Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Разработка механизма управления развитием ресурсного потенциала региона: на примере аграрного сектора экономики Калининградской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Структурный срез МУРРП учитывает выявленные девиации принципиального значения в характеристике экономических механизмов на мезоуровне, присущие значительному массиву исследований региональных структурно-инвестиционных процессов: принципиальная немеханистичность и асоциальность структурируемых механиз-менных систем — понимание процесса осуществления вложений исключительно в качестве управляющего… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы формирования и функционирования механизма управления ресурсным потенциалом на мезоуровне
    • 1. 1. Сущность, эволюция трактовок и функциональное место ресурсного потенциала в системе экономических потенциалов
    • 1. 2. Содержание и принципиальные основы организации механизма управления развитием ресурсно-инвестиционного потенциала экономики региона
    • 1. 3. Методология и содержание государственного регулирования отраслевого развития как обеспечивающей подсистемы функционирования механизма управления ресурсным потенциалом
  • Глава 2. Исследование процессов управления ресурсными возможностями в аграрном секторе экономики Калининградской области
    • 2. 1. Особенности и тенденции развития экономических процессов мобилизации ресурсных возможностей экономики в условиях эксклавного региона
    • 2. 2. Исследование динамики и состояния ресурсных возможностей аграрного сектора Калининградской области
    • 2. 3. Содержание, экономические предпосылки и инструментарные основы организации системы управления развитием ресурсного потенциала в аграрном секторе региона
  • Глава 3. Разработка регионального механизма управления развитием и повышением эффективности использования ресурсного потенциала
    • 3. 1. Формирование методико-оценочного аппарата исследования факторов развития ресурсного потенциала
    • 3. 2. Разработка методики расчета норматива стимулирования в качестве ставки эффективных вложений в развитие ресурсного потенциала
    • 3. 3. Моделирование расчетных параметров механизма управления развитием и повышением эффективности использования ресурсно-инвестиционного потенциала аграрного сектора Калининградской области

    3.4. Построение и экспериментальная проверка типовой сетевой модели программы экономического стимулирования развития земельно-ипотечной системы в регионе как элемента стратегического управления ресурсным потенциалом.

Разработка механизма управления развитием ресурсного потенциала региона: на примере аграрного сектора экономики Калининградской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Обеспеченность региона разнообразными природными ресурсами не означает наличия и сиюминутной активизации стабильных и ключевых экономических «точек роста» вокруг природнообусловленных факторов. Требуется развитие организационно-финансовых средств использования этих возможностей.

Вокруг земельной компоненты ресурсного потенциала региона сконцентрирован целый спектр проблем экономического развития Калининградской области — сохранение жесткой конкуренции местных производителей с западными «игроками» и импортируемыми отечественными брендаминеэффективность экономического механизма в АПК и структурной реформы в сельском хозяйствеобъективное выпадение земельных ресурсов из базисных бюджетоёмких и инвестиционно привлекательных активов.

В этой связи задачей регионального управления является структурирование системы функционирования эффективного механизма управления ресурсным потенциалом (в рамках спланированной схемы реализации и в обоснованных расчетных пропорциях участия) и включение данного организационно-экономического механизма в систему стратегического планирования развития Калининградского региона и агрокомплекса экономики эксклава.

Результаты обобщения целевых ориентиров-установок программных документов, посвященных развитию агропромышленного производства в субъектах РФ, современное положение дел в отечественном сельском хозяйстве свидетельствуют о том, что задача развития и повышения эффективности использования ресурсного потенциала агросферы (далее — РП) является в сущности определяющей и ключевой в рамках стратегии устойчивого развития региональных экономических систем.

Недостаточная проработка теоретико-методологических оснований и инструментария экономического стимулирования повышения эффективности отраслевых факторов роста (ресурсных возможностей), слабая степень изученности и адаптированное&tradeотдельных аспектов зарубежного опыта привлечения вложений в развитие ресурсного потенциала специфических комплексов и секторов, малоэффективные решения в области активизации структурной и социальной политики на селе, незаконченность земельной реформы — не позволяют органам исполнительной власти на местах эффективно влиять на процесс вовлечения в экономический оборот сельскохозяйственных угодий, пустующих либо используемых в квазирыночных целях, без извлечения ренты в законом определенной сфере.

Таким образом, актуальность исследования вызвана необходимостью поиска пути научно обоснованного решения проблемы повышения эффективности использования земель сельхозназначения и создания условий для развития ресурсно-производственного потенциала агрокомплекса Калининградского региона.

Степень научной разработанности проблемы. На настоящий момент в научных исследованиях предложено сравнительно мало эффективных комплексных моделей мобилизации и развития ресурсно-производственного потенциала, основанных на системном и многопрофильном использовании инструментов повышения производственных результатов и инвестиционной активности в агросекторе (инновационно-инвестиционных и гарантийных механизмов стимулирования финансовых вложений в развитие отраслевых подсистем региональной экономики). Преимущественно исследуется аспект внутрихозяйственного механизма развития факторов производства, без увязки с государственными финансово-инвестиционными рычагами управления эффективностью использования стратегических ресурсов отраслевого развития.

В научных исследованиях отмечается дефицитность подходов, представляющих комплексный экономический инструментарий решения проблемы, который бы позволил использовать земли сельхозназначения в качестве основного ресурса развития самого агро-комплекса, а также в форме привлекательного инвестиционного актива, генерирующего весомый бюджетный и социальный экономический эффект от использования в заданном экономико-правовом режиме.

Особенности развития отечественного сельского хозяйства за период 1991;2007 гг., обострение макроэкономической ситуации в связи с негативными факторами влияния мирового экономического кризиса 2008 года способствуют актуализации научно-исследовательской задачи инициирования механизмов, базирующихся на наиболее полном использовании ресурсного потенциала в целях регионального развития. Последняя приобретает особую значимость и обусловливает необходимость участия органов исполнительной власти субъектов РФ и научного сообщества в развитии и углублении возможностей мобилизации ресурсов, а также обосновании новых востребованных инструментов ресурсной поддержки.

Целью диссертационного исследования является разработка модели механизма управления развитием ресурсного потенциала аграрного сектора экономики на базе совершенствования методических подходов к процессу его формирования и реализации в контексте регионального управления ресурсами развития.

Для достижения цели исследования в рамках данной работы были поставлены и реализованы следующие задачи:

• исследовать категорию «ресурсный потенциал» с позиции определения функционального места РП в системе потенциалов региональной экономики и уточнения содержания организационно-экономического механизма управления развитием ресурсного потенциала в регионе;

• определить ключевые факторы и приоритетные инструменты воздействия на уровень ресурсного потенциала в процессе обобщения и углубления теории и методологии функционирования механизма управления РП на мезоуровне (применительно к специфике аграрного сектора экономики региона);

• оценить динамику развития ресурсного потенциала сельскохозяйственной отрасли в целом и отдельных субъектов хозяйствования на базе разработки методического аппарата оценки ресурсно-инвестиционной привлекательности, а также с учетом исследования условий, тенденций и факторов развития агросферы эксклавного региона;

• выработать научно-практические предложения по совершенствованию эффективных средств обеспечения и восполнения ресурсных потребностей сельхозпроизводителей региона на основе анализа и обобщения передового отечественного и зарубежного опыта применения мер государственного регулирования и поощрения отраслевого развития;

• разработать модель регионального механизма управления ресурсным потенциалом, ориентированного на решение структурной проблемы регионального развития, обусловленной неэффективной эксплуатацией сельхозугодий и отсутствием достаточных для этого финансовых ресурсов;

• разработать типовую сетевую модель региональной программы развития, предусматривающей стимулирование вовлечения в экономический оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения.

Объектом исследования является ресурсный потенциал Калининградской области и эффективность его использования в аграрном секторе региона.

Предмет исследования — процессы управления ресурсным потенциалом в регионе (его развитием и эффективным использованием на примере агросектора экономики эксклава).

Теоретической и методологической основой диссертации стали труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам: управления природно-ресурсньш потенциалом регионов, аграрного сектора и отдельных субъектов хозяйствовашщ (Л.И.Абалкин, В. Г. Андрийчук, В. Беленький, К. В. Гурнович, Ф. Н. Клоцвог, В. А. Котлов, В. 1л. Кантор, А. А. Минц, А. В. Улезько, И. Ф. Хицков,.

A.Э.Юзефович и др.) — изучения основ функционирования экономических механизмов регулирования, протводапвашр-ресу потенциала регионов (В.С.Бильчак, Г. Б. Клейнер,.

B.А.Клюкач, Н. В. Комов, Э. Н. Кузьбожев, А. Н. Сёмин, Б. И. Смагин, И. Г. Ушачёв,.

C.Г.Чепик, Т. Н. Шаталова, Д. Б. Эпштейн и др.) — анализа особенностей и проблем инвестирования в экономику Калининградской области (B.C. Бильчак, В. В. Ивченко, B.A.May, Н. А. Сберегаев, А. В. Сербулов, Р. Ш. Хаджаев и др.) — трансформации и выработке направлений выхода на платформу эффективного функционирования структурно-итестиционных и финансовых процессов в агросекторе Кмитнградской области (И.И.Дуданов, B.C. Корнеевец, Е. В. Серова, Г. М. Федоров) — реформирования земельно-ипотечных отношений с точки зрения, соверщенствованщ земельной ипотеки в качестве одного из механизмов генерации вложений в аграрный сектор (М.П.Базаря, Л. Н. Барышников, М. Л. Коробейников, О. Б. Леппке, А. С. Миндрин, Н. Э. Соколинская и др.).

Более подробное и детализованное представление разработок по изучению теоретико-практических аспектов в вопросе повышения качества управления РП на мезруровне приведено в приложении 1.

В ходе исследования применялся методический аппарат: ситуационного, статистического и информационно-логического анализакорреляционно-регрессионного и матричного моделированияпрограммно-целевого и сетевого планирования и управления.

В основу исследования положена информационная: и аналитическая база за 20 012 007 гг.: нормативные правовые акты РФ и субъектов Федерации в области стратегического развития сельского хозяйстваданные годовых отчетов сельхозпредприятий Калининградской областидоклады ВБ, ФАО, ОЭСР по оценке конъюнктурной ситуации в российской экономикетексты ежегодных Посланий Президента России Федеральному Собранию РФтрадиционные опросы предприятий реального сектора, проводимые ИНП РАН, и др. источники.

Все расчеты диссертации выполнены с использованием программного продукта Microsoft Excel. Таблицы и рисунки в главе 2 разработаны автором на основе статистической информации [94- 97- 164−165]. Все графические элементы глав 1 и 3, кроме тех на которые сделаны дополнительные ссылки, являются результатом авторской разработки [140].

Статистическая база исследования включает в себя группировки СНС по Рфстатистические ежегодники Росстата и Управления федеральной службы государственной статистики по Калининградской области — «Калининградская область в цифрах», «Сельское хозяйство в РФ», «Сельское хозяйство в Калининградской области», «Инвестиционная деятельность в Калининградской области» и др.- ежегодные анздитико-статистические рейтинги субъектов Р<®-> в части оценки потенциала развития региональных агрокомплексовавторские расчеты и аналитические группировки.

Научная новизна диссертационной работы.

По специализации «Региональная экономика»: • идентифицирована категория «ресурсный потенциал» с точки зрения новой ресурсно-инвестиционной трактовки и уточнения ресурсно-производственного содержания РП отрасли. В этой связи уточнены определения {прогщрдственньш потенциал, экономическое fl <1 i tut f 7 стимулирование как функциональное звено и подсистема госучастия в управлении экономикой региона) и введены новые понятия и категории («механизм управления развитием ресурсного потенциала в регионе», «вложения в развитие ресурсного потенциала»), позволяющие детерминировать предметный смысл РП в качестве объекта механизма управления ресурсным потенциалом на мезоуровне;

• предложена логико-функциональная структура и принципиальная схема функционирования механизма управления развитием ресурсного потенциала в регионе (МУРРП), рассматриваемого в системе механизмов регионального развития. На базе обобщения разработок отечественных авторов и сравнительной оценки принятых мер в сфере экономического стимулирования развития ресурсной базы аграрного сектора Калининградской области за 1992;2007 гг. систематизированы факторы развития и выявлены требуемые инструменты воздействия региональной экономической политики (РЭП), влияющие на уровень и эффективность использования ресурсного потенциала;

• разработана модель регионального механизма управления развитием ресурсного потенциала по направлению эффективного использования ресурсов в отдельном секторе экономики — посредством осуществления частно-государственных вложений в систему экономического оборота земель сельскохозяйственного назначения. Инструментарная часть механизма учитывает приведенное в работе авторское обоснование применения на региональном уровне управления таких новаций из зарубежного % опыта осуществления ресурсной поддержки в сельском хозяйстве, как методология инвестиционного заказа, фондовый принцип организации вложений, опыт функционирования строительно-сберегательных касс, кондуитная форма рефинансирования закладных по ипотечным обязательствам;

• разработана типовая сетевая модель рабочей программы ресурсной поддержки регионального развития, предполагающая включение ее в качестве подпрограммы в принятый правительством области программно-стратегический комплекс «Основные направления развития агропромышленного комплекса Калининградской области на 2007;2016 годы».

По специализации «АПК и сельское хозяйство»:

• разработан методический аппарат комплексной оценки ресурсно-инвестиционной привлекательности, представленный методикой динамической оценки ресурсно-инвестиционного потенциала и матрицей многофакторного SWOT-анализа ресурсного потенциала отрасли. Данные инструменты анализа апробированы применительно к аграрному сектору региона в целом и ведущим сельхозпредприятиям Калининградской области. Методика имеет сравнительные преимущества в ряду аналогичных разработок других авторов (совмещение индикативно-индексного подхода, достаточная ре.

—. .. 8 презентативность показателей) и позволяет оценить перспективы предприятий с точки зрения получения компенсационных выплат- • выработан и расчётно обоснован авторский вариант количественной оценки величины и уровня необходимых вложений из государственных источников в агросекгор Калининградской области (в рамках методики определения норматива стимулирования), выражающихся в виде погектарных выплат и осуществляемых с учетом обоснованной в работе системы показателей финансово-хозяйственной деятельности сельхозпредприятий. Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в следующем:

1) применение разработанного механизма управления ресурсным потенциалом позволит эффективно использовать земли сельскохозяйственного назначения, сохранить их плодородие и целевое назначение. Наряду с этим, решается задача повышения продовольственной безопасности, занятости и благосостояния сельского населения региона;

2) материалы диссертационного исследования целесообразно использовать в вузах при подготовке учебных курсов по стратегическому менеджменту, региональной экономике, экономике АПК;

3) практическая значимость исследования состоит в возможности апробации разработанных научно-методических подходов при планировании ежегодных объемов государственных вложений в развитие одного из приоритетных секторов региональной экономики — аграрного сектора;

4) результаты и основные выводы диссертации могут быть использованы органами власти Калининградской области для совершенствования методологической основы государственного экономического регулирования и стимулирования развития ресурсной базы аграрного сектора экономики, а также для уточнения и корректировки мероприятий действующей региональной программы развития АПК на период до 2016 года.

Апробация работы. Основные положения диссертационной работы отражены в 14 публикациях общим объемом 22,4 п.л. (в т.ч. авторских — 13,7 п.л.), включая монографию и издания, рекомендованные ВАК для публикации основных результатов диссертации на соискание ученой степени доктора и кандидата экономических наук (5 публикаций). Авторские предложения включены в планы деятельности управлений сельского хозяйства отдельных муниципальных образований Калининградской области на 2009 год.

Структура и логика диссертационного исследования. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и выводов, списка использованной литературы из 199 источников и 29 приложений. Основной текст включает 24 таблицы и 28 рисунков.

Заключение

и выводы.

В диссертационной работе получили развитие методологические основы регионального (отраслевого) управления ресурсным потенциалом, что нашло выражение в следующих аспектах (основополагающих элементах научной новизны): раскрыты сущность и методология построения и реализации регионального механизма управления развитием и повышением эффективности использования ресурсной базы отдельно взятого сектора экономики региона (МУРРП) — проведена понятийная и концептуальная детализация теоретических оснований госрегулирования структурно-инвестиционных процессов на территориальном и отраслевом уровне, определяющих возможности региональной ресурсной политикиуглублены и обоснованы предпосылки к совершенствованию практических подходов в планировании и осуществлении государственных и частно-государственных вложений в повышение эффективности использования отраслевого ресурсного потенциала в условиях эксклавного региона.

1. РП отрасли определен — с точки зрения ресурсов, сочетаемых с возможностями по их эффективному связыванию в рамках механизма управления (т.е. инвестициями), и в качестве компоненты 1111. В роли компоненты производственного потенциала и в системе экономических потенциалов региона ресурсный потенциал рассмотрен в увязке с инструментарием (внешним участием) развития (повышения отдачи) от использования ресурсов. В результате сформулированы следующие дефиниции потенциалов. Производственный потенциал представляет совокупность ресурсных и прочих формирующих потенциал отраслевого развития инвестиционно обусловленных факторов, детерминированных условиями осуществления производственного процесса, а также институциональных предпосылок повышения эффективности воспроизводства хозяйственной системы. Ресурсный потенциал есть совокупность всех имеющихся ресурсов, организованных и согласованных на принципах их упорядочения и суммирования в организационно-экономические взаимосвязи, имеющие значение в структуризации производственных процессов при реализации целей экономического развития отрасли или региона.

2. Проведена дифференциация характера управляющего влияния в структуре механизма управления РП и обосновано выделение механизма управления развитием и повышением эффективности использования ресурсного потенциала, представляющего, наряду с механизмами воспроизводства ресурсов и их рационального использования, механическую подсистему управления ресурсно-производственным потенциалом сектора экономики региона в контексте регулирования воспроизводственных (инвестиционных) процессов. С учетом принципов регионального управления и методологии развития сложных экономических систем дано расширительное толкование МУРРП, согласно которому он определяет упорядоченную и концептуально оформленную — на базе оптимизации субъектно-объектных отношений в процессе управляющего и стимулирующего воздействия на отраслевые структурные процессы — совокупность юридически и информационно структурированных инвестиционных методов, форм, институтов, ресурсов обеспечения процесса производства, согласованных исходя из конъюнктуры странового (регионального) инвестиционного рынка и с учетом потребности региона в расширенном воспроизводстве реального капитала инвесторов и субъектов хозяйствования, заинтересованных в восстановлении и увеличении своего производственного потенциала. В ходе исследования методологических оснований регионального механизма управления ресурсным потенциалом установлено, что механизм управления развитием РП имеет значение мобилизации факторных (управляющих) возможностей регулирования уровня и качества ресурсов и представляет процессную организацию системы стимулирующих мер и средств генерации дополнительных ресурсных возможностей роста 1111 отрасли региона. В контексте методологии функционирования МУРРП подробно охарактеризована категория «вложения в развитие ресурсного потенциала». Последние представляют систему долгосрочных платежей/выплат, имеющих целыо развитие потенциала отрасли, организованных на принципах обеспечения системного экономического (социо-эколого-инновационного) эффекта по всем составляющим ресурсного потенциала при условии обеспечения расширенного воспроизводства.

По итогам определения элементной структуры и уточнения функционального содержания МУРП установлено двухаспектное функционально-смысловое содержание (словоупотребление) механизма управления развитием РП: в качестве системы организационно-экономических связей в целях реализации установки РЭП на развитие РП (механизм как система отношений со своим внутренним структурно-информационным содержанием), а также в роли про-цессно-организационного формата регулирования в рамках проводимой региональной экономической политики. В рамках первого смысла механизм управления развитием РП формируется в результате сопряженного взаимодействия двух фаз (подсистем) — функциональной, или инст-рументарной, и исполнительной, представленной процессным блоком организации, исполнения и контроля. Функциональная фаза предполагает поэлементное взаимодействие с процессным блоком механизма и представляет систему взаимосвязанных компонентов — конъюнктурной надстройки, опосредующей влияние и степень проявления функциональной фазыметодологии и мотивационной компоненты, формирующих базис механизма, а также политической воли и финансовой составляющей, дополняющих базис в рамках инструментария МУРРП. Дифференциация факторов воздействия и целевых установок РЭП объясняет тот факт, что средства управляющего участия в развитии РП разнообразны, но в целом их можно обобщить в группы — финансово-инвестиционного регулирования и институциональной помощи. Принципиальные основания управления развитием РП экономического сектора определены в виде регулирующего и стимулирующего воздействия на структурно-инвестиционные процессы. Подсистема экономического стимулирования в системе методологии госрегулирования имеет смысл — стимулировать потенциал развития объекта управления через создание преференционных условий, повышение эффективности развития, катализацию социально-экономических процессов и эффектов. В случае РП аграрного сектора, в стимулировании нуждаются инвестиции, раскрывающие потенциал развития сельхозпредприятий.

Структурный срез МУРРП учитывает выявленные девиации принципиального значения в характеристике экономических механизмов на мезоуровне, присущие значительному массиву исследований региональных структурно-инвестиционных процессов: принципиальная немеханистичность и асоциальность структурируемых механиз-менных систем — понимание процесса осуществления вложений исключительно в качестве управляющего воздействия на денежные потоки, формируемые и распределяемые в процессе инвестирования. Согласно нашему расширительному толкованию, МУРРП описывает именно систему взаимодействия процессных воздействий и немеханической (субъектовыраженной) части, или базиса, и представляет не просто управляемое движение денег и информации, но и функциональное развитие всех компонентов блока управляемой подсистемы в системе механизма управлениявнесредовое (деполитизированное) рассмотрение МУРРП, приводящее к краткосрочности и несовершенству в настройке инструментария механизма. Другими словами, механизм в исследованиях получает полное описание имманентного и органического регулирующего участия государства, но с заметным дефицитом разработки и апробации аддитивных форм госуправленияотсутствие спецификации инструментария механизма в секторном (отраслевом) приложении, вследствие чего возникает негибкость управляющих воздействий (неполнота исполнительного блока). Фактически же каждый компонент (блок) механизма воздействия детерминирует набор мер или способов регулирования (стимулирования).

Охарактеризованное в работе по группе критериев сценарное поле перспектив социально-экономического развития эксклава в сфере АПК предполагает в качестве приоритетного направления развития РП сообразно с предложенной нами стратегией полисценарного роста: совмещение значительных вложений в отдельные секторы экономики с последующим ослаблением фактора эксклавной зависимости (в инвестициях, ресурсах, технологиях) и пути инновационного кластерного интегрирования специфических преимуществ региона на базе бюджетозависимого и инвестиционно ориентированного инструментария решения структурно-инвестиционных проблем сельского хозяйства. Разработка данного инструментария осуществлена на примере механизма смешанного инвестирования (приоритетного дотирования) в отдельно взятом секторе экономики региона.

3. В работе реализован шести стадийный механизм управления развитием РП в агросекторе. В разрезе функций управления экономическое содержание МУРРП в регионе выглядит следующим образом: планирование — разработка системы обоснованных показателей на плановый период реализации на основе установленных критериев и нормативов стимулированияорганизация — детализированное описание инструментарной фазы механизмамотивация — обоснование форм и критериев участия в механизме регулятора, инвесторов и предприятийконтроль — разработка исполнительной фазы МУРРП. Проведенная в рамках первой стадии динамическая оценка ресурсно-инвестиционной привлекательности позволила обозначить проблемные «зоны» и перспективные направления увеличения инвестиционно обусловленного потенциала сельхозпроизводства. По результатам выполненных расчетов выявлены предприятия (потенциальные субъекты вложений), имеющие сравнительно высокую и низкую степень РИП по отношению к среднеотраслевому и межобъ-екгаым показателям. Авторская методика служит важным инструментом оценки перспектив сельхозпредприятий на предмет получения выплат в рамках участия в механизме развития РП.

Также в ходе оценки фактического потенциала производственно-хозяйственной и инвестиционной деятельности предприятий Калининградской области установлено, что аграрный сектор региона испытывает дефицит вложений для развития по расширенному типу воспроизводства. По результатам использования авторской методологии расчета индекса сопоставимости величин инвестиций в основной капитал агросектора Калининградской области за 1990;2006 гг., учитывающей динамику цен на сельхозпродукцию и инвестиционные ресурсы для сельского хозяйства, а также уровень обработки пашни, можно сделать вывод о пока еще недостаточном объеме вложений в сельскохозяйственное производство, что напрямую сказывается на состоянии материально-технической базы и уровне использования земельного потенциала. Для достижения показателя привлечения инвестиций уровня 1990 г. требуется обеспечить ежегодный объем вложений в агросектор из расчета 2400−2500 млн руб. в фактических ценах, а также выйти на площадь используемых земель под зерновыми в размере до 95% к уровню 1989;1991 гг.

В результате обобщения и развития теоретических оснований МУРРП, структурирования основополагающих проблемно-рисковых проявлений и перспективных направлений в peaлизации структурно-инвестиционных процессов в агросфере РФ и Калининградской области установлено, что экономические механизмы стимулирования РП 1990;х — начала 2000;х гг. девиантны в своем структурно-эволюционном измерении (не удовлетворяют целям регионального развития) по следующим причинам: очевидно зависимы от конъюнктурных факторов в сценарном (методологическом) аспектемотивационно индифферентны (не учитывают экономические интересы всех категорий участников) — не подкреплены политико-правовой идеологией стимулирования и финансовой поддержки социальных процессов и инновационных проектовфинансово дефицитныограничены и односложны в инструментарной частикак следствие, деструктивны в процессном выражении.

Неоднозначный ход реализации национальных проектов (сложности с достижением плановых показателей, стагнационные тенденции в производственной активности многих хозяйств области) убеждает, что развитие новых инвестиционных возможностей (в виде вновь создаваемых мегаферм и комплексов КРС и т. п.) требует соизмерения реализации интересов крупного (самодостаточного) агроинвестора с финансовыми перспективами действующих сельхозпредприятий, обеспечивающих продовольственную безопасность эксклава и реализующих возможности к расширению ресурсного потенциала региона в рамках экспорта сельскохозяйственного сырья (рапса, молока, мяса). Субсидирование процентной ставки по инвестиционным кредитам и поощрение кредитной кооперации как нацпроектные инициативы следует согласовывать с рациональной, стабильной, значительной и комплексной финансовой поддержкой (базирующейся на сочетании косвенно-прямых инструментов), в которой нуждаются товаропроизводители Калининградской области в основной своей массе. Кроме того, обширный зарубежный опыт говорит о действенности экономического стимулирования прямых вложений, правда, при условии урегулированного земельного вопроса.

4. Вторая стадия реализации МУРРП представляет разработку методики определения объема (ставки) инвестирования текущих потребностей сельхозпредприятий, связанных с подготовкой и эксплуатацией посевов, включая финансирование выплат на приобретение на условиях инвестиционного кредитования специализированной техники, приспособлений, механизмов, а также дополнительные компенсации работникам к заработной плате. Вложения в сельхозпроизводство спланированы с использованием условно-стоимостной величины компенсации затрат на вовлечение в оборот залежных земель. Для определения укрупненного норматива стимулирования (в расчете на 1 га посевов) проведен двухвариантный расчет:

А) по агрегированному значению субсидирования путем исключения из средней ставки валовой поддержки величины вложений на цели, не связанные с развитием растениеводческого направления, на базе результатов работы предприятий в предыдущие годы (исходя из показателей урожайности, средней заработной платы, окупаемости затрат, степени обработки земли и т. д.). Данный расчет подтверждается установлением регрессионной связи составляющих его признаков-критериев, а также с помощью практического примера оценки базисных условий типовой ипотечной сделки (в контексте земельных отношений на территории Калининградской области);

Б) путем расчета средней величины финансирования расходов исключительно по профилю растениеводства.

Полученный укрупненный (на величину капитальных затрат) норматив обоснованных инвестиций в агросекгор региона, составивший 2500 рублей на 1 га сельхозугодий, использован как твердая ставка капитализации в рамках смоделированных диссертантом расчетных параметров реализации МУРРП.

5. На основе методологических разработок по развитию системы МУРРП и анализа структурно-инвестиционных процессов в агросекторе эксклавного региона разработан инструментарий развития и повышения эффективности использования РП на основе вложений (собственно, охарактеризован методологический блок механизма, описана схема реализации инструментария и обоснован финансовый компонент). Впервые на отраслевом уровне в форме инвестиционного пула предложен механизм смешанного инвестирования текущих и долгосрочных потребностей сельхозпредприятий Калининградской области, строящийся на принципах накопительной компенсации и поэтапного возврата вложений, учитывающий тем самым специфику воспроизводственных процессов в отрасли. Причем механизм предполагает как совершенствование уже используемых в региональной экономической практике, так и функционирование новых инструментов. В работе раскрыта сущность и апробированы следующие инвестиционные средства: капитализируемая с использованием частного капитала бюджетная субсидияцелевой фонд инвестиционно-инновационного развития сельхозпроизводсгва, структурированный из двух финансовых потоковвозвратно-накопительная технология осуществления инвестиционных поступлений/выплат, выстроенных на принципах организации строительной сберегательной кассы и сельскохозяйственного кредитного кооператива.

Механизмом предусмотрена разветвлённая система льгот-стимулов для инвестиционных посредников и стратегических инвесторов, участвующих в его реализации, а также набор компенсаций и ограничителей-штрафов в отношении реципиентов вложений (сельхозпредприятий).

6. Структурированный механизм учитывает раскрытую в исследовании методологию смешанного (комплексного) инвестирования и принципиальные основания осуществления вложений, стимулирующих решение структурно-инвестиционных проблем аграрного сектора, развивает практические подходы в государственной инвестиционно-финансовой поддержке агросферы, принятые за рубежом и в других регионах РФ. Обоснование механизма дотирования сельхозпроизводителей произведено соразмерно вкладу каждого из субъектов хозяйствования в увеличение земельного потенциала и, исходя из той предпосылки, что предприятие в процессе эксплуатации специфических факторов производства (земельных активов) и в целях развития уже достигнутого производственного потенциала нуждается в ресурсной поддержке. В основу механизма положена схема привлечения и реализации частно-государственных вложений в агросектор региона, основанная на математическом моделировании прогнозных объемов инвестирования с учетом результатов производственно-хозяйственной деятельности сельхозпредприятий Калининградской области. Финансирование, построенное с учетом поощрения сельхозпредприятий в расширении ресурсной базы и развитии производственного потенциала, исходит из постоянного мониторинга основных показателей / критериев поддержки (участник обеспечивает определенные Механизмом темпы роста заработной платы, урожайности посевов, заключает договор долгосрочного страхования урожая). В качестве оптимального распределения финансовых ресурсов, если рассуждать из потребности комплексного экономического развития агросферы (инвестиционного, производственного и социального), принято соотношение, при котором бюджетные инвестиции, частные вложения и инвестиции за счет собственных средств целесообразно осуществлять из расчета 50 (±10): 30 (но < 50): >20. В механизме соблюден принцип софинансирования выплат за счет собственных средств с сохранением удельного веса бюджетного участия во вложениях на уровне не ниже 50% по итогам шести лет.

Разработанный механизм управления развитием РП, сбалансированный на основе расчета укрупненного норматива стимулирования и в пропорциях инвестиционного участия, полученных с помощью аппарата антагонистических матричных игр, имеет следующие положительные стороны: базируется на совмещенном комплексном развитии всех составляющих РП сельхозпредприятий (при соблюдении условий участия — обеспечивается гарантированный размер оплаты труда, появляется возможность вкладывать средства в развитие МТБ, повышается эффективность использования земли) — служит альтернативой ныне действующему инструментарию банковского участия в финансовых вложениях в отраслевое развитие (что выражается в развитии таких инструментов, как земельная ипотека, целевой вклад с режимом капитализации, налоговые льготы по агроинвестиционному сегменту кредитования) — не является затратным в части расходования бюджетных ресурсов (в результате его использования достигается экономия госинвестиций — увеличение суммарной удельной величины бюджетных расходов в 2007 г. не превышает 3% к величине прироста поддержки 2006;ого к 2005 г). Самым «ресурсоёмким», но эффективным для отраслевого развития области является вариант участия в Механизме с обеспечением 140%-ого роста выручки, требующий из внешних источников в шестилетнем выражении (плановый срок действия Механизма) 2210 руб. в расчете на 1 гапозволяет сгенерировать долгосрочные вложения на цели регионального развития — стабильные, адекватные потребностям предприятий региона, многоцелевые, дополненные комплексным инструментарием инвестиционного стимулирования, решающие задачу повышения эффективности использования ресурсно-производственного потенциала отрасли.

7. В заключение (на шестой стадии разработки механизма управления) предложена типовая сетевая модель программы структурно-инвестиционной поддержки регионального АПК «Стимулирование вовлечения в экономический оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения», включающая разработку и реализацию механизма в качестве самостоятельного блока в рамках модели оценки на сетях. Расчетный срок реализации программы (критический путь) составил 3 года и 10,5 месяца. Сетевое планирование через блочное выражение позволяет практически структурировать решение проблемы структуризации механизма управления РП в сельском хозяйстве Калининградской области в четыре целевых блока поэлементно взаимосвязанных и последовательных мероприятий: по мере продвижения по обозначенному вектору развития концептуально-практических оснований функционирования МУРРП моделируемые вложения в агросек-тор приобретают статус гарантированных —> достаточных и сбалансированных —> всевозрастающих. На основании расчетных параметров механизма определены требуемые управляющие воздействия, ориентированные на корректировку финансового компонента, исполнительного блока, идеологии власти, методологических основ осуществления вложений в аграрный сектор Калининградского региона.

Практическая значимость исследования состоит в возможности апробации разработанных диссертантом научно-методических подходов при планировании ежегодных объемов госвложений в развитие одного из приоритетных секторов региональной экономики. С учетом расчетных размеров и пропорций финансирования обоснованы формы и характер участия в механизме банковских институтов и корпоративных (стратегических для региона) инвесторов, что имеет важное экономическое значение для достижения диверсификации рисков в рамках смоделированных в работе долгосрочных инвестиций. Проведенное во времени и в разрезе субъектов распределение требующих покрытия рисков сельхозпроиз-водства, модельный характер вложений есть отличительные конкурентные преимущества механизма стимулирования в ряду прочих методов и инструментов, зачастую рамочных по горизонту использования и регуляционно-адаптивных с позиций контингента участников.

В работе проведено детализированное обоснование Механизма в рамках обеспечения базисных критериев (урожайности, средней заработной платы, объемов реализации продукции, величины бюджетных выплат), представленное в разрезе сельхозпредприятий и включающее прогнозные значения ключевых индикаторов механизма отраслевого развития на шестилетний цикл участия. Применение механизма позволит удвоить размер средней заработной платы (уже по итогам пятого года механизма последняя составит примерно 11,2 тыс. руб. вместо 5,5 тыс. руб. в стартовом году). Кроме того, величина доходности отрасли (если исходить из данных по предприятиям-участникам) возрастет на 1,66 руб. с каждого рубля средств, вложенных в отраслевое развитие в рамках МУРРП. Даже с учетом обеспечения предприятиями т.н. расчетной величины минимальной урожайности (требуемой для сохранения статуса участника) валовый сбор зерновых уже по итогам накопительного этапа участия в Механизме может возрасти в 1,76 раза.

Таким образом, посредством авторской разработки любой хозяйствующий субъект аг-росектора получает инструмент планирования деятельности в целях достижения желаемых результатов (объемов вложений). Регулятор же и стратегический инвестор имеют возможность эти инвестиционные ожидания и ориентиры господдержки поставить на системную основу — обеспечить системный экономический эффект, аккумулируемый расширением ресурсной базы регионального развития и спланировать распределение вложений сообразно реально сложившемуся положению дел в отрасли, учитывая при этом наличие (или проявление) объективных предпосылок у предприятий к повышению эффективности использования земельных ресурсов.

По нашему мнению, взвешенные и самодостаточные механизмы отраслевого развития позволят реализовать на региональном уровне управления системные ориентиры стратегического развития регионов. Развиваемая в диссертационном исследовании система функционирования механизма управления ресурсным потенциалом на мезоуровне является одним из эффективных средств и рычагов проведения региональной экономической политики, нацеленной на обеспечение необходимого качества экономического роста.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Земельный кодекс Российской Федерации. Утвержден ФЗ от 15.11.2001 г. № 136 (с последними изменениями от 19.06.2007 г.) // Консультант Плюс Электронный ресурс.: Справочная правовая система (здесь и в дальнейшем для федерального законодательства).
  2. Федеральный закон от 10.01.2006 г. № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
  3. Федеральный закон от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (с последними изменениями от 05.02.2007 г.).
  4. Закон Калининградской области «Об условиях стимулирования инвестиций в Калининградской области (СЭЗ „Янтарь“)» от 11.06.1995 г. № 10.
  5. Закон Калининградской области от 15.07.2002 г. № 171 «О государственной поддержке организаций, осуществляющих инвестиции в форме капитальных вложений на территории Калининградской области».
  6. Закон Новгородской области от 14.07.2003 г. № 180−03 «Об областной целевой программе стабилизации и развития агропромышленного комплекса Новгородской области на 2004−2007 годы».
  7. Закон Пензенской области от 02.11.2004 г. № 672-ЗПО «О целевой региональной программе «Ввод в оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения па период 2004—2007 гг.» (с последующими редакциями).
  8. Закон Пермского края от 30.12.2005 г. № 2774−622 «Об экономическом стимулировании использования (дополнительного вовлечения) сельскохозяйственных угодий из земель сельскохозяйственного назначения в Пермской области».
  9. Закон Свердловской области от 30.06.2006 г. № 43−03 «О государственной поддержке субъектов инвестиционной деятельности в Свердловской области».
  10. Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 г. № 446 «О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008−2012 годы».
  11. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.10.1995 г. № 1016 «О комплексной программе стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации».
  12. Постановление Правительства Российской Федерации от 07.12.2001 г. № 866 «О федеральной целевой программе развития Калининградской области па период до 2010 года».
  13. Постановление Правительства Калининградской области от 25.05.2007 г. № 287 «О Программе реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» в Калининградской области».
  14. Постановление Правительства Калининградской области от 02.03.2007 г. № 85 «О целевой программе Калининградской области «Основные направления развития агропромышленного комплекса Калининградской области па 2007−2016 годы».
  15. Проект федерального закона «О развитии сельского хозяйства и агропродовольствен-пого рынка в Российской Федерации» (внесен в Госдуму РФ депутатами Куликом Г. В., Н. И. Борцовым и др.).
  16. А.Г. «Длинные» деньги где Вы? // Экономические стратегии. — 2007. — № 4.-С. 24−25.
  17. Аграрная реформа в ЦВЕ (1991−2000 гг.).-М., 2003. С. 145, 185.
  18. Аграрная экономика: Учебник. 2-е изд. / Под ред. М. Н. Малыша. — Спб.: Изд-во «Лань». 688 с.
  19. Агропром вошел в кризис. Материал подготовлен О. Гончаровой // Агроинвестор. -2009. -№ 1.
  20. А.Г. Прогнозирование развития сельскохозяйственного производства в регионе // Вестник Самарского государственного экономического университета. — 2006.-№ 2.
  21. В.Г. Эффективность использования производственного потенциала в сельском хозяйстве. М.: Экономика, 1983. — 208 с.
  22. В.А. Механизм регулирования инвестиционной деятельности в регионе. -Изд-во ТГУ, 2001.
  23. М. Потерянные земли // Новый Кенигсберг. 2006. — № 7. — С. 32−33.
  24. М. Муниципальные образования и ввод в оборот земель сельхозназначения // Экономика сельского хозяйства России. 2005. — № 12. — С.17.
  25. А.И. Прогнозирование роста социалистической экономики. -М.: Экономика, 1973. 205 с.
  26. В. Об условиях экономического развития в 2004—2007 гг.. // Экономист. 2004. — № 7. — С. 17, 20.
  27. М.П. О создании системы сельскохозяйственного кредита // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2003. — № 8. — С. 40.
  28. В.Н., Василенко В. П. С гектара земли максимальную отдачу. — Петрозаводск, 1979. — 63 с.
  29. Балтийский регион как полюс экономической интеграции Северо-Запада Российской Федерации и Европейского союза / Под ред. В. П. Гутника, А. П. Клемешева -Калининград: Издательство РГУ имени И. Канта, 2006. 392 с.
  30. И.И. Системные основы формирования эффективного механизма стимулирования инвестиционной деятельности. СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2006.
  31. B.C. Инвестиционные проблемы российской экономики. М.: «Экзамен», 2000. -С. 9,30−32.
  32. Н.Г. Государственное регулирование сельского хозяйства: направления, механизмы, приоритеты. Пенза: РИО ПГСХА, 2006.
  33. А.И. Финасово-кредитное регулирование инвестиционного процесса в России. М., 2002. — 208 с.
  34. В.М. Сииергетический подход к оценке устойчивости сложных экономических систем. Монография — М.: Изд-во «Полиграф», 2006.
  35. Г. В., Барышников Н. Г., Капитонов А. А. и др. Методика планирования бюджетных субсидий для сельскохозяйственного производства. Екатеринбург: Изд-во Уральской ГСХА, 2006. — 49 с.
  36. Г. В. Организационно-экономические модели поддержки сельского хозяйства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2005. -№ 1.- С. 11,13.
  37. Г. В., Барышников Н. Г. Возможности финансирования сельского хозяйства// Экономист.-2006.-№ 10.
  38. С.Д., Гурвич Ф. Г. Матсматико-статнстические методы экспертных оценок. -М. Статистика, 1980.
  39. B.C. Совершенствование государственной поддержки инвестиционной деятельности в региоие // Вестник РГУ имени И. Канта. 2006. — Вып. 3. — С. 63−71.
  40. B.C., Захаров В. Ф. Региональная экономика: Монография / Под ред. B.C. Бильчака. Калининград: Янтарный сказ, 1998. — 314 с.
  41. B.C., Самсон И., Федоров Г. М. Калининградский полюс интеграции: стратегия развития эксклавного региона России: Монография / Под ред. Г. М. Федорова. -Калининград: Янтарный сказ, 1999.
  42. И.А. Инвестиционный менеджмент: Учебный курс. Киев: Ника-Центр, 2001. -448 с.
  43. Ю., Гетце У. Инвестиционные расчеты / Пер. с нем.- Под ред. A.M. Чуйкина, JI.A. Галютииа. Калининград: Янтарный сказ, 1997. — 450 с.
  44. А.Г. Роль кредитно-финансовых институтов в реализации стратегии повышения инвестиционной привлекательности АПК: мотивы, проблемы, решения // Деньги и кредит. 2007. — № 8. — С. 38−45.
  45. А.Г. Доступная ипотека: типичные риски и источники «длинных» денег / Мусина И. В., Богданов А. Г. // Банковское дело. 2005. — № 9. — С. 62−69.
  46. А.В. Совершенствование государственного и рыночного регулирования АПК // Международный сельскохозяйственный журнал. 2006. — № 6.
  47. Н. Методология обоснования норматива бюджетного финансирования сельского хозяйства // АПК: экономика, управление. 2007. — № 7.
  48. Н.А., Зарук П. Ф. Разрешима ли проблема инвестиций в сельском хозяйстве // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2004. -№ 9. — С. 44.
  49. В.Г. Правовая защита сельскохозяйственных земель // Аграрная наука. -2005,-№ 2.-С. 2−3.
  50. И.Л. Французские сберкассы формируются на принципах кооперации // Деньги и кредит. 2004. — № 6.
  51. А.С. К вопросу о трансформации сбережений в инвестиции // Деньги и кредит. -2003,-№ 4.
  52. А.С. Экономика. -М.: Изд-во «БЕК», 1996.
  53. Бюджетная пятилетка российского эксклава, 2001−2005 гг. /Гл. упр. По бюджету и финансам администрации Калининградской области- ред. Л. И. Сергеев. — Калининград: Издательство ИП Мишуткина И. В., 2005. 356 с.
  54. А.А., Хлыстун В. Н. История земельных отношении и землеустройства. — М.: Колос, 2000. 335 с.
  55. Е. Калининградская область: между Россией и Европой // МЭМО. 2007. — № 8. — С. 29.
  56. С.Н. Земельные отношения как базовый фактор устойчивого развития сельского хозяйства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2006. — №№ 4−5.
  57. К. Калининградская область во взаимоотношениях России с ЕС: медленный дрейф // МЭМО. 2005. — № 3. — С. 42−53.
  58. Г. Калининградская область и ВТО // ЭКО: Всероссийский экономический журнал. 2006. — № 7 (385). — С. 66.
  59. Т.Р., Жданов В. П., Зверев Ю. М., Федоров Г. М., Цикель М. А. Становление новой экономики Калининградской области / Под ред. Г. М. Федорова, В. П. Жданова. -Калининград: Издательство КГУ, 2005.
  60. Э.П. Экономический потенциал развитого социалистического общества // Вопросы экономики. 1981. -№ 9. — С. 25−32.
  61. Гордеев А. В. Госпрограмма развития сельского хозяйства: первый год реализации // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2009. — № 1.
  62. А., Козлов С. Регионоведение: Учебное пособие. Калининград: Янтарный сказ, 2006. — 502 с.
  63. Государственное регулирование экономики в современных условиях. -М.: Издательство Института экономики РАН, 1997.
  64. С. Глубинные проблемы инвестиционных процессов // Экономист. 2001. -№ 8. — С.26−27.
  65. Е. Инвестиционный процесс в Вологодской области: проблемы и перспективы // Экономист. 2004. -№ 7.
  66. В.А. Инвестирование в АПК региона (теория, методология, практика): монография. -М.: Издательство «Маяк», 2005.
  67. P.P. Десять лет аграрной реформы: куда пришли и что делать? // Российский экономический журнал. — № 9. 2000. — С. 41.
  68. Е.П. Формирование инвестиционного механизма в сельском хозяйстве (на примере Самарской области): автореферат дисс. на соискание учен, степени канд. экон. наук. Самара, 2003. — 24с.
  69. Ю. О принципах кластеризации экономики в России // Экономические стратегии. 2007. — № 3. — С. 55.
  70. К. Государственное регулирование частных инвестиций // Экономист. 1999. -№ 5.
  71. Деятельность агрохолдингов в российском сельском хозяйстве: проблемы мотивации и организации производства // Обзор из бюллетеня Аналитического центра агропродовольственной экономики ИЭПП. 2004. — № 2(20). — С. 31−47.
  72. Ю.Ю. Эффективность использования производственного потенциала. — Киев, 1987.-114 с.
  73. Н.И. Стратегические направления совершенствования региональной экономической политики. Иваново: Изд-во ИГТА, 2000.
  74. И.И. Современное состояние и прогноз развития продовольственного комплекса Калининградской области -М.: Колос, 1998 71 с.
  75. А.В. Оценка изменения ресурсного потенциала сельхозугодий Российской Федерации за годы реформ //Современные аспекты экономики. 2002. — № 9. -С. 106 112.
  76. В. Российский регион в центре Европы // Вопросы экономики. 2001. — № 11. -С. 80−87.
  77. А.Н. Управление рыночными механизмами в инвестиционном процессе. — М. 2002.
  78. Е.И. Экономика и банковский сектор // Деньги и кредит. 2003. — № 2.
  79. В.П. Инвестиции и промышленная политика в регионе. Калининград: Издательство КГУ, 2005. — 377 с.
  80. В.П. Инвестиционные механизмы регионального развития. Калининград: БИЭФ, 2001.-355 с.
  81. К. Поддержка сельхозтоваропроизводителей в Венгерской Республике // Экономика сельского хозяйства России. 2008. — № 2.
  82. Н.Ф. Экономические проблемы инвестиций в АПК. М.: Издательство «Петит», 2004. — 277 с.
  83. В.Ф. Стратегическое планирование развития экономики эксклавного региона: дисс. на соискание учен, степени канд. экон. наук. Калининград, 1999.
  84. А.Г. Инвестиции как условие экономического роста АПК // Международный сельскохозяйственный журнал. 2005. — № 5. — С. 19−20.
  85. И. А. Инвестиционный механизм комплексного развития АПК / Под ред. M.JI. Лезина. М.: Наука, 1990. — 124 с.
  86. В.Г. Энциклопедический словарь по экономике. Минск: Полымя, 1997. -571 с.
  87. М.В., Збинякова Е. А., Виноградова И. В. Об особенностях формирования земельного рынка, обеспечении его институционального и инфраструктурного развития на основе создания сети земельно-ипотечных банков // Финансы и кредит. -2007. -№ 32 (272).
  88. В.В. Сетевое планирование в рыбной промышленности. Калининград: АтлантНИРО, 1965.
  89. В.В. Сетевое программирование развития приморских регионов России: теория, методология, практика: монография. — Калининград: Издательство РГУ им. И. Канта, 2008.- 177 с.
  90. В.В., Самойлова Л. Б. Свободные экономические зоны в зарубежных странах и России: Учебное пособие / Под ред. Проф. Ивченко В. В. Калининград: Янтарный сказ, 1999. — 168 с.
  91. Инвестиции: Учебное пособие / Под редакцией проф. Г. П. Подшивалеико, Н. И. Лахметкнной. М.: КНОРУС, 2007. — 208 с.
  92. Инвестиционная деятельность в Калининградской области: Статистический сборник территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области. Калининград, 2004−2006 гг.
  93. Игонина JI. J1. Инвестиции: Учебное пособие / Под ред. проф. Слепова В. А. -М. Экономистъ, 2006. 478 с.
  94. Т.Х., Горбунова В. Б. Производственный и экономический потенциалы предприятия // Проблемы и перспективы развития экономики и управления. — Калининград: Издательство БИЭФ, 2004. Выпуск № 28. — С. 43−49.
  95. Калининградская область в цифрах: Статистический сборник территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области. — Калининград, 2004−2006 гг.
  96. Н.В. Ипотека земли: что далее? // АПК-Информ от 17.06.2002.
  97. А.Я., Беспахотпый Г. В., Миндрип А. С. и др. Стимулирование инвестиций в АПК М.: ВНИИЭТУСХ, 2004. — 437 с.
  98. Г. Системный подход к экономической политике // Проблемы теории и практики управления. 2007. — № 5. — С. 34−35.
  99. А.П., Козлов С. Д., Федоров Г. М. Остров сотрудничества: Монография. -Калининград: Изд-во КГУ, 2002.
  100. Н.В., Аратский Д.Б.Методология управления земельными ресурсами на региональном уровне. Нижний Новгород: Изд-во ВВГАГС, 2000. — 246.
  101. B.C., Федоров Г. М. Состояние и перспективы развития сельского хозяйства Калининградской области // Регион сотрудничества. — 2004. -Выпуск № 10 (35).
  102. М.А. Земельные отношения в России: мифы и реальность. -М.:Росинформагротех, 2003. -236 с.
  103. М. Агропромышленный комплекс России в системе европейского сотрудничества: настоящее и будущее // Международный сельскохозяйственный журнал. -2006.-№ 3.-С. 11,14.
  104. М.М. Зарубежная практика кредитования сельского хозяйства и ее позитивное использование в условиях современной России // Международный сельскохозяйственный журнал. 2001. — № 4. — С. 5−7.
  105. М.М. Финансово-кредитный механизм агропромышленного комплекса. -М.: МАКС-Пресс, 2000. С. 69−70.
  106. Н.И. Институциональные основы земельных отношений в России и зарубежных странах. М.: Издательство ВИАПИ, 2006. — 245 с.
  107. Н. Регулирование землепользования в Дании и Норвегии // Международный сельскохозяйственный журнал. 2006. — № 1. — С. 41−42.
  108. A.M., Шеховцов В. В. Сетевое планирование и управление. -М.: Экономика, 1978.
  109. А.Г. Будет ли в России нормальный лизинг? // Деньги и кредит. — 2005. -№ 9.
  110. А. Экономические механизмы. М.: Издательская группа «Прогресс», 1993.
  111. А. Р. Проблемы инвестиционного рынка и развитие аграрной экономики России. СПб.: ООО «Протей», 2002.
  112. А. Р. Государственное регулирование инвестиционного развития аграрной экономики // Достижения науки и техники в АПК. 2006. -№ 2.
  113. Курс экономической теории: учебник под общей ред. Чепурина М. Н., Киселевой Е. А. Киров: «АСА», 1999. 752 с.
  114. О.Б. Регулирование ипотеки (залога) земель сельскохозяйственного назначения // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -2008. -№ 12.
  115. С.А. Государственное регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения в условиях развития рыночных отношений (теория, методы, практика: российская модель конца XX начала XXI века). — М.: «ЭКМОС», 2005.
  116. С. Изменение земельных отношений // Экономист. 2003. — № 5. — С. 85.
  117. Н. Сельское хозяйство пока в проекте // Эксперт. — 2007. № 26.
  118. И.И. Аграрный потенциал: исчисление и использование // Вопросы экономики.-1988.-№ 1.-С. 10−18.
  119. К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2-х томах: Пер. с англ. М.: Республика.
  120. A.M. Особенности формирования ресурсного потенциала аграрной сферы депрессивного региона // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2007. — № 6. — С. 22−24.
  121. Э. Особенности регулирования земельных отношений в странах Западной Европы // Международный сельскохозяйственный журнал. 2006. — № 1. — С. 39.
  122. Г. Г. Использование земельных и материально-технических ресурсов сельского хозяйства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -1999.-№ 1.-С. 16−18.
  123. А., Хутыз 3. О мерах государственной поддержки регионального развития // Экономист. 2004. — № 12. — С. 70.
  124. С. Новые тенденции в аграрной экономике Японии // Проблемы теории и практики управления. 2006. — № 4. — С. 43.
  125. С. Механизм привлечения в АПК негосударственных инвестиций // АПК: экономика, управление. 1997. — № 1. — С. 43−44.
  126. С., Маркина Е., Пантелеева О. Стимулирование эмиссионной деятельности предприятий АПК // АПК: экономика, управление. 2003. — № 11.
  127. Е. Государственное регулирование агропромышленного производства в странах ЕС // Экономист. 2000. — № 8. — С. 93.
  128. МасловаВ. Ипотека земель // Экономист. 2004. — № 5.
  129. П. Критерии и методы оптимального распределения капиталовложений. Пер. с франц. -М.: Статистика, 1971.
  130. Д.А., Самсонов К. П. Программно-целевой метод планирования. М.: Экономика, 1977.
  131. А. Ресурсный потенциал и прогнозные оценки развития сельхозпредприятий // АПК: экономика, управление. 2007. -№ 9. — С.46−48.
  132. А., Селсиьи JL, Виноградов С. Ипотека земель сельскохозяйственного назначения в Венгрии // Международный сельскохозяйственный журнал. — 2006. — № 3.- С. 6−7.
  133. А.С., Сергацкова Е. В., Лешина Е. А. Экономический механизм ипотеки земель сельскохозяйственного назначения. М. ФГНУ «Росинформагротех». — 96 с.
  134. . Влияние Единой сельскохозяйственной политики ЕС па развитие сельских территорий Польши // Международный сельскохозяйственный журнал.2006.-№ 3.- С. 15.
  135. . Основные программы поддержки польского сельского хозяйства из средств Европейского союза // Международный сельскохозяйственный журнал. —2007.-№ 1.-С. 49.
  136. А.Г. Бюджетно-налоговый механизм обеспечения инвестиций в Калининградской области // Калининградская область и ЕС: проблемы экономической интеграции. — Калининград: Изд-во КГУ, 2004. Вып. 2. — С. 117 — 136.
  137. В.М., Корнеева А. В., Ульянкин П. Н., Богданов А. Г. Экономический механизм управления инвестиционным развитием ресурсного потенциала аграрного сектора региона. Монография. Калининград: ФГОУ ВПО «КГТУ», 2009. — 239 с.
  138. В.М., Кубрак А. Д., Самойлова Л. Б. Экономическая оценка инвестиций / Под редакцией профессора В. М. Мурова. Калининград: Издательство КГТУ, 2002. — 98 с.
  139. В.И. Государство и сельское хозяйство на Западе. М.: Издательство «Огни ТД», 2006. — 324 с.
  140. В.И., Шмелев Г. И. Земельные отношения и рынок земли. М. 2005. -С. 224−227,229.
  141. С.А. Человек. Земля. Реформа. М. 2000. — С. 25, 34,37,57.
  142. Н. Выбор инвестиционной стратегии на новом этапе реформ // Экономист. -2001.-№ 6.-С. 32−33.
  143. В.И. Эффективное функционирование агропромышленного комплекса. -Саратов, 1990.-С. 56, 58.
  144. Новые перспективы Россельхозбанка (интервью с председателем Правления ОАО «Россельхозбанк» Ю.В. Трушиным) // Деньги и кредит. 2005. — № 8.
  145. С.Б. Мировой кризис и российское сельское хозяйство // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2008. — №№ 11−12.
  146. Т.Ф., Ященко Л. Е. Взаимодействие банковского сектора с экономикой области // Деньги и кредит. 2005. — № 3.
  147. Ю.М. Основы теории хозяйственного механизма. М.: МГУ, 1994. — 368 с.
  148. Г. Стране нужна новая аграрная политика // Экономист. — 2004. — № 4.
  149. Г. С., Архипцева JI.M., Иванов В. Н. Инвестиционный потенциал экономики Калининградской области и проблемы его освоения // Финансы и кредит. № 24. -С.36.
  150. А.Ф. Партнерство государства и бизнеса в банковской сфере // Деньги и кредит.-2004.-№ 10.
  151. JI.IO. Инвестиционная деятельность в аграрном секторе экономики: теория, практика, направления совершенствования Ставрополь: автореферат дисс. на соискание учен, степени докт. экон. наук. Ставрополь, 2006. — 46 с.
  152. Л.Ю., Айвазян Н. Р. Методика оценки инвестиционной привлекательности аграрного сектора экономики // Финансово-кредитные отношения региона: проблемы теории и практики: сб. науч. тр. по материалам науч.-практ. конф. / СтГАУ. -Ставрополь, 2006.
  153. Пошкус Б. Обеспечить госпрограмму финансами // Экономика сельского хозяйства России. 2008. — № 8. — С. 57−58.
  154. . Потребность сельского хозяйства в финансовых ресурсах на расширенное воспроизводство // Экономика сельского хозяйства России. 2007. — № 4. — С. 25−26.
  155. . Сельское хозяйство не «черная дыра» // Экономика сельского хозяйства России. — 2007. — № 7. — С. 12−13.
  156. С.В., Третьяков А. Г. Инвестиционная активность в регионе. -М.: Экономика, 2006. 158 с.
  157. Региональная экономика: Учебное пособие / Под ред. А. П. Градова. Санкт-Петербург: Изд-во «Питер», 2003. — 224 с.
  158. Региональная экономика: Учебное пособие для вузов / Под ред. Н. Г. Кузнецова, С. Г. Тяглова. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. — 320 с.
  159. В.А., Галимов Д. И. Конкурентоспособность отраслей российской промышленности текущее состояние и перспективы // Проблемы прогнозирования. -2006.-№ 2.
  160. В.Н. Производственный потенциал сельскохозяйственного предприятия и оценка эффективности его использования // Вестник статистики. 1984. — № 10. — С. 5−11.
  161. Сельское хозяйство Калининградской области: Статистический сборник территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области. Калининград, 2004−2006 гг.
  162. Сельское хозяйство Калининградской области накануне Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года: Статистический сборник территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области. Калининград, 2006 г.
  163. Е.В. Формирование ипотечного механизма в сельском хозяйстве // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2005. -№ 2.
  164. С.С. Производственные мощности и производственный потенциал сельскохозяйственных предприятий // Вестник сельскохозяйственной науки. 1985. -№ 5.-С. 14−19.
  165. А. Аграрная политика России в XXI веке: вызовы и перспективы // Экономика сельского хозяйства России. 2008. — № 7.
  166. В.З. Экономический анализ работы промышленных предприятий. -М.: Экономика, 1970. 174 с.
  167. Г. П. Секыоритизация активов с использованием кондуита // Экспертный канал «Открытая экономика» Электронный ресурс. 24.06.2005 г. Режим доступа: http://www.opec.ru/articledoc.asp?dno=49 416.
  168. В.А. Экономическое моделирование государственной поддержки эффективного землепользования // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2007. — № 9.
  169. Г. В. Противоречия современного развития финансово-кредитной инфраструктуры АПК России // Финансы и кредит. 2005. — № 11 (199). — С. 18.
  170. А.Н. Методология инвестиционного управления агропромышленным комплексом региона. — Краснодар: Издательство КубГАУ, 2004.
  171. А.Н., Лойко В. И., Пименов Г. Г. Инвестиции как фактор управления агропроизводством. Электронный научный журнал «Научный журнал КубГАУ». -2003. -№ 1.
  172. Ю.В. Система сельскохозяйственного кредитования: проблемы развития // Деньги и кредит. 2004. — № 8.
  173. А. Научно-технический потенциал социально-трудовой сферы // Экономист. 1997. — № 12.
  174. У Правительства области четкий курс развития. Интервью с А. Романовым // Калининградский аграрий. -№ 18 (140) от 29 сент. 2006 г. — С. 4.
  175. А.В. Стратегия формирования и тактика использования ресурсного потенциала сельскохозяйственных предприятий: автореферат дисс. на соискание учен, степени докт. экон. наук. — Воронеж, 2004.
  176. И. Агропродовольственный сектор: основные направления и проблемы. -2006. № 5. — С.88.
  177. И. Г. Развитие агропродовольственного сектора: основные направления и проблемы // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -2006.-№ 6.-С. 6−7.
  178. Г., Браун Й. фон, Корнеевец В. Опыт социально-экономического исследования сельского хозяйства и пищевой промышленности Калининградской области. Калининград, 1997. — С. 13, 24.
  179. Г. М. Состояние агропродовольственного комплекса Калининградской области // Регион сотрудничества: Отраслевые проблемы экономического развития Калининградской области. 2005. — Выпуск № 1(44).
  180. Финансы и кредит субъектов Российской Федерации: Учебник / Под ред. профессора Л. И. Сергеева. Калининград, БИЭФ, 1999. — 1036 с.
  181. А., Ревазов В. Инвестиционный климат регионов России и пути его улучшения // Вопросы экономики. 1999. — № 1. — С. 66−67.
  182. . О регулировании оборота сельхозземель в Польше // Международный сельскохозяйственный журнал. — С. 48−49.
  183. А.П., Федоров Г. М. Калининградская область: регион сотрудничества: Монография. Калининград: Янтарный сказ, 2000. — 730 с.
  184. Л.Г. Государственное регулирование национальной экономики. -М.: Экономист, 2004.
  185. И.Г., Серова Е. В. Вертикальная интеграция в продовольственном комплексе России. -М.: Издательство ИЭПП, 2002.
  186. М.А., Жданов В. П., Фёдоров Г. М. Эффективность и совершенствование механизма Особой экономической зоны в Калининградской области. Калининград: Изд-во КГУ, 2003. — 87 с.
  187. С.Г. Роль государственных органов управления в ресурсном обеспечении АПК.-Рязань, 2003.
  188. Д.А. Эффективность использования производственного потенциала и конечные народнохозяйственные результаты // Экономические науки. 1981. — № 10.
  189. Т.Н. Ресурсы и оптимальные размеры производства // АПК: экономика, управление. 1998. — № 7.
  190. Е.Е. Формирование и реализация инвестиционной политики экономического роста в регионах Российской Федерации: монография. — Томск: Изд-во Томского унта, 2006.
  191. В.А. Основные инструменты государственного финансового регулирования инвестиционной деятельности на уровне субъектов Российской Федерации // Материалы Всероссийской НПК. Воронеж: Изд-во Воронежского госуниверситета, 2006. — С. 75−79.
  192. А. Ключевые проблемы аграрной экономики // Экономика сельского хозяйства России. 2008. — № 10.
  193. А.Э. Аграрный ресурсный потенциал: формирование использование. -Киев, 1987.-174 с.
  194. Agricultural Policies in OECD Countries: At a Glance 2004, 2005, 2006 Edition’s.
  195. Hausner K.-H. Der EU-Haushaltskompromiss // Wirtschaftdienst. 86. Yahrgang. Heft 3/ Marz 2006.
  196. Woehe G. Einfuhrung in die Allgemeine. Betriebswirtschaftslehre. 21 Aufrage, 2002.
  197. Стратегия социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу, Госпрограмма I | развития сельского хозяйства на 2008−2012 гг., федеральное инвестиционное законодательство I1.
  198. Рис. Модель управления развитием ресурсного потенциала аграрного сектора экономики Калининградской области (на базе структурно-инвестиционных рычагов)
  199. Состояние ресурсной базы Калининградской области
  200. Составлено на основе данных 64., а также: Ггография Янтарного крал России: Учебник по курсу «Региональная экономика Калининградской области» / Под ред. В. В. Орленка. Калининград: Изд-во «Янтарный край», 2005. — 415 с.
Заполнить форму текущей работой