Порядок ввоза, вывоза продукции военного назначения на территорию России
Полностью удовлетворить потребности в товарах военного назначения практически невозможно, так как постоянно изменяется международная обстановка, ситуация внутри самих государств, состояние и развитие науки и техники и т. п. В зависимости от потребностей изменяются и сами товары и услуги военного назначения, масштабы и интенсивность их использования. Они становятся всё более сложными… Читать ещё >
Порядок ввоза, вывоза продукции военного назначения на территорию России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Содержание Введение Глава 1. Правовое регулирование порядка перемещения через таможенную границу Таможенного Союза продукции военного назначения
1.1 Анализ нормативно-правовых документов в области перемещения через таможенную границу Таможенного Союза продукции военного назначения
1.2 Характеристика и классификация продукции военного назначения Глава 2. Порядок и практика перемещения через таможенную границу Таможенного Союза продукции военного назначения
2.1 Порядок ввоза, вывоза продукции военного назначения на территорию РФ
2.2 Проблемы, возникающая в процессе перемещении через таможенную границу Таможенного Союза продукции военного назначения
2.3 Предложения по совершенствованию порядка перемещения через таможенную границу Таможенного Союза продукции военного назначения Заключение Список литературы Приложение
Актуальность работы. Производство товаров военного назначения — специфическая часть национальной экономики, которая функционирует в системе экономических отношений по обеспечению военно-экономических потребностей. Вооруженные силы и другие силовые структуры при удовлетворении этих потребностей, выступают рыночными субъектами процесса потребления. Весь вопрос в том, как учесть особенности развития оборонного сектора экономики, его адаптацию к рыночным отношениям, к рыночной практике, как перейти к преимущественно экономическим методам организации процессов обеспечения обороны страны.
Основу экономической деятельности вооруженных сил составляют отношения, формирующие потребление военной продукции, средств вооруженной борьбы в интересах боевой готовности войск. Подавляющая часть товаров и услуг военного назначения — вооружение и военная техника — поставляется только силовым структурам, других покупателей этого товара на внутреннем рынке нет. Отсюда — своя сфера экономических связей, свой специфический рынок — рынок собственно военной продукции, особая система размещения заказов, полная монополизация производства многих видов вооружения и военной техники, своя специфика в системе ценообразования и управления заказами.
Среди основных стран — импортёров российского вооружения и военной техники Индия, Китай, Вьетнам, Индонезия, Венесуэла, Алжир, Малайзия. В целом в 2013 году суммарная доля в общем объёме экспорта российской военной продукции первых пяти-шести стран из списка партнеров «Рособоронэкспорта» составляет около 75%. Всего поставки шли в 60 стран.
По результатам 2013 года техника военно-воздушных сил составляет 38,3% от всех заключенных контрактов против 32,3% годом ранее. Военно-морская техника сейчас занимает в портфеле порядка 17%, сухопутная — 14,2%, ПВО — 26,2%.
По состоянию на декабрь 2013 года портфель заказов «Рособоронэкспорта» составлял почти $ 38 млрд.
Российский экспорт основных видов вооружения увеличился на 28% в период с 2004;2008 по 2009;2013 гг. Россия реализовывала оружие в 52 страны, однако на три из них пришлось более половины данной статьи экспорта: Индию, Китай и Алжир.
Основным покупателем российского оружия стали страны Азиатско-Тихоокеанского региона, доля экспорта на страны данного региона составила 65%.
Россия стала крупнейшим экспортером судов за рассматриваемый период, доля данного вида вооружения составила 27% от всего экспорта вооружений, в том числе и поставка авианосца в Индию.
На самолеты приходилось 43% от всей доли экспорта российских вооружений, за рассматриваемый период было поставлено 219 боевых самолетов.
Основу экономической деятельности вооруженных сил составляют отношения, формирующие потребление военной продукции, средств вооруженной борьбы в интересах боевой готовности войск. Подавляющая часть товаров и услуг военного назначения — вооружение и военная техникапоставляется только силовым структурам, других покупателей этого товара на внутреннем рынке нет. Отсюда — своя сфера экономических связей, свой специфический рынок — рынок собственно военной продукции, особая система размещения заказов, полная монополизация производства многих видов вооружения и военной техники, своя специфика в системе ценообразования и управления заказами.
Переход к рыночной экономике коренным образом изменяет характер деятельности и экономические отношения всех рыночных субъектов специфического рынка товаров и услуг военного назначения. Центр тяжести новых экономических отношений перемещается на усиление рыночных, финансовых рычагов, которые изменяют государственный характер регулирования экономических процессов.
В процессе формирования рыночного хозяйства в военном секторе экономики происходит медленное становление рынка собственно военной продукции, его ключевых элементов — совокупного спроса и предложения, в связи с чем встает вопрос о глубине и наиболее приемлемых границах функционирования рынка товаров и услуг военного назначения.
Объект — продукция военного назначения.
Предмет — порядок перемещения продукции военного назначения через таможенную границу Таможенного Союза.
Цель — изучить порядок перемещения продукции военного назначения через таможенную границу Таможенного Союза, выявить проблемы и предложить пути их решения.
В соответствии с указанными выше целями сформулированы следующие задачи:
— рассмотреть понятие продукции военного назначения и правовое регулирование его перемещения через границу Таможенного Союза;
— изучить порядок перемещения через таможенную границу Таможенного Союза продукции военного назначения;
— проанализировать проблемы и предложить меры по совершенствованию процесса перемещения через таможенную границу Таможенного Союза продукции военного назначения.
Глава 1. Правовое регулирование порядка перемещения через таможенную границу Таможенного Союза продукции военного назначения
1.1 Анализ нормативно-правовых документов в области перемещения через таможенную границу Таможенного Союза продукции военного назначения
В соответствии с Таможенным кодексом Таможенного Союза таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Таможенного Союза о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Анализ указанной статьи показывает наличие двух относительно самостоятельных предметов правового регулирования в области таможенного дела:
1) общественные и правовые отношения, связанные с обеспечением соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования;
2) общественные и правовые отношения, связанные с обеспечением соблюдения запретов и ограничений внешнеторгового законодательства при перемещении товаров через таможенную границу.
Самостоятельность их относительна, так как соблюдение запретов и ограничений внешнеторговой деятельности отнюдь не освобождает субъектов таможенных правоотношений от соблюдения таможенно-тарифных правил. В то же время не все таможенные отношения подпадают под действие и тарифного, и нетарифного регулирования. Например, продукция сугубо гражданского предназначения не является предметом нетарифного регулирования в рамках системы экспортного контроля.
Объективная необходимость учета специфики предметной области таможенного регулирования обусловлена особенностями таможенных правоотношений и, как следствие, таможенного контроля, а также административно-правовой и уголовно-правовой ответственности в случае, если в качестве объекта таможенных правоотношений выступает ограниченный в гражданско-правовом обороте товар.
Так, например, не все объекты гражданских правоотношений, в отношении которых установлены ограничения и запреты, могут вообще быть объектами таможенных правоотношений, т. е. товарами с точки зрения таможенного законодательства. Оружие массового уничтожения (ядерное, бактериологическое, химическое) не является объектом правоотношений ни экспортного контроля товаров двойного применения, ни экспортного контроля обычных видов вооружения и военной техники, и как следствие таможенных правоотношений, а относится к объектам международно-правовых режимов, регулируемых нормами международного публичного права.
Статус ядерного оружия определяется не только нормами российского гражданского законодательства, определяющими его как собственность Российской Федерации, но и нормами международного публичного права, в частности Договором о нераспространении ядерного оружия, согласно которому Россия обязалась не передавать кому бы то ни было ядерное оружие или другие ядерные устройства, а также контроль над ними ни прямо, ни косвенно. Статус химического и биологического оружия также определяется нормами национального законодательства и международного публичного права: Конвенцией о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1971 г. и Конвенцией о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении 1993 г.", участником которых является и Россия.
Институт обеспечения соблюдения запретов и ограничений, связанных с перемещением через таможенную границу продукции военного назначения, как метод реализации государственной монополии в области военно-технического сотрудничества
Статьей 5 Закона о военно-техническом сотрудничестве определены основные методы осуществления государственного регулирования и реализации государственной монополии в области военно-технического сотрудничества" .
Одним из методов реализации государственной монополии закон определил таможенное регулирование.
Таможенно-тарифное регулирование не имеет какой-либо специфики в таком регулировании, исходя из особенностей его объекта — продукции военного назначения. Установление таможенных тарифов и взимание таможенных пошлин при внешнеторговом обороте продукции военного назначения влияет на экономические интересы государства, в определенной мере на его экономическую, но не военную безопасность и обороноспособность. Следовательно, не логично отнести ту часть таможенного регулирования, которая связана с таможенно-тарифным регулированием, к методам реализации государственной монополии в области военно-технического сотрудничества.
Правовое своеобразие и отличия в таможенном регулировании появляются, когда его предметом становятся ограничения и запреты системы экспортного контроля в области военно-технического сотрудничества. Установление запрета на вывоз и ввоз продукции военного назначения и введение разрешительного порядка ее оборота обеспечивается средствами системы экспортного контроля в этой сфере. Однако все эти действия происходят до момента непосредственного вывоза продукции военного назначения, в отношении которой были применены многочисленные нетарифные ограничения и запреты, не имеющие экономического характера. Когда же декларант обращается в таможенный орган для таможенного оформления вывозимой продукции военного назначения за пределы Российской Федерации, роль последнего проверить выполнены ли требования системы экспортного контроля, соблюдены ли необходимые ограничения и запреты законодательства в области военно-технического сотрудничества путем проверки наличия основополагающего документа для таможенного оформления — лицензии ФСВТС России. Заявляя продукцию военного назначения к таможенному оформлению декларант вступает как в таможенно-тарифные, так и нетарифные правоотношения с таможенным органом. Однако первые никоим образом не затрагивают интересы военной безопасности и обороноспособности государства, это происходит во втором случае.
Именно поэтому общий подход, определяющий методом реализации государственной монополии в области военно-технического сотрудничества таможенное регулирование, имеет вполне конкретное содержание — не все указанное регулирование относится к данному методу, а только та его часть, которая касается таможенного института обеспечения соблюдения запретов и ограничений, связанных с перемещением через таможенную границу товаров, являющихся продукцией военного назначения.
При этом аспект, которой интересует государство в рамках указанного института, не связан с его экономическими интересами. Эти интересы реализуются в рамках таможенно-тарифного регулирования либо мер нетарифного регулирования, имеющих экономический характер (антидемпинговые, компенсационные и иные меры).
Таможенное регулирование как метод реализации государственной политики в отношении каждого из контролируемых товаров (наркотические средства и психотропные вещества, лекарственные средства, животные и продукты животноводства, оружие, продукция военного назначения и т. д.) своим предметом и конечной целью имеет обеспечение безопасности государства, общества и граждан и обороноспособности государства. Данный специфичный предмет не имеет экономического содержания, призванного удовлетворить экономические потребности государства и общества.
Ограничения, вводимые государством в отношении поставок вооружения и военной техники в иностранные государства, призваны обеспечить его потребности, сконцентрированные в его геополитических интересах, к примеру, направленные на завоевание влияния в том или ином регионе мира либо конкретной стране, или предотвращение ущерба собственным интересам, осуществив дестабилизирующую поставку вооружения в страну, которая может привести к эскалации напряженности в регионе поставки либо создать военную угрозу собственному государству.
Лицензия ФСВТС России — ключевой элемент таможенно-правового регулирования ввоза и вывоза продукции военного назначения
По своей правовой природе лицензирование ввоза и вывоза продукции военного назначения в области военно-технического сотрудничества относится к такому методу государственной регулирования внешнеторговой деятельности как нетарифное регулирование.
Какая связь между лицензированием ввоза и вывоза продукции военного назначения (институтом внешнеторгового законодательства, в том числе законодательства в области военно-технического сотрудничества) и обеспечением соблюдения ограничений и запретов внешнеторговой деятельности (институтом таможенного права)? Ведь к предмету таможенного дела относятся меры, направленные на обеспечение соблюдения ограничений и запретов внешнеторговой деятельности, а не лицензирования ввоза и вывоза продукции военного назначения.
Связь самая непосредственная. Статьей 6 Закона о военно-техническом сотрудничестве установлен общий запрет на вывоз продукции военного назначения с территории Российской Федерации при одновременном введении разрешительного порядка ее вывоза, являющегося исключением из общего правила. Данный порядок предусматривает на каждый конкретный вывоз получение разрешения уполномоченного органа ФСВТС России. Это не разрешение на совершение сделки либо исполнение обязательств из нее. Лицензия ФСВТС России разрешает вывоз продукции военного назначения по законной действительной сделке о поставке продукции военного назначения в иностранное государство, которая вступила в силу после принятия соответствующего решения о поставке в форме распоряжения Президента РФ, а также Правительства РФ или ФСВТС России.
Таким образом, лицензирование, являясь с точки зрения внешнеторгового законодательства одним из его методов государственного регулирования, в тоже время с точки зрения таможенного законодательства представляет собой предметную область таможенного дела, которая призвана обеспечить соблюдение установленного общего запрета на вывоз продукции военного назначения, путем проверки соответствия вывозимых товаров на соответствие разрешительному порядку вывоза и ввоза в случае отнесения этих товаров к продукции военного назначения.
При выдаче лицензии ФСВТС России контролирует:
а) правильность оформления, полноту объема и достоверность представленных для получения лицензии документов, к которым относятся: заявление на получение лицензии; копия контракта или выписку из контракта с иностранным заказчиком (поставщиком); копия договора между организацией-заявителем и организацией — разработчиком и производителем продукции военного назначения (при вывозе этой продукции) или между организацией-заявителем и организацией — потребителем продукции военного назначения (при ввозе этой продукции); документы, подтверждающие урегулирование с Министерством юстиции Российской Федерации вопросов правовой защиты интересов государства в процессе передачи иностранным заказчикам и использования ими результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного назначения, которые содержатся в предусмотренной для передачи продукции военного назначения и права, на которые принадлежат Российской Федерации; сертификат конечного пользователя — легализованный в установленном порядке документ, содержащий обязательства уполномоченного органа иностранного государства использовать экспортируемую из Российской Федерации продукцию военного назначения только в заявленных целях и не допускать ее реэкспорта или передачи третьим странам без согласия Российской Федерации; копия разрешения на осуществление иностранной организацией внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, выданного уполномоченным органом иностранного государства, в котором зарегистрирована иностранная организация, заключившая с организацией-заявителем контракт; документы, подтверждающие полномочия иностранной организации на заключение с организацией-заявителем контракта (в случае если иностранная организация не является конечным пользователем поставляемой или производителем закупаемой продукции военного назначения);
б) соответствие заявления на получение лицензии и контракта с иностранным заказчиком (поставщиком) требованиям, установленным решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и (или) Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству о поставках продукции военного назначения.
1.2 Характеристика и классификация продукции военного назначения
Продукция военного назначения — в РФ — вооружение, военная техника, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность) и информация в военно-технической области (приложение 1).
К продукции военного назначения относятся:
— вооружение и военная техника — комплексы различных видов оружия и средств обеспечения его боевого применения, в том числе средств доставки, системы наведения, пуска, управления, а также другие специальные технические средства, предназначенные для оснащения вооруженных сил, боеприпасы и их компоненты, запасные части, приборы и комплектующие изделия к приборам, учебное оружие (макеты, тренажеры и имитаторы различных видов вооружения и военной техники);
— системы связи и управления войсками, вооружением и военной техникой;
— взрывчатые вещества, предметы и устройства взрывания, пороха (за исключением охотничьих), ракетное топливо для боевых ракет, материалы специального назначения и специальное оборудование для их производства:
— инженерно-технические сооружения, оборудование для боевого применения вооружения и военной техники;
— специальное оборудование и технологии для производства, ремонта, модернизации и (или) уничтожения (утилизации) вооружения и военной техники;
— объекты для производства, эксплуатации, ремонта, модернизации и (или) уничтожения (утилизации) вооружения и военной техники;
— системы обеспечения жизнедеятельности личного состава вооруженных сил, специальные оборудование и материалы для их производства;
— коллективные и индивидуальные средства защиты от оружия массового поражения, средства профилактики и лечения последствий применения оружия массового поражения;
— специальное тыловое оборудование, военная форма одежды и ее атрибуты;
— техническая документация (нормативно-техническая, конструкторская, проектная, технологическая, эксплуатационная, программная, инструктивно-методическая), регламентирующая создание, производство, эксплуатацию, боевое применение, модернизацию, ремонт и уничтожение (утилизацию) продукции военного назначения;
— научно-техническая (нормативно-техническая) документация, регламентирующая безопасность, в том числе экологическую безопасность, производства продукции военного назначения;
— стандарты безопасности для человека и объектов окружающей среды;
— результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию, модернизации и (или) уничтожению (утилизации) вооружения и военной техники;
— научно-техническая информация на материальных носителях, а также изобретения, полезные модели и промышленные образцы и другие результаты интеллектуальной деятельности военного, военно-технического назначения;
— специальное программно-математическое обеспечение систем автоматизированного управления войсками, оружием и военной техникой, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ военного назначения;
— обучение разработке, производству, эксплуатации, боевому применению, ремонту, модернизации и обслуживанию вооружения и военной техники;
— создание, дооборудование и модернизация объектов, предназначенных для производства, размещения, ремонта, эксплуатации и боевого применения и (или) уничтожения (утилизации) вооружения и военной техники, а также обеспечение функционирования этих объектов;
— подготовка и обучение военных и военно-технических кадров иностранных государств:
— передача (продажа) лицензий, проектной, конструкторской и научно-технической документации на создание, производство, модернизацию, эксплуатацию, боевое применение, ремонт и (или) уничтожение (утилизацию) вооружения и военной техники и оказание технического содействия в организации этих работ;
— проведение и (или) участие в проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию, модернизации и (или) уничтожению (утилизации) продукции военного назначения, средств и способов защиты от оружия массового поражения и обычных вооружений;
— предоставление транспортных средств, в том числе военных, для доставки и перемещения продукции военного назначения;
— передача продукции военного назначения иностранным государствам в аренду (лизинг) или для проведения испытаний;
— проведение по просьбам иностранных государств учений, стрельб, испытаний вооружения и военной техники на полигонах РФ;
— показы и выставки образцов продукции военного назначения на территории Российской Федерации и за пределами территории РФ;
— услуги инвестиционного, маркетингового, рекламного и иного характера в области военно-технического сотрудничества;
— создание организаций с иностранными инвестициями по разработке и производству продукции, проведению работ и оказанию услуг военного назначения;
— исследования и испытания, освидетельствование, продление срока эксплуатации вооружения и военной техники, эталонирование контрольно-измерительной аппаратуры;
— ремонт вооружения и военной техники;
— консультации по вопросам строительства вооруженных сил, боевого применения вооружения и военной техники и другим военным и военно-техническим вопросам;
— иная деятельность в области военно-технического сотрудничества, не противоречащая законодательству РФ;
— вывоз продукции военного назначения — перемещение продукции военного назначения за пределы территории РФ;
— ввоз продукции военного назначения — перемещение продукции военного назначения на территорию РФ;
— военно-техническая помощь — предоставление на безвозмездной или иной льготной основе иностранным государствам в соответствии с международными обязательствами РФ требующей оплаты за счет средств федерального бюджета продукции военного назначения.
Потребление товаров и услуг военного назначения определяет масштабы и интенсивность их использования, а также обеспечивает необходимость в постоянном удовлетворении потребности в них. Государство, с его атрибутами власти, регулирует производство и потребление этого специфического товара. Он нужен ему для реализации своих основных функций, как внешних, так и внутренних, которые направлены на удовлетворение военно-экономических потребностей, поэтому основными критериями производства и потребления такого рода товара выступает деятельность самих государственных институтов. Потребность в этих товарах изменяется в зависимости от их нужд для обеспечения функций государства, жизненно важных интересов — это защита госграницы от посягательств на целостность территории, соблюдение правопорядка внутри самого государства, и, наконец, удержание власти. Государство, имея на службе органы насилия — армию, полицию, тюрьмы, различные специальные вооруженные подразделения, определяет количество потребления товаров каждой из этих структур. Пропорции потребления закрепляются законодательно и соответствуют статьям государственного бюджета.
В основе определения этих пропорций лежит совокупный спрос на товары и услуги военного назначения. Его невозможно выявить без системы маркетинговых исследований и определения степени потребности в каждом товаре военного назначения, из существующего широкого спектра.
В свою очередь производители товаров и услуг военного назначения призваны проводить маркетинговые исследования, направленные на изучения спроса как на внутреннем, так и на внешнем рынках военных товаров. В самой основе товарного производства лежат принципы маркетинга. Если у предпринимателя нет соответствующего товара, то у него нет даже возможности выступать на этом рынке в качестве продавца. Пока не выяснены конкретные потребности в нужном товаре, нет смысла предпринимать попытки к производственной деятельности. От произведенного продукта до его товарной реализации существует длительный путь. Особенно это касается военной продукции. Ведь сроки ее изготовления соответствуют длительному периоду, иногда он равняется даже 10−15 годам.
Однако, произведенную собственно военную продукцию, в маркетинговом смысле назвать товаром, как правило, уже можно. Обычно она производится на основе заранее заключенных контрактов с предварительно оговоренной ценой. Поэтому маркетинговые исследования со стороны разработчиков и производителей проводятся на стадии разработки и возможности заключения соответствующих контрактов. Военная продукция еще не попав на соответствующий рынок становится товаром — конкретным результатом исследований, разработок и последующего производства. Она уже несёт в себе те свойства тактико-технического задания заказчика, ради которых этот товар заранее куплен и обладает качествами, которые характеризуют его основную направленность.
Основными потребителями товаров и услуг военного назначения являются Вооруженные Силы страны и другие силовые структуры. Они выступают определяющими субъектами в формировании спроса на эти товары, выполняя одну из основных ролей в определении государственного оборонного заказа. Таким образом, главным субъектом, утверждающим объемы и масштабы потребления товаров и услуг военного назначения выступает государство.
Потребность в товарах и услугах военного назначения не является какой-то застывшей величиной. Она постоянно изменяется, в периоды военных кризисов имеет устойчивую тенденцию к росту. Так, в годы войны (1941;1945 гг.) в Советском Союзе 65−68% всей произведенной промышленной продукции по своей натуральной форме представляли собой товары военного потребления. Мировые военные расходы в настоящее время идут на спад после достижения пика в 1987 году. Увеличение или уменьшение их происходит асимметрично, со значительными отличиями по странам и регионам.
Военные расходы уменьшаются в большинстве стран, в соответствии прекращения деления цивилизации на биполярный мир. Если взять за исходную точку отсчета 1990 год — год стратегического равновесия Организации Варшавского Договора и НАТО, то США за период до 1995 года снизили военные расходы в 2,5 раза, а страны НАТО в целом в 2 раза. Россия же, по оценке Лиги содействия оборонным предприятиям (ЛСОП), сократила свои расходы на оборону в 33 раза. Однако, не проявляется никаких признаков снижения в наиболее взрывоопасных регионах мира — на Ближнем Востоке и в Южной Азии.
Итак, на производство и потребление товаров и услуг военного назначения оказывают воздействие как внешнеполитические факторы, так и условия формирования военно-экономической политики внутри государства.
Полностью удовлетворить потребности в товарах военного назначения практически невозможно, так как постоянно изменяется международная обстановка, ситуация внутри самих государств, состояние и развитие науки и техники и т. п. В зависимости от потребностей изменяются и сами товары и услуги военного назначения, масштабы и интенсивность их использования. Они становятся всё более сложными в их изготовлении, требуют специального обучения для их использования, приобретают более мощную разрушительную силу. Военно-технические достижения способны вызвать те или иные нововведения в военном искусстве, ведь основой для него является вооружение. Оно определяет формы, методы и направления его применения. Современная война диктует условия, при которых могут быть использованы новые системы оружия. Военная тактика во многом зависит от уровня военной техники, с развитием которой изменяются приемы и способы вооруженной борьбы.
В числе основных экспортеров продукции военного назначения (ПВН) в 2009;2013 годах можно выделить 55 стран. США имеют долю 29% рынка, Россия — 27%, Германия — 7%, КНР — 6%, Франция — 5%. В совокупности на первую пятерку приходится 74 процента мирового объема, что на 9 процентов больше, чем в 2004;2008 годах, причем у США и России — 56 процентов.
США. Экспорт этой страны к 2009;2013 годам снизился на 1% по сравнению с периодом 2004;2008;го — 29 против 30. Тем не менее, Соединенные Штаты сохранили лидерство, осуществляя поставки по крайней мере в 90 стран мира. Крупнейшими получателями американского оружия стали Азия и Океания — 47% всех поставок. Далее следуют регион Среднего Востока (28%) и Европа (16%).
Китай вновь повысил свой рейтинг среди крупнейших поставщиков оружия, потеснил Францию и переместился на 4-е место.
В американском экспорте ПВН главенствует авиационная техника (61%), в том числе 252 боевых самолета. Как полагают европейские аналитики, объем будет наращиваться за счет запланированных поставок новых истребителей пятого поколения F-35 в Австралию, Израиль, Италию, Японию, Республику Корея, Нидерланды, Норвегию, Турцию и Великобританию. Именно эти самолеты начнут доминировать в авиационной составляющей экспорта США, несмотря на то, что программа F-35 является самой дорогостоящей в области вооружений. К настоящему времени из 590 истребителей в экспортном варианте поставлено только пять. Некоторые страны сократили размер заказов или рассматривают менее совершенные альтернативы.
Кроме того, в 2009;2013 годах США поставили системы противоракетной обороны дальнего действия в Германию, Японию, Нидерланды, Тайвань, ОАЭ и получили заказы на поставку из Кувейта, Саудовской Аравии и Республики Корея.
Россия. Несмотря на кризис постсоветского периода, Россия сумела достичь высокого уровня оружейных продаж.
В рассматриваемый период Москва поставляла ПВН 52 государствам. Наиболее значительным событием стала продажа Индии авианосца «Викрамадитья». Более половины отечественного экспорта пришлось на Индию (38%), Китай (12%) и Алжир (11%). Если рассматривать по регионам, то в Азию и Океанию направлено 65% российских поставок ПВН, в Африку — 14%, на Средний Восток — 10%.
Россия стала крупнейшим экспортером кораблей — 27% всех мировых поставок военно-морской техники, в числе которых упоминавшийся «Викрамадитья» и атомная многоцелевая подводная лодка для ВМС Индии. Однако основную долю продаж, как и у США, составила авиационная техника (43%), включая 219 боевых самолетов.
Германия хотя и сохранила третью позицию среди оружейных гигантов, но ее военный экспорт в 2009;2013 годах по сравнению с аналогичным периодом 2004;2008;го сократился на 24%. Основные покупатели немецкой ПВН — соседи по Европе (32% суммарного объема), а также страны Азии и Океании (29%), Среднего Востока (17%), Северной и Южной Америки (22%). Германия осталась крупнейшим мировым экспортером подводных лодок — девять кораблей для пяти стран. К концу 2013 года национальные судостроители получили заказы на 23 субмарины.
Китай, как отмечалось выше, добился наибольших успехов в торговле оружием, потеснив Францию с 4-го места. Объем военного экспорта к 2009;2013 годам вырос на 212%, а доля на мировом рынке увеличилась с двух до шести процентов. За этот период Пекин поставил ПВН в 35 государств, но почти ¾ общего объема пришлось на Пакистан (47%), Бангладеш (13%) и Мьянму (12%).
Быстрое развитие военных технологий Китая частично объясняется тем обстоятельством, что страна поставляет ПВН крупнейшим импортерам, включая Алжир, Марокко и Индонезию, в условиях прямой конкуренции с Россией, США и европейскими производителями. В частности, КНР удалось выиграть конкурс на поставку в Турцию зенитного ракетного комплекса (ЗРК) HQ-9/FD-2000.
В отличие от стабильного списка лидеров экспорта пятерка крупнейших мировых импортеров ПВН с 1950 года неоднократно менялась. Только в последние годы их рейтинг более или менее устоялся, и первые места в периоды 2004;2008;го и 2009;2013;го теперь занимают Индия и Китай.
Страны Африки увеличили импорт на 53%. Основными покупателями стали Алжир (36%), Марокко (22%) и Судан (9%). В страны южнее Сахары поставлен 41% всего континентального импорта ПВН. Особенной популярностью пользуются оружие и техника для обеспечения безопасности на море. Это объясняется в первую очередь военно-политической обстановкой. Скажем, Судан и Уганда вовлечены в ряд конфликтов и на них приходится 17% и 16% оружейных поставок в страны южнее Сахары.
В 2009;2013 годах Судан увеличил объем закупок на 35% по сравнению с предыдущим циклом. Приобретено 44 ударных вертолета Ми-24 из России, четыре штурмовика Су-25 и 12 фронтовых бомбардировщиков Су-24 из Белоруссии, 170 танков Т-72 и Т-55 с Украины. Эти системы использовались в пограничном конфликте с Южным Суданом, а также в провинции Дарфур, несмотря на эмбарго ООН на применение там оружия.
Объем военного импорта Уганды в 2009;2013 годах вырос на целых 1200% по сравнению с 2004;2008;м. Основная причина — закупка в России шести боевых самолетов Су-30 и 44 танков Т-90С, а также четырех зенитных ракетных комплексов С-125 на Украине. Некоторые из этих вооружений применялись в гражданской войне в Южном Судане в 2013 году.
Америка. Объем поставок обычных вооружений на оба континента увеличился на 10%, но в мировом объеме импорта ПВН уменьшился с 11% до 10%. США здесь были крупнейшим поставщиком обычных вооружений в 2009;2013 годах и 6-м в списке импортеров. Высокую активность на рынках продемонстрировала Венесуэла, став крупнейшим покупателем в Латинской Америке, вторым по значению — на обоих континентах и 17-м — в общемировом списке.
В течение нескольких лет Бразилия искала возможности получить через закупку вооружений доступ к зарубежным технологиям для укрепления своей национальной оборонной промышленности. В 2012 году эта стратегия начала давать первые результаты. Военный импорт увеличился на 65%. Несмотря на нормальные отношения с соседними странами, Бразилия приступила к реализации нескольких крупных программ по закупке вооружений.
В частности, после долгого периода ожидания, вызванного финансовыми ограничениями, в 2013 году эта страна по итогам тендера выбрала 36 шведских истребителей JAS-39 «Грипен-Е» на общую сумму 4,8 миллиарда долларов. Также она заказала одну атомную многоцелевую и четыре неатомные подводные лодки «Скорпен» у Франции на сумму 9,7 миллиарда долларов, начала лицензионное производство 2044 итальянских бронеавтомобилей «Гуарани», подписав на сумму 3,6 миллиарда долларов контракт с итальянской компанией «Ивеко».
Колумбия продолжает импортировать оружие для борьбы с незаконными вооруженными формированиями (НВФ). США поставили Боготе управляемые авиабомбы «Пейвуэй», которые применялись для устранения лидеров НВФ, а также 35 транспортных вертолетов UH-60L, некоторые из которых были доработаны для применения израильских управляемых ракет «Спайк-MR». Израиль продал Колумбии дополнительное высокоточное оружие, включая 13 боевых самолетов «Кфир» с управляемыми авиабомбами «Гриффин», разведывательные БЛА «Гермес-900» и «Гермес-450».
Азия и Океания. Объем поставок ПВН в этот регион за рассматриваемый период увеличился на 34%. В общей сложности на его государства пришлось 47% общего объема импорта ПВН, в то время как в 2004;2008 годах — 40%. Страны Южной Азии получили 45% регионального объема, Восточной Азии — 27%, Юго-Восточной Азии (ЮВА) — 23%, Океании — 8% и Центральной Азии — 1%. Все три крупнейших мировых импортера ПВН в 2009;2013 годах были из Азиатского региона — Индия, Китай и Пакистан.
Военные закупки Нью-Дели увеличились на 111%, что сделало страну крупнейшим на планете импортером вооружений в 2009;2013 годах. Доля составила 14% мирового импорта ПВН, что почти в три раза превысило аналогичные показатели КНР или Пакистана, ее региональных соперников. Самым крупным торговым контрагентом Индии оказалась Россия, поставившая 75% общего импорта ПВН, остальные производители далеко отстали: у США — 7%, у Израиля — 6%. За тот же период военные приобретения Пакистана увеличились на 119%, причем 54% импорта пришлось на Китай и 27% - на США.
Европа уменьшила импорт ПВН на 25%. Здесь выделяется Великобритания с 12% от общего регионального объема, за ней расположились Азербайджан (12%) и Греция (11%). Многие европейские страны выбирали для пополнения своих арсеналов бывшее в эксплуатации вооружение.
Азербайджан, ведущий территориальный спор с Арменией за Нагорный Карабах, увеличил в 2009;2013 годах закупки ПВН на 378%. В основном из России, на которую пришлось 80% поставок. Кроме того, оружие и военная техника приобретались на Украине, в Белоруссии, Израиле и Турции.
Греция в списке крупнейших мировых импортеров ПВН в 2004;2008 годах занимала 5-е место. Однако затем страну охватил глубокий экономический кризис и оборонные программы пришлось сократить на 47%. Существенно задержалась поставка четырех подводных лодок, заказанных в Германии перед началом кризиса. В 2013;м были проведены расследования фактов коррупции при заключении военных сделок и их результаты поставили серьезные вопросы о влиянии лиц, принимающих решения, на закупки вооружений.
Средний Восток увеличил импорт вооружений на 3%. В 2009;2013 годах 22% всего объема в страны региона поступило в ОАЭ, 20% - в Саудовскую Аравию и 15% - в Турцию. Остающийся под действием санкций ООН на импорт вооружений Иран получил только 1%. На Среднем Востоке доминируют производители США, которые осуществили 42% всех поставок ПВН.
В 2009;2013 годах ОАЭ были четвертым крупнейшим мировым импортером оружия и техники, а Саудовская Аравия заняла 5-е место, значительно поднявшись с 18-й позиции в предыдущий период. Обе арабские монархии имеют большие заказы на поставки ПВН различного назначения и обширные планы на перспективу. Например, активность на рынках Саудовской Аравии возрастет ввиду дополнительной поставки 48 самолетов «Тайфун» из Великобритании, а также получения 154 истребителей F-15SA из США начиная с 2015 года. В 2013;м королевство разместило заказ в Канаде на боевые бронированные машины стоимостью 10 миллиардов долларов.
Сирия в области оборонных закупок в основном зависит от России, однако планировавшиеся поставки истребителей МиГ-29 и зенитных ракетных систем С-300ПМУ-2 в 2013 году вновь были отложены.
Ирак восстанавливает свои вооруженные силы, получая основные партии ПВН от нескольких торговых партнеров. В конце 2013;го сюда прибыли первые четыре ударных вертолета Ми-35 из России, ожидаются другие типы российского вооружения и военной техники. Кроме того, Багдад ранее заказал Южной Корее 24 учебно-тренировочных/учебно-боевых самолета Т-50IQ, а в текущем году должны начаться поставки из США первых из 36 самолетов F-16C.
Глава 2. Порядок и практика перемещения через таможенную границу Таможенного Союза продукции военного назначения
2.1 Порядок ввоза, вывоза продукции военного назначения на территорию РФ Перемещение продукции военного назначения через территорию государства — члена Таможенного союза при осуществлении ввоза (вывоза) этой продукции, в том числе маршрут и условия такого перемещения, согласовывается с уполномоченным органом этого государства.
Срок согласования перемещения или выдачи уполномоченным органом мотивированного заключения об отказе в согласовании не должен превышать пятнадцать рабочих дней со дня поступления обращения.
Уполномоченный орган, выдавший разрешение на ввоз, вывоз продукции военного назначения, должен уведомить о выдаче такого разрешения уполномоченный орган той страны, через территорию которой будет осуществляться перемещение продукции военного назначения.
Разрешения на ввоз, вывоз продукции военного назначения, выдаваемые уполномоченными органами любой из стран, признаются на территории Таможенного союза другими странами и являются необходимым условием для совершения таможенных операций.
Оригинал разрешения на ввоз, вывоз продукции военного назначения представляется участником внешнеэкономической деятельности или лицом, уполномоченным им в установленном порядке, для постановки на контроль в таможенный орган того государства — члена Таможенного союза, на территории которого зарегистрирован участник внешнеэкономической деятельности.
Продукция военного назначения, временно ввозимая на территорию государства — члена Таможенного союза для участия в выставках, проведения испытаний, проверок, экспериментов, показа (демонстрации) свойств и характеристик, а также для использования в связи с производством продукции военного назначения, предназначенной для экспорта или обеспечения собственных воинских формирований, подлежит полному условному освобождению от уплаты таможенных пошлин и налогов на срок их временного ввоза.
Каждая из стран имеет право устанавливать предельные сроки временного ввоза продукции военного назначения на территорию своего государства свыше двух лет.
Уполномоченные органы не вправе выдавать разрешение на вывоз продукции военного назначения, страной происхождения которой является другая страна, в целях продажи, передачи в третьи государства без письменного согласия уполномоченного органа, являющейся страной происхождения.
Внутреннее перемещение продукции военного назначения осуществляется с учетом положений международных договоров между странами и законодательства.
Разрешение на внутреннее перемещение продукции военного назначения выдается участникам внешнеэкономической деятельности уполномоченным органом страны, территория которой является для них постоянным местом регистрации, в порядке, установленном законодательством этим государством.
Перемещение продукции военного назначения через территорию государства — члена Таможенного союза при осуществлении внутреннего перемещения этой продукции, в том числе маршрут и условия такого перемещения, согласовывается с уполномоченным органом этого государства.
Порядок согласования перемещения определяется Едиными правилами. Срок согласования перемещения или выдачи уполномоченным органом мотивированного заключения об отказе в согласовании не должен превышать пятнадцать рабочих дней со дня поступления обращения.
Уполномоченный орган, выдавший разрешение на внутреннее перемещение продукции военного назначения, должен уведомить о выдаче такого разрешения уполномоченный орган той страной, через территорию которой будет осуществляться перемещение продукции военного назначения.
Стороны осуществляют контроль за ввозом, вывозом, внутренним перемещением, транзитом продукции военного назначения, включая экспортный контроль.
Разрешение на транзит выдается уполномоченным органом страны, на территории которой находится таможенный орган в месте прибытия продукции военного назначения на единую таможенную территорию Таможенного союза, в порядке, установленном законодательством этой страной.
Разрешение на транзит продукции военного назначения, перемещение которой будет осуществляться через территорию других государств, выдается после согласования с уполномоченными органами стран, через территории которых планируется перемещение продукции военного назначения.
Разрешение на транзит, выданное уполномоченным органом любой из стран, признается на единой таможенной территории Таможенного союза и является документом, необходимым для совершения таможенных операций.
Идентификационное заключение, выданное уполномоченным органом или уполномоченной организацией одной из стран, признается другими государствами.
Ввоз в Российскую Федерацию, в том числе временный ввоз, и вывоз из Российской Федерации, в том числе временный вывоз, передача в аренду, финансовую аренду (лизинг), вывоз на переработку, продукции военного назначения при осуществлении военно-технического сотрудничества производятся в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации или Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству по лицензиям, выдаваемым Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству, в порядке, установленном Президентом Российской Федерации.
Важным аспектом таможенно-правового регулирования ввоза и вывоза ПВН является основание такого регулирования. В этом качестве выступает инструмент системы экспортного контроля в области военно-технического сотрудничества — лицензия ФСВТС России на ввоз и (или) вывоз продукции военного назначения. Лицензия аккумулирует в себе все элементы и уровни разрешительной системы, когда многочисленные органы государственной власти, рассмотрев обращение иностранного заказчика со всех точек зрения, приняли решение о разрешении ввоза или вывоза ПВН. Концентрированным выражением этого разрешения и является лицензия ФСВТС России. Актуальным является рассмотрение комплекса вопросов, связанных с влиянием лицензирования на таможенные отношения при перемещении ПВН через таможенную границу ТС.
Лицензии выдаются только следующим российским организациям:
— государственному посреднику — специализированной организации, созданной по решению Президента РФ в форме федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, либо в форме открытого акционерного общества, 100 процентов акций которого находится в федеральной собственности или передано некоммерческой организации, созданной РФ в форме государственной корпорации;
— Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии», созданной РФ на основании федерального закона;
— организациям — разработчикам и производителям продукции военного назначения, получившим в установленном порядке право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения.
Выдача лицензий на ввоз и вывоз запасных частей, агрегатов, узлов, приборов, комплектующих изделий, специального, учебного и вспомогательного имущества, технической документации к ранее поставленной продукции военного назначения, на проведение работ по освидетельствованию, эталонированию, продлению срока эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту (в том числе с модернизацией, не требующей проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ), утилизации и других работ, обеспечивающих комплексное сервисное обслуживание ранее поставленной продукции военного назначения, на обучение иностранных специалистов проведению указанных работ осуществляется на основании ранее принятых в установленном порядке решений о поставке продукции военного назначения, закупке продукции военного назначения или о передаче лицензий на ее производство, а в случае отсутствия таких решений — на основании решений ФСВТС России, принятых в соответствии со списком продукции военного назначения, разрешенной к передаче иностранным заказчикам (далее — список № 1), и списком государств, в которые разрешена передача продукции военного назначения, указанной в списке продукции военного назначения, разрешенной к передаче иностранным заказчикам.
Выдача лицензий на ввоз и вывоз продукции военного назначения, оказание услуг и выполнение работ, указанных в настоящем пункте, для обеспечения эксплуатации продукции военного назначения российского производства и разработки (производства и разработки бывшего СССР), находящейся на вооружении государств, включенных в список № 2, независимо от источника приобретения этой продукции осуществляется на основании решений ФСВТС России.
Выдача лицензий на ввоз и вывоз продукции военного назначения, оказание услуг и выполнение работ, указанных в настоящем пункте, для обеспечения эксплуатации продукции военного назначения советского производства и разработки, находящейся в государствах — участниках Содружества Независимых Государств, осуществляется Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству без принятия по этим вопросам решений Президента РФ, Правительства РФ и (или) ФСВТС России.
В случае если поставки указанной в настоящем пункте продукции военного назначения подпадают под действие международных обязательств РФ в области экспортного контроля, принятых в целях нераспространения оружия массового поражения и средств его доставки, лицензии выдаются при наличии положительного заключения ФСВТС России.
Допускается последующее оформление дополнительных перечней продукции военного назначения (далее — дополнительные перечни):
а) к ранее выданным лицензиям на ввоз и вывоз запасных частей, агрегатов, узлов, приборов, комплектующих изделий, специального, учебного и вспомогательного имущества к ранее поставленной продукции военного назначения или к продукции военного назначения советских производства и разработки, находящейся в государствах — участниках Содружества Независимых Государств;
б) к ранее выданным лицензиям на поставку продукции военного назначения, в отношении которой в период действия гарантийных обязательств по контракту на поставку продукции военного назначения иностранному заказчику предъявлены претензии, для удовлетворения которых необходимо осуществить ввоз и вывоз запасных частей, агрегатов, узлов, приборов, комплектующих изделий, специального, учебного и вспомогательного имущества.
Дополнительные перечни составляются организацией — разработчиком и производителем продукции военного назначения, участвующей в выполнении контракта на поставку продукции военного назначения иностранному заказчику, утверждаются ее руководителем и согласовываются с военным представительством Министерства обороны РФ, аккредитованным при этой организации. Согласования дополнительных перечней с федеральными органами исполнительной власти не требуется, за исключением согласования, в случае необходимости, с ФСТЭК России. Об утверждении дополнительных перечней соответствующий российский субъект военно-технического сотрудничества в 2-дневный срок уведомляет ФСВТС России и Министерство обороны РФ.
Дополнительные перечни являются неотъемлемой частью ранее выданных лицензий. Требования к оформлению дополнительных перечней устанавливаются ФСВТС России.
Для получения лицензии организации-заявители представляют в ФСВТС России следующие документы:
а) заявление на получение лицензии;
б) копию контракта или выписку из контракта с иностранным заказчиком (поставщиком);
в) копию договора между организацией-заявителем и организацией — разработчиком и производителем продукции военного назначения (при вывозе этой продукции) или между организацией-заявителем и организацией — потребителем продукции военного назначения (при ввозе этой продукции);
г) документы, подтверждающие урегулирование с Министерством юстиции РФ вопросов правовой защиты интересов государства в процессе передачи иностранным заказчикам и использования ими результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного назначения, которые содержатся в предусмотренной для передачи продукции военного назначения и права на которые принадлежат РФ;
д) сертификат конечного пользователя — легализованный в установленном порядке документ, содержащий обязательства уполномоченного органа иностранного государства использовать экспортируемую из РФ продукцию военного назначения только в заявленных целях и не допускать ее реэкспорта или передачи третьим странам без согласия РФ.
2.2 Проблемы, возникающие в процессе перемещении через таможенную границу Таможенного Союза продукции военного назначения Проблемы, возникающие в процессе перемещения через таможенную границу Таможенного союза продукции военного и двойного назначения, заключаются в различиях в процедурах экспортного контроля стран — участниц Таможенного союза.
Российская Федерация высказывает опасения, что их продукция и технологии двойного назначения будут утрачены из-за отсутствия единого экспортного контроля с Казахстаном и Беларусью. Эксперты отмечают, что на сегодняшний день все страны — участники Таможенного союза находятся в равных условиях.
Экспортный контроль национальных систем стран Таможенного союза мало согласован в области продукции военного и двойного назначения. Такая ситуация может привести к утечке продукции и технологий двойного назначения через страны — партнеры Таможенного союза.
Вследствие отмены таможенного контроля на внутренних границах стран, входящих в союз, возникает опасность утечки «чувствительных» товаров и технологий из-за различий в национальных системах экспортного контроля. Это может привести к серьезным обвинениям со стороны международного сообщества в несоблюдении государствами — членами Таможенного союза своих нераспространенческих обязательств и иметь негативные последствия для экономических отношений.
Если избежать утечки оборонной продукции возможно, потому что никто просто так ее не продаст, то утечка военной продукции двойного назначения более чем возможна. Именно поэтому необходимо добиваться реформирования национальных систем экспортного контроля у партнеров по ТС.
В соответствии с достигнутыми договоренностями в рамках Таможенного союза устанавливается режим свободного перемещения товаров и услуг, включая военную продукцию двойного назначения между Россией, Беларусью и Казахстаном. Устранение административных преград в торговле внутри союза настоятельно требует создания условий, при которых было бы гарантировано выполнение международных обязательств.
Также существует проблема контрабанды военной продукции двойного назначения.
К таким товарам относятся отдельные виды сырья, материалов, оборудования, а также технологии и научно-техническая информация, которые могут быть применены при создании:
— вооружения и военной техники;
— ракетного оружия;
— ядерного оружия;
— химического оружия;
— бактериологического оружия.
Особую тревогу вызывает то обстоятельство, что страны, стремящиеся обладать ядерным оружием массового поражения (ОМП), хотят не только приобрести само это оружие и средства его доставки, но и создать собственный научно-технический потенциал, необходимый для их разработки и производства. По мере расширения международных политических и хозяйственных связей процесс быстрого распространения товаров, услуг, технологий и научно-технической информации, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, стал объективной реальностью.
В связи с этим существует угроза по перемещению через границу контрабандным путем предметов, изъятых из обращения, и предметов, перемещение которых ограничено.
Проблемами проведения экспортного контроля и эффективности пресечения экспорта, импорта и транзита военной продукции, являются:
— несовершенная техническая оснащенность приграничных таможенных постов пропуска при проверке военной продукции;
— существует нехватка специалистов в области идентификации военной продукции и товаров двойного назначения. Статистические данные о незаконном обороте ядерных материалов и радиоактивных источников ионизирующего излучения предполагают возможность контрабанды ядерных и радиоактивных материалов, а также возможность распространения товаров двойного назначения;
— низкая доля инициатив в области нераспространения оружия массового уничтожения с целью создания Глобальной системы контроля за нераспространением оружия массового поражения и ракетных технологий, которая бы имела универсальный недискриминационный характер;
— малое участие в международных санкциях, проводимых по решению ООН и других международных организаций, с целью гармонизации законодательства в сфере экспортного контроля с мировой практикой;
— отсутствие понятия и определения «трансферт технологии» как специальной формы информации, которая требуется для разработки, производства или использования какой-либо продукции в форме «технических данных» и «технической помощи».
Также присутствует низкая оперативность применения контрольного списка. Существует необходимость составления комментария к нему. В настоящий момент многие позиции контрольного списка ориентированы на специалистов узкой специализации — физиков-ядерщиков, химиков, микробиологов. Это не дает возможности рядовому сотруднику таможенных органов на пограничных таможенных постах принимать решение по возможности ввоза/вывоза данных товаров. Комментарии к каждой позиции нужно снабдить различными физическими и тому подобными показателями, областью применения в гражданской и военной сферах.
Для совершенствования системы экспортного контроля за продукцией военного назначения, как важного инструмента национальной политики любой страны, нужно минимизировать угрозу распространения ядерного, химического, биологического оружия и средств их доставки, что является важным фактором поддержания международной стабильности, а потому приоритетным элементом политики национальной безопасности. Система экспортного контроля неэффективна без хорошей технической базы, автоматизированной системы экспортного контроля и лицензирования, в том числе и без системы телекоммуникаций.
2.3 Предложения по совершенствованию порядка перемещения через таможенную границу Таможенного Союза продукции военного назначения Для решения вышеперечисленных проблем, предлагается организовать и последовательно провести следующие мероприятия:
· разработать механизм четкого нормативно-правового регулирования и регламент взаимодействия между экспортерами продукции военного, двойного и специального назначения и органами государственной власти РФ, участвующими в процессе передачи иностранным заказчикам и использования ими результатов НИОКР и ТР военного назначения, которые содержатся в предусмотренной для передачи ПВН, права на которые принадлежат РФ;
· установить порядок определения доли государства в правах на РИД, как одной из составляющей, влияющей на размер лицензионного платежа;
· определить порядок проведения последующей экспертизы по выявлению РИД, проводимой ФГБУ «ФАПРИД» (состав работ, сроки, возмездность/безвозмездность и т. п.).
Осуществление мер, связанных с правовой регламентацией вопросов использования РИД при экспорте продукции военного назначения, позволит:
· предотвратить затягивание или срыв процедуры оформления и исполнения экспортной сделки, связанных, в том числе, с получением лицензии на ввоз/вывоз продукции военного назначения и согласования размера или уточнения размера лицензионного платежа за использование РИД, права на которые принадлежат РФ;
· снизить риски предъявления претензий к экспортерам продукции военного назначения, связанных с использованием РИД при поставках продукции военного назначения;
· исключить необоснованные отчисления (в размере до 6% в зависимости от вида продукции) из экспортной выручки за использование РИД, права на которые принадлежат РФ.
К разработке состава указанных мероприятий предлагается привлечь не только соответствующие федеральные структуры, но и представителей ведущих государственных корпораций, предприятий, а также независимых юридических компаний, участвующих в формировании и сопровождении процесса экспорта отечественных вооружений.
Заключение
Лицензия ФСВТС России — ключевой элемент таможенно-правового регулирования ввоза и вывоза продукции военного назначения
По своей правовой природе лицензирование ввоза и вывоза продукции военного назначения в области военно-технического сотрудничества относится к такому методу государственной регулирования внешнеторговой деятельности как нетарифное регулирование.
Продукция военного назначения — в РФ — вооружение, военная техника, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность) и информация в военно-технической области.
Разрешение на ввоз, вывоз продукции военного назначения выдается участникам внешнеэкономической деятельности, уполномоченным органом страны, территория которой является для них постоянным местом регистрации, в порядке, установленном законодательством.
Перемещение продукции военного назначения через территорию государства — члена Таможенного союза при осуществлении ввоза (вывоза) этой продукции, в том числе маршрут и условия такого перемещения, согласовывается с уполномоченным органом этого государства.
Порядок согласования перемещения определяется Едиными правилами перемещения и контроля за перемещением продукции военного назначения между государствами — членами Таможенного союза, а также через таможенную границу Таможенного союза.
Срок согласования перемещения или выдачи уполномоченным органом мотивированного заключения об отказе в согласовании не должен превышать пятнадцать рабочих дней со дня поступления обращения.
Проблемой исследования совершенствования таможенно-правового регулирования ввоза и вывоза продукции военного назначения является разработка предложений по решению отдельных проблем таможенного и уголовного права, связанных с ввозом и вывозом продукции военного назначения.
Другим направлением совершенствования таможенно-правового регулирования является разработка предложений по совершенствованию таможенных режимов с точки зрения их адаптации к особенностям военно-технического сотрудничества и перемещением в рамках этого сотрудничества продукции военного назначения через таможенную границу.
Рассмотрим первое направление совершенствования правового регулирования таможенных отношений, связанных с ввозом и ввозом продукции военного назначения.
Одной из актуальных проблем является обеспечение уплаты таможенных платежей. Сам институт уплаты таких платежей имеет к военно-техническому сотрудничеству опосредованное отношение. Однако Таможенный кодекс Таможенного союза определяет следующие способы обеспечения уплаты таможенных платежей: залог товаров и иного имущества; банковская гарантия; внесение денежных средств в кассу или на счет таможенного органа в федеральном казначействе (денежный залог); поручительство. Из всех перечисленных способов только залог представляет интерес с точки зрения рассматриваемой темы, так как все остальные способы не имеют непосредственное влияние на обращение специфичного товара, которым является продукция военного назначения.
таможенный военный экономика правовой
1. Федеральный закон от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» .
2. Федеральный закон от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ «Об экспортном контроле»
3. Федеральный закон «О передаче прав на единые технологии» от 25.12.2008 № 284-ФЗ;
4. Федеральный закон «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 № 98;
5. Указ Президента Российской Федерации «Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами» от 10.09.2005 № 1062;
6. Указ Президента Российской Федерации «О Военной доктрине» Российской Федерации от 05.02.2010 № 146;
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта 2007 г. N 135 «Об утверждении перечня документов, представляемых субъектами военно-технического сотрудничества в федеральные органы исполнительной власти при согласовании проектов решений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и (или) Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству о поставках продукции военного назначения»
8. Приказ Минэкономразвития РФ от 16.04.2008 № 104.
9. Приказ Минобороны РФ от 16 ноября 2007 г. № 470 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству государственной функции по принятию решений о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из нее продукции военного назначения в порядке, установленном Президентом Российской Федерации» .
10. Андреева О. Таможенный союз открыл новые возможности // Стандарты и качество. — 2011. — N4. — С.32−33
11. Белобрагин В. Техническое регулирование в Таможенном союзе: применение национального опыта // Стандарты и качество. — 2013. — N9. — С.50−52
12. Бондаренко А. В. Направления совершенствования механизма информационного взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности при перемещении товаров железнодорожным транспортом // Микроэкономика. — 2012. — N1. — С.83−86
13. Бормотова Е. Интеграционные процессы: практические аспекты совершенствования российской таможни // Экономические стратегии. — 2013. — N5. — С.132−135
14. Васильева М. В. Мировой опыт деятельности таможенных органов и возможность его применения в России / М. В. Васильева, Е. А. Кутырев // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2011. — N24. — С.25−33
15. Ведякова И. В. Формы таможенного контроля / И. В. Ведякова, В. В. Акашева // Молодой ученый. — 2013. — № 5. — С. 273−276
16. Версан В. Техническое регулирование и Таможенный союз: не упустить шанс // Стандарты и качество. — 2012. — N4. — С.14−21
17. Версан В. Техническое регулирование и Таможенный союз: не упустить шанс // Стандарты и качество. — 2012. — N4. — С.14−21
18. Воронина Л. И. Совершенствование таможенной системы Российской Федерации как фактор обеспечения национальных экономических интересов в условиях глобализации // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2013. — N3. — С.7−17
19. Глазьев С. Реальное ядро постсоветской экономической интеграции: итоги создания и перспективы развития Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России // Рос. экон. журнал. — 2011. — N6. — C.56−81
20. Грачев О. В. Основные направления совершенствования мер общего предупреждения преступлений в сфере таможенной интеграции // Российская юстиция. — 2013. — N1. — С.65−80
21. Грачев О. В. Факторы, способствующие совершению преступлений в сфере таможенной интеграции // Российская юстиция. — 2014. — N2. — С.18−20
22. Истомина Н. А. Национальная составляющая в региональной бюджетной политике и ее влияние на формирование регионального бюджета / Н. А. Истомина, С. И. Тэн // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2013. — N8. — C.62−67
23. Кашпуров М. А. Социальные функции таможенных органов // Соц.-гуман. знания. — 2012. — N1. — С.332−338
24. Кохно П. Страны-участницы Таможенного союза перед выбором: инновационная экономика или рыночная // Общество и экономика. — 2012. — N5. — С.78−89
25. Кошанов А. Создание Таможенного союза единого экономического пространства — важный фактор мобилизации и увеличения экономических потенциалов стран-участниц // Общество и экономика. — 2012. — N2. — С.11−40
26. Морозов А. Н. Международно-правовые аспекты технического регулирования в Таможенном союзе // Журнал российского права. — 2012. — N4. — С.77−85
27. Саламатов В. Ю. Таможенный союз: новые интеграционные и инновационные возможности на постсоветском пространстве // Стандарты и качество. — 2012. — N6. — С.4−7; N7. — С.4−8
28. Сизова К. А. О таможенном регулировании в России // Налог. вестник. — 2011. — N2. — С.21−26
29. Чермянинов Д. В. Надзор и контроль в таможенном деле // Российская юстиция. — 2013. — N10. — С.15−17
30. Шаталов С. И. Региональное финансовое сотрудничество в Евразии: антикризисный фонд ЕВРАЗЭС // Деньги и кредит. — 2012. — N4. — С.3−10
Приложение 1
Классификатор продукции военного назначения
Продукция военного назначения | Категория продукции военного назначения | |
Комплектующие изделия для обеспечения лицензионного производства продукции военного назначения категории 3 | 3.4 | |
Самолеты, вертолеты и прочие летательные аппараты военного назначения | ||
Техническая документация (нормативно-техническая, конструкторская, технологическая, программная) к продукции военного назначения категории 4 | 4.1 | |
Запасные части, агрегаты, учебное и вспомогательное имущество к продукции военного назначения категории 4 | 4.2 | |
Работы и услуги, выполняемые в интересах заказчика в отношении продукции военного назначения категорий 4,4.1 | 4.3 | |
Комплектующие изделия для обеспечения лицензионного производства продукции военного назначения категории 4 | 4.4 | |
Военные надводные и подводные корабли, вспомогательные суда военного назначения продукции военного назначения | ||
Техническая документация (нормативно-техническая, конструкторская, технологическая, программная) к продукции военного назначения категории 5 | 5.1 | |
Запасные части, агрегаты, учебное и вспомогательное имущество к продукции военного назначения категории 5 | 5.2 | |
Работы и услуги, выполняемые в интересах заказчика в отношении продукции военного назначения категорий 5, 5.1 | 5.3 | |
Комплектующие изделия для обеспечения лицензионного производства продукции военного назначения категории 5 | 5.4 | |
Оружие боевое (артиллерийские, пусковые ракетные и бомбовые установки, торпедные аппараты, гаубицы, гранатометы, мортиры и аналогичные средства ведения боевых действий) | ||
Техническая документация (нормативно-техническая, конструкторская, технологическая, программная) к продукции военного назначения категории 6 | 6.1 | |
Запасные части, агрегаты, учебное и вспомогательное имущество к продукции военного назначения категории 6 | 6.2 | |
Работы и услуги, выполняемые в интересах заказчика в отношении продукции военного назначения категорий 6, 6.1 | 6.3 | |
Комплектующие изделия для обеспечения лицензионного производства продукции военного назначения категории 6 | 6.4 | |
Стрелковое оружие военного назначения (кроме товарных позиций Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности № 9303 и 9304) калибра 14,5 мм и менее | ||
Техническая документация (нормативно-техническая, конструкторская, технологическая, программная) к продукции военного назначения категории 7 | 7.1 | |
Запасные части, агрегаты, учебное и вспомогательное имущество к продукции военного назначения категории 7 | 7.2 | |
Работы и услуги, выполняемые в интересах заказчика в отношении продукции военного назначения категорий 7, 7.1 | 7.3 | |
Комплектующие изделия для обеспечения лицензионного производства продукции военного назначения категории 7 | 7.4 | |
Бомбы, гранаты, торпеды, мины, ракеты, патроны и аналогичные средства ведения боевых действий | ||
Техническая документация (нормативно-техническая, конструкторская, технологическая, программная) к продукции военного назначения категории 8 | 8.1 | |
Запасные части, агрегаты, учебное и вспомогательное имущество к продукции военного назначения категории 8 | 8.2 | |
Работы и услуги, выполняемые в интересах заказчика в отношении продукции военного назначения категорий 8, 8.1 | 8.3 | |
Комплектующие изделия для обеспечения лицензионного производства продукции военного назначения категории 8 | 8.4 | |
Порох военного назначения | ||
Техническая документация (нормативно-техническая, конструкторская, технологическая) к продукции военного назначения категории 9 | 9.1 | |
Работы и услуги, выполняемые в интересах заказчика в отношении продукции военного назначения категорий 9, 9.1 | 9.2 | |
Комплектующие изделия для обеспечения лицензионного производства продукции военного назначения категории 9 | 9.3 | |
Взрывчатые вещества готовые (кроме пороха) военного назначения | ||
Техническая документация (нормативно-техническая, конструкторская, технологическая) к продукции военного назначения категории 10 | 10.1 | |
Работы и услуги, выполняемые в интересах заказчика в отношении продукции военного назначения категорий 10,10.1 | 10.2 | |
Комплектующие изделия для обеспечения лицензионного производства продукции военного назначения категории 10 | 10.3 | |
Средства подрыва и пиротехники (шнуры бикфордовы и детонирующие, капсюли ударные и детонирующие, запалы, электродетонаторы, фейерверки, ракеты сигнальные и аналогичные средства подрыва и пиротехники) военного назначения | ||
Техническая документация (нормативно-техническая, конструкторская, технологическая) к продукции военного назначения категории 11 | 11.1 | |
Работы и услуги, выполняемые в интересах заказчика в отношении продукции военного назначения категорий 11,11.1 | 11.2 | |
Комплектующие изделия для обеспечения лицензионного производства продукции военного назначения категории 11 | 11.3 | |
Прицелы телескопические и лазерные для установки на оружии, перископы, трубы оптические и лазеры военного назначения | ||
Техническая документация (нормативно-техническая, конструкторская, технологическая, программная) к продукции военного назначения категории 12 | 12.1 | |
Запасные части, агрегаты, учебное и вспомогательное имущество к продукции военного назначения категории 12 | 12.2 | |
Работы и услуги, выполняемые в интересах заказчика в отношении продукции военного назначения категорий 12,12.1 | 12.3 | |
Комплектующие изделия для обеспечения лицензионного производства продукции военного назначения категории 12 | 12.4 | |
Навигационные приборы военного назначения | ||
Техническая документация (нормативно-техническая, конструкторская, технологическая, программная) к продукции военного назначения категории 13 | 13.1 | |
Запасные части, агрегаты, учебное и вспомогательное имущество к продукции военного назначения категории 13 | 13.2 | |
Работы и услуги, выполняемые в интересах заказчика в отношении продукции военного назначения категорий 13,13.1 | 13.3 | |
Комплектующие изделия для обеспечения лицензионного производства продукции военного назначения категории 13 | 13.4 | |
Аппаратура гидроакустическая, радиолокационная, радионавигационная и радиоаппаратура дистанционного управления военного назначения | ||
Техническая документация (нормативно-техническая, конструкторская, технологическая, программная) к продукции военного назначения категории 14 | 14.1 | |
Запасные части, агрегаты, учебное и вспомогательное имущество к продукции военного назначения категории 14 | 14.2 | |
Работы и услуги, выполняемые в интересах заказчика в отношении продукции военного назначения категорий 14,14.1 | 14.3 | |
Комплектующие изделия для обеспечения лицензионного производства продукции военного назначения категории 14 | 14.4 | |
Парашюты (включая парашюты дирижаблей) и вращающиеся парашюты военного назначения | ||
Техническая документация (нормативно-техническая, конструкторская, технологическая, программная) к продукции военного назначения категории 15 | 15.1 | |
Запасные части, агрегаты, учебное и вспомогательное имущество к продукции военного назначения категории 15 | 15.2 | |
Работы и услуги, выполняемые в интересах заказчика в отношении продукции военного назначения категорий 15,15.1 | 15.3 | |
Комплектующие изделия для обеспечения лицензионного производства продукции военного назначения категории 15 | 15.4 | |
Аппаратура передающая для радиотелефонной, радиотелеграфной связи, радиовещания и телевидения, включающая звукозаписывающую и воспроизводящую аппаратуру, телевизионные камеры военного назначения | ||
Техническая документация (нормативно-техническая, конструкторская, технологическая, программная) к продукции военного назначения категории 16 | 16.1 | |
Запасные части, агрегаты, учебное и вспомогательное имущество к продукции военного назначения категории 16 | 16.2 | |
Работы и услуги, выполняемые в интересах заказчика в отношении продукции военного назначения категорий 16,16.1 | 16.3 | |
Комплектующие изделия для обеспечения лицензионного производства продукции военного назначения категории 16 | 16.4 | |
Средства защиты от оружия массового поражения, средства профилактики и лечения последствий применения оружия массового поражения, средства обеспечения жизнедеятельности | ||
Техническая документация (нормативно-техническая, конструкторская, технологическая, программная) к продукции военного назначения категории 17 | 17.1 | |
Запасные части, агрегаты, учебное и вспомогательное имущество к продукции военного назначения категории 17 | 17.2 | |
Работы и услуги, выполняемые в интересах заказчика в отношении продукции военного назначения категорий 17,17.1 | 17.3 | |
Комплектующие изделия для обеспечения лицензионного производства продукции военного назначения категории 17 | 17.4 | |
Специально разработанные оборудование, приспособления и оснастка для производства и ремонта боеприпасов, вооружения и военной техники | ||
Техническая документация (нормативно-техническая, конструкторская, технологическая, программная) к продукции военного назначения категории 18 | 18.1 | |
Запасные части, агрегаты, учебное и вспомогательное имущество к продукции военного назначения категории 18 | 18.2 | |
Работы и услуги, выполняемые в интересах заказчика в отношении продукции военного назначения категорий 18, 18.1 | 18.3 | |
Комплектующие изделия для обеспечения лицензионного производства продукции военного назначения категории 18 | 18.4 | |
Картографическая продукция военного назначения (карты, атласы, материалы космической съемки) | ||
Комплектующие изделия для обеспечения лицензионного производства продукции военного назначения категории 19 | 19.1 | |
Военная форма одежды, снаряжение и атрибуты | ||
Работы и услуги, выполняемые в интересах заказчика в отношении продукции военного назначения категории 20 | 20.1 | |
Комплектующие изделия для обеспечения лицензионного производства продукции военного назначения категории 20 | 20.2 | |
Работы по техническому обслуживанию и ремонту, проводимые в интересах заказчика в отношении продукции военного назначения категорий 1—20 | ||