Исследование тенденций и перспектив развития стандартизации в сфере ремонта бытовых машин и приборов
В методическом плане достижение поставленной цели осуществлялось на основе анализа и исследований научных трудов и методических разработок советских авторов по данной проблеме. Исследование велось на базе системного подхода с использованием методов научной классификации, теории вероятности и математической статистики. Методики расчета представлены в аналитическом виде. В процессе работы над… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСОБЕННОСТИ РЕМОНТА БЫТОВЫХ МАШИН И ПРИБОРОВ. II
- 1. 1. Роль и значение бытовых машин и приборов в повышении жизненного уровня населения. II
- 1. 2. Тенденции повышения технического уровня бытовых машин и приборов
- 1. 3. Состояние и особенности ремонта бытовых машин и приборов
- 1. 4. Методические вопросы оценки качества ремонта бытовых машин и приборов
- ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СТАНДАРТИЗАЦИИ В
- СФЕРЕ РЕМОНТА БЫТОВЫХ МАШИН И ПРИБОРОВ
- 2. 1. Анализ состояния и особенности стандартизации в сфере ремонта бытовых машин и приборов
- 2. 2. Методические вопросы развития и совершенствования стандартизации в сфере ремонта бытовых машин и приборов
- 2. 3. Исследование тенденций развития комплексной стандартизации в сфере ремонта бытовых машин и приборов
- ГЛАВА 3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ В СФЕРЕ РЕМОНТА БЫТСВЫХ МАШИН И ПРИБОРОВ
- 3. 1. Методические вопросы планирования стандартизации в сфере ремонта бытовых машин и приборов
- 3. 2. Разработка методических принципов определения экономической эффективности стандартизации в сфере ремонта бытовых машин и приборов
- 3. 3. Вопросы стимулирования улучшения качества ремонта бытовых машин и приборов на основе стандартизации
- ВЫВОда
Исследование тенденций и перспектив развития стандартизации в сфере ремонта бытовых машин и приборов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность проблемы. Последовательное осуществление экономической стратегии КПСС, высшая цель которой — неуклонный подъем благосостояния населения, является генеральной линией нашей партии на XI пятилетку и дальнейшую перспективу. В докладе на ХХУТ съезде партии генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ Л. И. Брежнев подчеркнул, что «первостепенное значение в усилиях партии по подъему благосостояния населения приобретает расширение производства и улучшение качества товаров народного потребления, развитие сферы услуг» '1'? Важная роль в решении этой задачи принадлежит бытовым машинам и приборам (ЕМиП), применение которых повышает культуру быта, способствует увеличению свободного времени для гармоничного развития личности.
Успешное решение этой важнейшей социально-экономической задачи, поставленной ХХУТ съездом К1ЮС, будет способствовать повышению эффективности общественного производства на основе его интенсификации, улучшения качества работы всех отраслей и звеньев экономики. Под влиянием быстрого развития общественного производства повышение качества продукции и услуг выступает в форме устойчивой тенденции, имеющей объективный характер и обусловленной усилением взаимодействия основного экономического закона социализма и закона возвышения потребностей.
Все большую значимость вопросы повышения качества приобретают в сфере услуг и, в частности, услуг по ремонту ВЛиП. Проблема повышения качества ремонта ЕМиП имеет комплексный характер, в силу чего ее решение обусловливает необходимость изучения всех аспектов этой проблемы, в том числе и аспектов стандартизации. Поиски эффективных путей улучшения качества ремонта ЕМиП обусловили необходимость развития и совершенствования станадртизации. В «Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1981;1985 гг. и на Материалы ШТ съезда КШС. М., Политиздат, 1981, с. 48. период до 1990 года» ^ в числе основных поставлена задача: «Совершенствовать стандарты, технические условия на готовую продукцию, комплектующие изделия, сырье, материалы и услуги в соответствии с требованиями потребителей» .
От разработки вопросов стандартизации в общетеоретическом и методическом аспектах зависит решение ряда практических задач повышения качества, а также выбор эффективных путей и методов их реализации. Развитию стандартизации в народном хозяйстве в настоящее время уделяется большое внимание. За последнее время принят ряд постановлений партии и правительства по вопросам разработки и осуществления комплекса мероприятий по развитию и совершенствованию стандартизации. Большая работа в этом направлении проводится на предприятиях и в научных организациях отрасли.
Однако общетеоретические и методические разработки проблемы все еще отстают от запросов практики. До сих пор еще нет единого мнения по вопросу определения категории «качества услуги» и принципиального ее отличия от категории «качество продукции». Много спорного и противоречивого также в определении показателей качества услуги и методов их оценки.
Кроме того ряд аспектов теоретического и практического характера сравнительно мало исследован. Это, прежде всего, вопросы совершенствования системы планирования стандартизации, разработки принципов и методов расчета экономической эффективности, совершенствования механизма стимулирования улучшения качества ремонта ЕМиП и ряд других, касающихся перспективного развития стандартизации.
Разумеется, это требует определенных теоретических обобщений и разработки соответствующих практических рекомендаций в этой области. Все это свидетельствует об актуальности исследуемой проблемы, что и Основные направления экономического и социального развития СССР на 1981;1985 гг. и на период до 1990 года.М."Политиздат, 1981, с. 17. обусловило выбор темы диссертационного исследования.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования в работе принят процесс ремонта БМиП, являющийся сложным и состоящим из двух взаимосвязанных составляющих: процесса непосредственного оказания услуги и процесса обслуживания населения. Взаимное единство этих двух факторов составляет сущность и одну из основных особенностей услуги по ремонту БМиП, что предопределяет принципиальное отличие категорий «качество услуги» и «качество продукции», а следовательно^ формирование показателей качества и методов их оценки.
Предметом исследования является проблема разработки методических принципов совершенствования стандартизации и обоснования тенденций ее перспективного развития в сфере ремонта БМиП.
Цель и задачи исследования
Цель исследования состоит в том, чтобы вскрыть наиболее существенные составляющие формирования качества услуги по ремонту ШиП с учетом их особенностей в отрасли и, исследовав методические вопросы оценки их качества, разработать методические принципы совершенствования стандартизации и обосновать тенденции ее перспективного развития.
В связи с этим сформировался комплекс задач проведения исследования, заключающегося:
— в выявлении сущности и особенностей формирования качества услуги по ремонту ШиП исходя из социально-экономической природы услуги;
— в обосновании критериальной основы выбора номенклатуры показателей качества и разработке классификации показателей качества услуги по ремонту БМиП и методических принципов их оценки, исходя из анализа существующей системы показателей и установленных методов их оценки, действующих в комплексной системе управления качеством услуг в отрасли;
— в исследовании и разработке методических принципов совершенствования стандартизации и обосновании тенденций ее перспективного развития в сфере ремонта ЕМиП на основе анализа ее существующего состояния с учетом особенностей отрасли;
— в исследовании и разработке рекомендаций по совершенствованию экономических аспектов стандартизации, обеспечивающих повышение на-учно-методаческих основ и эффективности стандартизации в отрасли.
В методическом плане достижение поставленной цели осуществлялось на основе анализа и исследований научных трудов и методических разработок советских авторов по данной проблеме. Исследование велось на базе системного подхода с использованием методов научной классификации, теории вероятности и математической статистики. Методики расчета представлены в аналитическом виде. В процессе работы над диссертацией были использованы ГОСТы, методические материалы ВНИИС Госстандарта СССР, материалы конференций, проблемные статьи по вопросам, совпадающим с предметом исследования. В качестве фактического материала в диссертации использованы и обобщены данные ЦСУ СССР, Министерства бытового обслуживания населения РС<�ЮР, предприятий и объединений отрасли. В основу работы легли результаты теоретических исследований автора.
Методологической основой диссертации явились труды классиков марксизма-ленинизма и документы партийных съездов КПСС, постановления Пленумов ЦК КПСС и советского правительства по вопросам повышения эффективности производства, развития бытового обслуживания, стандартизации и управления качеством.
Научная новизна результатов исследования заключается в комплексном решении поставленной задачи, предполагающем в своей основе всестороннее исследование и разработку системы мероприятий, направленных на повышение качества ремонта ШиП и обслуживания населения на основе разработки комплекса мероприятий по стандартизации, реализуемых как в сфере ремонта ШиП, так и в сфере эксплуатации у потребителей.
Научная новизна выносимых на защиту положений, формулирующихся в диссертации, заключается в исследовании и разработке:
— классификации показателей качества услуги по ремонту ШиП;
— методики и алгоритма комплексной оценки качества услуги по ремонту ЕМиП;
— основных направлений совершенствования стандартизации и обосновании тенденций ее перспективного развития в сфере ремонта ЕМиП;
— рекомендаций по совершенствованию системы планирования стандартизации в сфере ремонта ШиП;
— методики расчета сравнительной хозрасчетной экономической эффективности стандартизации в сфере ремонта ЕМиП;
— рекомендаций по совершенствованию стимулирования улучшения качества ремонта ШиП, а также методики расчета ожидаемой экономической эффективности внедрения систем материального стимулирования.
Практическая ценность работы. Системная концепция обоснования и разработки классификации показателей качества услуги по ремонту ЕМиП создает необходимые предпосылки для их планирования и обеспечения в отрасли.
Методика и алгоритм комплексной оценки качества услуги по ремонту ЕМиП создают условия для: систематической и объективной оценки показателей качества ремонта ШиП с учетом фактора времени в зависимости от срока эксплуатации и степени их износавыявления причин отклонения показателей качества ремонта ШиП от требований, установленных стандартамиобоснования и разработки прогрессивных показателей качества для их регламентации в разрабатываемых стандартахпроведения сравнительного анализа технического уровня производства ШиП и их ремонта в сфере бытового обслуживания.
Исследование направлений и тенденций совершенствования стандартизации и, в частности, развития комплексной стандартизации будет способствовать повышению научно-методических основ и эффективности стандартизации в отрасли.
Вопросы совершенствования экономических аспектов стандартизации создают необходимые предпосылки для повышения уровня планирования и проведения ее координации на всех уровнях управленияобоснования и выбора наиболее эффективных направлений работ по стандартизациирасчета их экономической эффективности, а также материального стимулирования.
Реализация результатов работы. Практическая значимость основных положений, приведенных в диссертации, подтверждена их реализацией на уровне разработки:
Основных направлений по комплексной системе управления качеством ремонта бытовой техники", утвержденных Минбытом РСФСР 9 октября 1976 г.
Временной методики оценки технического уровня и качества продукции, выпускаемой предприятиями в системе Минбыта РСФСР", утвержденной Минбытом РСФСР 2 августа 1978 г.
Нормативно-технического документа «Организация работ по проведению ведомственного контроля за соблюдением и внедрением стандартов, технических условий, метрологическим обеспечением, качеством услуг и изделий на предприятиях отрасли», утвержденного Минбытом РСФСР 10 марта 1982 г.
Комплексной программы работ Министерства бытового обслуживания населения РСФСР и Российского республиканского управления, Госстандарта по повышению качества услуг и изделий на 1981;1985 гг., утвержденной Минбытом РСФСР 26 декабря 1981 г.
Программы работ по стандартизации в бытовом обслуживании населения на 1982;1986 гг., утвержденной постановлением Госстандарта от 5 августа 1982 г. № 128.
ГОСТ 26 265−84 «Стандартизация в бытовом обслуживании населения. Основные положения» .
Методических рекомендаций ВНИИС. «Бытовое обслуживание населения. Экономическая эффективность стандартизации в службе быта», утвержденных НТК Госстандарта 27 августа 1984 г.
Апробация работы. Основные результаты исследования докладывались на всесоюзных и республиканских конференциях, совещаниях, семинарах:
1. Всесоюзной научно-технической конференции «Основные направления повышения качества и культуры обслуживания населения» (г. Кишинев, 8−9 июля 1975 г.).
2. Республиканском совещании-семинаре «Повышение эффективности функционирования комплексных систем уцравления качеством на предприятиях бытового обслуживания» (г.Белгород, 1−2 июня 1981 г.).
3. Научно-техническом совещании-семинаре «Технический прогресс на предприятиях бытового обслуживания в свете решений Х2У1 съезда КПСС (Московский дом научно-технической пропаганды им. Ф. Э. Дзержинского, 30−31 марта 1982 г.).
4. Всесоюзном совещании-семинаре «Аттестация промышленной продукции и пути ее дальнейшего совершенствования» (г. Москва, ВДНХ СССР, 15−17 июля 1983 г.).
5. Семинаре инженерно-технических работников конструкторско-тех-нологического бюро по ремонту бытовой техники, (г. Орел, 1982 г.).
Структура диссертации. Поставленные цель и задачи исследования определили структуру диссертации, которая состоит из введения, трех глав, выводов, библиографии и приложений.
— 177 -ВЫВОДЫ.
В результате проведенного в диссертации исследования сделаны следующие обоснованные выводы:
1. Показана роль ШиП в решении одной из важнейших социально-экономических задач — повышении благосостояния населения на основе увеличения производства и улучшения качества ШиП, а также развития сферы услуг по их ремонту.
Показана взаимосвязь повышения технического уровня производства ШиП с требованиями к улучшению качества их ремонта. Комплексный подход к решению проблемы улучшения качества ремонта ШиП обусловливает необходимость широкого использования принципов и методов стандартизации.
2. Стандартизация в сфере ремонта ШиП имеет характерные отличия, обусловленные, прежде всего, сущностью услуги по ремонту ШиП, а также различием их объектов стандартизации.
Теоретически обоснована сущность категории качества услуги по ремонту ШиП, исходя из социально-экономической природы услуги,, состоящей из двух взаимосвязанных факторов: цроцесса непосредственного оказания услуги и процесса обслуживания населения, что предопI ределяет принципиальное отличие категории качества услуги от категории качества продукции, а следовательно, формирование показателей качества и методов их оценки. Эта критериальная сущность использована в качестве методологической основы в диссертации не только для обоснования и выбора номенклатуры показателей качества, но и выбора их объектов стандартизации.
3. В результате анализа существующей системы показателей и исследования по обоснованию и выбору номенклатуры показателей качества: разработана классификация показателей качества услуги по ремонту ШиП, в которой наряду с показателями качества оказания услуги включены также и показатели качества обслуживания населения, содержащие: показатели уровня развития отрасли, показатели уровня организации и культуры обслуживания населенияустановлена значимость, а также неоднозначность их оценки: одни из них определяются количественной оценкой в соответствии с требованиями стандартов или нормативов, другие же могут быть оценены лишь аналитическим или экспертным путем. Оценка качества услуги в этих условиях представляет определенную сложность.
4. Исследованы и разработаны методические принципы и алгоритм вычисления комплексной оценки качества услуги по ремонту ШиП с целью: определения единых требований к ремонту однотипных БМиП для их регламентации в стандартах и разработки прогрессивных показателей качества услуги.
5. Расчет комплексной оценки качества услуги по ремонту различных модификаций холодильников, стиральных машин, электропылесосов согласно теоретически разработанному алгоритму показал, что технический уровень их ремонта различен и отстает от современных требований вследствие низкого технического уровня разрабатываемых стандартов. В работе сделан обоснованный вывод о необходимости проведения исследований по совершенствованию стандартизации в сфере ремонта ШиП и обоснованию тенденций ее перспективного развития.
6. Для определения направлений теоретических исследований в этой области проведен анализ существующего состояния стандартизации, в результате которого установлено: стандартизация в сфере ремонта ШиП имеет характерные отличия, обусловленные, прежде всего, сущностью самой услуги, а следовательно, различием их объектов стандартизациирост числа стандартов происходит, в основном, за счет пересмотра ранее действующих без учета оптимизации их требованийстепень охвата услуг по ремонту ШиП незначительна и составля.
— 179 ет лишь 2,8 даже без учета различных модификаций расширяющейся номенклатуры ШиП.
Кроме того, анализ требований к ремонту однотипных ШиП в стандартах союзных республик выявил ряд недостатков существующей практики их разработки, предусматривающих отсутствие единства: терминологии, наименований и структуры разрабатываемых стандартов, требований к ремонту и методам их контроля, различие сроков гарантии, а также отсутствие требований к обслуживанию населения.
7. На основе анализа и исходя из задач проведения исследования обоснованы и сформулированы основные направления и тенденции перспективного развития стандартизации, предусматривающие: повышение научно-технического уровня стандартовисследование научно-обоснованных нормативов по разработке стандартовсовершенствование работ по внедрению стандартов и контролю за их соблюдениемсовершенствование перспективных направлений работ по стандартизации, а также разработку системы отраслевой НТД на основе реализации принципа комплексной стандартизацииразработку рекомендаций по совершенствованию экономических аспектов стандартизации и т. д.
8. С целью реализации направлений и тенденций перспективного развития стандартизации в сфере ремонта ШиП предложены конкретные практические рекомендации по разработке проекта «Программы комплексной стандартизации», предусматривающие разработку системы отраслевой НГД (ГОСТов, ССТов, РД, МУ) на основе упорядочения действующей НТД, ее анализа и обобщения, обоснования и выбора объектов стандартизации, расширения видов и категорий стандартов.
Реализация предложенных рекомендаций предусматривает пересмотр и отмену целого ряда отраслевой НТД, в том числе и республиканских стандартов на отремонтированные ШиП, не соответствующих современному техническому уровню. Ожидаемый экономический эффект от разработки только отраслевых стандартов на общетехнические требования к ремонту однотипных ШиП составит около 100 тыс. руб.
— 180.
9. Разработаны рекомендации по совершенствованию системы планирования стандартизации, в основу которых положены принципы научной согласованности планов работ по стандартизации, а также их согласованность с реальными возможностями отрасли. Рекомендации содержат основные направления и задачи планирования стандартизации и предусматривают порядок разработки проектов текущих и перспективных планов работ республиканской стандартизации, предложений основных направлений государственной стандартизации^ также проектов текущих и перспективных планов работ по стандартизации цредприятий (объединений), головной и базовых организаций по стандартизации и отрасли в целом. Внедрение предложенных рекомендаций позволит повысить уровень планирования стандартизации в отрасли, выявить основные рычаги воздействия на улучшение качества разработки и внедрения стандартов, а также проводить координацию планирования стандартизации в отрасли на всех уровнях управления.
10. Исследованы принципы и разработана методика расчета экономической эффективности стандартизации в сфере ремонта ШиП. Особенность метода состоит в том, что экономический эффект в этой сфере представлен в методике как часть народнохозяйственного эффекта, определяемого на всех этапах создания жизненного цикла ШиП. Он определяется путем расчета хозрасчетного экономического эффекта как в сфере ремонта ШиП, т. е. непосредственно на ремонтном предприятии за счет прироста прибыли от улучшения их технико-экономических показателей, так и в сфере эксплуатации отремонтированных ШиП у потребителей за счет эффекта от улучшения качества ремонта ШиП и обслуживания населения.
Экономический эффект в сфере эксплуатации отремонтированных ШиП представлен в форме социально-экономического, так как он определяется не только в стоимостной форме, но и в форме экономии свободного времени потребителя. Для сопоставимости в стоимостной форме экономия свободного времени потребителя выражена через стоимостной.
— 181 поправочный коэффициент, являющийся эквивалентом I часа свободного времени. Такой подход к оценке экономического эффекта применен впервые.
11. Предложены рекомендации по совершенствованию стимулирования улучшения качества ремонта ШиП, в основу которых положен принцип регулирования размера материального стимулирования в зависимости от обобщенного коэффициента качества с учетом коэффициентов снижения (повышения) при достижении определенных положительных результатов и допущенных дефектов в работе.
12. Исследована и разработана методика расчета ожидаемой экономической эффективности выбора систем материального стимулирования, в основу которой положен принцип определения: показателей и условий премирования в оцениваемый периодсравнение этих показателей с уровнем в базисном периодеоценка экономической эффективности (абсолютной и относительной) выбора систем материального стимулирования в стоимостном выражении.
13. Практическая значимость основных положений, изложенных в диссертации, подтверждена их реализацией, которые были использованы при разработке:
Программы работ по стандартизации в бытовом обслуживании населения на 1982;1986 гг.", утвержденной постановлением Госстандарта от 5 августа 1982 г. JS 128;
Комплексной программы работ Министерства бытового обслуживания населения РСФСР и Российского республиканского управления Госстандарта по повышению качества услуг и изделий на I98I-I985 гг.", утвержденной Минбытом РСФСР 26 декабря 1981 г.;
ГОСТ 26 265−84 «Стандартизация в бытовом обслуживании населения. Основные положения» ;
Методических рекомендаций ВНИИС «Бытовое обслуживание населения. Экономическая эффективность стандартизации в службе быта», утвержденных НТК Госстандарта 27 августа 1984 г.
Список литературы
- Маркс К., Энгельс Ф. Капитал. Критика политической экономии. Соч., т. 23, с. 23−24.
- Маркс К., Энгельс Ф. Теории прибавочной стоимости. Соч., т.26, ч. I, с. 410−416.
- Маркс К., Энгельс Ф. Капитал. Товар и деньги. Соч., т.23, с. 56.
- Маркс К., Энгельс Ф. Деление прибыли на процент и предпринимательский доход. Соч., т. 25, ч. I, с. 409.
- Маркс К., Энгельс Ф. Основной капитал и оборотный капитал. Соч., т. 24, с. 196.
- Маркс К., Энгельс Ф. Теория ренты Рикардо. Соч., т.26,ч.П, с. 261.
- Маркс К. Теория прибавочной стоимости. М., 1955, ч.1, с.388−390.
- Маркс К., Энгельс Ф. К критике политической экономии. Соч., т. 13, с. 14.
- Маркс К., Энгельс Ф. Теории прибавочной стоимости. Соч., т.26, ч. I, с. 215.
- Маркс К., Энгельс Ф. 0 разделении труда. Соч., т. 46, ч. П, с. 217−221.
- П. Маркс К. Капитал, т. I, М., 1978, с. 339.
- Маркс К., Энгельс Ф. Эльдберфельдские речи. Соч., т.2, с. 535.
- Ленин В.И. Что такое друзья народа и как они воюют против социал-демократов. Полн. собр. соч., т. I, с. 288.
- Ленин В.И. УШ Всероссийский съезд Советов. Соч., т.42, с. 154.
- Ленин В.И. Собрание указаний и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. № 61−62, 1929, с. 276.
- Ленин В.И. Развитие капитализма в России. Полн. собр. соч., т. 3, с. 21.
- Ленин В.И. По поводу так называемого вопроса о рынках. Полн. собр. соч., т. I, с. 95.
- Ленин В.И. О придании законодательных функций Госплану. Полн. собр. соч. Изд. 5-е, т. 45, с. 16.
- Ленин В.И. Новый фабричный закон. Полн.собр.соч., т. 2, с. 299.
- Ленин В.И. Очередные задачи Советской власти. Полн.собр.соч., т. 36, с. 187−190.
- Ленин В.И. Карл Маркс. Стоимость. Полн.собр.соч., т.26, с. 189.
- Ленин В.И. Одна из великих побед техники. Полн. собр. соч., т. 23, с. 94.
- Официально-документальные материалы
- Брежнев Л.И. Отчетный доклад ЦК КПСС Ш1 съезду КШС. Политиздат, 1981.
- Брежнев Л.И. Речь на Пленуме ЦК КШС 27 ноября 1979 года. Постановление Пленума ЦК КШС. Политиздат, 1979, с. 20.
- Брежнев Л.И. Вопросы управления экономикой развитого социалистического общества. М., 1977, с. 588.
- Брежнев Л.И. Советские профсоюзы влиятельная сила нашего общества. М., 1977, с. 7.
- Тихонов А.Н. Доклад ХХУТ съезду КШС. «Основные направления экономического и социального развития СССР на 1981−1985 гг. и на период до 1990 года». Политиздат, 1981.
- Материалы ХХУ съезда КШС. М., 1976, с. 166−169.
- Постановление ЦК КШС от 12 июля 1979 г. «О дальнейшем совершенствовании и задачах партийных и государственных органов». М., Политиздат, 1981.
- Постановление ЦК КШС «О работе Министерства бытового обслуживания населения РС? СР по улучшению качества выполнения заказов и повышению культуры обслуживания трудящихся.» «Правда», 1977, 3 февраля.
- Постановление Совета Министров СССР от 4 июня 1974 г. № 465 «О мерах по улучшению организации ремонта бытовых машин и приборов, принадлежащих гражданам». «Правда», июнь, 1974 .
- Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 декабря 1970 года «О повышении роли стандартов в улучшении качества выпускаемой продукции.» «Правда», 1970, 10 декабря.
- Программа Коммунистической партии Советского Союза. М., 1976.
- Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам, т. 6−7, М., Политиздат, 1968.
- Материалы конференций, симпозиумов, совещаний
- З.Х. Материалы первого межреспубликанского семинара-совещания «Пути повышения качества бытового обслуживания населения». Минск, 1976.
- Об основных аспектах оценки качества бытового обслуживания населения. в сб.: Экономические вопросы качества промышленной продукции. Таллин, 1971. АН ЭССР, Ин-тут экономики.
- О влиянии расселения на уровень и качество обслуживания сферы обслуживания населения. в сб.: Региональные аспекты развития сферы обслуживания. М., 1974.
- О цроблеме региональных особенностей развития экономики. в сб.: Проблемы региональных особенностей экономического развития. Новосибирск, 1966, вып. I.
- Основные направления и пути улучшения качества услуг в отрасли бытового обслуживания. Тезисы республиканской конференции.1. Кишинев, 1975.
- Проблемы планирования сферы услуг в условиях развитого социализма. Тезисы докладов. Краснодар, 1973.
- Проблемы развития бытового обслуживания как отрасли народного хозяйства. Тезисы докладов., Таллин., 1973.
- Проблемы бытового обслуживания населения в девятой пятилетке. Тезисы докладов. Краснодар, 1972.
- Себестоимость как один из важнейших показателей региональных особенностей экономического развития районов страны.- в сб.: Региональные особенности издержек промышленного производства. Новосибирск, 1968, вып. 2.
- ЗДО.Служба быта индустриальная отрасль народного хозяйства. Тезисы докладов. Общество «Знание». М., 1980.
- Теоретические основы системы управления качеством бытового обслуживания населения. Рекомендации семинара-совещания. Минск, 1976.
- Цена и качество бытовой услуги. Рекомендации семинара-совещания. Минск, «Полымя», 1976.4. Книги, монографии, статьи
- Антонов А.Н. Вопросы качества услуг по ремонту бытовой техники. М., «Легкая и пищевая промышленность», 1981.
- Абрамов М.А. Бытовая техника и новые формы обслуживания населения. М., «Знание», 1974.
- Азгальдов Г. Г. Потребительская стоимость и ее измерение. М., «Экономика», 1971.
- Азгальдов Г. Г. О применении экспертного метода для измерения качества. «Стандарты и качество», 1969, * I, с. 31−33.
- Балалов В.Д., Низовцев Г. А. Организация и планирование предприятий по ремонту бытовой техники. Изд-во «Легкая индустрия». М., 1968.
- Балалов В.Д. Вопросы совершенствования организации ремонта технически сложных бытовых машин и приборов. М., 1969.
- Базовский И.В. Надежность. Теория и практика. Перевод с англ. М., Изд-во «Мир», 1965.
- Бобров Л.А., Гуков Н. В., Гулевич К. С. Экономика бытового обслуживания. Изд-во «Легкая индустрия», М., 1971.
- Богатин Ю.В., Сульповар Л. Б., Ломазов М. Е. Качество техники и экономика. М., «Экономика», 1973.
- Богатин Ю.В., Сульповар Л. Б. Экономико-математическая модель определения оптимальных сроков службы техники. «Стандарты и качество», 1973, гё 8.
- Богатин Ю.В. .Сульповар Л. Б. Выявление и классификация резервов повышения качества промышленной продукции. «Надежность и контроль качества», 1971, № 10.
- Бодюл А.П. Научно-технический прогресс в отрасли бытового обслуживания населения. МолдНИИТИ., Кишинев, 1972.
- Бойцов В.В. Повышение качества, надежности и долговечности выпускаемой продукции важнейший фактор роста эффективности общественного производства. Материалы научно-технической конференции. Ярославль, 1971.
- Бялковская B.C. Экономические вопросы технического прогресса в машиностроении. М., «Знание», 1967.
- Вавилов А.Н. Экономические проблемы качества техники. М. «Мысль», 1967.
- Ванеев Б.Н. Некоторые недостатки комплексных показателей качества. «Стандарты и качество», 1970, № 4, с. 43−45.
- Верченко В.Р., Кубарев А. И. Стандартизация и единство методов оценки качества изделий. М. Изд-во «Стандартов», 1970.
- Вентцель B.C., Овчаров A.A. Теория вероятности.Физматгиз, 1973.
- Генуков И.А. Требование потребителя основа работы по повышению качества продукции.- «Стандарты и качество», 1976, № 6, с. 56.
- Гличев A.B., Погожев И. В., Шор Я.Б. Актуальные задачи квали-метрии. «Стандарты и качество», 1971, № II, с. 32−34.
- Гличев A.B. Качество продукции и экономика.М.""Знание", 1968.
- Гличев A.B. Экономическая эффективность технических систем. М., «Экономика», 1971.
- Гличев A.B., Панов В. П., Кузьмин В. В. Основные положения методики комплексной экономической оценки повышения качества промышленной продукции. М., «Знание», 1967.
- Гличев A.B. Задачи и результаты работы по созданию системы управления качеством продукции на основе стандартизации. -«Стандарты и качество», 1973, № II, с. 45−48.
- Гличев A.B., Удовиченко Е. Г., Лосицкий О. Г. Комплексные системы управления качеством продукции на основе стандартов предприятий. «Стандарты и качество», 1973, № 4, с. 5−10.
- Горанин А.И. Планирование и стимулирование качества продукции. в кн.: Экономические проблемы качества машин. Минск,
- Наука и техника", 1969, с. 90−141.
- Горанин А.И. Некоторые актуальные вопросы качества бытовых услуг. «Стандарты и качество», 1971, № 12, с. 37−39.
- Горанин А.И. Технический прогресс и экономика предприятий бытового обслуживания. Минск, «Беларусь», 1974, с. 127.
- Горанин А.И. Вопросы классификации бытовых услуг. Минск, «Полымя», 1970, с. 36.430. 1уков Н. В. Экономика предприятий по ремонту бытовых машин и приборов. М., 1972.
- Дербишер A.B. Технологические методы управления качеством продукции. М., Изд-во «Стандартов», 1971.
- Дмитриев В.И. Методологические основы прогнозирования спроса на бытовые услуги. М., 1975, с. 26.
- Дубовиков Б.А. Основы научной организации управления качеством. М., «Экономика», 1966, с. 319.
- Дьяков А., Россинский М. Качество услуг и его проблемы. -«Стандарты и качество», 1972, № 11, с. 22−23.
- Ефремов А.Л., Чугунов Э. Г., Гейхман М. Г. Анализ техническогоуровня современных стиральных машин. ЦНИИТЭИлегпищемаш. М., 1969.
- Жуль Мом. Статистические предвидения. Перевод с французского. М., «Знание», 1966.
- Забелин В.М. Концентрация и специализация промышленности в условиях хозяйственной реформы. «Экономика», 1970.
- Измерение качества продукции. Под ред. А. В. Гличева. М. Изд-во «Стандартов», 1971.
- Калита П.Я. Особенности и перспектива стандартизации в сферебытового обслуживания населения. «Стандарты и качество», 1976, № 7.
- Каргашов К.В. Организация обслуживания населения жилых комплексов и затраты внерабочего времени трудящихся. в сб.:
- Строительство и архитектура", «Наука», M., 1968.
- Карлик Е.М., Градов А. П. Экономический эффект концентрации испециализации производства в машиностроении. Л., «Машиностроение? 1970.
- Качеством можно управлять. Обзор иностранных источников. Изд-во „Стандартов“, M., 1971.
- Кобелев Н.Б., Шатаев И. М. Системное решение проблемы управления в сфере бытового обслуживания населения. M., 1979.
- Колегаев Р.Н. Определение наивыгоднейших сроков службы машин. М., Экономиздат, 1963.
- Комаров В.Е. Сфера обслуживания и народное благосостояние. М., „Знание“, 1973, с. 61.
- Консон A.C. Экономика ремонта машин. Л.""Машиностроение», 1970.
- Корчагин В.П., Сбытова Л. С. Сфера услуг и занятость населения. М., «Экономика», 1970.
- Анализ качества продукции на экономику предприятия. «Финансы», М., 1968.
- Конъюнктурный обзор рынка электробытовых машин и приборов за 1979 год (по номенклатуре, закрепленной за Минлегпищемашем). М., ВНИИКС, 1980.
- Клименко К.И., Рабинович Б. Д. Экономические вопросы стандартизации. М., «Знание», 1970.
- Куплин Л.Г., Бочаров И. П., Серкова М. В. Методические вопросы определения показателей качества и эффективности работы предприятий. в кн.: Экономические проблемы повышения качества продукции. М., Изд-во «Стандартов», 1968.
- Левин А.И. Социально-экономические проблемы спроса населения в СССР. М. «Мысль», 1969.
- Ломазов М.Е. Экономические проблемы стандартизации и повышения качества товаров народного потребления. М. «Экономика», 1976.
- Ломазов М.Е., Швандар В. А. Рост производства и повышение качества товаров народного потребления. М. «Экономика», 1981.
- Ломазов М.Е., Богатин Ю. В., Сульповар Л. Б. Качество техники и экономика. М., «Экономика», 1973.
- Ломазов М.Е. Экономическая эффективность товаров народного потребления. М., Изд-во «Стандартов», 1969.
- Львов Д.С. Экономика качества продукции. М., «Экономика», 1972.
- Любатов Ю.В. 0 средних взвешенных оценках качества. «Стандарты и качество», 1972, № 7, с. 48−51.
- Максимов Э.Б. Основные принципы комплексного управления качеством продукции в отрасли. М., «Знание», 1972, с. 62.
- Майер В.Ф. Доходы населения и рост благосостояния народа. М., «Мысль», 1981.
- Методические указания по оптимизации технико-экономическогоуровня качества изделий бытового назначения. М., ВНИИНМАШ, 1975.
- Методика оценки уровня качества продукции при помощи комплексных показателей и индексов. Изд-во ВНИИС, М., 1979.
- Методика оценки уровня качества промышленной продукции. М., ВНИИНМАШ, 1971.
- Методика применения экспертных методов для оценки качества продукции. Изд-во ВНИЖ., М., 1973.
- Методика определения экономической эффективности повышения качества продукции. Изд-во ВНИИС и ИЭ АН СССР. М., 1967.
- Методика экономической эффективности стандартизации. Изд-во ВНИИС. М., 1967.
- Налимов В. В. Чернова И.А. Статистические методы планирования экстремальных экспериментов. М., «Наука», 1965.
- Научно-технические и экономические аспекты стандартизации и повышения качества продукции. М. Изд-во «Стандартов», 1969.
- Низовцев Г. А. Резервы повышения эффективности ремонта бытовой техники. М., 1968.
- Огрызков В.М. Правовое регулирование качества продукции. М.
- Отраслевая методика определения технического уровня и качества сложной электробытовой техники. Киев, ВНИИЭКИЭМП, 1973.
- Петухов Р.М. Методика экономической оценки износа и сроков службы машин. М., «Экономика», 1965.
- Предложения по производству электробытовых изделий в стране на период до 1990 г. (по номенклатуре, закрепленной за Мин-легпищемашем). Кишинев, 1981.
- Правдин Д.И., Харин В. Д. Экономическое стимулирование в сфере обслуживания. М. «Экономика», 1970, с. 166.
- Промин Б.А. Концентрация и специализация производства бытовых услуг промышленного характера. М., 1967.
- Пруденский Г. А. Проблемы рабочего и внерабочего времени. М., 1972, с. 246−247.
- Райхман Э.П. Некоторые недостатки методик комплексной оценки качества изделий машиностроения. «Стандарты и качество», 1969, № I, с. 31−33.
- Ристлан Р.Э. Об основных аспектах оценки качества бытового обслуживания населения. в сб.: Экономические вопросы качества промышленной продукции. Таллин, 1971, АН СССР, ин-тут экономики, с. 109−117.
- Ристлан Р.Э. Качество бытового обслуживания и пути его повышения (методологические проблемы). Тарту, 1973 (Тартуский гос. ун-т)., с. 41.
- Ристлан Р.Э. Теоретические основы системы управления качеством бытового обслуживания населения. в сб. Рекомендации семинара-совещания. Минск, 1976, с. 17.
- Сиськов В.И. Экономико-статистическое исследование качества продукции. М., «Статистика», 1971.
- Смирнова К.В. Стимулирование труда в службе быта. М., «Экономика», 1972, с. 62.
- Справочник по вероятностным расчетам. М., «Воениздат», 1970.
- Сульповар Л.Б., Беспалов И. А. Методологические вопросы определения экономической эффективности стандартизации. М., «Знание», 1972.
- Сульповар Л.Б. Основные направления исследований экономической эффективности. в сб. Экономические проблемы повышения качества продукции. Изд-во «Стандартов», 1968.
- Сульповар Л.Б. О критерии народнохозяйственной эффективности стандартизации. «Стандарты и качество», № I, 1968.
- Сфера услуг в экономике США. М., «Наука», 1971.
- Ткаченко В.Б. Комплексная стандартизация основа обеспечения качества продукции. — «Стандарты и качество», № 9, 1971.
- Федоров М.В. Оценка качества товаров народного потребления, проблемы, методы. М., «Экономика», 1972.
- Федоров М.В. Комплексный критерий качества. «Техническая эстетика», № 5, 1967.
- Фесенко P.A., Лисичкин В. А. Прогнозирование научно-технического прогресса на основе переработки научно-технической информации. М., 1969.
- Френкель A.A., Кильдышев Г. С. Анализ временных рядов и прогнозирование. М., «Статистика», 1973, с. 26.
- Швырков В.В. Экономико-математический анализ потребительского спроса. Изд-во М1У, 1966, с. 178.
- Шор Я. Б. Методы комплексной оценки качества продукции. М., «Знание», 1971.
- Шутов И.Н. Личное потребление при социализме. М.,"Мысль", 1972.
- Шухгальтер Л.Я. Технический уровень и качество продукции. М., «Знание», 1965.
- Цофин X. Возрастание сферы услуг в жизни общества. «Промышленность Белоруссии», 1972, }Ь 13, с. 74.
- Экономические проблемы стандартизации и повышения качества продукции. М., Изд-во «Стандартов!1, 1970.
- Юлл Д.Э., Кэндал М. П. Теория статистики. М.""Статистика», i960.4100. Яковлев В. А. Пути повышения эффективности системы бытового обслуживания.населения. Ростов-на-Дону, 1965.
- Нормативно-технические документы
- ГОСТ 1.0−68 ГОСТ 1.5.68. Государственная система стандарти- • зации. М., Изд-во «Стандартов», 1968.
- ГОСТ 15 467–70. Качество продукции. Термины, йзд-во «Стандартов», М., 1970.
- ГОСТ 16 431–70. Качество продукции. Показатели качества и методы оценки уровня качества продукции. Термины и определения. М., Изд-во «Стандартов», 1970.
- ГОСТ 17 341–71. Качество продукции. Основные понятия управления. Термины и определения. М., Изд-во «Стандартов», 1971.
- ГОСТ 19 504–74. Система технического обслуживания и ремонта техники. Порядок сдачи в ремонт и приемки из ремонта. Общие требования. М., Изд-во «Стандартов», 1974.
- ГОСТ 20 831–75. Система технического обслуживания и ремонта техники. Порядок проведения работ по оценке качества отремонтированных изделий. М. Изд-во «Стандартов», 1975.
- ГОСТ 21 571–76. Система технического обслуживания и ремонта техники. Методы определения допускаемого отклонения параметра технического состояния и прогнозирования остаточного ресурса составных частей агрегатов машин. М., Изд-во «Стандартов», 1976.
- ГОСТ 22 352–77. Установление и исчисление гарантийных сроков в стандартах и технических условиях. М., Изд-во «Стандартов», 1977.
- ГОСТ 19 732–74. Экономическая эффективность стандартизации. Методы сбора, анализа и обработки данных для определения экономической эффективности внедрения стандартов. М., Изд-во «Стандартов», 1974.
- ГОСТ 19 539–74. Экономическая эффективность стандартизации. Методы определения затрат на разработку стандартов. М., Изд-во «Стандартов», 1974.
- ГОСТ 21 340–75. Экономическая эффективность стандартизации. Методы определения затрат на внедрение стандартов на продукцию. М., Изд-во «Стандартов», 1975.
- ГОСТ 20 780–75. Экономическая эффективность стандартизации. Методы определения фактической экономической эффективности действующих стандартов. М., Изд-во «Стандартов», 1975.
- ГОСТ 14.005−75. Единая система технологической подготовки производства. Методы расчетов экономической эффективности. М., Изд-во «Стандартов», 1975.
- ГОСТ 20 779–75. Экономическая эффективность стандартизации. Методы определения. Основные положения. М., Изд-во «Стандартов», 1975.