Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Особенности психорегуляции педагогической деятельности учителя физики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Интеркорреляционный анализ показал, что в структуре личностных свойств, выявленных методикой Кэттелла, можно выделить два тесно связанных блока, характеризующих особенности личности учителя: 1) блок психодинамических стенических или астенических свойств личности свойств, и 2) блок нравственных качеств. Позитивную роль в регуляции педагогической деятельности учителя играют нравственные качества… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Психологические особенности личности учителя и его педагогической деятельности
    • 1. 1. Общепсихологическая характеристика деятельности и психологическая характеристика педагогической деятельности учителя
      • 1. 1. 1. Творчество как важная характеристика педагогической деятельности
    • 1. 2. Личность учителя как предмет психолого-педагогического исследования
      • 1. 2. 1. Психологические особенности педагогических способностей
      • 1. 2. 2. Профессионально значимые свойства личности учителя
      • 1. 2. 3. Направленность личности учителя
      • 1. 2. 4. Индивидуальный стиль деятельности и общения
        • 1. 2. 3. 1. Понятие «индивидуальный стиль деятельности»
        • 1. 2. 3. 2. Индивидуальный стиль педагогической деятельности и общения
    • 1. 3. Урок физики в средней школе
      • 1. 3. 1. Урок как основная форма обучения в российской школе
      • 1. 3. 2. Особенности урока физики в средней школе
  • ГЛАВА 2. Организация исследования
    • 2. 1. Наблюдение
    • 2. 2. Метод тестов
    • 2. 3. Организация исследования
  • ГЛАВА 3. Изучение объективно и субъективно-психологических показателей педагогической деятельности учителя физики на уроке
    • 3. 1. Общая характеристика объективно-психологических показателей
    • 3. 2. Исследование целостной структуры объективно-психологических проявлений педагогической деятельности
      • 3. 2. 1. Объективно-психологические показатели блока «Творческий аспект общения»
      • 3. 2. 2. Объективно-психологические показатели блока «Деловая активность»
      • 3. 2. 3. Объективно-психологические показатели блока «Активность делового общения»
      • 3. 2. 4. Объективно-психологические показатели блока «Мотивационно-организационная активность»
    • 3. 3. Исследование личности учителя и психической регуляции педагогической деятельности на личностном уровне
      • 3. 3. 1. Общая характеристика обсуждаемого материала
      • 3. 3. 2. Исследование психорегулирующих функций черт личности учителя физики на уроке по данным методики Кэттелла
      • 3. 3. 3. Анализ психорегулирующих функций акцентуированных типов характеров (методика Личко)
      • 3. 3. 4. Участие типов межличностного взаимодействия в механизме психической регуляции педагогической деятельности
      • 3. 3. 5. Изучение роли генетически обусловленных предпосылок психики (свойств нервной системы и эмоций основных модальностей) в психической регуляции деятельности учителя физики
    • 3. 4. Исследование субъективно-психологических показателей педагогической деятельности
  • Аг 3.4.1. Субъективно-психологические показатели педагогической деятельности учителя на уроке, характеризующие блок «Нравственные основы психорегуляции»
    • 3. 4. 2. Субъективно-психологические показатели педагогической деятельности на уроке, характеризующие блок «Стеничность»
    • 3. 4. 3. Субъективно-психологические показатели педагогической деятельности учителя, характеризующие блок «Тревожность»

Особенности психорегуляции педагогической деятельности учителя физики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В условиях совершенствования образовательной системы возрастают требования к особенностям личности учителя, обусловливающим эффективность его деятельности.

В связи с этим в психолого-педагогических исследованиях (Вербова К.В., 1991; Захарова Л. И., 1993, Климов Е. А., 1996; Кондратьева О. В., 1996; Маркова А.К.Л993, 1995, 1996; Митина Л. М., 1991, 1994, 1996; Реан A.A., 1994; Рогов Е. И., 1994, 1996; Симонов Ь. П., 1995, 1997; Сластенин В. А., 1991) большое внимание уделяется вопросу психологической подготовки учителя к деятельности, рассмотрены особенности педагогической деятельности и личности учителя.

Однако, необходимо отметить, что недостаточно полно раскрыты особенности психической структуры педагогической деятельности, не раскрыта структура действий учителя-предметника, их связей со свойствами личности. Ощущается необходимость в расширенном изучении целостной личности учителя-предметника в связи с объективными характеристиками его деятельности на урокесвойств личности, благоприятствующих эффективности педагогической деятельности.

Настоящее исследование посвящено изучению личности учителя физики и механизма психической регуляции его педагогической деятельности на уроке на уровне личностных свойств. Прикладной аспект исследования направлен на научно-методическое обеспечение деятельности психологической службы школы.

Актуальность исследования определяется потребностью системы образования в подготовке высокопрофессиональных учителей-предметников, способных выявить и актуализировать свои возможности в деятельности.

Возрастают требования к особенностям личности учителя, обусловливающим высокую эффективность его деятельности.

В связи с этим представляется актуальным изучение проблемы психической регуляции педагогической деятельности учителя. Работа в этом направлении позволит прогнозировать, совершенствовать и корректировать процессы профессионального становления личности, добиваться становления эффективного индивидуального стиля педагогической деятельности и общения, более полной самореализации творческого потенциала учителя.

Методологической основой исследования является: психологическая теория личности (Б.Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясшцев, К. К. Платонов, С.Л. Рубинштейн) — системный, личностный, деятельностный подходы комплексного изучения человека как субъекта профессиональной деятельности (Л.С. Выготский, K.M. Гуревич, Ю. М. Забродин, Б. Ф. Ломов, Д.Б. Эльконин) — теория педагогических способностей (Ф.Н. Гоноболин, В. А. Крутецкий, Б.М. Теплов), теория формирования личности учителя (В.А. Сластенин, Н. В. Кузьмина, А.И. Щербаков).

Цель исследования — построение модели личностного механизма психической регуляции педагогической деятельности учителя физики на уроке.

Объект исследования — личность учителя физики и его педагогическая деятельность на уроке.

Предмет исследования — объективно-психологическая характеристика урочной деятельности, ее структурных особенностей, целостная система свойств личности учителя, рассматриваемых как механизм психической регуляции педагогической деятельности, психодиагностические средства для их выявления и должные нормы их выраженности.

Гипотезой исследования явилось предположение о том, что у учителя в процессе осуществления педагогической деятельности на уроке складываются устойчивые стилевые способы и средства ее реализации, выбор которых определяется не только требованиями педагогической деятельности, но и свойствами личности самого учителя, особенностями его характера, свойствами нервной системы.

Именно свойства нервной системы, личностные свойства, черты типов характера регулируют действия учителя на уроке, определяют выбор средств осуществления урочной формы педагогической деятельности, задают их в той или иной последовательности, формируя индивидуальный стиль деятельности.

Можно предположить, что в психическую регуляцию педагогической деятельности на уроке вовлечена вся совокупность свойств личности, она не ограничивается регулирующим влиянием одних лишь педагогических способностей.

Выявленные особенности личности у конкретного учителя физики в сопоставлении с установленными в процессе данного исследования особенностями обобщенного механизма психической регуляции педагогической деятельности на уроке, могут стать основанием для психолого-педагогических рекомендаций по самовоспитанию учителя в направлении формирования эффективного индивидуального стиля его педагогической деятельности.

Основная цель работы в теоретическом плане заключается в выявлении психологических особенностей личности учителя физики, структурных и содержательных особенностей его педагогической деятельности на уроке.

В практическом плане исследование направлялось на определение психодиагностических средств для выявления свойств личности, значимых для психической регуляции педагогической деятельности на уроке, и основных направлений работы по совершенствованию индивидуального стиля деятельности.

В соответствии с целью, предметом, гипотезой исследования ставились и решались следующие задачи:

1. Изучить объективно-психологические проявления педагогической деятельности учителя физики на уроке, ее структуру и содержание.

2. Изучить особенности личности учителя физики и механизма психической регуляции его педагогической деятельности на уроке на личностном уровне.

3. Выявить особенности механизма психической регуляции педагогической деятельности учителя физики.

Методы исследования. Для изучения объективно-психологических показателей педагогической деятельности учителя физики на уроке применялись методика системного анализа и оценки эффективности учебных занятий В. П. Симонова, а также модифицированная методика анализа категорий взаимодействия Н. Фландерса.

Для исследования личности учителя применялся шестнадцати факторный личностный опросник Р. Кэттелла, психодиагностический опросник А. Е. Личко, методика диагностики межличностных отношений Т. Лири в модификации Л. Н. Собчик, методики изучения локуса контроля Дж. Роттера, изучения основных модальностей эмоций по Рабинович, методика Я. Стреляу для исследования основных свойств нервной системы, методика Б. Басса для изучения направленности личности.

Статистическая обработка результатов эксперимента производилась с помощью методов корреляционного и факторного анализа.

Научная новизна исследования:

1. Представлена целостная, логически обоснованная структура педагогической деятельности учителя физики на уроке.

2. Выявлены значимые для деятельности учителя физики объективно-психологические показатели.

Теоретическая значимость исследования:

1 .Разработан механизм психической регуляции педагогической деятельности учителя физики, который включает три блока: 1) нравственные качества, определяющие содержание просоциальной деловой активности- 2) психодинамические стенические свойства и качества ума, определяющие активное использование средств обучения, 3) психодинамические астенические свойства, определяющие креативные аспекты общения.

2.Выявлены наиболее значимые для деятельности свойства личности учителя, активно участвующие в ее регуляции.

Практическая значимость исследования:

1.Определены критерии оценки личностных характеристик, нормы их выраженности, что способствует эффективному выявлению особенностей педагогической деятельности и личности учителя физики, которые можно использовать в практике.

2.Полученные результаты позволили разработать комплекс рекомендаций учителям-практикам и методистам, способствующих повышению эффективности педагогической деятельности.

3.Полученные данные о личностном механизме психической регуляции педагогической деятельности учителя физики на уроке могут быть использованы для повышения эффективности планирования и организации учебно-воспитательного процесса на уроке и в работе школьной психологической службы для работы с учителями.

Достоверность результатов проведенного исследования и сделанных выводов обеспечивались соответствием используемых методов исследования предмету, объекту, целям и задачам исследования, комплексностью методического обеспечения, позволяющего изучать целостную личность учителя, использованием методов математической статистики для обработки экспериментальных дашгых.

Основные полсжения, выносимые на защиту:

1. Система объфгивно-психологических проявлений педагогической деятельности учителя^ физики на уроке, значимых для характеристики ее психорегуляции на личностном уровне, включающая следующие наиболее значимые ее характеристики: количество проблемных вопросов, средств обучения, видов учебной деятельности, число проявлений активности учащихся («речи учащихся как ответ учителю», «самостоятельной деятельности учащихся»),.

2.Свойства личности, черты характера, свойства темперамента учителя физики, значимые для психической регуляции педагогической деятельности учителя физики, должные нормы их выраженности. К ним, в частности, относятся теплота (+А), абстрактное мышление (+В), эмоциональная устойчивость (+С), лидерство (+Е), беспечность (+Р), социальная смелость (+Н), сензитивность (+1), богемность (+М), радикализм (+СЮ, волевой самоконтроль (+С>3), гипертимность, астеноневротичность, психастеничность, сила процессов возбуждения, подвижность нервных процессов, выраженность эмоций модальности «радость», направленность на общение.

3.Механизм психической регуляции педагогической деятельности учителя физики на уровне личностных свойств, включающий три блока: 1) нравственные качества, определяющие содержание просоциальной деловой активности- 2) психодинамические стенические свойства и качества ума, определяющие активное использование средств обучения, 3) психодинамические астенические свойства, определяющие креативные аспекты общения.

Апробация результатов исследования. Содержание диссертации обсуждались на заседаниях кафедры психологии МПУ, конференциях, на заседаниях РМО и педсоветах школ г. Павловского Посада.

Заключение

.

В заключении проведем содержательный анализ основных итогов работы и сформулируем выводы.

В соответствии с поставленными в начале исследования задачами был осуществлен анализ состояния рассматриваемой проблемы: раскрытие структуры действий учителя-предметника, их связей со свойствами личности, расширенное изучение целостной личности учителя-предметника в связи с объективными характеристиками его деятельности на урокесвойств личности, благоприятствующих эффективности педагогической деятельности. Отмечается недостаточная изученность особенностей психической структуры педагогической деятельности, структуры действий учителя-предметника, значимых объективно-психологических проявлений личности, механизма психической регуляции педагогической деятельности учителя физики на уроке.

Представленные экспериментальные исследования позволили установить, что педагогическая деятельность учителя физики определяется целостной системой его личностных качеств. В этой регуляции представлены все сферы личности: морально-нравственная, коммуникативная, интеллектуальная и эмоционально-волевая.

Для изучения педагогической деятельности было отобрано восемнадцать объективно-психологических параметра, измерение которых проходило в естественных условиях. В результате корреляционного и факторного анализа в структуре педагогической деятельности учителя физики были выделены четыре блока, объединяющие показатели с наиболее тесной корреляционной связью: «Творческий аспект общения», «Деловая активность учителя», «Активность делового общения» и «Мотивационно-организационная активность».

Блок «Творческий аспект общения» характеризует общение в системе «учитель — ученик», заданное учебным материалом. Оно может быть формальным, основанном на репродуктивных вопросах, и активно-деловым, основанном на совместном поиске решения проблемных задач. Показано, что учитель, склонный к критическим замечаниям, чаще прибегает к нетворческим формам работы. В этом блоке наиболее значимыми объективно-психологическими показателями, имеющими наибольшее количество достоверных связей с другими деятельностными и личностными показателями, является частое проявление проблемных вопросов и редкие «порицания» (т.е. негативные оценки).

Деловая активность учителя" проявляется в разнообразии используемых на уроке средств обучения, во вовлеченности учащихся в различные виды работы. Содержание показателей этого блока заключается в осуществлении управления деловой активностью учащихся объективно-психологическими характеристиками деятельности учителя. Высокую значимость в этом блоке имеют такие проявления деятельности, как большое «количество средств обучения», «длительность использования наглядных средств обучения», значительное «количество видов учебной деятельности».

Активность делового общения" включает интенсивность и объем взаимодействия учителя с учащимися. Учебная информация здесь выполняет роль предмета обучения и является его содержательной основой. Вопросно-ответное общение учителя с учащимися приводит к включению в общение большого количества учащихся, не позволяет учащимся отвлекаться. Установлено, что частые распоряжения учителя снижают эту активность. Наиболее значимым для деятельности объективно-психологическим показателем является «речь учащихся как ответ учителю», когда учитель вынуждает учеников высказываться и задает ситуацию взаимодействия в виде вопроса.

Блок «Мотивационно-организационная активность» характеризует стимуляцию самостоятельной учебной деятельности и степень взаимодействия учителя и учащихся. Выраженный объем самостоятельной работы учащихся на уроке достигается при ограниченной продолжительности монологической речи учителя: рассказа, объяснения, инструктажа. Наиболее значимыми для деятельности объективно-психологическими показателями являются частые «поощрения» и проявления «самостоятельной деятельности учащихся».

Описанные выше блоки объективно-психологических показателей являются компонентами целостной структуры педагогической деятельности, характеризующими различные виды активности, присущие учителю на уроке.

Системообразующую функцию в структурных компонентах педагогической деятельности выполняют следующие объективно-психологические показатели: количество проблемных вопросов, видов учебной деятельности, средств обучения, длительность использования наглядных средств. Именно они имеют многочисленные связи с другими ее параметрами и личностными свойствами, что позволяет считать их наиболее психодиагностически информативными.

Сведения о личности учителей были получены при использовании ряда методик многостороннего изучения личности.

Показано, что все факторы личности, выявленные методикой Кэттелла, принимают участие в психорегуляции педагогической деятельности. Позитивное психорегулирующее влияние оказывают: «теплота» (+А), «абстрактное мышление» (+В), «эмоциональная устойчивость» (+С), «лидерство» (+Е), «беспечность» (+Б), «социальная смелость» (+Н), «сензитивность» (+1), «богемность» (+М), «радикализм» (+С>1), «самостоятельность» (+С)2), «волевой самоконтроль» (+С>3). Негативное влияние связано с противоположным полюсом этих свойств, а также с чрезмерно выраженными «ответственностью» (+0), «эмоциональной напряженностью» (+С>4). Соответственно, умеренная ответственность и ненапряженность благоприятны для работы учителя на уроке. Остальные факторы имеют неоднозначное влияние на деятельность.

Интеркорреляционный анализ показал, что в структуре личностных свойств, выявленных методикой Кэттелла, можно выделить два тесно связанных блока, характеризующих особенности личности учителя: 1) блок психодинамических стенических или астенических свойств личности свойств, и 2) блок нравственных качеств. Позитивную роль в регуляции педагогической деятельности учителя играют нравственные качества личности. Положительный вклад в механизм психической регуляции педагогической деятельности вносят стенические свойства личности. Значимыми показателями являются социальная смелость (+Н), беспечность (+Б), низкая тревожность (-О), низкая эмоциональная напряженность (-С)4). Блок нравственных качеств усиливает влияние стенических свойств и ослабляют влияние астенических. Значимым показателем этого блока является волевой самоконтроль (+С>3). Наиболее информативными для психодиагностики личности учителя физики являются следующие показатели методики Кэттелла: +С)3, +Н, -О, -С>4. Они могут быть дополнены слабой выраженностью экстернальности (методика Роттера) и ослабленной мотивационной тенденции «направленность на себя» (методика Басса). Методика Кэтелла оказалась самой диагностически информативной для изучения личности и деятельности учителя физики.

Все черты типов характера, определяемые методикой А. Е. Личко (за исключением шизоидного) участвуют в психической регуляции педагогической деятельности учителя физики. Позитивную функцию выполняют черты гипертимного, психастенического и астеноневротического типов. Негативное влияние оказывают неустойчивые, конформные и циклоидные черты. Неоднозначно с некоторым преобладанием негативных влияний связаны с деятельностью учителя физики черты сензитивного, лабильного, эпилептоидного и истероидного типа.

Наиболее важными показателями методики Лири являются прямолинейный и скептический типы взаимоотношений, так как они имеют большое количество интеркорреляций и связей с деятельностными показателями. Наибольшее позитивное психорегулирующее воздействие на управление деловой активностью учащихся оказывают типы общения, для которых характерна доминантность.

Эмоции основных модальностей («радость», «гнев», «страх») /методика Л.А.Рабинович/ активно участвуют в психической регуляции педагогической деятельности. Эмоции модальности «страх» негативно влияют на деятельность. Эмоции модальности «радость» оказывают позитивное влияние. Неоднозначное влияние оказывает на деятельность эмоции модальности «гнев».

Подводя итоги выше сказанному, отметим, что свойства личности, свидетельствующие о нравственной зрелости, о стеничности психодинамики, оказывают наибольшее позитивное психорегулирующее воздействие на педагогическое общение, на деловую активность учителя. В результате обобщения всей совокупности данных о свойствах личности, достоверно коррелирующих с различными объективными проявлениями педагогической деятельности было сформулировано представление о механизме психической регуляции педагогической деятельности учителя физики.

Изучение структуры и содержания педагогической деятельности учителя физики базировалось на результатах многостороннего изучения свойств личности, на основе анализа ее объективно-психологических проявлений.

С целью изучения индивидуально-психологических особенностей личности учителя полученные в результате констатирующего эксперимента показатели были подвергнуты математической обработке с применением корреляционного и факторного анализа по Выханду. Математический анализ позволил выявить целостную структуру и содержательные особенности механизма психической регуляции педагогической деятельности учителя физики.

В результате исследования установлено, что в структуру механизма психорегуляции входит три компонента, название которым даны по преобладающим в них личностным свойствам. По степени значимости в механизме психорегуляции компоненты могут быть распределены в следующей последовательности: «Нравственные основы психорегуляции», «Стеничность», «Тревожность».

Данные, полученные в ходе исследования, подтверждают гипотезу о том, что в психическую регуляцию педагогической деятельности на уроке вовлечены все совокупности свойств личности, она не ограничивается регулирующим влиянием одних лишь педагогических способностей. Производимое воздействие осуществляется группами личностных свойств. Можно утверждать, что центральным звеном механизма психической регуляции учителя физики являются личностные свойства, выполняющие мотивирующую и смысловую функции, определяющие направленность личности и несущие в себе нравственное содержание.

При сравнении личностных свойств учителей физики и географии (70) следует отметить, что наиболее важным системообразующим личностным блоком в структуре личности учителей этих предметов является нравственный блок свойств личности, что еще раз подтверждает его значение для становления учителя как профессионала. Отмечается также яркая выраженность стенических свойств личности, слабая выраженность престижных мотивов. Однако имеются и отличия: учителям географии в большей степени свойственно «чувство нового», а учителя физики более консервативны. Возможно, это связано с особенностями выборок.

В структурах деятельности также наблюдаются сходства и отличия. Учителям физики и географии свойственна деловая активность, активность делового общения, но учитель географии много внимания на уроке уделяет побуждающей активности, у учителя физики побуждающую функцию выполняют физический эксперимент и проблемные вопросы.

Исследование механизма психической регуляции педагогической деятельности учителя физики позволило сделать следующие выводы: 1. Объективно-психологические проявления деятельности учителя физики на уроке находятся в тесной взаимосвязи и представляют целостное структурное образование, включающее четыре блока. Первый блок характеризует направленность общения учителя с учащимися на уроке на развитие их творческих аспектов учебной деятельности, самовыражение учащихся. Второй блок характеризует деловую активность учителя, проявляющуюся в разнообразии используемых им источников информации, методов и средств учебной работы. Третий блок характеризует интенсивность общения учителя с учащимися и четвертый — стимуляцию самостоятельной учебной деятельности и степень взаимодействия учителя и учащихся. Наиболее значимыми для объективной психодиагностики параметров эффективности педагогической деятельности является количество проблемных вопросов, средств обучения, видов учебной деятельности, число проявлений активности учащихся («речи учащихся как ответ учителю», «самостоятельной деятельности учащихся»).

2 В психической регуляции педагогической деятельности активно участвует устойчивая система личностных свойств, многосторонне характеризующих учителя. Позитивное психорегулирующее влияние на деятельность учителя оказывают свойства личности, связанные с оценочной деятельностью учителя, организацией деятельности учащихся, включенностью учащихся в общение. К этим свойствам относятся: теплота (+А), абстрактное мышление (+В), эмоциональная устойчивость (+С), лидерство (+Е), беспечность (+Б), социальная смелость (+Н), сензитивность (+1), богемность (+М), радикализм (+01), волевой самоконтроль (+03), гипертимность, астеноневротичность, психастеничность, сила процессов возбуждения, подвижность нервных процессов, выраженность эмоций модальности «радость», направленность на общение.

3. Механизм психической регуляции педагогической деятельности учителя физики характеризуется целостной структурно организованной совокупностью свойств личности, включающий три блока: 1) нравственные качества, определяющие содержание просоциальной деловой активности- 2) психодинамические стенические свойства и качества ума, определяющие активное использование средств обучения, 3) психодинамические астенические свойства, определяющие креативные аспекты общения.

4. Первый блок механизма психической регуляции «Нравственные основы психорегуляции» включает личностные свойства, выполняющие мотивирующую смыслообразующую функцию. Его центральным звеном являются просоциальные мотивы, определяющие направленность личности. Свойства личности, включенные в этот блок, оказывают широкий спектр психорегулирующих воздействий на педагогическую деятельность. Особенно сильное воздействие оказывается на деятельностные блоки «Деловая активность учителя» и «Активность делового общения». В блок входят следующие свойства личности: волевой самоконтроль (+03), умеренно выраженная ответственность (О), непрестижность (-Ь), направленность на общение, отсутствие индивидуалистических и эгоцентрических тенденций (слабо выраженная направленность на себя), слабо выраженная эпилептоидность, сензитивность (+1), слабо выраженные эмоции модальности «гнев», умеренно выраженный «здоровый» консерватизм (-()1), слабая акцентуированность характера, вызывающая нестабильность психодинамики (неустойчивая, циклоидная, лабильная акцентуации) и ослабление астенических черт характера (астеноневротическая, психастеническая акцентуации).

5. Второй блок механизма психической регуляции «Стеничность» представлен совокупностью взаимосвязанных стенических и интеллектуальных свойств личности. Этот блок определяет уровень социально-психологической адаптированности личности. Личностные свойства, входящие в этот блок, участвуют в психической регуляции деловой и мотивационной активности учителя. К ним социальная смелость (+Н), выраженность эмоций модальности «радость», лидерство (+Е), подвижность нервных процессов, социальная смелость (+Н), сила нервных процессов возбуждения, беспечность (нТ7), прямолинейность (-1М), социабельность (-С)2), теплота (+А), абстрактное мышление (+В), гипертимность, истероидность.

6. Третий блок механизма психической регуляции «Тревожность» включает свойства личности, способствующие точной и тонкой оценке степени трудности задач педагогической деятельности. В нем представлены в основном астенические психодинамические свойства. Он оказывает наибольшее психорегулирующее воздействие на деятельностный блок «Творческий аспект общения». В блок включены свойства: сензитивные черты характера, тревожность (+0), эмоциональная напряженность (+С>4) экстернальностъ (Экс), эмоциональную неустойчивость (-С), эмоции модальности «страх», практичность (-М).

7. Неблагоприятная (противоположная описанной выше) выраженность свойств личности, включенных в механизм психической регуляции, затрудняет становление и реализацию мастерства учителя. Наличие неблагоприятных свойств личности должно отчетливо осознаваться учителем и психологом школы. Необходима целенаправленная работа по формированию индивидуального стиля педагогической деятельности, разработка программы самовоспитания, в результате которой психолог должен осуществлять психологическое сопровождение деятельности учителя. Благоприятная для педагогической деятельности особенность личности будущего учителя активизироваться в процессе психологической подготовки учащихся педклассов и студентов педвузов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980, — 335с.
  2. Г. Н. Формирование субъектной позиции личности будущего учителя. Рязань, 1995.- 101с.
  3. Л.В. Творческая индивидуальность педагога фасилитатор личностного роста студентов. // Творческая индивидуальность педагога. Тюмень, 1991. -С.114.
  4. Ю.С., Осовский Е. Г. К вопросу о профессиограмме советского учителя. // Советская педагогика, 1971, № 2.
  5. H.A. Дифференциальный подход к исследованию структурной организации главных компонентов педагогических способностей. // Вопросы психологии, 1995. № 5.
  6. H.A. Модели управления образованием и стили преподавания. // Вопросы психологии, 1994. № 2.
  7. H.A. Диагностика педагогических способностей. М., 1997, — 80с.
  8. H.A. Психофизиологические и психические предпосылки педагогических способностей. // Вопросы психологии, 1988. № 5.
  9. .Г. Комплексное изучение человека и психологическая диагностика. // Вопросы психологии, 1968. № 6.
  10. Ю.Ананьев Б. Г. О соотношении способности и одаренности // Проблемы способностей. М., 1962.
  11. П.Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1969. 339с.
  12. .Г. Избранные психологические труды. М., 1980.
  13. Е.В. Подготовка учителя к самоактуализации в педагогической деятельности: Автореферат дисс.. канд. психол. наук. М., 1964, — 16с.
  14. C.B. Не учить самостоятельности, а создавать условия для ее проявления. // Физика в школе, 1995. № 3.
  15. JI.H. Этико-психологические аспекты труда учителя. Омск, 1992, — 40с.
  16. Н.В. Идентичность педагога и особенности его общения. Дисс.. канд. псих. наук. М., 1996. -215с.
  17. И.В. Мотивационные механизмы формирования и развития специальных (педагогических) способностей: Автореферат дисс.. канд. псих. наук. Новосибирск, 1995.- 19с.
  18. А.Г. Психология личности: Принципы психологического анализа. М., 1990.-367с.
  19. А.А. Стрессоустойчивость и мастерство педагога. Ижевск, 1997,-108с.
  20. В.В. Темперамент и деятельность. Пятигорск, 1990. 118с.
  21. С. Л. Семантическая структура индивидуальной концепции педагогической деятельности и профессиональная успешность. Дисс.. канд. псих. наук. СПб., 1995. 186с.
  22. Л.Д. Исследование зависимости поведения в экстремальных ситуациях некоторых свойств личности. Автореферат дисс.. канд. псих, наук. М., 1977.
  23. Н.Р. Риторика и техника преподавания учителя: Программа, методические материалы и упражнения для развития профессионально-педагогических умений преподавателей. М., 1994. 40с.
  24. Д.Б. Пути к творчеству. М., 1981.
  25. С. Педагогическая ментальность // Педагогический вестник. 1996. № 8. С. 8.
  26. A.A. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982. -199с.
  27. A.A. Личность и общение: Избр. тр. М., 1995.- 324с.
  28. A.A. О понимании школьника воспитателями и проектирование ими его личности. В кн.: Тезисы докладов на 2 съезде Общества психологов. М., 1963. — Вып. 2. — С.257−258.
  29. A.A. Формирование понятия о другом человеке как личности. Л., 1970.
  30. A.M. Педагогический потенциал учителя: личностно-гуманистический аспект: Автореферат дисс.. канд. пед. наук. Екатеринбург. 1993. 16с.
  31. Е.М., Логинова Г. П. Индивидуальность и профессия. М., 1991. -78с.
  32. Г. М. Личность: Учебное пособие. Рига, 1984. 51с.
  33. A.B. О природных предпосылках психического развития человека. М., 1977. 63с.
  34. Буксеев Н. А, Связь стиля деятельности борцов с некоторыми индивидуально-психолошческими особенностями. // Психологические аспекты учебной и спортивной деятельности. Л., 1987. С. 12−17.
  35. В.А. Технологии работы учителя-мастера. Рига, 1995.
  36. Л.М. Психические процессы и личность // Личность и деятельность. Л., 1982.
  37. К.В., Кондратьева C.B. Психология труда и личности учителя. Минск, 1991.
  38. Р. Как создать или воспитать нового учителя // Знание сила. 1995. № 9. — С.87−91.
  39. А.М., Микадзе Ю. В., Солнцева Г. Н. Деятельность: структура и регуляция: Психологический анализ. М., 1987. 215с.
  40. К.Н. Психологи о педагогических проблемах. М., 1981, — 128с.43 .Волкова E.H. Субъектность как интегративное свойство личности педагога. Автореферат дисс. канд. псих. наук. М., 1992. 20с.
  41. Вопросы психологии способностей. М., 1973.45 .Вопросы формирования основ педагогического мастерства будущего учителя (Межвуз. сб.). Иркутск, 1991, — 130с.
  42. Е.В. Формирование основ педагогической техники будущего учителя в структуре его педагогического мастерства: Автореферат дисс.. канд. пед. наук. М., 1994. 16с.
  43. В творческом поиске. М., 1972. 141с.
  44. .З. Профессиональная рефлексия: потребность, сущность, управление. //Magister, 1995. № 1. С.71−79.
  45. Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956. -520с.
  46. Л.С. Педагогическая психология. // Психология: классические труды. М., 1996.
  47. Л.К. Об исследовании многопризнаковых биологических систем. //Применение математических методов в биологии. Л., 1964. С. 19−22.
  48. Вяткина З. Н, Индивидуальный стиль деятельности в педагогическом мастерстве учителя: Учебное пособие. Пермь, 1979. 72с.
  49. И.В. Психологические особенности творческой личности. Дисс.. канд. псих. наук. М., 1997, — 182с
  50. С.А. Проявление творческой индивидуальности педагога. // Образование в Сибири. 1995. № 5. С. 96.
  51. Э.А. Способности и индивидуальность. М., 1993.
  52. Ф.Н. Книга об учителе. М., 1965. 260с.
  53. Ф.Н. О некоторых психических качествах личности учителя // Вопросы психологии. 1975. № 1. С. 100−101.5 8. Григорьева М. Н. Психология педагогической деятельности: Курс авторизованного изложения. М., 1991.- 109с.
  54. H.H., Ляшко Л. И., Ляшко Н. П. Профессионально-педагогические требования к учителю наших дней. // Психолого-педагогические аспекты многоуровневого образования. Тверь, 1995. С.40−43.
  55. И.Б. Креативность как профессионально значимое свойство личности учителя. // Педагогическое образование. Вып. 4. М., 1991.-С.81−85.
  56. K.M. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 1970. 272с.
  57. Ю.Г., Кошелева C.B. Психологические особенности учебной деятельности. Иркутск. 1988. 70с.
  58. О.В. Эмоциональная регуляция деятельности в экстремальных условиях: Автореф. дисс.. докт. псих. наук. М., 1985, — 36с.
  59. О.В., Галактионов И. В. Творческая личность учащихся: психодиагностика, формирование, коррекция. М., 1996, — 33с.
  60. О.В., Тихолаз Т. М. Психологические особенности индивидуального стиля педагогического общения. М., 1995, — 18с.
  61. Н.В. Природа деятельности. М., 1984. h 67. Дмитриева М. А., Крылов A.A., Нафтульев А. И. Психология труда и инженерная психология. Л., 1979.
  62. Е.Д. Проектировочная и конструктивная деятельность преподавателя по формированию умений учащихся решать технические задачи: Автореферат дисс.. канд. псих. наук. М., 1981.
  63. Л.И. Урок физики и его структура при комплексном решении задач обучения: Книга для учителя М., 1988. 160с.
  64. З.Ф. Формирование мастерства советского учителя: Автореферат дисс.. канд. пед. наук Л., 1955. 19с.
  65. И.А. Адаптация и прогнозирование деятельности. Казань, 1991. -254с.
  66. Д.В. Особенности психорегуляции педагогической деятельности учителя-мастера. Автореферат дисс.. канд. псих. наук. М., 1999. 19с.
  67. Ю.М., Глоточкин А. Д., Сосновский Б. А. Базовая психологическая модель личности учителя.74.3агвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. М., 1987. 159с.
  68. Г. А. и др. Профессиограмма учителя физики. Л., 1973.
  69. Изучение профессиональной компетенции педагогов. Методические рекомендации. Калуга, 1994. 33с.
  70. Е.П. Связь волевых качеств с индивидуальным стилем деятельности. // Экспериментальные исследования волевой активности. Рязань, 1986. С.39−43.
  71. Е.П. Стиль деятельности: новые подходы и аспекты. // Вопросы психологии. 1988. № 6. С.85−93.
  72. Индивидуальность и способности. М., 1994. 142с.83 .Индивидуальность педагога и развитие личности школьников. Под ред. Петровского. М., 1988. 127с.
  73. Индивидуальные различия и личность. СПб., 1996. 76с.
  74. Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общение. Пермь, 1992. 121с.
  75. М.С. Человеческая деятельность. М., 1874. 328с.
  76. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс: Автореферат дисс. .доктора псих. наук. JL, 1985. 37с.
  77. Кан-КаликВ.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987. 190с.
  78. В.И. Типы общения учителя.//Психология учителя. М., 1989. -С.58−59.
  79. A.A. Индивидуализация учебной деятельности школьников. Казань, 1980. 207с.
  80. Е.А. Введение в психологию труда. М., 1988. 197с.
  81. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, 1969. 278с.
  82. Е.А. Психология профессионала. М. Воронеж, 1996. 400с.
  83. Е.А. Путь в профессию. Л., 1974. -190с.
  84. Н.В. Технология работы психолога с учителем. М., 2000, — 192с.
  85. А.Г. Психология личности. М., 1986.
  86. А.К. Развивающаяся личность и педагогические технологии. СПб. -102с.
  87. О.В. Психологический тип личности учителя как условие формирования профессионального стиля деятельности. Н. Новгород, 1996. -20с.
  88. C.B. Учитель ученик. М., 1984.
  89. C.B., Рапопорт И. А., Токарская Т. С. О социально-психологической совместимости учителя и учащихся.//Советская педагогика. 1975. № 7. С.33−39.
  90. O.A. Психологические механизмы регуляции деятельности. М., 1980, — 256с.
  91. A.A., Тамбовцева Т. С. Исследование индивидуального стиля педагогического общения. // Вопросы психологии. 1990. № 2. с.62−69.
  92. ЮЗ.КорчакЯ. Избранные педагогические произведения. М., 1978. 473с.
  93. Э.Г. Профессиональная типология педагогов. // Народное образование. 1981. № 8. С.70−73.
  94. КотеловаЮ.В. Очерки по психологии труда. М., 1986. 118с.
  95. Юб.Краевский В. В. Преподавание как творческая деятельность учителя. //
  96. Дидактика средней школы. М., 1982. С.297−317.
  97. Ю7.Крейтеберг П. У. Опыт исследования эффективности деятельности учителя. // Советская педагогика. 1980. № 6. С.88−94.
  98. А.Л., Крохина И. М. Эффективный учитель. Ростов/н/Дону, 1995.-450с.
  99. А.И. Психологическая структура действий человека: Учебное пособие. М., 1990. 55с.
  100. А.Н. Системно-функциональный подход к усвоению знаний (на материале курса физики средней школы). // Психодидактика физики: Учебное пособие. Барнаул, 144с.
  101. ПЗ.Крыжановская Л. М. Тренинг психолого-педагогического мастерства учителя. // Психолого-педагогические аспекты многоуровневого образования. Тверь, 1995. С. 105−109.
  102. A.A. Методология исследований по инженерной психологии и психологии труда. JI. 1974. 148с.
  103. А.Н. Проблема речевой деятельности в педагогическом процессе. Оренбург, 1995. 100с.
  104. Н.В. Анализ педагогической деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения. М., 1978.
  105. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. JI., 1970.
  106. Н.В. Методы системного педагогического исследования. Л., 1980.
  107. КузьминаН.В. Очерки психологии труда учителя. Л., 1967. 183с.
  108. Н.В. Способности, одаренность и талант учителя. Л., 1983. -32с.
  109. Н.В. Формирование педагогических способностей. Л., 1961. -98с.
  110. Н.В., Реан A.A. Профессионализм в педагогической деятельности. Рыбинск, 1993. 54с.
  111. Н.В., Урклина И. А. Основы вузовской педагогики. Л., 1872.
  112. Ю.Н., Сухобская Г. С. Моделирование педагогических ситуаций. М., 1981. 120с.
  113. Ю.Н., Сухобская Г. С. Творческая направленность деятельности педагога. Л., 1978. 102с.126Лазурский А. Ф. Классификация личностей. М.-П., 1923. 290с.
  114. K.M. Личность педагога. Саратов, 1991. 163с.
  115. K.M., Мнадаканян Л. И. Самосовершенствование личности педагога. Ереван, 1987. 31с.
  116. Н.Д. Детская и педагогическая психология. М., 1984. 427с.
  117. Н.Д. К психологии формирования авторитета учителя. // Советская педагогика. 1946. № 1−2. С. 76.
  118. Н.Д. Психология труда. М., 1963. 340с.
  119. Н.Д. и др. Вопросы изучения учителя. М. 1935. 215с.
  120. Ю.А. Стиль организации самостоятельной работы как фактор личностно-профессионального становления будущего учителя. Автореферат дисс. .канд. пед. наук. Брянск, 1994.- 18с.
  121. A.A. Педагогическое общение. М., 1979.
  122. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т.1. М., 1983.
  123. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  124. Д.А. Очерк психологии личности М., 1993. 43с.
  125. И.Я. Методы обучения. // Дидактика средней школы. М., 1982. -С.181−215.13 9. Логвинова Т. Л. Логико-психологические условия построения систематического курса физики.
  126. Л.М. Формирование творческой индивидуальности учителя в педагогическом вузе. Ташкент, 1986. 96с.
  127. Лук А. Н. Психология творчества. М., 1978. 128с.
  128. Н.В. Каузальная атрибуция педагога как условие эффективности руководства коллективом старшеклассников.
  129. Ю.А. О некоторых вопросах психологии труда учителя. М., 1968.
  130. Т.Н. Учитель ученик. М., 1977.- 64с.145 .Маркова А. К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя. //Педагогика. 1995. № 6, — С.55−63.
  131. А.К. Психология труда учителя. М., 1993, — 191с.
  132. А.К., Никонова А. Я. Формирование умений учителя оценивать и совершенствовать свой индивидуальный стиль. // Детский психолог. 1996. № 12, — С.52−58.
  133. Н.Ф. Стиль руководства учителя как способ социально-психологического воздействия. // В кн. Руководство и лидерство. Л., 1973.-143с.
  134. Р. Структура личности. // В кн. П. Фресса и Ж. Пиаже Экспериментальная психология. М., 1975, — 284с.
  135. B.C. Личность как предмет психологического исследования. Пермь, 1988, — 79с.
  136. Ш. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.-253с.
  137. B.C. Очерк теории темперамента. М., 1964, — 303с.
  138. B.C. Психология индивидуальности. М.-Воронеж, 1996, — 445с.
  139. B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание. Учебное пособие к спецкурсу. Пермь, 1990, — 107с.
  140. Методика преподавания физики в 7−8 классах средней школы: Пособие для учителя. // Под ред. A.B. Усовой. М., 1990, — 319с.
  141. Методические рекомендации к психологическим методам изучения личности учителя в рамках реализации диагностики педагогического опыта, Л., 1991.-52с.
  142. Г. Личностные характеристики студентов-педагогов и молодых учителей: Проверка гипотезы о типично-личностном учительском синдроме. Констанц. 1972.
  143. Л.М. Психологические аспекты труда учителя: Учебное пособие. Тула, 1991.
  144. Л.М. Психология профессионального развития учителя. М., 1998.-200С.
  145. Митина J1.M. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М., 1994.-215с.
  146. Л.М., Вачков И. В. Профессиональное развитие педагога: психологические факторы и условия. // Magister. 1996. № 1, — С.86−95.
  147. Г. М. Требовательность как профессионально-значимое качество преподавателя высшей школы. Автореферат дисс. .канд. пед. наук. Л, 1982.
  148. В.И. Акцентуация характера и стиль саморегуляции произвольной активности человека. // Вопросы психологии. 1997. № 6, — С. 30−38.
  149. Мышление учителя. // Под. Ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М., 1990, — 102с.
  150. В.Н. О связи склонностей и способностей. // Склонности и способности. Л., 1962.-С.З-14.
  151. В.Д. Основные свойства нервной системы человека. М., 1966, — 328с.
  152. H.H., Гаджиева Н. М. Основы саморазвития личности учителя. Ульяновск, 1996, — 100с.
  153. А.Б. Роль личности педагога в его деятельности. // Индивидуальность педагога и развитие личности школьника. Под ред. Петровского A.B. Даугавпилс, 1988. С.11−16.
  154. АЯ. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя. Дисс. .канд. псих. наук. М., 1983.
  155. .В. Ваш психологический тип. СПб., 1944, — 236с.
  156. И. Т. Подготовку учительских кадров на уровень современных задач. // Преподавание педагогических дисциплин в высшей школе. Т.2. М., 1972.
  157. A.A. Профессиональное мышление учителя как ценность. // Педагогика. 1995. № 6.- С.63−68.
  158. A.A. Современный учитель: социальный престиж и профессиональный статус. // Педагогика. 1997. № 7.- С. 60.174.0сухова Н. Г. Между «Я» и «Мы»: психологический тренинг самоосознания и самовыражения учителя. Астрахань, 1995, — 110с.
  159. H.H. Индивидуальный стиль деятельности учителя. Казань, 1982.-76с.
  160. В.А. К психологии активности личности. // Вопросы психологии. 1975. № 3.
  161. A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982, — 255с.
  162. М.А. Эффективность педагогической деятельности как предмет анализа учителя. Автореферат дисс. .канд. пед. наук. Спб., 1995, — 19с.
  163. К.К. Вопросы психологии труда. М., 1970.- 264с.
  164. К.К. Проблемы способностей. М., 1972.- 312с.
  165. Л.А. Работа практического психолога с личностью учителя. Тверь, 1996, — 160с.
  166. Т.С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей. М., 1983. 129с.
  167. Я.А. Психология творчества и педагогика. М., 1976, — 280с.
  168. МЛ. Педагогическое мастерство учителя и пути его формирования. // Советская педагогика. 1977. № 3, — С.84−91.185 .Поташник М. М. Педагогическое творчество: проблемы развития и опыт. Киев, 1988.- 189с.
  169. Г. Г. Начальное обучение тактико-техническим действиям в дзюдо с учетом типологических свойств нервной системы и темперамента занимающихся: Автореферат дисс. .канд. псих. наук. Л., 1986.-23с.
  170. Профессиограмма учителя иностранного языка. М., 1977.
  171. Психологические характеристики профессий. Составители Ф. И. Иващенко, В. А. Карпыч. Минск. 1979, — 95с.
  172. Психологические основы творческой деятельности педагога. Учебно-методическое пособие по психологии для студентов специалитета. Птг., 1999, — 138с.
  173. Психология деятельности учителя. (Методические рекомендации к проблемному семинару). JL, 1984, — 49с.
  174. Психология личности: Альбом схем. Рига, 1994, — 58с.
  175. Психология личности и познавательных процессов. Харьков, 1990, — 64с.
  176. Психология труда и личности учителя. Вып.1. Л., 1976, — 134с.
  177. Психолого-педагогическая диагностика личности будущего учителя в системе профессиональной ориентации. Киев, 1990, — 63с.
  178. В.Г. и др. Современный урок физики в средней школе. М., 1983.
  179. P.C. Структура свойств личности и особенностей черт характера и их роль в психической регуляции педагогической деятельности учителя на уроке: Дисс.. канд. псих. наук. М., 1996.- 238с.
  180. И.П. НОТ учителя. М., 1982, — С.172−174.
  181. И.П. Психология педагогического творчества: организационно-методическое учебное пособие. Пятигорск, 1999.- 92с.
  182. A.A. Психодиагностика личности в педагогическом процессе. Л., 1996, — 109с.
  183. A.A. Психология педагогической деятельности. Ижевск, 1994.
  184. Л.А. Прогностические способности учителя и ее диагностика. Л., 1989, — 89с.
  185. Е.И. Личность в педагогической деятельности. Ростов н/Д., 1994,-239с.
  186. Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов н/Д., 1996, — 508с.
  187. Е.И. Учитель как объект психологического исследования. М., 1998, — 496с.
  188. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 тт. // Гл. Ред. В. В. Давыдов. М., 1998.- 672с.
  189. Т.А. Психофизиологические основы индивидуальности. М., 1999, — 128с.
  190. С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1950.
  191. С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973, — 423с.
  192. Е.М. Зависимость индивидуального стиля педагогической деятельности от структуры педагогических способностей: Автореферат дис.. канд. псих. наук. М., 1993, — 21с.
  193. Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. М., 1994. -144с.
  194. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебноепособие. М., 1998, — 256с.
  195. В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М., 1995, — 192с.
  196. В.Я. Профессионализм учителя. //Педагогика. 1999. № 5, — С. 45.
  197. М., Лернер И. Современный урок. // Народное образование. 1985. № 1.
  198. В.А. Педагогическая деятельность и проблема формирования личности учителя. // Психология труда и личности учителя. Вып.1. Л., 1976.
  199. В.А. Формирование личности учителя советской школы. М., 1991, — 160с.
  200. В.А. Формирование социально-активной личности учителя. М., 1988, — 155с.
  201. В.А., Мажар Н. Е. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности. М., 1991.- 144с.
  202. В.А., Шутенко А. И. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М., 1995, — 188с.
  203. Словарь практического психолога. // Сост. С. Ю. Головин. Минск, 1997.-800с.
  204. М.И. Психология деятельности и отношений. Киров, 1994.- 45с.
  205. Современный урок физики в средней школе. // Под ред. В. Г. Разумовского, JI.C. Хижняковой. М., 1983, — 224с.
  206. Сорока-Росинский В. Н. Школа Достоевского. М., 1978, — 48с.
  207. Л.Ф. Профессиограмма общепедагогическая. М., 1997.- 34с.
  208. Г. Л. Развивающий учебный диалог в профессиональной подготовке учителя. Автореферат дисс. .канд. псих. наук. М., 1997, — 18с.
  209. В.А., Козлов Н. И. Творческая мастерская учителя. Сыктывкар, 1989.
  210. .И., Шаблыкин А. П. Ориентация процесса обучения физики в школе. // Учебное пособие по спецкурсу. Под ред. В. М. Ступникова. Благовещенск, 1982.- 113с.
  211. Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982.- 231с.
  212. H.H. Проектирование педагогических технологий в профессиональной подготовке учителя: Автореферат дисс.. д-ра пед. наук. М., 1995.- 40с.
  213. Г. В. Основы психологической теории деятельности. Л., 1988, — 166с.
  214. .М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1964, — 535с.
  215. .М. Способности и одаренность. / Избранные труды: В 2-х т. М., 1985. Т. 1.
  216. .М. Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии. // Физиологические проблемы высшей нервной деятельности и психологии. М., 1963, — С. 497.
  217. Т.М. Личность учителя как субъекта педагогического общения. М., 1995, — 170с.
  218. ТолочекВ.А. Стили деятельности. М. 1992, — 76с.
  219. Х.Е. Основные направления экспериментального изучения творчества. // Хрестоматия по общей психологии. М. 1981.
  220. Тюлин М Ю. Влияние психолого-профессиональных качеств учителя на способы его трудовой деятельности. Автореферат дисс.. канд. псих. наук. М. 1984.-17С.
  221. П., Валентинавичюс В. Выбор структуры урока в зависимости от работоспособности учащихся. // Физика в школе. 1977. № 4, — С. 65.
  222. Л.И. Организаторские способности и их развитие. Курск, 1967.
  223. Урок физики в современной школе: Творческий поиск учителей: Кн. Для учителя. /Сост. Э.М. Браверман- Под. Ред. В. Г. Разумовского. М., 1993,-288с.
  224. P.A. Формы учебной деятельности учащихся на уроке. // Математика в школе. 1995. № 2. С.33−35.
  225. Учитель советской школы. Под. Ред. В. А. Сластенина. М., 1991.- 158с.
  226. Формирование творческой личности учителя. (Сб. науч. ст.) Минск, 1993, — 106с.
  227. Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. М., 1987, — 223с.
  228. Т.Ф. Исследование структуры профессионально-важных качеств студентов музыкально-педагогического факультета. // Психологические проблемы трудовой подготовки учащихся. Психология и высшая школа. М., 1989. С.165−166.
  229. А.П. Экспериментальное исследование значимости общепедагогических и общетрудовых функций в структуре деятельности учителя. Вып. 1. Л., 1976. С.114−122.
  230. А.П., Стрелец Б. И. Организация процесса обучения физике в школе. Благовещенск, 1982.
  231. В.Д. Деятельность и способности. М., 1994. 315с.
  232. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982, — 185с.
  233. В.Д. Психология деятельности и способности человека. М., 1996,-318с.
  234. Р.Х. Теория и технология интенсивного развития профессиональной личности учителя в вузе. Автореферат дисс.. д-ра пед. наук. Казань, 1998, — 39с.
  235. Шкалы для анализа деятельности педагогов. Л., 1975. 12с.
  236. И.Б. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя. Дис. .канд. псих. наук. Ташкент, 1993, — 174с.
  237. А.И. О методологии и методике изучения психологии труда и личности учителя. // Психология труда и личности учителя. Л., 1976. Вып.1.
  238. И.М. Психология взаимопонимания. Казань, 1991.- 122с
  239. Я работаю психологом. Опыт, размышления, советы / Под редакцией И. В. Дубровиной. М., 1999, — 256с.
  240. Adler A. Understanding Human Nature. N. J., 1927.-286p.
  241. Allport J.W. Personality. A. Psjchological Interpretaytion. N.J., 1937.- 588p.
  242. Berbaum I. Formen des Professus/ Sulle, 1973.
  243. Cattell R.B., Eber H.W., Tatusuoka M.M. Handbook of clinical, educational industrial and research psychology. Illinois, 1970.
  244. Guilford I.P. The structure of intellect // Psycol. Bull/.1956. v. 53. P.267−293.
  245. Koslowski Iozef. Nauzyciel a program nauczania. In: Sympozium pedeutologiczny. Warszawa, 1974, p. 283−325.
  246. RheinbergF. Leistungsbewertimg und Lernmotiration. Gottingen, 1980.
  247. Pyans D.G. Charakteristics of teachers Washington, D.C.: American Council on Education, 1960.
  248. Ryans D.G. Research on Teacher Behavior in Context of the Teacher Characteristics. Study. In: Contemporary Research of Teacher Effectiveness. New York — London, 1964.
  249. Solomon D. et. al. Teacher behavior and student learning // Y. Of Educ. Psychol. 1964. № 35. P.23−30.
Заполнить форму текущей работой