Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социализация старших школьников на основе системы педагогической поддержки

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Реализация разработанной системы в практику средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов № 10 города Кирово-Чепецка потребовала реорганизации всего учебно-воспитательного процесса: создания новой нормативной базы школырасширения материально-техническая база школырасширения спектра образовательных программ, проведения их соответствия с социальным запросомпроведения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы социализации старших школьников
    • 1. 1. Социализация как философско-психологическая категория и ее отражение в концепциях зарубежных и отечественных исследователей
    • 1. 2. Особенности процесса социализации старших школьников и условия повышения его эффективности
    • 1. 3. Сущность и значение педагогической поддержки в процессе социализации старших школьников
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Система педагогической поддержки старших школьников в процессе их социализации
    • 2. 1. Разработка теоретической модели системы педагогической поддержки старших школьников в процессе их социализации
    • 2. 2. Реализация системыдагогической г^одцержки старших школьников в процессе их социализации"''
    • 2. 3. Оценка эффективности системы педагогической поддержки старших школьников в процессе их социализации
  • Выводы по второй главе

Социализация старших школьников на основе системы педагогической поддержки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Актуальность проблемы социализации старших школьников в общеобразовательных учреждениях обусловлена социальными, экономическими и политическими процессами, происходящими в современном российском обществе.

Россия стала страной открытой миру, строящей рыночную экономику и правовое государство, в котором на первое место должен быть поставлен человек, обладающий значительно большей, чем ранее, мерой свободы и ответственности. Это требует от современного человека навыков новатора, творца, а не просто работника-исполнителя (A.C. Арсеньев, H.H. Моисеев, И.В. Бестужев-Лада, А. И. Суббето, Ю. В. Яковец и др.).

Ряд социальных моментов выступает в роли препятствий на пути социализации современных старшеклассников. К ним относятся сокращение численности российских трудовых ресурсовустаревшая и изношенная техническая база российского производстванизкая квалификация труда, ведущая к разрушению трудовой мотивации у молодежиотсутствие равных возможностей для получения образованияпадение образовательного уровня российского общества в целомпреобладание ориентации среди молодежи на работу в непроизводственной сференеблагоприятное влияние социально-экономических изменений в обществе на нравственное и физическое развитие подрастающего поколения (В.Г. Афанасьев, Л. П. Буева, Т. В. Машарова и др.).

Обилие общественных противоречий усугубляет сложность процесса социализации старших школьников, вносит в него болезненность и непредсказуемость. На этом фоне методы и технология обучения в общеобразовательных учреждениях, ориентированные в большей мере на загрузку памяти, чем на развитие творческих, индивидуальных способностей старшеклассников, не всегда соответствуют новым условиям. Особую остроту проблеме социализации старших школьников придают и серьезные изменения в системе семейного воспитания: увеличивается число неполных и криминогенных семей, растет потребительскипрестижное воспитание, ориентирующее детей на добывание денег как на самоцель (С.Г. Вершловский, Н. С. Морова, Г. И. Симонова, К. Роджерс и др.).

Ситуация дополнительно усугубляется деятельностью средств массовой информации. Негативный информационный поток превышает возможности восприятия молодого сознания, что способствует формированию у подростков таких психологических черт как максимализм, негативизм, вседозволенность, нетерпимость (М. Гриндер, O.A. Куревина, A.A. Харунжев, Э. Н. Чернышев и.

ДР-).

Отсутствие возможности реализовать свои потребности, отсутствие внимания и поддержки со стороны взрослых формируют личностные проблемы подростков: неуверенность в себе или завышенную самооценку, незащищенность, ощущение психологического и социального дискомфорта, что в свою очередь часто приводит к разрушению личности подростка.

Школа является важным фактором социализации, по мнению социологов, это общество в миниатюре. Более всего в целенаправленной работе по социализации личности, на наш взгляд, нуждается возраст раннего юношества, так как в этот период человек становится самостоятельным субъектом деятельности, стремится выбрать профессию, выстраивает семейные планы, выбирает жизненную позицию, процесс самосознания проходит совершенно особый этап развития. Познавая себя, старшеклассник формирует образ своего «Я» (В.П. Зинченко, З. И. Калмыкова, В. А. Караковский, И. С. Кон, A.A. Радугин, Г. К. Се-левко и др.).

Таким образом, чтобы воспитать личность, способную самостоятельно построить свою жизненную траекторию и нести ответственность за свою судьбу и судьбу общества, образовательные учреждения должны искать новые пути для повышения эффективности процесса социализации старших школьников. Для решения этой проблемы необходимо выявить внутренние потенциальные возможности общеобразовательного учреждения для оказания помощи старшеклассникам в процессе их социализации, для осознания ими необходимости целенаправленной подготовки к самостоятельной жизни и реализации своих возможностей.

Проблеме социализации достаточное внимание уделяли и уделяют психологи — К.А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова, П.П. Берн-Эблонский, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. П. Дружинин, И. С. Кон, A.C. Крикунова, Б. Ф. Ломов, A.C. Чернышевпедагоги — Р. Берне, М. Н. Берулава, Е.В. Бондарев-ская, А. Г. Бочарова, A.A. Вайсбург, Т. В. Машарова, A.B. Мудрик, М. И. Рожков, Г. И. Симонова, В. И. Слободчиковсоциологи — Р. Г. Гурова, М. С. Коган, Д. Майерс, A.A. Радугин, К. А. Радугин и др.

Но ответ на вопрос о том, как совместить решение множества проблем, стоящих перед современной школой, с повышением эффективности процесса социализации старших школьников по-прежнему требует уточнения.

Анализ научной литературы и деятельности общеобразовательных учреждений позволил выявить следующие противоречия:

• между потребностями старших школьников в самостоятельности, творческой активности, свободе выбора, вариативности образовательных услуг и недостаточностью условий и возможностей в общеобразовательных учреждениях для удовлетворения этих потребностей;

• между методами и приемами, применяемыми в общеобразовательных учреждениях, среди которых преобладает принуждение, и необходимостью самостоятельного решения старшеклассниками проблем, встающих перед ними;

• между приоритетом качества образования в общеобразовательных учреждениях и отсутствием целенаправленной работы по социальному становлению старшеклассников;

• между отсутствием тесных связей общеобразовательных учреждений с другими институтами и агентами социализации, в первую очередь с семьей, и острой необходимостью реального наличия таких связей.

Противоречия позволили сформулировать проблему исследования, — каким образом общеобразовательное учреждение может содействовать повышению эффективности процесса социализации старших школьников?

Решение проблемы исследования определило цель исследования: повысить эффективность процесса социализации старших школьников путем реализации в учебно-воспитательный процесс общеобразовательного учреждения системы педагогической поддержки.

Противоречия, проблема и цель исследования определили его объект и предмет.

Объект исследования: процесс социализации старших школьников.

Предмет исследования: педагогическая поддержка старших школьников в процессе их социализации.

Гипотеза исследования: процесс социализации старших школьников будет более эффективным, если учебно-воспитательный процесс в общеобразовательном учреждении будет строиться на основе обеспеченной научно-методическим сопровождением системы педагогической поддержки, включающей в себя в качестве основных взаимосвязанных составляющих целенаправленную педагогическую деятельность, адаптивную образовательную среду, взаимодействие с другими институтами и агентами социализации.

Цель и гипотеза определили задачи исследования:

1. Выявить специфику понятия социализации как философско-психологической категории в современных исследованиях.

2. Конкретизировать особенности процесса социализации старших школьников и определить условия, способствующие повышению его эффективности.

3. Разработать теоретическую модель системы педагогической поддержки старших школьников в процессе их социализации.

4. Определить условия реализации предложенной системы в учебно-воспитательный процесс.

5. Реализовать предложенную систему и оценить ее эффективность.

Методологическая и теоретическая основа исследования:

• гуманизм как философское направление и основные положения когнитивной психологии (JI.C. Выготский, Р. Стенберг, М.А. Холодная);

• концепция педагогической поддержки (Т.В. Анохина, О. С. Газман, H.H. Михайлова, С.М. Юсфин);

• концепция рефлексивного управления (Т.М. Давыденко, М. М. Поташник, П. И. Третьяков, Т. И. Шамова,);

• концепция адаптивной образовательной среды (Н.П. Капустин, Т. И. Шамова, В. З. Юсупов, Е.А. Ямбург);

• деятельностный подход в образовании (В.В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Н. В. Котряхов, A.B. Петровский и др.);

• системный подход в образовании (Э.Н. Гусинский, В.А. Караков-ский, Н. В. Кузьмина, Л. И. Новикова, В.А. Якунин);

• теоретические разработки в области педагогических технологий (Ш.А. Амонашвили, B.C. Данюшенков, Т. И. Шамова, И. С. Якиманская и др.);

• психолого-педагогические исследования возраста ранней юности (Л.И. Божович, А. П. Краковский, А. Н. Леонтьев, A.B. Мудрик, Г. А. Цукерман, Г. Г. Шахвердов и др.).

Для проверки исходных положений и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

• анализ философской, психологической и педагогической литературы по исследуемой проблеме;

• анализ результатов педагогического опыта;

• эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа, оценка и самооценка;

• естественный эксперимент.

Полученные результаты обработаны на ПЭВМ с использованием стандартных программ из пакета MS Office ХР в операционной среде Windows ХР. 7.

Базой исследования явилось муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 10 города Кирово-Чепецка Кировской области.

Исследование проводилось в четыре этапа:

Первый этап (1998;1999г.г.) — изучение и анализ философской, психологической и педагогической литературы по проблеме социализации старших школьниковразработка концепции и построение программы диссертационного исследования.

Второй этап (1999;2000г.г.) — разработка теоретической модели системы педагогической поддержки старших школьников в процессе их социализацииобобщение и интерпретация первичного материала.

Третий этап (2000;2003г.г.) — реализация предложенной системы в учебно-воспитательный процесс и оценка ее эффективности.

Четвертый этап (2003;2005г.г.) — систематизация и обобщение материалов исследованияпроверка достоверности полученных результатовлитературное оформление диссертации.

Научная новизна исследования: выявлена специфика понятия социализации как философско-психологической категории в современных исследованияхконкретизированы особенности процесса социализации старших школьников и условия, способствующие повышению его эффективностиразработана система педагогической поддержки старших школьников в процессе их социализацииопределены условия реализации предложенной системы в учебно-воспитательный процесс.

Теоретическая значимость исследования: обоснована необходимость системного подхода к педагогической поддержке старших школьников в процессе их социализацииопределены теоретические положения и принципы построения системы педагогической поддержки старших школьников в процессе их социализациираскрыта сущность и дано определение системы педагогической поддержки старших школьников в процессе их социализации. Практическая значимость исследования: знание возрастных особенностей старших школьников и условий, способствующих повышению эффективности их социализации, позволяет своевременно ставить вопрос о необходимости модернизации учебно-воспитательного процесса в каждом конкретном общеобразовательном учрежденииналичие в общеобразовательном учреждении условий для реализации предложенной системы педагогической поддержки старших школьников позволяет перестраивать учебно-воспитательный процесс на ее основедостоверное повышение эффективности социализации старших школьников при реализации предложенной системы в учебно-воспитательный процесс позволяет рекомендовать ее к широкому применению в общеобразовательных учреждениях России.

Обоснованность и достоверность результатов исследования подтверждается использованием на всех этапах исследования научно обоснованных методов, результатами статистической обработки полученных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования доложены на научно-практических конференциях, семинарах и совещаниях различного уровня, посвященных проблеме эффективности социального самоопределения учащейся молодежи:

• международных (Риттерхуде, 1996; Киров, 2003; Казань, 2005; Ярославль, 2005);

• всероссийских (Москва, 1998; Адлер, 2004; Киров, 2004);

• межрегиональных (Кирово-Чепецк, 1998; Киров, 1999, 2003, 2005);

• областных (Киров, 2000, 2001, 2002, 2005).

Материалы диссертации нашли отражение в 9 научных публикациях. По проблеме диссертационного исследования разработана и реализована программа спецкурса для педагогов «Роль педагогической поддержки старших школьников в процессе их социализации в общеобразовательном учреждении», проводились методические семинары и консультации для педагогов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Специфика социализации как философско-психологической категории в современных условиях характеризуется тем, что человек в процессе становления не только интериоризирует нормы социума, в котором он пребывает, но и сам активно влияет на их изменение. Чем больше возможностей предоставляется человеку для самостоятельной деятельности при условии оказания ненасильственной помощи в решении отдельных проблем, тем больше шансов достичь позитивных результатов социализации.

2. Особенностями процесса социализации старших школьников следует признать относительную стабилизацию притязаний, приобретение самооценкой относительной автономии от внешних факторов, выход на первый план внутренних факторов, активизацию процессов самосознания, самоопределения и самореализации. Условиями, способствующими повышению эффективности этого процесса, являются педагогическая поддержка, образовательная среда, в которой имеется реальная возможность свободы выбора учащимися как образовательного, так и воспитательного маршрутов, опора в обучении и воспитании на активность, творчество, самостоятельность, дружественный и открытый характер отношений, связь с другими институтами и агентами социализации. Педагогическая деятельность при этом должна носить системный характер.

3. Теоретической моделью системы педагогической поддержки старших школьников в процессе их социализации является взаимосвязь целенаправленной педагогической деятельности, адаптивной образовательной среды, других институтов и агентов социализации, направленная на развитие самосознания, самоопределения и самореализации старшеклассников и осуществляемая на основе научно-методического сопровождения.

4. Необходимыми условиями реализации предложенной системы являются: возможность обучения детей разной степени обучаемости, наличие атмосферы творчества и поиска, обеспечение постоянного профессионального роста педагогов, соответствие учебных планов социальному заказу, внедрение технологий сбережения здоровья и развития детей, организация учебно-воспитательной деятельности на основе принципа природосообразности, наличие устойчивых связей с другими институтами и агентами социализации, перевод учащихся из объекта в субъект образовательной деятельности.

5. Реализация предложенной системы при наличии необходимых условий требует реорганизации всего учебно-воспитательного процесса, а оценку эффективности системы следует проводить по динамике таких качеств развития личности выпускника, как самосознание, самоопределение и самореализация.

Структура работы. Диссертация изложена на 192 страницах компьютерного текста, состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. Работа содержит 10 таблиц, 6 схем, 16 приложений. Библиографический указатель включает 296 источников.

ВЫВОДЫ.

1. Социализация как философско-психологическая категория в современных условиях характеризуется тем, что человек не только осваивает и усваивает нормы общества, в котором он пребывает, но и сам активно влияет на его изменение. Чем больше возможностей предоставляется личности для самостоятельной деятельности, свободы выбора, оказания ненасильственной помощи ей в решении отдельных проблем, тем больше шансов увидеть позитивные результаты ее социализации.

2. Особенностями социализации старших школьников является активизация процессов самосознания, самоопределения и самореализации. Условиями, способствующими повышению эффективности процесса социализации старших школьников, являются педагогическая поддержка, адаптивная образовательная среда, в которой предусмотрены свобода выбора учащимися как образовательных, так и воспитательных услуг, активность, творчество, самостоятельность, дружественный и открытый характер отношений, связь с другими институтами и агентами социализации, системный характер педагогической деятельности.

3. Сущность педагогической поддержки старших школьников заключается в сопровождении индивидуального, личностного, социального развития старшеклассникав поддержке всего того позитивного, что уже существует в его индивидуальном опытев оказании помощи в раскрытии генетических потенций, преодолении трудностей в процессе обучения и воспитания. Значение педагогической поддержки состоит в создании условий для развития процессов самосознания, самоопределения и самореализации, что ведет к повышению эффективности процесса социализации старших школьников.

4. Под системой педагогической поддержки старших школьников в процессе их социализации следует понимать осуществляемую на основе научно-методического сопровождения взаимосвязь целенаправленной педагогической деятельности, адаптивной образовательной среды, других институтов и агентов социализации, направленную на развитие самосознания, самоопределения и самореализации старшеклассников.

5. Реализация предложенной системы педагогической поддержки старших школьников в процессе их социализации в учебно-воспитательный процесс общеобразовательного учреждения возможна при наличии определенных условий и требует реорганизации всего учебно-воспитательного процесса. Оценка системы после ее реализации по таким качествам развития личности выпускника, как самосознание, самоопределение и самореализация показывает ее высокую эффективность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В «Стратегии модернизации образования» в качестве главного результата обучения в общеобразовательных учреждениях выдвигается готовность выпускников нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и за благополучие общества. Следовательно, чтобы воспитать личность, способную самостоятельно построить свою жизненную траекторию и нести ответственность за свою судьбу и судьбу общества, школа должна искать новые пути для повышения эффективности процесса социализации старших школьников.

Социализация как философско-психологическая категория в современных условиях, по данным анализа теоретических источников, характеризуется тем, что взрослеющая личность не только впитывает в себя нормы общества, в котором она пребывает, но и сама активно влияет на его изменение. Чем больше возможностей предоставляется личности для самостоятельной деятельности, свободы выбора, оказания ненасильственной помощи ей в решении отдельных проблем, тем больше шансов увидеть позитивные результаты ее социализации.

Особенностями социализации личности в юношеском возрасте является активизация процессов самосознания, самоопределения и самореализации.

Однако вопрос, каким образом школа может содействовать повышению эффективности процесса социализации старших школьников, остается открытым.

Мы выдвинули гипотезу о том, что процесс социализации старших школьников будет более эффективным, если учебно-воспитательный процесс в общеобразовательном учреждении будет строиться на основе обеспеченной научно-методическим сопровождением системы педагогической поддержки, включающей в себя в качестве основных взаимосвязанных составляющих целенаправленную педагогическую деятельность, адаптивную образовательную среду, взаимодействие с другими институтами и агентами социализации.

Для подтверждения гипотезы были конкретизированы условия, способствующие повышению эффективности процесса социализации старших школьников, разработана теоретическая модель системы педагогической поддержки старших школьников в процессе их социализации, определены условия и механизмы ее реализации в учебно-воспитательный процесс, осуществлена реализация предложенной системы в практику и дана оценка ее эффективности.

Условиями, способствующими повышению эффективности процесса социализация старших школьников, как показал анализ научной литературы, являются педагогическая поддержка, связь с другими институтами и агентами социализации, адаптивная образовательная среда, в которой предусмотрены условия для развития учащихся и творческой, продуктивной деятельности педагогов, дружественный и открытый характер отношений. Педагогическая деятельность при этом должна носить системный характер.

При разработке теоретической модели системы за системообразующий фактор мы взяли составляющую «целенаправленная педагогическая деятельность», ориентированную на раскрытие потенциала учащихся, обеспечение мероприятий по предупреждению возникающих у них проблем, выявление затруднений и своевременное оказание помощи учащимся, их родителям и учителям. Ключевым звеном этой составляющей является направление «формирование педагогической позиции». Центральной фигурой направления выступает педагог поддерживающий, призванный оказывать педагогическую поддержку, которая заключается в сопровождении индивидуального, личностного, социального развития школьникаподдержке всего того позитивного, что уже существует в его индивидуальном опытепомощи в раскрытии генетических потенций, преодолении трудностей в процессе обучения и воспитания.

Второй составляющей предложенной системы выступила адаптивная образовательная среда (АОС). АОС характеризуется открытым и дружественным характером информационной и социальной среды образовательного учреждения, разнообразием образовательных программ и согласованных с ними педагогических технологий, полноценностью духовно-нравственного, интеллектуального, физического развития, гражданского и профессионального становления. Она способна установить соответствие между предлагаемыми образовательными услугами и образовательными запросами семьи, общественности и отдельных граждансоздавать и поддерживать условия для продуктивной работы педагогических кадров, управленческого и обслуживающего персонала. Организационным компонентом АОС является адаптивное управление, базирующееся на ситуационном человекоцентристском подходе.

Третьей составляющей системы педагогической поддержки старших школьников явилось взаимодействие с другими институтами и агентами социализации, к которым относятся семья, образовательно-воспитательные и общественные организации, центры культуры и досуга, социальные службы, правоохранительные органы и военные структуры, лечебно-профилактические учреждения.

Педагогическая система не может функционировать эффективно без научно-методического сопровождения. Оно помогает удерживать целостность, целесообразность и реалистичность всей системы и призвано обеспечить диагностику образовательной среды, образовательных процессов и субъектов образовательной деятельностимониторинг результативности деятельности всех составляющих системы и их компонентовсоциально-психологическую поддержку всех участников образовательного процессакоординацию сотрудничества с институтами и агентами социализацииисследование проблем, возникающих в учебно-воспитательной работе и рост профессиональной компетентности педагоговнаучное просвещение педагогов и родителейанализ и обобщение опыта образовательной деятельности участников образовательного процесса.

Таким образом, под системой педагогической поддержки старших школьников в процессе их социализации следует понимать осуществляемую на основе научно-методического сопровождения взаимосвязь целенаправленной педагогической деятельности, адаптивной образовательной среды, других институтов и агентов социализации, направленную на развитие самосознания, самоопределения и самореализации старшеклассников.

Для реализации в практику новой системы образования необходим ряд условий. К ним относятся наличие разноуровневого, разнопрофильного обучения и возможность обучения детей разной степени обучаемоститворческий дух, атмосфера поиска и постоянный профессиональный рост педагоговрост образовательных услугвозможность изменения учебных планов на основе социального заказа и внедрение технологий для сбережения здоровья и развития детейорганизация учебно-воспитательной деятельности на основе принципа природосообразностиналичие контактов с другими институтами и агентами социализацииперевод учащихся из объекта воспитания в субъект.

Реализация разработанной системы в практику средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов № 10 города Кирово-Чепецка потребовала реорганизации всего учебно-воспитательного процесса: создания новой нормативной базы школырасширения материально-техническая база школырасширения спектра образовательных программ, проведения их соответствия с социальным запросомпроведения работы по согласованию образовательных программ и педагогических технологийсоздания условий для продуктивной работы педагогов и всестороннего развития учащихсяразработки системы мероприятий по педагогической поддержке учащихся, педагогов, родителейзаключения системы договоров с другими агентами и институтами социализации.

Реализация системы позволила создать условия вариативности, свободы выбора, самоопределения, установить стабильные контакты с другими агентами и институтами социализации, организовать целенаправленную подготовку учащихся к жизни в семье и обществе.

Оценку эффективности предложенной системы педагогической поддержки мы проводили по динамике развития самосознания, самоопределения и самореализации старшеклассников к моменту их выхода из стен общеобразовательного учреждения. Были изучены динамика изменений личности старшеклассника, причины выбора старшеклассниками того или иного углубления или профиля обучения, уровень адаптации, самооценки, удовлетворенность выбранным профилем обучения, оценка старшеклассниками уровня преподавания выбранного профиля, продолжение образования и/или трудоустройство.

Реализация предложенной системы педагогической поддержки в практику общеобразовательного учреждения показала ее высокую эффективность в решении проблемы социализации старших школьников.

Результаты проведенного исследования подтвердили гипотезу исследования. Поставленные задачи решены, цель исследования достигнута.

Достоверное повышение эффективности процесса социализации старших школьников при реализации предложенной системы в учебно-воспитательный процесс позволяет рекомендовать ее к широкому применению в общеобразовательных учреждениях России.

Показать весь текст

Список литературы

  1. З.А. Ученик как субъект педагогической технологии Текст. / З. А. Абасов // «Школьные технологии», 2001. № 2. — С.39−45.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности Текст. / К.А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980. — 335с.
  3. Г. Классические IQ тесты / перевод с англ. К. Савельева Текст. / Г. Айзенк- М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.- 192с.
  4. Ю.П. Искусство воспитывать. Текст. / Ю. П. Азаров. М., 1979. -С.608.
  5. М.К. и др. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход Текст. / М. К. Акимова. М., 1992. — 77с.
  6. Е.А. Педагогическая поддержка самоопределения старшеклассников в культуре. Текст. Автореферат дисс.канд. пед. наук / Е. А. Александрова. Саратов, 1997. — 22с.
  7. H.A. Личностно-ориентированное обучение: Вопросы теории и практики Текст. /H.A. Алексеев. -Тюмень, 1997.- С. 216.
  8. М.В. Педагогическая поддержка индивидуального стиля учения школьников. Текст. Дисс. канд. пед. наук / М. В. Алешина. Саратов, 1999. -201с.
  9. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике Текст. / Ш. А. Амонашвили. -М.: Изд. Дом Ш. Амонашвили, 1995. 494с.
  10. В.И. О проблемах современного человекознания Текст. / В. И. Ананьев.-М., 1977.- 380с.
  11. В.И. Человек как предмет познания Текст. / В. И. Ананьев. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. 339с.
  12. Г. М. Социальная психология Текст. 5-е изд., испр. и доп. / Г. М. Андреева. — М.: Аспект-Пресс, 2002. — 364с.
  13. В.И. Педагогика творческого саморазвития Текст. / В. И. Андреев -Казань, 1996.- 568с.
  14. Е.В. Социальная психология Текст. / Е. В. Андриенко. М.:1. Академия, 2001. 262с.
  15. Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования Текст. / Т. В. Анохина // Новые ценности образования, 1996 № 6. -М.: Инноватор. 198с.
  16. Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования Текст. / Т. В. Анохина // Классный руководитель. 2000. — № 3. — С.63−81.
  17. Антология педагогической мысли России первой половины 19 века (до реформ 60-х г.) Текст. / Сост. П. А. Лебедев. М., 1987. — 560с.
  18. В.В. и др., Методическая работа кафедры по совершенствованию учебно-воспитательного процесса Текст. / В. В. Антонов. М.1980. — С.80.
  19. Л.И. К психологии личности как развивающейся системе Текст. / Л. И. Анцыферова // Психология формирования и развития личности/ под ред. Л. И. Анцыферовой. М., 1981. — С.4.
  20. A.C. Философско психологические проблемы развития образования Текст. / A.C. Арсеньев. — М.: Интор, 1994. — 128с.
  21. А.Г. Личность как предмет психологического исследования Текст. / А. Г. Асмолов. М. 1984. — 105с.
  22. Асмолов А. Г Психология индивидуальности. Методологические основы развития личности в историко эволюционном процессе. Текст. / А. Г. Асмолов. -М., 1986.- 96с.
  23. Аспекты модернизации российской школы: Научно-методические рекомендации по широкомасштабному эксперименту по обновлению содержания и структуры общего среднего образования Текст. — М.: ГУ ВШЭ, 2002. — 164с.
  24. В.Г. Системность и общество Текст. / В. Г. Афанасьев. М.: Политиздат, 1980. — 308с.
  25. В.Г. Общество: системность, познание, управление Текст. / В. Г. Афанасьев. М.: Политиздат, 1981. — 432с.
  26. Ю.К. Оптимизация процесса обучения Текст. / Ю. К. Бабанский. М., 1977.- 192с.
  27. JI.B. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе Текст. / JI.B. Байбородова. -Ярославль: ЯГПИ, 1991.-111с.
  28. JI.B., Паладьев C.JL, Степанов E.H. Изучение эффективности воспитательной системы в школе Текст. / Псков: ПОИПКРО, 1994. — 93с.
  29. JI.B., Рожков М. И. Воспитательный процесс в современной школе Текст.: Учебн. Пособие / JI.B. Байбородова, М. И. Рожков. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1997.-380с.
  30. М.М. Личностно ориентированный подход к образованию: обоснование и сущность Текст. / М. М. Балашов, М. И. Лукьянов. — Ульяновск: Изд-во УОИРО. 1999. С. 18.
  31. М.И., Поздняков С. Н., Резник H.A. Планирование учителем своей деятельности Текст. / М. И. Башмаков, С. Н. Поздняков, H.A. Резник // «Школьные технологии», 2001, № 2, С. 136- 138.
  32. A.C. Ситуация успеха. Как ее создать Текст.: Книга для учителя / A.C. Белкин. М.: Просвещение, 1991. — 176с.
  33. Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики Текст.: Курс лекций. Часть 1 / Д. А. Белухин. М., Воронеж, 1996. — 318с.
  34. Н.Д. Влияние стилей педагогического общения на функционирование мыслительных операций учащихся средних школ Текст. Автореф. дисс. канд.пед.наук / Н. Д. Бережнова. Ставрополь, 2000. — 16с.
  35. Э. Развитие «Я» — концепции и воспитание Текст. / Перевод с англ., общ. ред. и вступ. ст. В. Я. Пилиповского / Э. Берне. М.: Прогресс, 1986. -420с.
  36. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов Текст. / В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур. М.: Педагогика, 1989. — 214с.
  37. Бестужев-Лада И. В. Школа XXI века Текст. / И.В. Бестужев-Лада. -М., 1988.
  38. Бим-Бад Б. М. Антропологические основания теории и практики образования Текст. / Б.М. Бим-Бад // Педагогика. 1994. — № 5. — С.3−10.
  39. Бим-Бад Б.М., Петровский A.B. Образование в контексте социализации Текст. / Б.М. Бим-Бад, A.B. Петровский // Педагогика. 1996. — № 1. — С.3−8.
  40. A.M. Школьный психолог: идея психолого-педагогического сопровождения Текст. / A.M. Битянова // «Директор школы». 1997, № 3. С.4−12.
  41. В.Г., Вахрушев М. М. Общая характеристика развития личности подростка Текст. / В. Г Боброва, М. М. Вахрушев. Ростов-на-Дону, 1966. -23с.
  42. A.A. Восприятие человека человеком Текст. / A.A. Бодал ев. Л., 1965.-272с.
  43. Бодалев А. А Психология о личности Текст. / A.A. Бодалев. М., 1988. — 188с.
  44. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте Текст. / Л. И. Божович. М., 1969. — 464с.
  45. Л.И. Психологические особенности развития личности подростка Текст. / Л. И. Божович. М., 1979. — 39с.
  46. Е.В. Смыслы и стратегия личностно-ориентированного воспитания Текст. / Е. В. Бондаревская //"Педагогика", 1995, № 3.
  47. Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания Текст. / Е. В. Бондаревская // «Педагогика», 1995, № 4. С.29−34.
  48. М. Н., Ершова H.H. Технологии социальной деятельности в обществе Текст. / М. Н. Бородатая, Н. Н Ершова // Технологии социальной поддержки молодой семьи. Киров: Изд-во ООО «УПЦ „Март-2000“, 2001. — с.4−5.
  49. В.Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника Текст.: Дис. д-ра пед. наук/ В. Г. Бочарова. М. 1991. — 401 с.
  50. Бочарова В. Г Педагогика социальной работы Текст. / В. Г. Бочарова. -М.: Аргус, 1994.-208с
  51. C.JI. Гуманистическая экспертиза образования: условия проведения Текст. / C.JI. Братченко //"Школьные технологии», 2001, № 3, с.206−207.
  52. A.B. Психология мышления и проблемное обучение Текст./ A.B. Брушлинский. М.: Знание, 1993. — 96с.
  53. Л.П. Социальная среда и формирование гармоничной личности Текст. / Л. П. Буева. М., 1971. — 48с.
  54. Л.П. Социальная среда и сознание личности Текст. / Л. П. Буева. -М.: Изд-во МГУ, 1968. 267с.
  55. В.Н. Краткий отборочный тест Текст. / В. Н. Бузин. М., 1998. — 16с.
  56. Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций Текст. / Ф. Е. Василюк. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 200с.
  57. А.Л., Слободчиков В. И., Эльконин Б. Д. Проблемы детской психологии и научное творчество Д.Б. Эльконина Текст. / А. Л. Венгер, В. И Слободчиков, Б. Д Эльконин//Вопросы психологии. 1988.- № 3.
  58. Г. В. Профессиональное мастерство социального педагога: сущность метода психолого-педагогической поддержки детей и подростков Текст./ Г. В. Винникова // «Сибирский учитель», 2000. — № 11.
  59. Возрастная и педагогическая психология Текст.: Хрестоматия. Учебное пособие для вузов, сост. И. В. Дубровина, A.M. Прихожан, В. В. Зацепин. М.: Изд. Центр «Академия», 2001. 368с.
  60. Возрастная психология: детство, отрочество, юность Текст.: Хрестоматия: уч. пос. для вузов по пед. спец. Сост. и н. ред. B.C. Мухина и A.A. Хвостов, М: Изд. Центр «Академия», 1999. 624с.
  61. В.Б. Психология подростка Текст. / В. Б. Волков 3-е изд., исп. И доп. М.: Педагогическое общество России, 2001. -160с.
  62. A.B., Рожков М. И. и др. Концепция социализации личности ребенка в условиях деятельности детской организации Текст. / A.B. Волохов, М. И. Рожков -М., 1991.-70с.
  63. .З., Харькин В. Н. Педагогика рефлексии Текст. / Б. З. Вульфов, В. Н. Харькин. ИЧП «Издательство Магистр», М., 1995. — 112с.
  64. JI.C. Педагогическая психология Текст. / JI.C. Выготский / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 480с
  65. JI.C. Лекции по психологии Текст. / Л. С. Выготский. СПб.: Союз, 1997, — 144с.
  66. Л.С. Собрание сочинений Текст.: В 6 т. / Л. С. Выготский. М. 1983 — 1994.- Т. — 3 — 364с.- Т.4 — 432с.
  67. О.С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы Текст. М., 2003. -320с.
  68. О.С., Вейс P.M., Крылова Н. Б. Новые ценности образования. Содержание образования Текст. / О. С. Газман, P.M. Вейс, Н. Б. Крылова. М., 1995.-103с.
  69. О.С. Базовая культура и самоопределение личности Текст. / О. С. Газман // Базовая культура личности. М., 1989. — С.67−89.
  70. О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию 21 века Текст. / О. С. Газман //Классный руководитель, 2000,№ 3, с. 6 — 33.
  71. О.С. Педагогическая поддержка детей как инновационная проблема Текст. / О. С. Газман // Новые ценности развития. Выпуск 3, Десять концепций и эссе. М.: Инноватор, 1995, 103с.
  72. Е.О. Интегративный подход к профессиональному становлению учителя на этапе вузовской подготовки Текст. / Е. О. Галицких //Вестник Вятского гос. пед. ун-та. 1999, № 2.
  73. A.A. Педагогические основы проектирования образовательной программы современной гимназии Текст. / A.A. Галицких. М. — Киров, 2001, с. 223.
  74. П.Я. Введение в психологию Текст. Учебное пособие для Вузов/ П. Я. Гальперин. М.: «Книжный дом «Университет», 1999. — 332с.
  75. П.Я., Запорожец A.B., Эльконин Д. Б. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе Текст. /
  76. П.Я. Гальперин, A.B. Запорожец, Д. Б Эльконин //Вопросы психологии. 1963, № 5, с. 61−71.
  77. .С. Перспективы развития системы непрерывного образования Текст. / Б. С. Гершунский. М., Педагогика, 1990. — 224с.
  78. Ю.З. Темперамент и познавательные способности школьника: психология, диагностика, педагогика Текст. / Ю. З. Гильбух / Серия «Учитель и психодиагностика». Киев: Институт психологии АПН Украины, 1993. 272с.
  79. М.Ю. Социология. Текст. Ответы на экзаменационные ответы/ М. Ю. Горбунова. М., 2005. — 224с.
  80. А.Б. Эмиль Дюркгейм в России: Рецепция дюркгеймовской социологии в российской социологической мысли Текст. / А. Б. Гофман. М.: ГУВ-ШЭ- МАКС — пресс, 2001. — 100с.
  81. A.C. Научить думать и действовать. Адаптивная система обучения в школе Текст. / A.C. Границкая. М.: Просвещение, 1991. — 172с.
  82. А.П. Современная школа. Новая модель. Программа создания и развития. Секреты управления Текст. /А.П. Грачева. М.: АСТ-пресс школа, 2005.- 158с.
  83. О.С. Педагогика индивидуальности Текст. / О. С. Гребенюк / Курс лекций. — Калининград: изд-во Калинингр. Гос. Ун-т, 1995, 93с.
  84. Т.Г., Линская Л. В., Усольцева Т. П. Основы конструктивного общения Текст./ Т. Г. Григорьева, Л. В. Линская, Т. П. Усольцева /Методическое пособие для преподавателей. Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та- М.: Совершенство, 1997. 171с.
  85. Д.В. Педагогическая поддержка поиска старшеклассниками ценностных смыслов жизни. — Дисс. к.п.н. / Д. В. Григорьев. М.2000. — 177с.
  86. М. Исправление школьного конвейера Текст. / М. Гриндер / Пер. с англ. Нью-Йорк, 1989. — 73с.
  87. В.В. Образовательная технология: от приема до философии Текст. / В .В. Гузеев. М.: Сентябрь, 1996. — 112с.
  88. Н.Л. Педагогическая поддержка развития избирательных отношений подростков в деятельности классного руководителя Текст. Дисс. к.п.н. / H.JI. Гундырева. Омск, 2000. — 18с.
  89. П.С. Философская антропология Текст.: Учебное пособие / П. С. Гуревич. М.: Вестник, 1997. — 448с.
  90. Р.Г. Социологические проблемы воспитания Текст. / Р. Г. Гурова. -М.: Педагогика, 1981. 176с.
  91. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня Текст. М.: Пед. общество России, 1998. — 336с.
  92. Э.Н. Введение в философию образования Текст. /Э.Н. Гусинский, Ю. И. Турчанинова. М.: Логос, 2000. — 224с.
  93. В.В. Теория развивающего обучения Текст. / В. В. Давыдов. М.: ИНТОР, 1996.-544с.
  94. B.C., Гилязова О. Г., Зайкин М. И. Технологические подходы к обучению учащихся в сельской школе Текст. / B.C. Данюшенков, О. Г. Гилязова, М. И. Зайкин. -Киров: Изд-во ВГПУ, 2000, 144с.
  95. H.A. Собрание сочинений Текст.: В 3 т. Т. 3. / H.A. Добролюбов.-М. 1986. — 871с.
  96. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей Текст. / Сб. научн. статей под ред. Д. Б. Эльконина и A.JI. Венгера. — М., 1981. — 157с.
  97. О.В. Очерки по философии образования Текст. / О.В. Должен-ко. М.: Промо-Медиа, 1995. — 240с.
  98. В.Н. Психология общих способностей Текст. / В. Н. Дружинин. Изд. 2-е, серия «Мастера психологии». — Петербург: изд-во «Питер Ком», 1999.-368с.
  99. Дж. Демократия и образование Текст. / Дж. Дьюи /Пер. с англ. -М.:Пед. -Пресс, 2000. -384с.
  100. С.Д., Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей Текст. / С. Д. Забрамная. М., 1995.- с. 112.
  101. В.И., Гильманов С. А. Творчество в управлении школой.
  102. Текст. / В. И. Загвязинский, С. А. Гильманов. -М.: Знание, 12 991.-64с.
  103. В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы Текст. / В. И. Зверева. М., 1997. — с.319.
  104. В.И. Образовательная программа школы: структура, содержание, технология, разработки Текст. / В. И. Зверева. М., 1998. — с. 176.
  105. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности Текст. / А. Г. Здравомыслов. М.: Политиздат, 1986. — 223с.
  106. В. П. Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии Текст. / В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов. М.: Тривола, 1994. -304с.
  107. Кабанова-Меллер E.H. Учебная деятельность и развивающее обучение Текст. / E.H. Кабанова-Меллер. М.: Знание, 1981. — 96с.
  108. М.С., Эткинд A.M. Индивидуальность как объективная реальность Текст. / М. С. Каган, A.M. Эткинд // Вопросы психологии. 1989. С.5−15.
  109. З.И. Педагогика гуманизма Текст. / З. И. Калмыкова. М.: Знание, 1990.-79с.
  110. E.H. Социальная психология Текст. / E.H. Каменская. -Ростов-на-Дону, 2005. 187с.
  111. П.Ф. Избранные сочинения Текст. / П. Ф. Каптерев. М., 1982. -358с.
  112. Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы Текст./ Н. П. Капустин. М&bdquo- 2001. — 216с.
  113. В.А. Чтобы обучение было успешным Текст. / В.А. Кара-ковский. М., 1979. — 256с.
  114. В.А. Без звонка на перемену Текст. / В. А. Караковский. -Челябинск, 1977. 264с.
  115. H.A. Социальная работа в микрорайоне с подростками, склонными к правонарушениям Текст. / H.A. Катаева. Киров, 1997. — 166с.
  116. Ф.И. Теория и практика опережающей педагогической поддержки личностного развития ребенка Текст. Дисс. д.п.н. / Ф. И. Кевля. Вологда, 2002. — 339с.
  117. Кле М. Психология подростка: психосексуальное развитие Текст. / М. Клее. -М.: педагогика, 1991. 171с.
  118. Е.А. Психология Текст.: Учебник для средней школы / Е. А. Климов. М.: Культура и спорт- ЮНИТИ, 1997. 287с.
  119. М.С. Цель и смысл жизни человека Текст. / М. С. Коган. М, 1984.
  120. О.М. Педагогическая поддержка социализации личности подростка Текст. Дисс. к.п.н. / О. М. Кодатенко. Саратов, 1998.- 226с.
  121. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь Текст. / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.: АСАДЕМА, 2001. — 174с.
  122. Г. М., Педагогика Текст. / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.: Гумм. Изд. Центр Владос, 2003. — 351с.
  123. A.JI. Психология взаимоотношений в малых группах: общие и возрастные особенности Текст. / A.JI. Коломинский. Минск: Изд. БГУ, 1976.-350с.
  124. М.С. Введение в социологию Текст. / М. С. Комаров. М.: Наука, 1994.-317с.
  125. Я. Воспитание личности Текст. / Я. Корчак / Сост. В. Ф. Кочнов. -М.: Просвещение, 1992. -287с.
  126. Кон И. С. Психология юношеского возраста Текст. / И. С. Кон. М. 1970. — 207с.
  127. Кон И. С. Открытие «Я» Текст. / И. С. Кон. М. — 1978. — 255с.
  128. Кон И. С. Ребенок и общество Текст. / И. С. Кон. М. — 1988.
  129. Кон И. С. Социология личности. Текст. / И. С. Кон. М. — 1967.
  130. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года Текст. // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2002. — № 1.
  131. Концепция воспитания учащейся молодежи Текст. / Бодалев A.A., З. А. Малькова, Л. И. Новикова, В. А. Караковский. // Педагогика 1992, № 3−4. — С. 11−19.
  132. Г. С. Развитие и воспитание Текст. / Г. С. Костюк //Общие основы педагогики/ под ред. Ф. Ф. Королева и В. Е. Гурмана. М., 1967. — С.71.
  133. Н.В. Проблемы деятельностного подхода в обучении: историко-педагогический аспект: Текст. / Н. В. Котряхов / В помощь студентам пед. уч. заведений и учителям школ. Киров: Изд-во ВГПУ, 1996. — 25с.
  134. А.П. О подростках: содержание возрастного, полового и типологического в личности младших и старших подростков Текст. / А. П. Краковский. -М.: Педагогика, 1970.-272с.
  135. Ю.И. Проблема социализации подрастающих поколений в зарубежной педагогике Текст.: Автореф. дисс.. канд. пед. наук / Ю. И. Кривов. — М., 1992. -20с.
  136. C.B., Мухаматулина Е. А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками Текст. / C.B. Кривцова, Е. А. Мухаматулина. — М.: Генезис, 1997. 192с.
  137. Н.Б. Можно ли управлять педагогической поддержкой, а если можно, то как? Текст. / Н. Б. Крылова // Народное образование, 2000, № 3. С. 91−97.
  138. Г. Ю. Перспективные школьные технологии Текст. / Г. Ю. Ксен-зова / Учебно-методическое пособие. М.:Педагогическое общество России, 2000.-224с.
  139. А.Н. Педагогические условия формирования индивидуального стиля социального поведения подростка Текст.: Автореф. дисс.. канд. пед. наук / А. Н. Кузнецов. Ярославль: ЯГПУ, 1997. — 17с.
  140. Н.В. Очерки психологии труда учителя Текст. / Н. В. Кузьмина. Л., 1967.
  141. C.B., Лакоценина Т. П. Анализ современного урока Текст./ C.B. Кульневич / Практическое пособие. Ростов-на-Дону, 2003. — 224с.
  142. C.B., Педагогика личности Текст. / C.B. Кульневич /Уч.-практ. пособие. М.: ТЦ «Учитель», 2001. — 160с.
  143. O.A., Петерсон Л. Г., Концепция образования: современный взгляд Текст. / O.A. Куревина, Л. Г. Петерсон. М., 1999. — 19с.
  144. Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии Текст. / Д. Г. Левитес. М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж. 1998.-288с.
  145. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, — 1977. — 304с.
  146. И.Я. Дидактические основы методов обучения Текст. / И.Я. Лер-нер. М.: Просвещение, 1981. — 185с.
  147. И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. Монография Текст. / И. Я. Лернер. М.: Просвещение, 1982.
  148. В.М., Кульневич C.B. Учимся управлять собой и детьми Текст. / В. М. Лещинский, C.B. Кульневич /Пед. практикум. М.: Просвещение: Владос, 1995. — 240с.
  149. Личность, семья и школа. (Проблема социализации учащихся) Текст. / Под ред. С. Г. Вершловского. СПб.: С.-Петербург, ун-та, 1996. -216с.
  150. Личность: внутренний мир и самореализация: Идеи, концепции, взгляды Текст. / Сост. Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. СПб.: Тускарора, 1996. -175с.
  151. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии Текст. / Б. Ф. Ломов, М.: Наука, 1984. — 334с.
  152. Л.М. Теория воспитания: философско-антропологический подход Текст. / Л. М. Лузина, Псков, ПГПИ, 2000. — 190с.
  153. Е.М. Использование психотехнологий эффективной коммуникации педагога и учащихся в условиях дифференцированного обучения Текст. / Е. М. Лысенко // Вопросы практической психологии. Вып.7, Саратов, Изд-во СГПИ, 1996.-c.88.
  154. Д. Социальная психология Текст. / Д. Майерс / Перевод с английского. СПб: Питер Ком. — 1999.
  155. A.C. «Проектировать лучшее в человеке.» Текст. / A.C. Макаренко. Минск: Изд-во «Университетское», 1989. — 415с.
  156. А.К. Психология обучения подростка Текст. / А. К. Маркова, -М.: Знание, 1975. 64с.
  157. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения Текст. / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. М.: Просвещение, 1990. -191с.
  158. Мастер класс: подготовка учителя к успешной педагогической деятельности Текст. / Под редакцией Русских Г. А. Киров, 2000. — 179с.
  159. М.И. Организация проблемного обучения в школе Текст. книга для учителя / М. И. Махмутов. М.: Просвещение, 1977. — 240с.
  160. O.E. Система педагогической поддержки процесса самопреодоления у старшеклассников Текст. Дисс.. канд. пед. наук/ O.E. Мачкарина. Хабаровск, 2004. — 245с.
  161. Т.В. Педагогические теории, системы и технологии обучения Текст. / Т. В. Машарова. Киров, 1997. — 120с.
  162. Т.В., Ходырева Е. А. Учебная деятельность. Среда. Развитие. Текст. / Т. В. Машарова, Е. А. Ходырева. Киров, 1998. — 78с.
  163. Т.В., Ходырева Е. А., Харунжев A.A. Социальное самоопределение учащееся молодежи: монография Текст. / Т. В. Машарова, Е. А. Ходырева, A.A. Харунжев, М. И. Рожков и др. Киров, 2003. — 160с.
  164. Т.В., Ходырева Е. А., Харунжев A.A. Педагогическое моделирование индивидуально-личностного развития школьника в информационно-образовательной среде Текст. / Т. В. Машарова, Е. А. Ходырева, A.A. Харунжев. Киров, 2004. — 106с.
  165. Мид М. Культура и мир детства Текст. / М. Мид. М.: Наука, 1998. -429с.
  166. П. Социология лицом к лицу с проблемами молодежи Текст. / П. Митев. София, 1983. — 123с.
  167. H.H., Юсфин С. М. Процесс совместного преодоления, или педагогическая поддержка ребенка как предмет управления Текст. / H.H. Михайлова, С. М. Юсфин / «Директор школы», 1997, № 2 С.3−13.
  168. Н.С. Основы социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями Текст.: Автореф. дисс.. докт. пед. наук / Н. С. Морова. Москва, 1998. — 38с.
  169. A.B. Введение в социальную педагогику Текст. / A.B. Мудрик. -М.: Институт практической психологии, 1997. 365с.
  170. A.B. Социализация и смутное время Текст. / A.B. Мудрик. -М., 1991.
  171. Науке нового века — знания молодых: тезисы докладов 5-й научной конференции аспирантов и соискателей. Киров: Вятская ГСХА, 2005. — 208с.
  172. М.Н. Школа созидания человека (опыт инновационной практики в образовании) Текст. / М. Н. Невзоров. Хабаровск: Изд-во ХГПУ. — 2000. -113с.
  173. P.C. Психология Текст.: в 2 кн. Кн. 2. Психология образования/ P.C. Немов, М.: Просвещение: Владос, 1994. — 496с.
  174. Н.Д., Канн-Калик В.А. Педагогическое творчество Текст. / Н. Д Никандров, М.: Педагогика, 1990. — 144с.
  175. Л.И. Самоуправление в школьном коллективе Текст. / Л. И. Новикова, -М.: Знание, 1988.-78с.
  176. Л.И. Школа и среда Текст. / Л. И. Новикова // Новое в жизни, науке, технике (серия педагогика и психология). 1985. — № 8. — С.3−4.
  177. Новое педагогическое мышление Текст. / Сб.ст. под ред. A.B. Петровского. М.: Педагогика, 1989. — 278с.
  178. Образование и здоровье проблема 21 века: поиски, пути решения. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Киров: Изд-во Кировского областного ИУУ, 2003. -219с.
  179. Образовательная программа гимназии: идеология, технология, опыт, рефлексия Текст. М. — Киров, 2001. — 139с.
  180. Образовательная среда: от монолога к диалогу Текст. Красный Сулин, 2004. — 40с.
  181. Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы Текст. / Л. Ф. Обухова. М.: Тривола, 1995. — 360с.
  182. A.C. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры Текст. / A.C. Обухов // «Школьные технологии», 2001, № 5. С.32−35.
  183. Опыт построения модели педагогической поддержки детей в образовании Текст. / под ред. О. С. Газмана. /Материалы всероссийской конференции. М.: Инноватор, 1996.-С.50.
  184. Ю.М. Восхождение к индивидуальности Текст. / Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1991. -287с.
  185. Основы внутришкольного управления Текст. / Под редакцией П.В. Ху-доминского. М., 1987. — 166с.
  186. Особенности обучения и психического развития школьников 13−17 лет Текст. / Под ред. И. В. Дубровиной, Б. С. Круглова. М.: Педагогика, 1988. -192с.
  187. A.A. Личность или индивидуальность? К постановке вопроса об антиномизме внешнего и внутреннего педагогического процесса Текст. / A.A. Остапенко // «Школьные технологии», 2001, № 1.
  188. Пак Л. Г. Социализация младших школьников Текст. Дисс.к.п.н./ Л. Г. Пак. Оренбург, 2004. — 179с.
  189. .Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории Текст. / Б. Д. Парыгин. СПб.: ИГУП, 1999. — 592с.
  190. Педагогика самоопределения. Основания проектирования. Индивидуально-ориентированная педагогика. Материалы 2-й межрегиональной тьюторскойконференции. М., Томск, 1997.
  191. Педагогическое наследие Текст. / Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. М., 1987. — 412с.
  192. Педагогический поиск Текст. / Сост. И. Н. Баженова. М.: Педагогика, 1987.-544с.
  193. Пере-Клершон А. Н. Роль социального взаимодействия в развитии интереса детей Текст. / А.Н. Пере-Клершон / Пер. с фр., вст. ст. В. В. Рубцова. — М.: Педагогика, 1991. 245с.
  194. И.Г. Взгляды, опыты и средства. Содействующие успеху природосообразующего метода воспитания Текст. / И. Г. Песталоцци // Песталоцци И. Г. Избранные педагогические сочинения. Т.2. -М., 1981. -С. 94−95.
  195. A.B. Психология о каждом из нас Текст. / A.B. Петровский. М.: изд. Российского открытого университета, 1992. — 332с.
  196. A.B., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии Текст. / A.B. Петровский, М. Г. Ярошевский. М.: ИНФА — М, 1999. — 528с.
  197. Л.М. Как сделать хорошую школу?! Текст. / Л. М Плахова / Практикоориентированное пособие по проектированию и управлению школой. Часть 1,2. М., 2002. — 320с.
  198. С.Д. Психопедагогика воспитания: Опыт популярной монографии с элементами научной фантастики Текст. / С. Д. Поляков. М.: Новая школа, 1996. — 160с.
  199. С. Сознание и социальная среда Текст. / С. Попов. М.: Прогресс, 1979.-231с.
  200. М.М., Управление современной школой Текст. (в вопросах и ответах) / М. М. Поташник, А. Моисеев. М., 1997. — 350с.
  201. М.М., Как подготовить и провести открытый урок Текст.: современная технология / М. М Поташник, Левит M.B. М., 2004. — 112с.
  202. Практическая психология образования Текст. / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: ТЦ «Сфера», 2000. — 528с.
  203. О.Г. Лекции по философии педагогики Текст. /О.Г. Прикот. —1. СПб: ТВПинк, 1998.- 162с.
  204. Проблемы социального самоопределения учащейся молодежи в условиях современного общества. Материалы международной научно-практической конференции, Киров 2003. 638с.
  205. Проблемы психодиагностики обучения и развития школьников Текст. / Сб. н. тр. АПН СССР, НИИ общ. и пед. пс. / Под ред. A.M. Метюшкина и др. -М.: АПН СССР, 1985. 160с.
  206. Программа подготовки педагогов к мониторингу нравственно-интеллектуального развития учащихся Текст. / Вестник информационно-педагогического центра ИУУ, выпуск 16. Киров, 2004. — 58с.
  207. Программа мониторинга нравственно-интеллектуального развития учащихся Текст. / Вестник информационно-педагогического центра ИИУ. Выпуск 15.-Киров, 2004.-53с.
  208. Психология одаренности детей и подростков Текст. / Под.ред. Н.С. Лей-теса, М., 1996.-416с.
  209. Психология. / Словарь./ под.общ. ред. A.B. Петровского и М.Г. Ярошев-ского. М.: Политиздат, 1990. — 236с.
  210. Психология современного подростка Текст. / Под ред. Д.И. Фельдштей-на. М.: Педагогика, 1987. — 236с.
  211. Психологический словарь Текст. / под. Ред. В. В. Давыдова. М.: Просвещение, 1983.-447с.
  212. , Д. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы Текст. / Д. Равен. М.: Когито-Центр, 2001. — 139с.
  213. A.A., Радугин К. А. Социология Текст.: Курс лекций / A.A. Ра-дугин, К. А. Радугин. М.: Центр, 1996. — 207с.
  214. Развитие личности и формирование индивидуальности Текст. / Сборник материалов. Ярославль: ЯГПУ, 1996. — 317с.
  215. Развитие творческой активности школьников Текст. / под общей ред. A.M. Матюшкина. -М.: «Педагогика», 1991. 160с.
  216. Реализация концепции педагогики индивидуальности в высшей и среднейшколе Текст. / сборник н.ст. под ред. О. С. Гребенюка. Калининград: изд-во Калинингр. гос. ун-та, 2000. — 103с.
  217. К.Э. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы Теория и практика Текст. / К. Э. Редестам / Пер. с англ., общ. ред. и вст. ст. JI. A Петровской, 2-е изд. М.: Прогресс, 1993. — 367с.
  218. Реформирование образования в документах и комментариях Текст. /Под общей редакцией Куклина В. Ж. М., 2001. — 128с.
  219. B.C. Школа как саморазвивающаяся система Текст. / B.C. Ре-шетько. М., 1997. — 216с.
  220. В.В. Педагогические условия включения старшеклассников в социальную деятельность Текст.: Автореф. дисс.. канд. пед. наук / В. В. Рогачева. Ярославль, 1994. — 14с.
  221. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека Текст. / К. Роджерс. М.: Прогресс, 1994. — 479с.
  222. М.И., Байбородова JI.B. Организация воспитательного пространства в школе Текст./ Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / М. И. Рожков, JI.B. Байбородова. М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2000. -256с.
  223. М.И. Социальные пробы как фактор социализации учащихся Текст. / М. И. Рожков // Ярославский педагогический вестник. — 1994. — № 1. С.16−19.
  224. М.И. Теоретические основы педагогики Текст.: Учеб. пособие/ М. И. Рожков. Ярославль: ЯГГГУ, 1994. — 63с.
  225. Российские регионы: проблемы современного образования, Тезисы 3 межрегиональной научно-практической конференции. Киров 2000. — 178с.
  226. C.JI. Проблемы общей психологии Текст. / C.JI. Рубинштейн.- М., 1973.-242с.
  227. C.JI. Основы общей психологии Текст. / Рубинштейн. М., 1989. — 703с.
  228. В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения Текст. / В. В. Рубцов. -М.: Педагогика, 1987. 161с.
  229. Н.В. Школа индивидуального образования Текст. / Н.В. Ры-балкина//"Управление школой», 1999.- № 2.
  230. В.В., Котряхова С. Ю. Формирование общих учебных умений Текст. / Учебно-методическое пособие для учителей / В. В. Рылова, С. Ю. Котряхова. Киров: Изд-во ВГПУ, 2001. — 50с.
  231. .А. Социально-экономическое положение российской молодежи: реальность и тенденции Текст. / Б. А. Ручкин. М., 1995.
  232. .П. Экзистенциализм это гуманизм: Сумерки богов Текст. / Ж. П. Сартр.-М., 1989.
  233. В.Ф. Психология самоопределения личности Текст.: учебное пособие / B.C. Сафин- Свердл. пед. ин-т. Свердловск, 1986. — 142с.
  234. Г. К. Освоение технологии саморазвития личности школьника Текст. / Г. К. Селевко. Ярославль: ИРО, 2001.
  235. Г. И. Социальная адаптация школьников Текст.: теория и практика/ Г. И. Симонова. — Киров, 2004. 128с.
  236. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека Текст.: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М., 1995.
  237. Социальное самоопределение учащейся молодежи в условиях современного общества Текст. Киров, 2003, 155с.
  238. P.JI. Когнитивная психология Текст. / P.JI. Солсо / Пер. с англ. -М.: Тривола, 1996. 600с.
  239. Л.Ф., Степинский М. А., Фрумкин М. Л. Анализ учебно-воспитательных ситуаций и решение педагогических задач Текст. Учебн. пособие / Л. Ф. Спирин, М. А. Степинский, М. Л. Фрумкин. -Ярославль, 1974. -129с.
  240. В.А. Как воспитать настоящего человека Текст. / В. А. Сухомлинский / Советы воспитателям. — Минск: Нар. Асвета, 1978. 288с.
  241. Социология образования Текст. /Учебное пособие. Отв. ред. A.M. Осипов, В. В. Тумалев. Ростов-на-Дону, 2005. — 319с.
  242. Социология молодежи Текст. / Учебник / Под ред. Проф. В. Т. Лисовского. СПб.: Изд-во С-Петербург. Ун-та, 1996. — 460с.
  243. Н.Ф. Педагогическая психология Текст. / Н. Ф. Талызина /Учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. учебн. Завед. М.: «Академия», 1998. -288с.
  244. О.В. Изучение уровня воспитанности школьника Метод, материалы. Текст. / О. В. Тараненко. — Тверь, 2000. 38с.
  245. . Законы подражания Текст. / Пер. с фран. / Ж. Тард СПб., 1892. — 370с.
  246. О.В., Краева И. И. Анализ исследовательских умений педагогов лицея в ходе диагностики и коррекции педагогической деятельности Текст. / О. В. Токмакова, И. И. Краева. Киров: ЛЕН, 2003. — С. 11−57.
  247. О.В. Педагогическая поддержка интеллектуального развития младших подростков в процессе обучения Текст. Автореф. дисс. канд. пед. наук/ О. В. Токмакова Киров, 2003, — 24с.
  248. О.В. Педагогическая поддержка лицеистов в исследовательской деятельности Текст. / О. В. Токмакова // Исследовательская деятельность в лицее естественных наук. Сборник методических рекомендаций. — Киров: ЛЕН, 2003.-C.3−5.
  249. Л.Н. Педагогические сочинения Текст. / Л. Н. Толстой. М.: Учпедгиз, 1953.-444с.
  250. П.И. Управление школой по результатам Текст. / П. И. Третьяков. М.: Новая школа, 1997. — 288с.
  251. П.И., Практика управления современной школой Опыт педагогического менеджмента Текст. / П. И. Третьяков. — М., 1995. — 202с.
  252. А.Н. Для чего и как мы учим: необходимо изменить содержание общего образования Текст. / А. Н. Тубельский // «Школьные технологии». «001, № 5. —С.123−135.
  253. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения Текст./ И. Унт. — М.: Педагогика, 1990. 192с.
  254. Управление образовательными системами Текст. / Учебное пособие для студ. высш. учебн. зав. / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко, Г. Н. Шибанова: Под ред. Т. И. Шамовой. М.: «Академия», 2002 — 384с.
  255. Л.И. Психология организаторской деятельности школьников Текст. / Л. И. Уманский. Москва, 1980.
  256. К.Д. Избранные педагогические произведения Текст. / К. Д. Ушинский / сост. H.A. Сундуков. М.: Просвещение, 1968. — 558с.
  257. Д.И. Психологические основы общественно-полезной деятельности подростков Текст. / Д. И. Фельдштейн. М.: Педагогика, 1982. -224с.
  258. Философско-психологические проблемы развития образования Текст. / Под ред. В. В. Давыдова. М.: ИНТОР, 1994. 128с.
  259. Формирование адаптивной образовательной среды школы микрорайона Текст. / Под редакцией В. З. Юсупова. Киров, 1999. 88с.
  260. В. Человек в поисках смысла Текст.: Сб. / В. Франкл. М.: Прогресс, 1990.-368с.
  261. И. Педагогическая поддержка: между помощью и выращиванием Текст. / И. Фрумин // Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. -М.: УВЦ «Инноватор», 1996. 198с.
  262. Д. Психология критического мышления Текст. / Д. Халперн. -Санкт-Петербург: «Питер», 2000. 503с.
  263. М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования Текст. / 2-е изд., перераб. и доп./ М. А. Холодная. СПб.: Питер, 2002. — 272с.
  264. М.А. Формирование персонального познавательного стиляученика как одно из направлений индивидуализации обучения Текст. // «Школьные технологии», 2000, № 4. С. 12−14.
  265. Хрестоматия по психологии Текст. / под ред. проф. А. В. Петровского. — М., 1977. -527с.
  266. Г. В. Виды общения в обучении Текст. / Г. В. Цукерман. -Томск: Пеленг, 1993. 268с.
  267. Э.Н. Интеллект (социально-образовательный проект — программа организации интеллектуально-воспитательной работы и план ее реализации) Текст. / Э. Н. Чернышов. Красный Сулин, 2003. — 16с.
  268. И.И. Проблема самосознания в психологии Текст. / Чесноко-ваИ.И.-М., 1977−144с.
  269. И.Н., Новикова Т. Г. Теория и практика организации экспериментальной работы в общеобразовательных учреждениях Текст. / И. Н. Чечель, Т. Г. Новикова. М., 2003. — 160с.
  270. Шаги лицея Текст. Выпуск 14. Профильная школа. Киров, 2004. — 115с.
  271. Т.И., Давыденко Т. М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе Текст. / Т. И Шамова, Т. М. Давыденко. М., 2001. — 384с.
  272. H.H. Диагностика эффективности воспитательного процесса в образовательном учреждении Текст. / Метод. Рекомендации./ H.H. Шанина. -Киров, 1999.-30с.
  273. В.Ф. Путь поиска Текст . / СПб.: Лань, 1996. 62с.
  274. С.Т. Мой педагогический путь Текст. // Пед. соч.: В 4 т. Т.1. — М.6 АПН, 1964. -С.60−62.
  275. Г. Г. Подросток: о психико-физиологических особенностях в воспитании подростка Текст. / Г. Г. Шахвердов // «Классный руководитель»./ под ред. Л. Е. Раскина. Л., 1939. — С.52−53.
  276. Школа персонального образования Текст.: руководство для управленцев сферы образования, педагогов, родителей и учащихся / авт. кол. Е.П. Андрия-нова и др. М.: Логос, 2003.
  277. Школа самоопределения. Шаг второй Текст./ Ред., сост. А. Н. Тубельский. М.:НПО Школа самоопределения, 1994. — 480с.
  278. Г. П. и др. Педагогика и логика Текст. / Г. П. Щедровицкий и др. М.: изд. Дом «Касталь», 1993. — 415с.
  279. Н.Е. Программа воспитания школьника Текст. / Н. Е. Щуркова. -М., 1998.-48с.
  280. Н.Е. Этика школьной жизни Текст. / Н. Е. Щуркова. М., 2000. — 192с.
  281. Н.Е. Новое воспитание Текст. / Н. Е. Щуркова. М., 2000. -128с.
  282. Н.Е. Практикум по педагогической технологии Текст. / Н. Е. Щуркова. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 250с.
  283. Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах Текст. / Под ред. Д. И. Фельдштейна / Вступ. Ст. Д. И. Фельдштейна./ Д. Б. Эльконин. М.: «Институт практической психологии»: Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 416с.
  284. В.Ф. Философия Текст. Проблемный курс лекций. / В. Ф. Юлов. — Киров: ВГПУ, 1998. 512с.
  285. И.С. Личностно-ориентированное образование Текст. // Новые ценности образования. Вып. 1, 1995. 96с.
  286. И.С. Развивающее обучение Текст. / И. С. Якиманская. — М.: Педагогика, 1979. 144с.
  287. Ю.В. Циклы. Кризисы. Прогнозы Текст. / Ю. В. Яковец. М.: Наука, 1999.-448с.
  288. Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель Текст. (Теоретические основы и практическая реализация)/ Е. А. Ямбург. — М.: «Новая школа», 1996. — 352с.
  289. М.Г., История психологии Текст. / М. Г. Ярошевский. М, 1966.- 565с.
  290. Brim О., Wheller S. Socialization After Childhood Text. / О. Brim, S. Whel-ler. -New York: Wiley, 1966. -21 lp.
  291. Drews U. Zusammenwirken von Lehrern und Horterziehern im padagogischen
  292. Prozess. Volk und Wissen. Volkseigener Verlag Text. / U. Drews. Berlin. 1987. -130p.
  293. Lansdown, Richard. Child development made simple. Text. / Richard Lans-down. London, 1984.- 156p.
  294. Personality and Intelligence Text. / Ed. By R. Sternberg, H. Rusgis. N.Y., 1994.- 108p.
  295. Stenberg R.J. Intelligence and non entrenchment Text. / R.J. Stenberg / Journal of Educational Psychology, 1981. — p.4.
  296. Анкета «Уровень готовности педагогов школы к работе в инновационном режиме"п/п Показатели готовности Знаю, использую 2 балла Знаю, не использую 1 балл Не имею понятия 0 баллов
  297. Знание общих возрастных физиологических и психологических особенностей учащихся
  298. Знание личных особенностей учащихся
  299. Знание социальных условий учащихся
  300. Знание разнообразных методов и приемов образовательной и воспитательной работы
  301. Знание и применение психологических средств разрешения конфликтных ситуаций
  302. Организация ученического самоуправления
  303. Знание форм и методов работы с родителями8. Умение творчески мыслить
  304. Знание средств и методов диагностики образовательной и воспитательной работы
  305. Знание педагогических образовательных и воспитательных технологий
  306. Педагогический коллектив школы изучает образовательные потребности жителей микрорайона школы с целью наиболее полного их удовлетворения и совершенствования системы школьного образовательного процесса в школе, где учатся Ваши дети.
  307. Класс, в котором учатся Ваши дети
  308. Выбранный вариант ответа на следующие вопросы анкеты подчеркните или отметьте «галочкой».
  309. Какое образование Вы предполагаете дать Вашему ребенку: а) основное (9 классов) — г) среднее профессиональное-б) среднее полное (11кл.) — д) высшее профессиональное-в) начальное профессиональное- е) не определили
  310. Оцените предоставляемые школой возможности для удовлетворения образовательных потребностей Вашего ребенка. а) все возможности есть- в) возможностей нет-б) возможностей недостаточно- г) затрудняемся ответить.
  311. Спасибо за откровенные ответы!
Заполнить форму текущей работой