического уровня. Томск: Издательство Томского университета, 1992. — 312 с.
  21. Бондарева J1.M. Структура и функции субъекта речевой деятельности в текстах мемуарного типа (на материале современного немецкого языка). Диссертация. канд. филолг. наук. — СПб., 1994. 190 с.
  22. O.E. Категории модальности, времени и пространства в жанре НФ (на материале русско- и англоязычных текстов). Автореферат дис.. канд. филолог, наук. Саратов, 2006. — 25 с.
  23. , М. П. Стилистика текста. Теоретический курс. М. :Прогресс-Традиция- ИНФРА — М, 2004. — 416 с.
  24. Т.В. О границах и содержании прагматики // Изв. АН СССР: Сер. лит. и яз. 1981. — Т.40. — № 4. — с. 333−342.
  25. Д. Американцы: национальный опыт, Т.2.- М.: Прогресс, 1993.- 465 с.
  26. Н.С. Теория текста. М.: Логос, 2003.-279 с.
  27. А. Л. Основания биографики: моногр. Киев, 1993. — 245с.
  28. Валевский АЛ, Биографика как дисциплина гуманитарного цикла // Лица: Биографический альманах. М.: Флинта, 1995. — с. 32 — 68.
  29. С.А. Синтез смысла при создании и понимании текста. -Киев: Наукова Думка, 1988. 238 с.
  30. Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. М.: Изд-во ЖИ, 2007. 176 с.
  31. , Т. Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения/ Т. Г. Винокур Рос. АН, Ин-т рус. яз. М. Наука, 1993. —171 с.
  32. О. П. Лингвистические аспекты адресованности художественного текста: Автореф. дис.. докт. филол. наук. М., 1993.
  33. Гак В. Г. Прагматика, узус и грамматика речи// ИЯШ. 1982. — № 5. — с. 11−17.
  34. И. Р. Стилистика.- М.: Высшая школа, 1977. 332 с.
  35. И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. Изд. 2-е, М.: Едиторал УРСС 2004. 144 с.
  36. И. Н. Седов К.Ф. Основы психолингвистики М.: Лабиринт, 2001.304 с.
  37. , И. Н. Основы психолингвистики учебное пособие. 3-е изд. -М.: Лабиринт-К, 2001. 304 с.
  38. Е.И. Лингвистика Интернета: формирование дисциплинарной парадигмы. // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе: Сб. науч. тр.- Орел: Картуш, 2007. Вып. 5. — с. 223−237.
  39. А. Я. Критерии средневековой культуры. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Искусство, 1984. — 350 с.
  40. С.Г. Сетевая массовая коммуникация как социальное явление//Дисс. канд. филос. наук. М., 2000.
  41. К.В. Гипертекстуальность как свойство художественного текста. На материале английских, художественных текстов. Дис. .канд. филол. наук. — Армавир, 2006. —205 с.
  42. Т. А. ван. Вопросы прагматики текста// Новое в зарубежной лингвистике: Вып. 8. Лингвистика текста. М.: Прогресс, 1978 — с. 259 336.
  43. В.В. Непрямая коммуникация.- М.: Гнозис, 2006. 376 с.
  44. О. Л. Текст и коммуникация. М.: Высш. школа, 1990. -152 с.
  45. В. И. Композиционно-тематический аспект обзорной статьи // Текст в функционально-стилевом аспекте: Науч. тр. МГИИЯ им. М.Тореза. Москва, 1988. — с. 66—74.
  46. В. О. Древнерусский жития как исторический источник (Репр. изд.) -М.: Наука, 1988.
  47. Е. В. Категория коммуникативной точности (на материале текстов деловых писем): Диссертация. канд. филол. наук:10.02.04 -Волгоград, 1997.
  48. А. Н., Крылова О. А., Одинцов В. В. Функциональные типы русской речи.- М., 1982.
  49. , М. Н. Речеведение и функциональная стилистика: вопросы теории. Избранные труды /М. Н. Кожина. Пермь: Перм. ун-т, ПСИ, ПССГК, 2002.- 475 с.
  50. О. В. Взаимосвязь интер- и метатекста как актуализация коммуникативных стратегий автора в немецком биографическом дискурсе: Дис.. канд. филол. наук: 10.02.04. Иркутск, 2010.
  51. Г. В. Коммуникативная функция и структура языка / Отв. ред. Т. В. Булыгина. М.: Наука, 1984- 175 с.
  52. Г. В. О языковом механизме порождения текста // Вопросы языкознания. 1983. — № 3. — с.44−51.
  53. Г. В. Соотношение субъективных и объективных факторов в языке. М.: КомКнига, 2005. — 232 с.
  54. Н. В. Средства и способы реализации интертекстуальности в научном дискурсе: Дис.канд. филол. наук. М., 2004.
  55. , Е.С. Номинативный аспект речевой деятельности . М.: Наука, 1986.- 156 с.
  56. В. Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М.: Изд-во ' МГУ, 1991.-191 с.
  57. Н.И. Биография как тип текста (на мат-ле англ. биографии): Диссертация. канд. фил. наук: 10.02.04 Одесса, 1990 .
  58. И.Р. Гипертекст как способ коммуникации/ Электронный ресурс: http://www.nir.ru/sj/sj/sjl-2−00kuper.html Дата обращения: 14.06.2008.
  59. В. А. Интерпретация текста. М.: Просвещение, 1988 — 192 с.
  60. О. Н. Дистанционное обучение: учебный текст. // Вопросы Интернет образования /Электронный ресурс: http://center.fio.ru/vio/vio19/cdsite/Articles/artl24.htm 2004. — № 19. Дата обращения: 15.06.2008.
  61. H. С. Гипертекст как модель современной культуры : диссертация. кандидата социологических наук: 22.00.06 Москва, 2005.- 188 с.
  62. Ю. М. К современному понятию текста // Статьи по семиотике искусства, СПб.: Академический проект, 2002. — с. 79 — 83.
  63. Ю. М. Биография живое лицо// Новый мир. — 1965. — № 2. — с. 228−236.
  64. В.А. «Биографический жанр»: генезис и пути развития // Телескоп. Самара: Научно-технический центр, 2003. — № 4. — с. 225 -235.
  65. М.Л. Основы теории дискурса. М.: Гнозис, 2003. 280 с.
  66. В., Линч К., Хуле Л. Управление текстом и гипертекст: чему учит Аризонская аналитическая информационная система // Программные продукты и системы. 1990. — № 3. — с. 13−22.
  67. В.А. Введение в когнитивную лингвистику. Текст. /В.А.Маслова. М.: Флинта: Наука, 2007. — 296с.
  68. Микешина Л А. Философия науки: Учебное пособие. М., 2005.
  69. B.B. Культура в пространстве глобальной коммуникации// Вестник Российского философского общества. № 1. -2002. — с. 19 — 24.
  70. О. И. Текст как лингвистическое понятие // Иностр. языки в школе, — 1978.- № 3. -с. 9—17.
  71. О.И. Грамматика текста. — М.: Высш. шк., 1981. 183 с.
  72. В.Я. Типы контекстов. Коммуникативный контекст.//НДВШ: Филол. науки. 1978. — № 1. — с. 95−100.
  73. Наер B. J1. Стилистика и прагматика. — М.: МГЛУ, 2002. — 52 с.
  74. Ю.П. Языковые средства выражения модальных отношений в предложении. Автореферат дис.. канд. филол. наук. Волгоград, 1993.- 19 с.
  75. Н. А. Филологический анализ текста. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 256 с.
  76. В. В. Стилистика текста. М.: Наука, 1980. — 263 с.
  77. A.B. Категориальная и функциональная сущность адресатности. М.: Русский Двор, 1999. 256 с.
  78. Г. Биография в потоке времени: ЖЗЛ: замыслы и воплощения серии: проблемы биогр. жанра. /Г.Е. Померанцева. -М.: Книга, 1987.-336 с.
  79. А. В. Концепция биографического жанра в творчестве А. Моруа//Вестник ОГУ, № 11, 2006. с. 227−233.
  80. Р. К, Новые информационные технологии и лингвистика. -М: МГЛУ, 2002.-576 с.
  81. К. Изучение биографии. М. :ГИЗ, 1992. — 48 с.
  82. Скорик А. С, Место частиц в системе средств выражения адресованности. Автореферат дис.. канд. филол. наук. М., 2005. -20 с.
  83. A.A. Фактор реципиента и способы его экспликации в различных типах текстов // Языковые единицы в речевой коммуникации: Межвуз. сб. Л., 1991.
  84. Г. В. К проблеме единства выражения и убеждения (автор и адресат). М.: Контекст, 1984.
  85. Ю. С. Имена. Предикаты. Предложения. М.: Наука, 1981.- 360 с.
  86. Ю. С. сост. Семиотика: Антология .- Изд. 2-е. М.: Академ, проект: Деловая кн., 2001 — 701 с.
  87. P.C. Прагматика. //Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 16. Лингвистическая прагматика. М.: Прогресс, 1985 — с. 419 — 438.
  88. И. Биографическая повесть. // Прометей: историко-биографический альманах серии ЖЗЛ. Т.1. М.: Наука, 1957. — с. 334 -345.
  89. , И.П. Коммуникативно-прагматическая лингвистика и ее единицы / И. П. Сусов // Прагматика и семантика синтаксических единиц: Сб. научн. трудов./ Калинин, гос. ун-т. — Калинин, 1984. — с. 3 -12.
  90. Ю.Р. Субъективная модальность и тональность в политическом Интернет-дискурсе. Автореферат дис.. канд. филол. наук. — Екатеринбург, 2006. — 22 с.
  91. JI.E. Биография и автобиография как жанры повествования // Филологический журнал. Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ, 2000, Вып. IX. — с. 84 — 93 .
  92. Тураева 3. Я. Лингвистика текста: учеб. пособие / 3. Я. Тураева. -М.: Просвещение, 1986. — 127 е.
  93. М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М.: Прогресс, 1977. — 404 с.
  94. И. Д. Средства адресованности: Ты-категория в современном русском языке. Монография. М.: МНУ, 2001, — 270 с.
  95. И.А. Герменевтическая концепция М.М. Бахтина: От идеи диалога к проблеме понимания. Автореферат дис.. канд. филол. наук, Краснодар: Кубанский гос. технический ун-т, 2006, — 22 с.
  96. В. В. Адресат и его характеризация в эмоционально-оценочных высказываниях: лингвокультурологический аспект (на материале английского и немецкого языков): Дис.. канд. филол. наук: 10.02.04. М., 2005.
  97. И.А., Гончарова Е. А. Текст в парадигмах современного гуманитарного знания: Монография. СПб.: ООО «Книжный дом», 2006. — 172 с.
  98. Н. Подмена жанра. //Лит. газ.: № 1 1984 — с. 4.
  99. В. Л. Введение в гипертекст и гипертекстовые системы./ Электронный ресурс: http://www.ipu.rssi.ru/publ/epstn.htm. Дата обращения: 17.06.2008.
  100. В.Л. Парадоксы новизны. О лит. развитии Х1Х-ХХ веков. М.: Сов. писатель, 1988.- 416 с.
  101. Э. Детство и Общество. Изд. 2-е, перед, и доп./Пер. с англ. Алексеева А. А. — СПб.: Речь, 2002. — 278 е.
  102. Britt A. The Great biographers.-N.Y., 1969.
  103. Bush W. As we may think// The Atlantic Monthly. July, 1945. — NY. -p. 101−109.
  104. Carl Rollyson. Biography Theory and Method: The Case of Samuel Johnson.// Biography Hawaii: University of Hawaii Press- Volume 25, Number 2, Spring 2002, pp. 363−368.
  105. Elizabeth Podnieks. Introduction: «New Biography» for a New Millennium // a/b: Auto/Biography Studies. Chapel Hill: The autobiography society. The University of north Carolina. Volume 24, Number 1, Summer 2009.
  106. Garraty John A. The Nature of Biography. New York: Garland, 1985, p. 257.
  107. Gittings R. The nature of biography.-L., 1978.
  108. Glowinsky M. Reading, interpretation, reception.- In: New literary history. The Univ. Of Virginia, 1979−1980. V. XI.- p.79.
  109. Goodich, Michael E. Miracles and Wonders: The Development of the Concept of Miracle, 150−1350. Burlington: Ashgate, 2007.
  110. Greenbaum S. The Oxford English Grammar. Oxford, 1996.
  111. Jefferson, Ann. Biography and the Question of Literature in France. New York: Oxford UP, 2007.
  112. Kaplan J. A culture of biography//Yale rev.-New Haven, 1994.-Vol 2, № 4. p. 1−12.
  113. Korshin P. J. The development of intellectual Biography in the 18-th century// Journal of English and German philology 1974, Vol. 4 — pp. 513 -521.
  114. Leech G. N. Principles of Pragmatics. London, 1983.
  115. Maurois A. Aspects of biography N.Y., 1929.
  116. Nadel I. B. Biography: fiction, fact & form. L., 1985
  117. Nicolson H. The development of English biography. L., 1933.
  118. Stauffer D. A. The Art of Biography in Eighteenth Century England. -Princeton, 1941.
  119. Thayer W.R. The Art of Biography. N. Y., 1920
  120. Warriner’s Grammar and Composition, NY, 1958.
  121. Webster’s Seventh New Collegiate Dictionary/ Ed. By Pueblo у Educacion, 1975. 1223 p.
  122. Woolf V. The art of biography// Woolf V. Collected essays.-Vol.4. -L., 1967. p. 221−228.
  123. О. С. Словарь лингвистических терминов. Изд. 2-ое, стереотип. -М.: Сов. Энциклопедия, 1969. — 608 с.
  124. Большой Российский энциклопедический словарь: БРЭС М.:
  125. Большая Рос. энцикл., 2005 1887 с.
  126. В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. -Репр. воспроизв. изд. 1912−1914. М.: Цитадель, 1998 .- 1619 с.
  127. С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В. Виноградова. 4-е изд., дополненное. -М.: Азбуковник, 1999. — 994 с.14/
  128. Толковый словарь русского языка/ Под ред. Д. Н. Ушакова. М., 1940.
  129. Current Literary Terms: A Concise Dictionary of their Origin and Use. / Ed. by Scott A.F.-L, 1980.
  130. Dictionary of World Literary Terms / Ed. by J.T. Shipley. London, 1970.
  131. Hornby A.S. Oxford Advanced Learner’s Dictionary of Current English: Seventh edition. Oxford University Press, 2005. — 1540 p.
  132. Webster’s third New International Dictionary of the English Language. -Merriam-Webster, 2002. 2816 p.
  133. Webster’s Seventh New Collegiate Dictionary/ Ed. by Pueblo у Educacion, 1975. 1223 p.
  134. Chrisanne Beckner. Bluewood Books, 1995. — 112 pages.
  135. American National Biography, Vol. 13: Kurtman-LLovecraft, New York:
  136. Oxford, 1999. Editors: John A. Garraty, Mark C. Carnes.
  137. Crompton S. W. 100 Famous Americans Who Changed American History
  138. People Who Changed American History). Gareth Stevens Publishing, 2005. — 112 pages.
  139. Epstein J., Moser B. Literary Genius: 25 Classic Writers Who Define
  140. English & American Literature. Paul Dry Books, 2007. — 256 pages.
  141. Presidents: A Biographycal Dictionary, Second Edition 2005 by Neil. A.1. Hamilton, New York.
  142. Who Was Who In America 2006−2007: With world notables/ by Kerry
  143. Nugent. Morrison Marquis Who’s Who, 2007. — 267 pages.
  144. Who was who in American Politics, A biographical Dictionary, by Dan and1. ez Morris, New York, 1974.
  145. Who’s Who in American Film Now/ Ed. by Monaco J. Baseline Books, 1988.-600 pages.
  146. Bruce, David К. E. Sixteen American Presidents. The Bobbs-Merrill Co., Inc. — Indianapolis- NY, 1962. — 336 p.
  147. Gabor S. Bornt. The Historian’s Lincoln. USA: University of Illinois Press, 1996. — 456 pages.
  148. Great American Heroes. NY, 1966. — 192 p.
  149. Hamilton С. V. Being Nothing: George W. Bush as Presidential Simulacrum // CTheory/Э л ектр онный ресурс: www. ctheory. net/ articles. aspx?id=427, дата публикации 13.07. 2004
  150. J. R. Lowell. Abraham Lincoln //The Writings of James Russell Lowell in Prose and Poetry, Volume V. Political Essays. ValdeBooks, 2001. — pp 84−99.
  151. Kennedy J. F. Profiles in Courage. NY, 1962. — 234 p.
  152. Paludan Phillip Shaw. Lincoln and Colonization: Policy or Propaganda? // Journal of Abraham Lincoln Association, Volume 25, № 1. University of Illinois Press, 2004. — pp 23−38.
  153. Paludan Phillip Shaw. Lincoln and Negro Slavery: I haven’t got time for the pain// Journal of Abraham Lincoln Association, Volume 27, № 2. -University of Illinois Press, 2006. pp 1−23.
  154. Spada J. Marilyn’s New York // IN New York Magazine, № 8. MVP, 2005.-pp 14−15.
  155. Документально-художественные биографии
  156. S. В., Cosgrove M. Mark Twain (Just the Facts Biographies). Lerner Publications, 2006. — 112 pages.
  157. Baldwin J. Four Great Americans: Washington, Franklin, Webster, and Lincoln.- Chapel Hill, NC: Yesterday’s Classics, 2007. 200 pages.
  158. Benet L. Trailblazer: An Intimate Biography of Sarah Palin. NY: Threshold Editions, 2009. — 256 pages.
  159. Benson J. J. John Steinbeck, Writer: A Biography. Penguin, 1990. — 1184 pages.
  160. Binns Т. B. Edgar Allan Рое: Master of Suspense. Franklin Watts, 2005. -127 pages.
  161. Blitz M., Krasniewicz L. Johnny Depp: A Biography. Greenwood, 2007.- 224 pages.
  162. Bruccoli M. J. Some Sort of Epic Grandeur: The Life of F. Scott Fitzgerald.- University of South Carolina Press, 2002. 696 pages.
  163. Burstain A. The Original Knickerbocker: The Life of Washington Irving. -Basic Books, 2008. 432 pages.
  164. Clarkson W. Mel Gibson: Man on a Mission. John Blake, 2005. — 348 pages.
  165. Corinne J. Naden and Blue R. Halle Berry (Black Americans of Achievement). Chelsea House Publications, 2001. — 103 pages.
  166. D’Souza D. Ronald Reagan: How an Ordinary Man Became an Extraordinary Leader. NY: Tochstone, 1999. — 304 pages.
  167. Dallek R. An Unfinished Life: John F. Kennedy, 1917 1963. — Boston: Little Brown and Company, 2003. — 848 pages.
  168. Dana B. A Voice of Her Own: Becoming Emily Dickinson. HarperTeen, 2009. — 368 pages.
  169. Davis Sh. Stevie Wonder: Rhythms of Wonder. Anova Books, 2006. — 288 pages.
  170. Dickerson J. L. Nicole Kidman. Citadel, 2003. — 214 pages.
  171. Donnelley P. Julia Roberts Confidential: The Unauthorised Biography. -Virgin Books, 2003. 256 pages.
  172. Duncan P. J. Jennifer Lopez: An Unauthorized Biography. St. Martin’s Paperbacks, 1999. — 128 pages.
  173. Edgers G. Who Was Elvis Presley? Grosset & Dunlap, 2007. — 112 pages.
  174. Ellis J. J. His Excellency: George Washington USA: Vintage, 2005. — 352 pages.
  175. Fredrick D. The Obama timeline: from his birth in 1961 through his first 100 days in Office. iUniverse, 2009. — 660 pages.
  176. Guralnick P. Last Train to Memphis: The Rise of Elvis Presley. Back Bay Books, 1995.- 576 pages.
  177. Habegger A. My Wars Are Laid Away in Books: The Life of Emily Dickinson. NY: Modern Library, 2002. — 800 pages.
  178. Herbert E. Michael Jackson: King of Pop: 1958−2009. John Blake publishing Ltd., 2009. — 268 pages.
  179. Hudson J. Samuel L. Jackson: The Unauthorised Biography. Virgin Books, 2004. 256 pages.49.1anucci L. Will Smith: A Biography. Greenwood, 2009. — 133 pages.
  180. Johnston I. Tom Cruise. All the World’s A Stage. Hodder & Stoughton, 2007. — 300 pages.
  181. Kaplan J. Walt Whitman: A Life. Harper Perennial Modern Classics, 2003. — 464 pages.
  182. Kelley K. Opra: a biography. Crown Archetype, 2010. — 544 pages.
  183. Ketcham H. Life of Abraham Lincoln. IndyPublish, 2008. — 232 pages
  184. Krensky S. George Washington: The Man Who Would Not Be King. NY: Scholastic Paperbacks, 1991.- 128 pages.
  185. Learner L. Fantastic: The Life of Arnold Schwarzenegger. NY: St. Martin’s Press, 2005. — 432 pages.
  186. Marshall S. Jennifer Aniston: The Biography of Hollywood’s Sweetheart. -John Blake, 2007. 266 pages.
  187. Maskowitz D. Bob Marley: A Biography. Greenwood press, 2007. — 152 pages.
  188. McDonough Y. Z. Who was John F. Kennedy? NY: Grosset & Dunlap, 2005.- 106 pages.
  189. Mellow J. R. A Moveable Feast: The Restored Edition. Da Capo Press, 1993. — 736 pages.
  190. Meyers J. Edgar Allan Poe: His Life and Legacy. NY: Cooper Square Press, 2000. — 376 pages.
  191. Milton J. Who Was Ronald Reagan?- NY: Grosset &Dunlap, 2004. 112 pages.
  192. Nicolay H. Boys Life Of Abraham Lincoln. Charleston: Biblio Bazaar, 2007. — 148 pages.
  193. Parini J. One Matchless Time: A Life of William Faulkner. Harper Perennial, 2005. — 528 pages.
  194. Reef C. Ernest Hemingway: A Writer’s Life. Clarion Books, 2009. — 192 pages.
  195. Reef C. John Steinbeck. Sandpiper, 2004. — 176 pages.
  196. Rolls A. P. Stephen King: A Biography. Greenwood, 2008. — 216 pages.
  197. Smith S. Justin: The Unauthorized Biography. Pocket, 2005. — 240 pages.
  198. Spada J. Julia: Her Life. St. Martin’s Paperbacks, 2004. — 464 pages.
  199. Summers K. D. Miley Cyrus: A Biography. Greenwood, 2009. — 156 pages.
  200. Taraborelli T. R. Madonna: an intimate biography. Singwick and Jackson, 2001.-429 pages.
  201. Taraborrelli J. Randy. The Secret Life of Marilyn Monroe. New York:. Hachette Book Group, 2009. — 576 pages.
  202. Timberg R. John McCain: An American Odyssey. NY: Free Press, 2007. -266 pages.
  203. Tracy K. Chris Brown. Mitchell Lane Publishers, 2007. — 32 pages.
  204. Wolfskill G., Hudson J. A. All but the People: Franklin D. Roosevelt and his critics 1933−39. Macmillan. — 386 p.
Заполнить форму текущей работой