Запреты и ограничения во внешней торговле товарами
Экспортный контроль основывается на разрешительном механизме осуществления экспорта и импорта контролируемых товаров и технологий, который реализуется посредством лицензирования внешнеэкономических операций с ними. Правила осуществлений внешнеэкономических операций с товарами и технологиями, включенными в контрольные списки, определены постановлениями Правительства Российской Федерации, которыми… Читать ещё >
Запреты и ограничения во внешней торговле товарами (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Федеральная таможенная служба Государственное казённое образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Российская таможенная академия»
RUSSIAN CUSTOMS ACADEMY
Санкт-Петербургский имени В. Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Таможенные платежи»
на тему: «Запреты и ограничения во внешней торговле товарами»
Выполнил: Зайцева Ю. В.,
Санкт-Петербург
ВВЕДЕНИЕ
Либерализация внешнеэкономической деятельности России, начавшаяся в восьмидесятых годах прошлого века, значительно расширила круг лиц, получивших право непосредственного выхода на внешний рынок. Резкое увеличение масштабов перемещения товаров через границу обусловило возрастание роли и значения правового регулирования экспортно-импортных отношений. В свою очередь, эго потребовало выработки системы принципиально новых нормативных правовых актов. В части принятия и вступления в силу нормативных правовых актов, применяемых в таможенном деле, 2009 — 2010 годы стали, пожалуй, самыми насыщенными. Это связано с образованием Таможенного союза.
Международными соглашениями предусмотрены меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, меры нетарифного регулирования, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами.
Актуальность данной работы заключается в том, что в настоящее время формирование эффективной системы запретов и ограничений, мер нетарифного регулирования является одной из неотложных задач, как для нашей страны, так и для Таможенного союза, поскольку в России достаточно остры проблемы развития экономики и обеспечения экономической безопасности.
Объектом исследования выступают запреты и ограничения, действующие при перемещении товаров через таможенную границу.
Предметом исследования являются проблемы, связанные с запретами и ограничениями при перемещении товаров через таможенную границу РФ.
В соответствии с названием темы курсовой работы и вышеизложенным обоснованием ее актуальности, автор ставит целью данной работы анализ таможенно-правового института запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу РФ, а также обобщение накопленного в данной сфере теоретического и практического опыта.
Для достижения обозначенной цели автором были поставлены следующие задачи:
1. Дать общую характеристику запретов и ограничений во внешней торговле товарами;
2. Раскрыть правовую основу и принципы перемещения товаров через таможенную границу;
Рассмотреть случаи судебной практики по вопросам применения запретов и ограничений.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАПРЕТОВ И ОГРАНИЧЕНИЙ
1.1 Запреты и ограничения во внешней торговле товарами В соответствии с ТК ТС под запретами и ограничениями понимается комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, меры технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств — членов ТС, решениями Комиссии ТС и нормативными правовыми актами государств — членов ТС, изданными в соответствии с международными договорами государств — членов ТС.
Заперты и ограничения относятся к мерам неэкономического характера.
Запреты и ограничения устанавливаются:
— международными договорами государств-членов ТС;
— решениями Комиссии ТС (далее — Комиссии);
— нормативными правовыми актами государств-членов ТС, изданными в соответствии с международными договорами государств-членов ТС.
К запретам и ограничениям неэкономического характера относятся, например, обязательное подтверждение соответствия товаров техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, экологическим стандартам и требованиям, установленным законодательством. Документы о соответствии товаров обязательным требованиям (сертификаты, заключения, декларации соответствия, и т. п.) должны предоставляться таможенным органам одновременно с таможенной декларацией.
Товары, в отношении которых применяются предусмотренные Международными соглашениями меры регулирования, включены в Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами — участниками ТС в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами.
К ограничениям экономического характера относятся такие запреты и ограничения, как установление количественных ограничений, введение квоты, лицензирование, предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, а также специальные защитные меры (специальная пошлина, импортная квота), антидемпинговые меры (антидемпинговая пошлина) и компенсационные меры (компенсационная пошлина. Соблюдение запретов и ограничений экономического характера требуется при помещении товаров под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, экспорта, переработки на таможенной территории и переработки для внутреннего потребления.
К запретам и ограничениям, не носящим экономического характера относятся те запреты и ограничения, которые вводятся исходя из национальных интересов и целей, например: лицензия на ввоз и вывоз продукции военного назначения, товаров и технологий, используемых при создании оружия массового уничтожения и средств его доставки, запрет на ввоз на территорию Российской Федерации отходов в целях их захоронения и обезвреживания, разрешение МВД России на ввоз на территорию Российской Федерации оружия, сертификат соответствия и т. д.
1.2 Запреты и ограничения во внешней торговле товарами, как меры нетарифного регулирования Меры нетарифного регулирования — комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера.
Методы нетарифного регулирования отличаются большим разнообразием. В соответствии с классификацией ЕЭК ООН всё многообразие нетарифных методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности можно разделить на три группы:
1. Меры прямого ограничения:
— лицензирование;
— квотирование.
2. Специальные защитные меры:
— импортные квоты;
— специальные пошлины;
— антидемпинговые пошлины;
— установление барьера по минимальным ценам на рынке страны-импортера;
— компенсационные пошлины.
3. Административные и таможенные формальности:
— импортные налоги и сборы;
— сертификация;
— предотгрузочная инспекция.
Автор предлагает подробнее рассмотреть меры прямого ограничения, включающие в себя квотирование и лицензирование (схема 1.1.).
Лицензирование — это комплекс административных мер, устанавливающий порядок предоставления лицензий и (или) разрешений.
Выдача лицензий на экспорт и (или) импорт товаров осуществляется на основании заявлений участников внешнеторговой деятельности государств сторон.
Лицензии оформляются в порядке, определяемом соглашением о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами.
Схема 1.1. Меры прямого ограничения Отсутствие лицензии является основанием для отказа в таможенном оформлении товаров.
Случаями введения лицензирования в сфере внешней торговли товарами являются:
1) Введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров;
2) Реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь и здоровье граждан, имущество физических и юридических лиц, государственное и муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь и здоровье животных и растений;
3) Предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров;
4) Выполнение международных обязательств.
Основанием для экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров в случаях, предусмотренных выше, является лицензия, выдаваемая уполномоченным государственным органом исполнительной власти.
Отсутствие лицензии является основанием для отказа в выпуске товаров таможенными органами. Запреты и ограничения внешнеторговой деятельности: Учебное пособие/ П. А. Баклаков, Е. В. Зыбина, Н. А. Степура, А. В. Кулешов, В. А. Гайфутдинов, О. В. Шишкина. — СПб: ИЦ Интермедия, 2013.
Осуществление внешнеторговой деятельности может ограничиваться путем предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров. Исключительное право на экспорт или импорт отдельных видов товаров осуществляется на основании лицензии. Обоснование необходимости введения исключительного права на экспорт и импорт отдельных видов товаров должно содержать статистические данные, финансово — экономические расчеты и иную необходимую информацию, подтверждающие целесообразность применения данной меры.
Наблюдение за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров осуществляется посредством выдачи разрешений на экспорт и (или) импорт товаров при соблюдении следующих условий:
1) Процедура получения разрешений должна быть максимально упрощена, чтобы не ограничивать экспорт и (или) импорт товаров;
2) Разрешения выдаются без ограничений любым участникам внешнеторговой деятельности на основании письменных заявлений, представленных в уполномоченный государственный орган исполнительной власти;
3) Заявления о выдаче разрешений могут подаваться в рабочие дни до таможенного оформления товаров;
4) Срок выдачи разрешений не может превышать 3 рабочих дней со дня подачи заявления.
Квотирование — это ограничение государственной властью в количественном и стоимостном выражении объема продукции, разрешенного к ввозу или вывозу за определенный период.
Квота — это количественная нетарифная мера ограничения экспорта или импорта товара определенным количеством или суммой на определенный промежуток времени.
Существую следующие виды квот:
Экспортные — это квоты, ограничивающие количество продукции, разрешенной для вывоза. Экспортные квоты вводятся либо в соответствии с международными соглашениями, устанавливающими долю каждой страны в общем экспорте определенного товара, либо правительством страны для обеспечения отечественных потребителей и производителей достаточными запасами товаров; ограничения экспорта с целью исключения повышения цен данного товара на внутреннем рынке; предупреждения истощения природных ресурсов; достижения военно-политических целей.
Импортные — это квоты, ограничивающие количество продукции, разрешенной для ввоза. Импортные квоты вводятся для защиты национального производства, достижения равновесия торгового баланса, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, реагирования на дискриминационную торговую политику других государств.
Глобальные квоты — устанавливают общий объем (в натуральных или стоимостных величинах) импорта в данную страну какого-либо товара на определенный период времени без распределения между странами-поставщиками, что дает национальному импортеру свободу выбора страны-поставщика.
Индивидуальные — квоты, ограничивающие размер поставки какого-либо товара из одной страны в другую. Такие квоты устанавливаются, как правило, на основе двусторонних соглашений, которые дают преимущества в экспорте или импорте товара тем странам, с которыми имеются тесные взаимные интересы.
Тарифная квота — квота, в пределах стоимости или количества которой импортируемые товары облагаются таможенными пошлинами в обычном размере. Превышение тарифной квоты влечет за собой повышение ставок пошлин.
Квотирование включает в себя количественные ограничения. Обоснование необходимости введения количественных ограничений должно содержать:
1. В отношении экспорта товаров:
— сведения об объемах производства и потребности в товаре в рамках Таможенного союза (в натуральном и стоимостном выражении), статистические данные, финансово-экономические расчеты и другую информацию, обосновывающие объемы товара, разрешенные к вывозу, которые позволят предотвратить либо уменьшить критический недостаток этого товара на внутреннем рынке таможенного союза;
— сведения об объеме экспорта товара с единой таможенной территории;
б) в отношении импорта товаров:
— сведения об объемах производства и продажи товара (в натуральном и стоимостном выражении), статистические данные, финансово-экономические расчеты и другую информацию, обосновывающие необходимость ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов, ввозимых в любом виде;
— сведения об объемах импорта этого товара на единую таможенную территорию.
При введении на единой таможенной территории количественных ограничений применяются экспортные и (или) импортные квоты. Количественные ограничения применяются:
1) при экспорте — только в отношении товаров, происходящих с единой таможенной территории;
2) при импорте — только в отношении товаров, происходящих из третьих стран.
Комиссия при принятии решения о применении экспортной и (или) импортной квот обеспечивает:
— установление квот на определенный срок;
— информирование всех заинтересованных третьих стран об объеме выделенной им импортной квоты, в случае если импортная квота распределяется между третьими странами;
— опубликование информации о применении экспортной и импортной квот, их объемах и сроках действия, а также о распределении импортной квоты между третьими странами.
В связи с применением экспортных и импортных квот Комиссия должна:
— предоставить по требованию третьей страны, заинтересованной в торговле определенным товаром, информацию, которая касается порядка распределения экспортной (или) импортной квот, механизма их распределения между участниками внешнеторговой деятельности и объемах квот, на которые выданы лицензии;
— опубликовать информацию об общем количестве или стоимости товара, экспорт или импорт которого будет разрешен в течение определенного времени в будущем, а также о датах начала и окончания действия экспортной или импортной квот и любых их изменениях.
1.3 Меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов
Исходя из национальных интересов стран — участниц ТС и в соответствии со статьей 7 Соглашения о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран от 25.01.2008 г. Комиссией ТС могут вводится следующие меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами:
— запрет ввоза/вывоза;
— количественное ограничение ввоза/вывоза;
— предоставление исключительного права на ввоз/вывоз;
— разрешительный порядок ввоза/вывоза;
— иные меры регулирования.
Данные меры не должны являться способом дискриминации третьих стран или представлять собой скрытые ограничения внешней торговли товарами.
Меры регулирования, затрагивающие внешнюю торговлю товарами, могут вводиться в том случае, если они:
1) применяются для защиты культурных ценностей и культурного наследия;
2) связаны с ограничением экспорта отечественных материалов для обеспечения достаточным количеством таких материалов внутренней обрабатывающей промышленности в течение периодов, когда внутренняя цена на такие материалы держится на более низком уровне, чем мировая цена, в результате осуществляемого Правительством плана стабилизации.
3) Необходимы для приобретения или распределения товаров при общем или местном их дефиците;
4) Необходимы для выполнения международных обязательств;
5) Необходимы для обеспечения обороны и безопасности страны;
6) Необходимы для обеспечения соблюдения не противоречащих международным обязательствам правовых актов, касающихся применения таможенного законодательства, охраны окружающей среды, защиты интеллектуальной собственности и иных правовых актов.
1.4 Особые виды запретов и ограничений Внешняя торговля товарами может быть ограничена мерами, принятие которых необходимо для участия стран — участниц ТС в международных санкциях в соответствии с Уставном ООН.
Для защиты внешнего финансового положения, а также поддержания равновесия платежного баланса вводятся меры, ограничивающие внешнюю торговлю товарами.
Решением Комиссии импорт товаров может быть ограничен мерами регулирования, если это необходимо для защиты внешнего финансового положения и поддержания равновесия платежного баланса. Комиссия рассматривает предложение о введении таких мер на основании документов, которые содержат:
— наименование товара и его код в соответствии с ЕТН ВЭД;
— предлагаемые меры;
— срок действия предлагаемых мер;
— обоснование необходимости введения мер.
Такие меры могут быть приняты в одностороннем порядке странами-участницами ТС, в случае если Комиссия не примет предложение сторон о введении указанных мер.
Внешняя торговля товарами может быть ограничена мерами, принятие которых необходимо для участия государств — участников таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в международных санкциях в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций. Комиссия вводит такие меры на основании решения высшего органа таможенного союза. http://www.eurasiancommission.org — официальный сайт Евразийской экономической комиссии
1.5 Меры экспортного контроля Экспортный контроль — это комплекс мер по обеспечению установленного государством порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении определенной группы контролируемых товаров и технологий (сырья, материалов, оборудования, научно-технической информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов.
Государственная политика в области экспортного контроля является составной частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и осуществляется исключительно в целях обеспечения безопасности страны, ее политических, экономических и военных интересов. Одновременно экспортный контроль является механизмом обеспечения выполнения на национальном уровне международных обязательств Российской Федерации в области нераспространения оружия массового поражения.
Экспортный контроль основывается на разрешительном механизме осуществления экспорта и импорта контролируемых товаров и технологий, который реализуется посредством лицензирования внешнеэкономических операций с ними. Правила осуществлений внешнеэкономических операций с товарами и технологиями, включенными в контрольные списки, определены постановлениями Правительства Российской Федерации, которыми регламентируются порядок и условия совершения сделок, требования к заключаемым контрактам, а также к составу и содержанию документов, представляемых для получения лицензии. Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии принимается в межведомственном формате на основе комплексной оценки не распространяемых рисков, связанных с экспортной сделкой.
При этом под внешнеэкономической деятельностью понимается внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), то есть обмена между российскими и иностранными лицами, международными организациями и их представителями.
1.6 Меры технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств — членов ТС В настоящее время в Таможенном союзе действует единое правовое поле в области применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер, включающих в себя:
— применение единых перечней подконтрольной продукции;
— единых требований к этой продукции; единого порядка ввоза ее на единую таможенную территорию и перемещения по ней;
— оформление разрешительных документов по единым формам, которые признаются всеми государствами — членами Таможенного союза без дополнительного подтверждения соответствия указанным требованиям.
В рамках этого правового поля исключается необходимость осуществления данных видов контроля на межгосударственных границах государств-членов Таможенного союза.
Принятие 21 мая 2010 г. Протоколов к соглашениям Таможенного союза в области применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер позволило обеспечить оптимизацию контрольно-надзорных процедур в этих сферах. В рамках Таможенного союза отменены:
— применение санитарно-эпидемиологических заключений;
— разрешений уполномоченного органа на ввоз ветеринарной продукции (товаров);
— аттестация предприятий страныэкспортера представителями стороны импортера при взаимных поставках продукции.
В сфере санитарно-эпидемиологического благополучия и потребительского рынка ведется работа по унификации методов испытаний для целей оценки соответствия товаров единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям.
В области применения ветеринарных мер в 2011 г. государствами — членами ТС разработаны и утверждены формы Единых ветеринарных сертификатов на ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза товары, подлежащие ветеринарному контролю, из третьих стран.
Унификация в области технического регулирования в Таможенном союзе обеспечивается путем разработки принятия единых технических регламентов Таможенного союза, которые содержат все требования к безопасности продукции, включая санитарно-эпидемиологические и ветеринарно-санитарные. В целях создания соответствующего правового поля в ноябре 2010 г. подписано Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации, которым Комиссии переданы полномочия по принятию технических регламентов Таможенного союза.
В соответствии с Решениями Комиссии разработан и направлен на внутригосударственное согласование проект Стратегии развития единой системы технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер Таможенного союза на 2011;2015 годы.
Деятельность Комиссии в области технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер осуществляется в соответствии с международными стандартами и направлена на сокращение технических, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных барьеров во взаимной и внешней торговле Таможенного союза при обеспечении безопасности продукции (товаров).
1.7 Применение запретов и ограничений при перемещении товаров физическими лицами Процедура перемещения через таможенную границу физическими лицами товаров для личного пользования предполагает неприменение к товарам запретов и ограничений экономического характера.
В этой части порядок перемещения товаров физическими лицами для личного пользования также достаточно сильно отличается от правил ввоза на таможенную территорию и вывоза за ее пределы товаров участниками внешнеэкономической деятельности. Вместе с тем такой порядок также предусматривает определенные ограничения на перемещение товаров. Прежде всего, физические лица не имеют право перемещать через таможенную границу товары, ввоз и вывоз которых запрещен, например, по соображениям обеспечения публичного порядка, защиты окружающей среды и иным подобным основаниям общего характера.
Далее автор рассмотрит перечень товаров, для личного пользования, запрещенных или ограниченных к ввозу на таможенную территорию таможенного союза и (или) вывозу с этой территории.
I. Перечень товаров для личного пользования, запрещенных к ввозу на таможенную территорию таможенного союза и (или) вывозу с этой территории
1. При перемещении через таможенную границу любым способом:
— информация на печатных, аудиовизуальных и иных носителях информации, запрещенная для ввоза на таможенную территорию таможенного союза, вывоза с таможенной территории таможенного союза и транзита по таможенной территории таможенного союза;
— служебное и гражданское оружие, его основные части и патроны к нему, запрещенные для ввоза на таможенную территорию таможенного союза, вывоза с таможенной территории таможенного союза и транзита по таможенной территории таможенного союза;
— опасные отходы, запрещенные при ввозе и (или) ограниченные к перемещению через таможенную границу при ввозе и (или) вывозе;
— специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации, ввоз которых на таможенную территорию таможенного союза и вывоз с таможенной территории таможенного союза ограничен;
— ядовитые вещества, не являющиеся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ, ограниченные к перемещению через таможенную границу;
— наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, за исключением ограниченных количеств наркотических средств и психотропных веществ в виде лекарственных средств для личного применения по медицинским показаниям при наличии соответствующих документов, а также прекурсоров в объемах, определенных законодательством государства — члена таможенного союза;
— органы и (или) ткани человека, кровь и ее компоненты, ограниченные к перемещению через таможенную границу при ввозе и (или) вывозе;
— алкогольная продукция, этиловый спирт и пиво, табак и табачные изделия при ввозе и (или) вывозе физическими лицами, не достигшими 18-летнего возраста.
2. При вывозе любым способом:
— отходы и лом черных и цветных металлов, включенных в перечень товаров, при экспорте и (или) импорте которых установлены количественные ограничения;
— необработанные драгоценные металлы, лом и отходы драгоценных металлов, руды и концентраты драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, экспорт которых с таможенной территории таможенного союза ограничен;
— минеральное сырье (природные необработанные камни), ограниченное к перемещению через таможенную границу при вывозе;
— информация о недрах, ограниченная к перемещению через таможенную границу при вывозе;
— дикорастущее лекарственное сырье (растения, части растений, семена, плоды), ограниченное к перемещению через таможенную границу при экспорте в количестве, превышающем три экземпляра одного вида этих товаров;
— дикие живые животные и отдельные дикорастущие растения, ограниченные к перемещению через таможенную границу при экспорте (за исключением охотничьих и рыболовных трофеев), в количестве, превышающим три экземпляра одного вида этих товаров.
3. При ввозе любым способом:
— озоноразрушающие вещества, запрещенные к ввозу на таможенную территорию таможенного союза;
— средства защиты растений, запрещенные к ввозу на таможенную территорию таможенного союза;
— орудия добычи (вылова) водных биологических ресурсов, запрещенные к ввозу на таможенную территорию таможенного союза;
— этиловый спирт и алкогольная продукция общим объемом более 5 литров на одно лицо, достигшее 18-летнего возраста;
— более 200 сигарет или 50 сигар, или 250 граммов табака либо указанные изделия в наборе общим весом более 250 граммов на одно лицо, достигшее 18-летнего возраста.
4. В международных почтовых отправлениях (в дополнение к пунктам 1 — 3 настоящего раздела):
— алкогольная продукция, этиловый спирт, пиво;
— любые виды табачных изделий и курительных смесей;
— любые виды оружия (их части), патроны к ним (их части), конструктивно сходные с гражданским и служебным оружием изделия;
— радиоактивные материалы;
— культурные ценности;
— товары, подвергающиеся быстрой порче;
— живые животные, за исключением пчел, пиявок, шелковичных червей;
— растения в любом виде и состоянии, семена растений;
— драгоценные камни в любом виде и состоянии, природные алмазы, за исключением ювелирных изделий;
— наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, в том числе в виде лекарственных средств;
— озоноразрушающие вещества;
— иные товары, запрещенные к пересылке в соответствии с актами Всемирного почтового союза и таможенным законодательством таможенного союза.
II. Перечень товаров для личного пользования, ограниченных к ввозу на таможенную территорию таможенного союза и (или) вывозу с этой территории
1. При перемещении через таможенную границу любым способом:
— шифровальные (криптографические) средства, ввоз которых на таможенную территорию таможенного союза и вывоз с таможенной территории таможенного союза ограничен.
2. При перемещении через таможенную границу любым способом, кроме международных почтовых отправлений:
— озоноразрушающие вещества, ограниченные к перемещению через таможенную границу при ввозе и вывозе;
— ограниченные количества наркотических средств и психотропных веществ в виде лекарственных средств для личного применения по медицинским показаниям при наличии соответствующих документов, а также прекурсоры в объемах, определенных законодательством государства — члена таможенного союза;
— служебное и гражданское оружие, его основные части и патроны к нему, ограниченные для ввоза на таможенную территорию таможенного союза, вывоза с таможенной территории таможенного союза и транзита по таможенной территории таможенного союза.
3. При ввозе любым способом:
— радиоэлектронные средства и (или) высокочастотные устройства гражданского назначения, в том числе встроенные либо входящие в состав других товаров, ограниченные к ввозу на таможенную территорию таможенного союза.
4. При вывозе любым способом:
— коллекции и предметы коллекционирования по минералогии и палеонтологии, ограниченные к перемещению через таможенную границу при вывозе;
— виды дикой фауны и флоры, подпадающие под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 года, ограниченные к перемещению через таможенную границу при вывозе;
— редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды диких животных и дикорастущих растений, их части и (или) дериваты, включенные в красные книги Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, ограниченные к перемещению через таможенную границу при вывозе;
— документы национальных архивных фондов, оригиналы архивных документов, ограниченные к перемещению через таможенную границу при вывозе.
5. При вывозе любым способом, кроме международных почтовых отправлений:
— культурные ценности. Государственный таможенный комитет Республики Беларусь
В данной главе автором были рассмотрены теоретические аспекты запретов и ограничений во внешней торговле товарами. Была подробно дана характеристика запретам и ограничениям, как мерам нетарифного регулирования, отдельно рассматривалась одна из групп нетарифных методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности — меры прямого ограничения, включающая в себя лицензирование и квотирование. Отдельными подпунктами были рассмотрены меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений, меры экспортного контроля, меры технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств — членов ТС. Также, автор уделяет внимание применению запретов и ограничений при перемещении товаров физическими лицами и приводит перечень товаров, для личного пользования, запрещенных или ограниченных к ввозу на таможенную территорию таможенного союза и (или) вывозу с этой территории.
ГЛАВА 2. СОБЛЮДЕНИЕ ЗАПРЕТОВ И ОГРАНИЧЕНИЙ ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ
2.1 Привлечение к административной ответственности за несоблюдение запретов и ограничений
В данном параграфе автор рассмотрит один из случаев судебной практики, при котором наступает административная ответственность за несоблюдение запретов и ограничений.
Таможенный брокер от имени общества 07.05.2010 подал в таможню грузовую таможенную декларацию для оформления экспорта товара, заявленного как «масса древесная термомеханическая из хвои сосны для использования в качестве сырья для экстракционной промышленности». В графе 33 грузовой таможенной декларации указан код товара согласно Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) — 4701 00 100 0. Товар выпущен таможней 10.05.2010.
По результатам таможенного контроля таможня приняла решение о классификации вывезенного обществом товара по другому коду ТН ВЭД и вынесла определение о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении применительно к части 1 статьи 16.3 КоАП РФ и проведении по нему административного расследования.
Согласно протоколу об административном правонарушении общество заявило в грузовой таможенной декларации сведения о товаре и коде ТН ВЭД, не соответствующие документам, имеющимся в комплекте грузовой таможенной декларации, что послужило основанием для непредставления им таможенному органу лицензии Министерства промышленности и торговли РФ на экспорт товара.
При таких обстоятельствах таможня посчитала, что выявленное нарушение является несоблюдением установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и не носящих экономического характера запретов и (или) ограничений на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, то есть подлежит квалификации по части 1 статьи 16.3 КоАП РФ.
Постановлением таможни по делу об административном правонарушении общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ.
Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд.
Проанализировав подготовленные Федеральной таможенной службой Пояснения к ТН ВЭД (товарным позициям 4701 и 1211), с учетом экспертных оценок и содержания технических условий, суды, по мнению кассационной инстанции, сделали правомерный вывод о том, что в данном случае обществом при декларировании заявлен неверный код ТН ВЭД.
В то же время согласно приложению N 2 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 01.07.94 N 758 «О мерах по совершенствованию государственного регулирования экспорта товаров и услуг» лекарственное сырье растительного и животного происхождения, относящееся к товарной позиции (коду) 1211 ТН ВЭД, включено в Перечень товаров, по которым сохраняется особый порядок экспорта.
В приложении N 3 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 06.11.92 N 854 указано, что подлежащее экспорту лекарственное сырье растительного и животного происхождения, отнесенное к коду 1211 ТН ВЭД, осуществляется при наличии лицензии Министерства природных ресурсов и экологии РФ совместно с Министерством здравоохранения РФ.
По мнению кассационной инстанции, апелляционный суд обоснованно указал, что в рассматриваемом случае таможня не представила доказательств того, что экспортируемый обществом товар является товаром, экспорт которого требует соответствующей лицензии.
Как разъяснено в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при разграничении административных правонарушений, ответственность за которые установлена частью 3 статьи 16.2 и статьей 16.3 КоАП РФ, следует исходить из того, что по части 1 и части 2 статьи 16.3 КоАП РФ действие подлежит квалификации в том случае, когда несоблюдение указанных запретов и ограничений не связано с заявлением таможенному органу при декларировании недостоверных сведений о товарах и транспортных средствах.
Если же действие лица, привлекаемого к административной ответственности, выражается в заявлении в таможенной декларации недостоверных сведений, влияющих на применение к товарам запретов или ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а равно в представлении при декларировании товаров недействительных документов, послуживших основанием для неприменения таких запретов и ограничений (например, поддельного сертификата соответствия), то с учетом исключений, названных в части 1 и части 2 статьи 16.3 КоАП РФ, такое действие (бездействие) подлежит квалификации по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Суд кассационной инстанции сделал вывод о том, что вопрос о несоблюдении обществом соответствующего ограничения необходимо решать именно в связи с заявлением таможенному органу при декларировании недостоверных сведений. Таможня рассматривала представленные обществом (от имени общества) документы при подаче спорной грузовой таможенной декларации, оценивая содержание таможенной декларации и документального приложения к ней.
Следовательно, таможенный орган неправильно квалифицировал вмененное обществу деяние, что является достаточным основанием для признания незаконным и отмены арбитражным судом решения административного органа о привлечении к административной ответственности.
2.2 Оспаривание действий, решений таможенных органов, связанных с проверкой соблюдения запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу
Общество на основании внешнеторгового контракта ввезло на таможенную территорию Российской Федерации товары («говядина мороженая»). При этом общество применило тарифные преференции, предоставленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2004 N 878 «О регулировании импорта говядины мороженой в 2005 году». На основании этого Постановления Министерство экономического развития и торговли РФ выдало обществу разовую лицензию на ввоз товаров («лопатка, шейно-лопаточная часть и грудинка обваленные, мороженые»).
При таможенном оформлении ввезенных товаров на основании данной лицензии общество уплатило таможенные платежи в полном объеме с применением пониженных ставок. Впоследствии Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ вышеназванная лицензия признана недействительной со дня ее выдачи в связи с превышением установленного объема ввоза товаров.
В результате проведенной Министерством экономического развития и торговли РФ проверки выявлены случаи выдачи лицензий участникам внешнеэкономической деятельности по их заявлениям на ввоз говядины в 2005 году и использования таких лицензий для ввоза указанных товаров с превышением объемов тарифных квот, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2004 N 878, в связи с чем указанные лицензии, в том числе и лицензия, выданная заявителю, Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ признаны недействительными (полностью или частично) с момента их выдачи.
Таможня, проверив документы и сведения, представленные обществом при оформлении ввоза товаров по спорной лицензии, выявила наличие у декларанта задолженности по уплате таможенных платежей. По результатам проверки таможня направила обществу требование об уплате таможенных платежей и пеней.
Общество оспорило названное требование таможни в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали обществу в удовлетворении заявленного требования, указав на то, что таможня обоснованно направила декларанту спорное требование об уплате таможенных платежей и пеней ввиду отсутствия у заявителя оснований для применения пониженных ставок таможенных пошлин.
Суд кассационной инстанции указал, что правовые основания для приостановления и аннулирования лицензий в связи с обстоятельствами, возникшими после их выдачи, установлены пунктом 13 Положения о порядке лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.96 N 1299, а также пунктом 11 Положения о лицензировании в сфере внешней торговли товарами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2005 N 364. В связи с этим суд кассационной инстанции оставил судебные акты в силе.
2.3 Влияние вступления России в ВТО на запреты и ограничения
22 августа 2012 года Российская Федерация официально стала 156 членом Всемирной торговой организации (ВТО). Россия вступила в ВТО в качестве развитой страны.
Нормы ВТО непосредственно оказывают влияние не только на внешнеторговые отношения, но и на внутреннее функционирование экономики вступившей страны. Вступление России в ВТО активизирует глобальные процессы на рынках субъектов страны. Членство в ВТО создает новые возможности и угрозы для России: возможности в виде более благоприятных условий доступа на международные рынки товаров и услуг и защиту своих интересов; угрозы упадка производства в неконкурентных российских отраслях, рост безработицы.
Если рассматривать влияние вступления в ВТО на таможенно-тарифное регулирование, то здесь стоит отметить, что страны обязаны отказаться от применения любых запретов и ограничений, будь то в форме квот, импортных или экспортных лицензий или других мер. Исключениями являются сфера национальной безопасности, здоровья, безопасности производства и потребления, охраны окружающей среды.
Существуют следующие актуальные и потенциальные проблемы, связанные с ВТО и Таможенным союзом:
1) Запрет на импорт мяса из США и Канады;
Разработка и внедрение российской национальной системы оценки качества мяса крупного рогатого скота (далее — КРС), в том числе и разработка российского национального стандарта на мясо КРС высшей ценовой категории, позиционировалось как способ защиты потребителя от низкокачественного импорта, поскольку в противном случае качество мяса будет определяться по зарубежным стандартам (в том числе канадским и американским, которые расцениваются как недостаточно жесткие).
2) Запрет на импорт мяса из ЕС;
Осенью 2012 года Россия ввела запрет на ввоз крупного и мелкого рогатого скота (и связанных с ним генетических материалов) из Австрии и Финляндии, а также транзит такого крупного рогатого скота в связи с ветеринарными проблемами. С конца ноября 2012 года также временно запрещен импорт живых свиней, спермы хряков, свинины, сырья свинины и товаров из Латвии, которые не подвергаются термообработке.
В марте 2013 года Россельхознадзор приостановил импорт живых свиней, а также крупного и мелкого рогатого скота из Евросоюза из-за вспышек в странах ЕС заболевания, вызываемого вирусом Шмалленберг. Партнеры России по ВТО в ответ согласились рассмотреть вопрос о возможном повышении пошлин на импорт живых свиней до 20%.
В декабре 2012 года Россия ввела запрет на ввоз крупного и мелкого рогатого скота из Швеции (и связанных с ним генетических материалов), а также на транзит через Россию такого крупного рогатого скота.
В конце января 2013 года Россия уведомила ВТО, что под запрет попадает мясо специально охлажденной свинины, говядины и птицы из Германии с февраля 2013 года. Причины этого запрета не указывались, но отмечалось, что не было «надлежащего контроля ветеринарной службы Германии» в отношении такого экспорта. Эта мера получила особенно негативную реакцию в Европейском союзе.
ЕС считает такие запреты серьезным нарушением правил ВТО. В декабре 2012 года комиссар ЕС по торговле Карел де Гюхт публично предупредил Россию, что Европейский союз не потерпит этих мер и в случае необходимости будет инициировать урегулирование споров.
3) Запрет использования ПЭТ-тары для пищевых продуктов в РФ;
Производители ПЭТ-тары не согласны с положениями проекта технического регламента Таможенного союза «О безопасности алкогольной продукции», который вводит запрет на применение ПЭТ-упаковки для любых спиртных напитков.
Текущая версия технического регламента Таможенного союза «О безопасности алкогольной продукции» допускает розлив пива в ПЭТ-тару, однако запрещает ее использование для бутилирования другого алкоголя. Однако вокруг другого регламента — «О безопасности упаковки» — возможны дальнейшие споры. В декабре 2011 года с идеей о запрете пластика выступил Казахстан, однако в настоящее время он не настаивает на этой норме. Категорически против ограничений выступила Беларусь, где 80% пива фасуется именно в ПЭТ-тару (в России — 50%). Противником ПЭТ выступили Росалкогольрегулирование и Минздрав (хотя последнее ведомство признает отсутствие вреда от пластиковой упаковки). Против введения ограничений выступают Минпромторг, Минэкономразвития и Федеральная антимонопольная служба.
Запрет на использование ПЭТ-тары для алкогольной продукции противоречит соглашению ВТО по фитосанитарным нормам, а также создает технические барьеры в торговле. Производители пива даже пригрозили существенным падением инвестиций в российскую пивную отрасль.
4) Запрет экспорта необработанной древесины;
Российские власти объявили о запрете экспорта необработанной древесины хвойных пород для компаний, имеющих задолженность по аренде леса. Евросоюз же потребовал упрощения процедуры экспорта леса в рамках ВТО. Первоначально через ВТО было достигнуто соглашение по экспорту российского леса, однако, вследствие того, что процедура экспорта по более низким ценам намного сложнее, чем процедура реализации леса внутри страны, поступают сигналы о дискриминации экспортеров производителями.
Еще в 2005;2007 годах РФ увеличила таможенную нагрузку на экспорт леса для давления на ВТО.
В рамках соглашения по вступлению в ВТО России было поставлено условие снизить экспортные пошлины до 15% на сосну и 13% на ель.
В данной главе автор привел два примера судебной практики по привлечению к административной ответственности за несоблюдение запретов и ограничений, а также по оспариванию действий, решений таможенных органов, связанных с проверкой соблюдения запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу. Наряду с этим, автором были рассмотрены актуальные проблемы, связанные с вступлением Российской Федерации в ВТО. Анализируя данную ситуацию, автор приходит к выводу, что итоги присоединения России к ВТО противоречивы. Их масштаб пока несоизмерим ни с прогнозами критиков, ни с оптимизмом активных сторонников. На сегодняшний день еще не произошло привыкания России к присутствию в ВТО, слабым остается знание его нормативной базы. Как следствие, не возник фильтр против решений, противоречащих требованиям или принципам ВТО (АПК, автомобильная промышленность, лесная отрасль, производство полиэтиленовой тары и т. п.).
таможенный торговля контроль
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Запреты и ограничения — это комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, меры технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств — членов ТС, решениями Комиссии ТС и нормативными правовыми актами государств — членов ТС, изданными в соответствии с международными договорами государств — членов ТС.
Главной задачей применения запретов и ограничений, стоящей на данный момент перед министерствами, ведомствами, организациями, имеющими отношение к внешнеторговой деятельности, является:
— обеспечение соблюдения запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза;
— защита национальной безопасности Российской Федерации.
В целях борьбы с ввозом на таможенную территорию Таможенного союза недоброкачественных и опасных товаров продолжается работа по совершенствованию мер, направленных на применение единых требований в отношении сертификации товаров; товаров, подпадающих под ветеринарный, фито-санитарный, санитарно-карантинный контроль.
Сегодня особенно остро стоит проблема предотвращения распространения вооружений, потому что именно данная проблема является приоритетным элементом политики национальной безопасности развитых стран. По мере развития интеграционных процессов в мировой хозяйственной жизни все более быстрое распространение товарных аналогов и научно-технических знаний стало объективным международным процессом.
В данной работе автором были рассмотрены основные задачи применения запретов и ограничений во внешней торговле товарами: дана общая характеристика запретов и ограничений, рассмотрены принципы перемещения товаров через таможенную границу, приведены случаи судебной практики по вопросам применения запретов и ограничений.
Автор считает, что цель, поставленная в начале данной работы, а именно: провести анализ таможенно-правового института запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу РФ, а также объединить накопленный в данной сфере теоретический и практический опыт — была достигнута.
1. Таможенный кодекс Таможенного союза;
2. Решение Межгоссовета ЕВРАзЭс на уровне глав государств от 27.11.2009 года № 19 «О едином нетарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации»;
3. Решение Комиссии Таможенного союза № 168 от 27.01.2010 года «Об обеспечении функционирования единой системы нетарифного регулирования таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации»;
4. Соглашение от 9.06.2009 года «О правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами»;
5. Приложение к Решению Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав правительств от 19 мая 2011 г. № 80;
6. Запреты и ограничения внешнеторговой деятельности: Учебное пособие/ П. А. Баклаков, Е. В. Зыбина, Н. А. Степура, А. В. Кулешов, В. А. Гайфутдинов, О. В. Шишкина. — СПб: ИЦ Интермедия, 2013;