Правовое регулирование обращения с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами в Российской Федерации
Разработка целевых федеральных и региональных программ обеспечения экологической безопасности в области обращения с радиоактивными отходами предусмотрено федеральными законами «Об использовании атомной энергии» и «О радиационной безопасности населения». На федеральном уровне приняты и выполняются ряд комплексных целевых программ: «Ядерная и радиационная безопасность России на 2000;2006гг… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ОБРАЩЕНИЕ С РАДИОАКТИВНЫМИ ОТХОДАМИ И
- ОТРАБОТАВШИМИ ЯДЕРНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ КАК ОБЪЕКТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКМУ ПРАВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- 1. Понятие и классификация радиоактивных отходов, отработавших ядерных материалов и обращения с ними в структуре экологических правоотношений
- 2. Система государственного учета радиоактивных отходов и организация обращения с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами по целевым программам
- 3. Источники правового регулирования обращения с радиоактивными отходами и отр^фт'авшимй ядерными материалами
- V. /а.' V
ГЛАВА 2. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ И НАДЗОРА ЗА БЕЗОПАСНЫМ ОБРАЩЕНИЕМ С РАДИОАКТИВНЫМИ ОТХОДАМИ И ОТРАБОТАВШИМИ ЯДЕРНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ Ведомственное управление, производственный и общественный контроль за безопасным обращением радиоактивных отходов и отработавших ядерных материалов
Правовое регулирование обращения с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. В Российской Федерации неоднозначно оценивается охрана окружающей среды в области использования атомной энергии и обращения с радиоактивными отходами. Неэффективное обращение с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом ведет к дальнейшему ухудшению окружающей среды, нерациональному использованию материальных и природных ресурсов, значительному эколого-экономическому ущербу и представляет реальную угрозу здоровью населения.
Охрана здоровья людей и окружающей среды от радиоактивных отходов и иных источников ионизирующего излучения имеют не только социальный и экологический характер, но в последнее десятилетие приобрели политическое значение. На страницах газет и журналов постоянно обсуждаются вопросы полезности или вредности развития атомной энергетики и технологии по обращению с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами. При этом особую озабоченность общественность и ученые проявляют в отношении ввоза на территорию России радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива из других стран1.
Несмотря на общий спад производства, предприятия атомной энергетики продолжают функционировать. Поэтому идет накопление радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива от АЭС. Это обстоятельство объясняется и тем, что радиоактивные отходы не используются в качестве вторичного сырья.
Современная радиационная безопасность в России характеризуется высоким уровнем нагрузки отдельных территорий радиоактивными отходами и иными отработавшими источниками ионизирующего излучения. Достаточно.
1 См.: Ядерный портфель для нового министра //РГ от 05.04.01 г.- Остров сокровищ или где у страны будущее богатство //РГ от 20.04.01 г.- ОЯТ: яд или не яд//РГ от19.04.01г. и др. привести некоторые официальные данные. В результате развития атомной промышленности и атомного флота на предприятиях различных федеральных министерств и ведомств накоплено огромное количество радиоактивных отходов и ОЯТ. При этом имеющиеся производственные мощности не обеспечивают переработку и надежную изоляцию накопленных и вновь образующихся РО и ОЯТ. Опасность для населения и качества окружающей природной среды представляют радиоактивные отходы, образующиеся при добыче и переработки радиоактивных руд, при использовании радионуклидов в медицине, науке и технике. В настоящее время в Российской Федерации в медицинских, научных и технических целях эксплуатируется около 400 тыс. Различных радионуклидных источников. Отработавшие свой ресурс источники направляются на специализированные комбинаты «РАДОН», на которых они подлежат кондиционированию и захоронению. В этих хранилищах захоронено огромное количество РО. Однако на большей части специализированных комбинатов исчерпаны или крайне ограничены объемы хранилищ и нет условий для кондиционирования всех видов радиоактивных отходов. Техническое состояние ряда хранилищ близко к аварийному.1.
В тоже время общеизвестно, что в процессе эксплуатации радиационно опасных объектов, а также в результате вывода таких объектов из эксплуатации образуется значительное количество металлических радиоактивных отходов, состоящих в основном из высоколегированных сталей, цветных металлов и сплавов. В Российской Федерации их накоплено более бООтыс.тонн.
Переработка металлических радиоактивных отходов практически не производится. Обращение с ними представляет серьезную опасность для здоровья людей и качества окружающей среды.
1 См.:Федеральная целевая программа «Обращение с радиоактивными отходами и ОЯТ, их утилизация и захоронение на 1996;2005гг.»: //РГ от 14.11.95 г.
Организация безопасного обращения с радиоактивными отходами различных видов относится к объекту государственного регулирования. Законы и подзаконные акты, принимаемые федеральными органами власти создают необходимую правовую основу для целенаправленной управленческой деятельности по организации и контролю за состоянием окружающей среды в области обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом (ОЯТ).
Правовое регулирование обращения с радиоактивными отходами и ОЯТ преследует цель предотвращения вредного радиоактивного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду, а также рационального использования природных и материальных ресурсов.
Деятельность по поводу радиоактивных отходов и ОЯТ регулируется в составе экологических и природоресурсных правоотношений, поскольку в экологических отношениях обеспечивается охрана здоровья людей и право на благоприятную окружающую среду, а в природоресурсных отношениях обеспечивается право на природные ресурсы (в том числе и право на использование атомной энергии) и требования к безопасному обращению с ядерными материалами и радиоактивными веществами.
До настоящего времени в России отсутствует эффективная государственная организация, учет и контроль в сфере обращения с радиоактивными отходами и иными источниками ионизирующего излучения (ИИИ).Действующие законы РФ и иные нормативные акты носят достаточно противоречивый характер и тем самым создаются условия для экологических правонарушений.
В составе источников правового регулирования отношений охраны окружающей среды от радиоактивных отходов и ОЯТ следует считать законы РФ: «Об охране окружающей природной среды» (1991г. с последующими изменениями и дополнениями), «Основы законодательства об охране здоровья населения» (1992г.)," О защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (1994г.), «Об экологической экспертизе» .
1995г), «Об использовании атомной энергии» (1995г.), «О радиационной безопасности населения» (1995г.), Градостроительный кодекс РФ (1998г.), «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения» (1999г.).
Приведенные законы регулируют общественных отношений по охране здоровья и окружающей природной среды, в области обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом.
В тоже время, приведенный блок эколого-ресурсного законодательства недостаточно полно излагает требования: к полномочиям субъектов правак правовому режиму радиоактивных отходов и объектам их размещенияк классификации видов обращения с радиоактивными отходамик организации гос. учета и отчетности РО и РВ, ОЯТ и т. д.
Кроме того, в указанных законах без разъяснения используются различные правовые понятия (например, радиационная безопасность, ядерная безопасность, экологическая безопасность, техническая безопасность и т. д.). И в связи с этим, в практической деятельности и научных работах, нормативно-технической документации по охране окружающёй среды по-разному представляются объекты правового регулирования, объекты охраны, правовой режим радиоактивных отходов и объектов их размещения.
По отношению охраны окружающей среды от радиоактивных отходов закон РФ «Об охране окружающей природной среды» не разъясняет понятий «радиоактивные отходы» и «отработавшее ядерное топливо», а также обращение с ними. В ст. 54 этого закона указываются общие требования по охране окружающей природной среды от отходов производства и потребления. Здесь имеется в виду и распространение этих требований к радиоактивным отходам. В этой статье приводятся отдельные виды деятельности, которые относятся к понятию «обращение с отходами», однако термин «обращение» не приводится в законе.
В ст. 22 Закона РФ «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения» также не разъясняются термины «радиоактивные отходы», «радиоактивные вещества», «отработавшее ядерное топливо» и обращение с ними, а приводятся санитарно-эпидемиологические требования к отдельным видам деятельности по поводу отходов производства и потребления.
И только в специальных федеральных законах «Об использовании атомной энергии» и «О радиационной безопасности населения» раскрываются понятия: «радиационные источники», «ядерные материалы», «радиоактивные вещества», «радиоактивные отходы», «отработанное ядерное топливо», объекты отношений и виды деятельности, составляющие понятие «обращение с РО и ОЯТ» .
Однако, и в этих законах не дается классификация радиоактивных отходов, четко не установлен правовой режим объектам размещения этих отходов и т. д. Эти аспекты безопасности обращения с РО детально регулируется специальной группой нормативных правовых актов.
В законах Российской Федерации: «Об отходах производства и потребления», «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» впервые раскрываются понятия «отходы» и «обращение с отходами», однако, эти законы не регулируют отношения в области обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом.
В связи с такими обстоятельствами следует определиться, что такое «радиоактивные отходы», «радиоактивные вещества», «ядерные материалы», «отработавшее ядерное топливо» и виды обращения с ними. Это необходимо для понимания правовой природы обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом как объекта правового регулирования и соответственно его правового механизма.
Аналитический и сравнительно-правовой метод оценки законодательства в области использования атомной энергии и охраны окружающей среды от радиоактивных отходов и иных источников ионизирующего излучения позволяет научно обосновать направления деятельности по обеспечению безопасного обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом.
Комплексный подход к применению эколого-ресурсного законодательства в области использования атомной энергии и обеспечения радиационной безопасности населения при обращении с радиоактивными отходами и радиоактивными веществами, детальный анализ нормативной документации, действующей в области обращения с радиоактивными отходами и ОЯТ позволяют выявить в них общее и особенное и, тем самым, обосновать правовую природу обращения с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами. Это определит направление совершенствования современной нормативно-правовой базы, регламентирующей отношения безопасного обращения с радиоактивными отходами.
В данном исследовании выявляются позитивные и негативные стороны по правовому регулированию сбора, временного хранения, переработки, транспортирования и утилизации радиоактивных отходов и отработавших ядерных материалов.
Радиоактивные отходы многочисленны и разнообразны по степени своего вредного влиянию на здоровье человека и качество окружающей среды. На безопасное обращение с ними государству следует уделять пристальное внимание. Кроме того, следует иметь в виду, что в условиях продолжающегося ввоза из других стран, для хранения и переработки, отработавшего ядерного топлива возникает негативное общественное мнение к развитию ядерной энергетики в целом, что может затормозить дальнейшее социальноэкономическое и научнотехническое развитие общества.
Поэтому диссертационное исследование правового регулирования обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом на наш взгляд давно стало реальной необходимостью и общественной потребностью.
Объектом исследования является безопасное обращение с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами и его нормативно-правовая база.
Предметом исследования выступают общественные отношения по охране окружающей среды и безопасному использованию атомной энергии при обращении с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом, выраженных экологическим и природоресурсным законодательством.
Цель и задачи исследования
Целью настоящего исследования является систематизация и оценка действующего законодательства, нормативной документации по комплексному регулированию обращения с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами и выявление позитивных и негативных аспектов деятельности в этой области правоотношений.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
• систематизировать законодательство и нормативные акты по обеспечению радиационной безопасности населения при обращении с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами;
• объяснить правовую природу обращения с радиоактивными отходами и определиться в классификации радиоактивных отходов и обращения с ними;
• дать оценку состояния радиационной безопасности в отношениях обращения с радиоактивными отходами и исследовать обращение с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами в качестве основного объекта правового регулирования;
• установить основные способы правового обеспечения экологической безопасности при обращении с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами.
• проанализировать состояние государственного учета радиоактивных отходов и организацию обращения с ними по федеральным целевым программам;
• изучить организационную структуру и взаимодействие государственных органов управления и контроля в области использования атомной энергии и органов государственного регулирования безопасности при обращении с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами;
• изучить методы государственного регулирования в отношениях обращения с радиоактивными отходами и определить их эффективность;
• выявить источники финансирования безопасного обращения с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами;
• исследовать позитивные и негативные аспекты действующего экологического законодательства по регулированию обращения с радиоактивными отходами;
• установить значение и роль ведомственного управления, производственного и общественного контроля в отношениях по безопасному обращению с радиоактивными отходами;
• обосновать предложения по совершенствованию правового механизма обеспечения здоровья населения и охраны окружающей среды при обращении с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами.
Методологической основой исследования является диалектический и системный подход к анализу и оценке фактического состояния радиационной безопасности населения и действующего законодательства по организации, управлению и контролю в области безопасного обращения с источниками ионизирующего излучения. Наряду с этим используется и комплексный подход к обеспечению безопасности при использовании атомной энергии, а также общепризнанные методы исследования, такие как наблюдение, обобщение, сравнение и т. д.
Теоретическую основу исследования составляют положения и выводы в трудах отечественных ученых: С. С. Алексеева, М. Н. Перфильева, А. И, Иойрыша, О. С. Колбасова, O.A. Супатаевой, А. Б. Чопорняка, С. А. Боголюбова, ММ. Бринчука,. А. К. Голиченкова, H.H. Веденина, H.A. Духно, Г. В. Чубуко-ва, И. Ф. Панкратова, Н. Т. Разгельдеева, В. В. Попкова, В. Ф. Петренко и др.
Основные выводы и предложения в диссертации основываются на нормах Конституции Российской Федерации, обеспечивающих право на благоприятную окружающую среду, федеральном законодательстве, регулирующем экологическую, ядерную и радиационную безопасность населения, нормативноправовых актах государственных органов управления и надзора, нормативнотехнической документации сферы охраны окружающей среды при обращении с радиоактивными отходами и иными источниками ионизирующего излучения.
Степень разработанности объекта исследования. В работах отечественных и зарубежных ученых исследуются отдельные аспекты правового обеспечения охраны окружающей среды от отходов производства и потребления. (C.B. Львович). Организация экологического и санитарного контроля, проведение экологических экспертиз, выдача разрешений на обращение с отходами, роль общественного контроля в сфере охраны окружающей среды, экологическое нормирование рассматриваются в работах: М. М. Бринчука, А. К. Голиченкова, В. В, Попкова, В. Ф. Петренко, P.M. Зарифзянова и др. Правовому регулированию охраны окружающей среды в ядерной энергетике России посвящены научные исследования А. И. Иойрыш, А. Б. Чопорняк, А. И. Константинова и др. Монографические правовые исследования отношений охраны окружающей среды при обращения с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами в настоящее время отсутствуют.
Новизна исследования и научные результаты заключаются в том, что диссертация представляет собой самостоятельное и комплексное научное исследование правового регулирования безопасного обращения с радиоактивными отходами в отношениях использования атомной энергии. При этом обращение с радиоактивными отходами рассматривается как самостоятельный объект правового регулирования. Используя системный метод, проявляющийся в особенных правоотношениях, в работе представлены: субъекты отношений радиационной безопасности населения и их полномочия, объекты отношений, их виды и правовые режимы, источники правового регулирования обращения с радиоактивными отходамиорганизация государственных органов управления и надзора, методы государственного регулирования безопасности обращения с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами и т. д.
Основные положения, выносимые на защиту.
• Радиоактивные отходы и отработавшее ядерное топливо являются объектами отношений, регулируемых экологическим законодательством. Законодательство, регулирующее отношения по использованию атомной энергии и безопасность обращения с РО и ОЯТ входят в состав источников эколого-ресурсного права.
• Обращение с радиоактивными отходами формируется из многочисленных видов деятельности, которые регулируются специальными законами РФ: «Об использовании атомной энергии», «О радиационной безопасности населения», «О финансировании особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов, «Об административной ответственности организаций за нарушение законодательства в области использования атомной энергии». Кроме того, в специальных подзаконных актах регламентируется деятельность по финансированию, нормированию, лицензированию, экспертизе, государственному учету, оценке и принятию решений в сфере обращения с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами. Из этого следует, что сфера обращения с радиоактивными отходами имеет собственный правовой режим в составе экологических правоотношений.
• Отработавшие ядерные материалы (отработавшее ядерное топливо, металлические радиоактивные отходы и др.) относятся к материальным ресурсам, требующим хранения и переработки. Однако действующее законодательство не выражает эти интересы, чем создаются дополнительные условия для негативного отношения к переработке отработавшего ядерного топлива с зарубежных АЭС.
• Действующее атомное законодательство (в составе источников экологического права) опубликовано и вполне доступно для всех субъектов права. Однако именно в подзаконных актах, нормативно-технической документации конкретизированы требования к режиму обращения и радиоактивными отходами. Эта группа источников права по обеспечению радиационной безопасности достаточно многочисленна и недоступна для широкого круга граждан. Кроме того, эти подзаконные акты недоступны и по причине их закрытия грифом «для служебного пользования». Это противоречит праву граждан на получение достоверной и полной информации о состоянии окружающей среды и принимаемых мерах по обеспечению радиационной безопасности. Поскольку атомное законодательство находится в составе экологического оно должно быть полностью доступно для граждан РФ, систематизированным и ясным для них по составу и содержанию. На наш взгляд в этой области отношений должны работать общественные и государственные центры по разъяснению действующего законодательства и технологий использования атомной энергии, переработки и захоронения ее радиоактивных отходов.
• Экономический механизм обеспечения безопасности обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом имеет свою правовую основу. В законах и подзаконных актах, регулирующих финансирование деятельности особо радиационно и ядерно опасные производства и объекты, к коим относятся пункты хранения РО и ОЯТ, установлены принципы их финансирования, источники и порядок формирования денежных средств, основные направления и порядок использования этих средств, а также органы, осуществляющие контроль за своевременным и полным поступлением средств на специальные счета эксплуатирующих организаций. К сожалению, в этой нормативной правовой базе отсутствует указание на контроль и ответственность владельцев специальных счетов за целевое использование денежных средств. В общественных объединениях экологической направленности возникает обоснованное требование о прозрачности формирования и использования этих средств. Представляется, что в ежегодных государственных докладах о состоянии радиационной безопасности населения Госатомнадзору РФ следует давать полную информацию о направлениях использования централизованных денежных средств.
• Организация государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов относится к элементу правового режима обращения с ними, основывается на законе РФ «Об использовании атомной энергии» и регламентировано правовым актом Правительства РФ и Положением о порядке ведения госучета и контроля РВ и РО, утверждаемых Минатомом РФ. По настоящее время в системе государственного учета отсутствуют государственный кадастр радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, государственный реестр обращения с РВ и РО и пунктов их хранения, а также банки данных о технологиях захоронения РО и технологиях переработки отработавших ядерных материалов. В целевых программах обращения с РВ и РО необходимо предусматривать разработку этих важных источников информации по обеспечению радиационной безопасности населения.
• Разработка целевых федеральных и региональных программ обеспечения экологической безопасности в области обращения с радиоактивными отходами предусмотрено федеральными законами «Об использовании атомной энергии» и «О радиационной безопасности населения». На федеральном уровне приняты и выполняются ряд комплексных целевых программ: «Ядерная и радиационная безопасность России на 2000;2006гг», «Переработка и утилизация металлических радиоактивных отходов», «Программа развития атомной энергетики Российской Федерации на 1998;2005 годы и на период до 2010ггода» и др. В каждой программе предусматриваются различные источники финансирования, установлены комплекс задач и их исполнители, сроки исполнения этапов, подпрограмм и т. д. И все это обосновывается комплексным подходом к безопасному Ъбращению с радиоактивными отходами и иными источниками ионизирующего излучения. Однако в комплексном подходе следует понимать и необходимость разработки современного законодательства по эффективному регулированию отношений охраны окружающей среды при обращении с РВ, РО и ОЯМ. На этот вид работ, во всех анализируемых целевых программах не уделяется должного внимания. Хотя именно полнота и своевременность разработки правовой базы могут определять состояние управляемости обращения с радиоактивными отходами в сфере обеспечения общего экологического правопорядка.
• По закону РФ «Об использовании атомной энергии» установлены: а) система государственного управления использованием атомной энергииб) система государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии. Формирование этих систем соответствует международному принципу самостоятельности, независимости и ответственности органов государственного управления использованием атомной энергии и органов государственного надзора за безопасностью использования атомной энергии. Объем прав, обязанностей и ответственности соответствующих государственных органов, а также полномочия их должностных лиц в области обращения с радиоактивными отходами установлены в положениях об органах государственного управления использования атомной энергии и положениях об органах государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии. В процессе их взаимодействия возникают разногласия. Однако следует знать, что органы государственного регулирования ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности осуществляют соответствующий их функциям и задачам надзор в области обращения с радиоактивными отходами и их предписания по выявленным нарушениям в этой области являются обязательными для исполнения.
• Ведомственное и производственное управление и контроль в области обращения с радиоактивными отходами является обязательной составляющей в системе общего управления использования атомной энергии и осуществляется Минатомом РФ и эксплуатирующими организациями. В то же время следует указать на необходимость разработки положения или правил по организации и осуществлению этих видов управления и контроля в области обращения с радиоактивными отходами.
• Действующим законодательством гарантируется осуществление общественного контроля в области обращения с радиоактивными отходами. При попытке реализации этого права граждане и их общественные объединения не всегда допускаются органами управления, руководителями предприятий к осуществлению своих законных прав. Граждане и их общественные объединения постоянно сталкиваются с трудностями в получении полной информации в области охраны окружающей среды от радиоактивных отходов. Этому необоснованно способствует и указания в ряде подзаконных актов Правительства РФ на необходимость ограничения доступа к получению информации по учету РВ и РО на федеральном, региональном и ведомственном уровнях. Это вызывает обоснованные возражения «зеленых» и поэтому Правительству РФ следует разработать и утвердить Положение о предоставлении информации о состоянии окружающей среды при обращении с радиоактивными отходами.
В научных исследованиях необоснованно утверждается о наличии общественного управления охраной окружающей среды в ядерной энергетике. На самом деле действующим законодательством предусмотрено осуществление только общественного контроля в этой сфере. Это распространяется и на область обращения с радиоактивными отходами. Нельзя допустить организацию управления на общественных началах в области использования атомной энергии и обращения с радиоактивными отходами.
• Государственные органы управления, контроля и надзора осуществляют свои функции и задачи определенными методами. Эти методы управления и надзора в области обращения с РО и РВ нами классифицируются на: :а) экономические, б) организационные, в) специальные. Эти методы имеют правовое обеспечение и реализуются в повседневной жизнедеятельности.
Экономический метод управления обращения с отходами предполагает:
• достаточное и гарантированное финансирование обращения с РО;
• платность размещения радиоактивных отходов;
• платность за временное хранение и переработку отработавшего ядерного топлива;
• право собственности на радиоактивные отходы и ответственность их владельцев за сохранением и надлежащим использованием;
• Оборот прав на отработавшее ядерное топливо и пунктов их хранения, при сохранении ответственности их за их дальнейшим безопасным обращением;
• совершение сделок с правами на объекты размещения отходов производства и потребления;
• страхование граждан от риска радиационного воздействия радиоактивных отходов;
• возмещение вреда и убытков, причиненных в процессе обращения с радиоактивными отходами;
К организационным методам регулирования отношений в области обращения с радиоактивными отходами следует относить:
• нормирование и лицензирование обращения с радиоактивными отходами;
• лицензирование пунктов хранения (объектов размещения) радиоактивных отходов;
• лицензирование деятельности на право работы в области обращения с радиоактивными отходами;
• проведение государственной экологической экспертизы;
• разработка целевых программ, планов безопасного обращения с радиоактивными отходамиорганизации государственного учета и отчетности в области обращения с радиоактивными отходами;
• организация ведения государственного кадастра радиоактивных отходов, государственного реестра пунктов хранения отходов, государственного банка данных о технологиях хранения, переработки, и обезвреживания;
• радиационно-гигиеническая паспортизация предприятий (организаций) и территорий;
• организации ведения мониторинга в области обращения с радиоактивными отходами.
К специальному методу государственного регулирования безопасности в области обращения с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами следует относить организацию и осуществление их физической защиты. Это предусмотрено законом «Об использовании атомной энер-гии» (ст.49−52) и детально регламентируется нормативно-правовыми актами Правительства РФ.
Практическая значимость исследования. Теоретические исследования восполняют существующую пробельность в определении правовой природы, структуры и факторов развития отношений охраны окружающей среды при обращении с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами. Это позволит совершенствовать правовую базу в области обращения с радиоактивными отходами, более осознанно оценивать практику обеспечения радиационной безопасности населения, привлечет внимание граждан и их общественные объединения в дела охраны окружающей среды от радиоактивных отходов.
Апробация работы и внедрение результатов исследования.
Диссертационное исследование выполнено и обсуждено на кафедре гражданского, трудового и экологического права Поволжской академии государственной службы.
Основные положения и выводы диссертационного исследования представлены в опубликованных и находящихся в печати работах, в выступлениях с результатами исследований на различных научнопрактических конференциях, круглых столах и семинарах по проблемам организации охраны окружающей среды и здоровья населенияавторские разработки используются в учебном процессе Поволжской академии государственной службы по дисциплинам: «Экологическое и природоресурсное право», «Безопасность жизнедеятельности» .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность темы диссертационного исследования обоснованна материалами, свидетельствующими о состоянии радиационной безопасности населения и критическим отношением людей к сложившимся видам обращения с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами.
Цели и задачи, поставленные в диссертационном исследовании, представляются выполненными. В работе объяснены правовая природа и факторы обеспечения радиационной безопасности при обращении с радиоактивными отходами, исследованы важнейшие источники правового регулирования обращения с радиоактивными отходами.
В диссертации радиационная безопасность в области обращения с радиоактивными отходами исследуется как особенные правоотношения, в которых показаны: субъекты и объект отношенийосновные права и обязанности участников правоотношенийоснования возникновения, изменения и прекращения отношений, а также порядок их прохождения. Результатом этих правоотношений могут оказаться либо чрезвычайные ситуации природного или техногенного происхождения от негативного воздействия источников ионизирующего излучения, либо будет обеспечена радиационная безопасность и сохранение здоровья людей.
Правовая природа обращения с радиоактивными в диссертации объясняется из сущности предмета, объекта, метода правового регулирования охраны окружающей среды и объекта правовой охраны по действующему атомному и экологическому законодательству. Исходя из этого, сделан вывод, что законы РФ «Об использовании атомной энергии», «О радиационной безопасности населения», «О финансировании особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов», «Об административной ответственности организаций за нарушение законодательства в области использования атомной энергии» являются источниками экологического права и регулируют безопасность обращения с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами.
Определившись в правовой природе особенных правоотношений, в работе раскрываются понятия «радиоактивные отходы», «обращение с радиоактивными отходами», «экологическая безопасность», «радиационная безопасность», «техническая безопасность», «государственное управление», «государственное регулирование безопасности при обращении с радиоактивными отходами» и т. д.
Охрана здоровья людей и качество окружающей природной среды выступает основным результатом отношений в области обращения с радиоактивными отходами. Эти результаты являются и объектами природоохранных отношений. По этому совпадающему признаку делается вывод, что атомное законодательство, регулирующее безопасность обращения с радиоактивными отходами является составной частью экологического законодательства, поскольку они вместе полноценно обеспечивают необходимое качество окружающей природной среды и здоровья людей.
На основе исследованных видов обращения с радиоактивными отходами, видов радиоактивных отходов и пунктов их хранения, в работе обращено внимание на необходимость совершенствования организационноправового механизма обеспечения радиационной безопасности охраны окружающей среды от радиоактивных отходов и отработавших ядерных материалов.
Организация безопасного обращения с радиоактивными отходами исследовано по целевым федеральным программам. Анализ этих программ показывает их незначительное число на уровне Российской Федерации, но в них комплексно осуществляется деятельность по обеспечению радиационной безопасности при обращении с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами.
Обращение с радиоактивными отходами в диссертации исследовано в качестве основного объекта правового регулирования и рассмотренный правовой механизм отвечает природе этого объекта исследования.
В источниках правового регулирования обращения с радиоактивными отходами анализируются не только специальные законы, но и указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства РФ, законы субъектов РФ, нормативно-технические акты (нормы, правила и т. д.) специально уполномоченных государственных органов управления, контроля и надзора в сфере обеспечения радиационной безопасности.
На основе исследований организации обращения с радиоактивными отходами и его правового обеспечения внесены предложения по совершенствованию атомного и экологического законодательства. В работе обосновывается необходимость разработки и принятия федерального закона «О безопасном обращении с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами» .
В работе исследована организационная структура госорганов управления, контроля и надзора, их задачи, функции, компетенция и полномочия в области использования атомной энергии и обеспечения радиационной безопасности при обращении с радиоактивными отходами. Выявлены положительные и негативные аспекты их организации, функционирования и взаимодействия.
В диссертации отмечено, что проблемы в их взаимодействии заложены в законах и подзаконных актах. В целях устранения дублирования их компетенции и полномочий в области обращения с радиоактивными отходами предлагается совершенствовать не только законодательство, но и заключать письменные соглашения о взаимодействии между собой.
Список литературы
- Концепции и целевые программы в области обращения с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами.
- Основные положения государственной стратегии Российской Федерациипо охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития. Указ
- Президента РФ «О государственной стратегии РФ по охране окружающейсреды и обеспечению устойчивого развития» //РГ от 9.02.94 г.
- Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения) //РГ от 14.05.96 г.
- Концепция национальной безопасности Российской Федерации //РГ от 28.12.97 г.
- Концепция системы государственного учета и контроля ядерных материалов //РГ от 29.10.96 г.
- Федеральная целевая программа «Обращение с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизация и захоронение за 1996−2005 годы» //РГ от 14.11.95 г.
- Федеральная целевая программа «Переработка и утилизация металлических радиоактивных отходов"//СЗ РФ № 37, 1995 г.
- Федеральная целевая программа «Социально-экологическая реабилитация территории и охрана здоровья населения г. Чапаевска Самарской области» //РГ от 23.07.95 г.
- Федеральная целевая программа «Ядерная и радиационная безопасность России на 2000−2006гг."// СЗ РФ № 9, 2000 г.
- Федеральная целевая программа по защите населения РФ от воздействия последствий Чернобыльской катастрофы на период до 2000 г.//Сб. Ядерная безопасность России № 20, 1997г
- Законы и нормативно-правовые акты государственных органов управления и контроля в сфере обращения с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами.
- Конституция Российской Федерации. М., 1994.
- Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан //РГ от 18.08.93 г
- Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. «Об охране окружающей природной среды» //Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1992. № 10.
- Закон РФ от 12 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» //РГ от 06.04.99 г.
- Закон РФ от 21 декабря 1994 г. «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуации природного и техногенного характера» //РГ от2412.94 г
- Закон РФ от 20.10.95 г. «Об использовании атомной энергии» //РГ от2811.95 г.
- Закон РФ от 5 декабря 1995 г. «О радиационной безопасности населения» //РГ от 17.01.96 г.
- Закон РФ от 3 апреля 1996 г. «О финансировании особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов"// РГ от 9 апреля 1996 г.
- Закон РФ от12.05.2000г. «Об административной ответственности организаций за нарушение законодательства в области использования атомной энергии"//РГ от 16.05.2000 г.
- Закон РФ от 23 ноября 1995 г. «Об экологической экспертизе» //РГ от 30.11.95 г.
- Закон РФ от 18.05.1991 г. с изменениями и дополнениями от 11.12.1996 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС'7/Ведомости Верховного Совета РСФСР 1991 г.№ 21
- Закон РФ от 29 июня 1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» //РГ от 30.07.97 г.
- Закон РФ от 22 мая 1998 г. «Об отходах производства и потребления //РГ от 30.06.98 г.
- Закон РФ от 3 июля 1998 г. «О гидрометеорологической службы» //РГ от 30.07.98 г.
- Закон РФ от 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации» //РГ от 22.02.95 г.
- Закон РФ от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» //СЗ РФ. 1995. № 21
- Закон РФ от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации"//СЗ РФ. 1997. № 51.
- Закон РФ от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне» //РГ от 21.09.93 г.
- Закон РФ от 20 июня 1995 г. «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации //СЗ РФ. 1995. № 30
- Закон РФ от 10 июня 1993 г. «О стандартизации» //ВСНД РФ и ВС РФ. 1993. № 25.
- Земельный Кодекс РСФСР от 25 апреля 1991 г., с изм. и доп. от 24 декабря 1993 г. //ВСНД РФ и ВС РФ. 1993. и САПиГ РФ. 1993. № 52.
- Кодекс РСФСР «Об административных правонарушениях» //ВСНД и ВС РФ. 1991. № 20
- Градостроительный Кодекс РФ //РГ от 14 мая 1998 г
- Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании. Постановление Правительства РФ от 5 июня 1994 г., с изменениями от 30 июня 1998 г. //СЗ РФ. 1994. № 8 и СЗ РФ. 1998. № 27.
- Положение о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии. Постановление Правительства РФ от 14 июля 1997 г. //СЗ РФ, 1997 г., № 29.
- Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия //Постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. //РГ от 16.09.92 г.
- Положение об оценке воздействия на окружающую среду в РФ. Приказ Минприроды РФ от 18 июля 1994 г. //Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ. 1995. № 1.
- Порядок разработки и распространения ежегодного государственного доклада о состоянии окружающей природной среды. Постановление Правительства РФ от 24 января 1993 г. //САПП РФ. 1993. № 5.
- Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы. Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. с изменениями от 11 июня 1996 г. //СЗ РФ. 1996. № 40.
- Порядок сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Постановление Правительства РФ от 24 марта 1997 г. //СЗ РФ. 1997. № 13.
- Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Постановление Правительства РФ от 5 ноября 1995 г. //СЗ РФ. 1995. № 46.
- Положение о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Постановление Правительства РФ от 13 сентября 1996 г. //СЗ РФ. 1996. № 39.
- Правила регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов. Постановление Правительства РФ от 24 ноября 1998 г. //РГ от 1.12.98 г.
- Положение о министерстве РФ по атомной энергии. Постановление Правительства РФ от 5 апреля 1997 г.№ 392
- Положение о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности. Распоряжение Президента РФ от 5 июня 1992 г.№ 283-рп
- Положение о министерстве здравоохранения РФ. Постановление Правительства РФ от 3 июня 1997 г. //РГ от 18.06.97 г.
- Положение о государственной санитарно-эпидемиологической службе РФ. Постановление Правительства РФ то 30 июня 1998 г. //РГ от 27.08.98 г.
- Положение о Министерстве природных ресурсов РФ. Постановление Правительства РФ от 25 сентября 2000 г. № 726 //РГ от 10.10.2000 г
- Положение о Федеральном горном и промышленном надзоре России Указ Президента РФ от 18 февраля 1993 г. //РГ от 10.03.93 г.
- Положение об оценке воздействия на. окружающую среду в РФ. Приказ Минприроды РФ от 18 июля 1994 г. //БНА РФ. 1995. № 1.
- Инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности. Приказ Минприроды РФ от 29 декабря 1995 г. //Экологический вестник Москвы. 1996. № 4−6.
- Формы заключения государственной экологической экспертизы. Приказ Минприроды РФ от 28 сентября 1995 г. //Экологическое право России. Нормативные документы. М., 1997.
- Доклады субъектов Российской Федерации о состоянии здоровья населения и охраны окружающей среды
- О санитарно-эпидемиологической обстановке в Республике Татарстан в1994 г. Национальный доклад. Казань, 1995.
- О санитарно-эпидемиологической обстановке в Республике Татарстан в1995 г. Национальный доклад. Казань, 1996.
- О санитарно-эпидемиологической обстановке в Республике Татарстан в1996 г. Национальный доклад. Казань, 1997.
- О санитарно-эпидемиологической обстановке в Республике Татарстан в1997 г. Национальный доклад. Казань, 1998.
- О состоянии окружающей природной среды Республики Татарстан в 1997 г. Государственный доклад. Казань, 1998.
- О состоянии окружающей природной среды Республики Татарстан в 1996 г. Государственный доклад. Казань, 1997.
- О состоянии окружающей природной среды Саратовской области в 1996 г. Доклад Госкомэкологии Саратовской области. Саратов, 1997.
- Алехин А.П., Козлов Ю. М. Административное право РФ. Ч. 2. М., 1995.
- Архипкин C.B. Государственно- правовое обеспечение рационального природопользования и охраны окружающей среды. Оренбург. 1998.
- Байдаков C.JI. Правовое регулирование деятельности органов местного самоуправления по обеспечению экологических прав граждан. М., 1999.
- Боголюбов С.А. Защита экологических прав. Пособие для граждан и общественных организаций. М., 1996.
- Боголюбов С.А. Референдумы по экологически значимым проектам. М., 1998.
- Боголюбов С.А. Экологическое право. М., 1998.
- Борозин M.JI. Кто должен осуществлять государственный экологический контроль: сам загрязнитель или специальный государственный орган //Зеленый мир. 1997. № 26.
- Бринчук М.М. Правовая охрана окружающей среды от загрязнения токсичными веществами. М., 1990.
- Бринчук М.М. Экологическое право. М., 1998.
- Бринчук М.М., Дубовик O.JL, Жаворонкова Н. Г., Колбасов О. С. Экологическое право: от идей к практике. М., 1997.
- Васильев М.И. Судебная защита экологических прав. М., 1996.
- Васильева Е.А., Виниченко В. Н. и др. Как организовать общественный экологический мониторинг. Руководство для общественных организаций. М., 1997.
- Веденин H.H. Экологическое право. М., 1997.
- Веденин H.H. Экологическая безопасность. М., 2000.
- Вершило Н.Д. Правовое регулирование финансирования мероприятий по охране окружающей природной среды. Саратов, 1999.
- Вольск Д. Методика просвещения в области окружающей среды //Охрана окружающей среды. Проблема просвещения. М., 1983.
- Герасимова И.А. Управление природопользованием и охраной окружающей среды. Оренбург, 1998.
- Галкин Ю.Ю., Ожегов Ю. П. Особенности экологического движения в России. М.: Экоэнформ, 1994.
- Голиченков А.К. Организационно-правовые формы санитарно-экологического контроля в СССР. М., 1984.
- Голиченков А.К. Экологический контроль: теория и практика правового обеспечения. М., 1991.
- ГабитовР.Х. Воздухоохранное право, Уфа, 1999.
- Григоров С.И., Родионов A.C. Военно-экологические проблемы устойчивого развития России //Бюлл. ПЭПР. 1997. № 2.
- Гришин H.H. Общественность и среда обитания //Правовые аспекты участия общественности в принятии экологически значимых решений в России и Европе. М.: Изд. ЦЭП, 1997.
- Гусев А. Уголовно-правовые меры борьбы с нарушением санитарно-эпидемиологических правил //Врач. 1998. № 1.
- Духно В.А. Экологический правопорядок, М., 2000 г.
- Жаворонкова Н.Г. Правовые проблемы экологического предпринимательства //Экологическое право и рынок. М., 1994.
- Жевлаков Э.Н. Экологические правонарушения и ответственность. М., 1997.
- Захарченко Т.Р. Охрана окружающей среды. К юридическим действиям граждан России. Санкт-Петербург, 1994.
- Злотникова Т.В. Особое мнение о проекте Федерального закона «Об использовании атомной энергии» //Зеленый мир. 1995. № 10.
- Иойрыш А.И. Атомная энергия(правовые проблемы), М., 1975.
- Иойрыш А.И. Атом и право, М., 1969.
- Колбасов С.С. Соотношение административных и экономических методов охраны окружающей среды //Экологическое право и рынок. М., 1994.
- Круглов В.В. Правовые вопросы охраны окружающей природной среды. Учебное пособие в 3-х частях. Екатеринбург, 1993/94.
- Куценко Г. И., Мельникова JI.C. Совершенствование санитарного законодательства РФ //Гигиена и санитария. 1997. № 3.
- Ларионов Г. А. Общественный экологический контроль //Государство и право. 1996. № 2.
- Леонтьева A.B. Финансирование охраны окружающей природной среды //Экологическое право и рынок. М., 1994.
- Либоракина М. и др. Социальное партнерство. Заметки о формировании гражданского общества в России. М., 1996.
- Лорен Кенуорси. Как убедить предприятия уменьшить количество промышленных отходов. Руководство для граждан НФОРМ РХТУ им. Д. И. Менделеева.
- Лялев Т., Кушлев С. и др. Правовая охрана окружающей природной среды в странах Восточной Европы. Учебное пособие. М., 199 г.
- Ляпина A.A. Система эколого-экономического учета //Экономика природопользования. 1997. № 6.
- Морозов В.В., Мосиенко С. К. и др. О необходимости корректировки существующих концепций санитарно-эпидемиологической службы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях //Врач. 1996. № 4.
- Мосиенко H.A., Митизов К. У. Экология и природопользование. Саратов, 1996.
- Новиков Г. В., Дударев А. Я. Санитарная охрана окружающей среды современного города. М., 1978.
- Одум Г., Одум Э. Энергетический базис человека и природы. М.: Прогресс, 1978.
- Окружающая среда и здоровье. Тезисы докладов региональной научной конференции. Казань, 1996.
- Онищенко Г. Г. О санитарно-эпидемиологической обстановке в России //Гигиена и санитария. 1997. № 6.
- Панкратов И.Ф. Комментарии к Закону РФ «Об охране окружающей природной среды». Разделы 1, 3, 5, 7, 14−15. М., 1997.
- Панкратов И.Ф. Актуальные проблемы современного экологического права// Сб. Актуальные проблемы теории права и государства и экологического права, М., 2000.
- Петренко В.Ф. Создание системы общественного контроля за деятельностью военно-химического комплекса в Саратовской области //Первые публичные слушания по проблеме уничтожения химического оружия. Саратов, 1995.
- Петров В.В. Экологическое право России. М., 1995.
- Полянская Г. Н., Панкратов И. Ф. и др. Научно-технический прогресс и правовая охрана природы. МГУ, 1978.
- Разгельдеев H.Т. Ответственность по советскому природоохранительному праву. Изд. СГУ, 1986.
- Разгельдеев Н.Т. Ответственность по экологическому праву. Проблемная лекция. Саратов, 1991.
- Русаков Н.В. и др. Эколого-гигиенические проблемы населения России //Экономика природопользования. 1996. № 23.
- Авторефераты кандидатских диссертаций
- Сапранова О.Н. Правовое регулирование экологической экспертизы. Ав-тореф. на соиск. учен, степени канд. юрид. наук. М., 1996.
- Зарифзянов P.M. Правовое регулирование санитарно- эпидемиологического благополучия населения. Автореф. на соиск. ученой степени канд. юрид. наук. Саратов, 1999
- Духно H.A. Теоретические проблемы обеспечения экологического правопорядка Автореф. на соискание учен, степени доктора юрид. наук, Уфа, 2000.
- Львович C.B. Правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления. Автореф. на соискание учен, степени канд. юрид. наук. Саратов, 2000.
- Славин В.П. Система органов государственной власти субъектов РФ. Автореф. на соискание учен, степени канд. юрид. наук. Саратов, 1998.
- Петренко В.Ф. Правовое регулирование общественного контроля в сфере охраны окружающей природной среды. Автореф. на соискание учен, степени канд. юрид. наук. Саратов, 1998.
- Попков В.В. Правовой режим экологической экспертизы. Автореф. на соискание учен, степени канд. юрид. наук. Саратов, 1998.
- Федоров В.В. Лишение права специального природопользования как вид юридической ответственности по экологическому праву. Автореф. на соиск. ученой степени канд. юрид. наук. Саратов, 1998.
- Константинов А.И. Правовое регулирование охраны окружающей среды в ядерной энергетике России. Автореф. на соиск. ученой степени канд. юрид. наук. Москва, 2000.