Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование педагогической направленности у студентов университета в процессе коллективной творческой деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Советская педагогика высшей школы ведет в последние годы поиск научно-обоснованного решения данной проблемы. Исследования O.A. Абдулиной, С. А. Архангельского, А. Н. Алексюка, С. И. Кисельгофа, Н. Д, Никандрова, Л. Ф. Спирина направлены на изучение учебной деятельности, прежде всего, лекций, самостоятельной работы, учебной практики. Работы Н. В. Бондаревой, И. А. Вальковской, И. Л. Наумченко, Н… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
    • I. Психологическая характеристика профессиональной направленности личности
    • 2. Особенности педагогической направленности
    • 3. Проблема формирования педагогической направленности в советской педагогике
  • ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ
    • I. Методы исследования и организация опытноэкспериментальной работы. 46−57 '
    • 2. Состояние педагогической направленности студентов университета
    • 3. Коллективная творческая деятельность как одно из условий формирования педагогической направленности
  • ГЛАВА III. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • I. Формирование педагогической направленности в коллективной творческой деятельности учебнопрактического характера. 91−120^
    • 2. Формирование педагогической направленности в коллективной творческой деятельности общественно-практического характера
    • 3. Формирование педагогической направленности в коллективной творческой деятельности общественно-исследовательского характера.139−156″

Формирование педагогической направленности у студентов университета в процессе коллективной творческой деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Наша страна решает в настоящее время гигантские по своим масштабам и значению задачи коммунистического строительства.

Усложнение задач общественного развития, специализация произ~ водства, технический прогресс, значительное повышение роли науки, ставшей непосредственной производительной силой, принципиальное изменение характера деятельности специалиста, выступающего «полпредом» науки в сферах производства и культуры, требуют интенсивного совершенствования подготовки специалистов.

Перед высшей школой встает ответственная задача — готовить специалистов, способных воспитывать не просто образованных, а по" литически грамотных, идейно-убежденных борцов за дело коммунизма.

ЦК КПСС в своем Постановлении от 26 апреля 1979 года «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы» ставит перед Министерством высшего и среднего специального образования СССР задачу добиваться органического единства учебного и воспитательного процессов, формирования у учащихся и студентов научного мировоззрения, высоких морально-политических качеств, трудолюбия, Постановление обращает внимание на необходимость проявлять повседневную заботу о педагогических кадрах, выше поднимать авторитет учителя, преподавателя, мастера, наставника.

Постоянная забота партии и правительства о дальнейшем совершенствовании качества подготовки молодых специалистов требуют поиска новых эффективных форм и методов работы в высшей школе по профессиональной подготовке выпускников.

Однако, как показывает практика, часть выпускников вузов не обладает глубокими знаниями по общенаучным дисциплинам, имеет слабую профессиональную подготовку. Не уделяется должного внимания организации самостоятельной творческой работы студентов, формированию у них навыков общественно-политической и организаторской деятельности.

Советская педагогика высшей школы ведет в последние годы поиск научно-обоснованного решения данной проблемы. Исследования O.A. Абдулиной, С. А. Архангельского, А. Н. Алексюка, С. И. Кисельгофа, Н. Д, Никандрова, Л. Ф. Спирина направлены на изучение учебной деятельности, прежде всего, лекций, самостоятельной работы, учебной практики. Работы Н. В. Бондаревой, И. А. Вальковской, И. Л. Наумченко, Н. Л. Меньшиковой и др. раскрывают роль и значение отдельных видов внеучебной деятельности в процессе формирования профессионально значимых качеств специалиста. В плане исследования формирования педагогической направленности специалистов особый интерес представляют труды Н. В. Кузьминой, В. А. Сластенина, А. И. Щербакова. Согласно концепции Н. В. Кузьминой основными структурными компонентами педагогической деятельности являются конструктивная, организаторская, коммуникативная, гностическая. Т. В. Кудрявцев раскрывает положение о тесном взаимодействии деятельности преподавателя и деятельности студента, полагая, что вне личностной активности и самостоятельности в обучении и профессиональном становлении невозможны ни эффективная работа преподавателя, ни общее и профессиональное развитие студентов (5.33). В трудах А. И. Щербакова раскрывается органическая связь между ростом педагогического мастер-" ства и формированием личности учителя — воспитателя (4.143). В. А. Сластенин в своей монографии расширяет научное представление о сущности и творческом характере педагогической деятельности, ос" новных закономерностях идейного и профессионального становления и формирования личности советского учителя, о путях его самовоспитания и самообразования (4.122).

Значительный вклад в решение проблемы формирования педагогической направленности в условиях университетского образования внесли исследования В.А.Кан-Калика, Н. В. Кузьминой, С. И. Кисельгофа, Н. Л. Меньшиковой, И. Л. Наумченко, Г. А. Томиловой, В. П. Бедерхановой, Р. А. Ереминой и др. Тем не менее, данная проблема по-прежнему остается актуальной.

Следует учитывать, что выпускник университета должен быть спе- —f-циалистом широкого профиля, владеющим теорией и практикой педагогической деятельности в такой мере, чтобы уметь успешно преподавать не только в средней общеобразовательной школе, а также в профессиональной и высшей школе.

В связи со значительным ростом сети университетов их удельный вес в деле подготовки педагогов в последнее время увеличился. Возник вопрос, как, не превращая университеты в пединституты, а используя преимущества университетского образования, совершенствовать педагогическую подготовку студентов в рамках отведенного времени.

Не только современной школе, но и любому советскому коллективу нужны руководители воспитательного процесса, обладающие высокой идейностью и культурой, способные управлять духовным миром подрастающего поколения, способные и привыкшие к постоянному самовоспитанию. Труд воспитателя любой специальности — это постоянный поиск оптимальных решений неисчислимых воспитательных задач, рожденных жизнью и не предусмотренных никакой учебной программой, требующий повседневного анализа, прогнозирования, определения наиболее эффективных форм и методов воздействия.

Вопросы организации коллективной деятельности наиболее глубоко и полно раскрыты в теоретическом наследии А. С. Макаренко, С. Т. Шацкого, В. А. Сухомлинского. Осуществляется развитие этих идей и в условиях современной общеобразовательной школы. Следует, прежде всего, отметить группу таких советских педагогов как М. А. Бесову, Л. Г. Борисову, М. Д. Гермогенову, Н. П. Цареву и др., работающих под руководством И. П. Иванова.

Использование методики коллективной творческой деятельности позволяет поставить каждого члена коллектива в позицию активного участника общего дела, даёт возможность довольно быстро создавать в коллективе обстановку творчества, помогает создать атмосферу доверительности, возбуждает желание каждому участнику проверить свои силы в качестве организатора. Всё это чрезвычайно важно для будущего наставника молодёжи, организатора производства, члена любого трудового коллектива.

Перед студентами многократно предстаёт модель организации коллективного творчества, которую они могут в будущем широко использовать в работе как со школьным, так и трудовым производственным коллективом.

Особое стержневое место при организации коллективной творческой деятельности занимает педагог. Он выступает как старший товарищ в процессе совместного решения всех жизненно важных задач.

Методологической основой исследования является марксистско-ленинское учение о целях и сущности коммунистического воспитания, о роли действительных (по определению К. Маркса) общественных отношений для формирования личности, её субъективной позиции, решения съездов КПСС и правительства по вопросам народного образования.

В своём исследовании мы опирались на постановления партии и правительства о высшей школе.

Раскрывая основы формирования педагогической направленности у студентов университета, мы исходили из концепции советских ученых по проблемам направленности личности (В.С.Мерлин, П. А. Шавир, В.А.Сластенин)уинтереса (Л.И.Божович, Б. И. Додонов, Г. И.

Щукина), способностей (Ф.Н.Гоноболин, А.И.Щербаков) и формирования личности в процессе коллективной творческой деятельности (К.А.Абдульханова-Славская, И. П. Иванов, В.А.Кан-Калик).

Объект исследования — процесс формирования педагогической направленности студентов. Предметом исследования стал процесс влияния коллективной творческой деятельности на формирование педагогической направленности у студентов университета.

Цель диссертационной работы — раскрытие педагогических основ данного процесса и научно-практическая разработка конкретной методики его совершенствования.

Мы предположили, что формирование педагогической направленное-ности у студентов университета идёт наиболее успешно, если учебно-воспитательный процесс носит характер коллективной творческой деятельности студентов и преподавателей в учебной, общественной и исследовательской работе, что позволяет студентам многократно пережить чувство удовлетворенности педагогическим трудом, овладеть организаторскими навыками работы с молодёжью, способствует творческому использованию теоретических знаний по педагогике и психологии, повышает интерес к воспитательному процессу.

В своём исследовании мы выделили три, основных по нашему мнению, направления работы, способствующие формированию педагогической направленности в условиях университета:

1) учебно-практическую деятельность, в частности работу на факультете общественных профессий и занятия по подготовке к летней педагогической практике, где, по существу, начинается первое вхождение в педагогическую деятельность;

2) общественно-практическую деятельность, которая исследовалась нами на опыте студенческого комсомольско-молодёжного клуба «Борей» ;

3) общественно-исследовательскую деятельность, изучавшуюся на опыте студенческой кафедры коммунистического воспитания, созданной в Тюменском государственном университете. Перед исследованием были поставлены следующие задачи:

1. выявить состояние и специфику педагогической направленности у студентов университета;

2. определить психолого-педагогические условия формирования педагогической направленности у студентов университета;

3. обосновать методику реализации этих условий на основе включения студентов в коллективную творческую деятельность.

В соответствии с поставленными задачами отбирались нами методы исследования: диагностический и формирующий эксперименты, метод наблюдения во всех его разновидностях, опрос, анкетирование, контент-анализ, беседа, диспут, сочинения, интервьюирование, метод компонентного анализа эмоционального содержания интереса к педагогической деятельности, измерение индекса удовлетворенности педагогическим трудом, опытная работа, монографическое изучение.

Всего исследованием было охвачено 2500 студентов 1-У курсов Тюменского, Якутского, Днепропетровского университетов, около 300 выпускников Тюменского университета и пединститутов Тюменской области, 437 абитуриентов университета.

Наше исследование было начато в 1974 г. В его проведении можно выделить три этапа:

I этапдиагностический (1974;75 г. г.) — в этот период изучены труды классиков марксизма-ленинизма, психолого-педагогическая и партийная литература по теме исследования. На этом этапе выявлено состояние педагогической направленности у студентов университета, шел поиск и отбор методов исследования;

П этап — разработка гипотезы, составление программы опытноэкспериментальной работы (1975;76 г. г.). На этом этапе определялись базы для организации опытно-экспериментальной работы, шел процесс подготовки студенческой исследовательской группы к участию в опытной работе. Полученные нами данные в ходе диагностического эксперимента позволили уточнить гипотезу, приступить к разработке формирующего экспериментаШ этап — опытно-экспериментальная работа, апробация результатов исследования (1976;82 г, г,).

Центральным звеном методики исследования стал формирующий эксперимент, решавший две задачи: совершенствование подготовки студентов к воспитательной работе и проверку предложенной гипотезы.

Преобразующий эксперимент носил естественный характер: создание экспериментальных ситуаций оставалось вне сознания ¿-/частников исследуемых групп. По времени действия эксперимент был длительным, Последние срезы о результатах проведенной работы сделаны через 3 года после окончания студентами университета.

Ход и результаты диссертационной работы освещались нами на методологических семинарах кафедры педагогики и психологии Тюменского университета, перед кураторами пяти факультетов университета, на областных, региональных и республиканских конференциях по вопросам педагогики высшей школы (1975, 1978;82 г. г,),.

Материалам проведенного исследования посвящены 10 печатных работ, в том числе методические рекомендации: «Формирование педагогической направленности у студентов университета в процессе внеаудиторной работы» (для кураторов и студенческого актива), В ходе исследования, которое велось в течение 6 лет, ежегодно было занято в процессе учебной и внеаудиторной деятельности от 520 до 600 студентов. Автор на всех этапах исследования являлся преподавателем Тюменского государственного университета, руководителем пионерского отделения факультета общественных профессий и осуществлял научное руководство студенческой кафедрой коммунистического воспитания.

Научная новизна диссертационной работы заключается в выявлении условий процесса формирования педагогической направленности у студентов университета и в особенности влияния коллективной творческой деятельности на данный процессв определении психолого-педагогических факторов, позволяющих целенаправленно осуществлять формирование педагогической направленности, в выявлении организационных основ занятий со студентами по методике коллективной творческой деятельностив выявлении содержательно-процессуальных особенностей тех направлений учебно-воспитательного процесса в университете, которые наиболее благоприятны для применения указанной выше методики.

Практическая значимость проведенного исследования определяется разработкой методики подготовки студентов университета к воспитательной деятельности, определением путей эффективного построения учебных и внеучебных занятий, созданием конкретной системы работы, обеспечивающей целостный подход к формированию личности будущего воспитателя. Методические рекомендации по формированию педагогической направленности могут быть использованы преподавателями пединститутов и университетов при организации общественно-политической практики, а также в деятельности кураторов и студенческим активом.

На защиту выносятся следующие положения: I. Коллективная творческая деятельность является эффективным средством формирования у студентов педагогической направленности:

— способствует раскрытию творческих сторон учебно-воспитательной работы;

— позволяет студенту испытать чувство удовлетворенности от педагогической деятельности;

— пробуждает интерес к воспитательному труду;

— повышает уровень педагогической направленности.

2. Наиболее плодотворным является сочетание трёх направлений коллективной творческой деятельности: учебно-практической, общественно-практической и общественно-исследовательской, вследствие того, что каждое из них решает свои специфические задачи при формировании педагогической направленности.

3. Основной формой творческого содружества преподавателей и студентов на этапе обучения служат коллективные творческие дела. Осуществление этих этапов коллективного творчества:

— замысел преподавателя;

— коллективное планирование;

— подготовка;

— защита;

— оценка;

— последействие раскрывает динамику и творческий характер педагогического процесса.

4. В практической деятельности студентов (педпрактика в школе,. пионерский лагерь, агитпробеги по сельским школам, работа в клубах по месту жительства, шефская работа и т. п.) происходит слияние двух сторон коллективной творческой деятельности: творческого товарищеского обучения и творческого содружества поколений.

5. Предложенная система работы может быть использована в любом вузе, готовящем педагогические кадры. В условиях университета она позволяет, опираясь на развитое у студентов стремление к исследовательской, творческой деятельности, формировать педагогическую направленность даже у тех студентов, которые не ориентировались при поступлении в университет на педагогическую работу.

ВЫВОДЫ.

1) Предпосылкой совершенствования процесса формирования педагогической направленности явилась система методов исследования этого процесса. В эту систему вошли социально-педагогические, статистические и экспериментальные методы. Ведущее место занимали экспериментальные методы. В ходе исследования нашли применение такие методы, как массовый опрос, анкетирование, все виды наблюдения, вычисление коэффициента значимости учительского труда и др. Формирующий эксперимент предполагал внедрение в ходе опытной работы воспитательных отношений коммунистического товарищества как в учебной, так и внеаудиторной деятельности.

2) В результате диагностического эксперимента у студентов университета выявлено 3 уровня педагогической направленности: высокий, низкий и нулевойустановлено, что коэффициент значимости педагогического труда у абитуриентов университета выше, чем у его выпускникову подавляющего большинства абитуриентов ведущим мотивом поступления в вуз являлся интерес к любимому предмету, но не склонность к педагогическому труду.

3) Существенное значение для формирования педагогической направленности имеет момент определения таких участков опытно-экспериментальной работы, которые бы позволили наиболее полно раскрыть возможности коллективной творческой деятельности и тем самым определить пути совершенствования этого процесса. Опытно-экспериментальная работа включала в себя организацию и изучение формирующих возможностей коллективной творческой деятельности учебно-практического, общественно-практического и общественно-исследовательского характера.

4) Педагогическим условием совершенствования процесса-формирования педагогической направленности у студентов университета может стать опора на концепцию коммунистических воспитательных отношений, в соответствии с которой осуществляется коллективная творческая деятельность студентов и преподавателей.

ГЛАВА Ш. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

§ I. Формирование педагогической направленности в коллективной творческой деятельности учебно-практического характера,.

Ведущие советские учёные, исследующие проблему вузовской психологии (Просецкий П.А., Щербаков А. И. и др.), указывают на большое влияние коллектива на личность студента и среди основных методических принципов, которыми следует руководствоваться при постановке и совершенствовании учебно-воспитательного процесса в вузе, называют воспитание в коллективе и через коллектив. Однако, использование коллектива в качестве средства формирования профессионально значимых качеств личности, в том числе и педагогической направленности, предполагает достаточно высокий уровень сплоченности коллектива, наличие сформированного общественного мнения, развитых форм самоуправления. В теории коллектива ведущая роль в процессе развития самого коллектива отводится коллективным видам деятельности.

Для проверки сформулированного нами предположения о наиболее успешном формировании педагогической направленности в процессе коллективной творческой деятельности были избраны, прежде всего, пионерское отделение факультета общественных профессий и практикум по подготовке студентов к 1-й педагогической практике в условиях летнего сезона. Опытно-экспериментальная работа на пионерском отделении давала нам возможность, во-первых, длительно, в течение.

1-Ш курсов, изучать динамику процесса формирования педагогической направленности у будущих воспитателей — (55 студентов) и, во-вторых, разработав конкретную систему занятий с использованием методики коллективной творческой деятельности, применить её к разным видам и формам учебно-воспитательной работы со студентами всех факультетов и всех курсов, от первого до выпускного.

Организуя деятельность пионерского отделения ФОП как коллективную творческую деятельность студентов и их преподавателей, мы создали для студентов наглядную модель такой деятельности, которая — в своих общих чертах — давала бы «ключ» к организации их будущей воспитательной работы с молодежью.

Таким образом, перед опытной работой на пионерском отделении факультета общественных профессий стояли следующие задачи.

1. Изучить уровни педагогической направленности студентов 1-го курса, поступивших на указанное отделение.

2. Организовать занятия с применением методики коллективной творческой деятельности.

3. Изучить влияние данной методики на формирование педагогической направленности у слушателей данного отделения.

Для решения этих задач нами использовались следующие методы: анкетирование, включенное наблюдение, сочинения, изучение продуктов деятельности студентов, беседы с кураторами студенческих групп, создание контрольных опорных ситуаций, итоговые конференции, опросы, интервью.

Решая первую из поставленных задач, мы установили различный характер личностного отношения к педагогической, в особенности к воспитательной деятельности, у первокурсников, записавшихся на пионерское отделение ФОП. Сравнив эти данные с материалами изуче-чения абитуриентов всех факультетов, мы пришли к выводу о трёх основных уровнях педагогической направленности у первокурсников университета, в том числе у тех из них, кто стал заниматься на пионерском отделении ФОП. Этот вывод (и соответствующие количественные показатели) был уже приведен нами во П-ой главе, однако здесь нужно отметить весьма примечательное обстоятельство: наличие всех трёх уровней — высокого, низкого, нулевого даже у тех студентов I курса, которые выбрали пионерское отделение, имеющее открытую ориентацию на воспитательную деятельность широкого профиля.

Используя различные приведенные выше методы, мы довольно быстро выявили следующие характерные признаки каждого из уровней педагогической направленности студентов I курса — слушателей пионерского отделения ФОП.

Для высокого уровня характерны: отношение к профессии педагога, как к своему призваниюдейственный, активный интерес к занятиямубежденность в огромном значении деятельности воспитателястремление всемерно готовить себя к нейтребовательность к себесамостоятельное расширение кругозора по вопросам воспитания.

Для низкого уровня характерны: отношение к своей будущей воспитательной деятельности, как временной «повинности», которую надо отбыть, чтобы заниматься по-настоящему интересным творческим делом (научной работой по предмету) — потребительское отношение к занятиям («может быть что-нибудь пригодится») — отсутствие стремления самостоятельно дополнить и углубить материал, полученный на занятиях.

Для нулевого уровня характерны: присутствие на пионерском отделении ФОП без всякого желания готовиться к воспитательной деятельности, а по соображениям не педагогического характера, например, «поучусь играм, песням, — всегда пригодится» .

В количественном выражении высокий уровень педагогической направленности был обнаружен у 30% студентов I курса — слушателей ФОП, низкий — у 36%, нулевой — 34%.

Чем объяснить относительно низкий процент студентов, пришедших на пионерское отделение ФОП с сознательным и действенным интересом к воспитательной деятельности? По нашему мнению, в этом явлении обнаруживается общая картина, характерная для абитуриентов университета. Подчеркнем здесь лишь одно, особенно важное обстоятельство. Нередко считается, что поступающие и поступившие в университет юноши и девушки, которые не имеют высокого уровня педагогической направленности, не привлекались в школе к организаторской и общественной работе с младшими школьниками и в этом-де кроется одна из главных, если не главная, причина отсутствия у них глубокого, действенного интереса к труду воспитателя. Однако, материалы нашего исследования, в частности специального анкетирования абитуриентов и первокурсников, говорят о другом. Подавляющее большинство абитуриентов в той или иной степени привлекалось в школе к организаторской деятельности, к общественной работе с детьми. Дело в ином — в характере этой работы-или шаблонном, чисто исполнительском или творческом. В значительной части случаев опыт работы с детьми не приводит будущих студентов к углубленному пониманию творческой сущности педагогического труда. Нельзя не считаться и с тем, что в большей массе студентов твердо укрепилось мнение о работе воспитателя как о труде однообразном, не дающем возможности для дальнейшего роста.

Надо отметить, что в вузе процесс педагогического творчества нередко скрыт для прямого восприятия студентов, они или не являются участниками этого процесса, или не осознают себя таковыми. Студенты могут быть в высшей степени захвачены лекцией, чувствовать мастерство преподавателя, однако не в состоянии объяснить неповторимость его педагогических решений, обусловленных особенностями конкретной ситуации и т. д.

В этом отношении занятия на факультете общественных профессий, в особенности на пионерском его отделении, открывают большие возможности. Эти занятия могут — при самом активном и сознательном участии студентов — строиться на началах коллективной поисковой деятельности под руководством преподавателя, представлять собой совместное решение проблемных педагогических задач.

Это, во-первых, личная заинтересованность или жизненная необходимость в выполнении действия. Проблемная ситуация включает личность обучающегося как основное ядро самой проблемной ситуации.

Во-вторых, сознание несоответствия знакомых человеку спосрбов действия с новыми условиями действия или с новыми требованиями, которые предъявляются к способу выполнения действия.

В-третьих, возможность анализа условий выполнения нового действия, т. е. определенное отношение между новым заданием и имеющимися знаниями. Если знаний недостаточно, и они не позволяют перейти к анализу условий нового задания, то проблемная ситуация не возникает. Отношение между уже известным и тем новым, что надо открыть (усвоить), является показателем трудности проблемной ситуации.

Особенности коллективной творческой деятельности студентов и преподавателей в условиях пионерского отделения <�Ж)П обусловлены также использованием еще одного важного фактора, побуждающего студентов к активной познавательной деятельности, углублению знаний в области теории и практики воспитания, а именно — стремления к выполнению определенной роли, представления себя в ней.

Мы опирались при этом на концепцию Л. П. Буевой, согласно котохрой «социальная роль выступает, как определенная общественная ценность, порождающая у индивида предрасположение к определенному поведению, личным качествам» (4.10).

Центральным звеном процесса обучения, на наш взгляд, является управляемая активная эвристическая деятельность самого обучающегося, ее относительно самостоятельные звенья — отдельные действия сориентированные на дидактическую цель. При этом необходима осознанная личностная гражданская заинтересованность обучающихся в овладении умениями.

А. Опытно-экспериментальная работа на пионерском отделении факультета общественных профессий.

Перед нами стояла задача разработки и осуществления конкретной методики проведения первого занятия со студентами, поступившими на данное отделение. Это занятие играет важнейшую роль, ибо является как бы «увертюрой» всей последующей деятельности коллектива и во многом определяет отношение студентов к этой деятельности.

Вот из каких элементов складывалась данная методика.

1. Праздничное оформление аудитории: цветы, лозунги, столы, расставленные таким образом, чтобы каждый из слушателей был одинаково хорошо виден (ромб, квадрат, «круглый стол»). В аудитории слышна музыка (комсомольские, пионерские, молодежные песни). Это создает положительный эмоциональный настрой.

2. Встреча-знакомство. Новички знакомятся со старшими товарищами: выпускниками пионерского отделения, ныне комсомольскими активистами, представителями шефского сектора комитета ВЛКСМ университета, студенткой — заведующей студенческой кафедрой коммунистического воспитания и с преподавателями.

Затем каждый студент-первокурсник (по кругу) называет свое имя, фамилию и сообщает, с какого факультета, почему пришел именно на это отделение ШОП, откуда приехал.

3. Ведущий преподаватель предлагает после знакомства подарить песню для тех, кто именно сегодня отмечает свой день рождения (а это бывает не трудно узнать при сборе заявлений от студентов) или для студентов — «варяжских гостей», т. е. для тех, кто приехал в наш вуз издалека и т. д.

4. Очень кратко преподаватель знакомит студентов с целью, содержанием программы работы пионерского отделения, напоминает о традициях, которые были созданы их предшественниками, вспоминает тех, кто «прославил наш ЗЮП» , — мастеров педагогического труда, активных общественников, комсомольских работников, и предлагает создать из всех слушателей I курса новый педагогический отряд. Возникает проблемная ситуация, которую можно назвать «Рождение коллектива». Эта ситуация включает в себя большой воспитательный и творческий заряд: необходимо в течение 10−15 минут сообща найти лучшие решения таких вопросов: под каким названием будет действовать отряд, с какой песней, девизом он согласится начинать каждое занятие, по каким законам будет жить в течение всех лет учебы на ФОП.

Здесь следует помнить, что в отряде студенты с разных факультетов, с разным уровнем подготовки и педагогической направленности. Они впервые видят друг друга.

Все студенты по желанию разбиваются на микроколлективы по 5−7 человек (всего таких коллективов оказывается обычно 6−7) и начинают коллективный поиск-размышление «в тесном кругу». Роль преподавателя на данном этапе — роль консультанта. Наши наблюдения показали, что необходимость оказания помощи в данный момент сводится к минимуму. Студенты достаточно эрудированы и психологически готовы к решению общей задачи: каждому микроколлективу следует придумать название отряда, девиз, песню, варианты заповедей отряда и обосновать, «защитить свои предложения в творческой форме.

5. Через 15−20 минут объявляется «готовность № I». Все группы демонстрируют свое коллективное творчество. В этой ситуации отчетливо проявляют себя лидеры, их помощники и равнодушные участники.

6. Новый этап проблемной ситуации: необходимо сообща дать аргументированную оценку тому, что преподаватель и студенты только что увидели. Коллективам предоставляется 5 минут на анализ и оценку «в тесном кругу». Каждый должен сказать свое мнение, в результате слагается общая оценка увиденного.

7. Объявляется общий сбор, на котором представитель от каждого мин-роколлектива («творческой группы») выступает с обоснованными предложениями о названии отряда, девизе, песне, заповедях.

8. Завершает коллективный поиск преподаватель. Его задача — кратко проанализировать ход всего занятия, оценить положительные моменты (активность, задор, оригинальность, остроумие, тактичность, сплоченность студентов и т. д.), подхватить и, если нужно, дополнительно аргументировать и развить наиболее удачные предложения, сформулировать их в виде общего решения.

9. Выбирается по предложениям творческих групп (из их представителей) «Совет дела», которому предстоит вместе с преподавателями организовать следующее занятие.

Таковы содержание и структура первого занятия, которое становится для каждого студента моделью оптимальной организации коллективной творческой деятельности воспитанников и их старших товарищей в ситуации «Рождение нового коллектива»: при создании нового пионерского отряда в школе и лагере, комсомольской группы в классе и т. д.

Такой характер деятельности закрепляется и углубляется в последующих занятиях педагогического отряда слушателей пионерского отделения ФОП. Эти занятия строятся с ориентацией на то, чтобы каждый студент мог использовать полученный опыт коллективной творческой деятельности воспитанников и воспитателей в своей студенческой группе, во время практики в школе и пионерском лагере, иглавное — в будущей своей работе в качестве классного руководителя.

К каждому занятию преподаватель готовит несколько вариантов его проведения и подготовки, а затем проводит совещание со студентами — членами «Совета дела» (представителями микроколлективов) и вместе с ними выбирает и разрабатывает наилучший вариант. Осуществляя этот вариант, члены «Совета дела», опираясь на направляющую помощь преподавателя, готовят свои микроколлективы к занятиям.

В ходе опытно-экспериментальной работы сложился следующий порядок проведения каждого занятия.

I. Знакомство студентов с теоретическими основами работы ВЛКСМ и Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина. Как правило, в этих беседах участвуют вместе с преподавателем кафедры педагогики и психологии мастера педагогического труда, комсомольские работники, ветераны пионерского движения, — все зависит от выдвинутых проблемных задач-вопросов. П. Практическая работа. В зависимости от темы занятия, от проблемных задач-вопросов, определяется содержание, выбираются формы. Нами многократно, в разных вариантах, использовались многие виды коллективных творческих дел (КТД): устный журнал, собрание-диспут, турнир-викторина, эстафета увлекательных игр, «защита любимой песни», линейка с творческими рапортами, «путешествие» и т. п. Работа осуществляется по творческим группам. Каждое КТД проходит следующие стадии: коллективное планирование, подготовка, проведение, обсуждение результатов. Ш. Заключительный «Общий сбор». В итоге каждого занятия студенты говорят о проделанной работе, оценивают работу «Совета дела» и избирают новый «Совет дела», который несет полную ответственность за подготовку и качество проведения очередного занятия. В его функции входит: а) проконсультироваться у преподавателя, что необходимо подготовить к теоретической части (руководящие материалы, журналы, приглашение специалистов, подготовка аудитории и т. д.) — б) подготовить всё необходимое для практической части, выбрать КТД и подготовить свой микроколлектив к этому делу.

Из числа студентов, избранных в" Совет дела", назначится дежурный командир отряда, в обязанности которого входят контроль за подготовкой к занятию и функция ведущего на самом занятии (вместе с преподавателем и под его руководством).

Каждый студент в течение года оказывается в роли руководителя (творческой группы или всего отряда) и в роли подчиненного. В процессе коллективной творческой деятельности на разных ее стадиях и в разных ее видах происходит многосторонний обмен опытом, совместное создание нового опытаценным в воспитательном отношении является поощрение коллективом каждой инициативы, каждого вклада в общее делопостоянно происходит анализ результатов собственной деятельности, сравнение её с результатами деятельности товарищей.

Для большей наглядности структуру любого занятия можно представить в виде следующей схемы.

Схема Л I.

Структура занятий на пионерском отделении факультета общественных профессий.

СОВЕТ ДЕЛА (ведущий преподаватель и студенты).

Т е о р е т и ч е с к, а я час т ь.

П р, а к т и ческа я част ь.

1 ч.

Творческ. группа I Творческ. группа П Творческ. группа 3 Творческ. группа 4 Творческ. группа 5.

Взаимный обмен опыт ом.

ОПЫТ СТА НИ ИХ ТОВАРИЩЕЙ (во главе с-ведущим преподавателем).

НОВЫЙ ОПЫТ.

Творческ. Творческ. Творческ* Творческ, Творческ. группа I группа 2 группа 3 группа 4 группа 5.

ОБЩИЙ СБОР.

НОВЫЙ СОВЕТ ДЕЛА ч.

Приведем в качестве примера план проведения практической части одного из занятий, самостоятельно подготовленной студентамичленами Совета дела. Общая тема занятий и его теоретической части: «Воспитание пионеров на примере жизни и деятельности В.И. Ленина». Тема практической части: «Ленин и теперь живее всех живых» .

Оформление: выставка книг о Ленине, музыкальное сопровождение.

— любимые музыкальные произведения В. И. Ленина. Ход практической части занятий:

1) Дежурный командир знакомит с порядком работы. Даёт 5 минут на выбор звеньевых.

2) Звеньевые готовят с членами звена творческие рапорты.

3) Линейка с творческими рапортами звеньев.

4) Совет дела приступает к объяснению тем, над которыми предстоит работать 4 звеньям (подготовлены книги, бумага, цветные карандаши и т. д.).

Учитывая знания студентов, Совет дела приготовил такие темы:

Псевдонимы В.И.Ленина", «Музыка в жизни вождя», «Имя Ленина на карте Родины»). Жюри оценивает глубину ответов, оригинальность суждений, активность всех членов звена.

5) По звеньям проводятся заключительные сборы «огоньки» с анализом работы, с предложениями о методике подготовки и проведения пионерских сборов.

6) Заслушивается мнение жюри, звенья дают оценку работы Совета дела и педотряда в целом.

7) Разучивается новая песня.

8) Выбирается Совет дела на следующее занятие.

Рассмотрим динамику формирования педагогической направленности у студентов — слушателей пионерского отделения факультета общественных профессий. В качестве обобщенного показателя возьмем выбор студентом определенного объекта жизненно-важного личностного интереса, наиболее характерного (типичного) для высокого, низкого или нулевого уровня такой направленности: выбор студентом или будущей педагогической деятельности, или будущей научной деятельности (по предмету) или будущей производственной (непедагогической) деятельности.

В следующей таблице приведены данные, которые относятся к 55 студентам пионерского отделения и получены — последовательно — на I, П и Ш курсах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Задачи, поставленные ХХУ, ХХУ1 съездами КПСС, Пленумом ЦК КПСС «Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии» (июнь 1983 г,) перед средней и высшей школой, требуют дальнейшего улучшения учебно-воспитательного процесса в вузах. Главным критерием деятельности вуза, готовящего педагогические кадры, является высокий уровень профессиональной подготовки выпускников, формирование у них качеств, необходимых для личности современного воспитателя.

Большое значение приобретает процесс формирования таких личностных качеств студента, которые имеют непосредственное отношение к воспитательному процессу в широком смысле слова: интерес к воспитательной работе, умение целенаправленно строить товарищеские отношения как с воспитанниками, так и с коллегами по работе, стремление и способность к индивидуальным и коллективным формам педагогического воздействия и т. п. Эти компоненты педагогической направленности в современную эпоху необходимы как учителям, так и специалистам любой профессии. Именно поэтому формирование педагогической направленности у студентов университета мы рассматриваем не только как процесс формирования личностных качеств будущего учителя — воспитателя, но и как подготовку будущего организатора воспитательного процесса в любом коллективе (в качестве куратора, мастера производственного обучения, научного сотрудника НИИ и т. д.).

Изучение данных современной психологии и педагогики высшей школы убеждает, что подготовка специалистов, способных решать задачи коммунистического воспитания, возможна лишь при комплексном подходе к организации учебно-воспитательной работы.

Для более глубокого понимания сущности такого подхода большую роль имеет осознание ведущей тенденции нашей эпохи, обозначенной ХХУ1 съездом КПСС как завершение перестройки всех общественных отношений на присущих новому строю коллективистских началах. Решая с таких позиций проблему совершенствования процесса формирования педагогической направленности у студентов университета, мы опирались непосредственно на современную концепцию коммунистических воспитательных отношений, В основу своей опытно-экспериментальной работы мы положили организацию и развертывание коллективной творческой деятельности студентов и их руководителей, построенную на воспитательных отношениях коммунистического товарищества (И, П. Иванов),.

Данные диагностического эксперимента позволили нам вьщелить три основных уровня педагогической направленности у студентов университета и условно определить их как высокий, низкий, нулевой.

Общие признаки этих уровней отчетливо выявляются на первом курсе и определяются, прежде всего, теми или иными мотивами поступления в университет, К числу этих признаков относятся: на нулевом интерес уровне педагогической направленности^ определенному предмету, но не к его преподаванию, стремление получить высшее образование, нежелание заниматься учебой и, в особенности, воспитательной деятельностьюна низком уровне педагогической направленности — абстрактное понимание важности труда учителя-воспитателя, интерес лишь к наиболее ярким, романтическим формам и сторонам этого труда, неуверенность в собственной способности к немуна высоком уровне — осознанный и действенный интерес к процессу обучения и воспитания, стремление к всесторонней подготовке к будущему педагогическому труду.

Шесте с тем, в разных формах учебно-воспитательной работы со студентами, на разных её ступенях эти общие признаки каждого из уровней конкретизируются, дополняются, развиваются — в зависимости от особенностей каждой формы, а главным образом от характера их осуществления. Так, для нулевого уровня педагогической направленности характерна пассивность студента на обязательных практических занятиях, готовящих к учебно-воспитательной или воспитательной деятельности (например, практикум перед работой в пионерском лагере), неучастие в обсуждении решений, скептическое отношение, иронизирование, попытка сорвать общую работу постановкой якобы важных проблем и т. д. В иных формах учебно-воспитательной работы — факультативного, общественного характера (например, на факультете общественных профессий, в деятельности СНО, шефской работе) — этот уровень проявляется в интересе лишь к тем элементам этих занятий, которые могут пригодиться в производственной деятельности не педагогического характера (общие умения реферативно-информационной работы) или при организации собственного досуга (игры, песни).

Для низкого уровня педагогической направленности на обязательных занятиях характерно выполнение требований преподавателей, но выполнение формальное, «академическое» — на факультативных же занятиях и в деятельности СНО студенты этого типа стремятся удовлетворить или развить свой интерес к определенной отрасли знаний, занимаются различными видами реферативно-информационной работы педагогического содержания.

Для высокого уровня педагогической направленности характерно стремление использовать каждый новый элемент обязательных и факультативных занятий по педагогике для подготовки себя как будущего учителя-воспитателя.

Динамика процесс^ формирования педагогической направленностиу студентов университета не может быть определена однозначно. В разных формах учебно-воспитательной работы нами выявлены и осуществлены несколько её вариантов.

Первый вариант: быстрый и психологически легкий переход от нулевого уровня к низкому или сразу высокому уровню.

Второй вариант: быстрый и легкий переход с низкого (исходного) уровня на высокий уровень.

Третий вариант: длительный и постепенный переход с низкого на высокий уровень с последующим его постепенным развитием.

Четвертый вариант: постепенное развитие высокого уровня, того уровня, с которым данный студент поступил в университет.

Пятый вариант: интенсивное, бурное развитие высокого (исходного) уровня.

Каждая из исследованных нами форм учебно-воспитательной работы дала свое, особое сочетание различных вариантов динамики изучаемого процесса.

Варианты, отличающиеся быстрым и психологически лёгким переходом от нулевого к низкому уровню (и даже высокому), от низкого к высокому (первый и второй варианты), были характерны для практикума, готовящего к работе в пионерских лагерях (см. § I главы Ш).

Для цикла занятий на пионерском отделении факультета общественных профессий в отличие от указанного практикума, весьма длительного по времени (1-Ш курсы), характерным стало сочетание указанных выше (1-го и 2-го) с теми, который отличает постепенный переход на высокий уровень и постепенное развитие высокого уровня (третий и четвертый уровни) вместе с тем, именно здесь обнаружилось происходящее во время и после школьной практики «отступление» на нулевой уровень (см. § I главы Ш).

В деятельности студенческой кафедры коммунистического воспитания (в силу особенностей ее состава, характера деятельности) оказался основным пятый вариант — с интенсивным развитием высокого уровня педагогической направленности (см. § 3 главы Ш), а в деятельности комсомольско-молодежного клуба этот вариант был ведущим в сочетании с первым и вторым для одних студентов (быстрый переход на низкий уровень), с четвертым — для других (постепенное развитие высокого уровня) (см. § 2 главы Ш).

ОБЩИМ психолого-педагогическим условием перехода на высокий уровень педагогической направленности у студентов университета, как будущих воспитателей, и развития этого уровня является организация и развертывание коллективной творческой деятельности студентов и преподавателей. Воспитательные возможности такой деятельности представляют собой ко нкретные условия формирования и развития высокого уровня педагогической направленности: профессионально-гражданскую значимость проблемных, поисковых задач, решаемых студентами вместе с преподавателями и под их руководством, социально насыщенный характер процесса решения этих задач, результативность коллективной творческой деятельноститеоретическая и практическая. Следовательно, коллективная творческая деятельность студентов месте с преподавателями и под их руководством представляют собой, по своей сути, процесс увлекательного поиска различных решений актуальных задач коммунистического воспитания, которые, с одной стороны, раскрывают сложнейшие вопросы теории, а с другой, обеспечивают в будущем практические успехи в организации воспитательного процесса.

Необходимость осуществления разных видов коллективной творческой деятельности студентов и их руководителей и, следовательно, разных путей формирования педагогической направленности, определяется сложностью профессионально-гражданских задач, относящихся как к собственно учебной работе, так и к общественной жизни с огромным диапазоном тех её участков, где студенты университета вместе со своими руководителями могут действовать как старшие товарищи детей и подростков, как организаторы молодёжи.

Специфика этих двух разных областей учебно-воспитательной работы вуза не должна, однако, препятствовать поиску и совершенствованию тех или иных форм, где учебные и общественные задачи профессионально-гражданского характера выступают в органическом единстве. Именно поэтому в своей опытно-экспериментальной работе мы сосредоточили внимание на таких формах работы со студентами, как занятия по подготовке к летней педагогической практике, которые являются для всех студентов Ш курса не только центральным звеном в изучении педагогики, но и непосредственно готовят их к практической работе в условиях пионерского лагеря с самой разнообразной аудиторией (октябрята, пионеры, комсомольцы, педагогический коллектив)>занятия на пионерском отделении ФОП и деятельность студенческой кафедры и комсомольско-молодежного клуба, связывающих воедино аудиторную и общественную работу по овладению теорией и методикой коммунистического воспитания.

В этих формах особенно наглядно выступает роль коллективной творческой деятельности в формировании и развитии важнейших компонентов высокого уровня педагогической направленности: желание заниматься систематически воспитательной деятельностью, творческих способностей к ней, увлеченности ею, богатого эмоционального потенциала, умения и привычки искать и находить решение трудных и бесконечно разнообразных проблемных педагогических задач.

Реализация психолого-педагогических условий формирования педагогической направленности у студентов университета обеспечивается конкретной методикой организации коллективной творческой деятельности студентов и их преподавателей, и прежде всего, использованием системы взаимосвязанных сторон — этапов её осуществления. В эту систему входят:

1) выдвижение преподавателем одной или нескольких поисковых проблемных задач, их обоснование (раскрытие) — теоретическое и практическое, пробуждение интереса студентов к этим задачам и их решению;

2) коллективный поиск лучших теоретических и практических решений выдвинутых задач, рассмотрение и обсуждение найденных решений, их сравнительный анализ, обобщение преподавателями результатов поиска;

3) осуществление одного или нескольких решений (проектов) с выполнением каждым участником поручений исполнительского и организаторского характера;

4) коллективное обсуждение и оценка проделанной работы, анализ положительных результатов, трудностей, ошибок, извлечение уроков на будущее;

5) теоретическое использование полученного опыта в самостоятельной работе студентов и преподавателей;

Эта динамическая система является основой для разработки отдельных форм коллективной творческой деятельности, специфических для разных областей учебно-воспитательной работы.

Так, для практических занятий — учебных и факультативныхоптимально сочетание двух частей структуры: теоретической и практическойдля коллективных творческих дел общественно-полезного характера специфична ведущая роль практических задач, развернутость этапа практического осуществления проекта и этапа ближайшего последствия.

Однако, в любой форме, при любой степени развернутости и длительности, каждая сторона коллективной творческой деятельности играет незаменимую роль для формирования и развития определенных компонентов педагогической направленностиэтап выдвижения задач даёт идейный и эмоционально-познавательный настройдля второго этапа — коллективного поиска — характерно сочетание логического мышления, что подтверждается переживанием своеобразного комплекса эмоций (гностических, самоутверждения, коммуникативных, романтических) — третий и четвертый этапы — осуществление замысла и обсуждение сделанного — особенно важно для формирования пракси-ческих (появление уверенности в своих силах) — на заключительном этапе ведущую роль играет закрепление и развитие интереса к педагогическим задачам, решавшимся коллективно.

Рассмотренные нами пути формирования педагогической направленности не исчерпывают всех возможностей профессиональной подготовки в условиях университета.

Нет сомнения, что советской педагогической высшей школой будет всё более глубоко исследоваться сущность формирования профессионально-гражданской направленности будущих учителей-воспитателей, будут всё более полно раскрываться и осуществляться богатейшие возможности и коллективной творческой деятельности студентов и их руководителей. В этом — одно из важнейших условий коренного улучшения деятельности высшей школы в решении задач коммунистического воспитания в эпоху развитого социалистического общества.

Анализ проблемы формирования педагогической направленности в процессе коллективной творческой деятельности подтверждает правильность принятых в начале исследования предположений. В результате практического осуществления разработанной нами системы удалось найти конкретные формы воплощения разработанной нами гипотезы.

Опыт работы и результаты экспериментального исследования позволяют утверждать, что в процессе специально организованного обучения и воспитания можно успешно формировать педагогическую направленность не только у студентов с негативным отношением к предстоящей воспитательной работе, но и имеющих низкий уровень педагогической направленности. Формированию названного качества способствуют, прежде всего, творческий характер учебных занятий, внеаудиторная и исследовательская деятельность педагогического характера. Опыт нашей работы может быть использован как в университетах, так и пединститутах. Для этого было бы полезно: а) включать теоретические вопросы методики коллективной творческой деятельности в программы по педагогикеб) использовать предложенную систему на занятиях по методике воспитательной работыв) разработать программу по подготовке к летней педагогической практике по предложенной методике коллективной творческой деятельностиг) подготовить методическое письмо для вузов, занимающихся подготовкой педагогических кадровд) широко использовать семинары, конференции, средства массовой информации для пропаганды методики коллективной творческой деятельностие) использовать разнообразные каналы в вузе по внедрению предложенной системы работы: семинары кураторов, учёбу комсомольского актива, факультеты общественных профессий, педотряды и т. п.

Автор не претендует на решение всех вопросов, связанных с проблемой формирования педагогической направленности у студентов университета. Выполненное исследование было направлено на выявление возможностей коллективной творческой деятельности как одного из условий формирования педагогической направленности у студентов университета. Разумеется, не все аспекты проблемы получили в нем должное освещение* Так, по нашему мнению, представляет научный и практический интерес проведение специальных исследований по таким вопросам: самовоспитание студентов в процессе организации коллективной творческой деятельностидеятельность педагогических отрядов в системе подготовки студентов к предстоящей воспитательной работе с молодежьюусиление педагогической направленностк отдельных звеньев учебно-воспитательного процесса и т. п.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Маркс К, Тезисы о Фейербахе Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2.е изд., т. 3, с. 2−3.
  2. К. и Энгельс Ф. Немецкая идеология. Маркс К.
  3. Ф. Соч. 2-е изд., т. 3, с. 426.
  4. К. Инструкция делегатам Временного Центрального Совета по отдельным вопросам. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 16, с. 197−199.
  5. К. Критика Готской программы. Маркс К., Энгельс Ф.
  6. Соч. 2-е, изд., т. 19, с. 19−31.
  7. Ф. Анти-Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-еизд., т. 20, с. 330−335.
  8. В.И. Интернационал молодежи (заметка). Полн. собр.соч., т. 30, с. 225−229.
  9. В.И. Речь на I Всесоюзном съезде учителей-интернационалистов 5 июня 1918 года. Полн. собр. соч., т.36, с. 420.
  10. В.И. Великий почин (0 героизме рабочих в тылу. По поводу «коммунистических субботников»). Полн. собр. соч., т. 39, с. 14.
  11. В.И. Задачи союзов молодежи. Речь на Ш съезде Российского Коммунистического Союза Молодежи 2 октября 1920 года. Полн. собр. соч., т. 41, с. 298−318.
  12. В.И. Очередные задачи советской власти. Полн. собр.соч., т. 36, с. 205.
  13. В.И. Полное собрание сочинений, т. 47, с. 194.
  14. Официально-документальные материалы.
  15. Программа КПСС. М.: Госполитиздат, 144 с.
  16. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии «Постановление ЦК КПСС от 16 июня 1983 г., Правда, 16 июня 1983 г.
  17. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы» Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 г. М.: Политиздат.
  18. О мерах по дальнейшему развитию высшего и среднего специального образования, улучшению подготовки и использования специалистов: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 9 мая 1963 г. Там же т. 8, с. 421−429.
  19. О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 18 июня 1972 г., № 535. Собрание постановлений правительства СССР, 1972, № 14, с. 73.
  20. О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 13 июня 1979 г., Правда.
  21. Л.И. Речь на Всесоюзном съезде учителей 4 июля 1968г. В сб. Хрестоматия по педагогике, 2-е изд., М.: Просвещение, 1972, с. 12−25.
  22. Ю. Брежнев Л. И. Отчётный доклад Центрального Комитета КПСС ХХУ1 съезду Коммунистической партии Советского Союза и очередные задачи партии в области внутренней и внешней политики. М.: Политиздат, 1981, III с.
  23. Материалы съездов, конференций, симпозиумов.
  24. Актуальные вопросы комплексного подхода к организациикоммунистического воспитания студентов высших и учащихся средних специальных учебных заведений. Казахская республиканская научн.-метод.конференция Алма-Ата, 1979, 178 с.
  25. Актуальные вопросы учебно-воспитательной работы в высшейшколе: Тез. обл. научно-метод. конференции 28−29 января 1979 г. Тюмень, 1975, 230 с.
  26. Назарова Т. С. Организация самостоятельной работы студентов
  27. В сб.: Материалы Всесоюзного совещания заведующих кафедрами педагогики и методики начального обучения. Л.: ЛГГШ, 1974, с. 85−94.1. Книги
  28. Аб. .ульханова К.А.-Славская. Деятельность и психологияличности. М., 1980, с. 335.
  29. Г., Гареев. Разработка системы совершенствования педагогического мастерства преподавателей вуза. М: 1977, с. 36.
  30. .Г. Человек как предмет познания. Избранные псих. труды в 2-х т., т. I. М: Педагогика, 1980, с. 47−178.
  31. Ананьев Б. Г, 0 проблемах современного человекознания. М:1. Наука, 1977, 380 с.
  32. .Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. М.: Педагогика, 1980, с. 230, т. 2 с. 287.
  33. И.А. Задачи высших учебных заведений республикив свете выполнения постановления Щ КПСС «О работе по подбору и воспитанию кадров в партийной организации Белоруссии». Рига, изд-во отд. ИИПК Латв. ССР, 1975, с. 33.
  34. В.Г. Человек в управлении обществом. М.: Политиздат, 1977, с. 382.
  35. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы, М.: Высшая школа, 1980, с. 368.
  36. A.A. Восприятие человека человеком. Л.: ЛГУ, 1965, с. 123 с граф.
  37. Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978, с. 216.
  38. К.И. Проблемы и перспективы современного высшего образования. Изд. Воронеж, ун-та, 1977, с. 128.
  39. В.М. Проблемное обучение в высшей школе. Киев: Вища школа, 1977, с. 215.
  40. Возрастная психология: (Для пед. ин-тов) Г. С. Костюк, М.В. Вовчик-Блакитная, В. К. Котырло и др. Киев, Рад. школа, 1976, с. 269.
  41. Вопросы совершенствования организации труда в вузе: Меж вуз. сб. научн. труды. Днепропетровск, Днепр, гос. ун-т, 1975, с. 136.
  42. Вопросы советской и зарубежной школы и педагогики: Сб. трудов (Москов. гос. пед. ин-т). M.: 1976, вып. 2, с. 128.
  43. Вопросы методологии и логики наук. Томск. Изд. Томск, ун-та, 1966, вып. 3 (№ 64), с. 197.
  44. Вопросы общепедагогической подготовки будущих учителей. М.: Изд. Моск. пед. ин-та, 1972, с. 260.
  45. Вопросы организаторской и общественно-политической работы в коллективе. Воронеж: изд-ва Воронеж, ун-та, 1977, с. 95.
  46. Вопросы педагогики высшей школы. Днепропетр. металлург, ин-т. Киев: Вища школа, 1977, с. 160.
  47. Вопросы педагогики высшей школы. Иркутский гос.пед.ин-т. Иркутск: (б.н.), 1976, с. 122.
  48. Вопросы совершенствования подготовки студентов педагогического вуза к ведению учебно-воспитательной работы в школе.
  49. Учебн.метод, пособие (Саковия И.И., Воробьева В. В., Чанова Г. И. и др.)
  50. Горьк. пед. ин-т, Горький, 1976, с. 90.
  51. Вопросы профессиональной подготовки учителя к внеучебной работе. Сборник под ред. Э. Г. Костяшкина. М.: НИИ ОП АПН СССР. 1974, с. 282.
  52. Вопросы формирования личности учителя. Отв. ред. А. И. Кочетов. Рязань, 1978, с. 200.
  53. Воспитательная работа в вузе. Некоторые вопросы теории и практики. (С.М.Ковалев, А. К. Уледов, Ф. Ф. Рябин и др.)
  54. М.: Молодая гвардия, 1976, с. 175.
  55. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Псих.очерки. Изд. 2-е, М.: Просвещение, 1967, е. 93.
  56. Л.С. К вопросу о психологии и педологии, (в дис-кус. порядке) М.: Психологии, 1931, т.4, вып. I, с. 78−100.
  57. Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976, е. 495.
  58. Ф.Н. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965.
  59. B.C. Нравственное воспитание студентов высших учебных заведений страны во внеучебное время. М.: НИИВШ, 1975, с. 55.
  60. .И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978, с. 272.
  61. Э.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. Л.: изд-во Ленингр. ун-та, 1974, с. 112.
  62. В.И. Учитель как исследователь. Изд-во Знание, М.: 1980, с. 96.
  63. В.И. Методология и методика педагогического исследования: Учеб. пособие. Изд-во Тюмен. ун-та, 1976, с. 85.
  64. В.И. Основы дидактики высшей школы, (учебное Гриценко Л. И. пособие). Тюмень, 1978, с. 85.
  65. Идеологические функции науки и их реализация в учебном процессе педвуза. Сб. трудов. МОПИ. М.: (Б.И.) 1976, с. 136.
  66. С.Н. Молодёжь. Социологический и социально-психологический анализ. Л.: изд-во Ленинград, ун-та, 1974.
  67. Интернациональное воспитание студенческой молодежи. (Л.И.Голдовский, С. М. Билак, М. И. Блецкан и др.) Львов: Вища школа, 1976, с. 248.
  68. .Г., Кувшинов Н. И. Абитуриент становится студентом. Омский гос. пе^. Омск, 1975, с, 64.
  69. М.И. Сочетать профессиональную и учебную деятельность. Изб. статьи и речи. М.: Учпедгиз, 1957, с. 294−295.
  70. М.И. К научным работникам и студентам. Там же, с. 296−300.
  71. М.И. Задачи высшей технической школы. Там же, с. 301−308.
  72. З.И. Психологические принципы развивающего обучения. М.: Знание, 1979, с. 48.
  73. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. М.: НИИВИ1, 1977, с. 64.
  74. Л.Л. Человек и профессиональный труд. НИИ труд обучения и проф. ориентации. Таллин: Валгус, 1976, с. 36.
  75. И.Г. Коллектив и воспитание личности. Ереван, 1978, с. 41.
  76. С.М. Роль народного учителя в укреплении союза рабочих и крестьян. В кн.: С. М. Киров о народном просвещениии воспитании. М.: Просвещение, 1969.
  77. С.И. Формирование у студентов педагогических умений и навыков в условиях университетского образования. Л.: изд-во Ленингр. ун-та, 1973, с. 152.
  78. Е.А. Человек и профессия. Л., 1975, с. 8−9.
  79. И.И. Научно-методические основы воспитательной работы в высшей школе. Одесса: Одесский госуниверситет,', 1974.
  80. А.Г. Самовоспитание школьников. 2-е изд. доп. Таллин: Валгус, 1976, с. 151.
  81. Коллективные творческие дела коммуны имени А. С. Макаренко. Л.: ЛГПИ, 1970.
  82. Краткая профессиограмма учителя начальных классов средней общеобразовательной школы. Л.: ЛГПИ, 1976.
  83. Н.К. Воспитательная роль учителя. Пед.соч. в 6-ти т., М.: Педагогика, 1929- 421 с, с. 135−138.
  84. Н.К. 0.подготовке педагога. Пед. соч., т. 3, с. 382−392.
  85. Н.К. Выбор профессии. Пед. соч., т. 4, М.: 1969, с. 106−108.
  86. Н.К. Вуз учебное плюс производственное учреждение. Пед. соч., т. 4, с. 89−90.
  87. Н.К. О работе ВЛКСМ среди детей, Доклад на УШ съезде ВЛКСМ 14−15 мая 1928 г. Пед. соч., т. 5, с. 261−284.
  88. Н.К. Как учиться? Письмо к молодёжи. Собр. соч., т. 5, с. 7−11.
  89. Н.К. Мерила оценки педагога. В кн.: Н. К. Крупская об учителе. Изд. 2-е, М.: изд-во АПН РСФСР, 1969, с. 254- 255.
  90. Н.К. Чем должен владеть учитель, чтобы быть хорошим советским педагогом? Там же, с. 639−641.
  91. Н.К. Быть учителем почетная обязанность. В кн.: Н. К. Крупская об учителе. М.: изд-во АПН РСФСР, 1969, с. 274−276.
  92. В.А. Основы педагогической психологии. Пед. о-во Арм. ССР. Ереван: Луйс, 1976, с. 443.
  93. Е.С. Социально-психологические и педагогические проблемы высшей школы. Л.: Ленингр. Дом научно-технической пропаганды, 1971, с. 69.
  94. H.B. Очерки психологии труда учителя. Л.: изд-во ЛГУ, 1967, с. 183.
  95. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: изд-во ЛГУ, 1970, с. 114.
  96. Н.В. Формирование основ профессионального мастерства в высшей школе. Л.: изд-во ЛГУ, 1973, с. 106.
  97. Н.В., Кухерев И. В. Психология структурной деятельности учителя. Гомельский ун-т, Гомель, 1967, с. 57.
  98. Т.М. Основы учебно-воспитательной работы со студентами младших курсов. Минск: Вышейшая школа, 1978, с. 100.
  99. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изд* 2-е М.: Политиздат, 1975, с. 304.
  100. Я.Л., Мирсков С. А. Студенты на трибуне. М., 1966, с. 48.
  101. В.Т., Сухинин В.А, Комплексное исследование проблем обучения и коммунистического воспитания специалистов с высшим образованием. Л.: изд-во Ленинград, ун-та, 1980, с. 248.
  102. Д.О. Педагогические взгляды Н.Д.Ушинского. 2-е изд. Тбилиси. Ганатлеба, 1975, с. 478.
  103. B.C. Трудовой семестр и коммунистическое воспитание студентов. М., Изд-во Моск. ун-та, 1975, с. 71.
  104. A.B. О воспитании и образовании. Сборник Акад. пед. наук СССР, М.: Педагогика, 1976, с. 636.
  105. A.A. Детская психология. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1971, с. 415.
  106. A.A. Беседы о воспитании и развитии ребенка. М.: Учпедгиз, 1962, с. 279.
  107. A.C. Общие вопросы теории педагогики. Воспитание в советской школе. Соч. в 7-ми т., т. У, М.: изд-во Академии пед. наук, 1958, с. 553.
  108. A.C. Некоторые выводы из моего педагогического опыта. М.: Просвещение, 1964, с. 116.
  109. A.C. Избр. пед. сочинения в 2-х т. Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1977, т.1, с. 397.
  110. A.C. Методика организации воспитательного процесса. Изд. АПН РСФСР, М.: 1950, с. 106.
  111. A.C. Коллектив и воспитание личности. М.: Прогресс, 1977, с. 313.
  112. А.И. Подготовка учителей в педагогических институтах и университетах. М.: МГУ, 1962.
  113. Материалы Всесоюзного совещания заведующих кафедрами педагогики и методики научного обучения. Л.: ЛГПИ, 1974, с. 206.
  114. Е.К. Некоторые психологические вопросы воспитания студентов. Под ред. В. А. Крутецкого. Минск: Высшая школа, 1974.
  115. Методическое письмо Министерства просвещения РСФСР под ред. В. А. Сластенина.
  116. Профессионально-педагогическая направленность подготовки будущего учителя. М., 1974.
  117. B.C. Очерки психологии личности. Пермь, 1959.
  118. B.C. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь, 1971.
  119. B.C. Проблемы экспериментальной психологии личности. Пермь, 1970, с. 88, 75.
  120. Миронов С, А. Школа молодого лектора. Из опыта работы вузов РСФСР. М.: Знание, 1973, с. 43.
  121. Молибог А, Г, Вопросы научной организации педагогического труда в высшей школе. Минск. Высшая школа. 1975, с. 288.
  122. В.Н. Современные представления о неврозах. М1, Знание, 1956, с. 32.
  123. Мясищев В. Н, Личность и неврозы. Л.: ЛГУ, 1960.
  124. И.Н. Профориентация и профотбор в социалистическом обществе. М.: 1972, с. 195, 196.
  125. И.Л. Система практической подготовки молодого учителя. Саранск. Мордов. кн. изд-во, 1972, с. 264.
  126. И.Л. Самообразование будущего учителя. Саранск.7 Мордов. гос. ун-т, 1974, с, 261.
  127. А.Н. Приглашение к творчеству. Львов: изд. Львовского университета, 1970.
  128. Общественно-политическая практика студентов (Вопросы теории и методики). М.: Высшая школа, 1980, с. 157.
  129. O.A. Формируем педагогические умения и навыки. Вестник высшей школы. 1977, № 2, с. 83.
  130. И. Подготовка учителя-воспитателя. Народное образование. 1967, № 6, с. 24−27.5.6, Бабанский Ю. К, Об управлении процессом воспитательного воздействия. Советская педагогика, 1971, № 8, с. 33−41.
  131. .Н. Разработка теории и практики формирования общественно-политической активности студентов. Советская педагогика, 1978, № 7, с. 90−95.
  132. Г. И. Высшая форма самостоятельной работы студентов. Советская педагогика, 1968, № 12, с. 72−83.
  133. М.С. Поиски новых путей подготовки учителей. Народное образование, 1966, № 3, с. 97−101.
  134. H.H. Растут факультеты общественных профессий. Вестник высшей школы, 1970, № 10, с. 65−70.
  135. Бондаревский В, Б. Воспитание у студентов творческого мышления. Советская педагогика, 1975, № 6, с, 98−104.
  136. Г. Н. Подготовка будущих учителей к творческому использованию наследия А.С.Макаренко. Советская педагогика, 1964, № 7, с. I27-I3I.
  137. Воробьева Т. А, Качественный анализ интереса к профессии учителя у абитуриентов педагогических вузов. В сб.: Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Выпуск 2. Л.: ЛГУ, 1974, с. 172−183.
  138. Ю.Ф. Направленность личности в свете марксистской концепции персонификации общественных отношений, В кн,: Формирование профессионально-педагогической направленности студентов педвуза: Владимир, 1972, с. 87−90,
  139. ГУревич K.M. Профессиональная пригодность и основные свойства первокурсника. М.: Наука, 1970, с. 272.
  140. H.A. Развитие самостоятельности как качества личности студента в процессе педагогической практики.
  141. В сб.: Вопросы формирования личности учителя в условиях педагогического института. Саратов, 1970.
  142. .И. Научное творчество студентов как фактор воспитательный. Вестник высшей школы, 1966, № 4,с. 54−57.
  143. .И. О сущности интересов и подходов к их исследованию. Сов. педагогика, 1971, Аг° 9, с. 72−81.
  144. В. Горизонты высшей школы. Правда, 1975, 28 февраля.
  145. Иванов В. И, Студенческий клуб как фактор формирования активной жизненной позиции молодежи. В сб.: Оптимизация учебно-воспитательного процесса в школе и вузе. Лиепая, 1979.
  146. И.П. Коммуна имени Макаренко (Из опыта воспитательной работы со студентами на педагогическом' факультете ЛГПИ им. А.И.Герцена). В сб.: Идейно-политическое воспитание студенческой молодежи. Л.: ЛГПИ, 1973.
  147. И.П. Педагогические основы комплексного подхода к процессу коммунистического воспитания. В сб.: Педагогика и методика начального обучения. XXX Герценовские чтения. Л.: ЛГПИ, 1977, с. 3−7.
  148. И.П. Забота, творчество, дружба. В сб.: Путь к мастерству. М.: Молодая гвардия. 1978, с. 178−186.
  149. И.П. Из опыта воспитательной работы со студентами педагогического факультета (В сб.: Материалы Всесоюзного Совещания заведующих кафедрами педагогики и методики начального обучения. Л.: 1974, с. 107−118).
  150. И.П. Два подхода к воспитанию. Вожатый, 1980, №№ 1,2.
  151. Т.А. Актуальные вопросы вузовской педагогики. Советская педагогика, 1972, № 4, с. 48−59.
  152. М.Н. В.И.Ленин о роли молодежи в общественном развитии и подготовке молодежи к активному участию в коммунистическом строительстве. Сов. педагогика, 1969,1. I, с. 76−96.
  153. П.Л. Некоторые принципы творческого воспитания и образования современной молодежи. Вопросы философии, 1971, № 7, с. 16−24.
  154. A.A. Формирование у будущего учителя творческого отношения к труду. В сб.: Проблемы подготовки учителя. Казань, 1976.
  155. Кон И. С, Психология ранней юности. Советская педагогика, 1971, № 12, с.97−109.
  156. В. Нужны не только знания. Учит.газета. 1965, 23 января.
  157. Н.В., Генецинский В. И. Актуальные проблемы профессионально-педагогической подготовки учителя. Советская педагогика, 1982, № 3, с.63−66.
  158. Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вопросы психологии, 1981, № 2, с. 20−30.
  159. Лук А. Н. Мышление и творчество. М, 1976, с. 144.
  160. A.B. О социально-психологических группах молодёжи. Красное студенчество, 1927−1928, № 2, с.29−34.
  161. М.И. Педагогический клуб важное средство воспитания будущих учителей. Советская педагогика, 1962, № 7, с. 58−67.
  162. B.C. Приспособление личности к труду в массовых производственных профессиях. В кн.: Вопросы теории и практики профориентации. М-, 1972, с. 6.
  163. Н.Д., В.А.Кан-Калик. Творчество как условие профессиональной подготовки будущего учителя. Советская педагогика, 1982, № 4, с. 90−92.
  164. И.Т. Актуальные проблемы исследования педагогической подготовки учителей в высшей школе. Советская педагогика, 1975, № 2, с. 87−97.
  165. В., Передельский В. Воспитание студенческой молодежи. Партийная жизнь, 1970, № 5.
  166. А.В. О нравственном воспитании будущих учителей. Советская педагогика, 1963, № 6, с. 90−102.
  167. А.В. Об улучшении руководства самостоятельной работой студентов. Советская педагогика, 1966, № 10.
  168. Ф.Г. Актуальные проблемы педагогического образования в девятой пятилетке. Советская педагогика, 1972,6.
  169. Е.И., Гречина В. Это нужно будущим учителям. Народное образование, 1971, № II, с. 36−37.
  170. А.И. Усовершенствование общепедагогической подготовки студентов пединститутов и университетов. Советская педагогика, 1975, № 2, с. 79−86.
  171. Платонов К, К. О знаниях, навыках и умениях. Советская педагогика, 1963, № II, с. 98−103.
  172. В. Готовят ли учителя к воспитанию детей? Народное образование, 1966, № 6, с. 89−90.
  173. Проблемы методики и методологии в высшей школе. Сборник статей. Петрозаводск, Петразав. ун-т, 1976, с. 120.
  174. Проблемы общественной активности студенчества. Сб. научных статей. Красноярск: Красноярский ун-т, 1972, с. 195.
  175. Проблемы профессиональной подготовки студентов педвузови университетов: Сб. научн. трудов (научн.-исследов. ин-т общей педагогики) М., 1976, с. 109. •
  176. Проблемы психологии личности и коллектива. Сб. научн.трудов. Под ред. П. А. Просецкого. М.: 1979, с. 183.
  177. Психология труда и личности учителя. Сб. научн. трудов НИИ педагогики. Под ред. А. И. Щербакова. Л.: ЛГПИ, 1976, с. 134.
  178. Психология коллективной деятельности: Сборник статей, об-ва Знание, УССР, Киев, 1977, с. 21.
  179. З.И. Ленинское учение о воспитании идейной убежденности и формировании научно-материалистического мировоззрения у молодежи. Советская педагогика, 1969, № 2, с. 86−105.
  180. В.К. Школе всесторонне подготовленного учителя. Вестник высшей школы, 1971, № 2.
  181. Н.А. Внеаудиторное время студентов и успеваемость. Вестник высшей школы, 1971, № 12.
  182. Н.Ф. Совершенствование обучения в высшей школе. Советская педагогика, 1973, № 7, с. 71−82.
  183. Урклин И, А. О взаимоотношениях преподавателей и студентов в учебной деятельности. В кн.: Проблемы активности преподавателя вуза. Росто-на-Дону: изд-во Ростовского государственного университета, 1978.
  184. П. Вторая профессия учителя. Народн. образование. 1973, с. 37−38.
  185. М.Ф. К вопросу о структуре социально-личностных качеств специалиста. Советская педагогика, 1981, № 12, с. 76−82.
  186. Р.И. О дружбе с опытными педагогами. Вестник высшей школы, 1970, № 6, с. 62−65.
  187. Р.И. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к работе учителя. Советская педагогика, 1971, № 8, с. 75−80,
  188. Л.А. Учет закономерностей комплексного усвоения социальных норм в воспитательной работе со студентами. В сб.: Оптимизация учебно-воспитательного процесса в школе и вузе. Лиепая, 1979,
  189. Чубуков В, П. Становление личности учителя в условиях педагогического вуза. В кн.: Пути совершенствования профессиональной направленности в пед.вузе. Саратов, 1975, с. 59−82.
  190. А.И. Некоторые вопросы совершенствования учителя." Советская педагогика, 1971, № 9. с. 82−89.
  191. Г. И. Содержание и основание направления воспитания коммунистической морали у подрастающего поколения .—Советская педагогика, 1974, № II, с. 91−103.
  192. Щукина Г, И. 0 спецкурсах и спецсеминарах в системе педагогической подготовки студентов.'"Советская педагогика, — 1975, № 2, с. 95−101.
  193. Д.Г. Внеучебная работа как средство подготовки будущего воспитателя. Советская педагогика, 1957, с, 127−135,1. ДИССЕРТАЦИИ
  194. Акимовс^А.П. Формирование у студентов творческих умений решать педагогические задачи в области воспитания. Дис. канд. пед. наук. Ленинград, 1972, — 203 л.
  195. Г. Г. Профессионально-педагогическая подготовка учителя в QUA. Дис. канд. пед. наук. Москва, 1973, -235 л.
  196. В.П. Обучающие игры как средство подготовки студентов университета к воспитательной деятельности. Дисс. канд. пед. наук. Ленинград, 1977, — 194 л.
  197. Т.С. Формирование профессиональной направленности студентов во внеучебной работе (на материале пед. вузов). Дисс,. канд. пед. наук. Ярославль, 1972, — 284 л.
  198. И.П. Творческое содружество поколений как условие воспитания юных общественников. Дисс. доктора пед. наук. -Ленинград, 1972.
  199. Н.Л. Студенческий коллектив как фактор развития профессионально-значимых нравственных качеств личности будущих педагогов. Дисс. канд. пед. наук. Ленинград, 1975.194 л.
  200. М.С. Формирование профессионально-педагогических умений у студентов. Дисс. канд. пед. наук. Москва, 1975,195 л.
  201. К.Д. Воспитание чувств детей и подростков в деятельности пионерской организации. Дисс. доктора пед.наук. -Ленинград, 1975 434 л.
  202. С.П. Педагогическое образование в ФРГ. Дис. пед. наук. Москва, 1978 — 233 л.
  203. Г. А. Опыт формирования педагогической направленности у студентов университета. Дис. канд. наук. -Ленинград, 1975, 155 л.
  204. М.П. Взаимоотношения учителей и учащихся старшего школьного возраста в общеобразовательной школе, Дисс. канд. пед, наук. Москва, 1965, — 130 л.1. АВТОРЕФЕРАТЫ
  205. Е.И. Подготовка студентов к классному руководству в учебном процессе педагогического вуза. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Одесса, 1975.
  206. .Р. Формирование интереса к профессии учителя у студентов педагогического института. (На материале педвузов КазССР). Автореф. Дисс. канд. пед. наук. -Алма-Ата, 1970.
  207. Н.В. Содержание, формы и методы идейно-воспитательной работы со студенческой молодежью во внеучебное время (на материале вузов Туркменской ССР). Автореф. Дисс. канд. пед. наук. Ашхабад, 1971.
  208. P.C. Развитие мотивационной сферы человека в старшем (студенческом) возрасте. Автореф. Дисс. канд. психол. наук. Москва, 1973.
  209. И.А. Шефская работа со школьниками как средство формирования интереса к педагогической деятельности у студентов университета. Автореф. Дисс. канд. пед. наук. -Челябинск, 1980.
  210. E.H. Педагогические проблемы воспитания общественной активности студентов высшей школы. Автореф. Дисс. канд. пед. наук. Одесса, 1975.
  211. A.A. Формирование у студентов педагогических умений работать с учащимися комсомольцами. Автореф. Дисс. канд. пед. наук. — Ленинград, 1978.
  212. Т.К. Особенности проявления и развития склонности личности к педагогической деятельности (на материале исследования старшеклассников и студентов). Автореф. Дис. канд. пед. наук. Алама-Ата, 1970.
  213. Г. П. Формирование профессионально-педагогической направленности студентов педагогических учебных заведений. Автореф. Дис. канд. пед. наук. Ленинград, 1973.
  214. Н.В. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Автореф. Дисс. докт.пед. наук. Ленинград, 1964.
  215. В.М. Проблема формирования профессиональной ориентации студенчества. Автореф. Дисс. канд. пед. наук. -Ленинград, 1971.
  216. Г. М. Подготовка студентов к творческой педагогической деятельности (на материале УИРС по циклу педагогических дисциплин). Автореф. Дисс. канд. пед. наук. -Казань, 1979.
  217. Ю.Е. Психологические особенности формирования общественной активности будущего учителя. Автореф. Дисс. канд. психол. наук. Ярославль, 1973.
  218. И.И. Идейно-политическое воспитание студентов в процессе внеучебной работы (на материале педвузов СССР) Автореф. Дисс. канд. пед. наук. Киев, 1972.
  219. Л.Н. Подготовка будущего учителя к профессиональной ориентации учащихся. Автореф. Дисс. канд. пед. наук. Москва, 1976.
  220. Д.С. Подготовка студентов педагогического вуза к работе с пионерами в условиях сельской школы. Автореф. Дисс. канд. пед. наук. Москва, 1973.
Заполнить форму текущей работой