Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование у учащихся основ здорового образа жизни при обучении биологии в 8-9 классах

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Гипотеза исследования: при обучении биологии формирование у учащихся осознанного отношения к ведению здорового образа жизни будет эффективным, если: выявить методические закономерности, имеющие воспитательную направленность, усиливающие мотивацию учащихся к овладению научными знаниями для формирования у них устойчивых личностных установок в необходимости сохранения и укрепления здоровьяопределить… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Проблема формирования здорового образа жизни в теории и практике обучения в общеобразовательной школе
    • 1. 1. Психолого-педагогические аспекты формирования у учащихся здорового образажизни
    • 1. 2. Задачи, содержание и специфика формирования здорового образа жизни у учащихся в образовательном процессе по биологии
    • 1. 3. Методические условия формирования у учащихся культуры здорового образа жизни при обучении биологии
  • Выводы
  • ГЛАВА 2. Методика обучения биологии, направленная на формирование основ здорового образа жизни у учащихся 8−9 классов
    • 2. 1. Формирование у учащихся личностно-значимого отношения к здоровому образу жизни при обучении раздела «Человек и его здоровье»
    • 2. 2. Развитие у учащихся знаний и умений по сохранению и укреплению здоровья при изучении раздела «Основы общей биологии»
    • 2. 3. Направления работы по ориентации учащихся на ведение здорового образа жизни в образовательном процессе по биологии
  • Выводы
  • ГЛАВА 3. Организация экспериментальной работы по формированию здорового образа жизни у учащихся при обучении биологии в 8−9 классах
    • 3. 1. Формирование основ здорового образа жизни у учащихся при обучении биологии в 8 — 9 классах
    • 3. 2. Описание констатирующего этапа педагогического эксперимента и его результаты
    • 3. 3. Формирующий этап педагогического эксперимента и его результаты
  • Выводы

Формирование у учащихся основ здорового образа жизни при обучении биологии в 8-9 классах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловлена остротой и нерешенностью проблемы формирования у учащихся осознанного отношения к здоровому образу жизни в XXI веке. По официальным данным Минздравсоцразвития России общая заболеваемость подростков в 2010 году по сравнению с 2008 годом увеличилась на 6,2%. В 2008 — 2010 годах у российских подростков отмечен рост болезней органов дыхания на 11,5%, нервной системы — на 5,9%, костно-мышечной системы — на 4,8%, системы кровообращения — на 4,1%, новообразований — на 6,6%, травм и отравлений — на 6,3%. Количество учащихся, оканчивающих общеобразовательные учреждения с понижением остроты слуха увеличилось на 44%, зрения в 2,7 раза. По итогам Всероссийской диспансеризации детей 2002 года доля здоровых подростков составляла 33,89%). В XXI веке резко увеличиваются социально обусловленные заболевания. На первом месте по степени опасности для подрастающего поколения стоят наркологические заболевания. Подростки являются неблагополучной возрастной группой по заболеваемости туберкулезом.

Для преодоления этих негативных тенденций требования утвержденного в 2010 г федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) основного общего образования предусматривают формирование у учащихся убеждения в высокой ценности здоровья, необходимости ведения здорового образа жизни. Это проблема глобальная. Сложность ее решения обусловлена необходимостью создания у учащихся внутренних установок на сохранение и укрепление здоровья. Обучение биологии играет существенную роль в решении названной проблемы.

Однако анализ образовательной практики показал, что процесс обучения биологии во многих школах не способствует формированию у учащихся убеждений в ценности здорового образа жизни. При этом в последние десятилетия ситуация усугубляется, появились новые опасности. Это широкое распространение электронной и проекционной техники, массовое использование средств мобильной связи, навязывание нездорового питания, доступность для учащихся табака, алкоголя, наркотиков, их увлечение пирсингом и татуировками, проблема репродуктивного здоровья подростков. В связи с этим в современных условиях возрастает актуальность формирования у учащихся осознанного отношения к ведению здорового образа жизни. Эта проблема остается нерешенной, несмотря на значительное количество исследований.

Нами установлено, что у большинства учащихся не сформированы знания о составляющих здорового образа жизни, показателях здоровья и критериях его оценки, нет понимания факторов риска и опасности саморазрушающего поведения. Проведенное исследование показало, что многие подростки не способны применять биологические знания в жизненных ситуациях. Полученные нами данные совпадают с результатами международного исследования РГБА — 2009. Многие учащиеся не осознают, что их дальнейшая жизнь, успешное выполнение социальных функций во многом зависят от их образа жизни. Сложившаяся ситуация требует поиска путей формирования у подрастающего поколения устойчивых личностных установок на ведение здорового образа жизни, убежденности в том, что здоровье является личностной и общественной ценностью. Анализ методической, психологической, медицинской, социологической литературы по проблеме формирования у учащихся осознанного отношения к здоровому образу жизни, изучение образовательной практики позволили выявить следующие проблемы: девальвация у учащихся ценности здорового образа жизни в современной социально-педагогической обстановкенедостаточное использование потенциала биологического образования для формирования у учащихся убежденности в необходимости сохранения и укрепления здоровьяотсутствие при обучении биологии целенаправленности, систематичности и оперативности в развитии у учащихся практических умений по ведению здорового образа жизнинеподготовленность учителей биологии, классных руководителей, родителей к формированию у современных учащихся ценностных установок, принятия и осознания ими норм здорового образа жизнинедостаточное взаимодействие школы, семьи, социальных, психологических, медицинских служб по вопросам ориентации подрастающего поколения на здоровый образ жизни.

Все изложенное выше позволило выделить противоречие между необходимостью формирования у учащихся научных знаний о здоровье, ценности здорового образа жизни, влиянии факторов риска на здоровье человека, умений выбирать смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью и недостаточной разработанностью данной проблемы в теории и методике обучения биологии.

Указанное противоречие позволило определить проблему исследования, заключающуюся в необходимости научного обоснования и разработки методики формирования у учащихся осознанного отношения к ведению здорового образа жизни в образовательном процессе по биологии.

Актуальность, практическая значимость и недостаточная теоретическая разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования: «Формирование у учащихся основ здорового образа жизни при обучении биологии в 8−9 классах».

Цель исследования состоит в совершенствовании методики обучения биологии, направленной на формирование у учащихся научных знаний о здоровье, влиянии факторов риска на здоровье, развитии умений и ценностного отношения к ведению здорового образа жизни.

Объект исследования — процесс обучения биологии в общеобразовательной школе.

Предмет исследования — формирование у учащихся при обучении биологии осознанного отношения к ведению здорового образа жизни.

Гипотеза исследования: при обучении биологии формирование у учащихся осознанного отношения к ведению здорового образа жизни будет эффективным, если: выявить методические закономерности, имеющие воспитательную направленность, усиливающие мотивацию учащихся к овладению научными знаниями для формирования у них устойчивых личностных установок в необходимости сохранения и укрепления здоровьяопределить методические приемы, способствующие выработке у учащихся практических умений ведения здорового образа жизнинаучно обосновать и разработать на основе системно-деятельностного подхода методику формирования у учащихся осознанной потребности в ведении здорового образа жизниорганизовать образовательный процесс, направленный на развитие у учащихся научных знаний о составляющих здорового образа жизни, показателях здоровья и критериях его оценки, факторах риска и саморазрушающем поведениина формирование мотивации соблюдения норм здорового образа жизни.

Для достижения цели и проверки гипотезы исследования были определены следующие задачи:

1. Изучить методическую, психологическую, медицинскую, социологическую литературу по проблеме формирования у учащихся научных знаний о здоровье, здоровом образе жизни, для определения возможностей ее решения.

2. Проанализировать учебно-методическую литературу по биологии для выявления содержания, позволяющего развивать у учащихся научные знания о сохранении и укреплении здоровья, соблюдении норм здорового образа жизни.

3. Разработать и реализовать в образовательном процессе методику обучения биологии с использованием авторских программ, учебных и методических материалов, направленную на формирование у учащихся осознанного отношения к ведению здорового образа жизни.

4. Проверить экспериментально эффективность предлагаемой методики.

Методологической основой исследования являются: положения теорий деятельности, развития личности: JI.C. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконинпредставления о сущности, содержании, структуре здоровья и концепции здорового образа жизни: Э. Н. Вайнер, Ю. Д. Жилов, В. Р. Кучма, Н. М. Полетаева, Г. М. Соловьев, Б. Н. Чумаковтеоретические основы реализации системно-деятельностного подхода в общем биологическом образовании: Е. П. Бруновт, И. Д. Зверев, Т. В. Иванова, Г. С. Калинова, Р. Д. Маш, А. Н. Мягкова, А. И. Никишов, В. В. Пасечник, И. Н. Пономарева, В. С. Рохлов, C.B. Суматохин, Д. И. Трайтак и др.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической, учебно-методической, медицинской, социологической литературы, законодательных актов в области образования, нормативных документов, диссертационных исследований, ФГОС общего образованияэмпирические: педагогический эксперимент, включающий констатирующий и формирующий этапынаблюдение, анкетирование, собеседования с учащимися и учителями, статистическая обработка результатов, их анализ.

Экспериментальной базой были общеобразовательные школы № 917, № 377, № 428, лицей № 1598 города Москвы и общеобразовательные школы № 6, № 7 города Киржача Владимирской области.

Научно-экспериментальная работа выполнялась в три этапа: — на первом этапе (2005 — 2006 гг.) — поисково-подготовительномпроанализирована научная литература по исследуемой проблеме, изучены существующие подходы к формированию у учащихся здорового образа жизни при обучении биологии. Проведено анкетирование учащихся для выяснения уровня знаний и сформированных умений по составляющим здорового образа жизни. Выявлено отношение учителей биологии и родителей к проблеме формирования у учащихся здорового образа жизни. Это позволило определить актуальность проблемы и ее значимость, сформулировать тему настоящего исследования, определить цель, объект, предмет, задачи, выдвинуть гипотезу, подготовить и провести констатирующий эксперимент. на втором этапе (2007 — 2011 гг.) — опытно-экспериментальномразработана и апробирована методика обучения биологии в 8−9 классах для формирования у учащихся навыков здорового образа жизни. Написаны и внедрены две образовательные программы, предназначенные для учащихся 9-х классов, органично дополняющие раздел биологии 8 класса «Человек и его здоровье». Созданы учебные и методические материалы, способствующие сохранению и укреплению здоровья учащихся. Выявлены методические условия проведения формирующего эксперимента. — на третьем этапе (2012 — 2013 гг.) — итогово-обобщающем — обработаны результаты опытно-экспериментальной работы, проанализированы, систематизированы и обобщены полученные материалы, уточнены основные положения и выводы исследования, сформулированы рекомендации, оформлен окончательный текст диссертации.

Достоверность полученных результатов обеспечивается последовательной реализацией методологической основы исследованиянепротиворечивостью исходных теоретико-методологических позицийцеленаправленным использованием теоретических и эмпирических методов педагогических исследований, адекватных поставленной целиизучением практического опыта формирования у учащихся здорового образа жизни по экспериментальной методике и длительностью внедрения результатовколичественным и качественным анализом результатов исследования.

Научная новизна исследования: установлены и объяснены основные причины неэффективности формирования у современных учащихся при обучении биологии осознанного отношения к ведению здорового образа жизнидоказана возможность и целесообразность совершенствования методики обучения биологии посредством перехода от предметно-интеллектуальной подготовки и освоения большого объема биологического содержания к формированию у учащихся индивидуального опыта ведения здорового образа жизниопределено содержание биологического образования, выявлены методические закономерности и приемы, позволяющие формировать у учащихся убежденность в важности ведения здорового образа жизни;

Теоретическая значимость исследования: обоснована необходимость и возможность ориентации учащихся при обучении биологии на ценностное отношение к своему здоровью и принятию норм здорового образа жизни в новых социальных условияхдополнены и адаптированы к образовательному процессу по биологии понятия: показатели здоровья, самооценка здоровья, нормы здорового образа жизни, саморазрушающее поведение, правильные формы поведениявыявлены методические закономерности формирования у учащихся убежденности в важности ведения здорового образа жизни: информационное обеспечение путем интеграции вопросов о сохранении и укреплении здоровья в образовательный процесс по биологииактуализация эмоционально-ценностного отношения учащихся к здоровому образу жизнисоздание развивающей среды, обогащающей опыт учащихся по ведению здорового образа жизниопределены методические приемы усиления мотивации учащихся к овладению знаниями и умениями, необходимыми для формирования основ здорового образа жизни: актуализация самопознания и самосовершенствованияподведение учащихся к переосмыслению своей деятельности посредством самоанализа психофизических возможностей и образа жизниподбор жизненно значимого для учащихся материала, побуждающего активность к познавательной деятельностисоздание проблемных ситуацийиспользование логических приемов, направленных на привлечение внимания учащихся к воспитательно-ценному содержанию и его восприятие.

Практическая значимость исследования: разработана методика обучения биологии, направленная на развитие у учащихся научных знаний о составляющих здорового образа жизни, показателях здоровья и умениях его оценки, факторах риска и опасности саморазрушающего поведенияна формирование мотивации соблюдения норм здорового образа жизниподготовлены рекомендации, направленные на развитие у учащихся знаний и практических умений для сохранения и укрепления здоровья, формирования осознанного отношения к ведению здорового образа жизниреализована в образовательном процессе методика оценивания учащимися общего физического развития и функционального состояния сердечнососудистой и дыхательной систем организма для формирования опыта самонаблюдения, самоконтроля и анализа состояния своего здоровьясозданы, опубликованы и внедрены в практику общего образования авторские программы «Культура здоровья: формирование здорового образа жизни», «Предупреждение употребления психоактивных веществ подростками», лабораторный практикум, дневник физического здоровья, методические разработки уроков и внеклассных занятий.

Результаты исследования и разработанные на их основе методические материалы, отражены в публикациях автора и используются в образовательной практике.

На защиту выносятся положения:

1. Формирование у учащихся осознанного отношения в своему здоровью, убеждений в необходимости его сохранения и укрепления, умения вести здоровый образ жизни должно осуществляться на основе системнодеятельностного подхода, обеспечивающего личностно-ориентированное обучение биологии, развивающего учащихся путем открытия ими новых знаний в процессе деятельности, мотивы которой становятся личностно-значимыми.

2. При обучении биологии формирование ценностных установок на принятие норм здорового образа жизни способствует выработке у учащихся осознанной потребности вести здоровый образ жизни.

3. Разработанная методика обучения биологии с ориентацией учащихся на ведение здорового образа жизни направлена на формирование у учащихся ценностного отношения к своему здоровью, осознание его как приоритетной жизненной ценности.

4. Формирование у учащихся представлений об основах здорового образа жизни при обучении биологии возможно с учетом методических закономерностей при реализации приемов, способствующих развитию заинтересованности учащихся в освоении материала, осознанию его практической значимости, с учетом возрастных особенностей и развития потребностно-мотивационной сферы учащихся.

Проверка и внедрение научных результатов исследования осуществлялась автором в ходе работы над проблемой с 2005 года. Результаты исследования отражены в двух авторских программах, 15 научных статьях в рецензируемых журналах, рекомендуемых ВАК при Минобрнауки России для публикации результатов исследований, других статьях и тезисах в сборниках научных трудов и журналах. Общий объем публикаций по теме исследования составляет 14,9 печатных листов.

Теоретические положения, материалы и результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры методики преподавания биологии и общей биологии Института естественных наук ГБОУ ВПО МГПУ, в форме публикаций и выступлений на:

— международных конференциях: «Современная образовательная среда: приоритетные направления развития» (Минск, 2009) — «Современные проблемы эволюционной биологии» (Брянск, 2009) — «Современные проблемы методики преподавания биологии, географии и экологии в школе и ВУЗе: традиции и инновации» (Москва, 2010) — «Биологическое и экологическое образование студентов и школьников: традиции и современность» (Самара, 2011) — «Актуальные проблемы современных наук» (Пшемысль, 2012) — «Актуальные проблемы биологии, методики ее преподавания в школе и в вузе» (Омск, 2012);

— всероссийских конференциях: «Проблемы и перспективы развития методики обучения биологии в период перехода педагогического образования на многоуровневую подготовку» (Челябинск, 2008) — «Урок в современной школе» (Санкт-Петербург, 2010) — «Развитие экологической культуры учащихся и студентов в естественно-научном образовательном процессе» (Набережные Челны, 2012);

— методологических семинарах: «Актуальные проблемы и перспективы развития биологического и экологического образования» (Санкт-Петербург, 2006) — «Биологическое и экологическое образование: методология, теория, методика и практика» (Санкт-Петербург, 2010).

Структура диссертации обусловлена логикой исследованиядиссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка (153 источника), приложений.

Выводы по третьей главе.

1. Условием успешного формирования у учащихся здорового образа жизни является использование системно-деятельностного подхода, реализуемого путем включения учащихся в практическую деятельность, обеспечивающего личностно-ориентированное обучение, продвигающего развитие учащихся путем открытия новых знаний в процессе собственной деятельности, мотивы которой становятся личностно-значимыми. При этом ц (c)г обходима реализация таких компонентов, как: когнитивного, аксиологического, эмоционально-чувственного, деятельностно-творческого.

Для обеспечения осознанного личностного отношения учащихся к составляющим здорового образа жизни следует:

— применять приемы усиления мотивации у учащихся к овладению знаниями и умениями, необходимых в формировании здорового образа жизни: актуализация мотивов, значимых для учащихся: самопознание, самоутверждение, самосовершенствованиеподведение учащихся к размышлению и переосмыслению своей деятельности путем самоанализа свойственных им психофизических возможностей, стиля поведения и самооценки образа жизниподбор информации, ориентированной на запросы и интересы учащихся, активизирующей их познавательную деятельность, позволяющую пополнять рефлексивные знания о себе, необходимые для выбора образа жизни.

— руководствоваться принципами деятельности, преемственности, последовательности;

— соблюдать методические закономерности: информационное обеспечение путем интеграции вопросов о сохранении и укреплении здоровья в образовательный процесс по биологииактуализация эмоциональноценностного отношения учащихся к здоровому образу жизнисоздание развивающей среды, обогащающей опыт учащихся по ведению здорового образа жизни.

2. Результаты констатирующего эксперимента показали, что в школьном биологическом образовании отсутствует систематичность в формировании здорового образа жизни у учащихся. Недостаточно используется потенциал уроков и других организационных форм обучения биологии для сохранения и укрепления здоровья учащихся. Слабо реализуются возможности раздела биологии 8 класса «Человек и его здоровье». Для формирования грамотности учащихся 9 класса по вопросам охраны здоровья не используется раздел «Основы общей биологии». Учителя биологии нуждаются в научно-обоснованных методических пособиях и дидактических материалах по формированию у современных учащихся здорового образа жизни в образовательном процессе по биологии. Наше исследование подтвердило предположение о том, что не соблюдение учащимися норм здорового образа жизни связано с их низкой грамотностью в вопросах сохранения и укрепления здоровья.

3. Положительные результаты формирующего эксперимента свидетельствуют о необходимости совершенствования структуры, содержания и методики преподавания разделов «Человек и его здоровье», «Основы общей биологии» с точки зрения формирования у учащихся здорового образа жизни. Разработанная методика формирования осознанного отношения к здоровому образу жизни повысила у учащихся уровень усвоения знаний, умений и убежденность в необходимости сохранения и укрепления здоровья. Проведение занятий по авторским программам «Культура здоровья: формирование здорового образа жизни», «Предупреждение употребления психоактивных веществ подростками» существенно повлияло на взгляды и убеждения учащихся, развило их прикладные умения по вопросам охраны здоровья.

Заключение

.

1. Понятие здорового образа жизни всесторонне изучалось многими философами, социологами, медиками, психологами, дидактами, методистами. Однако в педагогике, теории и методике обучения биологии до настоящего времени нет единого, общепринятого подхода к формированию у учащихся осознанного отношения к здоровому образу жизни.

2. В результате теоретического анализа учебных программ, содержания школьных учебников биологии, учебных пособий и другой учебной и методической литературы установлено преобладание в ней анатомо-морфологического и физиологического материала, гигиенических сведений, которые не в полной мере отражают факторы риска для здоровья, возникшие в новых социальных условиях. В учебно-методической литературе по биологии неполно раскрыто содержание понятий «здоровье человека», «показатели здоровья», «компоненты здорового образа жизни», недостаточно внимания уделено формированию у учащихся практического умения вести здоровый образ жизни в условиях современного общества.

3. Создана и научно обоснована методика обучения биологии, направленная на развитие у учащихся научных знаний о составляющих здорового образа жизни, показателях здоровья и умениях его самооценки, факторах риска и саморазрушающем поведениина формирование осознанного отношения к здоровью и мотивации соблюдения норм здорового образа жизни.

4. При формировании у учащихся убежденности в важности ведения здорового образа жизни следует учитывать методические закономерности: информационное обеспечение путем интеграции вопросов сохранения и укрепления здоровья в образовательный процесс по биологииактуализация эмоционально-ценностного отношения учащихся к здоровому образу жизнисоздание развивающей среды, обогащающей опыт учащихся по ведению здорового образа жизни.

5. Экспериментальная проверка обучения биологии по разработанной методике подтвердила правильность выдвинутой гипотезы. Реализация в образовательном процессе авторских программ «Культура здоровья: формирование здорового образа жизни», «Предупрежденйе употребления психоактивных веществ подростками», дневника физического здоровья, лабораторного практикума и других методических разработок направлена на укрепление сознательного отношения подростков к собственному здоровью, способствует формированию у учащихся индивидуального опыта ведения здорового образа жизни в современных социально-бытовых условиях. Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , H.A., Баевский, P.M., А. П. Берсенева, А. П. Проблемы адаптации и учение о здоровье Текст. — Москва. Изд-во Российского университета дружбы народов, 2006. — 288 с.
  2. , Г. С. Психолого-педагогические аспекты здорового образа жизни современного старшего школьника в Забайкалье Текст. М.: Наука, 1998. -236 с.
  3. , A.A., Александрова, В.Ю. Профилактика вредных привычек опыт практического внедрения Текст. // Культура здоровой жизни. — 2002. -№ 1.- С. 82−83.
  4. , JI.M. Педагогические основы формирования культуры здоровья школьников Текст. Дис. канд. пед. наук. М., 2003. — 234 с.
  5. , H. М. Сердце и физические упражнения Текст. / H. М. Амосов, И. В. Муравов. М.: Знание, 1982. — 63 с.
  6. , М.В. Проблемы здоровья детей и их физического развития Текст./ М. В. Антропова, Г. В. Бородкина, JI.M. Кузнецова // Здравоохранение Российской Федерации. 1999. С. 17−21.
  7. , А.И. Опыт исследования установок на здоровье и продолжительность жизни Текст. // Социальные проблемы здоровья и продолжительности жизни М., 1989. — С. 44 — 45.
  8. , H.A. Концептуальные основы педагогической аксиологии Текст. // Педагогика, 2002. № 8. — С. 8−13.
  9. , С.Г., Мубинова, З.Ф., Ижбулатова, Э. А. Профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения в образовательных учреждениях: Учебно-методическое пособие для учителей Текст. Уфа: Информреклама, 2005.-144 с.
  10. , P.A., Никифоров, Г.С. Отношение к своему здоровью Текст. /Психология здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова, С-Пб. Питер, 2003. 256 с.
  11. , Л.А. Проектная деятельность в биологическом образовании Текст. // Биология в школе. 2010. — № 2. — С. 52 -54.
  12. , З.С. О половом воспитании школьников (из опыта работы) Текст. // Биология в школе. 2010. — № 10. — С. 43−46.
  13. , Ю.Н. Формирование здорового образа жизни у учащихся общеобразовательной школы на основе здоровьесберегающих технологий Текст. Автореф. канд. пед. наук. Адыгейский гос. универ. 2004. -24 с.
  14. , Ю. П. Психическое здоровье детей и подростков Текст./ Ю. П. Бойко, А. Е. Иванова, В. О. Гурдус и др. М.: Прогресс, 2000. — 156 с.
  15. , Е.П., Бровкина, Е.Т. Формирование приемов умственной деятельности учащихся: на материале учеб. предмета биологии. М.: Педагогика, 1981.-72 с.
  16. Э.Н. Валеология. Учебник для вузов. 2-е изд., испр. Текст. М.: Наука, 2002. — 416 с.
  17. , Л.А. Профилактика употребления психоактивных веществ Текст. // Биология в школе. 2010. — № 9. — С. 56 -59.
  18. , Е.Л., Полесский, В.А., Барсукова, Н.К., Широкова, Т. И. Программа гигиенического обучения и воспитания школьников, формирования норм и навыков здорового образа жизни Текст. М.: Грамотей, 2000. -24 с.
  19. , Б.С. Психология подростка. Учебное пособие Текст.- М.: Педагогическое общество России, 2001. 160 с.
  20. , О.Н. Формирование здорового образа жизни учащихся основной школы в условиях национального региона Текст. Дисс. канд. пед. наук. Саранск, 2006. 225 с.
  21. , Л. Г., Маш, Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. для учителя Текст. М.: Просвещение, 1983. 160 с.
  22. .В. Системный подход к биологическому образованию в средней школе Текст. М.: Просвещение. 1985. — 143 с.
  23. , Л.С. Динамика и структура личности подростка // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии Текст. / Под ред. И. И. Ильясова, В .Я. Ляудис. М.: Изд-во МГУ, 1980. — С. 138−142.
  24. , Б.С. Менталитет и образование Текст. М.: Институт практической психологии, 1996. 144 с.
  25. , А.Г. Педагогические аспекты антинаркотического и антиалкогольного воспитания учащихся Текст. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2001. — 84 с.
  26. , А.Г. Сохранение и укрепление здоровья учащихся как педагогическая проблема Текст. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1999. — 58 с.
  27. , О.П. Формирование хронических заболеваний у подростков Текст. / О. П. Голева, H.A. Закоркина, В. Г. Лопушанский // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2005. — № 6. — С. 1618.
  28. Государственный доклад Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 ноября 2011 г. «О положении детей в Российской Федерации» (2010 год). Электронный ресурс. base.garant.ru>55 187 982/
  29. , И.Н. Социальная психология здоровья Текст. Дисс. док. псих, наук.-Л., 1997.-292 с.
  30. , В.В. Теория развивающего обучения. Текст. М.: Интор, 1996. — 544 с.
  31. Доклад о состоянии здравоохранения в Европе 2009 г. Электронный ресурс. euro.who.int>data/assets/pdffile/0006/l 17 186/
  32. , А.Г., Маш, Р.Д. Биология. Человек: учеб. для 8 кл общеобр. учреждений Текст. М.: Вентана-Граф, 2012. — 272 с.
  33. , М.А. Формирование индивидуального опыта здоровьесбере-жения у учащихся в образовательной среде школы Текст. Автореф. канд. пед. наук. Самара, 2008. — 24 с.
  34. , И.В. Отношение к здоровью индивида и общества Текст. / И. В. Журавлева. Институт социологии РАН. М.: Наука, 2006. — 238 с.
  35. , Д.И. Формирование основ сохранения психического здоровья учащихся в системе самовоспитания Текст. М.: Логос, 1997. 225 с.
  36. Закон Российской Федерации «Об образовании» Текст. М.: Проспект, 2012. 96 с.
  37. , И.Д., Мягкова, А.Н., Бруновт, Е. П. Воспитание учащихся в процессе обучения биологии: Пособие для учителя Текст. / под ред. И. Д. Зверева. М.: Просвещение, 1984. — 160 с.
  38. Здоровый образ жизни и его составляющие: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений Текст. / Е. Н. Назарова, Ю. Д. Жилов. 2-е изд., стер. — М.: Академия, 2008. — 256 с.
  39. , Н.К. Организационно-педагогические условия формирования здорового образа жизни школьников Текст. Дисс. канд. пед. наук. Самара, 2000. — 221 с.
  40. , С.Ю. Формирование потребности студентов вуза в здоровом образе жизни Текст. Автореф. канд. пед. наук. Кемерово, 2008. — 24 с.
  41. , В.М. Организация психолого-педагогического исследования осознанного отношения подростков к собственному здоровью: методические рекомендации для педагогов-психологов Текст. М.: АПКиПРО, 2002. 56 с.
  42. , В.М. Формирование осознанного отношения к собственному здоровью у подростков Текст. Автореф. дис. канд. псих. наук. М., 2002. -31 с.
  43. , В.В. Влияние психоактивных веществ на организм человека. Конференция для старшеклассников Текст. // Биология в школе. 2010. — № 10.-С. 47−55.
  44. , В.Н. Принципы создания программы профилактики курения в школе Текст. / Вестник образования, 2001.- № 13. С. 57−71.
  45. , В.Н. Содействие здоровью и обучение здоровому образу жизни в школах Российской Федерации Текст.- М.: Подкова. 2000. — 150 с.
  46. , O.A. Подростки и алкоголь: факторы риска Текст. // Вопросы наркологии. 2009. — № 2. — С. 66 — 67.
  47. , А.И. Прикладная математическая статистика Текст. М.: Физ-матлит, 2006. 816 с.
  48. , В.И. Здоровьесберегающие технологии Текст. М: «ВАКО», 2004. — 295 с.
  49. , И.И. К вопросу о проблемах сохранения психического здоровья учащихся в современной российской школе: из опыта работы практического школьного психолога Текст. Пермь, 1989. — 128 с.
  50. , Д.В. Беседы о половом воспитании Текст. М.: Педагогика, 1986.-160 с.
  51. , Д.В. Биология. Человек. 8 кл.: учеб. для общеобр. учреждений Текст. / Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, И. Н. Беляев. 11-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2010.-332 с.
  52. , Д.В. Вредные привычки и подросток: пособие для родителей и учителей Текст. М.: 2001. — 157 с.
  53. Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии. Учебное пособие для 9−10 кл.: факульт. курс Текст. М.: Просвещение, 1989. — 192 с.
  54. , Л.С. Подростки как группа, уязвимая для наркомании и ВИЧ-инфекции Текст. // Педагогика. 2002. — № 1.- С. 31−33.
  55. Кон, И. С. Психология ранней юности: кн. для учителя Текст. М.: Просвещение, 1989. — 254 с.
  56. , В.В. Социологические проблемы здорового образа жизни Текст. М.: Изд-во РАГС, 1998. — 7 с.
  57. , Б.Б. Личность: теория, диагностика и развитие. Учебно-методическое пособие для высших учебных заведений Текст. М.: Изд-во «Академический Проект», 2000. 240 с.
  58. , Г. Г. Вредные привычки: Профилактика зависимостей. 8−11 классы: Классные часы. Родительские собрания. Викторины, конкурсы. Тесты, анкеты. Советы психолога и врача Текст. М.: ВАКО, 2008. — 272 с.
  59. , В.Н. Формирование мотивов здорового образа жизни у подростков в средней школе составная часть социализации личности Текст. /
  60. B.Н. Куликов // Проблемы социального самоопределения учащейся молодежи в условиях современного общества: Материалы Международной научно-практической конференции. Киров, 2003. — 639 с.
  61. , В.Р. Информированность о здоровье основы здорового образа жизни Текст. / В .Р. Кучма, И. А. Демина, А. К. Демин. — М.: РАОЗ, 2003.162 с.
  62. , А.П., Полиевский, С.А. Гигиена. М.: ФкиС, 1990. — 94 с.
  63. , И. С. Философия здоровья Текст. / И. С. Ларионова. М.: Гардарики, 2007. — 223 с.
  64. , В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию Текст. М.: Смысл, 2001. 346 с.
  65. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. М.: Политиздат, 1977. — 134 с.
  66. , В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности Текст. Новосибирск: Издательство НГПИ, 1992. 215 с.
  67. , Ю.П. Образ жизни и здоровье населения Текст. М.: Знание, 1982.-40 с.
  68. , Ю.П. Слово о здоровье Текст. М.: Советская Россия, 1986. -192 с.
  69. , В.А., Мосткова, Е.В. Девять ступеней к здоровью Текст. М.: БИНОМ, 1997. — 320 с.
  70. , Н.В., Аносова, Ю.А., Кожарская, В.И., Ослон, В.Н., Мицкевич,
  71. C.С. Формирование здорового образа жизни и профилактика социально значимых заболеваний. Учебно-методическое пособие Текст.- Пермь: ПОИП-КРО, 2001.-274 с.
  72. , А.Г. Тендерные особенности подросткового наркотизма. Текст. // Биология в школе. 2010. — № 4. — С. 9−16.
  73. , Т.М. Состояние здоровья, условия жизни и медицинское обеспечение детей в России Текст. / Т. М. Максимова и др.- М.: ПЕРСЭ, 2008. 367 с.
  74. Малая медицинская энциклопедия: в 6 т. АМН СССР Текст. // Под ред. В. И. Покровского. М.: Советская энциклопедия, т. 2. 1991. — С. 223−225.
  75. , В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней Текст. М.: Академия, 2001. — 320 с.
  76. Маш, Р.Д., Драгомилов, А. Г. Биология. Человек: 8 класс. Методическое пособие Текст. 2-е изд., дораб. — М.: Вентана-Граф, 2007. — 288 с.
  77. Маш, Р. Д. Человек и его здоровье 9 (8) классы. Сборник опытов и заданий с ответами по биологии Текст. М.: Мнемозина, 2000. — 206 с.
  78. Междисциплинарная программа «Здоровье» / Под научным руководством
  79. B.Н. Касаткина Текст.- Школа здоровья. 2000. № 4. — С. 8−21.
  80. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений Текст./ В. И. Загвязинский, Р. Ата-ханов. 5-е изд., испр. — М.: «Академия», 2008. — 208 с.
  81. , В.Е. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности Текст. // Вопросы психологии. 1987. — № 5. — С. 129−138.
  82. , A.M. Здоровьесберегающие педагогические технологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений Текст. / A.M. Митяева. М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 192 с.
  83. Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты Текст. М.: Институт социологии РАН, 2007. — 95 с.
  84. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года. Электронный ресурс., http://www.humanities.edu.ru/db/msg/46 741.
  85. , А.И. Теория и методика обучения биологии Текст. / М.: Колосс, 2007. 304 с.
  86. , Л.П., Колесов, Д. В. Уроки профилактики наркомании в школе. Пособие для учителя Текст. Московский психолого-социальный институт, МОДЭК, 2009. 64 с.
  87. Новая философская энциклопедия в 4 т Текст. М.: Мысль, т. 1. 2000.1. C. 51.
  88. , Е.В. Анорексия и булемия Текст. // Воспитание школьников.-2010. № 2. — С. 72−76.
  89. , Е.В. Влияние современной моды и здоровье Текст. // Воспитание школьников. 2007. — № 1. — С. 22−26.
  90. , Е.В. Культура здоровья: формирование здорового образа жизни. Лабораторный практикум Текст. // Биология в школе. 2010. — № 6. — С. 4856.
  91. , Е.В. Культура здоровья: формирование здорового образа жизни. Образовательная программа Текст. // Ключ к успеху. Сборник № 20. Авторские программы педагогов доп. образования Восточного уч. округа г. Москвы. Москва, 2009. — С. 163−183.
  92. , Е.В. Методика диагностики состояния здоровья учащихся определение уровня их физического развития Текст. // Вестник Таджикского национального университета. — 2011. — № 8. — С. 349−354.
  93. , Е.В. Оценка состояния здоровья подрастающего поколения по функциональным показаниям сердечно-сосудистой и дыхательной систем Текст. // Вестник Таджикского национального университета. 2011. — № 7. — С. 422−426.
  94. , Е.В. Паспорт физического здоровья: диагностика уровня физического развития учащегося Текст. // Физкультура в школе. 2012. — № 7. — С. 56−62.
  95. , Е.В. Паспорт физического здоровья учащегося: оценка функциональных показателей важнейших систем организма человека Текст. // Физкультура в школе. 2012. — № 8. — С. 56−60.
  96. , Е.В. Предупреждение пивного алкоголизма Текст. // Воспитание школьников. 2007. — № 8. — С. 21−25.
  97. , Е.В. Предупреждение подростковой наркотизации Текст. // Воспитание школьников. 2008. — № 7. — С. 61−66.
  98. , Е.В. Предупреждение употребления психоактивных веществ подростками. Образовательная программа Текст. // Биология в школе. -2009. -№ 1.-С. 49−52.
  99. , Е.В. Предупреждение употребления психоактивных веществ подростками. Образовательная программа Текст. // Ключ к успеху. Сборник № 19. Авторские программы педагогов доп. образования Восточного уч. округа г. Москвы. Москва, 2008. — С. 198−204.
  100. , Е.В. Репродуктивное здоровье подростков Текст. // Воспитание школьников. 2007. — № 4. — С. 54−58.
  101. , Е.В. Урок по теме «Воздушная среда и здоровье человека» Текст. // Биология в школе. 2006. — № 4. — С. 36−40.
  102. , Е.В. Урок-исследование по теме «Пищевые добавки и здоровье человека» Текст. // Биология в школе. 2007. — № 1. — С. 30−34.
  103. , Е.В. Урок-конференция «СПИД глобальная проблема человечества» Текст. // Биология в школе. — 2008. — № 2. — С. 28−33.
  104. , Е.В. Учебная программа «Культура здоровья» Электронный ресурс. // Биология в школе. 2011. — № 8. — Приложение № 1.
  105. , Е.В. Формирование основ здорового образа жизни учащихся на уроках биологии в 8−9 классах при изучении разделов «Человек и его здоровье», «Основы общей биологии» Электронный ресурс. // Биология в школе. 2012. — № 8. — Приложение № 2.
  106. , Е.В. Что мы едим? Пищевые добавки и здоровье (классный час) Текст. // Воспитание школьников. 2008. — № 1. — С. 61−66.
  107. Образовательная среда: от моделирования к проектированию Текст. / В. А. Ясвин. Москва: Смысл, 2001. — 365 с.
  108. Общая методика обучения биологии: учебное пособие для студ. пед. вузов / И. Н. Пономарева, В. П. Соломин, Г. Д. Сидельникова Текст. / под ред. И. Н. Пономаревой. 2-е изд., перераб. — М.: Академия, 2007. — 280 с.
  109. , Е.В. Анализ заболеваемости детей в Российской Федерации Текст. / Е. В. Огрызко // Здравоохранение РФ. 2008. — № 4. — С. 16−18.
  110. Основы медико-биологических знаний Текст. / под. ред. Ю. Д. Жилова. Учебник. М.: Высшая школа, 2001. — 256 с.
  111. О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде: приказ М-ва образования РФ от 28.02.2000 № 619 Текст. // Вестник образования. 2000. — № 6. — С. 10−12.
  112. В.В. Теория и практика организации учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе обучения биологии Текст.: Дисс.. докт. пед. наук. М.: МПУ, 1994. — 269 с.
  113. , В.В., Суматохин, C.B., Калинова, Г. С. Биология. 6−9 классы. Программы основного общего образования по биологии для 6−9 классов Текст. М.: Просвещение, 2010. 43 с.
  114. , П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: теоретическо-экспериментальное исследование Текст. М.: Педагогика, 1990. 240 с.
  115. Подросток на перекрестке эпох: здоровый образ жизни Текст. / Под ред. C.B. Кривцовой. М.: Генезис, 1997. — 288 с.
  116. Полетаева, Н. М Теоретические основы системы валеологического воспитания школьников Текст. Автореф. дис. док. пед. наук. СПб., 2002. 43 с.
  117. И.Н., Корнилова O.A., Чернова Н. М. Основы общей биологии. Учебник для учащихся 9 кл. общеобр. учреждений Текст. / Под общей ред. проф. И. Н. Пономаревой. М.: Вентана-Граф, 2011. — 240 с.
  118. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа Текст. / [сост. Е. С. Савинов]. М.: Просвещение, 2011.-342 с.
  119. Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5−9 классы: Текст. М.: Просвещение, 2011. — 54 с.
  120. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними в общеобразовательной среде Текст. / Под ред. JIM. Шипи-цыной, М.: Образование-культура, 2003. 384 с.
  121. Работающие программы, выпуск № 5 Текст. / H.A. Сирота, В.М. Ял-тонский. Программы формирования здорового жизненного стиля. М.: 2000. -84 с.
  122. Результаты международной программы PISA-2009. Programme for International Student Assessment Электронный ресурс. pisa09/pisa09res.htm
  123. , Е.И. Настольная книга практического психолога. Книга 1. Система работы психолога с детьми разного возраста Текст. М.: Прима, 2000. -227 с.
  124. , М.И., Ковальчук М. А. Профилактика наркомании у подростков: Учебно-методическое пособие Текст.- М.: ВЛАДОС, 2004. 144 с.
  125. Российская педагогическая энциклопедия. Электронный ресурс. www.gumer.info/bibliotekBuks/
  126. , B.C. Биология. Человек и его здоровье. 8 кл.: учеб. для общеобр. учрежд. Текст. / B.C. Рохлов, С. Б. Трофимов /под ред. Д. И. Трайтака. 4-е изд., стер. — М.: Мнемозина, 2010. — 278 с.
  127. , С.Л. Основы общей психологии Текст. / Сост., послесл. A.B. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская. СПБ: Питер, 1999. 720 с.
  128. , И.В., Малафеева, С.Н. Методические рекомендации для учителей к курсу «Человек и его здоровье» по формированию мотивации к здоровому образу жизни Текст. Урал. гос. пед. ун-т- НОУ СОШ «Творчество». Екатеринбург, 2004. 42 с.
  129. В.И., Марина A.B., Суматохин C.B. Биология: Человек и его здоровье: Дидактические карточки: 8 кл. Текст. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. -160 с.
  130. , В.П. Оценка качества обучения и воспитания в образовательных системах Текст. Учебное пособие. М., 2006. 113 с.
  131. , В.А., Чижакова, Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений Текст. М.: Академия, 2003. — 192 с.
  132. , Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы Текст. М., 2003. — 272 с.
  133. Соковня-Семенова, И. И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь: Учеб. пособие для студентов, сред. пед. учеб. заведений Текст. 2-е изд., стер. М.: Академия, 2000. 208 с.
  134. , Г. М. Здоровый образ жизни: научно-теоретические и методические основы. Уч. пособие. Часть I Текст. Ставрополь: СГУ, 2001.- 180 с.
  135. , Н.И. Биология. Человек. 8 кл.: учеб. для общеобраз. учрежд. Текст. / Н. И. Сонин, М. Р. Сапин. 4-е изд., стер. — М.: Дрофа, 2011. — 287 с.
  136. , C.B. О разработке содержания школьного биологического образования Текст. // Биология в школе. 2011. — № 9. — С. 17−27.
  137. , C.B. Особенности развития подростков и половое воспитание Текст. // Биология в школе. 2010. — № 10. — С. 33 — 42.
  138. , C.B. Половое воспитание подрастающего поколения: содержание, организация и реализация Текст. // Биология в школе. 2010. — № 9. -С. 23 — 32.
  139. , C.B. Половое воспитание подростков Текст. // Биология в школе. 2011. — № 4. — С. 53−63.
  140. , C.B. Проблемы полового воспитания подростков Текст. // Биология в школе. 2011. — № 1. — С. 57−65.
  141. , C.B. Профилактика рискованного поведения подростков Текст. // Биология в школе. 2011. — № 3. — С. 59−66.
  142. , C.B. Учебники биологии сегодня: проблема выбора Текст. // Биология в школе. 2012. — № 4. — С. 26−30.
  143. , А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России Текст. // Здоровые дети России в XXI веке / под ред. А. А. Баранова, В. Р. Кучмы. М.: 2000. — 159 с.
  144. , В.И., Строганов, И.Н., Пономарева, И.Н., Константинов, В.М., Кучменко, B.C., Драгомилов, А.Г., Маш, Р.Д., Чернова, Н. М. Биология в основной школе: Программы Текст. М.: Вентана-Граф, 2009. — 48 с.
  145. Д.И. Проблемы методики обучения биологии: Труды действительных членов Международной академии педагогического образования Текст. / М.: Мнемозина, 2002. — 304 с.
  146. , Н.В. Основы организации здоровьесберегающей деятельности в учебном заведении: монография Текст. / Н. В. Третьякова. Екатеринбург, 2009. 142 с.
  147. , JI.B. Опыт организации проведения уроков здоровья Текст. Курган: Курган. ИПК, 2000. 112 с.
  148. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Текст. / Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: Просвещение, 2011. — 48 с.
  149. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя Текст. / под ред. А. Г. Асмолова. 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 159 с.
  150. , А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена Текст. / А. Г. Хрипкова, М. В. Антропова, Д. А. Фабер. М.: Просвещение, 1990. — 138 с.
  151. , Б.Н. Основы здорового образа жизни Текст. М.: Педагогическое общество России, 2004. — 416 с.
  152. , И.В., Пужаева, Е.З., Соколова, И. Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе Текст. М.: Народное образование, 2004. — 400 с.
  153. JI.C. Здоровье в системе ценностей личности Текст. // Отношение населения к здоровью / под ред. И. В. Журавлевой М.: 1993. 52 с.
  154. О.В., Шувалова B.C. Здоровье учащихся и образовательная среда Текст. // Социологические исследования. 2000. — № 5. — С. 75−80.
  155. , А.Г. Онтогенез и теория здоровья: Методологические аспекты Текст. Новосибирск: Наука, 1989. 136 с.
  156. Torrance, James Fullarton, James Marsh, Clare Simm. Intermediate 1 biology with answers Text. Hodder Arnold, 2007. — 336 c.1. Анкета для учащихся
  157. Самооценка отношения к здоровью и здоровому образу жизнинесколько ответов предполагается в вопросах 1, 2, 3, 4, 6, 8)
  158. Что Вы понимаете под здоровьем человека?
  159. A) отсутствие хронических заболеваний-
  160. Б) крепкий иммунитет и устойчивость к болезням-
  161. B) хорошее самочувствие и уравновешенность- Г) сила и выносливость- Д) уравновешенность нравственных, физических, психических характеристик личности и социальное благополучие-
  162. Е) саморегуляцию и нормальное функционирование организма в окружающей среде.
  163. Что Вы понимаете под здоровым образом жизни?
  164. Как Вы укрепляете свое здоровье в повседневной жизни?
  165. Какие причины мешают Вам заниматься своим здоровьем?
  166. А) лень- Б) нехватка времени- В) недостаток знаний о факторах, влияющих на здоровье- Г) отсутствие условий- Д) считаю, что здоров и болезни мне не грозят.
  167. Какой из факторов, является наиболее определяющим здоровье человека?
  168. A) образ жизни- Б) экологические, природно-климатические факторы-
  169. B) состояние системы здравоохранения- Г) генетика, наследственность.
  170. Основными источниками информации по сохранению здоровья и формирования здорового образа жизни для Вас являются:
  171. А) лечащие врачи- Б) семья, беседы с родителями- В) телепередачи, реклама, Интернет- Г) уроки и беседы с учителями- Д) чтение газет, журналов- Е) советы друзей.
  172. Как вы оцениваете уровень своих знаний в области сохранения и укрепления здоровья?
  173. А) высокий- Б) средний- В) низкий- Г) затрудняюсь ответить.
  174. Хотели бы Вы получить дополнительные знания о том, как сохранить и укрепить здоровье?
  175. А) да- Б) нет- В) не знаю.
  176. Какая форма подачи информации по составляющим здорового образа жизни для Вас наиболее интересна?
  177. Оцените (от 1 до 10) по степени важности для Вас следующие жизненные приоритеты:
  178. А) семья- Б) удачная карьера- В) материальное благополучие- Г) успех и известность- Д) здоровье- Е) независимость- Ж) успех у противоположного пола- 3) учеба, образование- И) общение с друзьями- К) возможность путешествовать, отдыхать и развлекаться.
  179. Анкета для учителей биологии
  180. Формирование здорового образа жизни у учащихся в процессе обучениябиологии
  181. Считаете ли Вы необходимым, включение в содержание предмета биологии, вопросов по формированию здорового образа жизни?
  182. А) да- Б) нет- В) затрудняюсь ответить.
  183. Используете ли Вы в процессе преподавания курса биологии «Человек» сведения по сохранению и укреплению здоровья и составляющим здорового образа жизни?
  184. A) да, при изучении каждого раздела, с привлечением дополнительной информации-
  185. Б) да, но только в некоторых темах, предусмотренных материалом учебника-1. B) практически нет.
  186. Содержат ли, по Вашему мнению, учебник биологии «Человек» достаточно материала по охране здоровья и формированию здорового образа жизни у учащихся ?1. А) да- Б) нет.
  187. Как Вы думаете, можно ли, интегрировать материал по формированию здорового образа жизни в курс биологии 9 класса «Основы общей биологии»?
  188. А) да- Б) нет- В) не задумывались.
  189. Укажите причины, которые не дают Вам возможности интегрировать вопросы по формированию здорового образа жизни в уроки биологии (может быть несколько ответов)?
  190. A) нет времени для реализации на уроках-
  191. Б) не хватает методических рекомендаций для проведения таких уроков-1. B) перегрузка учащихся-1. Г) не считаю необходимым.
  192. Считаете ли Вы, что формирование у учащихся установки на сохранение и укрепление здоровья должно осуществляться в рамках самостоятельного предмета (например «Культура здоровья»)?
  193. А) да- Б) нет- В) затрудняюсь ответить.
  194. Знаете ли Вы о каких-либо действующих программах по формированию здорового образа жизни учащихся?1. А) да- Б) нет.
  195. Если «да», то какую? (название, автор)
  196. Ведете ли Вы в школе кружок или элективный курс, ориентированный на формирование здорового образа жизни учащихся?
  197. А) да- Б) нет, но хотела бы- В) не считаю необходимым.
  198. Проводите ли Вы нетрадиционные формы уроков: уроки-здоровья, дискуссии, конференции, уроки-исследования, повышающие познавательную активность учащихся в вопросах формирования здорового образа жизни?
  199. А) да, довольно часто- Б) редко- В) нет.
  200. Проводите ли Вы внеурочные и внеклассные мероприятия в целях ориентации учащихся на здоровое поведение?
  201. А) да, довольно часто- Б) да, иногда- В) нет.
  202. Излагая материал по вопросам обеспечения здоровья в процессе преподавания биологии, уверены ли Вы, что Ваши знания соответствуют современным достижениям науки?
  203. А) да- Б) нет- В) затрудняюсь ответить.
  204. Достаточны ли Ваши знания о психологических и анатомо-физиологических особенностях учащихся подросткового возраста?
  205. А) да- Б) нет- В) затрудняюсь ответить.
  206. Считаете ли Вы необходимым проведение семинаров, конференций, консультаций для учителей по вопросам формирования здорового образа жизни у учащихся в образовательном процессе?1. А) да- Б) нет.
  207. Анкета для родителей Отношение родителей к вопросу формирования здорового образа жизни детей (несколько ответов предполагается в вопросах 1,2, 12) 1. Что Вы понимаете под здоровьем человека?
  208. Что Вы понимаете под здоровым образом жизни?
  209. Какой из факторов, является наиболее определяющим здоровье человека?
  210. А) образ жизни- Б) экологические, природно-климатические факторы- В) состояние системы здравоохранения- Г) генетика, наследственность.
  211. Имеют ли члены Вашей семьи вредные привычки (курение или употребление алкоголя)?1. А) да- Б) нет- В) иногда.
  212. В Вашей семье придерживаются норм здорового образа жизни?
  213. А) да- Б) нет- В) затрудняюсь ответить.
  214. Можете ли Вы служить примером для своего ребенка в соблюдении норм здорового образа жизни?
  215. А) да- Б) нет- В) затрудняюсь ответить.
  216. Можно сформировать у учащихся здоровый образ жизни при обучении в школе?
  217. А) да, но при условии, что этих норм придерживаются в семье- Б) нет, представления о сохранении и укреплении здоровья формируются только укладом семьи.
  218. Считаете ли Вы необходимым проведение различных мероприятий в школе, ориентированных на формирование здорового поведения учащихся? А) да- Б) нет- В) затрудняюсь ответить.
  219. Достаточны ли Ваши знания о психологических и анатомо-физиологических особенностях подростков?
  220. А) да- Б) нет- В) затрудняюсь ответить.
  221. Считаете ли Вы необходимым обогатить свои знания по вопросам сохранения и укрепления здоровья?
  222. А) да- Б) нет- В) затрудняюсь ответить.
  223. Какие формы повышения Вашей информированности в вопросах здорового образа жизни в школе Вы предпочитаете?
  224. A) родительские собрания- Б) индивидуальные консультации педагога-
  225. B) лекции с приглашением психологов, врачей разных специализаций.
  226. Какие компоненты здорового образа жизни Вы хотели бы обсудить?
  227. A) Профилактика употребления учащимися наркотических веществ- Б) Организация режима подростка-
  228. B) Психогигиена подростка, снижение уровня тревожности и агрессивности. Г) Профилактика вирусных заболеваний-
  229. Д) Организация рационального и сбалансированного питания- Е) Предупреждение вредных привычек у учащихся-
  230. Ж) Культура межполовых отношений. Репродуктивное здоровье подростков.
Заполнить форму текущей работой