Комплексный анализ основных вопросов административной ответственности за нарушения таможенных правил
Цель ответственности (в том числе и ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела) опосредуется в функциях, которые она выполняет: превентивной (или воспитательной) и карательной (или штрафной). Правонарушения в сфере таможенного делятся на преступления, и проступки. В этой связи, ответственность за правонарушения в сфере таможенного дела следует подразделять на уголовную… Читать ещё >
Комплексный анализ основных вопросов административной ответственности за нарушения таможенных правил (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Оглавление Введение
1. Понятие и общая характеристика нарушений таможенных правил
1.1 Понятие, особенности, виды и принципы административной ответственности за правонарушение таможенных правил
1.2 Нарушение таможенных правил: понятие и краткая характеристика юридического состава
1.3 Виды нарушений таможенных правил и их классификация
1.4 Таможенные индексы сравнения
2. Производство по делам о нарушении таможенных правил
2.1 Понятие, значение, задачи и принципы административного производства по делам о нарушении таможенных правил
2.2 Возбуждение дел о нарушении таможенных правил
2.3 Рассмотрение дел о нарушении таможенных правил
2.4 Обжалование и исполнение постановлений таможенных органов о нарушении таможенных правил Заключение Список использованных источников
Введение
таможенный ответственность административный расследование Ориентация же усилий государства на противодействие преимущественно преступности и уделение в этой связи особого внимания лишь нормам уголовного законодательства и практике его применения ослабляет не только существующий в стране административно-правовой режим, но и далеко не лучшим образом сказывается на криминогенной обстановке в стране. В подтверждение этого можно отметить, что Концепция национальной безопасности Российской Федерации вообще не упоминает административные правонарушения в качестве угрозы национальной безопасности.
При этом нельзя не отметить и тот факт, что ежегодно в России привлекается к административной ответственности более 70 млн. человек. И это весьма приблизительные данные, поскольку действительного количества ежегодно совершаемых в нашей стране административных правонарушений не знает никто, такой статистики попросту не существует. Значение приведенных показателей в том, что вопреки достаточно распространенному в юридической литературе мнению об отсутствии признака общественной опасности данных правонарушений, они представляют собой достаточно серьезную деструктивную систему и причиняют значительный вред интересам личности, общества и государства.
В связи с этим первоочередной задачей, направленной на повышение эффективности функционирования таможенной системы Российской Федерации, является совершенствование механизма выявления и пресечения нарушений таможенных правил, а также привлечения виновных лиц к ответственности за их совершение.
Вышеперечисленные обстоятельства обусловливают практическую значимость исследования административной ответственности за нарушения таможенных правил.
В соответствии с названием темы курсовой работы и вышеизложенным обоснованием её актуальности ставится цель работы: комплексный анализ основных теоретических вопросов административной ответственности за нарушения таможенных правил.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
1. выявить особенности, виды и принципы юридической ответственности за нарушение таможенных правил, разобраться в понятии «нарушение таможенных правил», определить состав нарушения таможенных правил, основные виды, а также общие принципы привлечения к административной ответственности за нарушение таможенных правил;
2. выявить значение, задачи и принципы административного производства по делам о нарушении таможенных правил, проанализировать основные стадии производства, а именно: возбуждение дела, его расследование, рассмотрение, а также обжалование и исполнение постановлений о нарушении таможенных правил.
1. Понятие и общая характеристика нарушений таможенных правил
1.1 Понятие, особенности, виды и принципы административной ответственности за правонарушение таможенных правил Административная ответственность определяют как вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом (должностным лицом) к лицам, совершившим административные правонарушения, особых санкций. Стоит отметить, что определение юридической ответственности за применение санкции к правонарушителю — это общий подход в правоведении как советского периода, так и современности.
По своей сути административная ответственность за нарушение таможенных правил — это реакция государства на вред, причиненный таможенным правонарушениям, государственная оценка нарушения таможенно-правовой нормы.
Целью административной ответственности является охрана и защита общественных отношений в сфере правового регулирования таможенной деятельности. А также воспитание граждан и должностных лиц в духе уважения к нормам таможенного права.
Как отдельный правовой институт, административная ответственность воздействует на общественные отношения в сфере таможенной деятельности. Наиболее существенные направления и стороны воздействия признаются функциями административной ответственности.
Административная ответственность за нарушение таможенных правил выполняет следующие функции:
— превентивную (предупредительную), реализация которой направлена на побуждение субъектов таможенно-правовых отношений к соблюдению требований таможенного законодательства, предотвращения совершения правонарушений в дальнейшем лицом, ранее уже совершившим нарушение таможенных правил (специальная превенция) и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений и предупреждения совершения таможенных правонарушений другими лицами (общая превенция)
— охранную, которая заключается в вытеснении и ликвидации общественных отношений, не соответствующих таможенно-правовым нормам;
— репрессивную (карательную), которая находит свое проявление в тех неблагоприятных последствиях, которые отражены в санкции норм таможенного права и которые должна нести лицо вследствие совершенного им нарушения таможенных правил и т. д.
Формально административная ответственность за нарушение таможенных правил закрепляется в правовых нормах, содержащихся в ТК России. Как элемент таможенно-правовой нормы, административная ответственность является карательной санкцией.
Административная ответственность характеризуется общими признаками, присущими юридической ответственности вообще:
— лица, совершившие правонарушения равны перед законом, независимо от пола, расы, национальности, происхождения, социального или имущественного положения, места жительства, убеждений и т. п.;
— лицо подлежит ответственности согласно закону, действовавшему на момент совершения правонарушения;
— привлечение к ответственности является результатом правовой оценки деяния;
— заключается в официальном осуждении лица виновного в совершении противоправного деяния и его результатов и влечет за собой наступление негативных последствий для правонарушителей, предусмотренных санкцией правовой нормы;
— имеет ретроспективный характер.
Указанные родовые признаки ответственности конкретизируются и уточняются нормами таможенного и административного права по привлечению к административной ответственности лиц, виновных в совершении нарушений таможенных правил.
Административной ответственности за нарушения в сфере таможенной деятельности присущи следующие черты:
— административная ответственность в сфере таможенной деятельности следующего за таможенные правонарушения, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой уголовную ответственность;
— нормативные основания административной ответственности в сфере таможенной деятельности (юридические составы правонарушений) устанавливаются исключительно ТК России;
— привлечения к ответственности за нарушение таможенных правил не освобождает лиц, виновных в их совершении от обязанности уплатить пошлины и другие налоги и сборы;
— иностранцы и лица без гражданства несут ответственность за нарушение таможенных правил на общих основаниях, предусмотренных ст. ТК России;
— полномочиями на привлечение к ответственности за нарушение таможенных правил имеют руководители таможенных органов или их заместители и судьи;
— свое внешнее отражение административная ответственность находит в деликатных правоотношениях, складывающихся между органом (должностным лицом), уполномоченным на привлечение к ответственности и лицом, на которое возлагается обязанность претерпеть определенные ограничения за нарушение норм таможенного права;
— порядок привлечения к административной ответственности за нарушение таможенных правил определяется ТК России, а в части не урегулированной им, — в соответствии с законодательством России об административных правонарушениях;
— для применения мер ответственности законодательством установлены особую процессуальную форму реализации — производство по делам о нарушении таможенных правил;
— средствами реализации ответственности является самостоятельные юридически репрессивные меры принуждения — взыскание, специфические по своему содержанию и отличные от мер уголовного наказания и дисциплинарного воздействия;
— обжалования решений уполномоченных органов о привлечении к ответственности осуществляется в судебном или административном (внесудебном) порядке.
Следовательно, административная ответственность за нарушение таможенных правил — это специфическая форма реагирования государства в лице таможенных органов или суда на совершение правонарушений в сфере таможенной деятельности, в соответствии с которой лица, совершившие эти проступки, должны ответить за свои противоправные деяния и понести за это наказание в установленных таможенным законодательством формах и порядке.
Анализ признаков административной ответственности за нарушение таможенных правил позволяет выделить три основания, наличие которых может повлечь за собой данный вид ответственности:
— нормативное основание, то есть наличие системы норм права, устанавливающих административную ответственность и регулирующих ее;
— фактическое основание, какова противоправное. Виновное деяние лица, нарушает правовые предписания в сфере таможенной деятельности, т. е. нарушение таможенных правил;
— процессуальная основание — правоприменительный акт уполномоченного органа о наложении взыскания на конкретное лицо за конкретное нарушение таможенных правил.
Для наступления реальной ответственности необходимо, чтобы в наличии были все три основания и именно в такой последовательности. Прежде всего, должна быть норма таможенного права, устанавливающая обязанность и санкцию за ее невыполнение. Затем может возникнуть фактическое основание — противоправное деяние. При наличии нормы и деяния, ее нарушает, уполномоченный орган в установленном законом порядке имеет право назначить наказание за нарушение таможенных правил путем вынесения постановления о наложении административного взыскания.
В последние десятилетия роль административной ответственности, в том числе и за нарушение таможенных правил, неуклонно росло. Особенно сейчас, эта тенденция стала проявляться еще более активно. В связи с принятием новой редакции ТК России, было резко расширен перечень деяний, за совершение которых лица могут быть привлечены к административной ответственности. Однако стоит отметить, что на сегодняшний день, фактически используются не все юридические составы нарушений таможенных правил, мы надеемся, что после их доработки, они будут востребованы. Этому также способствует и увеличение размера стоимости товаров, перемещенных через таможенную границу России в крупных размерах, квалифицируется уже как контрабанда. Административная ответственность является одним из основных и наиболее действенных форм применения государством карательных санкций к нарушителям норм таможенного права.
Административная ответственность, как правило, связывают с применением мер административного принуждения. Однако среди многочисленных мер административно-принудительного характера (таможенный контроль, административное задержание, изъятие товаров и документов и т. п.) только административные взыскания выполняют функцию наказания и только их применение влечет наступление административной ответственности.
Административные взыскания установленная государством мера ответственности за совершение правонарушения. Они применяются в тех случаях, когда компетентные органы, в первую очередь таможенные органы, уже лишены возможности иным образом воздействовать на нарушителей таможенного законодательства, предупредить и прекратить совершаемом ими нарушения таможенных правил.
Административные взыскания характеризуются наличием следующих признаков:
Взыскание является средством практической реализации административной ответственности, которая наступает за совершение лицом нарушения таможенных правил;
Они выступают разновидностью мер административного принуждения, отличающаяся от последних своей функционально-целевой направленностью;
Носят ярко выраженный карательный характер, ведь их применения предусматривает наступление для правонарушителя неблагоприятных последствий за совершение деяния и его результатах;
Перечень административных взысканий за нарушение таможенных правил является исчерпывающим;
Все взыскания налагаются на основе специального индивидуального правового акта управления — постановления о наложении административного взыскания;
Вид и объем ограничений, составляющих содержание административных взысканий определяется уполномоченными на то должностными лицами таможенных органов или судьей с учетом характера совершенного правонарушения, личности правонарушителя, степени его вины, имущественного положения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность;
Воспитательное воздействие от их применения наиболее эффективен, поскольку достигается простым, быстрым и наглядным способом.
Анализ признаков взысканий, назначаемых за нарушение таможенных правил позволяет сформулировать следующее: административное взыскание — это мера наказания, назначаемой руководителем (заместителем) таможенного органа или судьей лицу, виновному в совершении нарушения таможенных правил.
Ст. ТК России содержит перечень взысканий, которые могут быть установлены за нарушение таможенных правил. Это:
— предупреждение;
— штраф;
— конфискация товаров — непосредственных предметов нарушения таможенных правил, товаров со специально изготовленными хранилищами (тайниками), которые использовались для сокрытия непосредственных предметов нарушения таможенных правил от таможенного контроля, транспортных средств, использовались для перемещения непосредственных предметов нарушения таможенных правил через таможенную границу России (далее — конфискация).
Данный перечень административных взысканий является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Это не просто перечень, а система взысканий, построена по принципу: от менее строгого — к более сурового наказания.
Наличие специфических признаков, присущих административным взысканием за нарушение таможенных правил, дает возможность их классифицировать с целью более содержательного осознания их сущности, назначения и механизма воздействия на правонарушителя.
Санкцией таможенно-правовой нормы может быть предусмотрено шесть вариантов назначения взысканий, например, ст. 330, ТК России предусматривают применение предупреждения или штрафа, ст. 333, ТК России — штрафа, ст. 336, ТК России — штрафа или конфискации, ТК России — конфискации, ТК России — штрафа с конфискацией, а ст. 351, ТК России — штрафа с конфискацией транспортных средств или товаров (при определенных условиях) или конфискации.
Такое многообразие вариантов санкций стало возможно при условии того, что законодатель признал предупреждение и штраф в качестве основного вида взыскания, а конфискация может применяться как основной и как дополнительный вид.
Предупреждение как взыскания за нарушение таможенных правил носит моральный характер, а штраф и конфискация — наказание имущественного характера.
Меры административной ответственности целесообразно охарактеризовать зависимости от ограничений и лишений, которые устанавливаются для правонарушителя.
Предупреждение (ст. ТК России) — это вид административного взыскания, состоит в официальном осуждении лица, признанного виновного в совершении нарушения таможенных правил и предостережении от совершения подобных противоправных деяний в дальнейшем.
Предупреждение применяется в качестве самостоятельного (основного) вида наказания за совершение незначительных нарушений в сфере таможенной деятельности, к лицам, в отношении которых известно, что они совершили нарушение таможенных правил впервые. Оно, как и любое взыскание, выносится в письменной форме в виде соответствующего постановления о наложении административного взыскания.
Предупреждение как взыскания, не стоит путать с предупреждением (оговоркой) как административной мерой, целью применения которого является предотвращение, прекращение противоправного поведения или устранения недостатков или нарушения и который выносится в устной форме.
По своему содержанию административное взыскание в виде предупреждения хотя и является мерой наказания морального характера и является близким по сути к мерам воспитательного характера, чем к карательных санкций, тем не менее является разновидностью именно последних, поскольку представляет собой, во-первых, официальную оценку государства деяний правонарушителя и, во-вторых, влечет наступления для него негативных последствий. Так при совершении однородного правонарушения в сфере таможенной деятельности в течение года с момента вынесения постановления о наложении взыскания в виде предупреждения, это действие будет считаться совершенным повторно, что признается обстоятельством, отягчающим ответственность.
Решение о предупреждении принимается руководителем или заместителем таможенного органа в форме постановления о наложении административного взыскания в соответствии с общими требованиями наложении административных взысканий.
Штраф (ст. ТК России) — это административное взыскание имущественного характера, состоит во взыскании с правонарушителя таможенно-правовой нормы определенной суммы денежных средств в доход государства.
Юридическое содержание штрафа состоит в следующем:
— штраф является основным видом административного наказания;
— представляет собой вид взыскания денежного характера, которое выполняет карательную функцию, в отличие от гражданско-правового штрафа, который имеет компенсационную природу;
— начисляется в отношении определенных единицах — необлагаемых минимумах доходов граждан, что позволяет ему быть величиной переменной, которая должна зависеть от условий развития экономики государства, автоматически корректироваться с учетом роста темпов инфляции и изменений экономической ситуации, оставаясь при этом действенным средством административного наказания;
— применяется как внесудебном, так и судебном порядке;
— сумма штрафа в полном объеме подлежит зачислению в государственный бюджет.
Сущность штрафа как административного взыскания состоит в том, что он призван влиять на материальные интересы правонарушителя, что делает его весьма эффективным средством принудительного воздействия на последнего. Именно эта его качество и предусматривает включение этого вида наказания ко всем, кроме ст. 431, санкций статей ТК России.
МК России устанавливает или нижнюю и верхнюю, или только верхнюю границу размера штрафа, что позволяет уполномоченному должностному лицу таможенного органа или судьи при его применении использовать принцип индивидуализации наказания.
1.2 Нарушение таможенных правил: понятие и краткая характеристика юридического состава Любая деятельность в области таможенного дела связана с различными видами рисков. Самыми распространенными из них, на наш взгляд, являются риски нарушения таможенных правил, ответственность за которые предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ).
Указанные риски могут нести за собой разные последствия, от административного наказания в виде предупреждения до уголовного преследования.
Нарушение таможенных правил — это противоправное действие или бездействие, посягающее на установленный таможенным законодательством РФ и международными договорами РФ порядок перемещения, таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, обложения таможенными платежами и их уплаты, предоставления таможенных льгот и пользования ими, за которое КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Конкретные виды административных правонарушений и ответственность за них определены главой 16 Кодекса об административных правонарушениях РФ.
НТП — нарушение таможенных правил.
КоАП РФ — Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации.
Протокол об административном правонарушении — административно-процессуальный документ, фиксирующий факт совершения административного правонарушения.
Постановление по делу об административном правонарушении — административно-процессуальный документ, выносимый по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении.
САНКЦИЯ — часть нормы, которая указывает на меры государственного принуждения в случае ее неисполнения.
ВЭД — внешнеэкономическая деятельность.
1.3 Виды нарушений таможенных правил и их классификация Ответственность за нарушения таможенных правил предусмотрена главой 16 КоАП РФ.
Участники ВЭД, таможенные представители (брокеры), владельцы складов временного хранения, таможенные перевозчики в своей профессиональной деятельности зачастую сталкиваются с нарушением таможенных правил.
Таких как:
· Незаконное перемещение товаров через таможенную границу ТС;
· Не декларирование либо недостоверное декларирование товаров
· Несоблюдение запретов и ограничений на ввоз или вывоз товаров
· Представление недействительных документов при таможенном оформлении
· Несоблюдение внутреннего таможенного транзита
· Несоблюдение сроков подачи таможенной декларации
· Проведение грузовых операций без разрешения таможенного органа
· Нарушение сроков временного хранения
· Непредставление в таможенный орган отчетности
· Несоблюдение таможенного режима И др. Санкции за административные правонарушения в области таможенного дела могут быть такими как:
· наказание в виде предупреждения;
· фиксированные штрафы от и до определенной суммы;
· штраф в виде процентного соотношения от суммы неуплаченных таможенных платежей;
· штраф в виде процентного соотношения от стоимости товаров, явившихся предметом административного правонарушения;
· конфискации товаров, явившихся предметом административного правонарушения.
Последствия нарушения таможенных правил.
Для участников ВЭД нарушение таможенных правил безусловно влечет финансовые затраты, задержки в таможенном оформлении, а как следствие, возможно, нарушение условий внешнеторговых контрактов и другие негативные последствия для третьих лиц, незадействованных в процессе таможенного оформления.
Таможенные представители (брокеры), владельцы складов временного хранения, таможенные перевозчики осуществляют свою деятельность на основании соответствующих Свидетельств (лицензий), выданных Федеральной таможенной службой. Поэтому при нарушении таможенных правил указанные лица подвергаются не только финансовым рискам, но и рискам, связанным с приостановлением их профессиональной деятельности.
Права лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, регламентированы ст. 24.2, 25.1 КоАП РФ.
При этом необходимо помнить о некоторых важных моментах: субъектом нарушения таможенных правил может быть только то лицо, на которое возложена обязанность по выполнению тех или иных таможенных правил.
Должностное лицо таможенного органа, рассматривающее дело об административном правонарушении, вправе признать смягчающим вину ответственность и другие обстоятельства в зависимости от тех или иных объективных факторов и условий, при которых было совершено нарушение таможенных правил.
Перечень смягчающих и отягчающих обстоятельств установлен КоАП РФ. Срок обжалования решения таможенного органа — 10 дней с момента получения оригинала Постановления.
В случае, если решение таможенного органа обжаловано не будет, необходимо помнить о сроке оплаты административного штрафа. За нарушение срока оплаты административного штрафа предусмотрена ответственность КоАП РФ.
Административный процесс и процедура обжалования решений таможенных органов достаточно сложное и трудоемкое занятие. Но Вы всегда имеете право обжаловать законность и обоснованность вынесенного решения таможенного органа.
1.4 Таможенные индексы сравнения Таблица 1.1
Процент выполнения таможни
Таможня | Фактическое исполнение | Контрольное задание | Процент выполнения | |
Башкортостана | ||||
Татарстанская | ||||
Нижегородская | ||||
Оренбургская | ||||
Пермская | ||||
Самарская | ||||
Саратовская | ||||
Ульяновская | ||||
Итого: | ||||
Процент выполнения Башкортостана = Фактическое исполнение: Контрольное задание*100=611: 593*100=103,03
Процент выполнения Татарстанская = Фактическое исполнение: Контрольное задание*100=1798: 2538*100=70,84
Процент выполнения Нижегородская = Фактическое исполнение: Контрольное задание*100=2857: 4260*100=67,06
Процент выполнения Оренбургская = Фактическое исполнение: Контрольное задание*100=160: 290*100=55,17
Процент выполнения Пермская = Фактическое исполнение: Контрольное задание*100=1191: 1007*100=1,18
Процент выполнения Самарская = Фактическое исполнение: Контрольное задание*100=2634: 3111*100=0,8466
Процент выполнения Саратовская = Фактическое исполнение: Контрольное задание*100=686: 693*100=0,9898
Процент выполнения Ульяновская = Фактическое исполнение: Контрольное задание*100=440: 568*100=0,7746
Индекс цен = Фактическое исполнение: общая сумма итого*100=611:10 377*100=5,88
Индекс цен = Фактическое исполнение: общая сумма итого*100=1798:10 377*100=17,32
Индекс цен = Фактическое исполнение: общая сумма итого*100=2857:10 377*100=27,53
Индекс цен = Фактическое исполнение: общая сумма итого*100=160:10 377*100=1,54
Индекс цен = Фактическое исполнение: общая сумма итого*100=1191:10 377*100=11,47
Индекс цен = Фактическое исполнение: общая сумма итого*100=2634:10 377*100=25,38
Индекс цен = Фактическое исполнение: общая сумма итого*100=686:10 377*100=6,61
Индекс цен = Фактическое исполнение: общая сумма итого*100=440:10 377*100=4,24
Таблица 1.2
Периоды экспорта и импорта
Период | Оборот 2013 | Экспорт 2013 | Импорт 2013 | Оборот 2014 | Экспорт 2014 | Импорт 2014 | |
Август | |||||||
Сентябрь | |||||||
Октябрь | |||||||
Ноябрь | |||||||
Декабрь | |||||||
Индекс сравнения = показатель по 1 позиции 1 года: показатель другой позиции этого года*100−100=42 461: 25 987*100−100=63,39
Индекс сравнения = показатель по 1 позиции 1 года: показатель другой позиции этого года*100−100=45 231: 26 263*100−100=72,22
Индекс сравнения = показатель по 1 позиции 1 года: показатель другой позиции этого года*100−100=43 875: 28 098*100−100=56,14
Индекс сравнения = показатель по 1 позиции 1 года: показатель другой позиции этого года*100−100=47 384: 27 193*100−100=74,25
Индекс сравнения = показатель по 1 позиции 1 года: показатель другой позиции этого года*100−100=49 915: 29 733*100−100=67,87
Таблица 1.3
Периоды экспорта и импорта
Период | Оборот 2013 | Экспорт 2013 | Импорт 2013 | Оборот 2014 | Экспорт 2014 | Импорт 2014 | |
Январь-август | |||||||
Январь-сентябрь | |||||||
Январь-октябрь | |||||||
Январь-ноябрь | |||||||
Январь-декабрь | |||||||
Индекс динамики = значение показателя в последнем месяце: значение показателя в предыдущем периоде*100−100=527 266: 203 678*100−100=158.87
Индекс динамики = значение показателя в последнем месяце: значение показателя в предыдущем периоде*100−100=459 366: 193 253*100−100=137.70
Таблица 1.4 Таможенные пошлины
Ндс | ||
Ввозные таможенные пошлины | ||
Вывозные таможенные пошлины | ||
Акцизы при ввозе товаров | ||
Итого | ||
Таблица 1.5 Таможенные платежи
Федеральный бюджет | ||
Вывозная | ||
Ввозная | ||
Акцизы при импорте | ||
Ндс | ||
Сборы и иные платежи | ||
Итого | ||
Индекс доли таможенных платежей = объем платежей регионального таможенного управления: объем платежей фтс=6486:125 860=0.515
Индекс внешней торговли = суммарный показатель итого*процент данного объекта 4314 млн руб.
Таблица 1.6 Структура товара при экспорте
Структура товара при экспорте | % | |
Топливо, нефть | 33.2 | |
Неорганические | ||
Наземный транспорт | 5.7 | |
Оборудование | 4.4 | |
древесина | 4.1 | |
Индекс внешней торговли =4314*0.33=1423
Индекс внешней торговли =4314*0.16=690
Индекс внешней торговли =4314*0.05=215
Индекс внешней торговли =4314*0.04=172
Индекс внешней торговли =4314*0.04=172
2. Производство по делам о нарушении таможенных правил
2.1 Понятие, значение, задачи и принципы административного производства по делам о нарушении таможенных правил Нарушение таможенного законодательства зачастую ведет к возбуждению дел об административных правонарушениях и производству по ним. Производство по делам о нарушении таможенных правил ведут таможенные органы по правилам административного судопроизводства.
Как и в любом другом, в административном процессе лицу, в отношении которого ведется производство, гарантируются его процессуальные права. Указанные права регламентированы Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (далее КоАП РФ).
Несоблюдение определенных процессуальных норм ведет к нарушению процессуальных прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а так же может явиться предметом обжалования действия и решений таможенных органов.
Стадии производства по делам об административных правонарушениях (далее АП):
· возбуждение дела и при необходимости — административное расследование;
· рассмотрение дела по существу;
· пересмотр постановления и решения в порядке обжалования;
· исполнение постановления или решения.
Определение о возбуждении дела об административном правонарушении.
Согласно ст. 28.7 КоАП РФ таможенный орган составляет Определение о возбуждении дела об АП и назначает, в случае необходимости, административное расследование.
Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему.
Протокол по делу об административном правонарушении.
После окончания административного расследования таможенным органом составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об АП.
Важно знать о том, что согласно ст. 28.2 КоАП РФ лицам, в отношении которых возбуждено дело об АП, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Анализ нормативной базы позволяет прийти к выводу о том, что действующее законодательство, безусловно, обязывает административный орган извещать лицо, в отношении которого возбуждено дело, о времени и месте составления протокола об АП. Протокол об АП составляется только с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу, либо его представителя. Составление протокола без участия указанного лица допускается в случае его неявки при условии надлежащего извещения о времени и месте составления протокола.
Так в п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.03. г. № 2 указано, что положения 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об АП, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об АП.
Суду при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений ст. 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об АП, имея в виду, что их нарушение может явиться основанием для признания и отмены оспариваемого решения административного органа (ч. 2 ст. 211 АПК РФ).
2.2 Возбуждение дел о нарушении таможенных правил Постановление по делу об административном правонарушении.
По результатам рассмотрения таможенным органом дела об АП выносится Постановление по делу об административном правонарушении.
В соответствии со ст. 25.1 КоАП РФ дело об АП рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу, с тем, чтобы обеспечить защиту его прав и интересов, выслушать и обсудить его доводы и возражения.
В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случае, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Нарушение процессуальных норм, закрепленных в п. 4 ч.1 ст. 29.7 и ст. 25.1 КоАП РФ, по сути, лишает привлекаемое лицо возможности представить дополнительные сведения, а также представить дополнительные доказательства по делу, которые возможно повлияли бы на принятое решение.
Таким образом, не смотря на сам факт виновности лица в совершении им административного правонарушения, при нарушении его процессуальных прав, суд вправе отменить решение таможенного органа.
2.3 Рассмотрение дел о нарушении таможенных правил Эта стадия признается своею рода центральной в административном процессе. Характеризуется рассматриваемая стадия тем, что на основе всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности происходит оценка собранных доказательств и принятие решения по существу, что выражается в вынесении постановления.
Основной задачей данного этапа административного производства является выяснение следующих вопросов:
· Было ли совершено административное правонарушение;
· Виновно ли данное лицо в его совершении;
· Подлежит ли оно административной ответственности;
· Имеются ли обстоятельства, смягчающие или отягощающие ответственность, либо исключающие производство по делу.
Процессуальными нормами административного законодательства исчерпывающе определена компетенция судов и таможенных органов по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Все нарушения таможенных правил по этому признаку в соответствии с положениями ст. 23.1 КоАП РФ разделяют на три группы: относящиеся к компетенции только судов; относящиеся к компетенции как судов, так и таможенных органов; относящиеся к компетенции только таможенных органов. Соответственно, первую группу образуют дела о правонарушениях, предусматриваемых ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ, которые должны рассматриваться только судьями. Вторую группу составляют дела о нарушении таможенных правил, которые могут рассматриваться также судьями по месту совершения нарушения таможенных правил в случаях, если орган или должностное лицо, которым поступило дело о таком административном правонарушении, передаст его на рассмотрение судье, что, однако, не исключает возможность их рассмотрения таможенными органами. В нее входят дела о нарушении таможенных правил, предусматриваемых ч. 1 и 3 ст. 16.1; ст. 16.2; ч. 2 ст 16.3; ст. 16 7; ч. 1 ст. 16.9; ст. 16.16; ч. 1 ст. 16.18; ч. 1−3 ст. 16.19; ч. 1 ст. 16.20 и ст. 16.21 КоАП РФ. Третью группу составляют дела об остальных нарушениях, которые всегда рассматриваются таможенными органами (ст. 16.4−16.6; 16.8; 16.10−16.15:16.17; ч. 2 ст. 16.18; ч.4 ст. 16 19; ч. 2 ст. 16.20; 16.22 и 16 23 КоАП РФ).
Административным законодательством установлено, что рассматривать дела об административных правонарушениях в области таможенного дела вправе следующие должностные липа таможенных органов: руководитель федерального органа исполнительной власти, его заместители; начальники региональных таможенных управлений, их заместители; начальники таможен и их заместители, а также начальники таможенных постов. Их компетенция различается следующим образом: Таможенный пост правомочен рассматривать дела о нарушении таможенных правил, совершенные физическими лицами, производство по которым осуществляется должностным лицом этого таможенного поста.
Таможней рассматривается дело, производство по которому велось должностным лицом этого органа, либо должностным лицом подчиненного таможенного поста, причем не зависимо от субъекта ответственности, юридическою или физического лица.
Региональным таможенным управлением может быть принято к производству любое дело о нарушении таможенных правил, производство по которому осуществлено в таможенном органе региона.
Федеральной таможенной службой России может быть принято к производству любое дело о совершенном нарушении таможенных правил на территории страны, а также передано на рассмотрение в любой таможенный орган.
В процессе подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешается целый ряд вопросов, по которым в случае необходимости уполномоченное должностное лицо или таможенный орган, в производстве которого находится дело, выносит определение:
· О назначении времени и места рассмотрения дела;
· О вызове лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении;
· Об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу;
· О назначении экспертизы;
· Об отложении рассмотрения дела;
· О возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае его составления и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола либо неполноты представленных материалов;
· О передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, таможенного органа, его должностного лица, к которым протокол и другие материалы дела поступили на рассмотрение;
· Либо вынесено определение об отводе судьи, состава коллегиального органа, должностного лица.
Срок рассмотрения дела составляет пятнадцать дней со дня получения судьей, таможенным органом, должностным лицом, правомочным рассматривать дело, протокол об административном правонарушении и других материалов дела.
В случае поступления ходатайств от участников производства по делу либо необходимости в дополнительном выяснении обстоятельства дела срок его рассмотрения может быть продлен уполномоченным лицом, рассматривающим дело, но не более чем на один месяц, о чем выносится мотивированное определение. Дело об административном правонарушении, возбужденное в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, рассматривается не позднее 48 часов с момента его задержания.
Рассмотрение дела об административном правонарушении может быть отложено в случаях предусмотренных п. 6 ст. 29.7 КоАП РФ:
1. Поступления заявления о самоотводе или об отводе уполномоченных лиц, рассматривающих дело, либо отвода специалиста, эксперта или переводчика, если отвод препятствует рассмотрению дела по существу;
2. Необходимости неявки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначение экспертизы.
При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении в области таможенного дела, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения, показания, заключения участников производства, исследуются доказательства, заслушивается заключение присутствующего прокурора.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении в области таможенного дела может быть вынесено постановление, разрешающее дело по существу:
1. О назначении административного наказания;
2. О прекращении производства по делу об административном правонарушении
3. Объявление устного замечания в силу малозначительности правонарушения;
4. Прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления.
Постановление по делу об административном правонарушении является важнейшим процессуальном документом, которым завершается стадия рассмотрения дела. Оно должно содержать следующие сведения:
ь Должность, фамилию, имя, отчество судьи, должностного лица, таможенного органа, вынесших постановление;
ь Дату и место рассмотрения дела;
ь Сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;
ь Обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
ь Статью КоАП, предусматривающую административную ответственность за совершение рассматриваемого правонарушения либо основания прекращения производства по делу;
ь Мотивированное решение по делу;
ь Срок и порядок обжалования постановления.
2.4 Обжалование и исполнение постановлений таможенных органов о нарушении таможенных правил Многообразие ситуаций, возникающих при осуществлении правоохранительной деятельности, в том числе применительно к сфере реализации административной ответственности за нарушение таможенных правил, обуславливает наличие в административном законодательстве совокупности процессуальных норм, регламентирующих основания и порядок обжалования постановлений по делам о нарушении таможенных правил в связи с несоответствием содеянному назначенного наказания, о прекращении производства по делу при наличии одного из предусматриваемых в ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ оснований и др.
Административным законодательством исчерпывающе лица, которым предоставлено право на обжалования постановления об административном нарушении таможенных правил. Они перечислены в нормах гл. 25 КоАП РФ. К ним относятся:
Ш Лицо, в отношении которого вынесено постановление (ст. 25.1 КоАП);
Ш Потерпевший то есть лицо, которому в результате совершения нарушения таможенных правил причинен имущественный, физический или моральный вред (ст. 25.2 КоАП);
Ш Законные представители физического лица (ст. 25.3 КоАП);
Ш Законные представители юридического лица, в отношении которого вынесено постановление о привлечении к ответственности (ст. 25.4 КоАП);
Ш Защитник, осуществляющий юридическую помощь лицу, в отношении которого вынесено соответствующее постановление, или оказывающий юридическую помощь представитель физических или юридических лиц, являющихся по делу о нарушении таможенных правил потерпевшими (ст. 25.5 КоАП);
Перечень лиц, правомочных обжаловать постановление о привлечении к административной ответственности, является исчерпывающим. Однако жалобы перечисленных лиц не считаются единственно возможным основанием для рассмотрения вынесенного постановления, поскольку в соответствии с нормой ст. 30.10 КоАП РФ не вступившее в законную силу постановление по делу об административном нарушении таможенных правил может быть опротестованном прокурором. Вопросы вступивших в законную силу постановлений по делам о нарушении таможенных правил регулируются нормой ст. 30.11 КоАП РФ.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении таможенных правил подаются перечисленными выше лицами в разные органы, в зависимости от того, кем вынесено постановление. Если оно вынесено судьей, обжалование осуществляется в вышестоящий суд; если коллегиальным таможенным органом — в районный суд по месту нахождения органа; если постановление вынесено должностным лицом, то закон предоставляет право выбора — в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, либо в районный суд по месту рассмотрения дела — ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ.
Порядок подачи жалобы со всеми необходимыми материалами предопределяет необходимость соблюдения установленных процессуальными нормами административного законодательства сроков. Жалоба на постановление по делу о нарушении таможенных правил должна быть подана в течение 10 суток, исчисляемых со дня вручения или получения копии постановления.
Постановление по делу об административном правонарушении в области таможенного дела вступает в законную силу (т.е. подлежит исполнению): после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано; после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, когда решением отменяется вынесенное постановление; немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.
Постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу и обязательно для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, самоуправления должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами.
Заключение
Юридическая ответственность — это достаточно сложный, многофункциональный феномен и одна из фундаментальных категорий юриспруденции, которую традиционно в юридической литературе принято рассматривать в двух аспектах: позитивном (добровольном) и негативном (принудительном).
Цель ответственности (в том числе и ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела) опосредуется в функциях, которые она выполняет: превентивной (или воспитательной) и карательной (или штрафной). Правонарушения в сфере таможенного делятся на преступления, и проступки. В этой связи, ответственность за правонарушения в сфере таможенного дела следует подразделять на уголовную и административную. Административная ответственность — это вид юридической ответственности, предусмотренной нормами таможенного законодательства за совершение административных правонарушений (проступков) в области таможенного дела. Привлечение к ответственности за правонарушения в области таможенного дела осуществляется в соответствии с общими принципами, присущими юридической ответственности вообще.
Анализируя нормы главы 16 КоАП РФ и опираясь на структуру таможенного законодательства Российской Федерации и положения ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административное правонарушение в области таможенного дела (нарушение таможенных правил) можно определить как противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, посягающее на установленные Таможенным кодексом РФ и иными актами законодательства Российской Федерации о таможенном деле порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, порядок их таможенного оформления и применения иных таможенных процедур, порядок таможенного контроля, обложения таможенными платежами и их уплаты, а также порядок предоставления таможенных льгот и пользования ими, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Понятие нарушения таможенных правил, как и любого другого административного правонарушения, раскрывается через его основные юридические признаки, такие как общественная опасность, противоправность, виновность и наказуемость деяния.
Кодекс РФ об административных правонарушениях (глава 16) в редакции Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 118-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Таможенный кодекс Российской Федерации», «адоптировавшего» главу 16 КоАП РФ к нормам Таможенного кодекса РФ 2003 г., содержит 23 вида составов нарушений таможенных правил. Правильная классификация нарушений таможенного законодательства в значительной степени зависит от четкой классификации различных видов административных правонарушений. Как показано в тексте курсовой работы, критерии классификации весьма разнообразны.
Состав нарушения таможенных правил, как и любого другого вида правонарушений, традиционен и включает в себя следующие элементы: объект нарушения таможенных правил, его объективную сторону как правонарушения, субъект нарушения таможенных правил и его субъективную сторону как правонарушения. Объектом нарушения таможенных правил являются охраняемые государством общественные отношения. Объективная сторона нарушения таможенных правил — это система предусмотренных нормами права признаков, которая включает в себя, прежде всего, противоправное действие или бездействие, а также наступившие при этом вредные последствия. В качестве субъекта нарушения таможенных правил может рассматриваться любое лицо (физическое или юридическое), которое подлежит ответственности за предусмотренные таможенным законодательством деяния (действия либо бездействия), связанные с нарушением правил, соблюдение которых входит в его установленные законом или иным нормативно-правовым актом обязанности в сфере таможенного дела. Субъективная сторона характеризуется виной и зависит от того, кто выступает в качестве субъекта правонарушения: физическое или юридическое лицо.
Производство по делам об административных правонарушениях включает несколько стадий: возбуждение дела и при необходимости — административное расследование, рассмотрение дела по существу, пересмотр постановления и решения в порядке обжалования и исполнение постановления и решения. Задачами производства по делам о нарушении таможенных правил являются всестороннее, полное, своевременное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законодательством, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выяснение причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
Возбуждение дела об административном правонарушении в области таможенного дела является начальной стадией производства по делу. Основной задачей данной стадии является констатация факта совершения административного правонарушения.
Административное расследование по делам о нарушении таможенных правил проводится в случаях, если после выявления административного правонарушения в области таможенного дела необходимо провести экспертизу или иные процессуальные действия, для чего требуется значительное время (ст. 28.7 КоАП РФ).
Рассмотрение дел о нарушении таможенных правил признается своею рода центральной в административном процессе. Характеризуется рассматриваемая стадия тем, что на основе всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности происходит оценка собранных доказательств и принятие решения по существу, что выражается в вынесении постановления. Многообразие ситуаций, возникающих при осуществлении правоохранительной деятельности, в том числе применительно к сфере реализации административной ответственности за нарушение таможенных правил, обуславливает наличие в административном законодательстве совокупности процессуальных норм, регламентирующих основания и порядок обжалования постановлений по делам о нарушении таможенных правил в связи с несоответствием содеянному назначенного наказания, о прекращении производства по делу при наличии одного из предусматриваемых в ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ оснований и др. Постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу и обязательно для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, самоуправления должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами.
Список использованных источников
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // Российская газета. 31.12.2001 г. № 256
2. Таможенный кодекс ТС от 2013 г. // СЗРФ. 2013.
3. Указ президента РФ от 10.01.2000 г. № 24 «О концепции национальной безопасности Российской Федерации»
4. Собрание законодательства РФ. 2014 г. № 34. Ст. 3533
5. Бушуев И. А. Административная ответственность за нарушение таможенных правил по российскому законодательств — М., 2012 г., 85 с.
6. Гравина А. А. и др. Таможенное право — М., 2012 г., 688 с.
7. Злобин И. Я., Мячин А. Н. Таможенное право: курс лекций — СПб, 2011 г., 536 с.
8. Источник: Таможня.ру http://www.tamognia.ru/news/new/1 579 661/
9. Моисеев Е. Г. Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза. — М.: Проспект, 2013 г.
10. Останин В. А. Таможенные риски: модель формирования и управления // Таможенное взаимодействие, экономические связи и правовое регулирование в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Таможенном союзе: сборник материалов международной научной конференции. — Владивосток: РИО ВФРТА, 2012.
11. Прокушев Е. Ф. Внешнеэкономическая деятельность. М.: Юрайт, 2013.
12. Тимошенко И. В. Административная ответственность за правонарушения в области таможенного дела — Ростов-на-Дону, 2011 г., 344с.
13. Трунина Е. В. Административная ответственность за нарушение, 2012 г.
14. Прокушев Е. Ф. Внешнеэкономическая деятельность. М.: Юрайт, 2013 г.
15. Халипов С. В. Таможенное право. — М.: Юрайт, 2011 г.
16. Чуватова И. С. Совершенствование деятельности таможенных органов по администрированию таможенных платежей в Российской Федерации / диссертация / Москва, 2011 г.
17. Таможенные правила в РФ — Саратов, 2002 г., 22 с.