Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Подготовка будущего учителя к проектной деятельности в процессе изучения гуманитарных дисциплин

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основании анализа научной литературы и педагогической деятельности были выделены компоненты деятельности (научно-теоретический, морально-психологический и опытно-практический), которые позволили выделить критерии готовности к проектной деятельности в процессе изучения гуманитарных дисциплин (когнитивный, операционный и личностный). Когнитивный критерий включает предметные и специальные… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретическое обоснование подготовки будущего учителя к проектной деятельности в процессе изучения гуманитарных дисциплин
    • 1. 1. Подготовка будущего учителя к проектной деятельности как потребность развития общества и личности
    • 1. 2. Пути и средства подготовки будущего учителя к проектной деятельности в процессе изучения гуманитарных дисциплин
    • 1. 3. Критерии и уровни сформированности навыков проектной деятельности будущего учителя в процессе изучения гуманитарных дисциплин
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. Содержание, формы и методы подготовки будущего учителя к проектной деятельности в процессе изучения гуманитарных дисциплин
    • 2. 1. Содержание подготовки будущего учителя к проектной деятельности в процессе изучения гуманитарных дисциплин
    • 2. 2. Методика проведения занятий по спецкурсу «Социальное проектирование»
    • 2. 3. Компьютерное сопровождение подготовки будущего учителя к проектной деятельности в процессе изучения гуманитарных дисциплин
    • 2. 4. Методика проведения эксперимента и результаты опытноэкспериментальной работы
  • Выводы по главе 2

Подготовка будущего учителя к проектной деятельности в процессе изучения гуманитарных дисциплин (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Изменения, происходящие в связи с реформированием системы образования в России, носят достаточно радикальный характер, и не учитывать их при организации учебного процесса на уровне подготовки учителей в вузе невозможно.

Решение большинства проблем образования подрастающего поколения зависит от профессионализма учителя, его способности передавать знания и умения учащимся. Он играет существенную роль в обучении и воспитании молодежи, следовательно, возникает необходимость подготовки будущего учителя, в полной мере соответствующего современным требованиям.

Для того чтобы будущий учитель мог воспитывать активных, социально-адаптированных, ответственных людей, способных к преобразованию и проектированию окружающей действительности, он сам должен обладать широким спектром знаний, умений и навыков в области проектной деятельности.

Таким образом, необходима подготовка будущего учителя к проектной деятельности в вузе средствами всех дисциплин, в том числе и гуманитарных.

Педагогической наукой и практикой (П.Р. Атутов, Н. Н. Нечаев, Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко, И. И. Ильясов, В. В. Рубцов, В. И. Слободчиков, З. А. Литова, Г. ГТ. Щедровицкий, Ю. Л. Хотунцев и др.) доказано, что изучение дисциплин, в том числе гуманитарных, с использованием проектной методики обучения является наиболее эффективным по сравнению с традиционным.

В результате бесед с учителями гуманитарных дисциплин школ г. Брянска нами было установлено, что проектная методика в процессе изучения гуманитарных дисциплин применяется редко.

Учителя объясняют это тем, что подготовка будущих учителей гуманитарных дисциплин к проектной деятельности в вузе недостаточна. Респонденты указывают также на недостаток специальной и методической литературы по данному вопросу в области гуманитарных дисциплин. Они отмечают, однако, что хотели бы использовать метод проектов в своей работе, т.к. она более эффективна по сравнению с традиционным обучением. В г. Брянске по проектной методике обучения работает лишь школа № 24.

Кроме того, следует отметить и положительное отношение к применению метода проектов студентов вуза. Будущие учителя (опрос проводился в БГУ среди студентов 2−5 курсов) считают, что обучать проектной деятельности необходимо в процессе изучения различных дисциплин, в том числе и гуманитарных, так как каждый учитель должен уметь проектировать, применять в своей работе проектную методику обучения, потому что она относится к инновационным технологиям обучения.

Таким образом, основными причинами слабого использования проектной методики в процессе вузовской подготовки будущих учителей гуманитарных дисциплин являются:

— недостаточная подготовленность вузов к применению проектного метода обучения в процессе преподавания гуманитарных дисциплин;

— недостаточная разработка содержания подготовки будущих учителей к проектной деятельности при изучении гуманитарных дисциплин;

— недостаточное количество специальной литературы и методических пособий по применению проектной методики обучения в области гуманитарных дисциплин.

Содержание подготовки будущего учителя технологии исследовали М. В. Ретивых, Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко, ЮЛ. Хотунцев, Е. В. Ильяшева и др. Общепедагогическая подготовка будущего учителя в процессе выполнения творческих проектов рассматривалась Н. В. Матяш, З. А. Литовой, Ю. В. Ефимовой, Н. А. Малинниковой, С. А. Мельниковым и др. Подготовке учителя иностранного языка с учетом современных тенденций обновления содержания образования уделяли внимание И. Л. Бим, А. В. Нехорошева, И. А. Нефедова, Е.Н. У Соловова и др. Методика обучения объектно-ориентированному проектированию студентов педагогичеких вузов рассмотрена И. Н. Арисановым, Подготовка учителя к творческому развитию учащихся представлена в работах Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко, Э. М. Галяшовой и др. Подготовка будущего учителя к г полихудожественно — дидактическому проектированию раскрыта JI.B. Гориной. Подготовка учителя к социальному проектированию рассмотрена Н. А. Аитовым, В. И. Курбатовым, Ж. Т. Тощенко и др.

Таким образом, теоретическая проработка научных источников и анализ социокультурной действительности позволяют утверждать, что теория и практика подготовки будущего учителя к проектной деятельности в процессе изучения гуманитарных дисциплин нуждаются в дальнейшем совершенствовании. В этой связи выявлены следующие противоречия между:

— проектностью как характеристикой сознания и мышления современного специалиста и недостаточной сформированностью проектных умений у будущих учителей;

— существованием объективной необходимости, обуславливающей потребность в применении проектной деятельности в процессе изучения гуманитарных дисциплин, и недостаточной разработанностью методического обеспечения по проектной методике в данной области обучения;

— существующей системой подготовки специалистов-педагогов в образовательном учреждении и необходимостью включения в нее специальных курсов с инновационным содержанием, отражающим реалии социокультурной ситуации, в рамках которой умения проектирования являются существенными и значимыми.

Выявленные противоречия определили актуальную научную проблему, каковы организационно-педагогические условия подготовки будущего учителя к проектной деятельности в процессе изучения гуманитарных дисциплин. Осознание этой проблемы послужило основанием для выбора темы нашего исследования «Подготовка будущего учителя к проектной деятельности в процессе изучения гуманитарных дисциплин». У.

Цель исследования: выявление организационно-педагогических условий подготовки будущего учителя к проектной деятельности средствами гуманитарных дисциплин в процессе обучения в вузе и разработка дидактических г средств их реализации.

Объект исследования: система высшего профессионального образования, ориентированная на подготовку будущих учителей к проектной деятельности.

Предмет исследования: содержание, формы и методы подготовки будущего учителя к проектной деятельности в процессе изучения гуманитарных дисциплин.

Ход исследования определяется следующей гипотезой: подготовка будущего учителя к проектной деятельности средствами гуманитарных дисциплин будет эффективной, если будут:

— разработаны организационно-педагогические условия, обеспечивающие овладение студентами комплексом теоретико-методических знаний о проектной деятельности, путях и средствах ее осуществления при изучении гуманитарных дисциплин;

— обеспечено личное участие будущего учителя в проектной деятельности в процессе изучения гуманитарных дисциплин в вузе и его комплексно-деятельная непрерывная подготовка;

— уточнены критерии отбора содержания подготовки будущего учителя к проектной деятельности средствами гуманитарных дисциплин;

— выявлены критерии и уровни готовности студентов к проектной деятельности в процессе изучения гуманитарных дисциплин;

— разработаны учебно-методические пособия и методические рекомендации по внедрению проектного метода обучения в процесс преподавания гуманитарных дисциплин в вузе;

— обеспечено компьютерное сопровождение процесса подготовки будущего учителя к проектной деятельности средствами гуманитарных дисциплин.

Поставленная цель и сформулированная гипотеза определили задачи исследования:

1. Проанализировать состояние проблемы подготовки будущего учителя к проектной деятельности в научной и методической литературе.

2. Выявить организационно-педагогические условия процесса подготовки будущего учителя к проектной деятельности при изучении гуманитарных дисциплин в вузе.

3. Разработать критериальную, разноуровневую базу оценки эффективности подготовки будущего учителя к проектной деятельности средствами гуманитарных дисциплин и определить конкретные механизмы диагностики этой подготовки, проведения педагогического эксперимента и обработки его результатов.

4. Спроектировать модель комплексной подготовки будущего учителя к проектной деятельности при обучении гуманитарным дисциплинам (на примере педагогики, психологии, иностранного языка) и содержание ее структурных компонентов.

5. Разработать рекомендации, методические пособия по внедрению проектного метода обучения в процесс преподавания гуманитарных дисциплин в вузе.

6. Экспериментально подтвердить эффективность предложенной методической системы подготовки будущего учителя к проектной деятельности средствами гуманитарных дисциплин.

Методологическую основу исследования составили:

— на общефилософском уровне положения: о единстве теории и практики в формировании личности в процессе деятельности (JI.C. Выготский, В. В. Давыдов, C.JI. Рубинштейн и др.), о роли учителя в процессе подготовки обучаемых (В.А. Сластенин, П. Ф. Каптерев и др.);

— на общенаучном уровне: психолого-педагогические основы обучения (В.П. Беспалько, В. В. Рубцов, П. И. Пидкасистый, И. П. Подласый, М. Н. Скаткин и др.), основные идеи педагогического моделирования учебного процесса в контексте взаимосвязи структурных и функциональных компонентов (В.П. Беспалько, В. В. Краевский и др.);

— на научно-педагогическом уровне: личностный и деятельностный подходы (JI.C. Выготский, C.JI. Рубинштейн), концепции личностно-ориентированной педагогики (И.Я. Лернер, Е. С. Полат, И. С. Якиманская и др.);

— на профессиональном уровне: историография метода проектов (Д. Дьюи, Д. Снезден, С. Т. Шацкий, Р. Штайнер, В. А. Лай, П. П. Блонский, В. П. Вахтеров и др.), теория и практика проективного образования (П.Р. Атутов, М. И. Махмутов, И. Я. Лернер, Е. Г. Коганов, М. Б. Павлова, Д. Питт, В. Д. Симоненко, М. В. Ретивых, Н. В. Матяш, М. В. Хохлова, Ю. Л. Хотунцев и др.).

Методы исследования: теоретические — анализ философской и психолого-педагогической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта по проблеме подготовки будущего учителя к проектной деятельностиэмпирические — педагогическое наблюдение, анкетирование, опрос, беседа, тестирование, педагогическое моделирование, ранжирование, педагогический эксперимент.

Организаг^ия исследования. Исследование осуществлялось в три этапа (с 2000 по 2005 гг.) на базе Брянского государственного университета имени академика И. Г. Петровского. В эксперименте участвовало 520 человек: студенты, обучающиеся по специальности 30 500.06 «Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии)», преподаватели вуза, учителя школ г. Брянска.

1 этап (2000 — 20 001гг.) — поисково-теоретический. На этом этапе проводился выбор темы. На основе теоретического анализа исторической, психологической, педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме осуществлялось изучение опыта обучения проектной деятельности. Производился отбор научной литературы по проблеме исследования, определялись его цель, задачи, гипотеза, методология, методы и понятийный аппарат. Осуществлялось пилотажное исследование по определению отношения студентов и учителей школ г. Брянска к спецкурсу «Социальное проектирование».

2 этап (2002 — 2003гг.) — опытно-экспериментальный. На втором этапе осуществлялся констатирующий эксперимент, выявлялся уровень готовности студентов к проектной деятельности. Определялись организационно-педагогические условия подготовки будущего учителя к проектной деятельности в процессе изучения гуманитарных дисциплин. Разработано и экспериментально проверено содержание спецкурса «Социальное проектирование». Выявлялись и экспериментально проверялись критерии эффективности подготовки будущего учителя к проектной деятельности средствами гуманитарных дисциплин. Разработаны рекомендации и учебно-методические пособия по внедрению метода проектов в процесс преподавания гуманитарных дисциплин в вузе. Проводились формирующий эксперимент и пилотажное исследование.

3 этап (2004;2005гг.) — обобщающий. На третьем этапе проводились анализ, обобщение, систематизация, статистическая обработка результатов экспериментального исследованияосуществлялось оформление диссертационной работыформулировались выводы и рекомендации.

Научная новизна исследования состоит в том, что.

— обоснована необходимость подготовки будущего учителя к проектной деятельности средствами гуманитарных дисциплин (на примере педагогики, иностранного языка и психологии);

— выявлены и теоретически обоснованы организационно-педагогические условия подготовки будущего учителя к проектной деятельности средствами гуманитарных дисциплин: межпредметная интеграция на основе отбора содержания, форм, методов и средствобъединение теоретической и практической составляющих данной подготовки, основывающееся на личностно-ориентированном подходе и сотрудничестве студента и преподавателякомплексность и непрерывность подготовки будущего учителя к проектной деятельности средствами гуманитарных дисциплин в вузеобеспечение компьютерного сопровождения данной подготовки;

— разработана технология обучения будущих учителей выполнению творческих проектов по гуманитарным дисциплинам;

— спроектирована модель подготовки будущего учителя к проектной деятельности средствами гуманитарных дисциплин (на примере педагогики, иностранного языка, психологии) и эмпирически проверена с позиций личностно-профессионального самосовершенствования;

— разработаны критерии эффективности подготовки будущего учителя к проектной деятельности в процессе изучения гуманитарных дисциплин в вузе: когнитивный, операционный, личностный.

Теоретическая значимость исследования:

— выявлены уровни готовности будущего учителя к проектной деятельности в процессе изучения гуманитарных дисциплин;

— адаптирован процесс подготовки будущего учителя к проектной деятельности средствами гуманитарных дисциплин, основанный на личностно-ориентированном подходе и обеспечивающий самореализацию, самоактуализацию, самосовершенствование студента в профессиональной деятельности.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что разработаны и внедрены: — содержание спецкурса «Социальное проектирование» и его дидактическое оснащение: программа, методические рекомендации к проведению занятий по спецкурсу: лекциякритерии оценки знаний, умений и навыков студентов, требования к уровню знаний, умений и навыков студентов по спецкурсу, вопросы для контроля самостоятельной работыметодика организации, проведения и защиты социального проекта, позволяющие осуществить эффективную подготовку будущего учителя к проектной деятельности, а также диагностировать компоненты и уровни готовности будущего учителя к данному виду деятельности;

— подготовлены учебно-методические пособия и рекомендации для преподавателей вуза и студентов по организации учебной проектной деятельности студентов: «Моя Родина. Брянск», «Учеба. Мой институт» (по проектной методике обучения), «Немецкий язык» (для студентов высших учебных заведений по специальности 30 500.06 «Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии)», с использованием проектной методики), «Пути и средства подготовки будущего учителя к проектной деятельности в процессе изучения гуманитарных дисциплин», банк творческих проектов по гуманитарным дисциплинам (в количестве 6 проектов), веб-сайт на тему: «Седьмое небо для сердец», «Спецкурс „Социальное проектирование“. Методические рекомендации к проведению занятий».

На защиту выносятся:

— модель подготовки будущего учителя к проектной деятельности средствами гуманитарных дисциплин (на примере педагогики, психологии, иностранного языка) — *.

— организационно-педагогические условия подготовки будущего учителя к проектной деятельности средствами гуманитарных дисциплин;

— критерии эффективности подготовки студентов к проектной деятельности в процессе изучения гуманитарных дисциплин;

— программа и содержание спецкурса «Социальное проектирование»;

— комплекс форм и методов подготовки будущего учителя к проектной деятельности в процессе изучения гуманитарных дисциплин;

— банк творческих проектов по гуманитарным дисциплинам. Достоверность исследования обеспечена методологической обоснованностью исходных положенийприменением комплекса методов, адекватных предмету, целям и задачам исследования, логикой проведения эксперимента, анализом специальной литературы по избранной проблемерепрезентативностью экспериментальных данныхсочетанием количественного и качественного анализа материала, с использованием методов математической статистики.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась на протяжении всего периода работы. Основные положения диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедр иностранных языков, теории и методики профессионально-технологического образования Брянского государственного университета имени И. Г. Петровского (2002;2005 гг.), на международных, всероссийских, межрегиональных и областных научно-практических конференциях (Брянск, 2002;2006; Тула, 2004; Москва, 2004).

Выводы по главе II.

В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы:

1 .В процессе подготовки будущих учителей к проектной деятельности важно определить критерии отбора его содержания. Следует отметить, что проблема выделения критериев не нашла однозначного решения. Мы считаем, что критерии отбора содержания подготовки будущего учителя к проектной деятельности при изучении гуманитарных дисциплин должны опираться как на принципы содержания образования, так и на психологические закономерности развития личности. Такими критериями для нас являются когнитивный, включающий предметные и специальные (проектные) знанияоперационный, синтезирующий проектные умения и навыкиличностный, включающий личностные качества будущего учителя.

2.Нами выявлены организационно-педагогические условия эффективности подготовки студентов к проектной деятельности средствами гуманитарных дисциплин: межпредметная интеграция на основе отбора содержания, форм, методов и средствобъединение теоретической и практической составляющих данной подготовки, основывающееся на личностно-ориентированном подходе и сотрудничестве студента и преподавателякомплексность и непрерывность подготовки к проектной деятельности в вузеобеспечение компьютерного сопровождения.

3. Решая данные задачи, нами была разработана и апробирована модель подготовки будущего учителя к проектной деятельности в процессе изучения гуманитарных дисциплин и описаны ее структурные компоненты.

З.С целью вооружения будущего учителя знаниями теоретических основ социальной проектной деятельности, методикой работы над социальным проектом, а также повышения уровня общепедагогической подготовки студентов нами был разработан и проведен спецкурс «Социальное проектирование» в группах специальности 30 500.06 «Профессиональное обучение (информатика, вычислительные технологии и компьютерные технологии «. По мнению студентов, данный спецкурс помог им расширить знания о проектной деятельности, а также способствовал развитию личностных качеств.

4.Разработаны программа и содержание спецкурса «Социальное проектирование», особенностями которых являются:

— спецкурс способствует социологизации студентов в обществе;

— спецкурс способствует повышению уровня общепедагогической подготовки будущего учителя;

— спецкурс готовит студентов к предстоящей проектной деятельности.

5.Составляющими содержания подготовки к проектной деятельности в процессе изучения гуманитарных дисциплин являются сообщение знаний о проекте, социальном проекте, методах проектирования, значении данного метода для развития личности обучаемых, формах презентации проекта. Основными формами подготовки являются лекция, семинарские и практические занятия, самостоятельная работа студентов.

6.В процессе подготовки будущего учителя к проектной деятельности важна компьютерная поддержка. Использование различных компьютерных программ, например, программы Intel «Обучение для будущего» способствует лучшему достижению результата подготовки. 7. Эпытно-экспериментальное исследование, проведенное в п. 2.4., подтверждает ранее выдвинутую гипотезу о том, что подготовка будущего учителя к проектной деятельности в процессе изучения гуманитарных дисциплин будет успешной при условии правильного определения критериев эффективности содержания обучения спецкурсу «Социальное проектирование» .

Полученные в ходе экспериментальной работы положительные результаты свидетельствуют о возможности усвоения предложенного содержания спецкурса.

Заключение

.

В процессе диссертационного исследования были сформулированы следующие выводы:

1. В условиях современных требований к выпускнику вуза обострилась проблема подготовки функционально грамотных, профессионально мобильных специалистов, способных применять инновационные технологии в обучении различным дисциплинам, в том числе и гуманитарным. К таким технологиям относится проектная методика обучения.

2. Теоретический анализ научной и методической литературы по проблеме подготовки будущего учителя к проектной деятельности средствами гуманитарных дисциплин показал, что содержание данной подготовки разработано недостаточно.

3. На основании анализа научной литературы и педагогической деятельности были выделены компоненты деятельности (научно-теоретический, морально-психологический и опытно-практический), которые позволили выделить критерии готовности к проектной деятельности в процессе изучения гуманитарных дисциплин (когнитивный, операционный и личностный). Когнитивный критерий включает предметные и специальные (проектные) знанияоперационный критерий синтезирует умения и навыки по осуществлению проектной деятельностиличностный критерий включает личностные качества будущего учителя. Для характеристики данных критериев определены показатели, очерчивающие круг знаний, умений, навыков по реализации проектной деятельности, качеств будущего учителя, состоящие из конструктовопределены уровни готовности будущего учителя к проектной деятельности средствами гуманитарных дисциплин (высокий, достаточный, средний, низкий и очень низкий), даны их качественная и количественная характеристики.

4. Основными организационно-педагогическими условиями, обеспечивающими эффективность подготовки будущего учителя к проектной деятельности в процессе изучения гуманитарных дисциплин, являются:

— межпредметная интеграция на основе отбора содержания, форм, методов и средств;

— объединение теоретической и практической составляющих подготовки при личностно-ориентированном, деятельностном подходе и сотрудничестве преподавателя и студента;

— комплексность и непрерывность подготовки будущего учителя к проектной деятельности в процессе изучения гуманитарных дисциплин;

— обеспечение компьютерного сопровождения.

5. Решая задачи исследования, нами спроектирована и эмпирически проверена модель подготовки студентов вуза к проектной деятельности в процессе изучения гуманитарных дисциплин, включающая цели, критерии, теоретическую и практическую составляющие, этапы подготовки, формы, методы и средства данной подготовки, а также ее результат (прогнозируемый и непрогнозируемый).

6. Разработаны учебно-методические пособия «Учеба. Наш институт», «Моя Родина. Брянск», «Пути и средства подготовки будущего учителя к проектной деятельности в процессе изучения гуманитарных дисциплин», «Немецкий язык для студентов, изучающих ИВТ», методические рекомендации к проведению занятий по спецкурсу «Социальное проектирование», банк проектов по гуманитарным дисциплинам, веб-сайт на тему: «Седьмое небо для сердец», внедрена проектная методика в обучение немецкому языку в БГУ.

7. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы позволил выделить и экспериментально проверить критерии эффективности подготовки к проектной деятельности средствами гуманитарных дисциплин. Использование комплексной оценки знаний, умений и навыков для определения качества знаний будущего специалиста в экспериментальных и контрольных группах показало, что успеваемость в экспериментальных группах (85%) в 1,25 раза выше, чем в контрольных (65%). Конечная успеваемость в экспериментальных группах (4,2 балла) увеличилась на 0,2 балла по сравнению с контрольными группами (4,0 балла). Экспериментально установлено, что обучение студентов по спецкурсу «Социальное проектирование» способствует повышению уровней нестандартного мышления (в экспериментальных группах он составил 88,9%, что на 22,2% выше, чем в контрольных) и творческого потенциала будущего учителя (количество студентов с высоким уровнем творческого потенциала увеличилось в 1,57 раза). Можно сделать вывод, что выдвинутая гипотеза подтверждена, что свидетельствует о достижении цели исследования.

Настоящим исследованием не исчерпаны все проблемы процесса подготовки будущего учителя к проектной деятельности средствами ^ гуманитарных дисциплин. Необходим поиск новых форм, методов и средств данной подготовки, разработка методических пособий по проектной методике, чем в будущем и планирует заняться диссертант.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Н., Богданов А. О., Бобовский Н. Г. и др. Экспериментальная программа образовательной области «Технология». — М.: ВНИК «Технология», 1994.-267 с.
  2. В. И., Малахов Ю. А. Методы инженерного творчества. -Брянск, 1997.- 110с.
  3. П. Н. Развитие технологического творчества в трудовом обучении учащихся общеобразовательных школ. Дис. док. пед. наук. М., 1985.-520с.
  4. P. X. Педагогика сотрудничества на уроках немецкого языка //Иностр. язык в школе, 2002.-№ 1.
  5. Е. А. Технология проектирования контрольно-обучающих программ. Сборник научных трудов.-Б.: Изд-во БГУ, 1997.-99с.
  6. Н. В. Индивидуальный образовательный проект как средство самоопределения гимназиста. Дис. канд. пед. наук, — Оренбург: ОГПУ, 2000.
  7. В. Н. Активизация творческой деятельности будущих учителей в информационной образовательной среде.- С.: СГПУ, 2001.- 40 с.
  8. А. В. Психология изобретательного творчества.- Киев: Высшая школа, 1978. 176с.
  9. Т. В. Развитие гуманитарного начала в системе высшего образования. Сборник научных трудов.- Б.: Изд-во БГПУ, 2000.- 32 с.
  10. Г. А. Социальное проектирование, — Минск, 1978.
  11. Н. В. Информационные технологии в школьном образовании, М.:ПУ НИМ ОШ РАО, 1994.- 227с.
  12. И. Н. Методика обучения объектно-ориентированному проектированию студентов педагогических вузов. Дис. канд. пед. наук,-СПб: РГПУ, 2000.
  13. И. В. К пониманию сущности творческой активности. С.: СГПУ, 2001.-15с.
  14. Н. А. Творчество как ценность педагогической деятельности.152
  15. Брянск: Изд-во БГПУ, 2000.-18 с.
  16. П. Р. Политехническое образование школьников. М.: Педагогика, 1986.-176с.
  17. Ю. В. Педагогика, — М., 1982.-416 с.
  18. В. М. Педагогические условия формирования у будущих учителей технологии и предпринимательства проектировочных и конструктивных умений. Дис. канд. пед. наук.-Ярославль: ЯГПУ, 2000.
  19. П. И. Методические проблемы проектировочной деятельности.-Новосибирск, 1990. 154 с.
  20. И. И. Проектирование как условие развития личностных качеств старших школьников. Дис. канд. псих, наук.- М., 1998.- 188 с.
  21. М. В. Педагогические условия развития творческих способностей учащихся. С.: СГПУ, 2001.-32 с.
  22. Е. Г. Активные методы обучения в учебном процессе.- Б.: Изд-во БГПУ, 2000.-104 с.
  23. С. Я. Производственная педагогика.- М.: Машиностроение, 1984. 642с.
  24. С.Я. Профессиональная педагогика. М.: Ассоциация «Профессиональное обучение», 1999. — 210с.
  25. В. П. Основы теории педагогических систем.- Воронеж, 1997.-303с.
  26. Бим Бад Б. М. Педагогическое течение в начале XX века — М., 1994.
  27. Бим Бад Б. М., Петровский А. В. Образование в контексте социализации. Публ. лекция // Альманах Университета РАО «Татьянин день», 1995.- № 3.- с. 3−5.
  28. Бим И. JI. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. Проблемы и перспективы.- М.: Просвещение, 1998.
  29. . П., Гастев 10. А. Моделирование // БСЭ.- М., 1961.
  30. П. П. Избранные педагогические и психологическиесочинения / Под редакцией А. В. Петровского. В 2-х томах. Т. 1 .-М.:1531. Педагогика, 1979.- 39 с.
  31. П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения / Под редакцией А. В. Петровского. В 2-х томах. Т. 2.-М.: Педагогика, 1979.58 с.
  32. П. П. Что нам взять от Дальтонского плана // На путях к новой школе, 1924.-№ 3.-22 с.
  33. Т. Н. О дифференцированном обучении как способе развития творческих способностей учащихся. С.: СГПУ, 2001, — 36 с.
  34. Д. Б. Исследование творчества и одарённости в традициях процессуально-деятельной парадигмы. В кн.: Основные концепции творчества и одарённости / Под ред. Д. Б. Богоявленской.- М.: Молодая гвардия, 1997. 348 с.
  35. Л.Д., Шапошникова Т. В. Метод проектов при обучении учащихся двум иностранным языкам // Иностранные языки в школе, 2002,-№ 1 .- 45с.
  36. О.Ю. Театральные проекты в преподавании английского языка // Иностранные языки в школе, 2001. № 4. — 74с.
  37. Е. В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика, 1997. № 4.
  38. Ю.С. Образование в век информации: человек и новые информационные технологии обучения. — М.: Высшая школа, 1997. 320с.
  39. В.Я. Вопросы теории и методики изучения раздела «Проект» в курсе «Технология». Пермь, 1995.-56с.
  40. В.А. Праксеологический анализ проектно-конструктивных разработок. -М., 1975.
  41. О.И. Методологическая организация системной деятель154ности // Разработка и внедрение автоматизации систем в проектировании (теории и методологии). М., 1975.
  42. Гончаров J1.H. Школа и педагогика США до второй мировой войны. -М., 1972.-Гл. 4−5.
  43. Н.А. Творческое саморазвитие будущего учителя: к постановке проблемы.- С.: СГПУ, 2001.- 93с.
  44. Горина J1.B. Подготовка будущего учителя к полихудожественно-дидактическому проектированию. Дис. канд. пед. наук. Саратов: СГУ, 2000.
  45. И.Н. Интерактивные методы подготовки будущих специалистов: Сб. науч. трудов. Брянск: Изд-во БГПУ- БИПКРО, 2000. — 117с.
  46. Н.П. О комплексном использовании средств наглядности в овладении грамматической стороной устной речи // Иностранные языки в школе. -1991.-№ 1.
  47. Ю.В. Проектирование и программирование развития образования. Московский учебник, 1996.- 545с.
  48. С.О. Гений и творчество.- Л.: Изд-во П. И. Сойкина, 1924.
  49. А.И. Педагогические условия формирования конструктивного творчества у детей старшего дошкольного возраста в строительной игре. Автореф. дис. канд. пед. наук.- М., 1970. 21 с.
  50. В.В. Теория развивающего обучения.- М., 1996.- 544с.
  51. И.О. Обучение устной иноязычной речи на основе проектного подхода учащихся старших классов гимназии. Автореф. дис. канд. пед. наук.-Спб.: РГПУ, 2000.
  52. Дж. К. Методы проектирования.- М., 1986.- 326с.
  53. А.Н. История педагогики.- М.: Владос, 2000.- 327с.
  54. Дидактика технологического образования. Книга для учителя / Под ред. П. Р. Атутова.- М.: ИОСО РАО, 1998. 131с.
  55. Дизайн и проектная наука: теоретический курс / Моск. экспер. гуманитар, ун-т.- М.: Акад. изд-во МЭГУ, 1997. 157с.
  56. Дж. Проектирование систем: изобретательство, анализ и155принятие решений.- М.: Мир, 1981.- 456с.
  57. Я. Проектирование и конструирование: системный подход. М.: Мир, 1981.- 465 с.
  58. А.Е. Новые тенденции в подготовке учителя в условиях обновления системы образования,— С.: СГПУ, 2001.- 113с.
  59. Ю.А. Проектирование модели педагогической технологической подготовки учителя. С.: СГПУ, 2001.-117с.
  60. Т. И. Проектно- исследовательская деятельность как средство самореализации в педагогической профессии. Автореф. дис. канд. пед. наук, — Омск: ОГПУ, 2000.
  61. В.Я., Щедровицкий Л. П. Проблемы системного инженерно-психологического проектирования. М., 1971.
  62. Дж. Школа будущего.- М.: Гос. изд-во, 1926.
  63. Дж. Школа и общество.-М.: Гос. изд-во, 1924.- 64−72с.
  64. Дж. Дальтонский лабораторный метод / Пер. с англ. Р. Ланберг.-М.: Новая Москва, 1923. 153с.
  65. Е.В. Проблемы повышения эффективности процессаинформатизации образования: Сб. науч. трудов, — Б.: Изд-во БГПУ, БИПКРО, 2000.- 117с.
  66. Ю.В. Проблема формирования творческой личности будущего учителя.- Б.: Изд-во БГУ, 2000. 138с.
  67. Р.И. О методах проективного образования. Сб. науч. трудов.-Б.: Изд-во БГПУ, 1997.-43 с.
  68. Н.А. Проблема развития творческой активности субъектапедагогической деятельности.- Б.: Изд-во БГУ, 2000. 140с.
  69. В.М., Симоненко В. Д. Десять творческих проектов для учащихся 7−9 классов,— Б.: Изд-во БГПУ, 1997. 196с.156
  70. В.М. Теория и практика проектирования информационныхпедагогических технологий для педагогических вузов в предметной области «Технология». Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб.: РГПУ, 2001.
  71. Закон об образовании /Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации. 1992.- № 30, — ст. 1797.
  72. И.А. Педагогическая психология. М.: Просвещение, 1999.
  73. И.А. Психология обучения неродному языку. М.: Русский язык, 1989.- 106с.
  74. O.JI. Педагогическое проектирование развития творческойиндивидуальности ребенка в процессе изобретательной деятельности. Дис. канд. пед. наук. Екатеринбург: УГПУ, 2001.
  75. Г. Л. Личностное ориентирование педагогической деятельности.-М, 1999.-24с.
  76. Г. Л. Научно-педагогический подход.- М., 1999.- 51с.
  77. Г. Л. Постиндустриальная педагогическая технология в контексте проектного образования //Проблемы психологического образования. М., 1994.
  78. Г. Л. Теоретические основы проектного образования.- Казань, 1995.
  79. И.И., Галактенко Н. А. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине.- М.: Лотос, 1994. 205с.
  80. Е.В. Подготовка будущих учителей технологии к проектнойдеятельности. Дис. канд. пед. наук. Магнитогорск: МГУ, 2001.
  81. Иляева J1.M., Симоненко В. Д., Щипицин Н. П. Творческие проекты для учащихся по технологии обработки конструкционных металлов.- Б.: Изд-во БГПУ, 1995.
  82. Инженерно-психологическое проектирование. Выпуск 2. Инженерная психология и системное проектирование.- М.: Изд-во Московского университета, 1970. 244с.
  83. Интеграция теории и практики формирования творческой активности студентов педагогических вузов (факультетов): Материалы Всероссийской конференции / Под ред. Н. Г. Кочетовой. С.: Изд-во СГПУ, 2001.- 430с.
  84. Информатика: Учебник. 3-е перераб. изд. /Под ред. проф. Н. В. Макаровой. М.: Финансы и статистика, 2000. — 21с.
  85. Е.И. Основы проектирования психологического образования педагога. Дис. док. псих, наук.- М., 1998. 306с.
  86. История педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С. Ф. Егоров. М.: Академия, 2000.-с. 294, 360, 372.
  87. История педагогики / Под ред. Пискунова А. И. Ч. 1.- М.: Творческий центр, 1998.
  88. История педагогики / Под ред. Пискунова А. И. Ч.2.- М.: Творческий центр, 1998.
  89. Е.Г. Методы проектов в трудовой школе. JL, 1926.
  90. И.П. Структура и механизмы творческой деятельности.- М., 1983. 168с.
  91. П.Ф. Дидактические очерки. 2-е изд.- Пг., 1915. 111 с.
  92. Г. Основные вопросы школьной организации,— Пб.: Школа и жизнь, 1920. 80−97с.
  93. О.В. Формирование информационной культуры у студентов высших технических учебных заведений в процессе преподавания гуманитарных дисциплин. Дис. канд. пед. наук. Б., 2001.
  94. У. X. Воспитание в условиях меняющейся цивилизации. /Пер. с англ. яз. В. Б. Бабиня Кореня.- М.- Л.: Работник просвещения, 1930.- 80с.
  95. У.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе.- JL: Брокгауз Ефрон, 1925. — Юс.
  96. Е.М. Роль творческих заданий в развитии творческого мышления студентов на занятиях по иностранному языку.- Б.: Изд-во БГПУ, 2000. 87с.
  97. Е.А. Психология профессионала.- Москва-Воронеж, 1996.
  98. А.И. Развитие умений педагогического проектирования у будущего учителя. Дис. канд. пед. наук. Оренбург: ОГПУ, 2001.
  99. Г. М. Педагогика: Учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования. -М.: ВЛАДОС, 2003 .-247с.
  100. Г. И. О некоторых путях развития творческой деятельности будущего учителя. Б., 2001.
  101. Е. Опыт американской школы по методу проектов,— М.: Новая Москва, 1926.
  102. Т. А. Использование проектной методики для развития творческой активности студентов.- Б.: БГПУ, 1998. 196с.
  103. В.В. Проектная методика как эффективная технология воспитания учащихся средствами иностранного языка (8−9 класс). Автореф. дис. кан. пед. наук. Науч. рук. док. пед. наук, проф. И. А. Билг, — М.: ИОСОРАО, 2001.
  104. В.В. Методология педагогического исследования.- Самара, 1994.
  105. Ю.А. Теория и методы социального проектирования. М., 1992.
  106. B.C. Исследовательско проектная деятельность как форма учебного сотрудничества. Дис. канд. пед. наук.-М., 1996.- 106с.
  107. Ч. Основы общей дидактики. М., 1986, — 96с.
  108. В.И., Курбатова О. В. Социальное проектирование.-Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2001. 387с.
  109. В.И. Социальная работа: Учебное пособие.-2-е изд.- Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2003. 258с.
  110. B.C. О деятельном подходе к проектированию целей общего образования // Известия Российской академии образования. М., 2000. — № 2−96с.
  111. Лай В. А. Школа действия. Реформа школы сообразно требованиям природы и культуры.- СПБ.: Школа и жизнь, 1914. 7−9с., 58−79с.
  112. А.Н. Моделирование в научно-технических исследованиях,-М.: Радио и связь, 1989.- 224с.
  113. B.C. Содержание общего среднего образования: Проблемы структуры. М.: Педагогика, 1980.-264с.
  114. О.И. Как сделать современное образование продуктивным? //"Школьная технология", 1999. -№ 4.- 96с.
  115. И.Я. Дидактическая система методов обучения.- М.: Знание, 1976.- 64с.
  116. И.Я. Дидактические основы методов обучения.- М.: Педагогика, 1981.- 186с.
  117. З.А. Творческие проекты в курсе «Технология», — Курск, 1997. -86с.
  118. Н.А. Психологические аспекты побора и проверки персонала. М., 1997.
  119. .Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов160педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК.- М., Прометей, МГТГУ им. В. И. Ленина, 1993. 152с.
  120. О.Е. Психолого-педагогические исследования феномена «творчество». М., 1990. — 234с.
  121. Н.А., Матяш Н. В., Хохлова М. В. Методика обучения младших школьников выполнению творческих проектов.- Брянск, 1998. 104с.
  122. Ю.А., Матяш Н. В., Самородский П. С. Творческие проекты учащихся педучилищ.- Брянск: Изд-во БГУ, 1999. 204с.
  123. В .Я. Технологические предпосылки проектирования моделей инновационного обучения в школе //Инновационное обучение: стратегия и практика. М.: Изд-во МГУ, 1994.
  124. И.И. Проектная деятельность. Дис. док. филос. наук. — М., 1996,-305с.
  125. Т.Е. Творческая активность как характеристика профессиональной деятельности будущего учителя. — М., 1998. 230с.
  126. Н.А. Подготовка будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся в процессе обучения. Дис. к.п.н. Б., 2000.-215с.
  127. С.А. Интенсифицирующее проектирование. М., 1992. — 132с.
  128. И.П. Аналогия в техническом творчестве.- Минск: Наука и техника, 1972.- 168с.
  129. А.П., Бирженюк П. И. Основы социокультурного проектирования: Учебное пособие. СПб, 1997.
  130. Т.М. Использование проектных заданий на уроках английского языка //Иностранные языки в школе, 1999. № 4. — 19с.
  131. Н.В. Проектная деятельность в контексте парадигмы личностно-ориентированного обучения. Сборник научных трудов.- Б.: Изд-во БГПУ, 2000. 10 с.
  132. Н.В. Психология проектной деятельности школьников вусловиях технологического образования / Под ред. В. В. Рубцова.- Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000. 286с.
  133. Н.В. Психология проектной деятельности школьников. Автореф. дис. док. псих, наук, — М.: 2002.- 49с.
  134. М.И. Методы проблемно-развивающего обучения в профтехучилищах: Метод, рек. / НИИ профпедагогики АПН СССР, 1987.
  135. Международная конференция «Проблемы формирования технологической культуры и социально-трудовая адаптация школьников»
  136. Под ред. Ю. А. Хотунцева.- М: МАПКРО, 1999.-Ч. 1 .-61с.
  137. Международная конференция «Проблемы формирования технологической культуры и социально-трудовая адаптация школьников» / Под ред. Ю. Л. Хотунцева.- М.: МАПКРО, 1999.-Ч. 2.-54с.
  138. С.Л. Подготовка студентов педвуза к обучению творческой проектной деятельности. Сборник научных трудов.- Б.: Изд-во БГПУ, 1997. -93с.
  139. С.Л. Творчество основа педагогической деятельности. — Б.: Изд-во БГПУ, 2000.- 140с.
  140. Н.А. Социальные проекты в процессе патриотическоговоспитания школьников.-Б.: Изд-во БГУ, 2002. 84с.162
  141. М.И. Подготовка будущего учителя технологии к учебно -предпринимательской деятельности. Дис. к.п.н. Б., 2004. — 253с.
  142. О.В. Педагог в формировании творческой активности студентов: Материалы Всероссийской конференции / Под ред. Н. Г. Кочетовой, С. А. Севенюк, Н. Н. Сидоровой.-С.: Изд-во ОПТУ, 2001.- 430с.
  143. А.И. Формирование профессиональной готовности учителя к реализации целостного педагогического процесса. Дис. д-ра пед. наук.- М., 1992.-387с.
  144. В.А. Психология конструкторской деятельности.- К., 1978.- 48с.
  145. В.А. Психология конструкторской деятельности: Дис. док. псих, наук.- К., 1981.- 356с.
  146. П. История педагогики (Пер. с англ. М.В. Райх) / Под ред. проф. Н. Д. Виноградова. 4.2. Новое время. — М.- Пг.: Госиздат, 1923.-342с.
  147. Е.М., Симоненко В. Д. Общие основы методики преподавания технологии. Б.: Изд-во БГПУ, 2000.-235с.
  148. На путях к методу проектов. / Сб. под ред. В. В. Игнатова и М. В. Крупениной.-М., 1930.
  149. Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3 кн. М., 1999. — кн. 3. Психодиагностика.
  150. М.В. Проектирование учебно-технической среды профессионально-личностного саморазвития студентов технических вузов. -Тольяти: Изд-во ТПТИ, 2000.
  151. И.А. Коллаж и коллажирование в учебном процессе // Иностранные языки в школе. 1991 — № 1.
  152. А.В. Из опыта работы по проектной методике // Иностранные языки в школе. 2000. — № 2. — Зс.
  153. Н.Н. Проектное моделирование как творческая деятельность. Дис. док. псих, наук.- М., 1987.- 411 с.
  154. A.M. Российское образование в новой эпохе: Парадоксы163наследия, векторы развития.- М.: Эгвес, 2000. 272с.
  155. Н.В. Проектные задания как средство развития способностей школьников.- Б.: Изд-во БГПУ, 2000. 127с.
  156. Т.Г. Экспертиза в современной инновационной практике // Инновационные процессы в образовании. М.: АПК и ПРО, 2001.- 207с.
  157. Новые педагогические технологии / Под ред. Е. С. Полат, — М., 1999.
  158. Новые системы образовательной работы в школах Западной Европы и Северной Америки / Под ред. С. В. Иванова и Н. Н. Нордсенского. М.:
  159. Работник просвещения, 1930. 270с.
  160. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В Столина. М., 1987.
  161. Основные направления и тенденции развития педагогической науки в конце 19-начале 20 века //Сб. науч. трудов. М., 1980.
  162. М.Б. О проектном подходе к разработке содержания нового учебного предмета «Технология» //Школа и производство.-1993 .-№ 5. 43с.
  163. М.Б., Питт Д. Образовательная область «Технология»: к*
  164. Теоретические подходы и методические рекомендации. Нью-Йорк:
  165. Технологическое и предпринимательское образование в России, 1997.-13с.
  166. Е. Воспитание и обучение по дальтонскому плану /Пер. с англ. Р. Ландберг. М.: Новая Москва, 1924. — 231с.
  167. Е.И. Творческая проектная деятельность как средство формирования профессионального самоопределения учащихся 5−7 классов. Сборник научных трудов.- Б.: Изд-во БГПУ, 2000. 72с.
  168. Е.И. Профессиональное самоопределение учащихся 5−7 классов в процессе творческой проектной деятельности, Автореф. дис. кад. пед. наук. Науч. рук. проф. В. Д. Симоненко. Б.: БГУ, 2001.
  169. Педагогика. Учебное пособие для студентов педвузов и педколледжей /Под ред. П. И. Пидкасистого.- М.: Российское педагогическое агентство, 1 641 995.- 638с.
  170. Н.В. Проектирование модели будущих специалистов сельскохозяйственного производства.- Б.: Изд-во БГПУ, 2000. 88с.
  171. Е.С., Литвинова А. И. Информационные технологии в зарубежной школе //ИНФО, 1991 .-№ 3. 114с.
  172. Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. — № 1.
  173. Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка //Иностранные языки в школе.- 2000.- № 2.
  174. Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка //Иностранные языки в школе. 2000. — № 3.
  175. Е.С. Типология телекоммуникационных проектов // Наука и школа, 1997. № 4.
  176. Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976.
  177. Я.А. Фазы творческого процесса // Исследование проблем психологии творчества. М.: Наука, 1983. — 37с.
  178. Психология. Словарь. М.: Политиздат, 1990. — 393с.
  179. В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование. -Санкт-Петербург, 1996.
  180. Развитие детского творчества через технологические проекты: Сб. проектов / Под ред. М. И. Гуревича, М. Б. Павловой, И. Л. Петрова, Д. Питта. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000. — 172с.
  181. Г. В. Применение ЭВМ в графической подготовке студентов. -Брянск: БГПУ, 1992.-98с.
  182. З.П. и др. Экспертиза инновационных проектов: В кн. «Менеджмент организации». М.: ИНФРА, 1996.
  183. Н.В. Подготовка будущих учителей технологии и предпринимательства к обучению школьников творческой проектнойдеятельности. Дис. канд. пед. наук, — Б.: Изд-во БГПУ, 2000. 147с.
  184. В.Ф. Генезис проектной культуры и эстетика дизайнерскоготворчества. Дис. док. искусствоведения. М., 1990. — 424с.
  185. В.Ф. Дизайн как проектная деятельность // Техническая эстетика, 1997. № 8.
  186. В.Д. Основы технологической культуры и образования. Культурно-технологическая концепция развития общества и образования. -Б.:БГПУ, 2001.- 135с.
  187. В.Д. Основы технологической культуры, — М.- Б.: БГПУ, 1999.-216с.
  188. В.Д. Основы технологической культуры.- М.: Вента Граф, 2000. 277с.
  189. В.Д. Основы технологической культуры.- Б.: БГПУ, 1998,-268с.
  190. В.Д., Ретивых М. В., Матяш Н. В. Технология образования школьников. Б.: БГПУ, 1999. — 108−111с.
  191. М.Н. Дидактика средней школы.- М.: Просвещение, 1982.
  192. В.А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: Учебноепособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576с.
  193. Е.Н. Подготовка учителя иностранного языка с учетом современных тенденций обновления содержания образования // Иностранные языки в школе.- 2001.- № 4. 8с.
  194. Ю.С. Техническое творчество школьников: Вопросы теории и организации. М.: Педагогика, 1984. — 239с.
  195. В.П. Внедрение метода проектного обучения в практику работы коллектива средней школы № 35 г. Брянска. Сб. науч. тр.- Б.: Изд-во БГПУ, 1997. 86с.
  196. Творческие проекты старшеклассников: Учебно-методическое пособие для учителей. Б.: Изд-во БГПУ, 1998.-232с.
  197. Творческие проекты учащихся педучилищ: Учебно-методическое пособие /Под ред. Матяш Н.В.- Б.: Изд-во БГУ, 1999. 207с.
  198. Технологическое образование школьников и студентов: Вопросы теории и практики: Сб. науч. тр. /Под ред. В. Д. Симоненко.- Б.: Изд-во БГПУ- БИПКРО, 2000.- 117с.
  199. Технологическое образование школьников: Состояние, проблемы и перспективы развития /Под ред. В. Д. Симоненко, М. В. Ретивых, Р. И. Желбановой.- Б.: Изд-во БГПУ, 1999. 119с.
  200. .Т., Аитов Н. А., Лаин Н. И. Социальное проектирование. М, 2000.
  201. .Т. Социальное проектирование: Опыт, достижения, проблемы. М., 1993.
  202. Ф., Банисер Д. Новый метод исследования личности. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1987. — 231с.
  203. Ю.Л., Симоненко В. Д., Кожина О. А., Орлов Б. И. Проекты в школьном курсе «Технология» // Школа и производство. 1994. — 89с.
  204. Ю.Л., Кожина О. А. Развитие творческих способностей учащихся в образовательной области «Технология». М.: ИОСО РАО, 1999. -44с.
  205. Хрестоматия, но истории зарубежной педагогики /Сост. А. И. Пискунов.-М.: Просвещение, 1981.- 478, 490с.
  206. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М., 1981.- Разд. 4.
  207. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России /Сост. С. Ф. Егоров. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1986.
  208. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. М.: Просвещение, 1986.-324−325с.
  209. Т. Б. Личностно-ориентированные технологии в практике.- Б.: Изд-во БГПУ 2000.- 186с.
  210. Н.Л. Профессиональная проектировочная деятельность педагогов и условия повышения ее эффективности. Дис. канд. пед. наук,-Челябинск, 1998. 174с.
  211. З.И. Проецирование творческой деятельности учащихся как технологии гуманитарно-ориентированного обучения математике. Дис. канд. пед. наук. Науч. рук. док. физ. мат. наук, проф. Г. В. Дорофеев, — М.: -ИОСОРАО, 2001.
  212. И. Метод проектов // Директор школы. 1998. — № 3−4.
  213. Т.П. Современные технологии обучения. Метод проектов -Б.: Изд-во БГПУ, 2000. 43с.
  214. В.Д. и др. Управление проектами. Спб: «Два, три», 1996.168
  215. А.А. Конструктивно-проектировочная деятельность в структуре профессиональной подготовки учителя физики.- Барнаул: Изд-во БГПУ, 1999. 359с.
  216. С.Т. Избранные педагогические сочинения. В 2-х томах Т. 1.-М.: Педагогика, 1980.-30с.
  217. С.Т. избранные педагогические сочинения. В 2-х томах: Т.2.-М.: Педагогика, 1980. 30с.
  218. И.Г. Образовательное пространство субъекта и его проектирование. М.: АПК и ПРО, 2003. — 156с.
  219. Школа 2000. Концепции, методики, эксперимент: Сб. науч. тр. // Под ред. Ю. Л. Дика, А. В. Хуторского.- М.: ИОСО РАО, 1999. 258с.
  220. B.C. Педагогика творчества учащихся. М.: Знание, 1988. -80с.
  221. Г. П. Избранные труды. М., 1995.
  222. Экспериментальные учебно-воспитательные учреждения Западной Европы и США. М., 1989. — Гл. 1.
  223. А. В., Цаоленко И. П. Нужны ли России ученые? М.: Эдиториал, УРСС. — 2001.
  224. И.С. Проектирование личностно-ориентированной системы обучения: принципы, проблемы, решения: Материалы НПК. М.:1. ИПИРАО, 1994.
  225. Г. И. Проявление творческой активности субъектной позиции студентов педвуза.- М.: ИЛИ РАО, 1994. 414с.
  226. Ярошевский М. Г. Наука как предмет психологического исследования
  227. Проблемы научного творчества современной психологии. М.: Наука, 1972.
  228. З.Ш. Подготовка студентов к развитию творчества младших школьников посредством комплексных, активных методовтехнологического образования. М.: Наука, 1972.- с. 413−414.
  229. Intel «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft): Учебное пособие. 5-е изд. испр. — М.: Издательско — торговый дом «Русская Редакция», 2005. — 368с.
  230. Muller В. D. Begriffe und Bilder. Bedeutungscollagen zur Landeskunde //Zeitsprache Deutsch. — 1983. — № 2.
  231. Tom Hunchinson. Introduction о Proekt Work. Oxford University Press, 1988.
  232. Tom Hunchinson. Project Work (I III). Oxford University Press, 1988.
  233. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СПЕЦКУРСА «СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ»
  234. ТЕМЫ КУРСА Количество часовп/п 1. Теоре- Прак- Всеготических тических
  235. Становление и развитие теории и практики социального проектирования. 1
  236. Сущность понятий «социальное проектирование», «социальный проект». Социальное проектирование как потребность развития общества и производства. 1
  237. Социальная проектная деятельность и развитие личности. 1
  238. Социальные проекты как средство и метод общепедагогической подготовки студентов вуза. 1
  239. Подготовка и защита социальных проектов. 1
  240. Методика проведения социальных проектов: а) «Рыцарский турнир" — б) вечер «Посвящение в студенты" — в) праздник «День Святого Валентина». 4 4 41. ИТОГО 5 12 17
  241. Проект «Российские вузы: какие они ?»
  242. Цель работы: рассказать о системе образования в России и сравнить ее с системой образования в Германии, представить свой вуз как один из вузов в России, отразить жизнь студентов в БГУ на занятиях и вне занятий.
  243. Четвёртая микрогруппа проблемы экологии г. Брянска и области.
  244. Пятая микрогруппа достопримечательности нашей Родины Предлагается следующая схема работы над проектом.
  245. Структура работы над проектом1.
  246. Подготовка к работе над проектом1. Анализ материалов СМИ2.1. Выбор проблемы3.
  247. Сбор информации (исследование проблемы)1. Интернет4.
  248. Разработка собственного варианта решения проблемы5.1. Реализация плана действий6. Презентация7. Рефлексия
  249. Преподаватель выступает в роли консультанта.
  250. Проект «Россия. Портрет молодежи»
  251. Цель: представить наиболее полно портрет молодежи в России (рассказать об их жизни, учебе, увлечениях, проблемах).
  252. Роль преподавателя консультирование, наблюдение, помощь по мере необходимости. На итоговый урок — презентацию и защиту — приглашаются эксперты-преподаватели.
  253. Тема проекта «Бертольт Брехт: этапы жизни, творчества"1. Подготовительный этап.
  254. Инициирование преподавателем идеи проекта. Обсуждение проекта в группе.
  255. Обсуждение сроков и последовательности выполнение проекта.
  256. Деление группы на микрогруппы и постановка конкретных задач перед ними.
  257. Самостоятельное планирование работы в микрогруггпе и её выполнение.
  258. Консультирование и координация деятельности микрогрупп преподавателем.1. Заключительный этап.7.0бсуждение критериев оценки полученных результатов, выбор группы экспертов для её осуществления.
  259. Презентация подготовленных в микрогруппе материалов.
  260. Подведение итогов проекта, организация выставки показа лучших работ и награждение лучших участников проекта.1. Опросникдля определения отношения учителей к спецкурсу «Социальное проектирование»
  261. Из данных ниже предложений выберите то, что, по Вашему мнению, наиболее точно характеризует этот спецкурс.
  262. Данный спецкурс хорош, но ему не соответствует учебно-методическое обеспечение, имеющееся в школах.
  263. Мне спецкурс нравится, и я хотел бы по нему работать.
  264. Я считаю, что учиться по данному спецкурсу было бы интересно и это способствовало бы дальнейшему выбору жизненного пути.
  265. Считаю, что в спецкурсе уделяется мало внимания компьютерному обучению.
  266. Данный спецкурс способствует развитию у обучаемых творческой активности и повышает самостоятельность.
  267. Данный спецкурс способствует развитию креативности мышления.
  268. Мне не нравится данный спецкурс.
  269. Спецкурс способствует социологизации студентов.
  270. Личное мнение. Ю. Затрудняюсь в ответе.1. Карточка экспертап/п Показатель Оценка эксперта1 Ничего не меняет 7
  271. Повышает уровень знаний, умений и навыков 2
  272. Психологическая комфортность и эмоциональная насыщенность 5
  273. Способствует развитию творческого потенциала 3
  274. Развитие познавательной активности 5
  275. Творческий подход к разработке проекта 7
  276. Развитие нестандартного мышления 1
  277. Тест «Творческий потенциал» (по Н. АЛитвинцевой)
  278. Тест позволяет оценить уровень Вашего творческого потенциала, умение принимать нестандартные решения.1. Инструкция
  279. Выберите один из предложенных вариантов поведения в данных ситуациях.
  280. Считаете ли Вы, что окружающий Вас мир может быть улучшен: а) да-б) нет, он и так достаточно хорош-в) да, но только кое в чем.
  281. Думаете ли Вы, что сами можете участвовать в значительных изменениях окружающего мира: а) да, в большинстве случаев-б) нет-в) да, в некоторых случаях.
  282. Считаете ли Вы, что некоторые из Ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере, в которой Вы работаете: а) да-б) да, при благоприятных обстоятельствах-в) лишь в некоторой степени.
  283. Считаете ли Вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить: а) да, наверняка-б) это мало вероятно-в) возможно.
  284. Когда Вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли Вы, что осуществите свое начинание: а) да-б) часто думаете, что не сумеете-в) да, часто.
  285. Испытываете ли Вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете: а) да, неизвестное Вас привлекает-б) неизвестное Вас не интересует-в) все зависит от характера этого дела.
  286. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли Вы желание добиться в нем совершенства: а) да-б) удовлетворяетесь тем, чего успели добиться-в) да, но только если Вам это нравится.
  287. Если дело, которое Вы не знаете, Вам нравится, хотите ли Вы знать о нем все: а) да-б) нет, Вы хотите научиться только самому основному-в) нет, Вы хотите только удовлетворить свое любопытство.
  288. Когда Вы терпите неудачу, то: а) какое-то время упорствуете, вопреки здравому смыслу-б) махнете рукой на эту затею-в) продолжаете делать свое дело, даже когда становится очевидно, что препятствия непреодолимы.
  289. Когда Вы слышите слово на незнакомом Вам языке, то можете повторить его по слогам, без ошибки, даже не зная его значения: а) да, без затруднений-б) да, если это слово легко запомнить-в) повторите, но не совсем правильно.
  290. В свободное время Вы предпочитаете: а) оставаться наедине, поразмыслить-б) находиться в компании-в) Вам безразлично, будете ли Вы один или в компании.
  291. Когда какая-то идея захватывает Вас, то Вы станете думать о ней: а) независимо от того, где и с кем Вы находитесь-б) Вы можете делать это только наедине-в) только там, где будет не слишком шумно.
  292. Когда Вы отстаиваете какую-то идею: а) можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов-б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали-в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.
  293. Тест «Нестандартность мышления"по Н.А.Литвинцевой)1. Инструкция
  294. Предлагаемое задание поможет Вам оценить гибкость мышления. Вам будет предложено 9 задач-головоломок разной сложности. На выполнение всего теста дается 15 минут. Постарайтесь мыслить творчески, не сковывая себя рамками стереотипного мышления.1. Задача 1
  295. Отношение возраста одного мальчика к возрасту другого мальчика несколько лет назад было таким же, как и сейчас. Какое это отношение?1. Задача 3
  296. В темной комнате стоит шкаф, в ящике которого лежат вперемешку 24 красных и 24 синих носка. Каково наименьшее число носков, которое следует взять из ящика, чтобы можно было составить пару одного цвета?1. Задача 4
  297. Врач прописал больному 3 таблетки и велел принимать их через полчаса. Сколько времени потребуется на прием таблеток?1. Задача 5
  298. Двое подошли к широкой реке. У берега стоит пустая лодка. Как им переправиться на противоположный берег с помощью лодки, чтобы таосталась стоять на прежнем месте ?1. Задача б
  299. Кузнецу принесли 5 обрывков цепи по 3 кольца в каждом обрыве и заказали соединить их в одну цепь. Кузнец задумался над тем, сколько колец понадобится для этого раскрыть и вновь заковать. Он решил, что
  300. Нельзя ли выполнить эту работу, раскрыв и заковав меньше колец?1. Задача 9
  301. Какое наибольшее число можно написать четырьмя единицами?1. Ответы
  302. Бросить вверх. 2.0тношение 1. 3. 3 носка. 4.1 час.
  303. Два человека подошли с разных берегов и переправились по очереди.6.Дама шла пешком.73 мухи всегда находятся в одной плоскости.83 кольца одного из 5 обрывков.9.11й.
Заполнить форму текущей работой