Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Снижение тревожности у дошкольников посредством формирования у них восприятия и конструирования комического

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В качестве механизмов снижения детской тревожности выступают дискредитация тревооюсацих детей объектов средствами комического (вышучивание путающих детей сказочных героев, прцпумывание дразнилок в их адрес и др.), стищтирование развития у них защитных механизмов личности (вытеснения отрицательных эмоциональных состояний посредством их осознания в ходе дифференциации и имитациипереноса собственных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы исследования восприятия и конструирования детьми комического и их тревожности
    • 1. 1. Комическое в фшюсофсхо — психологических исследованиях
    • 1. 2. Тревожность, ее источники и формы проявления у дошкольников
  • Глава II. Особенности, механизмы и факторы взаимодействия восприятия и конструирования комического и тревожности у дошкольников
    • 2. 1. Организация и методы исследования восприятия и 59 ф конструирования комического и тревожности в дошкольном возрасте
    • 2. 2. Особенности восприятия и конструирования 70 комического дошкольниками с разными уровнями тревожности
  • Глава III. Использование юмористического материала в коррекции тревожного поведения дошкольников
    • 3. 1. Организация и структура программы психокоррекции тревожности на к^морисшчесзсом материале
    • 32. Динамика, факторы и услэвия нивелирования детской тревожности средствами комического

Снижение тревожности у дошкольников посредством формирования у них восприятия и конструирования комического (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

С античных времен и до вашего времени эффективным средством всестороннего развития личности считается юмор, сатира, комическое. № значении комического в развитии мышления ребенка настаивали многие эстетики (Ю.Б. Борев, АП Московский), физиологи (НА Абрамов, АН Лук), известные педагоги и психологи (Я.А КЪмшский, Г. С. КЪсткж, С. Л Рубинштейн и др.).

В литературе отмечается и нравственная функция комического — смех считается сильным оружием против пороков общества и отдельных людей, потому что «. Ничто так не обескураживает порока, как сознание того, что он угацан, и что по его поводу уже раздался смех» (МБ СалтыковЩедрин), «. Метко направленная насмешка может иногда дать большую пользу, чем если бы пытались разбить противника всерьез, так как высмеянное отбрасывается не только разумом, но и чувствами» (АН Луначарский).

Не обойдена вниманием и терапевтическая функция комического, в частности, подчеркивается, что «веселое настроение — половина здоровья» (Я.А КЪмшский), а «легкая шутка, добродушное юмористическое отношение к неприятному положению или болезни порей действуют более благотворно на нервную систему, чем слишком нежное выражение участия или даже лекарство» (АА Аркин) — при смехе нормализуется пульс, кровоснабжение (АН Лук). Экспериментальные исследования сввдепгельствуют об эффективности использования кмористичесзшго материаго в улучшении общего пшзюфюиолзгического состояния (КГХ Папина) — налаживании взаимоотношений в детской группе (И С. Дементьева) — коррекции страхов и конфликтности дошкольников (О.М Попова, Е Франкл), повышенной агрессивности детей (А, А Романов).

Од нако, несмотря на то, что влияние смеха, как реакции на комическое, на психосоматическое здоровье человека общеизвестно, исследований возможностей и условий использования комического материага в коррекции отрицательных эмоциональных состояний и, в частности детской тревожности, относительно мвлэ.

В то же время в работах психологов указывается, что высокая тревожность является деструктивной личностной чертой и неб. шгоприяпю оказывается на жизнедеятельности чедавека (НИ РЪювддзе, У. Морган, Дж. Тейлор и др.) — затрудняет интеллектуальную деятельность в психически напряженных ситуацияхснижает уровень умственной работоспособностивызывает неуверенность в своих силах, способствует формированию отрицательного социального статуса личности (В.Н Дружинин, Р. В. Кисловская, ИВ Пяцавичус, Ч. Д Спилбергер, НЕ Фролова) — дети с повышенной тревожностью относятся к группе риска по неврозам, проявляют склонность к адцикгивному поведению и эмоциональным нарушениям (НИ Гарбузов, ЕЕ Каган, ЕЕ Лебединский, АС. Ошваковская и др.).

Учитывая сказанное, исследователе настаивают на необходимости диагностики тревожности, как устойчивой характеристики, наминая с раннего дошкольного возраста (Я Е Макшннцева) и предлагают использовать для ее коррекции игровую терапию (А И Захаров), имаготерапию (ЕЮ. Брель), когнитивные техники (ЕД Вид, Ю. Е ГЪпов), оптимизацию семейной и педагогической среды (АМ Прихожан), однако терапевтические возможности комического в коррекции тревожного поведения детей многими учеными оставляются без внимания. Противоречие между потенциальными возможностями комического, как средства нивелирования детской тревожности, и отсутствием необходимых для реализации этих возможностей соответствующих знаний, позволило определить проблему диссертационного исследования: каковы технологические основы коррекции детской тревожности средствами комического материала, что и обуоювшю выбор темы «Снижение тревожности у дошкольников посредством формирования у них восприятия и конструирования комического».

Тема исследования предопределила его цель — изучить взаимосвязь восприятия и конструирования комического и тревожностипроследить динамику ее снижения в процессе формирования выше указанных психических процессов.

Объектом исследования явшюсь взаимовлияние восприятия и конструирования комического и тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования составила технология коррекции детской тревожности на материале юмористических произведений.

В основу диссертационного изыскания легла гипотеза: уровни тревожности у дошкольников взаимосвязаны с уровнями восприятия и конструирования ими комическогоформирование у детей восприятия и конструирования комического будет способствовать нивелированию их тревожности.

В ходе исследования решались следующие задачи:

1. Изучить существующие концепции развития у детей восприятия и конструирования комического и проявлений тревожности и обосновать возможности использования юмористических произведений в коррекции детской тревожности.

2 Сопоставить уровни восприятия и конструирования детьми комического и их тревожности и определить особенности развития данных процессов у выоокотр<�жожных дошкольников.

3. Разработать программу нивелирования детской тревожности на материале юмористических произведений^ изучить динамику и механизмы психокоррекционного процесса.

4. Последовать факторы и условия формирования восприятия и конструирования комического у дошкольников.

Методологическую основу исследования составили: теории комического (А Аристотель, Г. Гегель, И Кант и др.) — учение о закономерностях и движущих силах психического развития ребенка, развиваемое в трудах ЛИ. Божович, Л.С. йлготсжого, АН Леонтьев, С. Л. Рубинштейна, ДБ. Эльконина и др.- концепция поэтапного формирования умственных действий ПЯ Гальперинапредставления о психических состояниях и их роли в развитии новообразований личности, раскрытые в работах В. К. Вилюнаса, НД. Левитова, АМ Г|эихожан и др. — основные положения в коррекции эмоциональных расстройств у дошкольников в трудах, А И. Захарова, НН Лебедевой, ВВ Лебединского и др.

Теоретической базой исследования послужили теоретические и экспериментальные исследования детской тревожности (ЕЮ. Брель, Р. В. Кисловская, Б. И Кочубей, ЕН Новикова, АМ Г^ихожан, и др.), восприятия и конструирования комического (ЕА Боццаренко, И С. Дементьева, Р. И. Жуковская, ЕЕ Зубарева, И. Н Назимов, О. М ГЬпова, НН Ротановаидр.).

Реализация целей и задач, а также проверка гипотезы осуществлялась посредством комплекса методов, адекватных объекту и предмету исследования: теоретических (анализ фшюсофской, психолюго педагогической и методической литературы) — диашосгических (тест тревожности (Р. Теммли др.), методика «Дом — дерево — человек» (Дж. Бук), подщкаш — вопросник для оценки личностной тревожности у дошкольников (адаптация НИ. ЯшвлеваХ беседа с депьми по юморисшческим картинкам и изучение продуктов их деятелшосш (рисунки и импровизации на колористические темы) — коррекционно — развивающих заданийстатистических методов обработки полученных данных.

Логика исследования включала в себя следующие этапы:

Первый этап (1998 — 1999 год) — поисково — теоретический — анализ философской, психологической и педагогической литературы по теме исследования, формулировка теоретических положений, требующих экспериментального подтверждения, определение проблемы, дели, гипотезы, задач и методов исследования.

Второй этап (1999 — 2000 год) — экспериментально — обобщающийпроведение констатирующего эксперимента, определение правомерности гипотезы, статистическая обработка полученных результатов, обобщение и систематизация диагностического магериашразработка методики формирующего эксперимента.

Третий этап (2000 — 2001 год) — заключительно — обобщжпцийпроведение формирующего и контрольного экспериментов, интерпретация полученных результатов, формулировка выводов исследования, систематизация диссертационного материала, внедрение результатов в практику.

Научная новизна работы заключается в установлении взаимовлияния процессов восприятия и конструирования детьми комического и их тревожностив разработке и успешной апробации комплексной программы психокоррекции детской тревожности на материале произведений с элементами комического: в выявлении механизмов, особенностей и динамики психокоррекционного процесса и обусловливающих его эффективность факторов и условий.

Теоретическая значимость диссертационного изыскания выряжается в углублении знаний об особенностях развития и формирования у детей восприятия и конструирования комического, о причинах и формах проявления детской тревожностив конкретизации терапевтической функции комического, выражающейся в возможном его применении в нивелировании тревожности у детей дошкольного возраста.

Практическое значение работы состоит в том, что материалы исследования могут быть успешно использованы практическими психологами в коррекционно — развивающей и проф^ивктичеосоЙ работе с тревожными детьми, в нормативных и специальных курсах по психологии раннего и дошкольного возраста и педагогической психологии.

Достоверность и обоснованность полученных в диссертации результатов и выводов обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических концепцийприменением комплекса методов, адекватных целям и задачам исследования, обширным фактическим материаломвалидностью и надежностью псиждиагносгического инструментария, репрезентативностью выборкивскхгроизводимостью результатов, подтверждением вьщвинутой гипотезы исследования, а также применением методов статистической обработки д анных.

Экспериментальная база исследования — ДОУ 5, 26, 42 г.

Чебаркуля, Челябинской обдасш (294 ребенка четырех — семи лет).

Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования докладывались на ежегодных итоговых научнопрактических конференциях ИЬдринсхого государственного педагогического институт: («Теоретические и прикладные аспекты развития личности в онтогенезе» (1998г.), «Теория и практика современного обравования и воспитания» (1999г.), «Проблемы практической психологии» (2000г.)) и Южно-Уральского государственного университета («Психологическое сопровождение развитая личности» (2001г.)) — заседаниях кафедры возрастной и педагогической психологии ШГПИ и методических объединениях психологов.

Структура и объем диссертации

: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Основной текст диссертации изложен на 169 печатных листах Работа иллюстрирована 19 таблицами, 3 рисунками, 3 графиками и 1.

Выводы по третьей главе.

1. Формированию у детей восприятия и конструирования комического способствуют задания, предполагающие упражнение их в логических операциях и способах преобразования образов представлений на юмористическом материале. Механизмом формирования восприятия и конструирования комического выступает абстрагирование детьми усвоенных способов создания образов комического и их перенос на нетождественный материал.

2. Овладение детьми восприятием и конструированием комического сопровождается снижением их тревожности на когнитивном и эмоциональном уровнях организации психики, изменением феноменологических проявлений тревожного состояния. Возможными механизмами укатанного процесса являются полярность эмоциональных состояний тревожности и веселья и смеха, сопровоядасщих процесс восприятия и конструирования детьми комическогодесжсибилизирующее построение психокоррекционного процессаобучение детей специфическим способам преобразования тревогогенных образов (вышучивание, высмеивание и осуждение угрожающих объектов. придумывание дразнилок в их адрес, травесшрование и т. д.) — развитие защитных механизмов личности (сублимация, вытеснение, проекция, идентификация, потенцирование) и др.

3. Уровень тревожности у дошкольников определяет особенности поведения детей в психокоррекционном процесс", обусловливая различия реакций тревожных и нетревожных детей на музыкальное сопровождение психокоррекционных занятийсказывается на эмоциональных реакциях в игровой деятельности, дифференциации и имитировании эмоциональноэкспрессивных состояний, на овладении процессом продуцирования комического и транслировании усвоенных средств снятия тревожности в повседневную жизнь.

4. В снижении детской тревожности наблюдается определенная динамика которая выражается в постепенном изменении поведения детей в коллективных играх, развитии у них коммуникативных навыковпостепенном овладении детьми механизмами продуцирования комических деталей, перевертышей и комических ситуаций и использовании их в ходе преобразования жизненных тревошгенных ситуацийв изменении отрицательного самочувствия детей с высокой тревожностью.

5. Факторами, затрудняющими процесс психокоррекции тревожного состояния детей в ходе формирования у них восприятия и конструирования комического, являются: отсутствие у детей представлений о механизмах построения комических конструкций, которое сказывается на возможностях детей в выделении комических несоответствий и противоречий и продуцировании рисунков и рассказов с комическим содержаниемособенности развития психических процессов у детей (наглщщо-обршное мышление, непроизволшость внимания, небольшой объем памяти, репродуктивное воображение и др.), затрудняющие понимание инструкций экспериментатора и следование им в ходе выполнения игровых заданийнедостаточный объем знаний о нормах поведения, видовых признаках животных, ф^шциях предметов, предопределяющий трудности в дифференциации детьми «смешных» и «обычных» объектов, комических и трагических ситуаций и т. д.

6. Снижение детской тревожности средствами комического достигается благодаря систематическому, последовательному проведению занятий в индивидуальной и групповой форме, в эмоционально насыщенной обстановке, в специфически организованном экспериментальном пространствес учетом выбора благоприятного для этого временипри включении в состав коррекцнонных групп детей с разным уровнем тревожностипри использовании эффективных двдэктических методов и приемов (уточнения представлений детей о повадках животных, признаках и функциях различных объектов, упражнения в способах создания комических образов и др.), в условиях музыкального сопровождения коррекционных занятий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Приступая к исследованию взаимовлияния восприятия и конструирования детьми комического и их тревожности, мы предположили, что формирование у детей указанных процессов будет способствовать нивелированию их тревожности.

В ходе исследования было установлено, что уровни воснрияттшя и конструирования детьми комического отрицательно коррелируют с уровнями их тревожности, что, на наш взгляд, правомерно объяснить диаметральной противоположностью эмоций, сопровождающих восприятие и конструирование детьми комического, и состояния тревожности.

Взаимовлияние изучаемых психических явлений выражается в том, что тревожность ребенка проецируется на его восприятие и конструирование комического. Это выражается в том, что высокотревожный ребенок чаще своих нетревожных сверстников неадекватно (удивление, испуг, отсутствие эмоций) реагирует на комические несообразности, не смеется над отрицательными персонажами и неловкими положениями, в которые они попадают из-за растерянности и рассогласованности действий и т. д., а относится к ним сочувственно, жалеет их, проявляет беспокойство по поводу их «неприятностей». Конструируя комические сюжеты, высокотревожные дошкольники рисуют преимущественно смешные детали, элементы перевертышей, то есть «безобидные комические» сюжеты, в то время как их низкотревожные сверстники продуцируют ситуации на военные, спортивные и бытовые темы, любят розыгрыши, рассказывать анекдоты и считалки кмористического содержания.

Взаимовлияние восприятия и конструирования детьми комического и тревожности обнаруживается также в различиях детей с разными уровнями тревожности.

— по степени их участия в коллективных играх — вькокотревожные дети неохотно участвуют в выполнении заданий коллективного характера, не изъявляют желания выступать в роли лидеровне тревожные дети часто претендуют на лидерские позиции в игре и могут предложить варианты ее тематики;

— по реакциям на музыкальное сопровождение коррекционных упражнений — дети с высокой тревожностью прислушиваются к музыке и меняют в соответствии с изменением ее ритма и темпа игровые действияне^лревожные сверстники слабее реагируют на ладовую окраску музыкальных отрывков;

— в дифференциации эмоциональных состояний — высокотревожные дети, чаще своих не тревожных сверстников, затрудняются дифференцировать и имитировать эмоционально — экспрессивные состояния;

— в темпе овладения процессом продуцирования комических конструкций и характере трансляции усвоенных навыков в повседневный опыт — вьюокотревожью испытуемые компилируют комические сюжеты своих сверстников, заменяя в них комических героев или их действияотождествляют комические противоречия с трагическими («Не смешно, что собаки шляпу порвали, а грустно.») — преобразуют стереотип поведения отрицательных персонажей, используя травесшрование, обратную координацию вещей и т. п. (Добрый Змей Горыныч), чаще, чем их сверстники, транслируют в повседневную жизнь усвоенные ими средства снятия тревожности, как то: олехорешксационнью упражнения («ГЬдмигни и улыбнись», «Потянулись — улыбнулись» и др.), речевые ритмизации («БабаЯга, Яга — Баба сидит не в ступе, а в тарелке с супом» и др.)) — музыкальные медитации («Только смеяться.», «Ах, как нам веселю» и др.), способы нивелирования тревожащих ситуации средствами комического («Чтобы не бояться чего-то, нужно сделать все наоборот.»). Не тревожные дети изменяют сюжеты знакомых комических конструкций, рассогласуй действия комических персонажей и их последствия («Художник хотел покрасить цветы, а покрасился сам.,») — намного реже переносят усвоенные ими способы снятия тревожности в реальную жшнь, что, вероятно, объясняется тем, что жизненные ситуации не вызывают у них тревожности и адекватные способы поведения в них выработаны.

Взаимовлияние восприятия и конструирования дошкольниками комического не ограничивается окрашиванием указанных процессов отрицательными эмоциями. Оно проявляется еще и в том, что формирование восприятия и конструирования комического пазшгшвно влияет на нивелирование детской тревожности — после коррекционной работы не только повысились уровни сформировшносш этих процессов, но и значительно снизился процент детской тревожности. Изменения, которые произогипи с детьми, имеют определенную динамику, вопервых, вначале восприятие комических конструкций неэмоционально, затем сопровождается испугом и удивлением, и только после этогоадекватными реакциями: улыбкой и смехом Во-вторых, воофинимая структурные единицы комического, дети генетически раньше улавливают комизм смешных деталей (несоответствия в величине, форме, местоположении объектов и т. д), затем — перевертышей, и только после этого схватывают пружину комизма смешных ситуаций. В-третьих, из комических ситуаций наиболее доступными для дошкольников являются стушиш, которые основаны на противоречиях типа месххутегашия невозможного — действительному, действия — результатуменее доступны ситуации, построенные на рассогласовании формы — содержания, целирезультата действия и т. д. В-четвертых, в процессе формирующего эксперимента изменяются детские реакции: на первых занятиях вьюокотревожные дети отказывались выполнять творческие задания, с целью защиты от поихокоррекщюнных воздействий обкладывали себя принесенными из дома игрушками, с восьмого когнитивно — обучающего занятия перестали нуждаться в этой защите, с девятого — появились двигательное раскрепощение, смех и улыбки во время выполнения подвижных игр и психогимнастики. ГЬ мере выполнения высокотревожными испытуемыми психокоррекциоьшых упражнений постепенно нарастала их общительность — с шестого занятия появились первые попытки поддержать обсуждение заданий, с девятого — заметно повысилась самостоятельность в разрешении конфликтных столкновений и т. п.

Вытеснению отрицательных эмоциональных состояний способствуют копшшвно — обучающие и эмоционально — поведенческие занятия, в ходе которых дети овщцевают механизмами построения комических конструкций, смехорелаксацией, заучивают формулы психологической устойчивости с юмористическим содержанием и др.

Овладение детьми механизмами построения комических конструкций носит стадиальный характер: обучаясь конструированию перевертышей, дети сначаж подбирают пары объектов, перечисляют их функции и признаки, затем осуществляют перенос этих признаков и функций с объекта «А» на объект «В», и наоборот и т. д.

Освоение механизмов построения различных конструкций происходит неодновременно: сначала дети постигают пружину комизма смешных деталей, затем — перевертышей, после этого — комических ситуаций и т. д. Цюцеос восприятия детьми комического опережает процесс его конструирования, что обусловливается степенью сложности изучаемых психических процессов. Неравномерность овладения детьми разными комическими конструкциями также определяется их доступностью для понимания: воспринять комическую деталь — это значит, заметить несоответствия признаков и функций отдельных объектов общепринятой формевосприятие перевертышей предполагает улавливание обратной координации вещей, восприятие комических ситуаций — выделение и сопоставление с нормой и друг с другом компонентов действий и поступков персонажей.

В качестве механизмов снижения детской тревожности выступают дискредитация тревооюсацих детей объектов средствами комического (вышучивание путающих детей сказочных героев, прцпумывание дразнилок в их адрес и др.), стищтирование развития у них защитных механизмов личности (вытеснения отрицательных эмоциональных состояний посредством их осознания в ходе дифференциации и имитациипереноса собственных отрицательных состояний на героев серий юмористических картинокидентификации себя с комическими персонажами, оказавшимися в мнимо — тревогогенных ситуациях, отождествления комических персонажей с угрожающимипотенцирования придания отрицательньм поступкам комического объекта положительной окраски и др.) — тсовшспшмость полярных эмоциональных состояний: тревоги и смеха сопровождающего восприятие и конструирование комического, а также физиологическое влияние смеха и улыбки на расслабление организма и его тонизирование и десенсибилизирующее построение психокоррекциопного процесса.

Развитие восприятия и конструирования комического у детей и проявления их тревожности обусзювливаются половозрастнылм различиями — более динамичным является процесс обучения восприятию и конструированию комического у мальчиков (р= 0,001), чем у девочек (р>0,05) — у мальчиков на протяжении дошкольного детства наблюдается увеличение показателей тревожности, у девочек — тенденция к ее снижению (р< 0,01). Половой диморфизм и возрастные особеадюети детерминируют восприятие жизненных ситуаций как угрожакшщх (Rs = 0,93): в исследовании была обнаружена тенденция снижения с возрастом деструктивносш реапфования в тревогогенных ситуациях (р< 0,01) — бытю выявлено, что неадекватное в угрожающих ситуациях ведут себя девочки, чем мальчики (р = 0,001).

Кроме возраста и пола, развитие восприятия и конструирования детши комического, а также проявления ими тревожности детерминируют наличие (отсутствие) представлений о нормах и правилах поведения, знаний о повадках животных, назначении предметов, логической последовательности событий, механизмах построения комических конструкций (подтекст иронических реплик, рассогдаеование частей остроумных высказываний, противоречия типа несоответствия формысодержанию, цели — способу ее достижения и т. д., обратная координация вещей), а также уровни сформированносш познавательной деятельности (небольшой объем памяти и внимания, конкретность мышления, отсутствие навыков дифференцировки и квалификации выраженных в мимике и па" эмоциональных состояний).

Эффективность развития и формирования восприятия и конструирования детьми комического обусловливается еще наличием благоприятных условий, проведения псююкорроащонных занятий систематически, последовательно, в эмоционально насыщенной обстановке, в специально организованном экспериментальном пространстве, в благоприятное для занятий время (для когнитивнообучающих занятий предпочтительна первая половина дня, для эмоционально — поведенческих — послеобеденное время) — при кшструктивном подходе к организац ии коррекционных групп (включение в группу в одинаковом количестве тревожных и нетревожных детей, мальчиков и девочек, общей численностью не более восьми человек) — в условиях сочетания индивидуальной и групповой форм занятийприменения эффективных дидактических методов и приемов (уточнения представлений детей о повадках животных, признаках и функциях различных объектов, упражнения в способах создания комических образов и др.), с^яннизации музыкального сопровождения коррекционных занятий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абрамов НА Дар слова: Искусство излагать свои мысли- СПб., 1909,-40с.
  2. Аристотель, А Об искусстве поэзии. М: Госполитиздат, 1957. — 183с.
  3. Аристотель, А ГЪэтика- Л: Академия, 1927. 120с.
  4. Аркин Е, А Ребенок в дошкольные годы- М: ГТросвещшие, 1968, — 445с.
  5. В.М. Функциональный подход при изучении состояния тревоги в напряженных условиях деятельности: Автореф. дисс. канд. псих наук. М, 1986. — 24с.
  6. В.Г. Полное собрание сочинений в 18 т.- Т.5.- М: АН СССР, 1954.- 514с.
  7. Белкин АС, Зимина И С, Яковлев В И Техножгия развивающих игр -занятий у детей младшего дошкольного возраста: Методические рекомендации. Екатеринбург, 1995 — 48с.
  8. Р. Развитие «Я концепции» и воспитание. — М: Прогресс, 1986. -422с.
  9. Л. И Личность и ее формирование в детском возрасте.- М: Просвещение, 1968.- 464с.
  10. Бондаренко ЕА Восприятие комического дошкольниками.- Нар. асвета, 1968, — 104с.
  11. Ю.Б. Комическое или о том, как смех казнит несовершенство мира, очищает и обновляет человека и утверждает радость бытия, — М: Иэсусство, 1970.- 269с.
  12. Борев Ю. Е О комическом.- М.: Искусство, 1957.- 232с.
  13. МВ. Два лица Януса смеха- Ростов н/Д: Изд-во РИЭ АО «Цветная печать», 1995.- 86с.
  14. Бороздина Л В, Залученова Е, А Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний// Вопр. психологии -1993.- № 1.- С. 104−113.
  15. ЕЮ. Социально психологические факторы формирования тревожности у младших школьников и пути ее коррекции, — Дисс. канд. псих, наук, — Томск, 1996,
  16. Л. С. Музыкотерапия: Руководство по психотерапии / Под. ред. ЕВ Рожнова- Ташкент, 1979.
  17. В. В. Проблема прекрасного. М: Госполитиздат, 1957, — 263с.
  18. Венгер АЛ Структура психологического синдрома// Вопр. психологии. 1994.- № 4.- С.82−92.
  19. Ейлюнас В К Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций. Тексты / ГЪдред. В К Вилюнаса и др. М: Изд-во Моск. ун-та, 1984.-С. 3−28.
  20. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте, — М: Цэосвещение, 1991.- 93с.
  21. ПЯ. Основные результаты исследований по проблеме «формирование умственных действий» // Исследования мышления в советской психологии.- М- Наука, 1966.- С.236−277.
  22. Гарбузов В И Нервные дети. -Л.: Медицина, 1990, — 172 с.
  23. Г. Наука логики. В 3-х т., Т.2.-М: Мысль, 1971,-248с.
  24. Герцен АИ Собр. соч. в 30 т.- Т.5.- М: Изд-во АН СССР, 1955 510с.
  25. Грановская Р. М Элементы практической психологии Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1988, — 560 с.
  26. С. За пределами мозга Рождение, Смерть и Трансценденция в пакотерагаш. СПб.: Изд-во Трансперсонал ин-та, 1993 — 503с.
  27. Гуфеланд X Макробиотищ, или искусство прод лить человеческую жизнь.- СПб., 1805.
  28. В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретическогои экспериментального психологического исследования.- М.: Педагогика, 1986.- 240с.
  29. Р. Избранные произведения. М: Госполитиздат, 1950, — 711с.
  30. И. С. Веселая книга в воспитании чувства юмора детейстаршего дошкольного возраста: Автореф. дисс. канд. пед. наук.- М, 1973.
  31. И. С. Некоторые особенности понимания комических произведений детьми старшего дошкольного возраста7/ Во1ф. педагогики, — Челябинск, 1976.- С. 50−52
  32. Диагностика эмоциональной сферы / Сост. Попова О М Шздринас 1993.-19с.
  33. Дремов АН Обьеюивное и субъективное в эстетике7/ Нева- 1964.1. Ш.-С 171−177.
  34. Дружинин, А Е Тренинг основ ассертивного поведения для детей дошкольного и младшего школьного возраста'/ Вест, психосоц. и коррекц-реабилитац работы- 1995, — № 4.- С. 33−41.
  35. Думитрашку Т. А Влияние внутрисемейньж факторов на формирование индивидуальности// Вопр. психологии- 1991- № 1.- С. 135 -142
  36. Дьяченко О. М Об основных направлениях развития воображения дошкольника // Вопр. психологии. -1988. -№ 6. С. 52−59.
  37. Р. И Юмористические картинки // Дотик, воспитание 1958-№ 4.-С 38−46.
  38. Захаров, А И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка, — М: Просвещение, 1993.- 191с.
  39. Захаров, А И. Семейный портрет в интерьере// Семья и шк, — 1984,-№ 4.- С. 49−51.
  40. Зубарева ЕЕ Особенности восприятия юмористических художественных произведений школьниками.!/ Тезисы докладов «XII научн. конференции, — Владивосток. Дальневосточный гос. ун-т, 1987,-Ч.1.-С. 234−236.
  41. Изард КЕ Эмоции человека-М: Изд-во Моск. ун-та, 193 440с.
  42. Имедадзе Н В Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте'/ Лсихологические исследования. Тбилиси, 1966.
  43. МС. Лекции по марксиста» ленинской эстетике. — Л.. ЛГУ, 1971.-766с.
  44. Кант И Критика способности суждения, — СПб, 1898.-5с.
  45. Кириллова Г. Н Развитие воображения у детей младшего дошкольного возраста: Автореф. дисс. канд. псих наук.-М, 1971.
  46. Р. В Зависимость между социометрическим статусом исимптоматикой тревожности ожиданий в социальном общении: Автореф. дисс. канд. псих наук.- М, 1972- 26с.
  47. Н. В, Касаткина Ю.В. Учим детей общению: Хврактер, коммуникабельность. Яроошвль: Академия развития" 1997.- 235а
  48. ЕБ. Способы психологической защиты детей с повышенной тревожностью и их коррекция. Дисс. канд. псих наук- {фкутсзс, 1998.
  49. В. Е Пшхосексуажное воспитание детей и подростков Л:1. Худож. лит., 1990, — 61с.
  50. КЪменашй Я. А Материнская школа // История зарубежной дошкольной педагогики, — М: Цэоовещение, 1986, — С. 45 72.
  51. Кон И С. Открытие «я», — М: Политиздат, 1978 367с.
  52. Кон И С. Социология личности, — М: ГЬлитиздат, 1967, — 383с
  53. О. Б. К вопросу об отклонениях в развитии личности у детей впроцессе социализации // Актуальные вопросы практической психологии, — Шадринск, 1996.- С. 178−181.
  54. Конина ММ Роль народной сказки в развитии речи детей дошкольного возраста: Автореф. дисс. канд. педнаук, — М, 1940.
  55. Т. В Риск и мышление // Психол. журн.~ 1994, — Т. 14, № 4.-С. 20 32.
  56. КЬстюкГ.С. Шихолэшя.- Киев: Род, школа, 1961.-572с.
  57. . И, Новикова Е R Эмоциональная устойчивость школьника1. Ш' М: Знание, 1988, — 80с.
  58. Кочунае Р. В Психологическое консультирование, — М: ГЬлитекс, 1996 -263с.
  59. Кряжнева НЛ Развитие эмоционального мира детей. Яросшвль: Академия развития, 1996, — 208с.
  60. Крыжановская Л М Каждой школе уроки психологической разгрузки. -Тверь, 1992.
  61. Кудрявцев В Т., Синельников ВВ. Диагностика общих творческихспособностей дошкольников // Развивающее образование в систоле дошкольного воспитания /' Под ред. ВТ. Кудрявцева, Т. А Смирнова-Дубна, 1995.- С. 126- 148.
  62. Лебединский НИ, Никольская O.G. О^оциональные нарушения у детей и их коррекция М: МГУ, 1990.-197с.
  63. Левис Ш, Левис ШК Ребенок и стресс.- СПб.: Питер Цэеос, 1996 -208с.
  64. Левитов НД О психических состояниях человека- М: Цххвещение, 1964,-344с.
  65. АБ. Психодиагностика функциональных состояний человека-М: Ищ-во МГУ, 1984.-199с,
  66. Леонтьев, А К Деятельность. Сознание. Личность.- М: Политиздат, 1975.- 304с.
  67. Т. Руководство к психологии- СПб., 1907.
  68. Лук АН С) чувстве кжора и остроумии, — М. Искусство, 1986.-191с.
  69. Лук, А Н Остроумие (логико эстетический и психологический анализ, перспективы моделирования): Автореф. даос. .канд. фшюлнаук.-М МГУ, 1967.
  70. Лук АН. Эмоции и личность, — М: Знание, 1982.-176с.
  71. Лук АН Юмор, остроумие, творчество, — М: Искусство, 1977 183с.
  72. С. А Словесная шутка (каламбур) на уроках русского языка / Рус. яз. в шк, — 1990.- № 2- С. 29−33.
  73. Мельников В. М, Ямпольский Я Т. Введение в экспериментальную психологию личности.-М: Цххвеадение, 1985 319с.
  74. Менчинасая НА Дневник о развитии ребенка- М-Л: Цххвещение, 1948.- 192с.
  75. Миланич Ю. М Психологическая коррекция эмоциональных нар>шешш у детей дошкольного возраста- Дисс. панд, псих наук, — СПб., 1998.
  76. АС. Методика преподавания сатирических произведений в средней школе: Автореф. дисс. канд. пед. наук- Баку, 1964.
  77. Монтескье IIIЯ Избранные произведения, — М.: Госполитиздат, 1955.-799с
  78. Морган У. П, Эликсон КА Ситуативная тревога и резуттагавносп" деятельности//Вопр психологии.-1990.-№ 3 -С 155−161.
  79. Можовосий АП О природе комического.-Восточно Сибирскоеиздательство, 1968.- 96с.
  80. В.С. Психология изобразительной деятельности М: Пэдагогика 1981.- 238с.
  81. Наенко НИ Психическая напряженность.- М- Изд-во Моск. ун-та, 1976.- 112 с.
  82. Назимов И, А Восприятие старшими школьниками литершурно -художественных сапфических образов Дисс. канд. псих наук. -Киев, 1956.
  83. Николенко Д Ф. Чувство комического и его развитие у детей. Дисс. канд. псих, наук.- Кие", 1945.
  84. Нуделоьман ММ Узнавание объектов, ранее воспринятых в ситуации // О психологии развития глухих и нормально слышащих детей.- М: Изд-во АПН РСФСР, 1962.- С. 249 334.
  85. Оболенский ЛЕ Смех у детей, его происхождение, развитие, формы, причины и значение// Педагогический источник, книга III- УЛ.- 1905.
  86. Р. В. Ранняя профилактика и коррекция социально -педагогической запущенности.- Дисс. докт, псих. наук- М, 1995.
  87. Осипова, А А Общая психокоррекция М: ТЦ «Сфера», 2000 — 512с.
  88. Панфилова М, А Игротерапия общения: Тексты и коррекционные игры -М: Изд-во «Гном и Д», 2000.- 160с.
  89. Петрушин ВИ Музыкальная психотерапия: теория и практика М: ВЛАДОС, 1999, — 176с.
  90. ГЬддьяков Н Н Новый подход к развитию творчества у дошкольников // Вопр. психологии.- 1990 Ж.- С. 16−19.
  91. Поливанова К Где строгость, там и тревожность// Семья и ттпс 1994-№ 10, — С, 3−4.
  92. Поль Жан. Подготовительная школа эстетики М, 1991
  93. ГЪпов Ю.В., йщ В.Д. ЬСлпшгчесЕсая психиатрия- СПб.: Питер, 1996 -421с.
  94. ГЪповаО.М ЕЪсприятие и конструирование дошкольниками комического.- Щпринск: ШГПИ, 1995, — 191с.
  95. ГЬпова О. М К вопросу- о мотивах смешного и особенностей его восприятия детьми дошкольного возраста /У Вопросы экспериментальной психологии и ее истории, — М, 1975.- С. 199- 209.
  96. Попова О. М К вопросу о некоторых особенностях восприятия комического детьми дошкольного возраста. Ученые тиски Пермского Гос. института, Т. 114. ГЪрмь, 1973 — С. 59−74.
  97. Попова О. М Когнитивный аспект развития у дошкольников чувства комического // Особенности эмоциональной сферы личности.-ПЬдринск: Изд-во ИЬдр. пед. ин-та, 2000.- С. 59−73.
  98. Попова О. М Проблема чувства комического в детской психологии// Е|эоблемные вопросы истории, культуры, образования, экономики Северного Прикамья, — Березники, 1994.- С. 143−144.
  99. Попова О. М, Лихачева Н Л Разрешение конфликтных столкновений в детской среде // Повышение эффективности воспитания детей дошкольного возраста: Тезисы докладов и сообщений.- 1Щцринск: ШГПИ, 1992.- С. 23−25.
  100. Цзихожан АМ Анализ причин тревожности в общении со сверстниками у подростков.- Диос. канд. псих. наук.- М, 1977
  101. Прихожан Д, М Психологическая природа и возрастная динамика тревожности (личностный аспект), — Дисс. докт. псих наук М, 1996.
  102. Цэихожан АМ Тревожность у детей и подростков, психологическая прирсда и возрастная динамика- М: Моск. псих- соц инсг-т- Воронеж: Ищ-во НПО «МОДЭК», 2000 -304с.
  103. Г^юселкова МЕ, Остроумом В А, Романов, А А, Ужанов НВ Цэименение психокоррекции и психотерапии в психиатрическихстационарах// Психотерапия в дефектологии/' Сост. HB Ватман, — М, 1992,-С. 118−122.
  104. Психология: Словарь / ГЪд общ. ред. А Петровского М: Пэлитиздат, 1990.- 494с.
  105. Раншбург И, Пэппер П Секреты личности.- М: Педагогика, 1983 -157с.
  106. Раттер М Помощь трудным детям, — М. Прогресс, 1984.- 424с.
  107. Рогов Е И Настольная книга практического психолога в образовании. -М: Владос, 1996- 529с.
  108. Дж. Грамматика фантазии, — М: Цэогресс, 1990, — 192с.
  109. О. К Практическая гештальттерапия.- М: Фолиум, 1995.-112с.
  110. Романов АА Направленная шротерапия агрессивности у детей. М: «Романов», 2001, — 46с.
  111. ЕС., ГЪтемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике.- М: Дидакт, 1992.- 256с.
  112. Ротанова Н Н Обучение школьников речевым средствам комического на уроке русского языка (V класс): Автореф дисс. канд. фгоюлнаук.-М, 1993.
  113. СЛ. Основы общей психологии.- СШ: Питер Ком, 1998 688с.
  114. Рудестам К Групповая психотерапия. ~ СШ: Питер, 1999 384с.
  115. Руководство практического психолога Психическое здоровье детей и ^ подростков в контексте психологической службы / Под. ред. И В Дубровиной- М: Академия, 1995. 165с.
  116. Рьйэакова ММ Начальные формы творческого воображения детей дошколшого возраста на основе изучения детского словесного творчества: Автореф. даос. канд. пед. наук-М, 1952
  117. Р. А Особенности восприятия смешного детьми дошкольного возраста Автореф. дис. канд нед наук Киев, 1972
  118. Салтыков Щздрин ME Полное собрание сочинений, Т9. — Л., 1934, — 463с.
  119. СапоговаЕЕ, Ребенок и знак.- Тула- Приок Кн. Изд-во, 1993 -262с.
  120. Дж. Очерки патхологии детства- М, 1901- 456с.
  121. Семенова Болгунова, А П Картинка в восприятии ребенка дошкольного возраста.-Л., 1927 — 74с.
  122. Сидоренко Е В. Методы математической обработки в психологии.-СП5.: ООО «Речь», 2000, — 350с.
  123. ПВ. Эмоциотшльный мозг. Физиология. Нейроанатомия. Гкжхолюшя эмоций.-М, 1981.
  124. Славина Е, ЦЬнинаН Тревожные деш // Дошк. воспитание,-1996.-№ 4, — С 11−14.
  125. Л.С. Понимание детьми раннего возраста детского рассказа-Дисс. канд. пед. наук- М, 1944.
  126. Е. Такая умная Россия, такой далекий Эквадор // Обруч.-1997.- № 6 С. 10.
  127. Советскийэнцшсжпеяичеасий словарь/ Гл. род. СМ Ковалев М: Сов. Энциююпедия, 1979.- 1600с.
  128. Г. Физиология смеха- СТО., 1891, — 20с.
  129. АС. Профилактика детскихневрозов, комплексная психолоптческая коррекция, — М: Изд-во Моск. ун-та, 1988, — 200с.
  130. Сптшбергер Ч. Д Концептуальные методолошчесште проблемы исследования тревога // Стресс и тревога в спорте / Под ред. Ю. Л. Ханина- М, 1983 С. 12−24.
  131. Степанов, А Тревожность // Семья и ж- 1994.- № 1, — С. 18.
  132. Стресс и тревога в спорте ! Сост. Ю. Л. Ханин.-М: Физк. и спорт, 1983,-287с.
  133. Тиллих П Избранное. Теология культуры- М: Юрист, 1995.- 479с. 142 Топуридзе ЕИ Эстетика БенедиктаКроче.- Тбилиси: Меуннереба1967, — 210с.
  134. Файвишевсиш В, Л. О существовании неосознаваемых негативныхмотиваций и их проявлении в поведении человека /У Бессознательное: природа, функции, методы исследования.- Тбилиси, 1978, — С. 433−445.
  135. Фесюкова Я Б. Воспитание сказкой- Харьков: Фолио, 1997 464с.
  136. Флоренская Т, А Социож>гизащта фрейдизма в теориях развития личности К Хорни и Г. С. Салливена- Дисс. канд. псих, наук- М, 1974.
  137. ФопельК. Как научить детей сотрудничать'?. В 4-х т., Т. 1,2. М: Генезис, 1998.
  138. Франкл R Человек в поисках смысла.- М, 1990.
  139. Фрейд 3. Остроумие и его отношение к бессознательному.- М- СПб.: Университетская книга, ACT, 1997, — 320с.
  140. Фрейд 3. Пжхология бессознательного М: Просвещение, 1990, — 447с.
  141. Фресс П, Пиаже Ж. Экспериментальная псишлошя. &-лт.5.- М, 1978, — 284с
  142. Фролова Н R Влияние рассогласования когнитивного стиля и технологии обучения на развитие тревожности у дошкольников. -Дисс. канд. псих наук Бийск, 1995.
  143. Фрустрация, конфликт, защита// Вопр. психологии.- 1991.- № 6.- С. 69−83.
  144. Хайдеггер М Е?>емя и бытие. М: Республика 1993, — 447с.
  145. Ю.Л. Исследование тревоги в спорте// Вопр. психологии 1978,-№ 6,-С. 94−165.
  146. Ханин Ю. Л Межличностная и внутригрупповая тревога в условиях значимой совместной деятельности// Вопр. психологии, — 1991- № 5, — С. 56−64.
  147. Хомская ЕД Нейропсихология.- М: йщ-во МГУ, 1987, — 288с.
  148. Э. Мастер самопознания или погружения в «я» (психономика), — СПб., 1995.-192с.
  149. НГ. Эстетика- М: Гослитиздат, 1958.- 375с.
  150. Чистякова МИ Психогимнастика- М: Цххжегцение, 1990.- 128с.
  151. Чуковский К И От двух до пяти. М: Педагогика 1990, — 381с.
  152. ИЬто Ж. Реальное и воображаемое в игре Париж, 1946.
  153. Т. Л. Страхи это серьезно.- М: Искатель, 1997.-92с.
  154. Шэпенгауэр, А Мир как воля и представление.- М., 1902.- 111с.
  155. Штерн В Психология раннего детства- М: Нэвая Москва, 1922- 280с.
  156. Щгпина К П Юмористические рассказы по сюжетным рисункам в V классе// Рус. яз. в ппс- 1978.- № 6.- С 26−29.
  157. Эльберг Я Вопросы теории сатиры- М, 1965.- 427с.
  158. ДБ. Психология игры- М: Владею, 1999.- 360с.
  159. Якобсон П М Психологические предпосылки эстетического воспитания школьников // Сов. педагогика-1966, — № 4.- С. 93 102.
  160. Ясперс К Общая психопатология- М: Цэактика, 1997.- 1056с.
  161. Altshuler J. M Hie past, present and future of musik Hierapy Jin'' E. Fbdolsky (ed.). Musik thearapy.- N. Y: Philosophical library. 1954, P. 335.
  162. Amen E. W., Renison N. A study of relationship between play pattern and anxiety in young children// Genetic Psychology Monograph.- 1954. -V.I.
  163. Approaches to Therapy/ Ed by G. Pavison- N. Y., 1976.
  164. Bandura A Prmdpies of Behavior Modification.- N.Y., 1969.-396p.
  165. Bird В Talking With Patients. 2nd Ed. Philadelphia J. В Lippmcott Company, 1975.
  166. Boiler L.P.-Clsou P.L., Ek-een T. Hie effect ofhappy versus «sad» music and participation on anxiety// J. of Music Therapy 1974, — V. 11- P. 68−73.
  167. Existential Psychoology/ Ed R May.- N Y. Random House, 1961.
  168. Geilhorn E. Motion and emotion: Hie role of proprioception in the physiology and pathology of the emotions.- Psycological Review.-1964, — P. 457−472.
  169. Hlgard E. R, ao. Introduction to Psycology- NY., 1972- 250p.
  170. Kennedy E. On Becoming Counselor A Basic Guide for Nan- Professional Counselors.- N.Y.: The Seabury Press, 1977.
  171. I .asarus RS. Emotion as copmg process.- In: Arnold MB (ed) Hie natureof emotion. Baltimore, 1968. 181. Leroy-Boussion. Le jeune spectateur et son entouree enfantin, 1954.4 -P. 293−317.
  172. McGhee P.E. Humor It’s origin and development. San Francisco, 1974.
  173. McGhee P.E. Hjmor and Childrens Development.- New York, 1989.
  174. Millier L. Pas Wesen des Humors.- Munchen.- 1896.
  175. Paul Jean Vorcdiull der Agithetik.-1904.
  176. Tomkms S.S. Affect, imagery, consciousness. Vol. 1. Hie positive affects. New York, Springer, 1962.
  177. Tomkins S.S. Affect, imagery, consciousness, Vol. 2 The negative affects. New York, Springer, 1962
Заполнить форму текущей работой