Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Правовое регулирование использования трансграничных месторождений полезных ископаемых

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, шести параграфов и заключения. Диссертант счел необходимым выделить в своем исследовании три взаимосвязанных и взаимодополняющих тематических направления. Каждое из них представлено в диссертации отдельной главой. Первое направление — это анализ специфики трансграничного месторождения как особого, нетрадиционного… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Особенности правового регулирования использования трансграничных месторождений
    • 1. Понятие и виды трараничных морождений
    • 2. Методы правового регулирования и формы организации ользования трараничных морождений
  • Глава 2. Создание законодательной основы регулирования использования трансграничных месторождений в России
    • 1. Нерешенные проблемы законодателва о недрах
    • 2. Задачи и направления формирования законодательства о трараничных морождениях
  • Глава 3. Опыт правового регулирования использования трансграничных месторождений за рубежом и в международных договорах
    • 1. История развития законодательства о трансграничных морождениях за рубежом
    • 2. Международно-правовое регулирование использования трараничных морождений

Правовое регулирование использования трансграничных месторождений полезных ископаемых (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Под «трансграничными месторождениями» (далее — ТГМ) в зарубежной практике недропользования понимаются месторождения, пересекаемые различными границами — межгосударственными, внутригосударственными, границами участков пользователей недр, а также иными границами, разделяющими территории с различными правовыми режимами.

Как правило, термин «трансграничное месторождение» подразумевает месторождение углеводородного сырья, т. е. месторождение, содержащее запасы нефти, газа или газового конденсата. Причина особого отношения к углеводородным ТГМ заключается в том, что при определенных геологических и физико-химических условиях нефть и газ способны перемещаться в горных породах и пересекать установленные на поверхности границы. Фактор миграции углеводородного сырья, залегающего в недрах пограничных участков, предельно осложняет правовое регулирование их использования.

В результате нередко возникает ситуация, когда месторождение можно разрабатывать с любой стороны границы, и углеводороды, залегающие в недрах одного участка месторождения, могут быть извлечены пользователем сопредельного участка. Такая их особенность является основной причиной споров, конфликтов и даже войн во многих частях земного шара.

Твердые полезные ископаемые этой особенностью не обладают, поэтому подобных споров в отношении них, как правило, не возникает.

Актуальность диссертационного исследования. Растущее значение углеводородных источников энергии в мировой экономике означает, что потребность в этом относительно дешевом топливе будет расти. В результате будет также возрастать и необходимость развивать трансграничные энергетические ресурсы, вследствие чего будут обостряться связанные с ними конфликты. Россия — одно из наиболее крупных нефтедобывающих государств мира, экономика которого все еще не преодолела сырьевую зависимость. Существенная задержка освоения ТГМ, связанная с отсутствием адекватной правовой базы использования таких месторождений, негативно сказывается на экономике России. Конфликты вокруг ТГМ требуют скорейшего разрешения.

В представленной диссертации автором с учетом международно-правового и внутригосударственного опыта регулирования использования ТГМ в разных странах представлены наиболее проверенные и оправдавшие себя принципы, формы и методы такого регулирования. Они подвергнуты тщательному анализу, который позволил выделить те из них, которые соответствуют условиям недропользования в России. На их основе могут быть сформулированы нормы законодательства об использовании ТГМ, в которых крайне нуждается отечественное недропользование.

Но простое дополнение действующего в России законодательства о недрах нормами о регулировании использования ТГМ, по убеждению диссертанта, само по себе не решит проблемы. Дело в том, что действующее законодательство, основу которого образует Закон «О.

1 ^ недрах", принятый в 1992 году еще до новой Конституции РФ и.

Гражданского кодекса РФ, 3 обладает существенными недостатками, которые тормозят эффективное использование ископаемых ресурсов страны. В диссертации анализируется, какие именно недостатки законодательства и почему будут препятствовать успешной реализации норм о ТГМ и предлагаются пути преодоления этих недостатков. Задачу создания специального законодательства об использовании ТГМ нельзя считать локальной, обособленной.

1 Закон РФ «О недрах» № 2395−1 от 21 февраля 1992 года // Собрание законодательства РФ от 06.03.1995. № 10. Ст. 823.

2 Конституция РФ от 12 декабря 1993 года // Российская газета. № 237 от 25.12.1993.

3 Гражданский кодекс РФ (первая часть) № 51-ФЗ от 30 ноября 1994 // Собрание законодательства РФ от 05.12.1994. № 32. Ст. 3301.

В России трансграничные месторождения нефти и газа классифицируются в зависимости от того, какими границами они разделяются: 1) межгосударственными, 2) внутригосударственными, 3) границами сопредельных участков недр. В зависимости от вида границ, можно говорить о трех основных аспектах проблемы ТГМ: международном, региональном (административно-территориальном) и недропользовательском.

В международном аспекте задача разработки специального правового режима при освоении ресурсов углеводородов остро стоит, прежде всего" в отношении приграничных акваторий Российской Федерации, в частности, в отношении Каспия и Азово-Черноморского бассейна. В настоящее время трансграничные объекты, как на сухопутной, так и на морской границе России, разрабатываются без учета практики регулирования, используемой за рубежом. Обычно международными договорами предусматриваются в отношении трансграничных объектов специальный таможенный и налоговый режим, единый план разработай месторождения, необходимость заключения специального соглашения между недропользователями и т. п. Что касается России, то разработка ТГМ, часть которых расположена на ее территории, зачастую не предусматривает заключения с сопредельными государствами договоров о согласованной и скоординированной разработке ТГМ и принятии во исполнение этих договоров специальных норм национального законодательства, обязывающих пользователей ТГМ заключать между собой соглашения о сотрудничестве при разработке своих участков ТГМ (так называемых юнитизационные соглашения). По причине отсутствия таких договоров и соглашений в настоящее время практически «заморожена» разработка целого ряда трансграничных месторождений в силу неурегулированных правовых вопросов.

В региональном аспекте проблема ТГМ заключается в том, что пользователь ТГМ, пересекаемого границами субъектов РФ, находясь на территории одного субъекта РФ, может добывать нефть из участка недр, расположенного на территории другого субъекта РФ. В этом случае запасы второго субъекта РФ истощаются, не принося ему никакого дохода, поскольку налоги и ренту получает тот субъект РФ, с территории которого эта нефть была извлечена. «Недобор» 4−5% запасов крупного месторождения означает потерю субъектом РФ 15−20 млн долл. в год.

Проблема ТГМ выходит за рамки экономики. Это также и социальная проблема, притом достаточно острая, поскольку речь идет об одном из наиболее крупных источников формирования национального дохода. Она не ограничивается рамками субъектов РФ, на территории которых расположено ТГМ, и получающих налоги и ренту от эксплуатации ТГМ. Преобладающая часть этих средств идет в федеральный бюджет и служит удовлетворению социально-экономических потребностей всей страны. Если пользователи ТГМ одного из субъектов РФ получают доход, который должен принадлежать не им, а пользователям ТГМ другого субъекта РФ, то у первых пропадает мотивация к расширению производства, инвестированию капитала, развитию минерально-сырьевой базы. То же самое происходит и у «проигрывающих» пользователей ТГМ из сопредельного субъекта РФ, но по иным причинам. Поскольку они не получают того дохода, на который рассчитывали, у них хронически не достает средств на инвестирование капиталовложений, модернизацию, расширение минерально-сырьевой базы производства. В итоге и первые, и вторые работают недостаточно эффективно, отчего страдают бюджеты всех уровней и, соответственно, не выполняются важнейшие социальные программы государства.

Третий аспект использования ТГМ является исключительно важным для индивидуальных недропользователей. В отсутствие законодательного урегулирования данного вопроса или соглашений между несколькими недропользователями, разрабатывающими одно месторождение, любой из них, как инвестор, вкладывающий капитал в разработку участка ТГМ, не защищен от возможных потерь, связанных с получением меньшего объема добычи по сравнению с ожидаемым.

Нерешенность проблемы ТГМ во всех трех ее аспектах стала результатом целого ряда ошибок, допущенных при формировании нормативной базы законодательства, несогласованности норм конституционного, гражданского законодательства и законодательства о недрах, противоречий федерального законодательства и законодательства субъектов федерации. Однако главной причиной неэффективности законодательства о недрах в целом является неурегулированность многих основных отношений недропользования, отсутствие необходимых законодательных актов, а также отсутствие концепции развития отдельных важных отношений в сфере недропользования, нормативных актов, обеспечивающих порядок и процедуру применения законодательства о недрах.4.

Формирование полноценной законодательной базы в России должно обеспечить эффективный государственный контроль и надзор за рациональным использованием ТГМ, а также деятельностью недропользователей. Определенным ориентиром в развитии российского законодательства о ТГМ может стать зарубежный опыт. В зарубежных странах (США, Великобритания, Австралия и др.) регулирование использования трансграничных месторождений углеводородов посредством объединения пользователей ТГМ и разработки месторождения по единой схеме является одним из важнейших элементов отношений недропользования. Термин «юнитизация» (unitizationобъединение) хорошо известен законодательству о недрах многих стран мира. На актуальность заимствования этого института для Российской Федерации уже указывалось в научной литературе в течение последних.

4 См.: Клюкин Б. Д. Законодательная база горного права РФ: современные проблемы и пути совершенствования // Нефтегаз, энергетика и законодательство 2001 — 2002. Информационно-правовое издание топливно-энергетического комплекса России. С. 8. нескольких лет.5 Интеграция страны и ее ведущих отраслей в мировую экономику сегодня становится необходимостью.

Зарубежный опыт показывает, что пользователи недр углеводородных ТГМ обычно заинтересованы в специальном регулировании разработки трансграничных месторождений с целью увеличения добычи и оптимизации затрат. Заинтересовано в таком регулировании и государство, т.к. увеличиваются государственные доходы от разработки ТГМ и улучшается контроль за состоянием окружающей среды. Напротив, при отсутствии специального регулирования возникает ряд проблем, снижающих эффективность эксплуатации месторождений как для государства, так и для пользователей недр. За рубежом система законодательства о регулировании в области использования трансграничных месторождений имеет полный набор необходимых нормативных актов либо систему конкретных судебных прецедентов, которые относятся ко всем недропользователям и применяются для регулирования отношений недропользования. В ряде стран разработано специальное законодательство, прямо обязывающее пользователей недр сотрудничать при эксплуатации трансграничных месторождений углеводородов.

Современная российская правовая наука и, в частности та ее часть, которая занимается вопросами правового регулирования недропользования, крайне бедна работами, посвященными трансграничным месторождениям, их правовому статусу и режиму. Немногие отечественные исследования в этой области практически полностью перечислены в библиографических источниках настоящей диссертации и использованы в ней. Часть таких работ написана самим диссертантом.

5 См., например: Ульянов В., Дьячкова Е. Трансграничные месторождения: проблемы правового регулирования // Нефть, Газ и Право. 1999. № 4 (28) — Ульянов В., Дьячкова Е. Юнитизация. Форма сотрудничества при освоении трансграничных ресурсов нефти и газа // Нефть России. 1998. № 10−11.

Настоящая диссертация призвана в определенной степени восполнить недостаток представлений об особенностях правового регулирования использования трансграничных месторождений. Автор, тщательно изучив мировой опыт в этой области и учтя особенности российского недропользования, попытался сформулировать принципы, методы и формы правового регулирования ТГМ, которые могут быть положены в основу российского законодательства о трансграничных месторождениях.

Цель диссертационного исследования — проанализировать наиболее существенные особенности правового регулирования использования ТГМ и определить на его основе принципы, формы и методы такого регулирования. Указанная цель достигается:

1) обоснованием преимуществ совместной разработки ТГМ по единому плану всеми недропользователями,.

2) разработкой концепции Закона о ТГМ,.

3) анализом опыта иностранных государств в сфере правового регулирования использования ТГМ.

Предметом диссертационного исследования является изучение состояния и способности российского законодательства к регулированию использования трансграничных месторождений углеводородов. Современная практика регулирования показала, что когда месторождение углеводородов расположено на одном участке и право на его освоение принадлежит одному недропользователю, серьезных проблем не возникает. Проблемы, и очень серьезные, возникают в тех случаях, когда такое месторождение поделено между несколькими пользователями. Они становятся еще острее и требуют специального регулирования, когда месторождение пересекается границами различных административно-территориальных образований (в Российской Федерации — границами субъектов РФ), не говоря уже о межгосударственных границах.

Обычный здравый смысл, а также хорошо развитая зарубежная практика недропользования подсказывают, что трансграничное месторождение углеводородов должно осваиваться как единый природно-геологический комплекс. И это требует единого законодательно установленного технологического и природоохранного режима, общих методов разработки ТГМ. Регулирование использования ТТМ как единого комплекса — это тоже предмет исследования в диссертации.

Методология диссертационного исследования. Методологической основой данного исследования стали формально-логический, исторический, сравнительно-правовой и системно-аналитический методы.

Теоретическую основу диссертационного исследования составляют научные труды:

— дореволюционных российских ученых (в частности, князя Абамелек-Лазарева, А. Штофа),.

— современных российских специалистов (A.A. Арбатова, А. Н. Вылегжанина, Е. А. Дьячковой, И. А. Иконицкой, Б. Д. Юпокина, A.A. Конопляника, О. И. Крассова, М. И. Махлиной, Е. В. Новиковой, С. А. Сосны и др.), а также.

— современных зарубежных специалистов (Р. Банди (Rodman R. Bundy), Дж. Блейка (Blake G.H.), M. Валенсии (Valencia M.J.), У. Кнедлика (Will R. Knedlik), Б. Крамера (Bruce M. Kramer), P. Лагони (Rainer Lagoni), П. Мартина (Patrie H. Martin), У. Онорато (Onorato W.T.), Ф. Пондавена (Pondaven Ph.), T. Рейнолдса (Thomas A. Reynolds), 4. Робсона (Charles Robson), M. Стейли (Marlene A. Staley), Дж. Торселла (Thorsell J.), Г. Фокса (Fox H.), О. Шахтера (Oscar Schachter), A. Шекли (Alberto Szekely) и др.).

Научная новизна диссертационного исследования. За исключением отдельных фрагментарных работ (статей) в российской правовой теории отсутствуют исследования, посвященные особенностям правового регулирования использования ТГМ. Представляемая диссертация является первым комплексным монографическим исследованием в данной области.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Правовое регулирование использования трансграничных месторождений углеводородного сырья — особая сфера отношений недропользования, неурегулированная действующим российским законодательством о недрах. Отсутствие законодательных норм об использовании ТГМ нарушает права и интересы участников освоения ТГМ и тем самым сдерживает добычу углеводородного сырья в России. Законодательные нормы об использовании ТГМ должны быть сформулированы исходя из трех принципиальных положений. Первое требует, чтобы все участники освоения ТГМ придерживались единого производственно — технологического режима использования месторождения. Второе положение сводится к тому, что ТГМ должно рассматриваться как единый объект правового регулирования. Для реализации этих положений используется третий принцип, предусматривающий необходимость скоординированных и согласованных действий пользователей ТГМ. Основным и широко распространенным способом такой координации и согласования интересов пользователей ТГМ является так называемая «юнитизация», которая предусматривает сотрудничество пользователей ТГМ на основе их объединения и освоения ими ТГМ по единому, общему плану. С учетом особенностей российского недропользования метод юнитизации может успешно применяться и в России.

2. Природа объединения пользователей ТГМ в каждом конкретном случае определяется составом субъектов прав на трансграничное месторождение. Когда ТГМ пересекается границами суверенных государств, возникает международная трансграничность. При этом объединение пользователей таких ТГМ основано на двухили многостороннем международном договоре, в котором в основных чертах согласовывается общий порядок использования ТГМ. В федеративных государствах, подобных России, возникает трансграничность второй разновидности, когда ТГМ пересекает общую административную границу субъекты федерации. Объединение пользователей ТГМ в этом случае может быть достигнуто посредством договоренности сопредельных субъектов федерации о скоординированных действиях по регулированию деятельности недропользователей на основе федерального законодательства или собственного законодательства субъектов федерации. На низшем (третьем) уровне регулирование использования ТГМ происходит посредством объединения непосредственных обладателей прав пользования недрами на ТГМкоммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей.

3. Регулирование использования ТГМ на уровне непосредственных пользователей недр осуществляется посредством двух различных по своей правовой природе методов: административно-правового и гражданско-правового. Первый выражается через предписание пользователю осваивать свой участок ТГМ в сотрудничестве с пользователями других участков ТГМ. Второй метод воплощается в гражданско-правовом договоре между самими недропользователями о согласовании их действий, заключаемом во исполнение предписания государства либо добровольно.

4. Диссертант формулирует собственную концепцию будущего федерального закона о трансграничных месторождениях нефти и газа, излагает его структуру и основные положения. Законодательство о ТГМ должно как минимум содержать следующие основные положения: законодательное определение ТГМ (применительно к сухопутным месторождениям и месторождениям в акваториях) — специальные ограничения на пользование ТГМособые требования к охране окружающей природной среды ТГМусловия о заключении пользователями ТГМ юнитизационного соглашенияположения о порядке объединения участков ТГМналичие оператора объединенной территории, его права и обязанностиподготовка единого плана разработки объединенной территории ТГМположения о долевом участии пользователей ТГМ в общих расходах и доходахпорядок уплаты налогов и рентных платежей пользователями ТГМ и др.

5. Принятие законодательства о ТГМ само по себе не решает до конца проблему правового регулирования использования ТГМ, потому что недостатки действующего законодательства о недрах не позволяют эффективно осуществлять такое регулирование. В связи с этим необходимо внести изменения в действующее законодательство:

— уточнить соотношение таких понятий как собственность на недра и предметы ведения в сфере недропользования;

— отказаться от принципа «двух ключей», в частности при использовании ТГМ;

— регламентировать соотношение административно-правовых и договорных форм регулирования отношений недропользования;

— усилить гражданско-правовые начала в регулировании отношений недропользования;

— установить оптимальные формы регулирования использования ТГМ с учетом вышеизложенного.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Теоретическая и практическая значимость проведенного исследования определяется его актуальностью и новизной. Сформулированные в диссертации положения могут быть использованы при разработке законодательства об использовании ТГМ. Теоретические выводы и суждения, высказанные в диссертации, могут найти применение в научно-исследовательской работе и законотворческой деятельности в области недропользования.

Апробация результатов диссертационного исследования. Основные положения, выводы и рекомендации, сделанные в диссертации, отражены в опубликованных работах диссертанта.

Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, шести параграфов и заключения. Диссертант счел необходимым выделить в своем исследовании три взаимосвязанных и взаимодополняющих тематических направления. Каждое из них представлено в диссертации отдельной главой. Первое направление — это анализ специфики трансграничного месторождения как особого, нетрадиционного объекта правового регулирования, оценка форм и способов такого регулирования. Второе направление исследования имеет целью охарактеризовать состояние действующего российского законодательства о недрах с тем, чтобы выяснить, насколько оно готово обеспечить эффективное регулирование использования ТГМ, и предложить пути его реформирования. Задача третьего направления исследования состоит в том, чтобы проанализировать историю развития зарубежного законодательства об использовании ТГМ на предмет целесообразности заимствования его основных положений российским законодательством о недрах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На сегодняшний день в России из-за отсутствия законодательства, предусматривающего согласованный порядок освоения ТГМ и возможность объединения входящих в него участков недр, инвестор, вкладывающий капитал в освоение своего участка ТГМ, законодательно не защищен от возможных потерь, связанных с получением меньшего объема добычи по сравнению с ожидаемым. Это существенный пробел российского законодательства, так как на примере других добывающих государств можно видеть многообразие возможных договорно-правовых способов урегулирования отношений недропользователей при разработке таких месторождений (юнитизационные соглашения, совместные операционные соглашения, договоры о создании совместного предприятия).

Оценивая текущие и будущие проблемы освоения трансграничных месторождений углеводородов, надо быть готовым развивать сотрудничество участников отношений недропользования как способ предотвращения конфликтов между ними. Наиболее часто они возникают тогда, когда одна сторона не прислушивается к проблемам другой стороны. Основываясь на том, что уже сегодня известно о трансграничных месторождениях, можно точно предсказать, где завтра может возникнуть конфликт. Чтобы избежать его, необходимо заблаговременно создать правовой режим использования трансграничных природных ресурсов.

Закономерный вопрос — как избежать разногласий при использовании ТГМ в России. Думается, что так же, как это принято в других странах и на международном уровне, т. е. при помощи совместной разработки ТГМ всеми его пользователями по единому плану, иными словами посредством юнитизации. При юнитизации отношения недропользователей регулируются юнитизационным законодательством, в соответствии с которыми они сотрудничают друг с другом и заключают между собой юнитизационные соглашения. Наличие юнитизационного законодательства является гарантией защиты права собственности на полезные ископаемые, извлекаемые из недр полученного в пользование участка. При этом участники освоения ТГМ (как государства, так и пользователи) должны принимать во внимание интересы друг друга и вести переговоры на основе принципов равноправия и справедливости.

Но справедливое удовлетворение интересов пользователей ТГМлишь одна из задач юнитизации. Другая, не менее важная, связана с соблюдением интересов общества и государства. Только юнитизация позволяет обеспечить бережное, целесообразное и эффективное использование невозобновляемых природных ресурсов, какими являются нефть и газ, предотвратить ущерб окружающей природной среде, увеличить вклад нефтегазовой отрасли в социально-экономическое развитие страны.

Юнитизация является важным механизмом при освоении нефтегазовых месторождений, дающим значительные преимущества, которые никогда не были бы получены при разработке каждого участка месторождения в отдельности. При этом применяются как административные, так и гражданско-правовые методы регулирования. Различные формы объединений недропользователей ТГМ зависят от конкретных условий.

В последнее время проявляется тенденция к развитию юнитизационного законодательства, направленного на обязательную (принудительную) юнитизацию. Она дает возможность государству заставить объединиться недропользователей, нежелающих по разным причинам совместно сотрудничать при разработке ТГМ. Очевидно, что российскому законодателю было бы целесообразно выработать оптимальные формы принудительной и добровольной юнитизации.

В рамках российского гражданского законодательства недропользователи уже сегодня могут заключать соглашения о совместной разработке соседствующих участков, которые защитили бы их от возможных потерь при добыче углеводородного сырья. Они гарантировали бы каждому недропользователю право собственности на углеводороды, которые содержатся в недрах его участка, даже в том случае если они были добыты с поверхности соседнего участка.

В заключении хотелось бы отметить, что процесс разработки юнитизационного законодательства в России сдвинулся с мертвой точки. Причем работа ведется сразу на двух уровнях: национальном (внутри России), и международном. Пока большего успеха удалось достигнуть при решении проблем ТГМ на международном уровне. Об этом свидетельствуют, в частности, приводившиеся в диссертации примеры международного сотрудничества. И хотя неизвестно, как много времени займет разработка и согласование необходимых «внутренних» российских юнитизационных законодательных актов, думается, что недропользователи трансграничных месторождений теперь могут надеяться, что их интересы будут защищены на государственном уровне.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 года // Российская газета. № 237 от 25.12.1993
  2. Бюджетный кодекс РФ № 145-ФЗ от 31 июля 1998 // Собрание законодательства РФ от 03.08.1998. № 31. Ст. 3823
  3. Гражданский кодекс РФ (первая часть) № 51-ФЗ от 30 ноября 1994 // Собрание законодательства РФ от 05.12.1994. № 32. Ст. 3301
  4. Закон РФ «О недрах» № 2395−1 от 21 февраля 1992 года // Собрание законодательства РФ от 06.03.1995. № 10. Ст. 823
  5. Федеральный закон РФ «О континентальном шельфе Российской Федерации» № 187-ФЗ от 17 декабря 1998 года // Собрание законодательства РФ от 04.12.1995. № 49. Ст. 4694
  6. Федеральный закон РФ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» № 191-ФЗ от 30 ноября 1995 года // Собрание законодательства РФ от 21.12.1998. № 51. Ст. 6273
  7. Федеральный закон РФ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» № 155-ФЗ от 31 июля 1998 года // Собрание законодательства РФ от 03.08.1998. № 31. Ст. 3833
  8. Федеральный закон РФ «О соглашениях о разделе продукции» № 225-ФЗ от 30 декабря 1995 года // Собрание законодательства РФ от 01.01.1996. № 1. Ст. 18
  9. Закон РФ «О государственной границе Российской Федерации» № 4730−1 от 1 апреля 1993 года // Ведомости СНД и ВС РФ от 29.04.1993. № 17. Ст. 594
  10. Федеральный закон РФ «О международных договорах Российской Федерации» № 101-ФЗ от 15 июля 1995 года // Собрание законодательства РФ от 17.07.1995. № 29. Ст. 2757
  11. И.Федеральный закон РФ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» № 41-ФЗ от 26 марта 1998 года // Собрание законодательства РФ от 30.03.1998. № 13. Ст. 1463
  12. Договор о дружбе между РСФСР и Ираном (Персией) от 26 февраля 1921 года // Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства от 12.12.1921. № 73. Ст. 597
  13. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Азербайджан о разграничении сопредельных участков дна Каспийскогоморя от 23 сентября 2002 года // Собрание законодательства РФ от 07.07.2003. № 27 (часть I). Ст. 2704
  14. Соглашение между СССР и США о разграничении морских пространств в Беринговом и Чукотском морях от 1 июня 1990 года // Московский журнал международного права. 2000. № 1. С. 155−159
  15. Соглашение о сотрудничестве в области изучения, разведки и использования минерально-сырьевых ресурсов, подписанное МПР России и Министерством экологии и природных ресурсов Украины 10 октября 2002 года
  16. Положение о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденное постановлением Верховного Совета РФ № 3314−1 от 15 июля 1992 года // Ведомости СНД и ВС РФ от 20.08.1992. № 33. Ст. 1917
  17. Постановление Правительства РФ «Об утверждении списка стратегических видов полезных ископаемых, сведения о которых составляют государственную тайну» № 210 от 2 апреля 2002 года // Собрание законодательства РФ от 08.04.2002. № 14. Ст. 1310
  18. Распоряжение Правительства РФ об утверждении перечня основных видов стратегического минерального сырья № 50-р от 16 января 1996 года // Собрание законодательства РФ от 22.01.1996. № 4. Ст. 390
  19. Инструкция о порядке предоставления горных отводов для разработки газовых и нефтяных месторождений, утверждена Постановлением Госгортехнадзора России № 35 от 11 сентября 1996 года // Российские вести от 17.10.1996. № 197
  20. Методические указания по участию органов Госгортехнадзора России в лицензировании пользования недрами, утверждены Постановлением Госгортехнадзора России № 28 от 29 мая 2000 года
  21. Приказ МПР РФ «О реализации Соглашения о приграничном сотрудничестве в области изучения, освоения и охраны недр» № 98 от 1 марта 2002 года
  22. Распоряжение МПР РФ «О порядке выдачи лицензий» № 123-р от 31 декабря 1998 года
  23. Распоряжение МПР РФ «Об организационном обеспечении государственной системы лицензирования пользования недрами» № 367-р от 21 мая 2001 года
  24. Приказ МПР РФ «Об утверждении временного распределения функций в области лицензирования пользования недрами между МПР России и его территориальными органами» № 11 от 15 января 2002 года
  25. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации по делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай № 10-П от 7 июня 2000 года // Собрание законодательства РФ от 19.06.2000. № 25. Ст. 2728
  26. Определение Верховного суда РФ по делу № 45-Г00−35 от 18 января 2001 года35.(1974) United Nations General Assembly Resolution 3281 (XXIX) 12 December
  27. UNEP (1978) «Draft Principles» United Nations Environment Program- International Legal Materials XVII: 1098
  28. UNGA (1973) United Nations General Assembly Resolution 3129 (XXVIII) 13 December38.(UNCLOS) United Nations Convention on the Law of the Sea, 1982
  29. Australia-Indonesia (1990) Treaty on the Zone of Co-operation in the Area Between the Indonesian Province of East Timor and Northern Australia, ILM 29:469
  30. Iran-Qatar (1969) Agreement Concerning the Boundary Line Dividing the Continental Shelf between Iran and Qatar, 20 September, Limits in the Seas 25
  31. Qatar-Abu Dhabi (1970) Agreement on Settlement of Maritime Boundary Lines and Sovereign Rights over Islands between Qatar and Abu Dhabi, 20 March, Limits in the Seas 18
  32. Thailand-Malaysia (1979) Memorandum Of Understanding between the Kingdom of Thailand and Malaysia on the Delimitation of the Continental
  33. Shelf Boundary between the Two Countries in the Gulf of Thailand, 24 October, Maritime Boundary Agreements (1970−84) 217 (1987)
  34. BIICL (1989) Joint Development of Offshore Oil and Gas: A Model Agreement for States for Joint Development with Explanatory Commentary, London: BIICL
  35. МОНОГРАФИИ И ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
  36. А.П. Основные направления развития законодательства в сфере пользования недрами // Нефть, Газ и Право. 2003. № 3
  37. А. Взгляд иностранных инвесторов на недропользование и риски в России // Нефть, Газ и Право. 2002. № 6
  38. И.Н. Очерки концессионного права СССР. М., 1930
  39. А.И. Проблемы развития экологического, аграрного земельного законодательства в субъектах РФ // Государство и право. 1997 г. № 7
  40. Г. Е. Оправе государственной собственности на недра Российской Федерации и субъектов Российской Федерации // Правовые проблемы нефтегазового комплекса. Тюмень, 2002
  41. Е. Премьер и море // Российская газета. № 2 (3116). 9 января 2003
  42. Д. Кривая Шеварднадзе. Слабость советского политика привела к потере Россией огромного участка моря // Российская газета. № 179 (3047). 23 сентября 2002
  43. А.Н. Морские природные ресурсы (Международно-правовой режим) / М.: СОПС Минэкономразвития РФ и РАН. 2001
  44. А.Н. Права на морские природные ресурсы // Хозяйство и право. 1997. № 5
  45. А.Н., Самохвалов А. Ф. Управление природными ресурсами России: к учету международно-правового и иностранного законодательного опыта // Государство и право. 2000. № 1
  46. Гармонизация интересов пользователей шельфа (по материалам «круглого стола») // Государство и право. 2002. № 3
  47. С. Повышение инвестиционной привлекательности ТЭК путем совершенствования законодательства // Нефть, Газ и Право. 2002. № 5
  48. С. Регулирование отношений собственности в недропользовании // Нефть, Газ и Право. 2002. № 6
  49. Горное законодательство России: вчера, сегодня, завтра // Трубецкой К. Н., Краснянский ГЛ., Курский А. Н., Панфилов Е. И. / М.: Изд-во Академии горных наук. 2000
  50. Гудков С. О ходе подготовки проекта федерального закона «О недрах»
  51. Н.Г. К вопросу о правовой природе концессионных соглашений // Право и экономика. 1997. № 1
  52. Н.Г. К проекту закона о концессионных договорах Договор: правовые и экономические аспекты. М., 1999. Вып. 1
  53. М.В. Лицензионное соглашение: противостояние административного и гражданского права // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2002. № 4
  54. С. Нефтяные концессионные соглашения // Нефть, Газ и Право. 1996. № 4−5
  55. С. Правовой статус углеводородов в недрах // Нефть, Газ и Право. 1996. № 3
  56. Е.А., Мареева С. Ю. Краткий обзор опыта США по юнитизации участков недр при освоении ресурсов углеводородов // Нефть, Газ и Право. 2001. № 2 (38)
  57. Е.А., Мареева С. Ю. Особенности разработки трансграничных месторождений углеводородов // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2002. № 1−2
  58. В. Политики на Каспии меньше не стало. Теперь она более конструктивна. // Нефтегазовая вертикаль. 2002. № 13
  59. О.В. Пути развития земельного законодательства Российской Федерации (Материалы «круглого стола») // Государство и право. 1999. № 1
  60. Ю. Шаг к согласию / Российская газета. № 16 (356). 23 апреля 2002
  61. .Д. Горные отношения в странах Западной Европы и Америки. М.: Городец-издат. 2000
  62. .Д. Законодательная база горного права РФ: современные проблемы и пути совершенствования // Нефтегаз, энергетика и законодательство 2001 2002. Информационно-правовое издание топливно-энергетического комплекса России
  63. .Д. О развитии договорной основы права пользования недрами / Нефть, Газ и Право. 2003. № 6
  64. Князь Абамелек-Лазарев. Вопрос о недрах и развитие горной промышленности в XIX столетии. 1902
  65. О.М. Недвижимость в новом Гражданском кодексе России // В кн.: Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика. / Отв. Ред. A.JI. Маковский. М., 1998 г.
  66. А., Субботин М. Государство и инвестор: об искусстве договариваться. М., 1996
  67. О.И. Горное право США // Государство и право. 1994. № 12
  68. О.И. Природные ресурсы России. Комментарий законодательства. / М.: Издательство «Дело». 2002
  69. А. Законодательство о недрах: преимущества кодекса перед законом // Нефть, Газ и Право. 2002. № 6
  70. А., Даниленко М. О некоторых особенностях горного недвижимого имущества // Нефть, Газ и Право. 2000. № 3
  71. А.Н. Законодательство о недрах: концепции реформирования // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2002. № 5
  72. А.Н. О концепции Горного кодекса России // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 1996. № 5
  73. .А. Концессионное право СССР. М., 1925
  74. Л., Сесекин В. Концессии в России: из прошлого в будущее. Приватизация в России. М., 1996
  75. Р. Международно-правовой статус Каспийского моря: вчера, сегодня, завтра (вопросы теории и практики) // Центральная Азия и Кавказ. 2000. № 2 (8)
  76. С. О разграничении прав на недра между федерацией и ее субъектами (на примере США) // Нефть, Газ и Право. 2002. № 4 (46)
  77. С. Юнитизационное законодательство России: утопия или реальное будущее? // Нефть, Газ и Право. 2003. № 2
  78. С. Юнитизационное соглашение: общая и особенная часть // Нефть, Газ и Право. 2003. № 5
  79. С.Ю. К вопросу о соотношении понятий управления федеральной собственностью по Конституции РФ и гражданскому законодательству // Сборник статей аспирантов и стажеров ИГП РАН. 2003
  80. С.Ю. Международные юнитизационные соглашения как способ защиты национальных интересов России на трансграничных месторождениях // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2003. № 5−6
  81. Н.В. Взгляд иностранных инвесторов на развитие законодательства России о пользовании недрами // Нефть, Газ и Право. 2003.№ 3
  82. М.И. Соотношение норм Гражданского кодекса РФ и Федерального закона «О недрах» и их применение к режиму лицензирования в России // Бюллетень. Экономические и правовые вопросы недропользования в России. Т. IV. № 10
  83. В.Д. О некоторых вопросах права собственности на недра и полезные ископаемые // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2002. № 6
  84. А. Об особенностях правового регулирования концессионного режима недропользования // Нефть, Газ и Право. 2002. № 5
  85. А. Об особенностях правового регулирования концессионного режима недропользования // Нефть, Газ и Право. 2002.№ 5
  86. Р.Н. Правовое регулирование отношений собственности в сфере поиска, разведки и добычи минерального сырья в Российской Федерации. Новосибирск, 2000
  87. В., Королев А. Энергетика России: проблемы и перспективы правового регулирования // Нефть, Газ и Право. 2002. № 5
  88. Е.В. Правовые проблемы природопользования в каспийском регионе // Государство и право. 2001. № 11
  89. В.П. О повышении экономической эффективности использования и изучения недр // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 1999. № 4
  90. Ш. Павлов П. Ограничения прав на природные ресурсы // Российская юстиция. 1999. № 8
  91. Е.И. Состояние дел по развитию законодательства в области недропользования // Нефть, Газ и Право. 2003. № 3
  92. ИЗ. Певзнер М. Е. Право собственности в недропользовании // Государство и право. 2002. № 3
  93. М.Е. Современные правовые проблемы недропользования // Государство и право. 2001. № 4
  94. Переоценка каспийских ценностей // Нефть и Капитал. 2001. № 9
  95. А.И. Горное право. Словарь. Термины, понятия, институты М., 2000
  96. В.Б. Соглашение о разделе продукции и гражданское право России // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2000. № 1
  97. В.В. Минерально-сырьевые ресурсы в стратегии развития Российской экономики // Записки Санкт-Петербургского государственного горного института. Т. 144 (1). Спб., 1999
  98. Д. Отчуждение публичной собственности: вопросы правового регулирования // Хозяйство и право. 1998. № 6
  99. Российское горное законодательство (документы и комментарии) / АЕН РФ, Независимый юридический центр «Рес-Лекс», Гос. Компания «Росуголь». М., 1996
  100. П.В. Законодательство Российской Федерации о недрах: проблемы совершенствования // Нефть, Газ и Право. 2003. № 3
  101. Р.Н. Правовое обеспечение развития предпринимательства в нефтегазовом секторе экономики. Новосибирск, 2001
  102. Р.Н., Нигматуллина JI.M. Специфика недр и ресурсов недр как объектов права собственности. Тюмень, 2001
  103. А.Ф. Федерализм и природопользование: правовые, экономические и организационные основы // Федерализм. 1997. № 4
  104. П. ТНК вклинилась между «Роснефтью» и BP на шельфе Сахалина // Коммерсант. 25 июля 2002. № 129
  105. Н. Проблема разграничения предметов ведения и компетенции РФ и ее субъектов в отношении недр и пути ее решения // Нефть, Газ и Право. 2003. № 5
  106. Н.М. Укреплять государственное управление недрами // Нефть, Газ и Право. 2003. № 3
  107. Э. Проблемы управления канадскими ресурсами // США: экономика, политика, идеология. 1990. № 8
  108. Словарь. Горное дело и окружающая среда: мировой опыт правовой гармонизации / Под ред. В. Ж. Аренса и А. Н. Вылегжанина. М., 2000
  109. Словарь. Правовой режим минеральных ресурсов / Под ред. A.A. Арбатова, В. Ж. Аренса, А. Н. Вылегжанина, Л. А. Тропко. М., 2002
  110. С.А. Концессионные договоры с иностранными инвесторами. Правовое регулирование иностранных инвестиций в России. М., 1995
  111. С.А. Концессионные соглашения. Теория и практика. М., 2002
  112. С.А. России нужен закон о концессиях // Юридический вестник. 1995. № 7−8
  113. С.А. Российское законодательство о концессионных договорах с иностранными инвесторами // Российский ежегодник международного права. 1995
  114. А. Концепция Кодекса Российской Федерации о недрах // Нефть, Газ и Право. 2002. № 6
  115. C.B. Перспективы лицензирования недропользования в части передачи прав пользования недрами третьим лицам // Нефть, Газ и Право. 2003. № 3
  116. А.Е. Право собственности в Гражданском кодексе // Закон. 1995. № 11
  117. В. О соотношении понятий концессии, лицензии и аренды // Нефть, Газ и Право. 2002. № 6
  118. О. Концепция законодательства о недрах // Нефть, Газ и Право. 2003. № 1
  119. В., Дьячкова Е. Трансграничные месторождения: проблемы правового регулирования // Нефть, Газ и Право. 1999. № 4 (28)
  120. В., Дьячкова Е. Юнитизация. Форма сотрудничества при освоении трансграничных ресурсов нефти и газа // Нефть России. 1998. № Ю-11
  121. Хан Г. Концессия. Договор государства и бизнеса: преимущества и недостатки // Нефть, Газ и Право. 2002. № 6
  122. Г. В. Горные отношения как предмет регулирования Российского права // В сб.: Материалы заседания Круглого стола по теме «Горное право России». М., 1995
  123. А. Прусский горный закон 1865 г. и его влияние в Германии // Горный журнал. Март 1893
  124. О. О состоянии природоресурсного и природоохранительного законодательства Российской Федерации и основных направлениях по его совершенствованию // Нефть, Газ и Право. 2003. № 5
  125. Adler A. Positioning and mapping international land boundaries // Boundary and Territory Briefing. 2.1 Durham: International Boundaries Research Unit. 1995
  126. Australian Year Book of International Law. Incorporation of territory East Timor and Indonesia — Timor Gap seabed boundary negotiations — views of Portugal // Australian Year Book of International Law. 1988−1989
  127. Besnerais J.M. Les fleuve et lacs internationaux en Amerique Latine // Notes et etudes documents. 1977. 21 Oct. № 4421−4423
  128. Blake G.H. International transboundary collaborative ventures in W.A. Galluser (ed.) // Political Boundaries and Co-existence. Berne: Peter Lang. 1994
  129. Bundy Rodman. Natural Resources Development (Oil and Gas) and Boundary Disputes // The Peaceful Management of Transboundary Resources. International Environmental Law and Policy Series. 1995
  130. DTI. Development of the oil and gas resources of the Unite Kingdom, a report to Parliament by the Minister for Energy. // London: Department of Trade and Industry. April 1993
  131. Eubanks Larry & Mueller Michael. An Economic Analysis of Oklahoma’s Oil and Gas Forced Pooling Law // 26 NAT. RESOURCES J. 1986
  132. Fox. H. Joint Development of Offshore Oil and Gas // Vols. 1 and 2. London: British Institute of International and Comparative Law. 1989
  133. Fundamentals of petroleum. Third Edition. // Edited by Mildred Gerding. Published by Petroleum Extension Service. Division of Continuing Education. The University of Texas at Austin in cooperation with Association of Desk and Derrick Clubs. 1986
  134. Johnston and Saunders (eds). Maritime Boundary Making: Regional Issues and Developments. New York: Croom Helm. 1988
  135. KnedIik Will Introduction to U.S. Mexico Transboundary Resource Issues // 26 NAT. RESOURCES J. 1986
  136. Kramer Bruce, Martin Patrie. The Law of Pooling and Unitization // опубликована компанией «Matthew Bender & Co., Inc»
  137. Lagoni Rainer. Oil and Gas deposits Across National Frontiers. 1979
  138. Long awaited Thailand-Malaysia gas, oil pact. // Business Times. August 8, 1989
  139. Money in the Ground. Oil & Gas Investments Explained by John Orban III. // 2nd Edition. Meridian Press. Oklahoma City. 1987
  140. Moss G.C. Contract or licence? Regulation of petroleum investments in Russia and foreign legal advice // Journal of Energy and Natural Resources Law. 1998. Vol. 16. № 2
  141. Pondaven Ph. Les lacs frontiere // These. P.: Pendone. 1972
  142. Reynolds Thomas. Delimitation, Exploitation, and Allocation of Transboundary Oil & Gas, Deposits Between Nation-States // International Law Students Association Journal of International and Comparative Law. Sring 1995
  143. Schachter Oscar. Sharing The World’s Resources. 1977
  144. Staley Marlene. An overview of onshore & offshore state & federal unitization // PLANO’s Ninth Annual Oil and Gas Seminar. 1998
  145. Szekely Alberto et al. Transboundary Hydrocarbon Resources: The Puerto Vallarta Draft Treaty //31 NAT. RESOURCES J. 1991
  146. Szekely Alberto. The International Law of Submarine Transboundary Hydrocarbon Resources: Legal Limits to Behavior and Experiences for the Gulf of Mexico // 26 NAT. RESOURCES J. 1986
  147. J. (ed.) Parks on the Borderline: Experience in Transfrontier Conservation. Gland. Switzerland: IUCN. 1990
  148. Townsend-Gault. Joint development of offshore mineral resources -progress and prospects for the future // Natural Resources Forum 12:275. 1988
  149. Valencia M.J. Taming troubled waters: joint development of oil and mineral resources in overlapping claim areas // San Diego Law Review. 1986
  150. Vylegjanin A.N. Basic Legal Issues of the Management of Natural Resources of the Caspian Sea // W. Ascher and N. Mirovitskaya (eds.). The Caspian Sea: A Quest for Environment Security. 2000
  151. Wilde D. and Stepan S. Treaty between Australia and the Republic of Indonesia on the Zone of Co-operation in an area between the Indonesianprovince of East Timor and Northern Australia // Melanesian Law Journal. 1990
  152. Willheim Ernst. Australia Indonesia Seabed Boundary Negotiations: Proposals for a Joint Development Zone in the «Timor Gap» // 29 NAT. RESOURCES J.
Заполнить форму текущей работой